Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства

Катакомбы по праву являются одними из самых интересных мест захоронений в Италии. Безусловно, самыми лучшими из них считаются катакомбы Рима. Именно здесь на протяжении многих столетий для погребения тысячи тел использовались лабиринты подземных туннелей. Самым известным местом этих подземных захоронений считается Старая Аппиевая дорога. Именно эту местность, находящуюся за чертой города Рима, использовали как место для погребения язычников и первых христиан.

История возникновения

На Аппиевой дороге находятся катакомбы Св. Каллиста, которые были построены в середине II века и сегодня являются одними из крупнейших и наиболее важных в Риме. Названы они в честь диакона Каллисто, который в 199 году был назначен смотрителем и хранителем первого официального кладбища церкви Рима.За двадцать лет, которые Каллисто заведовал кладбищем, он значительно расширил и улучшил основные направления подземелья.
В третьем веке Каллисто выбрали новым папой. После смерти кладбище назвали в его честь, а самого Каллисто возвели в ранг святых. Примечательно то, что сам он не входит в число пап, похороненных здесь.

Архитектура

Со II и по IV века, когда христианство не принимали как религию и против основных приверженцев были страшные гонения, катакомбы использовали лишь для захоронений и именно этот период характеризуется простыми незамысловатыми табличками и надписями. А большинство захоронений того периода представляют собой довольно простые гробницы, украшенные простым резным изображением. Начиная с IV века в последующие годы папа Дамасий смог получить от императора Феодосия признания христианства в качестве государственной религии, и решил восстановить эти катакомбы.Когда гонения закончились, надписи стали гораздо более распространенными, появилось много фресок и мозаики. Теперь на гробнице было написано не только имя человека, но и нарисована картина, изображающая его профессию. Так в катакомбах Св. Каллиста можно увидеть изображения пекарей, столяров, портных, учителей, юристов, лекарей, государственных служащих, военных и другие рисунки, четко отображающие ту или иную профессию. Долгое время катакомбы были не только местом захоронения, но и паломничества.Склеп был заброшен лишь после того, как содержащиеся в нем реликвии и мощи святых были перенесены в различные церкви Рима. Заключительная волна переводов из склепа произошла во времена правления папы Сергия II в IX веке.
Интерес к катакомбам возродился только в XV веке. Илишь в XIX веке их вновь стали оценивать как святые места и считать основной сокровищницей христианства. Благодаря основателю современной христианской археологии Джованни Батиста де Росси в 1854году катакомбы Св. Каллиста были открыты и тщательно исследованы.
Сегодня в катакомбах насчитывается около полумиллиона различных захоронений. В целом, площадь катакомб составляет около 15 га земли, протяженностью 20 км. Максимальная глубина катакомб достигает 20 метров.
При входе в катакомбы можно увидеть крипту, которую называют «Маленьким Ватиканом», именно здесь похоронены 9 пап и 8 церковных сановников.
Дальше следует склеп Св. Цецилии, которую считают покровительницей духовной музыки. Останки этой святой были перенесены в церковь ещё в 821 году. Но сегодня здесь можно увидеть прекрасную скульптуру, работу Стефано Модерно, который таким образом решил увековечить нетленное тело умершей девушки.

Туристу на заметку

Катакомбы закрыты по средам и в феврале. В остальные дни работают с 9-00 до 12-00;с 14-00 до 17-00.

В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп , куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам » , «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога ». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.

В катакомбы входили также гипогеумы - от латинского (лат. hypogeum ) - помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare ). В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах , совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах… ». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах! ».

Исторические свидетельства

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита »:

Недалеко от того места, где оканчива­ется городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишенное света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных свя­щеннодействий .

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад . Его приемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите . В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников , желавших помолиться на могилах апостолов , мучеников и исповедников . Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

Открытие и изучение катакомб

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге , наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями . В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum ). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году .

Позднее катакомбы исследовал Антонио Бозио (ок. -), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цементериев (раскопок Бозио не проводил), результаты своей работы он описал в трёхтомном сочинении «Подземный Рим » (лат. Roma sotterranea ), вышедшем в свет уже после его смерти . Бозио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Их работы были зачастую неточными или ошибочными: Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге - за молящегося мученика , а отроки в пещи огненной - за сцену Благовещения .

Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века , когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства » (1872-85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман (1842-1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта (1857-1944) «Живопись катакомб Рима» (нем. Die Malerei der Katakomben Roms ), в которой он представил первые фотографии фресок из катакомб (чёрно-белые фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений).

Погребальные обряды

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами . На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой », «Спи в мире Господа » и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу .

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире », «Почить в Боге ») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii ). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: «Участок приобретён под устройство бисома для Артемизия. Стоимость, 1500 фолий, выплачена фоссору Хилару, при свидетельстве фоссоров Севера и Лаврентия ». Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам .

Формы захоронений

Название Изображение Описание
Ниши
(лат. Loculi , локулы )
Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких (лат. loculi bisomi, trisomi… ). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.
Аркосолии (лат. Arcosolium ) Аркосолий - невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.
Саркофаги (лат. Solium ) Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.
Кубикулы (лат. Cubiculum ) и крипты Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой », покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
Захоронения в полу
(лат. Forma - «канал, труба»)
Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мученников .

Виды катакомб

Наиболее известными римскими катакомбами являются следующие:

Христианские катакомбы

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant"Agnese ) - получили своё название от имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III-IV веками. В этих катакомбах нет настенных росписей, но в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей.

Над катакомбами расположена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура , построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесённые из катакомб.

Катакомбы святого Каллиста с открытыми нишами

По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры , цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета .

Синкретические катакомбы

Катакомбы на Виа Латина

Символы и декор

Общая характеристика

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета , языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами (ихтис , «Добрый пастырь »). К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов » (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком . Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. В иудейских катакомбах на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры . Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

  • якорь - образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя » (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии .

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода .

Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II-III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение . По мнению Иосифа Вильперта, при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.

Хороший стиль выражается здесь особенно в легком деликатном наложении красок и в правильности рисунка; фигуры - прекрасных пропорций, а движения отвечают действию. Недостатки появляются и накапливаются особенно, начиная со второй половины третьего столетия, в виде грубых ошибок в рисунке, зеленых бликов в инкарнате, в грубых контурах, непокрытых живописью, и широких каймах, обрамляющих сцены. Далее, достоверным критерием являются одежды и их украшения: безрукавная туника указывает на фрески ранее III века; к III веку относится далматика ранней формы; далматика с модными, невероятно широкими рукавами, указывает на фрески IV столетия. Круглые пурпурные нашивки появляются со второй половины III и особенно в IV веке; в древнейшую эпоху украшения ограничиваются узким «клавом» .

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Для раннего периода (I-II века) характерны нежные, тонкие каймы вокруг полей фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески кажутся монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописным мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря охре в карнации , которая делает фигуры тяжёлыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбная живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмёрное пространство сменяется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, всё материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности .

Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже (Деметра и Персефона , Амур и Психея). Зачастую античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, эросы) была перенята христианами.

Изображения Иисуса Христа

В катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса . Среди фресок конца III - начала IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, совершающего чудеса : умножение хлебов, воскрешение Лазаря (встречается более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку» , что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами .

Изображение Название Описание

Орфей Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару , иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей (Гелиос , Геракл) также были переосмыслены.

Добрый пастырь Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III-IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику . Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм.

Крещение Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения . Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.

Учитель При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа , облачённого в тогу . Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ.

Христос Такие изображения отличаются от античной традиции: лицо Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба .

Изображения Оранты

Изображение Название Описание

Адам и Ева Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения , вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама , искупившего своей смертью Первородный грех .

Иону выбрасывают в море Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.

Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе , в которых он сравнил себя с Ионой (Мф. 12:38-40).

Появление таких изображений относят к IV веку , что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).

Агапы

Наиболее интересна для изучения раннехристианской обрядности фреска II века с изображением агапы, обнаруженная в 1893 году .

Число изображённых хлебов и рыб напоминает евангельское чудо умножения хлебов. Из анализа изображений агап исследователи пришли к выводу, что в раннехристианских общинах верующие получали хлеб из рук предстоятеля непосредственно в свои руки, а потом по очереди отпивали вино из чаши.

Надписи в катакомбах

Примеры катакомбных надписей

Собрание надписей из римских катакомб, составляющее в данный момент 10 томов , начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагменту мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR . Учёный предположил, что речь идёт о мученнике Корнелии (CORNELIUS ), который, по источникам де Росси, должен был быть захоронен в катакомбах. Позднее, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP (Episcopus ).

Множество надписей встречается на локулах на латинском и греческом (греч. ZOE - «жизнь») языках. Иногда латинские слова написаны по-гречески, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium (arcisolium, arcusolium ), cubiculum (cubuculum ), forma , имена фоссоров, описание их деятельности.

Посещение катакомб

Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии . К наиболее интересным относится самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (III-IV вв.) на Via Casilina .

В культуре

живопись : литература :

Процессия в катакомбах святого Каллиста

  • Некоторые эпизоды романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо » (Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера, Данглар вынужден отдать украденные им деньги разбойникам) происходят в катакомбах святого Себастиана.
  • Генрик Сенкевич . Роман «Камо грядеши » (описано собрание христиан I века в римских катакомбах, однако такие собрания начались не ранее второй половины II века).
  • Р. Мональди, Ф. Сорти. «Imprimatur: В печать». Исторический детектив. М: АСТ , . ISBN 5-17-0333234-3
  • Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy ) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах):

Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане! », чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах , - сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - её торжество здесь, посреди мучеников за веру!

музеи :
  • Музей Пио-Кристиано в Ватикане посвящён собранию раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах: мраморные языческие и христианские саркофаги, статуи, таблички с надписями на латинском и греческом языках.
  • В музее сакрального искусства в библиотеке Ватикана (итал. Museo Sacro ) находятся артефакты из римских катакомб и церквей: лампы с иудейскими и христианскими символами, изделия из стекла, медальоны.
  • В музее Кьярамонти в Ватикане представлены множество саркофагов I-IV вв.
  • Часть коллекции античного периода Национального римского музея составляют иудейские саркофаги, таблички с надписями, большое число артефактов из языческих гробниц.

Примечания

  1. Fink, Joseph Die römischen Katakomben. - Mainz: Philipp von Zabern, 1997. - ISBN 3-8053-1565-1
  2. Интерактивная карта Рима с указанием катакомб и гипогеев (англ.) . Проверено 13 февраля 2009.
  3. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб, 1917. С. 73
  4. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 332
  5. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 333
  6. Места молитвенных собраний христиан I-III веков // Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике
  7. лат. Monumentum Valerii Mercurii et Iulittes Iuliani et Quintilies verecundes libertis libertabusque posterisque eoiiim at religionem pertinentes (pertinentibus) meam
  8. лат. Marcus Antonius Restutus fecit ypogeum sibi et suis fidentibus in Domino
  9. Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  10. В оригинале εν κοιμητηρίοις .
  11. Апостольские постановления. VI:30
  12. Бароний. Церковные анналы
  13. Зарайский В. Два эпохальных открытия
  14. Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан . Глава II. Структура церкви
  15. Антонио Бозио
  16. Fink, Joseph. - Mainz: vom Zabern, 1997.-С. 77 ISBN 3-8053-1565-1
  17. Покровский Н. В. Живопись катакомб (По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000)

Адрес: Catacombs of St. Callixtus, Via Appia Antica, 110/126, 00179 Roma, Italy.
Время работы: ежедневно с 09:00 до12:00 и с 14:00 до 17:00.
Выходной день - среда.
Входная плата: 8 EUR.

Можно бесконечно говорить о Риме , пережившем на своем веку множество ярких событий, прекрасных и трагических, но всякий раз, подобно птице Феникс, сумевшему возродиться из пепла, остаться таким же гордым и нерушимым. Существует и другой Рим, невидимый и неведомый многим, лежащий прямо под ногами, где в каждом слое отражается целая эпоха. Чтобы прикоснуться к его многовековой истории, спрятанной под тысячами акрами земли, следует проделать путь в подземное царство…

О чем "рассказали" подземелья

Римские катакомбы - наиболее удивительный памятник, передающий историю христиан трех веков с рождения Христа. На протяжении длительных столетий они пребывали в забвении. И лишь в середине XIX в. их случайно сумел открыть итальянец, археолог Джованни Баттиста де Росси.
Пытаясь отыскать предметы древних христиан, ему попался мраморный кусок плиты, имевший надпись "Корнелий-мученик". Находку тщательно исследовали. Она оказалась частью надгробного камня с могилы понтифика Корнелия, проживавшего в III ст. после рождения Христа. Замученного насмерть в 253 г. его похоронили в загородной пещере. Это и послужило началом поиска древних захоронений.
Сейчас удалось открыть подобных погребений порядка 60. Происхождение слова "катакомбы" приписывают названию той местности, на которой располагалось кладбище. Подтверждения этому нет, но все гробницы получили это название. Древний город буквально опоясан ими. Если вытянуть в единый ряд, их длина превысила бы 500 км. Первые появились еще в дохристианский период.
Римляне чаще сжигали покойников за городской чертой. Христиане, переняв иудейский обычай, предавали их земле. Так был погребен Лазарь, воскрешенный Господом, в пещеру возложили после Голгофы завернутого в плащаницу Христа. Мертвого укладывали в нишу, сверху ложилась плита. Некоторые могилы отличались установленными каменными саркофагами. Катакомбам давали имена великомучеников.
Проходило время, гроты занимали большую территорию, становясь замысловатыми глубокими лабиринтами, соединенными между собой узкими проходами. В период гонения христиан обиталища мертвых стали надежным укрытием живым. В глубоких земляных недрах образовались первые храмы, где древние верующие вкушали духовную пищу. Воскрешение Господнее подарило уверенность в отсутствии смерти и великую надежду о вечной безоблачной жизни. Места погребения людей, сделавших шаг в вечность, стали для живых дверью к царству небесному.

Смысловые настенные росписи

Разнообразными фресками разрисовывались стены в подземельях. Они являлись первыми шедеврами древнехристианского искусства. Не глядя на преследования, изображения не имеют сцен мученичества, а эпитафии лишены следов обиды, хотя большинство погибло от рук гонителей. Присутствуют лишь слова, взывающие к Всевышнему.
Переплетенные сюжеты Ветхого Завета с евангельскими многочисленными образами доносят до потомков понятие о добре и зле, показывают различие между правдой и ложью, жизнью и смертью. Изображенные Адам с Евой, совершившие первородный грех, располагаются рядышком с цветком белой лилии - символом чистоты. Душа, истинно познавшая Бога, символически изображалась в виде птички. Взглядом, полным любви, смотрит со стен Христос в облике пастыря, несущего на плечах овечку, символизирующую заблудшую человеческую душу. Сына Божьего нарисовали виноградной лозой, где ветви - уверовавшие в него. Его слова: "Я есть истинная виноградная лоза, а отец мой - виноградарь", - призывают следовать за ним. Символические изображения твердо закрепились в искусстве всех последующих столетий.
Император Константин Великий своим указом от 313 г. о признании христианской религии освободил верующих от угнетения. Молитвенное воспевание Господа перенеслось из подземелья под просторные своды наземных светлых храмов.

Наибольшие захоронения

Крупнейшими подземными усыпальницами столицы признаны по праву катакомбы Святого Каллиста, находящиеся на Аппиевой дороге, по которой когда-то шли за очередной победой римские легионеры, где апостолу Петру повстречался Христос. Здесь находится каменная гробница Ромула - римского Каина, убившего родного брата-близнеца. Протяженностью в 20 км, они вмещают 170 тыс. погребений. Посещаемыми на сегодняшний день являются четыре из них.
Когда гонения отошли в прошлое, отпала необходимость пробираться к усопшим тайком. Понтифик Дамасий обустроил лестницу, обеспечивающую доступ к гробницам. В нижней ее части прихожих встречает Добрый Пастырь, напоминающий о свободе выбора, данный каждому живущему на земле. Заблудшему человеку он готов протянуть руку помощи.

Крипта пап

Она считается центром, который окружали, разрастаясь, другие. В III в. превратилась в усыпальницу епископов. Прямоугольной формы помещение, довольно просторное, подпирают колонны с красивыми резными капителями, удерживающими свод. Здесь нашли покой девять столичных понтификов и восемь иногородних. Сохраненными остались шесть имен: Понтиана, закончившего жизненный путь на рудниках, Антера - его приемника, умершего в стенах темницы, Фабиана, обезглавленного во время правления Деция, Луция и Евтихия. Все они были великомучениками. Их мощи перенесли в разные столичные церкви, где сохраняются и поныне.

Место упокоения мученицы Цецилии

Это достаточно просторное помещение, имеющее нишу с левой стороны, где был установлен ее саркофаг. Пасхалий I решил перенаправить ее мощи в столицу, но не мог отыскать. Изможденный он во сне обратился к ней за помощью, женщина указала точное расположение. Лишь одна стена отделяла его от гробницы. После этого останки благополучно были перенесены в базилику Санта-Чечилия-ин-Трастевере, посвященную Цецилии. Занимаясь переустройством церкви, саркофаг вскрыли. Глаза не верили увиденному чуду: тело сохранилось нетленным. Взглянув на тело, пораженный скульптор Стефано Мадерно сделал статую, изобразив Цецилию в положении, в котором она лежала в саркофаге. В крипте содержится копия.
За что замучена она до смерти? Уроженка благородной семьи с юных лет поверила в учение Христа. Обратила в веру мужа и привела к Богу много поверивших в него, за что и решили казнить женщину. Поместив в раскаленную баню, мучители хотели таким страшным способом убить ее, но спустя три дня обнаружили живой. Тогда приняли решение отрубить голову. Палач нанес несколько ударов, но сразу отсечь не сумел. Будучи смертельно раненой, полуживой, она продолжала проповедовать веру Христову, пытаясь обратить в нее присутствующих. Это ей удалось.
Над ее могилой возвышается крест, вокруг него замерли в прискорбии два ангела и три мученика: Поликам, Себастиан и Квирин. Здесь же присутствуют изображения Христа и папы-мученика Урбана I.

Кубикулы Таинств

Предназначены для одной семьи, состоящие из пяти отсеков. Здесь хорошо сохранились фрески, повествующие о таинстве крещения. Отображен этот же обряд, совершаемый Иоанном Крестителем в водах Иордана, поражая воображение силой веры. "Наблюдает" за пришедшими Иона, спасенный из чрева большущей рыбы. Здесь установлена лестница, по которой тайно приносили для упокоения убиенных епископов.

Секция блаженного Мильтиада

Она примыкает к кубикулам Таинств. Образованная во II в., стала соединительным мостиком, ведущим к крипте Луцины - места упокоения души папы-мученика Корнилия. Его редко упоминают источники по истории. Понтификом он пробыл слишком короткий срок, немного больше двух лет. На иконах он изображен с коровьим рогом, является покровителем животных, исцелял от многих болезней несчастных. Здесь можно увидеть сияние феникса, означающего смерть плоти и вечную жизнь во Христе, голубей, символизирующих Святой Дух, рыбу, попивающую из чашки птичку, которая олицетворяет душу, нашедшую утешение в Боге.
По-разному воспринимают люди эти священные места. Для холодного человека, посетившего темные, сырые своды они и останутся таковыми. На человека мыслящего и понимающего произведут совершенно иные впечатления. Многочисленные коридоры поведают о горсточке людей, горячо любивших жизнь, но умиравших за веру, благословляя Господа, молясь за своих врагов. Этой горстке судьба предназначила осуществить величайший переворот в мире - уничтожить язычество. Их победа - в пламенной любви и силе духа. А с верой в сердце и великой любовью человеку доступно все.

Первые Римские катакомбы катакомбы образовались из единичных захоронений на семейных кладбищах и в склепах богатых римлян, откуда первохристиане стали делать шахты, прорубать коридоры и обустраивать погребальные ниши.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ РАН НИХ ХРИСТИАН

В течение трех веков с невероятным терпением первохристиане языческого Рима выдалбливали в каменном основании столицы империи сотни тысяч ниш для погребения своих мертвых.

Римские катакомбы — места погребений, в основном в период раннего христианства — находятся вдоль римских дорог, в местах традиционно отведенных под некрополи: дело в том, что закон запрещал хоронить внутри городских стен, поэтому римские дороги за сотни лет приняли характер кладбищ — сначала языческих с мавзолеями и колумбариями, а в первые века нашей эры — христианских, в виде катакомб. Наиболее крупное скопление этих подземных кладбищ лежит в низине вдоль Аппиевой дороги между церковью Св. Себастьяна (нередко именуемой «храм Себастьяна-на-катакомбах») и цирком Максенция. Начиная с IV в. христианское кладбище около этого места называлось «Кладбищем в катакомбах» (Coemeterium ad Catacumbas).

Первые римские катакомбы известны с дохристианских времен, как, например, иудейские катакомбы на Аппиевой дороге. Ведутся споры относительно происхождения катакомб. Одни утверждают, что это — остатки древних каменоломен, где добывали горшечную глину-пуццолан. Другие настаивают, что римские катакомбы изначально создавались как христианский некрополь. В доказательство приводится ширина коридоров: они настолько узки, что непригодны для добычи чего-либо.

Самые ранние гробницы появились в катакомбах Домитиллы и Присциллы.

Катакомбы Домитиллы — самые большие в Риме. Первые — еще языческие — захоронения относятся к I в., во II в. территория этих катакомб расширилась и стала исключительно христианским захоронением. В III—IV вв. катакомбы Домитиллы разрослись до 4 этажей по 5 м в высоту каждый.

Трехуровневые захоронения в катакомбах Присциллы относятся к II—V вв. Эти катакомбы прославились тем, что здесь оказались погребенными семь пап и среди них — Святой Сильвестр I, которому, по легенде, император Константин передал власть над западной половиной Римской империи.

Домитилла и Присцилла — мученицы эпохи раннего христианства. После того как в народе утвердились эти названия катакомб, сложилась традиция, и прочие катакомбы стали называть именами святых мучеников.

Давно опровергнуто распространенное мнение, что римские катакомбы были укрытием для ранних христиан, преследуемых язычниками. Это было бы невозможно: все входы и выходы из катакомб, а также их внутреннее устройство были хорошо известны римским властям. Более того, и сегодня видно, что входы в катакомбы ведут к широким лестницам, а оттуда — прямо в лабиринт.

IV в. стал веком максимального разрастания катакомб и... их упадка.

После того как император Константин Великий (272-337 гг.) провозгласил христианство господствующей религией Рима, прекратились и гонения на христиан. Катакомбы утратили свое значение, а для погребения стали использовать обычные кладбища. Но, утратив свое первоначальное предназначение, катакомбы превратились в место паломничества: ведь здесь покоился прах множества мучеников. Паломники оставили после себя немало изображений и надписей, в настоящее время обладающих огромной культурной и исторической ценностью.

Когда на Рим напали готы Алариха в 410 г., а затем вандалы в 455 г., они грабили и катакомбы тоже. После готов расхищением катакомб занялись и обычные горожане. Чтобы прекратить разграбление, в VIII—IX вв. большинство останков мучеников и святых было перенесено из катакомб к церквям в границах города.

В дальнейшем интерес к катакомбам проявляли лишь исследователи-одиночки. Лишь в XIX в. началось планомерное изучение катакомб, чему способствовало учреждение в 1925 г. папой Пием XI Института христианской археологии при понтифике. С 1929 г. исследованиями катакомб занимается Папская Комиссия по священной археологии.

ОТ ЛОКУЛУСА ДО АРКОСОЛ ИУМА

Эти латинские слова обозначают различные типы погребений в катакомбах, сделанные в зависимости от материального состояния и общественного положения усопшего при жизни.

Сегодня в окрестностях Рима обнаружено около 50 катакомб. Чаще всего открытие катакомб происходило случайно, когда люди или пасущийся скот проваливались в подземные пустоты. Иногда это открытие становилось результатом целенаправленных поисков, основанных на изучении «итинерариев» — описаний путешествий первых паломников, посещавших захоронения мучеников в период с IV по XIII в., когда этот жанр латинской христианской литературы утратил популярность.

Все катакомбы вырублены в пористом вулканическом туфе, характерном для окрестностей Рима.

Катакомбы есть небольшие по размеру, такие, как те, что были найдены в 1956 г. на Виа Латина — одной из древнейших римских дорог. Самые большие — катакомбы Домитиллы и Святого Каллиста — запутанный лабиринт коридоров протяженностью около 20 км на четырех уровнях, где сосредоточено до 170 тыс. погребений.

Про общую протяженность римских катакомб можно говорить только приблизительно: более-менее исследовано и пройдено до 150 км, предположительно же длина галерей около тысячи километров.

Коридоры и галереи иногда сужаются настолько, что по ним едва можно пробраться. Потолок коридоров всегда плоский, иногда с небольшим сводом.

Историки считают, что в римских катакомбах несколько миллионов захоронений, пока же найдено до 800 тыс. в отдельных погребальных камерах.

В ранней древности погребальные сооружения были в виде примитивной loculus — прямоугольной ниши в длину человеческого тела, проделанной перпендикулярно стене коридора или склепа и заложенной глиняной или мраморной плитой, на которой вырезали или наносили краской имя покойного и благочестивую эпитафию: «Покойся с миром», «Да пребудет с тобой Господь». Иногда нишу запечатывали оттиском монеты на свежем растворе. Ниши, располагавшиеся в 3 -7 ярусов, образовывали разветвленную систему галерей. Еще более простой способ погребения — forma — углубление в полу коридора.

Людей богатых хоронили в sepulcrum a mensa, или «столовой гробнице», — вырубленной в стене прямоугольной нише с углублением в полу, а также в arcosolium — гробнице с входом в виде арки. Если семья покойного могла себе это позволить, покойного хоронили в дорогом мраморном solium (саркофаге) и отдельном склепе-крипте.

Когда христианская община разрослась, к таким захоронениям стали собираться многочисленные верующие, некоторые крипты пришлось расширить, поднять свод и соединить несколько в одну, образовав капеллы для богослужений.

Все эти галереи и коридоры расположены в нескольких уровнях (этажах), соединяющихся каменными ступенями.

Захоронения в катакомбах не только христианские, но также иудейские и синкретические, которые трудно отнести к конкретной религии. В этом нашел свое отражение непростой процесс формирования монотеистического мировоззрения.

Обычные сюжеты фресок катакомбных залов-молелен — сюжеты историй из Ветхого и Нового Завета: Даниил во рву со львами, Дева Мария на троне, волхвы, Христос и апостолы. И повсюду — раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь и голубь. Попадаются и светские темы, немыслимые в более поздних «надземных» храмах: например,сцены на рынке.

Все рисунки — памятники позднеантичного и частично раннесредневекового искусства.

ДОСТОПРИМЕЧА-ТЕЛЬНОСТИ

Катакомбы (наиболее известные):

■ Иудейские (под Вилла-Торлония и Винья-Ранданини, 50 г. до н. э.),

■ Синкретические (I в. до н. э.).

■ Христианские (Святого Себастьяна, Домитиллы, Присциллы, Святой Агнессы, Святого Каллиста, на Виа Латина, I—IV вв.).

Исторические:

■ Предместья у Стены Аврелиана.

■ Аппиева дорога (312 г. до н. э.).

■ Дорога Виа Латина (V-IV вв. до н. э.).

■ Цирк Максенция (309 г.).

Культовые:

■ Церковь Сан-Себастьяна-фуори-ле-Мура (Св. Себастьяна, 340 г.),

■ Базилика Санти-Нерео-э-Акиллео (IV в.).

■ Базилика Сан-Аньезе-фуори-ле-Мура (342 г.).

■ Слово «катакомбы» в переводе с латинского языка буквально означает «подземное помещение», причем являющиеся не творением природы, а делом рук человека. Лишь со временем так стали называть любые лабиринты как естественного происхождения, так и прорубленные человеком в подземном каменном массиве, в том числе и для добычи полезных ископаемых. Изначальное же значение этого слова — подземелье, назначенное для погребения усопших, собраний ранних христиан для тайного совершения богослужения и спасения от преследований со стороны языческой власти Рима.
■ Кроме Рима крупные катакомбы — христианские некрополи — сооружены в итальянских городах Неаполь и Сиракуза, а также в Александрии (), Пече (), на острове и в Киево-Печерской лавре (Киев, ).
■ В строительном отношении катакомбы создавались так же, как рудники, с рассчитанной высотой штреков, устройством вертикальных опор и даже системой вентиляции и световыми шахтами-луминариумами. Катакомбы прорубали фоссоры (землекопы), объединенные в подобие нынешнего профсоюза. Труд фоссоров был очень тяжел, при этом они занимали самую низшую ступень в иерархической структуре ранней христианской общины. На некоторых фресках в катакомбах сохранились изображения фоссоров в строительной одежде и с рабочим инструментом в руках.
■ Парижские катакомбы, хотя и называются таковыми, на самом деле являются старыми каменоломнями. Специально для погребальных целей их не сооружали, а собранные в них миллионы костей — из упраздненных городских кладбищ и могил, окружавших разрушенные в разное время церкви.
■ Поначалу подземные захоронения христиан в Риме именовались на римский манер — цеметерии, гипогеи или ареи. Название «катакомбы» появилось впервые в IV в. по отношению к цеметерии Св. Себастиана, а закрепилось за ними лишь в IX в.
■ Катакомбные захоронения христиан почти во всех деталях походили на еврейские погребения, и современники не видели между ними никакой разницы.
■ Отдельные сцены из романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо» происходят в катакомбах Святого Себастиана, где Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера. Писатель был недалек от истины: в XIX в. по римским катакомбам мог разгуливать кто угодно.
■ В соответствии с параграфом Латеранских соглашений (договоров об отношениях между Италией и Ватиканом от 1929 г.) катакомбы под Ватиканом стали частью территории Папского государства.
■ Из 47 римских катакомб только пять открыты для посещений. Таким образом, власти страны пытаются защитить хрупкое историческое наследие и проявить уважение к покойным.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Рим, .
Первые захоронения: I в.
Язык: итальянский.
Этнический состав: итальянцы.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.

ЦИФРЫ

Количество катакомб: 47.
Протяженность галерей: 100-150 км (предположи-тельно — свыше 1000 км).
Захоронения: 600-800 тыс.

КЛИМАТ

Субтропический средиземноморский.
Средняя температура января: +8°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 660 мм.

Впоследствии, в окрестностях Рима, катакомб было открыто несколько десятков. Говорят, общая длина их коридоров составляет более 500 километров. Cамые древние датируются 107 годом, а вовсе не первым веком, как думают доверчивые читатели романа Сенкевича «Камо грядеши».

Христиан в Риме хоть и не жаловали, но репрессиям подвергали с большими перерывами. Иногда их на долгие годы оставляли в покое, потом вдруг снова хватали, сажали в тюрьмы, пытали, казнили. Потом опять все на несколько лет стихало.

Император Троян на вопрос правителя Вифании Плиния Младшего как поступать с христианами, ответил, что разыскивать их и следить за ними не надо, но если на них донесут - наказывать. Так что меру гонений и их продолжительность часто определяли характер и личные убеждения правителей провинций. Бывало, что в Риме христиане жили спокойно, а в Африке или Галии их жестоко преследовали, и наоборот. Иногда, спасаясь от преследований, они бежали из одной провинции в другую, иногда скрывались в катакомбах.

После смерти императора Валериана I христиан в Риме больше двадцати лет никто не трогал, и у них было время обустроить жизнь своей общины. Город был разделен на 46 приходов, каждый со своей церковью, священником, диаконом и клиром. Они помогали бедным, посещали больных, поучали новообращенных, собирали на все это деньги. Язычники приходили послушать проповеди, участвовали в открытой для них части богослужений. Но все это было возможно лишь потому, что большинство церквей находилось в частных домах богатых людей.

Как умудрялись христиане собираться для молитвы, не вызывая подозрений? Да просто, по обычаю, богатые римляне по утрам принимали посетителей - клиентов, вестников с письмами из провинций, торговцев невольниками, вольноотпущенных, друзей. Все они свободно заходили во внутренний двор, кто-то шел во внутренние комнаты, кто-то, передав то, что ему было нужно, слугам, уходил, не повидав хозяина. Так что входить поутру в дом и выходить из него, можно было не возбуждая подозрения и любопытства.

Катакомбы же поначалу были в основном местом погребения. А поскольку для римлян почитание усопших было священным, они отдавали христианам тела казненных собратьев и не мешали хоронить их в запутанных многоуровневых подземных галереях, образовавшихся на месте старых каменоломен и карьеров.

«Всякий делает принадлежащее ему место священным, принося туда своих мертвых», - гласил римский закон. Катакомбы были известны магистратам и полиции и должны были строиться по определенным правилам: было запрещено вести работы выше уровня земли, так что, когда катакомба наполнялась, прорубали ступени на более низкий уровень и начинали строить галерею ниже. Некоторые катакомбы насчитывают шесть уровней.

Умерших христиан клали в выдолбленные в камне одну над другой ниши - без гробов, просто завернув их тела в чистый холст, пропитанный ароматическими составами - и закрывали мраморными плитами или кирпичами, на которых иногда писали имя покойного, а иногда изображали один из христианских символов: якорь, рыбу, голубя, агнца, льва, оливковую ветвь, лилию, виноградную лозу, корзину с хлебом…

Узкие коридоры изредка расширялись, образуя круглые или квадратные залы, где в годовщину смерти собирались помолиться о милости Божьей к усопшим, почитать священные книги и пропеть гимны в честь в Бозе почивших. Там возникало ощущение единства Церкви, в которой живые молятся за умерших, а те помогают живущим своим заступничеством. Отсюда традиция совершать литургию на мощах святых, частицы которых потом стали зашивать в особые платы - антиминсы.

Бывали и трагические эксцессы. Так в начале 80-х годов III-го века император Нумериан велел засыпать вход в одну из каменоломен в тот момент, когда там собрались верующие. Когда после прекращения гонений вход отрыли, в подземелье нашли трупы мужчин, женщин и детей, а рядом - чаши, приготовленные для причастия…

К IV веку хоронить в катакомбах перестали. Последним погребенным в них римским епископом стал папа Мельхиад. Его преемника Сильвестра похоронили уже в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Вслед за паломниками в подземелья потянулись грабители, и чтобы уберечь останки святых от осквернения, их стали переносить в городские церкви. Папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых. При папе Пасхалии I из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. С конца IX века паломничество в римские катакомбы практически прекратилось, и на 700 с лишним лет о них забыли.

Первым в XVI веке ими заинтересовался папский библиотекарь Онуфрий Панвинио: он исследовал раннехристианские и средневековые источники и составил список 43 римских захоронений. Его книга вышла в 1568 году.

А уж потом изучением катакомб занялся Антонио Босио, описавший результаты своих трудов в трехтомном сочинении «Подземный Рим» (Roma sotterranea). Но открытые им подземелье вскоре снова погребло под завалом, и в следующий раз археологи раскопали их лишь в 1921 году.