Телезио философия. Значение телезио бернардино в большой советской энциклопедии, бсэ

1509-1588) - итал. натурфилософ, деист. Гл. соч. - «О природе вещей согласно их собственным началам». Т. основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. Т. считал материю неуничтожимой, а движущим началом - присущее природе тепло, борющееся с холодом. «Жизн. дух» - причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Т. при объяснении соц. природы человека признавал сотворенную богом «высш.» душу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕЛЕЗИО Бернардино

1509, Козенца - 2 октября 1588, там же) - итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, или Consentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Тслезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд - «О природе вещей согласно ее собственным началам» (De renim naturajuxta propria principia) (первый вариант- 1565, окончательный - 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе - две великие стихии - тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и «как бы мертва». Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод - свойства и форму Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе «жизненного духа» (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) - особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт - критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, «вдунутой» непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.

Телезио (Telesio) Бернардино (1509, Козенца, - 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Основное сочинение - «О природе вещей согласно сё собственным началам» (1565; 9 книг в 1586). Противник схоластического аристотелизма, основал в Неаполе академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции античного гилозоизма . Противоположные стихии тепла и холода, но Т., - главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Материя земли и неба тождественна, но земная находится во власти холода, небесная - во власти тепла. Тепло - источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Т. Кампанеллу , а также на Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.

Соч.: De rerurn natura juxta propria principia, v. I-2, Cosenza, 1965-74; Varii de naturalibus rebus libelli, pt I-8, Venetia, 1590.

Лит.: Горфункель А. Х., Материализм и богословие в философии Б. Телезио, в сборнике: Итальянское Возрождение, [Л.], 1966; Fioreпtino F., В. Telesio, v. 1-2, Firenze, 1872-74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Modena, 1924; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944.

А. Х. Горфункель.

  • - государственный и политический деятель Аргентины, борец за независимость Южной Америки от испанского господства...

    Исторический словарь

  • - Бернардино - ит. натурфилософ эпохи Возрождения. Изучал философию, математику, физические науки в Падуанском ун-те, где получил докторскую степень...

    Философская энциклопедия

  • - Рамаццини Бернардино, итальянский врач, основоположник гигиены труда. Учился в Феррарском и Пармском университетах, звание врача получил в 1659...
  • - учредитель в Америке, в Мексике, в XVI ст. "Милосердого братства св. Ипполита", утвержденного Папою Иннокентием XII ...
  • - Санкт-Бернардин - горный проход в швейцарском кантоне Граубюндене, один из старейших путей в Альпах, устроенный в 1819-23 г. Почтовая дорога шириной в 4-7 м имеет до Белинцоны протяжение в 75 км, у деревни Шплюген, в...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянский лингвист и нумизмат, род. в 1804 г. в Вероне. В 1849 г. Бионделли назначен директором монетного кабинета в Милане...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I - итальян. министр. Род. в 1841 г., был сначала адвокатом и в 1876 г. избран в парламент. Во втором министерстве Кайроли получил пост министра финансов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянский поэт, проф. итальянского языка и литературы в Ферраре и Палермо. Из произведений его наиболее известны: "Ghirlanda Dentesca" и перевод "Книги песен" Гейне, который сделал имя немецкого поэта популярным в Италии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - климатический курорт и железисто-углекислый источник с содержанием гипса, в Швейцарии, в кантоне Граубюнден, на высоте 1626 м над уровнем моря, на южном склоне горы того же имени. Климат альпийский, но весьма мягкий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - город на Ю.-З. США, в штате Калифорния, к В. от Лос-Анджелеса. 108 тыс. жителей. Центр с.-х. района. В обрабатывающей промышленности 56 тыс. занятых...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Бернардино, итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет. Основное сочинение - «О природе вещей согласно сё собственным началам» ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Бернардино, итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы...

    Современная энциклопедия

  • - город на юго-западе США, штат Калифорния. 164 тыс. жителей. Машиностроение, пищевая, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия. В окрестностях Сан-Бернардино - горноклиматический курорт...
  • Большой энциклопедический словарь

  • - итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы...

    Большой энциклопедический словарь

Наиболее выдающимися представителями философии природы теоретического типа были Б. Телезио и Д. Бруно. Бернардино Телезио (1509-1583), родом из Косенцы, около Неаполя, - один из влиятельных философов итальянского Ренессанса, основатель итальянской философии философии природы итальянской философии природы. Его имя сопровождала легенда знаменитого знатока классической античной литературы. Он противопоставил свое творчество официальной схоластике, с которой познакомился во время учебы в университете. Склонность к эмпирическому и экспериментальному исследованию природы была обусловлена его деятельностью в добровольном научном обществе - так называемой Козентийской академии. За вольномыслие его преследовали церковные власти. Плодом его многолетнего упорного труда была книга «О сущности вещей согласно их собственным принципам».

Из исследования природы Телезио исключает познание бога. Бог является лишь творцом мира, в последующем он не вмешивается в процессы природы, таким образом, задачей философии задачей философии является не познание бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Телезио отвергает упование на внешние авторитеты: философские и научные выводы должны опираться на непосредственные восприятия и опыт, на собственный разум. Не бог, но природа является предметом является предметом философского предметом философского исследования. Философия Телезио содержит сильные материалистические тенденции. Все вещи телесны, материальны; телесный принцип является их вечной, неизменной сущностью, сам этот принцип, однако, пассивен, лишен всякого движения и активности, он как бы «мертв», невидим. Движение и изменение вызываются борьбой двух противоположных активных принципов - тепла и холода. Эти принципы бестелесны, но проявляться вне своей материальной основы, вне материальной субстанции вещей не могут.

В учении Телезио намечается важная материалистическая идея о материальном единстве мира. Проявляется эта идея и в его космологических воззрениях: небесные тела, так же как и Земля, материальны, различия между ними вызваны большей или меньшей мерой присутствия активных принципов. Но в своей сути эта космология основана на докоперниковых схемах. Солнце и небесные тела в отличие от «холодной» Земли подвижны. В понятии «собственные принципы» природы у Телезио содержатся элементы стихийной диалектики стихийной диалектики: источник движения не вне природы, но в ней самой. Телезио отвергает перипатетическое и схоластическое учения о внешнем двигателе: движение является собственным, присущим материи принципом, ее самодвижением.

Эти выводы совпадают с деистическим решением проблемы отношения бога и мира: сотворенный мир наделен божественными силами и свойствами, после акта сотворения движение происходит уже само, без вмешательства бога, на основании собственных принципов. Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни человека и его познания. Тепло, как активный принцип, является основой жизненного принципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к средневековому медицинскому термину «спиритус»). «Пневма» представляет собой тонкую, теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом организме, способствует движению, определяет жизненные функции, чувствительность, восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о «жизненном духе жизненном духе» Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом смысле отличается тем, что его «пневма» более «тонкая» и «теплая». «Дух « неразрывно связан с материей связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа многосторонним образом связана с «духом природы».

Этот подход-основа сенсуалистской теории познания Телезио. Восприятие является источником и важнейшим средством познания, а мышление и суждение определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего мира «духом мира «духом». Таким образом, всякая наука должна исходить из непосредственного опыта. Этические воззрения Телезио в основе соответствуют его философии природы. Нравственная жизнь человека возникает из его естественного стремления к самосохранению. Из этого стремления вытекают все критерии для определения человеческих добродетелей и изъянов, отсюда исходят человеческие чувства, настроения и эмоции.

Эта этика индивидуалистическая: она предполагает человеческое общежитие и солидарность лишь для защиты индивида от грозящих ему опасностей, вытекающих из стихий природы или насильственных действий других людей.

Кроме природного, материального «духа» существует и нематериальная душа, которая бессмертна и имеет божественное происхождение. Ее существование Телезио обосновывает способностью человека к совершенствованию своего сознания и нравственного поведения. Эта «уступка» теологии вытекает из общего метафизического характера его философии характера его философии природы как системы.

Телезио не видит качественных различий материального мира, его теория «жизненного духа жизненного духа» не может достаточно ясно объяснить специфику человеческого сознания и социальной сущности человека. Философское учение Телезио имело известность уже при его жизни. Позже переводы его трудов на итальянский язык расширяют его влияние на процесс развития философии развития философии и науки. Иную, платоновскую линию итальянской философии природы итальянской философии природы представляет творчество Франческо Патрици (1529-1597), который в своих «Перипатетических исследованиях» выступал с традиционной задачей гуманистов - преодоления схоластического авторитета Аристотеля авторитета Аристотеля, что становилось все более актуальным, ибо в официальной науке и философии науке и философии все еще господствовал средневековый аристотелизм, поддерживаемый католической иерархией. Свое понимание мира, отличающееся как от схоластики, так и от платонизма Фичино, он представил в книге «Новая философия вселенной «. Всем вещам и телам присущи четыре внутренних принципа: пространство, свет, тепло и течение.

Первый активный принцип - свет, из которого исходит тепло, являющееся непосредственной причиной возникновения вещей, рождающихся в непрестанном движении материи движении материи. Материя не пассивна, но является движением, «течением» телесной массы. В своем учении о вселенной он преодолевает неоплатоновскую метафизику света, согласно которой свет происходит от бога. Он принимает пантеистическое решение: бог не имеет определенного места, он везде и нигде, вселенная сама есть бог, единое есть все. Бесконечное пространство, однако, не ограничивается материальностью, оно заключает в себе и духовные существа, бестелесный божественный свет, который путем эманации переходит в телесный свет физического мира. Философия природы Патрици отвергалась представителями схоластической ортодоксии, его книги были запрещены. Происходило это в то время, когда шел процесс над Д. Бруно. Тогда-то в число запрещенных были внесены и книги Б. Телезио.

Телезио (Telesio) Бернардино (1509, Козенца, - 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Основное сочинение - «О природе вещей согласно сё собственным началам» (1565; 9 книг в 1586). Противник схоластического аристотелизма, основал в Неаполе академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции античного гилозоизма . Противоположные стихии тепла и холода, но Т., - главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Материя земли и неба тождественна, но земная находится во власти холода, небесная - во власти тепла. Тепло - источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Т. Кампанеллу , а также на Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.

Соч.: De rerurn natura juxta propria principia, v. I-2, Cosenza, 1965-74; Varii de naturalibus rebus libelli, pt I-8, Venetia, 1590.

Лит.: Горфункель А. Х., Материализм и богословие в философии Б. Телезио, в сборнике: Итальянское Возрождение, [Л.], 1966; Fioreпtino F., В. Telesio, v. 1-2, Firenze, 1872-74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Modena, 1924; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944.

А. Х. Горфункель.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Бернардино Телезио (Телезий, Телесий) (итал. Bernardino Telesio; 1509, Козенца - 2 октября 1588, Козенца) - итальянский учёный и философ. Окончил Падуанский университет в 1535. Основное сочинение - «О природе вещей согласно её собственным началам» (1565; 9 книг в 1586).

Занятия философией вызвали в нём отвращение к аристотелизму: он резко осуждает Аристотеля, смешивая перипатетизм схоластический с подлинной аристотелевской философией и распространяя свою антипатию к последней на самую личность Аристотеля. Он основал в Неаполе естественно-историческое общество Academia Telesiana. Последние годы его учёно-философской деятельности протекли в тяжёлой борьбе против врагов свободного и непосредственного исследования законов природы, которое настойчиво провозглашал Телезий. Его девизом служили слова «Realia entia, non abstracta». В предисловии к своему важнейшему философскому труду «De natura rerum juxta propria principia» (1565) он говорит, что берёт в руководители свои чувства, а предметом своего исследования - природу, которая всегда остаётся неизменною в своей сущности, следует тем же законам, производит те же явления. Провозглашая верховное значение опыта как главного источника познания, Телезий не применяет в достаточной мере этот принцип при исследовании явлений внешней природы.

Его натурфилософия напоминает досократовские наивные умозрения ионийцев. Из противоположности между небом с его светилами, приносящими тепло, и землёй, из которой после заката солнца появляется холод, он выводит, что эти два начала - первоосновные в природе. Кроме того, по словам Телезия, есть нечто телесное (corporea moles); оно расширяется и утончается под влиянием теплового начала и сжимается и сплачивается под влиянием холодного начала. Тепло - источник движения и жизни, холод - смерти и покоя: борьба этих двух начал - источник всего мирового развития.

В теории познания и в психологии Телезия является сенсуалистом и даже материалистом. Spiritus - это утонченное тепловое вещество, вносящее единство во все функции организма и являющееся источником всех наших движений. Его центральным местопребыванием служит головной мозг, откуда он через нервы разливается по всему телу. Впрочем, наряду с духом Телезий допускает ещё вложенную Богом добавочную форму (forma superaddita) - бессмертную и бестелесную душу, но эта душа не играет в его системе никакой существенной роли.

Этика Телезия тесно примыкает к его сенсуализму. Основа всех нравственных чувств - чувство самосохранения. Все другие аффекты и стремления человека вытекают из этой первоосновы. Мы любим то, что благоприятствует этому чувству самосохранения, ненавидим то, что противодействует ему. Основные добродетели человека проистекают из того же чувства: таковы мужество, мудрость, благосклонность и другие.

Влияние

Телезий оказал значительное влияние на пробуждение эмпиризма: под его воздействием развивались Патрици, сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Фрэнсис Бэкон также был знаком с его трудами и говорит о нём как о родоначальнике опытной философии («novorum hominum primus»). В своей критике его философии он поясняет:

Ибо о самом Телезио я имею хорошее мнение и признаю в нем искателя истины, полезного для науки, реформатора некоторых воззрений и первого мыслителя, проникнутого духом современности; кроме того, я имею с ним дело не как с Телезио, а как с восстановителем философии Парменида, к которому мы обязаны питать большое уважение.

Натурфилософия Телезия оказала большое влияние на Джордано Бруно.

Труды

Кроме упомянутого сочинения «De natura rerum juxta propria principia», Телезий написал:

  • «De Mari» (1570),
  • «De his qui in aere fiunt et de terrae motibus» (1570),
  • «De colorum generatione» (1570),
  • «De cometis et lacteo circulo»,
  • «De iride»,
  • «De usu respirationis»