Псалмы читаемые в различных случаях жизни. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях В защиту от вражды людской

Настоящий псалом указывает на призвание язычников, на изгнание мысленных врагов и на заключение их в бездне. И поелику выражено это как бы в притчах, то справедливо псалом надписан: "о тайных" . Воспевают же его уверовавшие во Христа, и прежде всех, Его Апостолы.

. Бог нам прибежище и сила.

Это говорит по причине гонений, воздвигнутых на них мысленными и чувственными врагами.

Помощник в скорбех .

Поелику Ты наш помощник, то презираем всякий восстающий на нас мятеж.

. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля.

Ибо в смущение пришла вся земля при начале проповеди, когда пребывающие в неверии восстали против проповеди верующих.

И прелагаются горы в сердца́ морская .

«Морскими сердцами» именует бездны, а «горами» – сопротивные силы, или демонов, которые в древности были превознесены и славны, и потому уподобляются горам. Итак демоны, поелику они ввержены будут в бездну, воздвигли брань на верующих, но не убоимся мы таковых врагов, говорят верующие.

. Возшумеша и смятошася воды их.

В этих словах «водами» называет народные толпы, которые возмущались новостью проповеди.

Смятошася горы кpепостию Его .

Сила проповедуемого поколебала нечистых демонов, древле превозносимых и славимых, и потому уподобляемых горам.

. Речная устремления веселят град Божий.

Рекою называет евангельское слово, которое веселит Церковь.

Освятил есть селение Свое Вышний .

Ибо Святый почивает во святых, и вселится в них, т. е. в Церкви.

. Бог посреде его, и не подвижится.

То есть, Бог посреде Церкви.

Поможет ему Бог утро заутра ,

т. е. с самого раннего утра. И здесь в словах «поможет ему» под лицем Церкви можно разуметь святых Апостолов и по преемству вождей Церкви, которых Господь укрепляет в силах, чтобы могли споспешествовать проповеди.

. Смятошася язы ́цы , уклонишася царствия.

Хотя язычники ополчались на Церковь, однако же цари их уклонились, т. е. побеждены и обратились в бегство, а впоследствии сами преклонили выю пред Христом. Ибо говорит Псалмопевец, что Церковь скоро будет созидаема теми, которые разоряли ее, потому что они возвысили Церковь, щедро принося ей дары.

Даде глас Свой Вышний, и подвижеся земля .

Дал глас Христос на кресте. «Гласом» же Его называет евангельское слово. Ибо разумная душа, как скоро слышит глас Господень, приходит в колебание, подвигнувшись от порока к добродетели, от неведения к богопознанию.

Победу, одержанную над мысленными врагами, восписует самому Господу. Весьма кстати здесь упоминание об Иакове, по причине бывшей с ним борьбы.

. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли .

Указует на мир, водворенный проповедью, которой, говорит Псалмопевец, прекращена на земли всякая брань. «Чудесами» же именует уничтожение или приведете в бездействие браней, потому что Господь уничтожил всякую брань.

. Лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.

Лук, оружие и щит означают здесь самое худое состояние человека и лукавые помыслы.

. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог.

Ибо, если не отрешится кто от всякого мирского попечения, то не возможет он познать Бога. Для познания Бога нужна свобода от забот.

Вознесуся во языцех , вознесуся на земли .

Обещает им торжество проповеди над язычниками.

. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль.

Уверовавшие во Христа в другой раз приносят благодарение.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 45

Это Песнь превознесения Господа как надежного защитника верующих во все времена. Когда Бог - в жилище Своем на Сионе, враги бессильны перед народом Его. Иерусалим, хотя и не назван здесь по имени, - в центре размышлений автора, поэтому Пс. 45 входит в число Песен Сиона.

А. Бог - прибежище святым Своим (45:2-4)

Пс. 45:2-4 . Псалмопевец напоминает слушающим его, что Бог - прибежище верующим в Него, и сила, выступающая на их стороне, в бедах Он приходит им на помощь. Описывая возможные бедствия, автор прибегает к гиперболе (стихи 3-4), но каковыми бы ни были они, не убоимся, восклицает он, ибо верующие - под надежной защитой.

Б. Бог - на Сионе Своем (45:5-8)

Пс. 45:5-6 . Мирное течение реки ("речных потоков"), омывающей град Божий, т. е. Иерусалим ("веселящей" святое жилище Всевышнего), символизирует присутствие Самого Бога - по контрасту со "вздымающимися, шумными" водами в стихе 3. (сравните с Ис. 8:6; 33:21, где Господь уподобляется реке, омывающей город Его.) Пока Бог посреди Иерусалима, он не падет под натиском врагов (не поколеблется). Пройдут, однако, годы, и город падет. По причине идолопоклонства в храме Бог оставил храм, оставил Свой город; Иез. 8 и 10. Лишенный Его защиты, он стал добычей вавилонян.

Пс. 45:7-8 . Здесь картина "движения царств" против иудеев, а, значит, и против Бога Иакова. Образ силы Его, "растопляющей" землю. сравните с Пс. 2:1-4 и с "Господь поругается им" - там же, в стихе 4. Господь - заступник иудеев, пока они с верой обращаются к Нему.

В. Господь будет превознесен на земле (45:9-12)

Пс. 45:9-12 . С целью надолго обезопасить жизнь Своего народа Бог произвел… опустошения среди его врагов и тем "прекратил брани… на земле", до границ иудейского государства (до края земли; стих 10). (Исторически подразумеваемое здесь может быть привязано к событиям в царствование Иосафата, когда на иудеев напали, объединив свои силы, аммонитяне, моавитяне и идумеи; 2-Пар. 20:1-30.)

В стихе 11 псалмопевец устами Самого Бога призывает народ "остановиться и познать", что Он - Бог. Я… буду превознесен в народах, превознесен на земле.

Мысль о Божией защите подчеркнуто повторялась в псалме (стих 8 и 12), и это не могло не вселять бодрость в слушавших его иудеев.

Ст. 1, надписание: В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом. В Псалтири, переведенной с еврейского подлинника, надписание это читается так: Начальнику хора. Сынов Кореовых. На музыкальном орудии аламоф, песнь. Это означает, что псалом этот, по составлении его, передан был для пения и музыкального исполнения начальнику хора, состоящего из левитского племени сынов Кореовых, и что этому хору указано было исполнять его на музыкальном орудии, называемом аламоф, соответствующем «голосу дев», т.е. его нужно было петь очень тонким и нежным голосом (сопрано). А по переводу с греческого надписание это читается так: В конец, чрез сынов Кореовых псалом, и значит, что а) псалом сей содержит в себе пророчества, исполнение которых последует в конце времен, и б) что он исполняем был хором сынов Кореевых на музыкальном орудии и хоровым пением. Слов о тайных нет ни в том, ни в другом переводе, без сомнения, потому что последующие составители нашего славянского перевода псалмов этим словом заменили еврейское аламоф. Св. отцы Церкви, объясняя сей псалом в таинственном смысле, указывали в нем предсказание об освобождении Церкви от всех ее врагов, что для ветхозаветного псалмопевца было делом будущим и, следовательно, неизвестным, тайным. Это значение и имеют слова: в конец и о тайных.

Некоторые из толковников относят происхождение этого псалма ко времени грозного опустошительного нашествия на Иудею ассирийского царя Сеннахирима при Езекии, царе иудейском, но гораздо основательнее принять мнение тех, которые относят этот псалом к обстоятельствам из истории царствования иудейского царя Иосафата, описанным во 2-й кн. Паралипоменон (), когда против евреев соединились моавитяне и аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской и другие обитатели горы Сеир. Союзные враги внезапно появились вблизи иудейской столицы, но, не желая еще причинить иудеям какого-либо вреда, с такою же быстротою и внезапностью погибли в междоусобной войне, а остатки их обратились в бегство, так что выступившее против них иудейское войско нашло только трупы в оставленном ими лагере. По этой причине можно полагать за достоверное, что псалом этот не только воспет был хором сынов Кореевых, но и составлен был кем-либо из певцов этой фамилии во времена благочестивого царя иудейского Иосафата.

Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело.

Этими словами псалмопевец от имени целого народа израильского, испытавшего на себе силу и покровительство всеблагого и всемогущего Бога, начинает торжественно прославлять великую силу и помощь Божию. Многими случаями и опытами мы убедились, как бы так говорит он, что нет у нас другого более сильного защитника в бедах и более надежного помощника и утешителя при внезапно постигающих нас скорбях, кроме единого Бога, и в последнем случае скорбей, постигших нас внезапно и так сильно, не кто иной оказался нашим покровителем и помощником, как Господь Бог; Он нам прибежище и сила, Он скорый помощник в бедах. Слово зело, по мнению св. Иоанна Златоуста , относится к слову «помощник» и имеет тот смысл, что Господь Бог есть сильный помощник в скорбях. Ибо Он, по словам Златоуста, не столько подает нам помощи, сколько требует того свойство бедствий, но и гораздо больше. Господь попущает на нас скорби для укрепления нашего в подвигах терпения, но Он же всегда готов на помощь претерпевающим скорби и искушения и не допустит нам быть побежденными от них . Жаль только, что люди не всегда умеют пользоваться постигающими скорбями и, вместо того чтобы терпеть их, прибегают к Богу с мольбами об избавлении себя от скорбей.

Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская. Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его.

Люди, уверенные в сильном покровительстве Божием и скорой Его помощи, в случае близкой опасности выражают далее неустрашимость свою при всяких величайших потрясениях и переворотах, могущих случиться не только в природе видимой, но и в области политической жизни народов. Представленные здесь перевороты и потрясения, возможные в мире физическом, служат только образом треволнений и потрясений в области явлений политической или гражданской жизни народов и человеческих обществ (см. ниже, ст. 7). Бог – наша надежная защита в бедах и самая верная и скорая помощь во всех скорбных обстоятельствах, – мы в этом уверены, а потому не боимся, когда колеблется земля, когда бы даже горы стали сдвигаться в сердца (в глубь) морей. Пусть шумят, пусть воздымаются воды их, пусть колеблются они от великой силы Его (т.е. Бога), – нам это не страшно. Уверенные в помощи Божией, мы имеем в себе довольно силы и твердости духа, чтобы преодолеть всякий страх. Свт. Афанасий Великий и блж. Феодорит, в переносном смысле, под смятением земли разумеют смущение людей при начале евангельской проповеди , под морскими сердцами – бездна человеческих грехов и беззаконий, под горами – сопротивные силы, или демонов, под шумом и смятением воды – смятение народов, которые возмущались новостью и непреоборимой силой проповеди апостолов; все слышавшие об этой проповеди приходили в смятение, потому что силой этой проповеди ниспровергалась и уничтожалась преданная им от отцов еллинская вера . Не убоимся, – как бы так говорят устами пророка псалмопевца проповедники Евангелия, св. апостолы и мученики Христовы, – когда войдут горы в моря, т.е. когда возносящиеся наподобие гор и гордящиеся демоны войдут в развращенные сердца неверных людей и заставят их свидетельствовать против нас, дабы погубить нас.

Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение Свое Вышний. посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра.

Градом Божиим в прямом смысле псалмопевец назвал здесь город Иерусалим с его святилищем, знаменитейшим во времена царей иудейских храмом Соломоновым. Переведя первую половину 5-го стиха словами, «стремления потока веселят град Божий», преосвященный Порфирий дает к этим словам такое примечание: «И ныне, когда Кедронский поток покажется из земли в Гефсимании, жители Иерусалима веселятся у вод его». Всевышний Господь, повелев Соломону устроить в Иерусалиме храм и назначив его Своим видимым жилищем, тем самым освятил это селение Свое. Сам Бог таким образом поселился посреди него, и потому Он не даст поколебаться ему, Своему святому жилищу: в случае опасности Он поможет ему с раннего утра (утро заутра), как и помог при нападении союзных врагов, аммонитян и моавитян с прочими (), о чем, конечно, и говорит здесь псалмопевец. По изъяснению св. отцов (св. Афанасия Александрийского , св. Василия Великого и др.), в переносном смысле здесь излагаются те таинственные понятия, по которым к этому псалму сделано надписание о тайных . Рекою здесь называется Христос, по причине сладчайших слов Его учения, которые напаяют и веселят души христиан и делают их способными к приношению плодов добродетелей. Быстрины этой реки суть апостолы, которые устремились на проповедь евангельского учения, по слову Христа: «Идите, научите все народы соблюдать все, что Я повелел вам» (). Город Божий и селение Его, или жилище Божие, есть Церковь христианская, которую освятил Вышний Господь Своим учением и Своим пребыванием в ней, как написано: «Вселюсь в них и буду ходить с ними» (). Он посреди Своей Церкви, как Сам сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них... се, Я с вами во все дни до скончания века» (). А потому этот град Божий, это селение Его, или, что то же, Церковь христианская не подвижится, будет непоколебима при всех насилиях от видимых и невидимых врагов, усиливающихся разрушить ее, как и опять Сам Христос сказал: «Врата ада не одолеют» Моей Церкви. (). Он, Глава Своей Церкви, находящийся в самом тесном общении с нею, не замедлит Своею помощью во всяких бедствиях и опасностях ее: Он рано, утро заутра поможет ей.

Смятошася язы ́цы , уклонишася царствия: даде глас Свой вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Иаковль.

Псалмопевец здесь кратко упомянул о той опасности, которая грозила Иерусалиму и царству Иудейскому от нападения со стороны аммонитян и других, бывших в союзе с ними народов, во дни благочестивого иудейского царя Иосафата, чтобы показать, как Господь скоро подает помощь Свою верным рабам Его, находящимся в бедах и опасностях. Возмутились, говорит он, и восшумели народы, двинулись царства и пошли войной на Иосафата. Убоялся Иосафат и обратил лицо свое взыскать Господа и объявил пост по всей Иудее. И собрались иудеи, из всех городов пришли они умолять Господа. И вот, когда все иудеи стояли на молитве пред лицом Господним, Дух Господень среди собраний сошел на Иозиила и сказал он: слушайте все иудеи и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь сего множества великого, ибо не ваша война, а Божия. Завтра утром (утро заутра, ст. 6) выступите вы навстречу им, и Господь будет с вами (). Таким образом Всевышний чрез пророка дал глас Свой. И тогда подвижеся вся земля Иудейская, с одной стороны, оттого, что Господь возбудил несогласие и междоусобие между нападавшими на Иудею народами, и они стали истреблять друг друга, а с другой – оттого, что все иудеи и иерусалимляне, и царь Иосафат во главе их, собрав оставшуюся в лагере истребленных врагов богатую добычу с веселием возвращались в Иерусалим, и пришли с псалтирями, и цитрами, и трубами к дому Господию, и певцы в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили Господа. «И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали», что Сам Господь воевал против врагов Израиля (ст. 22,23,25,27–29,21). Представив в воображении своем все подробности этого славного события и объятый чувством благоговейного восторга пред силой Божией и Его беспредельной благостью, пророк восклицает: Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. При этом не без причины назвал Господа сил Богом Иакова, желая показать, что израильтяне (хотя, быть может, и не все) помнят тот завет, который Бог заключил с их отцами – Авраамом, Исааком и Иаковом, обещаваясь Своею помощью не оставлять их и потомков их до тех пор, пока не исполнятся все прежние обетования Его (). Св. отцы Церкви, объясняя изречения сих стихов в таинственном смысле, усматривают в них пророчество о том действии, какое евангельская проповедь имела на язычников. Все народы, говорит псалмопевец, смутились, когда услышали евангельскую проповедь, пронесенную апостолами по всему миру, и одни из них прибегали к вере во Христа, а другие вооружались против нее. И царства мира, враждовавшие против Церкви Христовой, наконец побеждены ею, так что или ослабели, или покорились ей, приняв веру во Христа. Словами: даде глас Свой – указывается на великие чудеса, совершенные Христом и Его апостолами, и на силу Божественного учения, которой не могли противиться все противляющиеся истине сего учения (; ). Слово Евангелия Христова было для противящихся гласом, данным от Вышняго Бога. И земля (т.е. все живущие на земле) подвиглась, как бы пришла в сотрясение от сего гласа. По словам блж. Феодорита, истина, свидетельство о делах и повсеместные чудеса были у Бога как бы некоторым голосом, которым Он показал людям Свою высоту и исполнил души их страхом . И несмотря на это смятение народов, на это движение живущих на земле от страха гласа Божия, служители Христа, проповедники евангельского учения ничего не страшились, говоря во всеуслышание: Господь сил с нами, Заступник наш Иаковль .

Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.

Хотя цари иудейские Иосафат и отец его Аса отличались благочестием, но подвластные им иудеи, развращенные уже примером предшествующих царствований Ровоама и сына его Авии и еще более развращаемые соблазном от родственных им десяти колен Израильского царства, недостаточно преданы были вере отцов своих (), а потому псалмопевцу, современнику Иосафата, нужно было не только засвидетельствовать о совершенных в его время чудных делах Божиих, но и убеждать своих соотечественников в том, чтобы они на эти дела Божии обратили особенное внимание, как на дела, выходящие из ряда обыкновенных дел, как на чудеса Божии. Приидите, говорит, и посмотрите на дела Божии, вы сами увидите, какие сделал Он чудеса на земле, прекращая войны и брани до краев земли. Вел такие войны и брани с соседними народами царь Давид, но при сыне его, Соломоне, в продолжение сорока лет они были совершенно прекращены. Напали было и ныне аммонитяне с враждебными союзниками на царство Иудейское, но Господь произвел междоусобное поражение в среде их, сокрушил лук, из которого они готовились пускать стрелы, переломил копье, которым думали уязвлять противников, и сжег огнем колесницы и щиты их (в переводе с еврейского сказуемые выражены в прошедшем времени), чем наведен «был страх Божий на все царства земные. И спокойно стало после того царство Иосафатово, и дал ему Бог покой со всех сторон» (). И вообще библейская история представляет немало примеров того, как Бог удалял брани от пределов земли Иудейской. И псалмопевец, припоминая израильтянам о тех чудных делах, которые Бог совершил над врагами их, без сомнения, делал это с тем намерением, чтобы и мы во время треволнений житейских прибегали к Богу и от Него единственно ожидали покоя и тишины (ср. ). Св. Златоуст и блж. Феодорит в словах 10-го стиха видят предсказание о водворении мира на земле по Рождестве Христове, когда Римское царство покорило народы и умиротворило царства (Толкование еп. Палладия, с. 211) .

Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех , вознесуся на земли. Господь сил с нами, заступник наш Иаковль.

Упразднитеся (от слова – упразднитися – лат. vacate, иметь досуг, быть праздным, не заниматься) значит: «остановитесь, успокойтесь от суеты житейской». Внезапным смятением, происшедшим в лагере союзных языческих народов, имевших целью изгнать израильтян из занимаемой ими страны, и междоусобным их поражением и избиением Господь навел страх на все царства земные, как говорит библейское сказание о сем (). Обращая теперь внимание языческих народов на столь великое событие, псалмопевец словами: упразднитеся и разумейте – приглашает сии народы оставить суетные и преступные замыслы прекратить все враждебные действия против народа Божия и признать Единого Бога, еще так недавно показавшего Себя столь великим среди язычников. А чтобы больше придать значения и силы своему слову, он вводит в свою речь Самого Бога говорящим: приидите, народы, говорит Господь чрез пророка, и подивитесь делам Бога Израилева, какие Он совершает на земле, подивитесь и устрашитесь, успокойтесь затем от ваших дерзких начинаний и познаете, что Я Бог, Я буду превознесен между народами, Я прославлюсь на земле. Сущность этой речи состоит в том, чтобы враждебные иудеям языческие народы познали, что они, враждуя против народа Божия, ведут брань не с людьми, но с Богом, и чтобы, укротив мятежные страсти, они покорились Богу израильского народа и воздали Ему достодолжную славу, иначе же, если будут они продолжать свое неистовство, то пусть знают, что страшно карающая сила Божия не ограничивается только пределами Иудейской земли, что может распространить Свою силу на все царства мира и прославить Себя по всей земле. «Мне кажется, – говорит св. Златоуст, – что пророк здесь вещает к язычникам и как бы так говорит: познайте силу Господа и могущество Его, являющееся во вселенной; но для этого вы должны быть спокойными, должны иметь здравую душу» .

Псалом заканчивается буквальным повторением стиха 8, словами которого псалмопевец от имени своего народа желает здесь показать, что выраженные в предыдущих стихах (9–11) повеления Господа Бога – познать Его, покориться и воздать Ему должную славу – относятся к языческим народам. Что же касается до нас, иудеев, как бы так говорит он, то мы знаем Бога своего, Господа сил, Который всегда с нами, и Он – Бог Иакова – всегдашний наш заступник. Теми же словами псалма молится Православная христианская , когда во дни Великого поста она совершает всенародное покаяние пред Богом во грехах, причем выражает ту же мысль, что Господь, имеющий силу и власть прощать грехи, находится с нами, вблизи всех призывающих Его, и что Он единственный заступник наш: другого помощника в скорбях мы не имеем (одно из песнопений великого повечерия).

Автором большинства стихов из Псалтири является царь Давид. Но были и другие - например, псалом 45, как и два последующих, принадлежали кому-то из рода Кореева. О чем же рассказывает эта глава Ветхого Завета?



В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом К исполнению. Через сынов Кореевых, о тайнах. Псалом.
1 Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. 1 Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях, постигших нас тяжко.
2 Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская. 2 Поэтому не устрашимся, когда сотрясается земля и сдвигаются горы в сердце морей.
3 Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его. 3 Зашумели и взволновались воды их, потряслись горы от мощи Его.
4 Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение Свое Вышний. 4 Речные потоки веселят город Божий – освятил обитель Свою Всевышний.
5 Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро заутра. 5 Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра.
6 Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля. 6 Смутились народы, склонились царства, подал глас Свой Всевышний – поколебалась земля.
7 Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль. 7 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова!
8 Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: 8 Придите и посмотрите на дела Божии, какие Он соделал чудеса на земле,
9 отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. 9 упраздняя войны до концов земли, лук сокрушит и сломит оружие и щиты сожжёт огнём.
10 Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли. 10 Успокойтесь и познайте, что Я – Бог; вознесусь среди народов, вознесусь на земле.
11 Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль. 11 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова.
Слава: Слава:

Повод написания 45 псалма

Евреи были небольшим народом, вынужденным постоянно обороняться от многочисленных врагов. На столицу можно было напасть с разных сторон, вокруг проживало множество разных воинственных племен.

Именно вражеское наступление описано здесь, но из этой битвы иудеи вышли победителями. Победу они приписывают своему Богу. Он способен не только защитить святой город, но и потопить вражеские корабли. По мнению ученых, написан 45 псалом в период правления Иосафата.

На русском существует несколько переводов, так что каждый может выбрать тот, который больше нравится. Домашнее чтение Псалтири является весьма душеполезным занятием, а изучать лучше перевод на родном языке.

Толкование псалма 45

По смыслу псалом делится на несколько частей:

  • Автор призывает слушателей проявить веру - он говорит, что бояться нечего, ведь Господь всегда рядом.
  • Хотя враги повсюду, таинственным образом Господь продолжает царствовать в Иерусалимском храме.
  • Всеобщее примирение - оно наступит в конце времен. Тогда воцарится Господь, и на земле наступит тишина. Об этой истине христианства не стоит забывать в тяжелые минуты жизни.
  • Данная глава состоит всего лишь из 12 стихов, но они полны возвышенных и экспрессивных метафор.

    I="">Зачем читают

    Тысячи верующих находили утешение в тексте 45 псалма. Например, солдаты Шотландии, отправляясь на 2 мировую, пели его вместе с родителями. Оказавшись в тюрьме за религиозные убеждения, мученики повторяли эти строки, полные величия. В темницах, больничных палатах, в минуты потрясений - содержание универсально в любых трудных обстоятельствах, во все времена.

    Многие композиторы, вдохновившись поэтичными строками, сочиняли собственные прекрасные гимны.

    Согласно мнениям различных святых отцов, читать псалом можно в таких случаях:

    • когда родные возражают против соединения с избранником (помогает выйти замуж за любимого);
    • для защиты от грабителей или воров;
    • если недруги возводят клевету.

    • В шестопсалмиях 37 псалом занимает второе место. Его словами любой человек может покаяться в своих прегрешениях или же выразить преданность Господу. К тому же словами......
    • В книге Псалтирь каждая глава является уникальной. Это отдельное поэтическое произведение, наполненное глубоким философским и религиозным смыслом. Псалом 126 входит в целую плеяду (со 119......
    • Перед тем, как стать известным на весь мир правителем, Давид был малоизвестным молодым пастушком. Хотя Господь через пророка объявил его своим ставленником, Саул не собирался......
    • Царь Давид был не только великим царем, но и уникальным литератором. С Божией помощью он смог выразить в псалмах целый спектр человеческих переживаний. Например, Псалом......
    • Псалмы являются прекрасным духовным средством - для начинающих это укрепление, для опытных - увеличение духовности, это голос Церкви. Псалом 69 на русском языке очень экспрессивно......
    • У православных верующих существует особый порядок чтения Псалтири. Главы объединяются в кафизмы (от 1 до 15), между которыми читаются особые молитвы. Например, псалом 27 входит......
    • Псалтырь не случайно пользуется особой любовью у верующих. В ней собрана мудрость всей Библии, только в более сокращенной форме. Раньше (да и теперь) псалмы использовались......
    • Многие сталкиваются с недоброжелательным отношением окружающих. В такой ситуации мало приятного, как же должен повести себя христианин? Именно этому учит текст 36 псалма. В данной......
    • Чтение псалмов - очень душеполезное занятие. Об этом уверенно скажет любой священник. Довольно известен среди православных христиан и текст 67 псалма. Из этой статьи вы......
    • Книга псалмов является уникальной по своему содержанию. В ней можно найти текст под любое настроение, жизненную ситуацию. Не надо обладать даром толкования, чтобы понять -......
    • Книга Псалмов - очень известная часть Библии, каждая глава в которой представляет собой отдельное поэтическое произведение. Для удобства использования они пронумерованы, сегодня мы поговорим о......
    Теперь вы значете что такое Псалом 45 - текст на русском, толкование, зачем читают, у нас можно прочитать об этом, а также, смотрите другие молитвы и статьи о религии онлайн!

    Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании "0 Герон Паисиос" иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

    (Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

    В защиту от демонов.

    Псалом 6: Чтобы освободил Бог человека от чар.
    Псалом 8: О тех, кто потерпел зло от демонов.
    Псалом 9: Чтобы прекратились устрашения демонов во сне или фантазии днем.
    Псалом 13: На страшного демона (3 раза в день в течение 3 дней)

    Псалом 33: Находящимся при смерти, когда мучаются от диавола.

    Псалом 57: Чтобы пришли благоприятные обстоятельства тем, кто действует для добра, чтобы помешал Бог всякому лукавому действию демонов или завистливых людей.
    Псалом 65: Чтобы лукавый не приносил искушения в дома и скорби семьям.
    Псалом 70: Об оставленных людях, которые бывают обременены по зависти диавола и приходят в отчаяние, чтобы обрели милость у Бога.
    Псалом 90: Чтобы исчез диавол, когда он является человеку или его пугает.
    Псалом 94: Чтобы не коснулось супругов колдовство, дабы не создались проблемы и трения.
    Псалом 96: Чтобы ушло колдовство от людей.
    Псалом 121: Об исцелении от сглаза.

    В защиту от стихии и бедствий.

    Псалом 17: Когда бывает гнев Божий, землетрясения, катаклизмы и молнии.
    Псалом 21: О прекращении пожаров.
    Псалом 28: О тех, кто боится моря и шторма.
    Псалом 30: Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов на деревьях, когда погода неблагоприятна.

    Псалом 47: Когда случаются большие разрушения и разграбления бандитами (читается постоянно в течение 40 дней).
    Псалом 50: Когда на нас приходит воспитательный гнев Божий - эпидемии и повальные болезни, несущие смерть людям и животным.
    Псалом 68: Когда из-за гнева Божия наводняются реки и смывают дома и людей.
    Псалом 85: О спасении людей, когда нападает эпидемия холеры.
    Псалом 92: Чтобы сохранил Бог корабль, подвергшийся опасности при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля).
    Псалом 111: О сохранении солдат, идущих на войну.

    В защиту от вражды людской.


    Псалом 5: Чтобы Бог исцелил глаза, ударенные злым человеком (пострадавшему от избиения).
    Псалом 7: О тех, кто пострадал от страха, испугался, пришел в нервное расстройство через угрозы злых людей.

    Псалом 11: О безумных, делающих зло людям.



    Псалом 26: Чтобы Бог защитил жителей от вражеских войск.
    Псалом 29: О тех, кто находится в опасности (далеко среди врагов и безбожных людей), чтобы сохранил их Бог и просветил, а врагов усмирил, да познают они Бога.
    Псалом 32: Чтобы Бог открыл истину о несправедливо осужденных и они освободились.
    Псалом 33: От вражеских войск, когда нарушают границу, чтобы сделать зло.


    Псалом 36: О людях, тяжело раненных от преступников.
    Псалом 42: Об освобождении пленных.
    Псалом 47: Когда случаются большие разграбления бандитами (читается 40 дней подряд).
    Псалом 57: Чтобы Бог помешал всякому лукавому действию завистливых людей, препятствующих тем, кто делает добро.
    Псалом 59: Чтобы Бог явил истину, когда оклеветано много людей.
    Псалом 72: О покаянии злотворящих людей.
    Псалом 73: Чтобы сохранил Бог жителей, работающих на полях своих, когда враги окружили село (чтобы сохранил Бог мирных людей, попавших в окружение врагов).
    Псалом 74: Об умиротворении грубого хозяина, который мучает ближних и слуг.
    Псалом 78: Чтобы Бог сохранил села от грабежа и разрушения вражескими войсками.
    Псалом 82: Чтобы Бог помешал злым людям, замышляющим убийство.
    Псалом 84: Об исцелении людей, пострадавших от насилия и страха.
    Псалом 87: О защите всех беззащитных людей, страдающих от жестокости ближних.
    Псалом 93: Чтобы Бог вразумил людей, призывающих к восстанию и чинящих безпорядки и грабежи.
    Псалом 107: Чтобы Бог смирил врагов, да переменят злые намерения.
    Псалом 117: Чтобы Бог смирил варваров и сокрушил их злые намерения, когда они угрожают.
    Псалом 118: Чтобы Бог явил силу Свою на варварах и смирил их действия, когда убивают они невинных женщин и детей.
    Псалом 120: О защите рабов (заключенных) от вражеских рук, да не сотворят им зла до освобождения.
    Псалом 124: О сохранении строений праведных людей от злых.
    Псалом 131: Чтобы Бог помиловал народ, когда по грехам бывают частые войны.
    Псалом 133: О сохранении от всякой опасности.
    Псалом 135: О защите беженцев.

    Псалом 140: Чтобы Бог усмирил грубого местного начальника, издевающегося над ближними.
    Псалом 141: Чтобы Бог усмирил восстание.
    Псалом 143: Чтобы Бог укротил восставший народ, да не разразится война.

    Об устроении семейной жизни и искоренении вражды среди близких.

    Псалом 10: Об умягчении жестокосердия супругов, которые ссорятся и разделяются (когда жестокие мучают благочувствительных).

    Псалом 22: Об усмирении безчинных и непослушных детей, оскорбляющих родителей.
    Псалом 43: Чтобы Бог явил истину в подозреваемых супругах, и о взаимной любви.
    Псалом 45: О молодых, которым враг, по зависти, препятствует создать семью.
    Псалом 54: Чтобы восстановилось уважение опороченной семьи, которая была оклеветана.
    Псалом 75: Матери, которая боится родов.
    Псалом 76: Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, дабы просветил их Бог, да слушаются дети родителей, и родители проявят любовь.
    Псалом 86: О долголетии хозяина семьи.

    Псалом 116: О сохранении любви и согласия в семьях, да славят Бога.
    Псалом 126: О примирении в семье при ссорах.
    Псалом 127: Чтобы не приблизилось зло врага к дому, и почивали на семье мир и благословение Божие.
    Псалом 139: Чтобы Бог усмирил строптивого хозяина семьи, да не истязает всю семью.

    Об исцелении от болезней.

    Псалом 4: Чтобы Бог исцелил чувствительных людей, которые заболели меланхолией через отношение к ним жестокосердных людей.
    Псалом 5: Чтобы Бог исцелил глаза, ударенные злым человеком.
    Псалом 7: О тех, кто пришел в нервное расстройство через угрозы злых людей.
    Псалом 12: О тех, кто болеет печенью.
    Псалом 18: Об освобождении матерей при родах.
    Псалом 19: О супругах, бездетных по причине увечья, чтобы Бог исцелил их.
    Псалом 27: Об исцелении нервнобольных.
    Псалом 37: Когда болят челюсти от гнилых зубов.
    Псалом 40: Чтобы освободились матери при преждевременных родах.
    Псалом 44: О людях, страдающих сердцем и почками.

    Псалом 56: О людях, страдающих головной болью от многих переживаний.
    Псалом 58: О немых, чтобы Бог дал им речь.
    Псалом 63: Когда человек укушен волком или бешеной собакой.
    Псалом 67: Чтобы освободиться матерям при сложных родах, когда сильно страждут.
    Псалом 79: Об исцелении человека, у которого опухло лицо, и болит вся голова.
    Псалом 95: Чтобы Бог дал слух глухим.
    Псалом 102: Чтобы восстановилось расстроенное здоровье человека.
    Псалом 106: Об избавлении от безплодия женщин.
    Псалом 108: Об исцелении лунатиков.
    Псалом 113: Чтобы Бог исцелил умственно отсталых детей.
    Псалом 122: Чтобы Бог дал зрение слепым и об исцелении больных глаз.
    Псалом 125: Об исцелении людей, страдающих постоянной головной болью.
    Псалом 128: Об исцелении людей, страдающих мигренью, головной болью.
    Псалом 142: О сохранении матери во время беременности.
    Псалом 145: О прекращении кровотечения у людей.
    Псалом 146: Об исцелении избитых злыми людьми и израненных в челюстях.

    О помощи в различных житейских нуждах.

    Псалом 1: Когда сажают плодоносящие деревья или виноградник.
    Псалом 15: О нахождении потерянных ключей.
    Псалом 23: Чтобы открыть двери, когда потеряны ключи.
    Псалом 31: Чтобы нашли путники дорогу, когда заблудятся и измучаются.
    Псалом 48: О тех, кто делает опасную работу.
    Псалом 52: Чтобы Бог благословил сети, и ловилась рыба.
    Псалом 62: Чтобы плодоносили поля и деревья, когда иссякает вода.
    Псалом 66: Чтобы Бог благословил птичники (цыплят).
    Псалом 71: Чтобы Бог благословил плоды нового урожая, принесенные в дом с полей и из садов.


    Псалом 89: О ниспослании дождя во время засухи или когда оскудевают источники.
    Псалом 123: О сохранении от укуса змеи.

    Псалом 147: Чтобы Бог укротил диких животных, дабы не делали они зла людям и не вредили посевам.
    Псалом 148: О благорастворении воздухов, об изобилии урожая, да прославят люди Бога.

    Об устроении взаимоотношений между людьми.

    Псалом 2: Чтобы Бог дал просвещение тем, кто едет на съезд (делегатом на мирской съезд или на церковный собор).
    Псалом 3: Чтобы не обидеть несправедливо своих товарищей и чтобы избежать людского зла.
    Псалом 14: Об изменении мыслей грабителей и об обращении их к покаянию.
    Псалом 16: От большой клеветы (3 раза в день в течение 3 дней).

    Псалом 34: Чтобы Бог освободил добропорядочных людей от сетей человеков лукавых, которые эксплуатируют людей Божиих.
    Псалом 35: О совершенном уничтожении вражды после брани или недоразумения.

    Псалом 39: О восстановлении любви между хозяином и слугами (работниками) в случае конфликтов.
    Псалом 41: Молодым, страдающим от неразделенной любви.
    Псалом 46: Об умиротворении слуги или работника, когда уходит уничиженный (обиженный, выгнанный) от хозяина и об обретении работы.
    Псалом 51: Чтобы покаялись жестокосердые начальники и стали милостивыми, и не мучили подданных.
    Псалом 53: Чтобы Бог просветил богатых освободить купленных рабов (людей, трудящихся подневольно).
    Псалом 55: О чувствительных людях, которых душевно ранили товарищи.
    Псалом 60: О тех, кто затрудняется в делах по лени или по робости.

    Псалом 69: Чувствительным людям, когда спорят о мелочах и приходят в отчаяние, дабы укрепил их Бог.
    Псалом 70: Об оставленных людях, чтобы обрели милость у Бога и приют.

    Псалом 101: Чтобы Бог благословил людей, носящих звания (облеченных властью), помогать людям с добротой и пониманием.
    Псалом 108: О помиловании лжесвидетелей, да покаются.
    Псалом 109: Чтобы молодые имели уважение к старшим.
    Псалом 110: Чтобы покаялись несправедливые судьи и да судили справедливо.
    Псалом 119: Чтобы Бог дал терпение и снисходительность людям, вынужденным находиться среди хитрых и неправедных людей.
    Псалом 128: О помиловании жестокосердых и несправедливых людей, притесняющих чувствительных.
    Псалом 129: Чтобы Бог дал мужество и надежду новоначальным, дабы не затруднялись в работе.
    Псалом 132: Чтобы Бог просветил народы, да придут к согласию и примирятся.

    О помощи в материальных затруднениях, укреплении благосостояния и справедливости.

    Псалом 20: Об умягчении сердец богатых, чтобы давали милость бедным.
    Псалом 38: Чтобы найти работу брошенным и несчастным людям, да не скорбят.
    Псалом 64: Чтобы торговцы имели благоговение и не обманывали простых людей.
    Псалом 77: О просвещении заимодавцев (кредиторов), да не обижают ближних за долги, и чтобы были милосердными.
    Псалом 80: Чтобы Бог призрел бедных, оскудевших и скорбящих.
    Псалом 81: Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), дабы не огорчались сельские жители.
    Псалом 83: Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства.
    Псалом 88: Об укреплении слабых и немощных людей, чтобы могли они работать без устали и не скорбеть.
    Псалом 103: Чтобы Бог благословил имущество людей, да не оскудеют и не скорбят, но да славят Бога.
    Псалом 112: Чтобы Бог послал помощь бедным вдовам, да заплатят долги.
    Псалом 114: Чтобы дал Бог благословение, материальную поддержку и утешения несчастным бедным детишкам, дабы не были они презираемы от детей богатых.
    Псалом 137: Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах.
    Псалом 144: Чтобы Бог благословил дела людей, да будут благоугодны Ему.

    О ниспослании и возращении плодов духовных, избавлении от страстей.

    Псалом 24: О тех, которым очень завидует искуситель и постоянно приносит им искушения, чтобы возроптали.
    Псалом 25: Чтобы испрошенное у Бога не повредило просящему.
    Псалом 49: Чтобы далекие от Бога люди покаялись и спаслись.
    Псалом 61: Чтобы Бог отвратил испытания от малодушного человека, не имеющего терпения и ропщущего.
    Псалом 91: Чтобы Бог дал разум людям, дабы преуспевали духовно.
    Псалом 97: Чтобы Бог послал утешение скорбящим людям.
    Псалом 98: Чтобы Бог благословил и послал благодать молодым, желающим посвятить себя Богу.
    Псалом 99: Чтобы Бог благословил людей и наполнил Божественными желаниями человеческие.
    Псалом 100: О даровании благодати добродетельным людям.
    Псалом 104: Чтобы люди покаялись и исповедались во грехах своих.
    Псалом 105: О просвещении людей, чтобы не уклонялись от пути спасения.
    Псалом 115: Чтобы Бог исцелил страшную страсть лжи (обмана).
    Псалом 130: Чтобы Бог дал людям покаяние и утешение с надеждой, да спасутся.
    Псалом 134: О сосредоточении во время молитвы и соединении ума с Богом.
    Псалом 136: Чтобы Бог утвердил человека, имеющего нестойкий характер.
    Псалом 138: Чтобы прекратил диавол искушать людей хульными помыслами.

    Псалом 149: На благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает.
    Псалом 150: Чтобы Бог дал радость и утешение скорбящим братьям нашим, находящимся на чужбине, и усопшим братьям нашим, находящимся на более дальней чужбине.

    Для желающих развивать свое духовное
    совершенство - 99-й псалом.
    Перед переездом в новый дом, для удачи
    и процветания - 61-й псалом.
    Для обретения удачи и предприимчивости - 65-й псалом.
    Для удачи во всех делах - 57-й псалом.
    Желающим изменить неудачно складывающуюся ситуацию на счастливую - 16-й псалом.
    Для ежедневного чтения и избежания зла - 77-й псалом.
    Защита себя от негативного влияния - 19-й псалом.
    Чтобы избавиться от застарелой ненависти и вражды - 137-й псалом.
    Защита против врагов, соперников - 3-й, 59-й и 70-й псалмы.
    При болезни - 23-й, 35-й, 38-й псалмы.
    При благодарении и выздоровлении - 30-й псалом.
    Для мира и процветания в доме - 1-й, 128-й псалмы.
    Для, духовной стойкости в трудных ситуациях - 3-й, 25-й, 54-й псалмы.
    Для внесения гармонии в группу людей - 133-й псалом.
    Для просьб о материальных потребностях (деньги, пища, одежда и т;д.) - 41-й псалом.
    Для защиты от клеветы - 38-й, 39-й псалмы.
    Для получения славы и любви - 32-й псалом.
    Для получения уважения и любви окружающих - 47-й псалом.
    Для защиты от клеветы, когда невозможно оправдаться, - Зб-й псалом.
    В случае праздных безвредных сплетен - 36-й псалом.
    Для защиты от врага, который не хочет оставить вас в покое, - 109-й псалом.
    Для освобождения от вредных привычек - 69-й псалом.
    Для примирения с врагом - 16-й псалом.
    Для победы над врагом - 70-й псалом.
    Для приобретения друзей - 111-й псалом.
    Для удержания старых и приобретения новых друзей - 133-й псалом.
    Примирение семей - 98-й псалом.
    Делать добро и не причинять никому зла - 87-й псалом.
    Для изгнания вредного влияния - 29-й псалом.
    Для досрочного совобождения из тюрьмы - 26-й псалом.
    Для защиты от грабителей - 50-й псалом.
    Для защиты, когда приходится идти одному ночью - 122-й псалом.
    При завершении путешествия - 34-й псалом.
    Для уничтожения негативных влияний, которые вы чувствуете вокруг себя, - 10-й псалом.
    Выиграть судебное дело в безнадежной ситуации - 35-й псалом.
    Для получения справедливого решения суда - 20-й псалом.
    Для того, чтобы вас внимательно выслушали на суде, - 119-й псалом.
    Для тех, кто любит выпить - 87-й псалом.
    Если вас хотят наказать - 35-й псалом.
    Для примирения между супругами - 45-й, 46-й псалмы.
    Для защиты от злых духов - 66-й псалом.
    Для защиты от тайных врагов - 53-й, 54-й, 55-й псалмы.
    Если враги привели вас к разорению - 41-й, 43-й псалмы (читать ежедневно три раза в день в течение трех дней, сопровождая чтение соответствующей молитвой).
    Для защиты от козней деловых партнеров - 63-й псалом.
    Для счастья в доме - 61-й псалом. Для получения святого благословения - 62-й псалом.