Церковный Православный праздник мая. Отношения православной церкви с остальным христианским миром

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире.

2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер.

3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах.

4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях.

5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

6. Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель — подготовить путь к единству.

7. В свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах, и большинство также в работе различных национальных, региональных и международных межхристианских организаций, несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства ответственности и убеждения, что основополагающее значение имеют взаимопонимание, сотрудничество и общие усилия по достижению христианского единства, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:12).

8. Конечно, ведя диалог с прочими христианами, Православная Церковь не недооценивает трудностей, связанных с этим делом, но и понимает, какие препятствия лежат на пути к общему пониманию предания древней Церкви. Она надеется, что Святой Дух, Который «весь собирает собор церковный» (стихира на вечерне Пятидесятницы), «восполнит оскудевающая» (молитва на хиротонии). В этом смысле в своих отношениях с остальным христианским миром Православная Церковь опирается не только на человеческие силы их участников, но, по благодати Господа, молившегося: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), уповает прежде всего на помощь Святого Духа.

9. Участие в нынешних двусторонних богословских диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях, является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, долг которых — активно и постоянно участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это решение не является всеправославным, диалог продолжается. Перед началом диалога или сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви.

10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной богословской комиссии определенного диалога на серьезных экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях, эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой, письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано необходимым.

11. Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий.

12. Очевидно, что общей для всех целью богословских диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия позволяют выявить некую иерархию трудностей, существующих на пути к достижению поставленной на всеправославном уровне цели. Специфика проблем любого двустороннего диалога предполагает дифференцирование применяемых в них методологий, но не цели, потому что цель у всех диалогов одна.

13. В случае необходимости, нужно прилагать усилия по координации работы различных Межправославных богословских комиссий, учитывая, что и в этой области должно раскрываться и проявляться неразрывное онтологическое единство Православной Церкви.

14. Любой официально объявленный диалог заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном уровне не будет объявлено решение о его окончании.

15. После успешного завершения работы какого-либо богословского диалога на всеправославном уровне принимается решение о восстановлении церковного общения, которое должно основываться на консенсусе всех Поместных Православных Церквей.

16. Одним из главных органов в истории экуменического движения стал Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). Некоторые Православные Церкви были среди его учредителей, а затем все они стали его членами. Как сформировавшийся межхристианский орган, ВСЦ, так же как и другие межхристианские организации и региональные органы, такие как Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет Ближневосточных Церквей, несмотря на то, что включают в свой состав не все христианские церкви и конфессии, исполняют важную задачу в деле продвижения единства христианского мира. Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета Церквей и, таким образом, они не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах.

17. Поместные Православные Церкви — члены ВСЦ принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ и всеми имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в свидетельство истины и продвижение единства христиан . Православная Церковь охотно приветствовала решение ВСЦ откликнуться на ее просьбу о создании Специальной комиссии по православному участию во ВСЦ, что было сделано в ответ на поручение Межправославной встречи в Салониках (1998). Утвержденные Специальной комиссией критерии, предложенные православными и принятые ВСЦ, привели к созданию Постоянной комиссии по сотрудничеству и консенсусу. Они были одобрены и включены в Конституцию и Регламент работы ВСЦ.

18. Верная своей экклезиологии, тождеству своей внутренней структуры и учению древней Церкви семи Вселенских соборов, Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви.

19. Православные Церкви — члены ВСЦ считают обязательным для участия в ВСЦ то основополагающее положение его Конституции, согласно которому его членами могут быть лишь те Церкви и конфессии, которые, по Писаниям, признают Иисуса Христа как Бога и Спасителя и исповедуют веру в славимого в Троице Бога — Отца, Сына и Святого Духа, согласно Никео-Цареградскому Символу веры. Они глубоко убеждены, что экклезиологические предпосылки Торонтской декларации (1950) «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» имеют основополагающее значение для участия православных в Совете. Поэтому, само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае не должен стать сверх-Церковью. «Цель ВСЦ — не договариваться о союзах между церквами, которые могут заключаться только самими церквами, действующими по собственной инициативе, а устанавливать живые контакты между церквами и способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви» (Торонтская декларация, §2).

20. Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов).

21. Православная Церковь желает поддержать работу Комиссии «Вера и церковное устройство» и с особым интересом следит за ее богословским вкладом вплоть до сего дня. Она в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией при участии внесших ценный вклад православных богословов, как важный этап в процессе сближения христиан. Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства.

22. Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры.

23. Общим для Православной Церкви является осознание необходимости ведения межхристианского богословского диалога, и потому она считает, что он всегда должен сопровождаться свидетельством миру делами взаимопонимания и любви, которые отражают «радость неизреченную» Благой Вести (1 Петр. 1:8), исключая всякую практику прозелитизма или иных вызывающих проявлений межконфессионального антагонизма. В том же понимании Православная Церковь считает важным, чтобы все мы, христиане, вдохновляемые общими важнейшими принципами нашей веры, приложили усилия, дабы с готовностью дать единодушный ответ на те сложные проблемы, которые ставит перед нами современный мир. Этот ответ должен основываться на идеальном примере нового во Христе человека.

24. Православная Церковь сознает тот факт, что в ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо, чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и своей веры.

Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей, и будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).

В детстве 1 мая - это были демонстрации, с бумажными цветами, с тяжелыми портретами Ленина, с флагами, плакатами «Мир, Труд, Май» и бравурной музыкой. А потом все шли отмечать официальный день солидарности всех трудящихся. А чего - выходной, пироги, горячительные напитки - в этом трудящиеся были действительно солидарны.

А что мы празднуем сейчас? В честь какого замечательного события 1 мая - красный день календаря?

Есть государственный праздник 1 мая, но никто не знает, чего мы празднуем. Наша современная жизнь в значительной степени осуществляется по инерции. И инерция эта связана с инерцией нашей души.

Люди устали от перемен, от неуверенности в себе и окружающем мире, от всякого рода переименований. Им хочется некой стабильности. В связи с этим возникает желание вернуться к тем, даже совершенно бессмысленным праздникам, которые когда-то были в их жизни спокойными днями отдыха от перманентного беспокойства советского времени.

Праздник «объединения трудящихся всех стран», не несущий в себе никакого содержания, поскольку много наших современников перестали вообще быть трудящимися, представляется ещё одним признаком того, что никаких новых духовных мировоззренческих ориентиров наши современники за последние 20 лет не приобрели. Поэтому они возвращаются к старым своим привычкам.

А что касается 1 мая в сочетании с 9 мая - это череда дней, которые можно провести ни о чем не задумываясь, наедине с природой, на садовом участке, создав у себя самого иллюзию какой-то иной жизни. Впереди лето, к которому надо готовиться, позади зима, вызывающая усталость.

Я бы, учитывая то, что в наше время существует государственный праздник Пасхи, выпадающий примерно на то же самое время, предпочел бы, чтобы у нас в мае не было «неприсутственных дней», которые, ни к чему, кроме праздности, не ведут.

И раз уж сейчас такое основополагающее значение для нашей нарождающейся идеологии приобретает день 9 мая, то 1 мая можно было совершенно спокойно отменить. Как день, санкционирующий «право на лень» — основной лейтмотив социализма.

То, что праздник 1 мая ассоциируется с сажанием картошки и редиски на садовом участке, для меня - зловещий знак. Нет ничего более страшного, чем эта выдумка коммунистов - садовые участки. Оторвав людей, испокон веков бывших крестьянами, от нормального труда на земле, им, измучившимся на городских предприятиях, стали давать возможность на этих «шести сотках» заниматься в и без того небольшое свободное время тем трудом, для которого многие были на самом деле изначально предназначены.

Людей занимали привычным для них физическим трудом, а заодно поощряли недоопреодоленное чувство частного собственника, который мог иметь хотя бы свою картошку и свои огурцы, а также решали неразрешимую для социализма продовольственную задачу, ведь люди обеспечивали сами себя.

Это дьявольская выдумка коммунистического периода - оторванных от земли крестьян, помещённых в города, развлекать в немногочисленные тогда свободные дни обрабатыванием «шести соток».

Кондак преподобному Иоанну Солунскому, глас 4

Воздержа́нием, о́тче, житие́ украси́в, и плоть умертви́л еси́,/ те́мже и победи́л еси́ вра́жия прило́ги, преблаже́нне,/ и преше́л еси́ к Бо́гу в безско́рбный и ве́чный живо́т,/ я́ко досто́ин насле́дник, Иоа́нне,// Ему́же моли́ся спасти́ся нам.

Перевод: , отче, ты украсил свою жизнь и умертвил , этим победив вражеские , перешел ты к Богу в жизнь вечную и бесскорбную, как достойный наследник, Иоанн, Ему же молись о спасении нашем.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Максимовской»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Максимовской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Влади́мир,/ ра́достно соверша́я, Влады́чице,/ пра́здник явле́ния Твоего́ святи́телю Макси́му, в нем бы́вшаго,/ о не́мже ны́не воспомина́юше/ и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о Пречу́дная Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся Преве́чному Архиере́ю - Сы́ну Твоему́,/ да непоколеби́му утверди́т Це́рковь Правосла́вную,/ град наш Влади́мир и всю Ру́сскую зе́млю/ в ми́ре сохрани́т// и спасе́т в правове́рии ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня светло ликует славнейший город Владимир, радостно совершая, Владычица, праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшего, о нем же сейчас вспоминая и молясь Тебе, взываем так: «О Пречудная Владычица Богородица, молись Всевечному Архиерею - Сыну Твоему, да укрепит непоколебимо Православную Церковь, город наш Владимир и всю Русскую землю сохранит в мире и спасет в православной вере наши души».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Максимовской», глас 6

При́зри на нас, Всепе́тая Богоро́дице,/ возсия́й пресвеще́ние сердце́м помраче́нным/ и озари́ ста́до Твое́, Пречи́стая,/ ели́ка бо хо́щеши и мо́жеши,/ я́ко Ма́ти су́щи Зижди́теля,/ и возопи́й моля́щим Тя:/ Аз есмь с ва́ми,// и никто́же возмо́жет на вы.

Перевод: Обрати внимание на нас, Восхваляемая всеми Богородица, воссияй в помраченных сердцах свет Твой и озари стадо Твое, Пречистая, поскольку того хочешь и можешь, как Матерь Создателя, и воззови к молящим Тебя: «Я с вами, и никто не сможет одолеть вас».

«Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» () . Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира, и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно.

Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим - сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и чрез верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы чрез досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но чрез органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.

Притча дня

Старец многие годы был настоятелем монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе, основал на греческих островах несколько монастырей, детских приютов и богоугодных заведений.

Мудрый старец часто изъяснялся притчами.

Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души, - говорил он о вере. - Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.

Проповедь дня

"В северном полушарии по окончании зимы городскому люду всегда хотелось погулять на природе, подышать зеленеющей весенней свежестью. Говорят, что еще три тысячи лет назад жители Древнего Рима поклонялись богине Майе — покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний месяц весны назвали маем, а в его первый день устраивались гулянья и пиршества.

В Риме и почти во всей Италии жители рано утром выходили из города в поле или лес большими толпами; музыка и пляски сопровождали их шествие и увеличивали общую радость. Наломав зеленых ветвей, они возвращались с шумной веселостью в город, украшали ими ворота и дома и устраивали пиры с плясками, которые переходили во всеобщие разнузданные оргии. Даже распутный император Тиверий пытался запретить эти празднества, но запреты не действовали: празднование "майских забав" сделалось народной традицией.

С распространением христианства в Европе этот праздник как бы раздвоился. Не в силах его отменить, Церковь попыталась его облагородить и свести к простым гуляниям и праздничному весеннему отдыху на природе. Но демоническая история Первомая была лишь загнана в подполье и приняла там откровенно бесовской характер. Оккультисты и колдуньи считали эту ночь особенно благоприятной для своих ритуальных церемоний и жертвоприношений, в том числе человеческих.

на севере Европы возникла легенда, что в Вальпургиеву ночь, то есть в ночь на 1 мая, – вся нечистая сила слетается на метлах и козлах на гору Брокен в Германии и устраивает там грандиозный шабаш ведьм и чертей. Накануне этого дня мужчины бегали с зажженными пуками соломы, привязанной к длинным шестам, и стреляли в горы, чтобы разогнать нечистую силу. В других местах шабаш ведьм связывали с местными "лысыми горами" или холмами, на вершинах которых, по поверьям, именно поэтому отсутствовала растительность.

В частности Гёте, бывший масоном и увлекавшийся сатанической тематикой, подробно рассказывает о Вальпургиевой ночи в "Фаусте" (в переводе Б. Пастернака):

"...На Брокен ведьмы тянут в ряд.
Овес взошел, ячмень не сжат.
Там Уриан, князь мракобесья,
Красуется у поднебесья.
По воздуху летит отряд,
Козлы и всадницы смердят..."

(Название Вальпургиевой ночи связывают с именем св. Вальпургии - дочери одного из королей Саксонии. Она была аббатисой в одном из баварских монастырей и прославилась чудотворением, столетие после ее смерти (777 г.) при ремонтных работах в монастыре ее могила была нарушена, и ночью - как раз на 1 мая – рабочим явилась ее грозная тень. Позже почему-то поклонение ей в Германии стало обрастать оккультными чертами, а имя и день ее памяти оказались связаны с легендой о нечистой силе. Мистическое поверье, связанное с днем 1 мая, отражено и в "Предании о графине Берте" Александра Дюма.)

От германцев первомайские празднования примерно с XIII века проникли и к восточным славянам, соединившись с местными языческими обычаями. В месяце мае, называвшемся у нас в древности травнем, совершались жертвоприношения духам, покровительствовавшим растениям и водам. Богемцы отправляли празднество в честь колодцев, с многочисленными жертвоприношениями. В некоторых местах Польши праздновали с языческими обрядами май в честь богини мая и ей приносили жертвы. При короле Сигизмунде Августе, последнем из Ягеллонова дома (в конце XVI в.), существовал еще обычай, заимствованный от германцев, что молодые наряженные женщины собирались на луг, составляли хоровод, плясали и пели песни в честь весны. В Литве на первое мая было народное празднество. На лугу ставили зеленое дерево, увитое разноцветными лентами. Девушки, молодые женщины и молодые мужчины, избрав из своей среды ловкую красавицу, именовали ее богинею майей, надевали ей на голову свежий венок, обвивали весь ее стан березовыми ветвями и отправлялись к зеленому дереву: тут плясали и пели, повторяя: «О, майя, майя». Словаки, лужичане, чехи и поляки встречали маем весну и прогоняли из селений марену (смерть природы)...

На Руси первомайские гулянья начались в Москве со времен Петра I . Поначалу этот день праздновали только иностранцы, находившиеся на службе в Москве – в немецкой слободе, потому эти гулянья в народе назывались немецкими станами. Петру I так понравились эти гулянья, что он приказал всем повсеместно устраивать их. Со временем они вошли в привычку.

Так, в "Путеводителе по Москве и ее окрестностям" за 1872 г. в рассказе о Сокольниках отмечено: «До Петра Великого охота [в Сокольниках] была любимейшим занятием царей, но Петр, не любивший ее, отменил ее при дворе. С этих пор Сокольники перестали быть местом царской охоты и сделались любимым местом загородных прогулок москвичей. В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва. Вероятно, это гулянье началось с Петра I и было установлено немцами, потому что называлось прежде немецкими станами , то есть шатрами, раскидывавшимися под тению рощи».

Революционная история этого (бесовского по своему происхождению) праздника берет свое начало с 1 мая 1776 г., когда в Баварии, в Ингольштадтском университете, профессором юриспруденции Адамом Вейсгауптом был основан Орден иллюминатов с целью свержения монархий и подрыва христианской церкви. День основания ордена был выбран, разумеется, не случайно. Орден слился с масонством, его люди и идеи сыграли роль в антимонархической Французской революции, хотя в Баварии орден был разгромлен и ушел в подполье.

Революция сохранила этот праздник новой упаковке, когда гуляния стали превращать в демонстрации. Это началось в Чикаго (США) 4 мая 1886 г. с демонстрации рабочих, закончившейся кровопролитным столкновением с полицией. В тот день митингующие не ограничились обычным гулянием и шествием, анархисты (или провокаторы) устроили взрыв, убив одного и смертельно ранив пятерых полицейских. В ответ полиция открыла огонь по демонстрантам, что повлекло за собой новые жертвы. Хотя организаторы взрыва не были установлены, власти арестовали восьмерых лидеров профсоюзного движения. После процесса, проведенного в июне 1886 года в штате Иллинойс, четверо из обвиняемых были приговорены к смертной казни (в ноябре 1887). Похороны казненных по этому делу опять-таки превратились в массовую демонстрацию. Они вошли в историю рабочего движения как "чикагские мученики". Но днем их памяти соратники назначили не день казни, и не день трагического столкновения, а все то же любимое 1 мая. В декабре 1888 г. в Сент-Луисе съезд Американской Федерации Труда объявил 1 мая днем общенационального выступления за права рабочих. В 1889 г. Парижским конгрессом 2-го Интернационала было принято решение о проведении ежегодных первомайских демонстраций в именно этот день традиционных народных гуляний (что, конечно, облегчало массовость участников, достаточно было лишь украсить толпу нужными лозунгами) и они сразу же были подхвачены социалистическими движениями во всех европейских странах.

В Российской Империи политическое празднование 1 мая началось в Польше, в Варшаве, где в 1890 г. этот день был отмечен стачкой 10 тысяч рабочих. Еврейские "рабочие" с 1892 г. ежегодно праздновали 1 мая на тайных сходках, постепенно по революционным каналам распространяя этот праздник на рабочих Вильнюса, Киева, Петербурга, Тулы, Казани, Нижнего Новгорода. При этом, если вспомнить, что Достоевский метко назвал революционеров бесами, то эти первомайские сходки вполне соответствовали их легендарно-мистическому смыслу.

С середины 1890-х гг. в день 1 мая все чаще устраивались политические стачки. С 1900 г. в этот день стали проводить не только стачки, но и демонстрации: в Киеве, Варшаве, Вильнюсе, Гельсингфорсе, Харькове (самой известной была Харьковская маёвка 1900 г.). С 1901 г. майское празднование принимает открыто революционный характер: была издана первомайская прокламация РСДРП и состоялись выступления рабочих в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах с лозунгами: "Долой самодержавие!", "Да здравствует республика!", кое-где были столкновениями с войсками ("Обуховская оборона", 1901). В 1905 г. (т.н. "первая революция") празднование 1 мая проходило уже в 177 городах по всей России. С подавлением "первой революции" этот день вновь отмечали главным образом собраниями и сходками. Но в 1912 г., после Ленского расстрела , в майские дни вновь бастовало 400 тысяч рабочих (основные лозунги: 8-часовой рабочий день; конфискация помещичьих земель; свержение самодержавия).

После революции Первомай вошел в число главных государственных праздников, установленных большевиками. По исторической же духовной сути этого дня, ниспровергателями государственных устоев под видом "дня международной солидарности трудящихся" на долгие годы советской власти был установлен праздник нечисти, когда огромные массы народа шествовали по улицам с песнями и плясками и портретами кумиров-вождей.

Народное предание донесло до нас рассказ о первом официальном праздновании 1 мая в большевицкой России: «В первый советский первомай на Красной площади в Москве на глазах тысяч людей было явлено чудо Божие: красное полотнище, закрывавшее икону Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, неожиданно, без посторонней помощи, рассеклось сверху донизу, а полоски материи стали отрываться и падать вниз. И открылся старинный образ чтимого всей Русью Святителя Николая "Можайского": левая рука с крестом была отстрелена во время большевицкой бомбардировки Кремля, правая с мечом грозно занесена»...

В посткоммунистической РФ этот день по прежнему официально отмечается как праздник, но с 1997 г. он переименован в праздник "Весны и Труда". Никак не могут преемники большевиков оторваться от Вальпургиевой ночи. Никак не хотят переходить на русские праздники, а продолжают держаться своих любимых революционных дат, пытаясь их отмыть .

В Германии же, откуда на Русь был принесен Первомай в правление Петра I, исток этого праздника и ныне более очевиден. Социалисты по сей день отмечают "День трудящихся" (в землях, где они правят, это праздничный день), а оккультисты и распутники – первоисток этого праздника: Вальпургиеву ночь. В ночь с 30 апреля на 1 мая в Дортмунде в зале "Вестфалленхалле" ими устраивается грандиозный бал, на котором женщины и мужчины в разнообразных демонических нарядах заводят сексуальные знакомства. И в других городах в эту ночь популярны общественные вечеринки в ресторанах и пивных залах для встречи месяца мая под названием "Tanz in den Mai" ("С танцем – в май"). Языческий исток этого праздника очевиден и в традициях "майского дерева", особенно в Баварии, где почти каждом городке или деревне есть свои особенные майские ритуалы.

Описание сатанинской мессы, проводимой в этот день, можно найти в интернете ."

В мае 1914 года –

Московская синодальная контора сделала два взаимоисключающих отзыва об имяславии: как о ереси-лжеучении и как об учении, в котором «нет оснований к отступлению ради учения об именах Божиих от Православной Церкви».

Святейший Синод утвердил первый отзыв, но отсрочил окончательный суд над монахами-имяславцами. Так вплоть до 1917 г. эта проблема и не была решена, хотя многие богословы и православные миряне искренно поддерживали взгляды имяславцев (им симпатизировала и императрица Александра Феодоровна). Вопрос об имяславии был включен в повестку дня Поместного Собора 1917–1918 гг., но соборного определения так и не последовало.

1944 год – После ликвидации блокады одной из главных своих задач Ленинградская епархия считала заботу о сиротах.

Из заявления митрополита Алексия и его сестры А. В. Погожевой:

“Горячо принимая к сердцу участь сирот воинов нашей доблестной Красной армии, я и сестра моя, Анна Владимировна Погожева, решили отдать принадлежащую нам дачу на ст. Сиверская под детский дом для детей-сирот воинов Красной армии. Пусть в этом выразится наше посильное участие в великом деле попечения о семьях наших защитников, которые отдали жизнь свою за спасение Родины. Сообщая об этом, прошу Вас провести дело передачи через соответствующие государственные учреждения... Дача находится в исправности, причем крыша над ней в свое время была заменена железной крышей, верхнее помещение отделано под жилье. Комнат в даче – 7. Дача передается с находившимся в ней имуществом (ванна, кровати, шкафы и пр. мебель). Дача окружена забором – сплошным 2-метровой вышины. При даче сад и обширный огород. На территории дачи имеется сарай. При даче колодец”.

Близка и понятна была боль многострадальных детских сердец ленинградским верующим. По примеру своего вдохновителя они первыми выступили с инициативой оказания помощи осиротевшим детям.

Возглавив Русскую Православную Церковь после смерти патриарха Сергия, митрополит Алексий поддержал почин ленинградских прихожан в общецерковном призыве. В письме к Сталину он писал:

“Я нашел благовременным призвать духовенство и верующих нашей Православной Церкви ознаменовать приближение победного конца войны всецерковным сбором щедрых пожертвований в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии. Эта забота со стороны всех верующих нашего Союза о детях и семьях наших родных воинов и защитников да облегчит великий их подвиг, а нас да соединит еще более тесными духовными узами с теми, кто не щадит и крови своей ради свободы и благоденствия нашей Родины. Для начала дела Патриархия вносит 1 млн. рублей”.

Сиротам, вернувшимся с фронта, и семьям военнослужащих помогали приходы по всей стране. Община одной из церквей Ярославля во время войны оказывала денежную и материальную помощь инвалидам Великой Отечественной войны и особенно семьям красноармейцев. В Орле по инициативе благочинного была создана касса взаимопомощи, в которую каждая из пяти церквей города ежемесячно отчисляла по 300 руб. Из этих денег оказывали помощь нуждающимся, которых было много в освобожденных областях. По признанию орловского благочинного, при посещении верующих на дому для совершения треб приходилось, “видя их бедность, опускать руку в свой карман и оказывать им материальную помощь, а не брать с них”. Екатерининский кафедральный собор Краснодара за год, с февраля 1943 г. по январь 1944 г., расходовал до 10 тыс. руб. ежемесячно на поддержку раненых красноармейцев и многосемейных. Георгиевская церковь Краснодара раздала “в индивидуальном порядке” бедным, больным, престарелым до 40 тыс. руб. в 1942 г. и 25 тыс. руб. в 1943 г. Крестовоздвиженская церковь Ставрополя в 1943 г. выдала “в порядке оказания материальной помощи” 11 тыс. 800 руб. Помогала нуждающимся и ставропольская Преображенская церковь. Община Покровской церкви г. Бийска на Алтае в 1943 г. выдала разным лицам 5400 руб. в качестве материальной поддержки. Помимо 1 млн. 300 тыс. руб., сданных во время войны в Фонд обороны, верующие Алтайского края собирали средства и вещи для раненых бойцов и детей фронтовиков. Приход омской Крестовоздвиженской церкви за свой счет предоставлял неимущим гробы для умерших родственников, ремонтировал двери, отпускал стройматериалы.

Не принято да и нельзя измерять деньгами степень гражданственности человека. Но именно архивные материалы о денежных отчетах являются бесспорным свидетельством самоотверженности, горячей любви к Родине и борьбы за ее независимость верующих и духовенства.

На 1 октября 1944 г. по Ленинградской епархии было собрано св. 13 млн. руб., в том числе на нужды обороны страны - 11 млн. 38 тыс. 507 руб., на оказание помощи больным и раненым красноармейцам - 2 млн. 363 тыс. 719 руб. Из них внесено: наличными деньгами - 12 млн. 635 тыс. 969 руб., облигациями государственных займов - 973 тыс. 950 руб., драгоценными предметами на сумму 40 тыс. Собрано предметов вещевого имущества (полотенец, теплых вещей) общей стоимостью 8000 руб.

Самое активное участие в сборе денежных средств принимали священнослужители Ленинградской епархии. С июня 1941 г. по июнь 1944 г. в Фонд обороны страны и Красного Креста было внесено: П. Тарасовым - 44 тыс. руб., Е. Монинским - 29 тыс. руб., В. Румянцевым - 29 тыс. руб., Н. Ломакиным - 17 тыс. руб., а также золотое кольцо с бриллиантами и наперсный золотой крест на сумму 6160 руб., Ф. Поляковым - 23 тыс. 200 руб., М. Славницким - 17 тыс. 375 руб., А. Смирновым - 21 тыс. руб., В. Владимировым - 10 тыс. руб., П. Масловым - 8000 руб.

Несомненно, сборы средств в Фонд обороны, на подарки Красной армии, на помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составляли основную часть деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. По предварительным подсчетам, взносы общин Русской Православной Церкви с 22 июня 1941 г. по 1 июля 1944 г. составили более 200 млн. руб. К концу войны общий взнос Церкви в Фонд обороны превысил 300 млн. руб.

Свой вклад в дело победы вносили и монашествующие. (В канун войны на территории РСФСР не осталось ни одного действующего монастыря. В присоединенных областях Молдавии, Украины, Белоруссии их насчитывалось 46. В годы оккупации на временно занятой врагом территории возобновили свою деятельность 29 православных обителей.)

Так, например, курский Свято-Троицкий женский монастырь начал действовать в марте 1942 г. Только за несколько месяцев 1944 г. монахини сдали в Фонд обороны 70 тыс. руб. Днепропетровский Тихвинский женский монастырь сдал 50 тыс. руб., Одесский Михайловский женский - 100 тыс., Киево-Печерская Лавра - 30 тыс. руб.

Самым крупным из открытых в период оккупации был Киево-Покровский женский монастырь. После освобождения города здесь был организован большой госпиталь, и монахини помогали ухаживать за ранеными. За 1944 г. эта обитель внесла в Фонд обороны страны более 70 тыс. руб. Монахини помогали Красной армии не только пожертвованиями, но и сбором теплых вещей и полотенец, так нужных в госпиталях и медсанбатах. Инокини одесского Михайловского монастыря вместе со своей настоятельницей игуменией Анатолией (Букач) собрали и передали военным медикам значительное количество лекарственных препаратов.

А в закарпатском женском монастыре в Домбоке (неподалеку от Мукачева) жили 215 детей, спасенных инокинями из горящего эшелона, направлявшегося в Германию в мае 1944 г. Пять месяцев до прихода Красной армии прятали монахини детей. И спасли всех.

Русская Православная Церковь, несмотря на все испытания, пережитые народом в предвоенные десятилетия, сумела сохранить в нем веру и любовь к родной культуре и готовность защищать свою Родину ценой даже собственной жизни.

1972 год – Святейший Патриарх Пимен посетил храмы во имя св. мученицы Параскевы, Архангела Михаила, преподобного Саввы Освященного, Успения Божией Матери и ознакомился с достопримечательностями Александрии.