Филон александрийский труды. Филон александрийский и его миросозерцание

Заключение.

Последователи Плотина.

Плотин завещал своему ученику, Порфирию (ок.233 – ок. 304)привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина. Но он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410 – 485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь(эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет человека с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, по словам А.Ф.Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Философия Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию.

Ученик Порфирия, сириец Ямвлих (ок. 280 – ок. 330) анализировал и систематизировал диалектику древней мифологии. Он обращал преимущественное внимание на практически-культовую сторону философии, разъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического восхождения в сверхъестественный мир.

Наиболее значимым моментом в философии неоплатонизма является учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому

первоначалу. В лице Плотина античная философия приходит к тому, с чего начала индийская философия в «Упанишадах» с их непознаваемыми разумом

атманом и брахманом.

Неоплатонизм выходит даже за пределы философии, если под философией понимать разумное мировоззрение. Неоплатонизм сверхразумен. В нем наблюдается возврат к мифологии или ремифологизация. Гегель не случайно

использовал неоплатонизм как иллюстрацию своего закона отрицания: философия сперва отрицала религию (мифологию), а затем в своих самых зрелых

формах, отрицая саму себя, постигла внутреннее содержание мифологии и образовала с ней синтез. Итак, по Гегелю, неоплатонизм не столько философия

как антипод мифологии, сколько синтез философии и мифологии.

Философия неоплатонизма является последовательным монистическим идеализмом и даже сверхидеализмом. В отличие от бога Платона, который доступен разуму, бог неоплатоников ускользает от мысли. Это уже мистика.


Пафос их учения заключается в сведении многого к единому и в выведении этого единого за пределы многого. Это схема тоталитаризма.

Тоталитаризм выносит присущее многому единое за пределы многого и затем привносит единое во многое извне как некую высшую силу.

Согласно учению неоплатонизма, во главе иерархии сущего стоит одно начало, единое как таковое, сверхбытийное и сверхразумное, постижимое только в состоянии экстаза и выразимое только средствами апофатической теологии. Мировая система является строго иерархичной, она строится не снизу вверх, а сверху вниз.

Неоплатонизм радикально отличается от своего первообраза – философии Платона. Несколько веков послеплатоновской идейной эволюции не прошли даром. Тем не менее, ретроспективно он позволяет многое понять как в учении Платона, так и в философии его лучшего ученика, Аристотеля.

(ок.25 до н.э. - ок. 50 н.э.)

Фило́н Александри́йский - выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель, оказавший большое влияние на последующее богословие своим экзегетическим методом и своим учением о Логосе*.

Иудейский философ, богослов и экзегет. Род. в Александрии в богатой семье, принадлежавшей к потомственному священнич. роду. Получил разностороннее классич. образование. Родным языком Ф. А. был греческий, и греческим же было его образование.

У Ф. А. как представителя иудейской александрийской школы были предшественники, но он является первым толкователем Библии, чьи труды дошли до нашего времени. Ф. А. был многим обязан Платону и стоикам, к-рые толковали греч. мифы с помощью аллегорич. метода. Ф. А. терпимо относился к внебибл. религиям, усматривая зерно истины в самых различных верованиях и доктринах. Но гл. источником истины для него оставался ВЗ, интерпретируемый им в духе александрийской эллинистич. философии. Греч. идею Логоса (Слова) Ф. А. соединил с библ. учением о зиждительном Слове Сущего. Логос, по Ф. А., это сила Божья, обращенная к миру, "первородный Сын Божий", Он "является нашим Богом, Богом несовершенных людей".

Богословие Ф. А. не было свободно от пантеистич. тенденций. Он понимал Логос как некую душу Вселенной. Ф. А. учил, что познание Бога совершается по ступеням, ведущим к высшему созерцанию Тайны Сущего. Точно так же толкователь Писания не должен подражать "софистам буквоедства" и ограничиваться только буквальной интерпретацией Библии. Ей присущ полисемантизм*. Глубочайший смысл Писания постигается с помощью аллегорич. метода, к-рый Ф. А. называет "мудрым архитектором".

Антично-филос. отношение к обрядам Ф. А. сочетает с учением профетизма*. "Бог, - пишет он, - не радуется жертвам, даже если Ему приносят гекатомбы, ибо все вещи принадлежат Ему... но Он радуется, когда посредством жертвоприношений люди выражают волю любить Его". Ритуал - лишь символ внутреннего устроения души; "истинным алтарем Божиим является благодарная душа, исполненная добродетелей". Вершиной духовной жизни Ф. А. считал отрешенность, аскезу и мистич. созерцание, к-рые он нашел у егип. терапевтов.

Филоновская экзегеза почти не получила развития в иудаизме. Зато она оказала влияние на отцов Церкви, особенно принадлежавших к александрийской школе экзегезы. Большинство из них так или иначе использовали труды Ф. А. в своей экзегетике и богословии.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων Ἀλεξανδρεύς) (кон. 1 в. до н.э. – нач. 1 в. н.э.) – иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Филон принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Единственная достоверная дата из его жизни – лето 39 н.э., когда он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле (Иосиф Флавий . Иудейские древности XVIII 257–60); сам он пишет об этом в произведении «О посольстве к Гаю». Известно, что в это время он был уже пожилым человеком, поэтому традиционно считается, что он родился ок. 15/20 до н.э. Согласно сообщению Иосифа (XX, 100), брат Филона был «самым богатым человеком в Александрии», а сын его Тиберий Юлий Александр (племянник Филона) был прокуратором Иудеи в 46 н.э., впоследствии, при Нероне, он стал префектом Египта. В двух трактатах («О провидении» и «Имеют ли животные разум») Филон отвечает на вопросы своего племянника, который полностью «романизировался» и, по словам Иосифа, «предал обычаи своих предков» (loc. cit); в своих «беседах» с дядей Тиберий придерживался воззрений, близких к учению Новой Академии.

ОБРАЗОВАНИЕ. Филон прошел через все стадии базового греческого образования (ἐνκύκλιος παιδεία), которое получали молодые люди из хороших семей (см. De congressu, 74–79). Его произведения показывают знание философских учений среднего платонизма , стоицизма и пифагореизма (последнее, вероятно, благодаря знакомству с сочинениями Евдора Александрийского), а также греческой литературы. Среди наиболее значимых для Филона текстов – диалоги Платона, и прежде всего «Тимей», а также «Федр», «Федон», ключевые пассажи из «Теэтета», «Пира», «Государства» и «Законов». Выбор диалогов и степень их использования демонстрируют, что он был в полной мере вовлечен в проблематику современного ему платонизма. Он очень много цитирует, часто – по памяти. Однако на определенной стадии своего образования Филон испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей своей культуры и традиций. Это открытие привело к достаточно уникальным результатам: вместо того, чтобы отказаться от греческой культуры и философии, он использовал ее при толковании иудейского Священного Писания. Примечательно, что незнание еврейского языка также принесло философские плоды и привело его к совершенно оригинальному толкованию многих мест греческого перевода Писания (Септуагинты).

СОЧИНЕНИЯ. Филон был плодовитым писателем; корпус его сохранившихся текстов включает 50 сочинений, которые можно разделить на три группы: 1) философские трактаты, в которых Филон во многом опирается на греческую философскую традицию («О вечности мира», «О провидении», «Имеют ли животные разум», «О добродетелях», «О том, что каждый добродетельный человек свободен»); 2) историко-апологетические сочинения, в которых Филон защищает иудаизм от современных ему критиков («Против Флакка», «О посольстве к Гаю», «Апология иудеев»); 3) комментарии на Пятикнижие – основная часть филоновского корпуса (41 сочинение).

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Среди предшественников Филона в деле толкования иудейского Писания можно назвать Аристобула Александрийского . Также возможно сопоставление экзегезиса Библии, предпринятого Филоном, со стоическим и пифагорейским экзегезисом самого авторитетного текста греческой культуры – поэм Гомера; как греческие экзегеты видели за описаниями сражений, кораблекрушений и возвращений домой философские истины, так Филон, изучавший греков, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия.

Филон разработал обширную экзегетическую схему. Во-первых, им была написана серия трактатов, первый из которых посвящен сотворению мира (Περὶ τῆς κατὰ Μωυσέα κοσμοποιίας, лат. De opificio mundi) и за которым следуют жизнеописания патриархов, включая жизнеописания Моисея, как примеры «живых законов» (жизнеописания эти очень напоминают легенды о жизни Пифагора). За ними последовала серия работ о Десяти заповедях и отдельных законах, которая заканчивалась трактатом «О вознаграждениях и наказаниях» (De praemiis et poenis). Во-вторых, Филон предпринял последовательное и буквально построчное толкование на Книгу Бытия. Начинается этот экзегезис первыми тремя книгами «Аллегорий Законов», затем, после некоторого перерыва, продолжается трактатом «Об изменении имен» (Περὶ τῶν μετονομαζομένων καὶὧν ἕνεκα μετονομάζονται, De mutatione nominum) – комментарий на Gen. 17:1–22. Трактат «О снах» в 3 книгах, из которых сохранились две, тематически примыкает к предыдущему и посвящен толкованию снов Иакова (1-я кн.), Иосифа, фараона, пекаря и дворецкого (2-я кн.). Наконец, третья последовательная серия трактатов, которая полностью сохранилась только в средневековом армянском переводе, включает в себя толкования в форме «вопросов и ответов» на Книги Бытия и Исхода. Множество других трактатов Филона посвящено экзегезе отдельных мест Писания.

ТЕОЛОГИЯ. Теоретическая философия Филона реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие (ὄντως ὄv), – здесь очевидна связь с платонизмом, однако главным источником для Филона прежде всего является библейское «Аз есмь сущий» (ἐγώ εἰμι ὁ ὤν) («Исход» 3:14). Филон строго различает сущность Бога и его силу (δύναμις), явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека (даже такого, каким был пророк Моисей). В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество – Иегова Пятикнижия Моисея – абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого , или Монады (см., напр., De vita contemplativa, 3). Монада является только «бестелесным образом Бога» (De somn. I, 6). Хронологически такая идея встречается в истории античной философии впервые, однако, как замечает Дж.Диллон (The Middle Platonists, p. 155–156), это может рассматриваться как косвенное доказательство того, что подобные представления были в ходу среди платоников, по крайней мере, со времен Евдора Александрийского.

Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы – «Бог» и «Господь» – указывают на две соответствующие этому силы (δυνάμεις): первое обозначает его творящую силу (Филон производит слово θεός от τίθημι), второе (κύριος) – его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам.

Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, которая напоминает неопределенную двоицу пифагорейцев, Дике, помощницу Зевса и ветхозаветную Премудрость, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение – Логос-Слово (Fug. 109). Логос является «инструментом» и активным элементом творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы – Благо и Власть, а затем – духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции (λόγοι σπερματικοί, ср. стоические «семенные логосы») в свою очередь проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда логос выступает у Филона как синоним умопостигаемого мира и божественной природы.

Не вполне ясно Филон высказывается об онтологическом статусе материи – была ли она создана Богом или существовала до творения. В своем комментарии на Книгу Бытия он этот вопрос не обсуждает. Вероятно, Филон оставался в рамках универсальной греческой аксиомы «из ничего ничего не бывает» и в отличие от раннехристианских мыслителей не был готов развивать учение о творении ex nihilo.

ЭТИКА Филона базируется в основном на двух текстах из «Книги Бытия», Gen. 1:26–27 и Gen. 2:7, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан «по образу Божию» (κατὰ εἰκόνα θεοῦ), что означает: по образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть; согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного «дыхания» (πνεῦμα). Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как «уподобление Богу» (ὁμοίωσις θεῷ), и это «уподобление» означает «богопознание». Но что может рассматриваться как предельная цель – познание божественной сущности – принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением.

Цель, достижимая человеком в этой жизни, – стать мудрым (σοφός). Путь к высшему этическому идеалу мудреца (который отличается «бесстрастием» (ἀπάθεια), а не просто «умеренностью») лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение (ἄσκησις). Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Филон выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов: «аскетическая» добродетель («добродетель Иакова») стоит ниже добродетели, основанной на образовании («добродетель Авраама»), а выше них обеих стоит «добродетель Исаака», проистекающая из благословенной Богом природы.

ВЛИЯНИЕ. Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов – Климента Александрийского и Оригена . Можно утверждать, что Клименту и его окружению принадлежит заслуга сохранения литературного наследия Филона. Именно в т.н. «Александрийской подготовительной христианской школе», основанной легендарным Пантеном, мысль Филона обрела новую жизнь (см. работы A van den Hoek, D.Runia), явившись своего рода связующим звеном между эллинистической иудейской и христианской философией.

Сочинения:

1. Philonis Alexandrini opera quae supersunt, rec. J.Cohn et P.Wendland, t. 1–7. Berolini, 1896–1915 (repr. 1962–63);

2. Philo, Works in 12 vols., engl. transl. by F.H.Colson, G.H.Whitaker, R.Marcus. Cambr. (Mass.), 1929–53 (Loeb).

3. Рус. пер.: О жизни созерцательной. – В кн.: Смирнов Н.П. Терапевты и сочинение Филона «О жизни созерцательной». Киев, 1909;

4. Против Флакка. О посольстве к Гаю, пер. О.Л.Левинской. – В кн.: Библиотека Флавиана, вып. 3. М., 1994, с. 13–112.

Литература:

1. Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский: жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911;

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 82–128;

3. Wolfson H.A. Philo: Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam, v. 1–2. Cambr. (Mass.), 1962;

5. Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2 ed. 1996 (ch. 3);

6. Runia D.T. Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden, 1986;

7. Idem. Exegesis and Philosophy: Studies on Philo of Alexandria. Hampshire, 1990;

8. Idem. Philo in Early Christian Literature. Assen, 1993;

9. Radice R. , Runia D.T. Philo of Alexandria: An Annotated Bibliography 1937–1986. Leiden, 1988;

10. Hoek van den A. The «Catechetical» School of Early Alexandria and its Philonic heritage. – «Harvard Theological Review» 90, 1997, p. 56–87.

E.В.Афонасин , M.А.Солопова

Предшественник отцов церкви - Филон Александрийский (ок. 20 - ок. 50), представитель иудейско-греческой философии, античный философ, заложивший основы греческой патристики. Учение Филона есть синтез иудейского мировосприятия и ряда философских идей эллинистической эпохи.

В концептуальном плане его учение содержит две основные составляющие, определяющие каркас всего его вероучения: (1) положение об абсолютной трансцендентности Бога и (2) стоическо- платоновское учение об идеях.

Бог, в представлении Филона, является истинно сущим , трансцендентность которого проявляется в его запредельности по отношению к чувственному миру и недоступности его для всех форм и путей его рационального осмысления. Человеку известно только то, что Бог существует, но неизвестно, каков Он. Однако если Бог недоступен для теоретического разума, то он доступен для веры, опирающейся на постулаты практического разума. Такая трансцендентность Божества была неведома языческому пантеизму.

Филон Александрийский

Бог для Филона - Высшее Божество, оно, несомненно, выше платоновского «Единого- Блага». Бог создает интеллигибельный космос (мир Идей), или Логос, который, являясь мыслью Бога, творит мир. Так, Филон использует учение Платона об идеях. В его интерпретации платоновские идеи мира подлинных сущностей, мира надфизического и потустороннего, есть мысли Бога.

Логос для Филона - это ипостась Бога, Мысль Божья, Архангел и Посредник между самим Богом и Божественным творением. Логос не только мысль Божья, но и слово, несущее в Священном Писании свет мудрости и ясность истины.

Логос, обладая бестелесной, сверхчувственной и трансцендентной природой, подаренной ему Богом, представляет собой некую действующую причину космического масштаба, воздействующую на телесный мир. Именно через Логос осуществляется то связывающее единение, которое не только определяет воздействие бестелесного на мир вещей, но и упорядочивает и сохраняет мир в его гармонии и целостности.

Бог создает материю из ничего, а Логос придает этой первома- терии форму. Логос - высшее и самое совершенное творение Бога. Логос, будучи Мыслью и Словом Божьим, творит близких к своему окружению ангелов, а затем мир чувственных вещей и человека. Так, идея творения мира, совершенно чуждая язычеству, впервые обрела систематическую формулировку в учении Филона.

Бог, в понимании Филона, не есть конечное первоначало, напротив, Бог - бесконечен. Эта божественная бесконечность проявляется в активности, которая предполагает две «Потенции Бога», а именно: «Потенцию творческую» и «Потенцию правящую». Первая носит имя Елохима и представляет собой созидательную функцию, предопределяющую добро и благо; вторая - имя Иеговы, которая также представляет собой функцию, но функцию иного целеполагания и содержания, не добродетельного плана, а силового (карающего, законода-

тельного). Филон как монотеист в отличие от платоников образ Бога связывает с конкретной личностью (Иеговой), повествование о которой он находит в Священной истории, изложенной в Библии.

В учении о человеке Филон в согласии с представлениями платоников исходит из двух начал: тела и души. В последующих своих воззрениях он добавляет и третье начало - Дух. В конечном итоге, следуя библейской традиции, Филон рассматривает природу человека в трех ипостасях , а именно: телесное начало, интеллектуальное начало (душа) и Дух, исходящий от Бога. Эти три ипостаси определяют человеческую жизнь и ее измерения.

Филон рассматривает три измерения человеческой жизни: животное, определяемое телесной ипостасью; рациональное, осуществляемое в лоне интеллекта и души; и духовное, соотносимое с Духом. Последняя ипостась осуществима в божественном измерении, так как смертная душа человека может стать бессмертной только в том случае, если Бог дарует ей свой Дух.

Учение о Божьем Духе и бессмертии человеческой души, повествуемое в Библейском писании, явилось основой этики Филона. Такие понятия, как «любовь к Богу», «вера в Бога», «жизнь во имя Бога», становятся основополагающими ориентирами праведной жизни человека-христианина. Мораль и нравственность в этике Филона сливаются в единое целое с верой и христианской религией.

В целом учение Филона, хотя по ряду идей и отличалось от христианского, но тем не менее оно было близко к нему. Все христианские отцы церкви доникейской патристики в своих трудах исходили из учения Филона о трансцендентном Боге, Логосе и «тварном» мире. Отвергнутое ортодоксальным христианством на I Вселенском соборе, проходившем в г. Нике (ныне турецкий город Изник), и осужденное им как языческая и пантеистическая доктрина, учение Филона, несмотря на все это, стало связывающим звеном между язычеством и христианством.

Более того, учение Филона явилось теоретической основой формирования патристики, которая в ходе дальнейшего формирования христианского вероучения была представлена большим многообразием теологических, философских и политико-социологических концепций и доктрин христианских мыслителей II-V вв., так называемых отцов церкви. Патристика формировалась в непрерывных баталиях с гностицизмом, языческим мировосприятием и другими ересями. В этой борьбе патристика пользовалась идеями платонического и неоплатонического идеализма.

Филон (†ок. 50), александрийский иудей, был разносторонним, хотя и неоднозначным апологетом иудейства, получившим хорошее философское греко-римское образование, которое в лице Платона и стоиков наложило на его взгляды большую печать. Не исключено, что он мог быть знаком и с христианским учением. Особенно интересно его учение о Логосе, которое в некоторых высказываниях Филона иногда напоминало христианскую мысль. По этой причине Энгельс характеризовал Филона как «настоящего отца христианства».

Но учение Филона о Логосе отличается большой двойственностью. Протоиерей М. МАЛИНОВСКИЙ пишет: «Он говорит, то как иудей, то как платонический философ и каббалист. Воззрения Платона и Ветхозаветной религии, почти не смешиваясь, идут через всю его систему и являются сплоченными механически. Отсюда, наряду с изображениями безличного Логоса у него часты олицетворения Его » .

Можно указать на следующие принципиальные отличия учения Филона о Логосе от христианского.

· Филон – исповедует моноипостасного Бога. Бог триипостасный для него немыслим. Поэтому Логос Филона, хотя он и называет его иногда сыном Божьим – это не Бог и не Его ипостась, равная Отцу.

· Логос Филона – то творение, то эманация Сущего. В любом случае Он принципиально ниже Бога, не единосущен и не равночестен Ему. Логос у него – высший посредник между миром и Богом. Логос – это Разум, идеи и силы Бога. Он – идея всех идей , первородный, старший Сын Божий (младший – это мир), второй бог , первообраз вселенной .

· Логос у Филона рассматривается трояко: как душа и связь мира, как безличная энергия Бога и как тварно-личностный посредник. В последнем случае он представляется личностью по отношению к миру, оставаясь безличной силой Бога.

· Логос не есть Божественная личность, но только Божественная способность мышления и творчества, содержащая в себе идеи всех сотворенных вещей.

· Поскольку мир образован Логосом из вечной материи – косной, хаотической массы, то он чужд и противоположен Богу.

· Человек двусоставен. Его душа – падший дух, посланный на землю для наказания и искупления своего греха. Тело – тюрьма, естественный источник нечистоты и греха. Чувственность – корень греха. Аскетизм необходим как средство достижения экстаза, в состоянии которого душа вновь возвращается в мир Логоса. Филон учит о предсуществовании душ.

· Поскольку материя, по Филону, начало косное, противоположное духу и противостоящее ему, то воплощение, вочеловечение Логоса и, тем более Крест для спасения человека немыслимы и богохульны. Поэтому Логос Филона не может быть Мессией, ибо Мессия – это земной царь, человек, сын Давида.

Таким образом, ни стоическое понимание логоса, ни учение Филона о нем никак не могут рассматриваться в качестве источника христианского учения о Логосе как Богочеловеке и Спасителе, Своими страданиями, смертью и воскресением открывшего человеку врата вечного Царства Божия.

Литература

Богдашевский Д.И., проф. К изучению четвертого Евангелия. Киев, 1910.

Виндельбанд. История древней философии. СПб., 1908.

Лосев А.Ф. Логос. //Философская энциклопедия. Т.3. М., 1964.

Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1910.

Муретов М., проф. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии. Изд. 2-е. М., 1885.

Муретов М., проф. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885.

Смирнов Н.Т. «Терапевты и соч. Филона иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909.

Приехал в Рим Филон, александрийский иудей, происходивший от знатной фамилии. Иудеи назначили его одним из послов, которых отправили хлопотать по их делам. Филон был самым замечательным из тех александрийских иудеев, которые, получив греческое ученое образование, старались соединить ветхозаветную религию с идеями греческой, в частности платоновской и стоической философии, доказывая, что религиозные, философские и нравственные истины, высказанные наилучшими языческими мыслителями, задолго до их времен были даны иудеям божественным откровением. В своем стремлении доказать это, Филон Александрийский и другие иудеи одинакового с ним направления мыслей видоизменили священные предания платоническими и стоическими понятиями. Их учение не произвело особенного впечатления на их языческих современников, но имело большое влияние на христианских ученых и на греко-римскую религиозную философию II и III веков. Филон был в иудейском вероучении представителем идеализма, подобного идеализму неоплатоников в язычестве. Он хорошо знал греческую философию, заимствовал из неё свои основные понятия, которыми старался объяснить божественные тайны, но вместе с тем оставался верующим приверженцем священных книг своего народа, ставил, данное в них откровение выше всякой иной мудрости. Главной целью многочисленных ученых трудов Филона, написанных несколько риторическим языком, но проникнутых искренним одушевлением, было защитить от порицаний и прославить отечественную религию. Задачей своей жизни Филон поставил доказать одинаковость учений Платона о Боге, о благе, об идеях и учений стоиков о душе вселенной и о добродетели с откровенными истинами иудейской религии, убедить образованных язычников, что эти учения были издавна собственностью народа иудейского.

Филон Александрийский. Иллюстрация XVI века

Учения Филона Александрийского о Боге и Логосе

Вот краткое изложение философии Филона Александрийского, составленной из греческих и еврейских элементов. От вечности существовали два основных принципа: Бог, существо духовное, и хаос – материя, из которой создан мир. Бог – существо, непостижимое человеческим умом. Из божественного существа первоначально произошел духовный мир, мир идей, прототипов, деятельностью которых созданы предметы материального мира. Согласно Филону, разумная сила этих прототипов проникает в материю и из этого дурного материала создаёт, по их образу, материальный, видимый мир. Эта действующая сила духовного мира – логос, «разум», «смысл». В философии Филона она – связь, соединяющая видимый материальный мир с невидимым богом; она принадлежит обоим основным принципам, и богу, и материи. В Боге она – сила покоящаяся, в материи – сила действующая и сокращающая.

Итак, логос – наместник Бога в видимом мире, «второй Бог». Как разум человека проявляется во множестве мыслей, которые при всем своем различии друг от друга составляют единое целое, происходя от одной силы охватываясь ею во всей своей совокупности, так из логоса происходят бесчисленные прототипы и основные силы предметов видимого мира. Эти прототипы и силы соответствуют и ангелам еврейской веры, и идеям Платона, и божествам языческой мифологии . Учение о логосе – главная часть философской системы Филона Александрийского. Во всех тех местах Ветхого Завета, где говорится о явлениях Бога людям или о действиях промысла, говорится, по его мнению, о логосе. Логос – образ Бога, наместник его, «первородный сын божий». Он податель всех духовных даров, посредник между людьми и богом, возносящий к нему их просьбы, ходатайствующий за них перед ним. Логос разделяется у Филона на множество существ, каждое из которых – проявление какого-нибудь отдельного качества или его действия. Как логос произошёл из Бога, так из логоса произошел человек, поэтому человек имеет в себе разум (имеет в себе логос), имеет и свободу. Первая чета людей употребила свободу во зло, этим был создан грех.

Филон считал, что излагаемое его философией учение содержится в Ветхом Завете. Для доказательства этого, он дает натянутые толкования словам священных книг. По мнению Филона, слова священного писания имеют, кроме простого, буквального смысла, другой, высший, аллегорический. Он давал аллегорические объяснения и заповедям закона Моисеева , оставляя, впрочем, за ними силу повелений божиих. Его учение имело большое влияние на христианских гностиков .

Книги Филона Александрийского

Книги Филона Александрийского можно разделить на четыре группы: 1) Историко-биографические сочинения написаны несколько риторическим слогом. Важнейшие из них – книги «О сотворении мира», «Жизнь Авраама», «Жизнь Иосифа», «Три книги о Моисее», составленные по священному писанию и по легендам и предназначенные главным образом для язычников, и защиту иудейской религии; 2) Книги о нравственности. Основным из них надо считать «О десяти заповедях»; к нему примыкают рассуждения о разных добродетелях, две книги «О наградах в наказаниях», проникнутые пламенной любовью к иудейскому народу и родине и восторженными надеждами; «О благородстве» иудейского народа. 3) Политические сочинения, рассказы об общественной деятельности Филона; сюда относится книга «О посольстве» в Рим. 4) Аллегорические объяснения священного писания, предназначенные главным образом для иудеев и написанные Филоном Александрийским в старости, спокойным тоном, комментарии к разным отделам Пятикнижия (о священных законах, о херувимах, о жертвоприношении Каина и Авеля, о потомстве Каина, о Ное, о разделении языков, о сновидениях, о жертвоприношениях и священстве и проч.).

Мы перечислили только важнейшие из книг Филона. У него много мыслей, одинаковых с Новым Заветом и вообще с христианскими понятиями. Большая часть этих мыслей были в его время всеобщими у иудеев, живших в греческих городах.