Правда что детей дает бог. Что значит богом данный ребенок

Бездетны всю жизнь, или первый ребенок появляется спустя много лет. Но вот парадокс: многие женщины беременеют вне брака. Казалось бы, ирония судьбы? Нет. Здесь есть свои нюансы, о которых не знает человек, но знает Бог. А он дает людям только то, что им полезно.

Давайте обсудим тему, почему Бог ребенка не дает, приведем примеры бездетных пар, рассмотрим кратко проповеди святых отцов, священников.

О святых Иоакиме и Анне

В церковных стенах многие семейные пары спрашивают батюшку: «Нам Бог не дает детей. Почему?» На этот вопрос может ответить четко лишь прозорливый старец, святой человек. А что ответит обычный священник? Если батюшка является духовным наставником семейной пары, знает, что жена не делала аборт, муж не жил с другими женщинами до знакомства с супругой, оба вели и ведут благочестивый образ жизни, он, наверное, лишь в утешение рассказывает историю святых Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы.

Как гласит житие, Иоаким и Анна много лет прожили вместе, жили с Богом, были благочестивыми и Но шли годы, десятилетия, надежды супруги не теряли, продолжали просить слезно Господа. Но как гласит Евангелие: «Просите, и дано будет вам», святая Анна забеременела в преклонном возрасте. Супруги не могли поверить в чудо. Они бесконечно благодарили Бога. Родилась девочка - Мария. Все детство она была тихой, незаметной, ни с кем не общалась, не играла. Ее детская душа была полностью занята Богом. Когда она стала взрослее, к ней прибыл архангел Гавриил с белой лилией и объявил, что она выбрана Богом, станет матерью его - Иисуса Христа.

В чем смысл этой чудесной истории? Родители усердно молились и просили у Бога малыша, Господь послал им Пресвятую Деву.

Разумеется, если у современной пары очень долго нет детей и они задают вопрос постоянно: «Почему Бог ребенка не дает?», а усердная молитва мужа и жены не прекращается, то они получат просимое. Но это не значит, что ребеночек обязательно будет чист и свят, как Божия Матерь. По крайней мере, это будет вымоленный ребенок. Кто знает, может, он свяжет свою жизнь с Богом и будет молиться за весь мир в будущем.

Что говорят священники

Любая женщина, желающая родить ребенка, может подойти к священнику с вопросом: «Почему Бог не дает детей?» Проповедь, просто совет или наставление помогут разобраться. Но самое главное - это воля Божия.

Нередко совершаются чудеса по вере бездетных супругов: родители буквально «привозят» ребеночка из паломнической поездки, после долгих стояний в очереди к мощам и иконе святой Матронушки. Но у всех судьба складывается по-разному. Главное - не отчаиваться.

Дети-сироты

В России очень много детей, оставшихся без отца и матери. Все существующие детские дома переполнены. К сожалению, малыши живут не в идеальных условиях. Мало кому повезло очутиться в монастырском приюте, где и отношение, и воспитание, и качество жизни сильно отличаются от государственных учреждений.

Догадываетесь, почему Бог не дает детей женщине иногда? Потому что он хочет, чтобы она воспитывала сироту как своего ребенка, стала ему родной матерью. Ведь брошенным детям тоже нужны родители, внимание, хорошее воспитание.

Если вам Бог так и не послал детей, подумайте: не пора ли вам усыновить детишек? К сожалению, такая процедура непростая и не всем доступна. Требуется собрать много справок, в том числе следует принести справку о доходах с работы.

Любые трудности награждаются победой. Молитесь Богу, Божией Матери и любимым святым, чтобы все получилось лучшим образом. Есть множество историй, связанных с бездетными семьями, когда Бог чудным образом посылает ребенка или сразу несколько детей.

О здоровье и воспитании

А позволяет ли ваше здоровье выносить и родить? Нередко Господь ограждает женщин от беды, смерти или ошибки. Какой именно? Например, женщина забеременела. Потом выяснилось, что ей рожать категорически запрещено, даже ребенка вынашивать. Могут умереть и мать, и ребенок. Такие случаи в церковной жизни существуют.

Но есть и счастливые истории. Можно рассказать об одной семье священника. Супруга батюшки - женщина очень маленького роста (около 1 метра). Как известно, малорослым женщинам рожать запрещают, так как плоду негде будет развиваться, а внутренние органы матери будут сдавлены. Что же случилось с маленькой мамой? Вместе с супругом они стали усердно молиться Богу, чтобы родился здоровый малыш, а мама выжила. Так и случилось, к счастью. Врачи были в шоке. Кстати, спустя время супруги решились родить второго ребенка.

Что касается другой проблемы - воспитания, то здесь тоже есть свои нюансы. Сможете ли вы воспитать достойного человека? Справитесь ли вы с трудностями? Какое воспитание у вас самой? Может, вам нужно что-то исправить в себе самой.

Давайте поговорим, почему Бог дает больных детей. Здесь есть много вариантов, судьбы у всех разные. Есть одна история, связанная с умирающим мальчиком. Мать сидела возле кроватки сына и горько плакала. Стала она усердно молиться Богу, чтобы сын выжил. Вдруг она заснула и видит сон: ее сын вырос, сделал страшные дела и был повешен. Господь через ангелов спросил страдающую мать, что она выбирает: рай для ее маленького сына, который умирает, или же виселица с позором через 20 лет? Женщина, к сожалению, выбрала второе. Все сбылось. Ее сын был повешен в наказание за злодеяния.

Правда, эта история не относится к еще но она четко описывает возможные причины того, почему Бог вообще не дает детей. Он хочет оградить благочестивых христианских супругов от скорбей. Можно ответить, почему Бог не дает второго ребенка: практически по всем тем же причинам:

  • плохое здоровье родителей;
  • избежание беды и скорбей;
  • есть риск не справиться с обоими малышами;
  • бедность.

Нужно уметь принимать то, что дает Бог, а за то, что не дает, - благодарить. Помните пословицу: «Бойтесь своих желаний - им свойственно сбываться». А почему их надо бояться? Потому что они могут быть во вред.

Не замужем, а ребеночка хочу!

Зачастую священники слышат странные слова от женщин, которым уже слегка или далеко за тридцать: «Батюшка, возраст поджимает, а я все одна. Благословите меня родить ребеночка от кого-нибудь для себя». Такая дама, к сожалению, не знает, что Господу не угодно, когда Но тем не менее, они рождаются и даже чаще, чем у семейных пар. Здесь только можно ответить, что внебрачные мамы сами себя наказали.

Очень часто так и случается. Супруги вопрошают: «Почему Бог ребенка не дает?», а незамужние женщины плачут: «Господь мне в наказание послал больного, непослушного». Что остается делать приходскому священнику? Разумеется, беседовать на исповеди с каждым, чтобы попытаться понять, в чем тут дело.

Зачем венчаться?

Венчание - это великое таинство, Господь освящает брак. Священник читает молитвы, одна из них относится к рождению детей.

Почему Бог ребенка не дает некоторым супругам? Потому что они не дали обет перед Богом быть вместе всегда, не молились вместе со священником, а Господь брак не благословлял.

Грешны ли вы?

Нередко во время исповеди выясняется, что когда-то давно одна женщина имела несколько партнеров, заразилась от одного из них и не может родить, а другая сделала аборт. Вот почему Бог не дает детей - грехи, причем очень страшные. Чтобы у супругов появились дети, нужно жить с Богом, с чистой совестью, молиться и верить.

У вас есть дети?

Этот вопрос задают так часто, что у нас уже должен выработаться к нему иммунитет. Но нет. Пытаетесь ли вы зачать ребёнка уже целую вечность или начали только недавно, вопрос бесплодия затрагивает самые глубины души и влияет на отношения со многими людьми. Когда мы с мужем пытались зачать ребёнка, нам очень помогла в эмоциональном и духовном плане выбранная нами позиция в отношении друзей, нашего самосознания, нашего брака и взаимоотношений с Богом.

Друзья


Вам может быть больно проводить время с подругой, которую окружают воркующие дети или которая прижимает к груди малыша, а ваши руки в это время пусты. Одна моя подруга, у которой только что случился выкидыш, услышав о беременности нашей знакомой, сжала руки в кулаки и закричала: «Это должен был быть мой ребёнок!» В такой ситуации легко начать завидовать женщинам, у которых есть или скоро появится ребёнок, легко начать жалеть себя, но это очень и очень непривлекательная и неправильная реакция. Лично я для себя составила несколько правил касательно этого вопроса:

    1. Если появляется зависть или жалость, исповедать это Господу.

    1. Молиться перед тем, как оказаться в обстоятельствах, в которых меня может захлестнуть отчаянная мысль «хочу ребёнка», и попросить Бога утешить меня, поддержать и помочь сохранять надежду.

    1. Находясь в кругу подруг с детьми, переводить фокус внимания с детей на что-то другое.

  1. Ограничить время пребывания в том обществе, нахождение в котором подстёгивает моё отчаянное желание иметь ребёнка.

Самосознание


Проблема бесплодия может сильно повлиять на ваше самосознание. Мысли вроде «Почему Бог не даёт мне ребёнка? Может быть, из меня получился бы плохой родитель? А может, со мной не всё в порядке?» Надежда на беременность заставляет даже при малейшем симптоме тут же подумать: «Наконец-то я беременна!» Так проходят месяцы и годы, и неисчезающая надежда зачать ребёнка может привести к тому, что женщина начнёт чувствовать себя немного сумасшедшей.

Кроме всех этих мыслей, может появиться и тяжёлое чувство вины из-за неспособности забеременеть. У меня болело сердце от того, что я считала себя виноватой в том, что не могу забеременеть. Помню, две женщины спросили меня с издёвкой: «Что с тобой? Почему ты не можешь подарить своему мужу детей?»

В некоторых случаях причиной, по которой женщина не может забеременеть, является некогда сделанный аборт или болезнь, передающаяся половым путём, и всё это только усугубляет чувство вины. Прошлый сексуальный багаж или насилие также может быть причиной бесплодия. Пустая колыбель оказывает сильное воздействие на психику. Для того чтобы в этот тяжёлый период поддерживать свою самооценку, воспользуйтесь несколькими советами:

    1. Если вас посещают мысли о собственном чувстве вины в вопросе бесплодия, исповедуйте их. Если уже долгое время вы обвиняете себя в неспособности забеременеть, потому что в прошлом вы совершили какие-то ошибки, попросите у Бога прощения, поверьте, что Он простил вас, и живите в Его благодати. Возможно, такой подход не решит ваши физиологические проблемы, но зато дарует душевное исцеление и внутренний покой. И ещё помните, что никто не совершенен. Мы все согрешаем, и все нуждаемся в Божьем прощении и Божьей благодати. Если вы обвиняете себя в своём бесплодии, попросите Бога избавить вас от этих мыслей и заменить их истиной.

    1. Говорите на эту тему со своим супругом и молитесь об этом вместе с ним или вашим духовным наставником, руководителем служения, консультантом по духовным вопросам, чтобы избавиться от любого старого багажа, который вызывает у вас чувство вины по поводу пустой колыбели.

  1. Стройте свою самооценку на том, что говорит о вас Библия. Стихи, в которых говорится о том, кто мы во Христе, вы можете перефразировать под себя так:

    Я - соль земли (см. Матфея 5:13)
    Я - свет мира (см. Матфея 5:14)
    Я - чадо Божье (см. Иоанна 1:12)
    Я - друг Иисуса Христа (см. Иоанна 15:15)
    Иисус избрал меня и поставил, чтобы я приносила плод (см. Иоанна 15:16)
    Я - раб праведности (см. Римлянам 6:18)
    Я - раб Богу (см. Римлянам 6:22)
    Я - дочь Божья. Бог - мой духовный Отец (см. Римлянам 8:14; Галатам 3:26, 4:26)
    Я - наследница Божья и сонаследница Христу (см. Римлянам 8:17)
    Я - Тело Христово. Его Дух и жизнь обитают во мне (1 Коринфянам 12:27; Ефесянам 5:30)
    Я - новое творение (см. 2 Коринфянам 5:17)
    Я примирилась с Богом, и Он дал мне служение примирения (см. 2 Коринфянам 5:18-19)
    Я - дочь Божья, и я во Христе (см. Галатам 3:26, 28)
    Я - наследница Бога, потому что я дочь Бога (Галатам 4:6-7)
    Я - святая (см. Ефесянам 1:1; 1 Коринфянам 1:2; Филиппийцам 1:1; Колоссянам 1:2)
    Я - Его творение, создана во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил мне исполнять (см. Ефесянам 2:10)
    Я не чужая, я своя Богу и Его семье (см. Ефесянам 2:19)
    Я - узница Иисуса Христа (см. Ефесянам 3:1, 4:1)
    Я праведная и святая (см. Ефесянам 4:24)
    Моё жительство на небесах, я уже посажена на небесах во Христе Иисусе (см. Филиппийцам 3:20; Ефесянам 2:6)
    Моя жизнь сокрыта с Христом в Боге (см. Колоссянам 3:3)
    Я - выражение жизни Иисуса Христа, потому что Он моя жизнь (см. Колоссянам 3:4)
    Я избрана Богом, я святая, я возлюблена Им (см. Колоссянам 3:12; 1 Фессалоникийцам 1:4)
    Я - дочь света и дня, а не ночи и тьмы (см. 1 Фессалоникийцам 5:5)
    Я - участница в небесном звании (см. Евреям 3:1)
    Я - причастница Христу (см. Евреям 3:14)
    Я - живые камни, из меня строится дом духовный (см. 1 Петра 2:5)
    Я - род избранный, царственное священство, человек святой, взятый в удел (см. 1 Петра 2:9-10)
    Я - странник в этом мире, где я живу временно (см. 1 Петра 2:11)
    Я - враг дьявола (см. 1 Петра 5:8)
    Я - дитя Божье. Я уподоблюсь Христу, когда Он вернётся (см. 1 Иоанна 5:18)

Брак


Вот женщина вышла замуж, и каждый месяц тест на беременность показывает отрицательный результат. От этого ей очень тяжело. Но разочарование может смениться и хорошими новостями. В период ожидания зачатия ребёнка попробуйте вот что:

    1. Подумайте о трёх видах деятельности , которым вы могли бы посвятить своё время, и начните заниматься этим. Например, мы с мужем решили научиться лучше распоряжаться деньгами, поэтому мы вместе стали посещать христианские семинары на эту тему.

    1. Радуйтесь жизни в этот период. Вместе с мужем и друзьями выезжайте на отдых, устраивайте спонтанные романтические вечера или поездки – всё это было бы не так-то просто, будь у вас дети; поддерживайте друг друга в достижении целей, которых вы не смогли бы достичь, если бы у вас уже были дети.

    1. Общайтесь. Говорите друг с другом о своих чувствах (если вы оба хотите поговорить об этом). Поскольку это такая глубокая тема, дайте своему мужу время настроиться на этот разговор. Вы можете, например, договориться, что в такой-то день вы поговорите о том-то, чтобы ваш супруг мог морально и эмоционально подготовиться к разговору.

  1. Молитесь вместе. Вместе с мужем расскажите Богу о том, что вы чувствуете и чего желаете, и отдайте свои желания Ему. В зависимости от своей ситуации рассмотрите вопрос об усыновлении и помолитесь об этом.

Взаимоотношения с Богом


Отсутствие детей может повлиять на многие аспекты вашей жизни, но ваши отношения с Богом ещё сильнее влияют на каждый её аспект. Если мы виним себя в отсутствии детей, значит, мы не понимаем того, что жизнь даёт Бог. Если мы обвиняем себя или своего супруга и позволяем разочарованию разрушать наш брак, значит, на престол своего сердца мы посадили себя или своего мужа, а не Бога, которому и принадлежит это место. Ваши отношения с Богом будут для вас твёрдой скалой, которая поможет вам выдержать шторм разочарования, бушующий в вашей жизни по причине отсутствия детей. Вот некоторые идеи, которые помогут вам строить с Ним отношения в данных обстоятельствах:

    1. Будьте честны с Богом . Не несите свою боль сами, отдайте её Богу - у Него достаточно сильные руки.

    1. Изучите те библейские отрывки, в которых речь идёт о бездетных парах. Поразмышляйте над тем, как Бог их поддерживал, что они узнали о Нём. Когда я изучала эти отрывки, у меня появилась надежда.

    1. Молитесь о ребёнке . В Писании упоминаются пары, у которых не было детей и которые молились о том, чтобы у них появились дети. У нас есть друзья, которые после многих лет попыток зачали ребёнка, когда попросили других молиться за них.

    1. Научитесь быть довольным . Мы многого ожидаем от жизни, и мы будем гораздо лучшими людьми и родителями, если научимся быть довольными в любых возникающих в нашей жизни обстоятельствах.

    1. Будьте открыты для того, что Бог делает в вашей жизни . Примите это и попросите Его помочь вам относиться к этим обстоятельствам в соответствии с Его замыслом для вашей жизни.

  1. Доверяйте Богу . Он всё обернёт вам во благо (см. Римлянам 8:28). Мы с мужем обсуждали то, какие могли быть у Бога цели для того, что Он не даёт нам детей. Мы можем быть правы или неправы, но мы понимаем, что отсутствие у нас детей не следует приравнивать к отсутствию у Бога цели для нашей жизни.

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами.

Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит?

— У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях.

— Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим.

— Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке?

— Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают. Более того, именно через детей многие и приходят к Богу. Но в том случае, если брак не благословлен Церковью, дети оказываются как бы похищенными. Знаете, если ребенок хочет от отца получить что-то, он говорит ему: «Папа, я хочу машинку». Тогда отец эту машинку покупает или не покупает. Но ребенок ведь может и не обращаться к отцу, а стащить деньги у него из кошелька и купить эту игрушку. Но той радости, которую он мог бы получить, когда бы отец сам подарил игрушку, он уже не получит, потому что ему придется ее прятать, играть ею тайком. Нечто подобное, мне кажется, возникает и в случае с семьей, с беременностью. В одном случае родители молятся о том, чтобы у них были дети, берут благословение, просят Бога, чтобы Он благословил их брак, благословил чадородие и многочадие, как мы молимся в таинстве Венчания. Совершенно другая ситуация возникает, когда ребенок — побочный продукт взаимоотношений мужчины и женщины. Уже не будет, конечно, той радости, которая бывает у родителей, осознавших, что Бог услышал их молитвы и даровал им ребенка.

— Но бывает же так, что родители венчаются, но о даровании детей не молятся. А бывает наоборот: молятся о рождении детей не венчанные…

В первом случае молитва совершалась во время венчания и супруги молились вместе со священником. Во втором — людям необходимо осознать, что самая сильная молитва о детях — именно венчание. Мне довелось повенчать супругов, которые считали себя бесплодными... Через год я крестил их двойню!

Особый путь, но не единственный

— Существует точка зрения, что чадородие это особый путь женщины ко спасению. Насколько она корректна?

— Об этом прямо говорит апостол Павел: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2, 14-15). Но как это понимать? Есть такая поговорка в Православии: воспитать ребенка — всё равно, что храм построить. Ведь мы относимся, по словам апостола Павла, к нашим телам как к храмам Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей.

Икона Богородицы "Поможение в родах" почитается как заступница рожениц. Образ получил распространение в России в XVII-XVIII вв., возможно, под влиянием итало-греческой иконописи. В Санкт-Петербурге почитаемый список находится в в Свято-Троицком Измайловском соборе.

— Но ведь очевидно, что у женщин есть другие призвания. Она может и не иметь детей, и при этом быть хорошей христианкой.

— Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего.

— То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины?

— Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Конечно, рождение детей — это важная и необходимая цель брака. Но на первое место апостол поставляет не его, а сохранение чистоты и целомудрия. То есть — ограничение нашей естественной потребности тем, что благословил Бог.

Предохранение от Бога

— С Вашей точки зрения, сколько должно быть детей? Как определить, сколько их нужно и можно иметь этой вот конкретной паре?

— Человек это не может определить, это определяет Бог. Сколько Он пошлет, столько и должно быть. Другое дело, что встает вопрос о предохранении. В чем его смысл? В том, что, предохраняясь от посылаемого Богом, человек предохраняется от Самого Бога. Он Ему не доверяет, считая, что у него есть какие-то обстоятельства, о которых Бог не знает: низкая зарплата, маленькая жилплощадь, планы карьерного роста. Он рассуждает так: дети у нас появятся в зависимости только от того, имеем ли мы с супругой близость или не имеем, а Бог, может быть, об этом и не узнает. Как-то это само собой получится. И Бог, действительно, нам не навязывается, в стороночке стоит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предохраняться можно?

— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое...

— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения…

— Да, конечно. Универсальный. И только такое «предохранение» может быть благочестивым. Но супруги должны быть к этому готовы. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга (речь идет именно о близости), разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих условий не выполняется, то супруги не могут друг от друга уклоняться, не могут отказывать друг другу в близости. Каким образом это с исповедью связано? Часто приходят люди и говорят: «Вот, мы в пост допускали близость». Здесь важно понимать, что отказываться от близости супруги имеют право только по взаимному согласию. Поэтому, если один из супругов хочет поститься, а другой не может этого делать, то тот, который хочет поститься, не имеет права воздерживаться. Он может сам не провоцировать другого, пытаться жить воздержанием, но если другому необходимо это, мужу или, наоборот, жене, то первый, который постится, уже не имеет права отказывать. Греха здесь не будет. И я обычно говорю прихожанам, что если не вы были инициатором близости в пост, то вы можете даже в этом не исповедоваться, потому что, наоборот, будет грехом, если вы будете отказывать, и из-за этого, может быть, семья будет разрушаться, ваша вторая половиночка будет куда-то в другую сторону смотреть, разжигаться какими-то помыслами, не дай Бог, до измены дойдет.

Встреча Марии и Елисаветы (Лк. 1, 39-56), состоявшаяся сразу после Благовещения, не только укрепила Богородицу в Ее служении, не только прославила Ее родственницу как пророчицу и мать пророка, но и показала христианину, что ребенок от зачатия избран и любим Богом. "Иоанн, когда еще был в чреслах Захарии, - пишет преподобный Ефрем Сирин, - подобно и Левию в чреслах Авраама, уже служил Господу и ожидал Его, как цвет месяца арекк, молчаливо возвещающий о грозди, которая источена среди Иерусалима".

— Мы знаем сколько угодно неблагополучных семей с множеством детей. Мы знаем и очень благочестивые семьи, где один-два ребенка, и явно не потому, что родители больны, а потому что они решили, что у них будет столько-то детей. Они кормят их, воспитывают в вере, дают образование. Получается, что вот те неблагополучные семьи более безответственно подходят к «детскому вопросу». При этом они вопросами предохранения не обеспокоены. В этой логике они доверяют Богу больше, чем благополучные и благочестивые?

— Те люди, про которых Вы говорите, рожают детей не потому, что они волю Божию исполняют, а потому, что они, как животные, следуют инстинктам. Другое дело, что дети-то тоже не из воздуха появились — Господь их послал. И мы не знаем, почему у одних благочестивых, которые хотели бы много детей, родился всего один, два или вообще ни одного, а у каких-нибудь пьяниц — много. Возможно, одна из причин — то, что Господь хочет через детей, через многочадие, вот этих людей, которые живут неблагочестиво, как-то заставить задуматься и изменить свою жизнь.

Еще ближе к Нему

— Самый распространенный «православный» вопрос: можно ли беременным поститься?

— Я здоровых молодых женщин всегда благословляю поститься. Но без надрыва: если какие-то проблемы возникают, можно послабление сделать. Но сколько постились мои прихожанки, роды всегда нормально проходили, и даже легче было рожать. Потому что если беременная постится, у нее размягчаются родовые пути и возникает гораздо меньше осложнений, чем у женщины, которая питается всем. Но одно дело — воцерковленная здоровая женщина, которая постилась до беременности. Другое дело — здоровая женщина, которая не постилась. Одно дело — больная, которая постилась. Другое дело — больная, которая не постилась. Всё индивидуально. Кстати, в некоторых случаях, сам организм женщины в начале беременности начинает поститься: я имею в виду токсикоз первого триместра, когда возможна не только тошнота, но и рвота.

— Нужно ли женщине чаще причащаться во время беременности?

— Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? Один раз, наверное, когда была крещена, второй — когда покаялась, в третий — перед смертью. Тем не менее — она одна из самых великих святых. Поэтому, дело не частоте причащения, а в качестве, в том, как мы готовимся к причастию, как относимся к нему. Конечно, для человека, который живет не в пустыне, как Мария Египетская, а рядом с храмом, который воспринимает Бога не как нечто далекое, а как нечто близкое и родное, как члена семьи, частое по возможности причащение является насущной потребностью. Ну а во время беременности, когда женщина думает уже не только о себе, а и о ребенке, у нее, у православной мамы, должно быть постоянное желание стать еще ближе к Богу, еще больше молиться, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то ограничения для беременных, по аналогии с «обычным женским»?

— Не причащаться, не приходить в храм? Нет, это предрассудки. Женщины иногда задают вопрос: «А можно ли во время беременности венчаться?» Если уж до беременности не испросили благословения Божия на зачатие и на рождение детей, то лучше, конечно, это раньше сделать, чем позже. Лучше венчаться во время беременности, чем после.

Мама и другие

— Как правильно сообщить о беременности мужу и родителям?

— Это зависит от взаимоотношений в семье и от отношения в ней к чадородию. Бывает так, что семья даже православная, в ней уже несколько детей, но бабушки-дедушки полагают: «куда уж там больше». В этом случае, может быть, попозже стоит говорить, чтобы не вызвать негативной реакции, от которой сама мама (которая вынашивает ребенка) будет расстраиваться и нервничать.

— У беременных женщин бывают разные, скажем так, чудачества, частые перемены настроения. И окружающие от этого тоже страдают. Как это преодолеть? Что нужно делать?

— Вся жизнь наша — страдание. Через какие-то скорби мы совершенствуемся в терпении и в смирении. Для женщины это подвиг, для близких — тоже подвиг, возможность лишний раз проявить свою любовь к этому человеку, к этой женщине, к супруге, к дочери, к матери, к сестре.мы должны иметь к беременной женщине соответствующее снисхождение. Вот часто пожилые люди говорят: «Мне бы хотелось уже умереть, потому что я только обуза для ближних. Я инвалид», или: «…я уже старая, не могу за собой ухаживать». Приходится объяснять: «Вы поймите, вы нужны вашим ближним, потому что, ухаживая за вами, они учатся любить». Точно так же, и, может быть, еще в большей степени, мы учимся любить, терпя немощи беременной женщины.

— Как Вы относитесь к присутствию мужчин во время родов? Такая практика сейчас достаточно распространена, в том числе платно эту услугу оказывают в роддомах. Это хорошо или нет?

— Я — консерватор. Мне кажется, это сугубо женские дела — пусть рядом с роженицей будут мать, сестра, близкая подруга — мужчине там делать совершенно нечего. Я, правда, присутствовал при родах второго и третьего ребенка, но я был немножечко в стороне, просто молился, роддом окроплял. Мужчина в этот момент должен быть не столько с женой, сколько с Богом. Потому что именно Он посылает ребенка, хотя и не без участия родителей.

Мама и ребенок

— Как относиться к УЗИ, скринингу, анализам на патологии, в общем, к способам врачебного мониторинга беременности. Нужны ли они?

— Я своим студентам всегда говорил: «перед лабораторными и инструментальными методами исследования снимайте шляпу, но не голову»! Мне самому приходилось много раз ставить диагнозы вопреки исследованиям. К сожалению, сейчас и врачи и беременные «снимают голову». Взять хотя бы тест на АФП (альфафетопротеин). Это скрининговый тест на патологию плода. Делают почти всем. За рубежом он добровольный, и о нем подробно рассказывают. Да, действительно, изменение количества этого белка может свидетельствовать о повышенном риске пороков. Например, понижение — о риске болезни Дауна. Что сделает женщина, если ей скажут, что риск болезни Дауна у ребенка повышен в 50 раз? Она решит, что ребенок — Даун и пойдет на аборт! Теперь обратимся к цифрам. Повышение риска в 50 раз означает, что женщина имеет примерно 0,5% риск родить дауненка, или 199 против 1, что родится здоровый! Это уже совсем другой разговор. А женщине говорят, что у нее Даун! Я много таких успокаивал после направления на аборт. Во всех случаях родились здоровые. Поэтому надо с умом подходить к исследованиям. И делать их не для уничтожения «неполноценных», а для того, чтобы помочь женщине родить.

— Есть различные рекомендации, которые сводятся к тому, что будущая мать должна активно воздействовать на ребенка: классическую музыку слушать, читать ему хорошие книжки вслух, разговаривать с ребенком. Что из этих рекомендаций имеет реальную пользу?

— В медицине есть такие направления, как арт-терапия и музыкотерапия. Известно, что искусство влияет на организм человека, на его настроение, на его психику. И, конечно, ребенок в утробе матери тоже ко всему этому приобщается и на всё это реагирует. Я перед Крещением ребенка говорю, что он, этот ребенок, не белый чистый лист, на котором можно писать всё, что угодно. Нет, написать, конечно, можно всё, но надо понимать, что, во-первых, ребенок уже поврежден грехом, несет на себе последствия того, что совершили Адам и Ева. А во-вторых, он девять месяцев находился в утробе у мамы и вместе с ней либо ходил в храм и молился, либо слушал концерты классической музыки, либо смотрел боевики, либо сидел в соцсетях. Опять же, если у мамы с мужем лады, и они любят друг друга, друг другу уступают — и ребенку легче. А если мама ругалась с папой во время беременности, то и ребенок каким-то образом это всё переживал. Все поступки мамы отражаются на ребенке.

— Я слышал от многих женщин (хотя это не абсолютное правило), что им тяжело любить ребенка до того, как его положат на живот после родов. Тогда только она начинает думать о нем, а не о себе. А до того она сосредоточена больше на своем здоровье. Это нормально или нет?

— Но женщина ведь может чувствовать ребенка и до родов! Мы же любим Бога, Которого не видим, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы любить Его. Но, действительно, с того момента, как ребенка приложили к груди первый раз, очень сильно что-то меняется в матери. В центре «Жизнь», который я возглавлял, был такой случай. Наша сотрудница, которая в роддоме работала, узнала, что одна из женщин хочет отказаться от ребенка. Вокруг нее уже ходили доктора, подписывали какие-то документы, был «покупатель», который был готов забрать ребенка. Она, врач, пошла на хитрость. После того, как ребенок родился, она принесла его к маме, которая совершенно не собиралась его принимать, не готова к этому была, и сказала: «Вы знаете, ребенка сейчас мы не можем покормить. Не могли бы вы его один раз к груди приложить. А мы потом решим проблему». Она приложила... и не смогла отдать. Конечно, врача этого потом уволили, было много истерик, криков, ругани. Но мама выписалась с ребенком.

Священник Кирилл Иванов

Родился в 1971 г. В прошлом - врач-кардиолог, преподаватель пропедевтики внутренних болезней в СПбГПМУ. Был духовником и руководителем ПМПЦ "Жизнь". Вместе с А. И. Танаковым и К. Ю. Боярским является автором книги "Как стать мамой. На приеме в женской консультации. Бесплодие и беременность. Комментарии священника" (М.: Ковчег, 2010).

Друзья, добрый день. Как вы думаете, Кто с нами всегда и не покидает нас, ни на миг? Конечно же, Бог. Он пребывает с нами на всех этапах земной жизни: от юных лет и до самой смерти.

Малыш рождается, и Бог рядом: он радуется первым шагам малыша, а позднее незримо «провожает» ребёнка в садик. Мальчик подрос и уже стал ходить в школу, и тогда Бог не оставляет своё чадо.

Он помогает нам в учёбе, работе, во всех сферах жизни и во всех добрых начинаниях. И так всегда, Бог с каждым из нас, в любую погоду, в любое время суток, не смотря ни на что.

Он незримо с нами: в институте, на работе и в старости – ВСЕГДА!

Почему же мы так мало общаемся с Богом, не советуемся и не просим Его о помощи? Что за странный парадокс – рядом с нами Тот, Кто безграничен и в мудрости, и в силе, а мы упорно не желаем принять Его? Бог любит каждого из нас неизмеримо, а мы, слепые, упорно ищем того, кто искренне полюбил бы нас.

Для того, чтобы прикоснуться к этой великой Любви не надо ничего искать, она рядом – Бог любит каждого и всегда готов помочь в добрых делах, стоит только открыть Ему сердце: молитвой, словом, служением .

ЧУДЕСА СРЕДИ НАС

Возможно, мы так устроены, что в каждом человеке немного от Фомы Неверующего. Мы безоговорочно верим своим глазам, жадно ждём чудес, но упорно не хотим видеть присутствия и явной помощи Божьей среди нас. Присмотритесь – все доказательства присутствия Его мы встречаем каждый день. Мы настолько к ним привыкли, что они кажутся нам обыденными или простыми совпадениями. Но это только на первый взгляд, стоит только присмотреться, и вы увидите присутствие Бога жизни в каждого человеке, с самого рождения.

«Бог дал ребенка, даст и на ребенка»

Эту известную фразу, гневно критикуют на всех женских форумах. На неё, бедную, ополчились буквально все. Не знаю почему, но большинство из женщин относятся к смыслу этой фразы дословно, примитивно и только с финансовой точки зрения.

«Мне интересно, откуда пошла эта идиотская фраза? Конечно, есть шанс, что деньги появятся и т.д., но он скорее минимален. Сама знаю достаточно много примеров, когда люди, у которых ничего не было и которые и так жили плохо, родили детей и всю оставшуюся жизнь живут еще хуже».

Елена П, 32 года

И только тот, кто действительно оказывался в таком серьёзном положении способен раскрыть истинное значение этого высказывания. А они, буквально все, дословно утверждают, что вместе с ребёнком Бог даёт: силы, помощь и возможности. Главное – это не жить жалостью к себе, не лениться, а главное не упускать те шансы, которые Господь приоткрывает тебе.

Давайте посмотрим на то, что говорят об этом мамы .

«Вместе с ребенком Бог дает именно эти силы. Просто многие люди ленятся, плывут по течению или банально жалеют себя. А еще некоторые сокрушаются, что их ребенок не носит брендовые вещи, неуч и к тому же худой — еды ему явно не хватает! …

Я с рождения учу ребенка всему! и при этом мы почти накопили на квартиру. Кто говорит, что ребенку много надо — тот не имеет детей, или зажрался сам и зажрал своего отпрыска икрой, диорами, нянями по всем предметам. Таким конечно, где уж одного поднять, а о 3-4 думают как о кошмаре…».

А ещё мне очень нравятся слова этой мудрой мамы. В этих словах раскрывается истина: «Когда закрывается одна дверь, Бог обязательно откроет для тебя другую».

«Я планировала ребенка не на основе этой пословицы, но так вышло, что осталась беременная одна и полностью эта пословица оправдала себя, в случае, когда кажется нет спасения — приходит помощь и весьма ощутимая. Просто Бог дает возможность, а использовать ее во благо своего ребенка это твой выбор. Ребенок — это огромный стимул жить дальше.

Lika, молодая мама

Я вижу, вы гневно критикуете меня, мол, у меня было не так?! Не стоит, рассудите сами. В эту фразу «не попадают» только тогда, когда вместо веры, в молодой маме живут: уныние, гнев, лень или пагубные привычки. Ну, а что дети? Глядя на них нам хочется улыбаться, жить, работать. Дети – это великий стимул любить и действовать. Что может быть лучше!?

Дорогие мамы. Если ваша сегодняшняя жизнь тесно связана с этой фразой, для начала остановитесь, подумайте, не рубите с плеча.

Прочь грусть и уныние. Лучше соберитесь с душевными силами, попросите Бога о помощи и совете. Закажите молебен о здравии себе и детям, закажите молебен на успех в делах, или даже .

Не огорчайтесь, если у вас нет времени идти в церковь. Молитесь домашней молитвой, а молебен можно заказать и онлайн .

Вы даже не сомневайтесь – с верой в душе, вначале придёт тихая радость, а потом придут и возможности, и правильные решения.

Не успеете оглянуться, а ваши малыши уже подросли, одели новенькую школьную форму и пошли по новой дороге жизни, на свою первую в школьную линейку.

БЛАГОСЛАВЛЯЙТЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ

За окном сентябрь – первый месяц нового учебного года. Сентябрь — это начало новых знаний, и с ними новых трудностей в познании наук. Мы любим своих детей, желаем для них лучшего, искренне хотим, чтобы наши дети выросли умными и грамотными людьми.

«Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести» (Прит.13:19)

В первые дни учебного года служатся специальные молебны об учащих и учащихся. Если ваш ребёнок, по каким либо причинам не попал на него, то не волнуйтесь, по интернету можно заказать молебен об успехе в учёбе (делах) , прямо не выходя из дома.

Не всем учёба даётся легко. Для школьников учёба – это великий труд, поэтому, как и в любом другом деле складывается по-разному — получается и «на пять» и «на два». Не вся информация запоминается быстро и гладко, и такое бывает даже при наличии усердия.

Из жития Сергия Радонежского мы знаем, что ему сначала никак не давалась грамота. В отрочестве он начал усердно молиться Господу и слёзно просил Господа вразумить его.

— Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи меня и вразуми меня.

Господь послал отроку старца-черноризца. Мальчик поведал старцу о своём горе и попросил его помолиться о нём к Господу. Окончив молитву, старец благословил мальчика, дал просфору и сказал.

Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь то, что нужно, так что ты и других можешь поучать. Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее.

И действительно, после этого случая мальчик перегнал своих братьев в успеваемости.

Все дети разные и это нормально. У кого-то цепкая память, у кого-то сильная фантазия, а кто-то с рождения прирождённый философ. Но каждый ребёнок, и это без исключения, имеет от Бога свой, индивидуальный дар, наклонность к чему-то. Дорогие родители, наша первостепенная задача состоит в том, чтобы найти этот «Божий подарок», поддержать ту искорку таланта, вложенного в вашего сына или дочку.

Не сомневайтесь в том, что Бог всегда рядом с вами, и вашими детьми. Не сомневайтесь и в том, что «Бог поцеловал в макушку» вашего ребёнка. Господь в каждого человека закладывает и добро, и совесть, и любовь, а значит в каждого из нас закладывает частичку Самого Себя.

Если у вас возникли трудности в воспитании, если вы не знаете, как поступить, то имеет смысл спросить совета у Того, Кто всё знает, стоит помолиться Тому, Кто всегда рядом и готов нам помочь – надо помолиться Богу.

Как мы ещё можем помочь своим детям? В первую очередь, окружив их своей заботой и любовью. Ребёнок, чувствуя вашу любовь и поддержку во сто крат успешнее, спокойней и здоровее тех детей, на которых постоянно кричат, срываются или которыми не занимаются вовсе. Учите совместно уроки, читайте друг другу книжки, устраивайте познавательные экскурсии и так мы сможем помочь нашим детям и физически и морально.

Не менее важна для воспитания личности и здоровая атмосфера в семье. Маленький ребёнок во всём старается быть похожим на старших. Глядя на поведение своих родителей он жадно впитывает основы будущих ценностей, манеру поведения, запоминает слова и поступки старших. Вот почему так важно показывать ребёнку то, что родители любят друг друга, уважают старших, помогают младшим, а так же любят Бога и чтят Заповеди Его.

Настоящий человек, прежде всего тот, кто духовно богат

Помогите своим детям, вырасти духовно сильными. Благословляйте своих чад, молитесь за них, причащайте. Помните, что самая сильная молитва это . Господь всегда слышит все молитвы, произносимые детьми и за детей, поэтому не скупитесь на них. За это Господь воздаст вам и детям вашим благодатью сторицей. Дети будут здоровей, смышлёней, а главное духовно окрепшими и стойкими личностями.

Защитите себя и детей своих, могучей силой Святой Церкви. Ходите в храм на службы, причащайтесь, посещайте воскресные церковные школы, совместно молитесь и заказывайте молебны о здравии и об успехе в учёбе .

У Господа можно и нужно просить о помощи в учёбе и самим ученикам

Сами ученики тоже должны молитвенно просить о помощи в учении Бога, Богородицу и Святых Его.

Бог всегда помогает каждому ученику и не кому не отказывает в помощи.

Посмотрите, как писал об этом Святой Иоанн Кронштадтский

«Скорбя о неудаче учения, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне смысл и разум, - и я помню, как вдруг спала точно завеса с моего ума, и я стал хорошо понимать учение. Чем больше я возрастал, тем лучше и лучше успевал в науках, так что почти из последних возвысился до первых учеников»

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ПРОСИТЬ О БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ

Бог — это источник всякой жизни и всякой благодати. Он всегда рядом с нами и никогда не отказывает нам в помощи. Чтобы получить Божью помощь и благословление надо просто верить в Него и просить Его об этом.

Когда мы были маленькими, о нас заботились наши родители, когда мы выросли и сами стали мамами и папами, то уже мы окружаем любовью своих детей. Но если вы действительно любите своего ребёнка и желаете ему счастья, то не поленитесь, попросите об этом у Бога. Он же всегда рядом, у тебя за спиной, Он только ждёт шанса ещё помочь нам.

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

Вступая в брак и венчаясь, молодые мечтают и надеются, что Господь благословит их семью детьми. Но проходят годы, пять, десять лет… а долгожданная беременность не наступает. Как быть в такой ситуации? Что предпринять? Понятно, что, прежде всего, молиться о детях, но надо ли еще что-то делать, надо ли обращаться за помощью к современной медицине? И все ли медицинские технологии, ставшие в последнее время очень популярными, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), приемлемы для православных? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Главное для христианина – праведная жизнь

– Нам не сказано, что в случае бездетного союза надо обязательно «что-то делать». Являясь естественным следствием плотской близости супругов, привносят в их жизнь заботы и радости, планы и разочарования, жертвенное служение и утешения взаимной любви. Однако главное дело нашей жизни – обретение вечного спасения – существенно не зависит от наличия или отсутствия детей, а значит, при всех человеческих расположениях к их рождению, главным чувством должно остаться доверие Промыслу Божию, в ведении которого остаются все наши земные, не зависящие от нас обстоятельства.

– Многие святые люди рождались не сразу и от пожилых родителей. В этом случае они вымаливались у Бога и были буквально намоленными детьми; при этом рожденным от пожилых родителей не передавалась страстность молодости.

Технологии искусственного оплодотворения – грубое вторжение в таинство деторождения

– Если Бог не дает семье детей, нужно надеяться, не отчаиваться, терпеливо ждать. Сегодня многие люди не слишком здоровы, и потому бывает, что и после нескольких лет брака нет детей. Надо молиться и поститься. Молиться праведным Иоакиму и Анне, Петру и Февронии. Совершать паломнические поездки – на или в иные места.

Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга

Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга, потому что, когда у человека всё легко, всё ему даром дается, он это не слишком и ценит. А когда людей связывает какая-то совместная беда, они становятся друг другу ближе, начинают друг друга особенно чутко любить, эту беду преодолев.

Что касается ЭКО, которое подается как лечение бесплодия. Искусственное оплодотворение – это грубое вторжение в таинство зачатия, в таинство деторождения. И мы знаем, что Архиерейский Собор 2000 года прибегать к этой технологии православным христианам запретил, хотя некоторые в этом запрещении лукаво усматривают возможность к каким-то вариантам искусственного зачатия прибегать. Но в решениях Собора четко сказано, что недопустимы с православной точки зрения все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и последующее разрушение эмбрионов. При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство.

Напомню вкратце, в чем суть этой технологии. У женщины стимулируется суперовуляция, для того чтобы получить сразу большое число яйцеклеток, иногда даже до 20; из них выбирают самые лучшие, оплодотворяют их семенем мужа и помещают в специальный инкубатор на несколько суток. Потом одни (всегда несколько) пересаживаются в матку, другие замораживаются, их может использовать впоследствии и та же супружеская пара, и другие. Такой вот конвейер по производству детей. И деньги тут крутятся немалые: одна попытка со всеми сопутствующими процедурами стоит в Москве минимум 150 тысяч рублей. А ко мне, например, приходили люди, которые делали по 10–15 попыток. И безрезультатно. Потому что ЭКО не дает 100-процентного результата! Это бизнес на человеческом горе, никакое не лечение бесплодия.

При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство

Теперь зададимся вопросом: а что происходит, если стали развиваться все пересаженные в матку эмбрионы? Ведь их внедряют сразу несколько, чтобы было больше вероятности их приживания, потому что приживаются не все… Что происходит, когда прижились несколько? «Лишние» эмбрионы редуцируют, то есть убирают хирургическим путем – делают аборты. Так что при ЭКО уничтожаются оплодотворенные эмбрионы, которые уже являются младенцами с душою. И оказывается, что человек, идущий на ЭКО, идет на аборты.

Есть такая лукавая уловка: в некоторых медицинских центрах предлагается «ЭКО для верующих». Предлагается не несколько эмбрионов подсадить, а потом некоторые из них убрать, а сделать щадящую суперовуляцию, получить малое число эмбрионов и их подсадить. Но сути дела это не меняет.

Человек, идущий на ЭКО, идет по сути на аборты

Технология ЭКО совершенно безбожная. Человек берет на себя функцию Господа Бога, вмешивается в то, что должно таинственным образом происходить в организме матери.

Еще вопрос: а почему оплодотворенные эмбрионы должны несколько суток развиваться в инкубаторе? А вот почему. Чтобы выяснить, нет ли каких патологий, главным образом генетических. И есть приказ, подписанный министром здравоохранения, согласно которому в случае опасности развития патологий эмбрион не пересаживать. Такой эмбрион убивают.

Я уже не говорю о том, что при ЭКО гораздо больше выкидышей, гораздо больше замерших беременностей. И гораздо больше рождается недоношенных детей.

К сожалению, статистических исследований о здоровье детей, рожденных с помощью ЭКО, очень мало. Почему? Потому что это бизнес, корпоративный сговор. Данные есть, но они не разглашаются. Но кое-что становится известным. Так, академик Алтухов, известнейший генетик, православный человек, свидетельствует: чуть не 20% ЭКО-детей имеют психические патологии.

Еще проблема: в природе, когда яйцеклетка поступает в матку матери, ее встречает миллион сперматозоидов, но прикрепляется только один – самый «сильный», если можно так выразиться. Но ЭКО можно сделать даже с очень слабым семенем мужа. И если семенной материал не очень хорошего качества, какие будут дети?

Так что православный путь такой: молиться, ждать. А если Господь не посылает ребенка, поступать так, как испокон веков делали на Руси и в других странах, – брать на воспитание ребенка-сироту или из детского дома.

Надо принять Промысл Божий

– Есть тайны Божественной заботы о людях, они непостижимы. Когда Рахиль, жена патриарха Иакова, не имевшая потомства, упрекнула супруга: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», Иаков ответил: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30: 1–2).

Если детей Господь не подает, то прежде всего к Нему и надо обратиться. Часто дети подавались после усердных молитв, постов и милостынь. Господь испытывает родителей, готовы ли они принять дитя именно как Божий дар, а не как продукт новейших медицинских технологий.

Среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта

Конечно, в поднятой теме много оттенков. Иногда – итог грехов молодости родителей. Одна из статистик гласит, что среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта. На деторождении также пагубно сказываются некоторые виды контрацепции. В таких случаях человек сам лишил себя возможности рождать детей. Получается такой вот абсурд – сначала человек делает всё возможное, чтобы у него детей не было, а потом готов обратиться к чему угодно, например, суррогатному материнству, лишь бы заполучить ребенка. Таким людям необходимо, прежде всего, покаяние, снять с себя греховные причины бесплодия, а дальше уже как Господь подаст.

Бывает же иная ситуация: супруги старались жить по заповедям Божиим, однако по состоянию здоровья не могут зачать. В таких ситуациях нужно, конечно, лечиться, испробовать возможные естественные средства, но конечный результат вверять в руки Божии.

В общем, каждый случай индивидуален. Из небольшой пастырской практики могу сказать, что духовник зачастую видит, что такому-то конкретному человеку полезнее пребывать одному, нежели иметь ребенка, а вот другому лучше было бы иметь малышей и раствориться всецело в жертвенной заботе о них. Кому-то никак нельзя брать ребенка из детского дома, поскольку не хватает терпения и элементарной ласки и любви. А для кого-то принятый чужой ребенок становится настолько родным, что такую семью осеняет благословение Божие и в ней царит домашний уют. Я даже наблюдал ситуации, когда женщины, у которых не сложилась семья, брали из детского дома детей, причем не одного, а сразу двоих – брата и сестру, и вот эти женщины стали прекрасными мамами. Конечно, отсутствие отца сказывается, зато у этих деток есть мама, а это уже радость и счастье.

Расскажу историю одной своей знакомой. Зовут ее Евгения. Она вышла замуж в 25 лет, и на протяжении пяти лет детей у них не было. Обращалась к врачам, ездила в центр планирования семьи, который был буквально переполнен страдавшими бесплодием женщинами. Евгения увидела, что зачастую поиск диагноза и лечение влекут за собой огромную трату средств, а в результате ничего не получается, и тогда врачи предлагают ЭКО. Познакомившись с методикой ЭКО, она поняла, что не может прибегнуть к этому, внутри возник протест, хотя она еще не была воцерковленным человеком. Дело в том, что ЭКО – это грубые манипуляции над человеческой жизнью: заготавливаются эмбрионы, консервируются, а избыточные просто уничтожаются, то есть происходит тот же аборт. Евгения узнала, что бывают случаи, когда после длительного бесплодия кто-то получал исцеление чудесным образом в храме. Так она пришла к мысли, что детей подает только Бог. Через свое бесплодие Евгения пришла к вере, покрестился также муж. Сама она исповедовалась и причастилась. Читала покаянные каноны, молитвы о детях.

После святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок

Как-то она узнала про Боровский монастырь, при котором есть купель, и многие говорили, что если там окунуться, то проходят болезни. Когда с мужем они совершили паломничество и удалось окунуться, то через две недели у нее уже был положительный тест на беременность. До этого пять лет не могла забеременеть! А после святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок; она спрашивает: «Как тебя зовут?» – он ответил: «Даниил». А ей на обследованиях и на УЗИ говорили, что у нее будет девочка. Но родился мальчик, и его назвали Даниилом.

Когда Даниил уже ходил в детский сад, ей однажды стало плохо, открылось кровотечение. Оказалось, что она была беременна, но произошел выкидыш. Врачи говорили про осложнение и необходимость какой-то операции, говорили, что теперь точно никогда не родит, разве только через ЭКО. Евгения пошла к духовнику, тот, помолившись, сказал: «Я считаю, что делать операцию не надо, а благословляю тебя на дочь». Ровно через месяц она забеременела – врачи были в шоке. Действительно родилась дочь, и назвали ее Анастасией. Сама Евгения себе твердо уяснила, что дети – от Бога, значит, к Богу и надо обращаться прежде всего.

Вообще же всякое дело только тогда бывает подлинно добрым, когда согласуется с волей Божией. А воля Божия не определяется так быстро, как хотелось бы. Если супруги усердно обратятся к Господу в своих молитвах, будут согласовывать с духовником свои желания, воля Божия им все же откроется, и тогда будет понятно, что подходит именно им: ожидать чудесной благодатной помощи, проходить лечение или же взять в семью ребенка из детского дома.

Нельзя руководствоваться одними эмоциями, нужна осмотрительность и рассудительность

– Конечно, отсутствие детей в семье – это повод более серьезно и трезвенно начать проводить свою христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое, и бывает, что Господь вознаграждает за это терпение и постоянство в доброделании, так что дети родятся в семье даже после трех, пяти и более лет «бесплодия». Это великая радость и великая милость! И родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Лишь бы они только не «останавливались на достигнутом» и не превращали свое многоценное чадо в некоего идола, истуканчика, вокруг которого вращается весь мир. Вот этого быть не должно, и это даже можно назвать преступлением против Бога, потому что Господь дает дитя вовсе не для того, чтобы из него воспитали эгоиста, который привык думать, что он – пуп земли и нечто совершенно особенное по сравнению «со всеми остальными». Вот почему хорошо бы, чтобы в семье было много детей…

С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно: врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы

Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем ? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи? Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства. Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного.

А для некоторых семей в соответствии с их расположением и благоустроением, может быть, открывается путь усыновления тех несчастных деток, которые лишены отцовской и материнской тепла и заботы. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей не один, а несколько и они вместе с приемными родителями составляют настоящую большую семью. Это, конечно, дело Божие, благословенное, но и здесь нужна осмотрительность и рассудительность, чтобы не руководствоваться одними эмоциями, часто преходящими, помня, что решение об усыновлении – это большая ответственность, так что «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь! Поэтому и здесь нужно советоваться с духовником, крепко молиться и трезво оценивать свои силы и возможности.

Делать все только с помощью и благословением Божиим

– «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6: 11), – говорит нам апостол Павел. Надеяться и терпеливо ждать, молиться и поститься (но только взяв благословение священника). И, конечно, можно взять ребенка из детдома. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5), – говорит нам Господь. А вот делать искусственное оплодотворение не стоит, ибо оно противоречит естеству. Господь нам дал другой, естественный способ зачатия и рождения детей, тот, который лучше всего подходит для нас.

Не надо ускорять события. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам во благовремении

А еще не надо ускорять события, делая искусственное оплодотворение, потому что это вмешательство в Божественный Промысл. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам все во благовремении. То есть тогда, когда нужно, тогда, когда лучше всего. Мы же по своей греховности и своеволию этого часто не хотим понять и принять. И поэтому в спешке пытаемся сделать то, что делает Господь. И у нас всегда получается несравнимо хуже, чем у Бога. Ведь Отец наш Небесный свят и непогрешим, а мы немощны, слепы и греховны.

Поэтому ничего не надо делать самому, но только с помощью и благословением Божиим, которые чаще всего и главным образом преподаются в Церкви, в том числе и через священнослужителей.

У пророка Авраама и Сарры тоже долго не было детей, и Бог им даровал сына – праведного пророка Исаака. Причем в таком возрасте, когда уже физиологически нельзя иметь детей. Также и у праведных богоотец Иоакима и Анны родилась Пресвятая Богородица – «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поет Ей Святая Церковь. И у праведных Захарии и Елисаветы родился Иоанн Креститель. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11), – говорит нам Господь. А все потому, что они всю жизнь жили по воле Божией, святую волю Божию всегда ставили выше своей человеческой воли и своих человеческих желаний.

И мы должны тоже стремиться поступать так же. И тогда и у нас будут рождаться будущие святые, и мы будем жить в святости и увидим многие чудеса от Господа. И увидим главное чудо – что Бог есть бесконечная, всесовершенная, милующая, распинающая Себя и спасающая нас Любовь. Ведущая нас в вечную и бесконечную радость в Царствии Небесном со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь.

– Если Господь не дает детей, конечно, необходимо обратиться к Нему с горячей молитвой. И Церковь знает множество примеров, когда в ответ на молитвы Бог давал благословение и происходило зачатие ребенка.

Если детей в браке нет и брак невенчанный, необходимо повенчаться. Во всех молитвах Таинства венчания испрашивается у Господа благочадие и благодать воспитания детей.

Не лишней будет, как показывает опыт, и паломническая поездка к кому-то из угодников Божиих. Но только чтобы не было так: «Вот к Матронушке съездим, помолимся, а когда ребенок родится, мы в храм дорогу и забудем». Тут тоже искушение есть. Если мы к Господу обращаемся, то молитва должна примерно так выглядеть: «Господи, подай чадо по милости Своей, а мы и свою жизнь Тебе посвятим, и ребенка будем в Православии воспитывать». И если таким образом мышление людей будет выстроено, Господь, конечно, Свою благодать даст.