Важнейшие религиозно философские идеи библии. Религиозно-философские идеи библии

Средневековая философия.

До недавнего времени средневековая философия изучалась в весьма урезанном виде: ее представляли зачастую как конгломерат эклектических и релятивистских идей. Дело в том, что господствующим мировоззрением средних веков было христианство, магистральными идеями, разрабатываемыми выдающимися мыслителями этого времени, оказывались идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия полагалась “служанкой богословия”, в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие о том, что такое философия, калькировалось с понятием о ней в античности или в Новое время, и иным оно не мыслилось. Потому средневековое ее положение зачастую представлялось как псевдофилософия, внутри которой встречались отдельные свободные умы, перекраивавшие христианское мировоззрение в духе платонизма, аристотелизма, стоицизма. При таком подходе это означало: самостоятельного философствования в ту пору не существовало, оно являлось консервантом античных традиций при одном инструменте теоретизирования - формальной логике и при одном инструменте согласования всеобщего и единичного - символе.

Действительно - и в этом состоит ее исключительность - философия этого периода была тесно сопряжена с теологией проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог - человек. Августин в трактате “О граде Божием” полагал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной фигурой. Все остальные области, традиционно входившие в состав философии - онтология, гносеология, этика, эстетика - рассматривались под этим углом зрения. Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством - сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, призванного в конечном счете эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.



Религиозно-философские идеи библии

Библия (от древнегреч. Biblia – «книги»)- это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом.

По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет

Ветхий Завет - это древнееврейский Танах, в котором рассказывается история древнееврейского народа, а также представлен в письменном изложении процесс складывания у древних евреев монотеистического культа Яхве.

Само слово «Завет» означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том, что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет покровительствовать их земной жизни.

Учение Иисуса - это и есть Новый Завет, новое Слово Божие, предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только иудеям.

Ветхий Завет: 10 заповедей (декалог)

1-4 – заповеди о Боге.

5-10 – заповеди о взаимоотношениях между людьми.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Н.З.)
Заповеди блаженств\

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Не нарушить пришел Я, но исполнить.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Нельзя гневаться

Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.

Нельзя прелюбодействовать в сердце своем

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Просящему у тебя дай

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Любить нужно всех, включая врагов

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

СРАВНЕНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА

Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства или святости.

Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды , а новозаветный закон Христов есть закон Божественной любви и благодати .

Самая главная заповедь христианства:

«ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО КАК САМОГО СЕБЯ».

Периодизация философии

В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.); 2) анализ возможностей слова - важнейшая проблема, связанная с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (V11-X вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.). В каждом их этих периодов обычно различают “рационалистическую” и “мистическую” линии. Однако стоит подчеркнуть, что мысль “рационалиста” была направлена на постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе как чудом наделенность им мыслящего существа назвать нельзя), а мысль “мистика” обретает логическую форму. Обеим этим линиям свойственно то, что называлось “схождением ума в сердце”; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва, исповедь, наставление, как правило, облеченное в форму притчи. Именно потому, что философия составляла с мифологией, называвшейся вплоть до XII в. спекулятивной философией, единый идейный комплекс, она развивалась не только в светских школах (с XI в.), а затем в университетах (с Х111 в.), но прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Фома Аквинский). Даже имена средневековых философов связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский).

Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (11-1V вв.) и посленикейскую (IV-VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин, Боэций и др.). При этом греко-византийская философия отводит решающее место непосредственному созерцанию Бога в схватывающем интуитивном акте, то есть “мистицизму”, в то время как католическая мысль развивается внутри пересекающихся линий “мистицизма” и “рационализма”. Огромное значение в этот период играли споры с неоплатонизмом, гностицизмом и возникавшими внутри христианства ересями.

Ни одна философия не обходится без определенного взгляда на сущность и устройство мира, определения места человека в нем.

Не ушла от этого вопроса и Библия. Ведущей философской идеей Библии является теоцентризм. По Библии, Бог является основателем Вселенной, вершителем судеб человечества. Проблемы мироздания в Библии фундаментально представлены в первой Книге «Бытие». Она была написана около V в. до н. э. В этой Книге используются два мифа о сотворении мира - вавилонский и шумерский. Древний человек, наблюдая причинно-следственную зависимость, пытался установить повторяющиеся закономерности, найти причину тех или иных явлений. Например: Кто вырастил хлеб? - Земледелец. - А вещи сделал? - Человек. - А мир кто создал? - Творец. И человек, согласно такой логике мыслей, делал вывод о том, что за каждым творением стоит творец. Следовательно, и у человека, и у Земли, и у Вселенной должен быть творец. Если повозку везет лошадь, то, стало быть, и весь движущийся мир кто-то должен «двигать», «заводить», «быть Перводвигателем Вселенной». В Книге «Бытие» раскрывается картина самого процесса сотворения мира Богом, последовательно, день за днем создающего свет, воду и небо, сушу, растения, небесные светила, пресмыкающихся, птиц, «скотов и гадов» и зверей «земных». После пяти дней творения Бог создает человека по Своему подобию и только после этого на седьмой день «почил от всех дел Своих» (Быт. 1: 27).1

1 Здесь и далее мы будем употреблять общепринятые сокращенные названия Книг Библии: Бытие - Быт; Исход - Исх; Второзаконие -Втор; Евангелие от Матфея - Мф; от Луки - Лк; от Марка - Мк; - от Иоанна - Ин и др. Первая цифра означает номер главы Книги, вторая -номер стиха.

Господь Бог создает первого человека Адама из «праха земного» для того, чтобы он господствовал над природой. Не случайно после создания Адама Бог создает животных, и Адам присваивает каждому виду животных имена. Чтобы Адам не скучал, Бог в помощь ему создает из ребра человека женщину и называет ее Евой («жизнь») - «И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2: 21 - 23).

По библейским представлениям, в раю, в Эдемском саду у человека было все. Это был золотой век человечества, когда не нужно было думать о том, как прожить, что есть и что пить. Бог ввел только одно ограничение для человека: не есть яблоки с Дерева познания добра и зла. Но черт не дремал. Дьявол подговорил Еву, обернувшись змеей, не бояться запрета Бога и все-таки съесть это злосчастное яблоко. Любопытная Ева начала уговаривать Адама и уговорила: они съели яблоко с Дерева познания добра и зла и узнали истину: они были разными. У них открылись глаза. Оказывается, они мужчина и женщина! Грехопадение совершилось. Бог отвернулся от человека, природа восстала против человека, и начались многочисленные злоключения людей.

По Библии акт творения мира произошел в 9 часов утра 23 октября 4004 года до рождения Христова. Эта дата указана в древнейшей Библии, находящейся в Англии, так называемой Библии короля Якова. А вычислил ее английский архиепископ Джеймс Ашшер. Другие исследователи называют 5509 Г. до н. э.1 На чем основаны эти расчеты? На косвенных данных, содержащихся в Библии.

Важнейшая идея христианства -- это идея единого Бога. Показать людямсуществование могущественного и единственного Бога, а также доказать имнеобходимость веры в Него -- это и есть главная задача всего СвященногоПисания. Вся Библия проникнута духом монотеизма, Первая и главная из десятизаповедей, дарованных Господом Моисею, так и звучит: "Да не будет у тебядругих богов пред лицем Моим" (Втор. 5:7). И далее: "Не поклоняйся им и неслужи им; ибо Я Господь, Бог твой" (Втор. 5:9). Об этом же говорит и Иисус, отвечая на вопрос Книжника о том, какаязаповедь первая из всех: "Господь Бог наш есть Господь единый" (Мк. 12:29). В этом заключается основное отличие христианства от иных существовавшихтогда религиозных верований. Если религия древних греков и римлян былаполитеистической, т.е. они признавали существование многих богов, тохристианство -- это строго монотеистическое мировоззрение. И именномонотеизм христианство почерпнуло в иудаизме. Более того, для христианства характерен не только монотеизм, но итео-центризм -- единый Бог является центром всего в мире: веры, мышления,познания и т.д. Иисус, продолжая свой ответ книжнику, говорит: "И возлюбиГоспода Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всемразумением твоим, и всею крепостию твоею" (Мк. 12:30). Восприятие Бога как единственной и всемогущей мировой силы оказаловлияние и на космологическую концепцию христианства. В основе этой концепциилежит идея творения. Если в античных религиях и древнегреческой философииговорилось о том, что мироздание возникло из чего-то, и первоначаламикосмоса виделись некие божественные, но в тоже время и природные объекты, тов христианстве Господь Бог творит мироздание "из ничего", Начало мира -- этоСам Бог, который Своим словом, Своим желанием творит, создает весь мир: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в началеу Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, чтоначало быть" (Ин. 1:1--3). Более того, Господь не просто сотворил мир, но присутствует в каждомего движении, ибо все, что происходит в мире, есть Промысел Божий. С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос,который был одним из основных в древнегреческой философии: что такое бытие?Господь и есть несотворенное, вечное бытие. Все остальное -- это сотворенноеодним Его словом бытие, и являющееся бытием потому, что Бог этого пожелал. Непосредственно связанной с идеей творения оказывается и идеяоткровения -- любое знание, доступное людям, есть Божественное откровение;все, что люди знают о мире, о себе и о Боге -- все это открыто им СамимБогом, ибо само знание тоже является результатом Божественного творения.Бог, создав первых людей, Адама и Еву, наложил на них единственный запрет --не прикасаться к плодам дерева, которое дает знания. Люди же, подстрекаемыезмеем, вкусили этих плодов и тем самым попытались сами стать богами. Змейговорил им: "В день, который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и выбудете, как боги, знающие добро и зло" (Бытие. 3:5). Поэтому в христианском мировоззрении на всякое знание, полученное внеБожественного откровения, налагается своего рода запрет. Более того, вера вБога, в Его абсолютное всесилие и всезнание не просто выше всякогособственно человеческого знания, а является единственным истинным знанием.Апостол Павел так формулирует эту мысль в Первом послании Коринфянам:"Мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1-е Кор. 3:19). Впоследствии христианская церковь сформулировала основные, с ее точкизрения, знания о мире, человеке и о Боге в виде догматов -- своеобразныхустановлений, истинность которых принимается без доказательства. Эти догматыне могут быть опровергнуты, ибо являются словом и волей Божией. Но, как мы знаем, первые люди все же нарушили Божественный запрет ивкусили плоды с дерева познания. Тем самым они совершили первоегрехопадение. Грех, в христианском понимании, -- это нарушение установленныхБогом законов и запретов. И первый же самостоятельный поступок людейоказался греховным. Отсюда вытекает еще одна важнейшая христианская идея --идея грехопадения. С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Богсоздал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили Божественнуюволю. За это, по воле Господа, греховность Адама и Евы была распространенана все их потомство. И вся дальнейшая история человечества, по Библии, --это борьба немногих праведников, познавших Божественную истину зараспространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших всвоей греховности, борьба за спасение человечества. Спасение необходимо потому, что, по христианским убеждениям, историячеловечества конечна. Учение о конце мира -- это тоже одна из главных идейхристианства. Земной мир, земная жизнь людей -- это их временное, неистинноепребывание в жизни. Земная жизнь должна будет закончиться последнимсражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей напоследний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний иокончательный приговор. Истинно верующих Господь призовет в Своибожественные чертоги и дарует им вечную жизнь, а нераскаявшихся грешниковобречет на вечные мучения. Яркая картина этой последней битвы, Апокалипсиса,представлена в "Откровении Иоанна Богослова". Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековаяистория, изложенная в Ветхом Завете, показала, что люди, в силу своейизначальной греховности, постоянно отворачиваются от Бога. И здесь в Библиивозникает фигура Бога-Спасителя, посланного Господом на Землю, чтобы датьлюдям последний и окончательный Завет. "Ибо Он спасет людей Своих от грехових", -- говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос своейжизнью, смертью и посмертным воскрешением показывает всем пример истиннойжизни и истинного спасения -- человек может спастись только тогда, когда онна протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает всеБожественные заповеди. В этом смысле очень важна христианская идея о богочеловеческой природеИисуса Христа. Иисус -- Сын Божий, Мессия, потому Он может творить чудеса,рассказами о которых наполнены все Евангелия, потому Он, единственный наЗемле, кто абсолютно точно знает Божественную истину. Однако если бы Иисусбыл только Богом, Его слово было бы далеко от сознания людей -- что можетБог, то недоступно человеку. Сам Иисус говорит: "Отдавайте кесарево кесарю,а Божие Богу" (Мк. 12:17). Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом, Он --Богочеловек. Иисус претерпевает страшные телесные страдания во имя Божие.Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что телоЕго будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. НоИисус не страшится ее, ибо знает и другое -- телесные муки ничто, посравнению с вечной жизнью, которую дарует Ему Господь за стойкость духа, зато, что в земной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался вистинности своей веры. Человеческие, телесные страдания Христа во славу Бога, столь страстно иярко описанные в Новом Завете, как бы показывали обычным людям, что СамГосподь снизошел до их человеческой природы и показал им пример настоящейжизни. Именно поэтому личность Иисуса Христа оказалась столь близкаогромному количеству людей, уверовавших в то, что за все их земные мучениябудет дано Божественное воздаяние, воскрешение после смерти телесной и жизньвечная, если они будут блюсти Божьи заповеди. Эти заповеди, которые Господь даровал еще Моисею и изложенные в ВетхомЗавете, Иисус заново приносит людям. В заповедях Иисуса и заключенособственно окончательное и последнее Слово Божие человеку. По сути дела, вних излагаются основные правила человеческого общежития, соблюдение которыхпозволит всему человечеству избежать войн, убийств, насилия вообще, акаждому отдельному человеку -- прожить земную жизнь праведно. Разница же заповедей в их ветхозаветном и новозаветном толкованиях втом, что в Ветхом Завете Божественные заповеди носят форму закона, которыйБог требует соблюдать только от евреев, а в Новом Завете Иисус несет незакон, но Радостную Весть, Благодать и обращается уже ко всем уверовавшим вБога, как бы показывая, что Господь примет под Свое покровительство каждого,кто проникся верой в Него. Когда Иисуса спросили о главных Божественных заповедях, первой Онназвал любовь к Богу, а второй -- любовь к ближним своим: "Возлюби ближнеготвоего, как самого себя". И продолжил: "Иной большей сих заповеди нет" (Мк.12:31). По сути дела, в христианстве произошла одна из самых глобальныхпереоценок ценностей в истории человечества. Идеалы античности, с их культомреальной, плотской жизни, культом человеческого тела, культом разума изнания оказались полностью перечеркнуты христианством. "Блаженны нищиедухом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуютземлю. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" --говорит Иисус (Мф. 5:3--ll). Смирение, полное и добровольное подчинение самого себя БожественномуПровидению -- вот, что становится основной христианской добродетелью,Человек должен отречься и от самой жизни во имя веры и других людей. Даже идеалы эллинистических философов, с их четко выраженным отрицаниемсуетности мира и призывом сосредоточить внимание на внутренних, духовныхпроблемах человека, на познании собственной души, не шли ни в какоесравнение с этой христианской проповедью. Ведь итогом жизни, по мнениюмудрецов эпохи эллинизма, должна стать "автаркия" -- признаниесамодостаточности, способности индивидуальным образом познать истину. Иначеговоря, они опять же концентрировали внимание на возможностях отдельногочеловека самостоятельно, в одиночку достичь счастья. Идеал же христианина -- жизнь во Христе и во имя Христа. Без помощиГоспода человек не может ничего. Недаром Иисус говорил: "Пребудьте во Мне, иЯ в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего нипожелаете, просите, и будет вам... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас;пребудьте в любви Моей" (Ин. 15:4--9). Основой такой жизни в христианстве становится любовь -- не разум, ночувство. Но эта любовь опять же не имеет никакого отношения к любви в ееантичном понимании как Эроса, плотского чувства. Христианская любовь --высшая духовная ипостась человека. Именно на любви -- любви к Богу и другимлюдям -- покоится все здание христианской морали. Иисус в Новом Заветедарует людям новую заповедь: "Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, таки вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). "Нет больше той любви, как если ктоположит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Но "больше той любви" нет среди людей. Источником же человеческой любвиможет быть только Бог. Поэтому центром, средоточием любви вообще, являетсясам Бог, ибо только воистину возлюбивший Бога способен на любовь к другимлюдам: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюлзаповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 15:10). Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили передчеловечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми целями,которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских ученияхантичности. Христианство не только перевернуло представления человека омире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую концепцию самогочеловека, о его способностях и жизненно важных идеалах.

БИБЛИЯ. ФРАГМЕНТЫ



Публикуется по: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и НовогоЗавета. М., 1991.

[СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА. ПЕРВОЕ ГРЕХОПАДЕНИЕ] ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА БЫТИЕ ГЛАВА 1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божийносился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: деньодин. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду отводы. 7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды,которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, ида явится суша. И стало так. 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увиделБог, что это хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, деревоплодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. Истало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево,приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что этохорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий. 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дняи ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить наземлю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управленияднем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, чтоэто хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый. 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицыда полетят над землею, по тверди небесной. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся,которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. Иувидел Бог, что это хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, инаполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, игадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всехгадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему;и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и надскотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворилего; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, инаполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, инад птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть навсей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сиебудет в пищу; 30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякомупресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зеленьтравную впищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер,и было утро: день шестый.

ГЛАВА 2

Так совершены небо и земля и все воинство их. 2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил вдень седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3 И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил отвсех дел Своих, которые Бог творил и созидал. 4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когдаГосподь Бог создал землю и небо, 5 И всякий полевый кустарник, которого еще не было на земле, и всякуюполевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя наземлю, и не было человека для возделания земли; 6 Но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли. 7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице егодыхание жизни, и стал человек душею живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил тамчеловека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид ихорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась начетыре реки. 11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 13 Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш. 14 Имя третьей реки Хиллекель: она протекает пред Ассириею. Четвертаярека Евфрат. 15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобывозделывать его и хранить его. 16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в садуты будешь есть; 17 А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, вкоторый ты вкусишь от него, смертию умрешь. 18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим емупомощника, соответственного ему. 19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птицнебесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, какнаречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверямполевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. 21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взялодно из ребр его, и закрыл то место плотию. 22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел еек человеку. 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плотимоей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к женесвоей; и будут одна плоть. 25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

ГЛАВА 3

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Исказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева враю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и неприкасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете; 5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глазаваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно дляглаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и далатакже мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшилисмоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня;и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг,и скрылся. 11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, скоторого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и яел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змейобольстил меня, и я ела. 14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты предвсеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреветвоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. 15 И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим имежду семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его впяту. 16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; вболезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будетгосподствовать над тобою. 17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел отдерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земляза тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. 18 Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевоютравою. 19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю,из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься. 20 И нарек Адам имя жене своей: Ева*, ибо она стала матерью всехживущих. * Жизнь. 21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их. 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро изло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дереважизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю,из которой он взят. 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима ипламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни.

ГЛАВА 4

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала:приобрела я человека от Господа. 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин былземледелец. 3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. 4 И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. Ипризрел Господь на Авеля и на дар его; 5 А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и пониклолице его. 6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицетвое? 7 Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешьдоброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуйнад ним. 8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, воссталКаин на Авеля, брата своего, и убил его. 9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю;разве я сторож брату моему? 10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне отземли. 11 И ныне прооят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровьбрата твоего от руки твоей. 12 Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силысвоей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. 13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно. 14 Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего яскроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретитсясо мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмститсявсемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним,не убил его. 16 И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток отЕдема. 17 И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил онгород; и назвал город по имени сына свс/его: Енох. 18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафу-сала;Мафусал родил Ламеха. 19 И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. 20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. 22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий измеди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. 23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего;жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в ранумне. 24 Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят развсемеро. 25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла емуимя: Сиф; потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместоАвеля, которого убил Каин. 26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда началипризывать имя Господа. <...> [НАЧАЛО МИРА И СЫН БОЖИЙ] ОТ ИОАННА СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ ГЛАВА 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, чтоначало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабывсе уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего вмир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть бытьчадами Божиими, 13 Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но отБога родились. 14 И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; имы видели славу Его, славу как единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и восклицая говорит: Сей был Тот, оКотором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что былпрежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; 17 Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрезИисуса Христа. 18 Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем,Он явил. 19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалимасвященников и левитов спросить его: кто ты? 20 Он объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос. 21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал:нет. 22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что тыскажешь о себе самом? 23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, каксказал пророк Исайя. 24 А посланные были из фарисеев; 25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия,ни пророк? 26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто,Которого вы не знаете: 27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня; я не достоинразвязать ремень у обуви Его. 28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вотАгнец Божий, Который берет на Себя грех мира; 30 Сей есть, о котором я сказал: "за мною идет Муж, который сталвпереди меня, потому что Он был прежде меня"; 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы он явленбыл Израилю. 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба,как голубя, и пребывающего на Нем; 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "накого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий ДухомСвятым"; 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. 35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вамнадобно? Они сказали Ему: Раввй, -- что значит: "учитель", -- где живешь? 39 Говорит им: пойдите, и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, ипробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним,был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашлиМессию, что значит: "Христос". 42 И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты --Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что, значит: "камень" (Петр). 43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа иговорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Которомписал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что, доброе?Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинноИзраильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему вответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Явидел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Раввй! Ты -- Сын Божий, Ты -- Царь Израи-лев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: "Явидел тебя под смоковницею"; увидишь больше сего. 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видетьнебо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к СынуЧеловеческому. <...>

[ДАРОВАНИЕ ЗАКОНА. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ] ВТОРАЯ КНИГА МОИСЕЕВА ИСХОД ГЛАВА 20 И изрек Бог все слова сии, говоря: 2 Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из домарабства. 3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 5 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь Бог твой, Богревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода,ненавидящих Меня, 6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающимзаповеди Мои. 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь неоставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 8 Помни день субботний, чтобы святить его. 9 Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; 10 А день седьмый -- суббота Господу Богу твоему: не делай в оныйникакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя,ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах Твоих. 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них;а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятилего. 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле,которую Господь, Бог твой, дает тебе. 13 Не убивай. 14 Не прелюбодействуй. 15 Не кради. 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, нираба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнеготвоего. 18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и,увидев то, народ отступил, и стал вдали. 19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы неговорил с нами Бог, дабы нам не умереть. 20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас ичтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. 21 И стоял народ вдали; а Моисей вступил во мрак, где Бог. 22 И сказал Господь Моисею; так скажи сынам Израилевым: вы видели, какЯ с неба говорил вам. 23 Не делайте предо Мною богов серебряных или богов золотых, не делайтесебе, 24 Сделай Мне жертвенник из земли, и приноси на нем всесожжения твои имирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где я положупамять имени Моего, Я прийду к тебе, и благословлю тебе. 25 Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай егоиз тесаных. Ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их. 26 И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась принем нагота твоя. <,..> [НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА] ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ ГЛАВА 5 Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученикиЕго. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправеднозлословить за Меня; 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: такгнали и пророков, бывших прежде вас. 13 Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь еесоленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попраниелюдям. 14 Вы -- свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, исветит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыедела и прославляли Отца вашего Небесного. 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушитьпришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йотаили ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей,тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тотвеликим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведностикнижников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. 21 Вы слышали, что сказано древним: "не убивай"; кто же убьет, подлежитсуду. 22 АЯ говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно,подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака"1, подлежит синедриону2; акто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, чтобрат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирисьсбратом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобысоперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не вверглибы тебя в темницу; 26 Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь допоследнего кодранта. 27 Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением,уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя;ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоебыло ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя;ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоебыло ввержено в геенну. 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ейразводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния,тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тотпрелюбодействует. 33 Еще слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, ноисполняй пред Господом клятвы твои", 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно ПрестолБожий; 35 Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потомучто он город великого Царя; 36 Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волосасделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, тбот лукавого. 38 Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб". 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щекутвою, обрати к нему и другую; 40 И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему иверхнюю одежду; 41 И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43 Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врагатвоего". 1 Пустой человек. 2 Верховное судилище. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинаю щихвас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцуСвоему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных инеправедных. 46 Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то жели делают и мытари1? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенногоделаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. <...>

[О ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ] КНИГА ЕККЛЕСИАСТА ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА ГЛАВА 1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. 2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, -- все суета! 3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он подсолнцем? 4 Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки. 5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оновосходит. 6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходусвоем, и возвращается ветер на круги свои. 7 Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откудареки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. 8 Все вещи в труде; не может человек пересказать всего; не насытитсяоко зрением, не наполнится ухо слушанием. 9 Чтб было, тб и будет; и что делалось, тб и будет делаться, и нетничего нового под солнцем. 10 Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это былоуже в веках, бывших прежде нас. 11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти утех, которые будут после. 12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; 13 И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростиювсе, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим,чтобы они упражнялись в нем. 14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все -- суета итомление духа! 15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. 16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрелмудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце моевидело много мудрости и знания. 17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумиеи глупость; узнал, что и это -- томление духа. * Сборщики податей. 18 Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания,умножает скорбь.

ГЛАВА 2

Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя веселием, и насладисьдобром"; но и это -- суета! 2 О смехе сказал я: "глупость!", а о веселии: "что оно делает?" 3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином

Важнейшая идея христианства -- это идея единого Бога. Показать людям существование могущественного и единственного Бога, а также доказать им необходимость веры в Него -- это и есть главная задача всего Священного Писания. Вся Библия проникнута духом монотеизма, Первая и главная из десяти заповедей, дарованных Господом Моисею, так и звучит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Втор. 5:7). И далее: «Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой» (Втор. 5:9).

Об этом же говорит и Иисус, отвечая на вопрос Книжника о том, какая заповедь первая из всех: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12:29).

В этом заключается основное отличие христианства от иных существовавших тогда религиозных верований. Если религия древних греков и римлян была политеистической, т. е. они признавали существование многих богов, то христианство -- это строго монотеистическое мировоззрение. И именно монотеизм христианство почерпнуло в иудаизме.

Более того, для христианства характерен не только монотеизм, но и тео-центризм -- единый Бог является центром всего в мире: веры, мышления, познания и т. д. Иисус, продолжая свой ответ книжнику, говорит: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30).

Восприятие Бога как единственной и всемогущей мировой силы оказало влияние и на космологическую концепцию христианства. В основе этой концепции лежит идея творения. Если в античных религиях и древнегреческой философии говорилось о том, что мироздание возникло из чего-то, и первоначалами космоса виделись некие божественные, но в тоже время и природные объекты, то в христианстве Господь Бог творит мироздание «из ничего», Начало мира -- это Сам Бог, который Своим словом, Своим желанием творит, создает весь мир: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3).

Более того, Господь не просто сотворил мир, но присутствует в каждом его движении, ибо все, что происходит в мире, есть Промысел Божий.

С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос, который был одним из основных в древнегреческой философии: что такое бытие? Господь и есть несотворенное, вечное бытие. Все остальное -- это сотворенное одним Его словом бытие, и являющееся бытием потому, что Бог этого пожелал.

Непосредственно связанной с идеей творения оказывается и идея откровения -- любое знание, доступное людям, есть Божественное откровение; все, что люди знают о мире, о себе и о Боге -- все это открыто им Самим Богом, ибо само знание тоже является результатом Божественного творения. Бог, создав первых людей, Адама и Еву, наложил на них единственный запрет не прикасаться к плодам дерева, которое дает знания. Люди же, подстрекаемые змеем, вкусили этих плодов и тем самым попытались сами стать богами. Змей говорил им: «В день, который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие. 3:5).

Поэтому в христианском мировоззрении на всякое знание, полученное вне Божественного откровения, налагается своего рода запрет. Более того, вера в Бога, в Его абсолютное всесилие и всезнание не просто выше всякого собственно человеческого знания, а является единственным истинным знанием. Апостол Павел так формулирует эту мысль в Первом послании Коринфянам: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1-е Кор. 3:19).

Впоследствии христианская церковь сформулировала основные, с ее точки зрения, знания о мире, человеке и о Боге в виде догматов -- своеобразных установлений, истинность которых принимается без доказательства. Эти догматы не могут быть опровергнуты, ибо являются словом и волей Божией.

Но, как мы знаем, первые люди все же нарушили Божественный запрет и вкусили плоды с дерева познания. Тем самым они совершили первое грехопадение. Грех, в христианском понимании, -- это нарушение установленных Богом законов и запретов. И первый же самостоятельный поступок людей оказался греховным. Отсюда вытекает еще одна важнейшая христианская идея идея грехопадения.

С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог создал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили Божественную волю. За это, по воле Господа, греховность Адама и Евы была распространена на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества, по Библии, это борьба немногих праведников, познавших Божественную истину за распространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших в своей греховности, борьба за спасение человечества.

Спасение необходимо потому, что, по христианским убеждениям, история человечества конечна. Учение о конце мира -- это тоже одна из главных идей христианства. Земной мир, земная жизнь людей -- это их временное, неистинное пребывание в жизни. Земная жизнь должна будет закончиться последним сражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей на последний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний и окончательный приговор. Истинно верующих Господь призовет в Свои божественные чертоги и дарует им вечную жизнь, а нераскаявшихся грешников обречет на вечные мучения. Яркая картина этой последней битвы, Апокалипсиса, представлена в «Откровении Иоанна Богослова».

Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековая история, изложенная в Ветхом Завете, показала, что люди, в силу своей изначальной греховности, постоянно отворачиваются от Бога. И здесь в Библии возникает фигура Бога-Спасителя, посланного Господом на Землю, чтобы дать людям последний и окончательный Завет. «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их», -- говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос своей жизнью, смертью и посмертным воскрешением показывает всем пример истинной жизни и истинного спасения -- человек может спастись только тогда, когда он на протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает все Божественные заповеди.

В этом смысле очень важна христианская идея о богочеловеческой природе Иисуса Христа. Иисус -- Сын Божий, Мессия, потому Он может творить чудеса, рассказами о которых наполнены все Евангелия, потому Он, единственный на Земле, кто абсолютно точно знает Божественную истину. Однако если бы Иисус был только Богом, Его слово было бы далеко от сознания людей -- что может Бог, то недоступно человеку. Сам Иисус говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17).

Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом, Он Богочеловек. Иисус претерпевает страшные телесные страдания во имя Божие. Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что тело Его будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. Но Иисус не страшится ее, ибо знает и другое -- телесные муки ничто, по сравнению с вечной жизнью, которую дарует Ему Господь за стойкость духа, за то, что в земной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался в истинности своей веры.

Человеческие, телесные страдания Христа во славу Бога, столь страстно и ярко описанные в Новом Завете, как бы показывали обычным людям, что Сам Господь снизошел до их человеческой природы и показал им пример настоящей жизни. Именно поэтому личность Иисуса Христа оказалась столь близка огромному количеству людей, уверовавших в то, что за все их земные мучения будет дано Божественное воздаяние, воскрешение после смерти телесной и жизнь вечная, если они будут блюсти Божьи заповеди.

Эти заповеди, которые Господь даровал еще Моисею и изложенные в Ветхом Завете, Иисус заново приносит людям. В заповедях Иисуса и заключено собственно окончательное и последнее Слово Божие человеку. По сути дела, в них излагаются основные правила человеческого общежития, соблюдение которых позволит всему человечеству избежать войн, убийств, насилия вообще, а каждому отдельному человеку -- прожить земную жизнь праведно.

Разница же заповедей в их ветхозаветном и новозаветном толкованиях в том, что в Ветхом Завете Божественные заповеди носят форму закона, который Бог требует соблюдать только от евреев, а в Новом Завете Иисус несет не закон, но Радостную Весть, Благодать и обращается уже ко всем уверовавшим в Бога, как бы показывая, что Господь примет под Свое покровительство каждого, кто проникся верой в Него.

Когда Иисуса спросили о главных Божественных заповедях, первой Он назвал любовь к Богу, а второй -- любовь к ближним своим: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И продолжил: «Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:31).

По сути дела, в христианстве произошла одна из самых глобальных переоценок ценностей в истории человечества. Идеалы античности, с их культом реальной, плотской жизни, культом человеческого тела, культом разума и знания оказались полностью перечеркнуты христианством. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» -- говорит Иисус (Мф. 5:3-ll).

Смирение, полное и добровольное подчинение самого себя Божественному Провидению -- вот, что становится основной христианской добродетелью, Человек должен отречься и от самой жизни во имя веры и других людей.

Даже идеалы эллинистических философов, с их четко выраженным отрицанием суетности мира и призывом сосредоточить внимание на внутренних, духовных проблемах человека, на познании собственной души, не шли ни в какое сравнение с этой христианской проповедью. Ведь итогом жизни, по мнению мудрецов эпохи эллинизма, должна стать «автаркия» -- признание самодостаточности, способности индивидуальным образом познать истину. Иначе говоря, они опять же концентрировали внимание на возможностях отдельного человека самостоятельно, в одиночку достичь счастья.

Идеал же христианина -- жизнь во Христе и во имя Христа. Без помощи Господа человек не может ничего. Недаром Иисус говорил: «Пребудьте во Мне, и Я в вас… Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам… Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин. 15:4-9).

Основой такой жизни в христианстве становится любовь -- не разум, но чувство. Но эта любовь опять же не имеет никакого отношения к любви в ее античном понимании как Эроса, плотского чувства. Христианская любовь высшая духовная ипостась человека. Именно на любви -- любви к Богу и другим людям -- покоится все здание христианской морали. Иисус в Новом Завете дарует людям новую заповедь: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Но «больше той любви» нет среди людей. Источником же человеческой любви может быть только Бог. Поэтому центром, средоточием любви вообще, является сам Бог, ибо только воистину возлюбивший Бога способен на любовь к другим людам: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).

Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед человечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми целями, которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских учениях античности. Христианство не только перевернуло представления человека о мире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую концепцию самого человека, о его способностях и жизненно важных идеалах.

Философские идеи Библии

Когда мы берем в руки книгу, то первым делом смотрим на обложку - интересуемся названием и авторством. Возьмем толстый том Синодального издания. Что видим? "Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета". Здесь каждое слово нуждается в пояснении, кроме, конечно же, "Книги". А вот имени автора ни на обложке, ни на титульном листе не найдем. Хотя все слышали, что Библия - это слово Божье, стало быть, Бог - ее Автор. Но как это понимать?
Перелистываем страницу, изучаем содержание. Находим много чего интересного: Книга Иова, Премудрость Соломонова, Евангелие от Марка... Сразу понимаем, что Библия - это собрание книг, написанных разными авторами. Греческое слово "Библия" как раз и означает - "книги". Чаще всего имена их авторов нам известны, иногда - например, в случае Книги Иова, Маккавейских книг, Книг Царств - мы не знаем, кто именно создал эти тексты.
Библия была написана Богом при помощи человеческих авторов. Второе Послание к Тимофею 3:16 говорит нам, что Библия была вдохновлена Богом. Не смотря на то, что использованные Богом люди владели различными стилями написания и личными качествами, под Его руководством они записывали точно то, что было Им предписано. Библия не была написана под диктовку Бога, но под Его чудесным руководством и полным вдохновением.

Выражаясь человеческими категориями, Библия писалась приблизительно 40 людьми различного происхождения на протяжении 1500 лет. Исаия был пророком, Ездра – священником, Матфей – сборщиком податей, Иоанн – рыбаком, Павел шил палатки, Моисей был пастухом, а Лука – медиком. Несмотря на это, в Библии нет противоречий между книгами и нет ни одной ошибки. Все авторы представляли различные перспективы, но все до одного провозглашали единого истинного Бога и единственный путь к спасению – через Иисуса Христа (Иоанна 14:6; Деяния 4:12). В некоторых книгах Библии конкретно указаны их авторы, в других – нет. Вот книги Библии с именами тех, кто, по мнению большинства теологов, мог быть их автором, а также приблизительные даты их написания:

Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие – Моисей (1400 г. до н.э.)

Евангелие от Матфея – Матфей (55 г. н.э.)

Откровение – Иоанн (90 г. н.э.)

В Ветхом Завете Библии рассказывается история еврейского народа, раскрываются основы религии иудаизма. В Новом Завете Библии говорится о жизни и деятельности Иисуса Христа и его учеников, излагаются основы христианского вероучения.
Ветхий Завет называют еще «еврейской Библией». Эта часть составляет приблизительно три четверти объема всей Библии. Это ее наиболее древняя часть. В Ветхий Завет входят Пятикнижие Моисеево, исторические книги и Писания. Исторические книги составляют Книги пророков. Новый Завет состоит из 27 канонических книг: четырех Евангелий (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Книга Деяний апостольских, 21 Книги Посланий апостольских, Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова).

Говоря о философском содержании Библии, нельзя представлять себе Библию законченным философским произведением, в котором идеи выстроены, как в классических философских трактатах. Совсем нет. Философские идеи разбросаны по всему тексту Библии в виде философской мозаики. Однако она дает ясное представление о том, как человек в те времена представлял мир, что он думал об обществе, о самом себе, какие философские проблемы его мучили, какие нравственные вопросы волновали.

Ни одна философия не обходится без определенного взгляда на сущность и устройство мира, определения места человека в нем.Не ушла от этого вопроса и Библия.

1. Одна из философских идей библии - монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Каков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Аристотельназ ывали божественными космос, звезды, т.е. неличностное. В библии божественным является только сам Бог. Монотеизм - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.

2. Следующая философская идея - Креационизм (латинское созидан ие). Креационизм - учение о сотворении мира Богом из Ничто. В философии не считают, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме философы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Платона - мастеровой, но не творец. Креационизм содержит в себе идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается яркая жизнь.

3. Ведущей философской идеей Библии является теоцентризм. По Библии, Бог является основателем Вселенной, вершителем судеб человечества. Проблемы мироздания в Библии фундаментально представлены в первой Книге «Бытие». Она была написана около V в. до н. э. В этой Книге используются два мифа о сотворении мира - вавилонский и шумерский. Древний человек, наблюдая причинно-следственную зависимость, пытался установить повторяющиеся закономерности, найти причину тех или иных явлений. Например: Кто вырастил хлеб? - Земледелец. - А вещи сделал? - Человек. - А мир кто создал? - Творец. И человек, согласно такой логике мыслей, делал вывод о том, что за каждым творением стоит творец. Следовательно, и у человека, и у Земли, и у Вселенной должен быть творец. Если повозку везет лошадь, то, стало быть, и весь движущийся мир кто-то должен «двигать», «заводить», «быть Перводвигателем Вселенной». В Книге «Бытие» раскрывается картина самого процесса сотворения мира Богом, последовательно, день за днем создающего свет, воду и небо, сушу, растения, небесные светила, пресмыкающихся, птиц, «скотов и гадов» и зверей «земных». После пяти дней творения Бог создает человека по Своему подобию и только после этого на седьмой день «почил от всех дел Своих» (Быт. 1: 27). Господь Бог создает первого человека Адама из «праха земного» для того, чтобы он господствовал над природой. Не случайно после создания Адама Бог создает животных, и Адам присваивает каждому виду животных имена. Бог в помощь ему создает из ребра человека женщину и называет ее Евой («жизнь») - «И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2: 21 - 23).По библейским представлениям, в раю, в Эдемском саду у человека было все. Это был золотой век человечества, когда не нужно было думать о том, как прожить, что есть и что пить. Бог ввел только одно ограничение для человека: не есть яблоки с Дерева познания добра и зла. Дьявол подговорил Еву, обернувшись змеей, не бояться запрета Бога и все-таки съесть это злосчастное яблоко. Он сказал:: «В день, который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Любопытная Ева начала уговаривать Адама и уговорила: они съели яблоко с Дерева познания добра и зла и узнали истину: они были разными. Бог отвернулся от человека, природа восстала против человека, и начались многочисленные злоключения людей.

4. Вера. Библия возвышает веру над интеллектом, в то время как в античности разум сводился к интеллекту, который считался враждебным вере. Вера -буквально означает «то, что обеспечивает истину». Каждый человек верит, он что-то считает истинным. Вера - это личностное самоопределение человека, составная часть его внутреннего мира. Именно средневековая философия впервые разработала проблематику веры.
5. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские заветы, который обладает доброй волей, кто способен за счет собственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали, вспомним Сократа, что добро совершается посредством интеллекта и только. Христианство открыло горизонт воли.

6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что моральный закон - это закон самой природы, который на стороне и Бога и человека выступает как добродетель. Христиане считают, что моральный закон дает Бог, человек ответственен перед Богом. Христианская этика - это по преимуществу этика долга перед Богом.
7. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства - веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. Христианская любовь - это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов ваших».

8. Духовность человека. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. Т.е. человек –это дух,у него есть душа и он живет в теле.

9. Символизм. Символ - это намек на единство. Символизм - это умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает буквально каждую страницу библии, каждую притчу и аналогию. Но два ключевых символических эпизода - грехопадение Адама и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вменяется в вину всем людям. Адам в символическом виде представлял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет символическое значение, он заменил собой всех.

Итак, в чем же состоит жизненность заключенной в христианстве философии? В развитии личностного начала. Она представила новый образ человека, который во многих отношениях превосходил античные представления.

С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог создал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили Божественную волю. За это, по воле Господа, греховность Адама и Евы была распространена на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества, по Библии, это борьба немногих праведников, познавших Божественную истину за распространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших в своей греховности, борьба за спасение человечества.

Спасение необходимо потому, что, по христианским убеждениям, история человечества конечна. Учение о конце мира - это тоже одна из главных идей христианства. Земной мир, земная жизнь людей - это их временное, неистинное пребывание в жизни. Земная жизнь должна будет закончиться последним сражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей на последний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний и окончательный приговор. Истинно верующих Господь призовет в Свои божественные чертоги и дарует им вечную жизнь, а нераскаявшихся грешников обречет на вечные мучения.

Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековая история, изложенная в Ветхом Завете, показала, что люди, в силу своей изначальной греховности, постоянно отворачиваются от Бога. И здесь в Библии возникает фигура Бога-Спасителя, посланного Господом на Землю, чтобы дать людям последний и окончательный Завет. «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их», - говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос своей жизнью, смертью и посмертным воскрешением показывает всем пример истинной жизни и истинного спасения - человек может спастись только тогда, когда он на протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает все Божественные заповеди. Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом, Он Богочеловек. Иисус претерпевает страшные телесные страдания во имя Божие. Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что тело Его будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. Но Иисус не страшится ее, ибо знает и другое - телесные муки ничто, по сравнению с вечной жизнью, которую дарует Ему Господь за стойкость духа, за то, что в земной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался в истинности своей веры. Бог назвал две главные заповеди, первой Он назвал любовь к Богу, а второй - любовь к ближним своим: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И продолжил: «Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:31).

Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед человечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми целями, которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских учениях античности. Христианство не только перевернуло представления человека о мире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую концепцию самого человека, о его способностях и жизненно важных идеалах.