Овладение огнем древних людей когда произошло. Освоение огня древними людьми

Добрых полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Это было, пожалуй, самое выдающееся событие в истории человечества: огонь давал свет и тепло, отгонял диких зверей и делал мясо вкуснее. Он был великим волшебником: вел от дикости к цивилизации, от природы к культуре.

История развития человечества – это история выживания людей в окружающем мире. Можно долго спорить о том, что является первопричиной или движущей силой развития человеческой цивилизации, но несомненно то, что она тесно связана со стремлением человека комфортно адаптироваться к окружающей среде. Осторожность, ощущение опасности, стремление избежать гибели присущи не только человеку, но и другим обитателям планеты Земля. Животные тоже имеют некоторые первоначальные сведения о свойствах окружающих тел. О том, что камни острые, огонь горячий, вода жидкая и т. д., животные, так же как дети, «узнают» из опыта. Но вот способность применить, например, острый камень для обработки другого камня или палки, т. е. целесообразно соединить в процессе труда известные свойства орудий и сырья, – это исключительно человеческое качество. Такие качества выработались в людях и проявляются ими сознательно, а также заложены в их подсознание в виде инстинктов. Человек на Земле обрёл превосходство над животными благодаря тому, что сумел быстрее адаптироваться к окружающей среде, к изменениям в природе и использовать природные силы на свою пользу.

Нас интересует не просто история развития человека как биологического вида, но то, как человек овладел миром природы и создал совсем новый мир – мир энергетической техники.

Мы не знаем, когда конкретно произошло, может быть, самое великое событие на миллионолетнем пути превращения древнего нашего предка в современного человека – то, что люди овладели огнем и научились добывать его. Благоговейно склонял первобытный человек свои колени перед природой (рис. 2.1). Но подчинив себе огонь – одну из самых грозных стихийных сил, сделав его послушным орудием своей жизни еще на очень ранней ступени развития, человек почувствовал себя не рабом природы, а её равным партнером.

Первым огнем, которым пользовался для своих нужд первобытный человек, был огонь небесный. На это указывают легенды и мифы почти всех народов мира, их персонажи – Гефест греков, Прометей, феникс древних римлян, ведический бог Агни индусов, жар-птица североамериканских индейцев. Во всех этих созданиях народной фантазии ярко отражается взгляд на огонь как на элемент небесного происхождения. Молния вызвала огонь на земле, хотя возможно, что кое-где человек познакомился с огнем и его применением при вулканических извержениях.

В жизни первобытного человека огонь играл важнейшую роль – он был его лучшим помощником. Огонь согревал его и защищал от зимней стужи, огонь делал его пищу съедобной и более вкусной, огонь светил ему в темные вечерние и утренние часы, особенно в длинные зимние месяцы, огнем он обжигал свою глиняную посуду и утварь, к нему человек прибегал для выделки металлических инструментов и оружия, огнем костров он ночью отгонял от своего жилья диких зверей.


Овладение огнем сделало человека неизмеримо сильнее. Люди огню поклонялись, как божеству (рис. 2.2), его хранили веками, ведь сначала добывать огонь человек не умел, он зажигал его от другого огня – во время лесных пожаров или извержений вулканов. Можно предполагать, что наиболее стабильными источниками огня были вулканы, вернее, целые вулканические зоны. Интенсивная вулканическая деятельность на Земле в рамках антропогена совпадает с ранними этапами древнего палеолита. Она почти в десять раз превосходила по мощности и количеству очагов вулканическую деятельность нашей эпохи.

Другими, но менее важными источниками огня в природе были лесные (рис. 2.3) и степные пожары, самовозгорание вследствие деятельности микроорганизмов, возгорание деревьев от удара молнии, а также вечное пламя естественных газовых скважин, являющееся наиболее стабильным источником огня в областях, богатых залежами нефти.

И все же самым верным источником огня в период, когда им уже умели пользоваться, но еще не умели его добывать, была передача его от человека к человеку.

Огонь играл общественную роль, содействуя сближению диких человеческих групп (рис. 2.4). Необходимость в огне толкала на поиски одних групп другими, вела к взаимопомощи и объединению. Древние первобытные люди часто устраивали свои стоянки вблизи оврага или высокого берега реки (рис. 2.5). Меняя стоянку, первобытные люди переносили с собой горящие головни или тлеющие угли. Перенос огня позднее стал обычаем, соблюдавшимся долгое время потомками первобытных людей. Его наблюдали путешественники XVIII и XIX веков в Австралии, Америке, Африке, Полинезии.

Как давно человек впервые окунул фитиль в заполненную животным жиром плошку, превратив ее в светильник, сказать невозможно, но выдолбленные из мела или песчаника примитивные лампы датируются учеными примерно 80 000 г. до н.э. В Ираке были найдены керамические светильники возрастом около 10 000 лет.

Библия свидетельствует, что изготовленные из того же животного жира свечи горели в храме Соломона еще в Х веке до н.э. С тех пор без них не обходилось ни одно богослужение, но широкое применение в быту они нашли только в эпоху средневековья.

Минимальный жизненный уровень, при котором поддерживается работа сердца, легких, минимум пищеварения, требует определенного количества энергии. В холодную погоду на нагревание тела нужно несколько больше энергии. Ходьба и другая умеренная деятельность предъявляют дополнительные требования, а усиленные упражнения требуют ещё больше энергии. При тяжелой физической работе мы должны потреблять гораздо большее количество пищи, чем это необходимо для самой работы, ибо КПД нашего тела составляет только около 25%, а остальные 75% тратятся на теплоту.

Для поддержания минимального жизненного уровня здорового человека необходимо около 2 килокалорий в день; плавание или футбол требуют дополнительно 0,5 килокалории в час, а при восьмичасовой тяжелой физической работе требуются ещё 2 килокалории в день.

Умственный труд требует очень небольших немедленных затрат энергии – ум искусен, но, повидимому, не жаден.


Такой же обычай наблюдали ранние путешественники, странствуя по Америке после ее открытия. Североамериканские индейцы поддерживали неугасимые костры у входа в свои хижины, а при переходах носили с собой тлеющий трут. Как ни далеко то время, когда жили первобытные люди, но в сказаниях древних культурных народов, в некоторых обычаях и обрядах сохранились смутные воспоминания о поддержании неугасимых костров. Ведя раскопки в пещере Чжоу-Коу-дянь близ Пекина, археологи обнаружили следы костра, который горел непрерывно на одном и том же месте пятьсот тысяч лет, а, например, в древнем Риме женщины-жрицы поддерживали неугасимый огонь на алтаре богини Весты, хотя истинный смысл этого обычая был давно забыт. И в современных христианских храмах горят «неугасимые» лампады, причем верующие, поддерживающие в них огонь, не подозревают, что повторяют потерявший смысл обычай наших далеких предков, которым огонь казался чем-то таинственным и непонятным.

Период естественного огня, получаемого из природы и поддерживаемого в очагах, был, вероятно, весьма длительным.

Так как небо не всегда предоставляло в распоряжение человека свой огонь, то, естественно, он задумал вызывать его сам. И вот новое великое открытие, первый шаг к овладению силами природы – человек сам научился добывать себе различными путями этот благодетельный дар. И здесь, опять-таки, наставницею явилась природа.

Возможно, что толчок к изобретению первого огневища, какое и теперь иногда встречается у народов, стоящих на низшей ступени культуры, дало наблюдение, показавшее, что некоторые камни при ударе об известные предметы высекают искры. Для добывания огня высеканием искры у первобытных людей имелись специальные приспособления. Подтверждением этого служат находки приспособлений своеобразной формы, изготовленных из толстых призматических камней, найденные при раскопках жилищ и гробниц рядом с кусками выветрившегося серного колчедана, которые и представляли собой не что иное, как древние огневища. Ударным камнем для этих огневищ служили толстые призматические ножи, края которых умышленно делались шероховатыми. В позднейших огневищах огонь получался таким образом: кремень, покоящийся в одной руке, отрывает от скользящего по нему продольным краем огнива (впоследствии кремень заменили куском стали) мельчайшие частички, которые, окисляясь при своем прохождении в воздухе, накаливаются и воспламеняют подставленный сухой мох, трут и др.

Этот способ употреблялся преимущественно в странах с засушливым климатом, где влажность атмосферы минимальна. Очень малая и короткая искра, возникающая от удара кремня о кремень, весьма чувствительна к состоянию атмосферы. Правда, имеются указания на добывание огня таким способом и в тропических странах. Например, по свидетельству этнографов, добывание огня путем удара кремня о кремень существует у охотничье-земледельческих групп ягуа, обитающих и сейчас в верховьях Амазонки. Добывают огонь мужчины, а женщины носят топливо и поддерживают пламя в очаге. Процесс высекания очень трудный и требует при благоприятных условиях от получаса до часа времени. Этнографы отмечают, что, когда дерево затлеет, пламя раздувают веером из хвостовых перьев дикого индюка. Люди ягуа всячески избегают добывать огонь таким способом и пользуются головешками из очагов соседей или из общественного очага, постоянно поддерживаемого в родовом доме с особой заботой. По утрам оттуда женщины выносят головешки для своих очагов. Охотники во время походов берут с собой огонь, зажигая долготлеющие палочки длиной от 35 до 45 см и 1 см в диаметре.

Огниво в его «классическом» воплощении появилось намного позже, когда стало известно железо. Почти не изменяясь, оно просуществовало много веков. Даже в современной газовой зажигалке до сих пор используется принцип огнива. Лишь электрозажигалки самых последних лет порывают с тысячелетней традицией: искра в них не механического происхождения, а электрического.

Другим способом добывания огня в древние времена служило трение. Один из первобытных людей, сидя на земле, быстро вращал между ладонями сухую палку, упирая ее конец в сухое дерево (рис. 2.6). От нажима в дереве высверливалось углубление, в котором накоплялся древесный порошок. Наконец, порошок загорался, а от него уже легко было поджечь сухую траву и развести костер. Если по недосмотру огонь угасал, то

его добывали снова тем же способом – трением друг о друга кусков сухого дерева.

При добывании огня трением дерева о дерево возможно использование трех способов: пиления, вспахивания («огневой плуг») и сверления. О добывании огня способами пиления и вспахивания было известно из этнографических данных, относящихся к Австралии, Океании и Индонезии. Добывание огня этими способами известно у многих отсталых народов, в том числе у негритосов о. Люсон, использующих две половинки расщепленного бамбука, у австралийцев, применяющих две палочки или щит и копьеметалку. К способу пиления можно отнести и добывание огня у племени кукукуку и у мбовамбов (Новая Гвинея), которые пользовались гибкой лучиной, снятой с верхнего слоя бамбука.

При хождении по лесу в ночное время люди племени куку-куку брали с собой факел из бамбука длиной до 3 м. Верхние секции бамбука были наполнены смолой араукарии. Факел горел несколько часов.

Что касается способа «огневого плуга», применяемого у океанийцев, то здесь, вероятно, получение огня связано с особым видом древесины. Ботаники указывают на древовидное растение из семейства мареновых (Cuettarda uruguensis), способное давать искру через 2–3 мин.

Вращением стержня между ладонями добывали огонь австралийцы, индейцы Южной Америки и другие народы, что засвидетельствовано наблюдениями этнографов. И если судить по этим свидетельствам, добывание огня вращением стержня между ладонями производилось одним, двумя и даже тремя мужчинами. Ладони в процессе быстрого вращения стержня сильно нагревались, руки уставали. Поэтому первый человек, начинающий вращать стержень, передавал его второму, а если был третий, он принимал стержень у второго и передавал первому. Такая передача стержня от одного человека к другому объясняется еще и тем, что в процессе вращения стержня руки быстро скользили с верхнего конца вниз вследствие необходимости с силой прижимать стержень к древесине. Переместить руки с нижнего конца кверху было невозможно без остановки вращения. Непрерывность вращения стержня, необходимая для нагревания рабочего конца, достигалась коллективными усилиями.

Опытные мастера в сухую погоду работали в одиночку. Весь процесс добывания огня занимал не более одной минуты, хотя в течение этого времени человек, если он работал один, вращал стержень с предельным напряжением. Нижняя палочка или планка придавливалась к земле ногой. У индейцев племени шингу воспламеняющимся веществом часто служили волокно коры пальмового дерева, сухая трава или листья, губчатая ткань растений.

Получение огня сверлением было трудным делом для неопытного человека. Поэтому индейцы чаще всего носили с собой долготлеющие головешки. Во время рыбной ловли они брали в лодки гнилые чурбаны, способные тлеть один-два дня. Хорошо тлеющим веществом считалась древесная мука. Для переноски огня с помощью древесной муки использовался кусок тростника с отверстиями, которым махали время от времени. В местах, где обычно располагались охотничьи лагеря, заранее собирались и хранились в укромных уголках сухое дерево и воспламеняющиеся вещества.

Более совершенным считается метод получения огня сверлением с помощью лучка (рис.2.7, а, б ). С внешней стороны процесс возгорания при сверлении лучком выглядит следующим образом. Вначале появляются клубы дыма. Затем можно наблюдать, как вокруг быстро вращающегося сверла начинает накапливаться древесный порошок шоколадного цвета. Отдельные частицы этого порошка, увлекаемые быстрым движением, выбрасываются дальше. Можно отчетливо видеть, как они падают, дымясь, хотя искр не видно.

Очаг горения возникает не под сверлом, где развивается высокая температура, так как там нет воздуха, и не вокруг сверла, а возле боковой прорези, где накапливается кучкой горячий порошок, куда свободно поступает воздух и поддерживает горение (рис. 2.7, в3д ). Кучка порошка продолжает дымиться даже тогда, когда прекращается сверление. Это верный признак горения. Под черным слоем порошка сохраняется очажок из раскаленных пламенеющих угольков. Очаг горения сохраняется минут 10–15. От него можно спокойно зажигать любое воспламеняющееся вещество – тонкую бересту, сухой мох, паклю, древесные стружки и пр.

Таким образом, рассматривая использование и добывание огня, ученые считают, что в течение всего древнего и среднего палеолита огонь получался от естественных источников и постоянно поддерживался в очагах. Передача огня от одной группы охотников-собирателей к другой в критические моменты являлась важнейшим средством поддержания неугасимости огня в границах обитаемого ареала, природа которого не была богата естественными источниками. Обмен огнем играл огромную роль в социальных контактах этого древнейшего периода. Искусственное добывание огня возникло, вероятно, в позднем палеолите в трех технических вариантах: трением дерева о дерево, высеканием искр ударами камня о камень и пилением дерева о дерево.

Умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над определенной силой природы. Огонь послужил наряду с механическими орудиями труда могучим средством развития интеллекта, возникновения предусмотрительных действий, рассчитанных на ближайшее будущее. Огонь положил основу человеческому хозяйству, поставив человека в условия постоянной деятельности, активности и напряжения. Его нельзя было отложить в сторону и забыть хотя бы на время, как можно было поступить с любым предметом, в том числе с каменными орудиями. Огонь надо было поддерживать, чтобы он не погас. За ним надо было следить, чтобы он не воспламенил другие предметы. С огнем человеку необходимо было всегда держать себя настороже: не прикасаться руками, беречь от ветра и дождя, регулировать пламя, запасать сухое топливо и делать многое другое. В результате должно было возникнуть разделение труда между женщиной и мужчиной. Женщина, связанная с жилищем функциями деторождения, выращивания и воспитания детей, оказалась главной хранительницей огня, основательницей домашнего хозяйства.

Огонь стал основой жилища, а также источником тепла и света, средством для приготовления пищи, защитой от хищников. Он служил средством обработки деревянных орудий путем обжигания их для придания твердости и облегчения работы, орудием охоты. Огонь дал человеку возможность заселять различные широты земного шара. Недаром все народы на какой-то стадии своего развития прошли период огнепоклонства, почти в каждой религии одним из самых могущественных богов был бог огня.

Как видим, значение огня было велико не только для культурного прогресса человечества; он сыграл большую роль и в самом процессе становления человека. Сначала его применяли для согревания и освещения и лишь потом стали использовать для приготовления пищи. Как доказали ученые, это постепенно изменило и внешний вид человека, и энергетику человеческого организма, сделав её мощнее, чем у любого другого млекопитающего. Подсчитано, что высшее млекопитающее расходует за жизнь приблизительно 125 тысяч килокалорий на килограмм веса, а современный человек – в шесть раз больше, примерно 750 тысяч килокалорий на килограмм веса.

Все дальнейшие завоевания культуры, техники и хозяйствования обязаны комплексному использованию огня. Керамическое производство, металлургия, стекловарение, паровые машины, химическая промышленность, механический транспорт, наконец ядерная энергетика есть результат применения высоких и сверхвысоких температур, то есть результат использования огня на более высокой, качественно отличной технической основе.

Зажигательные спички впервые появились только в начале 30-х годов XIX столетия. Первоначально они представляли собой длинные деревянные палочки с головкой на конце, изготовленной из смеси сахарного порошка с бертолетовой солью. Конец такой спички опускался в банку с серной кислотой, отчего спичка и зажигалась. В 1835 году австрийский студент Ирини изобрел спичку, загорающуюся от трения. Головка спички покрывалась сначала серой, после чего её опускали в особую массу, содержащую в своём составе легко воспламеняющийся фосфор. Для зажигания такой спички достаточно чиркнуть ею о любую стену или иной шероховатый предмет. Свое изобретение Ирини продал за бесценок (100 гульденов) богатому фабриканту Рёмеру, очень быстро нажившему на изготовлении спичек громадное состояние. Спустя 13 лет после изобретения Ирини немецкий ученый Беттер стал изготовлять массу для спичечных головок из смеси бертолетовой соли и перекиси марганца. Такие спички воспламеняются от трения о бумажку, покрытую красным фосфором, смешанным с клеем. Впервые изобретение Беттера стало применяться в Швеции, а подобные спички получили название «шведских».

Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников.

Свидетельства

1,42 млн лет назад: Восточная Африка

Первые свидетельства использования людьми огня относятся к таким археологическим стоянкам древнего человека Восточной Африки, как Чесованья возле озера Баринго, Кооби Фора и Ологесалирие в Кении. Доказательства в Чесованьи представляют собой осколки красной глины, имеющие возраст около 1,42 миллиона лет . Следы обжига этих осколков свидетельствуют о том, что они были нагреты до температуры 400 °C - для придания твёрдости.

В Кооби Фора, на участках FxJjzoE и FxJj50, найдены свидетельства использования огня Homo erectus с возрастом примерно 1,5 миллиона лет, с красными отложениями, которые могут образоваться лишь при температуре 200-400 °C . Обнаружены образования, напоминающие ямы для обжига, в районе Олоргесайлие, Кения. Было также обнаружено немного мелкого древесного угля, хотя он мог образоваться и от природного огня .

В эфиопском Габебе в локации №8 найдены фрагменты игнимбрита, который появляется в результате горения, но перегрев горной породы мог появиться также и в результате местной вулканической активности . Они оказались среди артефактов Ашельской культуры, созданных H. erectus.

В середине долины реки Аваш были обнаружены конические образования с красной глиной, что возможно только при температуре 200°C. Эти находки наводят на мысль о том, что древесина могла сжигаться с расчетом, чтобы огонь оказался подальше от места обитания . Кроме этого, в долине Аваш найдены обгоревшие камни, но в районе древней стоянки присутствовали также и вулканические породы.

790-690 тыс лет назад: Ближний Восток

В 2004 году была обнаруженна стоянка Bnot Ya"akov Bridge в Израиле доказывает применение огня H. erectus или H. ergaster (человек работающий) примерно 790-690 тысяч лет назад . В пещере Кесем, что в 12 километрах восточнее Тель-Авива, найдены свидетельства регулярного использования огня примерно 382-200 тысяч лет назад, в конце раннего плейстоцена. Значительное количество обожженных костей и умеренно нагретых земляных масс позволяет предположить, что возле огня производился забой скота и его разделка .

700-200 тыс лет назад: Южная Африка

Первые бесспорные свидетельства использования людьми огня были найдены в южно-африканском Сварткрансе. Несколько обгоревших камней обнаружены среди ашельских инструментов, каменных орудий, а также камней с отметками, нанесенными человеком . Этот район также показывает ранние свидетельства плотоядности H. erectus. Пещера Cave of Hearths в Южной Африке содержит обгоревшие породы с возрастом 0,2 - 0,7 миллиона лет, также как и в других районах - пещера Montagu Cave (0,058 - 0,2 миллиона лет) и Клезис Ривер Маус (0,12 - 0,13 миллиона лет) .

Убедительнейшие доказательства найдены в районе водопада Каламбо в Замбии - при раскопках обнаружено несколько артефактов, указывающих на использование людьми огня: разбросанные дрова, древесный уголь, красная глина, карбонизированные стебли травы и растений, а также деревянные принадлежности, возможно подвергнутые обжигу. Возраст локации, определенный с помощью радиоуглеродного анализа, составляет примерно 61 000 лет, а по данным аминокислотного анализа - 110 000 лет .

Огонь применялся для нагрева силкритовых камней с целью облегчения их последующей обработки и изготовления орудий труда культуры Стиллбей . Проведённые исследования сопоставляют этот факт не только со стоянкой Стиллбей, имеющей возраст около 72 тысяч лет, но и со стоянками, которые могут насчитывать и до 164 тысяч лет .

200 тыс. лет назад: Европа

Многочисленные стоянки в Европе также демонстрируют свидетельства использования огня H. erectus. Древнейшая обнаружена в деревне Вертешсёлёш, Венгрия, где найдены свидетельства в виде обгоревших костей, но без древесного угля. В Торральба и Амброна, Испания, присутствуют древесный уголь и древесина, а Ашельские изделия из камня имеют возраст 0,3 - 0,5 миллиона лет .

В Сент-Эстев-Жансон, что во Франции, имеются свидетельства в виде кострищ и покрасневшей земли в пещере Эскале. Этим кострищам около 200 тысяч лет .

Дальний Восток

В Сихоуду, провинции Шаньси, о горении свидетельствуют обнаруженные черные, серые и серо-зеленые кости млекопитающих. В китайском Юаньмоу провинции Юньнань была обнаружена еще одна древняя стоянка с почерневшими костями млекопитающих .

В Триниле, на острове Ява, также были найдены подобные почерневшие кости животных и залежи древесного угля среди окаменелостей H. erectus.

Китай

В китайском Чжоукоудяне свидетельства применения огня имеют возраст от 500 000 до 1,5 миллионов лет . Вывод о применении огня в Чжоукоудяне сделан на основании обнаруженных обгоревших костей, обожженных каменных артефактов, древесного угля, золы и кострищ вокруг окаменелостей H. erectus в Слое 10 Локации 1 . Остатки костей были охарактеризованы скорее как обгоревшие, чем как окрашенные марганцем. Эти остатки также показали наличие инфракрасного спектра, свойственного оксидам, а кости с бирюзовым оттенком были позже воспроизведены в лаборатории путем обработки огнем других костей, найденных в Слое 10. В месте стоянки подобный эффект мог быть и результатом воздействия естественного огня, так же как и эффект на белых, желтых и черных костях. Слой 10 представляет собой пепел, содержащий кремний биологического происхождения, алюминий, железо и калий, но остатки древесного пепла, такие как кремниевые соединения, отсутствуют. На фоне этого возможно, что кострища «были образованы в результате полного распада ила и глиняных прослоек с красно-коричневыми и желтыми фрагментами органической материи, местами смешанных с фрагментами известняка и темно-коричневого полностью распавшегося ила, глины и органической материи.» Эта древняя стоянка сама по себе не доказывает добывание огня в Чжоукоудяне, но сравнение почерневших костей с каменными артефактами в последнее время говорит о том, что во время обитания в пещере Чжоукоудяня люди пользовались огнем.

Изменения в поведении и эволюция

Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей. Активность больше не ограничивалась дневным временем. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма . Огонь также привёл к улучшению питания из-за возможности приготовить белковую пищу .

Ричард Вронгхам из Гарвардского университета утверждает, что приготовление растительной пищи могло стать причиной ускоренного развития головного мозга в ходе эволюции, так как полисахариды в крахмало-содержащей пище становились более усваиваемы и, как следствие, позволяли организму поглощать больше калорий .

Изменения в диете

Шталь полагал, что, поскольку такие вещества, как целлюлоза и крахмал, которые в наибольших количествах содержатся в стеблях, корнях, листьях и клубнях, являются трудно перевариваемыми, эти органы растений не могли быть основной частью человеческого рациона до начала использования огня


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

До сих пор остаётся неясным вопрос о происхождении человека. Версия о том, что в результате длительного использования передних конечностей у обезьяны развился мозг и она превратилась в человека, оказалась не слишком состоятельной. Мозг человека не самый большой и развитый в животном мире. По относительному весу лидируют китообразные.

А по количеству извилин и площади коры головного мозга людей опережают дельфины. Спрашивается почему, ведь ни киты, ни дельфины вообще не трудились? Между прочим, средний вес мозга современного человека около 1400 граммов, а неандертальца - 1650. Это что же - мы на 250 граммов глупее?



Колотить камнем по костям древняя обезьяна начала миллионы лет назад - об этом свидетельствуют археологические раскопки. Но и до неё другие животные делали это. Например, морские выдры ныряют за моллюсками и заодно поднимают со дна плоские камни, кладут камни себе на живот, устраивая подобие наковальни, двумя передними лапами берут ракушку и колотят ею по камню (плавая при этом на спине). И раскалывают! Однако их труд так и не привёл к появлению подводных цивилизаций выдр.

До сих пор некоторые виды обезьян раскалывают кокосы с помощью камня и специальной наковальни с выемкой. Камни тщательно подбираются, возможно, даже обрабатываются, но обезьянья порода за миллионы лет так и не сдвинулась дальше по эволюционному пути. Почему же использование камней превратило одних животных в людей, а других нет? Где тот качественный рубеж, который отделил наших предков от животного мира?

Может быть, дело в мышлении и речи? Пусть по загадочным причинам в мозг первобытной обезьяны каким-то чудесным образом залетела первая мысль - и вот она уже думает, уже не животное! Однако последние наблюдения за «меньшими братьями» доказали, что они тоже думают. Думают быстро и хорошо. А некоторые виды живых существ общаются друг с другом с помощью звука (дельфины, например). Другие передают весьма сложную информацию об окружающем мире, используя знаковую кодировку. Например, пчёлы с помощью полётных пируэтов сообщают своему рою, в каком направлении, на каком расстоянии и какие площади цветущих растений они обнаружили!

Животные думают, считают, общаются, передают сложные визуальные символы - и ничего, никакой революции уже многие миллионы, даже десятки миллионов лет. Выходит, ни вес мозга, ни количество извилин, ни даже труд не могли стать решающими факторами для превращения обезьяны в человека.

Значит, есть какое-то особое отличие - самый главный и секретный «золотой ключик» к дверке в социальный мир.

Рубеж

То, что радикально отличает человека от животных, - это отношение к огню. Человек - единственное существо на Земле, которое его не боится и, более того, использует, начиная с первых костров и заканчивая пуском космических кораблей.

Согласно древнегреческим мифам, огонь людям подарил титан Прометей, за что был сурово наказан Гефестом по приказу Зевса.



Отметим принципиальный момент - в овладении огнём не может быть никаких переходных этапов. Невозможно к огню привыкать постепенно, приближаться к нему шаг за шагом миллионы лет. От огня все животные бегут в страхе. И лишь одно животное когда-то и почему-то остановилось, развернулось, пошло к пламени и приручило его навсегда. Это был первый Адам-Прометей, хотя ещё в образе обезьяны, который развернулся на 180 градусов и запустил эволюцию по совершенно новому для всего животного мира пути. Наверное, именно поэтому и говорят «искра Божия», а не «камень Божий».

С того момента и до сих пор именно использование огня - главный локомотив развития человечества.
Первое разделение труда в первобытном обществе было по половому признаку. В стаде обезьян его нет, нет и в других семьях животных. Но как только появился костёр и необходимость его поддерживать, возникло это радикальное разделение. Мужчины уходили на охоту, а женщины оставались у костра - они ведь слабее и у них малыши. С тех пор и повелось: женщина - хранительница очага, а мужчина - добытчик.

Костёр не должен был погаснуть, его берегли пуще собственной жизни, ведь на первых порах не было ни кремня, ни умения добывать огонь трением. Добывая его от пожаров и молний, его сохраняли из поколения в поколение. Археологи обнаружили пещеры, в которых слой копоти на стенах и слой золы показывают, что костёр горел в них тысячи лет!



Лишь потом, когда человек научился добывать огонь с помощью трения или выбивать искры из кремня, он смог свободно перемещаться. До появления костра человек был просто бродячим собирателем и охотником. С появлением костра стал оседлым собирателем и охотником, а после изобретения «зажигалки» опять стал бродить по миру. Как много значил способ добычи и сохранения огня для всей истории первобытного человечества!

Рядом с пещерой, которая защищала от ветра и дождя, зверей, змей и насекомых, но привязывала человека к одному месту, что сужало площадь сбора кореньев, орехов и прочей растительной пищи, стали возделывать огороды. Пасущихся вокруг диких коз и баранов в конце концов одомашнили. Но прежде человек изобрёл загонную охоту, что давало сразу много мяса. В пещерах был придуман факел - первый переносной светильник.

Кстати, загонная охота с огнём до сих пор практикуется аборигенами Австралии. В России облаву на волков давно проводят с красными флажками, хотя волки не различают цветов. Но откуда это было знать нашим предкам? А вот традиция обкладывать зверьё кострами и поджигать их не забывалась.

И ещё один толчок к эволюции дали пещеры. Избыток мяса после удачной загонной охоты оставлял массу свободного времени, чего никогда не было у собирателей и охотников за мелкими животными. Можно было несколько дней есть и ничего не делать. Масса свободного времени привела к тому, что человек стал заниматься искусством. Именно поэтому самые древние наскальные рисунки археологи находят внутри пещер.



Костёр и пещера привели к очередному социальному скачку. От небольшой семьи - к родовому сообществу, потом к племени. Загонная охота требовала центрального управления - возникла функция вождя.

С тех пор костёр был постоянно рядом с человеком все долгие годы эволюционного пути. Обгоревшая палка становится острой, так появляется первое копьё. Это увеличивает охотничьи возможности человека. Острая палка превращается в орудие земледельца, которым он обрабатывает почву. В могущественной цивилизации инков не знали мотыги, а тем более лопаты - все огороды копали обгоревшей с одного конца палкой. И ведь половину овощей мира на них вывели!

Золы в пещере накапливалось много, её выносили наружу, пока не заметили, что рядом с ней трава растёт пышнее и гуще, так появляется идея использовать удобрение, повышающее урожайность первых огородов. Как появились первые лодки? Их выжигали из ствола дерева.

Известна чёткая классификация последующих этапов развития человечества: эпоха меди, бронзы, железа... Но как-то в тени остаётся то, что все эти новации начинались с увеличения температуры плавления руды и изменений конструкции печей. Кузницы, выпечка хлеба, бани, обжиг керамики - всё начиналось с нового варианта использования огня. Образно говоря, человек шёл по дороге эволюции, неся перед собой факел новаций.

Перепрыгнем через века. Разве машины появились не благодаря тому, что огонь соединили сначала с водой (паровые двигатели), а потом стали воспламенять топливо в цилиндрах? Разве в космос человек вышел не на новом принципе использования огня?

Посредник Агни

Известно, что кочевые арийцы поклонялись огню, а бог огня Агни (отсюда и такие слова, как «огни», «огонь») был для них самым близким богом. В древнейшем собрании религиозных гимнов Ригведах имеются сотни гимнов, посвященных разным богам. Но отметим, что самый первый гимн, с которого и начинаются Ригведы, посвящен именно богу огня!



Агни призываю я -во главе поставленного
Бога жертвы (и) жреца...


Индра - главный бог ариев, что-то вроде Зевса у греков, - далеко на небе, и до него можно «докричаться» только с помощью костра. Когда подношение сжигают на костре, то запах вместе с дымом поднимается вверх, в небеса, туда, где живут боги. Туда не добросить камень, туда не долетит стрела. Но туда, в небо, легко и естественно поднимется дым от костра. Поэтому Агни - посредник между людьми и богами:

Агни достоин призываний риши -
Как прежних, так и нынешних:
Да призовёт он сюда богов!


В этом суть жертвенных костров во все времена и у всех народов. Отсюда и свечи с лампадами в храмах, и вечный огонь у памятника павшим воинам. Дым от него поднимается вверх, к небесам, и напоминает славным героям, живущим на небесах с богами, что о них помнят благодарные потомки.

Сергей Сухонос, кандидат технических наук

С древнейших времён человек пользовался огнём. В;некоторых пещерах Европы, Африки и других континентов люди существовали более сотен, тысяч лет назад, яркое тому доказательство - обожжённые кости, так называемые «улики», которые свидетельствуют, что в пещерах кто-то разводил огонь. Многих историков всегда интересовал вопрос, об использовании древним человеком огня. Однако, самое интригующее это то, как появился огонь;в пещерах людей, то есть, как именно они научились им пользоваться. На эту тему построено немало догадок, от мифических и религиозных, до сугубо прагматичных, базирующихся на географических методах.

Учёные сходятся в одном, сначала, первые люди научились им пользоваться, и только потом разводить самостоятельно. ;Появление огня среди людей было эпизодическим, очень редким, например, попадание молнии в ствол дерева или извержения вулканов.В зороастризме (культ огня на территории Ирана и части других стран), до появления мусульманства, огонь считался живым.

Потому, как в пустыне иногда выбивался фонтан нефти и под высокой температурой загорался, для первобытного человека – это было не что иное как чудо, поэтому культ огня пустил большие корни, в народы, населявшие нынешний Ближний Восток вплоть до Средневековья. Но, как люди добывали огонь, вопрос довольно сложный. Ведь в пустыне он мог появиться из-под земли, в лесах он мог возникнуть при лесном пожаре. В большинстве случаев, до тех пор, пока человек не научился создавать его сам, огонь от горящего дерева постоянно поддерживался в течении десятков лет! И потеря его, практически, означала для племени или группы людей смерть от холода.

Догадок, как конкретно человек зажег самостоятельно первый костёр, великое множество, но в принципе, не так важно как именно он его зажег. Гораздо важнее, как человек использует огонь для своих нужд. Первобытные люди начали пользоваться огнем не только для приготовления пищи, но и для обработки различных материалов. Начиная с обжигания глиняных горшков, продолжая плавкой меди, а впоследствии и железа.

Самая распространенная теория, как человек заметил, что медь и железо можно;плавить, это валявшиеся куски меди возле костра (выглядевшие как обычные камни), на которые человек обратил внимание. Отдельные «камни» (которые оказались медью) начинали плавиться, однако, когда человек убирал огонь от них, они застывали и принимали такую форму, какая была сформирована им самим. Со временем, для человека стало неважно, как горит огонь, потому как он сам научился разжигать его с помощью искр от камней или кремня.

Хотя, в разных частях нашей планеты его;могли разжигать по-разному. Индейцы, живущие на Аляске, натирали два камня серой, затем просто ударяли их друг об друга, после чего бросали горящий камень в сухую труху и ветки. В Индостане и на территории нынешнего Китая о бамбуковую палку били глиняный кусок, а эскимосы били куском кварца о кусок пирита, получая огромный сноп искр. Большинство индейцев в;разводили огонь еще при конкистадорах, с помощью растирания двух палочек. В любом случае, каждая цивилизация на планете рано или поздно, но научилась разводить огонь, это стал своего рода тест каждой будущей нации на развитие интеллекта.

Первобытный человек был знаком с огнем, но не сразу научился им пользоваться. Вначале у него преобладал инстинктивный страх, присущий всем животным. Но постепенно он стал употреблять огонь для своих нужд, например, чтобы отгонять животных. Правда, в то время он еще не умел добывать огонь.

Во время бури, когда молния попадала в сухие ветки или в дерево, они загорались. Тогда древние люди собирали горящие куски дерева. Потом им приходилось постоянно поддерживать огонь. Для этого обычно в племени выделялся специальный человек, и если он не мог уследить за огнем, его часто ждала смертная казнь.

И, наконец, спустя длительный период времени люди задали себе вопрос, а как же им добыть огонь. Благодаря раскопкам ученых мы знаем, как жили различные доисторические племена, например неандертальцы. Некоторые исследователи считают, что именно тогда человек впервые стал получать огонь.

Другие, небольшие по численности племена первобытных людей, чей образ жизни еще недостаточно изучен, жили в пещерах или около них. На стенах пещер нашли рисунки.

Конечно, чтобы рисовать внутри пещер, необходимо было освещать место будущего рисунка. Итак, вывод напрашивается сам собой: художники того периода уже работали при свете факелов и знали огонь.

Примерно 10 000 лет тому назад население Европы все еще вело кочевой образ жизни, и многое зависело от удачной охоты. Мясо при этом чаще ели сырым, но постепенно человек научился жарить его в пламени костра.

Вероятно, все началось со случайного попадания мяса в костер. Попробовав его, человек увидел, что поджаренное мясо мягче и вкуснее сырого. Кроме мяса первобытные люди поджаривали рыбу и мелких птиц.

Примерно в то же время человек одушевил огонь. Считая его живым существом, которого надо все время кормить, человек поклонялся огню, видя его разрушительную силу.

Давным-давно человек приручил огонь.Первобытные люди грелись у костра,готовили на нём пищу.С тех далёких времён и до наших дней огонь днём,и ночью служит человеку.Без огня люди никогда бы не смогли быстро ездить по земле путешествовать по рекам,и морям. В топках паровоз и пароходов сжигали уголь.Огонь нагревал воду,пар приводил в действие паровые машины.В Моторе автомобиля тоже работает огонь.Только здесь сгорает не уголь,а бензин.

Первобытных людей трудно назвать домоседами: они вели бродячую - кочевую - жизнь и постоянно передвигались по земле в поисках новой пищи. Вооружены они были довольно слабо - только палкой и камнем, однако и с их помощью древние люди ухитрялись охотиться на крупных животных. Если животные не попадались, первобытные люди могли спокойно довольствоваться и растительной пищей - ягодами и плодами.

До того, как первобытный человек научился собственными руками добывать огонь, он бережно хранил пламя, подаренное природой: полученное при ударе молнии, пожаре и т.д.

Древнейшие люди долгое время общались друг с другом только с помощью различных звуков, однако, как только они стали способны пользоваться отдельными словами, развитие их пошло стремительными темпами.

Источники: 900igr.net, potomy.ru, otherreferats.allbest.ru, leprime.ru, sitekid.ru

Похищение Идун. Часть2

Фейри - духи или люди

Дети Локи. Часть2

Тайна Святого Грааля. Часть1

О пользе интерактивных игрушек

Мнoгие рoдители жалуются, чтo игрушки их ребенка уже некуда складывать. Если вы oдни из них, тo вам следует пересмoтреть свoе...

Северный ветер у римлян

Северный ветер, который греки называли Бореем, холодный, но благоприятный для Европы и Малой Азии. А вот для Африки он оказывался...

Легенды Греции и русские сказки. Часть2

Ранее отмечалось, как важно начало и конец транзита товара держать под контролем, осо-бенно если такой маршрут самый короткий. Вот...

Греция - загадочный остров Родос

Если вы выбираете направление для вашего будущего отпуска, выбирайте острова Греции - точно не пожалеете. Это и безумно красивое море...

Женщина в мире бизнеса

Традиционно в женские обязанности входят домашние и семейные заботы: рождение и воспитание детей, чистота и уют в доме, приготовление блюд. Благодаря...

Древняя Македония

— рабовладельческое государство в центральной и северо-восточной части Балканского полуострова. Существовала с 5 в. дон.э. до 148 дон.э. ...

Правление Ивана Грозного

Старший сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской...