Мусульмане строго соблюдают традиции и заветы. Почему в пост нельзя выпить даже воды? Почему в рамадан едят только ночью

Вопрос:

Мира вам! Сам я не мусульманин, но интересуюсь Исламом. И мне интересен такой вопрос: почему мусульманам во время поста нельзя не только есть, но и пить? Без еды человек может обойтись долгое время, но без воды жить очень сложно – ведь наш организм на 2/3 состоит из воды. Есть какое-то объяснение этому запрету в вашей религии?

Ответ:

И вам мира. Благодарим вас за ваш вопрос.

Тема поста интересует не только многих немусульман, но и тех мусульман, которые недавно приняли Ислам, поэтому не были знакомы раньше с правилами исламского поста.

Я помню, что сам я в первый раз держал пост в Рамадан, еще не будучи мусульманином. У меня было много учеников-мусульман в школе, и мне хотелось таким образом выразить свою солидарность с ними.

Тогда мне было сложно поверить, что на будущий год я сам стану мусульманином и буду держать пост уже как мусульманин.

Ваш вопрос мне, поэтому, очень близок – когда я только начал держать пост, я обнаружил, что в дневное время мне не сколько хотелось есть, сколько пить.

В Коране мы находим следующий аят:

«Мы низвели с неба воду в меру (т. е. дождь) и пропитали ею землю, и, воистину, в Нашей власти испарить ее.

При помощи воды Мы вырастили для вас пальмовые рощи и виноградники, где на потребу вам растет много плодов, которые вы едите» (23, 18-19).

Вода – это лишь один из множества даров Творца, который мы принимаем как должное в нашей жизни. Только подумайте, сколько раз мы используем воду в течение одного дня (воду мы не только пьем, но ей мы умываемся, стираем нашу одежду, убираем наш дом, готовим пищу, моем посуду, используем ее в промышленности и т.д.).

Во время Рамадана нам предписано на некоторое время отказаться от некоторых благ, которыми нас наделил Всевышний (от еды, питья и любви наших супругов) – именно для того, чтобы мы лучше могли почувствовать всю важность этих вещей.

Если мы лишаемся каких-то важных для нас вещей на некоторое время, мы начинаем больше ценить их, когда наконец вновь их обретаем. Все мусульмане подтвердят – насколько вкусен и ценен для них первый глоток воды на заходе солнца, когда можно наконец открыть пост. Эта вода кажется нам вкуснее самых изысканных кушаний.

В Рамадан мы также благодарим Аллаха за дождь – в другое время года он может раздражать нас, но в это время, когда мы лишены воды, мы радуемся возможности освежиться.

Во время трудностей нам легче посочувствовать тем людям, которые лишены такой возможности – есть и пить, когда захочется. Сколько людей на Земле живут в местах, где обычная вода является редкостью, и каждый ее глоток достается с трудом.

Все вышесказанное, однако, служит лишь вступлением к рассказу о том, почему мусульмане держат пост. Мы делаем это не для того, чтобы поддерживать хорошую форму или испытать какие-то необычные духовные состояния. Мы соблюдаем пост потому, что наш Господь – Всевышний Аллах приказал нам сделать это. Пост – это один из т.н. «пяти столпов» Ислама, вера в которые требуется от всех мусульман:

Мы читаем в Коране:

«Тот из вас, кого застанет месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], — пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его» (2, 185).

Ислам – это очень мудрая и практичная религия, в ней учитываются все возможные жизненные ситуации. Если человек живет в своей местности, он должен держать пост, но он освобождается от поста, если находится в пути, либо болен (как можно видеть из вышеприведенного аята).

Само предписание держать пост также следует из Корана:

«О, вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, — быть может, вы станете богобоязненными» (2, 183).

Мусульмане держат пост, потому что таково повеление Аллаха, они соблюдают это, чтобы достичь довольства Своего Господа.

Фактически, пост – это полное воздержание от основных потребностей человека — еды, питья и отношений между полами, в светлое время дня – от рассвета до заката.

Также – что очень важно, пост – это не только физическое воздержание, это еще и моральное воздержание от всех вредных привычек (как курение) и плохих поступков – как ссоры, сплетни, злословие. В это время важно отказаться даже от дурных мыслей – зависти, ненависти, недоброжелательства. От одного воздержания не будет пользы, если человек в это время ссорится с кем-то или желает другому зла. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что такой человек не получит от поста ничего, кроме того, что к концу дня он будет страдать от голода и жажды.

Итак, как я постарался объяснить вам раньше, мы отказываемся в пост даже от воды. Иногда это легко сделать (к примеру, в прохладное время года), но, если на дворе стоит летняя жара – это очень существенная жертва. Особенно к концу дня поста, когда начинаешь чувствовать усталость и сонливость. Но если человек знает, что делает это ради довольства Аллаха, ему легче переносить лишения.

Тем более, чего стоит такая небольшая жертва по сравнению со страданиями людей во многих концах Земли – многие из которых живут в постоянном голоде и жажде, кто-то лишился крова и имущества – а возможно, и своих близких — вследствие военных действий. Если мы подумаем обо всех этих людях, нам гораздо легче пожертвовать своими удобствами, отказавшись от пищи и воды на небольшое время.

Когда настает время разговения, мусульмане собираются вместе со своими семьями и друзьями, чтобы открыть пост, поблагодарив Аллаха за Его дары – пищу и воду, которых мы не замечаем в обычное время года.

Так что пост в Рамадан – это чрезвычайно полезная и важная вещь, когда мы учимся быть благодарными Аллаху, стараемся стать лучше и чувствуем единство со своими братьями и сестрами по вере.

Надеюсь, что я смог ответить на ваш вопрос.

Пост в месяц Рамадан является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах предписал нам поститься в одном из двенадцати месяцев года и сделал этот месяц самым благодатным временем во всём году. Следовательно, главной причиной, по которой мы держим пост в дневное время, а не ночью, считается то, что таково было указание на это нашего создателя Всевышнего Аллаха.

Кроме того, в соблюдении поста в дневное время сокрыта глубокая мудрость, которая отсутствует в соблюдении поста ночью. Так как основной целью соблюдения поста при воздержании от еды, питья и прочих телесных наслаждений является воспитание своего эго, а для того чтобы достичь этой цели, необходимо соблюдать пост днем, а не в ночное время.

Соблюдение поста кардинально отличается от других тем, что Всевышний Аллах отнес его к Себе, ибо всевышний Аллах сказал, как об этом поведал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ، الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ، قَالَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ: إِلَّا الصَّوْمَ، فَإِنَّهُ لِي، وَأَنَا أَجْزِي بِهِ

«Вознаграждение за каждое благое деяние человека (потомка Адама) увеличивается минимум в десять раз и может достигать семисот раз. Всевышний Аллах сказал: « Кроме вознаграждения за пост, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него (человек держит пост только ради Меня) »». (Ибн Маджа)

И Всевышний Аллах в священном Коране говорит:

إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ

[Смысл]: «Поистине, терпеливым (тем, которые терпели ради довольства Аллаха) дается их награда в Вечной жизни без счета и без ограничения ». (Сура Аз-Зумар, 10)

А пост – половина терпения, как об этом сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

الصَوْمُ نِصْفُ الصَبِر

« Пост – половина терпения ». (Тирмизи)

Следовательно, вознаграждение за него превосходит все пределы определения размеров и счета.

О постящемся Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

قَالَ رَبُّكُمْ عَزَّ وَجَلَّ : عَبْدِي تَرَكَ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ وَشَرَابَهُ ، ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِي ، وَالصَّوْمُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ

Всевышний Аллах сказал: «Мой раб ради Меня оставил свои желания и наслаждения, свою еду и питье. Пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него ». (Имам Ахмад)

Человеку, который будет соблюдать пост весь световой день, воздается бессчетно, его награды безмерны, ибо пост – ради Аллаха и чтим, потому что относится к Нему. Даже если человек исполняет все свои поклонения ради Аллаха, то Всевышний Аллах отнес соблюдение поста к себе, подобно тому как Он почтил Каабу отнесением ее к Себе, тогда как вся земля вместе со всем содержимым является Его владением и собственностью. И это сделано так по двум причинам:

Во-первых , пост – это воздержание и отказ от того, чего желает нафс (эго) человека . И такое воздержание само по себе есть нечто скрытое, в нём нет действия, которое можно увидеть воочию. Другие обряды и поклонения обычно совершаются прилюдно, а воздержание и отказ постящегося видны лишь Всевышнему Аллаху, ибо пост – скрытое действие, которое совершается одним лишь терпением.

Во-вторых , пост – это средство для преодоления врага Аллаха, ибо орудие шайтана – это плотские страсти, а они усиливаются от еды и питья . Следовательно, воздержание от еды и питья расслабляет позиции шайтана, и постящийся может с лёгкостью победить его.

Помимо воздержания от явных действий, которые нарушают пост, имеются также и сокровенные условия поста, без соблюдения которых постящийся не получает вознаграждения за свой пост. Более того, такой пост не принимается Всевышним Аллахом.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كم من صائم ليس له من صيامه إلا الظمأ

«Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда ». (Ад-Дарими)

Человек, который соблюдает пост и воздерживается от еды, питья, совокупления и других действий, нарушающих пост, но одновременно нарушает его совершением грехов, подобен человеку, который при совершении омовения трижды протирает положенные органы омовения, но пренебрёг самым важным – промыванием этих органов водой. Следовательно, его омовение и намаз будут отвергнуты из-за незнания сути омовения.

Как известно, почти все люди большую часть ночи проводят во сне, поэтому, если бы пост соблюдался ночью, вышеприведённый смысл соблюдения поста оказался бы нераскрытым. Нам вменено в обязанность поститься днём, так как в другое время многие люди, не испытывая истинного голода и жажды, не ценят те блага, которыми их одарил Всевышний Аллах.

Во время священного для мусульман месяца Рамадана, верующие воздерживаются от приема пищи в дневное время и лишь вечером, сразу после захода солнца, позволяют себе немного перекусить. Фотографы новостного агентства Рейтер запечатлели, как проходила мусульманская вечерняя трапеза во время Рамадана в разных концах света в этом году (он закончился 10 июля).
Стол у всех разный: у кого то мясо, у кого то фрукты, кто то предпочитает готовить национальные блюда; кто то ест в кругу семьи или коллег у себя дома или на работе, а кто то – прямо в зоне боевых действий. В общем, смотрите сами.

Ибрагим Хидери, Пакистан, окрестности Карачи

Хаджи Хусейн, 65-летний рыбак из Пакистана, начинает вечернее разговение вместе со своими товарищами.
«Для меня Рамадан – это время для добрых дел, они защищают нас от влияния Сатаны».

Шанлыурфа, Турция, лагерь беженцев


35-летний сирийский беженец Ахмет Илеви приступает к ифтару вместе со своей женой и детьми. «Рамадан приносит успокоение, и разрушить этот покой может лишь мысль о родственниках, которые остались в Сирии. Я очень скучаю по ним. У меня на родине Рамадан проходит куда более красиво, чем здесь,» - говорит Ахмет. На столе у них блюдо из запеченной с картошкой курицы и овощной салат.

Дели, Индия, старые кварталы


Анваар Хуссейн, 35 лет, подкрепляется вместе со своими сотрудниками. Хуссейн работает механиком и ремонтирует поддержанные электрические моторы и насосы. Хуссейн сказал, что суть Рамадана в самосовершенствовании и доброте, и что человек должен избегать зла.

Деревня Сусийя, Западный берег реки Иордан


Джихад Нуваджа, Палестинский бедуин, трапезничает в деревне Сусийя, рядом с г. Хеврон.

Сингапур


Бангладешские рабочие готовятся к ифтару в общежитии «The Leo» в Сингапуре.

Каканж, Босния и Герцеговина


Шахтеры делают перерыв на ифтар, находясь где-то глубоко внутри одной из шахт промышленного города Каканж.

Зеника, Босния и Герцеговина


Заключенные самой большой тюрьмы Боснии и Герцеговины совершают разговение.

Провинция Идлиб, Сирия


Члены гражданской обороны Сирии приступают к ифтару, находясь на территории, подконтрольной повстанцам, в небольшом городе под названием Маарет-эн-Нууман в провинции Идлиб.

Алжир, Алжирия

Братья собираются приступить к ифтару, сидя около местного кондитерского магазина на окраине Алжира. На столе у них суп «чорба», тушеная с овощами курица, мясо и традиционный хлеб, испеченный их матерью.

Дамаск, Сирия


Новобранцы сирийской армии принимают свой ифтар прямо на посту в тренировочном лагере в Дамаске, Сирия.

Тагуи Метро Манила, Филиппины


Водители мотоциклетных повозок такси приступают к ифтарской трапезе во время Рамадана в Тагуи, Метро Манила, Филиппины.

Ливорно, Суринама


Рыболовы из Суринамы и Индонезии едят ифтарские кушанья сразу после захода солнца. Борт корабля Нишшин Мару Но 7, пришвартованного у реки Суринамы в Ливорно.

Исламбад, Пакистан


Мухаммед, 27-летний рабочий на кирпичной фабрике начинает ифтар со своими товарищами по работе. «Для меня Рамадан – это тест, данный нам Господом. Мы должны следовать воле Его, чтобы преуспеть в жизни,» - сказал Мухаммед.

Хан-Юнис, сектор Газа


Семья палестинцев торопится поесть.

Абиджан, Кот-д’Ивуар


Диана Ясмин принимает пищу во время ифтара вместе со своими родителями. Диана – студентка юридического факультета в университете «Felix Houpoеuet Boigny», живет вместе с родителями. «Рамадан имеет большое значение для всех мусульман, ведь когда мы постоянно молимся и делимся едой с другими, мы становимся ближе к Богу,» - говорит она.

Бейрут, Ливан


Санаа ест ифтар вместе со своими детьми и родственниками рядом с рекламной вывеской магазина одежды в Бейруте, Ливан. Санаа – 23-летняя мать троих детей, она просит милостыню на улице Хамра. Ее ифтар – это чечевичная похлебка с курицей и рисом, которую ей подал случайный прохожий. «Рамадан – о доброте и щедрости. Больше всего мне нравятся украшения,» - сказала она.

Пост — практика, общая для многих религий. В исламе посту отведено особое место. Награду за пост исчислить и определить невозможно, а для того чтобы понять, сколь велико достоинство поста, достаточно знать, что пророк (САС), сказал:
«Поистине, есть в раю врата, называемые «аль-Раййан», через которые в День Воскресения будут входить постящиеся, и не войдет через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: «Где соблюдавшие посты?»- и они выйдут вперед, а кроме них не войдет через (эти врата) никто. Когда же войдут они, (эти врата) будут закрыты, и больше никто через них не войдет .».
Постящийся получит награду свою сполна, а будет она такой, что ни представить себе ее, ни подсчитать будет невозможно, и он заслуживает того, потому что пост соблюдается только ради Аллаха.

Кроме того, исламский пост — средство и способ очищения, самодисциплины и самообладания. В это время человек от рассвета до заката воздерживается от еды, питья и телесных утех. В течение всего дня он отказывает себе в этих основных потребностях.
Но это не только физическое воздержание (голод, жажда), но и моральное: укрепление своего духа, воздержание от всего запретного и непристойного. Уши не должны прислушиваться к непристойностям, глаза — видеть то, что запретил Аллах, язык — произносить ложь, сплетни, грубые слова. Пророк (САС) сказал, что 5 поступков нарушают пост : ложь, злословие, клевета, ложная клятва и похотливый взгляд.

Духовное очищение и совершенствование касается не только дневного времени суток, но и всего месяца Рамадан, а также остальных дней в году. Посланник Аллаха (САС) сказал: «Сколько есть молящихся, у которых кроме голода и жажды нет ничего от поста ».

Значение Рамадана

Значение и преимущества месяца Рамадан как нельзя лучше раскрываются в проповеди Пророка (САС), данной перед началом месяца Рамадан:

«O, люди! Истинно, перед вами — благословенный месяц Аллаха. Месяц счастья, милосердия и прощения. Месяц, проведенный с Аллахом, — лучший из месяцев. Его дни — лучшие из дней, его ночи — лучшие из ночей, и его часы — лучшие из часов. Это месяц, который приглашает вас быть гостями Аллаха и стать ближе к Нему. Вы прославляете Его в каждом своем вдохе; ваш сон — поклонение, ваши дела приняты и вашим мольбам внимают. Так попросите же Аллаха, вашего Бога, дать Вам здоровое тело и искреннее сердце, чтобы вы могли поститься и чтить Его книгу, ведь несчастен тот, кто в течение этого великого месяца лишен прощения Аллаха. Терпя голод и жажду, помните о голоде и жажде Судного Дня и побойтесь; давайте милостыню нуждающемуся и бедному, почитайте старших, будьте добры к младшим, поддерживайте отношения с родственниками; удерживайте язык, закройте глаза, чтобы не видеть то, что вам запрещено; закройте уши, чтобы не слышать то, что вам запрещено, будьте сострадательны к чужим сиротам, чтобы к вашим сиротам тоже сострадали.

Покайтесь в этот месяц перед Аллахом в своих грехах, и поднимите руки в дуa, ибо это время — лучшее из времен, и Аллах добр к своим созданиям, отвечая на их молитвы и просьбы...

O, люди! Истинно, ваши души — заложники ваших дел; освободите их раскаянием, и сбросьте груз ваших грехов в долгой молитве. Знайте, что Аллах Всемогущ, и нет наказания для тех, кто просит прощения и поклоняется, и не должны они бояться дня, когда человек предстанет перед Господом миров.

O, люди! Тот, кто готовит ифтар (разговение) для постящихся, будет подобен освободителю, и его прошлые грехи будут прощены. Тому, кто совершает обязательные молитвы в этом месяце, Аллах дарует награду, равную наградам семидесяти молитв. Тот, кто прочтет один аят Священного Корана, будет вознагражден, как если бы он прочел в другой месяц весь Коран.

O, люди! Истинно, в этот месяц двери небес открыты, поэтому просите Аллаха не закрывать их для вас; двери Ада закрыты, так просите, чтобы Аллах держал их закрытыми для вас. В этот месяц шайтан заключен в тюрьму, так просите, чтобы ваш Бог не позволил ему иметь власть над вами.

Рамадан в начале — милость, в середине — отпущение грехов, а в конце — избавление от Огня ».

Таким образом, период воздержания и умеренного удовлетворения на протяжении целого месяца воспитывает в личности ценные качества самообладания и самоконтроля. Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина как физически (от вредных накоплений в организме), так и духовно (от лени, беззаботности, дурных мыслей, лжи). Человек узнает, как сказать себе «да», и как сказать себе «нет». Этот урок необходим для того, чтобы научиться жить в этом мире добра и зла, возможностей, испытаний и соблазнов. Чтобы жить в соответствии со Словом Господним, необходимо быть дисциплинированным физически и духовно.

Пост также учит нас ценить подарки Бога — еду и питье. На первый взгляд, они кажутся обыкновенными человеческими потребностями, удовлетворение которых мы принимаем, как должное. Но пища — подарок от Бога, а также Его подарок — то, что мы способны есть и наслаждаться едой. Мы должны показать Ему свою благодарность и использовать свои ресурсы умеренно, с ответственностью и заботой. Многие люди живут в нужде и бедности.

При помощи поста мы узнаем, что значит быть голодным. Узнав это, мы становимся щедрыми, добрыми и милосердными. Рамадан — время щедрости и милосердия.

Освобождение человека от господства физических нужд и животных потребностей позволяет ему в этот период стремиться к духовным целям и ценностям. Таким образом, Рамадан — это месяц, во время которого мусульманин, благодаря меньшей озабоченности своими физическими потребностями, имеет уникальную возможность посвятить себя духовному развитию.

Кроме того, соблюдая пост, верующий человек избавляется от пороков, таких, как неискренняя вера, подлые замыслы и извращенные мысли. Сердце верующего человека излучает любовь к Господу .

Одним из пяти столпов Ислама является пост в священный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира стараются в эти благословенные дни больше совершать добрые дела, проявлять милосердие к окружающим, усугублять свою молитву.

С внешней же стороны мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (2, 183-187).

Между тем, сегодня мусульманам нередко приходится слышать насмешки в сторону их религии из-за формы поста, принятого в ней. «Что у вас за пост такой? Почему вы не едите днем, зато ночью предаетесь страстям? Что, Аллах ночью не видит? Разве это воздержание?».

Конечно же, никто не обязывает мусульман отвечать на подобные кощунственные выпады. В 109-й суре Корана в этой связи говорится: «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!». Понятно, что такого рода споры ни к чему хорошему не приведут. А вот разъяснить, по крайней мере, почему пост в Исламе соблюдается именно таким образом, я думаю, будет уместно.

Одними из ключевых слов в вышеприведенных аятах можно назвать следующие: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь». Исходя из этих слов, можно предположить, что пост мусульман ничем не должен отличаться от аналогичного поклонения христиан и иудеев.


И в действительности, если мы внимательно проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то увидим, что изначально пост являлся полным воздержанием от пищи, питья (и некоторых других вещей) в светлое время суток до наступления темноты. Именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определенных видов пищи животного происхождения.

Вот как описывается пост в Иудаизме: «В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура… Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные – в течение суток… Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом… Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней…» (Еврейская газета, июль 2006, №7(47) «Пост в иудаизме»).

Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (см. Книгу Левит, 16). Этот праздник называется Йом-Кипур. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.

В Христианство посты перешли из религии Ветхого Завета. Большую часть жизни провел в посте пророк Яхья (у христиан Иоанн Креститель); Иисус, перед тем как выйти на общественное служение с пророческой миссией, также ушел в пустыню и «там сорок дней он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни…» (Евангелие от Луки: 4, 2).

В первое время формирования Христианства был известен лишь Великий Пост, уже позже появились Рождественский, Успенский и пост в честь апостолов Петра и Павла. Известны также и однодневные посты, связанные с определенными днями недели и важными событиями в истории Христианства.

Сами христиане заявляют, что Великий пост берет начало от того сорокадневного поста Иисуса в пустыне. Естественно, по человеческой немощи христианам не предписывается полное воздержание от еды и пищи в течение всех сорока дней поста, а лишь в первые два. В остальное же время христиане, следуя своему уставу о посте, должны воздерживаться от пищи и питья в дневное время. И лишь после наступления темноты им разрешается употребление пищи.

К сожалению, сегодня большинство христиан не знают своих же предписаний о посте. Изначально не было разграничений на постную и скоромную пищу: «В древние времена христиане, и даже монахи, вкушали любую пищу в любое время года… Словом же «пост» древние христиане называли период времени, когда они вообще ничего не ели и особо усердно молились. Если в древних уставах о посте говорится: «Постимся до вечера», - это означает «до захода солнца ничего не едим и усердно молимся» («Сретение». Православное приложение к газете «Карелия» N 22 (62) декабрь ´99, «Как поститься в рождественский пост»).

Действительно, если мы откроем книгу «Типикон», т.е. устав, то там, в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют никакую пищу, до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке.

Но именно после вечерни, т.е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце. В Великий пост вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных даров, которая так же совершается вечером.

Уже позже христиане перенесли совершение вечерни на утро, а совершение утрени на вечер. Исходя из этого, они по окончании вечерни, совершенной утром (около 10 часов утра), уже могут есть пищу.

Конечно, это внутреннее дело христиан - менять древнейшие установления о посте. Но факт остается фактом – издревле люди, верующие в Единого Бога и соблюдающие Его установления, понимали под постом полное воздержание от пищи и воды в светлое время суток.

Почему именно пост заканчивается вечером и наступает утром? На этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа, кроме Самого Аллаха. Такова Его воля.

Конечно же, во всех трех монотеистических религиях основным смыслом поста является не телесное воздержание, а совершенствование в молитве и добрых поступках. Еще пророк Исаия в Торе изрек такие слова от Всевышнего: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58, 6-7).

Именно выполнение дел милосердия, повышенное внимание к духовной жизни отличает истинно постящегося человека от лицемерно выполняющего пищевые предписания, неважно, является ли он иудеем, мусульманином или христианином. И поэтому нынешний Рамадан для каждого из нас, верующих в Аллаха, должен послужить еще одной возможностью стать отзывчивее к проблемам ближних и показать всему миру, что Ислам действительно является той единственной религией истины, которая несет в мир не разрушение, а мир и покорность воле Всевышнего.

Патология исламофобии
Ответ Владислава Сохина
Юрию Максимову

За последний месяц мало кто не дал свою оценку тому факту, почему я, бывший православный священник, по собственному желанию попросил православную церковь более не считать меня ни священнослужителем, ни христианином и принял Ислам. Конечно, для России такой случай пока необычный, но он отнюдь не второй, как пытаются сегодня представить многие СМИ. Кроме Али Вячеслава Полосина и меня, Ислам приняли еще трое служителей Русской Православной Церкви, а также большое количество христиан.

Но для мусульман не важна статистика, мы не бывшие комсомольские функционеры, которые сегодня от имени Христианства пытаются устроить этакое «соцсоревнование»: кто в какую церковь больше неофитов приведет. Ислам – не какая-то церковь и не секта, а мировая истинная религия, и для Ислама важно не количество, а качество.

Суеверы, как и лицемеры, нам не нужны. Не мы оказываем Богу милость тем, что принимаем Ислам, а Бог оказывает милость тем, что принимает нас в Ислам.

Поэтому умме дороги те люди, которые сами ищут истину, сами обретают знания. Мы не уподобляемся тем христианским горе-миссионерам, которые веками насильно обращали и сейчас обращают людей в Христианство, суля им какие-то материальные блага, или поскорее крестят тысячи людей, которые не знают даже Символа веры, молитвы «Отче наш» и никогда не читали Нового Завета.

Поэтому и злоба к тем, кто добровольно и осознанно, опираясь на багаж знаний, выбирает Ислам, со стороны некоторых функционеров религиозных учреждений особая. Поэтому и не скупятся профессиональные сочинители пасквилей копаться в грязном белье, приводя немыслимые доводы о том, почему человек по доброй воле перестал себя ассоциировать с «религией большинства». Целые «исследования» на тему «исподнего» пишут.

Не удержался от искушения покопаться в грязном белье и преподаватель Московской Духовной академии Юрий Максимов. На типично миссионерском сайте, где призыв в пользу своей религии является каплей в море грязных оскорблений религий своих соотечественников-иноверцев, он разместил статью «Анатомия измены». В ней, по его словам, он «с Божьей помощью» дал «исчерпывающие ответы» и опровергнул «все претензии и вопросы христианству», опубликованные мной ранее. Как-то вспомнились слова евангельского Иисуса Христа (мир ему): «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11).

Но на самом ли деле он ответил на все вопросы «бывшего священника», а вместе с ним и многих мусульман? Или еще больше погряз в присущей ему ненависти к Исламу, к Иудаизму и к другим религиям, чтобы услышать вожделенный звон монет, летящих в его ковчежец?

Максимов упрекнул меня в том, что я по семейным обстоятельствам получил часть духовного образования заочно. Но для того оно и создано и благословлено церковью. Получается, что Максимов, вместо того, чтобы быть «послушной и смиренной овцой» в «стаде Христовом», восстает против священноначалия, отвергает его установления. И гордыня Максимова этим отнюдь не ограничивается.

Одним из первых аргументов против меня он приводит мою молодость и быстрое продвижение по церковной лестнице. Максимов в своем отстаивании порочности раннего посвящения в сан священника, не заметив, шагнул слишком далеко – он даже забыл о том, что и нынешний патриарх Алексий II, вопреки правилам церковных соборов, стал священником в 21 год!

А если иметь в виду его обвинение в адрес Али Вячеслава Полосина, что тот нарушил церковные каноны, став в 1990 народным депутатом России, то, думаю, он последовал примерам покойного патриарха Пимена и нынешнего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, ставших народными депутатами СССР в 1989 году (Алексий II тогда был митрополитом, через год стал патриархом, после чего был депутатом еще полтора года).