Именины (День Ангела) — как определить день именин? Что такое именины и чем отличаются от дня ангела Как называется день твоего святого.

До революции люди жили в соответствии с православными традициями веры. В наш век мало кто знает значение православных традиций, а также разницу между именинами и днем ангела. В статье рассмотрим вопрос: именины и день ангела — в чем отличие? Когда празднуют именины, а когда отмечают день ангела? Является ли фактический день рождения именинами?

Имя — это личное название ребенка, данное после рождения. Имя получает не только человек: наименование дают животным и растениям, предметам и объектам нашего мира. Эта традиция описана в Библии, когда Господь попросил Адама дать имена всем животным и небесным светилам.

До христианства на Руси тоже давали имена новорожденным, при этом название ассоциировалось с внешними признаками малыша или какими-то характерными особенностями. После крещения Руси ситуация изменилась, и христианам стали давать новые имена при крещении. Например, князь Красно Солнышко получил имя . Именам придавали особое значение: считалось, что они определяют судьбу человека.

В современное время имена бывают самые разнообразные, а до революции детей называли в соответствии со Святцами. В Святцах (месяцеслов) записаны имена святых православной церкви по месяцам. Раньше родители не заботились о выборе имени своему чаду, а называли его в честь любимого святого. Главное, чтобы это имя соответствовало месяцу рождения, хотя и не обязательно.

В Святцах можно найти имена древнегреческого, древнееврейского происхождения. Какое имя выбрать? Чтобы правильно поступить, следуйте советам:

  • Можно назвать ребенка именем святого, в день которого он родился.
  • Если в православном календаре не почитают святого в день рождения малыша, выберите имя следующего дня.
  • Если вы выбрали мирское имя, которого нет в Святцах, при крещении малыш получит другое имя — у него будет два имени.
  • Перед имянаречением малыша ознакомьтесь со значением выбранного имени.
  • Если вы не уверены в правильном выборе имён, обратитесь за помощью к батюшке.

В православных Святцах записано более 1700 мужских и женских имён, поэтому выбрать имя не представляет особого труда. В последнее время стало распространяться черное колдовство, поэтому желательно сохранять в тайне имя по кресту (данное при крещении). Это сохранит человека от наведения умышленной порчи.

Этот обряд совершается во время крещения новорожденного, когда его нарекают именем покровительствующего святого. Именины (тезоименитство) — это духовное рождение человека, к физическому миру оно не относится. Духовное имя человека, данное при крещении, остается с ним на всю жизнь, как и покровительство святого.

Также во время крещения у новорожденного появляется и ангел-хранитель. Поэтому именины и день ангела — это одно и то же.

Однако бывают особенные случаи, когда именины не совпадают с днем ангела. Почему? Например, ребенка назвали каким-либо именем при рождении и сохранили его при крещении. Затем празднуют именины в день памяти святого с данным именем, а день ангела — в другое время.

Иногда именины могут совпадать и с физическим днем рождения, если ребенку дали мирское имя, соответствующее имени святого покровителя данного дня. Если же малышу дали мирское имя, которого нет в святцах, при крещении он получает новое имя.

Обратите внимание! До крещения малыш является полностью беззащитным, поэтому черные колдуны пытались навести страшные заклятья на новорожденного именно в этот период.

Как праздновать именины по православному обычаю? Эта традиция зародилась еще в далеком 17 веке. Все семейство отправлялось в церковь, молилось святому покровителю и причащалось. По возвращении домой устраивали вечерю, на которой угощали пирогами, калачами, квасом. На вечере обязательно присутствовали кумовья — крестные родители именинника.

После вечери гостям раздавали еду — пироги и калачи, так что никто с пустыми руками не уходил. Многих интересует вопрос, ставили ли свечи на пирог именинника? Нет, такой традиции на Руси не было. Обычай зажигать свечи на торте пришел к нам из заграницы.

День ангела и именины — в чем разница? Креститься человек может в любом возрасте. На Руси новорожденных крестили на седьмой день после рождения, но впоследствии заменили на сороковой. Когда малышу исполняется 40 дней после рождения, проводят обряд крещения. В этот день маленький христианин получает имя своего святого покровителя и защиту.

Долгое время сохранялась традиция нарекать младенца именем на восьмой день после рождения, а на сороковой — крестить. Сейчас эта традиция (называть именем на восьмой день) утратила свое значение.

Что нужно делать в день ангела? Этот день нужно посвятить церковь, причаститься и исповедаться. Маленькому ребенку необходимо рассказывать о значении православной веры в его жизни, о его святом покровителе и заступнике. День ангела отличается от дня рождения, поэтому его проводят особенным образом. Нельзя превращать этот день в обычный праздник по поводу физического рождения — он имеет духовные корни.

В этот день принято читать молитвы своему святому покровителю и молитвы ангелу-хранителю. Человек должен искренне просить прощения за прегрешения и с верой в сердце обращаться к своему святому заступнику. Многие православные совершают добрые поступки в день ангела, ведь делами крепнет вера.

Итог

Чем отличается день ангела от именин? День крещения и день ангела — это одинаковое событие в жизни маленького христианина. Во время крещения малышу присваивали имя почитаемого в этот день святого, поэтому именины и день ангела всегда совпадали. Раньше между ними не было никакой разницы. В современном мире именины и день ангела могут праздновать в разные дни, так как во время крещения ребенку могут оставить мирское имя.


понедельник 8:30


Со второй недели по понедельникам Великого Поста (кроме Страстной недели) в нашем храме совершается ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ. Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство.

__________________

ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ - утреннее великопостное богослужение

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ НЕ СЛУЖИТСЯ

__________________

среда, пятница утром


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

___________________

пятница вечер

Парастас с греческого так и переводится – «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее


_____________________

Третья суббота Великого Поста (утро)


В конце всенощного бдения в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о страданиях, о смерти Господней ради нашего спасения ..

____________________


Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста...

В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ


Наутро мученики были казнены, а тела их предали огню....

воскресение (вечер)


По воскресениям вечером православные спешат на особые Великопостные Богослужения – Пассии, что в переводе означает «Страдания», службы, которые являются одними из самых любимых Великопостных богослужений .

На середине храма устанавливается Распятие в траурном уборе, перед Ним возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы, священник совершает каждение. Затем начинается чтение Евангелия, повествующего о страданиях Господа нашего Иисуса Христа....

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Как определить день именин?

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называются малыми именинами. Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого и праздновать именины в день его памяти. Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя и именины у него определяются по православному имени.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.

Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками .

Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.

Как определить свой день именин, если святых с этим именем несколько?

Имя святого, чья память следует за Вашем днем рождения определяется по святцам, например по православному календарю. Как правило, днем именин является следующий за днем рождения день памяти святого, чье имя носит христианин. Так например, у Анны, родившейся 20 ноября, день Ангела придется на 3 декабря – следующий за днем рождения день, когда вспоминается св. Анна, и ее святой будет св. мц. Анна Персидская.

Следует помнить такой нюанс: в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские: если вы крестились до 2000 года, то Ваш святой выбирается из святых прославленных до 2000 года. Например, если Ваше имя Екатерина, и Вас крестили до прославления новомучеников, то ваша святая – св. великомученица Екатерина, если Вы крестились после Собора, то можете выбрать святую Екатерину, чья дата памяти ближе к Вашему дню рождения.

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».

Женские православные имена

Как подражать своему святому?

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении (и празднует именины): одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Как же мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5, 11-14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства – самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной, и все лишения, соединённые с их многотрудною жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и, не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковию за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имён, которые нарекла нам Церковь при крещении.

Как праздновать день своего Ангела

День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Именины не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.

В день, когда наступают именины, дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же, вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день нужно обязательно.

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Её смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению. Молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему. Молящиеся святым да подражают их любви к Богу и призрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания…тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На этом отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию… Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога…Мы не отдаём им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание ).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся…Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст ).

Самая простая молитва своему святому:

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя ), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолится за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо) своему святому…Помни: подобный подобного ищет » (святой праведный Иоанн Кронштадтский ).

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак – это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: Ищите…прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, 33). Это «всё» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божией. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своём: обаче же не яко аз хочу, но яко же Ты хочеши.

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своём.

День Ангела и именины – праздники, которые на слуху у каждого, но очень мало кто сегодня отмечает их должным образом. В народном сознании именины давно уже отождествляются с днем рождения. «Именинником» мы называем того, кто отмечает свое взросление на еще один год. Дети развлекаются игрой в известную игру «Каравай», где все они поют: «На именины испекли мы каравай». Верующие, конечно, помнят, когда у них и их родных день Ангела, но зачастую ограничиваются лишь устными поздравлениями. Тогда как еще 150 лет назад в России празднования этих дат были окружены множеством традиций, сохранившихся сегодня только в фольклорном наследии.

Что такое именины

Чтобы понять, что такое именины, сначала надо разобраться с тем, как именно давали детям крестильное имя. Теоретически у родителей был выбор, как назвать ребенка, сразу из трех дат:

  • непосредственно день рождения;
  • по традиции, т. е. давать имя на восьмой день от родов;
  • сороковой день от рождения (когда ребенка приносили в храм и крестили).

На практике обычно называли малыша по тому, какой святой праведник покровительствовал дню его крещения. Покрестили сына, например, в день Василия Великого – Василием его и называли. Считалось, что так угодно Господу, а этот день был духовным рождением нового православного человека.

Именины – день, когда человека покрестили и определили ему духовного святого покровителя. Они на Руси почитались, отмечались с большим вниманием и почтением, а традиции отмечать день появления на свет не было.

День Ангела

Что же такое день Ангела? Хотя само по себе это понятие не ново, смысл его претерпел некоторые изменения с течением лет. Для того чтобы разобраться в вопросе, нужно понять концепцию святого покровителя.

Считалось, что тот праведник, в день которого родился человек, будет сопровождать его всю жизнь, направляя в тяжелые моменты и оберегая от бед. Естественные для течения веков трансформации постигли и это понятие, вследствие чего святой покровитель стал в народном сознании отождествляться с ангелом-хранителем. Однако православная Церковь имеет другой взгляд на данный вопрос. Канонически считается, что ангел-хранитель – невидимый людям духовный наставник, служащий силам добра, которого Бог назначает каждому человеку при рождении. При этом имени нашего личного хранителя знать мы не можем, соответственно, со святым покровителем они – разные личности.

В современности это понятие снова претерпевает изменения. Детей называют уже не по церковному календарю, а по собственному желанию. Часто имя ребенка не совпадает с покровителем дней его рождения или крещения, поскольку было выбрано совершенно бессистемно. Мало кто из современных людей, рожденных в последние три десятка лет, знает конкретную дату, когда его крестили. Если раньше именины и день Ангела были синонимичными терминами, то сегодня отмечать память последнего можно совсем в непредсказуемую дату. Ведь не все Татьяны родились 25 января, при этом не всем девочкам, рожденным в эту дату, дают имя Татьяна.

Так что сегодня день Ангела – это та дата, в которую Церковь вспоминает вашего святого покровителя. При этом необязательно она совпадает с именинами. Более того, этот праздник может быть не один в году! У многих святых, помимо личных памятных дат, есть также и соборные. Например, мужчины, названные в честь Сергия Радонежского, могут отмечать день Ангела 8 октября (преставление), 18 июля (обретение мощей) и 6 июля (собор Владимирских святых).

Разница между именинами и днем Ангела

Внимательно проанализировав вопрос, несложно выяснить разницу этих двух понятий. Долгое время они были тождественными. Более того, для русского человека, живущего за три века до нас, «ангел» ассоциировался с ангелом-хранителем и соборным праздником «небесных бесплотных сил», а святой покровитель был отдельной личностью.

Но сегодня все иначе. Смысл понятий путается. Мы поздравляем человека с именинами в день его физического рождения, т. е. появления на свет. Именинами называют любую дату памяти святого покровителя. В историческом и традиционалистском контексте именины – день крещения ребенка, когда ему дают святое имя, с которым он и предстанет перед Богом.

Сегодня уместно говорить об именинах тех людей, которых назвали не бессистемно, а в соответствии со Святцами, или тех, у кого собственное и крестильное имя различается (например, Дина, ведь по Святцам ее покровительницей будет Евдокия). Те же люди, чьи имена никак не совпадают с датой крестин, отмечают день Ангела (своего покровителя). Дата эта может на несколько месяцев отставать от конкретного события (рождения ребенка).

На практике эти понятия остаются синонимами, и мало кто понимает их разницу.

Как праздновали именины на Руси

Традиции празднования именин сочетали в себе как бытовые обрядности, так и церковные. Посещение храма было обязательным. С самого утра именинник отправлялся в церковь, чтобы помолиться хранящему его святому и причаститься. В храм он шел не один, а с родственниками. Те заказывали молебен за здравие, также ставили свечи у иконы покровительствующего праведника.

Одной из основных бытовых традиций было приготовление караваев. Отсюда и корни у известной детской игры, упомянутой в начале статьи. Большие пироги оригинальной формы обязательно были с начинками, а сверху украшались именем виновника торжества. Их разносили или отсылали близким и друзьям, обязательно посещали дома крестных отца и матери. Для них были подготовлены самые большие и красивые пироги.

А вечером все приглашенные друзья и родственники собирались в доме, чтобы отпраздновать именины. Во главе стола обязательно стоял большой каравай с начинкой из изюма. Сегодня эта традиция вылилась в обычай ставить на стол праздничный торт со свечами. Пирог разламывали над головой именинника, осыпая его изюмом. Гости говорили: «Чтобы на тебя так золото сыпалось». Именно так желали человеку достатка в семье.

День рождения

Традиция отмечать дату физического появления на свет возникла в Советскую эпоху. Она была попыткой властей заставить людей забыть о христианских обычаях. Каравай с начинкой из изюма трансформировался в праздничный торт. Дни рождения государственных деятелей стали отмечаться с народным размахом (именно так, как в царской России отмечали именины государей). Постепенно эта искусственная подмена понятий стала причиной, что сегодня многие путают день рождения с именинами, при этом не знают, как правильно их праздновать.

Но к счастью, отмечается тенденция возрождения русских обычаев, и празднование именин приобретает все большую популярность среди православных людей.

Дает младенцу имя святого, то тем самым она стремится направить его на верный путь, ведь в духовной жизни это имя уже «реализовано». А вот людям, которые от рождения носят неправославные имена, при крещении обязательно дают имя из святц. Человек, носящий имя святого, всегда хранит в себе его образ. Святые радуются и скорбят вместе с нами, принимая участие во всех событиях нашей жизни, будь они хорошими или плохими. В старые времена святых даже называли Ангелами тех людей, которые были названы в их честь. Давайте разберемся, так ли это на самом деле?

Святой покровитель - это наш ангел-хранитель?

Господь человеку дает одновременно двух Ангелов. Первый - Ангел-хранитель, который защищает нас от зла и помогает творить добро. А второй Ангел - святой угодник, чье имя мы носим на протяжении своей жизни; он молит Бога о нашем благополучии. Молитвы святого более достойные и угодные Богу, чем наши, поэтому они принимаются быстрее, чем наши грешные молитвы. Так объясняет нам Св. Феодор Едесский . Нужно понимать, что нельзя путать этих двух святых, нужно осознавать разницу. Соответственно, в молитвенном правиле одну молитву следует читать Ангелу-хранителю, а другую - святому, чье имя дано нам при крещении.

История празднования именин

Существует традиция, пришедшая из давних времен: в день рождения человека петь ему песенку про каравай, который испекли на именины. В дореволюционной России во многих случаях день рождения и именины совпадали. На именины всегда пекли караваи, пироги, калачи и даже варили домашнее пиво. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь на службу, заказывал молебен за здравие. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивалась праздничная трапеза.

В советское время празднование именин, как и многие другие религиозные традиции, находилось в забвении, а в 20-30-х годах ХХ века вообще подвергалось официальному гонению. Поэтому в наши дни нечасто встретишь человека, названного по святцам. Вот и получается, что именины и день рождения у многих на самом деле приходятся совершенно на разные дни. Однако совсем искоренить вековые народные традиции безбожникам не удалось. Ведь именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан, прежде всего, с таинством Крещения и с именами, которые носят небесные покровители людей.

Особенно пышно отмечались царские именины, то есть день тезоименитства, которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные приходили к царскому двору с тем, чтобы преподнести подарки и принять участие в праздничной трапезе. Иногда царь лично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

Как встретить именины

У православных христиан и сегодня день духовного рождения человека отмечается как гораздо более важный, чем день его телесного рождения. В дни своих именин верующие посещают церковь. После приглашают родных и близких на праздничную трапезу.

Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.

Что принято дарить на именины

В день именин лучшим подарком будет то, что способствует духовному росту человека: икона, богослужебная и духовная литература, аудио и видеозаписи духовного содержания.

Именины по церковному календарю

Первоочередная функция любого имени - одним словом показать суть, выявить характерную особенность человека, который носит это имя. По церковной традиции имена новорожденным нарицаются из имен святых, препадающих на восьмой день от рождения. В настоящее время имеет место послабление, т. е. имена мальчикам даются в период от рождения до восьмого дня, а девочкам - еще и назад на восемь дней. Если же и здесь нет устраивающего имени, то берете понравившееся, а святого заступника с этим именем находят, двигаясь вперед по календарю. ​Если же имени, которым назвали человека, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина - Евдокия, Домника, Лилия - Ливия, Вероника - Ника, Алиса - Александра и так далее. Также согласно православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа - Мари́я и Исус. Редкое имя Исус присваивалось в память не Исуса Христа, а праведного Исуса Навина.

В церковных записках пишут только имена, данные при крещении.

Русский христианский именослов

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно - явное, другое - известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они перешли в фамилии.

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самыми русскими именами стали древнееврейские - Иван да Марья.

После революции с именинами начали серьезную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины». Был разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз. Борьба с «пережитками» доходила до абсурда: так, в 20-х годах прошлого столетия цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин». Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались и люди. Выдумывались «революционные» имена, многие из которых теперь звучат абсурдно, например, Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.

Также шло заимствование имен из других культур - западно-европейских (Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к христианским именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен.

Как узнать день своих именин?

День именин с рождения известен человеку, крещеному и выросшему в православном окружении. К сожалению, в современном мире чаще всего случается так, что люди, крещенные во младенчестве по всем христианским традициям, не знают не только дня своих именин, но даже и того, в честь какого святого они были названы.

Что же делать, если в церковном календаре святых Александров около тридцати, а Иоаннов около восьмидесяти? При этом даже у одного святого дней памяти может быть несколько! Как же взрослому человеку правильно определить свой день именин? Существует следующее правило: именинами принято считать ближайший день поминовения святого (чье имя человек носит), который следует после календарного дня рождения этого человека. Этот святой и является небесным покровителем своего земного тезки. Кстати, слово «тезка» происходит от греческого слова «тезоименитый», что означает «соименный, с тем же именем». А вот все остальные дни памяти святого являются малыми именинами.

Зачем нужно знать своего святого покровителя?

Всякому христианину следует изучить житие своего святого покровителя, чтобы быть достойным носителем имени, данного при крещении. О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:

Святый/преподобный/святитель Христов (имя рек) моли Бога о мне грешнем/ней.

Также необходимо иметь в домашнем иконостасе икону своего небесного покровителя. Может случиться так, что человек носит какое-то редкое имя, и икону своего святого ему трудно найти. В этом случае можно приобрести икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Наши святые способны воодушевить нас своим примером терпеливо идти по своему жизненному пути. Ведь святой покровитель - это такой же человек, как и мы, только сумевший безропотно и достойно преодолеть все трудные испытания своей земной жизни. Святые - словно яркие путеводные звезды, помогающие найти путь в Царство небесное.

Достойным примером земной жизни святые помогают своим подопечным встать на путь спасения. Нам стоит знать их подвиги, чтобы научиться достойно подражать им. Для мирянина подражание святому - это не уход от всего мира, но это в любом случае подвиг самоотвержения. Нам следует искать душевных благ, вместо того чтобы привязываться к земным. А также мы должны повиноваться властям и законам. Наша задача - исповедовать христианские убеждения и жить по божественным законам. Для этого мы и должны изучать жития святых, чтобы проникнуться их вдохновляющим примером. А потом применить полученные знания к своей мирской жизни.

Вникнув в жизнь святых, можно ясно увидеть их высокие духовные совершенства: смирение, самоотвержение, твердость духа, нестяжательность. Вот этим качествам и следует подражать всем нам в нашей земной жизни. Вспомните, что святые без всякого страха говорили правду, нуждавшимся в ней. А как стойко они переносили все лишения, мороз и зной, жажду и нехватку пищи.

Наша задача - искоренить в себе такие пороки, как самолюбие, корысть и гордость, а вместо них научиться терпению, безропотному снесению обид. Кто сможет воспитать в себе эти важные качества, тот станет достоин носить имя небесного покровителя. Мы приблизимся хотя бы немного к тем подвигам, которые совершали наши святые, и станем достойными священных имен, которые даны нам были при таинстве Крещения. Поэтому знать своего покровителя нужно и важно, чтобы последовать его примеру и прожить достойную земную жизнь!