Кто является небесным покровителем. Кто является вашим небесным покровителем? Святой — что это за человек

12:51, 22 июня 2017

Ангел Хранитель или небесный покровитель?

Человек рождается в мир, и все вокруг радуются, выбирают имя новорожденному и день, когда по обычаю понесут его в церковь крестить. Так принято у христиан. Принято давно, но путаница в понятиях Ангела Хранителя и небесного покровителя существует и поныне.

Ангелы - это существа выше или ниже человека?

- «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1.1) . Так начинается библейский рассказ о сотворении мира. Под словом «небо» здесь подразумевается творение ангельской сущности, невидимого мира бесплотных духов. «Ангел» есть «вестник». Это значит, что бестелесные духи призваны сообщать людям волю Божию, выполнять Его распоряжения в попечении о мире видимом. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14) .

В таинстве Крещения после запретительных молитв священник обращается к Богу с прошением послать крещаемому Ангела: «сопрязи животу его Ангела светла». Таким образом, каждому христианину при крещении Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека в течение всей его земной жизни, наставляет на добрые дела, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и после смерти препровождает душу к Богу.

Говорят, что у ангелов нет имен. А как же Архангел Михаил?

Учение Православной Церкви говорит о существовании Небесной иерархии. Она состоит из трех триад: первая: серафимы, херувимы, «престолы», вторая - «господства», «силы», «власти», третья - «начала», Архангелы, ангелы. Но в обиходе все Небесные чины называются ангелами. Нам не известны имена бесчисленного Небесного воинства, но мы знаем из Писания имена архангелов: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Каждый из них исполняет свое назначение. Архангел Михаил («кто как Бог»), о котором мы знаем больше, чем о других Небесных силах, является вождем всего Небесного воинства. Архангел Гавриил («муж Божий») является носителем радостных благовестий. Архангел Уриил («огонь Божий»), согласно преданию, был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания прародителей. По учению святых отцов, он является просветителем неверующих сердец. Архангел Рафаил («помощь Божия») - врач человеческих недугов. Архангел Селафиил («молитва к Богу») призывает людей к молитве. Имя Архангела Иегудиила («хвала Божия») известно только по преданиям, в Библии оно не встречается. Архангел Варахиил - благословение Божие на всякое доброе дело. Архангел Иеремиил («высота Божия») - возвращает падшего человека к Богу. Таким образом, Архангелы являются благовестниками о великом и преславном, открывают пророчества, волю Божию, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом познания Божества.

Своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство. Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (Втор 32:8) .

Как дух бесплотный, Ангел Хранитель не имеет имени. В своих молитвах мы обращаемся к нему так: «Ангеле Божий, хранителю мой».

Ангел Хранитель и небесный покровитель - это одно и то же?

В строгом смысле слова нет. Небесным покровителем христиане называют святого, имя которого носят при земной жизни. По учению Православной Церкви, всякому вступающему в нее дается христианское имя, носитель которого был прославлен Церковью и причислен к лику святых. Таким образом, христианин имеет двух невидимых защитников: Ангела Хранителя и небесного покровителя. Днем Ангела является день нашего крещения, а днем небесного покровителя или именинами - день памяти святого, имя которого носим. Оба эти дня православные христиане отмечают посещением храма, исповеданием и причащением Святых Христовых Таин, добрыми делами.

Чем усерднее мы стараемся подражать в своей жизни небесному покровителю, чье имя носим, тем сильнее его невидимое предстательство за нас пред Богом. Следует понимать, что если мы живем далеко не по-христиански, то напрасно требуем от Ангела Хранителя и небесного покровителя помощи, напрасно ропщем на них и на Бога, якобы не помогающих нам в наших делах.

Какое значение имеет имя человека для Бога?

Имя человека имеет значение прежде всего для него самого. Господь, надо думать, знает нас и все о нас и без имени. Но тем не менее уже первые люди имели имена, а к Адаму подводились животные, чтобы он давал имена и бессловесным тварям, тем самым обозначая их в земной жизни. В христианстве принято давать имя ребенку в честь того или иного святого, который становится его небесным покровителем. Традиционно еще с ветхозаветных времен имя младенцу нарекается на восьмой день после его рождения, по примеру Христа Спасителя, а во время крещения (сороковой день и позже) оно произносится как уже существующее.

Скажем, родился мальчик в десятых числах декабря. Родители выбрали для него имя по церковному календарю - Николай, так как 19 декабря по новому стилю совершается память святителя Николая Чудотворца. С этим именем он принял святое крещение. Отныне святой Николай Угодник - его небесный покровитель. Именно к нему обращаются с молитвой родители и восприемники, а позже и он сам, надеясь на предстательство пред Богом этого святого заступника. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его - к молитве их» (1 Пет 3:12) . В этом смысле имя имеет значение и для человека, и для Бога.

Меня зовут Римма, родилась 23 ап­ре­ля. Есть ли у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?

Есть два мужских имени, Инна и Римма, которые, видимо, из-за женского окончания стали на Руси даваться при рождении девочкам. Так что ваш небесный покровитель - святой мученик Римма, ученик апостола Андрея. Он жил в I веке, был родом из Малой Скифии. За распространение веры Христовой был заморожен в реке вместе с мучениками Инной и Пинной. Их память - 2 февраля и 3 июля по новому стилю.

Мою дочку зовут Виктория. В церк­ви батюшка отказался ее причащать под этим именем, сказал, что в церковном календаре нет такого имени, есть только, например, Вероника. Что же нам делать? Влияет ли выбор имени ребенка на его судьбу?

До недавнего времени в православном календаре не было имени Виктория, и девочкам чаще всего при крещении нарекали имя Ника. Но с 2011 года Виктория включена в календарь Московской патриархии: память святой Виктории Кордубской - 30 ноября по новому стилю.

Судьбы наши в руках Божиих. Понятие судьбы - не из христианского лексикона. Господь сотворил человека свободным, и этот дар не отнимает никогда, поэтому христианское учение утверждает, что мы участвуем в своем спасении - «Бог спасает нас не без нас». Но мы носим имена, и обычно это имена святых мучеников, преподобных, святителей, одним словом, угодников Божиих. Иногда же (чаще это случается в нерелигиозных семьях) ребенка называют именем, которого действительно нет в святцах, например, Снежана. Но при крещении, если таковое было, имя все равно дается православное. Вот и получается, что человек имеет как бы два имени: обиходное и церковное, с которым он исповедуется, причащается, вступает в брак и т.д.

Наши предки славяне до принятия христианства носили языческие имена, после же Крещения Руси получили имена от Византийской Церкви, которые мы имеем и сейчас. Долго на Руси, особенно в среде низшего класса, сохранялся обычай давать при рождении младенца два имени: языческое и христианское. Второе имя хранили в тайне, во избежание колдовства. Пережиток этого обычая жив еще и поныне: некоторые родители из суеверия дают малышу одно имя при рождении, другое - при крещении. Понятно, что ничего общего с православием это суеверие не имеет.

Мои знакомые говорят, что мое имя Руфина не русское, а ведь меня крестили в православной церкви. Какой же у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?

Мы все в большинстве случаев носим не чисто русские имена, а греческие, римские, персидские и так далее, потому что христианство пришло к нам с Востока. Ваше имя в переводе с греческого означает «рыжеватая», а ваша небесная покровительница - святая мученица Руфина Кесарийская (Каппадокийская). Она была матерью святого мученика Маманта и пострадала в третьем столетии. Ее память, а значит, ваши именины - 15 сентября по новому стилю.

Могу ли я сменить свое имя или заново покреститься, так как дурные люди отпели меня живую в церкви и положили мою фотографию в могилу?

Успокойтесь, ничего страшного для вас не произошло. Для нас, христиан, «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16) , а это значит, что Он не творит зла, хотя попускает его существование среди людей, чтобы мы добровольно обращались к добру. Дурные люди, которые заказали церковное отпевание живого человека, сотворили зло, и потому получат по заслугам. Господь исполняет просьбы людей полезные им, направленные на их благо, но никогда во зло. Таинство же Крещения совершается один раз и не повторяется, по словам апостола: «Един Бог, едина вера, едино крещение» (Еф 4:5) .

В самый канун Рождества у меня родилась внучка. Назвали ее Марией. Теперь Сама Богородица будет ее Небесной Покровительницей?

Нет, непосредственной небесной покровительницей у вашей внучки будет одна из святых жен по имени Мария, память которой ближе всего к дню рождения девочки (это вы должны выбрать по церковному календарю). В православии существует правило, что имена Иисус и Мария никогда не даются в честь Спасителя и Его Пречистой Матери. Хотя, разумеется, Пресвятая Богородица является Заступницей вашей внучки, как и всех верующих христиан.

Протоиерей Владимир Гофман

НЕБЕСНЫЕ ЗАСТУПНИКИ

(по профессиям).

Проблемы на работе время от времени случаются у каждого. Но иной раз так прижмет, что не знаешь, кому молиться, кого просить о помощи. Надеемся, что наши подсказки выручат вас в трудную минуту.

ТОРГОВЫЕ ЛЮДИ


Все, кто занимается торговлей, продавцы, коммерческие директора и менеджеры по продажам могут просить о помощи архиепископа Николая Мирликийского.

(Николай Чудотворец )

И вот почему.

Когда в Ликии наступил великий голод, архиепископ Николай, чтобы спасти голодающих, сотворил чудо - наслал на торговца, нагрузившего большой хлебом, странный сон. Купец увидел во сне старца, который повелел ему доставить хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил у себя в руке три золотые монеты и понял, что это было повеление свыше. Он привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Когда же купец рассказал горожанам о старце, увиденном во сне, те по описанию узнали в нем своего архиепископа.

МОРЯКИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Архиепископ Николай Мирликийский покровительствует и морякам. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить судно, обреченное на неминуемую гибель и никакие силы не могли предотвратить ее. Погибающие моряки стали горячо молиться, и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять судном и благополучно привел его в гавань.

ДИПЛОМАТЫ И ПОЧТОВЫЕ РАБОТНИКИ,

ФИЛАТЕЛИСТЫ

Их покровитель - архангел Гавриил - небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы рассказать людям о своих планах. Так, архангел Гавриил явился праведной Анне, долгие годы страдавшей бесплодием, и сказал, что молитвы ее услышаны Богом, и вскоре она родит благословенную дочь Марию, через которую мир получит спасение.

Деве Марии он рассказал о том, что она будет матерью сына Божия. Позже Божий представитель разъяснил разгневанному Иосифу, что зачатие Сына Божия произошло от Духа Святого, а его возлюбленная Мария осталась невинной. Ну чем не дипломат…

РЕДАКТОРОВ, ИЗДАТЕЛЕЙ И ПИСАТЕЛЕЙ,

ПЕЧАТНИКОВ И ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,

ЖУРНАЛИСТОВ И ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ

…под свое крыло взял апостол Иоанн Богослов , любимый ученик Христа. Иоанн создал свою версию Евангелия, а заодно Апокалипсис. И совершил множество чудес: воскресил из мертвых двести человек, выгнал из языческого замка демона, превратил соленую морскую воду в питьевую. Такой был удивительный человек, что даже пыль с его могилы благоухала и целый год излечивала больных.

И им так же покровительствует Святой Лука .

ИКОНОПИСЦЫ, ХУДОЖНИКИ

Евангелиста Луку просят при изучении иконописания, Святой Лука в православии считается первым иконописцем и является Небесным покровителем иконописцев, живописцев; так же особую помощь от него получают врачи и фермеры.

ПЕВЦАМ, АРТИСТАМ ХОРА

И ВОКАЛИСТАМ

Преподобный Роман , прозванный “Сладкопевцем ”, был по происхождению греком и усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. На одном из предрождественских богослужений недоброжелатели вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. В присутствии императора и придворной свиты, смущенный и напуганный, своим дрожащим голосом и невнятным пением он всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар.

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн “Дева днесь”, что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

ТАНЦОРАМ

те, кто связаны с танцами и хореографией находятся под защитой Святого мученика Вита . (Мальчика 7-12 лет).

По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

По неизвестным причинам в XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин.

СТРОИТЕЛИ


почитают своим помощником Святителя Алексия, митрополита Московского , по инициативе которого были построены первые каменные здания Кремля.

РИЭЛТОРЫ

Покровители риэлторов Преподобные Александр Куштский и Евфимий Сянжемский.

Встретившись в глухом лесу, иноки обрадовались друг другу и ради еще большего безмолвия решили обменяться пустынями: Евфимий остался на берегу реки Сянжемы, в келье Александра, а Александр ушел на Кушту, поселившись в обители Евфимия. Оба преподобных отличались удивительным терпением и смирением - качествами, необходимыми любому горожанину, затеявшему решать квартирный вопрос.

РАБОТНИКИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ


Им покровительствует святая великомученица Варвара Илиопольская . Ее отец, язычник Диоскор, узнав о том, что дочь стала христианкой, пришел в неописуемую ярость. Обнажил меч и погнался за девушкой, намереваясь убить ослушницу. Но путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине, с другой стороны которой был выход наверх.

ЭКОНОМИСТЫ


Банкиры, бухгалтера, финансисты, работники налоговых инспекций и казначейств могут считать своим покровителем святого апостола Матфея , который обычно изображается со счетами или мешочком золота. По своей профессии Матфей был сборщиком податей, но услышав глас Христа: «Иди за Мной», - бросил собранные налоги в пыль и налегке пошел за Спасителем.

АВТОМОБИЛИСТАМ, ВОДИТЕЛЯМ И всем, чья деятельность связана с переноской тяжестей ,

покровительствует Святой Христофор . Этим именем был наречен отшельник Оферро, живший у речной переправы. Однажды ему довелось перенести на руках через реку маленького мальчика, который оказался самим Иисусом. В благодарность Иисус крестил Оферро, дав ему имя Христофор, что означает «несущий Христа».

УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ


Ваши святые покровители - Кирилл и Мефодий . Святой Кирилл, получив блестящее образование, в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. С помощью своего брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие и Псалтирь.

УЧЕНИКИ И СТУДЕНТЫ

Ваш покровитель - преподобный Сергий Радонежский . Ему молятся о помощи в трудном учении. Сергия в семилетнем возрасте отдали учиться грамоте, но наука не давалась ему, и мальчик ужасно страдал из-за этого. Однажды в поле он встретил монаха. Подошел к нему и рассказал о своей беде. Выслушав мальчика, старец дал ему часть просфоры и велел съесть. В тот самый миг благодать сошла на отрока. Господь даровал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость.


Мученица Татьяна считается покровительницей из-за исторического совпадения. Именно 25 января (в Татьянин день) императрица Елизавета утвердила проект Московского университета. А великомученица Татьяна была названа его покровительницей.

ВРАЧИ И ФАРМАЦЕВТЫ


У медиков не один, а четыре святых покровителя. Целитель Пантелеимон , посвятивший свою жизнь страждущим, больным и убогим, безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему. В скором времени молва о милостивом враче распространилась повсеместно. Оставив других врачей, люди стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Святой Лука

Евангелист Лука - христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым, его просят об исцелении глазных болезней.

Ипатий Целебник

тоже посвятил себя служению больным и за это получил от Бога дар исцелять людей простым наложением рук.

Братья Косьма и Дамиан

могли исцелять любые болезни, даже самые страшные. Слепые, хромые, бесноватые шли к чудотворцам толпами и никому они не отказывали в помощи. Наоборот, для того, чтобы быть доступнее для больных, они сами искали их, переходя из города в город. И делали это абсолютно безвозмездно, за что в народе их и прозвали бессребрениками.

ВЕТЕРИНАРЫ


Не только людей врачевали Косьма и Дамиан , но и братьев наших меньших. Благодарные животные знали своих благодетелей, а потому иной раз ходили за ними по пятам.

ВОЕННЫЕ


В целом же все военные люди находятся под надежной защитой святого Георгия, которого называют Победоносцем за мужество и за духовную победу над мучителями, которые так и не смогли заставить его отказаться от христианства. Георгий Победоносец прославился и своей чудодейственной помощью людям, находящимся в смертельной опасности.

А так же военные, вооруженные силы под опекой преподобного

Ильи Муромца Печерского.

Святые покровители видов войск:

Внутренние войска (МВД)

Владимир, равноапостольный князь.

Военно-морской флот

Апостол Андрей Первозванный,

Святой праведный Феодор Ушаков.

Воздушно-десантные войска

Илия, пророк.

Войска специального назначения

Александр Невский.

Танковые войска

Многие задаются вопросом, какие святые покровители по имени и дате рождения у них. Наша статья целиком посвящена ответу. Вы узнаете имя своего святого покровителя, также будет предоставлена информация о том, как лучше праздновать именины. Этот день неимоверно важен для каждого человека. Итак, читайте внимательно информацию, представленную ниже.

В наше время у людей всё больше после многолетнего перерыва начинает возрождаться интерес к своим небесным покровителям и дням именин. Но многие продолжают путать понятия «день именин», «день рождения» и «день ангела-хранителя». Также часто люди просто не задумываются, а почему их день именин празднуется, скажем, сегодня, а не завтра или в какой-либо другой день. Ещё чаще, узнав, что святых с определённым именем несколько, люди начинают теряться в догадках, а какой же именно из этих святых является небесным покровителем для того или иного человека. Давайте попробуем разобраться в этих вопросах и найти на них ответы. Эти понятия просто необходимо различать.

О том, что же такое день рождения, думаю, знают все и любят его праздновать, созывать гостей и получать подарки. Тут всё просто: день рождения — это день, в который человек родился. Но давайте задумаемся, а почему же довольно часто человека у нас в день его рождения называют «именинником»? Так происходит оттого, что благодаря длительному атеистическому периоду на всём постсоветском пространстве люди попросту стали путать день рождения и день своих именин, объединяя их порой в одну дату. Однако же «день рождения» и «день именин» — понятия разные. Стоит упомянуть, что до революции в царской России именины для православных были гораздо более важным праздником, чем день рождения. В наше время они празднуются намного реже. Виной тому неосведомлённость людей по поводу значимости дня именин. Но с каждым годом ситуация меняется и всё больше людей проявляют интерес к ним и своим небесным покровителям. Так что же это за день? Верующие ещё обозначают его словом «тезоименитство». Вам ведь знакомы значения слов «тёзка», «тёза»? Они обозначают человека, у которого такое же имя. Так вот: определённый календарный день, в который вспоминается тот или иной святой или же сразу несколько святых, и является тезоименитством, праздничным для человека, носящего имя того святого, которого этим днём вспоминают. В простонародье, особенно в западных частях Украины и Белоруссии, день именин зачастую обозначается как «день ангела», «день ангела-охоронця (ангела-хранителя)», что, конечно же, тоже не совсем правильно. Ошибка происходит по той причине, что верующие люди своих святых иногда именуют ангелами, ангелами-хранителями. Но это не святой, это именно ангел, добрый дух, данный при крещении Богом человеку, для того, чтобы тот наставлял человека во время его земной жизни на путь спасения. А вот личного его имени человек знать не может, так как он для человека невидим. Потому-то для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня для его воспоминания. Но установлены определённые дни, в которые чествуют все небесные ангельские силы.

Как узнать имя святого покровителя

Так как всё-таки узнать, и когда назначается день почитания своего святого? И какие святые покровители по имени и дате рождения у каждого из нас? В конце концов, кто это всё определяет? Итак, по порядку: во-первых, чтобы узнать, какой из святых является нашим небесным покровителем, нам необходимо заглянуть в Святцы, или, как ещё называют этот церковно-народный календарь, Месяцеслов. Именно там записаны имена всех святых и даты для их памяти. А установлены эти даты Церковью, которая и причисляет того или иного человека к лику святых. Во-вторых, обычно определяются святые покровители по имени и дате рождения. Хорошо, с этим понятно, ведь имя мы своё знаем. Однако как же нам быть, если в Святцах упоминаются сразу несколько святых с нашим именем? В таком случае, мы должны выбрать святого, чья память чествуется ближе всего ко дню нашего рождения. Следует также учесть, что список со святыми постоянно обновляется, по мере того как прославляются всё новые и новые святые. Например, на Архиерейском соборе в 2000 году были прославлены новомученики и исповедники российские, и вот если человек был крещён до 2000 года, то святые по имени и дате рождения определяется согласно изданиям Святцев ранее 2000 года. А если после — то святой определяется из более широкого списка по дате рождения, по изданиям Святцев позднее 2000 года. А что делать, если в Святцах мы не найдём святого со своим именем? Например, если человек носит не христианское имя? В этом случае мы должны выбрать святого покровителя, близкого по имени к нашему. Так, Дина становится Евдокией, Анжелика становится Ангелиной, Жанна Иоанной, а Светлана — Фотинией. А вот Юрий при крещении нарекается Георгием. Значит ли это, что человек и в обычной мирской жизни называется этим новым именем? Нет. В мирской жизни он, естественно, остаётся Юрием. А в церковной жизни, при, скажем, исповеди или причастии, называя себя, он должен назвать церковное имя: Георгий. Подавая записки о здравии или о упокоении, также пишется церковное имя человека. Раньше, когда решали наречь и покрестить новорождённого, обычно заглядывали в Святцы и смотрели, память каких святых Церковь чтит в этот день, и выбирали святого покровителя для младенца по имени из этого списка. Именно в день крещения ребёнка, а не в день его рождения. Теперь же это забытая традиция, и в наше время мало кто её придерживается. Нарекают теперь в основном в честь своих родственников либо в честь каких-то любимых персонажей книг или фильмов, но не в честь святых. Это происходит ещё и потому, что многие не знают, какие святые покровители по дате рождения и имени существуют.На примере некоторых имён посмотрим, сколько святых приходится на одно имя.

Святой покровитель имени Андрей

Имя Андрей — греческого происхождения. В переводе оно означает «мужественный, храбрый». Поскольку данное имя очень распространено, — так звали одного из двенадцати апостолов Христовых, — то, соответственно, и святых с таковым именем должно быть немало. Посмотрим, так ли это? Заглянем в Святцы. Да, действительно, святых с именем Андрей немало. Вот они. Священномученик Андрей, епископ Уфимский (8 января), мученик Андрей Лампсакийский (31 мая), апостол Андрей Первозванный (3 июля, 13 июля, 13 декабря), преподобный Андрей Рублёв, иконописец (17 июля), преподобномученик Андрей Критский (30 октября).

Итак, как мы можем видеть, выбор богатый. Это далеко не полный список. Помните, что Андрею для определения его небесного покровителя нужно выбрать святого с именем Андрей из списка, который бы оказался ближайшим ко дню рождения.

Владимир

Какой святой покровитель имени Владимир? Оно славянское. Первая часть имени восходит ещё к праиндоевропейской основе и обозначает слово «сила, власть». Вторая же часть имени заимствована из германских языков со значением «великий, знаменитый». Однако эта вторая часть (-мер) у славян приняла, под влиянием слова «мир», иное значение, соответствующее указанному слову. Получается, что имя Владимир обозначает сочетание «владеющий миром»; одновременно миром в значении «Вселенная, земной шар», и миром в значении «тишина, покой». Первоначально имя это было языческим. Но после крещения Руси, впоследствии, имя Владимир канонизировали, поскольку Русь крестил князь Владимир Святославич. Святых с таким именем гораздо меньше, чем в случае с Андреем. Заглянем в Святцы. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1 февраля), мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский (4 июня), равноапостольный великий князь Владимир (28 июля), мученик иерей Владимир (29 августа), благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский (17 октября).

Имя Дмитрий

Теперь узнаем, какой святой покровитель имени Дмитрий. Это греческое имя означает «посвящённый богине Деметре». Установленная церковная форма имени — Димитрий. Святых с этим именем также немало, поскольку имя Дмитрий является очень распространённым и по сей день. О каких же святых с именем Димитрий упоминают Святцы? Преподобный Димитрий Скевофилакс (7 февраля), праведный Димитрий Юрьевский, сын благоверного князя Святослава (16 февраля), страстотерпец благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский (28 мая, 5 июня, 16 июня), мученик Димитрий Казанский (15 октября), мученик Димитрий (28 ноября), праведный Димитрий (14 декабря).

Александра

Поговорим о том, какой святой покровитель имени Александра. Это женская форма имени Александр; имеет греческое происхождение и переводится как «защитница людей», «храбрая». Святых с этим именем, прямо скажем, немного, вот они: мученица Александра Понтийская (2 апреля), мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица (6 мая), мученица Александра Коринфская (31 мая, 19 ноября), преподобная Александра Дивеевская (26 июня), святая страстотерпица императрица Александра (17 июля). В России, безусловно, наиболее популярная святая, носящая данное имя, — это российская императрица, супруга Николая ІІ, последнего российского императора.

Анна

Стоит рассказать о том, какой святой покровитель имени Анна. Если все предыдущие рассматриваемые нами имена (за исключением Владимира) были греческого происхождения, то это имя — еврейского, и переводится как «благодать, благосклонность, милость, милая». Имя это — библейское. Так как имя очень распространено по всему миру, то и святых с этим именем, в отличие от Александры, ясное дело, много: пророчица Анна (16 февраля, 22 декабря, мученица Анна Готфская (8 апреля), благоверная великая княгиня Анна Кашинская (25 июня, 3 августа, 15 октября), преподобная Анна Вифинская (26 июня, 11 ноября), мученица Анна (18 июля).

Елена

Какие святые покровители имени Елена? Оно греческого происхождения. Интересно тем, что этимология его до сих пор неясна. Были предположения, что оно связано с богом солнца Гелиосом или указывает на самоназвание греков — эллины. Однако, несмотря на популярность, святых с этим именем весьма мало. Мученица Елена (28 января), равноапостольная царица Елена (3 июня), мученица Елена, дочь апостола Алфея (8 июня), преподобная Елена Дивеевская (10 июня), равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, в святом крещении Елена (24 июля), праведная Елена, королева Сербская (12 ноября).

Немного об иконах святых покровителей

Существует множество икон с изображениями святых. И очень хорошо, если человек имеет дома или носит с собой изображение своего небесного святого покровителя. К святому можно обращаться с любой просьбой, наши святые покровители нас слышат и помогают. Для того чтобы правильно выбрать икону с изображением своего святого, нам нужно знать о своём покровителе, как он изображается на иконах, зайти в церковную лавку и выбрать подходящую. Будет хорошо, если икона святого покровителя по имени будет всегда находиться рядом с вами. В дополнение скажем, что неплохо было бы ещё и знать хотя бы одну молитву, обращенную к своему святому.

Как правильно праздновать день святого покровителя?

Если вы понимаете, в чем отличие именин от дня рождения, вы, безусловно, понимаете и разницу между празднованиями. В день именин мы, прежде всего, вспоминаем своих святых, чтобы и они помнили о нас. В день именин верующие обычно идут в храм, исповедуются и причащаются. Но, безусловно, нет препятствий для гостей, праздничного ужина и подарков. Но это не должно быть шумное веселье и застолье с алкогольными напитками. Лучше, если это будет душевная беседа, наполненная смыслом и содержанием. Стоит отметить, что, если ваши именины приходятся на время Поста, готовить нужно только постные блюда. Соблюдайте это правило. Если ваши именины пришлись на будний день в Пост, их необходимо перенести на воскресенье или субботу.

Некоторые люди никак не отмечают день своих именин. Это крайне неправильно, ведь, кроме религиозного подтекста, это ещё и просто хороший светлый день, наполненный радостью.

Очень важно с раннего возраста приучать детей к празднованию именин, водить их в храм к причастию, а также дарить им небольшие подарки и устраивать тихое застолье в кругу семьи. В дальнейшем ребенок на протяжении всей жизни будет относиться к этому дню, как к праздничному и особенному.

И ещё. Никогда не забывайте поздравлять с именинами своих родственников и друзей. Дарите им небольшие подарки. Ваше внимание в этот день им будет очень приятно. По возможности навещайте их. Знание о том, какие святые покровители по дате рождения и имени у ваших близких, помогут вам с выбором подарка, если вы решите приподнести икону.

Очень надеемся, что эта статья была полезной для вас. Вы знаете, какие есть святые покровители по имени и дате рождения, а также как их определять. Это ещё не все. Вы узнали, какой святой покровитель по имени у вас. Также надеемся, что для вас будет интересной информация, как нужно праздновать именины. Для многих людей это очередной повод для застолья, что не является правильным. Теперь вы будете знать, какие действия лучше всего совершать в этот замечательный для каждого человека день его именин. Как узнать имя святого покровителя? Это не так сложно. Нужно лишь проявить живой интерес.

У каждого из нас есть Ангел-хранитель, данный Господом от рождения. Он защищает от всякого зла, помогает в невзгодах, подерживает в трудное время. Принимая святое крещение, становясь христианином, человек препоручает свою душу Господу и своему второму хранителю - святому угоднику Божиему, имя которое он получает при крещении. Святой угодник заботится, оберегает и неустанно молится о нас перед Господом.

Именины - это день памяти святого угодника, в честь которого вы получили своё христианское имя.

В день своих именин православные христиане посещают церковь, причащаются и конечно же накрывают для близких людей праздничный стол. Самые желанные гости на этом светлом празднике - крёстные родители, ведь они

Твое святое имя

Преподобный Евфимий Великий

День памяти Январь 20

Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам, у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало Божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил оттока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было порученно управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей, тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-ом году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, гле, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря, уединенную пустынную хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к богу, одну волю, одну цель. Обычно после праздника Богоявления Молитвы они удалялись в Кутумийскую пустыню (недалеко от Иерихана) . Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришли из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: " Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находится в послушании и смирении, а в уме иметь смертную бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного " .

Юным инокам преподобный заповедовал внутренним Богомыслием соединять телесный труд. " Если миряне, - говорил он, - много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами " . Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием не пресищаясь.

В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Тереваном, который преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и, впоследствии был епископом среди арабов.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием быстро распространялось. Отовсюду стали стекаться люди,приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собою только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий обратил много иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.

Единственный святой, которому молятся о помощи, когда нет денег - это святитель Иоанн Милостивый

Житие свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского - родился на Кипре в VI веке в семье знатного вельможи Епифания. В пятнадцатилетнем возрасте ему было видение, которое оказало влияние на всю его последующую жизнь.

В образе красивой девицы в светлой одежде с масличным венком на голове, ему явилась высочайшая добродетель - милосердие, и сказала: " если сделаешь меня своей подругой, то я исходотайствую тебе у Царя великую благодать и приведу тебя к Нему, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я. Я его свеча с небаи облекла в плоть человеческую " .

Святитель Иоанн Милостивый

Эта добродетель и была спутницей всей его жизни, за что святитель Иоанн был прозван в народе - Милостивым. " Тот кто надеется на милосердие Божие, должен быть прежде всего, прежде всего, сам милостивым ко всем " , - говорил святой Иоанн.

По воле родителей он вступил в брак и имел детей. Жена и дети святого умерли, а он принял монашество и стал строгим постником, молитвенником и братолюбцем.

Духовные подвиги и добродетель стяжали святому Иоанну известность и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий и все духовенство упросили его занять патриарший престол.

Ревностный святитель достойно нес архипастырское служение, заботясь о духовном воспитании пасомых. Во время своего патриаршества он обличил ересь монофилита-антиохийца Фулона и изгнал из Александрии его последователей. Но главным своим долгом святитель считал милостыню и благодеяние

Имя Игорь (раньше оно звучало как Ингвар) появилось на Руси благодаря варягам. Варяги поклонялись многим богам, одним из которых был Инг, считавшийся богом здоровья и плодородия. Соответственно Игорь значит " оберегаемый Ингом " . Это имя носил один из первых русских князей ещё до принятия Русью христианства. В первые века после крещения Руси, пока не устоялись в русской земле православные имена и обычаи, этим именем называли мальчиков в княжеских и боярских семьях.

Тем не менее, и оно прославлено деяниями мученика и вошло в святцы.

Давно это было... После крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром постепенно Русская земля превратилась из союза языческих племён и городов в единую, сильную и процветающую державу. Повсюду - и на Западе, и в королевствах Европы, и на Востоке, в Византии и в Багдадском Халифате заговорили о новом государстве. Были оттеснены от русских границ воинственные кочевники - половцы да печенеги. Предприимчивость русских купцов, мудрость бояр-посланников, славные деяния князей заставили весь тогдашний мир с уважением относиться к Руси. Владыки Запада и Востока почитали за честь породниться с русскими князьями.

Сильной и славной становилась Русская держава. Но оставалась на Руси одна тяжкая беда: княжескиеусобицы. Не было тогда на Руси единого порядка наследования власти. Святой князь Владимир, умирая, разделил землю между сыновьями, и вскоре они уже сошлись в кровопролитной войне, не в силах решить, кому из них быть первым на Руси. С тех пор и повелось: за право владеть тем или иным городом внуки и правнуки святого Владимира устраивали сражения, разоряли свои же русские земли. Самые большие междоусобицы разгорались из-за Киевского стола. Ведь Киев считался первым городом на Руси, а киевский князь издревле был главным среди прочих князей.

Наиболее бесчестные и отчаянные из князей не гнушались приводить на Русь давних врагов - половцев и печенегов, чтоб те сражались за них; и дикие кочевники дотла сжигали города, опустошали волости. А после, потеряв уважение к русским князьям и страх перед их дружинами, вновь стали ходить набегами на Русь.

Напрасно наиболее мудрые и дальновидные из князей пытались прекратить усобицы. Сколько ни собирались князья, договариваясь " иметь мир друг с другом " , сколько ни клялись в этом, целуя крест, - всё равно находился кто-то отчаянный или завистливый, выступал войной против соперников.

В такое лихое время и родился Игорь, в святом крещении принявший имя Георгий. Он был сыном князя Олега Черниговского, которого современники прозвали Гориславовичем - и вправду много горя принёс он и себе, и земле Русской своей неуёмной жаждой власти и могущества. Ничем не брезговал он ради того, чтобы занять Киевский престол. За это и не любили его на Руси не только князья, но и простые люди, страдавшие от творимых им жестокостей.

Матерью Игоря была известная дама из Византии, Феофания Музалон. Женщина образованная и богобоязненная, она страдала от жестокого характера своего мужа и старалась привить маленькому Игорю кротость и любовь к знаниям.

Игорь вырос юношей смиренным и благочестивым. Еще с детства понял он всю опасность и неправедность княжеских усобиц, а чтение летописей и изучение Священного Писания ещё более укрепили его в этом. С юности решил он, что не будет следовать примеру отца, и своей жизнью и поступками своими постарается искупить его грехи.

В удел Игорю достался небольшой городок Новгород-Северский, стоявший на южных границах тогдашней Руси. Летом здесь нестерпимо палило солнце, зимой вьюги наметали сугробы выше человеческого роста. С деревянной городской стены в ясную погоду видна была вдалеке ковыльная Великая степь, откуда приходили с набегами половцы. Половецкие всадники на низкорослых, мохнатых лошадках, вооруженные кривыми саблями и дальнобойными луками, несли смерть и разрушение. Игорю не раз приходилось отражать их нападения, а то и самому ходить войной в половецкие земли. Так, в 1111 году участвовал он в большом походе в степь. Много князей тогда собралось под знаменем Владимира Мономаха, правнука святого равноапостольного князя Владимира, заставив половцев вспомнить времена славных богатырей Ильи Муромца да Добрыни Никитича, и надолго забыть дорогу в русские земли.

Суровая жизнь на границе закалила характер Игоря, сделав его настоящим князем-воином и защитником, честным и справедливым.

Заботясь о благополучии телесном, он не забывал и о духовном совершенствовании. Много времени проводил Игорь в молитвах и благочестивых размышлениях пред иконою Божией Матери. Давно бы ушёл

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА МАРИНА

Святая мученица Марина жила в правлении императора Клавдия (ок. 270) . Она родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии) и была дочерью языческого жреца Эдесия. Ее мать умерла когда дочери было 12лет, и отец верил заботы о дочери деревенской кормилице. Общение с местными христианами и природные склонности Марины благоприятствовали росту семени истинной веры в ее сердце. Когда ей исполнилось 15 лет, что любовь ко Христу была в ней столь сильна, что Марина желала только одного и помышляла только об одном -причаститься мученичеству и пролить свою кровь во имя любви ко Христу. Не скрывая своего желания, Марина не страшилась заявлять во всеуслышание, что она христианка, и высмеивала культ идолов. Этим она вызвала ненависть отца, который лишил ее наследства.

Однажды перфект Асии Олибрий направляясь в Антиохию, увидел святую которая пасла вместе с другими женщинами деревни. Очарованный красотой Марины, он пожелал взять ее в жены и приказал своим людям привести девушку. Придя во дворец, она предстала перед магистратом, который попросил ее назвать свое имя. Дева уверенным голосом отвечала: " Зовут меня Марина, я дочь свободных родителей из Писидии, но я раба Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, сотворившего небо и землю " . Тогда ее заточили в темницу в ожидании большого языческого праздника, который должен был состояться на следующий день.

Когда ее привели на суд и повелеи привести жертвы богам вместе со всеми, Марина ответила: " Я вознесу жертву хваления моему Богу, но никогда - вашим бесловесным идолам, лишенным жизни! " Олибрий упрашивал ее поберечь свою молодость и красоту. Но она возразила, что всякая телесная красота увядает, тогда как муки, претерпеваемые за имя Христово, украшают душу и готовят ее к вечному блаженству. Магистрат, рассерженный такой дерзостью, приказал растянуть деву на земле, бить прутьями с шипами и разрывать ее плоть железными крючьями. Кровь святой лилась обильным потоком и обагряла землю, но Марина не издала ни одного крика боли и оставалась невозмутимой, словно кто-то другой страдал вместо нее. После несколько часов мученийй ее бросили в темницу, где она молила Господа не оставлять ее в испытании и исповедовании веры.хфэя

Святая великомученница Ирина

День памяти: Май 5

Святая великомученница Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния. Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан обьяснил ей значение этого знамения: голубь означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь благодать Божию, получаемую в крещение; орел - знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, - принес венок за победу над нивидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что дьявол ополчится на нее и будет доставать печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, ухватил зубами его за за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов.

Оставив управление областью поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель области, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Селекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедовала свою веру пред правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седеки она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. Десять дней пробыла во рву святаяи осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую страшным пыткам: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: " Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет " . Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучеников, раздался сильный гром и полился сильный дождь. Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седеки и изгнал его. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10000 язычников. Из своего родного города Мигдании святая переехала в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли святое Крещение от апостола Тимофея.

После этого святая Ирина посетила и другие города - Константину, Месемврию с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполненно. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.

Имя Елены, Алёны, день ангела Елены, Алёны

В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечем, помышлял в конце III и начале IV столетий совсем стереть с лица земли самое имя христиан, Промысл Божий уготовал для Церкви Христовой, среди самих кесарей-гонителей христианства, царственного покровителя ее в лице Константина-царя, еще при жизни своей получившего -наименование, навсегда упрочившееся за ним в христианской истории, Равноапостольного, во всемирной же истории Великого.

Рожденный, в 274 году у родителей, хотя и не христианин, но знакомых с христианством и ему покровительствовавших, Константин с детства чуждался языческих суеверий и приближался ко Христу истинному Богу. Десница Господня сама постепенно приготовляла его и многоразличными способами очищала его, как избранной сосуд славы Божией.

Отец Константина Констанций Хлор, Цезарь в Западной половине империи, будучи по наружности -официально -идолопоклонником, в душе далёк был от языческого суеверия; внутренно он отрёкся от служения многим ложным богам и признавал Единого истинного Бога, - Ему одному поклонялся он и весь дом свой, вместе с детьми и домашними посвящал одному Царю-Богу. Насколько Констанций далек был от суеверного служения идолам жертвами и курением, пожелал однажды испытать истинные расположения своих царедворцев; он сделал вид, что хочет исполнять суеверные языческие обряды, и сказал своим придворным:

Кто хочет пользоваться моим расположением и любовью и оставаться

МУЧЕНИЦЫ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ

День памяти: Сентябрь 17

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София означает премудрость) . У нее были три дочери, носивших имена главных христианских добродетолей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

" У нас есть Бог Небесный, - ответили они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа " .

Тода разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученице. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господнейкотел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

Святитель Николай Чудотворец

Много великих и преславных дел сотворил на земле и на море великий Святитель Николай Угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым прозрение, хромым хождение, глухим слух, немым дар слова.

Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах концах земли известны его чудотворения.

Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь.

Родина святителя Николая Чудотворца

За многие десятки столетий на двух полуостровах - Анатолийском и Фракийском - там где Европа соединяется с Азией, народы сменяли друг друга, приходили и исчезали греки, фракийцы, арабы, византийцы, ликийцы, турки-сельджуки. И, наконец окончательно утвердилась республика Турция на месте бывшей Османской империи. Восемьдесят тысяч мечетей на територии этой страны. Тысячи из них возведены на месте когда-то христианских византийских храмов. Но ни тысячелетнее время, ни войны и разрушения, ни землетрясения не тронули церковь Святителя Николая, Чудотворца, что стоит в современном городе - Демре - древней Мире.

Античный город Мира, основанный еще до нашей эры, входил в Ликийский союз городов, чеканил свою монету и имел важное стратегическое значение. В 61 году нашей эры один из апостолов Иисуса Святой Павел последний раз встречался здесь с остальными апостолами, перед тем как отправиться в Рим.

Но взгляд не замечает уже античных красот, а сердце рвется туда, где за деревьями видна небольшая византийская церковь, в которой всю жизнь служил Архиепископ Мир Ликийских Николай и где был погребен после смерти.

Уже знакомые по святым писаниям строки

его биографии приобретают здесь, на его родине, у входа в его храм, совсем иное звучание - не абстрактное и далекое, а близкое и живое - вот он ходил по этой земле, по этим ступеням, касался вот этих стен, служил за этим древним алтарем...

Родился Святитель Николай в 234 году нашей эры в городе Патара, что в 60 километрах к западу от Демре. Рос в состоятельной семье получил хорошее образование и посвятил свою жизнь людям. Еще юношей отправился в путь, чтобы поклониться святым местам далекого Иерусалима. Морское путешествие чуть не закончилось трагедией - шторм грозил разбить корабль о скалы. И тогда святитель начал молиться. Люди спаслись, а он с тех пор стал покровителем и святым моряков и всех путешествующих. Вернувшись из Иерусалима в Демре, Святой Николай - этот образованный человек, знаток истории, иностранных языков и богословия, проповедник - стал Епископом Миры, гле он проповедовал до самой своей смерти, отдав все свои знания и силы на благо людей.

Чудеса, при помощи которых он еще при жизни помогал людям передавались в рассказах от человека к человеку, переходили из века в век и дошли до наших дней.

Так же, как чудом сохранился до наших дней храм Святителя. Церковь была обнаружена в нынешнем торговом центре Демре во время раскопок в 1956 году.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА

Святой Николай Чудотворец родился в 234 году нашей эры в городе Патаре в Ликии. С самого рождения он удивлял своих благочестивых родителей: при крещении, - еще не умея ходить и самостоятельно держаться на ножках, - простоял в купели три часа, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Родители его Феофан и Нонна, были благочестивыми, знатные и богатые, однако долгое время не имели детей и уже не надеялись иметь детей, но многими молитвами, слезами и милостынями испросили себе у Бога сына. Эта благочестивая чета за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, удостоилась произрастить святую ветвь, " как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое " . (Пс. 1:3)

Когда родился сей благословенный отрок, ему дали имя Николай, что значит победитель народов. И он по благословению Божьему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру.

После его рождения мать его Нона тотчас же освободилась от болезни и с того времени до самой своей кончины оставалась неплодною. Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николаю, он один должен был быть первым и последним. Освященный еще в утробе матери богодухновенного благодатью, он явил себя благовейным почитателем Бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и быть постником прежде чем привык вкушать пищу.

В нем можно было узнать будущего чудотворца даже потому, что он питался молоком одной правой груди, знаменуя тебудущее стояние свое одесную Господа вместе с праведными. Свое изрядное постничество он проявил в том, что по средам и пятницам вкушал молоко матери только один раз, и то вечером, по совершении родителями обычных молитв. Отец и мать его весьма сему удивлялись и провидели, каким строгим постником будет сын их в своей жизни. Привыкнув от младенческих пелен к такому воздержанию, святой Николай всю свою жизнь

Мученица Фотина (Светлана) Самаряныня, и ее сыновья мученики Виктор, нареченный Фотином, и Иосия

День памяти: Март 20

Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ин.4.5-42). Во время императора Нерона (54-68) , проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотина жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Ее старший сын храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен воначальником в город Атталию (Малая Азия) .

Градоначальник Атталии Севастиан при встрече со святым Виктором сказал ему: " Я знаю достоверно, что ты, твоя мать и твой брат - последователи учения Христа. Но я по-дружески советую тебе-подчинись воле императора, за это будешь получать имущество христиан, которых доставишь нам. Твоим же матери и брату я напишу, чтобы они не проповедовали Христа открыто. Пусть тайно исповедуют свою веру " . Святой Виктор ответил: " Я сам хочу быть проповедником христианства, как мои мать и брат " . На это Севастиан ответил: " О Виктор, все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают за это тебя, мать и брата твоего " . После этих слов Севастиан почуствовал острую боль в глазах, изменился в лице и онемел.

Три дня пролежал он слепой, не произнеся ни слова. На четвертый день неожиданно он громко произнес: " Только вера христиан истина, нет другой истинной веры! " Находившемуся рядом святому Виктору Севастиан сказал: " Меня призывает Христос " . Вскоре он крестился и тотчас же прозрел. Слуги святого Севастиана свидетели чуда, крестились по примеру своего господина.

Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привезти христиан к нему на суд в Рим. Тогда Сам Господь явился к исповедникам и сказал: " Я буду с вами, и Нерон будет побежден, и все, кто служит ему " . Святому Виктору Господь возвестил: " С этого дня имя тебе будет Фотин - " Светозарный " , ибо многие просвещенные тобой, обратятся ко Мне " . Святого Севастиана Господь ободрил: " Блажен, кто совершит свой подвиг до конца " . Святая Фотина извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам.

В Риме император приказал привести к себе святых и спросил их действительно они веруют во Христа. Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотины остались невредимы. Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосио ослепить и заключить в темницу, а святуюФотину с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое крещение. Обратила она ко Христу и волхова, который принес отравленное питье, чтобы умертвить исповедницу.

Прошло три года, и Нерон послал в темницу за одним из своих слуг, находившийся в заключении. Посланные сообщили ему что святые Севастиан, Фотия и Иосия, которые были ослеплены, стали совершенно здоровы, и их постоянно посещают люди, которые слушают их проповедь; сама темница превратилась в светлое и благоуханное место, где прославляется Бог. Тогда Нерон приказал распять святых вниз головой в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и освободил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.

В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотины и бросить мученицу в колодец. Мученикам Севастиану, Фотину и Иосии отсекли голени, бросили собакам, затем с них содрали кожу. Страшные муки претерпли и сестры святой Фотины. Нерон приказал отрезать им сосцы, а затем содрать с них кожу. Изощренный в пытках император уготовил жесточайшую казнь святой Фотиде: ее привязали за ноги к вершинам двух склоненных деревьев, которые распрямившись разорвали мученицу. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотину вытащили из колодца и заключили в темницу на 20 дней.

После этого Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам. Святая Фотина плюнула императору в лицо и, посмеявшись над ним сказала: " Нечестившийся слепец, заблудший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам? ! " .

Услышав такие слова, Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу (+ ок.66)

Святой князь Александр Невский! О нем написано столько замечательных книг, что просто удивляешься. Не случайно ведь он назван «именем России» – самым популярным русским историческим деятелем всех времен… Но сегодня о нем дерзают писать и говорить немало нехорошего. Чего только стоит одна лишь передача по телевизору «Суд истории», где разбиралось «дело»… святого князя! От этого просто не знаешь куда деваться.

А он – просто с нами. Всегда.

Мне двенадцать. Меня привезли в Питер. Семья родственников ведет себя чопорно, и я от мамы слышу фразу «ты меня позоришь» чаще, чем свое имя. Впрочем, тогда я ненавидела лютой ненавистью и свое имя. Зовут – значит, сейчас получу по полной. И так еще холодный пот не высох – только что с троюродными шебутными братцами кидались шариком на резинке, Ромка не поймал – и шарик отскочил в хрустальную рюмку. И мама так на меня оглянулась… – я с перепугу не могла даже реветь. Надо понимать, что мама приезжала ко мне два раза в год, и я очень дорожила каждой минутой, когда она просто была рядом. И как больно было осознавать, что я все время не соответствую ее ожиданиям, все время делаю все не так…

Однако тетя Рита и ее мать (родная сестра моей бабушки) чем-то отвлекли мою дорогую мамочку, и я, в линялом клетчатом платье, которое уже заметно мало мне, остаюсь с братьями. Сашка младше меня на два года, Ромка – на три. Они вытаскивают какую-то игру: «Смотри, вот сюда фишку, вот сюда кубик, это надо магазин купить – эээ, плати сто рублей!».

«Плати сто рублей» – это любимая присказка «упакованных» толстоморденьких братьев. У них я впервые в жизни увидела на столе сервелат. «Юлька, не ешь эту колбасу, она рыбой воняет!» – кричали мне через стол братья. «Вот, от деликатесов нос воротят», – вздохнула тетя Рита. Я подмигнула тете, положила кусочек сервелата на гренку, откусила и зажмурила глаза: «М-м-м-м, объедение!» Через минуту братья наперегонки уплетали экзотические бутерброды из гренок, а все взрослые наперебой меня хвалили. Ну… почти все. Кроме мамы.

Очередной день в Питере. Мама с тетей Ритой где-то были, мне не до этого, мы с братьями спорим. На разные темы. В том числе на такие, о которых взрослым лучше не знать. Взрослые сами по себе, мы сами по себе. Но тут я понимаю, что мы куда-то должны ехать. Куда, мам?

– В Александро-Невскую Лавру.

Я знаю, что был такой герой Александр Невский, я всегда его очень любила. Но Лавра? Семья наша – сплошь воинствующие атеисты. И меня так воспитывали. Однажды как-то мама в очередной свой приезд упомянула, что один монастырь вновь открылся. Дед сказал: «Эх!» – и ушел, бабушка сморщилась брезгливо, а я, мозглявка этакая, заявила:

– Неужели кто-то еще уходит в монастыри?

Мама устало посмотрела на меня.

– Знаешь ли, дочка… В этом монастыре монахини – очень умные, интеллигентные женщины. Многие – с высшим образованием. И они очень обиделись бы, услышав твои слова.

И я впервые в жизни задумалась. А в душу будто бы хлынула река, которую долго сдерживала плотина. Стало ясно: я всегда знала, что Бог есть. Просто повторяла то, что мне изо дня в день говорили, не понимая, что слова имеют значение. А Бог – он всегда есть, и был, и будет.

С тех пор мы с мамой «диссидентствовали». Я запросто смотрела фото храмов и икон в маминых книгах. Не более того: мама сама, как я тогда считала, была неверующей. И вот теперь она звала меня в Лавру. Смелая мама, не боится бабушек-дедушек!

– Мам, мам, а что делать там?

– Креститься. Тебя крестят. И мальчишек тоже.

Мы на пороге храма. Братья пытаются сбежать, дразнятся. Вот глупые, не умеют вести себя прилично. А я буду приличной. Платье жмет в груди, пояс платья чуть не под грудью, только б не свалились эти дурацкие старые гольфы. Так, а откуда я умею креститься?

Входим. Меня пугает огромный черный крест и белый череп где-то в его основании. К иконам даже не иду: алтаря будто нет, храм видится огромным коридором, уходящим туда, куда все мы когда-то придем. И я поняла, что сейчас потеряю сознание.

Нас, крещающихся, было человек десять. Помню одну молодую женщину, ее звали Жанна, во крещении стала Иоанной. Мне и братьям купили крестики на белой веревочке, мама и себе купила – попроще. А тетя Рита гордо выступала в двух золотых цепочках, на одной – золотой крест, на другой – знак зодиака (ее попросили потом знак зодиака снять).

Батюшка был средних лет, добрый и явно с высшим техническим. Позже мама говорила:

– Мы с Ритой специально заранее ездили и беседовали с ним. Я твердо решила: если священник не понравится – крестить тебя не буду! А он вышел – и как солнышко воссияло. Да умный какой…

Батюшка, миленький, спасибо, что ты ей понравился…

Батюшка долго беседовал с нами… Сейчас, по прошествии лет, я помню только, что он сравнивал нечто с «бегущими электрончиками». И еще помню странное ощущение: он говорит, рассказывает, а я понимаю, что откуда-то все это уже знаю, что здесь я своя, родная. Все кружится, ноги слабеют, как подошла к купели, как крестная тетя Рита подала мне полотенце – не помню, не помню!

– Печать дара Духа Святаго.

– Аминь…

– Печать дара Духа Святаго.

– Аминь…

Исповедовать и причащать меня – это мама с удовольствием обещает. Но не выполняет. Однако на следующий день привозит в тот же храм ближе к вечеру. Иду. Вокруг меня все гулко и звучно, все дышит… Когда мы выходим из храма, я понимаю, что мама напугана.

– Мам, ты чего?

– Юлька, ты… Ты откуда все это знаешь? Кто тебя учил тому, что ты делала?

И я понимаю, что и впрямь никто не учил.

– Мам, а как ты стала крестной, ты разве крещеная?

Мама смущается, машет рукой и переводит разговор.

Прошло пять лет. Мечту поехать в храм не оставляю. Просто прошу друзей-приятелей доставить меня в какой-нибудь храм. Ну наконец-то! У двери храма меня встречает большая икона. Кто это, кто на ней?!

Это святой князь Александр Невский.

Благодарю тебя, княже!

Еще через время приходит к вере моя подруга. Она везет меня в тот же самый храм. И дарит мне молитвослов. И я огорошиваю ее словами: «Он просто должен быть связан с Александро-Невской Лаврой!»

Она молча открывает книжечку. На первой странице – фотография храма, в котором меня крестили.

Еще через время. Через долгое-долгое время.

– Батюшка, благословите… это Юля… Да, реву, простите. И простите, что звоню ночью. Благословите крестить сына по чину страха смертнаго ради. Да, утром операция, говорят – всё плохо с ним. Да. Обязательно, спаси Христос.

Родненький мой сыночек. Знала ли я, что так будет… Я назову тебя в честь князя Александра.

Звонит муж:

– Я по интернету связался с сестрами из Ново-Тихвинского монастыря. Они молятся за малыша.

– Я не знаю об этой обители. А в честь кого у них главный храм?

– В честь Александра Невского. А почему ты спрашиваешь?

– Эй-эй, сын, ты чего делаешь! Икону не надо отдирать с кроватки. Что? «Пеевесити»? Нет, не «пеевесити», пусть висит там, где мама повесила. Кто это на иконе-то?

– Княсь Кисяндер!!!

– Да, сын, это твой святой покровитель.

– Саса – Кисяндер, мама – Кисяндер…

– Нет, у мамы есть святая…

– Неееть!! Неееть!! Саса – Кисяндер, мама – Кисяндер и папа – Кисяндер!

– Ну, как скажешь, сын. Это тебе тогда в Сербию надо, «славы» справлять семейные.

– СеЛбию? А там колоколя бам-бам?..

– …А пока будем справлять твои именины 12 сентября. В этот день, оказывается, нашего духовного отца рукоположили в диаконы. Вот ведь не знала!

Есть такая легенда. В дни ленинградской блокады одна женщина молилась ночью, откуда силы-то взялись стоять на молитве и поклоны класть. Она решила выглянуть в окно. И увидела святого князя. Он ехал на коне по улицам города, он смотрел на дома. И она поняла: он ищет, кого в этом городе еще можно привести ко Господу. И будет искать так – всегда.

Вот, меня нашел.

Об авторе. Матушка Юлия Кулакова – супруга священника Димитрия Кулакова, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в поселке Просвет Волжского района Самарской области. Юлия Кулакова – профессиональный журналист, автор многих публикаций в Православной газете «Благовест» и журнале «Лампада».