Учение православной церкви о частном суде по смерти и всеобщем суде христовом. Православие о божием суде

Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать - но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из неизбежных вещей - суд Божий. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри - об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.

Даже атеисты, отрицающие Бога и суд Божий, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону - когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе - откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.

В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту - свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.

Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.

Конечно, мы можем отрицать этот суд - люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» () «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» ()

Наступит момент - и каждый из нас неотвратимо приближается к нему - когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили - пояснили мне - что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae - фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому .

Будет вынесена написанная книга, в которой содержится всё, по ней мир будет судим.
Итак, когда Судия воссядет, всё сокрытое станет явным: ничто не избегнет наказания.
Что тогда скажу я, несчастный, кого попрошу в защитники, когда даже праведник не будет в безопасности?

Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее - хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения - и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:

В поисках меня Ты изнемог; Ты искупил меня страданиями на кресте. Да не будет жертва напрасной.

Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи - и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы когда будет Суд Божий не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он - наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.

Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда - и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского - по мере того, как мы покоряемся Ему.

Жизнь христианина - это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но Суд Божий- это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ()

Свет Христа - если я допущу его в свою жизнь - обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему - я буду оправдан. Если я отвергну этот свет - буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта - мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.

Сергей Худиев

Основы православной культуры

« Православие о Божием суде »

Разработал Трункин В.В

Цели: Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни;

Задачи:

    Познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество».

    подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого;

    побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости.

    Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов.

Ключевые понятия : Божий суд, бессмертие, одиночество.

Средства наглядности: презентации, иллюстрации из учебника, карточки.

Основные вопросы: 1.Как видеть в людях Христа? 2. Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока.

    Организация деятельности учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка учебной задачи.

    Открытие нового знания. Запись в тетрадь новой темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете?

    Беседа с учащимися.

    Комментированное чтение притчи из пособия для учащихся.

    Ответы на вопросы.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Обсуждение результатов самостоятельной работы.

    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.

    Домашнее задание.

Примерный текст учителя.

I . Вводная часть урока.

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

    Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?

    Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

Как вы думаете, Бога можно обмануть?

3. Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

II .Проверка домашнего задания. (слайд 2)

1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом?

2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова:

«Мы на всех путях дойдем до чуда!

Этот мир- иного мира тень.

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень…»?

3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

III . Постановка учебной задачи.

    Ответим на вопросы опережающего задания:

Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Как вы понимаете, что такое Божий суд? (слайд 3)

IV . Изучение нового материала

Чтение текста с 72.

Работа с текстом:

1.Что такое Божий суд?

2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.

3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом.

В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы (слайд 4)

«…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…».

И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека. (слайд 5)

4. Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (с.72)

2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

V . Закрепление.

На доске выписаны слова Бога, определите позиции грешников и праведников: (слайд 6)

Грешники

Праведники

не дали Мне есть

не напоили Меня

не приняли Меня

не одели Меня

не посетили Меня

голоден Я

был странником

был болен

и в темнице

вы дали Мне есть

вы напоили Меня

вы приняли Меня

вы одели Меня

вы посетили Меня

VI. Подведение итогов

Поговорим по душам .

Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

VII . Рефлексия (выход- ответы по желанию)

Задание 1.

Ответь на вопросы.

1. Как ты думаешь, что важнее – воздерживаться от пищи или от дурных поступков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. А что сложнее? Почему? _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ты пока еще не очень взрослый и не зарабатываешь деньги себе на жизнь. Но твоя «копеечка» - та добрая помощь, которую ты можешь оказать родным, друзьям и просто незнакомым людям. Подумай и напиши, какими конкретными делами ты можешь помочь окружающим?

1. ________________________________________________

__________________________________________________

2. ________________________________________________

__________________________________________________

3. ________________________________________________

__________________________________________________

4. ________________________________________________

__________________________________________________

5. ________________________________________________

__________________________________________________

(Слайд 7)

VIII . Домашнее задание.

2.Ответить на вопросы с 75

3.К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название. (слайд 8)

Урок 6 (23). Православие о Божием суде.

Вы узнаете:

Как видеть в людях Христа

Почему христиане верят в бессмертие

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Расскажите, какими вопросами друг ко другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

2. Есть такое латинское выражение – casus belli (казус белли; повод к войне). Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то как же надо относиться к людям?

В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи. Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

В Евангелии есть притча о том, какое значение такая копеечка может иметь для судьбы человека:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Своим ученикам Христос говорит: Меня вы почитаете? Тогда точно с таким же благоговением относитесь к любому человеку! Любой человек – посланник Неба на земле!

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод:

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал» (имя Христофор в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «милуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Главное воздаяние, которого и ждут и боятся верующие люди – на Божьем Суде.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни. Конечно, это тайна для всех, и потому об этом можно говорить только языком притчи.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Все вы видели телевизионные кадры, на которых ракета-носитель, отработав свое, отходит от космического корабля и валится вниз, тогда как разогнанный ею корабль продолжает стремиться вперед.

Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Великая русская поэтесса Марина Цветаева жила среди людей, которые громко заявляли о своем неверии в Бога и в бессмертие души. К ним Цветаева обратила очень напряженные строки:

Все таить, чтобы люди забыли,

Как растаявший снег и свечу?

Быть в грядущем лишь горсточкой пыли

Под могильным крестом? Не хочу!

Каждый миг, содрогаясь от боли,

К одному возвращаюсь опять.

Навсегда умереть! Для того ли

Мне судьбою дано все понять?..

Слушайте! я не приемлю!

Это - западня!

Не меня опустите в землю,

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 11 лет…

Вот так человек перерастает много хороших вещей и радостей. И как раньше он вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет свое тело.

Помните ли вы хоббита Бильбо из «Властелина Колец»? А его жалобу на то, что он застрял в бессмертном теле?

«Мне нужен отдых, долгий отдых, Гэндальф. Я ведь говорил тебе раньше... Я старый. Да, знаю, по мне не скажешь, но вот внутри... Во мне все как-то тает. Ну, как будто кусок масла размазывают по слишком большому куску хлеба. Это же неправильно, да?». Гэндальф объяснил: «Тот, кто владеет одним из Великих Колец, не уми-рает. Правда, и не живет тоже. Он просто продолжается до тех пор, пока не устанет от ноши времени. А если он еще и часто прибегает к Кольцу, для невидимости там, или для чего другого, - участь его еще горше. Он словно истачивается о время, бледнеет, выцветает, пока не сходит на нет, пока не исчезает для этого мира навсегда, и потом он вечно обречен бродить в нездешнем сумраке под всегдашним взором темной силы, которой подвластны кольца. Так неизбежно случится, дело только во времени. Если обла-датель Кольца крепок духом и чист в помыслах – позже; в прочих случаях - раньше, но темная сила неминуемо под-чинит его себе. - Ужас какой - вырвалось у Фродо».

Полагаю, вы все знаете светлую сказку про Маленького Принца.

Автор этой сказки, французский писатель, вместе с нашей страной воевавший против фашизма, Антуан де Сент-Экзюпери (воевавший и погибший на этой войне), так описал свое отношение к предстоящей смерти: «Только в тот миг, когда отдаешь это тело, с изумлением обнаруживаешь, как мало оно для тебя значит. Когда разрушается тело, становится очевидным главное... Человек перестал интересоваться собой. Ему важно лишь то, к чему он причастен. Умирая, он не исчезает, а сливается с этим. Он не теряет, а находит себя. Подумаешь тело! Да мне на тебя начхать! Я выброшен из тебя вон, у меня нет больше надежды, и ничего мне не нужно! И отвергаю все, чем я был до этой минуты. Не я думал о чем-то. Не я чувствовал это. То было мое тело. С грехом пополам я вынужден был дотащить до той секунды, когда вдруг обнаружил, что оно не имеет для меня никакого значения... И я живу не ожиданием смерти в каждую ближайшую секунду: я живу воскресением, наступающим сразу вслед за секундой предшествующей».

Смерть воспринимается в религии как последний переход. Но куда? Это зависит от того, научился ли человек любить. Мы часто делаем вид, что любим, а на самом деле просто используем людей Нам приятны их подарки и их лестные отзывы о нас. А без подарков, человек сам по себе, останется ли нам дорог?

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Теперь понятно, почему у православных христиан Великий Пост начинается именно с напоминания евангельской притчи об овцах и козлищах. Успех поста измеряется не тем, сколько и какой пищи человек съел или не съел, а тем, смог ли он стать строже к себе и добрее к другим.

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Один американский писатель-фантаст представил такой картину. Ученые создали идеальный скафандр. Он собирает влагу, выделяемую человеком при дыхании, очищает его и позволяет вновь ее пить. Все системы в нем работают по «замкнутому циклу» и поэтому в нем можно жить годы. И вот космо-навт шагнул в космос в этом скафандре и… оторвался от корабля. Найти маленького человечка в огромном космическом пространстве нельзя. Он видит Землю. А Земля его не видит… День за днем он смотрит через свой шлем на голубую Землю, пытаясь дотянуться, добраться до нее, протягивая к ней перчатку скафандра, гадая, там ли еще мои друзья. Шли годы, и шлем заполнялся отросшими волосами, которые, посте-пенно спадая на лоб и давя со всех сторон, оконча-тельно скрыли от человека единственное, что было ему доступно, - панораму Земли. Ведь он не мог убрать их в сторону. Земля в первые два года медленно исче-зала за завесой волос, откуда пробивался лишь сла-бый свет. И вот пришло время, когда он уже не мог опре-делить, там, в космосе, спит он или бодрствует, на-ходясь где-то между сном и явью. Мысли смеша-лись, поскольку не было никого рядом, даже при-сутствия человеческого голоса, чтобы напомнить мне о реальности. В течение десяти лет дышать станови-лось все труднее из-за разросшихся волос. Борода опутала лицо, стала забиваться в рот и беспре-рывно щекотать нос. И никто не пришел…

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Автобусы на улицах наших городов полны бессмертными. Мы на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем. Каждый из нас переживет Вселенную и увидит смерть галактики. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) последнего Перехода. Все бессмертны. И каждому надо будет обрадоваться. И с каждым быть всегда. А скажешь о ком-то – «Я с ним не хочу быть в раю!» - и Христос скажет – значит, ты от Меня отрекся… Оставайся тогда один со своими капризами.

Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было суд Господень. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

А потом остановится точное сердце.
Ты увидишь: на прочной, безжалостной дверце
Тяжеленный висячий (как дачный) замок.
Отопрешь - значит, умница - душу сберег.

Извини, я сейчас умираю впервые.
А какие ключи? Говори, не таи!
- А ключи, как законы Господни, простые -
Это общие благодеянья твои.

(Евгений Степанов)

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

(Яков Полонский)

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

Тихо плывут паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так, извините!

Жил я впервые на этой земле.

Я ее только сейчас понимаю,

К ней припадаю и ею клянусь,

И по другому прожить обещаю,

Если вернусь.

Но ведь я не вернусь…

(Роберт Рождественский)

ВРЕЗКА Копилка русского языка:

Притча – это вроде бы бытовая житейская история, но в содержащая в себе глубокий нравственный смысл.

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2. Почему нищий раздавал подаяние? Какими словами вы можете описать его душу?

3. Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

4. Какие нерелигиозные мотивы, понуждающие к доброй жизни ты знаешь?

5. Значимы ли они и для жизни христианина?

6. Продолжи фразу: Святой Христофор перенес Христа через реку. А Колумб, названный в честь святого Христофора, перенес христиан…

7. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕПодготовьте ответы на вопрос - для чего люди ходят в храм?

Урок 7 (24) Таинство Причастия

Вы узнаете:

Как Христос передал Себя ученикам

Что такое церковное таинство

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Какие вопросы о православии вы накопили? Кому и где вы их будете задавать, если мы не успеем обсудить всё на наших уроках?

2. Мы много говорили о христианской этике. Но этика - лишь один из элементов христианства. Как вы думаете, раз христианство это религия, то можно ли предположить, что в самой его сердцевине есть место для необъяснимого чуда?

Вы уже немного знакомы со своим телом. Вы знаете, что можете есть очень разные продукты. Но ваши органы пищеварение все переработают и перестроят именно в ваше тело. Ты съешь яйцо – но не станешь курицей. Ты съешь банан - и все же не станешь пальмой.

Впрочем, не всё человек может переварить. Есть такие вещества, что, проглотив их, человек отравится и даже может умереть.

Но в религиозном мире есть представление о том, что может быть еще и третье отношение человека и пищи. То, что человек вкушает, может изменить его. Живая вода может оживить. Эльфийский хлеб может прибавить невероятные силы. Волшебный пирожок может уродца превратить в красавца.

В Евангелии же говорится о том, что может быть еще более чудесное преображение.

Перед Своим уходом на Крест Христос собрал апостолов. Это было прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках – «Последний ужин» или «Тайная вечеря».

Был четверг. В пятницу Христос прольет Свою кровь за людей. Но еще за несколько часов до этого Он берет в руки чашу с вином и говорит апостолам: «Пейте все. Это – кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих изливается».

После этого Он разломил хлебную лепешку и протянул апостолам со словами: «Вкусите (ешьте). Это – Тело Мое, ломимое во оставление грехов».

Христос завещал – «творите это в Мое воспоминание».

Мы с вами уже знаем, что, согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения. То есть: Пасха Христа произошла в прошлом. А пасха всех остальных людей предполагается в будущем. Как же перебросить мост между ними?

Связью между этими двумя пасхами считается причастность каждого христианина телу воскресшего Христа: «если воскресло тело Христа, то ради того, чтобы моя бессмертная душа вновь соединилась с моим же телом, то есть ради своего воскресения я сам должен стать частичкой Христа».

А чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свое Тело. Но чтобы люди не пугались – Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

О хлебе причастия Христос сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я воскрешу всякого верующего в последний день. Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Мы видим, какое высокое значение Христос придает причастию Его Телу. Однако, было бы странно, если бы возможность пойти таким путем Христос оставил только для двенадцати своих учеников. Если Христос говорит, что Его Хлеб нужен всем людям – значит, всем людям, когда бы они ни жили, Он должен был бы и предоставить возможность для вкушения этого Хлеба.

Первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Эта возможность делиться друг с другом святыней Христа связана с тем, что называется словом «Церковь».

Христос сказал «создам Церковь Мою». Слово «церковь» имеет два смысла. Это 1) собрание христиан и 2) это храм, то есть место, где христиане собираются для причастия. Христос имел в виду не здание, а именно людей.

То слово, которое стоит в греческом тексте Евангелия (а именно на этом языке написаны эти книги), означает «собрание» (экклесиа). Точнее – вы-борка. Это те люди, которые вышли из общего строя, потому что осознали какую-то особую, но объединяющую их задачу.

Поначалу этих из-бранных было всего 12 человек. Именно им Христос дал чашу причастия. Но сказал не таить ее, а передать всем людям, которые будут с благодарностью вспоминать жертву Христа.

Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово – «благодать». Это добрый дар от Бога к людям, а точнее – действие Бога в человеке. Так вот, согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы, и когда они будут просить о ниспослании благодати – давать ее. «Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть» - сказал Он им.

Это означает, что у собрания христиан появляется новое и неожиданное качество: человеческая ограниченность восполняется от бесконечной Божественной силы и любви. На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества.

Там, где собирались апостолы, они молились, и и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. С этой силой им, по их признаниям, было легче бороться с грехами, и было легче любить. Они понимали теперь слова Христа – «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».

Там, где течет кровь живого существа – там его жизнь и его тело. Если христианин принимает кровь Христа – он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа – «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам.

ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА

Христиане очень хорошо понимают, что такая их вера далеко не всегда понятна другим людям. Поэтому самые главные стороны своей духовной жизни христиане называют словом «таинство». Таинство не потому, что это секрет (мол, мы то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.

Таинство – это такое человеческое действие, при котором в ответ на молитву Церкви Бог подает действии Своей благодати.

То, что Христос сказал, передается через Писание. То, что Он сделал для людей (соединение их с Богом) – передается через Церковь. Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя - Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям (а не только апостолам). Для этого Он создал свою Церковь в которой Он же совершает Таинства. Важнейшие из них – Причастие и Крещение. В православном понимании священник похож на почтальона, который посылки от Бога (Таинства) разносит людям.

Религиозных культур и светской этики, музыка, художественный труд, физическая культура . Учебный план 3-4 классов ... к труду и собственности, правовая культура , духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной...

  • Публичный доклад за 2010-2011 учебный год (3)

    Доклад

    ... классе введен новый курс «Основы православной культуры» , в 4-5 классах введен курс «Основы светской этики», в 10 классах ведется курс «Основы ... Русский язык Литература Биология МХК Основы православной культуры ОБЖ Биология Чувашская литература 7а...

  • Публичный отчет

    03.-30.03.07 36 ч. «Основы православной культуры» 4. Совместителей не имеется. 5. Вакансий нет... нарушения Интегрированная форма обучения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Итого по видам нарушений...

  • Презентация по предмету «Право» на тему: «Урок 22 Православие о Божием суде. 1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом? 2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова: «Мы на всех путях дойдем.». Скачать бесплатно и без регистрации. - Транскрипт:

    1 урок 22 Православие о Божием суде

    2 1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом? 2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова: «Мы на всех путях дойдем до чуда! Этот мир- иного мира тень. Эти думы внушены оттуда, Эти строки – первая ступень…»? 3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

    6 БОГ не дали Мне есть не напоили Меня не приняли Меня не одели Меня не посетили Меня голоден Я жаждал Я был странником был наг был болен и в темнице вы дали Мне есть вы напоили Меня вы приняли Меня вы одели Меня вы посетили Меня ГРЕШНИКИ ПРАВЕДНИКИ

    7 На Бога надежда Молись, надейся и трудись, Работы тяжкой не страшись, Верь: кто добра достичь желает, Тому Всевышний помогает. Найдёшь ли трудности в ученье, Иль позже в жизни затрудненья, На Божью помощь положись, Молись, надейся и трудись. (Архимандрит Павел Груздев.)

    Урок по ОПК на тему «Православие о Божьем суде»(4 класс)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г.Меленки

    Урок по теме «Православие о Божьем суде», 4 класс

    Учитель начальных классов Маркова Е.А.

    Модуль: «Основы православной культуры»

    Учебное пособие Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе/А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2013.

    Тема урока: «Православие о Божием суде».

    Цель: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Задачи: Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде;

    понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

    Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

    Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

    Планируемые результаты: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Освоить ключевые понятия пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Организация внимания уч-ся к началу урока.

    Создание хорошего настроения

    на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

    Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

    Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения.

    Повторение ранее изученного материала.

    Проверить, как дети знают ранее изученный материал по теме «Чудо в жизни христианина».

    Задает вопросы: На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина.Давайте вспомним материал и ответим на вопросы.

    1. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Как вы это понимаете?

    2.Кто является Патриархом Московским и всея Руси?

    3.Какое чудо произошло с его родственниками?

    4. Как связаны вера и верность?

    5.Что является чудом для верующих людей?

    6. Что такое добродетель?

    7.Сделайте кроссворд по электронному учебнику к уроку 22.

    Отвечают на вопросы:

    1.Бог есть Святая Троица: Отец Сын и Дух Святой.

    3.В голодное время семье его деда помогли не умереть с голоду, и кто –то принес ночью целый мешок муки.

    4.Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни, а верность -это когда человек верен кому –то.

    5.Чудо встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

    6. Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Веры, надежды, любви).

    7.Ответы к кроссворду:

    (1.честность, 2.усердие.3 добродетель. 4. зло).

    Закрепление понятий вера, верность, чудо для христианина.

    Следить за речью при ответах на вопросы.

    Понимание значимости веры для человека, верности перед другими людьми, перед Родиной.

    Убедить детей в необходимости изучения курса ОРКСЭ по модулю

    «Основы православной культуры»

    Создать ситуацию, при которой у детей возникнет необходимость

    1.Где, когда и при каких ситуациях вы слышали о Божьем суде?

    2. Как вы думаете, есть ли связь между церковным значением слова пост и воинским значением этого же слова, как стояния на страже?

    3. Как вы понимаете выражения «земная судьба человека», «судьба человека в Вечности»? Связаны ли между собой эти выражения? Чем?

    4.Какова же цель урока?

    Учащиеся высказывают своё понимание, выясняют, что необходимо, чтобы получить новые знания.

    1.Бабушка рассказывала, что Божий суд бывает после смерти человека.

    2.Да, есть. Пост в православии- это, когда человек ограничивает себя в употреблении пищи, праздности, с усердием молится Богу. А пост для солдата – это служба(работа) в определенные часы.

    3. Земная судьба – это то, что ждет человека в его жизни на Земле.

    Судьба человека в Вечности, это судьба после смерти. Эти выражения связаны: человек может повлиять на свою судьбу в Вечности.

    4.Цель урока — показать, как добродетель влияет на Судьбу человека в Вечности.

    Под руководством учителя развивают умение ставить познавательную

    цель. Совместно с учителем планируют свои действия.

    1.Работа с учебником и тетрадью.

    2.Работа с иллюстрациями в парах.

    Научить сопоставлять рисунок с текстом.

    Предложить уч-ся найти научное объяснение цели урока с.72-75

    Учащимся предлагается задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя верные утверждения и отмечать их знаком (+), а где неверные утверждения знаком (-).

    2.Предложить уч-ся рассмотреть иллюстрации в тетради с. 70 и дать ответ на вопрос.

    3.Как вы понимаете слова, которые мы написали около 3 рис.

    1.Уч-ся читают статью на с. 72 – 75.

    2.Обсуждение в парах ответа, ответы уч-ся на поставленный вопрос. Дети сами решают, кто будет отвечать.

    1 рис. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ – по левую.

    2 рис. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

    3.Ответ: Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, нот не всегда той же 2валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

    Понимать смысл терминов:

    мых сведений с учебника.

    1.Использование выборочного чтения.

    сывание текста с

    учебника. Умение выделять из текста самое главное.

    1.Ученик должен понять, что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    2.Расширение кругозора уч-ся.

    Предложить дежурным провести динамическую паузу.

    Уч-ся по своему желанию используют разученные стихи и показывают движения.

    Применение теоретических знаний на практике, работа по электронному учебнику.

    Сформировать чёткое представление о Божием суде.

    Ответить на тест:

    1.Божий суд называют Страшным судом, потому что:

    То, что ты заслужил своей земной жизнью, получишь и в жизни Вечной.

    2.Человек предстанет на суд Божий для того, чтобы

    После Божьего суда.

    Праведники будут вечно прибывать в любви Божьей в Раю.

    анализ, выводы, умозаключения.

    Закрепление полученных знаний Божием суде.

    Умение слушать, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

    Высказывание и аргументация своего мнения.

    Работа над формированием умения ориентироваться в полученной информации.

    Оценить важность темы урока.

    Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы.

    Что такое Божий суд?

    Как земная жизнь влияет на жизнь человека в Вечности?

    Если все понравилась?

    Если наполовину понравилось(желт. Кружочек)

    Если урок был непонятный (красный кружочек).

    Ответы на поставленные вопросы.

    Осознанное использование терминов пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Развитая и грамотная литературная речь.

    Закрепить знания, полученные на уроке.

    Тетрадь. Доделать номера на с. 68-71.

    Нарисуй свой добрый поступок.

    Воспиттание ответственности, прилежности.

    Тема урока : Православие о Божьем суде.

    Цель: : познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные : формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

    Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действий.

    Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновыват суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Личностные УУД: формировались во время установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ответах, диалоге учителя с учеником.

    Познавательные УУД: дети сами ставили учебную задачу, думали, как правильно соотнести утверждения в тетради с текстом в учебнике.

    Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение работать сообща в парах, умение договориться.

    Регулятивные УУД: работали по плану, контролировали свою деятельность, оценивали себя, своих товарищей.

    На уроке использовала методы: Икт — работа по электронному учебнику, фронтальный опрос, беседа, работа в парах – по тренажеру, по рисункам, индивидуальная работа – работа по таблице в тетради.

    Присутствовали различные виды активности:

    познавательная: ответы на вопросы, слушали ответы детей, социальная (работа в парах),физическая (физминутка).

    Старалась менять виды деятельности: опрос, работа по учебнику, работа по тетради, работа по компьютеру. Подвела итог: рефлексия, беседа. Домашнее задание было творческое: нарисуй свой добрый поступок.

    www.metod-kopilka.ru

    Презентация к уроку (3 класс) по теме:
    Презентация по ОРКСЭ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРКСЭ Основы светской этики, презентация «Этикет» знакомит с историей этикета, правилами этикета.

    развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности.

    Презентация по ОРКСЭ. Возникновение храмов. Внешнее и внеутреннее устройство.

    Презентация по предмету Основы Религиозной Культуры и Светской Этики. 4-й класс начальной школы. «Добро и Зло».

    Таинство православной церкви»крещение».

    Презентация содержит изображения и небольшую информацию о некоторых христианских,мусульманских иудейских и буддийских храмах.

    Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Учени.

    apostillemaster

    Презентация Опк Золотое Правило Этики

    Модуль «Основы православной культуры». «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа). Модуль «Основы православной культуры». Блок 1.

    • Золотое правило этики Лекция А.В.Кураева для преподавателей ОПК (презентация учебника) · Методические аспекты модуля.
    • Презентация (и текстовое сопровождение) к уроку ОПК № 13 (4 класс) » Золотое правило этики » по учебнику протодиакона Андрея.
    • Презентация Праздничный урок преподобного Сергия (скачать) Внеурочное мероприятие для 4 класса в рамках изучения ОПК «Поговорим о мудрости».
    • Урок 13 Золотое правило этики. Милосердие – только по отношению к людям? Милостыня – только деньгами?

    Выскажите гипотезу: каково же « золотое правило этики »? доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ — презентация Кураев А. Основы православной культуры – полный текст учебника для 4. Модуль » Основы православной культуры «. Примерная Милосердие и сострадание (презентация, конспект) Урок 13. Золотое правило этики. Урок 14.

    Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Урок 1. Россия — наша Родина.

    Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

    (16 часов). Урок 23. Православие о Божием суде.

    Урок 24. Таинство Причастия. Урок 26. Отношение христианина к природе.

    Урок 29. Христианин в труде. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Урок 30.

    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Урок 31. Православие и Российское государство.

    Российский герб (презентация. конспект). Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. Урок 33.

    Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.

    Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д).

    errorofworld.weebly.com

    Православие о божием суде 4 класс презентация

    МОУ « Медновская СОШ». Скачать бесплатно и без регистрации.


    Материалы для учителя. Консультационный центр по ОПК. Смоленская Православная Духовная Семинария. Электронный адрес для обратной связи seminaria. Буклет в помощь родителям «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. КЛАСС» (скачать внутри.

    Культура и религия. Урок 2. Культура и религия.

    Значение крестной казни Христа в том,что « Он снизошел быть. Тема урока: Христос и Его крест. Эпиграф к уроку: Смерть Иисуса Христа на кресте православного креста, современные открытки, фотографии. По теме: методические разработки, презентации и конспекты. 4 класс Урок 7 Христос и Его Крест Урок 7 Христос и Его Крест Вы узнаете: — Как Бог Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. 3 класс 4 класс 5 класс. Христос и Его Крест. Надеемся, что эта презентация вам поможет! Будем безумно рады, если вы загрузите свои собственные презентации на наш сайт.

    4 КЛАСС » (скачать внутри. Пасха Урок 9. Презентация к уроку «Рождество Христово и Пасха». Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе, модуль ‘Основы православной культуры’. Христос и Его крест Составитель: Дерябина В.А. В-Алабугская НОШ Урок 1 Цель урока; 2 Задачи урока; 3 Виды деятельности; 4 Основные термины и 12 Готовые презентации к уроку (из опыта работы учителей России) Фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картины (ответы учащихся) Итак, тема нашего урока « Христос и Его крест ».

    Урок 1. Россия — наша Родина. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Основы религиозных культур и православной этики.

    Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Разработки уроков.

    Сокровенный мир Православия. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

    Антология русской поэзии «Круг Лета Господня. Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи».

    Православная энциклопедия Священное Писание и Священное Предание. Урок 5. Библия и Евангелие. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

    Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

    Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звена http: //metodika. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Разработки уроков. Сокровенный мир Православия.

    Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

    Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия Основы православия. Урок 3. Человек и Бог в православии. Урок 6. Проповедь Христа. Урок 7. Христос и Его крест. Урок 8. Пасха. Урок 9. Православное учение о человеке.

    Урок 2. 2. Чудо в жизни христианина. Урок 2. 3. Православие о Божием суде. Урок 2. 4. Таинство Причастия. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам.

    Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

    Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.

    Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей.

    Разработки уроков. Сокровенный мир Православия. Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп.

    Православный катехизис. Украинской Православной Церкви, 1.

    Понятие о религии, вере, молитве. Вера и неверие. Понятие о Боге, о Святой Троице. Библейское откровение о творении из ничего. Время и вечность. Понятие о небе и земле. Откровение о Духе Божием.

    Дни творения. Человек - венец творения. О лице Иисуса Христа и об образе соединения двух естеств во Христе. Жертвенная любовь Христова. Нагорная проповедь. Молитва Господня. Чудеса Иисуса Христа. Очистительная жертва Иисуса Христа.

    О суде, страдании, распятии и смерти на Голгофе. Сошествие во ад. Святоотеческое учение о спасении. Воскресение Христово. Евангельские свидетельства очевидцев явления воскресшего Христа. Победа Христа над смертью. О Святом Духе. О Богородице и Приснодеве Марии. Второе пришествие Господа Иисуса Христа.

    Всеобщее воскресение. О страшном (последнем) суде. Вечность наказания.

    О жизни будущего века. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное богословие. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков.

    Дидактический материал к уроку. Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия.

    Вера и религиозность в жизни человека. Вера. Основы христианского вероучения. Христианская нравственность. Урок 6. Проповедь Христа. Урок 1. 0. Совесть и раскаяние.

    Урок 1. 1. Заповеди. Урок 1. 2. Милосердие и сострадание. Урок 1. 3. Золотое правило этики. Урок 1. 9. Подвиг. Урок 2. 0. Заповеди блаженств. Урок 2. 1. Зачем творить добро?

    Урок 2. 2. Чудо в жизни христианина. Урок 2. 3. Православие о Божием суде. Урок 2. 6. Отношение христианина к природе. Урок 2. 7. Христианская семья.

    Урок 2. 8. Защита Отечества. Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству.

    Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики.

    Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей.

    Разработки уроков. Сокровенный мир Православия. Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы.

    Закон Божий. Книга 1. Книга 3. 8. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис. Катехизис. Украинской Православной Церкви, 1. Человек - венец творения. Образ и подобие Божие в человеке. Свобода. Грехопадение прародителей.

    Первородный грех. Следствия грехопадения. Почему Бог попускает зло.

    Десять заповедей Божиих. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

    Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия. Урок по теме «Заповеди»Презентация к уроку «Заповеди»Урок по теме «Духовные основы православной семьи»Заповеди Божии. Уроки христианской нравственности в евангельских притчах. Этика труда. 8 класс. Православные традиции. Урок 2. Культура и религия.

    Урок 8. Пасха. Урок 2. Христианская семья.

    Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

    Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.

    Закон Божий. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку. Антология русской поэзии «Круг Лета Господня.

    Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи». Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия.

    Урок по теме «Рождество Христово и Пасха»Презентация к уроку «Рождество Христово и Пасха»Православные праздники. Православная Церковь. Православный храм. Урок 4. Православная молитва. Урок 1. 4. Храм. Урок 1. Икона. Урок 2. 5.

    Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

    Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

    Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.

    Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. 8. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис.

    Украинской Православной Церкви, 1. Благодать. Святые таинства. Крещение. Миропомазание.

    Евхаристия. Покаяние. Священство. Елеосвящение.

    Таинство и обряд. Церковь - тело Христово. Церковная иерархия. О внешнем непогрешительном авторитете в церкви. Единство церкви. Святость церкви. Отношение православного человека к своей церкви и к инославию. Церковь и мир. Почитание святых.

    Храм и богослужение. Праздники и посты. Божественная литургия. Нравственность. Духовность.

    Аскетизм. Монашество. Православный храм.

    Внутренне устройство. Алексеев С. В. Зримая истина. Книга о православной иконе: Для семьи и школы. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку. Антология русской поэзии «Круг Лета Господня.

    Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи». Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия. Христианский храм. Православная икона.

    Икона и картина». Презентация. Архитектура и символика православного храма. Знакомство с христианским храмом. Иконы в Православной Церкви. Иконы и образы в православной традиции.

    Храмовое зодчество как форма выражения религиозности. Чтимые иконы Смоленского собора.

    История христианства на Руси и в России. Урок 1. Россия - наша Родина.

    Урок 1. 8. Как христианство пришло на Русь. Урок 1. 9. Подвиг. Урок 2. 5. Монастырь. Урок 2. 8. Защита Отечества. Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству.

    Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

    Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы православной культуры.

    Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

    Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

    Как проходит Божий суд после смерти?

    Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

    Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по : лжи, лености, гнева и прочих.

    Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

    В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

    События, предшествующие Страшному суду

    О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

    Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ ).

    В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

    Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

    Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

    Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

    При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

    Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

    Как пройдет Страшный Суд?

    Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

    Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.

    Как спастись человеку до Страшного суда?

    В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

    Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

    Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

    Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

    Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.