Об истинном мотиве встречи патриарха кирилла и папы франциска на кубе. А.И

12 февраля 2016 года впервые в истории Предстоятель Русской Православной Церкви . Зачем и почему именно сейчас состоится эта встреча? Какие проблемы будут на ней обсуждаться? Стоит ли православным христианам опасаться этого события и связано ли оно с грядущим Всеправославным Собором? На эти и другие вопросы мы попросили ответить первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова и секретаря по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонаха Стефана (Игумнова) .

:
«Необходимо выступить в защиту
гонимых и страждущих христиан»

- 12 февраля произойдет сенсационное событие - встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Почему именно сейчас появилась необходимость в этой встрече?

Как хорошо известно широкой общественности, в том числе и общественности православной, вопрос о возможности встречи главы Русской Православной Церкви с представителем Римско-католической церкви обсуждается уже очень давно. Наиболее интенсивно это обсуждение проходит на протяжении последних двух десятилетий. Первый раз конкретно о возможности такой встречи мы говорили в 1997 году, когда прорабатывалось время и место встречи Святейшего Патриарха Алексия II с Папой Иоанном Павлом II. Тогда эта встреча не состоялась, чему помешал ряд весьма существенных проблем в отношениях между двумя церквами. На сегодня некоторая часть этих проблем с повестки дня двусторонних отношений не снята, вместе с тем сложились и такие обстоятельства, которые не позволяют встречу глав двух церквей откладывать или переносить.

- О каких обстоятельствах идет речь?

Уже было заявлено официальными церковными представителями, в частности председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом, что главной темой встречи глав двух церквей станет бедственное положение христиан на Ближнем Востоке. Сегодня наши братья на Ближнем Востоке, да и в некоторых других частях мира, оказались в бедственном положении, переживают настоящую трагедию, которую можно с полным правом назвать гонениями за веру Христову, а где-то даже целенаправленным геноцидом. Думаю, никто из христиан не может равнодушно взирать на эту ситуацию. И Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск - главы двух крупнейших христианских общин мира - прекрасно осознают свою ответственность и понимают, что от их слова, от их вмешательства зависит многое в судьбе наших братьев. И не секрет, что в течение последних лет, когда этот кризис, в частности на Ближнем Востоке, усугублялся и приобретал невиданный размах, и Папа Франциск, и Святейший Патриарх Кирилл выступали с заявлениями в защиту христиан, с призывами к тому, чтобы эти гонения и притеснения остановились. Но если два крупнейших, самых заметных, самых ярких христианских лидера выступят с совместным заявлением на эту тему, то резонанс от такого заявления будет гораздо сильнее.

В некоторых СМИ и в частных беседах между людьми идут разговоры о том, что предстоящая встреча - некий экуменический проект, что это как-то связано с Всеправославным Собором… Говорят чуть ли не об объединении церквей. Что можно ответить на это?

Во-первых, следует сказать, что два факта, которые вы упомянули: проведение Всеправославного Собора в июне этого года, на праздник Пятидесятницы, и встреча глав Русской Православной и Римско-католической церквей, - совершенно никак между собой не связаны.

Подготовка к Собору шла в течение многих лет. Это был непростой процесс, что было связано с трудными согласованиями проектов документов и протокола проведения Собора. И даже само время и место проведения этого Собора стало известно совсем недавно, после встречи Предстоятелей Православных Церквей на Синаксисе в Шамбези.

Встреча Папы и Патриарха тоже имела определенный процесс подготовки. Она стала возможна именно сегодня не только потому, что сложились обстоятельства, о которых я сказал выше, и был уже проработан некий круг подготовительных вопросов, но и потому, что появилась практическая возможность эту встречу провести, поскольку маршруты визитов глав двух Церквей пролегли в достаточной близости. Святейший Патриарх во время визита в страны Латинской Америки посетит Кубу, и Папа Франциск изыскал возможность сделать остановку в этой стране по дороге в Мексику.

Повторюсь: два этих события - Всеправославный Собор и встреча Патриарха и Папы - между собой никак не связаны.

Главной темой встречи станет положение христиан на Ближнем Востоке и необходимость их поддержки. Эта боль за наших братьев одинаково остро переживается христианами и на Востоке, и на Западе, и Римско-католической, и Русской Православной Церковью. И разве могла бы Русская Православная Церковь как-то отгородиться от нее, остаться в стороне, уклониться от того, чтобы выступить в поддержку наших братьев - выступить единым голосом хотя бы и с церковью католической?!

В повестке Всеправославного Собора, действительно, стоит вопрос об отношении Православных Церквей к миру инославному. Однако если внимательно вчитаться в текст соответствующего документа - а такая возможность есть, документ опубликован, - то вряд ли возникнет какое-то опасение, что предполагаются некие уступки инославным со стороны православных. В подготовке текста этого документа Русская Православная Церковь принимала существенное, если не определяющее участие. И, как хорошо известно - из тоже опубликованного документа, касающегося протокольной стороны проведения Собора, - никакие поправки, никакие дополнительные тексты, не согласованные с другими Церквами, на Соборе приниматься не будут.

Никакой совместной молитвы Папа и Патриарх совершать не будут

Тем, кто имеет какие-то опасения в связи со встречей Патриарха и Папы, можно также напомнить уже сделанные и очевидные по своей сути утверждения официальных церковных представителей о том, что никакой совместной молитвы Папа и Патриарх, конечно, совершать не будут. Это в принципе невозможно, это противоречило бы православной традиции и тем нормам, которые приняты сегодня в отношениях между церквами. Встреча будет посвящена проработке конкретных вопросов, и мы очень надеемся, что по ее итогам будет принята совместная декларация о поддержке христиан в тех регионах, где они терпят гонения.

За тысячу лет разделения церквей у верующих накопилось много взаимных обид. Как людям, которые, может быть, и не разбираются в хитросплетениях глобальной политики, относиться к предстоящей встрече?

Прежде всего молиться надо за своего Патриарха, молиться, чтобы эта важнейшая встреча, посвященная таким серьезным вопросам, принесла благие плоды. А встреча, безусловно, важнейшая. Потому что наш Святейший будет встречаться с главой абсолютного большинства христиан: Римско-католическая церковь объединяет более 1 миллиарда верующих по всей земле. А плодами могут стать общая позиция наших церквей по глобальным вопросам современности, по вопросам, требующим вмешательства таких людей, как Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск, к мнению которых прислушиваются во всем мире.

Обсуждение вопросов вероучительного характера не относится к прерогативе встреч такого рода, как встреча Патриарха и Папы

Ни в коем случае не нужно испытывать каких-либо сомнений в своем сердце. Нужно молиться сердечно за нашего Патриарха, нужно понимать, что в ходе этой встречи, конечно, не предполагается - да и невозможно - обсуждение каких-либо вопросов, касающихся догматики, вероучения… Для обсуждения таких вопросов существует давным-давно устоявшийся формат - работающая несколько десятилетий общая православно-католическая комиссия, которая как раз и занимается вопросами богословскими, вопросами о том, как относиться к таким явлениям, как примат Папы Римского, примат вообще первенствующего епископа в Церкви… С некоторой периодичностью проходят заседания этой комиссии, принимаются документы. Это непростая дискуссия, но на ведение такого диалога комиссия уполномочена, в нее с православной стороны входят не только представители Русской Православной Церкви, но и представители всех Поместных Православных Церквей. А обсуждение вопросов вероучительного характера даже и не относится к прерогативе встреч такого рода, как предполагаемая встреча на Кубе Патриарха Кирилла и Папы Франциска. Сомнения не имеют почвы.

Православные к католикам традиционно относятся как к отступникам, еретикам. И если Патриарх встречается с Папой Римским, не означает ли это, что мы идем на какие-то уступки?

Сам факт встречи кого бы то ни было с кем бы то ни было вряд ли можно расценить как какую-то уступку. Все мы живем на одной планете, имеем заповедь от Бога эту планету сохранять, взращивать, благоукрашать, создавать добрые отношения друг с другом. Каждый из нас, наверное, имеет пример или собственный опыт общения с людьми разных конфессий, с христианами, относящимися к другому христианскому исповеданию, с людьми неверующими, которых, к сожалению, до сих пор вокруг нас много. И даже на бытовом уровне поведение, при котором игнорируются встречи с людьми, имеющими другие религиозные убеждения, вряд ли можно было бы назвать истинно христианским. Поскольку многие из таких людей зачастую нуждаются в добром слове и нашем участии. Вне зависимости от религиозной принадлежности тех, кто нас окружает, мы должны исполнять завет Христов о милосердии к ним. Когда Господь давал заповедь любви к ближнему, он совсем не говорил, какого исповедания должен быть этот ближний. Тем более если речь идет о помощи нашим братьям. А ведь речь именно об этом - о помощи христианам на Ближнем Востоке и в других регионах земли. Зная о страданиях людей, мы не задаемся вопросом: а какой же церкви эти братья?

Нам одинаково тяжело и больно, и когда убивают православных в Сирии, и когда убивают последователей Ассирийской церкви в Ираке, и когда гибнут, например, последователи Сиро-Яковитской церкви в Сирии. Нам так же больно, когда убивают и римо-католиков в этих и иных странах, и протестантов в Нигерии. Нам так же больно, когда гибнут и мусульмане, которые становятся жертвами экстремизма, пытающегося прикрываться псевдорелигиозными лозунгами. И Русская Православная Церковь, оказывая гуманитарную помощь Сирии, направляла ее вне учета религиозной принадлежности объектов этой помощи, а старалась сделать так, чтобы она досталась всем нуждающимся в ней, всем жертвам конфликта.

Так что, когда есть возможность обсудить трагическую ситуацию и предпринять какие-то усилия для того, чтобы помочь страдающим людям, людям, которые терпят преследования за свою веру, за свои убеждения, ее, наверное, нужно использовать. Использовать любую возможность - даже такую, как встреча с Папой Римским.

Хотелось бы несколько слов сказать и о личности Папы Франциска. Это человек неординарный, яркий. В его выступлениях и проповедях мы видим очень серьезное внимание к таким проблемам, как бедность, страдания людей, страдание гонимых христиан, его волнуют и многие семейные проблемы, защита традиционных ценностей. И поэтому нет никаких препятствий к тому, чтобы наш Патриарх мог эти проблемы обсудить непосредственно с ним как главой Римско-католической церкви и понять из этого личного общения, насколько наши две церкви могут выступать союзниками в решении таких злободневных проблем.

:
«Встреча Патриарха и Папы не снимает проблем,
стоящих между Православием и католичеством»

- Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским - событие экстраординарное: первый раз за всю историю существования Православной Церкви в России ее Предстоятель встретится с Папой. Почему это происходит именно сейчас?

Это очень правильная постановка вопроса, которая отсылает нас к некоторой экстраординарности исторического момента, в котором мы находимся. Я думаю, эту экстраординарность можно описать с нескольких позиций. Одна очевидна всем: мы живем в ситуации фактически начавшейся, хотя формально и не объявленной, мировой войны, в которой христиане в пределах в целом земного шара оказываются наиболее страдательной и подвергающейся угрозам и насилию стороной. И это касается христиан не только тех стран, о которых объявлено перед этой встречей, - на Ближнем Востоке, в ряде регионов Африки, - но и в целом христианского населения мира.

Второй момент, который необходимо отметить: совершенно очевидно, что Православная Церковь и в значительной мере церковь Католическая вместе с другими христианскими конфессиями, которые мы можем описать таким словосочетанием, как «историческое христианство», оказываются как бы в нападении с двух сторон. Одна из этих сторон - секулярный гуманизм, мировоззрение, которое господствует сегодня в западном, так называемом «цивилизованном» мире, которое вытесняет религиозное сознание на обочину общественной жизни, его индивидуализирует, то есть допускает только в форме «сидите тихо в церковной ограде, что-то себе рассказывайте и никак не влияйте на общественное пространство». А с другой стороны - воинствующий фундаментализм, который уже с оружием в руках и террористическими актами и угрозами их совершения вытесняет христиан и христианство из огромных регионов земного шара.

Не снимается проблематика унии, не снимается вопрос о политике Ватикана на Украине

Я думаю, именно эта экстраординарная ситуация побуждает встретиться представителей двух древнейших кафедр - Патриарха Московского и всея Руси и главы кафедры ветхого Рима, епископа, или Папы, Римского. Но эта встреча вовсе не означает, что сняты проблемы, которые стоят между Православием и католичеством. Следует ясно понимать, что вероучительная проблематика вообще и никогда не снимается дипломатическими переговорами, пусть даже и иерархов. То же самое касается и практических проблем, которые существуют в православно-католических отношениях: не снимается проблематика унии, не снимается вопрос о невразумительной политике Ватикана, касающейся греко-католиков на Украине. Просто бывают чрезвычайные времена, когда нужно отодвинуть значимые, но не столь экстраординарные проблемы чуть-чуть во второй ряд.

- Что могут сделать Патриарх и Папа Римский в связи с гонениями на христиан?

Во-первых, давайте подождем и посмотрим, что они смогут сделать. Потому что никто из нас, я думаю, не будет отрицать того, что встречаются главы крупнейших церквей мира - Русской Православной и Католической, - два чрезвычайно одаренных, харизматических и чувствующих вызовы времени духовных руководителя. Поэтому многое, я думаю, определится во время их личного общения. Во-вторых, даже если это оставить за скобками, а это очень важный момент, мне представляется, что сама по себе встреча с акцентом на гонения на христиан не позволит удерживать эту ситуацию в информационной теневой нише. По сути дела, только позиция Русской Церкви и в значительной мере объективная позиция Римско-католической церкви по отношению к преследованиям христиан не позволяет этой теме окончательно уйти в тень. О проблеме появления мусульманских мигрантов в Европе трубит вся либеральная общественность. А проблема гибели и изгнания христиан с Ближнего Востока находится в совершенной информационной тени. Поэтому, я думаю, не дать улететь трагедии сотней тысяч людей куда-то на периферию мирового общественного сознания - уже очень важное обстоятельство.

Вы специалист по сравнительному богословию, прекрасно знаете, какие проблемы разделяют нас с католиками на протяжении вот уже тысячи лет. Сколько накопилось взаимного недоверия, обид! Как, имея такой багаж, обычным верующим людям относиться к предстоящей встрече?

Мы должны трезво понимать, что это не встреча, где будут обсуждаться богословские вопросы, связанные с вероучительным разделением Православия и католичества. Даже если и будет затронут вопрос богословского диалога, который во вселенском масштабе в определенной динамике ведется между Православной и католической церквами, то максимальное, что здесь может иметь место, - это создание благоприятного религиозно-психологического фона для дальнейшего ведения переговоров. Потому что для того, чтобы вести общение, нужно не воспринимать своего собеседника жестким оппонентом, тем более - врагом. И эта возможность диалога, которая, как мы ожидаем, будет продемонстрирована во время встречи Святейшего Патриарха Московского и Папы Римского, важна для общей атмосферы этого диалога. Что не означает, будто каким-то образом вероучительный богословский компромисс может быть определен как путь этого диалога. Здесь всё уже достаточно жестко и четко сформулировано: действенные пути в нахождении взаимопонимания лежат в определении и точном общем понимании веры древней Церкви I тысячелетия. Это касается учения о Святом Духе, о первенствующей роли того или иного епископа. И здесь мы можем быть твердо уверены: мы, как православные, непоколебимы в том, что вера Церкви I тысячелетия выражает то, во что сейчас верят Поместные Православные Церкви, вселенское Православие.

Также хотел бы добавить, что в преддверии этой встречи для нас является очень важным экклезиологическое самосознание Православия: мы, Православная Церковь, не есть монархическая в экклезиологическом смысле структура или организация, подобно Римской церкви, во главе которой стоит один episcopus universalis, один вселенский епископ, юрисдикция которого распространяется на всю Католическую церковь. Православная Церковь есть семья Поместных Православных Церквей. И даже с точки зрения диалога с инославием важно засвидетельствовать, что на сегодня первый в диптихах Константинопольский Патриарх не есть единоличный представитель вселенского Православия в подобного рода диалоге, не есть голос всей вселенской Православной Церкви. Я думаю, что в канун Всеправославного Собора и это напоминание тоже является очень важным.

Среди церковного народа широко распространяются книги и записи лекций профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова. Безусловно, Алексей Ильич многое сделал для популяризации Православия, но, к сожалению, ряд озвученных им идей вызывают смущение у многих православных христиан, из-за чего усиливаются споры.

***

Его Святейшеству Кириллу

Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси

Ваше Святейшество!

Среди церковного народа широко распространяются книги и записи лекций профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова. Безусловно, Алексей Ильич многое сделал для популяризации Православия, но, к сожалению, ряд озвученных им идей вызывают смущение у многих православных христиан, из-за чего усиливаются споры. В первую очередь по следующим пунктам:

1. Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук.

2. В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана "в Самом Себе" путём постепенного исправления.

3. Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов.

4. Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а "воипостазирование" ("по-халкидонски") хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином.

5. Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения (По каждому пункту в Приложении сказано подробно).

Есть православные христиане, в том числе и клирики, которые впитали эти представления и уже сами продвигают их и развивают. Такая ситуация провоцирует все большую напряженность в Церкви между сторонниками учения А.И. Осипова и другими православными христианами. Нам представляется, что это может угрожать дестабилизацией положения в нашей Церкви.

Нижайше просим дать разъяснение о том, являются ли перечисленные пункты точным изложением Православной веры и должен ли так веровать православный христианин, или же они не являются учением Церкви. Искренне верим, что Ваше Первосвятительское слово может положить конец смущениям и разногласиям среди людей, искренне желающих узнавать незамутненное слово Истины Христовой.

Вашего Святейшества смиренные послушники

Опись вложения:

Письмо – 1 лист;

Приложение – 9 листов + CD

Подписи – 3 листа.

Люлька Александр Вячеславович

Приложение.

Цитаты приводятся по книге:

Осипов Алексей Ильич, Из времени в вечность: посмертная жизнь души. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. – 224 с. ISBN 978-5-88017-111-8, тираж 10 000 экз.

1. А.И. Осипов о вечных муках

В указанной книге прямо написано следующее:

"И в Откровении мы находим прямые утверждения и о вечности мучений, и, одновременно, учение о их конечности и спасении всех человеков. О последнем можно привести хотя бы следующие места Священного Писания" далее цитируются: Лк.12:47-48; Рим.5:18; 1Кор.3:13-15; 1Кор.15:28; 2Кор.5:15; 1Тим.4:10; Тит.2:11. (С.97)

"А как решительно сказано о победе Христа над адом, вечными муками и смертью в знаменитом Пасхальном слове… Контекст всей речи прозрачно ясен: слова "мертвый ни един во гробе" говорят здесь, естественно, не о воскресении лишь тела, за которым для грешников последуют бесконечные мучения, но о воскресении и духовном, открывающем человеку врата вечной жизни в Боге: Он опустошил ад, сошедши во ад" (С.119-120).

"Как понимать все эти слова святых – лишь как поэзию, красивую лирику, распространяющуюся в действительности только на небольшой круг избранных, или это реальность новой жизни, принесенной Спасителем человечеству? Совершенно очевидно, все эти их слова говорят с полной определенностью о том, что победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада. Все они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя, получат дар благодати Крещения, и, таким образом, став членами Церкви Христовой, спасутся. Эта полная победа над адом и смертью догматически точно показана на древнерусской иконе Воскресения, где ад разрушен сошедшим в него Христом" (С.124).

Делается такой вывод:

"То есть у святых Отцов, как видим, нет однозначного учения о вечной участи человечества. Чем объяснить это очевидное разноречие у Отцов, а иногда и в творениях одного и того же Отца? Общую причину очень точно выразил Н. Бердяев (+1948), когда сказал, что проблема ада "есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации" (С.125).

Утверждается даже, что "христианство и не имеет своей целью открыть эту тайну, поскольку для человека это и невозможно, и, большей частью, не полезно" (С.125). Однако, автор подводит читателя к мысли, что "учение о их конечности и спасении всех человеков" по крайней мере более вероятное:

"Таким образом, учение о полном и окончательном уничтожении вечности ада Воскресением Христовым, содержащееся в творениях святых Григория Нисского и Григория Богослова, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Епифания Кипрского, АмфилохияИконийского, Исаака Сирина, Максима Исповедника и других святых Отцов, а также находящееся в многочисленных богослужебных текстах (особенно пасхальных и воскресных) - это не частное мнение одного-двух Отцов, но учение столь же православно-церковное, как и учение Отцов, утверждавших обратное" (С.128).

При объяснении православного учения о Страшном Суде, он пишет:

"Так можно несколько понять, что произойдет на Страшном суде. Не насилие над грешным человеком, не месть ему за его земные мерзости. Нет! Бог и на Страшном суде, повторяю, остается любовью. И на Суде вечная судьба каждой личности будет определяться этой Любовью в полном соответствии с духовными свойствами и свободой самоопределения самой личности. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорил: “Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников…и веселит собою соблюдших долг свой”" (С.104).

"Здесь необходимо напомнить о принципиально важном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. Поучению Церкви,повсеобщем воскресениичеловек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Это возвращает человеку и волюк самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего суда - человек навсегда решает свою вечную участь" (С.103).

К сожалению, профессор А.И. Осипов не объясняет, как тогда, в контексте учения о таком свободном самоопределении, понимать прямые слова Христа, сказанные в Евангелии: "многие поищут войти, и не возмогут" (Лк.13:24), а также и другие подобные.

О геенне огненной профессор А.И. Осипов пишет:

"Вот, оказывается, почему существует геенна: не для возмездия, не для бесконечного наказания, а как последнее промыслительное средство любви Божией, Который взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Геенна уготована Богом не для бесконечных мучений человека, а для его спасения! Царство Божие и геенна огненная – суть следствия милости, а не воздаяния! Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби! Также мыслил Григорий Нисский, родной брат Василия Великого. О том же с большой силой говорится в Пасхальном слове" (С.99),

В каком смысле надо понимать слова о спасительности геенны?

В том смысле, что памятование о воздаянии при земной жизни полезно для того, чтобы воздерживаться от грехов, или также в том, что пребывание в геенне огненной для грешника окажется конечным и спасительным

И надо ли понимать так, что Господь и святые отцы говорили о вечных муках исключительно в педагогических целях, не имея в виду подлинно их нескончаемость?

"Трудно, конечно, представить, чтобы личность, перенесшая опыт геенны, где была бессильна самостоятельно избавиться от страданий, теперь в воскресении вновь приобретя вожделенную свободу, избрала прежний плен. Но это - тайна будущего века. Хотя, рассуждая по земному, можно как-то понять и страшный выбор ада людьми демоноподобными. Ведь, алкоголик добровольно не согласится жить среди непьющих, развратник – вместе с целомудренным, наркоман – со здоровыми… Существо с противоположными Богу свойствами не сможет находиться в атмосфере Божественной любви, чистоты, святости. Царство Духа Святого для существа с адским духом будет адом в адской степени. По этой причине святитель Иоанн Златоуст и говорит: "Потому Он [Бог] и уготовал геенну, что Он – благ". Здесь та мысль, что поскольку для злого существа невыносимо пребывание с Богом, то Господь по Своей благости дает ему возможность быть вне Себя во тьме внешней (Мф. 8, 12). То есть Бог, до конца сохраняя неприкосновенной свободу разумной твари, проявляет свою благость по отношению к ней даже тем, что предоставляет ей в самой вечности находиться там, где она может и хочет быть" (С.103)

Как быть с тем, что приведенная цитата из Свт. Иоанна Златоуста имеет иной смысл? Святитель пишет в Толковании на Послание к Филимону:

"Я решительно доказываю, что, если бы Бог не требовал отчета, то Он не был бы благ; а так как Он требует отчета, то – благ. В самом деле, скажи мне, если бы Он не требовал от нас отчета, то могла ли бы продолжаться жизнь человеческая? Не обратились ли бы мы в диких зверей? Если и теперь, когда тяготеет над нами страх суда и наказания, мы превзошли рыб, пожирая друг друга, взяли перевес над львами и волками, грабя друг друга, то какого смятения и расстройства не исполнилась бы жизнь наша, если бы Он не требовал от нас отчета и мы были бы убеждены в этом? Что был бы баснословный лабиринт в сравнении с беспорядками в нашем мире? He увидел ли бы ты бесчисленного множества бесчинств и неурядиц? Кто стал бы, наконец, уважать отца? Кто не оскорблял бы матери? Кто не был бы предан всяким удовольствиям и всяким порокам? А что это так, я постараюсь убедить тебя, представив в пример один только дом. Каким образом? Вот каким: если бы у кого-нибудь из вас, спрашивающих об этом, были рабы, и я объявил бы им, что, сколько бы они ни противились власти господ, хотя бы наносили им оскорбления действием, хотя бы расхитили все их имущество, хотя бы все поставили вверх дном, и обращались с ними, как враги, (господа) не будут угрожать им, не будут наказывать, не будут мучить и даже не огорчать их неприятным словом, – то, как вы думаете, было ли бы это делом благости? Я, напротив, полагаю, что было бы делом крайней жестокости – предавать на поругание не только жену и детей таким неуместным снисхождением, но еще прежде того допускать до погибели самих виновных. Они ведь сделаются и пьяницами, и развратниками, и бесстыдными, и наглыми, и бессмысленнейшими всех зверей. Это ли, скажи мне, дело благости, чтобы попирать благородство души и губить их и друг друга? Видишь ли, что самое требование отчета есть дело великой благости? Но что я говорю о слугах, которые слишком склонны к этим порокам? Если бы кто, имея сыновей, позволил им делать все и не наказывал их, то, скажи мне, кого они не сделались бы хуже? Итак, если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность – жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он – благ".

Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.XI. Кн. 2. СПб. 1905. С.905

Наконец, нам известно из Писания:

"И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Откр.20:14-15).

Должны ли мы веровать, что после Страшного Суда осужденные в геенну (брошеные в озеро огненное) могут выйти из неё, спастись?

Выступление в ДК им. Баумана (2013 г.)

Запись-цитата:

файл - 1 А.И. Осипов. О временности вечных мук. Иуда в Ц.Б.mp4

{youtube}yY6GCBZAS0g|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/yY6GCBZAS0g

Источник:

файл - 2. А.И. Осипов-Д. К.Баумана-10-04-2013.mp4

2. А.И. Осипов о первородном грехе

Профессор Осипов явно говорит о том, что Господь, воплотившись, воспринял вместе с природой также и первородный грех, что "Всесвятой Бог соединяется с поврежденной, то есть греховной природой":

Записи-цитаты:

файл – 2 1

{youtube}apgd3cZhLtw|600|450|0{/youtube}

{youtube}cr6dWVsxZb0|600|450|0{/youtube}

файл - 2 3 osipov_greh 1.wmv

файл - 2 4 osipov_greh 2.wmv

Ответ на прямой вопрос после лекции:

файл - 2 5 osipov_perv_greh otvet.wmv

{youtube}vR22iL6pwOg|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/vR22iL6pwOg

Источник:

файл –2 12.Виды греха. Какую природу воспринял Христос.wmv

{youtube}4tgKokIOmUI|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/4tgKokIOmUI

А.И. Осипов предлагает различать три типа греха: личный, "родовой" и первородный.

Запись-цитата:

файл - 2 6 osipov_3_tipa_greha.wmv

{youtube}c9t5iKTJgUY|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/c9t5iKTJgUY

"Родовой" грех определяется им, как наследственная болезнь, возникающая у некого "родоначальника" и передавающаяся по наследству его потомкам, которая может усиливаться или ослабляться в зависимости от поведения этих потомков. "Родовой" грех как и личный может быть совершенно изглажен переменой жизни и покаянием человека.

Запись-цитата:

файл - 2 7 osipov_rodovoy greh.wmv

{youtube}uW183uywPIo|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/uW183uywPIo

Наконец, первородный грех.

Запись-цитата:

файл - 2 8 osipov_perv_greh.wmv

{youtube}BjWAKbM5pi8|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/BjWAKbM5pi8

Согласно А.И. Осипову, первородный грех есть следствие личного греха прародителей, заключающееся в:

"искажении наших добрый свойств", все свойства, изначально добрые в человеке "оказались глубоко искажёнными";

расщеплении "единого человеческого существа на противоборствующие друг другу ум, сердце и тело", человек "весь раздроблен";

смертности и тлении.

Всё это по А.И. Осипову оказалось воспринято Христом в Воплощении, то есть Господь воспринял не только тленность, смертность и неукоризненные страсти, но и раздробленность человеческого естества и глубокую искажённость всех его свойств.

"Смертность, тленность и подверженность страданиям – свойства падшей человеческой природы – являются тем наростом (кожаными ризами – Быт. 3, 21) на здоровом теле, который Господь оперировал Своей мученической смертью в воспринятой Им человечности" (С.40),

но тогда, что Господь исцелил, исправил "в Себе Самом"? К тому же это два разных учения и какое из них православно?

файл - 2 9 Личный, родовой и первородный грехи (ОБ 2009-2010).mp4

{youtube}zD3yzNQQU6c|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/zD3yzNQQU6c

файл–2 10 Осипов А.И.- О Спасении от греха.flv

{youtube}ffrFJhKqLQU|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/ffrFJhKqLQU

3. А.И. Осипов о догмате Искупления

Нигде А.И. Осипов, говоря о подвиге Христа, о нашем спасении, не говорит о догмате Искупления в положительном смысле, но всегда сводит разговор о нем к обличению католицизма и протестантизма. У слушателей не может не создаться впечатления, что святые отцы вообще ничего не говорят о искуплении, что это не догмат Православной Церкви, а заимствования из западных еретических богословских систем. В любом из его изложений православного учения о Спасении аспект искупления, искупительный подвиг Христа совершенно не упоминается.

Суть жертвы Христовой

На официальном сайте

http://aosipov.ru/audio/audio_o_boge.html

На сайте "Радонеж"

http://www.radonezh.ru/author/39/video/155.html

4. А.И. Осипов о Евхаристии

Запись-цитата:

{youtube}cVK_EVkmxuk|600|450|0{/youtube}

http://youtu.be/cVK_EVkmxuk

Прежде всего эта встреча означает легитимизацию Папы Римского в глазах миллионов простых православных верующих. Многие подумают даже, что Папа, видимо, покаялся, не будет же наш Архипастырь беседовать с еретиком. Наверное, он покаялся и в филиокве, и в папском примате, и в собственной непогрешимости и в других, допустим, менее знаковых ересях. Ведь сонм святых от Феодосия Печерского до Иоанна Кронштадтского обличал латинскую ересь. Иначе получается, как в сказке о голом короле: все видят, что король не имеет платья, но все дружно делают вид, что платье есть и платье шикарное. Уж если сам Патриарх Московский и всея Руси счел возможным дружески встретиться с понтификом-«братом», пожать руку и обняться, значит, Папа все-таки не так уж плох и «несогласия», по выражению митрополита Илариона, это всего лишь мелочи и католики, видимо, тоже христиане.

Между тем Второй Ватиканский собор 1962 – 1965 г.г. совершил целую революцию в католицизме, быть может, большую, чем ту, что содеял Лютер в 16 веке. Вон сколько «ветвей» пошло от той Реформации, весь «Всемирный Совет Церквей» заполонили. На Втором Ватиканском соборе, как свидетельствует кардинал Лефевр, римская курия предала Иисуса Христа, отреклась от христианства. Ватикан снял вину за распятие Христа с иудеев, подверг цензуре Священное Писание, выбросив из Евангелия все «нетолерантные» высказывания Спасителя об иудеях. Чистого католицизма больше нет.

Есть иудео-католицизм, но это уже совсем другая конфессия. Католики после Второго Ватиканского собора (кроме последователей кардинала Лефевра) – отступники, предавшие христианство в угоду мировым банкирам и Мировому правительству. Недаром Папа Иоанн Правел Второй 27 ноября 1983 г. издал папскую буллу, которая легализовала членство в тайных масонских ложах для римо-католиков. В том же 1983 г. Папа принял у себя членов Тройственной комиссии в полном составе (около 200 человек). Между тем Тройственная комиссия вместе с Бильдербергским клубом и составляет реальное Мировое правительство, которое последовательно уничтожает национальную государственность и христианство во имя единой планетарной религии.

Тот же Папа избрал зловещий символ – согнутый (или сломанный) крест, символ сатанистов 6 века. Второй Ватиканский собор провозгласил новое богословие – антропоцентризм, объявил не Бога, а человека «центром и вершиной всего на земле». Происходит сращивание католицизма с иудаизмом. Одновременно Ватикан всячески пропагандирует и навязывает экуменизм, заявляя, что во всех конфессиях присутствует Истина и благодать. 27 октября 1986 г. Иоанн Павел Второй совершил в Ассизи (Италия) объединенную молитву «за мир» совместно с главами 12 религий, включая иудеев, буддистов, унитариев, приверженцев зороастризма, синтоизма, индуизма, языческих культов Африки и Америки, протестантизма и, увы, православных (которых возглавлял тогда митрополит, а ныне отлученный от Церкви расстрига Филарет Денисенко).

Через вирус иудео-католицизма идет уничтожение всей христианской государственности в мире. Как считает политолог Татьяна Грачева, важнейшим результатом Второго Ватиканского собора стала стремительная дехристианизация западных государств. В конце Собора (1965 г.) Папа Павел Шестой спрашивал правителей: «Что требует от вас Церковь?» и отвечал – «Она требует от вас только СВОБОДУ». Этот принцип, по Лефевру, приводит к разрушению всяческой власти в семье, в Церкви, в религиозных обществах. «Окончательно покончено с государством, исповедующим христианскую веру» (Т.В.Грачева). Когда я направлял Президенту Путину просьбу не создавать в Крыму экуменический центр «христианских» религий (т.е. ересей католицизма, протестантизма и т.д.), его помощники меня вразумили, что у нас «Церковь отделена от государства». А то я забыл, что в результате бунта петроградских бомжей, поддержанных Думой и генералами-изменниками, у нас случилась катастрофа с «отделением Церкви от государства».

Сегодня на Западе правительства сознательно уничтожают семью, бинарный код человечества, легализуют и навязывают содомию и другие извращения, умышленно портят детей и подростков т.н. сексуальным просвещением. Это делается не только в целях уничтожения нравственности и морали, но прежде всего для уничтожения христианства. Диакон Владимир Василик обратил внимание, что в совместном заявлении Патриарха и Папы «не содержится осуждения мерзостных сексуальных извращений – гомосексуализма, лесбиянства, однополых «браков» и т.д.» и подобная формулировка «предпринята по указке папы Франциска, который в силу оказываемого на него страшного давления, не смог открыто осудить гомосексуализм». Еще бы: практически ВСЕ правительства Западной Европы и Северной Америки законодательно утвердили сатанинский грех в качестве нормы. Куда Папе противостоять апостасии!

Одна из задач мировой закулисы – уничтожение государства как такового, разрушение национальной государственности во имя одного-единственного Мирового государства, во имя антихристовой глобализации. Мировая плутократия успешно сотрудничала с коммунистическим режимом, когда лилась кровь епископов, клириков и мирян и провозглашались безбожные пятилетки. Но вот советский режим более-менее стабилизировался, наступил наиболее спокойный брежневский период и тут тамплиеры взялись за уничтожение социализма-коммунизма. Им надо было рушить не марксистский режим, а независимое от «вольных каменщиков» государство. И впереди всех оказался Папа Римский. Вместе с США и предателем Горбачевым тот же Иоанн Павел Второй сначала разрушил промосковский режим в Польше, взвинтив «Солидарность», а потом взялся за СССР. Помог расчленить 1000-летнее государство. Попутно Папа встретился с Горбачевым и получил от него 3 епархии Русской Православной Церкви. Понтифик призвал католиков и униатов Западной Украины отобрать все православные храмы. СССР пал, а Российская Федерация с помощью Ватикана, ЦРУ и «своих» предателей попала под внешнее управление.

Теперь Папа Франциск, занявший престол в марте 2013 года. Он из Аргентины, из среды итальянских эмигрантов, иезуит, курировал в Латинской Америке РУССКИХ католиков. Помимо итальянского, испанского и немецкого языков, хорошо владеет УКРАИНСКИМ. И вот этот специалист по Украине был посажен конклавом и «каменщиками» на папский престол. Специально ради него отрекся Бенедикт Шестнадцатый. И как Иоанн Павел Второй овладел Польшей, так Франциск вместе с США и НАТО организовал и профинансировал Майдан в Киеве под лозунгами «Смерть москалям!» и «Убей русского!» , а в феврале 2014 г. вдохновил западенцев-бандеровцев на государственный переворот в Малороссии, свергнув законную власть. 50 % боевиков Майдана составляли паписты. В униатских храмах они ночевали и хранили оружие. Кстати, через месяц после нацистского путча на Украине константинопольский патриарх Варфоломей, верный союзник США и Ватикана, созвал Всеправославный Собор в Стамбуле (теперь на о. Крит). Бандеровский режим сразу запретил русский язык (о чем ни слова в гаванской декларации) и начал жуткий террор против русских и прорусски настроенных украинцев. И вот теперь Патриарх Московский и всея Руси совместно с Франциском осудили преследование христиан на Ближнем Востоке. Попросил ли при этом наш Предстоятель Папу Римского повлиять на своих приверженцев униатов прекратить гонения на христиан Украины, убийства священников и захваты храмов?

Самое печальное, что и Кремль поддержал встречу в Гаване. На что рассчитывал Путин? Что в обмен на создание экуменического и католического центра в Крыму Папа Франциск станет союзником России? Разорвет прочную спайку с США и мировой финансовой плутократией? Что мы сможем переиграть и перехитрить лютого врага России и Православия? Какие советники подсказали Владимиру Владимировичу благословить эту встречу?

Встреча понтифика с нашим Патриархом может привести к серьезному расколу в Церкви. Кому нужен этот раскол? Гаванская встреча приурочена к июньскому Собору на Крите, где тема экуменизма, к сожалению, сохранилась, как ложка дегтя, которая все испортит. «Встреча тысячелетия» уже породила нелепый восторг перед личностью иезуита-понтифика и этот восторг будет набирать обороты в либеральных и прозападных СМИ, особенно на ТВ, к июню 2016 г., к началу Всеправославного Собора. Есть опасение, что в условиях эйфории перед личностью «хорошего» Папы этот Папа будет провозглашен на Критском Соборе главой всех христианских церквей. Тем более, что большинство Поместных Церквей по примеру омасонившегося Константинополя приняло католический григорианский календарь и лояльно настроено к Ватикану. И попробуйте пискнуть против такого «соборного решения» ! Если РПЦ попадет под внешнее управление и будет получать указания из Рима и Брюсселя, будет нанесен колоссальный ущерб национальной безопасности нашей Родины. Остается уповать только на Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу – покровительницу России. Аминь.

Владимир ОСИПОВ.