Почему мы смотрим фильмы про зомби?

Почему люди любят фильмы про зомби?

Любовь к фильмам про зомби – это настоящий кинофеномен, который мы собираемся проанализировать в данной статье. Конечно, для полного и обширного анализа потребуется написать целую книгу, но это в наши задачи не входит. Мы хотим понять только одно: есть ли в подобных фильмах что-то особенное, не поддающееся описанию терминами «желание зрелищ», «убийство времени» или «щекотание нервов»? А если говорить проще, то мы задаемся вопросом: откуда в нас любовь к фильмам про зомби?

Дорога от древних культов к современной мифологии

Мы начнем с интересного парадокса, который звучит так: мертвецы гораздо древнее смерти. И правда, еще задолго до того, как предок homo sapiens осознал неизбежность смерти, он уже знал о том, что такое мертвецы. Они пугали наших обезьяноподобных предков своей неподвижностью, которая делала их похожими на хищников, затаившихся перед смертельным прыжком. Но и с осознанием того, что все люди становятся в итоге мертвецами, страх смерти не прошел, а еще больше окреп. Дело сошло с мертвой точки только тогда, когда пришло осознание наличия «другого мира», куда уходят жить умирающие люди. Смерть перестала быть противоестественной. Мало того, люди стали верить в то, что когда-нибудь мертвецы вернутся в мир живых, чтобы убедиться в том, что люди живут так, как надо.

А чтобы мертвецы были удовлетворены, необходимо служить им, оправлять соответствующий культ, который представлял собой свод ритуалов. Данные ритуалы служили поддержанию установленного порядка. Таким образом, пока есть те, кто оправляет культ, мертвецы будут оставаться в своих могилах, а люди могут спокойно спать. Но как только ритуалы забываются, возвращение мертвецов превращается из мифа в ужасающую реальность. Мертвецы вернутся в мир живых не для того чтобы жить среди нас, а для того чтобы нас судить и наказывать. Это и будет Концом Света или Апокалипсисом.

Стоит признать, что Новое время призвано сломать устоявшиеся многовековые традиции. Наступает так называемый «век толп», когда на смену старым мифам приходят новые, более массовые, генерирующиеся толпой. Коммуникации и мультимедиа становятся все более тотальными, что добавляет масла в огонь массовости. Вампиры, НЛО, заговор масонов, парапсихология – это лидеры «хит-парада» мифов современности. В этом же списке можно обнаружить миф о зомби. Конечно, этот миф новым назвать можно с большой натяжкой, но современность прибавила ему немало ярких красок. Культ предков давно забыт, сменившись культом будущего, включающем собственные планы и детей. Вследствие этого, люди воспринимают мертвецов как стихийное бедствие потустороннего характера, и упоминать живых мертвецов – признак плохого тона. Другое дело, если мертвецы появляются в кино. Ведь фильмы – это чистый вымысел. И даже если какой-то подросток перестреляет всех одноклассников после просмотра «Рембо», то долго помнить об этом не стоит. Англосаксонский common sense*, который в настоящее время захватил всю планету, сор из избы не выносит. Зато вынесем мы. Заканчиваем с теорией, и переходим к примерам.

Неконтролируемая машина

В 1968 г. В свет вышла гениальная кинолента начинающего режиссера Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». Фильм практически мгновенно стал легендой, которую брали за основу при создании других фильмов про зомби. Бюджет «Ночи живых мертвецов» составлял 100 тысяч долларов, что считалось мизерной суммой даже по тем временам. Съемочная группа была неопытна, но картина, в итоге, получилась впечатляющей и очень реалистичной. Вполне возможно, что успех является результатом частичного копирования приемов Альфреда Хичкока, но и тема была актуальной. Мертвецы, вылезающие из-под земли, жаждали живой плоти, подчинялись лишь голоду и боли. Вместе с тем, этих простейших инстинктов вполне хватило, чтобы победить разумный народ, который не смог даже договориться друг с другом. Фильм основан на двух главных «китах», которые постоянно напоминают о себе во время просмотра. Во-первых, все указывает на «нечеловечность» мертвецов. Во-вторых, появление зомби объясняется неким научным фактом, в частности, инопланетной радиацией. Другими словами, «Ночь живых мертвецов» — это воплощение древнего человеческого страха монстра-Франкенштейна, который порожден могучим разумом. Зомби, в роли «неконтролируемой машины» — это абсолютно новая мифологема, которая заменяет классическое отождествление живых мертвецов магии шаманов. Зомби-дикари, которые были отображены в творениях итальянских режиссеров Маттей, Деодато и Фульчи – это не рассматриваемый нами зомби-трэш, который все же не лишен некоего обаяния.

Через некоторое время «физический» момент оживления зомби был заменен на «биологический», который проявлялся в генетических мутациях и заражениях всевозможными вирусами. Так называемые «зомби-эпидемии» отлично продемонстрированы в таких кинолентах, как «Возвращение живых мертвецов», «Обитель зла» и «28 дней спустя». И в этом есть некая закономерность. В настоящее время биологические науки находятся в авангарде «человеческих» наук. Ученые заняты клонированием, расшифровкой генома и теорией киборгов. Все это способно создать идеальную среду для новой волны «комплекса Франкенштейна». Несмотря на это, мы все же признаем, что вышеуказанного монстра эпохи Просвещения в зомби записать нельзя, поскольку Франкенштейн – олицетворение не вирусов или магии, а созидательной науки, которая вышла из-под контроля незадачливого гения. А зловещие зомби – это разрушительная стихия, которую можно смело называть «квинтэссенцией неконтролируемости».

Масса

В 1978 г режиссер Ромеро выпускает свой второй фильм «Рассвет мертвецов». Зомби становятся массовыми. Они крепко оседают в наших головах на долгое время. И хотя до тотальности дело не доходит, но прогресс налицо. На смену заколоченному дому приходят бесконечные дни в целом супермаркете. Хичкоковский хоррор отходит на задний план, уступая место натурализму. Все же стоит признать, что в супермаркете зомби уже не выглядят так страшно, как среди могил. Они становятся комичными и даже немного жалкими, поскольку разгуливать им приходится среди тех вещей, которые когда-то доставляли им удовольствие и радость существования. В новом фильме прослеживается идея, которая гласит: даже после смерти, человек остается просто потребителем. И если раньше люди потребляли товары, то теперь на смену пришла живая плоть. Суть остается прежней. Потребление не означает наличие разума. Потребитель может быть как бездумным зомби, так и разумным человеком. В эпоху рекламы и потребления, мы постепенно становится настоящими «зомби». Товары, в данном случае, отождествляются с живой плотью. И весь мир – громадный супермаркет, где люди – огромная куча бесконечного барахла, гниющая масса потребляемого товара. И живые «байкеры», которые решили разграбить супермаркет, ярко демонстрируют это сравнение.

Следующие фильмы только увеличили количество зомби, а также ареал их распространения. Это такие киноленты, как «Обитель зла: Апокалипсис», «Земля мертвецов» и «Рассвет мертвецов». «Ученость» их оживления уже не столь важна. Массы пугает социальный статус, причем уже не пришельцев, а порождений современной цивилизации. Действительно, массовая культура никогда не сможет породить культуру, в привычном понимании этого слова. Результат получается только один – массы. «Массовая культура» — это такая же нелепость, как и выражение «живой труп». Никто не хочет акцентировать на этом внимание, хотя всем этот факт давно известен. Безмолвный зомби из супермаркета, коим и является современный человек, безуспешно пытается обрести идентичность, слившись с общей массой.

Демоны Апокалипсиса

В 2002 г мир замирает перед экранами, смотря новое творение британского режиссера Дэнни Бойла «28 дней спустя», которое выводит зомби в новое измерение. Мертвецы уже не плетутся как черепахи. Они бегают, причем очень быстро. В прошлых фильмах зомби пугали своей массовостью и неожиданным появлением из могил. Современные зомби смертельны в любых обстоятельствах. Если вы от них убежали – значит вам неслыханно повезло. Но чаще всего героям не везет. После укуса зомби, человек превращается в живого мертвеца. Это также неотвратимо, как средневековая чума, Всадники Апокалипсиса или цунами. Современные герои уже не так смелы, как в фильмах Ромера. Вместо того, чтобы беспечно пинать бредущие трупы, они просто уносят ноги что есть мочи. Демоны Апокалипсиса плюют на разум, мускулы или смелость. Зомби легко захватывают планету, объявляя наступление Конца Света.

«28 недель спустя», «Рассвет мертвецов» и «Я – легенда» — это новая эпоха зомби, которая ярко демонстрирует тенденции развития глобализма, со всеми присущими ему страхами, начиная от террористов и неизлечимой пандемии, заканчивая падением кометы и экологической катастрофой. Угроза черной тучей нависла над человечеством, и уже некуда бежать. Да и куда бежать с родной планеты? Это настоящий ад, в котором сражаться за собственную жизнь становится бессмысленным. Остается ожидать своей незавидной участи. Это и есть то время, когда «живые завидуют мертвым»…

Как вы уже поняли, «зомби» — это настоящая мифологема кинематографа современности. Она говорит «нет» формуле «Хлеба и зрелищ!» из древнеримских времен («хлеб» достается съемочной группе, а «зрелища» — остальным). Вместе с тем, «зомби» — это глубочайшее укоренение в коллективном бессознательном. Это смесь из древнейшего ужаса перед ожившими мертвецами, и новым страхом перед социальным кризисом, наукой, природными стихиями. Именно в этом, по нашему мнению, заключается наша любовь к zombie-movies, в которых показывается «dark side of the human» (темная сторона человечества).
Спасибо Zangezi, не обижайся на меня за рерайт. Полностью статью в правильном изложении можно прочитать здесь.
Ну и чтобы не оставлять пост без фильма, представляю Вам короткометражный фильм про зомби LV16: один из десяти фильмов победителей конкурса Zone Horror CUT 2008 года.

Оцените фильм или статью:

(7 проголосовавших, средняя оценка: 5,00)
Загрузка...

5 ответов на Почему мы смотрим фильмы про зомби?

  1. # Rodriguez в комментарии от 27.10.2009 говорит:

    Отличная статья. Но меня все жэ интерисуют некоторые образчики зомби трэша в них есть все таки некий шарм, например недавно просмотренный Зомби 3 Фульчи.

  2. # Mete0 в комментарии от 18.11.2009 говорит:

    Да, статья интересная, спасибо!

  3. #Женька в комментарии от 30.01.2010 говорит:

    Статья конечно обстоятельная и даже доисторическую древность охватывает, но там есть одна довольно расхожая не точность, которая достойна полного профана. Говоря про Франкенштейна в статье подразумевается монстр, а сам учёный фигурирует просто, как некий "незадачливый гений". Гений-учёный это и есть Франкенштей, а монстра которого он создал вообще никак не звали. Нет у него имени, просто монстр и всё, ну или монстр Франкенштейна, например.

  4. # Zangezi в комментарии от 29.03.2010 говорит:

    Нечестно ты все таки поступил, ТАК изменив мою статью и даже не поставив меня в известность (((

  5. # Zack Wild в комментарии от 09.01.2011 говорит:

    Интересно. Моё мнение по части zombie movies: не то, что человек остаётся потребителем в любом случае, а то, что человек ничуть не лучше ходячих трупов. Имеется в виду отношение к другим людям. Хотя, есть у меня горький опыт помощи нуждающимся и, я вам скажу, что не всегда стоит хорошо относиться к людям.

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.