Государственно-правовые учения времен реформации. Народное направление Реформации

(Münzer) - радикальный проповедник времен реформации, род. в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам. Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки). Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит "попов и обезьян". Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства "святых": "Израиль" (избранники) должен истребить безбожных "ханаанитов". Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как "пещеры дьявола". Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей. Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящен "светлейшему, высокорожденному владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу". Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера "альштедтским сатаной", а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим ее в плотском плену.

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльхаузене. Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый "вечный, христианский" магистрат, из "бедных" и "земледельцев". В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри. В новом строе Мюнцер не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, "как отцы-патриархи", в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, "идолов в домах и сундуках"; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа. Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенхаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним еще раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

Томас Мюнцер. Из книги И. Р. Шафаревича "Социализм как явление мировой истории"

Мюнцер родился в 1488 или 1489 г. в семье небедных родителей и получил теологическое образование. Он вел очень беспокойную жизнь, по нескольку раз в год меняя работу – учителя, проповедника, капеллана. Наконец, в 1520 г. он занял место проповедника в Цвиккау и столкнулся здесь с цвиккаускими пророками. Проповедь Шторха поразила его и повлияла на всю его жизнь. Представление о возможности непосредственного общения с Богом, которое гораздо важнее буквы Писания, обличение священников и монахов, богатых и знатных, ученых и книжников, вера в близость Царства Божия на земле и во власть избранных – стали основой мировоззрения Мюнцера. В своих проповедях он поддерживал Шторха, нападал на монахов и других проповедников. В городе начались беспорядки, и магистрат выслал пророков и Мюнцера.

Следующим местом его деятельности была Прага. Мы видим, что Мюнцера тянет к старым очагам хилиастических движений – сначала в Цвиккау, потом на родину таборитов. Сохранилась проповедь, произнесенная Мюнцером в Праге. В ней он утверждает, что после смерти учеников апостолов дотоле чистая церковь совершила прелюбодеяние и стала блудницей. Попы проповедуют внешнее слово Писания,

"которое они выкрали из Библии, как воры и убийцы" (28, с. 59).

Мюнцер переходит к центральной части своего учения – о Церкви избранных.

"Никогда этого не случится, и за это слава Богу, чтобы попы и обезьяны представляли церковь Божию, – но избранные богом проповедовать его слово".

"Чтобы проповедовать это учение, я готов отдать свою жизнь".

"Бог сотворил чудеса для избранных им, особенно в этой стране. Ибо здесь возникает новая церковь, этот народ будет зеркалом всего мира. Поэтому я призываю всех защищать слово Божие... Если же ты этого не сделаешь, Бог даст силу туркам уничтожить тебя еще в этом году" (28, с. 61).

Но проповедь Мюнцера в Праге не имела успеха, и он снова начинает бродячую голодную жизнь. Наконец, в 1523 г. он получил место проповедника в городке Альштадт, и начался первый яркий эпизод его жизни.

В Альштадте Мюнцер быстро завоевывает влияние. Он вводит (одним из первых в Германии) службу на немецком языке, причем проповедует не только на темы Евангелий, но и Ветхого Завета. На его проповеди стекаются толпы народа не только из Альштадта, но и из соседних городов и сел. Городской чиновник Цейсс пишет в донесении:

"Некоторые соседние дворяне запрещают своим подданным посещать здешние проповеди, но народ не соглашается. Их бросают в тюрьму, а будучи выпущены, они опять бегут сюда".

Мюнцер смелеет: властителей, запрещающих посещать его проповеди, он называет "большими гусями". Он пишет Цейссу:

"Власть князей имеет конец, она будет в ближайшее время передана простому народу" (28, с. 66).

Его настроение характеризует фраза:

"Кто хочет быть камнем новой Церкви, должен рискнуть шеей, иначе строители его выбросят" (28, с. 67).

Скоро дело дошло до больших эксцессов. Распаленная Мюнцером толпа сожгла часовню в Моллербахе, по соседству с Альштадтом, где была чудотворная икона Богоматери. Когда был арестован один из участников беспорядков, вооруженные толпы появились на улицах города. Приходила помощь от соседних городов. Цейсс, представлявший в городе герцога Саксонского, писал ему, что виной всему проповеди Мюнцера. Он предлагал вызвать Мюнцера на суд и, если будет признан виновным, изгнать -

"иначе он добьется своей проповедью, имеющей успех у простых людей, того, что доставит нам трудов и хлопот".

В это время против Мюнцера выступил Лютер, который был уже некоторое время озабочен тем, что делал и проповедовал Мюнцер. Он упрекал Мюнцера в том, что тот использует успехи Реформации, достигнутые без его содействия, чтобы нападать на саму Реформацию. Заканчивал Лютер предложением Мюнцеру явиться на диспут в Виттенберг. Мюнцер согласился участвовать в диспуте, только если свидетелями будут "турки, римляне и язычники". В то же время он напечатал (в соседнем городке Эйленбурге у него была своя типография) два произведения: "Протестация Томаса Мюнцера" и "Разоблачение выдуманной веры", в которых резко нападал на многие стороны учения Лютера, на "ученых и книжников", выдумывающих ложную веру.

Странным образом мы все еще не слышим ни о каких мерах властей против Мюнцера, несмотря на то, что в своих произведениях он, например, говорит о курфюрсте Саксонском: "у этого бородача меньше ума в голове, чем у меня в заднице", а жителей соседнего городка Зангерхаузена призывает к восстанию против их властей. Наоборот, проезжая через Альштадт, курфюрст Фридрих Саксонский и его брат Иоанн Саксонский захотели сами послушать знаменитого проповедника.

Мюнцер принял это как знак того, что князья уже готовы стать его орудием, и произнес перед ними проповедь, в которой, не скрываясь, развил свои взгляды. Он нападает на Лютера, которого называет "Братец Боров" и "Брат Лежебока", и пытается привлечь князей на свою сторону. Князьям он указывает их призвание – уничтожить врагов истиной веры, веры избранных, непосредственно руководимых Богом.

"Дражайшие, любимые правители, узнайте свою судьбу из уст Бога и не давайте хвастливым попам обмануть вас выдуманным терпением и добротой. Ибо камень, не руками сброшенный с горы, стал велик. Бедные миряне и крестьяне видят его гораздо лучше вас" (28, с. 158).

Наступает час последней расплаты:

"Ах, как славно пройдется Господь железной палкой по старым горшкам" (28, с. 158).

В этот страшный час можно узнать истинный путь, провидеть грядущее. Для этого есть одно средство: сны, откровения.

"Это истинно апостолический, патриархальный и пророческий дух – ждать видений и доверяться им" (28, с. 156).

Один за другим Мюнцер приводит примеры из Библии. Но главная трудность – различить, от Бога или Дьявола эти видения. Для этого князья должны довериться новому Даниилу, избранному человеку.

"Поэтому должен встать новый Даниил и изложить вам откровения и он должен идти впереди, во главе" (28, с. 159).

Мюнцер призывает к беспощадному истреблению врагов нового учения.

"Ибо безбожники не имеют права жить, разве только избранные им это позволят" (28, с. 160). "Если вы хотите быть настоящими правителями, гоните врагов Христа перед избранными, ибо вы – средства для этого" (28, с. 160).

"Не давайте больше жить злодеям, отвращающим нас от Бога" (28, с. 160).

"Христос повелел многозначительно: и приведите моих врагов и избейте их передо мной". Почему?

А потому, что они вредили христову правлению" (28, с. 159). "Бог недаром повелел через Моисея: "Вы святой народ, вы не должны сострадать безбожникам. Разбейте их алтари, раздробите их идолов и сожгите их, чтобы я не гневался на вас"" (28, с. 161).

Постепенно Мюнцер переходит к угрозам. Он говорит, что, как еда и питье средство для жизни, -

"так же нужен меч для истребления безбожников. Но чтобы это было правильно сделано, это должны делать наши дорогие отцы, князья, исповедующие с нами Христа. Если же они это не сделают, меч будет у них отнят" (28, с. 161).

"Если же не поверят слову Божию, то надо их устранить, как сказано у Павла, "Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из вашей среды"". (28, с. 162).

"Если же они будут вести себя противоположно, убейте их без пощады..." (28, с. 162);

"...не только безбожных правителей, но и попов и монахов надо убивать, которые наше святое Евангелие называют ересью и сами хотят быть наилучшими христианами" (28, с. 162).

Весь этот эпизод производит странное впечатление. Как мог ничтожный проповедник поучать и грозить влиятельнейшим князьям империи? Иногда в этом видят близорукость Мюнцера, иногда – долготерпение князей. Нельзя ли найти здесь более весомую причину? Мюнцер был тогда силой, и с ним надо было считаться. В чем была сила Мюнцера, мы узнаем из других источников – его писем и показаний, впоследствии данных перед казнью. В это время он организовал в Альштадте союз "для защиты Евангелия" и "для угрозы безбожникам". Это была не первая его попытка. Еще совсем молодым человеком он основал тайный союз, направленный против примаса Германии архиепископа Эрнста. Но новый союз принял гораздо большие размеры. На одном собрании в него было принято 300 человек, на другом – 500. Мюнцер советовал и жителям соседних городов основать такие же союзы и получал сообщения об успехах этого дела. Его связи распространились очень далеко – вплоть до Швейцарии. Лютер обвинял Мюнцера в том, что он "рассылает во все страны посланцев, боящихся света". В письмах Мюнцер подчеркивал чисто оборонительный характер союза "против притеснителей Евангелия". Однако позже, когда он был схвачен, на следствии он показал:

"Он вызвал возмущение, чтобы все христиане стали равными и чтобы князей и господ, не желающих служить Евангелию, прогнать или убить" (28, с. 82).

"Их (то есть союза в Альштадте) лозунг был: sunt communia (все общее). И каждый должен был другому уделять по возможности. Если же князь, граф не захочет это делать, тому надо отрубить голову или его повесить" (28, с. 82).

Союз Мюнцера можно рассматривать как воплощение его идеи господства избранных. В письмах он и называет членов союза избранными.

Атмосфера в Альштадте все накалялась. Соседний рыцарь фон Витцлебен запретил своим подданным посещать проповеди Мюнцера и, когда они направлялись в Альштадт, разогнал их толпу. Некоторые из них бежали в Альштадт, куда пришло распоряжение выдать бежавших их господину. Мюнцер в яростной проповеди назвал Витцлебена "архиразбойником" и всех своих врагов "архииудами", говорил, что князья

"действуют не только против веры, но и против естественного права, и их надо убивать, как собак".

Толпы местных и пришлых заполнили улицы Альштадта. Власти потеряли всякий контроль над городом и могли только апеллировать к герцогу Иоанну Саксонскому. Тот вызвал Мюнцера для допроса в Веймар.

Допрос произошел в присутствии герцога и членов его совета. Мюнцер отрицал, что он поносил власти, а свой союз характеризовал как законный и чисто оборонительный. Однако многие свидетели выступили против Мюнцера. В результате ему было приказано закрыть свою типографию, а жителям Альштадта – запрещено создавать союзы. Современный этим событиям источник описывает, как Мюнцер, бледный и дрожащий, вышел после допроса и на вопрос Цейсса отвечал: "Видно, придется мне искать другое государство".

Но, вернувшись в Альштадт, Мюнцер снова воспрянул духом, отказался закрыть типографию, писал протесты. Тогда в дело вмешался курфюрст Фридрих Саксонский. Мюнцер был вызван вторично в Веймар. Сначала он окружил себя вооруженной охраной и, видимо, хотел сопротивляться, но потом ночью перелез через городскую стену и скрылся, обманув своих соратников письмом, в котором говорил, что отправляется в деревню и скоро вернется. После побега Мюнцер написал своим единомышленникам еще одно письмо, призывая их храбро держаться и обещая вскоре "умыть вместе с ними руки в крови тиранов".

Из Альштадта Мюнцер отправился в город Мюльхаузен в Средней Германии. Такой выбор был далеко не случаен. Этот город вот уже год как находился в состоянии паралича власти и какого-то полувосстания. Сохранилась тогдашняя хроника "Мюльхаузенская смута" (28, с. 85-113), в которой описываются события, предшествовавшие прибытию Мюнцера в Мюльхаузен, и его деятельность там. Беспорядки начались с нападений на монастыри и церкви. Все монастыри были разграблены, в церквах разбиты иконы, статуи, утварь. Во главе движения стоял беглый монах Георг Пфейфер, в проповедях призывавший к неповиновению городскому совету. 3 июля 1523 года зазвенел набат. Толпа окружила ратушу, раздались выстрелы. Совет должен был пойти на уступки, которые были оформлены в 53 пунктах. В частности, объявлялась полная свобода проповеди. Во главе восставших стояла "восьмерка", которая сохранила свою роль наравне с советом и после подписания 53 пунктов. В городе воцарилось двоевластие – людей, арестованных советом, "восьмерка" нередко освобождала из тюрьмы. Подписание соглашения не только не успокоило город, но привело к еще большему возмущению. Были разграблены многие дома священников, распространялись листовки, в которых говорилось, что если священники не уберутся из города, на их дома пустят красного петуха. Появлявшихся на улице священников убивали.

Такова была ситуация, когда Мюнцер 24 августа 1524 г. появился в Мюльхаузене. Он объединился с Пфейфером, и скоро плоды их деятельности стали заметны. Не прошло месяца после прибытия Мюнцера, как город опять охватило возмущение. Теперь требования отражали идеи Мюнцера: не следует повиноваться никакой власти, все налоги и пошлины должны быть отменены, все духовенство должно быть изгнано. Бургомистр и часть советников бежали из города и обратились за поддержкой к крестьянам соседних деревень. В это время в деревнях вспыхнули пожары, зажженные, по-видимому, сторонниками Мюнцера и Пфейфера. Но крестьяне оказались прочно на стороне совета. Поступили обещания поддержки и от соседних городов. Под этим давлением восставшие отступили. Была восстановлена власть совета, а Пфейфер и Мюнцер изгнаны из Мюльхаузена.

Мюнцер отправляется в Нюрнберг и печатает там два своих произведения. Одно из них – "Толкование 1гл. Евангелия от Луки" – было написано в конце его пребывания в Альштадте и отделано в Мюльхаузене. Другое – "Защитительная речь" – является ответом Лютеру. Незадолго до этого Лютер написал "Письмо Саксонским князьям против мятежного духа", где обращал внимание на опасность, проистекающую из агрессивного характера учения Мюнцера. Дело Мюнцера, по словам Лютера, – это не учение, а создание организации для свержения власти и ее захвата.

"Мне начинает казаться, – писал он, – что они хотят уничтожить все власти, чтобы стать господами мира" (28, с. 204).

"Они говорят, что их ведет Дух, ... но это плохой дух, который проявляется в уничтожении церквей и монастырей" (28, с. 204).

"Христос и его апостолы не уничтожили ни одного храма и не разбили ни одной иконы..." (28, с. 209).

Пусть они проповедуют, говорит Лютер,

"но плохи те христиане, которые переходят от слов к кулакам" (28, с. 209).

В ответ Мюнцер обрушивает на Лютера целый водопад злобы. Он называет его василиском, драконом, аспидом, архиязычником, архидьяволом, стыдливой вавилонской блудницей и наконец в каком-то людоедском экстазе говорит, что дьявол сварит Лютера в его собственном соку и сожрет его:

"хотел бы я обонять запах твоей поджариваемой туши" (28, с. 200).

Но более интересны написанные в Нюрнберге произведения тем, что в них мы можем увидеть социальные концепции Мюнцера в наиболее зрелом виде. "Защитительная речь" начинается с посвящения:

"Светлейшему, перворожденному князю, могущественному господину Иисусу Христу, милостивому королю над королями, могущественному герцогу всех верующих" (28, с. 187).

Здесь выражена одна из основных концепций Мюнцера: власть на земле может принадлежать только Богу. И кончается послание словами:

"Народ будет свободен, и Бог будет единственный господин над ним" (28, с. 201).

Князья узурпировали принадлежащую Богу власть:

"Почему ты их называешь светлейшими князьями? Не им принадлежит этот титул, а Христу" (28, с. 197).

"Почему называешь ты их высокородными? Я думал, ты христианин, а ты – язычник!" (28, с. 197).

Мюнцер не вспоминает, что всего несколько месяцев назад он надеялся на помощь князей. Теперь он говорит:

"Князья не господа, но слуги меча. Они не должны делать, что им заблагорассудится, но творить правду" (28, с. 192).

Роль, отведенная князьям, – не более чем роль палачей. Недаром сказал Павел, что князья поставлены не для добрых, но ради злых. Однако они не выполняют и эту свою функцию:

"Те, кто должен был бы служить примером для христиан, для этого и носящие имя князей, доказывают в высшей степени свое неверие всеми своими делами..." (28, с. 183).

"Их сердце тщеславно, и потому все могущественные, высокомнящие безбожники должны быть сброшены с престола..." (28, с. 171).

"Бог дал князей и господ людям в гневе своем, он их и уничтожит в своем ожесточении" (28, с. 171).

Забывает Мюнцер и о том, что недавно он видел в бедности и страдании посланный свыше крест. Теперь призыв к сопротивлению угнетателям становится одним из основных мотивов его учения.

"Самая гуща ростовщичества, кражи и разбоя – это наши господа. Рыбу в воде, птиц в воздухе, плоды земли – все хотят они забрать. И сверх того они велят проповедовать слово Божие бедным людям и говорят: "Бог велел тебе не красть"... если же бедняк возьмет самую малость, то его вешают, а доктор Враль говорит "Аминь". Господа сами делают бедных своими врагами. Они не хотят устранить причину возмущения. Как же дело исправится? Коли я так говорю, и я, должно быть, восстаю, ну что ж" (28, с. 192).

Всеми этими злодеяниями князья лишили себя права на меч.

"По ходатайству избранных Бог не будет терпеть страданий..." (28, с. 171).

Реально власть Бога на земле представляется как власть избранных. Избранные мыслятся как узкий, замкнутый союз:

"Это была бы чудесная церковь, в которой избранные были бы отделены от безбожников" (28, с. 182).

Непосредственно от Бога избранные получают указания, пользуясь которыми могут осуществлять его власть на земле. (В различные периоды своей жизни Мюнцер утверждал, что он сам непосредственно говорит с Богом).

Из Нюрнберга Мюнцер отправился в Швейцарию и пограничную ей часть Германии, где тогда уже разгоралась Крестьянская война. По-видимому, его агитация имела там успех, но он все же не остался надолго в этих краях. Зейдман, составивший одну из наиболее полных биографий Мюнцера, полагает, что тот боялся, что в уже начавшемся возмущении не сможет завоевать достаточно значительного места. В феврале 1525 г. Мюнцер возвращается в Мюльхаузен.

В это время волна крестьянского восстания уже перекатывалась из Южной в Среднюю Германию, где был расположен Мюльхаузен. В Мюльхаузене власть все больше уходила из рук совета. "Восьмерка" потребовала ключи от всех ворот города, и совет должен был согласиться. Все время раздавались угрозы изгнать несогласных с партией Мюнцера и Пфейфера. Монастыри и церкви подвергались разграблению, уничтожались иконы и алтари, избивались монахи и монахини. Наконец, все католическое духовенство было изгнано.

Проповеди Мюнцера и Пфейфера вращались в основном в круге уже изложенных нами идей: князья и господа не имеют права на власть, она должна перейти к общине избранных; люди созданы равными от природы и должны быть равными в жизни; все непокорные должны быть истреблены мечом. Они проповедовали, что богатый не может достигнуть спасения: кто любит красивые покои, богатые украшения, а пуще всего деньги в ящике, к тому не снизойдет Дух Божий.

Наконец, после того, как совет отказался включить в свой состав Мюнцера и Пфейфера, на громадной сходке в одной из самых больших церквей города было решено его сместить. Был избран новый совет, названный "вечным".

Написанная в то время "История Томаса Мюнцера" (ее автором долгое время считали Меланхтона) так описывает положение в городе:

"Это было начало нового Христова царства. Сразу же они изгнали всех монахов, забрали монастыри и всю их собственность. Там был монастырь иоаннитов с большими угодьями, его забрал себе Томас.

И чтобы всегда участвовать в делах, пошел он в совет и объявил, что все решения должны приниматься по откровению Бога и на основе Библии. И так, что ему нравилось, считалось справедливым и особым повелением Божиим.

Он учил также, что вся собственность должна быть общей, как написано в Деяниях Апостолов, что они сделали все общим. Этим он так настроил народ, что никто не хотел работать, но если кто имел нужду в еде или одежде, то шел к богатому и требовал это по Христову праву, ибо Христос велел делиться с нуждающимися. А кто не давал охотой, у того отнимали силой. Так поступали многие, в том числе те, кто жил с Томасом в иоаннитском монастыре. Такой разбой разжигал Томас и множил ежедневно и грозил всем князьям, что он всех их унизит" (28, с. 42).

Учение Мюнцера, согласно тому же документу, включало уничтожение властей и общность имущества:

"согласно требованиям христианской любви, никто не должен возвышаться над другим, каждый человек должен быть свободен, и должна быть общность всех имуществ" (28, с. 38)

Лютер писал, что Мюнцер – король и властитель, правящий в Мюльхаузене. В городе делали оружие, граждане учились военному делу, были наняты ландскнехты. К этому времени крестьянское восстание распространилось на все окрестные области. Большими партиями жители Мюльхаузена и соседних деревень двигались на окрестные замки, грабили их, жгли, разрушали. Сохранилось сообщение о приказе Мюнцера:

"полностью разрушать все замки и дома дворянства, ничего не оставлять на месте" (20, с. 519).

Были организованы команды поджигателей. Награбленное имущество увозили в город на телегах.

Мюнцер рассылал гонцов и послания, отдавая распоряжения о пытках пойманных "злодеев", о разрушении всех монастырей и замков, возбуждая другие города к восстанию. Вот что он писал жителям Альштадта:

"Дорогие братья, доколе вы будете спать? Время приспело. Вся немецкая, французская и итальянская земля поднялась" (28, с. 74).

"Если вас будет только трое, но вы будете твердо уповать на имя Божие, не бойтесь и ста тысяч" (28, с. 75).

"Вперед, вперед, вперед! Давно уже время. Пусть добрые слова этих Исавов не вызовут у вас милосердия. Не глядите на страдания безбожников! Они будут вас так трогательно просить, умолять, как дети. Не давайте милосердию овладеть вашими душами, как Бог приказал Моисею, да и нам Он открыл то же" (28, с. 75).

"Вперед, вперед, пока железо горячо. Пусть ваш меч не остывает от крови!" (28, с. 75).

Действительно, если и не "вся немецкая, французская и итальянская земля", то вся Средняя Германия – Тюрингия, Саксония, Гессен – поднялась. Деятелем был здесь уже известный нам Томас Мюнцер.

Карта крестьянской войны в Германии 1524-1525

К началу мая 1525 г. князья начали собираться с силами. Большую роль в организации их движения сыграло письмо Лютера "О разбойничающих и душегубствующих крестьянских шайках". К середине мая у Франкенхаузена начали собираться два войска. Оба были примерно равной численности – около 8000 человек.

Мюнцер выехал впереди своего войска, окруженный 300 телохранителями, с обнаженным мечом, который символизировал цель восставших – уничтожить безбожников. К нему присоединились некоторые дворяне. Мюнцер писал другим, грозя и призывая примкнуть к нему. Графу Эрнсту Мансфельду он писал:

"Чтобы ты знал, что мы имеем силу приказывать, я говорю: вечный живой Бог повелел сбросить тебя с престола и дал нам силу это совершить.

Про тебя и тебе подобных Бог сказал: твое гнездо должно быть вырвано и растоптано" (28, с. 78).

Письмо кончалось словами:

"Я иду вслед. Мюнцер с мечом Гедеона".

В войске Мюнцера распространились панические настроения. Пытались завести переговоры с противником. Начались казни по подозрению в измене. Мюнцер старался воодушевить своих сторонников:

"скорее изменится природа земли и неба, чем Бог оставит нас" (28, с. 45).

Он обещал, что будет ловить пули в свои рукава. Но когда раздались первые выстрелы, войско повстанцев бросились врассыпную. Тысячи из них были побиты на поле боя.

"Мюнцер с мечом Гедеона" в минуту поражения потерял всякое присутствие духа (подробнее см. 22, с. 225). В этом он оказался первым в длинной череде революционных вождей, тянущейся до наших дней. Он бросился в город, нашел пустой дом и забрался в постель, притворившись больным. Зашедший грабитель солдат нашел в брошенной впопыхах сумке письма, адресованные Мюнцеру, и схватил его. На дознании, спрошенный об одной казни 4-х человек, Мюнцер сказал:

"Не я их казнил, дорогие братья, но Божья правда".

Мюнцера подвергли пытке. Когда он закричал, допрашивавший сказал, что тем, кто из-за него погиб, пришлось хуже. Засмеявшись, Мюнцер ответил: "Они сами иного не хотели".

Его отправили в замок того самого графа Мансфельда, которому он писал: "я иду вслед". Мюнцер полностью признался, выдал имена своих товарищей по тайному союзу. Перед казнью он обратился с письмом к жителям Мюльхаузена, где призвал их не восставать против властей, следуя завету Христа.

"Хочу сказать в моем прощании, чтобы снять тяжесть со своей души, что следует избегать возмущений, дабы не лилась напрасно невинная кровь" (28, с. 84).

"Помогите по возможности моей жене и в особенности избегайте кровопролития, в чем я вас искренне предупреждаю" (28, с. 83).

Мюнцеру отрубили голову и выставили ее напоказ. Перед казнью он причастился по католическому чину и умер как сын католической церкви.

Современники считали Мюнцера центральной фигурой Крестьянской войны. Лютер и Меланхтон полагали, что он является самым опасным ее вождем. Себастьян Франк называл эту войну "мюнцеровским восстанием", а герцог Георг Саксонский писал, что с казнью Мюнцера войну можно считать законченной (20, с. 257). Однако эта высокая оценка роли Мюнцера вряд ли имела в виду его роль как организатора: скорее, здесь подразумевалась его функция создателя идеологии ненависти и разрушения, питавшей восстание. Эту же сторону его деятельности имел, вероятно, в виду Лютер, когда в письме Гансу Рюгелю писал:

"Кто видел Мюнцера, тот может сказать, что видел дьявола во плоти в крайней его лютости" (28, с. 222).

Литература о Мюнцере

Штробель. Жизнь, сочинения и учение Томаса Мюнцера. 1795

Зидеманн. Томас Мюнцер. 1842

Меркс. Томас Мюнцер и Пфейфер.

Политические и правовые учения эпохи Возрождения, Реформации и ранних антифеодальных революций.

Тема 16.

16.1. Политические и правовые учения Нового времени. Н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Ж. Боден.

16.2. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифиодальных революций (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк).

XVI век характеризуется большими политическими, экономическими, духовными изменениями. В ряде стран: Франция, Испания, Австрия, Англия... - складываются сильные дворянские монархии. Во многом общей становится культура Возрождения. Её основой был гуманизм - стремление ряда учёных и философов противопоставить церковно-схоластической учёности светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не бога, а человека, его отношения с другими людьми, стремления; использовали наблюдение, опыт; делали рационалистические выводы.

Важное значение приобрело и книгопечатание, изобретённое в середине XV века и повсеместно распространившееся в XVI веке.

Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). 14 лет он исполнял обязанности секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. После восстановления власти дома Медичи был посажен в тюрьму (по обвинению в заговоре). С 1512 по 1520 гг. последовала ссылка, во время которой были написаны знаменитые «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Макиавелли принадлежат и многие другие политические, исторические сочинения, художественных произведений. («О военном искусстве», «История Флоренции»). Его труды положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. Учение Макиавелли свободно от теологии, основано на учении древности и современности. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно последить, что было... Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».

«Природа создала людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди не довольны. Соответственно в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Любое государство Макиавелли представляет как некое отношение между правительством и подданными, опирающиеся на страх или любовь последних. Впервые учёл мотивы специальной психологии, как важный факт политики.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Вслед за античными авторами отдавал предпочтение смешанной форме правления (из монархии, аристократии, демократии). Однако эту смешанную республику считал результатом согласования стремлений борющихся социальных групп.


Макиавелли стремился опровергнуть распространенное мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. « При избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь». Мятежный народ можно уговорить словом - от тирана можно избавиться только железом.

Макиавелли призывал к уничтожению феодального дворянства. «Дворянами именуются те, кто праздно живёт на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самым вредным из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных».

Большое значение придавал Макиавелли законодательству и праву. Считал что закон, прежде всего, должен исполнять тот, кто его издал. Нерушимость законов, он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнёт жить жизнью спокойной и довольной». Но для Макиавелли право - орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.

По Макиавелли единственным ремеслом подобающим повелителю является война, военная организация и военная наука, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Для упражнении в этом искусстве он должен заниматься охотой (чтобы знать свою страну и привыкать к лишениям походной жизни) и изучать историю. Государь также должен заботиться о том, чтобы народ если не любил его, то хотя бы не ненавидел. Иначе он сам ни за что не удержится у власти. Признавая роль религии в воспитании граждан и поднятии боевого духа в армии, Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: «Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии». Макиавелли считается одним из основоположников политологии.

Многие рекомендации, даваемые Макиавелли правителям, могут показаться данными совершенно безнравственным человеком. Но это не так, сам он писал что «Многие измыслили республики и княжества никогда не виданные и о которых на деле ничего не было известно. Но как велико расстояние от того как протекает жизнь в действительности, до того как должно жить, что человек, забывающий, что делается ради того что должно делать, скорее готовит свою гибель, чем спасение. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей чуждых добра»

Методами осуществления власти Макиавелли, помимо военной силы, считал хитрость, коварство, обман. «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может». «Гибельно и опасно оставить в живых государя, лишённого престола». «Всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо ещё уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером». «Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо» Все эти рассуждения Макиавелли черпал из современной ему политической практики. Получилось так, республиканец Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе, на деле создал практические пособия для диктаторов и тиранов. В частности, Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждение своим идеям о сильной государственной личности, обоснование культа государства. Учёные считают, что произведения Макиавелли только выиграли бы, если не содержали поучения тиранам. (Далее по тексту хрестоматии стр. 89-101).

Политико-правовые идеи Реформации.

В XVI веке Европу охватило массовое движение против католической церкви (Реформация - преобразование, перестройка (лат.)) (повт. курс истории). Начало Реформации в Германии положил профессор Виттенбергского университета, доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.). Осенью 1517 г. он выступил с протестом против продажи индульгенций. В процессе дискуссий с католическим духовенством Лютер доказал, что спасение христианина не в церковных обрядах, а в глубокой вере в бога.

Отношение Лютера к светской власти основано на представлении, что человек живёт в двух сферах: в сфере «Евангелия» (религиозная сфера, отношение к царству небесному) и в сфере «закона» (царство земное, государство). В сочинении «о светской власти» (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Но злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил два правления -духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых).

Однако устами апостолов бог велел подчиняться любой власти, без которой не возможно существование человечества: «Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдёшь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы». Но светская власть не диктует законы душам: «Всё, связанное с верой, - свободное дело, и к этому никто не может принуждаться... Делом совести каждого является то, как он верит или не верит».

В 1524 г. началось восстание крестьян в южной и средней Германии. Одним из вождей стал Томас Мюнцер (~ 1490 - 1525 гг.). Идеи Реформации он развил весьма радикально, призвав к установлению народной власти.

В 1555 г. Аугсбургским религиозным миром завершилась война католиков и лютеран на территории Германии. Лютеранство стало равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера». (К терминологии: Протестантизм приняли ряд Германских княжеств и городов; скандинавские государства. В 1529 г. католики добились на 2-х Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных. Несколько князей и представителей городов подали императору протест. Протестанты - приверженцы церквей и религиозных учений, созданных Реформацией).

Практически лютеранство стало предпосылкой для более радикальных религиозно-политических течений Реформации. Так Жанн Кальвин (1509 - 1564 гг.) основал в Женеве новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией (пресвитеры, проповедники, диаконы). По словам Макса Вебера, в кальвинизме наиболее чётко отражены положения протестантской этики, составившей «дух капитализма». Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения. Тем не менее, учение призывало к активной деятельности: ибо, если человек обречён на неудачу, то ему ничто не повредит сверх предопределённого; с другой стороны, никто не может точно узнать, «избран» он или нет. В XVI – ХVII вв. кальвинизм распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, североамериканских колониях.

В борьбе против протестантства развернулась Контрреформация. Тридентский собор (1545 - 1563 гг.) определил меры борьбы с Реформацией, во многом опираясь на учение Ф. Аквинского. Испанским дворянином Игнатием Лойолой было основано «Общество Иисуса», вскоре превратившегося в монашеский орден иезуитов. В 1540 г. в папской булле об утверждении Устава ордена он был назван «боевой отряд воинствующей церкви». Лойола говорил: «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное, мы должны немедленно согласиться с этим!».) Слепое повиновение и строгая дисциплина иезуитов использовались для политических интриг с целью восстановления влияния католицизма. «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства». Практической теорией иезуитов стал «макиавеллизм». Однако в 1559 г. произведения Макиавелли были осуждены римским папой и вскоре внесены в «Индекс запрещённых книг». Интриги иезуитов вызвали повсеместное негодование. Временами орден запрещался и Ватиканом.

Становление единой централизованной монархии во Франции во 2-ой половине XVI века было осложнено религиозными войнами между католиками и гугенотами (фр. Кальвинисты), в ходе которых усилились попытки крупных феодалов отстоять независимость от королевской власти.

После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде гугенотов появились произведения монархомахов (тираноборцев), осуждавших тиранию короля преимущественно с позиций феодальной аристократии. Они требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать монархов, призывали к сопротивлению тиранам. «Когда мы говорим о народе, то понимаем под этим словом не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще». Восстания допустимы лишь под руководством должностных лиц аристократии. «Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства». Кроме монархов-протестантов (Гетман, Ланге, Без...) за ослабление королевской власти выступали и монархомахи - католики, в т.ч. иезуиты. Причём некоторые монархомахи порицали Макиавелли, приписывая ему защиту тирании. В целом, монархомахи представляли реакционно-феодальное направление. Однако ряд произведений вышел за эти рамки.

Например, трактат Этьена де Ла Боэси (1530 - 1563 гг.) «Рассуждение о добровольном рабстве» (написан ≈ в 1548 г.; издан гугенотами после Варфоломеевской ночи). Автор описывает постыдное и бедственное положение народа и страны под игом тирании. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство добровольное. Сила тирана в том, что он, создавая себе приближённых и сторонников, раскалывает народ: «В конечном счёте оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода». По Ла Боэси, государство - это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низких и в то же время при случаи грабят их. «Секрет и основа» тирании - в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится «обеспечить себе долю в добыче и быть самым маленьким тиранчиком при большом тиране».

Религиозные войны мешали развитию общества. Так Франция была поделена на ряд воюющих лагерей. В этот период с обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов выступил Жанн Боден (1530 - 1596 гг.). Он был юристом по образованию, депутатом третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа; выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении «Шесть книг о государстве» (изд. на фр. яз. В 1576 г., на латыни - в 1584 г.) Боден впервые в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная ни какими законами власть над, гражданами и подданными». Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы. Кроме того, суверенитет, прежде всего это независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства.

Во многом Боден следует Аристотелю...

Государство он определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них вообще, на основе суверенной власти. Как отличал ещё Цицерон, государство именно правом отличается от шайки разбойников, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир; на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - это совокупность именно семей, а не отдельных лиц; в ином случае народ просто вымрет.

Боден отвергал деление форм государства на правильные и неправильные, не верил в возможность смешанной формы правления. Он особо отмечал зависимость различных форм государства от исторических и природных особенностей разных стран и народов (На севере - храбрые с сильным войском; на юге - развит ум и науки...).

Не одобрял Боден ни демократию, ни аристократию. Лучшей формой государства считал монархию. «Кроме Бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим Богом, как его наместники, дабы править другими». Боден считал, что первоначально все государства созданы завоеванием. Лишь постепенно они превратились в «законные монархии».

Мудрым учреждением королевской монархии он считал Генеральные штаты. В целом, главная заслуга Бодена - изучение суверенитета как признака государства . Наиболее существенным после XVI века изменением прав верховной власти стало изъятие из полномочий носителя суверенитета, перечисленных Боденом, «права войны» запрещённой в середине XX века основными документами ООН. Но и сегодня актуальны выводы Бодена о том, что 1 - суверенитет присущ только государству как неотъемлемое качество верховной власти в стране (суждение «суверенитет личности или - нации» - публицистическая метафора); 2 - суверенитет не ограничен (формулировки об «ограниченности суверенитета» в конституциях СССР и союзных республик были основаны на смешении понятий «суверенитет» и «компетенция»; в Конституции 1977 г. утверждалось, что на одной и той же территории - два государства: СССР и - союзная республика); 3 - неделимость суверенитета (на этом основано различие между федерацией и конфедерацией).

Боден стал одним из первых критиков «Утопии» Томаса Мора. Он оспаривал главную идею Мора, подчёркивал, что государство, основанное на общности имущества «было бы прямо противоположно законам Бога и природы».

Томас Мор (1478 - 1535 гг.), известный адвокат, плен парламента, судья, помощник шерифа в г. Лондоне. Во время поездки во Фландрию в составе посольства написал книгу, опубликовав её в 1516 г.: «Весьма полезна, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона». (Текст; учебник под ред. Лейста стр. 230 - 236; Комментарии).

Сочинение написано в форме диалога, от лица мореплавателя.

В начале дано резкое осуждение кровавого законодательства Англии. Во 2-ой части предложено описание острова Утопия (греч. «Место, которого нет»). Идеи раннего коммунизма последовательно изложены автором. «Утопия» принесла Т. Мору всемирную славу. Король Генрих VIII назначил его лордом-канцлером. Но разрыв Генрих VIII с римским папой стал одной из причин отставки Т. Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Вскоре он бал казнён по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. В 1886 г. Т. Мор канонизирован церковью как пострадавший за веру.

Идеи Т. Мора получило развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568 - 1639 гг.). Доминиканский монах 27 лет провёл в тюрьмах, написав в числе других произведений «Город Солнца» (См. уч. Лейста стр. 234 - 236).

Итак в XVI веке обозначились правовые и политические основы гражданского общества (идея равенства людей; государство, как общественное явление...). Появилось множество рациональных концепций. В то же время ранние коммунисты теоретически доказывали недостаточность формального равенства людей.

Томас Мюнцер (ок. 1493-1525 гг.) немецкий революционер. Принадлежал к образованнейшим людям своего времени. Мюнцер стал пастором в Ютеборге по настоянию Мартина Лютера и отличался блестящими ораторскими способностями, но при этом слишком полагался на личное откровение, которое всегда принимал как голос Духа Святого. Позже, будучи пастором в городе Цвиккау, Мюнцер и трое пророков из этого города, двое из которых были ткачами, настаивали на более решительных реформах, то есть на снятии икон, отказе от старой евхаристии и даже отказе от крещения детей.

В 1523 году Мюнцер стал пастором в Альштедте (Тюрингия), а затем в Мюльгаузене, после чего из-за своих убеждений оставил кафедру и возглавил восстание, известное в марксистской и советской историографии как крестьянская война в Германии. Он считал, что находится в непосредственном общении с Богом, и Бог изрекает Свое слово во внутренность его души. Крестьянская война, которая охватила большую часть Австрии, Центральной и Южной Германии, привела к многочисленным жертвам и, серьезно подорвав авторитет протестантизма, закончилась полным поражением. Сам Мюнцер в 1525 году попал в плен, подвергся пыткам и затем был казнен.

Основные произведения: «Пражский манифест», «Разоблачение ложной веры безбожного мира».

Соотношение государства и церкви: Т. Мюнцер формулировал смелую радикальную программу. Придавая своему учению религиозную, богословскую форму, по существу он выступал с критикой не только римской церкви, но и догматов христианского вероучения. Он считал неправильным противопоставлять веру и разум, полагая, что вера есть не что иное, как пробуждение разума в человеке. Он отказывался признавать веру в потусторонний мир, в ад, в дьявола, в магическое значение причащения, в осуждение грешников. Христос, по его мнению, был человеком, а не богом, был просто пророком и учителем.

Человека Т. Мюнцер рассматривал как часть божественного мироздания и проповедовал возможно более полное единение его с божественным целым. Он требовал для этого подавления всех личных склонностей человека и подчинения отдельного человека интересам общества.

Государство: Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию и устранения всех учреждений, находившихся в противоречии с этой раннехристианской, в действительности же совершенно новой церковью. Но под царством божьим Т. Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены; все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство.

Для осуществления этой программы Т. Мюнцер считал необходимым основать союз и полагал, что князьям и господам должно быть предложено присоединиться к этому союзу. Если же они не пожелают этого, он призывал напасть на них с оружием в руках и перебить их всех.

Крестьянин, выступающий с речью. Титульный лист брошюры «Проповедь вердтского крестьянина о свободной воле человека». 1524 г.

Между тем волна народного движения продолжала нарастать, и на фоне его выделялась яркая фигура Томаса Мюнцера.

Он разоблачал как княжеского подхалима и лизоблюда.

Мюнцер утверждал, что только князья и другие угнетатели народа заинтересованы в проповеди смирения и покорности в светских делах.

Порвав окончательно в конце 1521 г. с , Мюнцер вскоре обратился к учению, которое было связано с активной борьбой народных масс,- к революционным традициям чешских таборитов.

Летом 1521 г. Мюнцер отправился в Чехию, считая, что отсюда должно распространиться новое, революционное понимание реформации.

Объявив себя продолжателем таборитов, в своей пропаганде реформации призывал к крестьянскому восстанию.

Вернувшись в Германию, Мюнцер поселился в Тюрингии. Однако он вынужден был часто менять местожительство из-за постоянных преследований со стороны местных властей. Его призывы к борьбе, распространявшиеся устно и пе-чатно по разным землям Средней и Юго-Западной Германии, привлекали огромные массы крестьян и городского плебса.

Вокруг Мюнцера всюду возникали группы его учеников и ближайших сторонников, главным образом из среды существовавших тогда народных сект, особенно секты анабаптистов.

В обстановке бурного подъёма народного движения анабаптисты вместо своей прежней пропаганды «внутреннего совершенства» и пассивного ожидания переворота, который будет совершён богом, развернули широкую деятельность по распространению идей Мюнцера.

Социальные и политические идеи Томаса Мюнцера выходили далеко за рамки непосредственных интересов и представлений крестьян и плебса того времени.

По словам Энгельса, Мюнцер имел в виду в будущем «...общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти».

Совершенно очевидно, что в XVI в. не было предпосылок для сколько-нибудь правильного и научного представления о будущем обществе.

Представления Мюнцера о ближайших задачах борьбы были обусловлены его временем в оставались в рамках уравнительства; мечты же его об идеальном строе могли быть только «предвосхищением фантазией», по выражению Энгельса отдалённого будущего.

Они были лишены каких-либо конкретных очертаний и к тому же облечены в мистическую форму. Однако в обстановке подымавшейся волны антифеодальной революции получило весьма важное значение то, что в пропаганде Мюнцера общество будущего рассматривалось только как результат революционной борьбы народа против его угнетателей.

Мюнцер утверждал, что первоочерёдная задача заключается в освобождении народа от гнёта эксплуататоров и в удовлетворении его повседневных нужд.

Туманно представлявшийся Мюнцеру идеал будущего общества не отвлекал его от вопросов антифеодальной борьбы. Наоборот, Мюнцер постоянно имел в виду борьбу крестьянских масс за их повседневные нужды.

Свои резкие выступления против частной собственности направлял против собственности богатых владельцев, являвшейся источником угнетения народа.

Мелкокрестьянскую же собственность он включал в понятие «общности имущества» и считал борьбу за неё необходимой и справедливой. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств феодалов.

«Обрати внимание на то,- писал Мюнцер,-что основа всякого ростовщичества, воровства и грабежа - это наши господа и князья. Они присвоили в собственность всякую тварь. Рыба в воде, птица в воздухе, всякая растительность на земле - всё должно принадлежать им.

Поэтому они распространяют среди бедных божью заповедь и говорят: бог заповедал: не укради; к ним же самим это не относится, хотя они сдирают шкуру и мясо с бедного пахаря, ремесленника и всего живого».

Мюнцер мечтал об обществе, в котором не будет никакой эксплуатации и никакого классового, господства.

По существу же он призывал к свержению феодального строя и всей политической системы, которая служила этому строю в Германии.

«Вся власть,- писал и говорил Мюнцер неоднократно,- должна быть отдана простому народу».

Во время своих странствований по германским землям до начала Крестьянской войны и во время самой войны Мюнцер всюду создавал народные союзы, которые должны были руководить борьбой масс, а затем устанавливать новый порядок.

Лозунг о необходимости перехода власти к народу был тесно связан с его призывами к свержению князей и к уничтожению дворянских замков и монастырей.

Стремление Мюнцера придать антифеодальной борьбе народных масс политическую направленность было в то же время стремлением к революционному установлению государственного единства Германии.

Германия, заявлял Мюнцер, должна перестать быть княжеской и дворянской, потому что, покрытая княжескими гнёздами, она представляет собой «разбойничий очаг».

Краткая деятельность Томаса Мюнцера и его основные идеи изложены в этой статье.

Томас Мюнцер основные идеи

Кто такой Томас Мюнцер?

Томас Мюнцер (ок.1490 – 1525 годы) возглавил крестьянско-плебейское, радикальное крыло Реформации в Германии. Он был его главным идеологом и проповедником, который позаимствовал религиозные идеи у хилиастов: обличение священников и монахов, знатных и, богатых людей как фарисеев, вера в установление на Земле царства Божия и возможность непосредственного общения с Богом. Первоначально Томас Мюнцер выступал как посланец Мартина Лютера, придерживаясь идей анабаптистов направляя движение на борьбу против эксплуатации и социального неравенства всякой светской и духовной власти. Со временем взгляды Мюнцера разошлись с Лютером и тот порвал с ним, называя его в своих письмах как «братец Лежебока» и «братец Боров».

Чем известен Томас Мюнцер?

Священник Томас Мюнцер занимался проповедованием свои идеи в городах Швейцарии и Германии. Ему удалось разжечь крестьянскую войну, опорным пунктом которой стал город Мюльхаузен. Здесь сторонники Мюнцера при поддержке местного населения изгнали духовенство, отстранили законную власть, грабили замки и дома богатых, обучали военному делу жителей. В 1525 году армия Томаса Мюнцера в численности 8 000 человек потерпела поражение от княжеских войск. Сам проповедник был казнен. Главные идеи радикального направления изложены в «Статейном письме» и «12 статьях».

Основные взгляды Томаса Мюнцера

Основные идеи священника выражались в следующем:

  • Выборность общинами духовных лиц.
  • Отмена крепостного права.
  • Уменьшениеразмера оброков, податей и барщины.
  • Устранениепроизвола в судах и управлении.
  • Объединение крестьян в «христианский союз и братство» для их освобождения от власти господ.
  • Установление справедливого общественного строя, который будет основан на народовластии, равенстве и общности имущества.
  • Существующее государство безбожно, так как используется феодалами для отстаивания собственных привилегий.
  • Народ для достижения целей вправе воспользоваться мечом и свергнуть власть духовных и светских господ.
  • Индивиды не могут иметь интересов, отличных от интересов общества в целом.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что сделал Томас Мюнцер.