Что является сферой философии. Кто же был первым Философом в мире? Место философии в духовной культуре общества

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие , так и мышление , как постигаемый Космос , так и постигающий его дух . Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида : «мыслить и быть - одно и то же» ). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика , метафизика , онтология , эпистемология , эстетика , этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём» В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления» .

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности» .

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости .

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», - это Гераклит :

Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона .

В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

Функции философии и формы философской деятельности

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

  1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
  2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
  3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

  1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
  2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
  3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
  4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
  6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
  7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Философия как образ жизни

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

  • Является ли философия наукой?
  • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
  • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия - один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез , роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности . Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго - выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

Нужно также отметить, что история философии - это гуманитарная наука , основной метод которой - толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

  • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм , то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
  • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии .

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

  • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
  • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Философия: за и против

Смысл и польза философии

Польза философии - формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии - народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков - это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были - этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

Критика философии

История философии

Американская философия
Латиноамериканская философия
Африканская философия
Австралийская философия

Философия индуизма
Индийская философия

Современные философские проблемы

Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке , 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H ) - тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.

Разделы философии

В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику , эпистемологию , этику , эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию . Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии , а отделение политической теории - к появлению политической философии .

Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

Общефилософские дисциплины

  • Метафилософия - философия философии.

Философия средств и способов познания

Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

  • Логика - философская дисциплина о формах правильного рассуждения. Отвечает на вопрос: «Каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».
  • Эпистемология (гносеология , теория познания), наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?».
  • Философия науки , в том числе философии отдельных наук
    • Философия биологии
    • Философия психологии
    • Философия социальных и гуманитарных наук
  • Философия сознания (философия ментальности, философия ума)

Теоретическая философия

Теоретическая философия - философские дисциплины, исследующие сущее.

  • Онтология - наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности . В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
  • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная - наука о началах бытия.
  • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)

Практическая философия

Практическая философия - философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

  • Этика - философия морали . В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки) , «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
    • Этика поступка
    • Социальная этика
      • Профессиональная этика
        • Юридическая этика (этика юриста)
    • Экономическая этика
  • Эстетика - философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
    • Философия искусства
  • Праксеология (прагматика , философия деятельности)
  • Философия образования
  • Политическая философия (философия политики)
  • Философия культуры
  • Философия экологии

Философские дисциплины или философские направления

Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

Философские теории идентичности

К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

  • Этнофилософия
  • Философия расы (философия расизма)
  • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
  • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
    • Светская философия (см. также: философская критика религии, атеизм , деизм , пантеизм).
    • Религиозная философия (см. также теологический рационализм).
  • Философия традиционализма (философия традиции)

Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

  • Философия мистики (философия мистицизма, мистическая философия, см. также эзотерика , мистицизм).
  • Герменевтика (философия понимания)
  • Семиотика (теория знака)
  • Ориентализм в философии (рецепция индийской и китайской философии).
  • Философия существования

Организация философии

  • Философские организации
  • Философское образование
  • Философские сочинения
  • Философские сайты

Сократ – первый философ в полноценном смысле слова. Так считает история, но обязательно ли быть знаменитым, чтобы быть философом? Человек размышляет над этим вопросом всю жизнь. Одни вопросы – глобальные, другие важны только для отдельного человека и носят временный характер. Но философствование формирует личность, даже если человек далек от представлений древнегреческих мыслителей.

Что такое философия

Философия – одна из форм общественного сознания. Она направлена на поиск решений основных вопросов мировоззрения и выработке цельного взгляда на устройство мира и месте человека в нем. Система взглядов, формирующих отношение человека к миру и самому себе.

Философ это профессия или состояние души?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться, кто такой философ. Это понятие имеет ряд определений, но остановимся на более понятном.

Философ – это человек, чей умственный труд направлен на поиски решения вопросов человеческой жизни. Личность, умеющая рассуждать, способна сформировать концепцию нового мировоззрения. Нельзя исключать факт, что человек, занимающийся вопросами мироздания, должен обладать особым складом ума и чувствовать несколько по-другому, чем это принято в обществе. Это состояние ума и восприятие мира, а не профессия. Профессия предполагает материальное вознаграждение, как эквивалент затраченных усилий. На первом месте у философа стоит улучшение человеческой жизни, вклад в развитие общества и государства, а не получение материальных благ.

Зарождение философии и первый философ

Философия, как и многие другие науки, вышла из древней Греции. Термин философии состоит из двух частей. Первая часть от слова «Филия», переводится как любовь «любовь», а другая – «София». Философия – любовь к мудрости. Книги и трактаты начинаются со времени античности. Ясперс ввел понятие осевого времени, сделав попытку разделить мифологическое мировоззрение и рациональное мышление. Датируемое Ясперсом время составляет 800-200 гг до н.э. Все учения того времени отличаются рациональностью и стремлением понять первопричину и основу существования. Вначале, философия представляла собой целостную науку. Но по мере ее развития стали формироваться другие науки. Структура философского знания включает в себя:

  • онтологию – науку о существовании;
  • гносеологию – теорию познания;
  • этику- учение о морали и правилах поведения;
  • эстетику – науку о прекрасном;
  • логику, изучающую законы, принципы и функции мышления;
  • аксиологию – учение о ценностях;
  • философскую антропологию, которая изучает человеческую природу и сущность;
  • – науку об обществе и о месте человека в нем;
  • историю философии – науку, описывающую предмет и суть философии в целом.

Хронологические эпохи философии:

  • древневосточные учения;
  • античная философия;
  • средневековая;
  • возрождения и нового времени;
  • современная.

Самые известные философы

Среди всех философов есть мыслители, чей вклад в науку был наиболее важным:

Философ Достижения
Парменид Он жил еще в досократовский период. Окружающие отмечали его неординарность и склонность к безумию. С момента его учений сохранилась поема: «О природе», в которой Парменид рассуждает над вопросами существования и познания. Он говорил, что вечно и неизменно и отождествляет его с мышлением. Небытия не существует, потому что о нем невозможно мыслить. Зенон Эллейский –главный ученик Парменида, но его труды оказали влияние и на Платона.
Аристотель Один из главных античных древнегреческих философов, самым прославленным учеником которого стал Александр Македонский. Аристотель вошел в историю как просветитель благодаря своей школе. Это первый ученый, создавший разностороннюю философскую систему. Аристотель – отец формальной логики. Учение о первопричинах стало центральным для философа. Ученый заложил основную концепцию пространства и времени.
Демокрит Атомист, полагавший, что атом есть основа всего существующего.
Анаксимандр О нем мало информации. Это ученик Фалеса Милетского ввел понятие айперона – бесконечной, беспредельной частицы
Марк-Аврелий Римский император отчасти стоик, проповедывающий идеи гуманизма. Разделял философию стоицизма, которая показала ему путь к счастью. Написал 12 книг на греческом, которые назвал: «Рассуждения о себе». Другая его работа «Медитации» посвящается внутреннему миру философов.
Ансельм Кентерберийский Философ, живший во времена Средневековья, внесший вклад в развитие богословия. Некоторые зовут его отцом схоластики. Использовав в своей центральной работе «Proslogion»» онтологические доказательства, привел нерушимые свидетельства существования Бога. Существование бога доказывало само его определение. Бог – нечто совершенное. Он творит вне человека и его мира. Одно из главных высказываний мыслителя «Верю, чтобы понять». Среди учеников и последователей наиболее известен – Фома Аквинский. За вклад в развитие божественного учения Ансельм был канонизирован, а его ученики продолжили развивать учение.
Спиноза Еврейский философ. С юности увлекался лучшими еврейскими мыслителями. За ортодоксальные взгляды и сближение с сектантами был изгнан из еврейской общины. Новаторские идеи Спинозы шли в разрез с общественным консерватизмом. Рационалист бежал в Гаагу, где давал частные уроки и шлифовал линзы. В свободное время писал труды. Одна из его работ «Этика» обрела известность только после смерти Спинозы от туберкулеза. В ней он попытался собрать воедино древнегреческое, средневековое, неоплатоновское учение, схоластику и стоицизм.
Артур Шопенгауер Стал живым доказательством того, что имея некрасивую внешность, пессимистический взгляд на мир, одинокую жизнь с матерью и котом, можно стать выдающимся мыслителем своего времени. Учение Платона и сформировали его яркие иррациональные идеи. Шопенгауер одним из первых мыслителей предпринял попытку соединить западную и восточную культуры. Уделял внимание человеческой воле. Знаменитое высказывание «Воля – вещь в себе». Воля определяет существование и оказывает на него влияние. Шопенгауер определил три способа достойной жизни: следование искусству, моральному аскетизму или философии. Утверждал, что искусство исцеляет душевные страдания.
Фридрих Ницше Некоторые упрекают Ницше в склонности к фашизму, что неверно. Националисткой была его сестра. Сам Фридрих был скептик не заботился о том, что происходит вокруг. Он создал самобытное учение, поставив под сомнения существующие моральные принципы, вероисповедание и нормы. Первая работа «Рождение трагедии», в которой он рассуждает о вопросах морали поставила общественность в ужас. Ввел понятие сверхчеловека, стоявшего в стороне от вопросов морали и этики, добра и зла. Мировоззрение Ницше легло в основу экзистенциализма
Джон Локк Английский философ, оставивший след в религии, теории государства и других науках. Начинал как преподаватель греческого и философии. Знакомство с Эшли Купером сыграло для него важную роль, поскольку после эмиграции в Голландию для него начался плодотворный творческий период. Основная его работа «Опыт о человеческом разумении». «Послание о веротерпимости» отражает взгляды Локка к на устройство церкви, вероисповедание и свободу совести.

Среди отечественных мыслителей можно отметить имена: Циолковского, Вернадского, писателя Льва Толстого, Николая Лосского, Владимира Ленина, Григория Зиновьева.

Философия и философы будут существовать в любой исторической эпохе, формируя новые концепции и дополняя старые. В этом есть ее глобальность и универсальность, как науки.

Философия Лавриненко Владимир Николаевич

Что такое философия? Вместо введения

Что такое философия?

Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX-XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы – материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т. е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии – философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.

Данный учебник подготовили:

Доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В. Н. Лавриненко – руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I-V);

Доктор философских наук, профессор Г. И. Иконникова (Разд. второй, гл. I-IX, XI, разд. четвертый, гл. VI);

Доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В. П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый);

Кандидат философских наук, доцент М. М. Сидоров (Разд. третий).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Античный город автора Елизаров Евгений Дмитриевич

Вместо введения. Определение понятий Истёкшие тысячелетия – это всегда хороший повод для подведения каких-то итогов. Уроки – вот, возможно, самое главное, что дарит нам уходящее время. Но эти уроки ещё нужно осмыслить…Оглянемся в прошлое. Какие самые главные ценности мы

Из книги Кухонная философия [Трактат о правильном жизнепроведении] автора Кригер Борис

Что такое кухонная философия? (Вместо предисловия) Кухонной философией презрительно именуют умничание по кухням, дилетантские взгляды, высказываемые простыми представителями рода человеческого, ищущими ответов на вечные вопросы философии, религии, политики, искусства.

Из книги Сверхчеловек говорит по-русски автора Калашников Максим

БАЛЛАДА О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ «Мы рождены Чтоб сказку сделать былью…» Из советского авиамарша 13 декабря 1969 года в английской газете «Guardian Weekly» почтеннейшая публика с жадным интересом читала сенсационную статью Виктора Зорзы «Спектр генетической «гонки

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Вместо введения Один из основных практических принципов первой части можно сформулировать так: «Не так важно что делать, как то, с какими мыслями и чувствами это делать». Т. е. вопрос формирования сознания один из ключевых в практической философии. Анализ проблем,

Из книги Сферы мироздания (Эволюционные связи, соотношения, перспективы) автора Бирюков А

ИСХОДНАЯ ПРОБЛЕМА (ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ) Сразу обозначим проблему, которая станет осью многих последующих рассуждений, а также явится истоком более широких вопросов и выводов. Эта проблема не укладывается в рамки традиционных философских концепций и потому, как правило,

Из книги Искусство Сновидения (перевод И. Старых и др.) автора Кастанеда Карлос

Из книги Философия как живой опыт автора Бахтин Николай Михайлович

Вместо введения Современность и фанатизм 1Отвлекаясь на время от частностей, попытаемся найти общий признак, которым отмечена ныне «жизнь идей» в ее целом. Замечательно, что мы не сумеем назвать какой-нибудь существенной конкретной тенденции или идеи, иерархически

Из книги Н. В. Гоголь автора Зеньковский Василий Васильевич

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ Литература о Гоголе, о его жизни и творчестве очень велика, но до сих пор мы не имеем цельного образа личности Гоголя, не имеем и удовлетворительного анализа его творчества, - не только художественного, но и творчества идейного. Последняя по времени книга

Из книги Гёте автора Свасьян Карен Араевич

Глава I. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ. ОРФИЧЕСКИЕ ПЕРВОПАРАДОКСЫ Есть два Гёте: Гёте извне, почитаемый и не читаемый, а если и читаемый, то по всем правилам кабинетно-филологического этикета, и Гёте изнутри - открытая книга, чтение которой равно непрерывному соавторскому риску. О

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Вместо введения Благодарный автор любезному другу своему – Денису Олеговичу Лобанову Можно ли научиться философии? А психологии?.. Вы видели когда-нибудь научающий учебник по этим дисциплинам? Такую книгу, по прочтении которой, с одной стороны, читатель становился бы

Из книги Запад. Совесть или пустота? автора Хайдеггер Мартин

Вместо введения …Начало всех великих действий и мыслей ничтожно. Великие деяния часто рождаются на уличном перекрестке или у входа в ресторан. Так и с абсурдом. Родословная абсурдного мира восходит к нищенскому рождению. Ответ «ни о чем» на вопрос, о чем мы думаем, в

Из книги Григорий Сковорода автора Табачников Исай Аронович

автора Коллектив авторов

Из книги Ф. М. Достоевский: писатель, мыслитель, провидец. Сборник статей автора Коллектив авторов

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

Критерии правопонимания: вместо введения Правопонимание относится к числу таких философско-правовых категорий, которые определяют не только специфику юридических теорий «среднего уровня» (теория правовой нормы, правоотношения, правонарушения и т.д.), но и такие

Из книги Творческая личность художника автора Басин Евгений Яковлевич

Вместо введения Для того чтобы целенаправленно воспитывать творческую личность необходимо знать как механизмы, ее формирующие, так и особенности структуры. Художник является наиболее благодатной моделью для такого изучения.Мы попытаемся на примере анализа личности и

Здравствуйте, дорогие читатели!

Предмет философии, основы, определение, функции, история, понятия, нерешенные проблемы, гносеология, эмпиризм, рационализм и другие важные вопросы философии. Это тема для серии статей, которые я подготовила специально для современных, прогрессивных, крайне занятых моих читателей. Все статьи – краткие и вмещают информацию в концентрированном виде.

Я знаю, как все мы втиснуты в сжатые сроки наших проектов, срочных личных дел, различного рода непредвиденных обстоятельств. И при таком нашем ритме мы всё равно не оставляем надежды на то, что всё-таки удастся выкроить время, чтобы больше узнать, больше прочитать…

Специально для тех, кто очень занят, но хочет больше знать, я уже готовила цикл статей по теме «Современное искусство». Данный цикл статей будет посвящен теме «Философия: история, основные понятия и проблемы философии».

Из данной, 1-й статьи цикла, Вы узнаете о том, что изучает философия, какие основные вопросы философии остались до сих пор открытыми.

Здесь список всех статей цикла: Философия Нового времени Классическая немецкая философия Русская философия Философия эпохи Просвещения Философия конца 19 – начала 20 веков Философия 20 века

Предмет философии

Предметом изучения философии является всё сущее в мире. Целью философии не определить внешние границы между всеми составляющими мира, а определить их внутренние связи и единство между ними.

Целью философии является увлечение человека самыми совершенным ценностями, высшими идеалами, выведение его из обыденной сферы, придание его жизни истинного смысла.

Главная цель философии — найти смысл бытия и высшее начало.

Другие полезные статьи:

Определение философии

Философия –это наука о познании мира и человека, о познании всеобщих законов развития мира и общества, о познании и объяснении нравственных ценностей и смысла бытия, о познании самого процесса познания.
Философия с давних времен ищет ответы на вопросы: «Что есть истина?», «Можно ли познать мир?», «Первично сознание или материя? », «Что есть Человек?», «Есть ли Бог? », «Зачем мы живем?» и другие.
Слово «философия » происходит от древне-греческих слов phileo – люблю и sophia – мудрость. Философия в буквальом переводе означает – любовь к мудрости.

Разделы философии

Философия включает разделы:

  • Онтологию или метафизику — учение о бытии мироздания;
  • Гносеологию — учение о познании;
  • Логику — учение о мышлении;
  • Этику — учение о морали;
  • Эстетику — учение о прекрасном;
  • Социальную философию и философию истории — учение об обществе;
  • Философскую антропологию — учение о человеке;
  • Историю философии.

Фундаментальные проблемы философии

К фундаментальным проблемам философии , не решенным до сих пор, относятся:

  • проблема бытия — смысл бытия человека, отношение человека к Богу, идея души, ее смерти и бессмертия;
  • проблема познания — может ли наше мышление познать мир объективно и истинно;
  • проблема ценностей — нравственности и эстетики,
  • проблема диалектики — мир статичен или меняется.
  • проблема сущности пространства и времени.

Фундаментальные вопросы философии

В современной философии остаются неразрешенными такие фундаментальные вопросы : Первичен дух или материя? Есть ли Бог? Бессмертна ли душа? Мир бесконечен или конечен, как развивается Вселенная? Что есть Человек, в чем сокровенный смысл истории человечества? Что такое истина и заблуждение? Что есть добро и зло? и другие.

Функции философии

Философия выполняет такие функции:

  • Мировоззренческую функцию — отвечает за понятийное объяснение мира;
  • Методологическую функцию — отвечает за наиболее общие методы познания действительности;
  • Прогностическую функцию — отвечает за формулирование гипотез о тенденциях развития сознания и материи, мира и человека);
  • Критическую функцию — отвечает за принцип «подвергать всё сомнению»;
  • Аксиологическую функцию — отвечает за оценку объекта, который исследуется, с разных точек зрения: нравственной, социальной, эстетической и т. д.);
  • Социальную функцию — отвечает за выполнение двуединой задачи – и объяснение социального бытия, и помощь в его материальном и духовном изменении).

В следующей статье мы рассмотрим вопрос, когда и где зародилась философия. Я коротко расскажу об истории появления и достижениях философской мысли в Древней Греции .

Надеюсь статья Вам понравилась по теме «Предмет философии, основы, определение, функции, история» и Вы захотите более глубоко изучить эту невероятно красивую, завораживающую и полезную область знаний человечества! Уверяю Вас, философия может стать очень полезной для Вас, вплоть до того, что Вы пересмотрите систему своих ценностей и целей.

Очень рекомендую Вам эти 2 статьи по философии с видео лекциями современного философа , в которых он рассказывает о практических советах древнегреческих философов, которые очень помогут Вам в жизни не делать лишних телодвижений и бесполезных действий:

Вот одна из лекций «Как правильно жить — мудрые советы философов Древней Греции» :

Желаю всем вдохновения, всегда позитивного настроя и много сил для всех Ваших планов!

Что такое философия?

философия школа методология античная

Филосомфия (др. - греч. цйлпупцЯб, дословно - "любомудрие", "любовь к мудрости") - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы "Познаваем ли мир?", "Существует ли Бог? ", "Что такое истина?", "Что такое хорошо?", "Что есть Человек?", "Что первично - материя или сознание? " и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна (англ.) русск. и философии кино (англ.) русск.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

Каждый социализированный нормальный человек обладает жизненно-практическим миропонимание. Как правило, оно складывается стихийно, опираясь на опыт предыдущих поколений. Однако бывает, что человек сталкивается с проблемами, с которыми это его мировоззрение не справляется. Для их решения может оказаться нужным более высокий, критико-рефлексивный уровень мировоззрения. На этом уровне находится философия.

Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён - философия изучает всё, в том числе и саму методологию познания (в рамках эпистемологии). В рамках учений разных философских школ, образовавшихся за время существования философии, можно дать разные определения того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени.

С другой стороны, у философии существует важный объединяющий принцип - любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, тем не менее строится рационально: осмысленно, в соответствии с некими принципами мышления, например, логикой. Рациональность рассуждения отличает философское мышление от мифологического мышления и религиозного мышления, в котором подразумевается супранатурализм и сверхъестественное, то есть иррациональное. Это, однако, не означает, что философия не может существовать параллельно, например, с религией. Напротив, распространены ситуации, когда какая-нибудь религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрыты каноном этой религии. Например, древнеиндийская философия истолковывала Веды, а средневековые философы Европы (Блаженный Августин, Фома Аквинский и другие) истолковывали Библию. Распространены также случаи, когда философское мышление использовалось для попыток доказать справедливость какой-нибудь религии или же, в более общем смысле, доказать существование Бога. Например, апологеты старались рационально обосновать христианство.

Помимо логики ещё один приём философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ (англ.) русск. этих концепций в рамках своей новой парадигмы. Например, знаменитая работа Иммануила Канта, "Критика чистого разума" содержит критический анализ концепций рационализма и эмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

Вместе с этим расплывчатость определения философии является её характерной особенностью и отделяет философию от наук. Если философам в какой-то области удаётся совершить прорыв, обнаружив эффективную методологию познания, то эта область обычно отделяется от философии в самостоятельную дисциплину. Так, успешное применение научного метода познания к различным классам природных объектов окончательно отделило от философии часть натурфилософии, которая впоследствии распалась на вереницу естественных наук. Например, Исаак Ньютон написал свою фундаментальную работу "Математические начала натуральной философии", будучи, по его собственным представлениям, философом, а в настоящее время известен как физик и математик. Вся англоязычная наука до сих пор сохраняет следы своего родства с философией, например, в том, что во всех её дисциплинах высшая учёная степень носит название "Доктор философии".

По мнению Ленина, высказанному в его труде "Материализм и эмпириокритицизм", "за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счёте выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела… являются материализм и идеализм

Дальнейшая конкретизация определения философии переходит к описанию её различных отделов. Философия подразделяется по двум основным измерениям: по предметам изучения и по "типам", то есть по различным школам и концепциям.

Первое измерение выделяет области применения философии. Разумеется, провести такое деление можно по-разному. Одной из наиболее крупных таких сегментаций является разделение философии на метафизику (вопросы бытия, существования), эпистемологию (вопросы познания) и аксиологию (вопросы ценностей и морали) . Иначе, в более классическом варианте, помимо трёх областей, перечисленных выше, в отдельные предметы выделяются также логика (совершенствование рационального философского аппарата) и история философии (критический анализ (англ.) русск. философских концепций прошлого). К Аристотелю восходит разделение философии на теоретическую, практическую и поэтическую (творческую).

Второе измерение выделяет различные философские школы и методологии. Наиболее крупным таким разделением является, например, выделение в отдельный сегмент всей западной философии, то есть совокупности античной философии и всех философских школ и направлений, впоследствии возникших в Западной Европе и в США, включая, например, немецкую классическую философию, французскую философию и др. Исторически, вследствие языковых и пространственных барьеров, различные философские школы оказывались локализованными внутри конкретных стран и народов, как, например, древнегреческая философия, китайская философия или немецкая философия. Начиная с ХVII века с постепенным развитием глобализации национальные и географические различия стали играть меньшую роль, и различные философские течения, становясь интернациональными, стали получать названия, не привязанные к географии и к культуре, как, например, марксизм, экзистенциализм, и другие. Вместе с этим на сегодняшний день сохраняются некоторые культурно-языковые различия, формирующие различные философские направления. Одним из важнейших таких разделений является разделение современной философии на континентальную философию, включающую в себя главным образом работы французских и немецких современных философов, и аналитическую философию, которая преимущественно развивается в англоязычных странах

Начиная с античности, философия получает универсальное значение особого жизненного пути, принадлежность к разным философским школам требует от адептов приверженности разным жизненным стилям.