Проекты православных храмов иконостас в подарок. Иконостас изготовление

Православная вера испокон веку призывает человека к очищению своей души, к избавлению от пригрешений ради достижения Царствия Небесного. Символическими вратами между земным пространством и небесным миром является церковный иконостас. Он зримо отделяет алтарь от места общего посещения, как бы напоминая человеку о том, что между ним и Всевышним Создателем существует некая грань. Переступить эту грань без богоугодного посредничества избранных праведников никому не под силу.

По своему устройству православный церковный иконостас состоит из трех отделений. По его центру, напротив престола, расположены Царские Врата. Сквозь них входить в алтарь могут только священнослужители. Для взора прихожан Царские врата открываются исключительно по особым случаям. Решетчатые створки с резными узорами завешиваются символическим покровом, который хранит таинство Святыни и приподнимается всего лишь несколько раз в году. Только в особый день верующие могут устремить взгляд на происходящее в алтаре, глазами своими впитывая процесс пресуществления Святых даров. Над Царскими вратами по церковному канону принято помещать икону, запечатлевшую Тайную Вечерю.

По краям от Царских врат устроены Северные и Южные врата. В отличие от двустворчатых Царских, они состоят из одинарной створки, и убранством своим уступают центральному входу в алтарь. Через крайние ворота священники проходят в обычные дни и во время проведения уставных богослужений. Со стороны алтаря за южными и северными вратами находится диаконник и жертвенник. Вся лицевая часть церковного иконостаса, обращенная в центр храма, увенчана образами с ликами Святейших. Следуя древним церковным канонам, при изготовлении иконостаса строго соблюдается его многоярусное устройство. Каждый из пяти рядов имеет свое сакральное значение, которое отображено в размещенных на нем иконах.

Устройство ярусов церковного иконостаса

В самом верху иконостаса, в Праотеческом ряду, наипочтеннейшее место занимают иконы с ликами ветхозаветных патриархов. По центу размещена «Святая Троица». Ниже расположен Пророческий ряд, символизирующий ветхозаветную церковь. Центральная икона здесь – «Знамение». На ней изображена Небесная Царица с младенцем на коленях. Третий ряд сверху именуется Праздничным. Название его характеризуется Святынями, символизирующими главные православные праздники, от Рождества до Успения. Деисусный ряд во главе своей размещает икону «Спасителя», поддерживаемого с двух сторон ликами Богоматери и Иоанна Предтечи, а также, сонмом Святых. Символизирует Деисусный ряд Небесную Церковь Христову.

Самый последний, нижний ряд церковного иконостаса назван Местным. В нем центральные лики Спасителя, Девы Марии и храмовой иконы размещены подле Царских Врат иконостаса. Остальное же пространство отведено для образов местного характера, иначе говоря, наиболее почитаемых в той местности, где непосредственно возведен храм.

Одно то, что подле иконостаса проходят важнейшие христианские таинства, а сам он символизирует церковь от истоков ее до Страшного суда, говорит нам обо всей важности сего символа для православия. По своей энергетике, подкрепленной почитаемыми образами, церковный иконостас сопоставим с силой веры и чистотой помыслов, которые несут в себе священнослужители и прихожане храма. Он открывает истинную тесную связь между земным миром и Небесным Царствием. Принимая из рук Божьих посредников Святое причастие и склоняя чело свое в исповеди, верующий человек находится под незримой защитой ликов и символов, воздвигнутых на православный церковный иконостас.

Изготовление иконостасов — одно из направлений деятельности нашей мастерской. Первые 3 иконостаса был созданы нами еще в 1988- 90 годах в трехпридельный храм в г. Абдулино, Оренбургской области.

С тех пор мы создали несколько десятков самых разных православных иконостасов различной стилистики в разных уголках России.

При розработке проекта и изготовлении иконостаса, мы никогда не повторяемся, каждый изготовленный в нашей мастерской иконостас по своему уникален. Даже если владыка или настоятель храма выбирают как образец уже изготовленный нами иконостас, новый иконостас, сохраняя основную стилистику, будет по форме отличаться от прежнего. Иконостас проектируется исходя из архитектурного стиля данного храма с учетом деталей всего интерьера храма. Для утверждения предлагается несколько вариантов проекта иконостаса на выбор.

Над изготовлением иконостаса трудится весь коллектив мастерской: дизайнеры, инженеры-технологи, столяры, скульпторы, маляры, позолотчики и художники- иконописцы. В мастерской работают в основном выпускники Самарского художественного училища и­ Самарской государственной академии культуры и искусств.

В основном иконостас, изготовленный в нашей мастерской состоит из модулей, тщательно подогнанных друг к другу, которые изготавливаются в мастерской в г. Самара (основание отдельно, декоративные детали - столбики, капители и пр. отдельно) и собираются на месте в храме за несколько дней. Для изготовления иконостаса используются различные материалы. Основание иконостаса изготавливается из соснового бруса и МДФ или из ценных пород дерева. Иконостас может быть крашенный под фарфор, под любое дерево или камень, детали или резные, или отливаются из высокопрочного гипса или стеклопластика, оклеиваются фольгой под золото или сусальным золотом, частично или полностью. Для покраски используются импортные грунты, краски и лаки.

Иконостас - это основной элемент убранства храма, так же как и Престол. Без них невозможно проводить службы в храме. Поэтому, уже на этапе строительства храма, необходимо озаботиться о проекте иконостаса. Так, как иконостас должен органично вписаться в пространтво храма, его необходимо проектировать с учетом остальной церковной утвари и в сочетании будущей росписью стен храма. В период расцвета церковного искуссва, решением стиля и проектами убрансва в храме часто руководил архитектор. Современные архитекторы очень часто не знают основных приципов проектирования храма. Поэтому, например,строят храм с маленькой апсидой, куда не только иконостас не вмещается с дьякоскими дверями, но и Престол некуда поставить. Священики, утверждающие подобные проекты, плохо ориентируются в масштабах схем. Несколько раз сталкивался с такими случаями, когда художник, предоставляя проект иконостаса для конкурсного рассмотрения, показывает, например, уменьшенный под существующий храм, проект иконостаса Храма Христа Спасителя, в двери которого после изготовления придется вползать боком. И комиссия из нескольких человек сразу не обращает на это внимания. Художник, решивший изготовить свой иконостас, должен иметь большой опыт работы в этой области под руководством опытного мастера.

Иконостас фрагмент Казанско-Богородичная церковь Бугульма Татарстан

История развития иконостаса.

Православный иконостас преображался и изменялся столетиями. В самых ранних христианских храмах Алтарь всегда отделялся от основного помещения храма завесой или перегородкой ввиде невысокой стенки. Евсевий Кесарийский писал о том, что в 4 веке в храме, построенном в Тире, Алтарь был отделен от остального пространства храма резной перегородкой (праобраз резного иконостаса). Так же использовались тканные завесы (иконостасы на ткани иногда всречаются и в наше время).

Византийские алтарные преграды (иконостасы) ранее состояли из мраморных колонн, с архитравом - темплоном и украшался крестом. С алтарной стороны навешивалась завеса (катапетасма). На катапетасме изображался Крест. В настоящее время очень много золотошвейных мастерских которые могут изготовить завесу на любой вкус. В основном завесу изготовляют из парчи. Главное - чтобы завеса легко отодвигалась, не застревая в механизме, поэтому, если проем с Царскими Вратами большой, завесу лучше делать легкой из тонкого материала. Во время службы происходит незримая связь между священником, поющим молитвы в Алтаре и верующими, находящимися в центральной части храма, трепетно улавливающие слова молитвы. Поэтому иконостас необходимо конструировать таким образом, чтобы не загораживать глухо пространство между Алтарем и общим храмом. В случае, если иконостас перекрывает всю восточную стену, в иконостасе необходимо оставлять большие проемы над Царскими Вратами и дьяконскими дверями. Если нет такой возможности, всвязи с конструкцией проекта, то иконостас можно отодвинуть на некоторое растояние от восточной стены, дав возможность проходить звукам молитвы в купольную часть храма и там, отражаясь от сферы достигнуть ушей молящихся.

­После того, как закончился иконоборческий период, с начала 9 века повсеместно на темплоне начали устанавливать иконы, в результате чего перегородка превратилась в иконостас. В свободное пространство между колоннами иконостаса устанавливали иконы. Византийский иконостас был двух и трехрядным. На Руси подобные иконостасы называют тябловыми. Тябловый иконостас состоит из несольких рядов икон, установленных на балках (тяблах) и разделенных тонкими планками между собой. Балки м планки накрываются пластинами с резьбой. Обычно декор тяблового иконостаса имеет мелкозаглубленную резьбу. Позже для изготовления тяблого иконостаса применяли басму. Басменный иконостас состоял из планок со штампованным декором на серебрянных или латунных пластинках. Самым изощренным мастером по басменным иконостасам считался тот мастер у которого имелось больше штампов с декором. Декор прибивался мелкими гвоздиками к деревянной основе иконостаса. Многие мастера совмещают резьбу с элементами из басмы. Тябловый иконостас до сих пор имеет широкое распространение в Греции и на Кипре. В настоящее время, наряду с другими направлениями по изготовлению иконостаса, во многих иконостасных мастерских, выросших во множестве по всей территории России, получил широкое распростанение тябловый иконостас. Изготовление тяблового иконостаса не требует таких больших затрат как изготовление иконостаса классического.

­Византийский иконостас пришел на Православную Русь в 11 веке, где он претерпел серьезные изменения, превратившись в высокий русский иконостас. В русских храмах существует два типа иконостасов. Первых тип иконостаса размещается по всей ширине храма, занимая практически всю восточную стену. Второй тип иконостаса занимает только пространство внутри проема в Алтарь. При выборе типа иконостаса нужно было учитывать размеры и аккустические возможности храма. И естественно на размеры иконостаса влияли материальные возможности данного прихода. Позже появились трехъярусные иконостасы, получившие широкое распространение на Руси.

­ Самый первый трехъярусный иконостас, был изготовлен в Москве в 15 веке. Иконы на этот иконостас написал известный иконописец Феофан Грек. Через некоторое время в иконописной мастерской Андрея Рублева был изготовлен иконостас с четвертым пророческим рядом.

Возникновение высокого иконостаса современные историки связывают со спецификой богослужения в России по Иерусалимскому Уставу.

­еще один праотеческий ряд появился в русском иконостасе в 16 веке. Обычно иконы на этом ряду изображали поясные. К этому времени на иконостасе сформировалась неразрывная связь святого писания от Ветхого до Нового завета. Сфрмировался классический пятиярусный тип русского иконостаса.

Одной из причин возникновения высокого русского иконостаса было то, что многие построенные храмы не имели росписей на стенах. В результате чего в дальнейшем количество рядов на иконостасе продолжало расти.

­В 17 веке над праотеческим рядом появился еще один ряд иконостаса с изображениями ангелов - серафимов и херувимов. Часто их изображают на иконостасе резными, венчающими иконы верхнего ряда иконостаса. Позже в иконостасе иногда добавляли пядничный ряд (небольние иконы равные размеру между большим и указательным пальцами -­ пяди). Эти иконы, приносимые в храм прихожанами, стали помещать на иконостас для всеобщего молния. Во многих храмах можно увидеть различные иконы, в беспорядке развешаные по стенам храма. В разных уголках храма могит соседсвовать множество икон с изображением Спасителя или­ с Казанской Божьей Матерью и дугих святых, различных не только по стилю и грамотности написания, но и по сохранности. Порой иконы занимают все пространство храма почти от пола и до потолка. И каждый прихожанин приходил молиться к своей иконе. А если ветхую икону помещали в хранилище, происходил скандал. Поэтому все эти иконы стали устанавливать на иконостас. В конце17 века в иконостас стали устанавливать иконы, изображающие Страсти Христовы: Избиение Христа, Несение Креста, Распятие Христово, Снятие с Креста, Положение во гроб, так появился еще один ряд страстной. На самом верху иконостаса во многих храмах стали устанавливать большой Крест с Распятием Иисуса Христа. На некоторых иконостасах Крест с Распятием изображался с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. В основном Распятие Христово было живописным и украшалось по контуру Креста позолоченной резьбой или гравировкой с позолотой и эмалями. В начале 18 века иконостасы начали украшать причудливой резьбой, позолоченной сусальным золотом или поталью. В резьбе на иконостасах присутствовали райские птицы, всякие звери, виноград и райские плоды и цветы. Особо часто на старинных иконостасах можно увидеть крученые столбы, обвитые виноградными лозами, символизирующими Кровь Христову. Богатые резные иконостасы, изготавливаемые русскими мастерами, оказали большое влияние на развитие иконостасного искусства Афона и Греции.

­На Руси чаще всего классический иконостас был пятирядным.

­В каждом храме верующие старались поставить иконостас, поражающий своим благолепием. В 19 веке получили развитие иконостасы из мрамора и керамики, призванные не только украшать храм и прославлять Христа, но и стоять вечно.

­Сегодня в российских храмах изготавливаются иконостасы самых разнообразных стилистик. В наше время у художников появились огромные возможности для свободы творчества в изготовлении иконостаса. У нашей мастерской богатый опыт по разработке различных вариантов иконостаса. Мы с удовольствием поработаем над разработкой проекта иконостаса и его изготовлением в той стилистике, которая подойдет именно для Вашего храма и в соответствии с требованиями нашего времени. В этом непростом деле лучше довериться настоящим профессионалам.

Иконостас безусловно является самым важным предметом церковного интерьера. Это лицо храма. Он создает определенный молитвенный настрой, торжественный, уносящий ввысь или, наоборот, теплый, интимный, что часто встречается в маленьких храмах или приделах. Иконостас обычно перекликается с архитектурной конструкцией храма и наравне с эстетической несет очень важную смысловую нагрузку, которая заключается в иконописной части. Поэтому работа над иконостасом -это работа и архитектора, и иконописца, и инженера- технолога в случае сложных конструктивных решений, и резчика-скульптура, и краснодеревщика или специалиста по камню,а также столяров и позолотчиков. Творческий коллектив "Собор" объединяет всех этих специалистов, т.к. изготовление иконостасов одно из самых главных направлений его деятельности. Если Вы хотите заказать иконостас, просто свяжитесь с нами.

  • Иконостас в сочетании с легкой праздничной росписью образует торжественный архитектурно-художественный ансамбль. Иконостас выполнен с помощью редчайшей техники использования горячей и холодной эмалей. Многодельный и сложный иконостас растворяется в интерьере храма, становясь прозрачным и легким, что создает ощущение неземного пространства – это ли не Чудо?

  • Сделан в классический стиле под существующую роспись и интерьер для сохранения целостности и гармонии внутреннего пространства.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись:Светлана Ржаницына, Александр Голышев, Сергей Черный, Екатерина Луканина, Екатерина Мыць, Алексей Кошевой, Ирина Колбнева. Художественный надзор над резьбой: Андрей Власов.

    Уникальный в художественном и исполнительском отношении иконостас органично вписывается в храмовую архитектуру. Светлый фон, оттеняющий изысканную позолоченную резьбу, придает легкость и воздушность общему архитектурному решению иконостаса.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись:Светлана Ржаницына,Вячеслав Симаков, Ирина Колбнева, Александр Голышев, Ольга Спиридонова, Алексей Литовкин. Художественный надзор над резьбой и басменными работами: Андрей Власов.

    Замечательный в архитектурном отношении храм св. Ильи пророка в с. Дыдылдино - интереснейший объект для мастеров церковного искусства. Главная залача создателей иконостаса - обеспечить цельность храмового пространства при богатстве и разнообразии художественных приемов и материалов. Иконостас органично вписался в храмовый интерьер и составляет единое целое с росписями храма, выполненными мастерской "ЛиК".

  • Готические формы, органично адаптированные для православной традиции - основная архитектурная идея иконостаса. Также активно используются пластические приемы русского модерна начала ХХ века. Иконостас не просто идеально вписывается в высокую архитектуру храма, но и немало обогащает ее.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись: Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Екатерина Мыць, Ольга Спиридонова, Александр Голышев, Андрей Жаров, Александра Захваткина. Художественный надзор над резьбой и басменными работами: Андрей Власов.

    Архитектор Олег Романенко развил идею иконостаса, ранее воплощенную мастерской “Соборъ” в Преображенском храме г. Игрима в ХМАО. Здесь она обогатилась в центральном иконостасе рельефным планом, большей резьбой и архитектурными находками, подчеркивающими красоту икон, которые имеют не меньшую художественную значимость, чем в Игриме, поскольку здесь работала та же бригада иконописцев, только в более расширенном составе. Более лаконичные боковые иконостасы не менее интересны и выразительны.

  • Оригинальное архитектурное решение иконостаса и деликатный ненавязчивый декор в виде резьбы и басменного обрамления выгодно подчеркивают красоту икон, авторы которых, известные московские мастера, особенно проявили здесь творческий и одухотворенный подход в их создании. Праздничный ряд по цельности и лаконичности, а также мастерстве написания, является архитектурно- живописным фризом, объединяющем все живописное решение икон иконостаса. Ритмы силуэтов местных образов очень выразительны.

  • Иконостас выполнен из американского ореха с басменными вставками в стиле "модерн".

    Глубокая резьба с элементами райского сада и зверей - это авторское развитие мотивов резных иконостасов начала прошлого столетия. Житийные иконы св. Александра Невского и Димитрия Донского - также творческая и самостоятельная разработка иконописцев. То же самое можно сказать про остальную иконопись. Каждый образ иконостаса - результат долгой и внимательной работы художника, творческого подхода и интересных решений.

  • Иконопись: Светлана Ржаницына, Екатерина Мыць, Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Ольга Спиридонова, Алексей Литовкин.

    Проект басменного иконостаса был обогащен резными позолоченными вставками с деликатными цветными фонами. Иконы, написанные одними из лучших московких мастеров, решены на светлых фонах, подчеркивающих воздушность и легкость храмового пространства.

  • Иконостас значимого храма г. Москвы (Болгарское подворье) не является точной реконструкцией дореволюционного иконостаса. Он ориентирован на более древнюю архитектуру храма, построенного в лучших традициях храмового строительства 17 в. Материалы - дуб и басма с резными позолоченнми вставками, также использовались в уничтоженном старом иконостасе.

  • Иконостас нижнего храма, достаточно ярко освещенного, сознательно задуман с обилием золота, что делает его смысловой доминантой в простой и четкой храмовой архитектуре и подчеркивает теплоту сакрального помещения.

  • Иконопись под руководством А. Соколова.

    Восстановление иконостаса в Троицком храме Троице-Лыкова, уникального исторического памятника в стиле Нарышкинского барокко - одна из интереснейших и наиболее ответсвенных работ мастерской "Собор". И если в реконструкции резьбы восстановительная задача решена точно, что не ограничивало отнюдь творческие возможности резчиков,которые проявили с яркой силой свое мастерство, то в иконописи художники удивительным образом сохранили свое лицо при стилистичеком соответсвии, что несомненно при создании образа очень важно и богословски оправдано.

  • Этот иконостас создавался для сурового севера Ханты-Мансийского края, где природа редко дарит людям солнечный свет и тепло. Поэтому в нем так много цвета, узорочья резьбы и позолоты. Перед иконописцами стояла достаточно сложная задача - сделать так, чтобы образы не потерялись в обилии цвета и золота, чтобы столь сложный в архитектурном отношении и смелый иконостас не превратился в очередной "резьбостас". Справились ли они с этой задачей - ответ на этот вопрос неоднозначный. Но именно неоднозначность этого иконостаса делает его значительным явлением церковного искусства того времени, поставившим очередные задачи перед церковными художниками и стимулирующим поиски путей их решений.

Вид, стиль и высота иконостаса обуславливаются храмом его возведения, так как иконостас является неотъемлемой его частью. Прежде, чем приступить к созданию иконостаса, необходимо изучить архитектуру, историю и стиль того храма, куда планируется его поместить. Он должен быть соразмерен масштабам и пропорциям храма и соответствовать его общей стилистике. В древние времена проектированием иконостаса занимались специальные церковные архитекторы. В настоящее время данную профессию дополнили современные технологии, позволяющие создавать еще более совершенные проекты.

Иконостас из мрамора "Botticino".

Так, в компании ИСАКИДИС проектированием иконостаса занимаются архитекторы, имеющие церковное образование, и конструкторы, имеющие многолетний опыт работы и специализирующиеся именно на проектировании церковного убранства. А используемая технология 3D моделирования позволяет воссоздать модель будущего проекта, благодаря которой Вы сможете предварительно оценить, какой конечный вид примет церковная работа. После согласования модели, наши специалисты приступают к последующим этапам реализации иконостаса.

Что же касается истории, то первые упоминания иконостаса относят к 4 веку. На тот момент отделять алтарь от остальной части храма начинали различными преградами и завесами. Берет свои истоки иконостас от византийских храмов, где иконостасы создавали из камня. В то время они были представлены в виде сочетания парапетов, колонн и каменных балок, которые получили название "темплон". По центру располагался крест, а по бокам образы Иисуса и Богоматери. Постепенно структура усложнялась и добавлялось количество представленных икон. На Древней Руси храмы в своем убранстве во многом повторяли византийских предшественников. Но зачастую это не всегда представлялось возможным, так как большинство храмов на Руси было деревянными, на стены которых не наносилась никакая роспись, а убранство и роскошь достигались путем увеличения количества образов в иконостасе.Так в начале 17 века от византийских прообразов в 2-3 яруса и появился классический высокий русский иконостас, состоящий из 5 уровней.

Иконостасы 15-17 века имеют простейшее строение и называются тябловыми (походит от русского "тябло", что означает брус, или еще ранее от латинского "табула", что переводится как доска, или от искаженного греческого слова "темплон"). В таких иконостасах иконы размещаются между горизонтальными брусами, которые в свою очередь либо расписываются растительными орнаментами сами, либо закрываются расписными досками. Данные брусы закрепляются в предназначенных для этого углублениях в северной и южной части храма. Это считается самым древним видом иконостаса, убранство которого со временем становилось все более богатым. И уже к 17 веку большинство таких иконостасов имело скульптурные украшения и позолоченную резьбу. Стоит отметить, что изначально церковь не одобряла данного явления. Однако на сегодняшний день особой роскошью отличаются не только иконостасы, но и вся церковная утварь.

Иконостас из известняка.

В процессе таких преобразований возник более сложный вид - резной иконостас, который с 17 века практически полностью сменил тябловые иконостасы. Особенность резного иконостаса в том, что он представляет собой уже достаточно сложную систему горизонтального и вертикального членения, богато украшенного резными элементами, литыми пластинами, лепниной и т.д. По горизонтали размещаются архитравы, междуярусные карнизы, резные фризы. По вертикали располагаются различные колонны, пилястры, полуколонны с резными сложными элементами.

В 17-18 веке свое влияние на убранство иконостаса оказывает стиль борокко, что приводит к еще большему усложнению его декора. Теперь на резьбу в разных техниках наносят позолоту и серебро, чередуют полированные и матовые поверхности, используют цветные лаки для подцветки позолоченных и посеребрянных элементов.

К 19 веку эти техники получили уже повсеместное распространение и к убранству иконостасов добавилось еще украшение фризов драгоценными камнями различного цвета и огранки.


Для классицистического же храма 18-19 века характерно использование одновременно высокого иконостаса и открытого пространства верхней части алтаря. Примечательно, что в данный период иконостас представляет собой архитектурное сооружение в виде триумфальных арок, портиков или имеет вид "храм в храме", при этом характерной особенностью является минималистичное количество икон.

В большинстве своем, иконостасы по структуре имеют несколько рядов (еще их называют ярусы или чины), количество которых зависит от традиционных особенностей региона и категориальности самого храма.

В период 15 века иконостасы имели трехярусную структуру, в 16 веке ярусов было уже 4, а в конце 17 века их количество иногда достигало даже 7 (дальше "этажность" расти перестала). Но все же наибольшее распространение получили конструкционные решения из 5 ярусов.

По своей сути, иконостас олицетворяет собой историю созидания мира и каждый ряд, имеет свое особое название и символическое значение.

Одноярусные иконостасы

1. Первый чин (снизу) называется "местным", с царскими вратами.Получил такое название ввиду расположения на этом уровне икон либо с изображением святых, которые особо почитаются в данной местности, либо символизирующих важный местный праздник.

На этом уровне некоторые иконы присутствуют всегда, в независимости от храма.

С правой стороны от Царских врат обязательно располагается икона Спасителя, а с левой - образ Богородицы.Расположение это не случайное и олицетворяет собой встречу каждого Христосом и Девой Марией пред вратами и сопровождение в Царство Небесное.На самих вратах изображают образ 4-х евангелистов (Матвей, Марк, Лука и Иоан) и сюжет Благовещения. Над вратами сверху второго ряда располагается "Тайная вечеря".

Икона с правой стороны от Спасителя называется "храмовой иконой" и изображается на ней святой или событие, которому посвящено возведение данной церкви. С левой стороны от Богоматери размещают "икону местного ряда" с образом святого, особо чтимого в данном регионе.

На южных дверях (справа от молящегося) и северных (слева) чаще всего изображены архангелы Михаил и Гавриил или архидиаконы Стефан и Лаврентий соответственно, но иногда используют и другие вариации.

Все остальные образы в местном ряду занимают святые, высоко почитаемые в этой местности.

Одноуровневый иконостас относят к византийскому стилю и устанавливают сегодня обычно в небольших церквях либо при необходимости сделать алтарную преграду частью пространства храма, не преграждая обзор росписи самого алтаря.

Двухярусные иконостасы

2. Второй чин располагается над местным и называется "праздничным". Состоит этот уровень из 12 праздников (Вознесение, Рождество, Преображение и другие значимые с точки зрения Церкви события). А в центре всей композиции этого уровня находится икона "Тайная вечеря".

Примечательно, что в более ранние периоды этот уровень находился выше Деисуса, на третьем уровне, но позже его сместили ниже, чтобы прихожане смогли лучше изучить праздничные иконы.

Двухярусные иконостасы также как и одноярусные, создаются по византийскому образцу. Их возведение часто обусловлено архитектурными особенностями храма. Например, когда возникает необходимость подчеркнуть полукупол апсиды алтаря.

Трехярусные иконостасы

3.Третий чин считается самым важным, центральным и носит название "Деисус". В центральной части этого ряда размещается икона "Спас в силах", изображающая Иисуса в качестве судьи, а (по бокам пророки) с двух сторон отображены святые, которые обращаются к Христу с молитвами.Именно поэтому этот ярус и носит такое название, происходящее от греческого "деисис", что означает "Моление".

Трехуровневый иконостас достаточно распространен (по сравнению с одно- и двухуровневым) и также как и предыдущие два вида создается по прототипу византийского образца. За счет своей высоты органически вписывается в храмовое пространство, воссоздавая единую композицию с настенными фресками.

Четырехярусные иконостасы

4. Четвертый чин называется "пророческим". В то время как третий ряд своими иконами относит верующих к Новому Завету, то этот ярус переносит во времена Ветхого Завета, когда пророками было предсказано рождение Христа. В центральной части изображается Богоматерь с младенцем на троне, а по бокам размещаются пророки.

Четырехуровневый иконостас появился впервые на Руси, когда было принято считать, что всю церковную историю было бы уместно отображать на сооружении, которое будет отделять алтарь от всей остальной части храма.

Пятиярусные иконостасы

5. Пятый чин носит название "праотческого" и отсылает верующих к еще более давним событиям. На этом уровне по бокам отображают праотцов - от Адама до Моисея. В центральной части изображают "Ветхозаветную Троицу", символизирующую предвечный совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога во имя искупления греховного падения человека. Венчает иконостас изображение распятия.

Пятиярусный иконостас относят к классическому высокому русскому иконостасу, который является наиболее распространенной вариацией выделения алтаря от остальной части церкви на сегодняшний день. Такой вид иконостаса позволяет реализовать концепцию "храм в храме", когда сам иконостас выступает в роли отдельного храма, в которое заключается святое место.

Шестиярусные и семиярусные иконостасы

6-7. Иногда над праотческим рядом размещают шестой и седьмой чин, которые называют "страстными". Шестой ярус посвящают Страстям Христовым, на котором изображаются муки Иисуса в течение недели перед распятием и Воскресением. Седьмой ярус посвящают Страстям апостольским.

В любом случае, какой бы иконостас Вы не выбрали, для реализации проекта на высоком уровне необходима профессиональная работа настоящих специалистов. Компания "Исакидис" предлагает изготовить иконостасы для храма из природного камня. На основании эскизного проекта архитекторы "Исакидис" разрабатывают рабочие чертежи, а художники прорабатывают оформление иконостаса. В процессе проектирования активно используются компьютерное моделирование и 3D-технологии. Современное высокоточное итальянское оборудование дает возможность воплотить в реальность сложнейшие изделия.

Вы можете выбрать в нашем каталоге камня любой понравившийся материал и заказать проект. Обратившись в компанию ИСАКИДИС Вам больше не о чем беспокоиться - все остальное за Вас сделают наши специалисты.

Инкрустация иконостаса

По желанию заказчика любая модель может быть украшена полудрагоценными и драгоценными камнями. Например, иконостасы из мрамора, изящны и неповторимы, и обладают особой одухотворенностью - ведь над созданием камня трудилась сама природа. Натуральный мрамор с его необычным узором предоставляет широчайшую палитру выбора и придает готовому изделию индивидуальность и величие. А украшение полудрагоценными и драгоценными камнями позволяет придать по-настоящему роскошный вид.

Иконостас в храме

Иконостас - (греч. eikonostasion, от eikon - «изображение, образ» и stasis - «место стояния») - алтарная перегородка, отделяющая Святая Святых от остального храма. Иконостас прошел долгий путь становления, прежде чем предстал перед нами в своем законченном, привычном виде. Как правило, в иконостас включается несколько рядов икон, каждый из которых имеет свое символическое значение и занимает особое место.

В православных церквях иконостас – центральная часть храма.

Как выбрать

В данной рубрике представлен широкий выбор готовых работ нашего производителя различной отделки: от аскетичных до богатых вариантов. Можно выбрать и купить иконостас по готовому, т.н. "типовому" проекту. Также Вы можете заказать иконостас для Вашего храма , обсудив с консультантом все индивидуальные пожелания.

Все вопросы, связанные с ценами на изготовление иконостаса , подходящего по размеру для Вашего храма, Вы можете задать нашему консультанту по иконостасам:

Екатерина, моб. +7-920-737-03-37.

Если время не рабочее, то пишите к нам на почту: .

Выбор стиля и материала для изготовления иконостаса на заказ - дело тонкое и сложное, поскольку иконостас является центром любого храма, он должен вписываться как в архитектурный стиль храма, так и в общий интерьер. Индивидуальна каждая церковь – неповторим и иконостас в ней.

Символика

Иконостас в православном храме рассказывает всю историю православного учения – от пророчеств о Рождении Сына Божьего, до Его Распятия и Воскресения. Кроме того, это преграда, отделяющая алтарь от церкви, символизирует границу между земным и небесным. Но и порядок построения рядов в иконостасе глубоко символичен. Он отражает иерархию небесную, а Врата Царские являются прообразом входа в Рай.

Материалы изготовления, виды отделки и вставки

Изготовить и купить иконостас для храма можно из самых разнообразных материалов: из дерева, мрамора, керамики, металла и даже стеклопластика. Но деревянные иконостасы являются наиболее распространенными. Дерево – натуральный, экологически чистый материал. Для иконостасов отбирается лес высшего качества, без изъянов. При правильной заготовке дерева для изготовления иконостаса, срок его службы будет очень долгим.

Отделка иконостасов, как и материалы для их изготовления крайне разнообразна:

  • резьба. Витые орнаменты, созданные в технике резьбы, украшают множество иконостасов в православных храмах;
  • серебрение, золочение необычайно украшает иконостас, делает его сверкающим и торжественным;
  • эмаль. Такая отделка, несмотря на внешнюю хрупкость материала, крепка и долговечна, кроме того, не требует особого ухода;
  • басма. Часто используется при украшении иконостасов, поскольку такая техника позволяет выполнить сложный орнамент и легко повторить его для других деталей.