Раздел философии исследующий проблемы познания теория познания. Философские проблемы познания

Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.

Познание («по знание», переход от незнания к знанию) – этотворческая деятельность человека и человечества, направленная на получение сведений о мире в целом и (или хотя бы) о его отдельных (некоторых) частях (явлениях ). Познание, даже если оно не считается достоверным (соответствующим действительности), признается необходимым для практической деятельности, особенно преобразовательной, а потому развивающимся в тесной связи с личной и общественной практикой.

Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания.

Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.

Основные теоретические подходы к познаваемости мира:

1) познавательный оптимизм , основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм ») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);

3) скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).

Основные исторические подходы к решению проблемы познаваемости мира:

1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым.

2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин.

3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий.

4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы.

А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект познания ‑ индивид или исследовательская группа (коллектив).Объектом познания может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания » обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения).

В структуре познавательного процесса выделяют 3основных уровня :

1) чувственное познание,

2) рациональное познание,

3) интуиция.

Эти уровни взаимодействуют и обуславливают друг друга.

Чувственное познание характеризуется:

Непосредственным отражением (феномены);

Множественностью и конкретностью;

Поверхностностью понимания.

Его основные элементы: частичные и разнообразные ощущения,целостные восприятия, представление по памяти и (или) воображению.

Рациональное познание отличается:

Постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

Отражением универсально-всеобщего(общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей, мыслей);

Опосредованностью языком и культурной традицией.

Его основные элементы: общие понятия, сравнения,абстракции, обобщения, идеализации, определения, суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения (выводы).

Интуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм выпячивал верховенство разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственного опыта, интуитивизм и мистицизм – интуиции. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за относительные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии).

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для: индивидуализма

Процедура мысленного расчленения целого на части: Анализ

Процесс вхождения индивида в общество, усвоение социокультурных ценностей #+: социализация

Процесс вхождения человечества в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей #+: глобализация

Процесс оперирования идеями, образами, данными чувственного восприятия #+: мышление

Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях: Дедукция

Процесс современного мира, объединяющий человечество в единое пространство жизнедеятельности #+: глобализация

Процесс создания человеком социокультурных ценностей #+: творчество

Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности #+: творчество

Родоначальник позитивизма: Огюст Конт

Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает: Дуализм

Раздел философии исследующий наиболее общие проблемы функционирования и развития общества #+: социальная философия

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие проблемы познания #+: гносеология

Раздел философии, изучающий историческое бытие как универсальный всечеловеческий опыт #+: философия истории

Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы деятельности человека #+: праксиология

Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы человека #+: антропология

Раздел философии, изучающий основные законы развития общества #+: социальная философия

Раздел философии, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека #+: антропология

Раздел философии, посвященный изучению техники #+: философия техники

Раздел философии, посвященный исследованию нравственных ценностей #+: этика

Раздел философии, предметом которого является наука #+: философия науки

Раздел философского знания, связанный с постижением смысла и закономерностей исторического процесса #+: философия истории

Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»: Кант

Разработанный З. Фрейдом метод: Психоанализ

Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю: Абсолютная идея

Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека #+: эсхатология

Религия, которая составляет основу западной культуры #+: христианство

Рефлексия – это: размышление личности о самой себе

Решение глобальных проблем напрямую зависит от успехов и развития науки и техники это - # направление+: технократическое

Русский философ, которым было развито понятие ноосферы #+: Вернандский

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви: гуманизм

Свойство натуры человека, наделяющее его сверхактивностью в концепции Л.Н. Гумилев #+: пассионарность

Священная книга брахманизма и индуизм #+: веды

Священная книга ислама #+: Коран

Система знаков, имеющих значение #+: язык

Система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого существования, в эпоху Возрождения #+: гуманизм

Смерть культуры в концепции О.Шпенглера #+: цивилизация

Сновидения, гипнотические состояния, состояние невменяемости являются проявлениями ### в концепции З.Фрейд+: бессознательное

Совокупность взглядов на мир, общество, человека, на его место в мире и обществе # Мировоззрение

Совокупность естественных условий существования человека и общества: Природа

Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем и поиск их преодоления #+: глобалистика

Совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества #+: базис

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: теология

Совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства #+: техника

Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её: Качество

Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является: Мировой Дух

Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число? : Я-зеркальное

Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения» ; Парадигма

Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно: опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: Синтез

Создатель наиболее полной и влиятельной концепции бессознательного #+: З.Фрейд

Созерцательная ориентированность, коллективное отношения к миру характерно для ### культуры+: восточная

Сознательное приведение своей психики в состояние углубленной сосредоточенности, используемое в восточной практике #+: медитация

Сон по З.Фрейду является: символическим

Сообщество философов и ученых, впервые поставившее глобальные проблемы #+: римский клуб

Соответствие между науками человеческой души, в классификации Бэкона1: история 1: память2: философия 2: разум3: поэзия 3: воображение

Соответствие типов рациональности фил направлениям.1:классический1:позитивизм2:неклассический2:экзистенциализм3:постнеклассиче3: синергет

Составляющую вещи, не являющийся объектом нашего познания И. Кант обозначал понятием #+: ноумен

Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, эквивалент угасания желаний в буддизме #+: нирвана

Социальная сущность человека выражается понятием #+: личность

Социологическая теория, согласно которой общество может быть разделено на различные слои по самым разным основаниям #+: стратификация

Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий: Мессия

Способ существования материи: Движение

Способность высокоорганизованной материи отражать объективную реальность #+: сознание

Способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде #+: психическое отражение

Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью: Сознание

Способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений #+: чувственность

Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с нимдругихматериальных систем #+: Отражение

Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам: Интуиция

Способность человека воспринимать и осмыслять себя и окружающий мир #+: самосознание

Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал: Ньютон

Субстанция у Лейбница #+: монада

Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что: Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется: Законом

Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает: Плюрализм

Сущность деизма состоит в: Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что: Пространство и время зависят от материальных процессов

Схоластика – это: тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:: схоластике

Теории «общественного договора» придерживался: Т. Гоббс

Теория научного познания именуется: Эпистемологией

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей: Диалектика

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется: диалектика

Теория самоорганизации сложных систем: Синергетика

Теория, которая обосновывает неклассическую картину мира #+: теория относительности

Теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и развитии общества #+: Психоанализ

Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: Бога

Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает: Существование

Термин в концепции Юнга, определяющий коллективное бессознательное #+: архетип

Термин культура как процесс воспитания и обучения человека впервые употребил #+: Цицерон

Тип культуры по географической принадлежности, к которому относятся произведения Леонардо да Винчи #+: западная

Тип культуры, соединяющий в себе черты востока и запада #+: маргинальная

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: антропоцентризм

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу: индивидуализм

Тип философского мировоззрения, для которого характерно стремление найти единую космическую первооснову #+: космоц*нтризм

Учение о спасении души: Сотериология

Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»: Пантеизм

Уровень научного познания, который включает в себя наблюдение и эксперимент #+: эмпирический

Уровень научного познания, который включает в себя проблему и гипотезу #+: теоретический

Уровень развития производительных сил и средств производства выступают критерием оценки общественного #+: прогресса+: производства

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов: Эмпирическое обобщение

Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи: Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит: И. Канту

Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал: Р. Декарт

Учение о всеобщей связи и развитии #+: диалектика

Учение о сотворении мира Богом из ничего #+: креационизм

Учение об объективной закономерной связи вещей, процессов и явлений реального мира #+: диалектика

Учение, отрицающее объективную закономерность связи вещей, процессов и явлений реального мира #+: индетерминизм

Ученый, который обосновал классическую картину мира #+: Ньютон

Ученый, который обосновал неклассическую картину мира #+: Эйнштейн

Ученый, который обосновал постнеклассическую картину мира #+: Пригожин

Философ Древней Греции, с именем которого связывают возникновение философии #+: Фалес

Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»: Г. Лейбниц

Философ, которому принадлежат слова «Все течет, все изменяется» #+: Гераклит

Философ, который ввел термин ноосфера #+: Ле-Руа

Философ, определяющий предмет философии вопросами: Что я могу знать? Что такое человек? #+: кант

Философ, первым поставивший вопрос о бытии #+: Парменид

Философ, положивший начало спору западников и славянофилов #+: Чаадаев

Философ, представитель Милетской школы, полагавший, что первоосновой является вода #+: Фалес

Философ, представитель Милетской школы, полагавший, что первоосновой является воздух #+: Анаксимен

Философ, представитель Милетской школы, считавший, что первоосновой является апейрон #+: Анаксимандр

Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa: Дж. Локк

Философии Г.Гегеля присущ: панлогизм

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: богословию

Философская наука, занимающаяся изучением культуры #+: культурология+: философия культуры

Философские школы в Индии, которые не считали себя наследниками традиции Вед #+: настика

Философские школы в Индии, которые считали себя наследниками традиции Вед #-: астика

Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга: Принцип единства и борьбы противоположностей

Философское направление 20 века, представителем Сартр утверждающее, смысл жизни создается самим человеком #+: экзистенциализм

Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию: Иррационализм

Философское направление, представителем которого является Г.В.Ф. Гегель #+: объективный идеализм

Философское направление, представителем которого является И.Кант #+: субъективный идеализм

Философское направление, признающее примат воли над другими проявлениями духовной жизни человека #+: волюнтаризм

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей: Рационализм

Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания: Философия жизни

Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий: Диалектика

Философское учение признающее основой всего сущего множество первоначал #+: плюрализм

Философское учение, которое говорит, что существование предшествует сущности #+: экзистенциализм

Философское учение, отождествляющее бога с природой #+: пантеизм

Философское учение, признающее материальное начало первичным и определяющим #+: материализм

Философское учение, признающее идеальное начало первичным и определяющим #+: идеализм

Философское учение, признающее основой всего сущего одно начало #+: монизм

Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета: Суждение

Форма мышления, отражающая существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях #+: понятие

Форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание #+: умозаключение

Форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей действительности #+: теория+: закон

Форма общественного сознания, содержащая ценности и нормы, закрепленные законодательно #+: право

Форма рационального познания, примером которой является высказывание типа: «Это – человек» #+: суждение

Форма рационального познания: : Понятие

Форма чувственного познания, выражающая образ предмета, не воспринимаемого в данный момент #+: представление

Форма эмпирического познания: Факт

Формация, для которой характерно наличие свободных наемных рабочих, экономически зависимых от буржуазии #+: капиталистическая

Формация, для которой характерны: крупная земельная собственность землевладельцев, труд зависимых крестьян #+: феодальная

Формация, для которой характерны: примитивные формы организации труда, отсутствие частной собственности #+: первобытнообщинная

Формация, для которой характерны: частная собственность на средства производства, рабов #+: рабовладельческая

Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями: Гельвеций

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии: Р. Декарт

Французский философ, сторонник сенсуализма: Кондильяк

Фрейд З. под термином «ОНО» подразумевал #+: бессознательное

Фундаментальное влечение, направленное на разрушение в теории Фрейда #+: тонатос

Фундаментальное влечение, направленное на сохранение и объединение в теории Фрейда #+: эрос

Фундаментальное качество личности, главное, непременное условие ее функционирования и развития #+: свобода

Функция философии истории, которая позволяет предсказывать дальнейшее развитие общества # +: прогностическая +: футурологическая

Функция философии, связанная с проблемами познания #+: гносеологическая

Функция философии, связанная с разработкой проблемы ценностей в жизни человека # +: аксиологическая +: ценностная

Функция языка, обеспечивающая возможность общения между людьми #+: коммуникативная

Функция языка, позволяющая выразить свое отношение к миру и происходящим событиям #+: оценочная+: ценностная

Характеристика материи, выражающая последовательность и продолжительность событий #+: время

Характерной чертой средневековой философии является: теоцентризм

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является: антропоцентризм

Хронологические рамки немецкой классической философии: XVIII – XIX вв.

Целостный образ предмета, данный в созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений #+: восприятие

Центральная проблема в философии французского Просвещения: Человека

Центральная философская проблема Д. Юма: Познание

Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью: интуиции

Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была: Франция

Цивилизация, производная от первичной по А.Тойнби #+: вторичная+: дочерняя

«Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал: Ж.-Ж. Руссо

Человек как единичный представитель, отдельный от других #+: индивид

Человек как неповторимый и уникальный комплекс качеств и действий #+: индивидуальность

Человеческая активность в определении Л.Гумилева+: пассионарность

Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств #+: личность

Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи? : Стабильность

Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания? : Неопровержимость

Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»? : если я мыслю, следовательно, я существую

Чувственное познание отличается от рационального тем, что: Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались: Христианская онтология и космогония

Эвристичность относится к: Вероятностным критериям научности

Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что: Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

Элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в сообществе #+: Традиции

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе: Возрождение

Эпоха характеризующаяся восприятием человека как части космоса, микрокосма #+: Античность

Эпоха, когда энциклопедизм как идеал человеческого разума получил распространение #+: просвещение

Эпоха, философия которой рассматривала невежество и заблуждение как главные препятствия социального прогресса #+: Просвещение

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип космоцентризма #+: Античность

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип рационализма #+: новое время

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип теоцентризма #+: средние века

Эпоха, характеризующаяся восприятием человека как существа, объединяющее дух и тело, противоположные друг другу #+: Средневековье

Эпоха, характеризующаяся восприятием человека как существа, оторвавшегося от бога и начавшего верить в себя #+: Возрождение

Эсхатология – это: Учение о конечных судьбах мира и человека

Раздел философии в котором исследуются проблемы познания его возможностей и границ путей и средств достижения истины называется гносеология от греческого слова гнозис – познание. Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии которое начиналось с формулировки Что я могу знать. Антропология от греческого антропос человек – это раздел философии в котором изучается природа естество человека его...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  1. Важнейшие разделы философии.
  2. Философские направления, течения и школы.
  3. Методы философского мышления.

1. Становясь самостоятельной сферой духовной деятельности, философия еще в античном мире стала формировать свою внутреннюю структуру. Античные мыслители, как правило, говорили о трех главных разделах философского знания. Первым разделом считалась логика, понимаемая в широком смысле – как учение о способах познания и его возможностях. Те, кто осваивал логику, получал возможность заниматься физикой – наукой об устройстве мира, о первоосновах и первопричинах бытия. Завершив изучение физики, можно было приступать к исследованию этики – учения о человеке в обществе, о ценностях и идеалах, о правилах и нормах поведения.

Такое структурирование философского знания сохранялось до XIX столетия. К примеру, Г. Гегель, следуя античной традиции, выделяет в своей системе логику, философию природы и философию духа. Даже современные европейские авторы, к примеру, Р. Каратини в своей монографии «Введение в философию», сохраняют античный принцип структурирования.

Однако, большинство нынешних философов структурирует философское знание иначе, используя более подробное деление, также основанное на предметном принципе. Поскольку философия имеет предельно общий предмет, возникает необходимость его конкретизации, разграничения относительно самостоятельных предметных областей.

Учение о принципах строения, различных формах и закономерностях бытия, о происхождении и устройстве мира называется онтология (от греческих слов «онтос» – бытие и «логос» – учение, наука). Онтология и сейчас не потеряла своей значимости, несмотря на развитие естествознания. Онтология – это не физика, поскольку естественнонаучная дисциплина изучает опытным путем материальный мир, а онтология опирается на умозрение, изучает и материальную, и духовную реальность.

Раздел философии, в котором исследуются проблемы познания, его возможностей и границ, путей и средств достижения истины, называется гносеология (от греческого слова «гнозис» – познание). Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии, которое начиналось с формулировки «Что я могу знать?».

Антропология (от греческого «антропос» - человек) – это раздел философии, в котором изучается природа (естество) человека, его внутренняя сущность и внешнее повседневное существование. Антропологическая традиция уходит вглубь веков, начинаясь со слов Сократа «Познай самого себя». И в современной философии, замечает немецкий мыслитель М. Шелер, главным является вопрос о метафизическом (сверхприродном) положении человека в космосе, иначе говоря, вопрос о том, что такое человек и каков смысл его существования во Вселенной.

Иногда авторы используют понятие социально-философская антропология, чтобы подчеркнуть неразрывное единство человека и общества, в других случаях социальная философия рассматривается как обособленный раздел философской мысли, в котором изучаются устройство, основные закономерности функционирования и направления развития общества.

Этика – это раздел философии, в котором исследуется мораль как регулятор общественных отношений, ее природа, происхождение и теоретическое обоснование. Термин «этика» придумал Аристотель; он использовал слово «этос», что означает в переводе с греческого «нрав», «обычай», «мода», «устоявшийся порядок». За два с половиной тысячелетия этика не утратила актуальности, поскольку люди так и не научились быть нравственными и отличать добро от зла; заданные поэтом вопросы «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» имеют глубокий этический смысл.

Раздел философии, в котором мир интерпретируется с точки зрения прекрасного и безобразного, называется эстетика. Термин образован от греческого слова, означающего в переводе на русский язык «прекрасный», «красивый». Раньше эстетикой называли философию искусства; теперь считается, что не только сфера прекрасного может быть предметом эстетических рассуждений. С эстетической точки зрения можно рассматривать любые явления; словосочетания «прекрасный человек», «красивый футбол», «красивая работа» говорят о том, что эстетическая точка зрения является универсальной и может применяться при характеристике любых явлений.

Специфическое понятие «аксиология» используется для обозначения раздела философской мысли, в котором изучаются индивидуальные и общественные ценности, их возникновение, иерархия и соотношение с реальностью. Аксиологические исследования очень информативны и многое говорят о человеке, поскольку для существа мыслящего поведенческий или деятельностный акт – это внешняя реализация внутренних ценностей. Ценностная теория говорит о том, что вся человеческая культура определяется внутренними духовными ценностями, являясь результатом их объективации («опредмечивания»).

История философии – это раздел, посвященный исследованию процесса возникновения, развития, взаимодействия различных философских идей. Иногда историко-философское знание называют наукой, подчеркивая его строгий, точный характер. История философии – это не просто воспоминания о великих мыслителях прошлого; в отличие от физики, химии и многих других наук, произведения философской мысли никогда не теряют своей актуальности. Современная философская проблематика часто не может быть понята и осмыслена без обращения к истории философии, без анализа корней и истоков воззрений нынешних авторов.

Философия истории является самостоятельным разделом философии, в котором осуществляется теоретическое осмысление исторической жизни, поиск ее законов, направленности и смысла исторического движения. Изначально философия истории существовала в религиозной версии («историософия»); мыслители эпохи Просвещения создали первые светские концепции, положив начало внерелигиозному, исключительно рациональному осмыслению общественных тенденций. Философия истории – это форма самопознания общества, определения сверхвременных идеалов и ценностей, которые реализуются в ходе общественного прогресса.

Разделы философской мысли имеют относительную самостоятельность, поскольку взаимосвязаны обсуждением наиболее важных мировоззренческих проблем, которые рассматриваются в различных аспектах – онтологическом, гносеологическом и др.

2. Философское знание можно структурировать не только по предмету изучения, но и в зависимости от точки зрения, позиции мыслителя в решении того или иного мировоззренческого вопроса. Такое деление стали осуществлять в XVIII столетии, для того, чтобы лучше ориентироваться в многообразии философских воззрений. Существуют различные способы такого структурирования, но общепризнанным является различение направлений, течений и школ.

Философское направление – это подразделение, которое возникает при решении важнейших мировоззренческих вопросов, критикует существующие концепции, дает новый взгляд на мир.

К примеру, онтологические направления материализм, идеализм и дуализм возникли как варианты решения проблемы: «Что является первоосновой мира?». С материалистической точки зрения первоначалом бытия (субстанцией) является материя, которая существовала всегда и всюду, независимо от воспринимающего ее сознания. Все многообразие действительности порождено саморазвитием материи, считают материалисты. Их оппоненты, идеалисты, полагают, что мир порожден активным духовным первоначалом, имеющим творческую природу. Дуалисты, в частности, Аристотель и Декарт, считают, что материальное и духовное первоначала независимы друг от друга и выступают как равноправные в процессе созидания бытия.

Если размышлять над тем, какое количество субстанций имеется в мире, то можно сформулировать две точки зрения. Первая из них называется монизм; ее сторонники считают, что бытие порождено одной первопричиной, будь то материя в марксизме или идея Платона. Сторонники плюрализма полагают, что субстанций великое множество; так думал Демокрит, создатель философского атомизма, а также Г. Лейбниц, автор монадологии – учения о многочисленных монадах-субстанциях.

Можно назвать еще два онтологических направления – детерминизм и индетерминизм. Они возникают при решении проблемы свободы и необходимости в мироустройстве, простая формулировка которой такова: «Существуют ли в мире закономерности?». Сторонники детерминизма полагают, что наш мир имеет закономерный характер, в нем действуют универсальные причинно-следственные связи, которые организуют и упорядочивают мироздание. Такая точка зрения, доведенная до крайности, называется фатализмом. Представители индетерминизма наоборот, отрицают упорядоченность мира, отдают приоритет не закономерностям, а случайностям, думают, что мир хаотичен и в нем царит произвол. Таких людей в жизни часто называют волюнтаристами, поскольку они не хотят считаться с объективными законами, точнее, полагают, что их нет.

В гносеологии фундаментальной проблемой является проблема познаваемости мира: «Может ли человек постичь истину?». Вариантов решения этой проблемы как минимум три. Те, кто уверен в принципиальной познаваемости мира и в безграничных способностях человеческого разума, называются гносеологическими оптимистами. Философы, которые отрицают возможность получения полного и достоверного знания о действительности, объединяются в направление, именуемое агностицизмом. Скептиками называют мыслителей, сомневающихся в истинности имеющихся у человека знаний; их сомнение опирается на невозможность окончательной проверки теоретических положений.

Как правило, философские направления можно поделить на течения. Течение – это подразделение в философии, которое возникает при решении частных философских вопросов, дает новое видение узкой, более или менее специфичной мировоззренческой проблематики. К примеру, материализм как направление можно разделить на два течения, если задать материалистам вопрос: «Способна ли материя к саморазвитию?». Те, кто отрицает самостоятельный характер развития материального мира, считает материю косной, инертной, называются механистическими материалистами. Они придают универсальный статус основному принципу механики: чтобы материальное тело пришло в движение, к нему необходимо приложить внешнюю силу. Их оппоненты являются сторонниками диалектического материализма; они полагают, что материя способна к саморазвитию, которое совершается за счет разрешения внутренних противоречий в материальном мире.

Можно и идеализм поделить на два противоположных течения – объективный и субъективный идеализм. Объективными идеалистами называют философов, которые считают, что духовное первоначало, сотворившее мир, существует вне человеческого сознания, в реальности; примером объективного идеализма являются религиозные представления христиан, мусульман, иудеев, учение Г. Гегеля об Абсолютном духе, которые в процессе саморазвития творит природу и человека. Субъективными идеалистами являются философы, которые рассматривают мир как порождение мыслей, переживаний, ощущений человека, то есть наделяют креативными функциями сознание человека, которое не отражает, а как будто созидает реальность.

Если философы-единомышленники работают в рамках институ-ционализированного объединения, то его принято называть философской школой. Школы имеют конкретно-исторический характер; к примеру, это созданная Платоном Академия или аристотелевский Ликей в Афинах, Милетская школа в Ионии, представители которой искали «архе» – первооснову природного мира, или школа элеатов, изучавших абстрактное бытие.

Подразделение философии, связанное с именем определенного мыслителя, как правило, масштабного, внесшего заметный вклад в развитие философской мысли, называется учением или воззрением. Привычны для нас словосочетания «учение Сократа», «учение Канта», «учение Соловьева», которые обозначают подразделения данного уровня общности.

Множество направлений, течений и школ, существующих в философии, отражают ее идейное богатство и принципиальную плюралистичность философского знания.

3. Методом называют совокупность познавательных приемов и операций, способ теоретического освоения действительности. Выбор тех или иных методов мышления определяется несколькими факторами. Во-первых, спецификой изучаемого предмета; метод исследования должен быть адекватен предмету. Во-вторых, исходными мировоззренческими установками исследователя; познавательные ориентиры и фундаментальные ценности определяют видение действительности, детерминируют способ мысли.

В философии всегда велись поиски наиболее эффективного метода познания, который позволил бы результативно решать сложнейшие мировоззренческие проблемы. В результате этих поисков сформировались два важнейших метода – диалектика и метафизика. Поскольку эти термины очень многозначны, сразу оговоримся, что в данном случае они используются именно для обозначения методов философского мышления.

Диалектика как метод основана на следующих взаимосвязанных принципах:

Признание всеобщих и универсальных взаимосвязей вещей и явлений;

Признание всеобщего характера развития; мир понимается как находящийся в процессе становления, то есть качественного изменения;

Источником, причиной развития считается внутренняя противоречивость вещей, явлений, процессов действительности; единство и борьба противоположностей порождает саморазвитие мира;

Противоречия в мышлении человека рассматриваются как отражение противоречий в объективной действительности; противоречия в мышлении, в свою очередь, являются источником его развития.

Метафизика как метод философского мышления базируется на противоположных принципах:

Взаимосвязи вещей и явлений понимаются как случайные, несущественные; вещи и явления рассматриваются автономными, вне взаимодействий и взаимосвязей;

Признается качественное постоянство вещей и явлений, мир понимается статичным; развитие сводится к количественным изменениям.

Утверждается, что источником развития может быть только внешняя по отношению к объекту причина; в вещах и явлениях нет противоречий, нет единства противоположных тенденций;

Противоречия в мышлении понимаются как показатель его несовершенства, как препятствие в развитии мысли; уже имеющиеся истины абсолютизируются.

Можно сказать, что диалектика как метод мышления является более эффективной, поскольку в большей степени соответствует предмету своего изучения – целостному, взаимосвязанному, развивающемуся, противоречивому миру. Однако, следует прислушаться к авторитетному мнению Ф. Энгельса, который замечал, что метафизическое мышление тоже является вполне состоятельным, но только при решении определенного круга вопросов. К примеру, обыденные жизненные ситуации вполне разрешимы с помощью метафизики; на ранних этапах своего развития научное знание тоже строилось на метафизических принципах, поскольку статичные объекты, рассматриваемые в отдельности, легче поддаются изучению. Диалектика имеет безусловный приоритет при решении сложных теоретических и мировоззренческих вопросов, при анализе развивающихся процессов и явлений, там, где нельзя абстрагироваться от взаимосвязей и взаимодействий.

Внешне близка к диалектике так называемая софистика. Софистика – это метод мышления, который представляет собой совокупность разнообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради доказывания желаемого. Софизмом называют суждение, построенное на сознательном искажении законов логики, заведомо выгодном автору. С одной стороны, софистика способствует совершенствованию мышления, позволяет выявлять в нем логические противоречия; с другой стороны, через обоснование взаимоисключающих суждений (антиномий) софисты пропагандируют всеобъемлющий релятивизм, превращая софистику в настоящее «двоесловие».

Менее распространенным методом является эклектика, то есть использование механически соединенных познавательных установок, приемов и способов познания, у которых нет единого теоретического основания. Смешение разных точек зрения, различных аспектов рассмотрения проблемы порождает заведомо искаженное отражение мира, не имеющее эвристической значимости.

Методы философствования совершенствуются, изменяясь вместе с трансформацией представлений об окружающем мире, фундаментальными ценностями философского сообщества, изменениями в доминирующей проблематике философии.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10685. Социология как наука: структура и уровни социального знания 63.43 KB
Социология как наука: структура и уровни социального знания Социология как самостоятельная наука появилась в 30е гг. Он предложил создать новую науку которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной как и естественные науки. Современная социология – наука об обществе как целостной социальной системе ее подсистемах и отдельных элементах. Социология изучает закономерности общественного развития поэтому ее можно характеризовать как науку о закономерностях функционирования и развития социальных систем и проявлениях данных...
14525. Психология и педагогика как отрасли знания. Предмет изучения. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками 8.63 KB
Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Пять научных направлений ставшие базой для развития психологии как науки. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии.
2460. Общество как предмет философского анализа 2.92 MB
Основными характеристиками общества являются: А Совместная цель; Б Совместная деятельность. Если нет автономности то это уже не общество а всего лишь группа общества. Основные сферы общественной жизни: Материальнопроизводственная сфера является одной из главных сфер общества.
2462. Сознание как предмет философского анализа 15.01 KB
Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени ХVIIXVIII вв. То есть сначала наука занималась сознанием больных людей а затем перешла к сознанию здоровых людей.
1060. Хайдеггеровская концепция природы философского вопрошания 24.2 KB
Античная психология Душа источник активности тела обладает функциями познания и регуляции поведения Определение основных проблем психологии связанных с исследованием познания активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа исследование видов активности тела и особенностей познания прежде всего чувствительного познания мира Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его...
2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
4683. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 14.29 KB
Важнейшей особенностью научного знания является его динамика – изменение и развитие формальных и содержательных характеристик в зависимости от временных и социокультурных условий производства и воспроизводства новой научной информации.
1178. Проблема соотношения веры и знания 33.56 KB
Все материальное содержание добытых разумом понятий дается или производится опытом. Возьмем, например, всеобщий и необходимый, и в этом качестве добытый разумом закон всемирного тяготения.
12575. Условия и причины зарождения культурологического знания 35.18 KB
Культурология и история культуры.23 Введение В современности постоянно происходит постоянный рост роли культуры так как она является фактором социального развития и соответственно влечет за собой усиление интереса исследователей к проблеме культуры. Наука оставляет понятие культуры в самой широкой открытой категории. Стремясь отобразить суть культуры исследователи предлагают множество определений однако во всех вариациях культура представляется как отличительный признак разделяющий человека и животный мир...
16949. Кондратьевские циклы и цикличность научного знания 7.7 KB
Именно поэтому мы можем ставить вопрос о цикличности знания на примере маркетинга. Предпринимательская и научная мысль Западной цивилизации обнаружила и практически развила инструмент маркетинга в качестве средства повышения эффективности деятельности фирм максимизации прибыли в условиях нарастания конкурентной борьбы постепенно переросла его и нашла иные средства повышения своей эффективности в процессе эволюции. Это и есть по нашему мнению то ядро положительного знания в теории маркетинга которое объективно будет востребовано обществом...
Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Жаворонкова Александра Сергеевна

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания - специальное исследование познания, которое делится:

На критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

На теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

Природа познания;

Возможности и границы познания;

Отношение знания и реальности;

Соотношение субъекта и объекта познания;

Предпосылки познавательного процесса;

Условия достоверности знания;

Критерии истинности знания;

Формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

Одни ученые изучают объективную реальность, а другие - саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

Одни находят знания, а другие - знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

Gnosis - познавание, узнавание (познание, знание);

Episteme - знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

Знание как данность, добытый факт;

Процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

Обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

Объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

Исследует природу человеческого познания;

Исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

Рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

Исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

2.1 Общество как философская проблема Что такое “общество”? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: “Какое приятное общество собралось”, “сливки общества”, “общество защиты прав потребителей”, “общество любителей пива”, – да мало ли еще

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

Глава XII Отчуждение как социально философская проблема От чего отчуждается человек? – Существует ли изначальная норма человеческого бытия. – Универсальность отчуждения и внеисторический гуманизм. – Проблема конкретизации универсалии, ее социально-философский

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

58. Общение как философская проблема, Информационное общество и экранная

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Экзистенциальный субъект и объективация. Познание и бытие. Раскрытие существования в субъекте. Объективация и проблема иррационального Гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что и субъект не оказывается бытием, и объект не

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не

Из книги Философ в мире автора Маритен Жак

3. Одиночество и познание. Трансцендирование. Познание как общение. Одиночество и пол. Одиночество и религия Есть ли познание преодоление одиночества? Бесспорно, познание есть выход из себя, выход из данного пространства и данного времени в другое время и другое

Из книги Понятие "революция" в философии и общественных науках: Проблемы, идеи, концепции автора Завалько Григорий Алексеевич

35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Сознание - символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.Сознание - это уяснение субъектом природы некоторых

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Человек - это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем - биологической и социальной.В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.Философы видели отличие человека

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

II ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА АТЕИЗМА Невыносимый атеизмРассмотрим теперь проблему атеизма с философско-теоретической точки зрения. Это - важнейшая проблема.Чему нас учит подлинно философская концепция человеческой воли? Тому, что атеизм невыносим в его метафизической

Из книги Человеческое познание его сферы и границы автора Рассел Бертран

Революция как философская проблема Полагаю, что теорией, способной объяснить развитие человеческого общества во всем многообразии его форм, является диалектико-исторический материализм. Аргументирую это положение.Материализм необходим при решении вопроса о движущих

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Будущее как философская проблема Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель предстоящего развития, то есть как философское осмысление будущего. Если верно,

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека - это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Из книги автора

95. Сознание как философская проблема Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и

Из книги автора

§ 2. Хайдеггер и Кант. Проблема сознания и проблема человека. Анализ хайдеггеровской интерпретации «Критики чистого разума» Как следует из введения в «Бытие и время», интерпретация кантовской философии должна была составить один из разделов II части этой работы, которая

Из книги автора

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

Занимает особое место. Строго говоря, само познание человеком окружающей действительности стало рассматриваться и анализироваться нашими предками еще задолго до того момента, как философия получила свое научное обоснование. Еще в рамках обыденного и мифологического мировоззрений человек пытался понять, как же происходит формирование его представлений и суждений о себе самом и обо всем том, что его окружает. Однако именно в рамках философии проблема познания приобрела истинно научное звучание.

Основные аспекты

Проблема познания в философии, которой, к слову, посвящен целый раздел этой науки (гносеология), имеет сразу несколько аспектов. Во-первых, это определение данного понятия. Как и по поводу многих других явлений и процессов в этой научной дисциплине, среди ученых нет единодушного мнения по поводу того, что следует считать познанием. Чаще всего этим термином обозначают процесс усвоения сведений о человеке, обществе и окружающем мире, конечной целью которого является истина. Во-вторых, проблема познания в философии подразумевает анализ структуры этого процесса. С самых древнейших времен ученые выделяли такие разновидности познавательной активности человека, как чувственное, обыденное, рациональное и научное познание.

Кроме того, некоторые философы, стремясь показать, что данное явление носит более разноплановый характер, выделяют также интуитивное и художественное познание. Следующей важной составляющей проблемы познания в философии является рассмотрение этого процесса как системы, как единого механизма, каждая деталь которого выполняет определенную, свойственную только ей функцию. С этой точки зрения знание представляет собой не просто перечень определенных фактов, полученных опытно-логическим путем, а комплекс взаимосвязанных элементов, выступающих в роли социальной памяти, в рамках которой полученные сведения передаются от поколения к поколению. Наконец, проблема познания в философии немыслима без ее теоретического осмысления. Теория познания - важнейшая составная часть гносеологии, которая включает в себя, с одной стороны, основные концепции, касающиеся различных подходов к этой проблеме, а с другой - критику этих концепций, в которых ученые рассматривают те или иные теории с точки зрения вновь появившихся фактов и открытых законов и закономерностей.

Объекты исследования

Таким образом, проблема познания в философии имеет давнюю и насыщенную историю. Рассматриваемые в рамках данной науки основные аспекты этого процесса постоянно наполняются новым содержанием и обретают новую форму.