Московско-троицкая железная дорога. Троицкий поход царя алексея михайловича

Древняя Троицкая дорога в течении многих столетий служила важной сухопутной артерией России. Она освящена стопами угодников Божиих, помнит русских царей и бесчисленных богомольцев со всех концов страны. Одним из первых государственных мужей путешествовал в Троицкий монастырь Великий князь Московский Димитрий Иванович (Донской).

Он получил от преподобного Сергия благословение на борьбу м Мамаем. Велика заслуга Преподобного в объединении русских земель. Для царских походов в монастырь, которые особенно активировались с середины XVII века, по дороге были построены путевые дворцы в Алексеевском, Тайнинском, Братовщине и Воздвиженском. Для кратковременного отдыха устраивались станы из шатров в Мытищах, Пушкине и Талицах.

Главные

1), Город Сергиев Посад - расположен в 70-ти км от Москвы. в 1772 году именным указом императрицы Екатерины II окружавшие монастырь села и слободы получили статус города с названием Сергиеа Посад. Историческим и архитектурным центром является Свято-Троицкая Сергиева Лаврв, основанная преподобным Сергием.


3).Хотьково - Покровский женский монастырь - помолиться у гробниц преподобных Кирилла и Марии - родителей преподобного Сергия.

2).Гремячий ключ - единственный водопад в Московской области.

Согласно легенде, водопад возник

4).Радонеж - именно сюда в 30-х годах XIV века переселился из Ростова боярин Кирилл с семейством - отец преподобного Сергия. Основанный впоследствии преподобным Сергием Троицкий монастырь находился на землях Радонежской волости. Поэтому преподобного Сергия называют Радонежским.

5).Абрамцево - Храм Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрвмцево (владельцем усадьбы был Аксаков, после смерти - Савва Иванович Мамонтов. По проекту Васнецова в усадьбе была сооружена церковь 1881 - 1882 гг. В оформлении храма принимали участие В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов) рядом с храмом в склепе погребён сын владельца усадьбы Андрей Саввич Мамонтов.

6).Пещерный храм великомученика Димитрия Солунского - Софрино (Талицы)

Подворье Свято Троицкого Стефана-Махрищского женского монастыря.

В округе Софрино:

храм в честь Воздвижения Креста Господня в Воздвиженском.

Храм в честь Иоанна Богослова в Богословском- Могильцах

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в Софрино (церковь в стиле "нарышкинского барокко")

Благовещенский храм в Братовщине

История Ярославского района

Еще древние славяне обжили места, на которых расположился нынешний Ярославский район. Старая дорога («прабабушка» Ярославского шоссе) была частью важнейшего пути от Киева и Смоленска до Ростова Великого и Суздаля.

В XIV веке севернее Москвы был основан Троице-Сергиев монастырь. Дорога получила название Троицкого тракта. По ней потянулись паломники: купцы, князья, бояре, царственные особы, а также и простой люд.

Троицкая дорога, Ярославский тракт и, наконец, Ярославское шоссе - так менялось название магистрали, уходящей на север от столицы. Неслись годы, полные бурных событий. Многое повидала эта древняя дорога. Так, когда-то по Ярославскому тракту приехал в Москву будущий великий ученый Михайло Ломоносов, ездили по этому древнему пути Владимир Мономах и Петр Первый. В 1612 году наступали по ней на засевших в Москве польских шляхтичей воины народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского. Возвращался по Ярославке в Москву после взятия Казани царь Иоанн Васильевич.

По указу Екатерины II , проезжавшей в конце 1770 года через Мытищи на богомолье, здесь спустя два с половиной десятка лет был построен первый в России водопровод. Вкусную воду брали из ключей мытищинских, а затем по акведуку у села Ростокино она поступала в Москву. До 1997 года над рекой Ичкой (притоком Яузы, текущей на севере района, где стояло старинное село Малые Мытищи), существовал акведук, родственный Ростокинскому, но гораздо меньше того размером.

Про путешествие по этой дороге Н.А. Карамзин писал в своей работе "Записки старого московского жителя": "Троицкая дорога ни в какое время не бывает пуста, и живущие вдоль дороги крестьяне угощают проезжих чаем с большой для себя выгодою."

Здесь располагались имения знатных русских родов - Плещеевых, Хованских, Черкасских. Район сформировался из деревень на Троицкой (Ярославской) дороге: Красная Сосна, Малые Мытищи и Мыза Раево .

В начале 20 века возникли вдоль Ярославского шоссе фабрично-заводские и дачные поселки. Жители этих поселков высоко ценили прекрасный лесной воздух Лосиного острова, удобное сообщение с центром Москвы. И сейчас местность на северо-востоке столицы, прилегающей к лесопарковой зоне, привлекает проживающее здесь население.

22 июня 1914 года, на Троицком шоссе (так тогда называлась наша Ярославка), был заложен храм во имя святых мучеников Адриана и Наталии. Его русско-византийского стиля силуэт взметнулся над окрестными дачами к 1916 году. Ладно скроенная, Адриано-Наталиинская церковь в советское время не закрывалась.

Очень большую роль в образовании деревень и поселков сыграла проходящая по нашим местам Ярославская железная дорога.

Ярославский район расположен на северо-востоке столицы. Он является составной частью Северо-Восточного административного округа. Территория района - 843,6 га, численность населения - свыше 85 тыс. человек. В районе нет "своей" станции метрополитена, оно действует в смежных с нашим районах. Основная магистраль района - Ярославское шоссе. Здесь расположен крупнейший ВУЗ страны - Московский государственный строительный университет (бывший МИСИ). На 12 его факультетах и в филиале университета обучаются 8 тысяч студентов, в его стенах работают более 1300 профессоров, докторов и кандидатов наук. Его выпускники, вооруженные самыми современными знаниями, успешно трудятся не только в России, но и во многих странах мира. Среди объектов культуры - Московский Новый драматический театр, основанный на базе актерского курса школы-студии МХАТ в 1975 г. Из уникальных сооружений на территории района в первую очередь следует назвать первую в России 4-х-уровневую транспортную развязку на пересечении Ярославского шоссе с МКАД. Район граничит с государственным национальным парком-заповедником "Лосиный остров" - излюбленным местом отдыха жителей района.

Жители Ярославского района и гости Москвы отмечают высокий уровень его благоустройства, компактность застройки, благоприятное расположение. Уже говорилось о том, что центральной осью района является Ярославское шоссе. За последние годы шоссе приобрело вид современной магистрали. Его покрытие модернизировали, по обеим сторонам трассы выросли новые дома с целой сетью разнообразный магазинов, торговых центров, кафе и других предприятий бытового обслуживания.

Троицкая дорога исстари была самая многолюдная по числу богомольцев, отправлявшихся в Троицкую Лавру. Эта дорога была очень грязна и глиниста, но, несмотря на это, усердные поклонники св. Сергия из самых дальних краев России проезжали и проходили по ней. Эти путешествия делятся на молитвенные, подвижнические, обетные, благодарственные, умилительные . Троицкая дорога известна уже пять веков. Св. угодник, как сказано в его жизнеописании, скрыв себя в пустыню, не мог скрыть имени своего. Эта дорога обильна историческими воспоминаниями: по ней ездили и ходили наши деды, вселенские и русские святители, великие князья и цари, именитые иностранцы, знатные русские сановники; многие, в подражание св. Сергию, который никогда не ездил на коне, ходили на поклонение мощам его пешком. Патриархи отправлялись в этот путь с целой свитой и клиром; на перепутьях, где они останавливались, около хоромов их теснился народ, прося их благословения. Сколько полчищ, враждебных России, во время лихолетья, кишело на этой дороге. По ней везли с Белого моря мощи св. Филиппа митрополита, и тихо, скромно двигался поезд из Москвы в Лавру с гробами, под черными покровами, в которых находились останки тел царя Бориса Годунова, жены его и сына Федора, сопровождаемые несколькими монахами и обливавшейся слезами дочерью Бориса, царевной Ксенией. По этой дороге везли тело патриарха Никона с Белого озера в Новый Иерусалим. Сколько воспоминаний!

Не пропустим молчанием и знаменитого троицкого похода великого князя Димитрия Донского к преп. Сергию для испрошения его благословения перед Куликовской битвой.

Все наши императоры и члены их семейств неоднократно посещали это святое место, бывая в Москве.

Царские походы к Троице совершались по установленному церемониалу: предварительно посылались в монастырь гонцы с извещением о прибытии в него царя с его семейством; вследствие этого начинались там большие приготовления для встречи и принятия его. Крестьяне, приписанные к Троицкому монастырю, высылались исправлять дорогу и чинить мосты. В царские путевые дворцы (находившиеся в Алексеевском, Тайнинском, Пушкине, Братовщине и Воздвиженском) отряжались разные придворные чины: стряпчие, сытники, стольники, постельники, бараши (шатерники) и прочие с постельным бельем, со столовой посудой, со стряпней, с разборными столами, с разгибными стульями и с прочими укладистыми вещами. Обозники расчищали, готовили места для слазок , где выходили цари из своих колымаг, чтобы поразмять члены, пройтись пешком по этой дороге; им расставляли под сенью деревьев для отдыха парчовые шатры на пушистом собольем подбое. Эти походы уподоблялись торжественному шествию. Впереди царского поезда ехал отряд стрельцов, вооруженных алебардами, за ними большая, на высоких колесах, в виде кареты, колымага царская, запряженная шестью (иногда более) рослыми лошадьми; она управлялаась бородатым возницей, державшим в руках поднятый вверх позлащенный бич; с боков колымаги ехала стража. Царский экипаж двигался степенным шажком. Царица и все семейство следовали сзади; за ними тянулись во многих повозках разные придворные чины и женский штат царицы в крытых повозках. Хвост этого длинного поезда составлял обоз с разной утварью и съестными припасами.

Троицкие походы со всеми роздыхами, обедами, полдниками и ужинами продолжались несколько дней; утром и вечером на пристанищах для царей устанавливали иконы из везомой запасной образной их; помолившись усердно, они закусывали неспешно, и отправлялись далее.

Московские легенды. По заветной дороге российской истории Муравьев Владимир Брониславович

Кабы не Троицкая дорога, не было бы и Москвы

А. М. Васнецов. Москва-городок и окрестности во второй половине ХII в. Акварель 1920-х гг.

Первые московские улицы образовались из дорог, подходивших к воротам древней Москвы, когда она была еще, как говорит летописное предание, «мал, древян град». Поэтому самым старым московским улицам уже под тысячу лет.

Внутри стены, окружавшей тот град, стояли церкви, княжеские и боярские хоромы, жила дружина, ставили свои «дома-амбары» самые богатые купцы. А за стеною вокруг города селились ремесленники, крестьяне, торговцы, которых князья специально приглашали в свои владения, отводили им землю для жительства - сажали на отведенные наделы, почему такие ремесленно-торговые поселки за стенами города получили название посадов.

Вдоль той части дороги, которая проходила по посаду, застройка была особенно плотная: бок о бок вставали избы, лавки, кузницы, харчевни, постоялые дворы и другие нужные для проезжающих и приносящие доход местным жителям заведения. Таким образом дорога превращалась в улицу.

Сначала обстраивались ближайшие к городу части дорог. С течением времени и расширением и ростом города (за счет пригородных посадов) длиннее становились и улицы. Подобное превращение происходит и сейчас: на наших глазах недавние загородные шоссе, войдя вместе с районами, по которым они пролегают, в состав Москвы, обретают статус и облик современных городских улиц и проспектов.

В этой книге речь пойдет об улицах, возникших вдоль старинной московской дороги, ведущей на северо-восток и существовавшей еще прежде основания города. Протянувшись по территории современной Москвы на расстояние около 20 километров, эти улицы - Никольская, Большая Лубянка, Сретенка, проспект Мира (1-я Мещанская), Ярославское шоссе, переходя одна в другую и по-разному называясь (чему были свои причины), тем не менее представляют собой единое целое, они - части одной старинной дороги.

Рассуждая о том, почему столичный град России - белокаменная и златоглавая Москва - возникла именно на том месте, где она стоит, наши старинные любители отечественной истории полагали, что, во-первых, на то было Божье изволение , а во-вторых, что Москва искони была, как сказал в начале XIX века известный собиратель древних русских преданий Зориан Ходаковский, «средоточие и перекресток древних путей».

Сигизмундов план Москвы 1610 г.

Историки нового времени С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, И. Е. Забелин и другие считали главной причиной появления больших городов их местоположение на торговых путях. В частности Москва, полагали они, своим возникновением обязана древнему торговому водному пути с Днепра на Волгу, звеном которого являлась Москва-река. Поскольку на судоходной реке, рассуждали сторонники этой теории, обязательно должна быть остановка-пристань, то купцы и избрали место для нее у Боровицкого холма, где со временем образовался город.

Однако И. Е. Забелин, проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что для купцов, плывущих по Москве-реке, гораздо предпочтительнее было бы избрать место для пристани не у Боровицкого холма, а либо при устье реки Сходни, либо при устье Яузы. (Кстати сказать, и в том, и в другом месте обнаружены древние поселения.)

Но Москва возникла именно на Боровицком холме. Это значит, что, кроме водного пути, здесь сыграли свою роль какие-то другие обстоятельства.

И. Е. Забелин в «Истории города Москвы», говоря в основном о водных торговых путях, на которых находилась Москва, несколько абзацев отвел и сухопутным дорогам, назвав древнейшую из них, существовавшую еще в XII веке дорогу во Владимиро-Суздальское княжество. Но никаких выводов из своего наблюдения не сделал.

В начале XX века в связи с растущим интересом к истории Москвы, а значит, и с более углубленным ее изучением теория водного пути перестала удовлетворять ученых. Поэтому в 1921 году в Музее истории Москвы (тогда называвшемся Московским коммунальным музеем) была создана Историко-географическая комиссия под председательством академика Д. Н. Анучина - ученого-энциклопедиста, географа, историка, этнографа, археолога. Перед Комиссией была поставлена задача исследовать вопрос происхождения Москвы и объяснить причину ее возникновения на Боровицком холме.

Комиссия, работавшая в течение двух лет, исследовала огромное количество документального, летописного, археологического и исторического материала и восстановила трассы двух главных сухопутных дорог, проходивших через Москву.

Одна дорога шла с северо-запада на юго-восток - из Великого Новгорода в Рязань. К Москве-реке она подходила там, где сейчас находится Большой Каменный мост, здесь была переправа - брод.

Другая дорога шла с юго-запада на северо-восток - из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль, Переяславль, Ярославль, Владимир-на-Клязьме и другие северо-восточные города. Она переходила Москву-реку возле нынешнего Новодевичьего монастыря (там также был брод) и по лугу внутри петли, которую образовывало здесь течение реки, вновь выходила на ее левый берег в том месте, где сейчас находится Крымский мост. Далее дорога пролегала вдоль берега и подходила к Боровицкому холму и к броду Новгородско-Рязанской дороги. Вот здесь-то, на пересечении этих больших торговых и стратегических сухопутных путей, сохранявших в течение столетий свое значение, в то время как водный путь его терял, и появились все условия для возникновения поселения - и оно появилось на Боровицком холме. К такому выводу пришла Комиссия.

На основании выводов Комиссии А. М. Васнецов написал картину «Москва-городок и окрестности во 2-й половине XII века». На ней изображена первоначальная Москва и ее окрестности с птичьего полета. Видны речки, ручьи, села, леса и сходящиеся у Боровицкого холма две большие дороги, о которых шла речь.

После пересечения с Новгородско-Рязанской дорогой дорога в Суздальско-Владимирскую Русь и северные земли шла по левому берегу Москвы-реки у подножия Боровицкого холма до нынешнего Китайгородского проезда. Там, повернув и выйдя на нынешнюю Варварскую площадь (тогда эта местность называлась Кулишками), она поднималась вверх по Лубянскому проезду на плоскогорье водораздела Яузы и Неглинной (где сейчас проходит улица Большая Лубянка) и по нему продолжала путь на север.

А. М. Васнецов. Москва-городок и окрестности во второй половине ХII в. План-чертеж и пояснения к нему. 1920-е гг.

Этой дорогой ездили великие князья Киевские в свои окраинные владения - Ростов и Суздаль, Переяславль и Киржач. По ней в конце X - начале XI века проехал на Волгу князь Ярослав Мудрый и основал там город, назвав его своим именем - Ярославль, а в начале XII века Владимир Мономах, направлявшийся в Суздаль, основал Владимир-на-Клязьме. По этой же дороге, едучи из Киева к сыну своему Андрею во Владимир, великий князь Киевский Юрий Долгорукий, как рассказывается в старинной «Повести о начале Москвы», наехал «на место, идеже ныне царствующий град Москва… взыде на гору и обозре очима своима семо и овамо по обе стороны Москвы реки и за Неглинною, возлюби села оные, и повелевает вскоре соделати мал древян град и прозва его Москва град».

Ипатьевская летопись 1147 г.

Став городом, Москва превратилась в важный пункт на старинной дороге. Теперь купцы останавливались здесь не только для отдыха. Возле города образовался торг, на который съезжались и сходились жители окрестных селений. Еще более увеличилось значение Москвы, когда она в конце XIII века приобрела статус главного города хотя и небольшого, но самостоятельного Московского княжества. Теперь для многих купцов Москва стала конечной целью их пути: одни привозили сюда товары на продажу, другие здесь их покупали, чтобы увезти в свои земли. Поэтому если прежде о дорогах говорили, что они проходят через Москву, то со временем Москва превратилась в пункт, в котором дороги заканчивались и от которого начинались.

Отрезок старой дороги из Киева во Владимир, проходившей по территории Москвы, в то время изменил свой маршрут: теперь дорога шла уже не берегом реки у подножия Боровицкого холма, а входила в Кремль через Боровицкие ворота и здесь заканчивалась. Бывшее же ее продолжение на север стало самостоятельной дорогой: вместо крюка через Варварскую площадь и Лубянский проезд она выходила из Кремля через Никольские ворота и по современным Никольской улице и Большой Лубянке уходила напрямик за город.

Всякая дорога свое название, по старинной русской географической традиции, получала по своему конечному пункту. Дорога, которой посвящена эта книга, имеет несколько названий, возникших в разные времена благодаря определенным обстоятельствам: Владимирская, Троицкая, или Святотроицкая, Переяславская, Ярославское шоссе.

И есть у нее еще народное название - Святая , ни в какие официальные государственные регистры не занесенное, но тем не менее бытующее в живой речи вот уже 600 лет.

Так как начало дороги обычно считается от границы города, для москвичей XII века эта дорога начиналась сразу за воротами Кремля, в XIV веке - за границей посада, с нынешней Лубянской площади; после постройки стен Белого города - в XVI веке - от Сретенских ворот; с XVII века, когда был возведен Земляной город-вал, - от нынешней Сухаревской площади; а во второй половине XVIII, в XIX и начале XX века - за Троицкой, или, как еще ее чаще называли, Крестовской заставой, возведенного в 1740-е годы Камер-Коллежского вала (ныне - Рижская площадь). В 1778 году знаменитый путешественник, автор фундаментального труда «Описание Сибири» академик Г. Ф. Миллер, выйдя на пенсию и поселившись в Москве, совершил путешествие в Сергиев монастырь, Александровскую слободу и Переяславль-Залесский. Описание путешествия сделано им в академической традиции: сухо и пунктуально. Он точно указал точку тогдашнего начала Троицкой дороги: «Почти час времени прошло, как я от моего дома (около Яузских ворот. - В. М. ) до конца города ехал, где при заставе начинается большая дорога , ведущая к Святотроицкому монастырю. От сего также места начинаются и версты, означенные новыми столбами».

В наше время граница Москвы отступила далеко за Камер-Коллежский вал и проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге. Поэтому та часть Ярославского шоссе, которая проходит в пределах Москвы, даже сохранив название Ярославское шоссе, юридически и фактически является городской улицей.

С точки зрения здравого смысла, отсчет начала дороги от границы города продиктован весьма основательными соображениями: превращение улицы в дорогу - граница не только формальная, административная, но в еще большей степени психологическая. Каждый автомобилист знает то эмоциональное состояние, которое возникает при выезде с улицы на загородную дорогу.

Следуя этой логике, сейчас было бы справедливо отнести начало Троицкой дороги (так мы ее будем преимущественно называть, поскольку в книге идет речь о дороге между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой) за Московскую кольцевую, но этому противится историческая народная память, в которой Троицкая дорога занимает особое, единственное в своем роде среди прочих российских дорог место.

Все старинные русские географические справочники XVI–XVII веков, в которых содержатся сведения о дорогах России, так называемые «Поверстные книги», начинаются с описания Троицкой дороги, полагая ее первой и главной дорогой государства. Любопытно, что и сейчас московские общие справочники-расписания движения пригородных поездов традиционно открываются Ярославской линией Северной железной дороги.

Троицкая дорога связывала Москву с Севером и Сибирью. По ней до постройки железной дороги, то есть до второй половины XIX века, из Сибири везли меха, золото, серебро, медь, с верховьев Камы - соль, из Архангельска тянулись рыбные обозы (с одним из них, как известно, добирался в Москву М. В. Ломоносов), ближайшие губернии также поставляли Москве каждая свою продукцию.

А. М. Васнецов. Основание Москвы. Постройка первых деревянных стен города. ХII в. Акварель 1920-х гг.

Но особенно торной и многолюдной стала эта дорога в конце XIV–XV веке после основания самым почитаемым русским святителем Сергием Радонежским Троицкого монастыря, в который устремились богомольцы со всей России. Благодаря им за дорогой укрепились названия Троицкая и Святая.

В XVI веке за Троицкими воротами Земляного города у дороги были поселены своей слободой ямщики. Они были обязаны обслуживать «ямской гоньбой» дорогу от Москвы до Переяславля, а так как было принято называть дорогу по конечной станции, то у нее появилось еще одно название - Переяславская. Слобода также называлась Переяславской (память о ней осталась в названиях Переяславских улиц и переулка).

В середине XIX века дорогу от Москвы до Ярославля благоустроили: провели шоссе, сделали насыпи, прокопали канавы для стока воды, проезжую часть засыпали щебнем. С тех пор ее официальное название - Ярославское шоссе.

С открытием в 1862 году Северной железной дороги движение по шоссе резко сократилось. Полвека спустя в связи с ростом автомобильного транспорта оно снова становится одной из самых оживленных магистралей, хотя прежнего грузового значения, конечно, не вернуло и вряд ли когда-нибудь вернет.

Но зато в последние десятилетия, особенно в восьмидесятые-девяностые годы, Ярославское шоссе - Троицкая дорога - обретает свое прежнее значение как путь в Троице-Сергиеву лавру. Правда, бредущих по ней богомольцев сейчас не увидишь, но уже вошло в обычай съездить на машине (у кого есть такая возможность) к святыням Сергиева Посада.

Древние дороги, сколько бы веков и бурь ни пронеслось над ними, в чем-нибудь да сохраняют память о былом: то привлечет внимание придорожный храм, то развалины старинной постройки, то название речки или селения, порой непонятное, чужеязычное, дошедшее до нас из тьмы веков, когда здесь обитали иные племена и народы. С каждой московской дорогой связано немало исторических воспоминаний и современных историй, а с Троицкой - особенно много…

Вопрос, откуда, с какого места вести официальный, государственный отсчет расстояний от Москвы, возник в XV веке с введением ямской гоньбы и поверстной оплаты за проезд.

На практике отсчет велся обычно с места отправления государственного транспорта - ямских троек, дилижансов - от главной ямской станции и конторы дилижансов. Но постепенно возникла идея установить некую общую точку в Москве, от которой отсчитывались бы расстояния от столицы до любого пункта России.

В петровские времена такой точкой стал Московский почтамт, помещавшийся на Мясницкой улице. В XIX веке какое-то время ею считали здание Губернского правления в Воскресенском проезде на Красной площади. В народе было распространено мнение, что расчет расстояний ведется от колокольни Ивана Великого - как самой высокой постройки города, которую видать со всех сторон издалека.

В советское время до 1959 года этой точкой считали здание Центрального телеграфа на Тверской улице. А в 1959 году Министерство автомобильного транспорта приняло решение: «На автомобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится от Мавзолея В. И. Ленина и И. В. Сталина на Красной площади».

В декабре 1982 года Исполком Моссовета принял решение установить на Красной площади символический знак отсчета протяженности автомобильных дорог, ибо, как сказал В. В. Маяковский, «Начинается земля, как известно, от Кремля». Установить его предполагалось у здания ГУМа «в створе с Мавзолеем В. И. Ленина».

Знак нулевого километра автодорог России. Современная фотография

Работу над знаком поручили архитектору И. Н. Воскресенскому и скульптору А. И. Рукавишникову. Об ответственности и трудности создания знака газетный корреспондент, дававший информацию об их работе, сказал весьма энергично: «Ведь не столб верстовой на окраине поставить…» Авторы разрешили проблему остроумно и логически обоснованно - они сделали знак в виде плоскостной композиции, отлитой в бронзе и вмонтированной заподлицо в брусчатку площади.

Изобразительная основа знака - квадрат, разделенный на четыре сектора, в секторах - рельефные изображения характерных представителей фауны и флоры четырех географических сторон света: в северном секторе - полярная сова, олень, морской котик и ягода морошка; в южном - горный козел, гриф, дельфин и мандарины; в западном - тетерев, зубр, угорь и дуб; в восточном - уссурийский тигр, птица-топорок, среднеазиатская кобра и сибирский кедр. Рядом со знаком, на тротуаре, таким же образом размещалась бронзовая доска с надписью: «Начало отсчета километража важнейших автомобильных дорог общегосударственного значения на территории СССР».

В 1986 году знак был готов, и в газетах появились сообщения о скорой его установке. «Московская правда» напечатала фотографию Красной площади с нарисованной стрелкой, указывающей место, где он будет находиться. Но тогда знак почему-то не был установлен.

Решение Моссовета было выполнено только в августе 1996 года. Однако знак был частично переделан, и поместили его в другом месте - при въезде на Красную площадь с Манежной, перед восстановленными в 1994–1995 годах Воскресенскими воротами древней стены Китай-города и часовней с одной из самых почитаемых в Москве чудотворных икон - Иверской иконой Божией Матери.

Кроме того, была изменена и надпись, поскольку изменилось название государства: в ней говорилось уже не о дорогах СССР, а о дорогах Российской Федерации.

Мне не попадалось публикаций в прессе о мотивах, которыми руководствовалась Московская мэрия, устанавливая знак именно здесь. Что же касается исторической Троицкой дороги, дороги на богомолье, то она действительно уже третий век начинается отсюда. Начинается как дорога, которую предстоит пройти или проехать, а еще, что гораздо важнее и существеннее, начинается как духовный путь к преподобному Сергию.

Все богомольцы, направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру: и москвичи, в каком бы конце Москвы они ни жили, и жители иных мест и губерний, чей путь проходил через Москву, почитали своим долгом перед дорогой помолиться в Иверской часовне. Известный русский писатель начала XX века Иван Сергеевич Шмелев в 1935 году, находясь в эмиграции, написал повесть-воспоминание «Богомолье» о том, как в детстве, в 1880-е годы, он ходил к Троице. Память его высвечивала многие мельчайшие подробности того богомолья. Шмелевы жили в Замоскворечье. Одним летним утром богомольцы - старик приказчик дедушка Горкин, бабушка Домна Тимофеевна с внучкой, бараночник Федя, кучер Антип и восьмилетний Ваня - выехали из дому… Дедушка Горкин по пути указывал Ване, на что надо обратить внимание. «А это Никольские ворота, - указывает Горкин. - Крестись: Никола - дорожным помочь. Ворочь, Антипушка, к Царице Небесной… Нипочем мимо не проходят».

От Иверской начнем наш путь по Троицкой дороге и мы.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

2.16. Река Сосна и Брашева = Боровицкая дорога на Куликовом поле - это река Сосенка на окраине Москвы и старая Боровская дорога в центр Москвы В «Сказании о брани благовернаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царем Мамаемъ еллинским» , с. 137–194, сообщается, что

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2.26. Брашева=Боровицкая дорога на Куликовом поле и старая Боровская дорога в центр Москвы Как мы уже говорили, двигаясь на Куликово поле, Дмитрий Донской шел по дороге через Котлы, а войско Владимира Андреевича подходило к полю битвы по другому пути, а именно, по Брашевой

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

2.17. Река Сосна и Брашева = Боровицкая дорога на Куликово поле - это река Сосенка на окраине Москвы и Старая Боровская дорога в центр Москвы В «Сказании о брани благовернаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царем Мамаем еллинским» сообщается, что Дмитрий Донской и

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 Строительство Москвы описано в Библии как восстановление Иерусалима Сколько было Иерусалимов и где они были построены 4.1. Название «Иерусалим» в разное время применялось к разным городам У средневекового человека был непривычный для нас РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Троицкая площадь 1703. Первая площадь Санкт-Петербурга, названная по Троицкому собору Троицкой, возникла под стенами Петропавловской крепости на Березовом острове в первые годы строительства города. До этого в народе эта территория называлась «Козьим болотом». Таких

Из книги Улицы Петроградской стороны. Дома и люди автора Привалов Валентин Дмитриевич

Троицкая площадь Троицкая площадь находится на Петроградской стороне у Троицкого моста. Деревянная церковь на Петербургской стороне была возведена в 1746 г. по проекту С. Волкова. Тогда же появилось и название площади. Ранее, на плане 1717 г. она обозначалась Большой. В ХК в.

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Троицкая дорога Троицкая дорога исстари была самая многолюдная по числу богомольцев, отправлявшихся в Троицкую Лавру. Эта дорога была очень грязна и глиниста, но, несмотря на это, усердные поклонники св. Сергия из самых дальних краев России проезжали и проходили по ней.

Из книги Дорожные записки (На пути из Тамбовской губернии в Сибирь) автора Печерский Андрей

III. Въезд в Пермскую губернию. - Оханск и Кама. - Дорога в Пермь. - Начало Перми. - Пристань. - Монастырь и памятники. - Ермаково оружие. - Дорога к устью Чусовой. - Чусовая. - Полазна …Наконец мы выехали из земли вотяков: вот каменный столб с медведем и луком, - мы в

Из книги По землям московских сел и слобод автора Романюк Сергей Константинович

Троицкая ТРОИЦКАЯ СЛОБОДАДо недавнего времени было даже удивительно, что в центре Москвы, рядом с грохочущей магистралью Садового кольца, обстроенной громадами домов, сохранялся такой идиллически тихий уголок. Троицкие переулки, более похожие на провинциальный

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 «Восстановление»-постройка Иерусалима = Москвы после вавилонского пленения Сколько было Иерусалимов и где они были построены 1. Название Иерусалим было подвижным и в разное время применялось к разным городам У средневекового человека был непривычный для нас

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Река Сосна и Брашева = Боровицкая дорога на Куликово поле - это река Сосенка на окраине Москвы и старая Боровская дорога в центр Москвы В «Сказании о брани благовернаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царем Мамаемъ еллинским» , с. 137–194, сообщается, что Дмитрий

Из книги Сердце на палитре - Художник Зураб Церетели автора Колодный Лев Ефимович

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ о том, как Церетели избрали президентом Российской академии художеств и о том, что он сделал для нее, чуть было не развалившейся на суверенные академии Москвы и Санкт-Петербурга. Все государственные академии Советского

Из книги Пути следования: Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях ХХ века автора Щербакова Ирина Викторовна

«Все это было, было, было…» Судьба семьи спецпереселенцев из Нижнего Поволжья Анна Молчанова, Анна Носкова П. Первомайский Сысольского района Республики Коми, научный руководитель Т.А. Попкова О замысле работы и авторах воспоминанийНесколько лет подряд мы, две

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Троицкая суббота Троицкая, или родительская, суббота (укр. «дидивна») – один из четырех древнерусских дней поминания покойников, который входит в комплекс троицко-семицких праздников. В этот день в церкви служили вселенскую панихиду по всем умершим. Свою значимость как

Т роицкая дорога

Как могучий маяк средь житейского моря,

Преподобного Сергия Лавра стоит,

И застигнутых бурей печали и горя,

К тихой пристани жизни зовет и манит.

Там, во храме, под сводами, полными мрака,

В кротком трепете света возженных лампад,

Есть с мощами нетленными дивная рака,

Мощи те исцеленья страдальцам точат.

Сносит Русь свои скорби, печали, страданья,

Свое горе, нужду к чудотворным мощам,

И молитвою мира, любви, упованья

Просит помощи всем своим верным сынам.

Преподобный угодник, моленьям внимая,

Источает целебную всем благодать.

И гремит Промыслителю слава святая,

Что изволил Он милость нам грешным подать.

Да послужит же эта святая Обитель

Средь житейского моря для нас маяком!

Да поможет Святой Преподобный Целитель

Нам бороться с недугом, бедой и грехом!

П.Лебединский

Я совсем не случайно разделил книгу на три поприща: расстояние от столицы до Троице-Сергиевой Лавры составляет примерно семьдесят верст, или три дня пешком. А по-другому к Троице и не ходили. Богомольники старались совершать паломничество к Преподобному Сергию как можно чаще, не реже, если позволяли возможности, раза в год. Как правило, оно начиналось на Соборной площади Кремля с земного поклона. Потом паломники проходили мимо Чудова и Вознесенского монастыря и, сняв шапки, выходили через Спасские ворота по Ярославскому тракту.

По распоряжению Иоанна Грозного во второй половине XVI века были выстроены путевые царские дворцы - их было пять. Первый от Москвы путевой дворец находился в селе Алексеевское, неподалеку от современной станции метро «Алексеевская». Здесь же находился храм, где хранилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Второй - на берегу реки Яузы в селе Тайминская; третий дворец - в селе Братовщина; четвертый - в селе Воздвиженское, а пятый - в Троице Сергиевом монастыре. Он только и уцелел до наших дней. Остальные, деревянные, от ветхости развалились.

На пути к Троице было немало гостевых дворов. Старинная Ярославская дорога хранит отпечатки многих тысяч ног, среди которых есть и следы Пушкина, Лермонтова. Еще мальчиком совершил свое незабываемое паломничество ставший впоследствии знаменитым православный писатель Иван Шмелев. Даже цари ходили к Троице пешком. Лишь один Патриарх имел право езживать в карете. Два раза совершал пешие паломничества царь Алексей Михайлович. Свой способ соблюсти всенародный обычай придумала Екатерина II , когда в один из приездов в Москву решила посетить знаменитый монастырь, сходить на богомолье. Окруженная свитой, императрица доходила до определенного места, где ее поджидал экипаж, на котором она возвращалась в Москву. На следующий день ее привозили в то место, до которого она дошла накануне, и Екатерина далеее шла пешком. Потом она опять скакала в Москву. На следующий день все повторялось в том же порядке. Считалось, что совершать паломничество пешком нужно потому, что сам Сергий «никогда не ездил на коне».

Русские предприниматели и здесь проявили смекалку, построив в 1862 году Троицкую частную железную дорогу: было подсчитано, что за год по Ярославской дороге проходит в Троице-Сергиеву Лавру до 500 тысяч паломников. На пробный проезд из Москвы было потрачено всего два часа со всеми остановками. Но, к великому удивлению строителей, богомольцы отказались пользоваться железной дорогой. Тогда по просьбе акционеров братия Троице-Сергиевой Лавры во главе с архимандритом заполнила вагоны одного из поездов. Собственным примером показывая, что пользование железной дорогой не является грехом даже на таком «святом пути». И все же пешее паломничество народ считал предпочтительнее… Три дня Лавра кормила богомольцев безплатно, потом или возвращайся, или коштись за свой счет… Эти сведения я почерпнул из самарской «Народной газеты» в статье М.Щербака «Паломничество в Святую Русь», №4, март 2003.

Иван Шмелев вспоминал: «В Святых воротах сумрак и холодок; а дальше - слепит от света: за колокольней солнце глядит в пролет, а виден черный огромный колокол, будто висит на солнце, от благовеста - дрожит земля. Я вижу церкви - белые, голубые, розовые на широком просторе, в звоне. И все кажется мне, звонят и светят кресты на небе, сквозные, легкие. Направо - большой собор с синими куполами, с толстыми золотыми звездами…

…Падает с неба звон. Кружится голова от гула. Дрожит земля. Я вижу разные огоньки - пунцовые, голубые, розовые, зеленые… тихие огонечки лампад. Не шелохнутся, как сонные. Под ними золотые цепи. Под серебряной цепью висят они повыше и пониже, будто на небе звездочки. Мощи Преподобного - под ними. Высокий, худой монах, в складчатой мантии, которая струится, переливается в огоньках свечей, недвижно стоит у возглавия, где светится золотая Троица. Я вижу что-то большое, золотое, похожее на плащаницу. Я целую, чувствую губами что-то сладкое, пахнущее миром. Я знаю, что здесь Преподобный Сергий, великий Угодник Божий».

«Видно всю Лавру-Троицу: светит на нас крестами. Мы крестимся на синие купола, на подымающийся из чаши крест:

Пресвятая Троица, помилуй нас!

Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!…

Выезжаем на белую дорогу. Навстречу - богомольцы, идут на радость. А мы отрадовались - и скучно нам…

Вот мы и помолились, привел Господь… благодати сподобились… - говорит Горкин молитвенно. - Будто теперь и скушно, без Преподобного… а он, батюшка, незримый с нами. Скушно и тебе, милый, а?…

Постукивает тележка. Мы тихо идем за ней». Иван Шмелев «Богомолье».