Храм св вита в праге. Почему главный собор праги назван в честь святого вита

, – а случилось это в 2006 году – меня, без преувеличения, ошеломил собор Святого Вита. К тому времени я уже не раз слышала о главном храме в Праге. Но, когда я оказалась на площади перед ним, была поражена его размахом и величием. Сразу появилась масса вопросов: кто и как построил всю эту красоту, почему назвали в честь Святого Вита и т. п. Возможно, вас тоже интересуют подобные вопросы. Читайте эту статью, на некоторые из них я постараюсь ответить.

Сразу поясню, где мы с вами будем искать ответы, чтобы они не оказались обычной обывательской фантазией. Во-первых, за несколько посещений Чехии я собрала неплохую подборку справочных материалов по Праге, а во-вторых, в маленьком книжном магазинчике… на маленькой … Пражского Града я приобрела солидное издание чешских историков «Прага историческая». Изучив это пособие и сопоставив ряд фактов, можно многое понять.

Но, пока мы проясняем с названием, уделим немножко внимания самому собору. Согласитесь, даже издалека видно, какой он огромный и величественный:

Кафедральный собор Святого Вита приобрел тот вид, в котором он предстает сегодня, почти за 600 лет. Первый камень закладывал Карл IV в 1344 году, а завершающие строительные paботы были закончены в 1929. Собор строили с большими перерывами. За это время несколько архитекторов успели внести свою лепту в проектирование внешнего вида и конструктивных составляющих собора.
Выбирать место для строительства храма не было необходимости, оно уже было определено самой историей.

Еще в 929 году особо почитаемый чехами правитель Вацлав построил в самой высокой точке крепости небольшую каменную ротонду, посвященную Святому Виту. Вацлав к тому времени проникся идеями христианства, которое только начало распространятся в Европе. Он стремился привить своему народу христианские ценности. Веру Вацлава поддержал германский король Генрих I, подарив ему реликвию – мощи (часть руки) юного сицилийца Вита, погибшего за свои христианские взгляды в Римской империи еще в III веке и причисленного к лику святых.

Наверное, это довольно скучные факты, но именно они и важны для понимания, почему так назван собор Св. Вита. Добавлю еще немножко.

Когда сам Вацлав погиб в результате заговора родного брата, придерживающегося других религиозных взглядов, народ и церковь наделили святостью и Вацлава. Его похоронили в святовитской ротонде. Там же похоронили еще одного человека, активно проповедующего христианство и погибшего за свою деятельность в конце X века – чешского епископа Войтеха. И когда в 1060 году на месте ротонды воздвигли базилику, то назвали ее в честь трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха.

Когда же самый просвещенный чешский монарх Карл IV собрался обновить весь Пражский Град, первым делом он запланировал воздвигнуть грандиозный собор в самом святом и почитаемом месте – на площади, вмещающей святовитскую ротонду и окружающую ее базилику трех святых. В будущем соборе король планировал проводить самые торжественные церемонии, а также хранить самые ценные государственные сокровища и реликвии.

Собор посвящался все тем же святым, что и базилика. И кстати, нынешнее официальное название воздает почести трем святым, отдавшим свои жизни за христианство: Кафедральный собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха. Но много ли официальных наименований закрепилось в народе? Риторический вопрос. О полном названии не вспоминают даже чехи, а нам тем более храм известен как собор Св. Вита.

Немного из истории возведения собора Св. Вита

Проектирование собора Карл IV доверил зодчему папского двора Матье Арраскому . Потом его paботу продолжил молодой талантливый чешский архитектор Петр Парлерж . 47 лет занимался строительством Парлерж, потом его сыновья, но успели построить только восточную часть собора. Если посмотреть на фотографию, то это правая часть, только доходящая до центральной башни. А восточные стены собора выглядят вот так:

Но заслуги Парлержа огромны. В я упоминала, что Парлерж строил самые важные объекты. Что касается собора Святого Вита в Праге, то по его проекту были сконструированы те красивые своды, которые и сейчас украшают храм.

Он же проектировал и Золотые ворота, отделанные венецианской мозаикой и прекрасно сохранившиеся до наших дней. долгое время служили центральным входом в храм. Посмотрите фрагмент мозаики из позолоченного стекла на фото:

Когда же появилась та высоченная центральная колокольня? Это южная башня, и она реально высокая – 96 м. Во всяком случае, доставит вам проблемы, когда вы будете пытаться сфотографировать собор в полный его «рост». Центральной башней занимались еще при Парлерже, но вот тот вид, который мы видим сегодня, был отстроен только в 1556—1593 гг. Посмотрите, какие необычные часы украшают башню. Видите два циферблата? И на каждом из них только одна стрелка. Так вот, верхний показывает только часы, а диск ниже – только минуты. Вопрос напрашивается сам собой: во сколько я сделала этот снимок?


Между циферблатами находится утонченная золотая решетка, за которой притаился главный колокол собора, именуемый Зигмунд. Его вес – 16 тонн!

Так что у нас со строительством? До конца XIX века собор все еще заканчивался с левого крыла колокольней, а тех парных башен, которые представляют западный фасад собора, и в помине не было. Только в 1873 году архитектор Йозеф Краннер , работающий в стиле неоготики, приступил к последнему этапу строительства. Но и его жизни не хватило, чтобы завершить строительство храма в Пражском Граде. Его преемником стал Йозеф Мокер , который уже прославился к тому времени реконструкцией готической . Так был воздвигнут западный фасад с 82-метровыми башнями и прекрасной розой-окном 10 м в диаметре. Только один собор в Европе обладает подобным окном, которое превышает по размерам розу собора Св. Вита. Это храм Св. Теклы — .

Как раз перед западным фасадом оказываются посетители, если заходят в Пражский Град через центральные ворота. Здесь сейчас находится основной вход.

Посещение собора

Для того чтобы войти в собор Святого Вита в Праге, билeты покупать не нужно. Только территория для бесплатного доступа, к сожалению, весьма ограничена. Она заканчивается на уровне третьей капеллы. Да, отсюда видна вся красота центрального нефа, окно-роза, несколько витражей знаменитого Альфонса Мухи .

Но алтарь, королевский мавзолей, серебряный саркофаг Яна Непомуцкого, множество капелл (всего в соборе 21 капелла), орган и многие другие достояния храма доступны только по билeтaм. Нужно посмотреть обязательно! Сейчас у вас есть возможность увидеть внутреннее пространство храма, обратившись к .

Отдельный интерес представляет подземная часть Королевской усыпальницы. Это Крипта, вход в которую расположен ближе к алтарю рядом с капеллой Св. Креста. Посещать? Ну, скажем, это на любителя. В Крипте похоронены все королевские особы Чехии. Лично меня больше привлекает наземное пространство собора: огромное, величественное, прекрасное в своих строгих готических линиях.

Смогла ли я пролить хоть немножко света, почему именно так назван собор Святого Вита в Праге, и кто подарил стольким поколениям этот архитектурный шедевр? Друзья, может, вам известны какие-то интересные факты, касающиеся этой самой значимой достопримечательности Праги. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Ваш euro-проводник Татьяна

Если вы спросите, что является главной достопримечательностью, настоящей жемчужиной Праги, то любой вам ответит, что это Собор Святого Вита. Он величественно возвышается над старым городом Праги, вонзаясь своими остроконечными башнями в небо. Его просто невозможно не заметить, так как он просто притягивает к себе восхищенные взгляды. Когда я слышу "Прага", то перед глазами в первую очередь всплывает Собор Святого Вита.


Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха – это не только главный храм Чехии, жемчужина готической архитектуры, но и символ чешской государственности и чешской истории. Его строительство длилось без малого шесть веков – с 1344 по 1929 г., а свой современный облик он принял менее столетия назад.


Но история собора начинается гораздо раньше, чем 1344 г.: еще в конце 10 века именно на этом месте была возведена ротонда (круглое здание с куполом), ставшая одной из первых христианских церквей Праги. Ее возвели по приказу короля Вацлава – ревностного христианина, но было это в период обострения противостояния между противниками и сторонниками христианизации церкви, а также в период феодальных усобиц, во время которых Вацлав был убит. По одной из версий, он был убит по приказу собственного брата, когда входил в храм. Кольцо, за которое он взялся, входя в храм, сохранено и считается одной из святынь собора св. Вита – оно вмонтировано в дверь часовни св. Вацлава. Со временем брат раскаялся в убийстве Вацлава, христианство стало господствующей религией в Чехии, а Вацлав – одним из самых почитаемых чешских святых, покровителем страны и народа, причем признают его и католики, и православные. Памятник ему стоит на главной площади города.


Но вернемся к Собору. Ротонда, построенная при Вацлаве, была названа в честь святого Вита – святого великомученика, казненного при Диоклетиане. Этот римский император вызвал христианского священника, чтобы тот изгнал из него бесов, но вместо благодарности, заставлял Вита поклониться римским богам. За отказ его приговорили к смертной казни – бросили на растерзание диким зверям, но те не стали есть праведника, тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. Десница (рука) святого Вита была подарена Вацлаву германским королем Генрихом по прозвищу Птицелов. Мощи св. Вита стали главной реликвией храма. Остатки древней ротонды были обнаружены археологами в нижней части храма.


Идея закладки нового, более величественного и внушающего трепет собора принадлежала императору Карлу VI. Вообще, Карл, являвшийся потомкам многих европейских королевских дворов, будучи императором Священной Римской империи – крупнейшего средневекового государства Европы, особенно гордился тем, что по матери он был прямым потомкам Пржемысловичей – древнейшей династии чешских правителей, основавших государство. А потому он стремился возвысить Чехию – свою родину. При нем и началось строительство нового, уже готического собора, названного в честь св. Вита, св. Вацлава и св. Войцеха. Последний, более известный, как Адальберт Пражский, принявший мученическую смерть от рук язычников в местечке, расположенном в Восточной Пруссии, недалеко от современного Калининграда, когда ездил туда с миссионерскими проповедями (его статуя расположена за конной статуей Вацлава на Вацлавской площади).

Строительство начал знаменитый в то время архитектор Матиас Арраский, приглашенный из самого Авиньона (в недолгий период этот французский город служил вынужденной резиденцией папы римского). Но в том, что собор сегодня выглядит именно так, а не иначе, не его заслуга, а другого приглашенного французско-немецкого зодчего, тогда еще малоизвестного Петра Парлержа. Не будет преувеличением, что Парлерж создал облик Праги, а Прага сделала его имя всемирно известным. Достаточно только назвать два архитектурных объекта – Карлов мост и Собор св. Вита, и можно уже не перечислять остальные творения этого архитектора. Строительство собора, как я уже написала, длилось почти шестьсот лет. Оно прерывалось во времена войн и экономических трудностей, принято выделять несколько этапов его строительства: с 1344 по 1419, с 1490 по 1510, с 1556 по 1593 и завершающий: с 1873 – 1929 гг., когда была выстроена западная часть собора. Самая старая часть – алтарная. Расположена она с восточной стороны. Именно с ее возведения началось долгое строительство храма.


Южная сторона собора выходит на главный, третий двор Пражского града. На этой стороне расположена часовня св. Вацлава, Золотые ворота и Большая южная башня. Капелла или часовня святого Вацлава стоит как раз на месте старой ротонды, в которой был похоронен король Вацлав. С тех пор за тысячу лет мощи св. Вацлава ни разу не покинули место своего захоронения. Она была возведена еще при Парлерже, ее убранство, росписи, витражи – произведения искусства и воплощение тогдашнего богатства страны. Это – святая святых собора, «сердце» Чехии и ее народа, ведь именно из часовни св. Вацлава тяжелая дубовая дверь с семью замками ведет в Коронационную палату – место, где короновались чешские короли. Церемония эта не была публичной, как во многих других государствах, а имела сакральный оттенок, потому и место остается сакральным.

В этой палате хранятся королевские регалии – корона святого Войцеха, выполненная из цельного листа золота и украшенная драгоценными камнями по приказу Карла, золотые скипетр, держава, обрамленная горностаем королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Эти регалии священны для любого чеха, по легенде, никто, кроме наследника чешского трона не может надеть на себя корону Вацлава, иначе жить ему останется не больше года. Действие заклятия испытал на себе наместник фашистской Германии Гейдрих: он водрузил себе на голову корону, а спустя менее года погиб в результате покушения. Сегодня копии регалий находятся в чешском парламенте, а сами они выносятся только в исключительных случаях. Семь ключей от семи замков вручаются президенту, премьер-министру, архиепископу, председателям верхней и нижней палат парламента, митрополиту Пражскому и мэру города. Вход и в часовню, и тем более, в Коронационную палату закрыт для простых посетителей.


Над южным фасадом здания высится Большая южная башня. Высота этой башни немногим не дотягивает до ста метров – она возвышается на 95 метров над Пражским градом, который и так находится на возвышенности. Именно благодаря этому Собор св. Вита – самое высокое здание Праги. На башне расположены часы, созданные еще в 16 веке. Интересны они тем, что в те времена еще не умели совмещать минутную и часовую стрелки, поэтому они состоят из двух циферблатов. Венчает башню зеленый купол в стиле барокко (интересное сочетание – собор готический, а купол – барочный), который также был построен Парлержем.


Большая башня является визуальным ориентиром, делящим собор на старую и новую часть. Если стоять лицом к южному фасаду, то по левую руку (западная часть) будет та часть собора, которая была достроена только к началу ХХ века, а по правую – старая часть. Наиболее примечательны здесь Золотые ворота – главный вход, предназначенный для священнослужителей высших санов. Ворота также открыты только в особых случаях, миряне, туристы и простые священнослужители входят через двери западного фасада. Золотые ворота украшены мозаикой со сценами Страшного суда. Здесь изображены святые заступники, которые молят о милости и спасении для чешского народа. Мозаичные элементы (а их здесь, по легенде, не менее миллиона), выполняли из смальты с добавлением золота мастера – венецианцы.


Левая, западная часть собора была выстроена в конце 19 - начале 20 века, но этого практически не заметно, так как достраивался Собор по старым чертежам Парлержа, следуя его замыслу. Говорят, что многие строительные хитрости Парлержа до сих пор не разгаданы, а сама архитектура готических храмов, для которой характерны высокие своды при практически ажурных (из-за высоких окон) стенах, была навеяна телом паука, держащегося на длинных тонких ножках. Такими «ножками» в готических храмах являются внешние арки – аркбутаны, поддерживающие всю конструкцию храма. Парлерж довел эту технику до совершентсва, сохранив многие ее особенности в тайне. Недаром говорили о его связях с дьяволом. В строительстве собора после смерти Парлержа принимали участие и его сыновья – также известные зодчие.


В плане собор выполнен в форме креста. Его длина – 124 метра, а ширина в максимальной части – 60 метров; высота внутренних сводов – более 30 метров. Войти в храм можно через ворота в западной части. Западный фронтон украшает огромная витражная розетка, диаметр которой превышает 10 метров, а также две фронтальные башни высотой 82 метра. В западном фронтоне три входа, войти можно через любой. Ворота центрального входа украшены сценами, повествующими об истории строительства собора.




Внешний облик собора дополняют различные статуи в виде горгулий, чудовищ, изображающих различные пороки. Подобные статуи характерны для католических, особенно готических храмов, ведь в средние века храмы называли Библией для неграмотных. Неумеющих читать людей впечатляли визуальные образы – фрески, росписи, витражи, скульптуры. Есть у этих скульптур и практическая цель – они выполняют функцию водоотводов при дожде.



Внутри собор поражает не менее, чем снаружи. Грандиозность и легкость, величественность и возвышенность – трудно подобрать слова для описания этой красоты. 28 высоких колонн поддерживают ребристый сетчатый, словно воздушный свод. Сдержанность и возвышенность подчеркивается не только стремительно взметающимися вверх арками, но и отсутствием большого количества росписей и украшений в центральной части.


По бокам находятся входы в отдельные капеллы, среди которых есть и капелла Яна Непомуцкого, главного покровителя Чехии, того самого, который был сброшен с Карлова моста и изображается с пятью звездами на нимбе. Его массивный саркофаг, выполненный из серебра и украшенный золотом – произведение искусства. В нижней части Собора, под главным алтарем также находится крипта, в которой покоятся останки королей и королев, а также видных церковных деятелей Чехии. Центральный саркофаг крипты – усыпальница Карла IV, самого великого из чешских королей. В соборе захоронены его создатели – Матье Аррасский и Петр Парлерж (капелла св. Марии Магдалины). В других капеллах также находятся надгробия и усыпальницы королей и высших церковных служителей Чехии. Всего капелл в соборе 28, большинство из них принадлежали самым богатым родам Чехии. Есть здесь капеллы Шварценбергов, Штернбергов и других, есть и отдельная королевская капелла, где молились члены королевской семьи.


Свет в Собор проникает через многочисленные высокие окна, украшенные разноцветными витражами и через огромную розетку над западным входом. Эта розетка была выполнена в 1927-29 году Франтишеком Киселоем, а многие витражи создал ставший уже позже знаменитым художником-авангардистом тогда еще молодой Альфонс Муха – коренной чех и патриот. Яркие, насыщенные, поражающие обилием красок витражи со сценами из Святого писания – это подлинное украшение собора.




Хочу еще добавить, если представится возможность прогуляться рядом с собором ночью, непременно ей воспользуйтесь. Мистическое, завораживающее ощущение: впечатление, что находишься в знаменитом клипе Энигмы. Страшные горгульи, устремляющиеся куда-то в темноту башни, нижняя подсветка придают собору неземной вид. Еще больше ощущение нереальности придают одинокие туристы и совсем неожиданные персонажи. Нам, например, повезло увидеть ночную «процессию», состоящую из старого длинного и худого монаха в рясе до пят (вероятно из расположенного рядом Страговского монастыря) и следующих за ним ребятишек (вероятно, воспитанников). Гуляющая с нами экскурсовод сказала, что это очень редкое зрелище, и за свою жизнь она видит такое впервые.



Собор открыт для посещений с 9 часов утра, а по воскресеньям – с 12. 00, в летний период он работает до 18.00, в зимний – до 16.00. В собор можно войти бесплатно, но тогда вы не сможете пройти дальше небольшой огороженной площадки, правда, красоту и величие собора вы все-таки сможете оценить (в первое свое посещение мы ограничились именно таким осмотром); можно купить билеты для экскурсии по «малому кругу» (250 крон) или по «Большому кругу» (350 крон), куда входит посещение не только капелл и осмотр алтаря, но и посещение крипты.

Отели в Праге: цены, отзывы, бронирование

Собор Святого Вита — гордость и трепетно оберегаемый национальный памятник Чехии. Знаменитый по всему миру собор имеет полное, куда менее известное имя — собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха.

Собор Святого Вита в вечерних огнях — панорама Google Maps

Цены на билеты 2019

Бесплатно можно посмотреть собор Святого Вита снаружи и войти в самую ближайшую ко входу зону. Рассмотреть убранство собора более детально можно, приобретя билеты на один из экскурсионных маршрутов по Пражскому граду.

Цена билетов на маршруты:

  • «Пражский град (круг B)» — 250 чешских крон;
  • Пражский град (круг, А)» — 350 крон.

Смотровая площадка на южной башне — 150 чешских крон.

Экспозиция «Сокровищница Кафедрального собора Святого Вита» вместе с картинной галереей Пражского Града доступна при покупке отдельного билета за 250 крон.

Собор Святого Вита в Праге с высоты птичьего полета (видео)

Как добраться до собора святого Вита

Попасть в собор из центра города можно как пешком, так и на общественном транспорте. Из района Прага-1 вам нужно дойти до Праги-2. Это примерно1,5-2,5 километра пути по холмам и улочкам города. Для тех, кто любит пешие маршруты и не боится нагрузок, путь покажется очень интересным. От центра города переходите на Малостранскую сторону (через Карлов или Манесув мосты), ставьте точку на навигаторе, и вперед!

Если такие прогулки не для вас, можно выбрать облегченный вариант — доехать до станции метро Malostranská, дальше останется пройти 800 метров, правда тоже в горку.

Самый легкий маршрут — на трамвае № 22. От отправляется из центра города (садитесь, например, на остановке Národní třída. 15 минут в пути и вы у Пражского града (остановка так и называется Pražský hrad). Отсюда до собора нужно будет спуститься немного вниз.

Добраться максимально близко к собору можно и на такси. На территории Праги действует удобное мобильное приложение Uber.

Как пройти пешком от остановки трамвая до собора Святого Вита — Google Maps

Кафедральный римско-католический собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Пражский Град – III внутренний двор (Pražský hrad — III. nádvoří).

История собора началась в далеком прошлом. Первый храм-ротонду на этом месте, как считают историки, построил князь Вацлав (Václav) в 925 году. Церковь была посвящена святому Виту , чью десницу (кость руки святого Вита) Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих Первый (Генрих I Птицелов, на немецком языке Heinrich der Vogeler). После убийства Вацлава ротонда стала местом его захоронения.

В 11 веке на месте романской ротонды, потому что она была недостаточной для потребностей жителей Града, была возведена трехнефная базилика, которая должна была служить чешским королям Пржемысловичам (Přemyslovci) в качестве коронационного костела и места погребения. Начало ее строительства относится к правлению князя Спытигнева Второго (Spytihněv II). Собор строился в 1060-1096 годы.


Интерьер собора святого Вита
1. капелла святой Агнессы Чешской
2. Шварценбергская капелла
3. новая архиепископская капелла
4. новая сакристия (ризница)
5. Органная галерея
6. капелла святого Сигизмунда
7. старая сакристия (ризница)
8. капелла святой Анны
9. старая архиепископская капелла
10. капелла Иоанна Крестителя
11. капелла Святой Троицы
12. надгробие святого Вита
13. капелла святых Мощей
14. капелла Яна Непомуцкого
15. капелла святой Марии Магдалены
16. Королевская молельня
17. капелла святого Креста
18. капелла святого Андрея
19. часовня святого Вацлава
20. библиотека
21. Туновская капелла
22. капелла Гроба Господня
23. капелла святой Людмилы

В 14 веке король Чехии Карл Четвертый (Karel IV) с отцом Яном Люксембургским (Иоганн Люксембургский, известный также как Иоанн (Ян) Слепой, Jan Lucemburský) решили построить более могущественный собор. Строительство нового собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест из Пардубице (Arnošt z Pardubic) и сам король. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Собор Святого Вита (на чешском языке Katedrála svatého Víta, полное название: собор святых Вита, Вацлава и Войтеха, Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).

Святой Вит (на латыни Sanctus Vitus) - христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году.
По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

Святой Вацлав (святой благоверный князь Вячеслав Чешский; на чешском языке Václav, на латыни Venceslaus) (ок. 907 – 28 сентября 935 или 936) - чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными, патрон Чехии.
Вацлав был убит своим братом Болеславом и его союзниками во время пира (по иной версии - у входа в церковь) .

Адальберт Пражский (на латыни Adalbertus Pragensis, он же Войтех или Войцех, на чешском языке Vojtěch, 955, Либице-над-Цидлиноу, Чехия – 23 апреля 997, Пруссия, ныне Калининградская область, Россия) католический святой.
Во время мисси, 23 апреля 997 года, он встретил свою смерть от рук прусских язычников неподалеку от нынешнего Калининграда.

Здание собора святого Вита, Вацлава и Войтеха строилось в несколько этапов: 1344 – 1419, 1490 –1510, 1556 – 1593 и 1873 – 1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале 20столетия.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса (Matyáš z Arrasu) , приглашенный в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики. Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлер (на немецком языке Peter Parler) , молодой архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса, но когда он закончил все, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Он умер в 1397 году, когда были закончены лишь хор и часть трансепта.
Работу Парлера закончили его сыновья - Вензел и Йоханс, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон (Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство архитектору Бенедикту Рейту (1454-1534 или 1534, иногда упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt, также Бенеш или Бенедикт из Лоун), но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор принесли в общий ансамбль элементы барокко.

В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер (Josef Ondřej Kranner) , представили программу окончания строительства собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с 1861 по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йозеф Мокер (Josef Mocker) закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гилберт (Kamil Hilbert) .
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Алфонс Муха (Alfons Maria Mucha) , декорировали новые окна в северной части нефа.
В 1929 году при участии президента Т. Г. Масарика и архиепископа Франтишка Кордача строительство главного кафедрального собора было официально окончено, но работы продолжались еще некоторое время.
Витражные окна храма относятся к периоду с 1925 по 1939 год, они разработаны по проекту Макса Швабинского (Max Švabinský, Maxmilian Theodor Jan Švabinský), Карла Сволинского (Karel Svolinský), Франтишка Киселы, Алфонса Мухи (Alfons Maria Mucha) и Цирилла Боуды (Cyril Boudа).
В 1934-1935 годах была проведена реконструкция усыпальницы чешских королей.

Размеры храма: длина составляет 124 метров, максимальная ширина поперечного нефа 60 метров, ширина храма на западной стороне фасада 37,5 метра, высота центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами 33,5 метра. Высота главной башни составляет 96,5 метра, высота фронтальных западных башен составляет 82 метра, диаметр круглого окна в виде розетты на западной стороне — 10,4 метра. Собор в плане имеет форму креста, вход в собор находится в западной части.

Наиболее значимой частью храма является Часовня святого Вацлава, в которой хранятся чешские коронационные регалии неисчислимой стоимости. В соборе также находятся усыпальницы пяти святых и королей, князей и архиепископов, среди которых особое место занимают гробницы святого Яна Непомуцкого и Карла IV.

вид на собор святого Вита верхняя часть главного фасада собора
Южная башня собора святого Вита часы на Южной башне собора святого Вита фрагмент главного фасада собора
фрагмент стены алтарной части верхняя часть главного фасада вход в Южную башню собора


водосток собора святого Вита в Праге


кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха вход в собор святого Вита в Праге
Центральный неф потолок собора святого Вита в Праге интерьер собора святого Вита
витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита
лестница на смотровую площадку колокол собора святого Вита вид с Южной башни вниз

Пражский собор, названный в честь Святого Вита, считается одним из выдающихся сооружений не только в чешской, но и вообще в западноевропейской архитектуре в целом. Его называют не только духовной или художественной, но и национальной исторической святыней, которой гордится современная Чехия. Собор Святого Вита — это место, где погребены многие короли, там же хранятся и некоторые их коронационные регалии.

Месторасположение

Современное грандиозное сооружение стоит на месте небольшой круглой церкви, которая была возведена в 926 году и носила имя того же святого. Построенная в готическом стиле, она в одиннадцатом столетии была перестроена в трехнефную базилику. Части фундамента этой небольшой церквушки можно увидеть и сегодня.

Собор Святого Вита в Праге, адрес которого знает каждый горожанин - Pražský hrad — III. nádvoří Praha 1, Hradčany 119 01 - виден с любого места города. Он возвышается в самом центре чешской столицы - в Пражском Граде.

Как добраться до собора

Башенные шпили храма заметны отовсюду. Находясь в самом сердце города, точнее - в третьем дворе городского комплекса Пражский Град, Собор Святого Вита открыт ежедневно, за исключением воскресенья, с девяти утра до пяти вечера. Добраться до него можно на трамваях №№ 22 и 23, которые ходят от станции метро Malostranska, до остановок Prazsky Hrad или же Pohorelec (первая ближе).

Вход в Собор Св. Вита в Праге бесплатный. Но чтобы осмотреть башни, часовни и внутренние помещения, туристам нужно покупать билеты. Очень удобно при этом приобретать абонемент, который позволяет посещать все достопримечательности Пражского Града в комплексе.

Посещение собора св. Вита становится для туристов незабываемым событием. Многовековая история, которую он олицетворяет, религиозный дух, потрясающая энергетика, буквально пропитавшие грандиозные произведения искусства, позволяют посетителям в полной мере ощущать свое непосредственное приобщение к ценностям мировой культуры.

Предистория возникновения

В четырнадцатом веке Пражскому епископству был присвоен статус архиепископства. В связи с этим преобразованием чешский монарх Ян Люксембургский решился на строительство нового собора, который должен был стать символом славы королевства.

В 1344 году в Прагу пригласили французского архитектора Матье из Арраса. Он занял должность главного строителя чешской столицы. Именно Матье собственноручно разработал план, по которому должен был быть возведен Кафедральный Собор Святого Вита. Он сохранил традиционную схему, присущую готическим сооружениям Южной Франции. По указу короля Яна Люксембургского, в присутствии его семьи 21 ноября 1344 года произошла закладка самого первого камня в основание здания.

Строительство

Строительство собора по разным причинам растянулось на столетия. Восточную его часть удалось построить в четырнадцатом и пятнадцатом веке, тогда как западную — только во второй половине девятнадцатого. Окончательно Собор Святого Вита в Праге был достроен только в начале прошлого столетия.

Матье из Арраса удалось поднять только нижние части стен хора и пять капелл. В 1352-м зодчий умер. После его смерти Карл IV назначил на должность главного строителя чешской столицы достаточно одаренного молодого архитектора Петра Парлержа из Гмюнда. Тому было всего двадцать три года. Парлерж продолжил строительство, существенно изменив первоначальный проект. Он возвел восточную башню и часть южной. После его смерти в 1399 году его сыновья Вацлав с Яном завершили хор и портал.

Завершение стройки

Когда начались Гуситские войны, Собор св. Вита был еще незакончен. Однако по понятным причинам строительство было приостановлено. И только спустя полтора века, в 1560-х годах, архитектору Б. Вольмуту удалось завершить северную часть храма. И опять стройка замерла на долгое время.

Однако, несмотря на незавершенность, Собора Святого Вита все равно функционировал: в нем проводились службы и торжественные церемонии. Строительство возобновилось только на стыке XIX—XX веков. Сохранив замысел Парлержа, чешским архитекторам Й. Краннеру, Й. Моккеру и К. Гильберту удалось возвести недостроенную часть. Так завершилось строительство собора, который - наравне с Кельнским - считается одним из самых протяженных «долгостроев» в Европе и которым так гордится Прага.

Собор Святого Вита

Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.

Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.

Внешний вид

Когда впервые приближаешься к собору, возникает невероятное ощущение какого-то неземного, «космического» величия. И это неудивительно: Собор Святого Вита, фото которого - доказательство его громадных размеров, имеет главный неф высотой в тридцать четыре метра. Его южная башня считается одной из самых высоких в Европе. Ее высота - девяносто шесть метров.

Но что удивительно: этот собор в Праге совершенно не подавляет своими внушительными размерами. И это несмотря на то, что на западной его стороне возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Более того, он созвучен со средневековым готическим представлением о присутствии в храме “мировой души” между Богом и человеком, а потому дарует ощущении гармонии и легчайшего устремления в небо.

Вход

В собор можно входить с нескольких сторон. Три входных портала западных ворот украшены барельефами. На центральном изображены сценки строительства храма, начиная от создания проекта и заканчивая внесением в него останков святых.

С южной стороны Собор Святого Вита обрамляют так называемые Золотые ворота. В древности они являлись главным торжественным входом в храм, предназначенным только для представителей высшего сословия. Золотые ворота представляют собой тройную готическую арку, которая покрыта мозаикой из позолоченного стекла.

Этот шедевр собран из миллиона кусочков венецианского стекла, имеющих более тридцати оттенков. Мозаика придает южному порталу характерное золотистое сияние.

Уникальны и решетки перед воротами: на них изображены ремесла, подходящие для всех знаков зодиака. Собор Святого Вита в этом плане уникален, ведь церковь считает астрологию абсолютной лженаукой.

Еще одна удивительная особенность собора - это мозаичное распятие в нише южных ворот, выполненное по православным канонам. Об этом свидетельствует количество гвоздей (четыре), которыми Спаситель прибит к кресту. Поскольку католицизм принимает, что их было всего три, наличие православного распятия в храме другого направления христианства - поистине загадка.

Фасады

Снаружи Собор Святого Вита повсеместно украшен каменной резьбой. Над порталом его южного фасада можно увидеть мозаику «Страшный суд», созданную в 1372 году. Это самое раннее подобное творение чешских мастеров из числа сохранившихся до сегодняшнего дня. О том, что собор строил зодчий-француз, напоминают каменные фигуры химер - украшение водостоков. Подобный мотив весьма характерен для архитектуры средневековой Франции. Многочисленные красноречивые фигуры и изображения злобных горгулий на фасаде по первоначальному замыслу должны были якобы отпугивать злых духов, однако на самом деле, благодаря хитрости Матье из Арраса, они служат очень интересными украшениями самых обычных дождевых сливов.

На порталах же изображены чудесные деяния и истории из жизни святых Вацлава и Войтеха.

Интерьер

Собор Святого Вита, фото которого поражает размерами и роскошью убранства внутренних помещений, посещает каждый турист, приезжающий в Прагу. Двадцать восемь достаточно мощных колонн поддерживают свод, а галерея-балкон условно разделяет пространство на «земную» и «небесную» обители. Благодаря поистине восхитительным витражам, над которыми трудились двадцать мастеров, в том числе и прославленный модернист А. Муха, преобразуют и преломляют свет. Создается впечатление, что в храме всегда присутствует солнечное сияние. Витражи - это картины из Священной истории, повествующие о сотворении мира и жизни многих святых.

Многочисленные скульптуры и бюсты членов монаршей семьи во главе с Карлом IV, а также роскошно сделанные надгробия некоторых чешских князей и монархов в капеллах были изготовлены в мастерской Парлержей. Эти произведения проникнуты величием Чешского государства. Они удивляют совершенством форм и портретными сходствами, в ряде случаев весьма напоминая образцы итальянской скульптуры пятнадцатого столетия.

Великолепие убранства не обошло стороной и кафедру, покрытую пышной резьбой. Вообще, в интерьере собора все подчинено идеям направленности ввысь.

Капелла

Замечательным творением мастера Парлержа и самым святым местом в храме считается капелла Святого Вацлава. Специалисты считают ее настоящей сокровищницей готического искусства эпохи. Капелла устроена непосредственно над гробницей Св. Вацлава - князя и небесного покровителя Чехии. При нем народ принял христианство. Впоследствии князя убил его младший брат, а после гибели его причислили к лику святых.

Стены украшены росписью и мозаикой из полудрагоценных камней — яшмы, сердолика, агата и аметиста. В центре возвышается статуя самого Св. Вацлава, принадлежащая руке того же Петра Парлержа. Князь во весь рост, в доспехах и в полном вооружении, стоит на фоне росписи на стене, изображающей эпизоды из его жизни.

Здесь же расположена его не менее богато украшенная гробница. А в специальной камере капеллы хранятся многие коронационные регалии и другие реликвии.

Очень красивы боковые изолированные ниши. Это специально устроенные часовни - помещения для семейной молитвы. Здесь общались с Богом представители самых богатых и наиболее знатных родов Средневековья. Ниши словно состязаются между собой в красоте и роскоши отделки. Там же покоятся и останки членов знатных фамилий, а также мощи архиепископов и епископов.

Каждая из капелл собора, а их всего двадцать три, одновременно являются и сокровищницей, и произведением искусства, и носителем истории. Статуи и старинные плиты надгробий, изысканные витражи и роскошная отделка камнями, многие религиозные реликвии - все это можно увидеть на экскурсии, посетив Собор Святого Вита.

Безусловно, многих впечатляет и капелла св. Яна Непомуцкого - чешского священника и великомученика, надгробие которого отлито из двух тонн чистейшего серебра, а местами оно имеет золотое и платиновое покрытие.

Внутреннее убранство

Скульптуры, изображающие ангелов, святых и монархов, притягивают взор. Туристы подолгу стоят перед ними, рассматривая их и восхищаясь мастерством автора - венского архитектора Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем собора сооружена королевская усыпальница. Она состоит из верхней части - крипты - и ротонды. Здесь покоятся останки последних чешских королей и их семей. Над усыпальницей построен балкон королевской капеллы. Именно тут монархи и их близкие молились, причащались и получали отпущение грехов.

С этого балкона достаточно четко видны лица усопших королей, которые высечены на мраморных плитах саркофага. Однако для основной массы молящихся в соборе людей его верх не виден.

Балкон полностью отделан лепниной с узором переплетенных ветвей. Колонны молельни украшены фигурками рудокопов, которые добывали серебро на Кутной горе. Это своеобразная дань уважения монархов тем, чей тяжелый труд позволил профинансировать строительство церкви.

Особенности собора

В библиотеке храма много средневековых рукописей, в том числе Евангелие, которое специалисты относят ко второй половине одиннадцатого века. А орган, установленный в Соборе Святого Вита, до сих пор считается одним из лучших во всей Европе. Внутри храма нередко устраивают концерты.

Этот удивительный собор, строившийся на протяжении нескольких столетий, вошел в золотую ленту национальной чешской культуры.