Похороны 30. Еврейские похороны и траур

В крематории Солсбери 30 июля прошло прощание с британкой , скончавшейся 9 июля в городе Эймбсери от нервно-паралитического агента «Новичок». Как сообщил телеканал , во время похорон, состоявшихся в 14 часов по местному времени, были предусмотрены специальные меры безопасности, чтобы предотвратить возможное воздействие вещества на пришедших проводить погибшую в последний путь.

Некоторые специалисты говорят, что это чрезмерные меры безопасности, и на самом деле никакого риска заражения ни для кого нет. Тело фактически обеззаражено, это не радиоактивное вещество, а нервнопаралитическое.

Эксперты из министерства здравоохранения Великобритании заявили, что их советы по правилам безопасности для населения, включая призыв не брать никаких посторонних предметов, остаются прежними. «В целом, риск для общественности очень низок», — цитирует ответ ведомства .

По словам викария Солсберийской епархии Филипа Бромили, у родственников Стерджесс было 15 минут, чтобы попрощаться с ней перед кремацией. Посторонних людей на церемонию не пустили.

«Я полностью доверяю Public Health England и похоронным бюро. Они проделали большую работу, предприняли ряд мер, чтобы убедиться, что каждый будет в полной безопасности», — сказал Бромили.

45-летний сожитель погибшей Чарли Роули, который также отравился веществом, занимался похоронами Стерджесс вместе с ее родителями. Дочь погибшей выбрала первую молитву, которая была исполнена во время церемонии прощания — «Шалом, Шалом».

«Эта молитва задаст тон всей процессии. Во-первых, мы все будем молиться с благодарность за нашу Дон, которая была доброй, любящей и щедрой женщиной. Во-вторых, молитва прозвучит не только за упокой Дон, но и за мир для всей ее семьи, всего города и каждого причастного», — сказал друг Стерджесс накануне похорон

Роули также выразил сожаление, что его подруге не были оказаны все последние почести. «Она заслуживает намного большего. Я надеюсь, что прощание с ней поможет мне быстрее прийти в себя», — признался он.

Брат Чарли Роули Мэтью также отметил в разговоре с Sky News, что Дон Стерджесс была «действительно прекрасным человеком», и у нее было много друзей, которым была небезразлична ее судьба.

30 июня полицейские обнаружили 44-летнюю Дон Стерджесс и 45-летнего Чарли Роули без сознания. Британские спецслужбы утверждают, что они оказались под воздействием того же вещества, от которого в марте пострадали бывший сотрудник и его дочь Юлия в Солсбери.

Стерджесс и Роули немедленно доставили в больницу. Роули пришел в себя вечером 10 июля и был выписан из больницы 20 июля. Дон скончалась 9 июля.

«Ее организм не справился с отравлением из-за алкогольной и наркотической зависимости. Ее тело было слишком слабым, чтобы совладать с этим», — сообщила мать погибшей. После гибели Дон следователи начали вести дело об убийстве. Вскрытие тела было назначено на вторник, 17 июля.

Отравляющее вещество, от которого пострадали Стерджесс и Роули, находилось во флаконе из-под духов. Емкость была найдена в доме Роули на Магглетон-Роуд в Эймсбери. Этот флакон, как уверено следствие, и стал причиной отравления Чарли и Дон. По словам брата пострадавшего, Чарли Роули подобрал емкость, после чего он и его подруга оказались в больнице.

Сам Роули позже рассказал в интервью телеканалу ITV, как к нему попал флакон. Мужчина заявил, что не помнит, где именно нашел флакон с нервно-паралитическим веществом. Он был упакован в дорогую коробку из-под духов, чтобы ее вскрыть, Роули использовал нож.

«Парфюм выглядел дорого, но, к сожалению, оказался плохой находкой. Теперь страшно подумать, что какая-либо вещь может быть замаскирована таким образом и оставлена в общественном месте», — поделился мужчина.

Духи пролежали у него дома в Эймсбери несколько дней перед тем, как он подарил их своей подруге. За это время Роули успел случайно пролить на себя каплю отравляющего вещества.

«Это была маслянистая субстанция, которая по запаху не была похожа на духи. Она показалась мне жирной, поэтому я сразу смыл ее. Все произошло так быстро», — рассказал он.

Скорее всего, именно то, что Роули быстро смыл с себя опасное вещество, и спасло мужчину.

По словам Роули, когда Стерджесс получила парфюм, она распылила его на запястье. Спустя 15 минут женщина почувствовала недомогание. «Дон сообщила, что у нее болит голова и спросила, нет ли у меня таблеток. Я стал смотреть в квартире, она сказала, что нехорошо себя чувствует и ей нужно полежать в ванне, что тогда мне показалось немного странным», — отметил Роули.

После этого, по словам мужчины, он зашел в ванную и увидел там Стерджесс в очень плохом состоянии. Роули не помнит, в какой момент он почувствовал себя больным, однако друзья позже рассказали ему, что он «спотыкался» и у него шла пена изо рта.

На данный момент следствие придерживается мнения, что причиной четырех отравлений в графстве Уилтшир было нервно-паралитическое вещество из одной партии.

4 марта 2018 года в Солсбери, находящемся по соседству с Эймсбери, «Новичком» были отравлены экс-офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. По версии правоохранительных органов Великобритании, агент был нанесен на ручку двери в доме Скрипаля.

Экс-офицер ГРУ и его дочь несколько недель провели без сознания, но позже пришли в себя и были выписаны из больницы.

По данным следствия, Дон Стерджесс получила дозу «Новичка» в десять раз большую, чем Скрипали, поэтому у нее оставалось меньше шансов на выживание.

Сразу после происшествия со Скрипалями в Солсбери британские власти заявили, что к инциденту причастно российское государство. Эта версия основывалась на том, что «Новичок» разрабатывался в СССР.

Москва категорически отрицает все обвинения, указывая на то, что до сих пор не установлен источник происхождения вещества. Несмотря на то, что российская сторона также неоднократно требовала предоставить доступ к расследованию и пострадавшим гражданам, британские власти проигнорировали все запросы.

ВОРОНЕЖ, 8 фев — РИА Новости. Более тридцати тысяч воронежцев пришли в четверг проводить в последний путь геройски погибшего в бою в Сирии летчика Романа Филипова.

Российский штурмовик Су-25 под управлением майора Филипова был сбит террористами из ПЗРК 3 февраля при совершении облета зоны деэскалации "Идлиб". Летчик до последнего пытался держать самолет в воздухе и успел доложить командованию об атаке ракетой. Приземлившись после катапультирования в районе подконтрольного боевикам населенного пункта Телль-Дебес, Филипов до последних минут жизни вел неравный бой из штатного оружия, не подпуская боевиков. После окружения террористами, когда расстояние до боевиков сократилось до нескольких десятков метров, тяжелораненый Филипов подорвал себя гранатой. У летчика остались жена и четырехлетняя дочь.

Панихида по летчику и похороны прошли в четверг, 8 февраля, в Воронеже — городе, где Филипов родился в 1984 году и окончил школу.

Люди пришли на панихиду за несколько часов

К дому офицеров военного городка в Северном микрорайоне Воронежа, где проходила панихида, люди стали приходить за несколько часов до начала траурной церемонии. Военнослужащие, школьники, работники предприятий, депутаты, чиновники, мамы с маленькими детьми, пенсионеры, домохозяйки, представители духовенства — у многих из них в руках были гвоздики.

"Мы думаем, что он герой. Приехали почтить память, отдать дань уважения", — сказал спортсмен-паралимпиец Игорь Рогов.

Он вместе с другим спортсменом-колясочником Михаилом Хлебниковым прибыл сюда вместе со своими тренерами.

"Это тот момент, который должен сплотить общество как никогда. Сейчас в обществе разновекторные направления, а такие события сплачивают", — сказал тренер паралимпийцев Олег Костюченко.

Домохозяйка Елена Предтеченская, как и многие, пришла к Дому офицеров с букетом гвоздик.

"Пришла почтить память погибшего летчика. Такая смерть за нас, отстаивал честь страны. Лично не знала его, но тронуло как за близкого и родного", — сказала РИА Новости Предтеченская.

Навечно в списках школы

Комиссия по культурному наследию Воронежа присвоила 6 февраля городской школе №85 имя Романа Филипова. Накануне в актовом зале учебного заведения прошел общешкольный классный час, посвященный подвигу летчика. В школе также появился уголок памяти героя.

В день панихиды проститься с Филиповым пришли ученики 10 и 11 классов, а также их педагоги.

"Роман был учеником нашей школы. Нужно отдать дань уважения, проводить его в последний путь. Хоть мы и не знали его лично, но его подвиг научил нас, что такое мужество и чувство долга", — рассказал РИА Новости Дмитрий Малюгин, ученик 11 класса.

Гордость за земляка

Панихида по Филипову началась в 12.00. В Воронеже было сыро и туманно, шел небольшой снег, но люди, переминаясь с ноги на ноги, терпеливо ждали своей очереди проститься. К дверям Дома офицеров их пропускали через металлодетекторы.

"Мы пришли сюда, чтобы почтить память нашего земляка, который геройски погиб для того, чтобы мы жили мирно и спокойно. Я очень горжусь, что у нас есть такие люди, как Роман Филипов. Многие будут равняться на них", — сказала корреспонденту РИА Новости 16-летняя курсант военно-патриотического клуба "Вымпел" Наталия Волобуева.

У десятимесячного Тимофея, тихо сидевшего в коляске, оба дедушки — ветераны Афганистана. Мама малыша, Неля Белоус, стояла вместе со всеми в ожидании своей очереди.

"Из новостей узнали, что случилось. Мы соседи, оказалось, что наши дома находятся друг от друга через школы. Мы не знали Романа Филипова лично, пришли почтить память", — сказала Неля Белоус.

Проститься с Филиповым пришли многие родственники военных, военные пенсионеры.

"Мой муж так же 20 лет назад погиб в Чечне. Он был полковник, замкомандира дивизии, входящей в состав 58-й армии во Владикавказе", — рассказывала, вытирая слезы, Тамара Еремеева. Проститься с ее мужем в Дом офицеров на проспекте Революции тогда пришло также много людей, а сейчас сама женщина решила отдать гражданский долг летчику Роману Филипову.

Спустя почти два часа после начала траурной церемонии очередь пришедших проститься с Героем России не уменьшилась. Многие люди еще стояли за оградой здания Дома офицеров. Жители близлежащих домов смотрели на поток желающих проститься из окон и с балконов.

Майор в отставке Александр Цигулев к 10 часам пришел к месту прощания и только через четыре с лишним часа он миновал ограду и ступил на территорию Дома офицеров, где проходила панихида.

"Я пришел проститься с человеком, с Героем России. Сам я бывший командир воинской части. Сейчас на пенсии. Печально, с одной стороны, человек погиб, а с другой стороны, испытываешь гордость за нашу страну. Только люди из нашей страны способны на такие подвиги", — сказал Цигулев.

Стоящий за ним рабочий Вадим Проскуряков ждал своей очереди с 11 утра. "Пришел проститься с настоящим героем, который доказал это своим поступком. Это настоящий подвиг", — сказал Проскуряков.

"Был добрым и честным человеком"

Роман Дудин был одноклассником Филипова с 1 по 9 классы, а потом они учились в параллельных классах.

"Роман был очень добрым, очень честным и обязательным человеком. Абсолютно независимым и очень справедливым", — рассказал РИА Новости Дудин.

По его словам, Роман Филипов очень гордился тем, что его отец — военный летчик.

"Когда отец Романа бывал в командировках, он очень переживал за него. Уже в старших классах Роман говорил, что станет летчиком", — сказал Дудин.

Когда пришло известие о смерти Романа Филипова, он сначала не поверил.

"А когда стало точно известно, осадок такой… Всегда тяжело терять людей, которых знаешь. Первая мысль была, как его семья? Как дети? А потом подумалось, почему должны гибнуть наши ребята в это мирное время?" — сказал Дудин.

"Его именем назовут школы, улицы, самолеты"

Главком Воздушно-космических сил России Сергей Суровикин на траурном митинге отметил, что Филипов "самоотверженно боролся с международным терроризмом, защищал покой мирных граждан, защищал от террористов свою страну, свой народ и свою семью".

"Твой подвиг навсегда останется в истории авиации России, Роман", — сказал Суровикин.

Также выступивший на митинге статс-секретарь — замминистра обороны России Николай Панков сказал, что "Роман был хорошим гражданином, человеком, хорошим летчиком с большими перспективами".

"Глубоко убежден, что его именем будут называть улицы, школы, самолеты. Он и его родные будут в нашей семье", — добавил Панков.

Сослуживец погибшего летчика заместитель командира 18-го гвардейского штурмового авиационного полка подполковника Максим Полторак заявил, что Филипов был "настоящим воздушным асом, примером для сослуживцев".

"Мы всегда радовались его успехам. Память о нашем друге сохранится в наших сердцах", — сказал он.

На митинге выступил временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Александр Гусев, который вручил директору школы №85, в которой учился Филипов, памятный знак, о том, что учебное заведение будет носить имя погибшего пилота.

Также в мероприятии принял участие председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. "Роман Филипов погиб, как настоящий герой, он до конца исполнил свой долг", — отметил он.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, сказал, что подвиг Филипова дает ответ на вопрос о цели и смысле жизни, о верности родине. "В далекой Сирии он до конца был верен своему долгу и пожертвовал своей жизнью ради родины", — отметил он, добавив, что патриарх Кирилл передает соболезнования семье пилота и будет молиться за Филипова.

Бывшая классный руководитель погибшего пилота Людмила Лазарева сообщила, что педагоги, которые преподавали у Филипова, вспоминают о нем, как о честном, порядочном и отзывчивом человеке, который был воспитан так, что "смог принять верное решение в нужный момент".

ВОПРОС:
Почему в Католической Церкви сложилась традиция отмечать 7 дней и 30 дней после смерти в отличие от православия, где принято отмечать 9 и 40 дней?

ОТВЕТ:
Таинство Крещения, то есть рождение «от воды и от Святого Духа», приобщает человека к вечной жизни, ростком которой стало воскресение Иисуса Христа. Живительный поток, который проходит через жизнь крещеных, не иссякает с завершением их земного странствия, потому что, как гласит литургия об усопших, «у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и, когда разрушается ее земное жилище, она обретает на небесах обитель вечную». С самого начала существования, признавая общение всего мистического тела Христа, «Церковь странников с великим благоговением чтила память усопших, и, поскольку свята и благочестива мысль молиться за умерших, чтобы они разрешились от греха (ср. 2 Макк 12, 45), она возносит за них заупокойные молитвы».

В первую очередь это – Евхаристическая литургия, то есть заупокойная Месса. Евхаристическая Жертва приносится Церковью за усопших для того, чтобы через общение всех членов Тела Христова одни получали духовную помощь, а другие – утешение в надежде.
Христианские литургические молитвы об усопших, берущие начало с древнейших времен, свидетельствуют о вере в то, что эсхатологическая евхаристическая трапеза и есть истинный христианский refrigerium, что можно истолковать как «место прохлады и упокоения».

В разные эпохи и в соответствии с разной культурной и обрядовой восприимчивостью сформировалась традиция специфических дней, в которые особенно проявляется молитвенная память о почивших во Христе.

Церковь приносит Евхаристическую Жертву за усопших не только по случаю погребения, но и в третий, седьмой и тридцатый дни, а также в годовщину смерти. Эти дни указаны, например, в Руководстве Итальянской епископской конференции по литургии и народному благочестию. В документе подчеркивается, что заупокойная Месса в эти дни является «христианским способом помнить и продолжать общение в Господе с теми, кто уже переступил порог смерти». 2 ноября Церковь всегда совершает Мессу обо всех усопших верных, о них же возносятся молитвы Литургии часов. Но и ежедневно как на Мессе, так и на литургии Вечерни, Церковь молится об усопших, дабы Господь упокоил их в Своем свете, мире и блаженстве. Так, Вторая евхаристическая молитва гласит: «Помни братьев и сестер наших, усопших в надежде воскресения, и всех почивших в Твоем милосердии, и прими их в свет лица Твоего».

Откуда же взялись именно третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина? Эти времена упоминаются в древнейших литургических книгах, например, в Геласианском сакраментарии, восходящем к 8 веку, но содержащем в себе более ранние литургические тексты римского обряда. В них предписывается совершать память об усопшем на третий и седьмой день и в годовщину смерти.

Поместные Церкви знали и другие установленные дни для поминовения усопших, о чем свидетельствует, например, похвальное слово святого Амвросия, произнесенное на сороковой день со дня смерти Феодосия. Он говорит, что одни соблюдают третий и тридцатый дни, а другие – седьмой и сороковой.

Согласно Апостольским постановлениям (4 век), на Востоке было принято поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день с момента смерти. В основу такого хронологического порядка, восходящего к вавилонским астрологическим концепциям, легло убеждение, что душа блуждает возле тела покойного в течение трех или девяти дней после смерти, постепенно отдаляясь от него вплоть до сорокового дня, когда наконец она отходит к своей окончательной участи. Такие идеи проникли в греческие и римские языческие обычаи. Так, римляне приносили погребальные пожертвования в девятый день (новендиале).

В христианском Риме и в христианской Африке традиционными днями поминовения стали третий день, седьмой и тридцатый. Эта традиция основывалась на Священном Писании. Во-первых, Иисус воскрес из гроба на третий день. В Ветхом Завете также есть упоминание об определенных днях поминовения: Иосиф соблюдал семидневный траур по усопшему отцу Иакову, о чем говорится в Книге Бытия (50). В книге Сираха тоже упоминается об обычае плакать над усопшим семь дней (Сир 22). Число «семь» связано с субботним отдыхом, символизирующим также упокоение отошедших в мир иной (об этом есть упоминания у святого Августина); Аарона и Моисея народ оплакивал тридцать дней. Именно вокруг этих библейских упоминаний выстроилась литургическая традиция поминовения усопших, причем для разных категорий усопших были установлены разные дни поминовения. Так, согласно Геласианскому сакраментарию, о монахах служили заупокойную Мессу на третий, седьмой, девятый и тридцатый день, а по другим источникам – только в день погребения и в третий день; о добропорядочном мирянине служили Мессу на третий день, а иногда также в девятый и тридцатый, а вот о раскаявшемся грешнике – либо в тридцатый, либо в седьмой день, причем его родные должны были соблюдать семидневный пост.

Особое значение всегда имело евхаристическое поминовение усопших в годовщину смерти или в годовщину погребения. В то время как язычники праздновали день рождения усопшего (dies natalis), для христиан этим днем — dies natalis – было рождение во Христе, которое и отмечалось литургически. Об этом говорит Тертуллиан: “Oblationes pro defunctis, pro natalicis, annua die facimus». О том же свидетельствует святой Амвросий.

Помимо процитированного нами Геласианского сакраментария, третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина как дни евхаристического поминовения усопшего засвидетельствованы в других латинских литургических документах, например, в Приложении к Григорианскому сакраментарию, в Римском Миссале 1570 года, в Римском Миссале 1962 года.

В сегодняшнем Римском Миссале отсутствует указание на определенные дни поминовения усопшего, кроме годовщины. Однако это не препятствует литургическому поминовению согласно поместным обычаям, которые отражаются также в литургических пособиях епископских конференций.

Но в западной Церкви сохранилась и традиция девяти дней поминовения, которая относится к кончине Римского Папы: заупокойные службы об усопшем Папе совершаются в течение девяти дней.
Таким образом, традиционные дни поминовения в западной Церкви существуют в силу литургической преемственности и объясняются в первую очередь библейскими соображениями. Вероятно, более глубокие корни этих традиций и символики чисел следует искать в дохристианских обычаях. В любом случае, связь поминовения усопших в определенные дни с какими-либо представлениями о состоянии души после смерти не является частью вероучения Католической Церкви.
Что касается православного обычая поминать усопших в определенные дни, то, скорее всего, они имеют такое же происхождение, хотя, как мы видим, на Востоке традиция сложилась несколько иначе. Объясняя традицию девяти и сорока дней, православные священнослужители приводят откровение, данное святому Макарию Александрийскому. Согласно этому откровению, «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби». В этом свидетельстве подробно описывается состояние души в течение определенного числа дней после смерти. На девятый день, согласно этому откровению, душа после поклонения Богу и созерцания рая отправляется в ад, где ей показывают мучения, уготованные для нечестивых. Душа остается там еще тридцать дней, а на сороковой день Судия определяет ей соответствующее место. «Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших», — подводит итог святой Макарий Александрийский.

Согласно католическому вероучению, изложенному в Катехизисе Католической Церкви на основе Священного Писания и многовекового учительства Церкви, душа получает воздаяние в момент смерти. Суть этого частного суда над умершим – «в соотнесении его ко Христу, либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие навеки» (1022). Таким образом, нет никаких оснований полагать, что существуют четко регламентированные отрезки времени, в течение которых душа блуждает вблизи тела или же пребывает после разлучения с телом в неком неопределенном состоянии.

В России, независимо от того, какую веру исповедовал человек, после его смерти обращаются в ритуальное агентство. Но только не евреи. Еврейские похороны организуют не обычные ритуальные службы, а специальные организации - Хевра Кадиша. Быть работником Хевра Кадиша - большая честь, потому что без профессиональной помощи похоронить родственника по иудейским обычаям и традициям просто невозможно.

Еврейские похороны и траур: обычай и традиции древнего народа

Еврейские похороны начинаются с прощания, а вернее, с прощения. Многим знакома картина, когда вокруг умирающего еврея собирается вся семья. И между прочим, это не формальность, а одна из важнейших и обязательных традиций. Перед смертью умирающий должен попросить у родных прощения и за все простить их. Те, кто присутствовал во время кончины, остаются в помещении, пока тело не вынесут, в знак своего уважения и поддержки близкому.

По традиции тело сперва тщательно омывают, окутывают в белый льняной отрез. Этим занимаются работники Хевра Кадиша, освобождая родных от всех хлопот.

Потом покойного кладут в деревянный гроб. Гроб не совсем обычный: внизу обязательно должно быть отверстие, чтобы тело не отделялось от земли.

Еврейские обряды на похоронах принято проводить вдумчиво и серьезно. Это делается из уважения к покойному и боязни его оскорбить. Поэтому гроб сразу закрывают, чтобы не выставлять тело напоказ, на него ничего не кладут, даже цветы.

Похороны проводятся как можно скорее. Считается, что задержка хоть на один день - мучение для души. Не хоронят только в субботу и на большие праздники. Гроб опускают в могилу, каждый бросает на него по горсти земли.

При выходе с кладбища совершается еще один ритуал - обряд почтения и сочувствия. Все присутствующие становятся в два ряда, между ними проходят родственники, которых утешают благословениями и добрыми словами.

После кладбища нужно обязательно трижды вымыть руки, но не вытирать их. Потом срывают несколько травинок и кидают через плечо.

Поминки и траур

После еврейских похорон нет обычая проводить поминки.

Но проводится так называемая трапеза сочувствия. Близкие родственники покойного ничего не едят, пока не пройдут похороны, а по приезде домой их встречают соседи. Так как скорбящие родные освобождаются от всех хлопот, трапезу организуют именно соседи.

Кстати, традиционные блюда на таких трапезах очень простые и обязательно имеют круглую форму. Обычно это вареные яйца, круглый хлеб, чечевица, горох.

Следуя еврейским похоронным традициям, родственники умершего принимают на себя долгий траур.

Первый ритуал - криа. Его совершают сразу, только узнав о смерти родственника или во время похорон. В нужный момент (на похоронах этот момент подсказывают работники Хевра Кадиша) скорбящие рвут на себе одежду, кроме куртки и исподнего. Дети покойного рвут слева от сердца и носят такую одежду 7 дней. Остальные делают надрыв справа и носят только до тех пор, пока не переоденутся.

Этот разрыв - “печать горя”, выход невыносимой боли, вызванной потерей близкого. Когда траур заканчивается одежду либо грубо сшивают, либо просто закалывают булавками. Такой неаккуратный шов похож на шрам, он символизирует глубокую сердечную травму.

7 дней после похорон - шив-а. В это время скорбящие не выходят из дома, не занимаются хозяйством, не читают ежедневные молитвы. Запрещено мыться (только лицо и руки в прохладной воде), бриться, чему-либо радоваться, сидеть на высоких стульях, менять простыни, есть мясо, пить вино. Одним словом, запрещено делать то, что может доставить удовольствие.

Что же делают родные все это время, если ничего нельзя? Читают некоторые молитвы, но самое главное, стараются сплотиться, поддержать и утешить друг друга, чтобы вместе пережить утрату.

8-30 дни - шлошим. Из дома уже можно выходить, но по-прежнему запрещается бриться, стричься, носить чистую, отутюженную одежду. Мыться можно, но лишь для очищения тела, наслаждаться купанием запрещено. Нельзя посещать торжества, запрещается даже произносить традиционное приветствие “шолом”.

Но есть в еврейских традициях одна особенность - субботний отдых. В субботу и в дни больших иудейских праздников этот народ отдыхает даже от траура. Можно есть мясо и пить вино, а во время соблюдения шив-а разрешается выходить из дома.

12 месяцев. После 30 дней все родственники, кроме взрослых детей умершего, освобождаются от траура - они выполнили свой долг. Дети покойного по обычаям соблюдают траур целый год после похорон, но запретов уже гораздо меньше. Главное, читать определенные молитвы, не участвовать в весельях, вести себя скромно и сдержано.

Похороны и глумление

Что ж, православные, жгите

Труп мой на темном мосту,

Пепел по ветру пустите…

Кто защитит сироту?

Николай Гумилев, от имени убиенного Григория, по случаю сожжения тела старца

Тело убитого хотели сначала похоронить на его родине, в селе Покровском, но, опасаясь возможных волнений, приготовили место для погребения в Царском Селе.

«Это место находилось к северо-востоку от так называемой Елевой дороги Царскосельского Александровского парка, между парком и деревней Александровкой, у опушки леса. Оно было куплено А. А. Вырубовой для постройки на ней подворья. Там уже была приготовлена могила, куда гроб и опустили в присутствии священника Федоровского собора о. Александра Васильева.

Приехали порознь А. А. Вырубова и г-жа Ден. Было серое, морозное утро», вспоминал Спиридович.

Напомню, что именно на закладке этой церквушки, в которой, еще недостроенной, он будет похоронен, и была сделана та знаменитая «компрометирующая» Распутина фотография с друзьями и сестрами милосердия. Фотографию, которую почему-то пытались выдать за доказательство «оргий» Распутина.

«21 дек. В 9 час. <…> присутствовали при грустной картине: гроб (простой, цинковый. - О.Ж. ) с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17 декабря извергами в доме Ф. Юсупова, стоял уже опущенным в могилу. О. А. Васильев отслужил литию», - записал в дневнике император.

А спустя несколько недель, 2-го марта, на станции Дно Николай II, как считается, отрекся от престола. Царская семья находилась под домашним арестом в своем дворце, ожидая решения своей участи. В Петропавловскую крепость были помещены многие царские министры, особенно те, кто сочувственно относился к Распутину. Впрочем, враги Распутина теперь уже сами начали пугаться того, что они сделали: «Проклятый мужик!.. Говорил Пуришкевичу - не убивайте, вот он теперь мертвый - хуже живого», - писал Шульгин в «Днях».

Но похоронами путь Григория Ефимовича не закончился. Вот что вспоминал в советском журнале «Огонек» спустя десять лет после убийства журналист Е. Лаганский: «По деревянным доскам и балкам мы карабкаемся наверх, чтобы лучше разглядеть разрытую под самым срубом могилу старца. Но уже опять смеркалось, и в черной зияющей под нами дыре ничего не видно. Я спускаюсь вниз, снимаю пальто и шляпу, чтобы удобнее пролезть в узкое отверстие, проделанное солдатами в основании сруба, откуда можно заглянуть в самую могилу. Однако несколько солдат уже опередили меня. Здесь темно, и только спички в руках солдат и зажженная лучина мерцающими огоньками освещают белесоватую массу на самом дне дыры. Глаз привыкает к темноте, и я несколько отчетливее различаю обстановку.

На небольшой глубине, аршина в полтора , в земле вырыто отверстие, шириною не более аршина , откуда виднеется развороченная свинцовая крышка гроба, открывающая покойника до груди. Лицо трупа совершенно почернело. В темной длинной бороде и волосах куски мерзлой земли, на лбу черное отверстие от пулевой раны.

Со всех сторон из гроба торчат куски пакли и распоротого полотняного савана. Голова покоится на шелковой кружевной подушке. Остальная часть туловища вместе с гробом еще покрыта землею: кап. Климову нужно было только убедиться в том, что найденный в гробу покойник есть именно Григорий Распутин».

А вот что вспоминает С. В. Фомин: «С помощью студентов-милиционеров и конюхов, привезенных мною, мы стали рубить березки для костра и обливать бензином, натащили привезенной бумаги. Из-под снега тем временем был вырыт гроб. Плотная массивная цинковая крышка была открыта и, несмотря на мороз, смрад разложения неприятно ударил в нос. В лучах огня занимавшегося костра я увидел теперь совершенно открытым и ясным сохранившееся лицо Григория Распутина. Выхоленная жиденькая борода, выбитый глаз, проломленная у затылка голова. Все остальное сохранилось. Руки, как у живого. Шелковая рубашка в тканных цветах казалась совсем свежей…

Запылал костер. Металлический гроб был при помощи кирок разбит. При свете луны и отблеске пламени показалось завернутое в кисею тело Распутина. Руки были сложены крестообразно.<…>

Труп Распутина вынули из гроба. Он оказался набальзамированным и, по уверению одного из очевидцев, лицо Распутина было нарумянено. Труп и костер были обильно политы бензином и подожжены. Это было часов в 5 утра, и только через несколько часов сожжение было окончено».

В книге В. А. Возчиков а, Ю. Я. Козлова и К. Г. Колтакова «Костер для „святого черта“» авторы пересказывают свидетельство одного из участников тех событий - Михаила Николаевича Шабалина: «Установили гроб на штабель, отошли… На сердце - беспокойно: он хоть и мужик, Распутин, но все ж православный, христианин…

И опять не вспомнить: Купчинский ли Филипп Петрович или Кочадеев Владимир Павлович спичкой чиркнул… Оба они колдовали у основания штабеля дров, оба одновременно - в два факела - стали поджигать со всех сторон. Вспыхнули соломкой гладкие досточки, воспламенили мелкий сушняк. Пронеси и спаси!..

Выше, выше языки пламени… Освещенный дым густыми клубами потянулся в небо. Послышался утробный треск - это огонь проник в глубь штабеля, расправляет плечи. И уже высветился уголок леса - угрюмый, настороженный. И гроб высветился, неестественно засверкал в огне полированными боками…

Неужели бессильно пламя?.. Тогда и впрямь поверишь в Гришкино могущество, неземную мощь его влияния.

Михаил! - кто-то из студентов дернул Шабалина за рукав, разогнал оторопь. - Катись оно, это зрелище. Айда за сушняком!..

Как? Еще?.. - и увидел, что черный силуэт гроба уже объят легким невесомым пламенем и накренился, как тонущий корабль. Еще миг - и из него вывалится…

Шабалин опять побрел за сушняком, потом еще, еще. Вспомнилась сердобольная старушка, по простоте душевной подбросившая в костер инквизиции свою хворостинку.

Стало светать. Часы Купчинского показывали шесть. Измученные студенты валились с ног, а огромная грудь старца не хотела гореть. Вот уже и семь утра наступило…

Ротмистр решительно приблизился к костру, с силой ударил штыковой лопатой в ком, оставшийся от груди. Еще, еще… Ком стал разваливаться. Смрад паленого шибанул по ноздрям… Кто-то из студентов взял вторую лопату: - Прости, Григорий Ефимович!..

Около восьми утра они разрубили останки того, кто недавно был всемогущим Распутиным.

Потом таскали снег, „заливали“ костер, откидывали чадящие головни. Около девяти перекопали оттаявшую на штык землю, в девять пятнадцать уже ехали в город. А в десять родился документ, короткая записка, унизительная для человека, каким бы он ни был, как бы ни грешил в жизни: „Мы, нижеподписавшиеся, между 7 и 9 часами утра совместными силами сожгли тело убитого Григория Распутина, перевезенное на автомобиле уполномоченным временного комитета Государственной думы Филиппом Петровичем Купчинским в присутствии представителя Петроградского общественного градоначальника ротмистра 16 уланского Новоархангельского полка Владимира Павловича Кочадеева. Самое сожжение имело место около большой дороги от Лесного в Пескаревку, в лесу при абсолютном отсутствии посторонних лиц, кроме нас, ниже руки приложивших:

Кочадеев, Купчинский.

Студенты Петроградского политехнического института: С. Богачев, Р. Яшин, С. Пиро… Н. Моклович, М. Шабалин, В. Вакулов.

Печать круглая: Петроградский политехнический институт, начальник охраны. Приписка ниже: акт был составлен в моем присутствии и подписи расписавшихся удостоверяю. Прапорщик Парвов“».

«Пепел рассеян по полю и засыпан снегом, - ликовали в „Биржевых ведомостях“. - Когда придет настоящая весна - вешние воды смоют и пепел, и грязь, и, может быть, буйные всходы новой жизни вытеснят из нашей памяти и самое имя Распутина».

Варламов подчеркивает: «Глумление над останками Распутина открыло дорогу кощунству в куда более страшных масштабах. Может быть, именно поэтому никакие вешние воды и свежие всходы имя сибирского странника из нашего сознания не вытеснили. Напротив, чем дальше отстояла от потомков его смерть, тем чаще они к ней возвращались, стремясь постичь ее подспудный смысл и находя ему самые разные объяснения».

«Но как же похожа эта смерть-предсказание на блаженную кончину царственных мучеников, в точности повторивших таинственный смертный путь своего друга! - написал уже в наше время А. Щедрин (Николай Козлов). - То же нисхождение в зловещий подвал, тот же труп убитой собаки, подбрасываемый рядом с Их Честными Телами, то же сожжение окровавленных одежд, перезахоронение и сожжение тел. И те же попытки изуверов вот уже на протяжении 70 лет всеми способами и средствами скрыть, затемнить картину происшедшего на месте убиения, несмотря на, казалось бы, достаточное количество свидетельских показаний и улик, продолжающую оставаться неясной».