Старообрядческая моленная. Падает снег, каждая снежинка на своем месте

Искушения всегда были и будут частью нашей жизни. Нравится нам это или нет, но каждому человеку приходится сталкиваться с ними. Большинство людей не до конца понимают природу и цель искушений. В Евангелии от Луки 17:1 говорится: «Невозможно не придти соблазнам». Почему же приходят искушения? Для того чтобы мы укрепились в вере, стали сильнее духовно. Если бы нам никогда не приходилось противостоять искушениям, мы бы не узнали, насколько мы духовно сильны. В искушениях проявляются или наши лучшие качества или, наоборот, худшие, и нам нужно знать о том, какие мы.

Искушения бывают самыми разными. Часто мы думаем, что искушения – это соблазн пойти на воровство, ложь, убийство, прелюбодеяние. Но чаще всего мы просто бываем нетерпеливыми, жадными, завистливыми, и это тоже искушения, хотя мы считаем их незначительными грехами или лёгкими проступками. Сатана знает наши слабости и метит прямо в цель. Мы должны пройти через различные испытания и искушения – и большие, и маленькие, чтобы стать сильнее духовно. Сатана искушал Иисуса, стараясь узнать Его слабое место (см. Луки 4), но Иисус был непоколебим и победил врага. Я думаю, Бог заранее знал, что Иисус пройдёт испытание. И также Бог уверен, что и мы справимся с большинством наших искушений. Но почему Он всё-таки допускает искушения в нашей жизни? Господь делает это, потому что готовит нас к продвижению. Преодоление искушений даёт нам уверенность в том, что мы способны распознавать обман врага и противостоять ему.

Будьте на шаг впереди дьявола

Я уверена, что, только понимая природу искушения и решительно противостав ему, мы сможем быть на один шаг впереди дьявола. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иакова 1:12). Перенести искушение значит, справившись с собой, не поддаться соблазну, не изменить своё отношение к людям и сохранить преданность Богу. Иисус никогда не изменял Своё отношение к людям во время искушений, и мы, возрастая духовно, должны следовать Его примеру. Иисус хорошо понимает, с чем мы сталкиваемся в искушениях. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евреям 4:15).

Иногда Господь допускает некоторые искушения, чтобы обратить наше внимание на какие-то недостатки в нашем характере. Конечно, трудно признаться, что мы завистливы, жадны, надменны, но без осознания этого мы никогда не будем свободными людьми. Вы сможете обрести всё, что желает дать вам Иисус, только став такими, какими Он желает вас видеть.

Духовная зрелость приходит постепенно. Поэтому примите решение противостоять врагу и использовать данную Иисусом власть над ним.

Доверяйте Богу, повинуйтесь Ему и радуйтесь Его обетованиям, данным в Псалме 93:12–13: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!» Пребывая в общении с Господом, зная о Его любви к вам, вы сможете быть непоколебимыми даже во время искушений и испытаний.

Не игнорируйте предупреждений

«По данной мне благодати (незаслуженному Божьему расположению), всякому из вас говорю (предупреждаю): не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Римлянам 12:3). Через многих помазанных проповедников Бог предупреждает нас и наставляет в том, как поступать в различных жизненных ситуациях. Нам обычно не нравится слышать о том, что если мы не изменимся, нас ждут проблемы. Мы ошибочно полагаем, что дело проповедника – уговаривать нас ходить в церковь и делать хорошие дела. Однако наши духовные наставники ответственны за то, чтобы предупреждать нас о надвигающихся опасностях.

Мы часто впадаем в искушение из-за того, что слишком высокого мнения о себе, а самоуверенность заставляет человека слишком полагаться на себя. Такое отношение на руку врагу, и в 1-м послании к Коринфянам 10:12 мы видим предупреждение: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Мы должны понимать, что сатана искушает нас и хочет, чтобы мы согрешили, а Бог испытывает нас, ожидая, что мы поступим правильно. Бог говорит: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё».

В Евангелии от Иоанна 10:10 написано: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». В Псалме 1:1 говорится: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Библия предупреждает, что, общаясь близко с нечестивыми людьми, верующий неизбежно подпадает под их влияние. Из-за гордости люди часто отвергают предупреждения, полагая, что они не попадут в ловушку. Но такое пренебрежительное отношение уже разрушило не одну человеческую жизнь. Постарайтесь свести к минимуму общение с людьми, которые уводят вас от Бога, и назидайте себя духовной пищей. Бог желает укрепить нас, чтобы мы могли устоять перед любыми жизненными трудностями.

Противостаньте искушению и вы победите

Я считаю, что мы получаем слишком много информации из мира и недостаточно используем информацию, которую даёт нам Святой Дух. Но нам нужна именно эта, внутренняя информация. Бог и дьявол ведут войну за наши души и «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Галатам 5:17). Искушение – не редкое явление, нам приходится сталкиваться с искушениями изо дня в день. Но Бог дал нам необходимое снаряжение для того, чтобы противостоять искушениям: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Коринфянам 10:4–5). Эти библейские строки убеждают нас в необходимости познавать Бога, чтобы мы могли предвосхищать атаки дьявола, противостоять им и одерживать победы. Иногда мы слишком усложняем христианство. Нам кажется, чтобы избежать трудностей, мы должны следовать определённым формулам. «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Псалом 16:3–4). Этот стих говорит, что всё намного проще: доверяй Богу и делай добро. Вот и всё!

Очень часто мы чувствуем, что Бог побуждает нас делать добро, но сатана подбрасывает нам негативные мысли, и мы находим оправдание, почему мы проигнорировали это побуждение. И если мы поддаёмся его атакам, сатана крадёт у нас возможность делать добро и обретать благословения. Нам легче поддаться искушению делать зло, чем поступать справедливо и делать добро. Пришло время послушаться Божьего наставления, ведь Бог никогда не будет искушать нас: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иакова 4:7). Невозможно противостоять дьяволу, если вы не смирились пред Богом, но если вы послушны Богу, вы сумеете отразить любую атаку дьявола.

В Послании к Ефесянам 5:18 написано, что мы должны непрестанно исполняться Святым Духом, и тогда мы сможем изгнать из своего дома дух депрессии до того, как он приживётся там. Ни в коем случае не забывайте, что вы задействованы в духовной войне, поэтому используйте данное вам Богом вооружение, чтобы противостоять дьяволу. Поймите, дьявол жив и здоров, и он хочет украсть у вас всё. Но с помощью Святого Духа вы можете противостать ему и одержать победу! «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Римлянам 6:22).

Когда мы служим Богу, мы получаем особенное вознаграждение. Это не значит, что мы будем делать всё правильно. Я до сих пор допускаю промахи, но не теряю мира и радости. Я люблю мужа и, хотя он до сих пор продолжает делать то, что когда-то ужасно раздражало меня, теперь меня это уже больше не беспокоит. Я наслаждаюсь преимуществами праведной жизни, я довольна, счастлива и спокойна.

Высокая цена заурядности

Сатана хочет, чтобы мы оставались на прежнем уровне жизни, но Бог желает, чтобы мы поднялись на новый уровень. Дело в том что Бог может сделать для нас только то, во что мы верим. Будьте осторожны, чтобы не оказаться в «нормальном» духовном состоянии. Я не хочу быть заурядным человекам, потому что Бог, которому я служу, не заурядный. Бог есть Бог превосходства и совершенства, и я хочу следовать Его примеру. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её; какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матфея 16:25–26). За низкий уровень жизни человек платит высокую цену. Нет ничего драгоценнее мирной, радостной, праведной и святой жизни здесь на земле и обетования вечной жизни на небесах. Если вы приняли Христа, а сами продолжаете противиться Божьей воле, поступаете по собственной воле, идёте на поводу своих чувств, негативно мыслите – значит вы живёте на низком уровне.

Бог желает благословить вас, но Он не хочет, чтобы вы старались всё сделать своими силами. Он также против того, чтобы вы забегали вперёд Него. Мы должны прежде всего искать Царства Божьего и Божьей праведности, и всё остальное нам приложится (см. Матфея 6:33). Изучите себя и узнайте свои проблемы. Признавайте свои сильные стороны и просите Бога помочь вам преодолевать слабости. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иакова 1:12).

«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». (2Тим. 2:22)

Юношеские похоти, искушения... Уместна ли сегодня эта тема? Я думаю, что да. Глядя на современную обстановку, порой думаешь, что вся преисподняя восстала сегодня на наших молодых людей. Мир хочет оказать свое негативное действие, прежде всего, на молодые сердца потому, что они не имеют жизненного опыта, вступая в этот мир. Многие молодые люди были под опекой взрослых, которые как-то направляли и оберегали их. И теперь они выросли и выходят в мир для самостоятельной жизни. А этот мир предлагает слишком много. Обильная реклама, предлагающая то или иное, буквально преследует молодые сердца, и порой им не хватает жизненного опыта, чтобы увидеть за всем этим внешним фасадом истинную сущность всего, что следует за всем этим.

Само по себе искушение - это еще не грех. Но если мы пойдем по пути этого искушения на несколько шагов дальше, тогда появляется нечто другое. Это желание. А желание - это уже похоть. Итак, что же такое похоть? Ожегов в своем словаре объяснил это так: "грубо-чувственное половое влечение". Даль объясняет так: "страстное желание чего-нибудь запрещенного Богом". Если обобщить все, то вырисовывается один смысл: сильное желание удовлетворить потребности и влечения плоти, которые, естественно, идут против воли Божией.

На страницах Библии мы найдем немало мест, где говорится о похоти. В Псалме 105 мы читаем об израильском народе, который был похотлив, смотрел назад: на лук, чеснок, на мясо, которое они ели в Египте. А здесь, в пустыне, всего этого нет. И разжигалась в их сердцах желание этого былого изобилия. Росло недовольство тем, что имели. Если мы внимательно посмотрим на это, то увидим четыре источника, откуда все это зарождается.

Во-первых, это сатана. Он искушает человека, он хочет его довести до гибели. Во-вторых, это наша плоть, которая побуждает нас к этому. Речь идет о желаниях плоти. В-третьих, это мир, в котором мы живем. Мир своими методами и средствами старается завладеть молодыми сердцами, заставить жить по своим законам.

И последнее - это наше "Я", наше большое и гордое "Я". Кто удовлетворяет свои желания из этих источников, тот узнает на своем опыте, что он никогда не удовлетворит их. Желания будут расти, как снежный ком, расти все больше и больше. И конца этому не будет. Наконец, они превратятся в злую похоть, разрушающую жизнь. Поэтому Господь хочет, чтобы особенно молодые люди бежали от этого. Почему? Если мы заложим в молодые годы здоровый образ жизни, то будем сохранены от многих соблазнов этого мира. Бог таковых поведет прекрасными путями. Но когда мы разрушили не только наше тело, но и наше внутреннее мышление, как много трудов нужно приложить, чтобы вновь вернуться на праведные пути. Порой мы много приобретаем того, чего уже никогда не исправить. И приходится жить с этими тяжкими последствиями наших похотей и желаний. Поэтому своего молодого служителя Павел серьезно предупреждает: юношеских похотей убегай!

Писание конкретно нам говорит об этом: похоть плоти, похоть очей, гордость житейская. Это то, чем мир влечет сердца, особенно молодые. Это те цепи, которые он набрасывает на молодых людей, чтобы связать их и направить по пути, не угодному Богу. Бог не идет в ногу с миром. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Несовместимы желания - идти с миром и идти с Богом. К сожалению, сегодня многие пытаются совместить несовместимое, хотят идти одной ногой туда, другой сюда. А что получается в результате? Я и в мире не дома, и в церкви меня нет. Раздвоенная жизнь.

Похоть плоти. В каждом из нас живет закон греха. Это монстр, которого мы носим внутри себя, и который разрушает всю нашу духовную жизнь. Это состояние можно объяснить таким примером: у римлян одним из наказаний рецидивистов - убийц было следующее: ему привязывали к спине убитого им человека, и он должен был всюду таскать за собой этот разлагающийся смердящий труп. Он не имел права освободиться от этой ноши, и очень часто человек лишался рассудка от всего этого. Если бы мы ясно осознавали все последствия влияния похоти на нашу духовную жизнь, то мы бы иначе посмотрели бы на многие вещи.

Сегодня мы имеем много искушений, плоть действительно искушает нас. И беда в том, что мы заигрываем с искушениями. Мы думаем, что в нужный момент мы сможем уйти в сторону. Но в итоге мы доигрываемся до того, что внутренний огонь похоти настолько разжегся, что мы уже ничего не можем сделать.

Недавно я беседовал с одной девушкой. Она верующая, но решила связать свою жизнь с неверующим человеком. Она приводила множество доводов того, что он хороший. Я ей ответил, что ничего не имею против, но можно ли сочетать мертвого с живым? Невозможно пред Богом соединить что-то подобное. Но порой человек говорит, что, даже если отлучат, все равно пойду этим путем. Почему? Да потому, что слишком долго заигрывали с нашей плотью, и уже не в состоянии потушить пожар похоти. Так бывает со многими искушениями. Когда возникает еще только мысль о греховном, как просто затушить эту искорку. Пожар затушить очень сложно, если вовремя не остановиться.

Еще пример: слушаем проповедь о том, что нужно иметь тихое время для общения с Богом. Мы говорим: "Да, мне это нужно. Завтра встану пораньше". Настает этот момент, но так приятно лежать в кровати. Уже мы и звенящий будильник придавили, чтобы не надоедал. Ну, еще пару минут. А сами продолжаем нежиться. Потом делаю решение, что завтра начну. Завтра, завтра… А в итоге получается, что хочу вставать, а не могу. Желание плоти сильнее, и молитва, которая должна была изменить мою жизнь остается привычной и скучной. Она остается обыденной, внешней формой.

Похоть очей - это, что хотят видеть наши глаза. Господь приготовил много прекрасных картин для наших глаз: окружающая природа, дети, небо... Но как часто нашим глазам нужно что-то другое. Мне приходилось очень много говорить с молодыми людьми. И когда я вижу, что в жизни человека проблемы, я задаю ему вопрос: что происходит в твоих мыслях? И, как правило, опускается взгляд, виноватый взгляд, потому что мысли его повержены в хаос. Я беседовал с одним человеком. Внешне он старался показать благополучие: он играл, как артист, вид у него был весьма напыщенный, термины из Писания выдавал один за другим. Но я чувствовал, что внутри у него все плачет. И я у него спросил: если бы мы сейчас смогли просмотреть твои мысли на протяжении последних 12 часов, могли бы мы благодарить Бога и радоваться? Знаете, с него как будто сняли маску. Он стал суровым, серьезным. Куда девалась вся его бравада. Область мыслей - это одна из самых тяжелых и неконтролируемых частей в жизни молодых людей. Один человек признался, что лучше бы он был слепой, т.к. не может пройти мимо многих картин в этом мире. Эти картины производят в его жизни самые ужасные последствия. Юношеских похотей убегай - говорит нам Писание.

Гордость житейская. Огромное неуправляемое "Я" в нашей жизни играет большую негативную роль. Этому "Я" очень сложно бывает угодить. Оно всегда обижено. Кто-то недооценивает его, кто-то не дает ему то, что ему нужно. То оно не выспалось, то оскорбили... Мое "Я" начинает предъявлять свои права с самого раннего детства. Простой пример. Поет детский хор, и попросили Аню спеть. Дали микрофон, и Аня спела. Все восхищаются, как хорошо ребенок спел. На следующий раз попросили спеть соло другую девочку. Мамаша начинает возмущаться: как так, у Ани такой хороший голос, а соло дали другой. Тут и в сердце ребенка вырастает обида и недовольство. В следующий раз опять дают соло Ане. И наша Аня, как на дрожжах: вновь довольство и носик кверху. Мы не заметили, как насадили в сердце гордость, которая пойдет теперь на всю жизнь с ней. Аня хочет, чтоб о ней говорили, чтобы ей любовались и т.д. Из этой Анечки вырастает Анна Ивановна. А характер тоже костенеет, и попробуйте теперь тронуть эту Анну Ивановну, ее "Я": тут она себя покажет, можете не сомневаться. Гордость растет вместе с нами, а начинается она с самого малого. Это хорошо, это просто прекрасно, что Господь нам дает различные дарования. Но пусть это не станет похотью в твоей жизни, желанием всегда и везде быть первым, чтобы все заметили, отметили и т.д. Очень важно, чтобы все желания нашей плоти находились под строгим контролем нашего духа. Желание поесть само по себе неплохо - так сделал Бог. И нам не нужно ставить будильник, чтобы не прозевать этот момент. У нас есть внутренний будильник, который говорит, что пора за стол. Но как легко потребность поесть превращается в обжорство. И я хотел обратить внимание на то, что большая опасность, когда плоть диктует свои права в нашей жизни.

Чтобы удалить похоть из своей жизни, необходимо приложить усилия. Недостаточно только в молитвах просить: Господи избавь, удали и пр. Он так не поможет, потому что Он ожидает практических действий с моей стороны. Библия говорит: сохраняй свой сосуд. Сохраняй - это действие! Убегай - тоже действие! Если бы Иосиф не предпринял бы никакого действия (Быт. 39:12), что могло бы случиться? Но он убежал. Он предпринял решительное действие и оказался победителем. Библия призывает умертвить нашу похоть, возненавидеть, предать на позорную смерть. И это действия, которые дадут силы жить другой жизнью.

Какие причины приводят человека в такое жалкое состояние? Начинается с самого простого - человек перестает читать Слово Божие. "Я же знаю Библию! Я в прошлом году ее полностью прочитал. Я наизусть знаю все, что там написано". Так говорят люди. Но если копнуть глубже, оказывается, он вообще не знает и не понимает Писания. Библия должна стать частью моей жизни, моей пищей! Не хлебом единым в искушениях живет человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божьих. Плоть наша не может жить без хлеба. Даже если я знаю, что он вкусный, даже если я знаю, что он лежит у меня в шкафу, это мне абсолютно не помогает. Мне необходимо его есть, чтобы он стал частью моей плоти. Знание наизусть Писания мне не поможет! Мне нужно питаться Им, чтобы Оно стало частью моей жизни. Где-то не помолился… Раньше молился несколько раз в день, на работе, в свободное время и т.д. Сегодня я молюсь только за столом и перед сном. Завтра забываю и перед сном помолиться, нас усталость толкает быстрее в кровать. Потихоньку человек начинает духовно ослабевать. Он перестает бодрствовать, затем оставляет собрание и, в итоге, у него появляются новые увлечения. "Я очень люблю играть в шахматы", - говорят некоторые. Грех играть в шахматы? Я думаю, многие скажут "нет". А если я 5 часов каждый день играю в шахматы? Нельзя сказать, что это грех, но это ведет к разрушению моей духовной жизни. Это не содействует моему росту, наоборот, это приведет к тому, что вслед за шахматами у меня появится целый букет других искушений, которые приведут меня к греху. Поэтому верующий человек должен жестко себя контролировать в своих увлечениях.

Двойная жизнь - еще одна проблема современной молодежи. Как-то я говорил с одним молодым человеком и спросил его, почему в его жизни происходит подобное. И он ответил, что не видит в этом ничего страшного. Его отец так поступает: днем действует мирскими методами, а вечером на молитве просит, чтобы Бог его простил. Отец - член церкви, в хоре поет. Дети видят все это, быстро усваивают урок: если надо - делай, потом прощения попросишь и все. Они, видя этот пример, будут жить двойной жизнью. Но Библия осуждает такую жизнь. Библия допускает: если поскользнулся, упал - поднимись и иди к Господу, в сокрушении прося прощение. И Господь идет навстречу. Но когда я со спокойной совестью так живу, то нет мне оправдания.

Неправильные мотивы покаяния. Бывает, человек сказал каких-то пару слов, а мы уже готовы петь радостную песню в собрании. Да, он прекрасно знает, как это делается, много раз видел это в собрании. Да еще и родители докучают его вопросами, типа "когда же ты покаешься". И вот он выходит, произносит дежурные слова, и мы поем ему радостный псалом, поздравляем его. А там ничего не произошло. Его сердце ничем не наполнилось - у него другая цель. Как правило, это девушка или парень, который ему или ей симпатизирует. Там цель - скорый брак. К великому сожалению, некоторые идут на эти вещи. Бог не признает такие мотивы. Он признает один мотив - когда мое сердце разрывается от бремени греха. Когда у меня нет выхода, когда я кричу Господу об этом. В такое сердце Господь входит и дает новое рождение, Он наполняет это сердце и дает силу жить новой жизнью. Но важно при этом еще и упорядочить свою жизнь. Да, Он прощает все наши грехи, но Он хочет, чтобы теперь там, где мы раньше украли, солгали и пр., мы бы смогли все наладить. Да! "Кого чем обидел, воздам вчетверо", - говорил Закхей (Лк. 19:2). Он хотел не только прощения, но, чтобы всю дальнейшую жизнь ничто его не запинало. А мы порой говорим "Господи прости", а человеку в глаза смотреть не можем, потому что обидели его, оскорбили т.д. Дух Святой не может жить в таком сердце, потому что там не убрано. И мы останавливаемся, не можем идти дальше. Мало того, мы начинаем идти назад. Но Господь хочет, чтобы мы жили полноценной жизнью!

Павел говорит: "Тимофей, юношеских похотей убегай". Это требует решительных действий. Для молодого человека решение убежать ассоциируется с трусостью. Но только убегать! Даже если будет тяжело, даже если придется идти в огненную печь, но поклоняться греховному не будем! Решимость идти путем Божьим, убегать всего, что не славит Господа - это путь победы.

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения, как не поддаться на «провокацию», как правильно относиться к искушениям и бороться с ними, рассказывает насельник Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Баранов).

ЗАКАЛКА БОЕМ

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть даже такая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

- Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы...

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

- Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4:7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

- Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

ИЗБЕГАЯ САМОНАДЕЯННОСТИ

- В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

- То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

- Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

- Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

Можно выбрать второй путь - выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ

- Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход - относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других- и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

- Как справляться с внутренними искушениями - к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, - дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», - такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство - личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения - это уничтожить себя как самоценную личность , сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

ПОМОЩЬ НЕ ЗАМЕДЛИТ

- Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

- Молитва помогает переносить искушения легче?

Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» - молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

- Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

Безусловно. Иисусова молитва - это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова - постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы (1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал - и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва - всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, - это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» - урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается . А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», - говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

Люди, по природе своей, склонны грешить. Каждый, в некоторые периоды своей жизни, чувствуют потребность совершить грех, потому что прегрешения приносят нам материальную, хоть и мимолетную пользу, за счет моральных и духовных принципов. Искушение заставляет грешить. Нас судят по степени того, как мы справляемся со своим искушением. Из-за грешной природы человечества все, в определенный момент, не сопротивляются своим искушениям. К счастью, мы не одни в своем стремлении сопротивляться искушению. В Библии написано: "Не настигнет вас ни одно искушение, которое не свойственно человеку" (1 послание Коринфянам 10:13 Стандартная Английская Версия). В этом справочнике вы изучите стратегии предотвращения искушения и борьбы с ним, когда это действительно вас настигнет.

Шаги

Часть 1

Создание плана, как избежать искушения

    Идентифицируйте свои искушения и личные недостатки, которые создают их. У всех есть собственные искушения. Хотя Иисус никогда не грешил, но даже он испытывал желание (Евреи 4: 15). Находите время для размышлений, чтобы идентифицировать свои личные искушения. Затем обратите внимание на личные качества, которые провоцируют вас на искушения – возможно, вы всегда недовольны собой. Возможно, для вас ответственность преобладает над удовольствием. Нет двух абсолютно одинаковых людей. О ваших искушениях могут напоминать друзья, семья или другие партнеры, но также есть шанс, что они незаменимы, по отношению к вам. Священник, адвокат или другое доверительное лицо, могут помочь вам обнаружить свои уникальные искушения и недостатки, от которых они развились.

    • Если вам нелегко определить, какие искушения свойственны вам, начните с точного определения вещей в вашей жизни, которые заставляют вас грустить, затем попытайтесь найти мысли или свои привычки, которые приводят к этим вещам. Например, допустим, вы находитесь в серьезных отношениях с женщиной, которую вы любите, но вы часто чувствуете за собой вину, потому что флиртуете с другими женщинами. Загляните в свою душу. Спросите себя: "что я думаю или делаю, что заставляет меня действовать подобным образом?" После некоторых размышлений, вы, к примеру, можете выяснить, что волнуетесь по поводу того, привлекательны ли вы все еще. Источник вашего искушения в этом случае, это ваше ощущение ненадежности.
  1. Установите разумные цели для борьбы с искушением. Ваша цель в борьбе и искушением, должна принимать во внимание тот факт, что как человек, вы не идеальны. Не ставьте не достижимые цели, такие как: "Я никогда не буду грешить снова". Если вы так сделаете, то непременно разочаруетесь. Поймите, что вы обязательно будете грешить снова (снова и снова). Установите реальную цель, которая примет это во внимание.

    • Например, если вы не пошли на вокальный концерт вашего ребенка, предпочитая сидеть дома и смотреть телевизор, вы можете поставить себе цель никогда не пропускать концерты своего ребенка (за исключением чрезвычайных ситуаций) и сократить свое время пребывания перед телевизором до четырех часов в день. Эту цель вы реально сможете выполнить.
    • Для нескольких очень серьезных грехов просто необходимо установить четкий запрет – например, вы никогда не должны совершать убийство или супружескую неверность. Эти грехи могут нанести непоправимый ущерб жизни других людей.
  2. Отвечайте за свои поступки. Вам не просто так даровали свободу. Не тратьте впустую свою возможность действовать против своего личного искушения и не допускайте искушение бездействия! Встаньте и действуйте сейчас. Сделайте это своей целью в дальнейшем, чтобы не поддаться искушению. Самая сложная часть в преодолении своего искушения может начаться. Не отменяйте свою поездку, прежде чем она начнется, говоря себе, что вы не можете этого сделать.

    • Когда Иисус умер, он дал нам власть над силами зла (Марк 16: 17). Никогда не бойтесь или не убегайте от сил зла в своей жизни. Тяжелая работа и искренняя вера поможет вам все преодолеть.
  3. Повернитесь спиной к прошлым грехам. Есть одна вещь, которую вы не можете изменить в себе, это ваше прошлое. Не позволяйте себе быть подавленным сожалениями о грехах, которые произошли в прошлом. Единственный правильный путь вперед, навстречу справедливости. Если ваше прошлое отмечено грехом, признавайте свои ошибки без излишней вины. Учитесь на своих прошлых ошибках. Стремитесь никогда не повторять свои старые ошибки. Даже если у вас снова что-то пойдет не так, вы сможете повести себя не так, как в прошлый раз.

    • Если вы еще этого не делали, искренне попросите у Бога прощения. Бог бесконечен в своей возможности прощать. В его глазах, если вы прощены, то это то же самое, как будто вы никогда не совершали этого греха: " И их грехи и несправедливость, не буду я помнить больше (Евреи 10: 17).

    Часть 2

    Борьба с искушением при помощи положительного поведения
    1. Избегайте ситуаций и людей, которые провоцируют на грехи. Определенные люди, места или ситуации делают вероятность согрешить более легкой. Определенные грехи невозможны без правильного оборудования, параметров или людей. Вы должны находиться вдалеке от вещей, которые принуждают вас грешить. Если вы употребляете наркотики, избегайте тех мест в городе, где они продаются. Если определенные друзья часто убеждают вас совершать акты вандализма, не общайтесь с ними. Дистанцируйтесь от людей и вещей, ассоциирующихся у вас с грехом, таким образом, вы устраните возможность совершить грех и уменьшите, для себя вероятность потерпеть неудачу.

      • В принципе, помогать людям в борьбе с их грехами, это хорошая идея. Однако если вы боретесь со своими собственными искушениями, то грешные люди могут вам помешать. Ждите, пока возьмете свои искушения под контроль, а уже потом помогайте другим людям побеждать их собственные.
      • В некоторых случаях, возможно, придется устранить раздражающий фактор из вашего собственного дома. Например, выбросьте порнографическую коллекцию, это съедает ваше время, выгоните соседа по комнате, который часто убеждает вас пренебрегать обязанностями.
    2. Получите помощь. Вы не должны бороться со своими искушениями в одиночку. Нет ничего позорного в том, чтобы обратиться за помощью к Богу или другому человеку. Если вы испытываете затруднение в преодолении искушения, пожалуйста, обратитесь к священнику, священнослужителю, адвокату или близкому другу. Принятие помощи, это сильная и разумная вещь, которую можно сделать, и часть этих людей может помочь вам, когда вы будете испытывать трудности.

      • Бесспорные искушения (как например, искушение просматривать порнографию), не обязательно считается грехом в господствующем обществе. Если вам нужна помощь в преодолении подобного искушения, возможно, имеет больше смысла обратиться за консультацией к священнику, раввину или имаму, чем к светскому собеседнику.
    3. Занимайтесь собой. Права старая поговорка: "Бездействующие руки, игрушка дьявола". Если вы будете напряженно заниматься добродетельной и хорошей работой или подобными хобби, то у вас будет меньше времени на себя и соответственно меньше времени, когда вы можете чувствовать меньше искушения грешить от скуки. Посветите себя работе или своему обучению, беря дополнительные часы или, попробуйте, стать наставником, например. Обучитесь игре на каком-нибудь инструменте или выучите новый язык. Если у вас много свободного времени, сделайте что-нибудь, чтобы заполнить свое время действиями, которые сделают вас более здоровым, богатым или лучшим человеком.

      • Если вы изо всех сил пытаетесь придумать, чем занять свое свободное время, можно начать с приюта для бездомных, кризисного центра или с центра по работе с населением. Поговорите с управляющим – это хороший шанс, в котором они могут использовать ваш талант, помогая неудачнику вашем обществе.
    4. Будьте постоянны. К сожалению, искушение не исчезает просто так, после того, как вы принимаете решение сопротивляться ему. Искушение сохраняется. Иногда сознательное решение бороться с искушением, будет делать искушение более сильным. Если вы решили сопротивляться своему искушению, поесть шоколада, например, ваша тяга усилится через один два дня, без шоколада. Чтобы заставить искушение исчезнуть, понадобится время – некоторые никогда от него не избавляются. Это не означает, что вам лучше сдаться! Боритесь со своими искушениями изо всех сил. Не сдавайтесь, даже если потерпели неудачу или искушение повторилось. Чем более постоянно вы боретесь, тем больше шансов у вас одержать победу над вашим искушением.

      • Никогда не вознаграждайте себя греховными "льготами" или "перерывами". Сопротивляйтесь скользкому пути мгновенного удовлетворения.
      • Рассматривайте ваше искушение, как дурные привычки, которые вы должны побороть. Работайте над формированием новых хороших привычек, взамен старым, повторяя хорошее, добродетельное поведение много раз.

    Часть 3

    Оставайтесь верующим перед лицом искушения
    1. Признайте, что искушение неизбежно. Знайте, что независимо от того, как сильно вы боретесь, невозможно прожить жизнь с искушением. Мы всегда будем, в определенное время, чувствовать искушение согрешить – безвредно ли это, как лгать о причине опоздания на встречу или очень серьезное, как желание ударить того, кто оскорбил вас. Также неизбежно, что мы признаем это убеждение в определенный момент. Однако, своими усилиями, возможно, уменьшить давление, которое оказывает на нас искушение. Борьба с искушение похожа на пожизненную войну – будьте готовы праздновать победы и извлекать уроки из своих поражений.

      Изучайте слово. Христианская книга полна историй, обучений и пословиц, которые мы можем постичь, когда пытаемся избежать наших греховных искушений. Природа греха и искушения, это часто обсуждаемая тема в библии – просто прочитайте отрывок Римляне 7: 18, чтобы просветиться насчет борьбы с искушением: "Поскольку я знаю, что во мне (то есть, в моей плоти) обитает не хорошая вещь; поскольку желание присутствует во мне, но как выполнить то, что хорошо, я не знаю".

      • Многие, наиболее уважаемые фигуры в Библии, боролись с искушением (часто терпя поражение). Адам и Ева совершили первый грех, поддаваясь искушению съесть запретный плод. Король Давид, один из самых важных фигур в библейской истории, убил одного из своих солдат, из-за того, что тот мог поддаться искушению, украсть его жену! Чтение библии может помочь нам понять, как такие великие мужчины и женщины боролись – и преодолели – свои искушения.
    2. Не забывайте доверять Богу, даже когда подвергаетесь искушению. Работать над особо противным искушением, это тяжелая работа. Легко потерять надежду и даже начать полагать, что Бог оставил вас. Ничто не может так далеко от правды. Такие мысли как: "Жизнь тяжелая, а это значит, что Бог ненавидит меня" не просто неправильны, они вредны. Когда вы боретесь, Бог особенно переживает за вас. Бог хочет видеть вас преуспевающим. Он больше всего хочет, чтобы вы преодолели свое искушение. Поэтому если Бог проверяет вас, не теряйте к нему своего доверия. Вместо этого, примите его вызов.

    3. Последуйте примеру, который подал Иисус. Даже если вы не христиане (или не религиозны совсем), это может быть мудрым решением стремиться достичь совершенства Христа, фигуры, столь уважаемой и широко любимой, как в христианстве, так и за его пределами. Иисус жил жизнью чистоты и совершенства. Он посвятил свою жизнь, помогая другим. Он практиковал отказ от насилия, хотя и готов был принять его от других. Он перенес искушения, но сопротивлялся им каждый раз. Стремитесь к совершенству Иисуса – обычным людям нелегко дойти до его уровня, но они могут стать лучше, просто пытаясь.

      • Христиане полагают, что принеся себя в жертву, он избавил нас от грехов: (1 Джон 1: 7)"Но если мы идем к свету, как Он шел, у нас есть товарищество единомышленников и кровь Иисус Христа, которой его сын очистил нас от всех грехов". Если вы интересуетесь спасением Христа, свяжитесь со священником, министром или другим священнослужителем в вашей области.
    • Позвольте своим мыслям быть с Богом.
    • Всегда имейте веру, постоянно находитесь в любви и прощайте людей.
    • Когда вы терпите неудачу и поддаетесь искушению, помолитесь. Молитесь о прощении, снова встаньте на ноги и продолжайте свою жизнь с Иисусом. Когда Бог прощает вам, он полностью забывает, что вы когда-либо грешили.
    • Прочитайте молитву. Следуйте за Богом и избегайте людей в своей жизни, которые доставляют вам проблемы и отрицательно влияют на вас.
    • Молитесь перед принятием решения.
    • Вы можете делать все через Христа, который дает вам силу. Его называют чрезвычайно сильным. Когда вы хотите избавиться от любой эмоции, любого сомнения, любого заболевания или болезни, произносите слова веры с сердцем, наполненным верой. Священное писание, это то, что должно у вас быть, также пользуйтесь "В имени Иисуса" или "Кровью Иисуса Христа". Произносите эти слова с убеждением!
    • Помните, " Поэтому, нет теперь никакого осуждения за тех, кто находиться в Иисусе Христе, кто идет не по зову плоти, а по зову Души. !"(Римляне 8: 1)

    Предупреждения

    • Мы должны верить слову Господа. В 1 Послании к коринфянам 10: 13 говорится, что Бог не искушает вас больше, чем вы можете преодолеть. Хоть вы и можете потерпеть неудачу, помните, что победа всегда возможна.
    • Не останавливайтесь на прошлых ошибках. Зацикливание на старых грехах, которые простил Бог, только сделает влияние сатаны на вас более сильным. Будьте прощены и идите дальше. И помните, во второй главе Притчи сказано, что тот, кто признает свои грехи перед Богом, получит прощение, а тот, кто этого не сделает, увидит смерть.