Псалтырь царя. Псалмы давида для исцеления

10.01.2016 В Неделю по Рождестве Христовом празднуется память святого царя и пророка Давида. Псалмы царя Давида стали источником вдохновения для многих русских поэтов: от Михаила Васильевичи Ломоносова до Сергея Сергеевича Аверинцева.

М. В. Ломоносов

Переложение псалма 1

Блажен, кто к злым в совет не ходит,
Не хочет грешным в след ступать,
И с тем, кто в пагубу приводит,
В согласных мыслях заседать.
Но волю токмо подвергает
Закону божию во всем
И сердцем оный наблюдает
Во всем течении своем.
Как древо, он распространится,
Что близ текущих вод растет,
Плодом своим обогатится,
И лист его не отпадет.
Он узрит следствия поспешны
В незлобивых своих делах,
Но пагубой смятутся грешны,
Как вихрем восхищенный прах.
И так злодеи не восстанут
Пред вышнего творца на суд,
И праведны не воспомянут
В своем соборе их отнюд.
Господь на праведных взирает
И их в пути своем хранит;
От грешных взор свой отвращает
И злобный путь их погубит.

Между 1743 и началом 1751

Переложение псалма 14

Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с тобою населяет
Верьх священный горних мест?
Тот, кто ходит непорочно,
Правду завсегда хранит
И нелестным сердцем точно,
Как языком говорит.
Кто устами льстить не знает,
Ближним не наносит бед,
Хитрых сетей не сплетает,
Чтобы в них увяз сосед.
Презирает всех лукавых,
Хвалит вышнего рабов
И пред ним душею правых,
Держится присяжных слов.
В лихву дать сребро стыдится,
Мзды с невинных не берет.
Кто так жить на свете тщится,
Тот вовеки не падет.

Между 1743 и 1747

Н. М. Языков
Псалом 1

Блажен, кто мудрости высокой
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явен божеский закон:
Он не пойдет в беседу злую,
На путь греха не ступит он.
Ему не нужен пир разврата;
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумный,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть.
Блажен!.. Как древо у потока
Прозрачных, чистых, светлых вод
Стоит, - и тень его широка
Прохладу страннику дает,
И зеленеет величаво
Оно, красуяся плодом,
И своевременно и здраво
Растет и зреет плод на нем!
Таков он, муж боголюбивый;
Всегда, во всех его делах
Ему успех, а злочестивый...
Тот не таков; он словно прах!..
Но злочестивый прав не будет,
Он на суде не устоит,
Зане Господь не лестно судит
И беззаконного казнит.

Псалом 14

Кому, о Господи! доступны
Твои Сионски высоты?
Тому, чьи мысли неподкупны,
Чьи целомудренны мечты;
Кто дел своих ценою злата
Не взвешивал, не продавал,
Не ухищрялся против брата
И на врага не клеветал;
Но верой в бога укреплялся,
Но сердцем чистым и живым
Ему со страхом поклонялся,
С любовью плакал перед ним!
И свят, о боже, твой избранник!
Мечом ли руку ополчит?
Велений господа посланник,
Он исполина сокрушит!
В венце ли он - его народы
Возлюбят правду; весь и град
Взыграют радостью свободы,
И нивы златом закипят!
Возьмет ли арфу - дивной силой
Дух преисполнится его
И, как орел ширококрылый,
Взлетит до неба твоего!

Небеса вещают Божью славу,
Рук Его творенье твердь;
День за днём течёт Его уставу,
Нощи нощь приносит весть.
Не суть речи то, иль гласы лиры,
Не доходит всем чей звон:
Но во все звучит глагол их миры,
В безднах раздаётся тон.
Се чертог горит в зыбях эфира,
Солнце блещет как жених,
Как герой грядёт к победам мира,
Мещет огнь очей своих.
С одного края небес лишь сходит,
Уж сретается в другом. -
Нет вертепов он куда не вводит
Теплоты своим лучом.
Всем закон природы зримый ясный
Может смертным доказать:
Без Творца столь стройный мир, прекрасный
Сей не может пребывать.

А. П. Сумароков
Псалом 143

Благословен творец вселенны,
Которым днесь я ополчен!
Се руки ныне вознесенны,
И дух к победе устремлен:
Вся мысль к тебе надежду правит;
Твоя рука меня прославит.

Защитник слабыя сей груди,
Невидимой своей рукой!
Тобой почтут мои мя люди,
Подверженны под скипетр мой.
Правитель бесконечна века!
Кого Ты помнишь! человека.

Его днесь век, как тень преходит:
Все дни его есть суета.
Как ветер пыль в ничто преводит,
Так гибнет наша красота.
Кого Ты, Творче, вспоминаешь!
Какой Ты прах днесь прославляешь!

О Боже! рцы местам небесным,
Где Твой божественный престол,
Превыше звезд верьхам безвесным,
Да преклонятся в низкий дол;
Спустись: да долы освятятся;
Коснись горам, и воздымятся.

Да све ркнут молни, гром Твой грянет,
И взыдет вихрь из земных недр;
Рази врага, и не восстанет;
Пронзи огнем ревущий ветр;
Смяти его, пустивши стрелы,
И дай покой в мои пределы.

Простри с небес Свою зеницу,
Избавь мя от врагов моих;
Подай мне крепкую десницу,
Изми мя от сынов чужих:
Разрушь бунтующи народы,
И станут брань творящи воды.

Не приклони к их ухо слову:
Дела их гнусны пред Тобой.
Я воспою Тебе песнь нову,
Взнесу до облак голос мой
И восхвалю Тя песнью шумной
В моей Псалтире многострунной,

Дающу области, державу
И царский на главу венец,
Царем спасение и славу,
Премудрый всех судеб Творец!
Ты грозного меча спасаешь,
Даешь победы, низлагаешь.

Как грозд, росою напоенный,
Сыны их в юности своей;
И дщери их преукрашенны,
Подобьем красоты церьквей:
Богаты, славны, благородны;
Стада овец их многоплодны,

Волны в лугах благоуханных,
Во множестве сладчайших трав,
Спокоясь от трудов, им данных,
И весь их скот пасомый здрав:
Нет вопля, слез, и нет печали,
Которы б их не миновали.

О! вы, счастливые народы,
Имущи таковую часть!
Послушны вам земля и воды,
Над всем, что зрите, ваша власть,
Живущие ж по Творчей воле
Еще стократ счастливы боле.

В. В. Капнист
Псалом 2

Почто смущаются языки,
Текут вслед буйства своего?
Земные восстают владыки
На Бога и Христа его.
Рекли: «Заветы их отрынем,
Железны узы разорвем
И, презря власть их, с выи скинем
Несносный, тяжкий их ярем».
Но их безумству посмеется
Живый на небесах, - речет...
И сонм их страхом потрясется,
Господня ярость их сметет.
Я царь, Сиона обладатель,
Творца я волю возвестил.
«Ты сын мой, - рек ко мне создатель, -
Мой сын! я днесь тебя родил.
Проси: тебе я в поднебесной
Языки дам всех стран земных.
Твой скиптр их упасет железный
И, как скудель, сотрет он их».
И ныне, о цари! внемлите,
И миру судии всему!
Творцу со трепетом служите,
Со страхом радуйтесь ему.
Прймите глас святых заветов,
Да гнев его не воскипит
И вас, средь пагубных советов,
путях коварных потребит.
Но он блистает уж громами
Во гневе с трона своего.
Блаженны правые сердцами
надежде твердой на него!

1790-е годы

Ф.Н. Глинка
Песнь Давида

1
Еще заря не загоралась,
А я уж с гуслями стоял;
Душа к молитве порывалась,
И дух мой верою пылал.
2
В словах и воплях благодарных
Кипела песнь в моих устах,
За то, что всех моих коварных
Врагов мой Бог низвергнул в прах.
3
Давно ль душа моя, внезапу,
Попала в стадо диких львов,
И каждый заносил уж лапу
На жертву острых их зубов!..
4
И злоба их дышала зноем
Над зябнущей душой моей:
«Ему, - вопили, - яму роем!»
И что ж? - Увязли сами в ней!!.
5
Так взвейся же до горних сводов,
Песнь благодарная певца,
И внукам возвести народов,
Как нас хранит любовь Творца:
6
Он откликается страданью,
И угнетеннаго судьбой
Покрыв отеческою дланью,
Страдальцу шепчет: «Я с тобой!»..
7
Не гнись же человек несчастной
Перед несчастием земным,
Когда, под дланию всевластной,
Всевластным Богом ты храним!

Псалом 30

Нам крепкий город - есть наш Бог!
Он нас обвел стеной высокой.
Во дни сомнений и тревог,
Тоской проникнутый глубокой,
Когда от бед я изнемог,
Я говорил: «Будь мне твердыней -
И крепким городом мне будь,
Чтоб, жизни сей идя пустыней,
В Тебе с Тобой мне отдохнуть!
Враги, сбираясь, с воплем диким,
Острят ножи, плетут мне сеть,
Но с Именем Твоим великим
Мне ль их, врагов моих, робеть?!»
Разслабленный, подобно тени,
Скитался я и дряхл и хил,
И подо мной тряслись колени, -
Но Ты пришел и исцелил!..
Как жертвенный сосуд разбитый,
Валялся в темном я угле,
Людьми осмеянный, забытый,
Не нужный на Твоей земле.
И вот душа моя шептала,
Когда я гаснул в забытьи:
«Я долго, Господи! страдала,
Яви мне милости Твои!»
И Ты услышал... О! как много
Ты тайных милостей сберег!
И всех, людьми казнимых строго,
Таинственно уводит Бог
В Свою великую ограду;
Там, пред очами их врагов,
Им тайную дает усладу
Его хранящая любовь;
Там, пред лицем Твоим, во свете,
Живут изъятые Тобой,
Как в царском золотом намете,
Как в влаге неба голубой;
А их враги, киша змеями,
Друг друга жалят и язвят,
Вопя: он был уж пойман нами,
Куда ж от нас гонимый взят?! -
О, будьте ж мужественны, братья,
Когда кипит досадой враг:
У Бога есть любви объятья, -
У Бога много тайных благ!

И. П. Тургенев
Псалом 129

Из глубины к Тебе я, Господи, взываю,
И в скорби на Тебя, о Боже! уповаю.
Услыши, Господи, моей молитвы глас,
Когда к Тебе зову, в той самый, Боже, час.
На беззакония когда Ты назираешь,
Кто устоит тогда, Владыко, пред Тобой?
Я гнусен, мерзок я и пред самим собой!
Но Ты, о Боже! чист; Ты грех мой очищаешь.
От стражи утренней до темныя зари,
От темноты ночной до светлыя денницы
Израиль уповай! На Господа ты зри!
И подкрепленья жди от сильныя десницы.
У Господа любовь и милость у Него,
От беззаконий всех избавит Он его.

1797 г.

К. Д. Бальмонт

Псалом 18

Ночь ночи открывает знанье,
Дню ото дня передается речь,
Чтоб славу Господа непопранной сберечь,
Восславить Господа должны Его созданья.
Все от Него - и жизнь, и смерть,
У ног Его легли, простерлись бездны,
О помыслах Его вещает громко твердь,
Во славу дел Его сияет светоч звездный.
Выходит солнце-исполин,
Как будто бы жених из брачного чертога,
Смеется светлый лик лугов, садов, долин,
От края в край небес идет дорога.
Свят, свят Господь, Зиждитель мой!
Перед лицом Твоим рассеялась забота.
И сладостней, чем мед, и слаще капель сота
Единый жизни миг, дарованный Тобой.

Н.И. Басовский
Псалом 144

Благословен Господь, твердыня жизни моя,
руки мои научивший владеть щитом и мечом.
Во всех делах и заботах на Него уповаю я,
Он - моя милость, защита, оплот мой и прочный дом.
От бед избавленье и мудрость извечно Господь даёт,
и мне, царю Давиду, подчиняет Он мой народ.
Господи! Благ человек, если Ты знаешь о нём,
ибо он - дуновение ветра, короткое в жаркий день.
Господи! Благ человек, если Ты помнишь о нём,
ибо дни человечьей жизни - по земле скользящая тень.
Господи! Приклони к земле небеса Твои и сойди,
прикоснись рукою к горам - пускай дымятся они,
и стрелы молний пустив, чужеземцев рать отведи,
их, как потоки вод, от моей земли отверни,
избавь меня и спаси, рассеять их прикажи -

Спою я новую песню, в которой слова просты,
лирой десятиструнной пению в лад звуча,
и душой уповаю, что песню услышишь Ты,
раба Твоего Давида спасающий от меча.
Врагов моих чужеземцев крепкой уздой свяжи -
их, чьи уста и руки полны суеты и лжи.
Тогда сыновья наши поднимутся из толпы,
как молодые деревья, расцветом своим сильны,
и будут дочери наши, как в чертогах столпы,
изваянные мастерами, - изысканы и стройны.
И будут житницы наши обильны всяким зерном,
будут стада плодовиты и могучи волы,
будут бессчётны отары с их белоснежным руном
и поселенья достойны всяческой похвалы:
ни воплей на улицах и в домах, ни грабежей и пропаж,
ибо людям так повелел Господь милосердный наш.
Благ народ, своим трудом сумевший это создать;
народу, чей Бог - Всесильный Господь, - вечная благодать!

Псалом 145

Царь мой и властелин! Радуясь и любя,
благословляю имя Твоё во веки веков.
Я каждодневно благословляю Тебя
и восхваляю имя Твоё во веки веков.
Господь великий, прекрасна слава Твоя,
но неисповедимы для нас дела Твои.
О Твоём могуществе всем возвещаю я,
из рода в род достохвальны дела Твои.
Все говорят о дивных твоих чудесах,
а я вознесу благость и славу Твою;
все говорят о делах, внушающих страх,
а я воспою справедливость и правду Твою.
Милостив Бог, велик милосердьем своим,
щедроты Его на всех твореньях Его.
Свою доброту и благость Он дарит им,
и благословляют Его все святые Его.
Пусть повествуют они о силе Твоей,
пусть возвещают, что царство Твоё - на века,
и все поколения человеческих сыновей
пусть убедятся, что царство Твоё - на века.
Бог поддержит падающих не по своей вине
и всех согбенных способен выпрямить Он,
и пищу даёт ежедневно тебе и мне,
и восставляет всех низверженных Он.
Ко всем Его призывающим близок Господь,
их вопли слышит, щадит и спасает Бог.
Да благословляет Его вся живая плоть;
её сохранит, а злодеев погубит Бог.

Н. И. Гребнев
Псалом 143

Господи, моя твердыня - Ты,
Наши исполняющий желанья,
Приобщающий десницу к брани,
Битве научающий персты.
Ты - и милость мне, и огражденье,
Ты - прибежище и избавленье,
Под Свою меня Ты принял сень,
Мой народ мне отдал в подчиненье.
Человеческие дни - как тень,
Что колеблется во всякий день.
Чуть померкнет свет, и нету тени.
Небеса, о Боже, преклони,
Воды рек грозящих поверни,
Гор коснись, пусть горы задымятся,
Молнией небесною блесни,
Тетиву тугую оттяни,
Охрани меня от святотатцев,
Их, иноплеменных, изгони.
Их уста и шумны и неумны,
Их десницы суетны в бою,
Я же в честь, о Господи, Твою
На своей псалтири многострунной
Ныне песню новую спою.
Ты рабов спасаешь и царей,
Своего раба царя Давида
Ты царям языческим не выдай
И спаси от лютых их мечей.
Нечестивые, они безбожны,
Суетны уста их, речи ложны,
Нас Ты защити, а их рассей.
Пусть, как дерева во дни цветенья,
Будут наши славные сыны,
Дщери наши будут пусть стройны,
Как столпы Израилевых строений.
И да будут житницы полны,
Овцы плодны и волы сильны,
Да не будет распри и хищенья
поселеньях отчей стороны.
Те блаженны, что награждены
Божьим словом и благословеньем.

Псалом 145

Пока я есмь, в теченье жизни всей
Лишь к Богу буду обращать моленья.
Ты тоже не надейся на людей
И не надейся на земных князей,
Кто смертен сам, от тех не жди спасенья.
Им возвращаться в землю, ждет их тленье,
И прекратятся при конце их дней
Все помышленья их и все сужденья.
Блажен лишь тот, кто Бога возлюбил,
Бог небеса и землю сотворил,
Всё, что живет и пропитанья ищет.
Бог суд творит обиженным и нищим,
Он узников от гнета разрешил
И алчущих людей насытил пищей.
Убогих и больных Он охранит,
И страждущего, и вдову благую,
Он тем отверзнет очи, кто не зрит,
В определенный час стезю кривую
Пред тем, кто согрешает, распрямит.
Где б ни был ты, Господь твой одесную,
Он твой народ от бедствий оградит,
Он Иерусалим благословит,
Аллилуйя!

С.С. Аверинцев.
Псалом 1

О благо тому,
кто совета с лукавыми не устроял,
на стезю грешных не вступал,
меж кощунниками не сидел;
но в законе Господнем - радость его,
слова закона в уме его день и ночь.
Он как дерево, что насаждено
у самого течения вод,
что в должное время принесет плоды
и не увянут листы его.
Устроится всякое дело его.
Грешные не таковы,
они - как развеваемый ветром прах.
Грешные на суде не устоят,
лукавым меж праведных места нет;
путь праведных ведает Господь,
но потерян лукавых путь.

Псалом 150

Аллилуия!
Славьте Бога во Храме Его,
славьте Его на тверди небес,
где явлена сила Его!
Славьте Его в делах мощи Его,
славьте Его во многом величии Его!
Славьте Его гулом труб,
славьте Его звоном лютней и арф!
Да славит Его тимпан и пляс,
да славят Его струны и свирель,
да славит Его кимвала звон,
да славит Его кимвала зык!
Всё, что дышит, да славит Господа!
Аллилуия!

Иеромонах Роман (Матюшин)
Псалом 41

Как олени спешат на источники вод,
Так желает душа моя к Богу.
Возжелала душа моя, Боже, к Тебе.
Жаждет к крепкому Богу, Живому.
Когда враг досаждает - прибегну к Тебе
И явлюсь пред лицем Твоим, Боже.
Были слезы мои хлебом мне день и ночь,
Когда мне говорили - где Бог твой.
Вспоминая об этом до плача скорблю,
Изливая в слезах свою душу.
Я же в место селения дивно пройду,
С гласом радости к дому Господню.
Что прискорбна, душа, что смущаешь меня?
Уповай на единого Бога.
Исповедуй Его, Он Господь мой и Бог,
И лица моего Он спасенье.
Унывает душа, унывает во мне,
Потому от земли Иорданской,
От Ермонской земли вспоминаю Тебя
И от малой горы вспоминаю.
Бездна бездну зовет гласом хлябий Твоих.
Волны, воды прошли надо мною.
В день Господь заповедует милость Свою,
Ночью песнь моя к Богу живому.
И молитва моя к Богу жизни моей.
Мой Заступник забыл меня, Боже.
Для чего я хожу, оскорбленный врагом?
Видишь сетую от поношений.
Сокрушаются кости мои каждый день,
Когда мне говорят - где есть Бог твой.
Что прискорбна, душе, что смущаешь меня?
Уповай на единого Бога.
Исповедай Его, Он Господь мой и Бог,
И лица моего утвержденье.

Псалмы Давида для исцеления


Психология, мы и.. Псалмы!

Исцеление болезней и Псалтирь царя Давида - точка зрения психолога

Много веков подряд, один из самых известных разделов Библии - Давидова Псалтирь (или «Псалмы Давида») является любимым чтением для тысяч людей разных национальностей и вероисповеданий, уже из поколения в поколение.

Даже атеисты читают псалмы!

Люди, каким-то образом причастные к культурной практике - чтению Библии, черпают из этой маленькой по объёму книги - Псалтири, силы и мудрость для постижения:

  • превратностей своей судьбы,
  • «неожиданностей» в межличностных взаимоотношениях,
  • и для наилучшего поддержания себя - в практически любой острой, трудной жизненной ситуации, особенно связанной со здоровьем.

Итак, в болезни, в громогласном конфликте с людьми или просто в потоке необъяснимых тягот - Псалмы «читают» нашу жизнь «как по открытой книге»...

Странно, что за несколько тысяч лет жизнь человека не изменилась. Идёт ли речь о «столичном» царе или о последнем провинциальном чиновнике...

Психология, мы и Псалмы

Действительно, если бы рыцари психологии межличностных взаимоотношений (социальные психологи) чаще рекомендовали при нервных срывах - не медикаментозную терапию (при посредстве своих подельников-психиатров), а... чтение псалмов - мир вздохнул бы с облегчением, а по улицам перестали бы ходить (точнее, ползать) угрюмые испуганные люди, замкнутые в своём аду.

Но в рай тащить насильно нельзя. Все коллективные марш-броски народов в рай заканчивались всегда адом или цирком. Поэтому каждый приоткрывает Дверь только для себя и то - только лишь тогда, когда ему - Открывается.

Псалмы, исцеляющие от болезней

Мы заболеваем тогда, когда тело по-другому уже не может докричаться до нас, что мы давно уже действуем во вред и себе, и мирозданию. Слишком медлим в своём прошлом или слишком торопимся в будущее по ложному адресу.

Легко сказать: «Ну и живи правильно, неужели ты такой глупый!»

Если бы это было ТАК просто сделать, прочитать пару умных книжек «глазами» и поумнеть - никто бы не болел - ничем. Даже респираторной инфекцией. Особенно профессора. Они-то ведь - самые умные, знают всё.

Но как раз профессора чаще всего представляют собой в плане здоровья - жалкие развалины, так что дело тут отнюдь не в уме. И не в чтении «глазами».

Поэтому мы не станем умничать, а сразу перейдём к делу.

В иудейской традиции есть специальная выборка из псалмов Давида - для чтения вслух во время тяжёлой болезни, скорби или горя - бедствия личного, семейного или коллективного.

Кризис может привести Личность либо к окончательному краху (даже к преждевременной смерти при полном отсутствии причин!), либо же... у человека вырастают крылья.

Псалмы и читают в такие вот кризисы, дабы предотвратить именно - крах. Чтобы испытание стало во благо. Собственно, этому учат и психотерапевты своих клиентов, но учат плохо.

Итак, ниже я привожу для вас, друзья, список псалмов Давида, которые нужно читать вслух, полностью, от начала и до конца. Псалмы, исцеляющие болезнь и отчаяние.

Список этих псалмов дан в так называемой «русской нумерации». То есть - по Библии в Русском Синодальном Переводе.

Номера псалмов:

19, 6, 9, 12, 17, 21, 22, 24, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 40, 48, 54, 55, 68, 85, 87, 88, 89, 90, 101, 102, 103, 106, 114, 117, 141, 142, 127 .

Важные правила при чтении псалмов:

  • Не читайте псалмы «глазами», читайте - сердцем. То есть, старайтесь, чтобы ваше чтение приближалось по замыслу - к «богослужебному чтению» и уходило от поверхностного и бессмысленного - «светского чтения»;
  • Что означает: не читайте псалмы вне острой необходимости, ради вздорного «культурного ознакомления»;
  • Читайте псалмы даже при необходимости - исключительно вслух.

P.S. Еврейская нумерация тех же самых псалмов имеет другие цифры, но... чтение (пение) Тегилим - это уже другая история.

Елена Назаренко

Тайна Псалмов Давида

О Псалмах Давида и как их используют старцы и люди в жизненных ситуациях.

Отметим, что Царь Давид оставил людям действительно ценное наследие, которое мы будем еще постигать и постигать.

1 Псалом. Чтение этого Псалма принесет плод и урожай. Особенно, когда что-то только вкладываете в землю - семя или корень.

2 Псалом. Открыть внутренне видение, получить хороший совет.

3 Псалом. Убрать человеческую зависть, злобу.

4 Псалом. Исцелить мягкосердечных, придать уверенность человеку. Отодвинуть состояние уныния при виде деяний жестокосердных.

5 Псалом. Исцеление глаз. Избавиться от сглаза.

6 Псалом. Освободиться от заклятия.

8 Псалом. Полезен уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

9 Псалом. Прекратить бесовские страхи во сне или искушения днем.

10 Псалом. На этот Псалом пусть обратят внимание жестокосердные супруги, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

11 Псалом. Поможет душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних. Избавляет от психических заболеваний и состояний.

12 Псалом. Исцеляет болезни печени.

14 Псалом. Защититься от воров. Найти вора или преступника. Обратить их к покаянию.

15 Псалом. Найти потерянный ключ.

16 Псалом. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня к ряду.

18 Псалом. Полезен роженицам перед родами. Легко разродиться.

19 Псалом. Поможет бесплодным супругам. Исцеление бесплодия. Сохранить целость семьи и не развестись.

20 Псалом. Умягчение сердца богатых, алчных.

21 Псалом. От пожара, избежать ущерба.

22 Псалом. Усмирит непокорных и непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей. Показать родителям их ошибки в воспитании чад.

23 Псалом. Найти возможность открыть дверь, когда ключ потерян. Выход из трудных житейских ситуаций.

24 Псалом. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются. Найти свой путь.

25 Псалом. Когда кто испрашивает что-то у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего. Плохие просьбы вернутся просящему.

26 Псалом. Защититься от врага. Уберечь народ и поля.

27 Псалом. Просить исцеления у Господа для страдающих душевными и нервными болезнями.

28 Псалом. Полезен страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря. Читать перед морским путешествием, перед поездкой на море.

29 Псалом. Пусть другие люди узнают Бога.

30 Псалом. Молиться с намерением: «Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия».

31 Псалом. Найти дорогу.

32 Псалом. Молиться с просьбой: «Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу».

34 Псалом. Освободить добрых людей от козней злых, что притесняют людей, которые верят в Бога.

35 Псалом. Рассеять враждебность после споров и недоразумений.

36 Псалом. Израненным и обиженным преступниками.

37 Псалом. При зубной боли.

38 Псалом. Найти работу. Владеть постоянным и дополнительным доходом.

39 Псалом. Помирить хозяина (начальника) и работника после ссоры.

41 Псалом. Молодым, когда страдают от несчастной любви. Добавить чувств и страсти.

42 Псалом. Освобождение из плена. Разрешение проблемных ситуаций.

43 Псалом. Этот Псалом откроет супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

44 Псалом. Страдающим болезнями сердца или почек. Исцеление. Настройка на духовную жизнь.

45 Псалом. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться. Избавиться от врагов.

46 Псалом. Примирение работника с начальником. Удачно найти работу. Перед и после встречи с будущими работодателями.

47 Псалом. Защитит от преступников и грабителей. Читать в продолжение 40 дней.

48 Псалом. Тем, чей труд сопряжен с опасностями. Перед работой и после работы.

49 Псалом. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

50 Псалом. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных). Защититься от Божественного гнева.

51 Псалом. С просьбой, чтобы покаялись жестокосердные правители. Пусть умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ. Актуальный Псалом для сегодняшнего дня.

52 Псалом. Для удачной рыболовли. Привлечение материальных благ.

54 Псалом. Молиться с просьбой: «Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена».

55 Псалом. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

56 Псалом. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби. Очистка кармы.

57 Псалом. Благоприятствие обстоятельствами трудящимся с добрыми намерениями. Запрещение бесам и лукавым людям.

58 Псалом. Немым - дар речи. Глухим - дар слуха.

59 Псалом. Молиться с прошением: «Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно».

60 Псалом. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

61 Псалом. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался. Дать силу.

62 Псалом. Пусть принесут поля и деревья плоды при засухе.

63 Псалом. При укусе бешеной собакой. Защита от волков.

64 Псалом. Процветание торговли.

65 Псалом. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

66 Псалом. Благословение на домашний скот.

67 Псалом. Излечиться страдающей выкидышами.

68 Псалом. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69 Псалом. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь. Уверенность в себе.

70 Псалом. Исцеление от состояния одиночества.

71 Псалом. Благословление нового урожая.

72 Псалом. Подвести к покаянию преступников.

73 Псалом. Защита крестьян, которые работают на полях.

74 Псалом. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

75 Псалом. Матери, страшащейся во время родов.

76 Псалом. Когда нет взаимопонимания и любви между родителями и детьми.

77 Псалом. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

78 Псалом. Защита от воров.

79 Псалом. Исцеление больного водянкой.

80 Псалом. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности. Просить процветания дел.

81 Псалом. Для хорошей торговли.

82 Псалом. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

83 Псалом. Защитить домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84 Псалом. Исцеление страдающих от испуга.

85 Псалом. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и болезни, и люди умирают.

86 Псалом. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

87 Псалом. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

88 Псалом. Пусть укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

89 Псалом. Прошение дождя в засуху.

90 Псалом. Молитва с просьбой: «Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его». Защита от сглаза и порчи.

91 Псалом. Дает людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

92 Псалом. Защита корабля, находящийся в опасности в море.

93 Псалом. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

94 Псалом. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

95 Псалом. Исцеление от глухоты.

96 Псалом. Рассеять чары.

97 Псалом. Утешить удрученных горем.

98 Псалом. Благословление Богом молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать.

99 Псалом. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100 Псалом. Дать дары и таланты добрым и простосердечным людям.

101 Псалом. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

102 Псалом. Помощь женщине, страдающей женской немощью.

Псалтирь — это книга Ветхого Завета, составленная из псалмов Царя и Пророка Давида. Содержит в себе 150 псалмов, впоследствии был добавлен 151-ый. Псалтирь состоит из 20 кафизм, а одна кафизма из 3 Слав (3 частей). Кафизмы разные по размеру, в них входят от 1 до 15 псалмов. В Библии обычно нет разделения по кафизмам и Славам, но в богослужебном варианте книги, а также в молитвословах для домашнего (келейного) чтения Псалтири такое деление используется.

Псалмы - это хвалебные песнопения, молитвенные прошения. Их читают или поют. Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами. Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению.

Основой Православного богослужения является именно Псалтирь. Псалтирь читается мирянами с поминовением живых и усопших, с просьбами к Господу в житейских нуждах, скорбях, духовных испытаниях.

На страницах сайта можно подробнее познакомиться с:

  • Богослужебной Псалтирью, используемой так же для домашнего чтения
  • Переводом Псалтири в Библии для общего понимания верующих
  • Высказываниями отцов церкви о духовной пользе и необходимости чтения Псалтири
  • Скачать Псалтирь в разных форматах для чтения и прослушивания.

Необходмо напомнить так же и о том, что при чтении Псалтири переведенной в Библии и Богослужебной тексты немного отличаются друг от друга. Связано это с тем, что Библия переводилась на русский язык с еврейского, а богослужение с греческого языка на церковно-славянский.

В православной Церкви (в византийском обиходе) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (по крайней мере, должны прочитываться согласно уставу). Так, на каждой вечерне читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые «Господи, воззвах»), завершаться вечерня должна непременным 33-м псалмом. В начале утрени читается Шестопсалмие - псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утрени перед чтением канона должен читаться псалом 50, полиелей представляет собой пение 134-го и 135-го псалмов, в конце утрени - псалмы 148-150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д. В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» - 118-й псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов - стихирами.

Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей псалтирь была поделена на 20 разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Число псалмов, входящих в кафизму, очень различно, в среднем от 6 до 9. Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени - две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени - три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза.

Та же Псалтирь, поделённая на кафизмы, используется и для частной (келейной) молитвы. Для этого в Псалтири помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

В конец, слуги Господня Давида, который воспел Господу слова этой песни в день, когда избавил его Господь от руки врагов его и от руки Саула, и сказал, 17. В конец, псалом Давида, 18. В конец, псалом Давида, 19. Псалом Давида, 20. В конец, о заступлении утреннем, псалом Давида, 21. Псалом Давида, 22. Псалом Давида, в первый день недели, 23. Кафизма четвертая. Псалом Давида, 24. Псалом Давида, 25. Псалом Давида, до помазания, 26. Псалом Давида, 27. Псалом Давида, на перенесение скинии, 28. Псалом, песнь на обновление дома Давидова, 29. В конец, псалом Давида, в исступлении, 30 Псалом Давида, в наставление, 31. Кафизма пятая. Псалом Давида, не надписан у евреев, 32. Псалом Давида, воспетый им, когда притворился он безумным перед Авимелехом; и тот отпустил его, и он ушел, 33. Псалом Давида, 34. В конец, слуги Господня Давида, 35. Псалом Давида, 36. Кафизма шестая. Псалом Давида, в воспоминание о субботе, 37. В конец, Идифуму. Песнь Давида, 38. В конец, псалом Давида, 39. В конец, псалом Давида, 40. В конец, в поучение, сынам Кореевым, псалом Давида, не надписан у евреев, 41. Псалом Давида, не надписан у евреев, 42. В конец, сынов Кореевых, в поучение, псалом, 43. В конец, об имеющих измениться, сынов Кореевых, в поучение, песнь о Возлюбленном, 44. В конец, сынов Кореевых, о тайнах, псалом, 45. Кафизма седьмая. В конец, сынов Кореевых, псалом, 46. Псалом, песнь сынов Кореевых, на второй день недели, 47. В конец, сынов Кореевых, псалом, 48. Псалом Асафа, 49. В конец, псалом Давида, воспетый им после прихода к нему пророка Нафана; 2 После того, как Давид вошел к Вирсавии, жене Урии, 50. В конец, в поучение, Давида; В конец, на маелефе, в поучение, Давида, 52. В конец, песнь Давида, в научение; В конец, песнь, в поучение, Асафа, 54. Кафизма восьмая. В конец, о людях, удаленных от святынь, Давида, для написания на столпе, когда удерживали его иноплеменники в Гефе, 55. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда убегал он от Саула в пещеру, 56. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, 57. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда послал Саул воинов подстерегать у дома его, дабы умертвить его, 58. В конец, об имеющих измениться, для написания на столпе, Давида, в поучение; В конец, песнь, Давида, 60. В конец, через Идифума, псалом Давида, 61. Псалом Давида, когда был он в пустыне Иудейской, 62. В конец, псалом Давида, 63. Кафизма девятая. В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они к исходу из плена, 64. В конец, песнь, псалом воскресения, 65. В конец, псалом, песнь Давида, 66. В конец, псалом, песнь Давида, 67. В конец, об имеющих измениться, псалом Давида, 68. В конец, Давида, в воспоминание о том, что спас его Господь, 69. Кафизма десятая. Псалом Давида, сынов Ионадава и первых пленников, не надписан у евреев, 70. О Соломоне, псалом Давида, 71. Окончились песни Давида, сына Иессева. Псалом Асафа, 72. В поучение, Асафа, 73. В конец, да не погубишь, псалом, песнь Асафа, 74 В конец, псалом Асафа, песнь об ассирийце, 75. В конец, через Идифума, псалом Асафа, 76. Кафизма одиннадцатая. В наставление, Асафа, 77. Псалом Асафа, 78. В конец, об имеющих измениться, откровение Асафа, 79. В конец, о точилах, псалом Асафа, 80. Псалом Асафа, 81. Песнь, псалом Асафа, 82. В конец, о точилах, сынов Кореевых, псалом, 83. В конец, сынов Кореевых, псалом, 84. Кафизма двенадцатая. Молитва Давида, 85. Сынов Кореевых, псалом, песнь, 86. Песнь, псалом, сынов Кореевых, о конце, на маелефе, для ответа, в поучение, Емана Израильтянина, 87. В поучение, Ефама Израильтянина, псалом, 88. Молитва Моисея, человека Божия, 89. Хвалебная песнь, не надписан у евреев, 90. Кафизма тринадцатая. Псалом, песнь, в день субботний, 91. В день перед субботой, когда населилась земля, хвалебная песнь Давида, 92. Псалом Давида, в четвертый день недели, 93. Хвалебная песнь Давида, не надписан у евреев, 94. Хвалебная песнь Давида, когда созидался дом после плена, не надписан у евреев, 95. Псалом Давида, когда земля его устраивалась, не надписан у евреев, 96. Псалом Давида, 97. Псалом Давида, 98. Псалом Давида, хвалебный, 99. Псалом Давида, 100. Кафизма четырнадцатая. Молитва убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое, 101. Псалом Давида, 102. Псалом Давида, о бытии мира, 103. Аллилуиа, 104. Кафизма пятнадцатая. Аллилуия, 105. Аллилуия, 106. Песнь, псалом Давида, 107. В конец, псалом Давида, 108. Кафизма шестнадцатая. Псалом Давида, 109. Аллилуия, 110. Аллилуия, Аггеево и Захариино, 111. Аллилуия, 112. Аллилуия, 113. Аллилуия, 114. Аллилуия, 115. Аллилуия, 116. Аллилуия, 117. Кафизма семнадцатая. Кафизма восемнадцатая. Песнь восхождения, 119. Песнь восхождения, 120. Песнь восхождения, 121. Песнь восхождения, 122. Песнь восхождения, 123. Песнь восхождения, 124. Песнь восхождения, 125. Песнь восхождения, 126. Песнь восхождения, 127. Песнь восхождения, 128. Песнь восхождения, 129. Песнь восхождения, 130. Песнь восхождения, 131. Песнь восхождения, 132. Песнь восхождения, 133. Кафизма девятнадцатая. Аллилуия, 135. Давида, через Иеремию, 136. Псалом Давида, Аггея и Захарии, 137. В конец, Давида, псалом Захарии, в рассеянии, 138. В конец, псалом Давида, 139. Псалом Давида, 140. В научение, Давида, когда молился он в пещере, 141. Псалом Давида, когда преследовал его Авессалом, сын его, 142. Кафизма двадцатая. Псалом Давида, о Голиафе, 143. Хвалебная песнь Давида, 144. Аллилуия, Аггея и Захарии, 145. Аллилуия, 146. Аллилуия, Аггея и Захарии, 147. Аллилуия, Аггея и Захарии, 148. Аллилуия, 149. Аллилуия, 150. Этот псалом написан особо, Давидом, вне числа 150 псалмов, о единоборстве с Голиафом. Комментарии Список литературы, использованной при составлении комментариев Список принятых сокращений книг Ветхого и Нового Завета
К читателю

Псалтирь святого пророка и царя Давида – одна из священных книг Ветхого Завета, в греческой и славянской традиции состоящая из ста пятидесяти одного псалма. Само греческое слово («псалтирь») означает музыкальный инструмент с 10–12 струнами, а слово «псалом» (букв.: «бряцание») – песнь, которая исполнялась в сопровождении игры на псалтири.

Основу книги Псалтирь составляют псалмы, созданные царем Давидом в XI-X веках до Рождества Христова. В них слышны отголоски многих событий его жизни. Остальные псалмы были написаны позже, в разное время, преемниками царя Давида, «начальниками хоров», обладавшими поэтическим и пророческим даром. Пророк и царь Давид, великий богодухновенный поэт, в книгах Священного Писания называется «верным мужем» (), «от всего сердца» воспевавшим Создателя своего (). Его псалмы как бы задают тон всем последующим, поэтому и всю Псалтирь принято называть Давидовой.

Псалтирь была основой ветхозаветного богослужения: она читалась и пелась в скинии, а затем в Иерусалимском храме. В V веке до Рождества Христова священник Ездра при составлении ветхозаветного канона объединил псалмы в одну книгу, сохранив их богослужебное деление. По преемственности с Ветхим Заветом Псалтирь с первых же веков стала важнейшей богослужебной книгой Христианской Церкви.

В Православной Церкви Псалтирь звучит на каждом утреннем и вечернем богослужении; за неделю она прочитывается полностью, и дважды за неделю – в течении Великого поста. Псалтирь – первоисточник большей части утренних и вечерних молитв, стихи псалмов легли в основу всех последований общественного и частного богослужения. Уже с первых веков христианства существует и практика келейного чтения Псалтири.

Псалтирь издревле привлекала к себе совершенно особое, исключительное внимание учителей Церкви. В этой книге видели сжатое повторение всего того, что содержится в Библии, – историческое повествование, назидание, пророчество. Одним из главных достоинств псалмов почитали полное отсутствие дистанции между читателем и текстом: слова псалмов каждый молящийся произносит как свои собственные, в псалмах отражаются движения души каждого человека, в них можно найти духовные советы на все случаи жизни: «Все, что есть полезного во всех книгах Священного Писания , – говорит святитель , – заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Словом, Псалтирь есть общая духовная сокровищница благих наставлений, и каждый найдет в ней с избытком то, что для него полезно. Она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здравое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами. Псалом доставляет спокойствие душе, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Он смягчает душу гневливую и уцеломудривает любострастную. Псалом заключает дружбу, соединяет рассеянных, примиряет враждующих. Чему не научит тебя Псалтирь? Отсюда познаешь ты величие мужества, строгость правосудия, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом во плоти, есть угрожение Судом Божиим. Здесь внушается надежда Воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице» (Свт. Василий Великий . Беседа на первый псалом).

«Книга псалмов достойна особенного внимания и занятия сравнительно с другими книгами Писания, – пишет святитель Афанасий Александрийский . – Всякий может найти в ней, как бы в раю, все то, что для него нужно и полезно. Книга эта ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего у человека, чего бы она не содержала в себе. Хочешь ли ты каяться, исповедываться, угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя или строят против тебя ковы; уныние ли овладело тобою, или беспокойство, или что-нибудь подобное терпишь; стремишься ли ты к преуспеянию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе; желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа? – В Божественных псалмах найдешь наставление касательно всего этого» (Свт. Афанасий Александрийский . Послание к Марцеллину об истолковании псалмов).

«...В Псалтири найдешь ты бесчисленные блага, – говорит святитель Иоанн Златоуст . – Ты впал в искушение? – Найдешь в ней самое лучшее утешение. Впал в грехи? – Найдешь бесчисленные врачевства. Впал в бедность или несчастие? – Увидишь там много пристаней. Если ты праведник, приобретешь оттуда самое надежное подкрепление, если грешник – самое действительное утешение. Если тебя надмевают добрые дела твои, – там научишься смирению. Если грехи твои повергают тебя в отчаяние, – там найдешь для себя великое ободрение. Если ты имеешь на главе царский венец или отличаешься высокою мудростию, псалмы научат тебя быть скромным. Если ты богат и славен, Псалмопевец убедит тебя, что на земле нет ничего великого. Если ты поражен скорбию, услышишь утешение. Видишь ли ты, что некоторые здесь недостойно наслаждаются счастием, – научишься не завидовать им. Видишь ли ты, что праведные терпят бедствия наравне с грешными, – получишь объяснение этого. Каждое слово там заключает в себе беспредельное море мыслей» (Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Послание к Римлянам. Беседа 28).

Но не только в умении дойти до глубин каждого сердца ценность Давидовых песен. Они несут в себе и нечто еще большее, они прозревают тайну Божественного замысла о человеке, тайну страданий Христа. Целые псалмы рассматривались святыми отцами Церкви как мессианские, как пророчества о грядущем Мессии. В псалмах явлен нам полный состав учения о Господе нашем Иисусе Христе и Святой Церкви.

* * *

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, на славянский язык Псалтирь, как необходимая для богослужения книга, была переведена в IX веке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста Семидесяти толковников – перевода Библии, осуществленного с древнееврейского списка в конце III века до Рождества Христова. Благодаря святым братьям Священное Писание стало доступно и славянским народам, новообращенные христиане стали совершать богослужение на родном языке.

Псалтирь, молитвословия которой входят в каждое богослужебное последование, сразу стала любимейшим чтением русского народа, главной учебной книгой в древней Руси. Человек, изучивший Псалтирь, считался «книжным» – грамотным, способным читать другие книги и понимать Божественную службу, которая была духовной основой всего строя жизни.

Научившись читать по Псалтири, русский человек уже не расставался с ней. В каждой семье была эта священная книга, которая передавалась от отца к детям. Псалтирь сопровождала человека на протяжении всей его жизни: ее читали не только дома, но брали с собой и в путешествия, для молитвы и назидания; псалмы читали над тяжко страдавшими больными; доныне сохраняется ведущий свое начало от первых времен христианства обычай читать Псалтирь по умершим. Уставами многих монастырей до сих пор предписывается чтение «неусыпаемой Псалтири».

В соединении с Часословом – сборником последований применительно к определенному времени богослужения – и избранными тропарями и кондаками Псалтирь приняла форму Следованной, назначенной для богослужения в храме. Псалтирь с присоединением святоотеческих толкований называется Толковой. Она предназначена для келейного чтения и дает пособие к правильному пониманию и уразумению исторически неясных и пророческих мест священного текста.

* * *

Церковнославянский язык – драгоценное наследие, воспринятое нами по традиции от наших предков вместе с благодатными дарами Святой Православной Церкви. Созданный святыми Кириллом и Мефодием именно для того, чтобы стать словесной плотью богомыслия и молитвы, этот мощный, образный, величавый язык является для нас священным, никогда не употребляемым в быту, для выражения житейских нужд. На нем совершается таинственное общение каждого православного христианина с Богом.

К сожалению, нынешнее поколение оказалось отторгнутым от вековых традиций русской культуры. Русский литературный язык, один из существенных факторов русского самосознания, пережил жестокую реформу, а питавший его на протяжении многих веков живительный церковнославянский был выведен за рамки школьного образования и преподавался только в малочисленных духовных учебных заведениях. В результате изменилась иерархия языковых ценностей, нарушена цельность мировосприятия, которая отличала православное сознание, в умах многих людей разорвана кровная связь русского литературного языка с церковнославянским, и мы с трудом внимаем языку священных книг.

Наши предки понимали обучение чтению как первый шаг к богопознанию. Веками многие поколения русского народа осваивали родной язык по церковнославянской грамоте. Душа ребенка, постигавшего азы родной речи по церковному букварю или Псалтири, с ранних лет навыкала богодухновенным глаголам, настраивалась на восприятие Божественного учения. В одном из древних изданий Часослова в наставлении любомудрому читателю сказано: «Чесому тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость неудобь оставляет: ибо учащением дела обычай восприятый и многим временем нрав утверждейся, естества имать силу. Тем же всеприлежно блюсти подобает православным своя чада, да не сквернословию, срамноглаголанию и суетному велеречию от младенства научаются, яже суть душегубительна... но яко в весне жизни своея, нивы сердец своих учением тяжут и семена слова Божия, от учения сеемая, радостно приемлют, еже бы класы душепитательныя в жатвы год собирати, и тех плодов обилием и зде зиму старости прежити честно, и в небесную преслаными житницу чрез нескончаемое вечности время, тех ради насыщенным быти... Молитва есть глаголание к Богу, чтение же Божия к вам беседа: егда ты чтеши, Бог к тебе беседует, а егда молишися, ты беседуеши с Богом, и есть твоя Ему жертва приятная, тебе же пособие сильное в трудех и во брани с демоном, ибо тому она жезл нестерпимый и меч зело острый, аще от чистаго горе возсылается сердца, небеса проницает и оттуду не возвращается тща, но низводит дары благодати, умудряющия ум и спасающия души».

Созданный по наитию Духа Святого церковнославянский язык, изначала имеющий вероучительное назначение, призванный выражать богословские истины, молитвенные движения души и тончайшие оттенки мысли, учит нас понимать духовный смысл вещей и событий; всем своим строем и духом язык нашей Церкви возвышает человека, помогая ему взойти от обыденности в сферу высшего, религиозного чувства.

История постижения русским церковно-религиозным сознанием глубины смысла Ветхого и Нового Завета неизменно сочетала в себе две тенденции: стремление полно и точно воспроизвести оригинал священных книг и стремление сделать их понятными для русского человека.

Переводческая работа над текстом Библии всегда была неотъемлемой частью развивающейся церковной жизни. Уже в конце XV века русское общество имело в своем распоряжении не только славянский перевод греческих рукописей, воспроизводивших текст Семидесяти толковников, но и перевод некоторых книг из латинской Вульгаты с входившими в нее неканоническими книгами (так называемый Геннадиев извод), а напечатанная в 1581 году в Остроге славянская Библия синтезировала в себе латинскую традицию Геннадиевой Библии с исправлениями, произведенными по греческому тексту. В XVIII веке славянская Библия была возвращена в свое исконное русло греческой традиции: указ Петра I 14 ноября 1712 года предписывал привести славянскую Библию в согласие с переводом Семидесяти толковников, и эта задача была практически выполнена в елизаветинскую эпоху.

Позже, когда в силу естественного развития русского языка церковнославянская Библия перестала быть общепонятной, одним из способов необходимого пояснения церковнославянского текста стало служить печатание его параллельно с русским переводом. В таком виде уже издано Евангелие, Великий канон преподобного Андрея Критского и некоторые молитвословы. Совершенно очевидно, что Псалтирь тоже нуждается в такого рода издании.

Полный перевод Библии на русский язык был предпринят еще в начале XIX века. Эта работа была начата русским Библейским обществом с книг Нового Завета (1818) и Псалтири (1822) и завершена в 1876 году, когда вышел в свет полный русский текст Библии в синодальном издании. При всем огромном и неоспоримом значении этого перевода, которым мы пользуемся до настоящего времени, он не смог в должной мере облегчить для читателя понимание библейских текстов, входящих в круг церковно-служебного обихода: во-первых, составители издания ориентировались преимущественно на древнееврейский текст, в некоторых местах не совпадающий с греческим, из которого исходили переводчики Библии на славянский язык; во-вторых, слог перевода не воссоздает торжественно-доверительного звучания славянского извода.

Наиболее остро неадекватность русского перевода богослужебному тексту ощущается в Псалтири. Попытки перевести на русский язык греческую Псалтирь предпринимались уже после выхода в свет синодального издания преосвященным Порфирием (Успенским) и профессором П. Юнгеровым. По своему стилю, более эмоциональному, чем синодальный текст, но недостаточно возвышенному, изобилующему просторечными выражениями, перевод преосвященного Порфирия (1893), выполненный с греческого источника, не мог служить аналогом церковнославянской Псалтири. П. Юнгеров, выпустивший в 1915 году новый русский перевод Псалтири, поставил своей целью приблизить перевод греческой Псалтири к славянской традиции. Перевод Юнгерова интересен и ценен прежде всего как труд текстолога: ученый выявил греческую церковную рукописную традицию, на которую опирается церковнославянская Псалтирь, и одновременно отметил некоторые малочисленные расхождения между ними. Перевод семантически точен и хорошо комментирован, но по стилю напоминает подстрочник для научного применения: язык его тяжелый, вялый, обескровленный и не соответствует возвышенно лирической интонации подлинника.

Между тем для вдумчивого келейного чтения, особенно человеку, делающему первые шаги в изучении церковнославянского языка, необходим русский литературный перевод, по своему строю и стилистическим средствам выражения близкий к славянской Псалтири, дающий первое руководство и помощь для чтения богодухновенной книги именно на церковнославянском языке.

В предлагаемом вниманию читателя издании представлена «традиционная» славянская Псалтирь. Церковнославянский текст Псалтири, включая молитвы по кафизмам и молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири, напечатан в полном соответствии с синодальными изданиями, с сохранением структуры и всех традиционных особенностей публикации богослужебных текстов церковнославянской печати. Псалмы печатаются с параллельными переводом, который выполнен непосредственно с церковнославянского языка. Перевод осуществлен Е. Н. Бируковой († 1987) и И. Н. Бируковым в 1975–1985 гг. Вдохновителем этой работы на ее начальной стадии был профессор Б. А. Васильев († 1976), который оказал переводчикам неоценимую помощь своими текстологическими консультациями.

Переводчики стремились не только помочь нашим современникам проникнуть в дух и смысл Псалтири, но и создать эквиритмичный перевод, который свободно читался бы со всеми интонациями, присущими славянскому тексту, его образами и эпитетами. Непонятные без толкования образы и обороты переводчики осторожно расшифровывали в духе древнего памятника, выделяя такие вставки курсивом. При работе принимались во внимание: перевод П. Юнгерова с его ценными подстрочными примечаниями; Синодальный перевод; перевод епископа Порфирия (Успенского); «Объяснение 118-го псалма» святителя Феофана, Затворника Вышенского; Толковая псалтирь Евфимия Зигабена; святоотеческие толкования святителей Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского , Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Феодорита Киррского и других учителей Церкви, раскрывающих в своих творениях как прямой, исторический смысл текста, так и его символическое и пророческое значение.

Подходя с большим благоговением к священному тексту, но опасаясь прозаизмов и буквализмов, переводчики в редких случаях были вынуждены отступать от синтаксического строя церковнославянской Псалтири и, сохраняя точность смысла, прибегали к небольшим перифразам и перестановке слов согласно логике современного русского языка.

Перевод сверен с греческим текстом Семидесяти толковников Т. А. Миллер, ею же составлены ориентированные на святоотеческое предание примечания, призванные показать исторический контекст и символический смысл отдельных стихов Псалтири, а также пояснить малопонятные для современного читателя образы.

В 1994 году данный перевод Псалтири был благословлен к публикации Высокопреосвященным Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, возглавлявшим Богослужебную комиссию при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

Пророк Давид оставил после себя великое наследие — псалмы . В книге Псалтирь , которая формировалась постепенно и пополнялась священными гимнами на протяжении почти всей ветхозаветной истории, Давиду, согласно надписаниям в еврейском тексте, приписываются семьдесят три псалма. Однако на основе ясных новозаветных свидетельств, а также содержания псалмов исследователи полагают, что великому царю принадлежит более половины Псалтири. У евреев собрание псалмов называлось «Сефер техилим» (Книга хвалений). Было и другое название — «Сефер тефиллот» (Книга молитв). Общепринятое сейчас наименование — Псалтирь — произошло от греческого струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов. Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского, «закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Святитель Афанасий Великий также пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах, и всякий читающий ее может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить, славословить Господа? В Божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» («Послание к Маркеллу»).

Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом: «Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, — изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих — приращение ведения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть 1-го псалма).

Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф 26, 30).

Важнейшей особенностью празднования ветхозаветной Пасхи было пение: «Хвалите Бога!» Оно состояло из хвалебных псалмов со 112-го по 117-й. В конце пели 135-й псалом.

Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол 3, 16). Благодаря новозаветному откровению во всей полноте раскрылся глубокий пророческий смысл псалмов. Поэтому в молитвенно-богослужебной жизни Церкви псалмы занимают особое место.