Богоматерь на троне Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в. Божья матерь иконы все образы

Богородица с Младенцем, ангелами и святыми

Константинопольский мастер (?), VI век (?).
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска, 68,5 × 49,7 см.

Богородица восседает на украшенном жемчугом и драгоценными камнями троне, в центре ниши-экседры. На ней туника, мафорий из синего пурпура и красные туфли. На руках она держит Младенца, облаченного в тунику и плащ цвета светлой охры с золотым ассистом. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток. По сторонам от Богородицы стоят двое святых в туниках с пурпурной каймой, хламидах и таблионах. Их ноги, в белых чулках и черной обуви, отбрасывают на землю тень. У каждого в правой руке - крест как знак мученичества. В стоящем слева святом, с остроконечной бородой, видят Феодора Стратилата, в стоящем справа - скорее всего св. Георгия. За троном, облаченные в белое, ангелы созерцают десницу Божию, изливающую на Богородицу свет.

Доски иконы со временем сильно выгнулись, и образовалась вертикальная трещина. Однако живописный слой в целом хорошо сохранился, за исключением некоторых осыпавшихся фрагментов (нога и волосы святого справа, переписанные в Новое время).

Высочайшего качества икона приписывается константинопольскому мастеру VI века.

Чтобы изобразить различные уровни реальности художник воспользовался специфическими стилистическими приемами. Естественность движений и пронизанная светом легкость письма, особенно заметная в ликах ангелов, передает бестелесность, неуловимость, светоносность и воздушность божественных посланников. Богородица и Спаситель также изображены с большой свободой. Колени Девы Марии слегка повернуты влево, а взгляд - вправо, мимо зрителя, что подчеркивает отдаленность ее от земного пространства. У Младенца типично по-детски сложены ножки. Образы святых, которые по идее должны быть ближе к человеческой реальности, характеризует отрешенность: строго фронтально, неподвижно, словно колонны, они стоят справа и слева от Девы Марии, их лики не выражают никаких эмоций, фигуры, исполненные Духа Святого, абсолютно бестелесны. Но именно они обращаются к зрителю магнетическим взгядом огромных, широко раскрытых глаз. Они - врата, распахнутые в небеса, передающие Христу и Богоматери молитву верующих. Младенец тоже смотрит на зрителя. Его фигура - композиционный и смысловой центр иконы, являющий собой истину Боговоплощения.

Тип Богоматери, строго фронтально восседающей на престоле, с Младенцем, расположенным по центральной оси, появился в римских катакомбах III–IV веков и был первым типом моленного образа Богородицы. Еще раньше, в первые века христианства, когда традиция иконопочитания только складывалась, Богоматерь со Спасителем не изображались на отдельной иконе, а представали участниками сцены Поклонения волхвов. Византия унаследовала образ сидящей на престоле Богородицы и придала ему монументальное звучание в мозаиках, украшающих апсиды храмов (Илл. 1). «В торжественной фронтальной позе, одетая в пурпур, как императрица, с покрытой головой, как монахиня, держит Она на руках благословляющего младенца. Царские и монашеские черты собираются воедино в идеале выдержанности, строгости, самообладания» (С. С. Аверинцев).

Тип иконы Богоматери, восседающей на престоле в окружении предстоящих (святых или ангелов), был перенят русскими иконописцами и мастерами храмовой росписи и получил наименование Печерского. В русской иконографии известна Печерская Богоматерь XIII века, где Младенец благословляет обеими руками, из Киево-Печерского монастыря (Илл. 2). Также в XIII веке на Руси появился тип поясной Одигитрии, которому было суждено в многочисленных изводах стать наиболее любимым и распространенным типом богородичной иконы.

Печерский тип иконы Богородицы не получил такого широкого распространения на Руси, как различные изводы поясной Одигитрии, где нежность, мягкость и любовь, нежное взаимное склонение или соприкосновение ликов Матери и Младенца («Умиление», например) доминируют над «идеалом выдержанности и строгости». Изображение Богородицы - Царицы на троне сделалось в России не сугубо распространенным, а, скорее, появляющимся лишь эпизодически.

Однако в монументальном церковном искусстве изображение Богоматери на престоле в апсиде храма было вполне традиционным - достаточно вспомнить, что Дионисий дважды воспользовался этим мотивом в росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Илл. 3). Не в последнюю очередь это связано с тем, что именно тогда Великий князь московский был назван Государем и Самодержцем всея Руси, сформулирована идея «третьего Рима» и дух торжественной репрезентативности, «государственности» явился требованием времени. «Как бы высоко не расценивать Дионисия и его последователей, в их произведениях уже нет той глубины и непосредственности чувства, которые отличали Андрея Рублева и мастеров его круга», - писал в связи с этим В. Н. Лазарев.

Второе рождение образа «тронной Богоматери» пришлось на время правления российских императриц, в эпоху русского барокко, и явилось в оболочке обмирщенного искусства. Здесь Богоматерь получила символы земной царской власти - скипетр и державу, исчезли предстоящие. Появились все иконографические признаки иконы, которая через сто лет получила имя «Державной». Они были, возможно, еще не совсем устойчивы. Так, в палехской иконе середины XIX века (очень красивой, соединяющей в себе ювелирную тонкость письма, цельный колорит, углубленно трактованные лики и трогательный палехский эклектизм) в деснице Богоматери отсутствует держава (Илл. 4).

Порой, в стремлении польстить не только власти, но и личности властительницы, художник придавал лику портретные черты государыни (императрицы Елизаветы Петровны на иконе А. И. Бельского) (Илл. 5). Порой этот иконописный тип был поводом создать декоративный образ - нарядный, написанный яркими красками в народном вкусе, с необыкновенно сильным, «супрематическим» движением линий и форм (Илл. 6). Порой барочные формы, царская пышность регалий и одежд, наивность народного вкуса изографа соединялись в причудливый, почти фантастический букет (Илл. 7). Но не такова явленная в день отречения Государя Державная.

Она датируется концом XVIII в., выдержана в барочной стилистике (Илл. 8, 9). В письме нет и следа гладкописи и украшательства. Она написана широко и вдохновенно. Барочная традиция сказывается в сильном движении складок одежд, в динамическом положении фигур. Композиция иконы лишена благополучной уравновешенности, она, скорее, дерзновенна. Необычно большую часть вытянутой по вертикали иконной доски занимает изображение Бога Отца, что придает оттенок смирения общему царственно-торжественному облику Богоматери.

Явление иконы, ознаменованное чудотворениями, вызвало волну народного почитания, повлекшего за собой изготовление многочисленных списков. В стилистическом отношении они были многоразличны - древнерусские, XVII век, модерн с васнецовскими чертами (Илл. 10), низовой псевдоакадемизм, палехские стилизации и другое. Обращает на себя внимание тот факт, что художники, придерживаясь иконографии образца, очень редко следовали пластическому характеру оригинала (Илл. 11).

Сейчас, когда закончилось музейное заточение иконы, снова пишется много списков с нее. И снова мы видим, что стиль явленной иконы не воспроизводится, будучи заменен обращением к древнерусской традиции (Илл. 12). Конечно, список иконы - это не академическая копия. Как писал о. Сергий Булгаков, «что касается религиозного содержания той или иной иконы, то уже история свидетельствует, что в церкви существует своеобразная жизнь иконы. В этой жизни одни темы или изводы икон известного содержания выходят на поверхность, другие выходят из употребления, но, во всяком случае, возможное содержание иконы никогда не может считаться исчерпанным или не допускающим изменения или приращения».


Список 1918 г.

Современный список

Список первой четверти XX в.
Однако древнерусский стиль, почти исключительно употребляемый в последних списках, как мне кажется, не очень соответствует данному образу. Даже символы царской власти - скипетр (вошел в состав царских регалий при венчании на царство Феодора Иоанновича в 1584 г.) и держава (с 1698 г. при Борисе Годунове) - выглядят анахронизмом в иконах «под XV век». Но это второстепенное соображение. Главное состоит в том, что явленная Державная отличается большой свободой, темпом, открытостью письма и игнорировать эти качества, заменяя их школьной сухостью, - значит лишать новые списки иконы чего-то очень важного.

О первоначальном колорите иконы сейчас трудно судить, но тот ее вид, в котором она была обретена в подвальном помещении храма, - почерневшей, словно утонувшей в грозовых тучах, - красноречиво свидетельствует о крае гибели, перед которым оказалась Россия. Икона была отреставрирована в соответствии с повелением «сделать икону красной», полученном крестьянкой Евдокией Ивановной Андриановой во сне, и отличается хорошо выдержанным теплым колоритом с акцентом на пурпуре царских одежд. В киоте, при мерцающем свете лампад и свечей, она живет таинственной церковной жизнью, кажется, что лик Богородицы меняет свое выражение (Илл. 8).

Фигура Богоматери расположена строго фронтально, а фигура Богомладенца с благословляющей десницей имеет диагональное и винтообразное, характерно барочное движение. Лик Богоматери полон внутренней жизни - конечно, это не земная страстность, но все же в нем видятся и властная строгость, и материнская тревога о заблудших и страдающих. Думается, что именно это сочетание иконной бесстрастности со скрытым драматизмом (и, конечно, обстоятельства чудесного обретения) сделали икону объектом широкого поклонения.

Говорят, что икона является святыней монархистов. Что же, смысл каждой иконы, а тем более такой выдающейся, как явленная Державная, семантически чрезвычайно многослоен, и идеи царской власти, боли за Россию, надежды на возрождение нашего Отечества, безусловно, пронизывают образ. Считается, что скипетр и держава в руках Богоматери получили новое значение - Она держит их до того времени, как явится православный царь, который, подаровании его России, должен принять от Нее эти регалии. Икона по своему характеру не домашняя, не келейная. Это, по существу, монументальный стенописный образ, предназначенный для соборного поклонения. Он как бы сошел со стены храма для того, чтобы участвовать в грандиозных крестных ходах. Но «монархический» - только один из смысловых уровней, и православным почитателям святых икон надлежит не забывать о христоцентричности нашей веры, о Богоматери, указующей на Путь, Истину и Жизнь, и о том, что Она наше первое упование после Христа.

Уже недалеко то время, когда мы будем отмечать столетие со дня обретения Державной.

Наверное, за эти годы возникнут новые списки почитаемого образа. Хочется надеяться, что соборными усилиями возникнут иконы, которые следовали бы духу, а где нужно, и букве явленного образа. Это сложная задача, над которой, однако, интересно и ответственно было бы потрудиться.

Хочу завершить эти заметки несколькими профессиональными соображениями, которыми я руководствовалась бы при написании образа Державной Богоматери:
1. В композиции
Как сообщает «Православная энциклопедия», низ доски (с изображением стоп Богоматери) был спилен приблизительно на 20 см вследствие плохого состоянии основы ко времени обретения. Учитывая это, надо писать или поколенный, или ростовой образ, поскольку срез на уровне стоп не одобряется (и недаром) всеми теоретиками композиции.

2. В рисунке
Лики и фигуры Богородицы и Богомладенца на подлиннике иконы своим выражением и глубиной содержания вдохновляют на то, чтобы очень внимательно им следовать. Вместе с тем стилистику барокко, сказавшуюся в сильном движении фигур и экспрессии мазка, можно несколько смягчить и успокоить (в духе афонской иконописи), в той мере, в какой барочная стилистика явилась данью времени, когда икона создавалась. Но некоторые элементы стиля оригинала необходимо оставить в неприкосновенности, поскольку они «работают на образ» своим драматизмом и открытостью выражения.

3. В живописи
В цветовом строе иконы можно было бы соединить колорит образа, каким он был во время обретения, с его нынешним, поновленным и расчищенным вариантом. На пурпуре царских одежд сделать сильный акцент. Фон - темно-золотистые грозовые облака, как на некоторых афонских иконах. Просвет в тучах - светлый и сияющий, выражающий надежду.

«Мы благодарим Матерь Божию за Ее предстательство, за Ее власть над нами, за то, что Она не лишила нас этой власти, что Она сохранила нашу церковно-государственную традицию, хранит и укрепляет постоянно. И мы будем просить Ее о том, чтобы Она и впредь в каждом из нас укрепляла чувство подданности Царю Небесному, послушание Его святой воле, благой и совершенной, чтобы Она помогала нам в нашей жизни преодолевать то разделение, то непослушание, тот развал, которые мы видим в себе и вокруг.»

(Священник Николай Булгаков, настоятель храма во имя иконы Державной Божией Матери в г. Жуковском).

Марина Жукова. Ноябрь 2010 г.

Литература
Протоиерей Сергий Булгаков. Икона и иконопочитание. М., 1996.
В. Н. Лазарев. История византийской живописи. М., 1986.
В. Н. Лазарев. Русская иконопись. М., 1983.
Христианство: словарь. М., 1990.
Ю. Г. Бобров. Основы иконографии древнерусской живописи. М., 1995.

Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название - «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Символизм заключается в том, что Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца, вся Ее поза показывает строгость, выдержанность и самообладание. Трон в данном типе икон как нельзя лучше символизирует царственное величие Божией Матери.

Происхождение основных типов образов Богоматери, которая ровно восседает на троне и держит Младенца на коленях, относятся еще к III-IV векам. Это первый тип моленного образа Богоматери. Он появился в катакомбах Присцилы, где изображена сидя женщина, держащая голого младенцем на руках. Данное изображение и интерпретируется как образ Богородицы. Первый раз в христианском искусстве в церкви Санта-Мария Маджоре, что находится в Риме, это изображение появилось в алтарной части храма.

Русские иконописцы и мастера церковной росписи переняли тип иконы Богоматери с Младенцем на престоле и стали изображать их в окружении святых или ангелов. Однако, данный тип не сильно прижился в России и встретить его можно было не стихийно, а местами, эпизодически.

В церковном искусстве наоборот, - традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма. Дионисий использовал данный мотив для украшения храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Связывают это в духом времени, когда Великого князя московского провозгласили Государем и Самодержавцем всея Руси.

Второй виток в своем развитии образ Богородицы на престоле получил во время правления императриц в России, во время эпохи русского барокко. Скипетр и держава, как символ земной царской власти, появились на иконе, но исчезли предстоящие (ангелы и святые). Начали появляться иконографические признаки той иконы, которая спустя сто лет получила название «Державной» и считается одной из самых известных икон данного типа.

Другая, не менее известная икона – «Всецарица». Она была написана в 12 веке, почти 200 лет хранилась на Афоне, в Ватопедском монастыре. Христиане стали замечать, что после молитвы перед этой иконой, случаются исцеления от онкологических заболеваний, поэтому данная икона считается чудотворной.
Существует предание – перед иконой Богородице «Всецарица» появился молодой человек и стал что-то непонятное бормотать. Лицо Богородицы в какой-то миг лицо Богоматери блеснуло, на подобии молнии, и молодой человек отлетел от иконы и пал на землю. Когда он пришел в себя, то исповедался и рассказал, что занимался магией, был далек от церкви и Бога, а в монастырь пришел, чтобы испытать свою силы на иконах. Произосшедший с ним случай, убедил парня измениться, поменять всю свою жизнь – он остался на Святой Горе и постригся в монахи. Это было первое проявление иконой своей силы.
Впоследствии стали замечать, что икона исцеляет от злокачественных опухолей, поэтому к ней ходят с просьбами и мольбами об исцелении.

"Всецарица" знают во всем мире как целительницу онкологических заболеваний. Молитвы к Богородице помогают не только от рака, но и от от других смертельно опасных болезней. Родители молятся Богоматери о своих детях, которые отравляют себя алкоголем и табаком. Тем, кто хочется получить защиту от всякого волшебства и чар, тоже может помочь Всецарица. Акафист и молитва к ней, освященная вода и масло, при должном уровне веры в исцеление творят настоящие чудеса, которые во множестве зафиксированы в летописях храмов.

Варианты иконы «Всецарица»

Есть несколько вариантов этого образа Богородицы. Необходимо понимать, что, подойдя к иконе, мы просим помощи не у нее, а у самой Богородицы. Не забывайте, что именно к ней идет молитва. Всецарица слышит обращения всех просящих и отвечает на них.

Образ Божьей Матери, восседающей на троне с Младенцем в левой руке, в иконографии известен давно. На стенах Вифийского монастыря Богородицы «Всецарицы» (Пантовасилиссы) постройки XVIII века до настоящего времени остаются фрагменты фресок Триглийской иконы.

Еще известен образ Всецарицы (Пантанассы), который был подарен в XV веке царевной Марией Палеологиной, супругой молдавского правителя Стефана Великого, монастырю Григориат на Святомострове Афон. Такой образ именуется Григориатским. Эта икона несколько раз оставалась невредимой при нескольких пожарах, даже если все остальное сгорало дотла. Всецарица, молитва к которой ежедневно звучит до наших дней, щедро наделяет своей благодатью эти места.

Есть икона, на которой Христос не благословляющий, как обычно изображается на иконах со Святой Богородицей. Это Симонопетрская икона Пресвятой Богородицы (Пантократорисса), которая была написана в 1530 году и подарена Симонопетрскому монастырю на Святом острове Афон митрополитом Афанасием. из Никеи. На этой иконе также изображена Всецарица на троне с Младенцем с двумя ангелами за ней.
Еще один вариант чудотворной иконы, которой посвящена эта статья, имеет название ватопедская Всецарица, или Пантанасса. Образ Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, сидящей на троне, окруженном ангелами, почитается очень давно. Наиболее ранние изображения встречаются в VII веке, когда самым доступным лекарством от болезней была молитва. Всецарица - это чаще всего это небольшого размера икона. Но насколько благодатно изображение Богородицы на ней!

Описание иконы

Чудотворная икона Божьей Матери, написанная примерно в XVII веке, находится на Святом острове Афон, в соборном храме Ватопедского монастыря, с левой стороны от Царских ворот. На иконе изображен царский трон, на котором в багряном одеянии сидит Пречистая Дева с Младенцем на руках. У маленького Иисуса в левой руке находится свиток, а пальцы правой сложены в жесте благословления. Богородица правой рукой указывает на Своего Младенца Сына как на Спасителя людей. Позади трона стоят двое ангелов, благоговейно осеняющие крыльями Пречистую Деву.

Икону относят к иконографическому типа Панахранта. Если перевести с греческого это название, мы получим значения «Пречистая», «Пренепорочная». Такой тип икон Богородицы еще имеет название «Всемилостивая». Общего у них то, что Богородица с Иисусом на коленях изображается сидящей на престоле или троне, что символизирует величие и славу царственной Богоматери, самой совершенной из всех, кто родился на земле. Поэтому молитва Всецарице об исцелении часто помогает тем, кто с усердием прибегает к помощи Божьей Матери.

Предание об иконе «Всецарица»

Старец Иосиф Исихаст, очень известный на Афоне, в XX веке благословлял своих учеников образом Пантанассы. Он же и рассказывал самое древнее предание об этом образе.

Однажды перед иконой остановился что-то невнятно бормочущий про себя странный юноша. Пока он стоял перед ней, лик Богородицы засиял дивным светом, и невидимой силой этот человек был брошен на пол. Когда со страхом он выбежал на улицу, то в слезах признался старцам в том, что занимался волшебством и магией, проводил жизнь во грехе. Таким способом Богородица явила силу своего образа, наставила юношу на путь покаяния и отвратила от нечестивой жизни. После такого чудотворного вмешательства Богородицы этот юноша изменил свою жизнь и остался жить на Афоне. Так спасла его душу Всецарица, икона Божией Матери. Молитва к ней помогает избавиться от всяческих волшебных чар. К этому образу прибегают за защитой от магов и экстрасенсов.

Что за болезнь - рак?

Заболевание раком имеет древнейшую историю. Само название болезни - «карциома» - дал Гиппократ. Образованный из двух греческих слов «опухоль» и «краб», недуг получил такое название из-за того, что опухоль внешне напоминает краба.

Первые заболевания раком описаны еще у египтян в 1600 году до нашей эры. В папирусе тех времен дано описание нескольких форм этой болезни и уточняется, что от нее не существует лечения.

А в первом веке до нашей эры римский врач А. Цельс предложил удалять опухоль на ранних стадиях, а на поздних - не лечить вообще.

За эти века ученые и врачи так и не смогли найти пути лечения этой страшной болезни, которая поражает все больше людей по всему миру. Как и в давние времена, всем заболевшим онкологическими заболеваниями остается уповать только на чудо. Надо признать, что практически все известные случаи чудесных исцелений связаны с молитвами к Спасителю и Богородице. То, что молитва Всецарице при онкологии действенна, доказывается многими чудесными случаями исцелений.

Исцеляющая икона

После первого проявления в XVII веке такой чудотворной силы образа Божьей Матери люди стали примечать и то, что чудотворное изображение оказывает благотворное действие на страдающих болезненными опухолями, и даже злокачественными. Все чаще возносилась молитва Всецарице об исцелении, все больше точных списков, сделанных с этой чудотворной иконы, разлетелись по обителям. С тех давних пор эту икону почитают по всему миру как избавительницу от онкологических заболеваний. В наши дни образ Богородицы «Всецарица» своей благодатью может исцелять одну из самых страшных болезней в истории человечества.

Первое чудо в России

Маленькая девочка, которая проходила лечение в московском онкологическом центре, осенью 1991 года обратила внимание на то, что от бумажного изображения Богородицы на больничной стене исходит необычный свет. Она рассказала об этом взрослым, но они приняли это за детские фантазии. В течение короткого времени такое свечение увидели и другие дети. А девочка, которая первая увидела свет, пошла на поправку, ее болезнь неожиданно стала отступать. Когда об этом узнали родители маленьких пациентов онкологического учреждения, то построили небольшую часовню в честь иконы Божией матери Всецарица. Даже самый маленький ребенок поверил в то, что его исцелит молитва. «Всецарица», простая картинка на обычной бумаге, щедро давала исцеления всем верящим ей.

Икона в Общине милосердия

В России один из списков с афонской чудотворной иконы был сделан в 1995 году с благословления архимандрита Ефрема, когда Община милосердия святого Иоанна Кронштадтского при центре по лечению детских онкологических заболеваний, который находится на Каширском шоссе, попросила дать возможность больным детям исцелиться. Так, в центре был передан несчастным детям список этой иконы, написанной с соблюдением канона, торжественными богослужениями и молитвенными предстояниями.

Как много чудес сотворила в этом центре наивная детская молитва! Всецарица, несомненно, ответила на нее. Состояние детей значительно улучшилось, причем это никак не объяснить только применением лекарственных препаратов.

Прошло несколько месяцев, и перед праздником Рождества Пресвятой Богородицы эта икона неожиданно замироточила. Появилось всего несколько капель, но их невероятное благоухание наполнило все помещения вокруг. Мироточение повторилось на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первое чудо исцеления, которое произошло в России, - исцеление юноши, наркомана с многолетним стажем. После этого случая молитва Всецарице звучит из уст родителей за своих чад, пристрастившихся к наркотикам и алкоголю.

Икона в Храме Всех Святых

Весть о чудотворной иконе разнеслась по Москве со скоростью молнии. Чтобы большое количество паломников не было в тягость больным детям, икона была перенесена в Храм Всех Святых, принадлежащий бывшему Ново-Алексеевскому монастырю. Он находится недалеко от м. «Красносельская», в Красносельстком переулке. Тем не менее, Образ Пресвятой Богородице часто привозят в онкологический центр для проведения служб и молебнов.

Летопись чудесных исцелений храма Всех Святых

Через некоторое время был написан церковно-славянский вариант акафиста Божьей Матери в честь ее образа «Всецарица», который имел некоторые отличия от греческого варианта. По воскресеньям в Храме Всех Святых в 15.00 и 16.30 проходит молебен, читается акафист Всецарице и молитва от рака. После молебна происходит помазание всех страждущих освященным маслом.

Летопись, которая ведется в храме, пополняется все новыми и новыми записями, свидетельствующими о чудесной помощи всем тем, кто уже отчаялся получить исцеление от земных врачей. Здесь содержатся записи о младенцах и стариках, о мужчинах и женщинах, об исцелении самых поздних стадий заболевания раком и многие другие. Получившие исцеление люди, которым молитва Всецарице вернула здоровье или жизнь, не только записывают свои истории чудесного выздоровления, но и несут всевозможные дары этой святыне.

Список Новоспасского монастыря

В наши дни список образа Пантанессы, который находится в храме Всех Святых в населенном пункте Красное село, является не единственным в России чудотворным. Акафист Всецарице и молитва от рака еще читаются в Москве, на Крестьянской площади, д. 10 (ст.м. «Пролетарская»), в Новоспасском монастыре, где с 1997 года есть еще один чудотворный список этой исцеляющей иконы. Он был специально создан в Ватопедском монастыре и доставлен в Россию. Он тоже является чудотворным и миротичивым. Здесь также ведется летопись с записями исцелений людей, которым молитва Богородице Всецарице вернула жизнь и здоровье, и с записями чудотворений, происходящих от этой святыни. Перед этим образом Богородицы ежедневно совершаются молебные пения, а по воскресным дням служатся молебны с водоосвящением. Многочисленные приношения от исцеленных свидетельствуют о большом количестве случаев исцелений, которые явились практически сразу после того как была прочитана молитва Божьей Матери Всецарица у этого образа.

Серпуховский список иконы

Чудотворный список этого образа есть и в Серпуховском Владычном женском монастыре в Московской области. За то время, пока он там находится, икона мироточила свыше 30 раз. Есть свидетельства о двух случаях исцеления от онкологических болезней. Молитва Всецарице от рака и акафист Божьей Матери читаются в обители ежедневно. Во время служб поминаются имена людей, которые страдают различными недугами. Множество паломников приезжают в обитель с верой и надеждой на то, что им поможет молитва. «Всецарица» считается одной из самых сильных икон в мире, исцеляющих онкологических больных. Божья Матерь являет через образа Свою неизреченную благодать и любовь, подает Свое чудо исцеления всем, кто с верой и любовью просит пред Ее прославленным образом.

Молитва Всецарице при онкологии

Кто только ни приходит к образу Богородицы! Как только появились новости о выздоровлении онкологических больных, которые потеряли всякую надежду на исцеление, к иконам Божьей Матери стали стремиться все страдающие такими тяжелыми заболеваниями, которые современная медицина пока не имеет возможности вылечить. Сильная молитва Всецарице от рака помогает даже на последних стадиях, отводит беду от тех, у кого рак только подозревают. После усердных молитв диагнозы часто чудесным образом меняются в лучшую сторону.

Молитва Всецарице при онкологии сильна перед любым ее изображением, будь то маленькая распечатанная бумажка, иконка в домашнем иконостасе или большая икона в большом храме. Милостивая Божья Матерь всегда услышит просьбу о помощи.

Богоматерь изображена как Царица небесная на драгоценно украшенном троне с высокой спинкой и широким подножием. Она облачена в пурпурное одеяние и темно-красные сапожки, недвусмысленно указывающие на высшее императорское достоинство. Двумя руками она поддерживает на своих коленях младенца Христа в темно-желтых (золотых) хитоне и гиматии. Отставленной правой ручкой младенец благословляет, в левой держит свернутый свиток, напоминающий, что перед нами не просто беспомощный младенец, но воплощенный «Логос» - Второе лицо Святой Троицы. Об этом же говорит и взрослый облик высоколобого ребенка, большая голова которого контрастирует с маленькой фигуркой младенца.

За троном Богоматери в архитектурно оформленной пространственной нише показаны два ангела в белых одеяниях, держащие в правых руках золотые жезлы - известный еще в античной иконографии символ власти. Ангелы выступают как стража царственной Богоматери, одновременно указывая на небесную природу явленной сцены. Их взгляды обращены вверх, где изображена спускающаяся с небес рука, от которой на Богоматерь с младенцем нисходит широкий поток света. Ангелы как бы отстраняются в изумлении при созерцании этого великого чуда. Иконографический мотив «Руки Божией» с раннехристианского времени символизировал невидимого триединого Бога. Направленный поток света напоминал, что Воплощение предвечно рожденного Сына, выраженное образом Богоматери с младенцем, является деянием всей Святой Троицы, осуществляющей Домостроительство спасения.

Трон Богоматери фланкирован двумя изображениями святых, держащих в правых руках золотые кресты как знак мученической смерти и небесной награды. Они облачены в богато орнаментированные хитоны и плащи с застежкой на правом плече, так называемые хламиды. Со стороны груди и со спины плащи украшены таблионами - прямоугольными вышитыми вставками, указывающими на принадлежность к высшим придворным чинам. В этих мучениках видят изображения святых воинов Георгия и Феодора. Основанием служит лишь сходство лиц, однако такое же сходство можно отметить и в изображениях многих других святых. Кроме того, отсутствует обычное для данных святых воинское облачение, что заставляет усомниться в этом давно ставшем общепринятым мнении. Совсем необязательно, что были изображены самые известные святые. Выбор двух из многих известных мучеников был, скорее всего, определен индивидуальными предпочтениями заказчика иконы , пожелавшего отметить соименных или специально почитаемых святых, которым, по аналогии с императорским церемониалом, отведена роль почетной стражи Богоматери с царственным младенцем.

В целом иконография синайской иконы представляет на редкость цельный образ иерархии святости: от Св. Троицы, Христа, Богоматери к ангелам и св. мученикам, которые все вместе создают яркую картину Царства Небесного, явленного молящемуся как напоминание о возможности спасения и будущей вечной жизни. Этот многосоставный образ реализован с помощью системы сложных художественных приемов. Так, с точки зрения подражания античным образцам изображения ангелов кажутся прямой цитатой из древнеримских росписей, в образе Богоматери с ее непропорционально крупной головой связь с классической традицией ощущается слабее, а святые мученики трактованы в наиболее условной, уже средневековой манере с застывшим взглядом широко открытых глаз. При этом, напротив, с точки зрения самой живописи фигуры ангелов показаны совершенно бесплотными, полупрозрачными, в изображении Богоматери живопись становится более плотной, приобретая максимальную конкретность и чувственную насыщенность в одеяниях святых мучеников. Таким путем создается драматургия образа и обретается гармония целого, которой способствует настоящая полифония взаимно сбалансированных взглядов и движений.

Внутренняя динамика в изображении Богоматери и младенца, построенная на разнонаправленных поворотах головы и тела, уравновешивается абсолютно неподвижными столпообразными фигурами мучеников. А отклоняющиеся фигуры ангелов на втором плане образуют своего рода пространственную стрелу, указывающую на символический и художественный центр всей иконы - образ Богомладенца.