Патриарший дворец. Патриаршие палаты с церковью собора двенадцати апостолов Кремль патриаршие палаты

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45"05.0"N 37°37"02.4"E

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля . Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь .

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения . В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов . Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора . А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма .

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений. Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично. А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I - государя Алексея Михайловича. А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I - царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым. В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья. Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат. Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России .

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

В России Православная церковь всегда сотрудничала со светской властью и подчинилась ей. Но был в истории страны Церкви один патриарх, который соперничал с царём во власти. Он хотел подчеркнуть, что власть Патриарха от Бога и что она выше царской власти. Звали его Никон.

Для того чтобы показать своё величие и утвердить первенство на власть, он приказал построить в Кремле роскошную Патриаршую резиденцию. В наше время она называется Патриаршие палаты. Патриарший дворец и Церковь Двенадцати апостолов ― памятник культуры мирового значения.

Патриаршие палаты - уникальный объект культурного наследия

Патриаршие палаты и Церковь Двенадцать апостолов - это комплекс зданий, расположенных на территории Московского Кремля. Комплекс размещается к северу от колокольни Ивана Великого и Успенского собора. Его предназначение - служить резиденцией Московских патриархов.

Весь комплекс зданий признан памятником архитектуры второй половины xvii века. Главное его здание - Патриарший Дворец. Это официальная резиденция иерархов Русской православной церкви. Кроме того, в его состав входит домовой храм патриархов - и церковь Двенадцати апостолов. Архитектурный комплекс с северной стороны завершает Соборную площадь.

Комплекс Патриарших палат наряду с тремя главными кремлёвскими соборами - Успенским, Архангельским и Благовещенским, составляет единый историко-архитектурный ансамбль.

ЮНЕСКО признало церковь 12 апостолов памятником всемирного наследия

Через арки церкви Двенадцати апостолов посетители обычно проходят на Соборную площадь Московского Кремля. В его составе палаты и собор признаны памятником всемирного культурного наследия. Этот статус им присвоен ЮНЕСКО.

Палаты Патриарха расположены на Соборной площади

Патриарший дворец находится в Москве, на территории Московского Кремля. Это территория Соборной площади. На неё выходит парадный фасад архитектурного комплекса. Северный фасад выходит на бывший двор палат. По своему оформлению он более скромный, чем парадный.


Для проезда на Соборную площадь под храмом Двенадцати апостолов выполнено две проездных арки. Каждая проездная арка раньше закрывалась массивными воротами. Арки позволяют пройти с Соборной площади на внутренний двор Патриарха.

Аспиды церкви выходят на восточную сторону. Внешнее убранство дворцового комплекса в архитектурных деталях повторяет убранство соседних зданий. Среди них можно назвать Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы, Колокольню Ивана Великого и другие.

Патриаршие палаты были построены в 17 веке русскими зодчими

По заказу Патриарха Никона был построен храм 12 Апостолов и Патриаршие палаты

Храм 12 апостолов и Патриаршие палаты построили русские зодчие Антип Константинов и Бажен Огурцов в 1653 - 1656 годах по заказу Патриарха Никона. Патриарх в то время соперничал с царём, пытаясь утвердить патриаршую власть выше царской.

Именно с этой целью взамен старой Патриаршей резиденции он повелел построить новую, на месте части двора Бориса Годунова и старого домового храма. Рядом со своей Резиденцией Никон повелел выстроить пятиглавый собор Двенадцати Апостолов.

Позже роскошнейшее здание Патриаршего дома строил зодчий Дывыд Охлебинин. Его авторству также принадлежит знаменитая Крестовая палата. Она получила такое название, потому, что помещения в ней выстроены в форме креста.

Крестовая палата получила такое название потому, что она была построена в форме креста.


О зодчих, руководивших постройкой Палат и Собора, сохранилось мало сведений. О Бажене Огурцове их вовсе нет, а жизнь Антипа Константинова описана в общих чертах. Он родился в 1610-х годах в Москве, а умер в конце 1650 года в Нижнем Новгороде.

Его отец - потомственный каменщик Константин. Он рано умер, и Антипа усыновил подмастерье каменщика Лаврентием Семёновичем Возулиным. Возможно, что он был другом Константина. Именно поэтому он известен ещё и под фамилией Возулин. Как признанный мастер каменного шатрового зодчества Константинов участвовал в строительство многих известный в России зданий.

Патриархи издавна жили на территории Резиденции

Территория, расположенная к северу от Успенского собора, издавна принадлежала Московским митрополитам, а позже патриархам. Первым здесь поселился в начале XIV века Митрополит Пётр. Резиденция неоднократно перестраивалась и отстраивалась вновь.


Первую каменную палату на месте будущей Патриаршей Резиденции заложили в 1450 году по указу митрополита Ионы. Здесь же в это же время воздвигнута церковь Ризоположения, которая стала домовым храмом московских митрополитов.

В 1589 году был учреждён Московский патриархат и поэтому двор стал Патриаршим. Его разорили в Смутное время, кроме того, двор сгорел во время московского пожара, который случился в 1626 году.

Митрополичий двор стал Патриаршим в 1589 году.

В этом же году Патриарх Филарет его восстановил. Во времена патриарха Иосифа выполнили капитальный ремонт палат. За ним наблюдал Антип Константинов, который ранее построил Тюремный дворец. Непосредственно же строительство осуществлял Давыд Охлебинин и Тарас Тимофеев.

В нынешнем виде Патриаршие Палаты построены по повелению Патриарха Никона. По его указу старые постройки снесли. На их месте возвели новые палаты в три этажа. Кроме того, на территории Резиденции была построена домовая церковь. В 1656 году при Патриархе Никоне она была освящена во имя апостола Филиппа и митрополита Филиппа.

В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг.

Кресты пяти глав Храма были позолоченными и сохранялись вплоть до XIX века. Кроме того, в это же время возвели величественную Крестовую палату. В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг. Во время суда над ним их роскошь стала ещё одним доказательством его вины.

После смерти Никона Палаты неоднократно перестраивались. Так при Патриархе Иоакиме церковь Апостола Филиппа перестроили. После этого она стала называться Церковь 12 апостолов. Здесь обычно Московские патриархи совершали службы в будние дни.

После упразднения патриаршества в Патриарших палатах размещалась Московская синодальная контора

После того как патриаршество в России было упразднено, в Патриарших палатах разместили Московскую Синодальную контору. Произошло это в 1721 году. Кроме того, собор Двенадцати Апостолов в Кремле архитектор Иван Зарудный разделил на два этажа.

На втором этаже обустроили патриаршую библиотеку. Сделали это по указу Петра Великого, который решил приспособить бесхозные и ветшающие здания Патриарших палат под хранение старинных книг и манускриптов.


В конце семнадцатого века комплекс Патриарших палат неоднократно перестраивался. Так реконструировали окна Крестовой палаты, которые утратили византийский стиль, но стали широкими. Сделали для того, чтобы они могли пропускать больше света.

В 1748 году палаты осмотрел архитектор Дмитрий Ухтомский. Он обнаружил трещины, идущие по стенам и своду. По его указанию их пробрали и потом заделали щебнем и залили алебастром. В этом же время сложили новую печь необычного вида.


Когда разрушилась церковь Трёх святителей Крестовая палата стала выполнять новую функцию. Дело в том, что на паперти храма с древности совершался чин мироварения. Отсюда миро, используемое во время богослужений, рассылалось по всей Российской империи.

Именно поэтому печь для приготовления этого благовония перенесли в палату. Она получила имя Мироваренная и здесь церемония совершалась вплоть до Октябрьской революции.

Архитектор Ивая Яковлев восстановил старый свод над Мироваренно палатой

В дальнейшем различные повреждения палат и собора исправлял архитектор Иван Яковлев. Под его руководством был разобран и снова собран старый свод над Мироваренной палатой. Кроме того, реконструкции подверглись наружные стены и лестницы.

Во время Русской революции Патриаршие палаты и Собор сильно пострадали

Во время Октябрьской революции в московском Кремле собор московского Кремля имени Двенадцати апостолов, а также одна из стен Трапезной палаты подверглись сильному разрушению. Дело в том, что в зданиях скрывались сторонники белого движения, и поэтому их обстреляла артиллерия большевиков.


Советская власть палаты национализировала. Произошло это в 1918 году. После этого их передали музею. Патриаршие палаты во времена СССР ремонтировались и реконструировались.

В 1929 году в них перенесли из разрушенного собора Вознесенского монастыря иконостас XVII века. При этом во время реставрации власти приняли решение открыть расположенные под церковью два проезда.

Патриаршие палаты были национализированы Советской властью в 1918 году.

Кроме того, в 1922 году восстановили старинную галерею, которая соединяла храм с жилыми покоями Патриарха. Открыли и сами покои. Пол собора покрыли глазурованными плитками. При этом от верхнего храма апостола Филиппа, бывшим домовой церковью патриархов, остался только алтарь. В наше время доступ к нему перекрыт.

Современная архитектура Патриарших палат повторяет первоначальную

Несмотря на то что Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов неоднократно перестраивались, современная их архитектура практически повторяет первоначальную. В наше время этот архитектурный комплекс состоит из двух-трёхэтажного здания.

Кроме того, в одном месте сохранилась Петровская палатка - остаток четвёртого этажа. В ней, по легенде, царь Пётр прятался со своей матерью и братом от взбунтовавшихся стрельцов.

В состав здания включена пятиглава церковь Двенадцати апостолов. Под нею выполнены две проездные арки. С севера к фасаду здания пристроена галерея..


Во времена Никона и до отмены патриаршества на Руси первый этаж здания занимали патриаршие приказы и хозяйственные службы. Здесь Московский патриарх принимал подчинённых и решал текущие дела.

На втором этаже располагались Столовая Крестовые палаты, приказные и парадные сени, трапезная. В парадных сенях Патриарх встречал царя и представителей царской фамилии, когда они посещали его. Кроме того, на втором этаже размещалась церковь Двенадцати апостолов. Третий этаж занимали личные покои Патриарха.

В наше время Патриарших палатах размещается музей

Патриаршие палаты длительное время использовались для размещения различных служб Кремля. В качестве музея их стали использовать, начиная с 1961 года. Современная экспозиция в музее действует с 1987 года. Музей называется «Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Современная экспозиция музея в Патриарших палатах действует с 1987 года.

При этом внутри палат и соборе сохранились остатки их первоначального интерьера. Это помещённая в барабанах настенная роспись. При этом в Крестовой палате на прежнем месте стоит мраморная печь для мира.

Кроме того, здесь также помещена серебряная кадь под него. Изготовить её приказала императрица Екатерина II. Она же оплатила заказ. Весит кадь двести килограмм.

В музее собраны различные вещи того времени - культовые и бытовые предметы. В основном это личные вещи Московских патриархов, царей и членов царской фамилии. Представлены также художественные изделия, книги, шитьё, иконы, часы, посуда и ювелирные изделия.

Все предметы выполнены как отечественными, так и зарубежными мастерами.

Наиболее значимые экспонаты сгруппированы в музее по тематике

Кроме печи для варения мира, кади для неё же и иконостаса собора разрушенного Вознесенского монастыря, музей собрал много интересных экспонатов. Среди них можно назвать вклад царя Фёдора Алексеевича - золотое кадило, алавастр, подвесную пелену с вышитым изображением митрополита Ионы.

Также здесь можно увидеть портрет царя Алексея Михайловича на коне, часы, принадлежавшие патриарху Филарету и другие артефакты.

Все экспонаты в музее размещены согласно тематике. Одежда Московских патриархов, посольские дары, чарки, блюда, стопы и т.д. выставлены в Крестовой палате. В Трапезной можно рассмотреть художественной шитьё.

Экспозиция икон, по понятным причинам, размещена в Соборе Двенадцати Апостолов. Интерьер богатых русских жилых домов XVII века можно обозреть в Приказных палатах. Это мебель и изразцовая печь.

Во второй комнате выполнена реконструкция рабочего кабинета московских патриархов. Личные вещи патриарха Никона хранятся в Парадных сенях.

В Парадных сенях Патриарших палат хранятся личные вещи патриарха Никона и его парадное облачение.

Все желающие могут посещать музейный комплекс ежедневно. Исключение только четверг. Работает он с 10.00 до 17.00. Так как он находится на территории московского Кремля, могут быть установлены временные ограничения на посещение его залов, поэтому запись на экскурсию необходимо производить заранее.

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов. 1653–1655

Подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов 1653–1655. Вид с юго-востока

Рядом с Успенским собором, бывшим некогда кафедральным храмом предстоятелей Русской православной церкви, располагаются построенные по заказу патриарха Никона группой каменщиков во главе с подмастерьем каменных дел Алексеем Корольковым и подмастерьем Иваном Семеновым Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов. Они стоят на территории обширного кремлевского двора, пожалованного в XIV веке великим князем Иваном Калитой митрополиту Петру. В 1450 при митрополите Ионе, как свидетельствует летописец, здесь заложили «палату камену пред дверьми Святой Богородицы (имеется в виду Успенский собор) и церковь в палате во имя Пресвятой Богородицы Положение Честной Ее Ризы». Митрополит Геронтий после пожара 1573 поставил против северо-западного угла собора «у двора своего на Москве ворота кирпичом кладены ожиганным» и палату белокаменную на четырех подклетах, а позднее, в 1484–1485, новую каменную церковь Ризположения. Сведения о том, что находилось на митрополичьем дворе, крайне скудны. В 1539 упоминается Большая, или Столовая, палата, а чуть позднее Белая, или Макарьевская, построенная, по-видимому, митрополитом Макарием после пожара 1547. Здесь в 1589 избрали первого русского патриарха Иова, который в этой же палате принимал константинопольского патриарха Иеремию. Повышение статуса главы Русской церкви повлекло за собой новое строительство. На патриаршем дворе, разделенном в XVII веке на три части (передний, задний и кормовой дворы), стояли три домовых храма и палаты Золотая, Казенная, Проходная и Крестовая, в которой в 1613 было объявлено боярам и духовенству об избрании на царство Михаила Романова. При них располагался сад и различные хозяйственные строения. Патриаршие палаты, построенные русскими мастерами в 1653–1655, отличались особым великолепием и сравнивались современниками с парадными постройками самого царя. Они были возведены единым трехэтажным блоком, почти слитым с примыкающим к нему домовым храмом на высоких проездных арках. Когда-то его окружала обходная галерея, позднее разобранная. Об этом напоминает церковный портал, выходящий на Соборную площадь. Затем здание палат несколько раз перестраивалось и было надстроено четвертым этажом, от которого сохранилась так называемая Петровская палатка. После упразднения патриаршества в здании палат располагалась Московская контора Святейшего синода. В 1918 Патриаршие палаты вошли в состав Музеев Кремля. Однако первая постоянная экспозиция была открыта на втором парадном этаже палат лишь в 1967.

Патриаршие палаты. Экспозиция музея в крестовой палате

Крестовая палата располагается в Патриаршем дворце на втором этаже, который считался парадным и предназначался для приема гостей, приглашенных патриархом. Их, поднимавшихся по внутренней лестнице (напомним, что во многих средневековых русских зданиях лестницы были наружными), встречали в парадных сенях и провожали в Крестовую палату, где проходили праздничные трапезы. Вошедших должен был восхитить ее необычный вид. Патриарх Никон, задумавший перестройку своих покоев, стремился превзойти самого царя. Палата имела внушительную площадь - 280 квадратных метров. Это, конечно, меньше царской Грановитой палаты (500 квадратных метров), зато Крестовая палата не имела внутреннего опорного столба, затеснявшего помещение. В ней было просторно и свободно. Побывавший здесь на праздничном обеде у патриарха Никона сирийский путешественник архидиакон Павел Алеппский оставил ее восторженное описание: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной; особенно удивителен свод без подпор посередине. По окружности его сделаны ступени, и пол в нем наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Он выстлан чудесными разноцветными изразцами, огромные окна выходят на собор, в них вставлены оконницы из чудесной слюды, украшенной разными цветами, как будто настоящими… словом, это здание поражает ум удивлением, так что, быть может, нет подобного ему в царском дворце…»

В 1763, когда после отмены патриаршества помещения Патриарших палат занимала Московская контора Священного синода, здесь была установлена мироваренная печь (с тех пор и палата стала называться Мироваренной). В печи путем добавления в оливковое масло различных благовонных веществ приготавливался душистый состав - миро. Затем он использовался во всех российских храмах для таинства миропомазания (вспомним выражение «Одним миром мазаны»), а также в Успенском соборе Московского Кремля во время церемонии коронации при помазании на царство.

Сегодня в Крестовой палате и других помещениях второго этажа Патриарших палат развернута экспозиция, созданная еще в 1987 (третья по счету) и посвященная быту людей, живших в XVII веке. На ней представлены различные по назначению художественные изделия того времени.

Патриаршие палаты. Интерьер «гостиной»

Среди помещений второго этажа Патриарших палат имеются две небольшие комнаты, первоначальное назначение которых неизвестно, но в них воссозданы интерьеры богатых жилых покоев XVII века. Условно помещения называются «кабинет» и «гостиная». При осмотре создается впечатление, что хозяева лишь недавно покинули их. Такое бывает лишь в мемориальных музеях, посвященных той или иной исторической личности. Созданию «эффекта присутствия» помогают и сохранившиеся старинные архитектурные формы, например сводчатый потолок и специально подобранные на основе документов подлинные вещи XVII века.

При входе, открыв тяжелую дубовую дверь, обитую сукном, нужно переступить высокий порог и постараться не удариться о низкую притолоку. Все это делалось для того, чтобы тепло не уходило из помещения. Взгляд сразу же притягивает икона в красном углу. А рядом - непривычные окна со слюдяными оконницами (сетка, образованная из нешироких металлических полос, формирует ячейки, в которые вставляются кусочки слюды). Налево от входа - изразцовая печь - непременный атрибут помещений того времени. Яркие полихромные изразцы печей в сочетании с полом, устланным цветным войлоком, стенами, обитыми окрашенным сукном, привозными драгоценными тканями и тисненной золотом кожей, расписными потолками («круг солнца, беги небесные с зодиями и планеты писаны живописью»), радужными оконницами с вызолоченными металлическими переплетами - все это придавало интерьеру пестрый, праздничный, нарядный вид.

На смену традиционным русским лавкам, скамьям и сундукам во второй половине XVII века приходили изысканные образцы европейской мебели, выполненной из драгоценных пород дерева. Стоящие в «гостиной» голландский двустворчатый шкаф из палисандра, комбинированного с черным деревом, созданный немецким мастером шкаф-буфет, украшенный ажурной резьбой с барочными причудливыми масками, и кипарисовый сундук итальянской работы - сами еще «гости» в богатом доме представителя русской знати или самого царя.

Находящиеся у окна деревянный на изогнутых ножках стол и стоящий за ним стул изготовлены русскими мастерами, но с оглядкой на европейские образцы. Стулья и кресла еще были в диковинку и рассматривались во вполне еще средневековом духе как подобие престола, трона, достойного того, чтобы на нем сидела только монаршая особа, представитель царского семейства или патриарх.

Церковь Двенадцати апостолов. Иконостас из собора Вознесенского монастыря. 1679. Фрагмент иконостаса

Поскольку своего иконостаса в домовом храме российских патриархов - церкви Двенадцати апостолов - не сохранилось, на его месте установлен иконостас из разрушенного в 1929 собора Вознесенского девичьего монастыря, располагавшегося у Спасских ворот Кремля и основанного в конце XIV века вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией. Он был спасен благодаря стараниям известного реставратора и искусствоведа Н. Н. Померанцева, сумевшего обменять его на иконостас, созданный в середине XIX века.

Великолепная рама иконостаса Вознесенского собора и большинство икон созданы около 1679, в период правления царя Федора Алексеевича. Он состоял из шести рядов: местного, праздничного, деисусного, пророческого, праотеческого и страстного и завершался резным Распятием. Отличительной особенностью алтаря являются перемещение праздничного чина под деисусный и наличие особого страстного цикла, то есть икон, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его жертвенной смерти и страданиях (страстях) на кресте. Резная рама выполнена в технике так называемой прорезной или флемской резьбы, пришедшей из Европы через посредство украинских и белорусских резчиков. Наиболее выразительным элементом являются колонки местного ряда, отделяющие иконы друг от друга. Каждая из них словно увита виноградной лозой - одним из символов, связанных с Евхаристией.

Часы «Бахус» Конец XVI века. Бронза; чеканка, литье, резьба, золочение. Длина - 63, высота - 50

Среди большого количества экспонатов, выставленных в витринах в Крестовой палате Патриаршего дворца, особый интерес представляет коллекция часов. Хорошо известно, какое повышенное внимание проявляла барочная культура к всевозможным хитрым, затейливым механизмам. Подобные вещи наполняли сокровищницы европейских государей, не отставали от них и русские цари. Неизвестный немецкий мастер из города Аугсбурга изготовил чудо-часы «Бахус». Как предполагается, они были поднесены Ивану Грозному одним из иностранных послов. Весь корпус часов вызолочен. Они выполнены в форме колесницы, в которую впряжен слон. На ней возлежит тучный бог виноделия - Бахус. Он олицетворяет пресыщенность и довольство, это обжора и пьяница, не способный подняться со своего места. На его голове шустрая птица свила себе гнездо.

Механизм часов закреплен в корпусе колесницы, в конце ее, за спиной Бахуса, возвышается фигурный навес, в средней части которого закреплены колокол и фигурка звонаря. Маленький круглый циферблат с одной часовой стрелкой и арабскими цифрами помещен на груди бога, а вместо его ног - еще один, тоже круглый и с одной стрелкой, но большой и с арабскими и римскими цифрами. Перед большим циферблатом, на бочке, на дне которой изображена веселая пирушка, сидит возница. Бронзовый позолоченный слон прикреплен к колеснице цепочками и фигурными пластинками. На его спине - башня с часами под высоким куполом, увенчанным двуглавым орлом. Вокруг купола - открытая терраса с четырьмя башенками по углам и пятью фигурками стражей с ружьями. Бока слона прикрыты чепраком, а на его шее сидит погонщик с хлыстом.

Во время боя часов Бахус подносил сосуд с вином, который держал в руке, ко рту, водил глазами, как и слон (поскольку они связаны с механизмом часов). Птица начинала клевать виноград, растущий на голове у бога виноделия, стража двигаться по кругу, погонщик хлестать слона, а звонарь бить в колокол. Такая потеха продолжалась некоторое время, а затем все вновь замирало. По свидетельству документов, часы «Бахус» находились в Грановитой палате Московского Кремля во время приемов иностранных послов.

Симон Ушаков (1626–1686) Святой Федор Стратилат 1676. Дерево, шелк; левкас, темпера. 1 56x53,5x3,4

Среди иконописцев, работавших в XVII столетии, особо выделяется знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Он был жалованным мастером вначале Серебряной (1648–1663), а затем Оружейной палаты (1663–1686), где работал в качестве знаменщика. Мастер обладал разнообразными талантами. Известно достаточно много его работ. На экспозиции представлены две подписные иконы Симона Ушакова. Одна из них, «Святой Федор Стратилат», являлась моленной иконой царя Федора Алексеевича и в период его правления находилась в иконостасе Благовещенского собора, напротив Царского места. После кончины властителя в 1682 она была перенесена в Архангельский собор и помещена в надгробный иконостас.

На иконе небесный покровитель царя представлен в молитвенной позе. Его лицо и руки написаны в светотеневой манере. Иконописец, основываясь на исповедуемом им принципе «живоподобия», словно пытается объяснить, как телесная красота может стать отражением красоты духовной. Отсюда - изящный изгиб тела святого, как бы танцующая поза. Окутывающий фигуру святого огненно-красный плащ, алые сапожки, мельчайшая разделка его доспехов и одежды, напоминающая тончайшую золотую паутинку, призваны показать, как под влиянием молитвы его тело начинает светиться, источая божественный свет.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

ИУДА ИСКАРИОТ один из двенадцати апостолов ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны. Поль Валери Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить! Януш Рось Иуда далеко бы пошел, не оцени он себя так низко. Ян

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ПАЛАТЫ ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ В УГЛИЧЕ В Угличском музее-заповеднике, основанном в 1892 году на территории местного кремля, ежегодно бывает около полумиллиона посетителей. Конечно, в первую очередь их влекут сюда исторические события, связанные с загадочным убиением юного

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КН) автора БСЭ

автора Беседина Мария Борисовна

Когда впервые был издан список запрещенных церковью книг? В истории христианства первопроходцем в деле уничтожения неугодных церкви письменных памятников был апостол Павел. Автор «Деяний апостолов» рассказывает (19:18–19), как во время пребывания Павла в малоазийском

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Двенадцати таблиц законы ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ (лат. Leges duodecim tabularum) - свод законов Древнего Рима. созданный, согласно традиции, особо избранными коллегиями децемвиров в 451–450 гг. до н. э. Представлял собой запись обычного права римской общины. Были записаны на 12

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Торгово-промышленные палаты РФ (ТПП) ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ РФ (ТПП) - негосударственные некоммерческие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей РФ для оказания им различного рода услуг (информационных, консультационных, третейских и др.), а также

Из книги автора

Торговые (торгово-промышленные) палаты ТОРГОВЫЕ (торгово-промышленные) ПАЛАТЫ - специальные организации, объединяющие предпринимателей в целях содействия развитию бизнеса. Юридический статус Т. п. зарубежных стран регулируется специальным или общим законодательством

Из книги автора

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов Кроме главных соборов и фрагментов царского дворца на территории Кремля до наших дней сохранились и другие древние сооружения. Вернемся на Соборную площадь. С левой стороны Успенского собора мы видим какое-то массивное

Сегодня прямой путь от Троицких ворот на Соборную площадь проходит через арку старинных патриарших ворот под церковью Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Развернутая в этом здании музейная экспозиция дает возможность представить домашний быт состоятельных москвичей XVII века. Некоторые выставленные предметы принадлежали видным русским историческим деятелям.

Церковь Двенадцати апостолов при Патриаршем дворце. Над проездными воротами раньше находился написанный на стене образ «Спас Нерукотворный»

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов.
После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого - более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро - особого церковного масла - и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Дворцовые помещения

На первом этаже когда-то располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы - управленческие учреждения. Сейчас в большой палате первого этажа, куда попадают через вход северного фасада, устраиваются выставки.

На втором этаже, после подъема по узкой крутой лестнице, попадаем в сени. Из них - в Крестовую палату или в противоположную сторону - в церковь Двенадцати апостолов.

Крестовая (Мироваренная) палата

Парадная Крестовая палата была устроена Никоном по образцу Грановитой палаты царя Алексея Михайловича. Однако, в отличие от последней, она перекрыта единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом (площадь - около 280 кв. м). У восточной стены был устроен иконостас, а возле него стоял большой крест (отсюда название палаты и именно так традиционно устраивали крестовые палаты в монастырях).
Пол был покрыт цветными изразцами, в проемы окон была вставлена тонкая слюда (так называемое русское стекло), а оконные решетки украшали цветки, изготовленные из ярких атласных тканей. В Грановитой палате проходили заседания Земского Собора, в Крестовой - Церковных, или Освященных, Соборов. В Грановитой палате устраивались торжественные приемы и застолья от имени царя, здесь - от имени патриарха. В обычные дни Крестовая палата была главной приемной.

В Крестовую палату Алексей Михайлович приходил в день своего тезоименитства (именин) с именинным пирогом и угощал Никона. Здесь же опальный русский патриарх в 1666/67 году впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов (суд длился почти полгода, низвержение Никона из сана было совершено позже в Чудовом монастыре). Когда Никон прибыл на суд и увидел, что его патриаршее место занято, он отказался от другого и несколько часов участвовал в процессе стоя.

Экспозиция Крестовой палаты сейчас весьма разнообразна: оклады икон, богослужебная утварь, серебряная посуда, часы и прочее. Среди экспонатов, например, серебряный с позолотой ковш царя Михаила Федоровича или сковорода довольно внушительного вида, на которой, как говорят, на масленицу подавали блины. Здесь же можно увидеть коллекцию русских и иностранных часов XVI -XVII веков, включая принадлежавшие царям Ивану Грозному и Алексею Михайловичу, патриархам Филарету и Никону.

В одной из витрин находится белый клобук патриарха Никона. Жемчугом на нем вышиты Иисус Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), вселенские и московские святители. Воскрылия клобука, закрывая уши, символизируют глухоту монаха к соблазнам мира. В этом клобуке, сделанном по образцу греческого, Никон проводил Церковный Собор в 1654 году, который одобрил церковную реформу, вызвавшую сопротивление старообрядцев.

Рядом - посохи Никона, украшенные цветной эмалью и драгоценными камнями, с рукоятями в форме змей, символизирующих мудрость.

Одно из парадных облачений патриарха Никона - саккос из итальянского петельчатого аксамита (шелковой ткани с рельефной золотой вышивкой)

Никону принадлежал и великолепный саккос из парчи, вышитый золотыми нитями. Ткань такой выработки называлась петельчатым аксамитом и стоила очень дорого. Рельефный узор на ней создавался петлями разной высоты. Саккос (от древнееврейского «сакк» - рубище) символизирует одежду Христа, разрезы на его боках - рану от копья на ребрах Христа, а бубенчики - благовестие Божьего слова.

Чин мироварения

В центре Крестовой (Мироваренной) палаты, у правой стены, стоит печь для приготовления святого мира, установленная в XVIII веке. Возле нее - массивная серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II. Золоченая резная сень над печью с изображениями святых и вытяжкой была установлена в XIX веке. Мироварение совершали в нескольких серебряных котлах (общим весом около 320 кг), также пожертвованных Екатериной II. Их ставили внутрь печи под крышки.


Вид Крестовой (Мироваренной) палаты. На переднем плане - серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II

Миро для всех храмов Русской Православной Церкви готовили в Крестовой палате раз в три года.
В синодальный период (XVIII - начало XX века) для Украины и западных епархий миро варили в Киево-Печерской лавре.
В состав мира входят елей (оливковое масло), белое виноградное вино, благовонные экстракты из коры тропических деревьев, ароматические масла и бальзамы, лепестки розы, богородичная трава и другие ароматы - всего до 50 составляющих.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту, начиналось освящение составных частей мира, а завершалось мироварение на Страстной неделе. С Великого понедельника до Великой среды миро варили в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли ароматы и разливали в 12 серебряных сосудов-кунганов, по числу 12-ти апостолов, принесших учение Христа миру. Освящение святого мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время чина освящения из небольшого древнего сосуда - алавастра (устроенного по типу того, из которого Мария Магдалина помазала миром голову и ноги Спасителя) - несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра количество восполняли вновь сваренным и освященным миром. Это символизировало непрерывность таинств в Православной Церкви.

Освященное миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда оно раздавалось через архиереев по всем православным храмам России и использовалось по мере надобности.

Этим священным миром помазывались на царство российские государи при соответствующем обряде. Его также употребляли при освящении церквей. Сейчас миро варится примерно тем же способом раз в три-четыре года в Малом соборе Донского монастыря. Освящает миро Патриарх Московский и всея Руси.

Церковь Двенадцати апостолов

Возвращаясь из Крестовой палаты в сени и проходя дальше, попадаем в трапезную домовой патриаршей церкви. Церковь Двенадцати апостолов - далеко не первый храм, построенный на митрополичьем, а затем патриаршем дворе. И XVI веке в комплекс двора входил построенный в 1566 году храм Соловецких чудотворцев с приделом св. апостола Филиппа. Св. Иов, первый русский патриарх, выстроил на своем дворе еще один храм - церковь Московских святителей - св. Петра, Алексия и Ионы. Церковь Соловецких чудотворцев была разобрана в середине XVII века, при реконструкции патриаршего двора, которую проводил патриарх Никон. Никон выстроил величественную 5-главую церковь Двенадцати апостолов по образцу Успенского собора (правда, две главы декоративные, не связанные с внутренним устройством храма). Никон, однако не успел завершить отделку храма, и он долгое время стоял неосвященным. Сохранились сведения о том, что патриарх Никон хотел посвятить свой домовой храм Святой Троице. Завершил оформление церкви в 1680 году патриарх Иоаким. Он и освятил храм во имя Двенадцати апостолов.

Икона «Распятие с апостольскими страстями* перенесена из Успенского собора. Федор Никитин Рожнов. 1699 год

Петр I чтил этот храм за то, что в его стенах нашел убежище во время первого стрелецкого бунта. Святые апостолы были небесными покровителями многих начинаний Петра - от Санкт-Петербурга, заложенного в честь св. апостола Петра, до первого российского ордена св. апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм в честь всех апостолов.

В трапезной сейчас развернута экспозиция лицевого и орнаментального шитья XVII века, а также некоторых предметов церковного обихода. Среди последних - дискосы (блюда для освященного хлеба), потиры (чаши для вина причастия), опахала-рипиды с изображениями шестикрылых херувимов (символизируют присутствие небесных сил при освящении святых даров) и другое.

Лицевое шитье требовало участия мастеров знаменщиков, создававших рисунок шитья, и «травщиков» - художников по орнаменту. Кроме того, в этом шитье использовались дорогие заморские золотные (из золоченого серебра) нити и шелк, поэтому оно выполнялось в светлицах - мастерских для шитья - богатых семей, в том числе княжеских и боярских. Сами боярыни и даже царицы были большими мастерицами по вышивке.

В орнаментальном шитье часто использовались материалы попроще - холсты и льняные нити, поэтому им занимались во многих русских домах.


В 1929 году прежний иконостас церкви Двенадцати апостолов заменили другим - из соборного храма снесенного Вознесенского монастыря (работы 1721 года)

Позолоченный иконостас с искусной резьбой в виде виноградной лозы, который можно увидеть в церкви Двенадцати апостолов сегодня, перенесен сюда в 1929 году из разрушенного Вознесенского собора одноименного монастыря в Кремле. Поэтому на месте храмовой иконы Двенадцати апостолов находится образ Вознесения Христова (начало XVIII века). Слева от Царских врат примечательно изображение Богоматери Федоровской, почитаемой иконы царского дома Романовых. Оригиналом этой иконы инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила - первого русского царя из рода Романовых. В верхнем ряду изображены сцены Страстей Христовых, образцом для которых послужили иллюстрации Библии голландского издания XVII века.

На стенах церкви - более 20 икон XVII века, которые также исторически с храмом не связаны. Это работы Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других придворных иконописцев, собранные вместе из разных храмов.

(богослужение в храме в настоящее время совершается раз в году - в день престольного праздника - 13 июля)

Жилой интерьер XVII века

В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, сейчас воссоздан интерьер жилых покоев богатого московского дома XVII века и представлены различные предметы убранства и быта. В те времена обстановку составляли столы, стоявшие вдоль стен лавки, сундуки, в которых хранились драгоценности, домашняя утварь, одежда, книги, документы.
С середины века появляется мебель из западной Европы - стулья, кресла, шкафы. Впоследствии такую мебель начали делать и русские мастера. Нарядность комнатам придавали обитые цветным сукном стены, двери, проемы окон и украшенная цветными изразцами печь. В XVII веке помимо икон в комнатах стали развешивать и портреты. В первой комнате выставлен портрет царского стольника и посла П.И. Потемкина, а в другой - конный портрет царя Алексея Михайловича.

Патриаршие покои

На третьем этаже дворца находились личные покои патриархов, которые отапливались теплом, поднимавшимся по воздуховоду от печей с первого этажа. Здесь хранились многие священные реликвии. Сейчас свободного доступа в эти комнаты нет.

Из личных покоев небольшой переход ведет в бывшую домовую церковь патриархов - храм святого апостола Филиппа.

Церковь св. апостола Филиппа

Освященный патриархом Никоном в 1656 году во имя св. апостола Филиппа домовый храм находится над трапезной церкви Двенадцати апостолов, на третьем этаже Патриаршего дворца, и доступ в него также закрыт.

Апостол был небесным покровителем почитаемого Никоном Московского митрополита св. Филиппа. Московский святитель бесстрашно обличал беззакония Ивана Грозного во время опричнины и был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Там он отказался благословить военный поход государя на Новгород и Псков и был задушен царским посланцем Малютой Скуратовым. После того как было решено прославить митрополита Филиппа в лике святых, Никон, еще будучи митрополитом Новгородским, сам отправился за его мощами в Соловецкий монастырь. В апреле 1652 года, когда торжественная процессия приближалась к Москве, скончался патриарх Иосиф. Вскоре Никон был избран патриархом и стал еще больше почитать святителя Филиппа.

В алтаре на престоле когда-то стоял драгоценный сосуд с миром - алавастр конца XVI - начала XVII века, который сейчас можно рассмотреть в одной из витрин в Крестовой палате. Здесь же находились сосуды с готовым миром и котлы для мироварения. Рядом в алтаре, в старинном шкафу, хранились части святых мощей. От них по мере надобности отделяли малые частицы и зашивали в антиминсы (антиминс - это четырехугольный плат, на котором служат литургию). Затем их рассылали во все концы России для строящихся храмов.

Патриаршая библиотека

Библиотека русских патриархов включала множество византийских и древнеславянских рукописей, письменные акты, личные письма патриархов и царей за период с X по XVIII век.


В течение столетий собирали Всероссийские митрополиты и патриархи книги и рукописи. Византийская царевна Софья, супруга Ивана III, пополнила библиотеку греческими манускриптами. С тех пор великие князья и цари делали вклады в патриаршую библиотеку книгами и рукописями. Ученый греческий монах с Афона св. Максим Грек, приехав в Москву в 1518 году, увидел это собрание и заявил, что не встречал подобного ни в одной стране Запада.

Патриарх Никон еще больше способствовал умножению книжного собрания. Он убедил царя Алексея Михайловича профинансировать закупку полутысячи древних рукописей из греческих монастырей. Из русских обителей в Москву также присылали древние славянские книги и рукописи, которые Никон оплачивал из собственных «келейных» средств. Интересно, что до революции 1917 года желающие могли пользоваться уникальными книгами и рукописями библиотеки. После революции собрание книг перешло в государственные библиотечные фонды.

Как жили в Кремле русские патриархи

Распорядок дня патриархов был типичен для русских людей того времени. Вставали еще до рассвета и шли в церковь к заутрене. После службы, примерно в шесть часов утра, у патриарха уже начинался трудовой день. Завтрака как такового не существовало, поскольку священнослужитель, вкусив пищу, как известно, не может совершать литургию. А служили патриархи почти ежедневно. Часов до 10 принимали посетителей, самых разных, без различия состояний и званий. Как свидетельствуют приемные книги, на приемах у патриарха были митрополиты, архимандриты, священники, титулованные придворные, казачьи атаманы, есаулы и простые казаки.

Панагия св. патриарха Иова, подаренная ему в день поставления на патриаршество царем Федором Ивановичем и царицей Ириной Годуновой. Она представляет собой византийскую камею с изображением Распятия на двухслойном агате (XII век) в золотом окладе работы XVI века

Сначала шли челобитчики с просьбами об определении на то или иное место. Патриарх тут же, в Крестовой палате, устраивал им экзамен и в благоприятном случае писал на ходатайстве «достоинъ». Были и такие, кого сам патриарх здесь же лишал звания или сана за какие-либо проступки.

Другие посетители просили благословения на брак. Среди них были и царь Алексей Михайлович «с новоизбранной девицей Натальей Кирилловной», и «дьячок Рождественского собора Игнатий Васильев».

Патриарх также давал благословение на государственную службу, строительство, новоселье и многих одаривал образами. Очень часто патриарху подносили так называемые именинные пироги. Пекли их в день именин и шли на прием в Патриарший дворец. Именинники обычно получали в благословение икону.

В 10 часов патриарх совершал литургию - в домовой церкви или в каком-то из городских храмов, куда его приглашали. По праздникам - в Успенском соборе.

В полдень наступало время обеда. Кушанья к столу патриарха подавались в основном рыбные, грибные, из теста и молочные на десерт. В скоромные дни было около 30 перемен блюд, в постные - около 10. Из напитков употребляли белое рейнское вино, романею - сладкое мускатное вино, ячменное пиво с хмелем и мятой и фруктово-медовые напитки разных сортов домашнего приготовления.

Если обед был праздничный, столы для почетных гостей накрывали в Крестовой палате. При Никоне рядом ставили стол для нищих и бездомных людей, которых патриарх сам же и угощал во время застолья. Перед трапезой читали молитвы и сперва вкушали частицу от большой Богородичной просфоры, стоявшей в центре стола на серебряно-вызолоченном блюде. Затем потчевали вином почетных гостей, и сам патриарх выпивал за них три кубка. Далее «от щедрот» патриарха раздавали хлебы каждому из сидящих за столом, и при этом стольники представляли их, выкрикивая титул или сан и епархию. После этого принимались за еду. Сначала подавали черную и красную икру. Затем рыбные кушанья разных сортов и видов. Блюда ставили по очереди, а не одновременно, по образцу царских обедов. Каждый раз стольники подавали новый напиток в кубке другой формы. Существовал обычай одаривать гостей теми блюдами, которые им особенно понравились. Блюда тут же отсылали со слугами к своим домашним как патриаршее благословение.

Этот портрет патриарха Никона со своим клиром прежде находился в патриарших покоях. В руках одного из клириков - очки, которые только появились на Руси

В меню, как правило, была уха пяти-шести видов с пирогами, все виды осетровых рыб горячего и холодного копчения, тельное - рыбная мякоть, запеченная в виде гусей и барашков, со всякими приправами и особым «ягнячьим» вкусом, а также пышки, сырники, оладьи и прочее. Выпив за здравие патриарха, кубок опрокидывали себе на голову, показывая, что в нем ни капли не осталось. Далее непременно пили за царя, царицу, их сына, дочь.

Братина - дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (1653). Братина - чаша, из которой на пиру пили по очереди по-братски. При этом обычно пели тропарь Богородице, отсюда ее второе название - Тропарная, или Богородичная

В течение всего обеда посередине палаты стоял служитель за аналоем и громким голосом читал житие святого, чья память праздновалась в этот день. Время от времени его сменяли певчие, вместе с которыми иногда пели сам патриарх и гости. По окончании трапезы посреди стола опять воздвигалась Богородичная просфора. Все вставали, совершали моление и по монастырскому обычаю собирали в скатерть хлеб с крошками со стола. Если патриарх обедал без гостей, то потом отдыхал до вечерни, то есть часов до четырех-пяти. Послеобеденный сон был также общим обычаем на Руси. Время после вечерней службы у предстоятеля Русской Церкви занимали домашние, так называемые келейные, дела: рассмотрение челобитных, чтение духовных книг или литературные занятия. Ко сну отходили обычно до полуночи, но по ночам по обычаю иногда вставали и совершали моление.

(рус. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов; англ. The Patriarch’s Palace and the Church of the Twelve Apostles)

Режим работы: каждый день с 10.00 - 17.00. Выходной – четверг.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов – постройки на территории Московского Кремля , расположеные к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого . Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова . В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции.

В 1646 году, при дворе, объявился некий Никита Минин, родом из-под Нижнего Новгорода, в прошлом монах, а затем игумен из далекого монастыря под Архангельском. Он так рьяно обличал мирские пороки, начинавшее входить в моду легкомысленное вольнодумство, что государь посоветовал Патриарху поставить его настоятелем в московский Новоспасский монастырь, чтобы улучшить тамошние нравы. В 1649 году, он получает сан Митрополита Новгородского и Великолуцкого, став вторым лицом в Русской православной церкви после Патриарха Московского.

Еще при жизни Михаила Федоровича, в 1635 году, одновременно с Теремным дворцом Патриарх Иосиф начал строить в кремле палаты. Работы велись ни шатко ни валко, а со смертью Царя Михаила и вовсе остановились.

После смерти Патриарха Иосифа, патриархом Всея Руси становится Никита Минин (Патриарх Никон). На патриаршество Никон согласился не сразу, прежде взяв с царя обет не вмешиваться в церковные дела.

Став Патриархом, Никон сразу же приступил к разборке старых палат. При патриархе Никоне, в 1656 году, было построено новое, сохранившееся до нас, здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», занявшее часть двора Бориса Годунова. До 1658 года продолжалась отделка помещений. К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов.


В отличие от предыдущих дворцовых построек, палаты Никона состояли из нескольких зданий, построенных единым архитектурным блоком. В декоративной обработке фасадов имеются элементы Владимиро-Суздальского зодчества. Палаты включают двухэтажное здание самих палат, второй этаж которого заняла громадная Крестовая палата, трехэтажное здание для жилья и приказов, а также поднятую, над проездной аркой, домовую церковь Двенадцати апостолов. Главным парадным помещением всегда служила Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры, в честь царя и иноземных гостей.


Крестовая (Мироваренная) палата дворца представляет особый интерес. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени. В этой палате патриарх Никон праздновал свое новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил ее восторженное описание.


Парадные сени – это своеобразная прихожая патриаршего дома. Во время всех торжественных приемов и выходов, в Парадных сенях находились служащие у патриарха дьяки и дворяне.

Никону не пришлось долго пожить в этом дворце. В 1666 - 1667 годах, церковный собор, на котором не присутствовал Царь Алексей Михайлович, лишил Никона сана. После ссылки Никона палаты опустели. В конце XVII века был надстроен четвертый этаж, от которого до наших дней дошла Петровская палата.

Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

Экспозиция собора дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа. Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства, путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства «грозненской школы»), и повышенной его эстетизацией (линия искусства «строгановской школы»). Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.

При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода . Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 года . После революции проводилась научная реставрация Патриарших палат.

В 1929 году в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века, из разрушенного собора Вознесенского монастыря . В 1967 году на втором этаже была открыта первая постоянная музейная экспозиция.

В 1980-1985 годах проходила еще одна реставрация, в ходе которой зданию был возвращен облик XVII века, а музейная экспозиция приняла свой ныне существующий вид. Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких.

Интерьер богатых жилых покоев XVII века воссоздан на основе документов, с использованием подлинных вещей в двух комнатах, назначение которых не прослеживается, но известно, что они сохранили изначальные архитектурные формы XVII века.