Гор бог, энергетический канал бога Гора (посвящение, инициация) — Храм Истины. Египетская мифология: бог Гор Как выглядит бог гор

ЕГИПЕТ И ЕГО БОГИ. БОГ ГОР (ХОР), АТОН И РА

ГОР (ХОР)

Гор - один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали - в более поздние периоды - в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.
По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.
Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.
Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».
Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.
В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.
Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора.
В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла - крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.
Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.
Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз - чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.
Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других - Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.
«В связи с этим, - писал Р. Антее, - высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского"происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь - просто сын Рэ».
По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

РА (РЭ)

Египет - солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца - Ра.
Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Повлияло на мифологию и укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну - по Нилу. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье.
Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же. Оно постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя - производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее - Атум. Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон.
Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески - Гелиополь, «Солнцег-рад»). И когда в середине III тысячелетия до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной.
В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бен-бен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»).
После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут.

Впрочем, такова одна из многих версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой - Ра появился из первозданного цветка лотоса - Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. Эта идея возникла в середине III тысячелетия до н.э., а позже упростилась, и теперь уже молодое Солнце выходило из цветка лотоса. В наиболее древнем варианте Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут).
Чтобы понять географический подтекст этих мифов, надо учесть, что несколько тысячелетий назад в дельте Нила преобладали воды, отдельные острова возвышались среди сплошных зарослей лотоса - розового, как восходящее Солнце.
Очень интересна и оригинальна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины.
Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам XX века, согласно которым синтез органических молекул, определивших появление живых организмов на Земле, происходил в процессе вулканических извержений (вулканические острова с полным основанием можно считать огненными). Еще более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, в биосфере.
Конечно, все это не означает, будто египетские жрецы три-четыре тысячелетия назад разрабатывали «преднаучные» концепции происхождения жизни в результате вулканических извержений. Но показателен сам факт упоминания «огненного острова». Был ли в древности действующий вулкан в дельте Нила? Или перед нами свидетельство о том, что египетские мореходы знали о существовании вулканических островов Средиземного моря? Или в далекой древности имелись прочные культурные связи между островной цивилизацией Крита и египетской?
В данном случае для нас главное - подчеркнуть, какие проблемы возникают при анализе мифов и насколько сложно они переплетаются с историей идей.
Следует еще раз напомнить, что приведенная выше генеалогия богов Великой Девятки во многом условна и отражает одно из мнений. Ведь Ра при случае могли отождествлять с разными богами, а чаще всего - с Гором (в упомянутой генеалогии - праправнуком Ра), что и вовсе кажется странным. По-видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого-то глубокого сммысла. По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. При этом возникало множество несоответствий, а то и нелепостей, с которыми приходилось мириться. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царем Египта, а позже - с младенцем Гором, сыном Исиды.
Алогичность подобных мифов вряд ли объясняется пренебрежением египтян к правилам мышления. Скорее всего, образы богов изменялись в зависимости от тех или иных обстоятельств (например, в связи со сменой правящих династий), от тех главных целей, которые ставили перед собой авторы (или ставили перед авторами заказчики текстов, рисунков). Египтяне сознавали, что речь идет о чем-то до конца непостижимом, о догадках и фантазиях, символах и аллегориях. В таких случаях логика отступает на задний план.
Порой рассказ о деяниях Ра приобретал достаточно формальный характер: «И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила... И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите...» (эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно стави- " лись после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия). А перед этим сказано: «Был же его величество, жизнь, здоровье, сила, стар; кости его стали серебром, члены его - золотом, волосы - ляпись-лазурью». Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» - стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей).
В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез. (Мысль не только оригинальная, но и странная; не следует ли понимать ее так, что печальная участь людей предопределена их «слёзным» происхождением?) Как люди могли восстать против верховного бога? Складывается впечатление, что в данном случае бог отождестатается с фараоном, а недовольные им люди - с населением страны.
С другой стороны, высказано мнение, что сюжет о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое Солнце способствуют росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатол-Сехмет.
Надо заметить, что Око Ра в разных мифах трактуется по-разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное (Солнце) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие проклятья должны были быть следствием засухи.
Наиболее распространенный космологический миф гласил о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. (Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.)
Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту - богу мудрости, счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.)
Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака.
В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны. Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле, благодаря жертвоприношениям которых души почивших сохраняют силу и благополучие (очевидный намек жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей (действительно, урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, - от лучистой солнечной энергии).
Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом - великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей.

Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днем Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях.

О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую сопоставляли с действительностью разве что только дети и темный люд. Ведь нормальный человек прекрасно знает, что Солнце свершает свой путь с точностью необыкновенной и постоянством, которые не свойственны живым существам. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения.
Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические"знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвященных Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии - мнимого искусства определять судьбы людей по звездам.
С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем.
Когда в эпоху Среднего царства Фараоны XII династии (около 1990-1780 гг. до н э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в Себек-Ра. Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек - крокодил, обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Еще более странно, что в то же время существовал и божественный Амон-Ра, представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города Фивы, откуда происходил царский род.

Как мы знаем, к подобным несуразицам египтяне относились философски, не придавая им большого значения. Но так было в периоды стабильности В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате вторжений чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой большую популярность.
Так произошло в переходный период 1640-1550 г. до н.э. Воспользовавшись междоусобицами местных владык, Египет захватили гиксосы, обитатели Палестины. Вновь возродился великий Египет после их изгнания И не случайно вскоре произошла одна из величайших религиозно-философских революций в истории человечества. После того как усилиями Тутмоса III, славной женщины-фараона Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца.

АТОН

С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра
Около 1375 г. до н.э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек
Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?
Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп ГУ старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».

Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.
Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Ато-ном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной, энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.
О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):
Великолепно твое появление на горизонте,
Воплощенный Атон, жизнетворен!
На небосклоне восточном блистая,
Несчетные земли озаряешь своей красотой.
Над всеми краями,
Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.
Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,
Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.
Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.
На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.
Когда исчезаешь, покинув западный небосклон
Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.
Очи не видят очей.
В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.
Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят.
Рыщут голодные львы.

Ядовитые ползают змеи.
Тьмой вместо света повита немая земля,
Ибо создатель ее покоится за горизонтом.
Только с Заходом твоим вновь расцветает она.
Подобно Атону, сияешь на небосклоне,
Мрак разгоняя лучами.
Празднуют Верхний и Нижний Египет
Свое пробужденье.
На ноги поднял ты обе страны.
Тела освежив омовеньем, одежды надев
И воздев молитвенно руки,
Люди восход славословят.
Верхний и Нижний Египет берутся за труд.
Пастбищам рады стада.
Зеленеют деревья и травы.
Птицы из гнезд вылетают,
Взмахом крыла явленье твое прославляя.
Скачут, резвятся четвероногие твари земные.
Оживают пернатые с каждым восходом твоим.
Корабельщики правят на север, плывут и на юг.
Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.
Перед лицом твоим рыба играет в реке.
Пронизал ты лучами пучину морскую.
Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М.Э. Матье:
Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,
Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.
О бог единый,
Нет другого, подобного ему!
Ты создал землю по своему желанию, ты один,
Людей, всякий крупный и мелкий скот,
Все, что ходит по земле ногами,
Все, что в вышине летает на своих крыльях...
Ты творишь миллионы образов из одного себя,
Города, селения, поля, дорогу и поток...
Ты в сердце моем,
Нет другого, познавшего тебя...

Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано: «Ты в сердце моем, / Нет другого, познавшего тебя».
Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.
Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.
И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра»
Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хеп-ри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.
Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.
Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой исто рая - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.
Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:
«Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно-философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».
Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан - немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете - о, как велико сотворенное этому немху! Я - немху по отцу и матери, и создал меня царь... когда я не обладал имуществом... И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам... хотя я и был на последнем месте... (раньше) я просил хлеба».
Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство - реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по-видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.
...Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону - Ахетатон, - фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном-Ра.
Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

Бог Хор, или Гор, являлся покровителем неба, а также солнца и царской власти.

Его имя переводится как «высота», «небо». Изображался Гор в виде человека с головой орла или сокола.

Воплощениями Гора египтяне представляли живых фараонов.

Сын мертвеца

Мифологический рассказ повествует, что когда умер Осирис, части его тела были собраны Анубисом в единое целое, он же забальзамировал его и положил в саркофаг.

Это было уже второе убийство бога – первый раз Осирис сам лёг в саркофаг, предоставленный ему Сетом. Жена его Исида опустилась на гроб мужа в виде соколицы и чудесным образом зачала от него сына. Так появился Гор, которого по этой причине изображают с соколиной головой.

Гор является единственным наследником Осириса и поэтому желает получить власть над миром, чтобы продолжить дело отца. Одновременно он выступает мстителем за его смерть. Решение Гора получить власть боги признали законным, и бог Тот записал это решение, сделав его таким образом окончательным.

После этого Гору предстояла битва с Сетом. Египтянам она представлялась как извечная битва добра и зла, сражение «божьего сына» и главного демона – прообраза Сатаны. В этой битве Сет выбил Гору глаз, который после этого начал самостоятельное существование. Этим глазом (известным ещё и как Око Ра) Гор воскрешает своего отца, дав ему проглотить его.

Осирис пробуждается, но решает не оставаться в человеческом мире, власть над которым передаёт Гору, а уйти в подземный мир и стать повелителем там.

Самый обычный бог

Гор был весьма популярным и любимым богом египтян. Несмотря на то, что он был божеством, жизнь он провёл такую, как и обычные люди: был маленьким, учился, совершал любовные похождения, сражался и даже болел. Было в этом боге нечто человеческое.

Его воплощениями и «наследниками» считались реальные люди – правящие фараоны. Но хотя Гор был «очеловеченным» персонажем, его образ, вне всякого сомнения, родился в связи с наблюдением египтян за полётом сокола – птицы, которой они восхищались. Обе природы – человеческая и «крылатая» (небесная) – слились в единый облик божественного героя, борца и повелителя.

Широкая популярность

Гор – один из египетских богов, достигших огромной популярности в античном мире. Его свойства и биография стали причиной отождествления с различными богами греко-римского пантеона:

  • Геродот отождествлял его с Аполлоном;
  • Поздние авторы отождествляли его с Аресом (Марсом) – богом войны;
  • В эпоху религиозного синкретизма Гор также сближался с другим египетским богом – Ра; полученное божество именовалось Ра-Горахти.

На небосклоне также было созвездие Гора, которое известно сегодня под античным названием Орион. Другое созвездие – Большая Медведица – содержало звёзды, четыре из которых считались сыновьями Гора.

Гор и Хорс

Некоторые любители, имеющие опосредованное отношение к науке, склонны находить связь между египетским Гором (Хором) и славянским Хорсом. Определённое основание в этом есть, поскольку Хорс в славянском пантеоне является самым таинственным персонажем – до сих пор у учёных нет ответа на вопрос, откуда он произошёл.

Высказываются версии о его хазарском, скифском, сарматском или персидском происхождении, также как и об исконно славянском. Есть вероятность, что к восточным славянам действительно пришёл египетский Хор «через третьи руки», хотя пока такая версия и не подтверждена. Имена богов похожи, также как и функции: оба являлись богами солнца.

Супруга Гора – Хатхор

Как и у многих богов, у Гора была жена. Звали её Хатхор (в египетском оригинале – Херу). Была она богиней любви, красоты, радости, музыки и танцев. Также она почиталась как солнечная богиня, буквально родившая солнечный диск. Один из образов Хатхор – небесная корова, молоком которой считался Млечный путь. Именно поэтому основное каноническое изображение этой богини – женщина с рогами, между которыми находится солнце.

Гармахис

Гармахис, по-египетски Хоремахет, - один из самых популярных в Египте «вариантов» Гора. Изображался он с головой кобчика (птицы рода соколов) и с солнечным диском на голове, вместо которого могла быть и корона из цветов папируса. Хоремахет – это божество восходящего солнца. Иногда Хоремахет изображался с головой барана.

Хорахте

Хорахте (Горахти) – ещё одно воплощение Гора, также символизирующее восходящее солнце. На его голове изображался солнечный диск и урей – змееобразный знак, обозначавший царскую власть. Вначале Хорахте был вполне самостоятельным богом, но впоследствии сросся с богом Ра в качестве синкретического божества. По мнению некоторых исследователей, культ Хорахте вдохновил Эхнатона на создание собственного культа Атона.

Большой Сфинкс

Связан с Гором и самый известный памятник египетского зодчества – Большой Сфинкс в Гизе. Об изначальном назначении Сфинкса и его египетском названии нет никаких сведений. В позднюю эпоху он стал ассоциироваться с Ра, а в ещё более позднюю – с Хоремахет, воплощением Гора. Сфинкс считается памятником Нилу и восходящему солнцу, которое и олицетворял Гор.

Гор — (Хара, Хар, Хор, Хур, Хорус; что означает «Небесная высь», «высота», «небо») — бог неба, солнца, света, царской власти, мужественности, почитаемый в Древнем Египте.
Гор изображался в образе мужчины с головой сокола и распростертыми крыльями. Его главным символом является солнечный диск. Имел 2 глаза, правый — глаз Солнца, левый — лунный глаз.

Энергетический канал Гора

С чем работает энергетический канал, какие блага дает, что развивает?

  1. Его главные компетенция — успех в работе и жизни.
  2. Помогает в привлечении денег и материального успеха честными путями.
  3. Способствует продвижению по карьерной лестнице, получению высопоставленных должностей.
  4. Он также развивает способности к чувствованию человека, проницательности, телепатии (чтению мыслей). Человек, настраиваясь на канал Гора получает от него способность к ясновидениею, раскрытие глаза Гора (Уаджет), как одной из его главных психоэнергетических технологий.
  5. Устраняет врагов, защищает от темных сил.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Гор в традиции египтян

Гор — сын бога производительных сил и богини . — богиня любви, его супруга. Главным врагом был его дядя Сет — бог пустыни.

В древнем Египте история Гора и Сета, это аллегория битвы сил света и тьмы, миф объясняющий движение солнца по небу. Здесь просматривается его связь с — дедом Гора. Этим подтверждается и изображения иероглифов, когда ему пришлось на небесной барке выполнять работу бога солнца, сражаясь с силами тьмы.

Рождение Гора начинается с предательства Сетом своего брата Осириса. На одном из празднеств, на котором собрались все боги Египта, Сет обманом ради захвата царской власти заключил Осириса в специально созданный им саркофаг и пустил по Нилу. По другой версии Сет разрубил Осириса на 14 частей и разбросал их в 4-х концах Египта.
Несмотря на то, что Осирис был владыкой Египта он уже не мог ничего сделать. Исида — жена Осириса пустилась на поиски останков своего мужа, собрала их вместе и с помощью своей силы воскресила его. Она превратилась в птицу, и зачала от Осириса сына Гора для сражения с Сетом. Гор родился в Дельте Нила.
Возмужав Гор вызвал Сета на поединок и в итоге победил его. После нескольких схваток и утверждения таким образом своей власти, а также закона и справедливости Гор, вместе с указом Тота становится полноправным владыкой страны Нила, а Осирис отправляется в царство мертвых Аменти, чтобы править там.

Интересными являются множественные параллели пути Гора с путем Христа. У Гора также было 12 последователей, он был рожден Исидой Марией, из-за предательства Тефона распят на кресте. После 3-х дней смерти воскрес. При жизни совершал чудеса — ходил по воде, вылечивал людей.

Гору поклонялись все египтяне. Созвездие Ориона приписывалось Гору.

Титулы: «Хоремахет» — Гор на горзонте; «Хорсиес» — Гор, сын Исиды. Становясь божеством космоса он назывался «Хорахти» — Гор обоих горизонтов.

Назначение и задачи

  • Олицетворяет победу сил света над силами тьмы, то есть правду, силу и истину.
  • Защитник живых.
  • Символизирует власть и мужественность.
  • Хранитель неба и Солнца, вершитель порядка и справедливости.
  • Гор являет собой 4 ипостаси: владыка неба, солнечный бог, царь богов и фараон.

ЖИВЫЕ ОПЫТЫ С КАНАЛОМ

Добрый день, Илья. Сначала шел фиолетовый свет. Гор, пирамиды, песок. Позвал за собой, прошли в комнату со стенами с красивой мозаикой, темный коридор, вошли в круглую отделанную золотом комнату. Посередине, через отверстие в куполе столб света золотистого. На полу круги расходятся от центра. Поставил меня в поток света, сам ходил вокруг. Было какое-то воздействие на мозг, фиолетовым лучом что-то чистили. В конце оказались там, где я пришла, сказал — до завтра и ушел. Я перешла назад, как перешагнула какую-то границу. (Вера, Краснодар)

При инициации чувствовалось тепло в аджне, немного давление слабенькое. При работе с каналом анахата стала лучше чувствоваться, ощущался жар в муладхаре. По-другому стала работать вишуддха (чуть раскрылась). Такое ощущение, что канал или начал подстраиваться под меня или я начал под него. На медитацию тянет по утрам. Есть желание искать кто такой Гор в интернете. Канал денежный открылся, на очищение. Дело/моя миссия на этой планете стала чётче просматриваться, пониматься. Интуитивно понимаю что канал очень мощный, очень серьёзный. (Денис, Украина)

Считался покровителем охотников. Предания о нем сохранились с тех пор, когда главным занятием для мужчин была добыча пропитания. Изначально Гору поклонялись воинственные охотники, которые со временем установили свое господство над другими племенами. Он считался могущественным богом неба и солнца. Бог-сокол Гор часто изображался с головой этой птицы. Считалось, что это символизировало победу и огромную силу. В более поздние периоды его изображали как солнечный диск с распростертыми соколиными крыльями.

Зачатие и рождение Гора

Бог Гор в древнем Египте имеет отдельную мифическую историю о своем зачатии. Его отцом и матерью были Осирис и Изида. В те времена битва за власть была довольно жестокой. У Осириса был брат - Сет, который и убил его еще до зачатия Гора, дабы завладеть страной. Хотя, по одной из легенд, Сет считался не дядей, а братом Гора. Но Изида своей магией вернула к жизни мужа, чтобы успеть зачать ребенка. Но Сет на этом не успокоился, и второй раз кровожадно убил Осириса, расчленив его тело. Таким образом он рассчитывал, что воскресить его больше не будет возможности. Изиде пришлось скрываться в папирусовых топях Нила, чтобы выносить и родить Гора, так как Сет мечтал убить и ее вместе с ребенком.

По легенде, когда родился древний бог Гор, в это время на востоке загорелась яркая звезда. Изида защищала сына своей магией, пока тот не достиг юношеского возраста. За это время он не только успешно обучался сам, но и помогал обретать знания другим. В 30 лет Гор принял от Анубиса духовное посвящение. Согласно легендам, у молодого бога было 12 учеников, с которыми он вместе исцелял больных.

Гор становится полноправным египетским царем

Сначала Гор сразился в поединке с Сетом. Так он отомстил за смерть отца. Во время битвы у Гора был поврежден глаз. Сет одержал маленькую победу, вырвав божественное око у молодого бога. Но Гор не уступил в поединке, и забрал око обратно, а заодно прихватил и мужское естество противника. Своим глазом бог сумел оживить отца. После чего Осирис смог передать ему свой трон. Затем Гор завоевал весь Египет. После победы над Сетом его признали полноправным царем. В результате молодой фараон стал олицетворением победы, силы и правосудия.

Гор и Сет

По одной из легенд, Сет олицетворял ночь и тьму, а Гор - солнце и свет. По преданиям, их сватка была не единственной, а длилась постоянно. Они сражались, расходились и через некоторое время снова вступали в бой. Начиналась схватка обычно с восходом солнца, когда побеждал Гор. А заканчивалась она вечером, когда начиналась власть Сета, и он отправлял бога в подземное царство. Они оба олицетворяли борьбу света и тьмы, добра и зла.

Ясновидящее око Гора

Гора изображали с головой сокола и большим (неповрежденным) глазом. Гор - египетский бог - имел ясновидящее око, которое помогало ему видеть правду. Египтяне верили, что он мог прикладывать свой глаз к человеку, и тот обретал ясное зрение и видение самых сложных ситуаций. Также ему открывались все способы исправления даже самого наихудшего положения. Считалось, что магия Гора заключалась в умении «видеть глазами любви» - смотреть на окружающих с чистыми помыслами и светлым сердцем.

Имена и ипостаси Гора

Бог Гор имел множество имен. Его называли Хором, Гарендотом, Гаройресом, Гаром, Гармакхетом, Гарпократом, Горусом, Гар-па-Неб-Тауй, Ра-Хамкте и Гарсейсисом.

Бог Гор имел и несколько ипостасей. Он был и царем богов, и владыкой небес. Его звали солнечным богом и земным фараоном. Гора считали пастырем Божьим, истиной, агнцом Господним. Это своеобразная египетская троица, состоящая из сокола, земного фараона и владыки небес. Гора рисовали как бога света, вступающего в борьбу с силами зла. В храме города Эдфу он был изображен стоящим на ладье Ра, с гарпуном, которым поражал любую нечисть. Иногда образы Гора и Ра сливались в одно целое.

Воспитание Гора

Пока Гор подрастал, он находился под покровительством почти всех богов. Больше всего ему благоволил Тот. Его считали богом магии, мудрости и письменности. Молодой царь смог получить, таким образом, прекрасное воспитание. Впоследствии Гор приобрел огромную власть в Египте. Но управление страной без госаппарата было затруднительным.

Власть в Египте

Изначально всей властью были наделены только царственные особы. Так было и во времена Хеопса, и в дальнейшем - при его преемниках. Но с наступлением пятой династии государственные посты стали занимать люди не царственной семьи. В результате положение фараонов изменилось. Как следствие - концепцию о Горе, как о верховном боге, отодвинули на второй план. Вместо него божеством стало считаться солнце (Ра), а царь - просто его сыном, Рэ.

В стране начали происходить большие перемены, представления о богах стали утрачивать свою важность. Мифы и легенды обрастали новыми придуманными дополнениями. На них накладывалось новое мировоззрение. И толковались они уже по-другому.

Бессмертный бог Гор

По одной из версий, однажды Гор был предан Тефоном. Здесь мнения расходятся. Некоторые описывают Тефона как одного из учеников Гора. К такому мнению склоняется большинство современных египтологов. А есть теория, что Тефоном называли Сета. После предательства Гора распяли на кресте. Затем его похоронили и он был мертвым три дня. После этого бог Гор снова воскрес. Данная история напоминает Библию, которая рассказывает о распятии и воскресении Иисуса Христа. Бытует мнение, что в разных верах и мифологиях часто речь ведется об одном и том же персонаже.

Бог Гор входит в перечень самых могущественных в Египте. С ним связано много различных мифов. Известный во всем мире амулет – глаз Гора имеет огромную силу и интересную легенду, описывающую его появление. Изначально это божество считалось покровителем охоты. Египтяне верили, что полет этого бога олицетворяет смену времени года, а еще дня и ночи. Из-за этого было также распространено мнение, что Гор является богом Неба.

Рождение и жизнь египетского бога Гора

Его отцом являлся могущественный Осирис, который был убит собственным братом Сетом. Когда Исида родила Гора, она хотела всеми возможными способами уберечь его от Сета, поэтому отправила на землю. Когда Гор стал взрослым, то узнал тайну собственного происхождения, и он решил отомстить Сету. С того времени начитается война за власть, в которой Гор теряет свой левый глаз, но после его исцелили. Бои прекратил солнца, который разделил власть между враждующими сторонами.

В некоторых мифах есть другая информация, согласно которой бог Гор в Древнем Египте воспитывался в дельте Нила и на тот момент ему подчинялись все боги. Есть информация, что Гор получил отличное образование. Как земной фараон он обладал огромной властью. Есть также и другая версия потери глаза Гора. Во время войны Сет его вырвал и затем его поглотил Осирис, что позволило ему воскреснуть. Он не захотел править на земле и оставил трон Египта своему сыну Гору, а сам решил вернуться в загробный мир.

Будет интересно узнать, как выглядит бог Гор. Представлять его могли как человека с головой сокола или же, как солнце с крыльями. На храме в городе Эдфу Гор изображен на солнечной ладье Ра и в руках у него гарпун, которым он поражает недругов. На некоторых изображениях Ра и Гор часто сливаются воедино.

Глаз египетского бога Гора

Один из наиболее популярных амулетов Египта, который нашли во время раскопок гробниц. Называют этот символ еще Уаджет или око Ра. Представляет он собой соколиный глаз, который был выбит у бога Гора во время бойни с Сетом. Символизировал он Луну, поэтому с его помощью египтяне определяли фазы спутника земли. Глаз богу Египта Гору исцелил Тот, но также есть информация, что это сделала его мать. В качестве амулета использовали Глаз, как обычные люди, так и фараоны. Египтяне верили, что он передает человеку свои мистические свойства. Каждый месяц люди проводили обряды для «восстановления» уаджета, которые связаны с лунным циклом. Именно поэтому этому амулету приписывали свойства воскрешать мертвых людей.

Наиболее сильными считались талисманы, на которых не только изображался Глаз Гора, но и были выгравированы имена богов. Глаз Гора принято считать символом защиты и исцеления. Египетские и греческие мореплаватели помещали на судне парный символ, поскольку верили, что он убережет от штормов и рифов. В Древнем Египте вручение Глаза Гора являлось определенным жертвоприношением. Этот символ наносили на гробницы, что позволяло сохранить тело и покой умершего человека. Сегодня Глаз бога солнца Гора можно встретить не только на изделиях и рисунках, связанных с Египтом, но и, к примеру, на долларе.

Глаз Гора является популярным амулетом, который притягивает удачу и оберегает от различных проблем, и несчастий. Еще он помогает усилить интуицию и воображение человека. Сегодня можно приобрести различные украшения с этим символом. Если вставить его в лазурит или халцедон, то его сила увеличивается в несколько раз. можно не только носить на себе, а и расположить в доме, в месте, где семья проводит больше всего времени.

Кстати, правый глаз считается символом солнца. Этот амулет отвечает за чистоту мысли, объективность и мудрость.