Почему разбегаются мысли во время молитвы? Молитесь с определенной целью. Как не отвлекаться во время молитвы

Б ес скачет задом и передом, а дело идет своим чередом.

Русская пословица.

Э то дело сатаны, что устремляет помысл, как стрелу, пущенную наугад, и не дает человеку удержаться на том, чем он озабочен. Ибо знает, что если человек продолжит молитву свою, то Сотворивший его услышит его, хотя бы он был многогрешен.

Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).

П амять молящемуся приводит на мысль или представляет о чем-либо давнем, или новые заботы, или лицо человека оскорбившего.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв. ).

Т ем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, что, тогда как враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума, все эти заботы и попечения суть мои собственные и неотложно необходимы для меня.

Преподобный Симеон Новый Богослов (+1021).

К ак царю земному ненавистен тот, кто предает его, отвращает от него лицо свое, беседует со врагами владыки, так мерзок пред Господом, кто, предстоя на молитве, занимается нечистыми помыслами.

К ак, делая плотское дело, ты весь погружаешься в него умом, и мыслью, и телом, так же надо и приступать к молитве, как бы надеясь совершить какое-то духовное дело; а Бог твой ум видит и за мыслями следит. Старайся всегда сосредоточиться на своем деле — на искании Бога и на стремлении к Нему; тому внимай, о том думай и заботься, чему тело молится,— в голос ли, или молча, или как еще потребно, только бы с трезвенной и сосредоточенной мыслью.

Преподобный Макарий Великий (IV в.).

П режде всякой молитвы нужно всемерно очистить свое сердце, покаяться, выплакать свои грехи. Когда очищено твое сердце, то и помыслов у тебя будет меньше и с этими помыслами будет легче уже справляться твой ум.

Священномученик Арсений (Жадановский),еп. Серпуховской (1874-1937) .

С тарайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить, может и уму нашему дать постоянство.

Б удь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

М олиться нужно так, чтобы ум был всецело собран и напряжен... Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить о том, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

Е сли к молитве примешиваются не должные мысли и чувства, то помолись: «Иисусе Сладчайший, я сознаю свою немощь, прости мне».

Святой праведный Алексий Мечев (1859-1923).

Ч тоб тихо, без смущения читать тебе молитвы, веди себя тихо: дома будь тих и кроток со всеми и вне дома — со всеми; тихо ходи, тихо говори — словом, будь тих везде и во всем.

Е сли во время или вне молитвы враг запнет душу твою какими-либо хулами и мерзостями, не унывай от них, но скажи с твердостию в сердце своем: для очищения от этих-то и подобных им грехов и пришел, на землю Господь наш Иисус Христос; в этих-то и подобных им немощах духа и пришел Многомилостивый помочь нам. И когда скажешь эти слова с верой, сердце твое тотчас успокоится: ибо Господь сердце твое очистит.

К огда во время устной молитвы дьявол будет подтачивать слова дождем тончайших мыслей, говори: владычество Спасителя во всяком слове и звуке.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

О твлекаемый усвоившимися ему пристрастиями, впечатлениями, воспоминаниями, попечениями, ум новоначального непрестанно расторгает спасительные для него узы, оставляет тесный путь, уносится на широкий; любит он странствовать свободно в поднебесной, в стране обольщений, с духами, низверженными с неба,— странствовать без цели, безрассудно, зловредно для себя. Страсти — эти нравственные недуги человека — служат основною причиною развлечения при молитве. Соответственно ослаблению страстей уменьшается развлечение. Страсти обуздываются и умерщвляются мало-помалу истинным послушанием и истекающими из истинного послушания самоотвержением и смирением. Послушание, самоотвержение и смирение суть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Н е допускайте, чтобы язык молитву читал, а мысли не знать где шатались... Трудитесь над тем, чтобы сердце ваше было в каком-нибудь религиозном чувстве... Когда сердце в чувстве, помыслы не беспокоят и все ходят вокруг чувства.

Н адо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит,— возврати ее; опять отбежит — опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли — и, следовательно, без внимания и чувства,— снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение — в другой раз, может быть, оно не повторится или повторится не в такой силе.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

П отому не можешь молиться без рассеяния, что: 1) слишком привязана к миру и 2) нет глубокого сознания своей греховности, а всегда самооправдание.

Е сли рассеиваетесь, то укорите себя, «откройте себя Богу» и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть, и слезами. Эти минуты всецело отдавайте молитве и не слушайте врага, который найдет тысячи причин отойти от молитвы и будет понуждать заняться чем-либо другим.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

У каждого бывает так: начинаешь молиться и в это время вспоминаешь о важных делах, встречах, ситуациях. И вдруг осознаешь, что мысли блуждают, и молитва становиться обычным текстом. Возникает вопрос, так как же остаться сконцентрированным во время молитвы?

Отвечая на вопрос, Билли Грэм говорит, что во-первых, христиане должны помнить, Кому они молятся. «Вы не молитесь себе или другому человеку, вы молитесь Богу, Всемогущему и Славному Творцу Вселенной»,- пишет Грэм, добавив, что христиане должны уважать возможность говорить с Богом так, как если бы они собирались поговорить с президентом США или королевой Англии.

«Насколько больше Бог! Он один величественный в святости, удивительный во славе. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» Исход 15:11

Духовный лидер и известный проповедник призывает христиан «выделить немного времени в молитве для прославления Бога и благодарения за Его благость», слишком часто, христиане приходят к Богу с перечнем требований и запросов.

«Начните благодарить Господа за Его любовь. Любовь настолько велика, что Он послал Своего Сына в мир, чтобы Иисус умер за тебя»,- говорит Грэм.

Еще один совет, чтобы не отвелакаться во время молитвы: благодарите Бога, вы можете отследить отвеченные молитвы.

«Посвяти Богу лучшее время твоего дня»… чрез Христа, «и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе»,- цитирует лидер место Писаний Ефесянам 2:18.

97-летний проповедник говорил о важности концентрации внимания на Боге не только во время молитвы, но и во время жизненных перемен, и даже в напряженном графике.

Грэм говорит, что «даже когда мы забываем Бога, Он никогда не забывает нас! Он знает, что происходит с нами в каждый момент дня, и Он также следит за нами».

Существует множество стратегий, которые помогут нам не отвлекаться от Бога в течение всего дня, первая из которых –это начинать утро с молитвы и чтения Писания.

«Молитесь о том, с чем столкнетесь в течение дня, например: встречи, дела и т.д.. и ежедневно получайте свою порцию из Божьего Слова, Библии. Позвольте, чтоб эта часть Библии нашла место в вашей душе, вспоминайте о ней в течении всего дня, прокручивая эти слова в голове», - пишет Грэм, это тоже один из способов «развить привычку постоянной молитвы и концентрации на Боге».

«Когда вы знакомитесь с кем-то, безмолвно помолитесь за них. Когда вы узнаете о проблеме кого-то, молитесь за них. Когда кто-то испытывает ваше терпение, молитесь за них».

«Видите ли, без Библии мы находимся в опасности создания нашей собственной идеи о Боге…»,- завершил Грэм.

Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто - и зачем?..), либо потому, что "заботы века сего" настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни. В обоих случаях человек не стремится к Богу, и это гибельное состояние называется духовной смертью. Такой смертью умерли наши прародители в раю после вкушения запретного плода, как и предупреждал их Бог: "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17). Нет, формально они остались живыми и действующими, только человек, в результате грехопадения, не захотел Бога, не захотел общения с Ним, стал скрываться от Него между деревьями рая, избегая "ненужных" теперь разговоров. И, если бы Сам Бог не обратился к нему, у него уже не нашлось бы слов для беседы. Но и те, что в результате нашлись, - вымучены и дышат самооправданием и желанием поскорее отделаться от неловкой ситуации. В общем, человек как бы отвечает Богу: "Отстань от меня, я теперь сам "как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3, 5), то есть знаю, что для меня хорошо (читай - что мне хочется), и что плохо (чего мне не хочется), я самодостаточен для себя!" И, пока мы находимся в состоянии ветхого Адама, не обновленные благодатью Христовой, это отношение для нас является естественным. Поэтому нам и не хочется ни молиться, ни ходить в храм Божий, ни читать Священное Писание, - словом, жить духовной жизнью. Нам Бог не нужен!

Это ужасно, но это так. Выход из этой смертельной болезни один - делать не то, что тебе хочется, а то, что тебе нужно. И первое из этих дел - побуждение себя на молитву (то есть к Богообщению) и понуждение на этот тяжкий молитвенный труд. И при этом понуждении, то есть борьбе с собой, нас ждут еще и дополнительные препятствия, чинимые падшими духами, чтобы оторвать нас от общения с Богом. Поэтому святые, опытно прошедшие эти искушения, оставили нам в помощь указания о молитвенном делании, чтобы мы не смущались, а знали, что нас ожидает. И первое из этих указаний-наставлений - "молитва требует борьбы до последнего вздоха". Посему, дорогие, не будем унывать в беспечности, но бороться, зная, что труд наш не напрасен, тем более, что Сам Господь непрестанно взирает на мужественного труженика и незримо помогает ему.

Для новоначальных, каковыми мы являемся в подавляющем большинстве, Церковь указывает посильный путь молитвенного труда - ежедневное молитвенное правило, состоящее из чтения утренних и вечерних молитв по молитвослову, или, если трудно, - хотя бы посильной части их. Здесь уместно напомнить о трех важнейших свойствах правильной молитвы (учение о молитве св. Игнатия Брянчанинова):
1. внимание к смыслу молитвы;
2. благоговение, требующее неспешности;
3. покаянное предстояние.

В соответствии с этим мы сталкиваемся с первыми тремя ошибками на молитве. Невнимательная или формальная молитва, собственно, молитвой не являющаяся, - это пустое вычитывание молитвенного правила. Такое часто случается, когда молитвослов стал уже книжкой привычной и часто "правила" уже выучены наизусть. Душа ищет легкого широкого пути - не молиться. Здесь следует сделать одно замечание: если борьба идет за саму молитву, то есть вопрос стоит так - читать или не читать ("опустить молитвенное правило" - и звучит-то так благочестиво и даже красиво, специально для "отчета" на исповеди), или же читать полностью или сократить, то ответ ясен - читать обязательно, хоть как-то, хоть сколько-нибудь, но читать. Это последний рубеж, с него бегут только дезертиры.

Второе искушение - поспешное неблагоговейное чтение молитв, так как обычно, с привыканием, на них "почему-то" не остается времени. Следует поискать в распорядке дня какое-то время для того, чтобы спокойно помолиться, может быть, отказавшись от чего-то привычного, например, вечернего телевизора, или, если сами не можем сообразить, посоветоваться с духовником - как быть. Крайне нежелательно, но, в виде исключения, возможно сокращение молитвенного правила. Такие решения лучше принимать с благословения духовника. Заметим здесь также, что молитвенное чтение может быть и достаточно быстрым (лучше сказать - бодрым), но обязательно, в таком случае, должно быть внимательным.

Третье искушение - отсутствие покаянного настроения. Как правило, это восторженная молитва, точнее, молитвословие, исходящее из неправильного духовного устроения. Это путь в прелесть, то есть самообман, самовозвеличивание, желание духовных высот, откровений, видений, чудес и прочих явных сверхъестественных подтверждений собственной святости. Это - самое опасное из всех видов искушений, ибо оно разрушает главное - результат молитвенного труда, рождающееся из него смирение, умиление и слезы покаяния. Это также один из критериев правильной молитвы. Если же мы чувствуем в сердце некое тонкое тщеславие после молитвы или горделивое превозношение, или собственное "духовное возвышение", то мы в ошибке. Это искушение свойственно обычно тем, кто уже "чего-то достиг", тем, кто кроме обычных молитв читает каноны, акафисты, ездит в паломнические поездки - в общем, ведет чрезвычайно активную православную жизнь. Конечно, это не означает, что не нужно читать ничего сверх обычных молитвенных правил или ездить в паломничества по святым местам, но нужно всегда помнить о себе, что "ты несчастен, и жалок, и нищ и слеп и наг" (Откр. 3, 17), и, тем более, ограждать свои успехи, если только они не мнимые, страхом Божиим и смирением.

Перечисленные выше ошибки и искушения можно назвать естественными, так как причины их коренятся в нашей падшей природе. Собственно же искушениями во время молитвы называются действия падших духов, препятствующих молитве или извращающих ее. Таким искушением, прежде всего, являются помыслы - то есть мысли, приходящие к молящемуся и отвлекающие его от молитвы, так что устами он как бы продолжает молиться, а ум и сердце остаются далече. И так можно провести все время келейной молитвы, все "положенное прочитать", или пробыть в храме за богослужением от начала до конца, совершенно не молясь. Поэтому в нашествии помыслов, часто, кстати, весьма благочестивых или даже жизненно необходимых, но относящихся к посторонним предметам, мы можем уразуметь злобу врага, желающего нам только одного - вечной погибели. Выход из этого искушения один - прекратить "посторонние разговоры", то есть "не принимать", не обращать на них никакого внимания, само же внимание обращать на читаемую молитву, "вкладывая ум в ее слова". Заметим здесь, что от помыслов, то есть приходящих мыслей, сами мы избавиться не можем, только благодать Божия может нам дать эту вожделенную тишину и свободу от них. Если же они идут, каким бы содержанием они не прикрывались - благочестивым по виду или богохульным, безвидным или представляющим некий вид уму, блудным и непристойным, сквернословным или ничего не значащим, пустым, - не будем никоим образом обращать на них внимания, как на разрушающих наше обращение к Богу, и не будем смущаться. Святые отцы предлагают нам следующий опыт - образ борьбы с помыслами - ум, стоящий на страже сердца, поражает приближающийся помысел именем Иисусовым (в молитве Иисусовой), не дает ему войти в сердце человека. Именно этот образ объясняет слова 136 псалма пророка Давида: "Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень" (Пс. 136, 9). Младенцы - это не окрепшие в сердце, а только пришедшие извне помыслы, камень же - Христос. Следует отличать помыслы вражьи от благодатного ответа на искреннюю сердечную молитву. Помысел вражий всегда вносит в душу смущение или пустоту и имеет привкус лукавства; дух человека в этом случае всегда как бы неспокоен. Наоборот, благодать всегда делает ум ясновидящим истину, сердце - кротким и спокойным, "и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Флп. 4, 7). Есть и внешний признак для различения помыслов: Бог, прежде всего, показывает человеку его грех, но при этом душа чувствует не отчаяние, а радость покаяния и желания избавления от него в том же мирном духе. Враг же стремится при том же внешнем помысле внушить отчаяние и ненадеяние на милость Божию.

Следующий вид искушения - это бесовские видения. Они могут быть как видимыми телесными очами, так и возникать в уме в форме зрительных образов. Могут быть в виде явления света или ангелов, или святых, или даже Самого Христа - естественно, ложно. Категорическим требованием святых отцов в их учении о молитве является неприятие никаких видений. Мы грешные люди и не достойны видеть ни святых, ни света Божественного (то есть Фаворского!), ни, тем более, Спасителя Господа. Нам требуется единое на потребу - покаяние, которое не отнимет, но сохранит нас в благодати истинного молитвенного Богообщения. Если же человек начинает доверять этим видениям, и, еще хуже, - искать и ждать их, то он впадает в бесовскую прелесть и, в конце концов, гибнет, сходя при этом с ума. Спросят - а разве не бывает действительных явлений святых или ангелов или Самого Господа? Бывают! - ответим мы любопытствующим, но не нам. Критерий смущения благодатного мира в душе здесь также действует, но за благоразумие почитается неприятие видения для нас, как недостойных, что похваляется Господом. В любом случае, необходима чрезвычайная осторожность и следование, даже в кажущихся очевидно-благодатных чувственных чудесных явлениях, совету святых отцов - "не принимай и не хули".

К этому искушению примыкает еще одна ошибка в молитве, которая часто и рождает самое искушение - молящийся "включает" воображение и начинает чувственно, как бы видимо, представлять себе к кому обращена его молитва - Христа, Божию Матерь, Святую Троицу, святых, ангелов и т.д. По учению святых отцов молитва должна быть "безвидной", воображение должно молчать, лишь ум вкладывается в слова молитвы, дальнейшее - дело благодати. К сожалению, этот неправильный образ молитвы принят как основной в католицизме и породил множество прельщенных мнимо-святых.

В заключение хочется привести слова прп. Варсонофия Оптинского: "Диавол может дать человеку все - священство, монашество, архимандритство, епископство, патриаршество, но не может дать молитвы Иисусовой". И, хотя это сказано в обращении к монашествующим, но суть их ясна и для мирян: истинная молитва - это дар Божий. Последуем же за этим даром, потрудимся, чтобы вернуться к блаженному Богообщению, и время молитвы станет для нас самым желанным временем истинной жизни.

И последнее, бывает, что молитва "не идет", и при усердии, и при внешней правильности. Посмотрим тогда на свою жизнь и на состояние души, соответствуют ли они заповедям Евангельским? Ибо и к нам в обобщении обращены слова Первоверховного апостола: "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами… оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1 Пет. 3, 7). Ибо, если верно речение: "Как человек молится, так он и живет", то не менее важно и обратное: "Как человек живет, так он и молится".


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. Естественно, после такого похода в храм возникает чувство неудовлетворенности, вины перед Богом. Можно ли справиться с такой рассеянностью? Об этом мы спросили настоятеля Успенского храма города Красногорска Московской области протоиерея Константина ОСТРОВСКОГО.

— Отец Константин, почему даже во время самой красивой и радостной службы ум нет-нет да и отвлекается на обычные житейские заботы? Можно ли приучить себя не отвлекаться? Существуют ли какие-то специальные приемы?

— Не приемы, а опыт святых отцов, передававшийся и устно, от учителя ученикам, и письменно. Казалось бы — святые, вот уж кто был привязан к Богу всем сердцем! Но даже им приходилось бороться со своими страстями, стараться сосредоточиться на молитве. Мы же привязаны ко многим вещам, к Богу наше сердце обращено очень мало. Неудивительно, что во время богослужения нас все время что-то отвлекает. Да, многие прихожане на это жалуются на исповеди. И хорошо что жалуются. Значит, люди хотят молиться. Но не надо рассчитывать, что мы победим рассеянность и мечтательность уже завтра — со страстями так быстро не справиться! Многие пытаются давать зароки: «Это в последний раз, отныне буду приходить на службу и все два часа молиться». Такая уверенность говорит не о решимости, а скорее о незнании себя, о непонимании своего духовного состояния. Посмотрите, в каком ритме сейчас люди живут. Всю неделю поглощены суетой, рабочими и домашними делами, через силу заставляют себя прочитать утреннее и вечернее правило. Неудивительно, что и в храме ум занят посторонними вещами. Не надо унывать, как некоторые, ругать себя, злиться — это ложное смирение, оно только мешает молитве. Понимание, что ты часто на службе не молишься, — повод для покаяния, но не отчаяния. А как измениться, не отвлекаться, учат святые отцы. Преподобный Макарий Оптинский говорил, что невозможно весь день отдавать душу суете, а встав на молитвенное правило — сосредоточиться на Боге. Нужно всю жизнь, самые обыденные дела стараться посвятить Богу, тогда и во время правила ум будет обращен к Нему. Святитель Феофан Затворник тоже советовал любое дело осмысливать духовно. И служебные обязанности можно выполнять во славу Божию, и домашние дела. Если же мы делаем все из тщеславия (и обед для семьи можно готовить из тщеславия), вряд ли нам удастся даже в храме отвлечься от житейских забот. А преподобный Амвросий Оптинский советовал во время службы читать Иисусову молитву.

— И это не отвлекает от богослужения?

— Может и отвлекать. Если читаешь и думаешь, что ты подвижник, а стихиры, тропари, ектеньи — для немощных, это гордость на грани прелести. Но когда человек осознает, что он по немощи не может включиться в соборную молитву, удержаться в ней, и начинает читать короткие молитвы, это помогает собраться, и он одновременно читает Иисусову молитву и слышит, что происходит на богослужении. Психологически это парадокс, но здесь другие законы действуют, духовные. И не только во время чтения Иисусовой молитвы, но и когда, допустим, молишься о своих близких, об их исцелении от болезни, о даровании им веры, если они неверующие, о разрешении других сложных жизненных ситуаций. Но именно молишься, а не предаешься помыслам. Если во время службы ты увлекся мыслями о болезни родителей или ребенка, о неурядицах на работе — никакой молитвы нет, ум ушел в сторону. Но если ты про себя молишь Бога, чтобы исцелил, помог не остаться без работы, вразумил сына-подростка, уберег его от соблазнов… О любом хорошем деле, пусть земном, житейском, молиться можно и нужно. И во время такой молитвы человек одновременно участвует в молитве соборной — в богослужении. Точно так же алтарники и прихожане, которые помогают читать записки о здравии и упокоении, могут успевать следить за службой. Потому что чтение записок — тоже молитва. А молитва от богослужения не отвлекает. Если же ты на службе отвлекся, ушел в свои мысли, мечтания, надо не убиваться по этому поводу, а как можно быстрее спохватиться, попросить у Бога прощения за свою немощь, рассеянность и вернуться к молитве.

— Некоторые думают, что, если не получается всю службу молиться, грех выстаивать ее, честнее приходить на часть службы.

— И что, всю эту «часть службы» они молятся не отвлекаясь? Скорее всего, нет. Если душа не обращена все время к Богу, то и придя на службу на 15 минут, человек на какое-то время отвлечется. Утреннее и вечернее молитвенные правила, посещение храма Божиего — вот начальная школа молитвы. Конечно, никого нельзя принуждать. Не каждому новоначальному можно сказать: отныне будь добр приходить каждую субботу на всенощную, а в воскресенье утром — к началу литургии. Некоторые не готовы сразу к выполнению даже такого несложного правила. Я в молодости чуть маму свою от веры не отвел. Сам тогда был неофит, пришел работать в храм алтарником и от нее тут же стал настойчиво требовать, чтобы все правила соблюдала. Так она под моим давлением даже причащаться перестала на какое-то время, настолько ей все опротивело! Не Церковь опротивела, конечно, а тот образ Церкви, который я создавал! Бережно надо с людьми. Человек пришел на литургию — пусть во время чтения евхаристического канона, пусть даже к причастию, — но ведь пришел же, добровольно, по зову сердца! В следующий раз придет пораньше, если мы отнесемся к нему с любовью и пониманием, со снисхождением к его немощи. Но это именно немощь — нельзя ее возводить в норму на том основании, что отвлекаешься. Тогда уж точно никогда не научишься молиться.

— А как быть с детьми? Как не перегнуть палку, приучая ребенка к молитве, и в то же время воспитать в нем дисциплину?

— С детьми надо обращаться особенно бережно. Тут не может быть никакого общего совета, потому что все зависит от каждого ребенка и от особенностей семьи (давно ли воцерковлена, оба ли родителя верующие и прочее). Я своих сыновей лет до десяти на всенощные не водил, но на литургии старался приводить как можно чаще. А некоторые до определенного возраста не могут выстоять всю службу или даже каждое воскресенье для них слишком большая нагрузка. Но решать такие вещи должны сами родители, советуясь с духовником, хорошо знающим семью. Формальное выполнение каких-то нормативов чаще всего не доводит до добра.

— Некоторые приносят с собой тексты богослужения и всю службу стоят с открытой книгой. Помогает ли это сосредоточиться или, наоборот, отвлекает?

— Опять же все индивидуально. Взрослый человек в состоянии сам понять, удобнее ему видеть текст молитв или воспринимать службу на слух. Вот когда в некоторых приходах заставляют прихожан иметь с собой текст богослужения, это, я считаю, неправильно. Советовать — это личное дело совести и опыта каждого, кто берется советовать. Но заставлять не надо, а то как бы излишней ревностью и излишним доверием своему опыту не наломать, так сказать, душ.

— Когда человек впервые приходит на службу, он не знает, как себя вести, и обычно начинает делать, как все. А все часто делают неправильно. Например, разворачиваются вслед за диаконом или священником, когда они обходят храм с кадилом, после причастия до запивки разворачиваются лицом к алтарю и кланяются. Нужно ли слепо подражать, даже если ты не знаешь церковный этикет?

— Да сами разберутся! Не надо придавать значения таким второстепенным вещам. А если человек, делающий первые шаги, сразу начнет выяснять, правильно ли ведут себя прихожане, он все равно ничего не поймет, зато научится презирать людей. Я крестился в 27 лет, а до этого только два или три раза был в храме по нескольку минут. И почти сразу стал штатным алтарником на Пресне. Естественно, понятия не имел, как вести себя на службе, когда осенять себя крестным знамением. Очень тяжело было заставить себя встать на колени — гордость мешала. Но чтобы влиться в новую, до этого чужую мне церковную среду, старался повторять за всеми. И за два дня влился. Опять же все зависит от внутреннего настроя. Можно повторять за всеми из лицемерия, а в душе презирать других прихожан. Понятно, что это греховное состояние. Но если человек осознает, что ничего не знает, не хочет смущать других людей и привлекать к себе внимание и поэтому делает как все, это нормально.

К сожалению, часто не только новоначальные, но и не первый год воцерковляющиеся люди, попадая по разным причинам в другой храм, начинают обращать внимание на приходские обычаи, осуждать. Ну какое имеет значение, поворачиваются ли прихожане во время каждения за священником, повторяют ли вслух за священником молитвы перед причастием? Вот из-за таких мелочей человек начинает всех, включая настоятеля, осуждать, а о молитве забывает. А когда спохватывается, все кругом виноваты оказываются, только не он сам. Давайте не будем придирчиво смотреть на других, лучше позаботимся о своей душе, иначе мы никогда не начнем молиться.

Сколько раз я открывала Библию или какую-то духовную литературу и уже через мгновение переключалась на семейные заботы! И даже когда мне удается избежать внешних отвлекающих факторов, вдруг в моём подсознании начинает рождаться куча отвлеченных мыслей: «Не забыть положить бельё в сушилку! Нужно позвонить тому-то и тому-то… Что приготовить на обед?!»

Отвлечения случаются, но не позволяйте им досаждать вам. Наши молитвы, пусть и несовершенные, всё равно заслуживают внимания. По крайней мере, так утверждает Фома Аквинский.

Это был чудесный день, когда на втором курсе колледжа я наткнулась на 13 раздел 83 вопроса второй части «Суммы теологии»: «Человеческий ум не способен долго пребывать наверху по причине природной слабости, поскольку человеческая слабость отягощает душу и склоняет её к низшим вещам».

О милосердный, утешительный день! Какое облегчение слышать от святых, что мы нормальные! Они обладали той же самой человечностью, что и мы, и это не помешало им достичь святости.

Фома продолжает, говоря: «Преднамеренная рассеянность ума во время молитвы греховна, <…> а вот ненамеренная рассеянность не лишает молитву плода».

Итак, когда я читаю «десятку» Розария, не вникая при этом ни в слова, ни в Тайну, которой она посвящена, моя молитва всё же чего-то стоит? Если я отвлекаюсь неумышленно, то ответ — «да».

В молитве, как объясняет святой Фома, присутствует особый вид внимания, с помощью которого мы обращаем наши умы к Богу. Если, приступая к молитве, я прежде всего отключаю свой разум от других вещей и устремляюсь всем своим существом к Богу, это намерение влияет на мою несовершенную молитву. «Сила изначальной интенции, с которой приступают к молитве, делает достойной награды всю молитву».

Как милосерден Бог! Как говорит нам 102 псалом: «Он знает состав наш, помнит, что мы — персть».

Мы не должны отворачиваться от молитвы, когда нам кажется, что в ней нет никакого толку. Если Господь принимает мои безуспешные попытки сосредоточиться, если Он так терпелив со мной, то и я могу быть терпелив с самим собой.

Конечно, мы должны стараться. Мы должны прикладывать усилия, чтобы сохранять концентрацию. Но даже если я поддаюсь непреднамеренному отвлечению, Его милость поднимает меня, Его милость может даже это падение сделать полезным для меня, предлагая мне ещё одну возможность вернуться к Нему. «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Моё сердце никогда не слишком разделено, моя голова не слишком рассеянна, моя жизнь не слишком непоследовательна, чтобы предстать пред Господом. Я никогда не должна отчаиваться, и вы не должны. Обратитесь к Нему в молитве снова. Даже если вы забудете, что вы делаете, в середине первого предложения, не теряйте надежды! Ваше несовершенство может стать вашим путём к святости. Он слышит и освящает ваши маленькие молитвы. Пребудьте в мире.