Библейские сюжеты в живописи. Суд Пилата

Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин.

Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: "вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я при вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу".

У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: "есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?" Пилат был уверен, что народ будет просить Иисуса, потому что знал, что начальники предали Иисуса Христа по зависти и злобе.

В то время, когда Пилат сидел на судейском месте, жена его прислала к нему сказать: "не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него".

Между тем первосвященники и старейшины научили народ просить освобождение Вараввы. Варавва же был разбойник, который был посажен в темницу, со своими сообщниками, за произведенное в городе возмущение и убийство. Тогда народ, наученный старейшинами, стал кричать: "отпусти нам Варавву!"

Пилат, желая отпустить Иисуса, вышел и, возвысив голос, сказал: "кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?"

Все закричали: "не Его, но Варавву!"

Тогда Пилат спросил их: "что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?"

Они закричали: "да будет распят!"

Пилат снова сказал им: "какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем. Итак, наказав Его, отпущу".

Но они еще сильнее закричали: "распни Его! Да будет распят!"

Бичевание Иисуса Христа

Тогда Пилат, думая вызвать у народа сострадание ко Христу, велел воинам бить Его. Воины отвели Иисуса Христа во двор и, раздев Его, жестоко били. Потом надели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов, застегивающуюся на правом плече) и, сплетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, вместо царского скипетра. И стали насмехаться над Ним. Они становились на колена, кланялись Ему и говорили: "радуйся, Царь иудейский!" Плевали на Него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его.


После этого Пилат вышел к евреем и сказал: "вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины".

Тогда вышел Иисус Христос в терновом венце и в багрянице.


Пилат выводит Спасителя к иудеям
и говорит "Вот человек!"

Пилат сказал им: "вот человек!" Этими словами Пилат как бы хотел сказать: "посмотрите, как Он измучен и поруган", думая, что евреи сжалятся над Ним. Но не таковы были враги Христовы.

Когда первосвященники и служители увидели Иисуса Христа, то закричали: "распни, распни Его!"


"Распни, распни Его!"

Пилат же говорит им: "возьмите Его вы, и распните, а я не нахожу в Нем вины".

Иудеи отвечали ему: "мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим".

Услышав такие слова Пилат еще больше испугался. Он вошел с Иисусом Христом в преторию, и спросил Его: "откуда Ты?"

Но Спаситель не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: "мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?"

Тогда Иисус Христос ответил ему: "ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; поэтому больше греха на том, кто предал Меня тебе".

После этого ответа Пилат еще более желал освободить Иисуса Христа.

Но иудеи кричали: "если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю".

Пилат, услышав такие слова, решил лучше предать на смерть неповинного Человека, чем самому подвергнуться царской немилости.

Тогда Пилат вывел Иисуса Христа, сам сел на судное место, которое было на лифостротоне, и сказал иудеям: "вот Царь ваш!"

Но они закричали: "возьми, возьми распни Его!"

Пилат говорит им: "Царя ли вашего распну?"

Первосвященники ответили: "нет у нас царя, кроме кесаря".

Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: "неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы" (т. е. пусть эта вина на вас падет).


Пилат умывает руки

Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: "кровь Его на нас и на детях наших". Так евреи сами приняли на себя и даже на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа.

Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие.


Освобождение разбойника Варравы

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.: от Матф., гл. 27 , 15-26; от Марка, гл. 15 , 6-15; от Луки, гл. 23 , 13-25; от Иоанна, гл. 18 , 39-40; гл. 19 , 1-16

Иллюстрация: «Что есть истина?». Христос и Пилат. Николай Ге. 1890

«Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя!»

Рами ЮДОВИН

Все верно, благодаря Иисусу, римский прокуратор Понтий Пилат навеки вошёл в историю.

Евангелия рисуют римского властителя, павшего жертвой обстоятельств, вынужденного под напором первосвященников и толпы отправить иудейского проповедника Иешуа гаНоцри на мучительную смерть. Авторы Нового Завета, (кроме откровенно антиримской книги Откровение, написанной в пылу праведного гнева, после страшных гонений на Церковь), как и знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий, старались избегать острых углов, дабы выжить в жесточайшем мире, где любая критика римской власти расценивалась как призыв к неповиновению и наказывалась смертной казнью.
Христианские редакторы евангелия от Матфея полностью снимают вину с Пилата за казнь Иисуса:

«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших » (Мф. 27:24-25).

Обсуждать навет автора этих строк о вине всего иудейского народа за смерть Иешуа, мы не будем. Достаточно сказать, что более 99.9% евреев живших в то время, не присутствовали на злополучной площади вмещающей несколько сотен человек. А дети тех, кто кричал: «распни» уж тем более не виноваты, так как каждый отвечает за свои грехи (книга пророка Иезекииля гл. 18).

Однако, стоит напомнить, что Иероним Стридонский, автор IV века, говорит о переводе евангелия от Матфея с еврейского на греческий, и вероятно, именно в процессе перевода, возникли столь откровенные антиеврейские пассажи, очень характерные именно для третьего-четвертого века н. э. Оригинал же, чтобы не выявлена ложь был уничтожен.

«В евангелии, которым пользуются эбиониты и назареи, и которое мы недавно перевели с еврейского на греческий, и которое многими почитается подлинным (евангелием) Матфея, человек с высохшей рукой назван каменщиком, который обратился с мольбой о помощи такими словами): Я был каменщиком и зарабатывал на жизнь своими руками, я прошу Тебя, Иисусе, возврати мне здоровье, чтобы я не просил с позором милостыни » (Иероним. Com. in Natth. 12.13).

Однако, вернемся к нашему герою, пятому прокуратору Иудеи и Самарии — Понтию Пилату. Согласно сообщению Иосифа Флавия, новоявленный прокуратор решил «начать с демонстрации своего презрения к еврейским законам». Он приказал внести штандарты с изображением кесаря в Иерусалим. На дело пошёл как «тать ночью», не желая излишнего возмущения жителей Иерусалима. Как ни странно, иудейские старейшины проявили изрядное благоразумие и удержали народ от насильственных действий. Иудеи попытались объяснить прокуратору, умоляя его отказаться от нарушения status quo, положение которого присуждало даже римского гражданина нарушившего святость Храма, зашедшего на священную территорию (250 × 250 м) — предать смерти. Две таблички на греческом и латинском языках с предупреждением неевреям, что под страхом смерти запрещено подниматься на Храмовую гору, были обнаружены в Иерусалиме в 1870 г. и 1936 г. По иронии судьбы, теперь самим евреям крайне нежелательно подниматься в святое место.

Итак, народ пришел в резиденцию прокуратора в Кейсарии и разместился на стадионе, который неплохо сохранился до наших дней. Иудеи почти за две тысячи лет до знаменитого Ганди оказали оккупантам пассивное сопротивление: на угрозу предать их смерти, они «обнажили шеи и ответили, что скорее умрут, чем допустят поругания своих святых и мудрых законов». Прокуратор не отдал приказ рубить головы демонстрантам. Флавий пишет, что «Пилат не мог не восхититься верностью евреев своему закону и приказал вернуть штандарты в Кейсарию». Трудно поверить сообщению историка о восторге Пилата перед кротостью евреев и готовностью уступить толпе, сорвавшей его план. Понять Флавия можно – он хотел показать смирение и мудрость своего народа. Но факт остается фактом – Пилат распорядился убрать из святого города римские штандарты. Может он получить совет не обострять отношений с туземцами, так как Иерусалим находился на гране восстания.

Пилат еще раз повторил попытку навязать иудеям чуждые правила. Филон Александрийский рассказывает о письме Агриппы к императору Гаю по прозвищу Калигула. Пилат повесил в Иерусалиме на дворце Ирода «золотые щиты с надписями», которые почему-то оскорбили евреев: делегация во главе с четырьмя принцами из семьи Ирода просят не доводить евреев до мятежа и не пользоваться Тиберием как предлогом для оскорбления еврейского народа. Они требуют у Пилата предъявить полномочия для его действий и угрожают апеллировать к своему императору, которого многозначительно называют своим господином. Эта угроза обеспокоила Пилата, опасавшегося, что о его злодеяниях станет известно Кесарю.

«Одним из людей Тиберия был Пилат, ставший наместником Иудеи, и вот, не столько ради чести Тиберия, сколько ради огорчения народа, он посвятил во дворец Ирода в Иерусалиме позолоченные щиты; не было на них никаких изображений, ни чего-либо другого кощунственного, за исключением краткой, надписи: мол, посвятил такой-то в честь такого-то. Когда народ все понял - а дело было нешуточное, то, выставив вперед четырех сыновей царя, не уступающих царю ни достоинством, ни участью, и прочих его отпрысков, а также просто властительных особ, стал просить исправить дело со щитами и не касаться древних обычаев, которые веками хранились и были неприкосновенны и для царей, и для самодержцев.
Тот стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим; тогда поднялся крик: "Не поднимай мятеж, не затевай войну, не погуби мира! Бесчестить древние законы - не значит воздавать почести самодержцу! Да не будет Тиберий предлогом для нападок на целый народ, не хочет он разрушить ни один из наших законов. А если хочет - так скажи об этом прямо приказом, письмом или как-то иначе, чтобы мы более не докучали тебе, избрали бы послов и сами спросили владыку".
Последнее особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правленья, поведав о взятках, оскорбленьях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости. И этот человек, чье раздраженье усугубило природную гневливость, оказался в затруднении: снять уже посвященное он не отваживался; к тому же он не хотел сделать хоть что-нибудь на радость подданным; но вместе с тем ему были отлично известны последовательность и постоянство Тиберия в этих делах. Собравшиеся поняли, что Пилат сожалеет о содеянном, но показать не хочет, и направили Тиберию самое слезное письмо. Тот, прочитав, как только не называл Пилата, как только не грозил ему! Степень его гнева, разжечь который, впрочем, было непросто, описывать не буду - события скажут сами за себя: Тиберий тотчас, не дожидаясь утра, пишет Пилату ответ, где на все корки бранит и порицает за дерзкое нововведенье, и велит безотлагательно убрать щиты и отправить их в Цезарею, ту, что стоит на побережье и названа в честь твоего деда, а там посвятить в храм Августа, что и было сделано. Тем самым ни честь самодержца не была поколеблена, ни его обычное отношение к городу
» (Книга I: "О посольстве к Гаю" 38).

Теперь вернёмся к суду над Иисусом. Проповедник был арестован, скорее всего, не римскими легионерами, а храмовой стражей, допрошен в доме Ханана (Анны). Этот первосвященник заслужил среди евреев дурную славу:

«Проклятье на дом Боэфа; проклятье на их копья!
Проклятье на дом Ханана (Анны); проклятье на его ехидное шипение!
Проклятье на дом Канферы, проклятье на их красивые перья!
Проклятье на дом Исмаила бен (сына) Фаби, проклятье на кулаки их!
Ибо они — первосвященники, и сыновья их в сокровищнице (заведуют деньгами).
И зятья их среди правящих,
И слуги их побивают людей кольями
» (Аггадическое сказание).

Во время допроса в доме первосвященника, судя по евангелиям, Иисуса попытались обвинить в осквернении Храма, однако доказать вину не удалось, поэтому проповедник был передан на суд римского префекта, ибо многие слышали как Иисуса называли: «Царь Иудейский», что являлось преступлением перед Римом.
Согласно сообщениям древних иудейских историков, Понтий Пилат был жестоким, упрямым человеком, не брезговавшим взятками, казнивший несчастных без суда и следствия.

Как бы он поступил с человеком, которого лояльные Риму иудейские первосвященники обвинили в непризнании полномочий Кесаря? Мог казнить, а мог если вина не доказана — отпустить? Нечто подобное произошло спустя тридцать лет с другим проповедником. Некий человек по имени Иешуа (интересное совпадение) возвещал, что Бог разрушит Иерусалим и Храм. Еврейские власти арестовали этого возмутителя спокойствия, и передали римскому прокуратору, который бичевал Иешуа, однако отпустил, посчитав проповедника за юродивого:

«Еще знаменательнее следующий факт. Некто Иешуа, сын Анана, простой человек из деревни, за четыре года до войны, когда в городе царили глубокий мир и полное благоденствие, прибыл туда к тому празднику, когда по обычаю все иудеи строят для чествования Бога кущи, и близ храма вдруг начал провозглашать: "Голос с востока, голос с запада, голос с четырех ветров, голос, вопиющий над Иерусалимом и храмом, голос, вопиющий над женихами и невестами, голос, вопиющий над всем народом!" Денно и нощно он восклицал то же самое, бегая по всем улицам города. Некоторые знатные граждане в досаде на этот зловещий клич схватили его и наказали ударами очень жестоко. Но не говоря ничего в свое оправдание, ни в особенности против своих истязателей, он все продолжал повторять свои прежние слова. Представители народа думали как это было и в действительности, что этим человеком руководит какая–то высшая сила, и привели его к римскому прокуратору, но и там, будучи истерзан плетьми до костей, он не проронил ни просьбы о пощаде, ни слезы, а самым жалобным голосом твердил только после каждого удара: "О горе тебе, Иерусалим!" Когда Альбин так назывался прокуратор допрашивал его: "Кто он такой, откуда и почему он так вопиет", он и на это не давал никакого ответа и продолжал по прежнему накликать горе на город. Альбин, полагая, что этот человек одержим особой манией, отпустил его » (Иуд. Война кн. 6. Гл. 5:3).

Марк и Матфей сообщают, что Пилат: «Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк. 15:15; Мф. 27:26).

Допустим, что Пилат симпатизировал Иисусу, зачем тогда отдал приказ избить его до полусмерти, а потом еще предать лютой, мучительной казни?

Может, евангелисты всё-таки правы, и Пилат посчитал преступление Иисуса не заслуживающее мучительной смерти? Хватит с него и наказания римской плетью многохвосткой с вплетёнными в неё утяжелителями, терзающей плоть до костей? А после экзекуции (если выживет) намеревался освободить Иисуса, но вняв требованиям толпы неудовлетворённой недостаточным наказанием – отдал приказ казнить проповедника.
«И Пилат решил быть по прошению их» (Лк. 23:24).

Иоанн подробно рассказывает о суде над Иисусом. Евангелист сообщает, что Пилат желая спасти Иисуса от смерти, наказывает проповедника и выводит избитого, окровавленного человека к первосвященникам и толпе, надеясь, что конфликт исчерпан. Однако, увидев того, с кем толпа связывала чаяние на освобождение, в таком плачевном состоянии, вознегодовала. Первосвященники пригрозили Пилату донести случившееся до кесаря, ведь согласно римским законам Иисус должен быть распят как государственный преступник. И лишь поэтому прокуратор отдает приказ казнить проповедника.

В принципе, традиция в некоторых особых случаях внимать требованию толпы могла существовать, гладиаторские игры – яркий пример, когда от воли толпы зависит кому жить, а кому умирать.

Почему Синедрион, затеявший разбирательство, кстати, в нарушение существующих иудейских правовых норм передал Иисуса властям Рима? Ведь Суд имел полномочия казнить, вспомним Стефана обвиненного в богохульстве, убийство брата Иисуса Иакова. Более того, Иисуса могли убить по приказу тетрарха Ирода, который по словам фарисеев желал его уничтожить (Лк. 13:31). Однако Ирод не только не предал смерти Иисуса, но даже не наказал.

Возможная причина – Иисус добыча Рима.
Назначение кого-либо царем Иудеи по законам римской империи являлось неотъемлемой частью прав кесаря. Сенатским указом был назначен царем Ирод Великий по предложению Октавиана Августа, позднее царь Агриппа по указу императора Клавдия. Всякий, кто без одобрения императора объявлял себя царем, считался нарушителем главного закона империи – «Об оскорблении величества» (закон Октавиана Августа) и подлежал пытке, чтобы подсудимый сознался, выдал товарищей. Далее следовала казнь через распятие – ибо меньшей меры наказания этот закон не знал.

«Ибо он уже восстановил закон об оскорблении величия, который, нося в былое время то же название, преследовал совершенно другое: он был направлен лишь против тех, кто причинял ущерб войску предательством, гражданскому единству - смутами и, наконец, величию римского народа - дурным управлением государством » (Тацит. Анналы. Книга I 72).

В докладе императору Траяну (111-113 гг. н. э.) от одного из римских судей, Плиния Младшего из Малой Азии сообщаются интересные подробности о борьбе со «зловредным суеверием»:

«Я спрашиваю их, исповедуют ли они христианство. Если они признаются, я повторяю вопрос еще два раза и объясняю, что преступление это карается смертью. Если они и тогда не отказываются от своей религии, я приказываю их казнить. Тех же, кто отрицает, что они христиане или когда-либо были христианами, и повторяют за мной заклинания богов и поклоняются твоему, император, образу, совершая возлияние вина и благовоний, и под конец, проклинают Христа, т. е. тех, кто делают то, что ни один христианин не согласился бы делать даже под пыткой, я оправдываю и отпускаю. Тех же, кто сначала признался в принадлежности к христианству, а потом отказался от своих слов, — этих я подвергаю пытке, чтобы узнать правду».

Некоторые историки утверждают, что не существовало два наказания сразу, либо избиение либо казнь, одно или другое, поэтому сообщение Луки о попытке Пилата спасти Иисуса заслуживает доверия.

Однако, это не совсем так, в римском праве, были приняты два вида бичевания.

Первый - следственное бичевание: пытка, чтоб заставить обвиняемого говорить правду. «Судебный процесс без бичевания считался исключением из общего правила». Второе бичевание - часть общего наказания по приговору.
Законы XII таблиц повелевали «заключить в оковы и после бичевания предать смерти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если [виновный] совершил это преднамеренно. [Если пожар произошел] случайно, т.е. по неосторожности, то закон предписывал, [чтобы виновный] возместил ущерб, а при его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию» (Гай, I. 9. D. XLVII. 9).

Вполне возможно, что подобное правило распространялось не только на поджигателей, но и на оскорбителей величия императора.

Могла ли быть пытка по отношению к Иисусу? Вполне. Пилат спрашивает: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18:33). Иисус как настоящий еврей отвечает вопросом на вопрос: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (Ин. 18:34).
Такой ответ ясности не вносил, поэтому за ним могла последовать пытка о которой умолчал Иоанн.

В письме Павла к Тимофею, говорится об исповедание веры Иисусом перед Понтием Пилатом. Апостолу было известно о каком-то разговоре между Иисусом и Пилатом, вследствие которого проповедник не отказавшийся от своих убеждений был распят.

«Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван! Ведь ты достойно исповедал свою веру перед многочисленными свидетелями. И теперь я заклинаю тебя Богом, дающим всему жизнь, и Христом Иисусом, который достойно засвидетельствовал ту же веру перед Понтием Пилатом » (1- Тим. 6:12-13).

Вполне возможно, Иисус желал объяснить префекту, что не претендует на светскую власть: «Царство мое не от мира сего» — и приводит доказательство: «Если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин. 18:36). Иисус не отрицает того, что Царь, но не этого мира, потому что никто из подданных за него не вступился.

Однако для Пилата такое откровение могло служить приговором, потому что Иисус, своими словами претендовал на божественные царственные полномочия, которыми обладал только император и никто другой.

Пилат повторяет вопрос во второй раз звучащий как приговор: «Итак, ты Царь?» Иисус отвечает: «Царство мое есть царство истины». На что Пилат совершенно не вникнувший в слова Иисуса говорит с оттенком пренебрежения: «Что есть истина». Объяснять уже не имеет смысла – Иисус как в случае с Иродом прокуратору не отвечает.

Евсевий Кесарийский христианский историк (ок. 263-340 гг. н. э.) обвиняет в смерти Иисуса именно Понтия Пилата, называя действие прокуратора — злодейским. Евсевий сообщает о самоубийстве Пилата при императоре Гае (Калигуле) (37–41 гг. н. э.), ссылаясь на неких греческих писателей:

«Стоит обратить внимание, что тот самый Пилат, живший во времена Спасителя, впал, по преданию, при [императоре] Гае в такие беды, что вынужден был покончить с собой и собственной рукой наказать себя: Божий суд, по-видимому, не замедлил настигнуть его. Это рассказывают греческие писатели, отмечавшие Олимпиады и события, происшедшие в каждую из них. Пилат же, наместник, который вынес обвинительный приговор в отношении Христа, после того как он вызвал и претерпел в Иерусалиме множество волнений, был подавлен такой тревогой, исходившей от Гая, что, пронзив себя собственной рукой, в скорой смерти искал сокращение мучений. Пилат не остался безнаказанным за свое злодейское преступление - убиение Господа нашего Иисуса Христа: он наложил на себя руки ».

Нелишне рассказать о значительной археологической находке, подтверждающей существование Понтия Пилата.

В 1961 г. во время раскопок в Кесарии (Израиль), проводившихся итальянскими археологами, на территории античного театра был найден обломок гранитной плиты с латинской надписью, содержащей имена Тиберия и Пилата. Надпись, состоящая, по всей видимости, из четырех строк, сильно повреждена временем; первые три строки сохранились частично, последняя же строка уничтожена почти полностью, - там едва читается одна буква.


Фото: BRBurton | Википедия

. . . . . . . . . .]STIBERIEVM

PON]TIVSPILATVS

PRAEF]ECTVSIVDAE . . .

По мнению А. Фрова, первую строку можно восстановить как s(ibus) Tiberieum - «Цезарейский, т. е. Кесарийский Тибериеум», во второй строке перед именем tius Pilatus стояло так и оставшееся неизвестным нам его личное имя (praenomen), в третьей строке читается его должность: ectus Iudae - «префект Иудеи», в четвертой восстанавливается буква «Е», которая входила в некое слово, например, [d]e. Судя по всему, это посвятительная надпись, установленная римским наместником в так называемом Тибериеуме, культовом сооружении в честь императора Тиберия, которое находилось перед зданием театра. Стоит обратить внимание на стоящий в надписи титул «префект Иудеи». До открытия Кесарийской надписи считалось, что судья Иисуса был прокуратором. Именно так он называется в Анналах Тацита. В Евангелиях он называется правителем. Иосиф Флавий называет его то правителем, то уполномоченным, управляющим.

В современной Евангелиям греческой литературе термин префект - быть облеченным военной властью наместником императорской провинции (praefectus civitatis). Что касается термина «управляющий» он нередко обозначал императорского прокуратора - procurator Caesaris, уполномоченного по налоговым сборам. Обе эти должности занимали лица из сословия всадников. Поскольку Иудея не была самостоятельной провинцией, а входила в качестве отдельной области в сенатскую провинцию Сирии, то Пилату более подходила должность прокуратора. Однако ввиду особой военно-политической ситуации в Иудее Пилат мог быть наделен также функциями префекта.

На суде у первосвященников Анны и Каиафы было объявлено, что Христос повинен смерти. Но, согласно римским законам, на оккупированных территориях местные суды не имели права выносить смертные приговоры, поскольку это было прерогативой римского прокуратора. Поэтому связанного Спасителя доставили в Преторию - укрепленную часть Иерусалима, где находилась временная резиденция римского прокуратора Понтия Пилата. Здесь Господь предстал перед Пилатом. Приведшие Его первосвященники и старейшины обвиняли Иисуса в том, что Он самозванно присвоил Себе имя Царя Иудейского, и требовали от прокуратора вынесения Иисусу смертного приговора.
Сцена допроса Спасителя у Пилата запечатлена на страницах всех четырех Евангелий, и это позволяет составить ясное и детальное представление о происходившем событии.
Обвинение Спасителя в присвоении звания Царя Иудейского означало обвинение в мятеже, то есть в покушении на захват власти цезаря и разрушение основ римской государственности. А наказанием мятежнику и государственному преступнику была смертная казнь.
Пилат понимает, что выдвинутое против Христа обвинение ложно. Ему известно, что Спаситель предан из зависти, и он не желает принимать участия в грязной интриге первосвященников и старейшин иудейских. Пилат пытается уклониться от принятия решения.
К тому же во время допроса к Пилату приходит посыльный от его жены, который передает прокуратору ее слова: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27. 19).
Последнее обстоятельство укрепляет Пилата в стремлении поскорее свернуть этот странный процесс. Но первосвященники и старейшины настаивают на своем, требуя смерти Спасителя.
Во время допроса Пилату становится известно, что Иисус родом из Галилеи, и тогда прокуратор передает подсудимого галилейскому правителю Ироду, находившемуся в Иерусалиме по случаю иудейской Пасхи.
Евангелист Лука - единственный из евангелистов - сообщает о том, что Спасителя по приказу Понтия Пилата отсылают на суд к Ироду, который был наслышан о совершенных Спасителем чудесах и давно хотел Его увидеть. Но Иисус не отвечает на вопросы Ирода. Он просто молчит. Безмолвствует Он и тогда, когда «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк. 23. 11).
Белые одежды означали оправдательный приговор.
«И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом», - делает знаменательное замечание повествователь (Лк. 23. 12).
Пилат окончательно утверждается в мысли, что Иисус невиновен и должен быть отпущен. Но иудеи прибегают к демагогическому аргументу, содержащему недвусмысленную угрозу самому Пилату: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19. 12).
Это звучит как грозное политическое обвинение в адрес прокуратора. И тогда, самоустраняясь от принятия решения по делу Иисуса, Понтий Пилат умывает руки, демонстрируя тем самым, что более не настаивает на оправдательном приговоре для «Праведника Того». Правда, перед тем Пилат сделает еще одну попытку спасти жизнь Иисусу.
В те времена у евреев существовал обычай: в канун Пасхи иудейские правители даровали свободу одному из узников, на которого указывал народ. В описываемые времена в заточении находился человек по имени Варавва. И Пилат, обращаясь к иудеям, спросил: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» (Мф. 27. 17).
Это была последняя возможность вырвать Иисуса из рук ищущих Его осуждения и погибели.
«Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить... Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят».
Пилат вновь вопрошает: «Какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят». И вслед за тем беснующиеся гонители Господа сами выносят себе страшный приговор: «Кровь Его на нас и на детях наших» (см. Мф. 27. 20, 22–23, 25).
По существовавшим тогда обычаям смертная казнь предварялась истязанием. Христос также не избежал этой участи. Римские воины, которые по закону должны были привести приговор в исполнение, глумливо обрядили Его в красную хламиду - багряницу, ибо пурпурная одежда была знаком царского достоинства. Главу Спасителя увенчали терновым венцом - страшной пародией на царский венец, а в руки Иисусу вложили трость, символизирующую скипетр.
«И становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф. 27. 29–30).
И когда град палочных ударов обрушился на главу Спасителя, терновые шипы пронзили Его кожу.
Затем Спасителя стали бичевать, то есть стегать по обнаженному телу кожаной плетью. К концам ремней этой плети прикреплялись маленькие металлические шарики, до крови рассекавшие тело истязуемого и превращавшие его в кровавое месиво.
И только после совершения над Спасителем этого страшного бичевания Его повели на казнь. Вот как свидетельствует об этом Евангелист Марк: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15. 21).
По-видимому, Спаситель оказался настолько ослаблен перенесенными мучениями, что был не в силах на Своих плечах нести перекладину креста до места казни, как того требовал обычай.
«И привели Его на место Голгофу, что значит: «Лобное место» (Мк. 15. 22). Голгофа - каменистый холм, находившийся вне стен тогдашнего Иерусалима, где совершались смертные казни.
«И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15. 23).
Вино со смирною, как и уксус с желчью, - снадобье наркотического действия, притуплявшее физическую боль во время казни. Но Господь отказался прибегнуть к этому средству и, пребывая в полном сознании, претерпевает крестное страдание до самого конца.
«Был час третий, и распяли Его» (Мк. 15. 25).
Распинали же так: прибивали руки казнимого к перекладине, а ноги - к столбу, и перекладину соединяли со столбом, образуя крест.
«И была надпись вины Его: «Царь Иудейский» (Мк. 15. 26).
Со Христом сораспяли двух разбойников - одного по правую, другого по левую руку Его. Так сбылось слово Писания: «И к злодеям причтен был» (Ис. 53. 12).
Соучастники совершающегося убиения Сына Божия, настаивавшие на смертном приговоре и обагрившие руки невинной кровью, в безумном ослеплении усугубляли свою неискупимую вину глумлением над Распятым:
«Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его» (Мк. 15. 29–32).
Православный крест есть не просто воспроизведение орудия казни Спасителя. Изображение креста содержит и иную историческую символику. Ибо Господь был распят на Голгофе, что в переводе означает «Лобное место». А именно в глубине Голгофского холма, согласно церковному преданию, были погребены останки первого человека. Человеческий череп, изображаемый в основании православного креста, и есть глава Адама.
Претерпевая крестные муки, Господь проливал Свою кровь и отдавал Свою жизнь за грехи всего человеческого рода, но прежде всего - во искупление первородного греха, совершенного на заре истории.
Святитель Григорий Богослов так пишет об этом: «Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой - мужественно распростертые, вместо своевольной - пригвожденные ко кресту, вместо извергшей Адама (из рая) - соединяющие воедино концы света. Ради этого высота за падение, желчь за вкушение, терновый венец за обладание злом, смерть за смерть, тьма ради света, погребение за возвращение в землю и воскресение Христа ради воскресения Адама».
Вольной жертвой Спасителя была искуплена древняя вина Адама и Евы, восстановлено утраченное ими сыновство человека по отношению к Богу и вновь дарована всем людям жизнь вечная.
Верхняя, короткая перекладина православного креста символизирует табличку, на которой по приказу Пилата на трех языках: еврейском, греческом и латинском - было обозначено преступление распинаемого Господа: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
«Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский». Однако Пилат, досадуя на свое бессилие помешать казни Иисуса Христа и раздраженный постоянным и бесцеремонным давлением, оказываемым на римского прокуратора иудейскими первосвященниками, резко отказал им: «Что я написал, то написал» (см. Ин. 19. 19, 21–22).
Крест - орудие мучительной и позорной казни во времена Христа - с момента распятия Спасителя становится символом великой жертвы Господа за весь человеческий род. Не случайно святитель Василий Великий убеждает нас: «Все части мира были приведены к Спасению частями Креста».

Страстная Неделя (Седмица; страсть в ц.-сл.— страдание, греч. Μεγάλη Εβδομάδα — Megali Evdomada, Великая Неделя) — последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

Страсти Христовы (анонимный художник 15 в. , Нидерланды)

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Христос перед Пилатом (мастер Бертрам из Миндена, ок. 1390)

Икона "Христос перед Пилатом", ок. 1497, из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов:ЕвангелиеОписание суда
От Матфея
(Мф.27:11-14)
…и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
От Марка
(Мк.15:1-5)
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
От Луки
(Лк.23:1-7)
И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
От Иоанна
(Ин.18:29-38)
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

«Христос перед Пилатом», ниже смерть Иуды
(Россанский кодекс, ок. 550 года)

Иисус Христос на суде Понтия Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

По свидетельству всех евангелистов, основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский? ». Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — ты говоришь. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами. Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

Тинторетто. Христос перед Пилатом

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19). Согласно апокрифам, жену Пилата звали Клавдия Прокула и она после позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю

Поругание Иисуса Христа

Колонна бичевания
После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить его. Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Затем одели его в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним — вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов — Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом

Христос перед толпой

«Христос перед народом»
(Квентин Массейс, ок. 1515 года)

Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в нём никакой вины, достойной смерти (Лк.23:22). Второй раз это было сделано после его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав что Иисус уже наказан Пилатом.Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Ин.19:4-5)
В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнение одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7).

Иероним Босх
Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9).

Albrecht Altdorfer. Умывание рук Пилата

«Ecce Homo»

В иконографии Иисуса Христа существует его изображение после истязаний, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом. В таком виде он изображается перед толпой к которой его приказал вывести Пилат. От слов Пилата, сказанных народу, данный иконографический тип и получил своё название — Ecce Homo («се, Человек»).

«Ecce Homo» (Квентин Массейс, 1526 год)
Встречаются таже изображения где Иисус просто стоит перед Пилатом во время допроса, а также сцены бичевания. Различным деталям при изображениях сцены суда придаётся символический смысл. Так сумрак вокруг трона Пилата символизирует мрак язычества, а яркий свет претории куда уводят Христа на поругание — свет христианской веры;

«Что есть истина?»
(Христос и Пилат)
(Николай Ге, 1890 год)

Понтий Пилат

Часто изображается сидящим на троне с атрибутами царской власти (в короне, диадеме или лавровом венке), которых он, как римский наместник, в действительности не имел. В сцене умовения рук Пилат изображается сидящим в судейском кресле, один слуга льёт ему воду на руки, рядом может изображается слуга передающей ему просьбу Клавдии Прокулы, его жены, или протягивающий свиток с её посланием.


«Пилат умывает руки»
(Дуччо. «Маэста», деталь)

Иисус Христос

Иконография зависит от того, в какой сцене изображён Христос: связанные руки характерны для его первого появления перед Пилатом, после суда Ирода Антипы на нём появляются белые одежды, после поругания — багряница и терновый венец.

Материал из Википедии

Суд синедриона.

Евангелия повествуют, что сперва Иисуса судит синедрион в доме первосвященника. (По одному евангелию - его родственника). Злодеи вызывают против Иисуса множество свидетелей, но те, хоть и злопыхая, не могут сказать ничего особо криминального. Сам Иисус молчал, не отвечая на обвинения. Наконец первосвященник сам спросил Иисуса - "что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?". (14:60).
Иисус промолчал.
Священник снова спросил - Ты ли Мессия, Сын Благословенного?
Иисус ответил: - Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего по правую руку от силы и идущего на облаках небесных. (И тут нам невредно вспомнить, что "Сила", "Мощь", и все прочее в таком духе, это иносказательные заменители божьего имени, которыми иудеи пользовались в обиходе)...
Священник обалдел от такого, по его мнению богохульства, (Ведь Иисус признал себя мессией), стал драть на себе одежды и завывать. После чего весь синедрион единогласно признал Иисуса повинным смерти.
Так описывают ситуацию Марк и Матфей. Лука добавляет, что Иисуса в синедрионе не только допрашивали, но и били. По Иоанну же, Иисус ни в чем не признается первосвященнику, и отвечает не отвечая: мол, я всегда проповедовал открыто, тайно ничего не говорил, спроси людей, которые меня слушали... То есть Иоанн отбивается от коллектива.
Тут надо сказать, что только у Марка Иисус использует стопроцентно понятно нам утверждение на вопрос Мессия ли он? Он отвечает вышеприведенное "Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего по правую руку от силы и идущего на облаках небесных". (Мк. 14:62)
У Матфея же он отвечает: "Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего по правую руку от силы и идущего на облаках небесных. (Мф 26:64).
И у Луки в ответ на тот же вопрос отвечает так: - "вы говорите, что Я" (Лк 22:70).
Некоторых граждан вводила в сомнение эта формулировка ответа Иисуса. Его спрашивают: - "ты ли Мессия?" Он отвечает: - "ты сказал". Некоторые думают, что по смыслу Иисус имел в виду нечто "ты это сказал, а не я". Но на самом деле и идентичность фразы у Марка и Матфея, и одинаковая яростная реакция синедриона приведенная во всех трех евангелиях, показывают, что смысл этого оборота в подтверждении - "ты сказал верно". Ты сказал - это аналог "да".
Отсюда и реакция: "Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!". Казнить, нельзя помиловать.
Заметьте так же, что в ответах Иисуса наиболее ранних евангелий он себя именует "сын человеческий", как и положено еврейскому Мессии. Отнюдь не сыном Божьим.
Евреи, кипя от гнева, волокут Иисуса к Пилату.

Понтий Пилат.


А собственно, кто он такой, Понтий Пилат? Что мы знаем о человеке, который одобрил распятие Иисуса? Кто управлял Иудеей при императоре Тиберии? Начнем с датировки, Понтий Пилат правил Иудеей с 26-го по 36-й год нашей эры.
С упорством достойным лучшего применения, Пилата именуют иудейским "прокуратором". Иностранцы привыкли, и мы привыкли. Нам - русскоговорящим и того проще. Прокуратор звучит почти как прокурор, ну, только видать на римский манер. Короче, Иисуса приволокли к прокурору!.. Но на самом деле, "прокуратор", если кратко, это собственно чиновник по налогам и сборам. Представьте, что сегодня группа сознательных граждан произвела гражданский арест, и притащила преступника не в милицию, а к дяденьке из налогового управления... мда...
На самом деле Понтий Пилат был префектом Иудеи. Префект - это должностное лицо имеющее полную гражданскую и военную власть на вверенной ему территории.
Но откуда вообще взялось слово "прокуратор" применительно к Пилату? Иосиф Флавий, который оставил свидетельства о Пилате называет того только греческим словом "эпитроп", которое на русский переводится наиболее точно, как наместник. Это и не удивительно, ведь Флавий жил практически в одно время с Иисусом, и прекрасно знал титулатуру римской администрации в Иудее. В евангелиях, тоже написанных на греческом, авторы употребляют тот же термин, - (на русский его часто переводят правитель, управитель), или же евангелиях говорят просто - "Пилат". "Привели к Пилату", и пр...
Так откуда же вылезло слово "прокуратор", применительно к Пилату? Скорее всего оно появилось, когда евангелия начали переводить с греческого на латынь. Это происходило уже через несколько сотен лет, после описываемых событий. К тому времени административное устройство империи естественно изменилось, и прокуратор стало куда более серьезной должностью, вплоть до управления провинциями. Здесь и произошел перенос значения из современности (современности для переводчиков) в прошлое. Логика была такой: Пилат был правитель провинции. Сейчас правитель может носить должность прокуратора. Значит - Пилат и был прокуратор.
Знаем ли мы, что это был за человек - Пилат? О да, кое-что знаем. Давайте-ка сново дадим слово историку Иосифу Флавию. Он описывает характер Пилата в нескольких ярких эпизодах. Судите сами!
Пилат переводит римские войска из Кесарии в Иерусалим на зимние квартиры. Легионеры печатают шаг, вздымая дорожную пыль, и тащат перед каждым подразделением сигнумы. Что такое сигнум? - Это знак, символ подразделения, древнеримский аналог войскового знамени. Обычно сигнум имел вид какого-либо фигуры вознесенной на древке. На том же древке размещались знаки коллективных наград подразделения, и... круглые пластинки с изображением полководцев и императоров.
В Риме в то время, как известно, уже укрепился обычай обожествления императоров. То есть получалось, что легионеры гордо несут перед собой изображения своих земных богов. Нюанс том, что Иерусалим считается евреями избранным городом их Бога. А еврейский бог запрещает какие-либо людские изображения, (тем более что речь, по мнению евреев идет о лже-божестве). Все прошлые римские управители, зная это, по словам Флавия, вводили войска в город "без таких украшений на знаменах". (Сомнительно, чтобы римляне снимали со своих сигнумов священные изображения императора, скорее всего просто знамена оставались под охраной в Кесарии, которая была постоянной резиденцией наместника). Пилат же вводит войска в Иерусалим ночью с сигнумами.

Когда евреи прознали об этом, то толпами повалили к Пилату, и умоляли его убрать изображения из божьего города. Пилат сказал, что это будет оскорблением цезаря, и велел ему не досаждать. Шесть дней евреи бегают за Пилатом, и гундосят, чтоб он прекратил осквернение. На шестой день Пилат отдает приказ солдатам тайно вооружиться, и засесть в засаде в здании ристалища. Сам идет на площадь в здании. Иудеи, тянутся за ним, и нудят. Пилат подает знак, и иудеев мгновенно окружает стена римских щитов. Пилат сообщает евреям, что если они не прекратят его допекать, то он прикажет солдатам порубить их в мелкий винегрет. Тут евреи, по словам Флавия, как один бросились на землю, обнажили свои шеи, и сказали что они предпочитают умереть, нежели видеть такое нарушение Закона - изображения в Иерусалиме. Пилат удивился, наконец сообразил, что для евреев этот их дурацкий обычай действительно является важным, и повелел доставить знамена обратно в Кесарию.
Через некоторое время, Пилат строит в Иерусалиме водопровод, употребив на это деньги святилища. (Ни слова об откатах со строительства!). Евреи опять возмутились. (На этот раз Флавий не уточняет, чем. Вообще непонятно, что плохого в водопроводе. Возможно тем, что Пилат залез в храмовые деньги. Так правда поступало и множество правителей до него, причем правителей национально-иудейских). Короче, народ возмутился, прется на стройку и окружив рабочих мешает им работать. Многие евреи позволяют себе нелицеприятные высказывания насчет Пилата. Судя по всему толпы народа блокируют стройку несколько дней. Тут уже речь идет не о формальности с выносом знамен, и Пилат действует резко. Он отдает приказ переодеть подразделение солдат по гражданке, спрятать дубинки под платьем, и окружить толпу. Сам выходит к толпе, и приказывает ей разойтись. Из толпы продолжают вопить, что мы, мол, Пилат, твой дом труба шатали. Пилат отдает приказ солдатам, те достают дубинки и начинают гвоздить еврейских демонстрантов, разбивая им бошки. Множество евреев убито и ранено. Возмущение подавлено.
Вот такие свидетельства о Пилате, оставил Иосиф Флавий. Отметился Пилат жестокостью и в других случаях.. Известно так же, что в когда в Самарии на горе Гаризим, вокруг одного из проповедников собралась толпа, Пилат приказал рассеять эту толпу конницей. Множество людей погибло под копытами...


Отношения Пилата к евреям подтверждают и данные археологии. Дело в том, что Иудея в первом веке имела право самостоятельной чеканки монет. Серебряную монету, правда, эта провинция чеканить право не имела, но медную штамповала только в путь. Так вот, иные правители Иудеи, использовали на монетах нейтральные символы, вроде орнамента, дерева, или пальмовой ветви, которая издавна считалась символом Иудеи. Пилат - единственный из правителей, получив пост, тут же вбабахал на монеты римские культовые символы - жреческий жезл, и черпак для жертвенных возлияний. Чтоб, значит, каждый еврейский хрен, взяв в руку монету, каждый раз вспоминал, что его страна в оккупации у чужеземцев. Говоря современным молодежным языком, Пилат троллил евреев. Причем, совершенно без нужды. Насколько эти монеты бесили евреев, можно понять исходя из того, что при преемнике Пилата - префекте Феликсе, знаки на монетах времени Пилата, были перебиты на более нейтральные.


Подбивая итог. Пилат, к сожалению, не отличался политической гибкостью и умением искать компромиссы, свойственной многим римлянам,. Зато он был ярким образчиком римской спеси и пренебрежения к "варварским" народам. Человек жесткий, жестокий. Он не считал нужным для себя узнать хотя бы основы жизни подчиненного ему чужого народа, ни в обычаях, ни в религии.
Согласно Евангелиям, к этому человеку привели на суд Христа.

Суд Пилата.

Священники и их слуги тащат Иисуса к Пилату. Иоанн уточняет, что Иисуса привели в Преторию (Претория - так в римском военном лагере называли центральную площадь где размещались шатры командования, в городах же так стали называть здание-резиденцию наместника).
Здесь евангелисты опять - в сто тысяч первый раз - не согласуются. У Марка, Матфея, и Иоанна, Пилат судит Христа сам. У Луки же, Пилат, узнав что Иисус житель провинции Галилея, и отправляет его к правителю Галилеи - Ироду младшему. Но Ирод опять отправляет Иисуса к Пилату.
Общая канва событий, тем не менее, у Евангелий одна: Пилат говорит с Иисусом, убеждается, что тот невиновен, и хочет Иисуса отпустить. Но злокозненные евреи давят на Пилата, и принуждают того отдать приказ распять Иисуса.
Давайте здесь отвлечемся от Евангелий, и сперва поразмыслим о том, как вообще мог отнестись Пилат к Иисусу? (Тем более, что мы теперь кое-что знаем о и самом Пилате).
Мог ли Пилат решить, что Иисус не виновен, и пожелать отпустить его?
В принципе, да, мог. Это для многих современников Иисус светоч мира, и так далее. Взгляните на это сточки зрения Пилата. Он совершенно презирает евреев, и не считает нужным вникать в их верования. С утра пораньше, орава варварских жрецов, возмущенно гомоня, притаскивает к нему избитого еврея, и что-то там талдычит про ужасные нарушения их запутанного и непонятного закона. Понять, в чем там нарушение, с разгона невозможно. А вникать в жидовские бредни, так нет никакого желания... Знаете как в подобных случаях поступали римские наместники? Свидетельства сохранились. Так, к наместнику провинции Ахайя, Галиону иудеи притащили Павла. Да-да, того самого апостола Павла; это происходило позже, уже после смерти Иисуса, когда Павел бродил и проповедовал по Римской Империи. Евреи выдвинули против Павла обвинения в ереси и богохульстве. Галион посмотрел на евреев, которые притащили к нему другого еврея, покрутил головой, и сказал: "когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьею в этом".
С этой точки зрения, кстати, вполне логично звучит, что Пилат отправил Иисуса к Ироду. Спихнул с себя проблему, тем более что юридически, Иисус действительно был галилеянином, и значит на него распространялась власть Ирода. А Ирод...


Хорошо. А мог ли Пилат осудить Иисуса?
Тоже мог. Если кто-то из священников смог прекратить вопить и разрывать себе одежды, и донес до Пилата простую мысль: - Иисус объявил себя Мессией. А мессия по верованиям евреев непременно должен сразу освободить еврейские земли от захватчиков, и воссесть на трон царем... Тут даже Пилат должен был сообразить, что захватчики - это как раз они - римляне. И если мессию оперативно не приколотить к кресту, то может случиться смута и восстание.
Итак, все описанные в Евангелие события суда могли происходить, и могут быть сложены в общую картину с определенным оговорками. Но - важная поправка - речь идет о кайме повествования, о общей логике событий. Однако евангелия живописуют нам такие подробности, что вся история суда, в их "правдивом" изложении, превращается в форменную ахинею.
Давайте посмотрим на сцены допроса.

В евангелие от Марка и Матфея - (обе сцены прописаны совершенно идентично) - Пилат спрашивает Иисуса:
- Ты царь иудейский? (Мк 15:2).
- Ты говоришь, - отвечает Иисус. (А мы уже знаем, что значит это самое, "ты говоришь").

То есть:
- Ты царь иудейский?
- Ага. - Отвечает Иисус, (тем самым признавая посягательство на сепаратизм от Рима).
Священники вопят обвинения. Иисус их игнорирует. И тогда Пилат спрашивает:
- Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
Но Иисус уже игнорирует и Пилата.


И все. Допрос окончен. Пилат, видимо, узнал все, что хотел. Он больше не задает никаких вопросов. То есть Иисус ответил лишь на один вопрос, - но какой! - признав, что он посягает на императорскую власть, и после этого замолк наглухо. А Пилат на основании этого, согласно Марку, пришел выводу, что... первосвященники привели Иисуса на суд, "из зависти". (Мк 15:10). Мда... А Иисус назвал сам себя Мессией тоже, видимо, из зависти. Без комментариев, дорогие Марк и Матфей.
Но, может быть, у оставшихся Луки и Иоанна эта сцена прописана более правдоподобно?
У Луки дела еще хуже, чем у Марка и Иоанна:

Пилат: - Ты Царь Иудейский?
Иисус: - Да (Ты говоришь).

Пилат тут же всем окружающем: - Я не нахожу никакой вины в этом человеке. (Лк 23:4).

То есть, римский чиновник Пилат спрашивает Иисуса: - Ты совершил государственное преступление против Рима? Ага, - говорит Иисус. После чего Пилат не видит в Иисусе никакой вины. Это просто прелестно.
А что же у Иоанна? Иоанн единственный из всех приводит хоть какой-то, более менее подробный и осмысленный диалог, (отметим, что его евангелие самое позднее). Дадим слово ему. Глава 18: начиная с 33-х:

Пилат: - Ты царь Иудейский?
Иисус: - От себя ли ты говоришь, или это другие сказали тебе обо мне?
Пилат: - Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус: - Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат: - Итак, Ты Царь?
Иисус: - Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат: - Что есть Истина?..
Затем Пилат идет к иудеям, и говорит, что не нашел в Иисусе никакой вины...

Смотрите. Имеет место вполне осмысленный диалог. Но только с одним существенным допущением. Когда Пилат спрашивает: "Итак, ты царь", и Иисус отвечает "Ты говоришь, что я царь". Похоже, что автор диалога уже использует "ты говоришь" не в качестве утверждения, а именно в качестве "ты это сказал, но не я". Возможно автор этого диалога, встретивший "ты говоришь" в более ранних текстах, уже не знал истинный смысл этой фразы, как утверждения - и принял её за отрицание (Евангелие от Иоанна самое позднее, и написано примерно через три поколения после жизни Иисуса). И тогда, прописанный им диалог, полностью осмыслен. Пилат спрашивает, - царь ли Иисус? Иисус объясняет, что его царство не от мира сего, и потому не опасно римской власти. В доказательство говорит, что его сподвижники не отдали бы так своего лидера, будь политические повстанцы. Пилат во второй раз уточняет, - итак, ты царь? Иисус отвечает, - я так не говорил, я родился и пришел в мир чтобы донести до людей истину... Что есть истина? - Фыркает Пилат, который как и большинство римлян считал абстрактные рассуждения недостойными греческими закидонами. Он убедился, что Иисус, - с его точки зрения - безобидный чудик. Поэтому Пилат выходит к евреям, и говорит, что не видит в Иисусе никакой вины.
Тот, кто писал Евангелие Иоанна, один из четырех, смог сделать диалог хоть сколько-то правдоподобным. Не достоверным, но психологически правдоподобным.

Ладно, согласно евангелиям, Пилат так или иначе решил, что Иисус невиновен, и объявил об этом людям. Но собравшийся вокруг народ "возбуждаемый" еврейскими священниками, кричит что Иисуса надо казнить. Пилат, - тот самый Пилат, который как мы знаем из реальной истории, презирал всех евреев, гонял их дубинками как вшивых по бане, и иногда от избытка душевной чуткости давил копытами кавалерийских коней - так вот, этот Пилат проникается великой симпатий к еврею Иисусу, и пробует заступаться за него перед другими евреями. Вместе с тем, Пилат почему-то никак не проявляет свою власть, и не разгоняет евреев как делал неоднократно, а только смиренно, по-овечьи просит за Иисуса, и горестно уступает под напором еврейских чувств. Ага!.. Вы уже верите?


Сейчас поверите еще больше. Дело в том, что согласно евангелиям, Иисуса не просто распяли, а перед этим его еще и избили, и всячески над ним издевались римские солдаты. А ведь процедура распятия не подразумевает обязательных издевательств над казненным перед этим. Суровый Пилат, не только не смог устоять перед евреями, он даже не смог оградить Иисуса от издевательств солдатни, хотя делов-то было, - отдай приказ, - преступника до креста сопроводить достойно, без издевательств. И попробовал бы какой-нибудь римский солдат ослушаться приказа префекта. Но нет... Теперь-то вы уже совсем верите в евангельскую версию?
Ну, остался всего один маленький пунктик. Если Пилат не верил в виновность Иисуса, и отдал его судьбу на откуп евреям, - то собственно, зачем было казнить его казнию государственных преступников, - распинать на кресте? Уж раз ты решил не мараться, и отдал судьбу еврея на откуп другим евреям, так пусть они и казнят его по своим обычаям. Если бы Пилат поступил так, скорее всего Иисуса просто бы забили камнями. Евреи весьма уважали это способ казни для нарушителей закона. Цимус его вообще-то в том, что полностью размывается личная ответственность участников казни; ведь никто не знает, чей камень, из общего града, прервал жизнь преступника.
Но нет, Иисуса распяли...
Да, еще эта история с Варравой. Согласно библии, Пилат имел привычку на пасху отпускать одного преступника. Он и предложил на выбор евреям, - кого отпустить? Иисуса, или Варраву? Евреи, по указке священников выбрали убийцу Варраву. Не знаю, как комментировать эту историю... Варрава, это строго говоря, даже не имя. Это грециизированная передача того, что у евреев звучало как Барраба. "Бар" - это собственно "сын". Эта приставка использовалась, для создания того, что мы сейчас называем отчеством. Например мы сейчас говорим "Иван Васильевич". В старину же и наши предки сказали бы "Иван сын Василия". Упоминавшийся в тексте предводитель повстанцев Симеон Бар Косиба, - суть Симеон сын Косибы. Бар Раба же... Бар - это сын. А Раба - Отец. Барраба, буквально - "Сын Отца".

По этому поводу ходил в свое время исторический анекдот, что якобы когда римляне спросили евреев, кого им отдать на пасху, евреи ответили: - отдай нам Сына Отца, подразумевая под этим Иисуса. Педантичные римляне же отыскали в казематах какого-то прощелыгу, который на свое счастье, при записи в тюрьму решил не открывать своего реального имени, а назвался совершенно безымянным "Сын Отца". Именем, по которому ничего нельзя сказать, ведь мы все дети своих отцов. Римляне нашли в записи Сына Отца, а Иисуса вздернули на крест. Евреям казалось, что они выразили свою мысль кристально ясно. Римлянам - что они кристально ясно её поняли. Притча о непонимании...

Откуда же в евангелиях появились все эти вставки на неожиданное сердобольство Пилата? Тайны тут нет. Когда христианская церковь начал выходить из подполье и постепенно распространять все большее влияние, ей нужно было показать Римской официальной власти, что она готова к диалогу и сотрудничеству. Однако, трудно было бы церкви склонять своих прихожан к сотрудничеству с властью, если администрация этой самой власти, в свое время, приказала распять их Бога. Поэтому в рассказах Пилат становился все более и более гуманным. Не видел вины. Многократно переспрашивал кого казнить. Умывал руки. И до кучи сам именовал Иисуса "иудейским царем" в собственной прямой речи, мда...

Возвращаясь к реальной истории. Иисуса, признали государственным преступником против Рима, и казнили римской казнью. Это значит, кто бы его не судил, - приговор в любом случае утвердил Пилат.