Монастырь екатерины. Синайский монастырь святой екатерины

Рано утром, упаковав наши рюкзаки, мы побрели в сторону каирского автовокзала Тургоман. До монастыря Св. Екатерины автобус ходил только раз в сутки и путь был не близким — 8-10 часов.

Нам было уже не в первой ездить на египетском общественном транспорте, а вот арабам-попутчикам было не привычно, что белые люди едут как простые смертные, а не на такси. Но мы не искали легких путей, мы завсегда с народом.

По «ящику» крутили какой-то безумный боевик на местном наречии, главный герой фильма что-то яростно орал своему визави. Не интересно.

Чем бы заняться?

На соседнем кресле сидел улыбчивый молодой туземец, который всем своим видом и оживленной мимикой показывал, как сильно он хочет пообщаться с нами. Так как английский язык знал только я, эту миссию единолично возложил на себя.

Парень оказался аниматором и работал вахтовым методом в курортном Шарм-Эль-Шейхе. По местным меркам платили ему немало — от 500-600 американских долларов и выше, что на фоне каирских зарплат в 100-150 «баксов» выглядело просто волшебно. Я понимал, почему абориген такой радостный — он вытянул свой счастливый билет в жизненной лотерее.

Мы болтали о разном и успешно коротали наш совместный путь, а за окном автобуса проносились однообразные и пустынные пейзажи. И только иногда, на горизонте, показывались невысокие горы красноватого цвета.

Внутреннее убранство базилики Преображения Господня в монастыре Святой Екатерины

Стало немного грустно, налетела откуда ни возьмись тоска по России, по ее красивой и неповторимой природе: березы, сосны, зеленая трава — всего этого не было в Египте.

Близился вечер. Смеркалось.

Под конец дня мы въехали на территорию национального заповедника, где и находится монастырь Св. Екатерины. Никакой договоренности заранее с монахами не было: я не предупреждал о нашем визите и понадеялся на удачу и русский «авось», а иноки не ждали двух московских раздолбаев с огромными рюкзаками за спинами и радостно улыбающихся людям и жизни.

Монастырь Святой Екатерины. Неопалимая Купина (куст, который горел и не сгорал, Господь разговаривал из него с пророком Моисеем)

Около центрального входа в монастырь стояли две фигуры в подрясниках: одна повыше, другая — пониже. Я подошел, представился и спросил благословения пожить некоторое время в монастыре дабы окунуться в атмосферу молитвы, древнего богослужения и многовекового спокойствия.

Монах ответил, что надо подождать возвращения из Каира благочинного монастыря, который мог разрешить наш вопрос с размещением в обители. Мы с другом уселись подле величественных и древних стен монастыря Св. Екатерины и стали ждать, как вдруг…

Раздалось раскатистым эхом по окрестным горам красивое оперное пение. Видимо не выдержала душа поэта певицы такой духовной мощи и красоты окрестностей, что сама собою запела. И устремилось это песнопение-молитва прямо к Престолу Творца.

Монастырь Святой Екатерины. Место, где пророк Моисей, сняв обувь, говорил с Богом через Неопалимую купину

Вскоре приехал благочинный обители. Он вышел из автомобиля и быстрым шагом направился в сторону ворот. Я семенил за ним следом и пытался объяснить цель нашей поездки на английском языке, но священник упорно молчал.

Я уже подумал, что дали нам от ворот поворот и придется сегодня ночевать в горах под открытым небом, как древним восточным подвижникам. Ну ничего. Это тоже своеобразная романтика.

Однако, нам крупно повезло, потому что нашелся человек, который понимал нашу речь и выступил в качестве переводчика. Им оказался бывший копт по вероисповеданию по имени Набиль.

Монастырь Святой Екатерины. Икона VI века «Пантократор» (Господь-Вседержитель)

Монастырь Святой Екатерины. Икона VI века Св. апостола Петра

Когда мы вошли на территорию монастыря Св. Екатерины, Набиль поманил нас к себе и забрал наши заграничные паспорта. Мы получили благословение пожить в обители 5 дней.

Но нам-то хотелось больше!

Как раз на те дни выпадали многие большие православные праздники. Решили так — «война» план покажет. Не будем загадывать о будущем.

Монастырь Святой Екатерины. Старинная пекарня

Монастырь Святой Екатерины. Старинная печь

Территория монастыря занимает довольно большую площадь. По его периметру в несколько этажей располагаются монашеские кельи. В одну из них поселили нас. Честно говоря я не ожидал, что в ней окажутся какие-либо удобства и морально был готов к этому. Но то, что я увидел внутри помещения, меня сильно обрадовало.

В келье был душ с холодной и горячей водой, туалет, кровати были заправлены свежевыстиранным бельем и поверх покрывал лежали полотенца.

Монастырь Святой Екатерины. Здание костницы монастыря

Монастырь Святой Екатерины. Монастырское кладбище

Монастырь Святой Екатерины. Останки монахов

Монастырь Святой Екатерины. Останки настоятелей монастыря

И зажили мы очень даже неплохо. Как в духовном санатории. В 4 часа утра подъем и богослужение до 9 утра. Потом шли пить настоящий правильно и хорошо сваренный кофе в архондарик . В 12-30 обед в монастырской трапезной вместе с монахами.

Готовили там очень вкусно и еда была сытной. На столе всегда присутствовали разнообразные свежие фрукты и даже вино. Ужин по монастырскому Уставу был в 18-00.

Подошел к концу пятидневный испытательный срок, который мы выдержали с честью, и нас не попросили покинуть заведение. Мы остались к нашей вящей радости и продолжили знакомство с бытом монастыря и окружающими горными окрестностями, удобренными многовековыми молитвами христианских подвижников.

С 13 до 16 часов в самый пик жары наступала «сиеста» — время, когда все монахи отдыхают. Мы по обыкновению спали, а я, после полуденного отдыха, ходил в ближайшую бедуинскую деревеньку за 5 км от монастыря Св. Екатерины посидеть в Интернет-клубе.

Вообще деревней ее сложно назвать: почти на всех крышах домов стояли дорогие спутниковые антенны и по дорогам ездили не менее дорогие джипы. Видимо поток туристов помог подняться из нищеты и средневекового быта местным бедуинам до приемлемого уровня цивилизации.

Египет. Схимник из камня в горах Синая

Немного расскажу про историю монастыря Св. Екатерины.

Его построили еще в VI веке от Рождества Христова по прямому указу византийского императора Юстиниана. Правитель, по многочисленным просьбам монахов, которые подвизались в пустынях Египта, послал на Синай своего представителя и рабочую силу для возведения монастыря с толстыми стенами, способными выдержать набеги варваров и арабов.

Император повелел своему представителю построить обитель на горе Моисея, где пророк получил от Бога скрижали Завета с 10 заповедями для древнееврейского народа. Осмотрев же это место, сделав необходимые расчеты, помощник ослушался императорского повеления и построил монастырь Св. Екатерины у подножия гор.

Здесь монастырь находился в большей безопасности и его уже невозможно было отрезать от внешнего мира и взять долговременной осадой.

Египет. Последнее бедуинское кафе перед подъемом на гору Моисея на Синае

Египет. Рассвет в горах Синая

Император Юстиниан «наградил» за такое благое дело своего представителя тем, что отрубил ему голову. И даже история не сохранила его имени для потомков.

В обители хранится великая святыня — мощи святой Екатерины. Эта дева была очень красивой и мудрой не по годам, в юном возрасте уверовала во Христа и претерпела много мук за свою христианскую веру от языческих гонителей, в рядах которых был ее родной отец. За свои великие страдания и мучения Церковь называет ее Великомученицей Екатериной.

Каждый день ее мощи доступны для поклонения всем паломникам. Из алтаря базилики Преображения Господня выносится ковчежец с ее черепом. В монастыре Св. Екатерины также находится вторая в мире по размеру и богатству, после Ватиканской, сокровищница древних икон, книг и церковной утвари.

Монастырь Святой Екатерины. Призыв на молитву

Два раза мы с другом поднимались на вершину горы Моисея, где боговдохновенный пророк получил от Бога две глиняные таблички (скрижали ) с 10 заповедями для еврейского народа. Этот этнос единственный в то время верил в Единого Бога.

Горы на Синае имеют красноватый оттенок. Когда солнце восходит или заходит — все вокруг становится багряным. Это просто потрясающее зрелище.

Я, благодаря своей неистребимой жажде общения, перезнакомился со всеми монахами обители, коих было очень немного (не больше 20 человек ). Особенно близко я сошелся с секретарем наместника монастыря Св. Екатерины отцом Самуилом. Мы частенько проводили с ним неспешные беседы на различные темы.

18 дней нашего монастырского бытия пролетели как-то очень быстро. Пора было дальше продолжать наше путешествие по Египту. До отлета в Россию у нас оставалось еще 8 дней и нас ждала поездка в Дахаб на Красное море.

Египет. Бедуинский поселок в 5 км от монастыря Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины. Корпус с монашескими кельями.

Настоятель монастыря Святой Екатерины архиепископ Дамиан

Монастырь Святой Екатерины. Резиденция настоятеля монастыря архиепископа Дамиана

Колокольня в монастыре Святой Екатерины

Бойница в монастыре Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины. Колодец, возле которого пророк Моисей встретил дочерей Иофора

Древний вход-подъемник в монастырь Святой Екатерины

Вход в базилику VI века Преображения Господня в монастыре Святой Екатерины

Архимандрит Павел раздает колечки перед мощами Святой Екатерины

Царские врата в приделе базилики Преображения Господня в монастыре Святой Екатерины

Мощи святого Стефана, игумена монастыря Святой Екатерины

Старинное панно с изображением перенесения ангелами мощей Святой Екатерины

Скит, затерянный в горах Синая

Фотографии и текст: Алекс Боголюбов для проекта


Один из древнейших, непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV в. в центре Синайского полуострова, у подножья горы Синай (библейская Хорив).
Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI в.
Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения (или монастырём Неопалимой Купины).
С XI в., в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI в., монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 г. монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.


Синайский полуостров - полуостров в Красном море, на границе между Азией и Африкой, часть территории Египта.

Земля полуострова была освоена древними египтянами еще в эпоху Первой династии.
Во 2-м тысячелетии до н. э. Синай стал местом, где разворачивались многие события, описанные в Библии.
С 1260 по 1518 год территорию контролировали египетские мамлюки, затем она на несколько веков вошла в состав турецкой Оттоманской империи.
В 1906 году полуостров стал частью подконтрольного Великобритании Египта. Тогда же была проведена восточная граница территории, остающаяся до сих пор границей между Египтом и Израилем.

В основном территория Синайского полуострова занята пустыней, ближе к югу имеются горы (высота до 2637 м) и плоскогорья.

Долина, где находится Монастырь Св. Екатерины.

Начиная с III в. монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

Монашескую жизнь этого периода описал в V в. ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам».

В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников.

Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV в. сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI в., когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. (О строительстве Юстиниана сообщал его современник Прокопий Кесарийский.)

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников.

Согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII в., они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 г. направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов.

Фирман был написан на коже газели куфическим подчерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда. Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX в. их осталось всего 30 человек.
С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII в. он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени.
Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 г. в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 г. из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).
В 1558 г. царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря.

В 1619 г. синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.
После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей.

В 1860 г. монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 г. монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией.

Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками.

В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года.

Вдоль колонн установлены два ряда деревянных резных стасидий. Колонны соединены арками, выше которых расположены окна.

В 1714 г. в базилике был положен новый мраморный пол.

Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и росписан в XVIII веке звездами на синем фоне.

Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности.
Мозаика выполнена в первой половине VI в. придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря.

Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков. В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа, заключённая в лазуревую мандорлу, которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне.

Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века, но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5).
Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. (Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше.)

В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина: оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом.

Исполняя библейское указание, все входящие сюда должны снимать свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана.
В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках.

Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания.
Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире.

Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества.

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря.
В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках.
В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины.

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул).

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII в. совершает Иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешел в 640 г. из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с Константинопольским патриархатом.

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь.

Почитаемая христианами, иудеями и мусульманами как место Богооткровения, выраженного в десяти заповедях, гора Синай возвышается над долиной, где Моисей слышал Бога, говорящего с ним из горящего тернового куста (Неопалимая Купина). Неопалимая Купина надёжно охраняется в монастыре Святой Екатерины, удобно расположенном в долине у подножия горы, окружённом высокими стенами и пышными садами.

Поскольку количество туристов намного превышает число паломников, священная гора часто становится местом неподобающих ссор между бедуинами из-за спальных мест для туристов, восходящих на гору. Это, конечно, сильно мешает спокойной жизни монастыря. Для большинства путешественников восхождение на Синай оставляет незабываемое впечатление, в то время как на других редко посещаемых вершинах открываются такие же великолепные виды, если вы готовы сделать усилие, чтобы подняться на них.

Несмотря на изолированное расположение, монастырь Святой Екатерины – одно из самых доступных мест Южного Синая. Вы можете посетить его организованными турами из , Дахаба, Нувейбы, или Эйлата или можете сами добраться на автобусе, машине или сервисном такси. Главный недостаток автобусов – непостоянное расписание и то, что они редко пребывают к монастырю Святой Екатерины до того, как он закрывается в полдень. Если вы хотите посетить монастырь, вы должны рассчитывать остаться там, по крайней мере, на одну ночь. Ежедневный автобус отправляется от автобусной станции Аббасия в Каире в 11:00 в поселение Сант-Катрин через оазис Фейран (7 часов; 55 фунтов).

Междугородние автобусы из курортов Акаба сворачивают с шоссе между Дахабом и Нувейбой; они отправляются с автобусной станции Хэй эль-Нур в Шарм эль-Шейхе (9:30), Дахабе (9:30), (10:30) и Табе (10:00). Все автобусы останавливаются на расстоянии 10 километров перед монастырём у бензозаправочной станции. Здесь же находятся полицейский контрольный пункт и билетная касса по дороге в протекторат Сант-Катрин, где иностранцы должны купить билет (3 доллара) для входа на территорию.

Если вы приехали на автобусе и хотите только взобраться на гору Синай, попросите высадить вас при повороте на монастырь, на расстоянии 1,5 километров перед поселением Сант-Катрин. В качестве альтернативы вы можете отправиться в вечернюю поездку в сопровождении гида из Дахаба или , которая включает подъём на гору Синай при лунном свете, ночёвку на вершине и возвращение в монастырь утром после рассвета. Деревенские рестораны – места для сбора пассажиров, уезжающих на автобусе; большинство отъезжают между полуднем и 13:00, кроме суэцкого автобуса, который отправляется в 6:00.

Группа туристов может заказать сервисное такси в , Дахабе, Нувейбе или Табе и разделить между собой стоимость проезда. Такси обычно ходят утром и днём, если есть клиенты; после того как уходит последний автобус, тарифы таксистов вырастают. То же самое относится к такси, покидающим Сант-Катрин, которые следуют в и другие места, в зависимости от требования.

Монастырь Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины был основан православными греками, а не коптами. Он возник в 337 году нашей эры, когда византийская императрица Елена приказала возвести часовню вокруг предполагаемой Неопалимой Купины, куда стекались отшельники и паломники. На протяжении VI века участились нападения разбойников на паломников, что убедило императора Юстиниана построить укреплённое ограждение и базилику и поставить там 200 стражников для охраны – половина из них были греками или славянами. Согласно местной легенде, от этого гарнизона происходят бедуины племени джабалия.

Хотя пророк Мухаммед обещал обеспечить защиту монастыря после мусульманского завоевания, количество монахов постепенно уменьшалось до «открытия» мощей Святой Екатерины, что увеличило поток паломников, продолжавшийся и в период владычества крестоносцев (1099-1270). С тех пор были периоды и подъёма, и упадка, случалось, что монастырь был полностью заброшен. Сейчас там 22 монаха, большинство которых пришли из .

  • Посещение монастыря Святой Екатерины

Монастырь открыт для посетителей с 9:00 до полудня. Он официально закрыт по пятницам, воскресеньям и всем праздникам, отмечаемым Греческой православной церковью, но иногда открывается с 11:00 до полудня и в эти дни по просьбе туристов. Входная плата отсутствует, но посетители должны быть скромно одеты. Вы входите через небольшие ворота в северной стене рядом с башней Клебера (названной в честь генерала наполеоновской армии, который приказал её восстановить), а не в главные ворота, выходящие на запад. Главные ворота усилены специальными отверстиями, через которые в случае осады выливали на нападавших кипящее масло.

Построенные из гранита, высотой 10-15 метров и толщиной 2-3 метра, стены монастыря практически не изменились с тех пор, как Стефанос Айлисиос спроектировал их в VI веке. После прохода, повернув направо, вы оказываетесь у источника Моисея, где он встретился с Сепфорой, одной из семи дочерей Иефро, на которой он женился в возрасте 40 лет. Пройдя другим путём и завернув за угол, вы увидите колючий вечнозелёный куст, переросший ограждение.

Это пересаженный куст Неопалимой Купины, из которой Бог говорил с Моисеем: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из народ Мой, сынов Израилевых». Скептиков может поколебать тот факт, что это единственный куст такого вида на всём полуострове и что все попытки вырастить черенки от него где-либо ещё не удались. Куст был перенесён на его настоящее место, когда часовня Елены была построена поверх его корней, за апсидой церкви Святой Екатерины.

Гранитная базилика церкви Святой Екатерины была возведена Юстинианом между 542 и 551 годами; стены, колонны и двери из кедра между притвором и нефом подлинные. Двенадцать колонн, представляющие месяцы года, увешаны иконами святых; вырезанные капители с украшениями, полные символизма. В дальнем углу искусно вырезанный и позолоченный иконостас указывает на великолепную мозаику, изображающую Иисуса, окружённого с двух сторон Моисеем и Илией, и Петра, Иоанна и Иакова, упавших на колени, внизу.

К сожалению, мозаика огорожена, и её трудно рассмотреть за богато украшенными канделябрами, подвешенными к кессону потолка XVIII века. За иконостасом находится часовня Неопалимой Купины, которую можно осмотреть только по специальному разрешению. В притворе выставлена часть обширного монастырского собрания икон, включающего в себя весь спектр византийских стилей и техник, от восковых красок (энкаустики) до темперы. Церковный колокол звонит 33 раза, поднимая монахов до восхода солнца.

Остальные части монастыря часто бывают закрыты для любопытных. Среди них мечеть XI века, построенная по инициативе мусульманских правителей; библиотека, состоящая из более чем 3 тысяч манускриптов и 5 тысяч книг, её превосходит лишь библиотека Ватикана; и трапезная с готическими арками и византийскими фресками. В большинстве случаев вы можете войти в склеп, где покоятся останки монахов; кладбище маленькое, так что останки приходится вынимать из могилы через год и переносить в склеп. Скелет в одежде принадлежит Стефанию, охранявшему в VI веке одну из дорог, ведущих к горе.

Поселение Святой Екатерины

В то время как монастырь и гора Синай представляют основной интерес для туристов, большинство удобств и услуг для них сосредоточены в поселении Святой Екатерины, расположенной на расстоянии 3 километров. Маршрутные такси обеспечивают транспортное сообщение между двумя пунктами, стоимость проезда 5 фунтов. Дорога оканчивается на главной площади деревни, являющейся также автобусной станцией.

На одной стороне площади расположены банк (понедельник-четверг и воскресенье 8:30-14:00 и 18:00-21:00), несколько супермаркетов и ресторанов; на другой стороне – туристская полиция и небольшая больница. По соседству с мечетью расположен полицейский участок и телефонная станция. Небольшой выбор среди ресторанов (6:00-22:00), где готовят простые блюда из курицы, а также рис и спагетти болоньезе. В Panorama также подают суп и пиццу (20-25 фунтов). А в пекарне напротив мечети продают хлеб питу.

  • Проживание в поселении Святой Екатерины

Большинство людей организованными турами прибывают в ранние часы, чтобы подняться на гору Синай и увидеть восход солнца. Самостоятельные путешественники могут оставить свои рюкзаки в монастырской кладовой (2 фунта) и подняться по верблюжьей тропе, чтобы иметь возможность поспать на открытом воздухе. Когда ночная температура составляет около 10 градусов летом и около 0 градусов зимой (нередко случаются заморозки и снег), необходим спальный мешок; вы также можете взять напрокат одеяла на вершине.

Имейте, однако, в виду, что на вершине мест для ночёвки иногда совсем не остаётся, и, возможно, вам придётся лечь внизу в пещере Илии и закончить путешествие до рассвета. Лучший выбор для путешественников с небольшим бюджетом – это одна из двух баз отдыха рядом с посёлком Святой Екатерины, хотя большинство отелей, расположенных дальше, организуют транспорт.

1). Пансион Daniela Village – Номера с кондиционером и ванными комнатами; плюс ресторан, кафетерий и бар. Местонахождение: посёлок Святой Екатерины;

2). Отель/кемпинг El Malga Bedoin Camp – Гостеприимная гостиница с простыми номерами на двоих и общими спальнями (15 фунтов), с матрацами на полу. Очень чистые ванные комнаты. Местный проводник Салех поможет вам организовать поход в пустыню. Местонахождение: 150 метров после кооперативной автозаправочной станции в посёлке Святой Екатерины;

3). Отель El Wadi El Mouqudus – Дружелюбный менеджмент и просторные трёхзвездочные номера с холодильником и ТВ, плюс плавательный бассейн летом. Только полупансион. Местонахождение: между Katherine Plaza и Daniela Village;

4). Отель/кемпинг Fox Desert Camp – Это самое дешёвое место в этой зоне, с простыми каменными домиками и проеденными молью матрацами. Вы можете поставить рядом палатки за 7 фунтов и пользоваться общими душевыми и рестораном. Местонахождение: 800 метров от деревни, рядом с главным пересечением дорог;

5). Отель Katherine Plaza – Приятная четырёхзвёздочная гостиница; номера с кондиционером, есть ресторан и бар. Местонахождение: За пределами деревни;

6). Пансион Morgen Land Villadge – Общие спальни (10 долларов) или большие номера с душем; есть также ресторан. Местонахождение: 5 километров от монастыря;

7). Отель/кемпинг Safary Camp – Единственное бюджетное место в округе, где вы можете спать на кровати, а не на полу. Двух и трёхместные номера популярны среди туристов, вы можете разбить палатку за 10 фунтов. Рекомендовано в этом ценовом диапазоне, завтрак включён. Местонахождение: 500 метров от деревни за Katherine Plaza, также известный как Moonland;

8). Отель Saint Catherine’s Monastery Guesthouse – Расположенная прямо за монастырскими стенами под красными утёсами горы Синай, эта гостиница находится, наверное, в самом живописном месте. Такие великолепные виды не могут стоить дёшево; двухместные номера небольшие и простые. Местонахождение: за стенами монастыря Святой Екатерины;

9). Отель Saint Catherine Tourist Villadge – Самый хороший отель в этой зоне, с комфортабельными номерами с кондиционерами; завтрак и ужин включены в стоимость проживания. Местонахождение: У главной дороги, 500 метров от монастыря.

Восхождение на гору Синай

Пока некоторые археологи сомневаются, была ли гора Синай действительно той библейской горой, где Моисей получил десять заповедей, трудно не согласиться с Джоном Ллойдом Стивенсом, что «среди всех изумительных произведений природы нет более подходящего места для демонстрации силы Всемогущего Бога». Крутой и неровный, отвесный горный массив из серого и красного гранита «как мстительный кинжал, который был погружён в кровь много лет назад».

Его самая высокая вершина поднимается на 2285 метров над уровнем моря. Бедуины называют эту вершину Гебель Муса («Гора Моисея»), хотя это название относится, как правило, и ко всему массиву в целом. Некоторые исследователи Библии считают, что Моисей провозгласил заповеди с Рас Сафсафа, на противоположном конце горного хребта, который возвышается над широкой долиной, где израильтяне могли разбить лагерь.

  • Поднимаясь к вершине горы Синай

Ни для одного из двух маршрутов к вершине не требуется проводник, но вы не должны пытаться подняться на вершину ночью без фонаря и, безусловно, не зимой – несчастные случаи нередки. Более долгий, но и более лёгкий маршрут проходит через напоминающую американские горки верблюжью тропу, начинающуюся в 50 метрах за монастырём.

Можно арендовать верблюда для большей части подъёма по крутому склону у бедуинов у подножия горы (40 фунтов, 15 фунтов днём; 2 часа), но действительно стоит приложить усилия и пройти пешком, это займёт от двух до трёх часов. Вы можете запастись водой в монастырском магазине перед отправлением в путь, киоски с напитками и закусками стоят на протяжении всего пути.

Их цены повышаются по мере того, как вы поднимаетесь вверх, но зато вам не надо нести дополнительный груз. Бедуины на вершине дают напрокат одеяла и матрасы для ночёвки (5-10 фунтов). За расщелиной под вершиной, к тропинке присоединяется другая, известная как Сиккет Сайидна Муса («Тропа нашего господина Моисея»), или Ступени покаяния, высеченные кающимся монахом; 3750 крутых ступеней делают это восхождение от монастыря очень трудным и долгим (1 час 30 минут). Некоторые ступени высотой в метр.

Два строения находятся на вершине – мечеть и греческая православная церковь; обе обычно закрыты. Рядом с мечетью пещера, где Господь укрыл Моисея: «Я поставлю тебя в расщелине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду». Немного ниже по склону расположено ещё несколько построек, предлагающих усталым путникам место для сна. Многие люди поднимаются по верблюжьей тропе и спускаются по ступеням.

Начните своё восхождение около 17:00 (зимой раньше), чтобы избежать жары и прибыть вовремя, чтобы увидеть рассвет. С фонариком вы также можете взобраться по верблюжьей тропе (но не по ступеням) ночью, хотя не зимой. Спускаясь по ступеням, вы увидите 500-летнее кипарисовое дерево в лощине, известной как Равнина кипарисов, или Пещера Илии, где паломники молятся и поют. Здесь Илия слышал голос Бога и прятался от Иезавель, вороны приносили ему еду. Одна из двух часовен посвящена ему, другая – его последователю Элиша.

Вконтакте

Богатое историческое прошлое Египта – это не только Великая пирамида и храмы Карнака. Египет – страна древнейшего христианства. Здесь немало христианских памятников, а самая знаменитая христианская обитель находится на Синайском полуострове. Это монастырь Святой Екатерины, древнейший монастырь, постоянно действующий со дня своего основания.

Возникновение монастыря

Синай издревле служил местом уединения отшельников. В III веке христианские подвижники поселились на горе Синай, где Моисей получил Десять заповедей от Господа, обратившегося к нему из огня тернового куста.

Монахи жили порознь, а в праздники и воскресенья проводили литургии у Неопалимой Купины. В 324 году они попросили Елену, мать императора Константина, возвести здесь часовню. Через 6 лет строительство было завершено. Одновременно Константин возвёл башню, где монахи могли бы укрыться от нападений кочевников. После причисления Елены к лику святых часовня Неопалимой Купины имеет второе название - святой Елены.

Уже через полвека у часовни обитала многочисленная община. Известие о монастыре Неопалимой купины, который называли также монастырём Преображения, широко распространилось по Византии, и сюда стали приезжать паломники со всех концов империи.

В VI веке император Юстиниан велел возвести здесь новую церковь и окружить все монастырские постройки крепостной стеной. Работы были закончены в 527 году. Для защиты обители император прислал 200 семей военных поселенцев. После арабского завоевания потомки этих поселенцев приняли ислам и получили племенное имя джабалия, однако продолжали обслуживать монастырь, чем занимаются до сих пор.

Мученичество святой Екатерины

Екатерина, до крещения Доротея, происходила из знатной александрийской семьи. Она была очень умна и красива, получила отличное образования и обладала обширными познаниями в различных науках.

Новая жизнь Доротеи началась после встречи с неким старцем, поведавшим ей об учении Христа. После этого она была крещена и приняла новое имя - Екатерина.

В 305 году римский император Максимин прибыл в Александрию для участия в языческом празднестве. Во время принесения жертв 18-летняя Екатерина подошла к Максимину и призвала его отказаться от язычества и принять христианство. Впечатлённый её красотой император попытался убедить Екатерину вернуться к старым богам. Для этого он пригласил многих философов, которые были побеждены девушкой в богословском споре.

Максимин приказал заключить Екатерину в темницу и подвергнуть пыткам. Взглянуть на твёрдую духом христианку пришли жена императора с одним из его полководцев. После долгой беседы Екатерине удалось склонить посетителей к принятию христианства.

Разгневанный император приказал казнить императрицу и сопровождавшего её военачальника вместе со всей свитой, после чего ещё раз попытался уговорить Екатерину свершить жертвоприношение языческим богам, а затем стать его женой. Девушка отказалась и была казнена.

По легенде, ангелы унесли тело мученицы. Останки святой были найдены через двести лет в могиле на горе Синай и опознаны по серебряному кольцу. Его, по христианскому преданию, Екатерина получила от Иисуса Христа, явившегося ей после крещения. Мощи перенесли в монастырь Преображения. В XI веке почитание святой Екатерины широко распространилось среди христиан, и монастырь принял её имя.

Под властью мусульман

В VII веке Синай был захвачен арабами, однако ни разу за много веков существования под властью представителей иной веры монастырь не был разрушен или разграблен. В 625 году монастырь получил грамоту, собственноручно заверенную пророком Мухаммедом, в которой обители гарантировалась защита мусульман и освобождение от налогов. Символом покровительства пророка стала построенная в стенах обители мечеть, присутствие которой предотвратило возможные набеги.

В эпоху крестовых походов с целью защиты паломников, отправляющихся на поклонение мощам мученицы, был учреждён Орден Святой Екатерины. Слава о синайском островке христианства гремела по всему христианскому миру. К этому периоду относится возведение католического храма. Вокруг монастыря вырос маленькие город.

Немалую помощь получал монастырь со стороны единоверной России. Начиная с Дмитрия Донского, к которому монахи обратились за помощью в 1375 году, российские правители оказывали поддержку обители. В 1559 году здесь побывали послы Ивана Грозного, а в 1687 году монастырь был принят под официальное покровительство России.

Вплоть до конца российской монархии цари поддерживали монастырь деньгами, нередко из личных средств. Но не только Россия помогала обители. Так, во время своего Египетского похода здесь побывал Наполеон, приказавший восстановить обветшавшие строения.

В 1517 году Синай был завоёван турками, однако султан Селим I подтвердил особый статус общины. Монахи вели активную культурно-просветительную деятельность, от России до Индии появились школы и подворья монастыря.

Синайская обитель сегодня

В наши дни монастырь святой Екатерины – резиденция главы православной Синайской церкви, подчинённой Иерусалимской.

С 2002 года монастырь занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь немало замечательных памятников архитектуры. Центральный храм ансамбля – церковь Преображения VI века. Это классическая базилика из трёх нефов, потолок её подпирают 12 гранитных колонн. В алтаре храма находится главная реликвия – мощи святой Екатерины. В межколонных нишах захоронены останки святых. Храм славится своими древними фресками и иконостасом, а купол его украшает замечательная мозаика, созданная придворными мастерами Юстиниана. Двери церкви Преображения сделаны из ливанского кедра, они ровесники самой церкви.












Ещё один объект паломничества – часовня Неопалимой Купины. Сейчас Купина перенесена за стены часовни, но под престолом можно увидеть углубление, где куст рос ранее.

В обители немало других часовен разных эпох. У стен центральной базилики сохранился действующий колодец, из которого, по преданию, Моисей поил своё стадо. За пределами монастыря расположен великолепный сад и огороды, много веков снабжающие общину овощами, фруктами, орехами и оливками. К саду ведёт подземный ход, которым пользуются и сейчас. Здесь же находится древнее кладбище и оссуарий – хранилище костей умерших монахов. Отдельно в стеклянном саркофаге хранится полный скелет особо почитаемого святого Стефана в монашеском облачении.

Гордостью монастыря является его книгохранилище, по своему богатству уступающее лишь библиотеке Ватикана. Здесь собрано свыше 10 тысяч древних книг и манускриптов, среди которых ценнейшие свитки Ветхого и Нового Заветов IV-VI веков, грамоты византийских императоров, турецких султанов, иерархов церкви.

Монастырь также располагает крупнейшим собранием икон, многие из них относятся к первым векам существования обители. Здесь хранится 12 древнейших икон мира (VI век). Всего в монастырском хранилище насчитывается более 2000 образов, около двухсот из них выставлены на обозрение, в том числе чудотворная икона Богоматери XIII века.

Монастырь святой Екатерины – один из интереснейших памятников Египта, куда съезжается множество гостей. Паломники хотят прикоснуться к святым реликвиям, туристов привлекает уникальная архитектура обители и собранные здесь древности. В городке у монастыря для приезжающих созданы все условия. Сюда легко добраться самостоятельно, а во многих отелях предлагаются экскурсии в монастырь. Монашеская община живёт по церковному уставу, поэтому доступ в монастырь открыт лишь с 9 до 12 часов.

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.

Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния – более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу – здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).

Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив - возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

В Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина - один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.

В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание

Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения

Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея - колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.

На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Рядом с садом, за монастырскими стенами, расположены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.