Митрополит алексий 14 век. Святитель алексий, митрополит московский и всея россии

В еликий светильник земли Русской святитель Алексий, митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощений, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.

Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей. Русская земля была раздроблена на отдельные враждующие княжества, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.

В это тяжелое время единственная сила, скреплявшая русский народ в одно целое, была Святая Православная Церковь. Из недр ее возникли великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями. Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник - святитель Алексий, и «Игумен земли Русской»-преподобный Сергий Радонежский.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328-1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»).

Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города. Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился. Но вокруг никого не было.

С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.

В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий.

Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия.

В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского.

Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (+1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником. Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.

Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на Московской митрополичьей кафедре.

В 1354 году он совершил путешествие в Константинополь и получил там от Патриарха Филофея благословение и утверждение на кафедру митрополита Киевского (фактически Московского) и всея Руси.

На обратном пути из Константинополя корабль, на котором возвращался святитель Алексий, попал в сильную бурю, но, по молитвам святителя, плавание прошло благополучно. Святитель дал обет построить храм во имя того святого, память которого придется в день благополучного возвращения. Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 году был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия- преподобный Андроник.

Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей, примером для которых была обитель Святой Живоначальной Троицы, основанная Преподобным Сергием.

Слава о мудром святителе и молитвеннике далеко распространилась за пределы России. В 1357 году хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу (1353 -1359) требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. «Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне - я разорю огнем и мечом твою землю»,- передал хан великому князю.

Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно,- он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,- сказал святитель Алексий,- но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,- не презрит Он молитвы веры».

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святитель взял часть этой свечи и отправился в Орду.

Еще до прибытия святителя Алексия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайдулу, и та тотчас прозрела. Хан и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех. В этом монастыре святитель завещал себя похоронить.

После смерти Джанибека святителю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Бердибеком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле.

Великий печальник Русской земли святитель Алексий не побоялся идти в Орду на угрожавшую ему смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана заверение о мире для христиан.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича (+1359) святитель Алексий был духовным наставником десятилетнего благоверного князя Димитрия - наследника великокняжеского престола.

Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении Российской паствы и духовном ее просвещении. С этой целью он восстановил в Москве прежние обители и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и Зачатьевскую (где подвизались две его сестры - игумения Иулиания и монахиня Евпраксия). Им также были основаны обители - Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире.

Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Митрополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сергия как «Игумена всей Русской земли».

Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года и был погребен, согласно завещанию, в Чудовом монастыре.

Выдающийся Первосвятитель Русской Церкви оставил потомкам великое сокровище - собственноручно написанное Евангелие, переведенное им с греческого языка. Это Евангелие благоговейно хранилось в Чудовом монастыре несколько столетий.

Более чем через 50 лет честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, когда крыша деревянного храма, в котором был погребен святитель Алексий, во время Божественной литургии обрушилась. Никто из молившихся и служивших не пострадал. Когда стали возводить фундамент нового, каменного храма, то обнаружили его нетленные мощи, которые положили в Благовещенском приделе нового храма.

В течение всей истории России святитель Алексий почитался как великий заступник и молитвенник Земли Русской. Благодарные потомки заботились об украшении его раки. В Чудовом монастыре был построен храм в честь святителя Алексия. В этот храм святые мощи были торжественно перенесены в 1485 году.

В настоящее время мощи святителя Алексия почивают в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист Святителю.

В конце XVI века при царе Феодоре Иоанновиче было установлено празднование в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы (5/18 октября). Позднее, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, перед Святейшим Синодом в число поминаемых в этот день Московских святителей вошел святитель Филипп, а с 1913 года священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

Митрополит Алексий Московский был покровителем державы и правящей династии. В этой статье Вы найдете житие и иконы, посвящённые Святителю.

Митрополит Алексий Московский чудотворец

В сердце Кремля, в величественном – древней усыпальнице московских святителей вдумчивый богомолец, вспоминающий о начале Московской Руси не найдет одной могилы – одно имя выпадает из общей череды. Это имя митрополита Московского Алексия.

Здесь покоятся его непосредственные предшественники митрополиты Петр и Феогност, преемник – митрополит Киприан, чей путь на русскую митрополичью кафедру был особенно тернист и сложен, и многие другие, но чтобы молитвенно поклониться мощам святителя Алексия, нам придется отправиться в другой храм – в Богоявленский (Елоховский) собор. Туда, где рядом со своим небесным покровителем ныне покоится и .

Святитель Алексий – не тот человек в истории Русской Православной Церкви, рассказ о котором можно уместить в двух словах или даже в рамках одной статьи. Его жизнь так наполнена драматическими событиями, что они могли бы составить канву захватывающего приключенческого романа, в котором нашлось место всему: путешествиям, пленению, политике, интригам, войнам и чудесам.

На духовном небосклоне святой Руси фигура святителя Алексия как звездами окружена целым сонмом святых не меньшей величины. Те, с кем он соприкасался практически ежедневно, также прославлены Церковью каждый по своим заслугам. , святые благоверные и супруга его Евдокия, в иночестве Евфросиния…

Но кроме духовного, наша история имеет и другие измерения. Жизнь и деятельность святителя Алексия дает нам богатую пищу для размышлений в разных направлениях, поскольку, обращаясь к его личности, мы видим не только святого, монаха, подвижника, архиерея, но и, цитируя современную «Православную энциклопедию», государственного деятеля, дипломата.

Чтобы понять, в какой ситуации пришлось действовать митрополиту Алексию, нужно вспомнить расстановку сил на тогдашней политической арене. Московское княжество еще слабо, с одной стороны оно подчинено Орде, с другой ему постоянно угрожают соседи: Суздальские и Тверские князья.

Стремительно набирает силу княжество Литовское, чьи правители, не оставляя язычества, умело лавируют между Православием и Католичеством, раскалывая русскую митрополию ради собственной выгоды. Кроме того, Русская Церковь не самостоятельна в своих решениях: всё приходится делать с оглядкой на куда московских архипастырей постоянно вызывают для решения спорных вопросов.

Обстановка очень динамична: смерть одного из князей порождает волну претензий и усобиц между другими. Политические весы постоянно качаются, слабеет то одна, то другая сторона: интриги и политическая нестабильность в Византии влечет за собой нестроения на Руси, т.к. два враждующих Патриарха могут поставить на престол разных претендентов.

Ослабление Орды и раздоры среди ханов казалось бы должны сыграть на руку московским князьям, но этим пользуется в первую очередь литовский князь Ольгерд. Бывшие враги завтра становятся кровными родственниками, а родственники – кровными врагами. Человеческий фактор очень силен, и духовному владыке невозможно не принимать чьей-то стороны. Митрополит Алексий сумел сделать свой исторический выбор, еще при жизни своей став покровителем державы и правящей династии.

Высокая судьба, ему, первенцу знатных кровей, сыну боярина Федора Бяконта и его жены Марии, казалось, уготована от рождения. Перебравшись из Чернигова в Москву, семья будущего первосвятителя заняла заметное место среди московского боярства. Младшие братья святителя Алексия стали родоначальниками знаменитых родов Фофановых и Плещеевых. Крестным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита).

По преданию, Господь Сам призвал будущего первосвятителя, во сне пообещав ему, увлекавшемуся ловлей птиц, сделать его «ловцом человеков». Так в возрасте около двадцати лет юноша принял постриг в одном из московских монастырей. Был ли это, как свидетельствует житие преподобного Сергия Радонежского, Богоявленский монастырь в в Загородье (современный Китай-город), достоверно неизвестно, но вероятно тогда инок и познакомился со старшим братом преподобного Сергия Стефаном.

Через много лет, инок Алексий привлек внимание Великого князя Семена Ивановича и митрополита Московского Феогноста, получил назначение на Владимирскую кафедру и вскоре еще при жизни митрополита Феогноста стал считаться его преемником.

Почти год митрополит Алексий дожидался в Константинополе настольной патриаршей грамоты, которая бы официально сделала его митрополитом Киевским и всея Руси. Вскоре ему придется снова возвращаться сюда и подтверждать свои права в споре с литовцем митрополитом Романом, ставленником князя Ольгерда. Не умолчим о том, что в любую поездку, в Константинополь ли, в Орду ли, с пустыми руками никто не отправлялся.

Князь Ольгерд, один из лучших военачальников своего времени, был сильным и опасным соперником православной Москвы. Московский летописец с восхищением отмечал, что этот князь «не пил вина, ни пива, ни кваса, имел великий разум и подчинил многие земли, втайне готовил свои походы, воюя не столько числом, сколько умением». Крестился Ольгерд, по преданию, только на смертном одре, хотя если верить немецким историческим источникам, так и умер язычником.

Именно Ольгерд убедил вернувшегося из ссылки Патриарха Каллиста поставить Романа митрополитом для православных епархий Великого княжества Литовского. В случае отказа литовский князь грозил принять католичество. Именно из тех времен растут горькие корни сегодняшней религиозной ситуации на Украине.

Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Часто приходилось митрополиту Алексию бывать и в Орде. Особо известен эпизод исцеления им ханши Тайдулы от глазной болезни. С Ордой святитель всегда стремился поддерживать ровные дипломатические отношения, для ханов же это означало только одно: постоянные подношения и непременная выплата дани.

Управляя своей митрополией, святителю Алексию приходилось много путешествовать и не раз рисковать жизнью. В 1359 году во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправился в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостию Божией святителю удалось бежать в Москву.

Одной из главных заслуг митрополита Алексия стала его опека над осиротевшим Великим князем Дмитрием Иоанновичем, примирение его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Дмитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Дмитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Дмитрия Константиновича. Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных и достойных , чей пример особенно востребован в наши дни.

Справедливости ради надо сказать, что потомки Дмитрия Донского не сохранили между собой мира и вели порой жесточайшую борьбу за власть. Думается, одной из причин конфликта стало то, что Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, оказавшись в плену в Орде, бежал оттуда благодаря князю Ольгерду, который потребовал чтобы наследник Московского престола женился на его дочери. Так литовское влияние проникло в самое сердце великокняжеской семьи и принесло печальные плоды.

Но это случится позже. Пока же Ольгерд, ведущий борьбу с немецкими рыцарями, использует походы на московские земли в качестве легкого пути сбора необходимых для продолжения войны средств. Литовцы огнем проходят по Московской Руси, и в 1368 году осаждают саму Москву. Вместе с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским в осажденной Москве находился и митрополит Алексей. Через два года литовцы снова придут под стены Кремля, но, к счастью, снова не возьмут города.

Будучи регентом при малолетнем князе Дмитрии Московском, митрополит Алексий последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять Орде. Не раз посланником митрополита Алексия к князьям становился ни кто иной, как сам Сергий Радонежский, выполнявший трудные дипломатические поручения. Иногда политика требовала очень жестких решений. Так, приглашенного в 1368 году в Москву князя Михаила Александровича Тверского с ведома митрополита Алексия заключили в темницу, хотя прежде князю была обещана неприкосновенность.

Тем не менее, политика Москвы дала свои плоды: государство крепло и развивалось, а бесконечное соперничество князей уходило в прошлое.

Не будем идеализировать отношения святителя Алексия и Великого князя Дмитрия: не во всем они были одинаково единодушны. Предчувствуя кончину, митрополит Алексий желал видеть на первосвятительском месте достойного преемника и надеялся, что им станет Сергий Радонежский, но тот категорически отказался.

Дмитрий Донской имел на этот счет свои планы и, не смущаясь противодействием и осуждением со стороны духовенства, продвигал к первосвятительскому престолу своего ставленника, наскоро постриженного в монахи священника Митяя. Митрополит Алексий не благословлял выбора князя, считая, что епископом может быть лишь инок, прошедший все ступени монастырской жизни.

Великий князь Дмитрий Донской, воспитанный одним святым, долго не смирится с назначением московским митрополитом другого будущего святого – митрополита Киприана. Так история Руси дает нам удивительный урок: человеческие страсти, надежды и упования пред лицем Господа словно выцветают, являя миру совсем другие свои стороны, как на амальгаме проявляя скрытые доселе достоинства и добродетели.

Конечно, наш рассказ о святителе Алексие не полон. Мы не успели рассказать о его вкладе в развитие и укрепление монашеской жизни на Руси, о его письменном наследии. Интересно, например, что в одной из проповедей святитель, обращаясь к пастве вполне по-современному призывал ее к благоговейной тишине в храме…

Надеемся, наш рассказ хоть немного приподнимет перед читателем полог прошлого, и за суховатыми и высокопарными словами житий мы увидим не только сильного духом, талантливого архипастыря, правившего церковным кораблем, но умелого государственного кормчего.

Вы прочитали статью Святитель Алексий Московский: житие, молитва, икона . Читайте также:

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Митрополит Алексий

Митрополит Алексий

Долгие годы подлинным правителем княжества при юном князе Дмитрии Ивановиче оставался митрополит Алексий. Он был опытен, мудр и умело оберегал юношу от опасностей, пользуясь уважением и поддержкой московского боярства и горожан. Благодаря ему в эти тревожные годы, несмотря на неудачи, значение Москвы не упало в глазах Золотой Орды. Митрополита там особенно почитали после знаменитого «чуда Тайдулы». В 1357 г. Алексия позвали в Орду к больной ханше Тайдуле, жене хана Джанибека. Перед отъездом Алексия в церкви Успения произошло чудо – сама собой загорелась свеча. Митрополит привез свечу в Орду, и ее свет исцелил Тайдулу. Около 1360 г. под Москвой, на самом тракте в Орду, митрополит Алексий основал Андроников монастырь, названный по имени первого игумена, ученика Сергия Радонежского монаха Андроника. Славу монастырю принесли не чудеса, а необыкновенно красивый белокаменный Спасский собор и имя гениального мастера Андрея Рублёва, который расписывал его. Здесь около 1430 г. Андрей Рублёв и был похоронен рядом со своим другом, иконописцем Семеном Черным.

В 1378 г. 85-летний Алексий умер. Он стал вторым после митрополита Петра московским святым. После смерти Алексия в церкви начались раздоры. Многие годы ставленник князя Дмитрия митрополит Митяй боролся с болгарином, митрополитом Киприаном, рукоположенным и присланным на Русь греками, которые хотели объединить разобщенные политической смутой православные церкви Киевского, Литовского и Владимирского княжеств. Но такое единение под властью Константинополя уже не отвечало интересам Москвы – она шла своим путем. Поэтому московский князь делал все, чтобы Русская Православная церковь не была единой. Вернее, он хотел, чтобы она объединилась под началом московского митрополита, да и то назначенного с его, князя, одобрения. Поэтому Дмитрий глумился над святителем Киприаном, дважды «вышибал» его с позором из Москвы. Тот смог утвердиться в столице только после смерти Дмитрия Донского в 1390 г.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Иван II Красный и митрополит Алексий Ивана II Ивановича, за красоту прозванного Красным, летописец назвал «христолюбивым, и тихим, и милостивым», хотя при нем московская политика оставалась по-прежнему жестокой и кровавой. 3 февраля 1357 г. неизвестные убили московского

Из книги История России в рассказах для детей автора

Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года Бог, посылая несчастья на наших предков, посылал им также и утешителей, которые облегчали их страдания и иногда даже спасали их от новых бедствий. Этими утешителями были по большой части Его святые служители, то есть митрополиты,

Из книги Святой Димитрий Донской [Илл. Сергей Михайлович Гончаров] автора Воскобойников Валерий Михайлович

Митрополит Алексий Митрополит Алексий слыл на Руси чудотворцем. Мудрый и крепкий верой, не раз спасал владыка Русь от жестокостей Золотой Орды. Про его чудесные деяния ходило немало историй.Рассказывали, что в двенадцать лет привиделся будущему владыке чудный сон.

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Святой митрополит Алексий 1340-1359 годы Бог, посылая несчастья на предков наших, посылал им также и утешителей, которые облегчали страдания их, а иногда даже спасали от новых бедствий. Этими утешителями были по большей части святые служители его - митрополиты, епископы,

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§3. ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ В СЕРЕДИНЕ XIV в. МИТРОПОЛИТ

автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Раздробленне Северо-Восточной Руси. Великий князь Михаил Ярославич Тверской. Московский удел. Великий князь Юрий Данилович. Смерть трех русских князей в Орде. Иван Калита и митрополит Петр. Возвышение Москвы. Симеон Гордый. Иван Красный и митрополит Алексий. Литва,

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 3 Тверь. Ярослав Ярославич, его сын и внук. Щелкан. Дмитрий Иванович и митрополит Алексий. Мамай. Куликовская Битва и ее значение для судеб Руси и Европы. Тохтамыш. Своекорыстная позиция рязанских и нижегородских князей. Завещание Дмитрия Донского. Великий князь

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ – РУССКИЙ РИШЕЛЬЕ После смерти великого князя Ивана Красного московские бояре образовали при юном князе Дмитрии свое правительство. Митрополит Алексий, вернувшийся в это время из литовского плена, вскоре фактически встал во главе Московского

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1357 Митрополит Алексий и чудо Тайдулы Возможно, что князь Иван действовал бы и резче, но нрав его смягчал московский митрополит Алексий – человек образованный, умный и дальновидный. Он пользовался огромным авторитетом в народе и у великого князя. Когда в 1359 г. Иван Красный

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Возвышение Москвы как центра национального объединения русских княжеств объяснялось в русской историографии ещё с начала XIV в. особым географическим положением Москвы (она защищена была лесом от врагов, река Москва соединяла её с

автора

2.5.1. Духовный наставник Дмитрия Донского митрополит Алексий В условиях монголо-татарского ига русский народ сохранил верность православному христианству. Татары приняли ислам. Они не навязывали мусульманства покоренным народам, но стимулировали переход этих народов

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Должность занимали одну и ту же, а жизненный финал получился разным.Макарий родился в 1482 г., воспитывался в Пафнутьевском Боровском

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.1. Патриарх всея Руси Алексий II С конца XVI до начала XVIII в. в Московском царстве было 10 патриархов. В советское время Алексий II стал пятым, считая от патриарха Тихона, избранного на свой пост осенью 1917 г. Алеша Ридигер. 1940 г.Алексей Михайлович Ридигер, более известный как

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Митрополит Алексий (90-е годы XIII века - 1378) У известного боярина Федора Бяконта было пятеро сыновей. Первый из них родился в 1299 году. Его назвали Елевферием. Согласно легендам, новорожденного крестил Иван Данилович, тогда еще мальчик. В двадцатилетием возрасте сын

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

Из книги От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке автора Григорьев Протоиерей Дмитрий

Святитель Московский Алексий

Святитель Алексий, митрополит Московский, всея России чудотворец , родился в 1292 (по другим данным, в 1304) году в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выехавшего на службу из Черниговского княжества. Семейство будущего святителя занимало видное место среди московского боярства. Боярами были его младшие братья - Феофан-Даниил и Александр Плещей. Крестным отцом святителя Алексия стал княжич Иоанн I Данилович Калита. При крещении младенцу дали имя Елевферий.

В раннем возрасте его отдали учиться грамоте. Согласно житию, еще в отрочестве он начал мечтать о монашеской жизни. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он расставлял в поле сети для ловли птиц. В это время отрок уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что услышал. С того времени он стал много думать, что бы мог значить этот голос. Возлюбив Бога с юных лет, он оставил родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Господу Иисусу Христу, пришел в московский Богоявленский монастырь. Здесь, как свидетельствует Житие преподобного Сергия, на двадцатом году жизни он был пострижен в монашество. При пострижении ему дали имя, которое он слышал в сонном видении, - Алексий.

С того времени до сорокалетнего возраста святитель Алексий неустанно молился, трудился, постился, упражнялся в других иноческих подвигах. Об этом периоде его жизни известно, что он «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона пройде». Алексий имел общение с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого он был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста, переселился на митрополичье подворье и начал вести судебные дела Церкви. Как предполагают, в этот период он выучил греческий язык.


Святитель Алексий, митрополит Московский, всея России чудотворец.
Роспись южной стены Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

6 декабря 1352 года Алексий был посвящен во епископа города Владимира-на-Клязьме. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах великого княжества Московского была весьма велика. Владыка Феогност (†1353) еще при жизни благословил Алексия «в свое место митрополитом», а великий князь Симеон Иоаннович Гордый духовной грамотой утвердил будущего митрополита советником своей семьи и своих младших братьев - князей Иоанна II Красного и Андрея Иоанновичей. В 1353 году для получения согласия Вселенского патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия в митрополиты в Константинополь было направлено посольство, вернувшееся в Москву с сообщением о согласии Константинопольского патриарха Филофея. Святитель Алексий отправился для посвящения в Константинополь, где он провел около года. Согласно патриаршей грамоте от 30 июня 1354 года, святитель Алексий, не являясь греком, был возведен в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. К тому времени фактическим местом пребывания русских митрополитов стала Москва.

После возвращения из Константинополя святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и поставил епископов в Ростов, Рязань, Смоленск и Сарай. Но уже через год после возвращения - осенью 1355 года - ему пришлось вновь отправиться в Константинополь из-за споров вокруг неправомерных посвящений на Киевскую митрополию и о разделе митрополии. Патриарх Каллист дал святителю Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». После подтверждения патриархом прежних условий зимой 1355/56 года святитель вернулся на Русь. На обратном пути он попал в бурю на Черном море и дал обет в случае спасения основать монашескую обитель. Во исполнение обета святитель Алексий создал под Москвой Спасо-Андроников монастырь.


Спасо-Андроников монастырь. Фото 1883 г.

Митрополит Алексий сподобился от Господа дара чудотворений. Согласно преданию, в августе 1357 года святитель исцелил Тайдулу, ослепшую жену ордынского хана Джанибека. Никакие врачи не могли вернуть ей зрение, и она решила обратиться к святителю Алексию, о котором слышала как о святом муже. В Москву явились ханские послы с письмом к великому князю. «Мы слышали, - писал Джанибек, - что есть у вас служитель Божий, который если о чем попросит Бога, то Бог слушает его. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю». Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана. Любовь к Отчизне и Святой Церкви не позволяла отказаться от исполнения воли грозного хана. Но как принять на себя такое тяжелое дело? «Прошение и дело сие превышают меру сил моих, - говорил святитель князю, - но я верю, что Тот, Который дал прозреть слепому, не презрит молитвы веры».

Святитель начал готовиться в путь. Со всем клиром совершил он молебствие перед иконой Божией Матери и перед ракой святителя Петра, почитание которого широко распространилось в годы правления митрополитов Феогноста и Алексия. Во время молебна внезапно на глазах у всех сама собой зажглась свеча при гробе святителя. Митрополит Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее вместе с освященной водой для совершения нового молебствия в Орде. Святитель отслужил над болящей молебен с чудесной свечой, окропил жену хана святой водой, и Тайдула стала видеть. Признательный хан подарил святителю перстень, а Тайдула выдала ему ярлык, датируемый ноябрем 1357 года, согласно которому Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. Святитель, совершив чудо, возвратился на родину, а Тайдула потом не раз еще ходатайствовала за Русь.

Пока великий князь Димитрий Иоаннович не был совершеннолетним, митрополит Алексий фактически управлял великим княжеством Московским и добивался его возвышения как духовного и политического центра Руси.


Святитель Московский Алексий.
Иконописная мастерская Троице-Сергиевой Лавры

Заслугой святителя Алексия является основание и возобновление целого ряда монашеских обителей. Владыка придавал большое значение созданию общежительных монастырей. В конце 1376 - начале 1377 гг. он благословил учредить общежитие в обители преподобного Сергия. Произошло это при таких обстоятельствах. В Троицкую обитель прибыли из Константинополя посланцы Вселенского патриарха. Поклонившись игумену, они сказали: «Патриарх Константинопольский кир Филофей благословляет тебя». Затем гости передали преподобному Сергию подарки патриарха - крест, параман и схиму - и патриаршее послание. Преподобный спросил посланцев: «Не к другому ли кому вы посланы? Кто я, грешный и недостойный, чтобы мне получать дары от патриарха?» - «Нет, отче, - ответили они, - мы не ошиблись относительно тебя, святой Сергий. Мы посланы именно к тебе». Старец поклонился им до земли, пригласил их на трапезу и, хорошо угостив, повелел братии устроить посланцев Константинопольского патриарха в обители. Сам же отправился к митрополиту Алексию, чтобы рассказать о приезде греков. Святитель повелел прочитать послание, в котором были такие слова: «Услышав о твоей добродетельной жизни в Боге, мы горячо возблагодарили и прославили Создателя. Одного правила вам недостает - у вас не устроено общежитие. Ты знаешь, Преподобный, что сам богоотец пророк Давид, все исследовавший своим разумом, выше всего поставил общежитие: „Что может быть лучше и прекрасней, чем жить братиям вместе” (Пс. 132, 1), поэтому и я даю вам благой совет устроить в вашей обители общежитие. Милость Божия и наше благословение да пребывают с вами».


Святитель Алексий Московский. Россия; XVI в.
Местонахождение: Греция. Афон, монастырь Хиландар

Старец спросил митрополита: «Что повелишь, святой владыка?» - «Сам Бог прославляет славящих Его, - ответил святитель. - Он сподобил и тебя такого блага, что твое имя и твоя жизнь стали известны в далекой стране и даже сам великий Вселенский патриарх шлет тебе советы на общую пользу. Мы благодарим святейшего патриарха за наставление и от всей души то же советуем».

С того времени в Троицкой обители было введено общежитие. Преподобный Сергий распределил братию по послушаниям: одного сделал келарем, других определил в повара и хлебопеки, третьего поставил ухаживать за больными. Для соблюдения порядка в церкви игумен выбрал экклесиарха, потом параэкклесиархов, пономарей и т. д. Он повелел братии твердо следовать заповедям святых отцов, не иметь никакой собственности, но все считать общим.

Святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы великого княжества Московского против ордынского ига. Лояльно относясь к власти мусульманских правителей, он в то же время последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять военной угрозе со стороны Орды. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межкняжеских соглашений. В 1371 году митрополит благословил и проводил до реки Оки на пути в Мамаеву Орду великого князя Димитрия Иоанновича.

Предчувствуя убавление сил и приближение конца земной жизни, в конце 1377 года митрополит Алексий призвал к себе игумена Сергия Радонежского. Во время их беседы митрополит повелел принести золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Смиренно поклонившись, Преподобный ответил: «Прости меня, владыка, от юности я не был златоносцем, а в старости желаю тем более пребывать в нищете». - «Знаю, возлюбленный, - сказал ему архиерей, - что такова была твоя жизнь с юности, но ныне сотвори послушание - прими данное нами тебе благословение».


Святитель Алексии Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Отречение преподобного Сергия от святительской кафедры.
Литографская мастерская СТСЛ. 1867 г.


С этими словами митрополит Алексий возложил на святого крест. Преподобный хотел что-то сказать, но митрополит остановил его; «Знаешь ли, зачем я позвал тебя и что хочу с тобою сделать?» - «Как я могу это знать, господин?» - ответил преподобный Сергий. Тогда святитель сказал: «Я управлял врученной мне Богом Русской митрополией, сколько Господу было угодно. Теперь вижу, что мой конец близок, но не знаю дня моего скончания. Я желаю, пока еще жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Сомневаясь во всех, я уверен в одном тебе, достойном править слово истины; я доподлинно знаю, что все - от великих князей до последнего простолюдина - тебя пожелают иметь своим пастырем. Сначала ты удостоишься епископского сана, а после моей смерти воспримешь мой престол».

Услышав эти слова, святой сильно опечалился, ибо по смирению своему почитал для себя великим несчастьем принятие епископского сана, и ответил архиерею: «Прости меня, владыка! То, о чем ты говоришь, выше моих сил. Ты не найдешь во мне того, что ищешь. Кто я, грешнейший и худший из людей?» Митрополит Алексий приводил многие изречения из священных книг, желая склонить Преподобного к принятию епископского сана, но смиренномудрый старец был непреклонен и на уговоры святителя ответил: «Святой владыка, если ты не хочешь прогнать мою нищету от твоей святыни, не говори больше моей худости об этом и не позволяй никому другому, потому что никто не сможет меня переубедить».

Видя непреклонность Сергия, святитель не стал больше говорить о епископстве, боясь, что Преподобный, избегая архиерейского сана, удалится в дальнюю пустынь и народ лишится такого светильника веры. Утешив святого духовными назиданиями, митрополит Алексий отпустил его.


Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец.
Житийная икона

Свои земные дни святитель окончил 12 февраля 1378 года. Почти четверть века управлял он Русской Церковью. Святитель завещал положить тело его в основанном им в 1365 году Кремлевском Чудовом монастыре, покровителем которого митрополит в своей духовной грамоте попросил быть великого князя Димитрия Иоанновича. Алексий указал и место погребения - за алтарем храма, по смирению не желая быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь, глубоко почитавший святителя, велел похоронить его в церкви, близ алтаря. Спустя пятьдесят лет после кончины митрополит Алексий был причислен к лику святых.

По молитвам у мощей святителя Алексия со времени их открытия совершались многочисленные чудеса, отмеченные в летописи. В 1522 году, во время нашествия крымского войска хана Мехмед-Гирея, святитель Алексий вместе с другими российскими чудотворцами явился жителям Москвы в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, знаменуя небесное заступничество от врагов. Известны устные свидетельства о чудесах святителя. «Всем христианом в бедах помощник и граду Москве велий заступник, недугующим врач безмездный, и сущим в нуждах и скорбех готовейший утешитель, и ходатай теплый ко всех Царю, Христу Богу» - так говорится о митрополите Алексии в каноне на обретение его честных мощей.

Ныне честные мощи святителя Алексия, митрополита Московского, покоятся в московском кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

Тропарь святителю Московскому Алексию, глас 8

Я ко апостолом сопрестольна,/ и врача предобра, и служителя благоприятна,/ к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/ сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/ в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/ таковую благодать тебе даровавшаго исцелений// и граду твоему великое утверждение.

Кондак святителю Московскому Алексию, глас 8

Б ожественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.

Молитва святителю Алексию

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущный Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы твоей спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

И его мастерская
Школа или худ. центр: Москва

1480-е годы

  • Алпатов 1974: Конец XV в.
  • Лазарев 1980: 1480-е годы
  • Лазарев 2000/1: 1480-е годы
  • ПЭ-01 2000: Конец XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 013289

Происходит из Успенского собора Московского Кремля.

Икона «Митрополит Алексий» и парная ей икона «Митрополит Петр » являются древнейшими житийными иконами московских святителей. Сравните обе иконы рядом.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
Антонова, Мнева 1963


с. 336 ¦ 279. Алексий митрополит, с житием 1 .

1 Сведения о биографии митрополита Алексия (род. около 1292–1298 - ум. в 1378 г.), выдающемся государственном деятеле, сохранились в летописях. Сын боярина Бяконта Алексий играл видную роль в управлении государством еще в княжение Ивана Ивановича Красного (1353–1359). В малолетство кн. Дмитрия Ивановича Донского (1359–1389) митрополит Алексий был его опекуном и являлся главой правительства. О четырех ранних редакциях жития митрополита Алексия, разрабатывавшихся в течение ста лет, с середины XV в., см.: , М., 1871, стр. 132–140, 243. В. О. Ключевский приходит к выводу, что «семьдесят-восемьдесят лет спустя по смерти знаменитого святителя в Москве не умели написать порядочной и верной его биографии, даже по поручению великого князя и митрополита с собором» (там же, стр. 140; о биографии Алексия см. также: Е. Е. Голубинский , История русской церкви , т. II, 1-я половина, 1900, стр. 171–225; «Очерки истории СССР», период феодализма, ч. II (XIV–XV вв.), М., 1953, стр. 356).

Дионисий пользовался, по-видимому, текстом жития, переработанным около 1486 г., в котором, возможно, самым «новым» чудом было «исцеление» в 1462 г. чудовского инока-хромца Наума (последнее, двадцатое клеймо иконы). Более поздние «чудеса», например те, которые в 1518–1519 гг. были занесены в Никоновскую и Воскресенскую летописи, во время написания иконы еще не были широко известны.

Житие, изображенное в клеймах иконы, отражает некоторые реальные черты биографии митрополита Алексия, сохраненные в исторических источниках. Алексий постригся в монахи в 1315 г. в Московском Богоявленском монастыре (клеймо 4). Поставлен в епископы Владимирские, в 1352 г. (клеймо 5). Поставлен в митрополиты всея Руси в 1354 р. Ездил в Орду к хану Бердибеку и «исцелил» ханшу Тайдулу в 1357 г. (клейма 9, 10, 11, 12). Основал в 1365 г. Чудов монастырь (клеймо 14), где и был погребен в 1378 г. (клеймо 15). Останки его найдены в 1448 г. (клейма 17, 18, 19, 20).

Начало XVI века 2 . Дионисий.

2 В отличие от распространенной датировки иконы 70–80-ми гг. XV в., она отнесена к началу XVI в. на основании ее стиля, представляющего классическое, совершенное выражение мастерства Дионисия, наиболее полно проявившегося в живописи Ферапонтова монастыря. В XV в. нам неизвестны произведения, столь близкие к этим фрескам.

Надобность в грандиозных иконах, прославляющих древнейших московских святителей, могла возникнуть именно после перестройки собора Чудова монастыря в 1501–1503 гг., привлекшей внимание к ее основателю, прославившемуся еще свежими в памяти москвичей того времени «чудесами», затмевающими славу предшественника Алексия - митрополита Петра. Кроме того, как показывает судное дело Вассиана Патрикеева (в кн.: «Чтения Общества истории и древностей российских», 1847–1848, кн. 9), вольнодумцы первого десятилетия XVI в. сомневались в действенности московских «чудотворцев», что могло побудить к заказу и помещению в Успенском соборе икон-программ, воочию убеждающих в могуществе святителей.

На среднике - фигура в рост, в фac, в красновато-коричневом саккосе, украшенном золотыми крестами в зеленых кругах, обведенных голубовато-серой каймой 3 . На голове белый куколь. Руки распростерты, правая - благословляющая, в левой - Евангелие с красным обрезом, стоящее на светло-зеленом убрусе (платке).

3 Изображенный на иконе саккос по цвету и узору близок к подлинному одеянию митрополита Алексия, хранящемуся в Гос. Оружейной палате.

Средник обрамлен двадцатью клеймами жития. Порядок расположения клейм:

  1. Рождение Елевферия-Алексия. Мать в белом убрусе сидит на ложе. Девица подносит ей питье в сулее. В ногах изображена готовящаяся купать младенца женщина, пробующая рукой, тепла ли с. 336
    с. 337
    ¦ вода в купели.
  2. Приведение во учение. Черниговский боярин Федор Бяконт, отец будущего митрополита, сопровождаемый своими приближенными, привел мальчика к монаху. Позади между ними высится круглая экседра 4 .
  1. Сон Елевферия. Отрок в короткой одежде спит, лежа навзничь, перед шалашом, стоящим посреди легких горок, поросших невысокими кустами. Справа, за шалашом, виднеется плетеный силок с попавшими в него птицами. Птицы сидят на кустах и ходят среди скал. По житию митрополита Алексия, во время сна он слышит слова: «Аз сотворю тя ловца человеком», предвещающие его власть над душами паствы.
  2. Пострижение Елевферия. Отроку дано имя Алексия. Изображенный во втором клейме монах-наставник привел отрока к братии Московского Богоявленского монастыря, воспитавшего многих «князей церкви». Алексий в рясе и мантии склоняется перед священником. Позади виднеется красный престол, над которым высится однокупольное здание с красными кровлями 5 .
  1. Поставление Алексия в епископы города Владимира. Митрополит Феогност держит ставленую грамоту над головой преклонившегося Алексия, облаченного в епископские одежды. Композицию замыкают фигуры митрополичьего клира. Однокупольное здание с зеленой кровлей, приделом в виде палаты с двухскатной крышей и престолом перед ним обозначает Успенский собор - кафедру московского митрополита.
  2. Алексий в Орде. Митрополит стоит с книгой в руках перед ханом, сидящем на троне. Облаченный в красную одежду хан с царской шапкой на голове показывает Алексию приготовленное для него рядом с троном седалище, покрытое драгоценными тканями. За митрополитом его бояре держат дары для хана - узорчатые золотые одежды. Хана окружают телохранители - воины в шлемах и островерхих шапках. Виднеющийся между Алексием и ханом шатер, поставленный у невысоких горок, украшен орнаментом.
  3. Алексий просит у Сергия Радонежского отпустить ученика его Андроника на игуменство в основанный митрополитом в 1361 году Спасский (впоследствии Андроников) монастырь. Перед сидящим в белой рясе Алексием стоит протянувший вперед руки Сергий, сопровождаемый двумя монахами из братии Троице-Сергиева монастыря. За Алексием стоит митрополичий боярин. Позади - палаты с цветными кровлями.
  4. Алексий благословляет Андроника на игуменство. Митрополит возложил руку на голову кланяющегося ему молодого монаха с откинутым на плечи черным куколем. За ними представлен Спасский монастырь. Над проемом главного входа - изображение Нерукотворного Спаса, защищенное навесом 6 .

6 В житии Сергия Радонежского, переработанном Пахомием в середине XV в., говорится о том, что изображение это было написано Андреем Рублевым.

  1. Алексий молится у гроба митрополита Петра перед отъездом в Орду. Алексий стоит перед гробницей, держа в руках развернутый свиток. Он читает молитву. Алексия сопровождает клир в белых одеждах. с. 337
    с. 338
    ¦ Отрок держит его посох. Полукруглое низкое сооружение с широкой ступенькой перед ним 7 и однокупольное с четырьмя закомарами здание изображают гробницу митрополита Петра в Успенском соборе Московского Кремля.
  1. Хан встречает Алексия, направляющегося в Орду. Хан преклонил колени перед митрополитом. За ним стоят царедворцы в цветных одеждах и высоких мохнатых колпаках. Один из них держит царскую шапку хана и его кривую саблю с белой рукоятью, другой - ларец с дарами. Алексий, опираясь на посох, протягивает руку к хану. Алексия сопровождают монах и бояре. Позади - светлые прозрачные горки.
  2. Алексий исцеляет царицу Тайдулу. Ложе ханши стоит посреди горок. Поддерживаемая служанкой Тайдула сидит на фоне шатра. Алексий подносит к ее глазам «былие», омоченное в чаше с водой, которую держит перед ним отрок. Священник с книгой и клирошане изображены в белых облачениях. Позади виднеется боярин в алой шапке.
  3. Московский князь 8 с боярами встречает Алексия по возвращении из Орды. Митрополит подносит крест к устам преклонившегося князя, в кафтане и охабне с висящими длинными рукавами. За ним теснятся «дети боярские» и бояре. Один из них держит шапку князя. Идущий за митрополитом клир в праздничных одеждах. За ними высятся горки. Справа виден высокий град, изображающий Москву. Купольное и двухскатное здания внутри града - Успенский собор и княжеский терем.

8 Алексий по летописи ездил в Орду один раз - в 1357 г. В это время в Москве княжил Иван Иванович Красный (1353–1359). Если же следовать версии запутанного Пахомием и позднейшими редакциями жития Алексия и считать, что митрополит был в Орде вторично в 1361 г., то встречать его должен был кн. Дмитрий Иванович Донской (1359–1389).

  1. Алексий, чувствуя приближение смерти, предлагает Сергию Радонежскому стать митрополитом московским. Сергий в мантии сидит перед Алексием на длинной, низкой и широкой скамье. За престолом митрополита стоит монах с ларцом, в котором заключено «злато», предлагаемое Сергию как залог святительства. Между Сергием и Алексием над стеной возвышается киворий, соединенный велумом со столбом слева. Справа стоят невысокие палаты.
  2. Алексий готовит себе гробницу в Чудовом монастыре. Стоя перед собором Чуда в Хонех с Благовещенским приделом справа 9 , митрополит держит речь к мастерам, обкладывающим гробницу камнем. Алексий стоит на разрытом желтом песке или глине. Композицию замыкают розовые и серые стены Чудова монастыря.

9 См. К. К. Романов , О формах Московского Успенского собора 1326 и 1472 гг. - В кн.: «Материалы и исследования по археологии СССР», М., 1955, № 44, стр. 12–13.

  1. Преставление Алексия. Перед собором Чуда в Хонех горожанин в зеленой одежде закрывает высокой двухскатной крышкой гробницу, в которой покоится Алексий с Евангелием на груди. Его отпевает епископ с клиром в белых одеждах. В ногах стоит паства во главе с Дмитрием Донским (слева) и Владимиром Андреевичем Серпуховским.
  2. Обретение мощей. В стенах Чудова монастыря епископы во главе с митрополитом Ионой и москвичи со стоящим впереди семейством князя Василия Темного поклоняются «нетленному» телу Алексия.

17–19. Чудо об умершем младенце 10 . Действие происходит в Чудовом монастыре. Посредине, у высокой двухъярусной звонницы, родители оплакивают умершее дитя. Слева Алексий, высунувшись из собора Чуда, протягивает руку к окутанному погребальными пеленами младенцу. Справа мать воскрешенного ребенка передает священнику церкви «во имя Алексия» икону с его изображением. Эти три клейма связаны объединяющими их монастырскими стенами Чудова с. 338
с. 339
¦ монастыря 11 .

10 Композиционное объединение нескольких клейм в одно характерно для живописи начала XVI в. См., например, клейма в левом нижнем углу на более поздней иконе Владимира, Бориса и Глеба, с житием (см. № 410).

11 Представленный на этих клеймах Чудов монастырь, несмотря на условный характер изображения, передает некоторые черты его построек так, как они выглядели в эпоху написания иконы - в начале XVI в.

На чертеже Московского Кремля 1600–1605 гг. (так называемом Годуновском - см. о нем: И. Э. Грабарь [ред.], История русского искусства , т. II, М., 1914, стр. 137) в Чудовом монастыре на переднем плане можно различить собор, церковь и колокольню. Здесь собор Чуда архангела Михаила в Хонех, перестроенный во второй половине XVI в., изображен пятиглавым. Обследование этого собора в 1929 г. показало, что первоначально он был одноглавым (см.: П. Н. Максимов , Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. - В кн.: «Архитектурные памятники Москвы XI–XVII века», М., 1947, стр. 22, примеч. 1). Таким и изобразил собор Чуда Дионисий на иконе «Митрополит Алексий в житии». Можно предположить, что в представленных им колокольне-звоннице и церкви Алексия нашли свое отражение древние формы этих зданий.

  1. Чудо о чудовском иноке-хромце Науме» 12 . Перед церковью Алексия в Чудовом монастыре стоит открытая гробница с мощами. Слева на край гроба поставил обнаженную больную ногу монах в розоватой рясе. Справа мощам поклоняются верующие. По обе стороны церкви высятся стены Чудова монастыря.

12 См. «Софийская вторая летопись». - В кн.: ПСРЛ, т. 6, Спб., 1853: «В лето 6970 (1462) генваря 24, в неделю, в монастыре у Михайлова Чюда, у гроба святаго Алексея митрополита, простило Наума черньца хромого на древенице». Сказание об этом «чуде» составлено митрополитом Феодосием (1461–1464; см. там же, стр. 325–330).

Лица написаны плавью, золотистой охрой с подрумянкой по оливковому санкирю, без движек. В колорите преобладают белый цвет и холодные, прозрачные, светлые полутона розовых, желтоватых и зеленоватых оттенков в сочетании с яркими, плотными пятнами алой киновари. Средник написан на светло-зеленом фоне, со следами облачного орнамента 13 . Позем в виде зеленоватых горок с прозрачными белыми лещадками. Фоны клейм и поля золотые, опушка зеленая, оливкового тона (сохранилась вверху).

13 Такой фон встречается не часто; он известен на иконах, связанных с московской школой. Ранний пример облачного фона см. на московской иконе первой половины XV в., изображающей Николу Можайского (см. № 259). Таким же фоном украшен поясной деисус середины XV в. (см. № 238). Облачный фон встречается и в конце XV в.: см., например, изображения архангелов Михаила и Гавриила, а также Иоанна Предтечи в фондах Музея московского Новодевичьего монастыря. К этому же времени относятся части деисусного чина в рост из Углича, где фон также украшен мягкими «облачными» разводами (см. № 289). Иконы поясных Иоанна Златоуста и Василия Великого из первоначального иконостаса собора Калязинского монастыря (ныне ГИМ, ц. Василия Блаженного), относящиеся к концу XV - началу XVI в., также имеют облачные фоны.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 197 × 152.

Происходит из Успенского собора в Московском Кремле 14 .

14 В Успенском соборе Московского Кремля находится икона митрополита Петра, с житием , парная к изображению Алексия в ГТГ. См. об иконе митрополита Петра: «Художественные памятники Московского Кремля», М., 1956, стр. 40–41.

Раскрыта в Кремле в 1915–1916 годах Е. И. Брягиным, под наблюдением комиссии А. А. Ширинского-Шихматова. Вместо несохранившихся древних надписей Е. И. Брягин сделал киноварные, произвольно заимствовав тексты из жития митрополита Алексия в Макарьевских Четьях-Минеях (более поздней компилятивной редакции жития середины XVI в.).

Поступила в 1945 году из Московского Кремля. с. 339
¦




  1. Рождение Елевферия (Алексия)
  2. Отдание в учение

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей вданъ бысть во ученïе (цитата по [Дионисий 2002]).

  3. Видение Елевферия

    Во сне Елевферий увидел птиц в силках и услышал голос, предрекавший, что он будет "ловцом человеков".

    Надпись в клейме: От Г(оспо)да бысть гласъ глаголюще Алексеа, почто всуе труждашеся се сотворю тя ловца человекомъ (цитата по [Дионисий 2002]).

  4. Пострижение Елевферия в монахи под именем Алексия
  5. Поставление в епископы Владимирские

    Надпись в клейме: Поставление с(вя)таго Алексеа в дому митрополита (цитата по [Дионисий 2002]).

  6. "Утишение" хана Бердибека

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей у Вердивира царя ходатайствуетъ мира христианом (цитата по [Дионисий 2002]).

  7. Алексий просит преподобного Сергия Радонежского отпустить ученика Андроника на игуменство в основанный митрополитом Спасский монастырь

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей призва преподобного Серьгию и проси оу него оученика его Андроника (цитата по [Дионисий 2002]).

  8. Благословение Андроника на игуменство

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей воздвиже ц(е)рковь во имя Нерукотвореннаго Образа. Старейшинство вручи Андронику ученику пр(е)пд. Серьгïя (цитата по [Дионисий 2002]).

  9. Моление у гроба митрополита Петра в Успенском соборе перед поездкой в Орду

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей молебноуя у гроба с(вя)таго Петра (цитата по [Дионисий 2002]).

  10. Прибытие Алексия в Орду и встреча с ханом Бердибеком
  11. Исцеление ханши Тайдулы
  12. Возвращение Алексия в Москву

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей возвращася от ц(а)ряже бышта срете его княз всии Русси и народы (цитата по [Дионисий 2002]).

  13. Алексий предлагает преподобному Сергию стать своим преемником
  14. Алексий готовит себе гробницу в основанном им Чудовом монастыре

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей во имя с(вя)таго чюда архистратига Михаила воздвиже ц(е)рк(о)вь честнаго и сл(ав)н(а)го чюд[а] его в Хонехъ монастырь устрои заповеда в ц(е)рькви положити себе (цитата по [Дионисий 2002]).

  15. Погребение Алексия

    Надпись в клейме: Преставленïе с(вя)таго Алексея митр. Москс (цитата по [Дионисий 2002]).

  16. Обретение мощей Алексия
  17. Воскрешение умершего младенца у гроба Алексия
  18. Женщина, исцеленная от слепоты, дарит церкви икону Алексия
  19. Исцеления у гроба Алексия

    Надпись в клейме: Принеси тело с(вя)таго Алексеа митроп. поставиша в храмъ с(вя)таго архистратига Михаила (цитата по [Дионисий 2002]).