Специфика буддизма. Особенности буддийского учения о богах

Древнейшая из мировых религий - буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Основные положения буддизма изложены в „священной" книге - так называемыхТрипитака. Возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях - это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К I в. н. э. религия раскололась на два направления -тхеравада и махаяна. Тхеравада, или хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует „узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.

Махаяна (большая колесница) обещает „широкий путь спасения". Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь ма-хаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других.

Буддизм – самая древняя мировая религия.буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. В настоящее время буддизм насчитывает около 700 миллионов человек своих последователей.

Формулируя свое учение. Будда опирался на знакомую всем индийцам брахманистскую традицию. Он использует в своем учении принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы).

В учении Будды говорится: «Как мастер, изготавливающий лук и стрелы, строгает стрелу и делает ее прямой, так и умный человек исправляет свою душу». Человек, который может сохранить свою душу от жажды, от гнева и от всех зол, может обрести истинный покой».

Эти установки Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его вероучения:

1.Сущность жизни есть страдание.

2. Причина страданий – желания и привязанности.



3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.

4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания (так называемый восьмеричный путь, о котором речь пойдет чуть позже) ведущий к просветлению и через него к нирване.

По буддийскому учению люди не одиноки на пути к просветлению, в этом им помогает Будда, а также бодхисаттвы – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, чтобы помочь людям обрести покой. Однако, главное на этом пути должен сделать сам человек. Просветление и нирвана достигается ценой собственных усилий. Для этого человек должен проделать путь по «восьмеричной дороге». Каковы же основные вехи этого пути:

1. Правильные взгляды, т. е. взгляды, основанные на «благородных истинах». Правильная решимость, т. е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т. е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т. е. непричинение зла.

5. Правильный образ жизни, т. е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т. е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т. е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т. е. верные методы созерцания и медитации.

Человек в буддизме

Буддизм старше христианства по меньшей мере на 500, а ислама - на 1 300 лет. Для этой религии характерен особый взгляд на человека. В буддизме во главу ставятся не отношения Бога и человека, а внутренний мир и проблемы самого человека.

Буддизм говорит о бесчисленных мирах, которые заселяют самые разнообразные существа. И в нашем мире люди не одиноки - они составляют один из шести классов разумных (обладающих сознанием) существ. И все они испытывают страдание. Обитатели ада терпят невыносимую боль от жары, холода и пыток. Ненасытные духи мучаются от постоянных голода и жажды, животные - от собственной тупости, страха и угнетённости людьми. Демоны проводят время в непрерывной борьбе, обуреваемые завистью и ревностью. Боги, которые в буддизме составляют отдельный, многочисленный класс, несмотря на своё могущество и долголетие, также испытывают страдания.



Все живые существа умирают и вновь рождаются, причём новое рождение, более или менее благоприятное, обусловлено кармой -общим итогом поступков в текущей и предыдущих жизнях. Постоянный круговорот рождений и смертей называется в буддизме сансарой. Человеческое рождение среди всех прочих наиболее благоприятно для достижения освобождения. Люди не страдают так сильно, как призраки или животные, и не столь беззаботны, как божества. Человеческое бытие предоставляет достаточно стимулов и реальных возможностей заниматься духовной практикой.

Вместе с тем буддизм подчёркивает, что любые живые существа достойны сострадания в равной степени, поскольку они испытывают муки и в одной из жизней можно оказаться в положении любого из них. Все могут достичь и просветления, так как обладают природой Будды. Иными словами, буддизм не возвышает человека за счёт принижения других существ. Справедливое и милосердное отношение ко всем формам жизни является уникальной особенностью этой древней религии.

Другой важный момент в буддийском учении о человеке - отрицание существования души как единой, неделимой и постоянной сущности. Человек, по буддистским понятиям, представляет собой поток сознания, состоящий из дхарм - отдельных появляющихся и исчезающих "частиц,колебание которых приводит к страданиям.

Большое внимание уделяется развитию сострадания ко всему живому. Одна из наиболее авторитетных практик, ведуших своё происхождение из Индии, была развита в Тибете и получила название "тонглен" (в буквальном переводе "отдавать и принимать"). Выполняющие тонглен принимают в себя, поглощают страдания и болезни всех живых существ, а взамен отдают им любовь и сердечное тепло. Постижение человеческой природы в её взаимосвязи с окружающей средой дало толчок развитию различных систем буддийской йоги и тибетской медицины.

24. Основные направления буддизма. Буддизм в России, на Северном Кавказе

Название учения буддизмом произошло от европейцев в XIX веке. Последователи Будды это учение называли «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды).За всё время существования буддизм относили к философии, этическому учению, цивилизации, культурной традиции, к образованию и, в конце концов, к религии. Сейчас, некоторые деятели, в частности Далай-Лама XIV, устанавливают буддизм как науку о сознании.

Будда после многолетнего отслеживания своего сознания понял, что причина всех страданий кроется в самом человеке, а точнее в его привязанностях, заблуждениях и всех проявлениях самости. Вера в вечную Душу противоборствует всему изменчивому. Прекратить страдания можно путём достижения состояния нирваны. При достижении пробуждения жизнь видится такой как есть.

Будда учил, что его учение не божественное откровение, получено через медитации и созерцания в них собственного Духа и всех вещей. В учении отсутствуют догмы, и успех зависит от адепта. Будда особо выделял то, что его учение должно приниматься только после проверки на собственном опыте.

«Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет - чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!» Будда Шакьямуни

Будда и особенности учения

Будда, отличился от пророков других религий, начиная излагать своё учение не с сотворения мира, повествуя о богах и других связанных событиях, а с простых жизненных вопросов, с коими каждый сталкивался ежедневно. Связанных с жизнью в страданиях, выявление причины их возникновения и метода избавления от всех страданий мира.

Он стал проповедовать в то время, когда в тех местах люди очень жёстко разделялись кастовой системой. Он проповедовал для всех и поэтому находил для каждого социального слоя слово. Он проповедовал людям от самых низших каст, до высших брахманов, считающиеся в то время вершителями судеб, царями. Каждый находил ответ для себя в беседе с ним и на проповедях. Представителям касты земледельцев, ремесленников и торговцев он говорил о морали, беспорочности и благородности. Брахманам и йогинам являющихся учителями и духовниками, говорил о методах буддийской концентрации и о правильном образе жизни.

Будда не требовал веры, даже в собственные слова, без проверки. Он учил проверять его учение, подобно проверки золотых монет, прошедших проверку принимать. Изначально его учение несло точные практические заветы, без неясностей и концентрации на священные писания. Правда иногда ему, для ясности понимания, приходилось использовать некие термины из ведических знаний. Поэтому многие относят буддизм к одной из ветвей индуизма, что очень далеко от истины. Буддизм - по сути изложенный путь Будды Шакьямуни и его постижения, ставшее изначально самостоятельным учением, а на данный момент самая древняя мировая религия.

Практические аспекты учения Будды

Будда не желал, чтобы его считали за Бога, который одним махом может избавить всё человечество от страданий, если не всё, то хотя бы учеников якобы убережёт от всех бедствий. Такое невозможно, так как противоречит закону эволюции и расширению сознания. Будда давал практики и указания, следуя которым ученик продвигался по своему уникальному Пути, и только так, практическим путём постигал знания, убеждаясь в верности учения. Здесь стоит затронуть концепцию веры.

Конечно же для успешного применения руководства необходимо в него поверить, а точнее в результат. Сначала вера адепта слаба, однако по мере продвижения он всё больше постигает незыблемых истин, всё больше убеждаясь в истинности учения. И тогда чем больше крепнет вера, тем быстрее ученик следует по своему Пути. Прикладывая точные и безукоризненные усилия ученик получал в итоге благостное состояние и награждался способностями. Будда советовал развивать в себе усердие и терпение, так как просветление сознание с наскока не возьмёшь, это усердная работа над собой. Самые значительные плоды на этом Пути, обретение счастья в этой жизни и в последующих, до высшего блаженства - нирваны.

Если ученик действовал решительно, то очень скоро получал первые результаты, хоть и незначительные, но заметные для самого адепта и окружающих. Он становился менее эгоцентричным, его всё меньше раздражали разнообразные ситуации и люди; уменьшал, постепенно отбрасывая вредные привычки; всё меньше его мучила совесть, за совершённые проступки - становился лучше. Очищая внутренний мир, адепт обретал счастье и полное спокойствие, все депрессии и отчаяния отбрасывались в сторону при встрече с любыми жизненными вопросами, даже трудноразрешимыми. Таким образом последователь буддизма обретал состояние счастья уже в этой жизни.

При желании следовать дальше и глубже понять суть учения человек воспитывал щедрость, жертвуя монахам и принося дары нищим. Брал на себя обеты, безукоризненно следуя им - становился мирским последователем Будды, укладывая основу для последующей счастливой жизни.

Если же ученик был уже более подготовленным и чист сознанием, он мог освоить практику медитативной концентрации и созерцания, за счёт чего достигал вершины буддистского учения и своего Пути на Земле - полного очищения от самых мелких загрязнений осознания, и достижения постоянного и полного блаженства - нирваны.

Адепту следует начинать с самого простого, так поэтапно и равномерно по мере постижения, переходить к более высоким ступеням Благородного Восьмеричного Пути. Так как часто начинающие ученики берутся, ввиду сложности правильной оценки своих возможностей и способностей, за самые сложные задачи, которые у них не выходят, что вызывает разочарование от нереализованных целей.

Путь буддизма можно разбить на три части

  • Нравственность
  • Сосредоточение
  • Мудрость

Эти три составляющие взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, на самом элементарном уровне они функционируют в одно время, но всё-таки нравственность является краеугольным камнем. Без неё человек не в состоянии почистить сознание, для достижения достаточного спокойствия для сосредоточения, без которого не наступит мудрое восприятие, кроющееся в прозрении, в восприятии реального мира и жизни в нём.

С татья о буддизме - философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм - это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм - это в первую очередь философское учение, цель которого - направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, также как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, - это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие ре-лигии ("связывание") и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами - «оглушительная тишина», - потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, - это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация - это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление - это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация - это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация - это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, - это и есть первая пустота, санскрита шуньята - пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение - видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.


Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты - Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал - плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше - нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота - лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной опять же понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала, как и любая другая идея, к миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Но и сама махашуньята - это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, - не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину - в этом правда буддизма. Его апелляция - исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, - одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, - тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения - это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, - только тогда это и становится настоящим открытием.


Человеке, мире

Почти все школы классического индийского буддизма не сомневались в существовании мира вне сознания воспринимающего субъекта, а вайбхаши- ки – сарвастивадины были даже уверены, что он вполне точно и адекватно отражается в человеческом сознании в процессе восприятия. Но этот объек- тивный мир в себе совершенно и принципиально не интересовал буддистов. Мир буддийской космологии – это психокосм, т.е. мир, уже отраженный в сознании человека и, таким образом, включенный в его сознание, или, точ- нее – в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать «личностью». Ведь только вещей этого освоенного и при- своенного субъектом мира можно желать, только к ним можно испытывать отвращение и вообще иметь какие-либо аффективные состояния.

Мир же как объективная реальность совершенно безразличен нам, пребы- вая «в безмятежности» и недоступности за пределами нашего сознания и на- шей заинтересованности. При этом буддисты прекрасно понимали, что этот мир является совершенно по-разному для разных типов живых существ: мир как «местопребывание» четко коррелирует с уровнем развертывания созна- ния разных живых существ, и один и тот же мир в себе оказывается совер- шенно разными психокосмами для разных живых существ. Как позднее ска- жет один махаянский мыслитель, то, что является рекой Ганг для человека, будет потоком гноя и нечистот для голодного духа-прета и потоком амбро- зии-амриты для божества-дэва. И только лишь буддисты школы йогачара не считали возможным утверждать, что за этими субъективными «Гангами» на- ходится некий объективный «правильный» Ганг.

История религии. Конспект лекций -127-

ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

Можно привести здесь пример из современной философии. Эстонский биолог и философ фон Икскюль специально занимался проблемой соотно- шения тел животных и восприятия ими среды обитания. Вот элементарный пример из его умозаключений. Растет сосна. Для лесника это дерево, которое следует или охранять, или использовать на дрова. Для лисицы сосна – это дом и убежище, потому что под корнями сосны находится ее нора. А что та- кое сосна для короеда, который живет в сосне и одновременно питается ею, можно только догадываться. Но если для эстонского ученого тела животных приспосабливаются к их среде обитания, то для буддистов, наоборот, среда как бы формируется под данный вид живых существ.



Таким образом, в буддийской космологии описывается не физическая Вселенная, а психокосм, прежде всего психокосм человека. Как же выглядит этот психокосм?

Если в рассуждениях о природе личности, дхармах, мгновенности и дру- гих аналогичных вопросах буддисты мыслили вполне логично, рационально и дискурсивно, то их рассуждения о космологии явно пронизаны архаиче- ским мифологизмом, пропущенным, однако, через призму общемировоз-

зренческих посылок и доктрин буддизма. Буддисты, по существу, не создава- ли новую космологию, а заимствовали ее из общеиндийского культурного наследия, слегка видоизменив ее в соответствии с принципами своего уче-

ния. Впрочем, буддисты никогда не придавали какого-то исключительного мировоззренческого значения своей картине мира и довольно спокойно трансформировали ее в регионах распространения буддизма под влиянием

местных представлений и космологических систем. Такой авторитетный дея- тель современного буддизма, как Далай-лама XIV, и вообще сказал однажды, что если быть буддистом означает верить в мировую гору Сумеру, располо-

женные вокруг нее континенты и расположенный под землей ад, то он вооб-

ще не буддист.

Традиционные буддийские представления о мире – психокосме – таковы:

Вселенная по своей природе троична (вспомните архаичные представления о трех мирах – нижнем, среднем и верхнем), она состоит из трех уровней, или трех миров (лока; ср. латинское locus – «место») – мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не-форм (арупадхату). Из-за ее трехслойности эта Вселенная часто называется «троемирием», или «троекосмием» (траяло- кья). Мир желаний (камадхату) – место, где живут (или – которое пережива- ют) почти все живые существа, за исключением некоторых высших божеств и чрезвычайно продвинутых йогинов. В мире желаний пребывают обитатели адов, голодные духи, животные, люди и большая часть Богов. В центре пло- ской земли находится устремленная в невообразимую высь гора Сумеру, во- круг которой располагаются дворцы тридцати трех Богов мира Брахмы. Гора Сумеру окружена несколькими кольцами гор, образованных различными ме- таллами. За ними простирается гладь мирового океана, в котором находятся четыре континента, один из которых – «наш» континент (его название – Джамбудвипа; в средневековых источниках так обычно называется Индия). Под землей находятся обиталища претов и система десяти («холодных» и

История религии. Конспект лекций -128-

ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

«горячих») адов, самый нижний и страшный из которых называется «нирая» («без избавления»), поскольку срок пребывания в нем невероятно долог, хотя все-таки и конечен.

Миров-троекосмий, подобных нашему, неизмеримо много, они сущест-

вуют по тем же законам как бы параллельно нашему миру.

Космическое время циклично и безначально, т.е. ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не создан, идея божественного творе-

ния буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого – страдание живых существ), так и метафизического характера (о них речь пойдет в лек-

ции, посвященной буддийской философии). Причина существования миров – энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла (подобно тому как будущая жизнь существа обусловливается его кармой,

имеющейся на момент смерти).

После разрушения одной Вселенной существует лишь бесконечное про- странство (акаша), в котором в некоторый момент начинают веять некие ве- терки, постепенно крепнущие и превращающиеся в мощнейший ураган, по-

степенно сгущающийся до состояния «алмазной твердости» и приобретаю- щий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся энергия совокупной

кармы живых существ разрушившейся Вселенной (сравните с объективиро- ванной волей как физической основой феноменов в философии А. Шопенгауэра; особенно его работа «О воле в природе»). Дальнейшее фор-

мирование мира происходит сверху вниз. Вначале внезапно появляется не- бесный дворец с Богом Брахмой на престоле, после этого вокруг него появ- ляются другие тридцать три Бога небес мира желаний. Они видят Брахму и

восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!» – так возникает вера в Бога-творца. Клубящиеся в выси златоцветные облака начинают изливать дождь, который заливает диск ветра внизу и постепенно

образует мировой океан. Из растворенной в нем мути формируются конти-

ненты и гора Сумеру. Последними появляются ады.

Люди, появившиеся на земле после формирования континентов, вначале божественны и подобны Богам мира форм; срок их жизни равен 84 000 лет.

Земля же в это время покрыта особым земляным пирогом, источающим не- сравненный аромат. Люди могут не есть вообще, но этот аромат их настолько влечет, что они начинают есть земляной пирог, и постепенно съедают его.

Тем временем срок их жизни понемногу сокращается, тела грубеют, форми- руются органы пищеварения, и к тому моменту, когда весь пирог, покры- вающий землю, оказывается съеден, люди уже не могут обходиться без пи-

щи. Им ничего не остается, как начинать выращивать рис, но риса на всех не хватает, и тогда люди начинают проводить межи, отделяя свой участок от чужого, появляется собственность. Однако поскольку риса становится все

Меньше и меньше, одни люди начинают нарушать межи полей других людей и воровать рис. Воцаряется беспорядок, и начинаются столкновения между людьми. Тогда люди решают, что наступило время наведения порядка, и

История религии. Конспект лекций -129-

ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

принимают решение избрать самого достойного из своего числа для поддер- жания порядка. Так появляется первый царь. Он отбирает себе в помощники наиболее уважаемых людей, чтобы они непосредственно поддерживали по- рядок. Возникает сословие кшатриев (воинов и правителей). В это время в мире начинают рождаться Будды.

Говоря о социальной доктрине буддизма, следует еще раз подчеркнуть неприятие ею доктрины божественности сословно-кастовой системы и ее ис-

ключительную ориентацию на светскую царскую власть. Интересно, что все крупные общеиндийские империи домусульманского периода (государства Маурьев и Гуптов) были или буддийскими, или покровительствовавшими

буддизму. Интересно, что и за пределами Индии, в странах Юго-Восточной Азии, монархи, укрепляя центральную светскую власть, планомерно вытес- няли брахманизм и жречество, утверждая буддизм и буддийскую концепцию

государства (этот процесс особенно хорошо изучен на примере Таиланда). Брахманской идее «божественного царя» (дэва раджа) буддизм противопос- тавил идею царя, правящего на основе Дхармы, принципов буддийского уче- ния (дхарма раджа).

Вернемся к космологии. Постепенно человеческие нравы вырождаются все больше и больше, и эгоизм становится столь велик, что люди буквально не выносят больше даже вида друг друга. По мере этой нравственной дегра-

дации сокращается и срок жизни, постепенно доходя до десяти лет (это не означает, что люди умирают детьми – за десять лет разворачивается весь жизненный цикл, как у кошки или собаки). Наконец люди разбредаются по

лесам, стараясь не встречаться, а, встречаясь, сразу же пытаются убить друг друга. И вот во время самой ужасной нравственной деградации находится человек, у которого появляется мысль, что так больше жить нельзя, что надо

менять отношение к своим собратьям. Он идет к другим людям и обучает их дружелюбию. После этого нравы начинают улучшаться, а срок жизни посте- пенно возрастает до восьмидесяти четырех тысяч лет, после чего снова начи-

нается период деградации. Период убывания срока жизни и нравственной де- градации получил название «периода убывания», противоположная фаза цикла – «периода возрастания». Эти отрезки становятся условной мерой вре- мени всего космического цикла, даже тех его периодов, когда ни людей, ни

других живых существ не было. Вся махакальпа («великий период»), т.е. космический цикл, делится на четыре малых кальпы: пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого), формирования, пребывания

(когда космос стабильно пребывает) и разрушения. Каждая из этих четырех кальп состоит из двадцати периодов возрастания и убывания, т.е. длитель- ность всего мирового «эона» равна восьмидесяти периодам возрастания и

убывания.

В течение кальпы пребывания мира в мире появляются Будды и чакравар-

тины. Чакравартин (Государь, Поворачивающий Колесо) – миродержец, со-

Вершенный вселенский монарх, обладающий теми же тридцатью двумя при- знаками, что и Будда (вспомните житие Сиддхартхи Гаутамы – Будды Шакь- ямуни и предсказание астролога Ашиты), но они выражены слабее. Одно-

История религии. Конспект лекций -130-

ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

временно Будда и чакравартин появиться не могут. Чакравартины отличают- ся по типу чакры (дословно – «колесо», здесь имеется в виду боевой мета- тельный диск), которая является их атрибутом: чакравартина с золотой чак- рой все люди сами просят, чтобы он правил ими; чакравартин с серебряной чакрой начинает собирать войска для завоевания мира, но не успевает со- брать их, как все государства признают его власть; чакравартин с железной чакрой двигает войска в поход, но его враги сдаются без боя: ненасильствен- ное правление – отличительная черта чакравартина.

После двадцати периодов возрастания и убывания человеческой жизни накопившаяся дурная карма приводит к тому, что мир постепенно начинает

разрушаться. Первым признаком этого является прекращение рождения в адах, поскольку ады разрушаются первыми (возможно, говорят буддисты, в это время не совершаются поступки, приводящие к рождению в аду, а может

быть, люди, имеющие такую карму, рождаются в адах других мировых сис- тем). Наконец все существа гибнут, а мир-вместилище охватывает пожар. Последним гибнет пылающий дворец Брахмы, и мир прекращает свое суще- ствование, уступая место кальпе пустоты; в этой пустоте снова начинают ве-

ять ветерки, и весь цикл повторяется.

Впоследствии уже в рамках махаянского буддизма между буддистами ве-

лись споры о том, может ли когда-нибудь произойти такое, что все живые существа достигнут нирваны и сансара прекратит свое существование раз и

навсегда. Мнения по этому вопросу разделились: одни буддийские школы признали такую возможность, другие посчитали такое невозможным, приняв

доктрину не только о безначальности, но и о бесконечности сансары.

Все сказанное характеризует «нижний» мир буддийской космологии. Что же представляют собой остальные два мира – миры форм и не-форм?

Мир форм называется так потому, что группа чувственного (рупа) там представлена значительно слабее, чем в мире желаний. Это чистые формы, без грубой материальности. Мир форм населен высшими Богами, не вмеши-

вающимися в дела мира желаний. Срок их существования чрезвычайно ве- лик, так как мир форм (и не-форм) не подвержен разрушениям и воссоздани- ям.

Мир не-форм (подобно адам по учению йогачаринов) представляет собой

Чистые состояния сознания без соответствующих им местопребываний. Здесь нет ни времени, ни пространства, ни восприятия, ни не-восприятия. И тем не менее это не нирвана, а часть сансары. В мире не-форм нельзя родиться обычному живому существу. Только йогины, уже при жизни развертываю- щие свое сознание на этом уровне, могут после смерти проявиться здесь, к этому стремиться никоим образом не следует – срок «жизни» здесь настоль- ко долог, что даже время длительности великой кальпы ничто по сравнению с ним. Но потом сила кармы и санскар непременно проявится, и йогин, «по- павший» сюда, вновь непременно родится вновь на более низких уровнях сансары, ничего не приобретя, но, потеряв драгоценное время, которое могло бы быть использовано для обретения нирваны. Поэтому «рождение» здесь считается столь же неблагоприятным, как и рождение в аду. Это значит, что

История религии. Конспект лекций -131-

ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

буддизм не одобряет лишенную направленности на освобождение чисто тех- нически изощренную психотехнику. Здесь уместно вспомнить, что и Будда вошел в окончательную нирвану не с высшего уровня восьмой ступени со- зерцания, а с четвертого уровня.

– одна из древнейших мировых религий. Она получила свое название от титула её основателя – Будды (означает «Просветлённый»). Время жизни Будды Шакьямуни — V — IV вв. до н. э. Просветленный жил в Индии. Этому вероучению – два с половиной тысячелетия.

Множество разнообразных традиций народов вобрал в себя буддизм . Эта , выражаясь современным языком, очень демократична по своей природе. Буддист вправе также быть приверженцем даосизма, синтоизма или любой другой местной религии. Большинство буддистов живут в Азии (Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной). Особенность этой религии состоит в том, что она принимает различные формы в зависимости от места распространения. Так, японский буддизм представляет собой синтез буддийских идей и мифологии синто с элементами японской культуры.

Буддисты считают началом существования своей религии время кончины Будды, однако не определены однозначно годы его жизни. Буддизм зародился в Индии. С момента возникновения религия отрицала ритуал жертвоприношения. Буддизм, так же как джайнизм и другие учения зародились среди аскетов-отшельников, видевшие смысл существования в сосредоточении на внутренней жизни человека. Особенность буддизма состоит в том, что религия обратилась к человеку именно как к личности, но не как к члену какого-либо сословия или определённого пола.

В биографии Будды, основателя , отражена судьба реального человека, окружённая мифами и легендами. Его родовым именем было Гаутама. Принц, как известно, жил в роскоши, ни в чем не нуждаясь. Но беззаботная жизнь длилась недолго: когда принц, узнал о существовании болезней и смерти, решил избавить людей от постоянных страданий. Гаутама отправился в путь, надеясь найти рецепт всеобщего счастья. Покинув дворец, где жили старый отец, жена и маленький сын, Сиддхартха стал отшельником (шрамана). В местности Гая, которая сегодня называется Бодх-Гая, принцу удалось достичь Просветления, после чего Просветленному открылось, как спастись человечеству. Учитель прочёл свою первую проповедь. Он странствовал по городам и сёлам, появились последователи. 45 лет Будда распространял своё учение в стране. Ему удалось завоевать приверженцев в разных слоях общества; в число последователей буддизма входило множество богатых и влиятельных людей.

Скончался Будда в возрасте 80 лет. Ученики создали монашеские общины, которые развивали учение. А согласно мифологическому жизнеописанию, будущий Будда перерождался сотни раз в облике людей и животных, пока не родился в облике человека для того чтобы спасти мир. Это было его последнее рождение.

Чему учил Будда?

В своей первой проповеди Будда говорил о двух крайностях, которые мешают нам встать на путь спасения с помощью религии. Одна крайность — погружённая в мирские наслаждения жизнь, она – тёмная и бесполезная. Но и исполненная страданиями, самоистязаниями жизнь также не преисполнена благом. Во время просветления Будда постиг срединный путь, ведущий к умиротворению и к высшему знанию.

Не случайно именно смерть Будды стала началом существования буддизма. Дело в том, что буддисты считают её освобождением – нирваной. Учитель открыл людям Путь, учил, как по нему идти. Будда, в соответствии с учением, был всемогущим, творил чудеса и принимал различные облики, даже — влиял на ход событий, причём, не только в здешнем мире, но и в других мирах.


Так же, как и иные религии, буддизм говорит людям об избавлении от страданий, невзгод, страха смерти. Однако в этой религии не признается бессмертие души. Вечная жизнь – бесконечная цепь перевоплощений, сопровождающаяся сменой телесных оболочек. Буддизм проповедует, что под влиянием поступков человека меняется его бытие и восприятие мира, что не влияет на сущность индивидуума. , бедность, унижения – результат неправедной жизни человека. Радость и умиротворённость – награда за правильные поступки. Это — действие закона кармы. Этот закон определяет судьбу человека во всех перевоплощениях. Важны не только поступки, но и мысли, слова, которые также оставляют свой кармический след.

Содеянное в предыдущей жизни пожинает человек в следующем воплощении. В буддизме не признаётся провидение. Делается акцент на том, что судьба человека зависит лишь от его усилий, поэтому так важна неустанная работа над собой. Привязанность человека к чему-либо приводит его к хождению в существование. Результат — рождение, а значит — старость и смерть. Буддисты стремятся оставлять как можно меньше кармических следов, не завися как от желаний, так и от привязанностей. является т. н. «колесо закона».

Высшая цель жизни в соответствии с учением буддизма заключается в освобождении от кармы, соответственно – в выходе из круга сансары и достижении освобождения. В индуизме такое состояние принято называть мокшей в буддизме — нирваной. Нирвана — покой, мудрость и блаженство. Вместе с угасанием жизненного огня уходит значительная часть эмоций, желаний. Это стремление не к смерти, а к жизни, но в ином качестве: существование совершенного, свободного духа.

Буддизм не отрицает существования множества богов, так же как и других сверхъестественных существ — демонов, духов и других, но Будда считал, что и они не составляют исключения — тоже существуют в рамках кармы, а потому не в состоянии избавиться от перевоплощений. Лишь человек, последовательно меняя себя, способен искоренить причину перерождений и достичь нирваны. Для того чтобы освободиться от перерождений, как полагают буддисты, богам и другим существам приходится рождаться в человеческом облике. Исключительно среди людей появляются те, которые достигают Просветления и нирваны.

Понятие дхармы означает высшую истину, которую Будда открыл для всех людей. Слово «дхарма» равнозначно в буддизме моральной добродетели, духовным качествам Будды, которым должны подражать верующие. Кроме того, дхармы с точки зрения буддистов — конечные элементы, на которые разбивается поток существования. У каждого – свои способности к постижению дхармы, поэтому не существует единого, пригодного для всех свода буддийского вероучения. Для того чтобы идти по буддийскому пути, нужны более серьёзные духовные усилия, прежде всего — медитация.

Непросто достичь высшей цели буддистов – нирваны. Это под силу лишь самым упорным и одарённым, а для обычных людей, которые не способны на значительные духовные усилия, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях.

Возможно, вас заинтересуют и другие, необычные для России, религии? Например, можете почитать о или .