Из чего исходят философия. Что такое философия — первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос

В этой статье мы попробуем разобраться, что такое философия или чем является философия. Скажем сразу: мы не претендуем на абсолютную объективность и научность, а просто хотим дать представление о философии тем, кто мало или вообще ничего не знает об этом интереснейшем предмете. Начнем, как обычно, с происхождения слова, а потом уже перейдем к научному определению философии и описанию ее разделов и методов исследования.

Что означает философия

Слово "философия", как и многие другие названия предметов и научных дисциплин, пришло к нам из древнегреческого языка. Стоит отметить, что древнегреческих заимствований в русском языке великое множество, причем особенно много их в научном аппарате практически любой дисциплины. Состоит слово "философия" из двух греческих слов: ????? (читается как "филиа") - любовь и????? (читается как "софиа") - мудрость. Таким образом, мы получили непосредственное значение этого предмета. Философия - это любовь к мудрости.

Если же говорить о том, что является предметом философии, то можно охарактеризовать философию как науку, занимающуюся изучением фундаментальных принципов существования (человека и мира) и познания (мира человеком). Иными словами, философия - это та дисциплина, которая пытается ответить на вопрос о том, как устроен мир и каково место человека в нем. Теперь поговорим об этом более подробно.

Что изучает философия - сущность науки

Здесь мы не будем изобретать велосипед и просто расскажем вам о традиционных определениях. Дело в том, что ученые-философы не любят давать никаких определений философии, нередко говоря о том, что таких определений попросту не существует. Однако начинающему изучение этого предмета (по желанию или по необходимости) такие определения все же нужны.

Итак, философия занимается исследованием первопричин, основ сущего, существования. Это те универсальные принципы, по которым существуют и изменяются бытие и мышление, пытающееся познать бытие. С точки зрения традиционной философии бытие - это и мыслимое, и мысль. То есть и предмет, и мысль о нем суть одно и то же. Философы давно поняли, что в своих вариантах и частностях мыслимое необозримо. Поэтому они стали концентрироваться на общих категориях и первопричинах существования. Сложность, однако, заключается в том, что эти категории свои для каждой эпохи и, более того, - для каждого философского направления. О философских направлениях и школах рассказывать мы не будем, а сразу перейдем к разделам философии. Во-первых, школ философии очень много, а во-вторых, каждое направление заслуживает особого внимания и отдельной статьи.

Разделы философии

Философия - весьма сложная наука, поскольку сложен сам предмет ее изучения. Именно поэтому до сих пор не существует четких границ и в определении ее дисциплин или разделов. Потому будем и здесь опираться на традиционное деление. Традиционно философия включает в себя такие разделы, как онтология, метафизика, логика, этика, эстетика и эпистемология. Теперь рассмотрим каждый из них более подробно.

Онтология

Онтология занимается исследованием собственно бытия, основ существования, то есть самых общих вопросов. По сути, онтология - это попытка наиболее общего описания бытия, существования без привязки к какой-либо дисциплине. Эта дисциплина пытается познать бытие как единство и совокупность всех видов реальности: объективной, субъективной, реальной, виртуальной и физической.

Метафизика

Метафизика - это дисциплина, исследующая первоначальную природу реальности, отвечающую на вопрос о том, откуда все пошло. Таким образом, метафизика пытается выяснить истинную природу и причину возникновения бытия и реального мира. Существуют так называемые метафизические вопросы, ответы на которые в каждое время были и, наверное, будут свои. Главные вопросы (сводящиеся, в общем, к одному и тому же) следующие: Каковы начала начал? Каковы истоки истоков? Что есть причина причин? Если онтология занимается изучением самого существования, то метафизика - изучением причины существования.

Логика

Логику также относят к разделам философии, поскольку она изучает мышление: как оно устроено, по каким законам существует, какие формы имеет. По сути, логика - это наука о познавательной интеллектуальной деятельности, а также наука о законах и формах правильного мышления. Также логику нередко называют и наукой о способах рассуждения и способах доказательств и опровержений, так как мышление в языке оформляется в виде рассуждения.

Этика

Этика занимается исследованием нравственности и морали в общем смысле, а также нравственных и моральных норм различных социальных групп и слоев общества. Вот три основные проблемы, которые этика пытается решить уже на протяжении многих веков:

  1. Проблема назначения человека и смысла жизни.
  2. Проблема определения критериев добра и зла.
  3. Проблема справедливости.

Эстетика

Эстетика занимается исследованием чувственного, эстетического восприятия реальности. В общем смысле это отношение к искусству и к природе, проявление высоких чувств в наслаждении чем-либо или в творчестве. Эстетику нередко называют учением о сущности прекрасного и его формах в жизни в природе и в художественном творчестве. Что касается искусства, то оно является одним из основных объектов исследования эстетики, как особая форма общественного сознания.

Эпистемология (гносеология)

И несколько слов об эпистемологии. Существует научный синоним этого слова - гносеология. По сути, эпистемология (или гносеология) изучает возможность познания человеком мира в целом и самого себя в мире. Таким образом, для эпистемологии главной проблемой является проблема познания истины и смысла существования. Здесь опять же не будем вдаваться в подробности, поскольку каждая школа и каждый крупный ученый-философ по-разному отвечают на этот вопрос.

Философские методы исследования

Различают несколько основных методов, с помощью которых философы осуществляют познание бытия и сущего. Это такие методы, как метафизика, диалектика, эклектика, догматизм, герменевтика и софистика. Теперь несколько слов о каждом из них.

  1. Метафизика - такой метод познания, при котором все объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно. То есть все объекты исследуются сами по себе, без взаимосвязи между ними, без учета развития и изменений, а также без учета возможных внутренних противоречий.
  2. Диалектика, в противоположность метафизике, рассматривает объекты с учетом их изменений и развития, а также внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей, причин и следствий.
  3. Эклектический метод познания заключается в произвольном соединении различных разрозненных фактов, концепций, понятий и т.д., которые не имеют единого начала. В результате получаются весьма поверхностные выводы, кажущиеся, однако, весьма правдоподобными и привлекательными. Во все века этот метод был востребован теми, кому было необходимо формировать массовое сознание и общественное мнение.
  4. Догматическое познание мира осуществляется с помощью четко определенных и принятых догм - недоказуемых убеждений, которые носят абсолютный характер. Данный метод сейчас практически не используется и был более характерен для средневековых философов.
  5. Герменевтика - это одновременно и философский, и лингвистический, и литературоведческий термин. Суть герменевтики заключается в правильном истолковании смысла того или иного текста, что приводит к более объективным с точки зрения науки результатам.
  6. Софистика - это метод выведения логически правильных, но по сути ложных посылок, используемый больше для побед в спорах и конфликтах, чем в познании истины, чем должна заниматься философия.

Существует также несколько философских направлений, которые можно назвать и методами философии. Это материализм, идеализм, рационализм и эмпиризм.

  1. Материализм подразумевает под собой реалистичное восприятие материи, при котором действительность воспринимается полностью реальной. Сознание материалисты относят к части материи.
  2. Идеалисты воспринимают материю как производную идею сознания, основополагающую идею, которая породила все вокруг.
  3. Рационалисты твердо убеждены в том, что истина может быть понята только разумом. При этом они отрицают влияние личного опыта и ощущений.
  4. Эмпиризм, наоборот, признает познание только в результате собственного, личного опыта и чувственных ощущений.

Итак, мы рассмотрели основные разделы философии и методы познания, выяснили, в чем состоит философия. Думаем, что вам понятно теперь, что философия - дисциплина очень и очень непростая. Но что дает философия обычному человеку? На самом деле очень многое. На вопрос о том, в чем смысл философии, можно ответить так. Философия в значительной степени формирует мировоззрение человека, заставляя его задумываться о своем месте в мире, об основополагающих категориях бытия, нравственных нормах и о поведении в обществе.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Предмет философии, основы, определение, функции, история, понятия, нерешенные проблемы, гносеология, эмпиризм, рационализм и другие важные вопросы философии. Это тема для серии статей, которые я подготовила специально для современных, прогрессивных, крайне занятых моих читателей. Все статьи – краткие и вмещают информацию в концентрированном виде.

Я знаю, как все мы втиснуты в сжатые сроки наших проектов, срочных личных дел, различного рода непредвиденных обстоятельств. И при таком нашем ритме мы всё равно не оставляем надежды на то, что всё-таки удастся выкроить время, чтобы больше узнать, больше прочитать…

Специально для тех, кто очень занят, но хочет больше знать, я уже готовила цикл статей по теме «Современное искусство». Данный цикл статей будет посвящен теме «Философия: история, основные понятия и проблемы философии».

Из данной, 1-й статьи цикла, Вы узнаете о том, что изучает философия, какие основные вопросы философии остались до сих пор открытыми.

Здесь список всех статей цикла: Философия Нового времени Классическая немецкая философия Русская философия Философия эпохи Просвещения Философия конца 19 – начала 20 веков Философия 20 века

Предмет философии

Предметом изучения философии является всё сущее в мире. Целью философии не определить внешние границы между всеми составляющими мира, а определить их внутренние связи и единство между ними.

Целью философии является увлечение человека самыми совершенным ценностями, высшими идеалами, выведение его из обыденной сферы, придание его жизни истинного смысла.

Главная цель философии — найти смысл бытия и высшее начало.

Другие полезные статьи:

Определение философии

Философия –это наука о познании мира и человека, о познании всеобщих законов развития мира и общества, о познании и объяснении нравственных ценностей и смысла бытия, о познании самого процесса познания.
Философия с давних времен ищет ответы на вопросы: «Что есть истина?», «Можно ли познать мир?», «Первично сознание или материя? », «Что есть Человек?», «Есть ли Бог? », «Зачем мы живем?» и другие.
Слово «философия » происходит от древне-греческих слов phileo – люблю и sophia – мудрость. Философия в буквальом переводе означает – любовь к мудрости.

Разделы философии

Философия включает разделы:

  • Онтологию или метафизику — учение о бытии мироздания;
  • Гносеологию — учение о познании;
  • Логику — учение о мышлении;
  • Этику — учение о морали;
  • Эстетику — учение о прекрасном;
  • Социальную философию и философию истории — учение об обществе;
  • Философскую антропологию — учение о человеке;
  • Историю философии.

Фундаментальные проблемы философии

К фундаментальным проблемам философии , не решенным до сих пор, относятся:

  • проблема бытия — смысл бытия человека, отношение человека к Богу, идея души, ее смерти и бессмертия;
  • проблема познания — может ли наше мышление познать мир объективно и истинно;
  • проблема ценностей — нравственности и эстетики,
  • проблема диалектики — мир статичен или меняется.
  • проблема сущности пространства и времени.

Фундаментальные вопросы философии

В современной философии остаются неразрешенными такие фундаментальные вопросы : Первичен дух или материя? Есть ли Бог? Бессмертна ли душа? Мир бесконечен или конечен, как развивается Вселенная? Что есть Человек, в чем сокровенный смысл истории человечества? Что такое истина и заблуждение? Что есть добро и зло? и другие.

Функции философии

Философия выполняет такие функции:

  • Мировоззренческую функцию — отвечает за понятийное объяснение мира;
  • Методологическую функцию — отвечает за наиболее общие методы познания действительности;
  • Прогностическую функцию — отвечает за формулирование гипотез о тенденциях развития сознания и материи, мира и человека);
  • Критическую функцию — отвечает за принцип «подвергать всё сомнению»;
  • Аксиологическую функцию — отвечает за оценку объекта, который исследуется, с разных точек зрения: нравственной, социальной, эстетической и т. д.);
  • Социальную функцию — отвечает за выполнение двуединой задачи – и объяснение социального бытия, и помощь в его материальном и духовном изменении).

В следующей статье мы рассмотрим вопрос, когда и где зародилась философия. Я коротко расскажу об истории появления и достижениях философской мысли в Древней Греции .

Надеюсь статья Вам понравилась по теме «Предмет философии, основы, определение, функции, история» и Вы захотите более глубоко изучить эту невероятно красивую, завораживающую и полезную область знаний человечества! Уверяю Вас, философия может стать очень полезной для Вас, вплоть до того, что Вы пересмотрите систему своих ценностей и целей.

Очень рекомендую Вам эти 2 статьи по философии с видео лекциями современного философа , в которых он рассказывает о практических советах древнегреческих философов, которые очень помогут Вам в жизни не делать лишних телодвижений и бесполезных действий:

Вот одна из лекций «Как правильно жить — мудрые советы философов Древней Греции» :

Желаю всем вдохновения, всегда позитивного настроя и много сил для всех Ваших планов!

В результате изучения главы студент должен: знать

  • задачи, которые ставит перед собою философия;
  • промежуточное положение философии между наукой и искусством;
  • связь философии с мудростью;
  • характер влияния культуры на философию и философии па культуру;

уметь

  • анализировать связь философии с другими науками;
  • выявлять основные разделы философии;
  • воспринимать философию как особый раздел знания; владеть
  • умением усваивать абстрактные философские категории;
  • способностью вести дискуссию о значении философии и ее воздействии на культуру своей эпохи;
  • способностью критически усваивать философские рассуждения.

Предмет философии

Философия (от др.-греч. philia - любовь и sophia - мудрость; philosophia - любовь к мудрости) - это особая форма познания мира, стремящаяся выявить фундаментальные основы человеческого бытия и того мира, в котором оно протекает, сформулировать наиболее общие и существенные характеристики отношения человека к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.

Коротко говоря, философия - это паука, изучающая наиболее общие проблемы человека, общества и природы.

Философия является теоретическим ядром мировоззрения - системы взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы и принципы деятельности.

Философия возникла примерно в одно и то же время (в V-IV вв. до н.э.) в Древней Греции, Индии и Китае. Она пришла на смену мифологическому представлению человека о мире. Иногда возникновение философии так и характеризуют - «переход от мифа к логосу», т.е. переход от объяснения человеком окружающего его мира не в форме своего рода сказки, какой являлся миф (его героями являются не только люди, но и вымышленные существа, боги и т.п.), а в форме разумного, логически последовательного рассказа о мире, человеке и обществе.

Первым автором, назвавшим любомудрие философией, а самого себя философом, был, как говорят, Пифагор. Однако после Пифагора не осталось сочинений. Слово «философ» употреблялось Гераклитом, говорившим, что «очень много должны знать философы». Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона. Из Древней Греции термин распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

Особенности философии как науки. Философия настолько не похожа на другие науки, что иногда высказываются сомнения в ее принадлежности к наукам.

Английский философ и логик XX в. Б. Рассел формулирует эту точку зрения осторожнее . Философия является, говорит он, той своеобразной областью знания, которая лежит между наукой и теологией (богословием). Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым. Но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, относятся к теологии. Но между теологией и наукой имеется «Ничейная Земля», открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы богословов уже не кажутся столь убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир па дух и материю, и что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимым существованием? Имеет ли Вселенная какое-либо единство? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется мудростью, - просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с сомнением. Исследовать эти вопросы и искать ответы на них - дело философии. Философия пытается высказаться о тех же вещах, что и теология: существует ли бог, какую роль он играет в жизни созданного им человека, в чем смысл человеческой жизни и предназначение человека, что такое человеческое счастье, как вознаграждаются добрые дела и т.д. Но философия говорит обо всем этом па языке, подобном языку науки, не обращается в ходе аргументации к откровению или прозрению, к чудесам, противоречащим законам природы, и т.п. Философия зачастую высказывается о тех вещах, которые лежат за пределами научного познания, но стремится не отступать при этом от идеалов и требований науки.

При обсуждении научного характера философии нужно учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, современная философия постепенно все более отходит от теологии и сближается с наукой. Современное индустриальное (и тем более постиндустриальное) общество является светским, религия отделена в нем от государства. От науки теперь не требуется согласовывать свои выводы с религией и посвящать свои силы оправданию теологических представлений.

Можно сказать, что философия как особая область знания в нынешнюю эпоху лежит не столько между наукой и теологией, сколько между наукой и (художественной) литературой. Не случайно в XX в. пять выдающихся философов получили Нобелевские премии по литературе (такой премии по философии, как и по математике, нет), в их числе А. Бергсон, Б. Рассел, А. Камю и Ж.-П. Сартр.

Во-вторых, философия, конечно же, весьма своеобразна в сравнении с другими науками. Но тем не менее философию - при всей ее необычности, связанной с промежуточным положением между наукой, литературой и теологией, - принято все-таки считать наукой. Философия стремится в своих рассуждениях не отступать от научного метода. Она старается пользоваться ясными и точными понятиями, избегает по мере возможности образности, без которой пет литературы, и т.д. Важно также отметить, что философия преподается во всех высших учебных заведениях. Ее изучают не только на социальных и гуманитарных факультетах, но и на физических, химических, биологических факультетах, в технических университетах. Теория же литературы и теология преподаются довольно узкому кругу людей.

При обсуждении вопроса о том, является ли философия наукой, нужно также иметь в виду, что существующие науки настолько разнородны, что до сих пор нет сколько-нибудь приемлемого определения общего понятия «наука». Физика совершенно не похожа на никогда не прибегающую к опыту логику. Утонувшая в массе разнородных фактов биология мало чем напоминает химию или астрономию. Этика, формулирующая оценки и нормы, мало чем напоминает нейрофизиологию или физиологию человека. Космология, являющаяся, как принято считать, частью физики, использует, в отличие от всех других ветвей последней, временной ряд «было - есть - будет», имеющий «стрелу времени», тогда как в физике применяется только временной ряд «раньше - позже - одновременно», не задающий направления времени.

Помимо естественных, социальных и гуманитарных наук существуют также формальные науки (математика и логика) и гак называемые нормативные науки (этика, эстетика, искусствознание, теория нрава и др.). Результаты математики и логики лишь косвенно сопоставимы с эмпирическими данными. Эти результаты совершенно отличны от заключений естественных наук. Математика и логика допускают сопоставление с действительностью не сами по себе, а только в рамках тех содержательных теорий, фрагментами которых они являются. Нормативные науки говорят не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, чего избегают делать все другие науки.

Таким образом, разговор об особенностях философии как пауки является только одним из фрагментов сложной темы единства ныне существующего и чрезвычайно разнородного множества наук. Представляется, что своеобразие философии не является непреодолимым препятствием для того, чтобы относить ее к наукам.

  • См.: Рассел Б. История западной философии: в 2 т. М.: МИФ, 1993.Т. 1. С. 7-9.
Философия Лавриненко Владимир Николаевич

Что такое философия? Вместо введения

Что такое философия?

Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX-XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы – материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т. е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии – философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.

Данный учебник подготовили:

Доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В. Н. Лавриненко – руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I-V);

Доктор философских наук, профессор Г. И. Иконникова (Разд. второй, гл. I-IX, XI, разд. четвертый, гл. VI);

Доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В. П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый);

Кандидат философских наук, доцент М. М. Сидоров (Разд. третий).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Античный город автора Елизаров Евгений Дмитриевич

Вместо введения. Определение понятий Истёкшие тысячелетия – это всегда хороший повод для подведения каких-то итогов. Уроки – вот, возможно, самое главное, что дарит нам уходящее время. Но эти уроки ещё нужно осмыслить…Оглянемся в прошлое. Какие самые главные ценности мы

Из книги Кухонная философия [Трактат о правильном жизнепроведении] автора Кригер Борис

Что такое кухонная философия? (Вместо предисловия) Кухонной философией презрительно именуют умничание по кухням, дилетантские взгляды, высказываемые простыми представителями рода человеческого, ищущими ответов на вечные вопросы философии, религии, политики, искусства.

Из книги Сверхчеловек говорит по-русски автора Калашников Максим

БАЛЛАДА О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ «Мы рождены Чтоб сказку сделать былью…» Из советского авиамарша 13 декабря 1969 года в английской газете «Guardian Weekly» почтеннейшая публика с жадным интересом читала сенсационную статью Виктора Зорзы «Спектр генетической «гонки

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Вместо введения Один из основных практических принципов первой части можно сформулировать так: «Не так важно что делать, как то, с какими мыслями и чувствами это делать». Т. е. вопрос формирования сознания один из ключевых в практической философии. Анализ проблем,

Из книги Сферы мироздания (Эволюционные связи, соотношения, перспективы) автора Бирюков А

ИСХОДНАЯ ПРОБЛЕМА (ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ) Сразу обозначим проблему, которая станет осью многих последующих рассуждений, а также явится истоком более широких вопросов и выводов. Эта проблема не укладывается в рамки традиционных философских концепций и потому, как правило,

Из книги Искусство Сновидения (перевод И. Старых и др.) автора Кастанеда Карлос

Из книги Философия как живой опыт автора Бахтин Николай Михайлович

Вместо введения Современность и фанатизм 1Отвлекаясь на время от частностей, попытаемся найти общий признак, которым отмечена ныне «жизнь идей» в ее целом. Замечательно, что мы не сумеем назвать какой-нибудь существенной конкретной тенденции или идеи, иерархически

Из книги Н. В. Гоголь автора Зеньковский Василий Васильевич

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ Литература о Гоголе, о его жизни и творчестве очень велика, но до сих пор мы не имеем цельного образа личности Гоголя, не имеем и удовлетворительного анализа его творчества, - не только художественного, но и творчества идейного. Последняя по времени книга

Из книги Гёте автора Свасьян Карен Араевич

Глава I. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ. ОРФИЧЕСКИЕ ПЕРВОПАРАДОКСЫ Есть два Гёте: Гёте извне, почитаемый и не читаемый, а если и читаемый, то по всем правилам кабинетно-филологического этикета, и Гёте изнутри - открытая книга, чтение которой равно непрерывному соавторскому риску. О

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Вместо введения Благодарный автор любезному другу своему – Денису Олеговичу Лобанову Можно ли научиться философии? А психологии?.. Вы видели когда-нибудь научающий учебник по этим дисциплинам? Такую книгу, по прочтении которой, с одной стороны, читатель становился бы

Из книги Запад. Совесть или пустота? автора Хайдеггер Мартин

Вместо введения …Начало всех великих действий и мыслей ничтожно. Великие деяния часто рождаются на уличном перекрестке или у входа в ресторан. Так и с абсурдом. Родословная абсурдного мира восходит к нищенскому рождению. Ответ «ни о чем» на вопрос, о чем мы думаем, в

Из книги Григорий Сковорода автора Табачников Исай Аронович

автора Коллектив авторов

Из книги Ф. М. Достоевский: писатель, мыслитель, провидец. Сборник статей автора Коллектив авторов

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

Критерии правопонимания: вместо введения Правопонимание относится к числу таких философско-правовых категорий, которые определяют не только специфику юридических теорий «среднего уровня» (теория правовой нормы, правоотношения, правонарушения и т.д.), но и такие

Из книги Творческая личность художника автора Басин Евгений Яковлевич

Вместо введения Для того чтобы целенаправленно воспитывать творческую личность необходимо знать как механизмы, ее формирующие, так и особенности структуры. Художник является наиболее благодатной моделью для такого изучения.Мы попытаемся на примере анализа личности и

«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».

Генри Менкен, американский сатирик

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.

Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.

«Когда слушающий не понимает говорящего,
а говорящий не знает, что он имеет в виду - это философия».

Вольтер, французский философ, поэт, писатель.

Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.

Философия - это...

Дословно философия (греч. φιλία - любовь, σοφία - мудрость) – это любовь к мудрости .

В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».

Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.

Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.

За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия , познания и места человека в мире.

Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.

Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем , постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.

Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.

«Философия – мать всех наук»

Философия гораздо шире всех , т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.

По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:

  1. Мировоззренческая . Формирует представления о мире и месте в нем человека.
  2. Гносеологическая . Вырабатывает механизмы .
  3. Аксиологическая . Заключается в оценке вещей с точки зрения различных ценностей.
  4. Методологическая . Вырабатывает методы познания действительности.
  5. Мыслительно-теоретическая . Учит мыслить концептуально и создавать теории, т.е. обобщать.
  6. Критическая . Все подвергает сомнению.
  7. Прогностическая . Прогнозирует тенденции развития, опираясь на имеющиеся знания.

Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.

  1. Онтологическая определяет первичность бытия или сознания.
  2. Гносеологическая определяет, познаваем ли мир в принципе.

Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит , к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.

Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.

Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы , так и не найдено.

Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.

Краткое резюме

Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.

Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.

И все же каждый из нас немножко философ , т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое гносеология Что такое волюнтаризм Материализм - что это в философии, основные идеи диалектического и исторического материализма Метафизика - это сложный в понимании раздел философии Абсурд - это оценочное суждение или философская категория Что такое рационализм В чем суть идеализма в философии и его разновидностей (субъективный и объективный) Что такое генезис Что такое истина - ищем истинное трактование, определяем ее критерии и изучаем виды (абсолютная и относительная истины)