Будда учил что жизнь сопровождается. О буддизме

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Просто о том, что поможет вам изменить жизнь к лучшему и отбросить все лишнее.

Будда Шакьямуни (или Сиддхартха Гаутама) был духовным наставником и основателем буддизма в Древней Индии. Его наставления были записаны и собраны последователями.

сайт предлагает прислушаться к этим советам, которые ни к чему вас не обязывают, но могут сделать вашу жизнь лучше.

1. Начинать с малого - это нормально

«Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей. Как и мудрый человек помалу наполняется добром».

Ральф Уольдо Эмерсон сказал: «Каждый мастер когда-то был любителем».
Все мы начинаем с малого, не пренебрегайте этим. Если вы последовательны и терпеливы, то добьетесь успеха. Никто не получает все в одночасье: счастлив тот, кто готов начать с малого и усердно трудиться, пока не заполнится кувшин.

2. Мысли материальны

«Все, что мы собой представляем, - результат того, что мы думаем о себе. Если человек говорит или действует с дурными мыслями, его преследует боль. Если же человек говорит или действует с чистыми намерениями, за ним следует счастье, которое, как тень, никогда его не оставит».

Будда утверждал: «Все в нашем сознании. Вы становитесь тем, о чем думаете». Чтобы правильно жить, вы должны заполнить свое сознание «правильными» мыслями. Дурные мысли разрушат вас. Ваше мышление определяет действия, ваши действия определяют результат. Если вы измените свое мышление, вы измените и свою жизнь. Будда говорил: «Все неверные поступки зависят от мышления. Если мышление изменится, останутся ли дурные проступки?»

3. Прощайте

« Ненависть никогда не прекратит ненависть в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это древний закон».

Когда вы освобождаете тех, кто заключен в тюрьме непрощения, вы освобождаете из этой тюрьмы и себя. Вы никого не сможете подавлять, не подавляя и себя тоже. Учитесь прощать, учитесь прощать как можно быстрее. Будда сказал: «На свете не существует пожара более сильного, чем страсть, акулы более свирепой, чем ненависть, и урагана более опустошительного, чем жадность».

4. Ваши поступки имеют значение

«Если есть что-то, что стоит делать, делайте это от всего сердца».

Чтобы развиваться, вы должны действовать каждый день. Пословица гласит: «Бог дает каждой птице червя, но не бросает его в гнездо». И, если вы взялись за что-то, вложите в дело всю душу.

5. Пытайтесь понять

« Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше» .

Стивен Кови сказал: «Сперва попытайтесь понять и лишь потом постарайтесь, чтобы поняли вас». Легко сказать, но трудно сделать: вы должны приложить все свои силы, чтобы понять точку зрения другого человека. Когда вы почувствуете, что сердитесь, забудьте об этом. Выслушайте других, поймите их точку зрения, и вы обретете спокойствие. Больше сосредоточьтесь на том, чтобы быть счастливым, чем быть правым.

6. Управляйте своим разумом

«Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, - благо. Обузданная мысль приводит к счастью» .

Кто победит себя, тот сильнее любого владыки. Чтобы победить себя, нужно победить свой разум. Вы должны контролировать свои мысли. Они не должны бушевать, как морские волны. Вы можете подумать: «Я не могу контролировать свои мысли. Мысль приходит, когда ей вздумается». На это есть ответ: вы не можете запретить птице пролететь над вами, но, несомненно, вы можете помешать ей свить гнездо у вас на голове.

7. Живите в гармонии

«Победа приносит ненависть. Побежденные живут в муках. Счастливы умиротворенные, отрешившись от побед и поражений».

Не ищите снаружи то, что может быть только в вашем сердце. Часто мы можем увлечься поисками снаружи, чтобы отвлечься от правды. Гармония - это не новая работа, не новая машина или новый брак, гармония - внутри вас самих.

Четыре Благородные Истины лежат в сердце духовного послания, проповеданного Буддой. Они гласят, что:

1. страдание существует;

2. оно происходит от причин и условий;

3. есть возможность пресечения страданий.

4. есть путь, который приведет к Освобождению.

Важно осознание того, что все живые существа в мире страдают, что каждое существо не желает страданий и хочет обрести счастье.

Будда научил закону причины и следствия (карма). Этот закон означает, что все действия тела, речи и ума имеют определенный результат, который испытывает человек. Добродетель даёт приятные результаты, то есть человек испытывает счастье. Негативные действия дают неприятные результаты. Следствия деяний могут проявиться в этой жизни не сразу, и могут быть испытаны в последующих жизнях.

Буддизм представляет собой простое и мудрое понимание сущности человеческого бытия. Будда учил также тому, что все существа обладают природой Будды и все могут достичь состояния Будды. Сам достигший святости, он учил на собственном опыте, как можно достичь Просветления. Каждый, кто правильно применяет Учение, постепенно достигнет состояния Будды.

В мире существует множество страданий. Его описывает широко распространенное изображение – «Колесо Сансары». Оно выглядит следующим образом: в центре расположено колесо, которое символизирует сансару; это колесо крепко держит страшное чудовище – Хозяин Смерти. Колесо делится на шесть сегментов, которые, в свою очередь, символизируют шесть миров сферы желаний.

Существует шесть сфер обитания живых существ. Три из них относятся к благим рождениям, три – к низшим. В центре колеса – ступица, в которой нарисованы змея, петух и свинья. Змея символизирует гнев, петух – страсть, а свинья – неведение. Эти символы говорят о том, что живые существа шести миров постоянно страдают, и корень этих страданий – страсть, гнев и неведение.

Далее видна ступица колеса, на черной стороне которой изображен человек, летящий вниз головой в низшие миры – в ад, мир голодных духов или же животных. На другой стороне ступицы, окрашенной в белый цвет, изображен человек, идущий вверх. Весь путь его освещен ярким солнечным светом. Так символически изображается промежуточное состояние живого существа, направляющегося в высшие миры: богов, полубогов или людей.

В сегментах круга изображаются шесть миров сферы желания, куда живое существо может попасть из бардо. Если оно совершило тяжкий проступок или было очень гневливо, то обязательно попадет в ад, где будет переносить тяжкие муки от жары, холода и других невыносимых страданий. Рождение в мире голодных духов чаще всего происходит тогда, когда человек совершает провинность средней тяжести, или же в силу его большой жадности и корысти. Голодные духи – преты – обычно изображаются с очень большими животами и тонкими шеями. Они, в основном, страдают из-за того, что не могут добыть себе питья и пропитания, а если и найдут оное, то не смогут насытиться, ведь горло их очень узко и пищевод также тонок, чтобы пропустить в себя еду, вдобавок, еда превращается в огонь и начинает жечь все их нутро, принося невыносимые страдания.

Три верхних мира иначе называются тремя благими рождениями. Рождение человеком является результатом накопления многих добродеяний. То, что мы родились людьми, означает, что у нас большие благие заслуги в прошлом. Человеческое рождение дает нам возможность узнать о методах, при помощи которых можно освободиться от страданий и принести пользу себе и другим.

В мире богов живые существа испытывают гораздо большее блаженство, чем в мире людей – многие люди желают там родиться. Особенность мира богов заключается в том, что в нем меньше страданий от старости и болезней, к тому же боги не испытывают трудностей с пропитанием. Однако, это не говорит о том, что в нем нет страданий вообще. Боги очень страстны, и это мешает им совершать добродеяния. Этому мешает и постоянное чувство блаженства, которое они испытывают – оно не дает им отвлечься на другие дела. К тому же, боги смертны, и когда у них появляются признаки близкой кончины, они испытывают тяжелые страдания. За неделю или две до смерти цвет тела богов изменяется, оно начинает источать неприятный запах, а гирлянды цветов, украшающие их шеи – вянуть. Поскольку ум богов постоянно занят негой и блаженством и они не совершают добродеяний, все благие заслуги, которые они накопили в прошлых жизнях, иссякают. В силу присущего им ясновидения, боги понимают, что их ждет перерождение в низших мирах, они ощущают, какие страдания ждут их в будущем. В это время их покидают все друзья и родные, которые раньше очень их любили.

Кроме вышеперечисленных, есть еще мир полубогов (асуров). По своему положению они равны богам – они так же красивы, богаты, но они не могут достать себе нектар, которым питаются боги. Поэтому асуры испытывают большую зависть к богам, а значит, испытывают страдания; они хотят достать себе этот нектар, и потому постоянно воюют с богами. В отличие от асуров, боги обладают большим блаженством, а так как они ни в чем не знают недостатка, у них более спокойный нрав.

От страданий сансары трудно уйти. Чудовище, которое обхватывает руками, ногами и пастью колесо сансары, символизирует то, что живое существо, где бы оно не получило рождение, не может уйти от страданий рождения, болезней, старости и смерти.

Над изображением колеса сансары помещается образ Будды Шакьямуни, который рукой показывает на полную луну. Полная луна символизирует освобождение, или нирвану. Когда Будда рукой указывает на полную луну, он хочет сказать, что, кем бы мы ни рождались в сансаре, мы всегда будем испытывать страдания. Поэтому нам следует искать блаженства за пределами сансары, то есть в нирване. Если мы достигнем нирваны, то полностью избавимся от своих страданий.

Будда учил методам развития сострадания и мудрости.

Сострадание означает ощущение великой любви и сострадания ко всем живым существам в постоянном и неустанном поиске помощи им. Мудрость – это понимание истины о том, что существует страдание и причины страдания и есть путь, ведущий к Просветлению и устранению страданий. Посредством этой мудрости все устраняются все заблуждения и отсекается корень всех несчастий.

Сиддхартха Гаутама (Siddhartha Gautama) был великим духовным наставником и основателем Буддизма в древней Индии. В большинстве Буддистских традиций он считается Верховным Буддой. В переводе слово «Будда» - означает «пробужденный» или «просвещенный».

Сиддхартха – главная фигура в Буддизме, и сведения о его жизни, учения, монашеские принципы после его смерти были систематизированы и увековечены его последователями.

Сегодня я хочу обсудить несколько важных жизненных уроков, которые получил из учений Будды.

1. Начинать с малого – это нормально
«Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей»

Ралф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson) сказал: «Каждый мастер когда-то был любителем»
Все мы начинаем с малого, не пренебрегайте малым. Если вы последовательны и терпеливы, вы добьетесь успеха! Никто не может преуспеть всего за одну ночь: успех приходит к тем, кто готов начать с малого и усердно трудиться, пока не заполнится кувшин.

2. Мысли материальны
«Все, что мы собой представляем – результат того, что мы думаем о себе. Если человек говорит или действует с дурными мыслями, его преследует боль. Если же человек говорит или действует с чистыми намерениями, за ним следует счастье, которое, как тень, никогда его не оставит».

Будда говорил: «Наше сознание – это все. Вы становитесь тем, о чем думаете». Джеимс Аллен говорил: «Человек - мозг». Чтобы правильно жить, вы должны заполнить свой мозг «правильными» мыслями.

Ваше мышление определяет действия; ваши действия определяют результат. Правильное мышление даст все, что пожелаете; неправильное мышление - зло, которое в конце-концов разрушит вас.

Если вы измените свое мышление, вы измените и свою жизнь. Будда говорил: «Все проступки возникают из-за разума. Если разум изменится, останутся ли проступки?»

3. Простить
«Сдерживать гнев в себе, все равно, что схватить горячий уголь с намерением бросить его в кого-нибудь еще; сгорите именно вы»

Когда вы освобождаете тех, кто заключен в тюрьме непрощения, вы освобождаете из этой тюрьмы сами себя. Вы никого не сможете подавлять, не подавляя и себя тоже. Учитесь прощать. Учитесь прощать быстрее.

4. Ваши поступки имеют значение
«Сколько бы заповедей вы ни прочли, сколько бы вы не говорили, что буду они значить, если вы не будете им следовать?»

Говорят: «Слова ничего не стоят», и это так. Чтобы развиваться, вы должны действовать; чтобы быстро развиваться, действовать нужно каждый день. Слава не упадет вам на голову!

Слава для всех, но познать ее смогут только те, кто постоянно действует. Пословица гласит: «Бог дает каждой птице червя, но не бросает его в гнездо». Будда сказал: «Я не верю в судьбу, которая сваливается на людей, когда они действуют, но я верю в судьбу, которая сваливается на них, если они бездействуют».

5. Пытайтесь понять
«Споря с настоящим мы испытываем гнев, мы перестали бороться за правду, мы начали бороться только за себя»

Стефан Кови сказал: «Сперва попытайтесь понять, и лишь потом постарайтесь, чтобы поняли вас». Легко сказать, а трудно сделать; вы должны приложить все свои силы, чтобы понять точку зрения «другого» человека. Когда вы чувствуете, что вас захлестывает гнев, уничтожьте его. Выслушайте других, поймите их точку зрения, и вы обретете спокойствие. Больше сосредоточьтесь на том, чтобы быть счастливым, чем быть правым.

6. Победите себя
«Лучше победить себя, чем выиграть тысячи сражений. Тогда победа твоя. Ее у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны, ни рай и ни ад»

Тот, кто победит себя, тот сильнее любого владыки. Для того, чтобы победить себя, нужно победить свой разум. Вы должны контролировать свои мысли. Они не должны бушевать, как морские волны. Вы можете подумать: «Я не могу контролировать свои мысли. Мысль приходит, когда ей вздумается.» На это я отвечаю: вы не можете запретить птице пролетать над вами, но несомненно, вы можете помешать ей свить гнездо у вас на голове. Прогоните мысли, что не соответствуют жизненным принципам, по которым вы хотите жить. Будда сказал: «Не враг или недоброжелатель, а именно сознание человека заманивает его на кривую дорожку».

7. Живите в гармонии
«Гармония приходит изнутри. Не ищите ее снаружи»

Не ищите снаружи то, что может быть только в вашем сердце. Часто мы можем искать снаружи, только чтобы отвлечь себя от правдивой реальности. Правда в том, что гармонию можно найти только внутри себя. Гармония - это не новая работа, не новая машина или новый брак … гармония - это новые возможности и они начинаются с вас.

8. Будьте благодарны
«Давайте встанем и поблагодарим за то, что если мы не учились много, то по крайней мере мы учились немного, а если мы не учились немного, то по крайней мере мы не заболели, если же мы заболели, то хотя бы не умерли. Поэтому будем благодарны»

Всегда найдется что-то, за что стоит поблагодарить. Не будьте настолько пессимистичны, что на минуту, даже в момент ссоры, вы не в состоянии осознать тысячи вещей, за которые стоит быть благодарным. Не все смогли проснуться сегодня утром; вчера некоторые уснули в последний раз. Всегда есть что-то, за что стоит поблагодарить, поймите это и поблагодарите. Благодарное сердце сделает вас великим!

9. Будьте верны тому, что знаете
«Самый главный проступок - не быть верным тому, что знаешь наверняка»

Мы знаем много, но не всегда делаем то, что знаем.
Если вы потерпите неудачу, это случится не потому, что вы не знали как поступить; это произойдет из-за того, что вы не сделали того, что знали. Поступайте так, как вы знаете. Не просто усваивайте информацию, а сосредоточьтесь на мыслях о том, кем вы хотите стать, пока у вас не появится острое желание это доказать.

10. Путешествуйте
«Лучше путешествовать, чем прибыть на место»

Жизнь - это путешествие! Я счастлив, доволен и удовлетворен сегодняшним днем. Я могу побывать в лучших местах и попробовать лучшие вина, но я путешествую. Не откладывайте свое счастье на неопределенное время, стремясь достичь цели, которая, как вы думаете, сможет сделать вас счастливым. Путешествуйте сегодня, наслаждайтесь путешествием.

Спасибо за то, что прочитали статью. Обязательно поделитесь ею!

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск, Краснодарский край

Три урока по теме «Индия»

Урок № 3. Мифы о Будде. Буддизм как учение и одна из основных мировых религий

Цель: дать понятие о философском учении и его роли в национальной и мировой культуре.

Ход урока

1. Рассказ учителя
На прошлом уроке мы говорили о кастовом устройстве индийского общества.
Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда, основатель буддизма, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.
Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от суеты, от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Тогда он спасется, то есть не будет вновь и вновь рождаться на этой земле. Каждый - богач и бедняк, царь и раб, брахман и неприкасаемый - может стать учеником Будды, буддистом, и спастись от страданий и новых рождений.
Много лет Будда странствовал по Индии. У него появились многочисленные ученики. Звали их «нищими», так как они собирали подаяние. «Нищие» жили в пещерах или в лесах, носили оранжевую одежду и брили голову наголо.
Когда в III веке до н.э. Индия объединилась, царь Ашока заявил о своей преданности учению Будды. Он призывал подданных не убивать живых существ, поддерживать «нищих», почитать родителей и проявлять милосердие к рабам и слугам. Позднее буддизм распространился по всему миру. И до сих пор во многих странах - в Шри-Ланке и во Вьетнаме, в Китае и Японии - живут многочисленные последователи Будды. Есть они и в нашей стране.

2. Работа с текстом
Тексты для чтения
Мифы о Будде
У подножья седых Хималаев раскинулась земля народа кошалов. Правило ею дваждырожденное племя Шакья, считавшее себя внуками Солнца. У царя Шакья родился первенец, которого назвали славным среди мудрецов именем Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать.
Отец решил посвятить жизнь сыну. Он приказал отгородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых, хорошо одетых, здоровых людей. Прожив двадцать девять безоблачных лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и с наивностью ребенка полагал, что всем живется так же беззаботно, как ему.
Он бы и дальше пребывал в этом счастливом неведении, если бы под тяжестью времени от стены не отвалилось несколько камней. Прогуливаясь по саду в сопровождении верного и молчаливого слуги, Гаутама обнаружил отверстие и выглянул через него. Его взору предстала каменистая дорога и одиноко бредущий по ней человек.
- Кто это?- спросил Гаутама у своего спутника.
- Старец,- отвечал слуга.
- Почему он согнулся?
- От долгих лет,- ответил слуга.
- Значит, и я буду таким... - задумчиво промолвил юноша.
Его прекрасный, светлый лоб впервые прорезала морщина.
Слуга промолчал, вспомнив, что ему было приказано не говорить ни о чем, что могло бы огорчить царевича.
С этого дня словно какая-то сила тянула Гаутаму к месту, откуда открывался неведомый ему мир.
Как-то ему предстало странное зрелище. Впереди шел человек с факелом. За ним двигались люди с носилками, на которых недвижимо лежал бледный человек. Сзади виднелись женщины с распущенными волосами, с плечами, посыпанными пеплом. Из их уст вырывались какие-то звуки. Это был плач.
- Что делают эти люди?- спросил Гаутама слугу.
- Они несут мертвого,- отвечал слуга.
- И меня так понесут?- спросил Гаутама.
Слуга молча отступил, вспомнив о приказе царя. Никто не заметил первой горькой складки у рта царевича.
Вечером того же дня, отослав слугу, Гаутама сам подошел к стене. Он увидел странного человека, звенящего колокольчиком.
- Подойди сюда!- крикнул Гаутама.
Незнакомец сделал несколько шагов и остановился. И тогда царевич увидел, что лицо человека сморщено, как кожура испеченного на огне яблока, а грудь под лохмотьями в язвах и струпьях.
- Кто ты?- спросил Гаутама.
- Разве ты не видишь, я - прокаженный.
- И ты зовешь людей на помощь?
Из уст прокаженного послышался звук, напоминающий бульканье кипящей воды. И это был смех!
- Нет! Я звоню, чтобы разбегались. Много лет я не слышал человеческого голоса.
Гаутама был пронзен состраданием. Из глаз его хлынули неведомые ему слезы. В них расплылись очертания стены, отгораживавшей его от людей. Мир, полный страхов и горестей, звал к себе. И царевич шел, повинуясь этому зову.
С тех пор во многих городах и селениях северной Индии видели удивительного странника. Судя по остаткам дорогой одежды и обуви, он был из дваждырожденных. Но его не привлекали дома, откуда доносились пение, музыка и смех. Он появлялся там, где слышались плач и стоны. Став добровольным помощником лекаря, он поил больных, обмывал зловонные раны. Он стоял у шалаша чандала, питающегося отбросами из разбитой посуды, и на юношеском лице не было видно отвращения.
Однажды Гаутама, прося подая­ние, пришел в главный город страны магадхов. Царь увидел его с террасы дворца и удивился благородному облику нищего.
- Взгляните!- обратился царь к приближенным.- Юноша у ворот держится прямо. Чело его прекрасно. Нет, не низкого он рода. Слуги! Приведите его ко мне.
Пока слуги сообразили, чего от них хотят, пока они выбежали к воротам, незнакомец скрылся. Царь обещал наградить каждого, кто укажет место обитания юноши царственного вида в одежде нищего.
Прошло немало времени, пока одному из царских пастухов удалось удовлетворить любопытство владыки.
Склонясь перед троном, пастух сказал:
- О великий царь! Юноша, которого ты ищешь,- отшельник. Он живет в горах, в жалкой хижине.
Царь приказал запрячь коней и отправился в горы. Когда дорога кончилась, он сошел с колесницы и двинулся к обиталищу отшельника пешком.
Переступив порог хижины, царь приветствовал юношу и обратился к нему со следующей речью:
- Я увидел тебя, когда ты был у ворот моего дворца. Твоя красота достойна лучшей доли. Переходи в мои покои. Но сначала скажи, откуда ты родом.
- Я из славного племени Шакья, рожден в царском доме и покинул его, чтобы узнать, как живется людям, чтобы помочь им в их бедах. Нет лучшей доли, чем та, что я выбрал.
И ушел царь, поняв, что отшельнику не нужна его помощь, что тверд он в своем решении.

А.И. Немировский

3. Работа над осмыслением текста
Вопросы:
- Кто такой Гаутама?
- Как прошла его молодость?
- Что заставило его изменить свою жизнь?
- Какая истина открылась ему под деревом Бодхи?
- Кто такой Мара?
- Как искушал Гаутаму Мара?
- Что обозначает имя «Будда»? Почему так стали называть Гаутаму?

Задания:
1. Запишите в тетрадь новые слова и их значение. Какие еще слова вам непонятны?
Мировое дерево - шелковичное дерево, под которым отдыхал Брахма. Оно занимает центральное положение в мире.
Брахманы - жрецы.
Кшатрии - воины.
Вайшьи - земледельцы, скотоводы, торговцы.
Шудры - низшее сословие в индийском обществе, занимавшееся неквалифицированным трудом.
Мара («Убивающий») - воплощение зла, искуситель, владыка злых духов, представляющий отрицательные человеческие чувства.
Бодхи («Пробуждение») - это и конкретное дерево определенного вида, под которым доступно познание истины, и сам процесс пробуждения сознания.
Пандит - ученый брахман.
Бхавани - мать-хранительница земли.
Рама - один из богов Индии.

2. Прочитайте по ролям разговор Гаутамы со слугой и прокаженным.

3. Инсценируйте сцену искушения Гаутамы Марой.

4. Работа с текстом
Задание:
Прочитать «Джатаку об одиноком слоне». Подготовить пересказ и уметь отвечать на вопросы к тексту.
Джатака (санскр. буквально: о прежних рождениях) - жанр древнеиндийской литературы, по форме проза, перемежающаяся со стихами (гатха), рассказы о 550 прежних рождениях Будды.

Текст для чтения
Джатака об одиноком слоне
Давным-давно в Гималаях родился слоненок. Выйдя из утробы матери, он был белым, как слиток серебра, глаза его сверкали, как драгоценные камни, рот пламенел, как красная ткань, а хобот светился, как серебряная цепь с искрами красного золота. Ноги его были гладкие и блестящие, словно покрытые лаком.
Когда слоненок вырос, не утратив красоты, он обрел мощь. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами. Увидя в стаде грех, он удалился и стал жить в лесу один, никогда не выходя оттуда, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.
Слава об одиноком белом слоне распространилась по всем Гималаям, но мало кому удавалось его видеть. Однажды один из жителей Варнаваси - да сотрется из памяти его имя - заблудился в чаще. Долго он метался, наталкиваясь на деревья, запутываясь в лианах, но, поняв, что выхода нет, сел на землю и заревел. И вот он слышит шум продирающегося сквозь чащу большого зверя. Будда - а это он возродился в облике слона - решил помочь несчастному. Но человек, не поняв намерений животного, обратился в бегство. Тогда Будда остановился. Остановился и человек. Так повторилось несколько раз, пока человек догадался, что ему не хотят зла, и подпустил слона на близкое расстояние.
- Почему ты плачешь? - спросил слон, повернув к человеку огромное ухо.
- Почтенный! - произнес человек, склонившись до самой земли.- Я заблудился в твоем лесу и не знаю, как найти дорогу в город. К тому же я сильно ослабел от голода.
Слон привел человека к себе, накормил его досыта сладкими плодами и, обхватив его поясницу хоботом, посадил на спину. Он шел медленно, выбирая дорогу таким образом, чтобы человек не ушибся и на него не упала с дерева змея.
Стражники еще с башни над воротами увидели приближающегося к городу слона и созвали трубами весь город. Горожане высыпали изо всех ворот навстречу слону. Они никогда не видели слона, к тому же такого могучего. Человека же, которого доставил слон, считали давно погибшим. Но, кажется, никто ему не обрадовался, кроме ростовщика, которому он задолжал.
Подойдя к слону, ростовщик потрогал клык и сказал, обращаясь к спасенному:
- Этот клык настоящее сокровище!
Слон покачивал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем, повернувшись, с царственным достоинством удалился.
Человек же, не заходя в свою хижину, отправился на рыночную площадь в ряд резчиков по кости. Обращаясь к мастерам, он спросил:
- Скажите, дорого ли стоят бивни живого слона?
- Клыки живого слона стоят вдвое дороже клыков мертвого слона, - ответил старший мастер и назвал цену.
Вскоре после этого спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.
- Ты снова заблудился? - воскликнул Будда удивленно.
- Нет, - ответил человек. - Я пришел к тебе за помощью.
- И чем я могу тебе помочь? - спросил слон с готовностью в голосе.
- Видишь ли, я бедный человек и мне не на что жить. У тебя же два клыка, и ты можешь обойтись одним. Дай мне клык, я его продам и буду кормиться.
- Что ж, - сказал слон. - Сходи за пилой.
- Я ее захватил, - сказал человек, сбрасывая со спины мешок, который зазвенел.
Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать, и тот отпилил один клык, а потом, подумав, и другой.
- Ты не думай, - сказал слон, поднимаясь, - что клыки мне не дороги. Знай: с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.
Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он засунул бивни в мешок и, взвалив его на спину, зашагал к городу.
В городе он продал клыки по обещанной ему цене, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши. Когда же золото кончилось, он вновь пошел в лес и, отыскав слона, сказал ему:
- Почтенный! Я продал твои клыки. Но деньги пришлось отдать за долги. И снова мне нечего есть. Дай мне остатки твоих клыков.
- Возьми! - сказал слон, опускаясь на землю.
Человек достал пилу и, срезав остатки клыков, отправился восвояси.
Через некоторое время он пришел еще раз и потребовал корни клыков.
Слон молча лег на землю. Неблагодарный забрался по хоботу слона, как по серебряной цепи, на голову слона, напоминавшую снежную вершину, и стал пяткой отбивать корни клыков. Потекла кровь. Видимо, слону было больно. Но он не пошевелился, не застонал. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Но недалеко. Земля, выдерживавшая тяжесть гор, дрогнула под его ногами. Донесся отвратительный запах человеческих нечистот. Из трещины вырвалось пламя в форме хобота и, схватив предателя, швырнуло в преисподнюю.
Будда тогда произнес гатху:

Глаза неблагодарного
повсюду так и рыскают.
Людская жадность низкая.

Немировский А.И.
Мифы и легенды Древнего Востока

Вопросы к тексту:
- Как выглядел новорожденный слоненок?
- Кто воплотился в облике белого слона?
- Как слон помог человеку?
- Как отблагодарил человек слона?
- Почему нигде не упоминается имя этого человека?
- Какая судьба его постигла?

5. Работа над сочинением
«Сказка о белом слоне»
– Определение темы.
– Коллективная работа над образом.
– Выбор возможной формы.
– Выполнение работы (на черновике).

Бог Ганеша. Династия Пала. XI в. Галерея Дж. Эшкенази, Лондон

6. Домашнее задание
Закончить творческую работу.

Пример выполненных работ

Кириллов К. 4 класс
СКАЗКА О БЕЛОМ СЛОНЕНКЕ

Жил в Индии маленький обычный серый слоненок. Он был очень одинок. Решил однажды слоненок отыскать себе друга и отправился в далекое путешествие.
Долго шел слоненок по густым лесам и уже совсем было отчаялся. Однажды вечером после тяжелой дороги он решил отдохнуть и прилег, вглядываясь в белые пушистые облака. И тут он вдруг заметил, что одно из плывущих облаков похоже как две капли воды на него самого.
Слоненок очень обрадовался, и не зря. Белый слоненок тоже его увидел и стремительно стал спускаться вниз. Он был чрезвычайно смешной и забавный, этот белый пушистый облачный слоненок. Они решили подружиться и никогда больше не расставаться.

Родина Е. 4 класс
СКАЗКА О БЕЛОМ СЛОНЕ

Однажды недалеко от поселка появился бешеный слон. Он выходил из леса крушил дома, нападал на людей. Как-то раз слон обвил хоботом игравшего в песке ребенка и хотел убить его. Люди бросились спасать мальчика, они били слона палками, но он только заревел от этого и еще сильнее сжимал малыша.
Вдруг в лесу раздался хруст ломающихся деревьев. К поселку вышло целое стадо слонов. Жители оцепенели от удивления: среди обычных слонов был белый слон. Люди никогда не видели такого животного.
А он направился к бешеному слону. Тот оставил ребенка. Завязался бой. Белый слон оказался сильнее, и он спас малыша.
Жители поселка приручили слона, воздавали ему почести, кормили и украшали его. Так белый слон стал священным животным.