Именные иконы. Архив метки преподобный даниил переяславский Даниил переяславский архимандрит

Святые покровители носящих имя Даниил

Святой благоверный князь Даниил Московский
Православной Церковью установлено два дня празднования: день памяти святого благоверного князя Даниила Московского – 4/17 марта и 30 августа/12 сентября – день обретения его святых мощей.
Святой благоверный князь Даниил Московский - сын Александра Невского . К святому князю Даниилу обращаются за помощью в благословении Божием над домом, в жилищных проблемах, молятся об обретении своего жилища. Также святой благоверный князь Даниил Московский ныне небесный покровитель Инженерных войск Российской армии.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Даниила Московского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой пророк Даниил
Святой пророк Даниил - великий библейский пророк, автор книги, вошедшей в состав Ветхого Завета. Книга пророка Даниила включает в себя 14 глав, которые можно разделить на две части: историческую и пророческую. Во второй части изложены бывшие ему видения и откровения о судьбе мира. Книга пророка Даниила цитируется в Новом Завете: на нее ссылаются в своих беседах Спаситель и Его апостолы. В народной традиции святому молятся об объяснении непонятных и беспокоящих снов.
Даниил Египтянин, Кесарийский (Палестинский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 16 февраля/1 марта.

Их было пятеро. Братья-христиане, назвавшие себя именами библейских пророков: Илия, Иеремий, Исая, Самуил и Даниил, возвращались из Малой Азии в Египет. Их путь пролегал через город Кесарию. В это время там творились страшные дела. Христиан жестоко преследовали. В темнице уже два года томились Памфил, создавший библиотеку христианских книг, пожилой дьякон Валент и Павел.

Не успели пятеро египтян войти в город, как их тут же схватили. На допросе они признались, что исповедуют христианство. На вопрос о своем происхождении ответили, что они из Иерусалима. В третьем веке Иерусалима не было, он был разрушен в первом веке, и новый город носил уже другое название. Даниил и его братья говорили о небесном Иерусалиме. Ничего не понимая, правитель Фирмилиан хотел пытками выведать у них, где же находится этот город. Но все было бесполезно, тогда он велел казнить Даниила, его спутников и заключенных, которые сидели в тюрьме. Вслед за ними убиты были еще четыре человека. Тела 12 мучеников лежали 4 дня не тронутые, а на пятый день язычники разрешили христианам похоронить их.

святой пророк Даниил .

Даниил (в сxиме Стефан) Нивертский, Египетский, преподобный, исповедник


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 17/30 декабря.
Даниил Нивертский жил в X веке. Испанский вельможа, он занимал высокое положение в обществе. Начальствовал на острове Ниверта. Но мирская слава не привлекала его, а скорее даже тяготила. Его душа была направлена к Богу. Святой Даниил отправился в Рим и принял там иночество. Совершая паломническое путешествие по святым местам: Константинополь, Иерусалим, принял там схиму с именем Стефан. В Египте, завоеванном сарацинами, святой Даниил попал в плен, где его принуждали принять ислам. Святой Даниил Нивертский мученически погиб за отказ поменять веру.

Иконописная мастерская «Твоя икона». Россия. XXI век

Даниил Никопольский (Армянский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 июля.

Святой Даниил был одним из 45 мучеников, пострадавших за веру в городе Никополе.
В начале IV века там правил император Лукиний. Он был непримиримым преследователем христиан. Издав приказ убить каждого, кто откажется поклониться языческим богам, он потребовал его исполнения. Игемон Лисий был одним из тех, кто должен был его выполнять. Насколько же он был потрясен, когда христиане сами пришли к нему. Это был святой Даниил и еще 44 человека. Лисий предложил им принести жертву языческим богам и обещал после этого отпустить. Но мученики не отреклись от Христа, даже после того, как были избиты и брошены в темницу. Там святой Даниил молился и вместе со всеми пел псалмы. Однажды он увидел Ангела, который сообщил, что подвиг их скоро будет завершен. На следующий день, претерпев жестокие истязания, святой Даниил Никопольский принял мученическую смерть.

На именных иконах, как правило, изображается святой пророк Даниил .

Даниил Переяславский, архимандрит
Святой Даниил Переяславский родился около 1460 года в Переславле-Залесском. В миру звался Димитрий. Рос кротким, разумным ребенком, любил читать духовные книги и посещать богослужение в храме. Образование юноша получил в монастыре, в котором игуменом был его родственник, чтимый старец Иона. Там Димитрий окончательно решил избрать путь монашеского служения и стремления к христианскому совершенству. В семнадцать лет он с братом Герасимом тайно от родителей ушел из Переяславля в Боровский Пафнутиев монастырь и там принял постриг с именем Даниил.

Под руководством старца Левкия Даниил Переяславский быстро научился строгостям монашеской жизни, смиренномудрию и послушанию. Иноки уважали его за добродетели, твердую веру, неустанный труд и пожелали видеть Даниила своим игуменом. Но опасаясь соблазна власти, подвижник ушел из Боровской обители и после странствования по многим монастырям возвратился в родной Переяславль, поселившись в Горицком монастыре. Сначала Даниил служил просфорником, но вскоре за строгую, богоугодную жизнь и усердие в служении его назначили духовником братии. Не только монахи, но и многие миряне обращались к нему за мудрыми наставлениями.

Всем сердцем следуя завету любви к ближнему, преподобный Даниил всегда принимал странников и взял на себя заботу о захоронении бедных, безродных и бездомных. Он погребал их на горе в братской могиле - скудельнице и поминал в молитвах. Даниил часто слышал рассказы о том, что люди видят исходящий от этого места свет и слышат колокольный звон. И он решил построить возле скудельницы церковь всех святых. В подтверждение благости этого замысла, быстро нашлись необходимые средства для построения храма, и великий князь Василий дал преподобному Даниилу грамоту на устроение церкви в нужном месте. Однако, многие горожане и крестьяне высказали пожелание о том, чтобы при скудельнице была создана не одна церковь, а святая обитель. Так возник Троицкий монастырь. Даниил Переяславский стал его настоятелем в сане архимандрита.

Известно, что преподобный Даниил прославился как прозорливец и чудотворец. Братия видели его ходящим по воде. Он не раз чудесным образом он спасал страждущих от голода и болезней. Даже упоминание его имени в молитве давало верующим людям защиту от разбойников. В монастыре сохранился колодец, выкопанный Даниилом Переяславским. От воды из этого колодца богомольцы неоднократно получали исцеление своих недугов.

Перед смертью святой подвижник принял схиму и скончался 7 апреля 1540 года в возрасте 81 года. От его мощей также было явлено много чудес.

Даниил II Сербский, архиепископ

Даниил Столпник, преподобный
Святой Даниил Столпник жил в V веке в Сирии недалеко от города Самосаты. Его мать после долгих лет бесплодия дала обет, что если ребенок родится, его жизнь будет посвящена Богу. Когда у нее родился мальчик, она до 5 лет не называла его по имени, потом привела ребенка в ближайший монастырь и попросила дать имя. Игумен наугад открыл книгу на словах пророка Даниила и окрестил мальчика именно так. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но им отказали. В 12 лет Даниил самовольно ушел в монастырь. Родители, узнав об этом, уговорили игумена постричь сына в монахи.

До 42 лет Даниил подвизался в монастыре. Примером для подражания в духовной жизни для него стал Симеон Столпник, и он тоже решил принять подвиг столпничества. Преподобный Даниил ушел из монастыря во Фракийскую пустыню и поселился там на построенном столпе. Однажды ночью подвижник едва не умер от холода. Узнавший об этом император повелел построить подвижнику столп из двух колонн, соединенных железными скрепами, на вершине которых был воздвигнут небольшой домик. С благословения патриарха Константинопольского Геннадия преподобный Симеон был рукоположен во священники. К нему стали часто приводить больных и увечных с надеждой на исцеление. Молитвы Симеона Столпника были усердны, советы просты, проповеди всем понятны. Многим несчастным он помог обрести свой жизненный путь.

За 33 года столпничества святой Даниил только раз спустился на землю, когда император Василиск, свергший предшественника Зенона, стал покровительствовать еретикам. С трудом спустившегося Даниила толпа несла на высоко поднятом кресле как духовного лидера народного восстания, и император поспешил признать свои ошибки.

Преподобный Даниил Столпник прожил до 80-ти лет и мирно скончался в 490 году.

Даниил Шужгорский, преподобный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 21 сентября/4 октября.

Детальное описание из нескольких источников: «даниил переяславский молитва» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Молитвы преподобному Даниилу Переяславскому.

О, преподобне и богоносне отче наш Данииле, всесмиренно к тебе припадаем и тебе молимся: не отступи от нас духом твоим, но всегда поминай нас во святых и благоприятных молитвах твоих ко Господу нашему Иисусу Христу; молися Ему, да не потопит нас бездна греховная, и да не будем врагом, ненавидящым нас, в радование; да простит Христос Бог наш твоим предстательством за нас вся согрешения наша, и Своею благодатию водворит посреде нас единодушие и любовь, и да избавит нас от козней и наветов диавольских, от глада, губительства, огня, всякия скорби и нужды, от болезней душевных и телесных и от внезапныя смерти; да сподобит Он нас, притекающих к раце мощей твоих, в истинней вере и покаянии пожити, христианския, непостыдныя и мирныя кончины жития нашего достигнути, и наследовати Царство Небесное, и славити пресвятое имя Его со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Даниилу Переяславскому.

От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, выну повинуяся Богу, противяся же диаволу, страсти греховныя победил еси. Тем сам храм Божий быв, и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителем, отче Данииле. Моли Триипостаснаго во едином существе Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобному Даниилу Переяславскому.

От познания себе пришед в познание Бога и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго, разум свой пленил в послушание веры; тем и, подвигом добрым подвизався, достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова, яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный. Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу, моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.

Ин кондак преподобному Даниилу Переяславскому

Невечерняго Света пресветлое светило, жития чистотою просвещающее всех, явился еси, отче Данииле, образ бо и правило иноком был еси, сиротам же отец, и питатель вдовицам. Сего ради и мы, чада твоя, вопием ти: радуйся, радосте и венче наш; радуйся, многое имый к Богу дерзновение; радуйся, граду нашему велие утверждение.

Преподобный Даниил Переяславский.

В миру - Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

Акафист святому преподобному Даниилу, Переяславскому чудотворцу

Другие иконы:

Икона святителю и чудотворцу Николаю, Мир Ликийских

Икона преподобной Мелании Римляныне

Икона преподобному Кириллу, Новоезерскому чудотворцу

Икона святым Борису и Глебу

Икона Преподобный Иосиф Оптинский

Икона преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

Икона великомученику и целителю Пантелеимону

Икона Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

Икона преподобному Нилу Сорскому

Икона преподобному Герману Соловецкому

Икона святому великомученику Никите

Икона святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси чудотворец

Икона Мученику Лонгину Сотнику

Икона Святомy Князю Александpy Hевскомy

Православные информеры для сайтов и блогов Все иконы к Пресвятой Богородице и святым.

Даниил переяславский молитва

Изображения в галерее

Преподобный Даниил Переяславский

Юноша Димитрий родился в 1453 году в городе Переяславле Залесском. Еще в юных летах обнаруживал он порывы души к строгим подвигам. Услышав при чтении жития преподобного Симеона Столпника 1 , что тот тайно обвил себя веревкой для усмирения плоти, отрок отрезал себе конец веревки, которой рыбаки привязывали к берегу ладью, обвил ею стан свой и так крепко, что веревка по времени стала въедаться в тело; родители увидели у спящего мучительный пояс и поспешили снять его.

Обучившись грамоте, он поступил в Никитский монастырь, где был игуменом сродник его Иона, и там положил начало иноческой жизни. Оттуда, услышав о святой жизни преподобного Пафнутия 2 , тайно ушел со своим братом Герасимом в Пафнутиев монастырь, и оба они приняли пострижение, причем он был наречен Даниилом и поручен опытному старцу преподобному Левкию. В послушаниях, посте и молитве провел он здесь десять лет и потом два года жил с блаженным Левкием в его пустыне на реке Рузе 3 .

По смерти родителей блаженный Даниил возвратился в Переяславль; пробыв несколько времени в Никитской обители, поселился в Успенской обители, что на Горицах; архимандрит Антоний, родственник его, зная чистоту его жизни, убедил его принять сан священства. Страннолюбие его не знало границ: каждый приходящий мог найти у него ночлег, а в отношении к умершим он мог сравниться с ветхозаветным праведником Товитом: умерших странников, убитых, замерзших, утопших бедняков на своих руках переносил в скудельницу, просил и других сказывать ему, если увидят где застигнутого печальной смертью, и ночью шел отпевать покойного. Так продолжал он не один год. По ночам, смотря из горицкой келлии на скудельницу, он думал: «Сколько тайных рабов Божиих лежит, быть может, в этой скудельнице, попав туда только оттого, что не хотели быть известными миру ни при жизни, ни при смерти!» Эта мысль особенно часто стала посещать его после того, как один странный человек, не сказавший о себе, кто он, но часто находивший у Даниила в келлии покой себе, зимней ночью найден был им уже умершим и был похоронен в скудельнице. По временам преподобный видел на скудельнице огонь и до слуха его доносилось оттуда пение. Игумен Никитского монастыря Никифор со своей стороны говорил ему, что и он видал и слыхал подобное на скудельнице. В нем родилась мысль построить храм в божедомье.

Пришли к нему три вовсе не известные ему странника-иноки, которые явились ему опять только в час его кончины. Он открыл им мысль свою, рассказал о видениях. «Отцы советуют, - отвечали старцы, - если влечет к чему мысль, по-видимому, и полезному, не выполнять ее прежде трех лет, поручив ее воле Божией. Так поступи и ты, чтобы не трудиться напрасно». Даниил положил выполнить духовный совет. По временам сильно желалось ему скорее исполнить свою мысль, душа горела и волновалась, но он сдерживал себя и ожидал воли Божией.

Богу угодно было желание смиренного раба Его. Бояре Челяднины, избавленные молитвами преподобного Даниила от княжеской опалы, представили его лично великому князю Василию Иоанновичу, выпросили ему дозволение иметь в своем распоряжении божедомье и построить там храм. Даниил сам ходил в Москву за благословением к митрополиту и принес утвердительную грамоту от великого князя. Тогда же стали поступать приношения для построения храма и появились желающие поселиться при нем, так что на божедомье неожиданно составилась обитель иноческая, хотя преподобный и не думал сначала строить монастырь, а только одну церковь. Первый, подавший преподобному мысль о монастыре, был старец купец, по имени Феодор; он сказал Даниилу: «Отче, тут приличнее быть монастырю; благослови и мне купить лесу, чтобы построить себе малую келлию при твоей церкви». Сей Феодор первый тут и постригся с именем Феодосия. Новые подвижники стали жить под руководством преподобного Даниила. Он обнес божедомье оградой, дал правила монашеского жития и каждый день ходил из Гориц совершать службу в божедомском храме. Этот храм был посвящен всем святым, дабы ангелы-покровители всех усопших призываемы были на месте их погребения, а если кто из усопших уже сам находился в лике праведных, то чтобы и ему воздавалось подобающее чествование.

Вскоре построена была и другая церковь в похвалу Богоматери, с трапезой, и обитель обнесена оградой. Это было в 1508 году.

Скорби и искушения, однако же, не оставляли подвижника. Без них не совершается, обыкновенно, ни одно истинное доброе и богоугодное дело. Соседи-миряне оскорбляли Даниила, даже иногда били поселившихся на божедомье: они опасались, что Даниил завладеет их землей. Но Даниил не судился с оскорбителями, все терпел и покрывал любовью. Братия роптали на скудость пищи. Это уже было так больно доброму сердцу Даниила, что он хотел совсем оставить обитель, но его инокиня-мать, рассудительная старица Феодосия, уговорила его не малодушествовать, и он с новой ревностью принялся за свою обитель. Между тем великий князь Василий, уважавший преподобного Даниила, восприемника от святой купели сына его Иоанна, посетив бедную обитель, назначил для нее ежегодный отпуск хлеба. Преподобный увидел в этом особое Божие промышление об обители.

Престарелый архимандрит Исаия скончался, и иноки Горицкие упросили преподобного Даниила быть архимандритом их обители.

Если настояли вы на том, чтобы я был вашим настоятелем, - говорил Даниил братии, - то должны слушаться меня.

Желаем повиноваться, - отвечали иноки.

У вас есть обычай, - говорил настоятель, - ходить из монастыря на торг без благословения настоятеля. Ходите в мирские дома, и там пируете, и ночуете по нескольку суток. Прошу вас вперед не делать так.

Иноки обещались исполнить волю настоятеля.

Вы ходите в бани, - продолжал настоятель, - и там бываете вместе с мирскими людьми. Этому не должно быть.

Согласились и на то иноки. Преподобный Даниил продолжал:

В праздники, именины, в поминовение родных созываете вы к себе родных друзей, знакомых с женами и детьми, и они гостят у вас по несколько дней и ночей. Вперед не только не должно быть пиров, не только не должен никто из женского пола ночевать в келлиях ваших, но женщин никогда не должны вы принимать в келлии.

Согласились и на это.

Келлии у вас очень высоки, с высокими крыльцами, как у вельмож, - сказал еще преподобный. - Это неприлично монашескому смирению.

Братиям неприятно было это замечание, но прекословить не могли. Только один инок Антоний Суровец с гневом сказал:

Совсем разлучил ты нас с мирской жизнью, и я теперь не буду падать (он был нетрезвой жизни).

Преподобный с веселым лицом сказал братии:

Надобно и нам, братия, следовать примеру его раскаяния, видите, он не постыдился исповедать грех свой.

Антоний действительно пришел в чувство и исправился.

Даниил во всем показывал братии пример труда и терпения. Он сам работал везде наравне с послушниками: копал ямы, ставил столбы, носил дерева. Вельможа на пути в обитель спрашивает работающего Даниила:

Дома ли архимандрит?

Архимандрит - пустой человек; иди, там примут тебя - и сам спешит в обитель и встречает с любовью вельможу.

Впрочем, не прошло и года, как преподобный Даниил отказался от настоятельства в Горицком монастыре и перешел жить в новую обитель на божедомье, где в 1530 году построил каменный храм во имя Святой Троицы, иждивением великого князя Василия.

По-прежнему продолжал преподобный трудиться вместе с братией на всех послушаниях; по-прежнему собирал умерших на дороге, пел над ними погребение, хоронил на счет обители бедняков. Во время голода обитель Даниила, где уже было до семидесяти братий, питала всех голодающих. Раз сказали преподобному, что муки очень мало осталось, ее не достанет для братии на неделю. Даниил пошел посмотреть; в это время подходит к нему вдова с детьми, изнуренная голодом, и просит помощи. Он дал ей муки и приказал отпустить оставшуюся муку всем нуждающимся по их просьбе. За такое милосердие к бедствующим Бог благословлял обитель достатком во всем: в продолжение восьми месяцев в обители Даниила доставало для всех хлеба. И после голодного времени, многие, зная любовь святого старца к несчастным, бросали у ворот монастыря больных, увечных и не имевших чем кормиться. Угодник Божий с радостью принимал их в монастырь, лечил и кормил, одевал и покоил.

Будучи образцом христианской любви к ближним, он до гроба был и образцом смиренного подвижничества. Когда приходилось путешествовать в Москву, то, бывало, спутника монаха посадит в возок, а сам идет пеший, как простой послушник. Однажды, во время метели, инок, сидевший в санях, потерял своего старца и сам спасся от смерти только его же молитвой. Даниил воспитал и в учениках своих любовь к подвигам. Инок Нил, родом немец, постриженный преподобным Даниилом, соблюдал такой пост, что довольствовался только хлебом и водой, и то в меру.

Когда у великого князя Василия родился наследник престола, будущий грозный царь Иоанн, отец пригласил преподобного Даниила быть восприемником его сына вместе со знаменитым старцем Волоколамской обители Вассианом. Крещение совершено в лавре преподобного Сергия; державный младенец был положен в раку чудотворца, а на божественной литургии старец Даниил подносил его к причастию святых таин. После столь почетного дела Даниил возвратился в обитель таким же смиренным старцем, каким был и прежде, и когда некоторые любопытные пришли из города посмотреть на царского восприемника, то нашли его трудящимся в хлеве над пометом, который работники не позаботились без него убрать. Как было не дивиться такому смирению восьмидесятилетнего старца.

Пред концом земной жизни своей богоносный старец посетил крестника своего великого князя Иоанна Васильевича и сообщил ему, что Переяславские храмы святителя Николая и святого Иоанна Предтечи, стоящие у городских ворот, очень обветшали, так что необходимо построить новые; при этом сказал, что у ветхого храма святителя Николая в земле лежат мощи святого князя Андрея Смоленского, которому в прежние времена, как он твердо помнит и знает, была служба со стихирами и каноном и лик его писали на иконах; а ныне не отправляется пение, неизвестно почему. Об этом же доложил он и святителю Иоасафу. Великий князь и митрополит приказали построить новые храмы и дозволили преподобному Даниилу, вместе с местным духовенством, осмотреть гроб святого князя Андрея. После молебна разобрали надгробный памятник, начали копать могилу, открыли гроб, и в нем мощи, обвернутые берестой; мощи оказались нетленными и издавали благоухание; волосы русые и долгие, одежда целая, с медными пуговицами. Крупицы бересты, осыпавшиеся при отгребании земли, с верой брали недужные и исцелялись. Преподобный Даниил послал священника Константина известить о том митрополита и великого князя.

Святые мощи, однако же, не были открыто поставлены в храме, а только положены в новый гроб и торжественно погребены в той же церкви. И доныне там можно видеть княжескую гробницу с изображением князя, который держит хартию в руках с такими словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей» 4 .

Пред смертью преподобному Даниилу хотелось возвратиться на первое свое обещание, в Пафнутьев монастырь, где он был пострижен, и он ушел было тайно из обители; но встретивший его один из учеников уговорил остаться в обители до конца жизни. Предчувствуя близкую кончину, он отдал две свои власяницы двум послушникам, которые трудились в пекарне и не хотели переменять тяжелого своего послушания потому, что огонь пещный напоминал им адский пламень, как некогда просфорникам Печерским. Будучи в церкви, старец почувствовал расслабление и когда, поддерживаемый архимандритом Иларионом и монахом Ионой, шел мимо того места, где теперь покоятся его мощи, то остановился и сказал:

Се покой мой, зде вселюся во век!

Потом снял с себя клобук и отдал Ионе, давно желавшему получить от него сие благословение; а когда архимандрит спросил:

Чем же будешь сам покрывать старческую голову? - ответил:

Мне теперь нужен уже куколь - и действительно принял схиму.

В глубоком безмолвии проводил он последние дни и часы жизни своей, предаваясь умной молитве; но раз вдруг с радостным выражением лица спросил:

Где же они, три чудные мужа?

Изумленные ученики спросили, о ком он говорит.

Те пустынники, - отвечал старец, - которые были у меня однажды в Горицком монастыре, прежде основания сей обители, опять меня сейчас посетили; ужели вы не видели их здесь?

И старец умолк. Он причастился святых таин и тихо предал Богу свою праведную душу 7 апреля 1540 года, достигнув почти девяностолетней старости.

Троицкий Данилов, а прежде Похвало-Богородицкий-Новый, что на Божьем Дому, монастырь 2-го класса (с 1764 года), Владимирской губернии, Переяславского уезда, в полутора версте к югу от Переяславля. Мощи преподобного покоятся в богатой серебряной раке в Троицком соборе; память его чтится 7/20 апреля в день преставления, 16/29 октября в день переложения мощей в новую раку (1782 года) и 30 декабря/12 января в день обретения мощей (1652 года). В монастыре сохранился колодезь, ископанный руками преподобного.

  • 1 Преподобный Симеон Столпник (ок. 460 г.). Память 1/14 сентября.^
  • 2 Преподобный Пафнутий Боровский (1478 г.). Память 1/14 мая.^
  • 3 Преподобный Левкий основал около 1476 года Успенский на Волоке монастырь, ныне село Левкиево Московской губернии, Волоколамского уезда, в тридцати двух верстах к юго-западу от Волоколамска, при реке Рузе. Преставился в 1492 году. Никаких сведений о его жизни не сохранилось; вероятно, рукописи были истреблены в Смутное время, когда поляки разорили обитель. В 1680 году Левкиев монастырь приписан к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю; в 1764 году упразднен. В оставшейся ныне приходской церкви почивают под спудом мощи основателя. Память его в селе Левкиеве празднуется 14 декабря, а по рукописным святцам положена 7 апреля. См.: «Волоколамская Левкиева пустынь и ея основатель преподобный Левкий». Архим. Леонида. М., 1870.^
  • 4 Кто был святой князь Андрей и когда жил? По повествованию о нем, после смерти его нашли записку: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей», нашли также золотую цепь и перстень, которые потом взял себе царь Иоанн Васильевич и за то дал ругу для церкви святителя Николая. По преданию, князь удалился из родной страны по крамолам; в Переяславле жил он как никем не знаемый бедняк и исправлял должность пономаря при церкви святителя Николая; терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вел жизнь чистую и строгую. Так провел он 30 лет! Таковы данные о жизни того, кто не хотел быть знаем во время земной жизни своей!^
  • Преподобный Даниил Переяславский (в миру - Димитрий), родился около 1460 года в городе Переяславле-Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и во всем старался подражать подвигам святого Симеона Столпника. Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца преподобного Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами святой Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому похоронить, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (место захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келии, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1652 году. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

    Икона Даниила Переяславского - именная икона мужчин по имени Даниил, Данил, Данила. Как искусный врач, преподобный Даниил проливает на душевные язвы целительный бальзам покаяния, повязует их Божественными заповедями и направляет грешников на путь здоровой, богоугодной жизни.

    Даниил Переяславский (ок. 1460 — 1540), преподобный. Память 7 апреля (20 апреля) в день кончины, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 30 декабря (12 января) в день перенесения мощей.

    В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника. Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

    Молитва преподобному Даниилу Переяславскому

    О, преподобне и богоносне отче наш Данииле, всесмиренно к тебе припадаем и тебе молимся: не отступи от нас духом твоим, но всегда поминай нас во святых и благоприятных молитвах твоих ко Господу нашему Иисусу Христу; молися Ему, да не потопит нас бездна греховная, и да не будем врагом, ненавидящым нас, в радование; да простит Христос Бог наш твоим предстательством за нас вся согрешения наша, и Своею благодатию водворит посреде нас единодушие и любовь, и да избавит нас от козней и наветов диавольских, от глада, губительства, огня, всякия скорби и нужды, от болезней душевных и телесных и от внезапныя смерти; да сподобит Он нас, притекающих к раце мощей твоих, в истинней вере и покаянии пожити, христианския, непостыдныя и мирныя кончины жития нашего достигнути, и наследовати Царство Небесное, и славити пресвятое имя Его со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

    Дни памяти: Апрель 7, Декабрь 30 (обретение мощей) В миру - Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет. Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным. Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения. Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода. Еще при жизни преподобного авторитет его был настолько высок, что по его просьбе великий князь Василий III освобождал приговоренных к смертной казни и дважды просил его быть восприемниками при крещении своих детей. Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

    Тропарь Даниилу Переяславскому От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, / выну повинуяся Богу, / противяся же диаволу, / над страстьмй греховными воцарился еси, / тем сам храм Божий быв, / и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув / и собранное тобою в ней стадо Христово Богоугодно упасши, / преставился еси к вечным обителем, / отче Данииле, / моли Триипостаснаго во едином Существе Бога спастися душам нашим.

    ЖИТИЯ СВЯТЫХ

    АРХИЕПИСКОП ЛУКА, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкии, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать — православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим из пятерых детей.

    В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и избрал вместо живописи медицину. Однако на медицинском факультете Киевского Университета св. Владимира все вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. На какое-то время влечение к живописи снова берет верх, он едет в Мюнхен и поступает в частную школу профессора Книрра, но через три недели, затосковав по дому, возвращается в Киев, где продолжает занятия рисованием и живописью, Нконед Валентин осуществляет свое горячее желание «быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью», и поступает на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»

    В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям. Началась русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде Красного Kpecта на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили недолго.

    С 1905 года по 1917-й В. Ф. Войно-Ясенедкий работает в городских и сельских больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, а также на Украине и в Переславле-Залесском. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

    В 1916 году В. Ф. Войно-Ясенедкий защитил докторскую диссертацию «Регионарная анестезия», о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». Варшавский университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине.

    С 1917 года по 1923-й он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

    В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина Феликсовича, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

    Осенью 1920 года В. Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета. В это время он активно участвует и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархпи. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. «Доктор, вам надо быть священником», — сказал он Войно-Ясенецкому. «У меня не было и мыслей о священстве, — вспоминал Владыка Лука, — но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенегрсий не перестает оперировать и читать легации. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

    Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отед Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

    В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг. Преосвященный Андрей, епископ Ухтомский, намеревался дать отду Валентину при постриге имя делителя Пантелеймона, но, побывав на литургии, совершенной постригаемым, и послушав его проповедь, остановился на имени апостола. Евангелиста, врача и художника св. Луки. 30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа в церкви св. Николая Мир Ликийских города Пенджикента епископомВолховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свендидкий. Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским.

    10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволкщионными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ.

    В Москве Владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в деркви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве Владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где Владыка перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (нынешний Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисеиска — 400 километров — в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисеиске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года, по свидетельству жительниды Енисеиска, Владыка Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведённая доктором И. И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.

    В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где Владыка служит, проповедует и оперирует. В январе 1925 года его высылают в Плахино — глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.

    6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

    В 1931-1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы — катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.

    В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял.

    Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

    Весной 1934 года Владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии». Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

    13 декабря 1937 года — новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

    Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте — здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

    В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медидинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

    В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

    В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии 1 степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

    В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.

    26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.

    1946-1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота.

    Однако, как вспоминает протоиереи Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал Владыке совершать Божественные службы. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.

    Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя.

    В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о причислении Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя. Здесь 25 мая состоялся торжественный акт причисления Высокопреосвященного Луки к лику местночтимых святых.

    Определением Архиерейского Собора 2000 года святитель Лука причислен к лику святых. Его мощи установлены для поклонения в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

    ПРП.НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ.

    Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

    Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

    Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

    Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

    Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

    Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М. –Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» – в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

    Мученица Фотиния (Светлана) Самаряныня.


    Святая мученица Фотиния (Светлана) была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Слухи о христианке и ее детях дошли до Нерона, он приказал привести христиан на суд в Рим. Святая Фотиния, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император спросил их, действительно ли они веруют во Христа?

    Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг их изощреннейшим пыткам, но никто из мучеников не отрекся от Христа. В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотинии и бросить мученицу в колодец. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотинию же вытащили из колодца и заключили в темницу на двадцать дней. После чего Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам? Святая Фотиния плюнула императору в лицо и, посмеявшись, ответила отказом. Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина. Святая исцеляет разные болезни, помогает страдающим лихорадкой.

    Преподобный Моисей Угрин, Печерский, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского († 1053; память 28 января) и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису († 1015; память 24 июля). После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

    Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.

    Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.

    Преподобный Моисей Угрин, Печерский

    Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.Житие преподобного отца нашего
    Моисея Угрина
    (8 /26 июля/ августа)

    Он за девство принял страдания
    в Ляшской земле от одной вдовы.

    Нечистый враг особенно воздвигает брань на человека через нечистую блудную страсть, чтоб человек, помраченный этой скверной, не взирал во всех своих делах на Бога, потому что только чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Подвизаясь на той брани больше других, много пострадав, как добрый воин Христов, пока не победил до конца силу нечистого врага, блаженный отец наш Моисей оставил нам своей жизнью пример высокой духовной жизни. О нем пишут так.

    Известно об этом блаженном Моисее, что родом он был из Венгрии, был приближен к святому благоверному русскому князю и страстотерпцу Борису и служил ему с братом своим Георгием, которого убили со святым Борисом. Тогда у реки Альты Георгий хотел заслонить собой от убийц своего господина, но воины безбожного Святополка отрубили Георгию голову, чтоб взять золотую гривну, которую надел на него святой Борис. Блаженный Моисей, один уцелев от смерти, пришел в Киев к Предиславе, сестре Ярославовой, где скрывался от Святополка, прилежно молясь Богу, пока не пришел благочестивый князь Ярослав, привлеченный жалостью об убиении брата, и победил безбожного Святополка. Когда же Святополк, бежавший в Ляшскую землю, пришел снова с Болеславом и изгнал Ярослава, а сам сел в Киеве, тогда Болеслав, возвращаясь в свою землю, увел с собою в плен двух сестер Ярослава и многих бояр его; в их числе вели и блаженного Моисея, окованного по рукам и по ногам тяжелым железом; его строго стерегли, потому что он был крепок телом и красив лицом.

    Этого блаженного увидала в Ляшской земле одна знатная женщина, красивая и молодая, обладавшая большим богатством и значением; ее муж, отправившись в поход с Болеславом, не вернулся, но был убит в битве. Она, пораженная красотой Моисея, почувствовала вожделение плотской похоти к преподобному. И начала она убеждать его словами лести: «Зачем ты терпишь такую муку, когда имеешь разум, которым можешь освободиться от этих оков и страдания». Моисей отвечал ей: «На то была воля Божия!» Она же сказала: «Если ты мне покоришься, я освобожу тебя и сделаю большим человеком во всей Ляшской земле, и ты будешь обладать мной и всей областью моей». Поняв ее скверное вожделение, блаженный сказал ей: «Какой муж, послушавшись жены, сделал хорошее дело? Первозданный Адам, послушавшись жены, был изгнан из рая (Быт. 3, 23); Самсон (Суд. 16, 21), превзойдя всех силой и одолев воинов, был женой предан иноплеменникам. Соломон (3 Цар. 11, 33), постигший глубину премудрости, подчинившись жене, поклонился идолам. Ирод (Мф. 14, 10), одержавший много побед, порабощенный женой, казнил Иоанна Крестителя. Как же я буду свободен, когда сделаюсь рабом жены? Женщин я не познал от рождения моего». Она же сказала: «Я выкуплю тебя и сделаю знаменитым, поставлю господином всему моему дому, и хочу иметь тебя своим мужем; только ты исполни мою волю, ибо мне жалко видеть, как безумно гибнет твоя красота». Блаженный же Моисей сказал ей: «Знай, что я не исполню твоей воли; не хочу ни власти твоей, ни богатства, для меня дороже всего этого душевная и телесная чистота. Не хочу я погубить труда пяти лет, в которые Господь даровал мне терпеть в этих узах, будучи неповинным, такие муки, за которые я надеюсь быть избавлен от вечных мук». Тогда женщина, видя что лишается такой красоты, предприняла другое дьявольское решение, рассудив так: «Если я выкуплю его, он покорится мне поневоле». И она послала к тому, кто привел его в плен, чтобы взял с нее сколько хочет, только бы дал ей Моисея. Он же, воспользовавшись случаем приобрести богатство, взял с нее до тысячи золтых и передал ей Моисея. Женщина, получив над ним власть, бесстыдно увлекала его на мерзкое дело. Освободив его от уз, она одела его в дорогие одежды и кормила его сладкими кушаньями и, обнимая его нечистыми объятиями, принуждала его к телесной похоти. Блаженный же Моисей, видя неистовство ее, еще больше прилежал молитве и посту, предпочитая для Бога в чистоте есть сухой хлеб и воду, чем в скверне -дорогие блюда и вино. И снял с себя красивые одежды, как некогда Иосиф, и избежал греха, презрев блага этой жизни. Женщина же, посрамленная, исполнилась такой ярости, что умыслила уморить блаженного голодом, бросив его в темницу. Бог же, подающий пищу всякому созданию, пропитавший некогда в пустыне Илию, также Павла Фивейского и много других Своих рабов, уповавших на Него, не оставил и этого блаженного. Он преклонил к милосердию одного из рабов той женщины, и тот втайне подавал ему пищу. Другие же увещевали его: «Брат Моисей, что мешает тебе жениться? Ты еще молод, а эта вдова жила с мужем только один год и прекраснее других женщин; у нее бесчисленное богатство и великая власть в этой Ляшской земле; если бы хотела, и князь не пренебрег бы ею; ты же - пленник и раб, и не хочешь быть ее господином. Если же скажешь: «Не могу преступить заповедей Христовых», не говорит ли Христос в Евангелии: Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Мф. 19, 5). Также и Апостол: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9). Он же говорит и о вдовах: Я хочу, чтоб молодые вдовы вступали в брак (1 Тим. 5, 14). Ты же, не связанный чином монашеским, но свободный от него, зачем подвергаешь себя злым и горьким мукам и так страдаешь? Если тебе случится умереть в этой беде, какая тебе будет похвала? Кто возгнушался женщин из первых праведников, как Авраам, Исаак и Иаков? Никто, только нынешние черноризцы. Иосиф сперва бежал от женщины, но потом и он взял жену, и ты, если выйдешь живым от этой женщины, потом - так думаем мы - будешь сам искать жены, и кто не посмеется твоему безумию? Лучше тебе покориться этой женщине и быть свободным и господином всего ее дома». Блаженный же Моисей отвечал им: «О братие и добрые друзья мои, хорошо вы мне советуете; понимаю, что вы говорите мне слова худшие, чем змеиное шептание говорило Еве в раю. Вы принуждаете меня покориться этой женщине, но я не прошу вашего совета, если даже мне придется умереть в этих узах и в горьких муках; я верую, что непременно получу милость Божию. И если многие праведники спаслись с женами, я один грешен и не могу спастись с женой. Но, если бы Иосиф послушался раньше жены Пентефрия, то не царствовал бы потом, когда взял себе жену в Египте (Быт. 39 и 41). Бог, видя его прежнее терпение, даровал ему Египетское царство, потому он и прославляется в роде родов за целомудрие, хотя и имел детей. Я же желаю не Египетского царства, и не господствовать над властями и быть великим в этой Ляшской земле и сделаться известным далеко по Русской земле, но все это презрел я ради вышнего Царствия. Поэтому, если я выйду живым из рук этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, с Божьей помощью, стану черноризцем. Ибо что сказал Христос в Евангелии? Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29). Больше слушать вас или Христа? Апостол же говорит: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор. 7, 32–33). Спрошу я у вас, для кого подобает работать - для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он: Рабы, послушайте господей своих, - но в добром, а не в злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви».