Духовность истинная и темная. Война на небе

)) 2. Поучение в неделю перед Богоявлением («Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ()) 3. Поучение на день памяти святого праведного Симеона Богоприимца, месяца февраля, в 3 день 4. Поучение на день памяти святого Алексия, Митрополита Московского и всея России, месяца февраля, в 12 день («Я семь Пастырь добрый. Овцы Мои слушаются голоса Моего» ()) 5. Поучение на день памяти девяти мучеников Кизических, месяца апреля, в 29 день 6. Поучение на день пречестной памяти иже во святых отца нашего Тихона Чудотворца, епископа Амафунтского, месяца июня, в 16 день 7. Поучение на день памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, месяца июня, в 29 день («Бог водил их днем, столпом облачным показывая им путь; ночью же столпом огненным светил им. И не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью пред всеми людьми» ()) 8. Поучение на празднество явления Пречестной иконы Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во граде Казани, месяца июля, в 8 день, 1706 г. 9. Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Смоленской именуемой «Одигитрия», месяца июля, в 28 день 10. Поучение первое на праздник Успения Пресвятой Богородицы, месяца августа, в 15 день в 1693 г. («Соберет пшеницу Свою в житницу Свою» (; )) 11. Поучение второе на праздник Успения Пресвятой Богородицы, месяца августа, в 15 день 12. Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Донской, месяца августа, в 19 день 13. Поучение на день памяти святых мучеников Адриана и Наталии, месяца августа, в 26 день 14. Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» ()) 15. Поучение на день святого Архистратига Михаила, месяца сентября, в 6 день в 1705 г. 16. Поучение первое на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, месяца сентября, в 14 день («Кресту Твоему покланяемся, Владыко!») 17. Поучение второе на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня («А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» ()) 18. Поучение в неделю по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня («Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ()) 19. Поучение на память святого великомученника Евстафия Плакиды, месяца сентября, в 20 день («Терпением вашим спасайте души ваши» ()) 20. Поучение первое на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, месяца октября, в 1 день («Я – стена, и сосцы у меня, как столпы» ()) 21. Поучение второе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, месяца октября, в 1 день 22. Поучение на память иже во святых отца нашего Гурия, Архиепископа Казанского, месяца октября, в 4 день 23. Поучение первое на память святого великомученика Димитрия, месяца октября, в 26 день («Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ()) 24. Поучение второе на день памяти святого великомученика Димитрия 25. Поучение первое на Собор Архистратига Михаила, месяца ноября, в 8 день («Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих» ()) 26. Поучение второе на брань святою Архистратига Михаила, Воеводы сил небесных, и ангелов Его с семиглавым змием («Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Господа» (), «Приплыли в страну Гадаринскую» (), «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» ()) 27. Поучение на день памяти святого Иоанна Златоуста, месяца ноября, в 13 день («Христова уста, Павлова уста; Павлова уста, Златоустаго уста; Златоустаго уста, Христова и Павлова уста» (Цветная Триодь, на утрени в ночь святой Пасхи, перед словом Златоустого) 28. Поучение на память преподобных отцов наших Варлаама и Иосифа Индийских, месяца ноября, в 19 день в 1705 г. («Подобно царство небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ()) 29. Поучение на память святой великомученницы Екатерины, месяца ноября, в 24 день («Агница Твоя, Иисусе, Екатерина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся» (Тропарь общий мученице)) 30. Поучение на пречестную память великого святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, месяца декабря, в 6 день («По имени твоему тако и житие твое» (Стихира после 50 псалма)) 31. Поучение на неделю пред Рождеством Христовым и на день представления святого Петра, Митрополита Российского, Чудотворца («Родословие Иисуса Христа» (). «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни» ()) 32. Поучение второе на день памяти иже во святых отца нашего Петра, Митрополита Всероссийского, месяца декабря, в 21 день («Вот Агнец Божий!» ()) 33. Поучение на Рождество Христово («Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, Престол херувимский – Дева») 34. Поучение во время святых постов («Веришь, увидишь больше сего» ()) 35. Поучение на страсти Господа нашего Иисуса Христа («Все проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь» ()) 36. Поучение о страхе Божием, который должно иметь всякому человеку («Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас» ()) 37. Поучение о поклонении святым иконам («Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже») 38. Поучение о четвороконечном Кресте («Нарек Бог имя первому человеку – Адам» ( )) 43. Слово об умерших («Блаженны мертвые, умирающие в Господе!» ()) 44. Слово на поминовение («Да не смущается сердце ваше и да не устрашается и прочее. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу» ()) 45. Пирамида, или столп во блаженной памяти преставившемуся к Богу превеликому Его милости господину отцу Иннокентию Гизелю, архимандриту великой Чудотворной Лавры Киевской, поставленный на вечную память о нем в годовщину погребению его, месяца февраля, в 24 день, 1685 года 46. Слово на поминовение окольничего Тимофея Борисовича, сына боярина Бориса Гавриловича Юшкова («Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ()) 47. Слово на поминовение Иоанна Семеновича Грибоедова, стольника Его Царского Величества («Человекам положено однажды умереть» ())

Ст. 7-8 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе

Cиe можно отнести и к первому диавольскому за гордость и зависть низвержению из Ангельского чина, а также и поражению его Владычным крестом, когда, говорит Господь, князь миpa сего был осужден и изгнан из прежнего владычества (Ин. 12:31) , Божественные Ангелы с Архистратигом Михаилом, не терпя гордости и превозношения, прежде всего правильно извергли его из своего сообщества, как подтверждает сие и Иезекииль: он извержен был Херувимами из среды огненных камней (Иез. 28:16) , т. е., полагаю, из среды Ангельских чинов за найденные в нем беззакония и неправды. В пришествие же Христово служащие ему после искушения Ангелы снова им возгнушались, как обесчещенным рабом. Да будет же известно, как думали Отцы, что по устроении чувственного мiра за гордость и зависть он так низвержен, что, говорит Апостол, ему вверено было прежнее начальство воздушное (Еф. 6:12). И Папий говорит: «некоторым из них, т. е. из прежних Божественных Ангелов позволил владеть и управлять устроением земли и поручил начальствовать хорошо, но, - говорит далее, - случилось, что они ни во что обратили свой чин».

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

Это начало прихода антихриста. Однако прежде следует Илии помо­литься и наступит мир, и после того, как через три года и шесть месяцев завершится молитва Илии, антихрист будет сброшен с неба, где он до сегод­няшнего времени имел власть возвы­шения, [как] и все ангелы-отступники. О том, что антихрист поднимается из преисподней, говорит и апостол Павел: доколе не придет человек греха, сын погибели, противящийся, превозносящийся выше всего, что называется или почитает­ся Богом (2 Фес. 2:3-4) .

Комментарий на Откровение.

Экумений

Ст. 7-8 И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе

Видение, намереваясь нам рассказать о событиях, связанных с антихристом, подразумевает начало предшествую­щее, о чем отчасти и прежде вспомина­лось. Ибо падение сатаны с неба <…> начало более раннее. Об этом и Господь сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10:18) . Почему же говорит Иоанн: И произошла на небе война ? Священное Писание говорит, что сатана не склонился перед Богом, то есть возвысил сильную и непреклон­ную шею против Него и отступниче­ство совершил. Бог, Который благ и смирен по природе, терпит его. Но ангелы Божьи, не вынеся дерзости своего владыки, отстранили его от жительства с ними. Поэтому тут говорится, что Михаил, один из великих вождей среди ангелов, борол­ся с сатаной и его товарищами. И сатана не выстоял в поединке с ним.

Комментарий на Откровение.

Примасий

Ст. 7-8 И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе

Не следует думать, что дьявол и ангелы его осмелились воевать на небе, поскольку без Божьего попуще­ния дьявол даже не мог искушать Иова. Небесами , скорее, он довольно определенно назвал Церковь, где непрерывно каждый из верных сражается с духовными пороками. Поэтому апостол говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6:12) . Потому Иоанн говорит, что Михаил и ангелы его борются с дьяволом, что, если правильно понимать это место, по воле Божьей он борется за нее, молясь за Церковь странствующую и доставляя ей помощь. Как говорит апостол: не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1:4) . Ибо и само имя Михаил переводится как «помощь Божия», и, соответственно, это дело предназначено именно ему.

И Даниил сказал, что во дни после­дних испытаний Михаил придет на помощь Церкви: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найде­ны будут записанными в книге (Дан. 12:1) . Ангелы названы его ангелами в соответ­ствии с определенной манерой речи, которую мы находим в другом месте: ибо ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10) . Их, то есть тех, кто по вере начали быть гражданами во Христе. Так и здесь - ангелы его , потому что предполагается, что они находятся под защитой одного главы и одаряются одним Духом-Жизнеподателем <…>.

Следует понимать, что дьявол и ангелы его - это не только подобные ему по природе и произволению, но люди, которые уловлены в их силки, стали такими же спутниками дьявола. Ибо из-за свойств произволения и о дьяволе сказано: враждебный человек сделал это (Мф. 13:28) , и об Иуде: один из вас дьявол (Ин. 6:70) . Дьявол , конеч­но, говорится из-за двойственного состава его воинства; побежденный же, как сказано, он был исторгнут теми, кто после отвержения его, приняв веру во Христа, ошибок его больше не повторял. Но в них - непоколебима любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5) . Или поскольку Церковь уже отделена от всякой примеси зла и прославлена будущим блаженством, дьяволу и ангелам его никакого места более не остается, чтобы совращать злых и искушать добрых. Поэтому псалом, указывая на дьявола, говорит: и мимо иду, и вот нет его, и ищу его, и не находится место его .

Господь создал всех Ангелов светлыми и добрыми. Он дал им свободную волю. Но часть Ангелов злоупотребили своей свободой и встали на путь противления, бунта против Бога.

Гордость — первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым гордецом, учинившим бунт, стал самый могущественный ангел — Денница (в переводе с еврейского — утренняя звезда ), который не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих Ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и Ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана — Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. Как упал ты с неба, денница, сын зари! (Ис 14, 12).

Об этой трагедии, что произошла в духовном мире, так повествуется в Священном Писании: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12, 7-9). Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10, 18), — говорит Спаситель о падении диавола.

Злые духи так укоренились во зле, их грехопадение настолько глубоко, что их покаяние и исправление уже невозможно. Местом их пребывания является ад, преисподняя, то есть место, лишенное света и благодати Божией.

После Страшного Суда падшим ангелам уготовано вечное мучение: Тогда скажет (Господь. — Авт .) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25, 41).

Мир духовный, мир невидимый закрыт от наших телесных очей, но он проникает в нашу жизнь, мы соприкасаемся с ним. Но этот мир, к сожалению, населяют не только Архангелы, Херувимы, Серафимы, Ангелы Хранители и души святых людей. В мире духовном есть и силы темные: сатана и его служители — падшие ангелы. Духовность не бывает к нам нейтральной, она либо светлая, благодатная по отношению к людям, либо резко враждебная. Нет духов нейтральных, все они действуют либо от Бога, либо от диавола.

Это необходимо знать, чтобы не быть беспечным и не принять действие в нашей жизни темных сил за явления светлого ангельского мира или благодатной Божественной силы: сам сатана принимает вид Ангела света. И служители его принимают вид служителей правды (2 Кор 11, 14-15), — предупреждает нас апостол Павел.

Наш народ семьдесят пять лет был оторван от своих духовных корней, вера православная сначала просто истреблялась, потом подвергалась насмешкам и поруганию. Насаждался атеизм всей мощью тоталитарного государства. Это привело к страшному духовному одичанию большинства наших людей. Но душа не может довольствоваться только материальным, она стремится к духовности и, к сожалению, находит ее совсем не там, где надо. Когда отношение государства к Церкви и религии изменилось, людям была предоставлена свобода, открылись многие храмы, стала возрождаться приходская жизнь, издаваться духовная литература. Но, к несчастью, для удовлетворения духовного голода люди устремились не только в храмы. Пользуясь предоставленной свободой, пышным цветом расцвели оккультизм, экстрасенсорика, колдовство, суеверия. Появились многочисленные маги, парапсихологи, энерготерапевты и астрологи. С Запада и с Востока в нашу страну хлынули проповедники сект и религиозных обществ. Спрос рождает предложение — появились многочисленные «свидетельства» явлений необычных сил: полтергейста, НЛО и прочих паранормальных явлений. Много людей повредили своей душе, увлекаясь оккультизмом.

И хотя сейчас интерес ко всем этим негативным проявлениям чуждой духовности значительно упал, люди увидели и почувствовали страшные плоды псевдоцелительства, экстрасенсорики и сектантства, но враги Божии еще достаточно сильны.

Необходимо знать: в какие бы одежды ни рядились оккультисты, эзотерики, экстрасенсы, целители, предсказатели и прочие, все они сознательно или по неведению служат отцу лжи — диаволу. В разное время эти люди назывались по-разному: колдуны, ведуны, знахари, ворожеи, гадатели и т.п., но суть их была одна. Требуется особая бдительность, нужно изучать свою веру, чтобы не навредить себе в главном, не погубить свою душу. Необходимо знать технику духовной безопасности. Мы — христиане с более чем тысячелетней историей и огромным духовным опытом, который передали нам наши предки. Нам нельзя обращаться в сторону богов чужих или возвращаться к грубому язычеству. Ведь даже вера в привычные многим приметы (черную кошку, разбитое зеркало, суеверия на свадьбах и похоронах и пр.) есть вредное суеверие, то есть не истинная, суетная (ложная) вера, несовместимая с христианством.

Некоторым духовно не просвещенным людям непонятно: почему всевозможные экстрасенсы, целители, астрологи — от диавола? Ведь они часто используют в своих обрядах иконы и церковные предметы, читают молитвы. Да, сегодня почти невозможно встретить экстрасенса, называющего себя противником христианства и Церкви, которая обладает очень большим авторитетом в обществе: у нас в стране более восьмидесяти процентов крещены в Православии. Лжецелители и прочие им подобные понимают, что лишатся многих своих клиентов, если пойдут против Церкви. Современные колдуны знают, как во все века и времена относилась к ним Церковь. Например, 61-е правило VI Вселенского Собора повелевает: «Произносящих гадания... облакогонителей, делателей предохранительных талисманов и колдунов... извергати из Церкви».

Что касается чудотворений, производимых магами и оккультистами, то об этом предупреждал нас Сам Спаситель: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мк 13, 22), но: по плодам их узнаете их (Мф 7, 16).

Как они творят свои «чудеса»? Силой тех, кому они служат, — падших духов. Диавол и его слуги, как существа духовные, обладают, конечно, по своей природе некоторыми сверхъестественными способностями. К тому же сатана — очень древнее существо, он за многие тысячелетия стал изощренным во зле, в своих диавольских хитростях и уловках. Нет ничего удивительного, что они могут показывать псевдочудеса. Но за все бесовские чудеса придется платить даже в жизни земной. Люди, которые идут за исцелением к колдунам, отдают в залог свою душу. Душа становится пленницей. Кто-то надеется вылечить радикулит, девушка хочет привлечь внимание молодого человека, иной идет ради экзотики и суетного, праздного любопытства — все они подобно Фаусту заключают договор. Ничего не подписывают, не ведают даже о происходящем, но соглашение вступает в силу. Цена этого договора — жизнь души.

Любой священник может рассказать немало случаев обращения к нему людей, побывавших на приеме у экстрасенсов. В Москве, Санкт-Петербурге, других городах существуют специальные центры реабилитации пострадавших от оккультистов и целителей. Плоды сих «магов» страшны — это духовное и психическое помрачение, возвращение с новой силой прежних болезней. Колдуны не способны лечить, они лишь снимают симптомы и загоняют болезнь внутрь; человек, почувствовав облегчение, перестает принимать медицинское лечение, и болезнь возвращается. Часто бывает уже поздно что-либо сделать. Когда после телесеансов Кашпировского и Чумака люди стали жаловаться на ухудшение здоровья и умирать, даже на государственном уровне телецелительство было запрещено. Поистине, по плодам их узнаете их .

Еще один важный факт: святые подвижники, которые исцеляли людей силой Божией — преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Матрона Московская, — никогда не брали денег за исцеление. Даром Божиим нельзя пользоваться для наживы: Даром получили, даром давайте (Мф 10, 8). А всевозможные целители и энерготерапевты берут за свои услуги большие деньги, в любом магическом салоне существуют прейскуранты с очень немалыми ценами за «лечение», снятие порчи или заговор на удачу. Дары исцеления и духовной помощи людям даются только святым подвижникам. Все они вели строгую молитвенную жизнь, были людьми Церкви, регулярно приступали к Святым Таинствам. Все экстрасенсы и колдуны пребывают вне Церкви, а значит, вне Тела Христова, и жизнь их бесконечно далека от нравственного идеала.

Хотя люди, занимающиеся магией и оккультизмом, и служат диаволу, бояться их не нужно, ведь с нами Бог. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? (Пс 26, 1). Их боятся люди, далекие от Церкви, суеверные и маловерные. А мы знаем, что имеем ограждение и защиту от всякой силы вражьей в молитве и Святых Таинствах. Приходилось читать свидетельства самих оккультистов, что они не могут ничем повредить людям, которые ведут церковную жизнь и регулярно причащаются. Известно также, что без воли Божией бесы не могут навредить даже бессловесным животным. Когда Христос исцелил Гадаринского бесноватого, бесы, бывшие в нем, сами просили Спасителя, чтобы Он разрешил им войти в стадо свиней, — без воли Бога они не могли это сделать (см.: Мк 5, 1-13).

Что касается всевозможных оккультных учений, то есть признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», и практикующих общение с потусторонним миром, то все эти учения имеют также магические и языческие корни. Учения Рерихов, Блаватской, Р. Штайнера, спиритизм и множество других оккультных и эзотерических верований осуждены Церковью.

Известно, что Архиерейский Собор 1994 года осудил возродившееся «язычество, астрологию, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей “древней мудростью”, сокрытой от непосвященных», а также «“учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое... “Агни-йогой”».

Православная молитва против оккультизма

Отец Серафим (Роуз) в книге «Православие и религия будущего» приводит рассказ архимандрита Николая (Дробязгина), который на Цейлоне присутствовал на сеансе колдуна-факира: «Я совершенно забыл о том, что я священник и монах, что мне вряд ли приличествует принимать участие в подобных зрелищах. Наваждение было так необоримо, что сердце и ум молчали. Но мое сердце было тревожно и больно забилось. Все мое существо охватил страх. Мои губы сами собой зашевелились и стали произносить слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!” Я почувствовал немедленное облегчение. Казалось, что какие-то невидимые цепи, которыми я был опутан, начинали спадать с меня. Молитва стала более сосредоточенной, и с ней вернулся мой душевный покой. Я продолжал смотреть на дерево, как вдруг, будто подхваченная ветром, картина затуманилась и рассеялась... Но вот что-то как будто стало твориться и с самим факиром. Он повалился набок. Встревоженный юноша подбежал к нему. Сеанс неожиданно прервался. Уже уходя я невольно в последний раз обернулся, чтобы запечатлеть в памяти всю сцену, и вдруг я содрогнулся от неприятного ощущения. Мой взгляд встретился со взглядом факира, полным ненависти. Это произошло в кратчайший миг, и он принял свою прежнюю позу, но этот взгляд раз и навсегда открыл мне глаза на то, чьей силой в действительности произведено это “чудо”».

Иоанн увидел много удивительных и страшных событий и среди них вот такое: «И явилось на небе великое знамение: женщина, одетая в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд».

Эта «женщина» должна родить мальчика, которому предстоит спасти все народы, однако ей грозит чудовище: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь венцов. Хвост его увлек третью часть звезд с неба и бросил на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы сожрать ее, когда она родит...» (Женщина убегает от дракона. Миниатюра Бамбергского Апокалипсиса. XI в.) рис. →

Но младенец был спасен, спаслась и его мать, а против дракона выступила небесная сила во главе с архангелом Михаилом (Михаила как очольника воинства ангелов называют архистратигом, по-гречески это означает «главнокомандующий»):
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона. Дракон и ангелы его воевали, но не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дияволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, а с ним и его ангелы были сброшены».

Здесь уже дракон прямо именуемый дьяволом, сатаной. И если в случае с Левиафаном можно еще спорить о том, кто же под этим именем описан в Библии - сатана или огромное морское
чудовище, то по апокалиптического «змея, большой красный с семью головами и десятью рогами» не остается никаких сомнений. (Архангел Михаил. Рафаэль. 1518) рис.

Грандиозная небесная битва сил добра с силами зла, поединок Архангела Михаила с драконом-сатаной стали сюжетом многих произведений изобразительного искусства.

Свергнутый Архангелом с неба дракон сошел на землю. Он преследовал и женщину, одетую в солнце (но не смог нанести ей вреда), и праведных людей - «они берегут заповеди Божии», но и Иоанну в Откровении сказано, и сам дракон знал, что «немного ему остается времени».

Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) рассказывает о будущем приходе на землю Иисуса Христа и те события, которые будут предшествовать этому. Откровение - это видение далекого будущего, которое было открыто верному ученику Христа Иоанну.

21-11-2013, 00:09

«И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» . (Откр.12:7-9)

Так говорится в Откровении Иоанна богослова о Святом Архистратиге Божием Михаиле, чей Собор мы вместе с Собором прочих Небесных Сил бесплотных празднуем вот уже более полутора тысяч лет. Лаодикийский Собор проходивший за несколько лет до Первого Вселенского Собора, тридцать пятым своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить, и Ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, если кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению» , таким образом осудив и отвергнув еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира, но утвердил их истинное почитание.

Почему выбран именно этот день и месяц для празднования? Дело в том, что раньше ноябрь был девятым месяцем от начала года, потому что в древности летоисчисление начиналось в марте, а число "девять" соответствует девяти чинам Бесплотных сил. Восьмое же число месяца, а ныне - это двадцать первое, - говорит о том, что следующий, Восьмой Собор (к которому, кстати, почему-то так стремятся некоторые церковные иерархи - прим.ред.) будет Собором всех Сил Небесных, а состоится он именно в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», потому что после нынешнего века, разделенного на седмицы наступит«день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Почему именно в восьмой день мы празднуем Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, - уже понятно А вот какие существуют Ангельские Чины? разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы, в переводе - Пламенеющие, Огненные. О Серафимах Священное Писание упоминает лишь единожды в книге пророка Исайи (Ис. 6, 2). Серафимы непрестанно возводят хвалу Господу поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф!». Шестокрылые Серафимы горят непрерывной любовью к Богу, воспламеняя огнем этой любви и сердцах других. Этот Божественный огонь и очищает души, исполняет их силой и крепостью веры, вдохновляют людей на проповедь Единого Бога Творца. Серафимы являются первейшими, кто участвует в Божественном блаженстве, они же первые, на ком покоиться свет Божественной славы. Они во всей силе ощущают то, что Бог есть Любовь, и, не в силах сносить великой этой Любви, они в благоговейном страхе и трепете закрывают двумя крылами свои лица, двумя же крылами ноги свои и двумя летают.

Бездна премудрости открыта Херувимам, которые идут следующими за Серафимами в иерархии Сил Бесплотных. Они носители Премудрости Божией, которая как в зеркале отпечатывается в видимом мире. Херувимы именуются также «Многоочитыми», потому что от непрестанного созерцания Божественной Премудрости Херувимы и сами полны ведения, они видят и знают все в совершенстве, которое готовы сообщать и людям при их желании. В отличие от Серафимов, для которых Бог является все опаляющей Любовью, для Херувимов же Он - лучезарная Премудрость, Божественный разум, в который они непрестанно углубляются, восхваляют, воспевают его в песнях своих, а также созерцают бесконечные божественные тайны, с трепетом проникая в них.

Херувим – обозначается, как премудрость, просвещение.

Далее, вслед за Херувимами, идут Богоносные Престолы, которые таинственно и непостижимо носят Бога, по благодати данной им. «Яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престолы , аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» . (Кол. 1, 16)

Господства тоже упоминаются в послании Святого Апостола Павла к Колоссянам: «Яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престолы, аще господствия , аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1, 16). Они владычествуют над следующими за ними чинами Ангелов, а также наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Именно, призванные нами Господства, обучают премудрости побеждать искушения, владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу и господствовать над своей волей.

«Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы » (1 Пет. 3, 22). В этом отрывке из Первого послания Святого Апостола Петра упоминается Небесный Чин – Силы. Они призваны исполнять волю Божию, также именно они - творцы Божественных чудес. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим и помогают людям в несении послушаний, укрепляя их в терпении и даруя духовную крепость и мужество.

Власти – тоже упоминаются в Священном писании в Послании Святого Апостола Павла к Колоссянам и в Первом послании Святого Апостола Петра (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16). Они имеют власть укрощать силу диавола, отражают от людей всевозможные бесовские искушения и утверждают подвижников, оберегая их, а также помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

Начала (Кол. 1, 16) - являются начальствующими над низшими ангелами – архангелами и ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. В их обязанности входит управление Вселенной; также они охраняют страны, народы и племена. Они обучают благочестивых начальствующих, что те обязаны исполнять свои должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних; а простых людей наставляют воздавать каждому честь, подобающую его званию.

«Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архаггелове, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее» , говорится в Первом послании Солуняням Святого Апостола Павла об , которые являются благовестниками Божиими, которые открывают нам тайны веры, пророчества и разумение воли Божией и укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Вот что пишет Святой Апостол Петр об Ангелах «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3, 22), которые наиболее близки к людям. Ангелы возвещают нам намерения Божие и наставляют к добродетельной и святой жизни. При крещении каждый православный христианин обретает надежного защитника, покровителя и ходатая за нас перед Господом - Ангела-Хранителя, который хранят верующего, удерживая его от падений и восставляя, если оные совершаются. Наши Ангелы-хранители никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы на это изъявим свою волю.