Толкование илия идет кузнец из кузницы. Кузнечное ремесло в живописи и искусстве

Просматривая материал в интернете на предмет кузнечного дела часто наталкиваюсь на картины, где изображены кузнецы. Много старинных произведений, но есть и интересные работы современных художников. Делюсь найденной информацией и, чтобы интереснее было смотреть картины, добавил некоторые любопытные факты.

Кузнечный промысел


Роман Колмаков — Русские кузнецы. 2004 г

Одно из древнейших ремесел, о чем свидетельствуют старейшие исторические находки каменного века. В них видно использование ударных инструментов при обработке металлических самородков. Заниматься ковкой предметов начали в VI веке до н.э., и конечно же это были простые, грубо изготовленные изделия для бытовых нужд. Позже начали выполнять шлемы, кольчуги, мечи и копья.


В.Курдов — Кузнец. 1970 г (слева) и Г. Горский — Кузнец и красное колесо.2010 г. (справа)

Древняя Русь широко славилась своими умельцами. Слово «кузнец» означало «мастер по металлу». Кузнец-ремесленник выковывал свои работы с помощью незатейливого комплекта из молотка, наковальни, зубила и клещей. И, поныне не устаем удивляться, как во времена Ивана Грозного кузничным искусникам удавалось вручную делать кованые пушки.

Боги-кузнецы


B. Spranger — Venus at the Forge of Vulcan.1610 г (слева) и G. Vasari — Vulcan’s Forge. 1567-68 гг (справа)

В мифах древних цивилизаций встречаются боги кузничного призвания – древнегреческий Гефест и древнеримский Вулкан.


Frans Floris Venus at Vulcan’s Forge. 1560-64 гг

Гефест – бог огня и ветра, покровитель кузнецов. Сын Зевса и Геры родился слабым и хилым ребенком, к тому имел увечье на ногах. За безобразие и хромоту родители дважды сбрасывали его с Олимпа. Но море помогло ему и приняло в свои объятья. На протяжении долгих дней до самого совершеннолетия Гефест на морском дне занимался любимой работой — ковал. Много прекрасных уникальных предметов, которым не было равных ни по прочности, ни по изяществу, сделал бог-мастер. Он воздвиг золотые чертоги, под которыми пировали греческие боги.


Francisco de Goya — The Forge.1817 г (слева) и P. Rubens — Vulcano forjando los Rayos de Jupiter. (справа)

Вулкан – огненный бог, художник металла, защитник от пожаров. Работал в пещере Этна на Сицилии и из-под его молота выходили настоящие произведения искусств. Свои работы дарил другим богам. Зевсу создал щит-эгиду, Гелиосу — колесницу. По поверью, когда он начинал работать из горы подымался дым и пламя. Отсюда и пошло название науки «вулканология».

Происхождение фамилий в разных странах


avid Jefferson Chalfant The Blacksmith. 1907 г

Профессия и труд кузнеца ценились всегда. Мастер-ремесленник занимал немаловажное место в обществе и был почитаемым человеком. До сих пор распространенными во всем мире являются фамилии:


Акиндинов Алексей. Кузнец. 1998 г
  • В России – Коваль, Кузнецов, Ковалев
  • В Украине – Ковальчук, Коваленко
  • В Польше – Ковальский, Ковальчик

Blacksmith. 1950 г

Есть и английский «Кузнецов» — Смит, германский – Шмидт, французский – Ферран, испанский – Эрреро, армянский – Дарбинян, грузинский – Ажиба, Мчедлидзе.

Поэты о кузнице и ковке


Нефедов Иван — Кузнец и жена

Литераторы с особой любовью и душевной теплотой воспевали нелегкий труд кузнеца.


Рисунок из старинной книги XVI век

Кузнец (Сергей Есенин – 1914 г)

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей…
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой,
Сбрось скорей постыдный страх.


Blacksmith by ilison. 2000 г

Подблюдная песня к свадьбе

Идёт кузнец из кузницы, Слава!
Несёт кузнец три молота, Слава!
- Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец! Слава!
Ты скуй мне венец и золот и нов, Слава!
Из остаточков - золот перстень, Слава!
Из обрезочков - булавочку! Слава!
Мне в том венце венчатися, Слава!
Мне тем перстнем обручатися, Слава!
Мне тою булавкою убрус притыкать, Слава!
Да кому мы спели - тому добро, Слава!
Кому вынется, тому сбудется, Слава!
Тому сбудется - не минуется! Слава!


L. Giordano — The Forge of Vulcan. 1660 г (слева) и Матье Ленен — Венера в кузнице Вулкана (справа)

Кузнец (Николай Забурунный)

Подгорный мастер, рудознатец,
Куёт он латы и мечи.
И никогда не потухает
Живой огонь в его печи.

Стоит у горна чёрн и грязен,
Металла славный чародей,
Но гордый лик его прекрасен –
В глазах горит огонь идей!

Он властелин огня и стали.
Всегда в труде, всегда в поту.
Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.

Гефеста ученик упорный,
Ему от бога дан талант.
В его руках звенит покорный,
В огне рождаемый, булат!


Мила Гаврилова В кузнице. 2010 г
Диего Веласкес. Кузница Вулкана
Жар металла. 2010 г (слева) и И. Нефедов — Кузнец (справа)
Гефест Боги и титаны Древней Греции
Кузнец — фэнтэзи. 2010 г
Th. Robinson — The Apprentice Blacksmith. 1886 г (слева) и Л. Плахов — Кузница 1845 г (справа)
Кузнец куёт оружие. 2002 г
Меч 2006 г (слева) и С. Найпис — В кузне. 1908 г (срапва)

Выйти на утренней заре на улицу, стать лицом на восток и три раза сказать:

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Господи, благослови! Встану благословясь, пойду перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, погляжу в подвосточную сторону: с подвосточной стороны встает заря утренняя, выкатывается красно солнышко. Пусть же я раба Божья (имя), буду краше красного солнышка, белее светлого месяца, румянее зари утренней и заката вечернего, краше всего света белого, всего миру православного. Как глядят все православные христиане на красное солнышко, на белый свет, так смотрели бы все добрые молодцы на меня рабу Божью (имя), и почитали бы меня, и возносили бы в глазах своих; не могли бы все добрые молодцы без меня ни жить, ни быть, ни игры заводить. Будьте мои слова крепки и прочны. Ключ и замок словом моим. Аминь. Аминь. Аминь ".

№2

Увидев новолуние, вертеться на пятке правой ноги, приговаривая:

"Млад месяц, увивай вокруг меня женихов, как я увиваюсь около тебя ".

№3

Для девушки. Сказать три раза на утренней заре:

"Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец три молота.

Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец,

Ты скуй мне венец и золот, и нов;

Из остаточков - золот перстень,

Из обрезков - булавочку.

Мне в этом венце венчаться

Мне тем перстнем обручаться,

Мне той булавкой убрус притыкать ."

№4

Тайком от всех замести сор с улицы в избу (квартиру) в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая:

"Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов ".

№5

Помыть ноги в воде, в которой выстирали свадебную вещь (перчатки, фату) и при этом сказать:

"Пётр соборовался, народ собрался, глядят и ждут, жених с невестой придут. Приведи Пётр и мне мою долю. Аминь ."

Книга «ЗАГОВОРНИК»
/РОДОМИРОВ ИЗБОРНИК СЛОВЕС ЗАГОВОРНЫХ ЛЮДЯМ ДОБРЫМ НА ВСЯКУЮ ПОТРЕБУ/


В настоящий Изборник входят главным образом восточнославянские заговоры – русские, украинские и белорусские, т.к. именно они в большей мере сохранили многочисленные следы архаичной дохристианской культуры, в то время как известные исследователям заговоры западных славян претерпели значительное влияние христианства.

Белорусские и украинские заговорные тексты Изборника адаптированы к русскому языку.

Подавляющее большинство заговоров имеют социальное и бытовое предназначение: это заговоры лечебные, обережные, любовные, связанные с урожаем, воинские, а также заговоры, затрагивающие важные с точки зрения традиционной культуры стадии в Бытии человека, такие как свадьба, родины и похороны. Все заговоры представляют собой подлинное Наследие Предков, подлинное явление Традиционной Славянской Культуры. Каждый из представленных здесь заговорных текстов известен по целому ряду этнографических сборников (см. список литературы).

Мы постарались сохранить большей частью неизменной ритмическую структуру каждого заговорного текста, включённого в данный Изборник. Изменениям подверглись лишь имена адресатов того или иного заговора – в соответствии с вполне обоснованной теорией «двоеверия» о наслоении функционально тождественных, но значительно более поздних имён христианских персонажей на исконную мифо-религиозную терминологию, содержащую имена славянских Богов. На этом моменте необходимо остановится более подробно. В соответствии с теорией «функциональной тождественности», наиболее важные функции языческих Богов были восприняты христианскими святыми, в то время как Имена Богов были подвергнуты всяческим гонениям со стороны церковных иерархов. Также и обрядность, связанная с почитанием Кого-либо из древних Богов в большей или меньшей мере была перенесена на функционально тождественного Ему святого. Если вдуматься, то иначе и быть не могло. Так как глупо полагать что народ, тысячелетиями живший определённым укладом, сформировавший за это время собственную картину мира, одно из центральных мест в которой занимает особое отношение к Божественному, в одночасье откажется от привычного ему мировоззрения. Невозможно отучить от того, что казалось (и было!) естественным на протяжении многих и многих лет - это попросту противоречит всем известным законам об устройстве человеческой психики. Именно поэтому, как пишет исследователь: «Вся жизнь ранних славян, их хозяйственная деятельность, быт, культура и искусство были неразрывно связаны со славянским язычеством, пронизаны языческим мировоззрением. Средневековая духовная культура славян и после принятия христианства в более или менее значительной степени была связана с язычеством, унаследованным от праславянского периода» Поэтому в результате взаимодействия и смешения язычества и христианства (а вернее – в результате наложения более или менее значительных элементов христианства на языческую почву) появилось то явление, которое в науке принято называть «двоеверием». Известно множество церковных документов, осуждающих формально крещённых, но фактически соблюдающих языческие обряды людей («…мняшеся крестьяны, а поганьская дъла творять»). «Поучения против язычества» выделились в отдельный жанр древнерусской литературы наряду с летописями, житиями святых и прочими письменными памятниками, а это однозначно говорит о насущности, актуальности такой литературы с точки зрения церкви и, в свою очередь, о живости язычества - ведь логически рассуждая, не будь самого «осуждаемого» явления, не было бы и «осуждающих» его документов. Тем более в таком объёме.

Как уже говорилось выше, взаимодействие христианства с язычеством фактически привело к «переименованию» древних Богов с сохранением в большей или меньшей мере Их изначальных функций. «…с уходом языческих божеств у восточных славян стал формироваться народный культ святых, сильно отличавшийся от канонического православия. В этом культе почти никакого влияния не уделяется подвигам, которые совершил святой, или мучениям, которые он претерпел во имя веры, зато особо почитается способность того или иного святого оказывать покровительство в определённой сфере жизни (…) Такое отношение сближает народный культ святых с языческим поклонением различным божествам (если вообще не является слегка видоизменённым древним Богочетием – Родомир.), каждое из которых имело свои определённые «обязанности». Так функции Велеса как «Скотьего Бога» были перенесены на св. Власия, функции Велеса как Бога Волошбы были перенесены на св. Николая Угодника, функции Перуна как Бога Грозы были перенесены на Илью-пророка, функции Перуна как Воеводы Небесной Дружины были перенесены на Михаила-архангела, «архистратига небесного воинства», функции Макоши – Небесной Пряхи были перенесены на Пераскеву-Пятницу (а также в ряде случаев на Богородицу, что зависело, вероятно, от местных особенностей культа), функции Лады – также на Богородицу, но в гораздо большей степени. В тоже время сами имена Богов и Богинь, официально «табуированные» церковью, вероятнее всего вначале были вытеснены в область сугубо народных верований, а затем в большей или меньшей мере стёрлись из народной памяти. Туда же были вытеснены те Боги и Богини, которые по разным причинам не «вместились» в рамки христианского мировоззрения. Так появились поверья и предания о различных «духах» и даже «демонах» (например, широко известно поверье о «духе» с именем «Мокошь» или «Мокуша» который наказывает нерадивых прях, сам «прядёт кудель» и дабы не прогневить которого нельзя прясть по пятницам. Даже поверхностного взгляда достаточно для того чтобы увидеть в этом «духе» Макошь – Вещую Пряху), так появились поверья о «Полуднице» (или «Серпнице») – «женщине в белом и с серпом в руках», о «Полуночнице», насылающей на спящих людей хвори, дурные сны или бессонницу, а также известный по былинам образ «Маринки-колдуньи». Во всём этом нетрудно узнать Морену. Подобным же образом, судя по всему, появился и такой известнейший персонаж русского фольклора как Баба Яга, совмещающий в себе функции Морены и наиболее «тёмные» функции Макоши – Грань между Мирами, Перерождение, власть над Иным Миром, Тёмная Волошба. Часть имён Богов стала использоваться лишь как обозначение исключительно Природного явления – например «Перуном» в народе стала именоваться молния. В тоже время под влиянием язычества именам и образам христианских святых стали приписываться функции, совершенно чуждые им изначально. Так на имя «Святого великомученика Георгия» были перенесены черты Ярилы, в которых по сути нет ничего «великомученического» - покровительство волкам и оборотничеству, мотив змееборчества, «отпирание Небес» по весне, воинские функции – разве всё это черты «великомученика»? Ответом процитируем одно из исследований, посвящённых данному вопросу: «Воину Христову» положено терпеть мучения и молиться за своих мучителей. А здесь молодой бог-воин, бог земледельцев и скотоводов, воскресает из мёртвых и преобразует дикую природу. И разворачиваются его подвиги не на Ближнем Востоке, а на земле Свято-Русской. Такие мифы слагали те, кто не только охотился в лесах Восточной Европы, но и расчищал их под пашню, расселяясь на север и восток и раздвигая тем самым границы славяно-русского мира»

Христианские лекари-бессребренники Кузьма и Демьян, которым народное сознание приписало черты Сварога, мало того что «срослись» в единого «Кузьму-Демьяна» («Кузьмодемьяна», «Космодемьяна»), но ещё и приобрели функции мало соотносимые как с лекарством, так и с «бессеребренничеством» - Кузьма-Демьян – культурный герой: Первый Кузнец, Первый Пахарь, Устроитель земного быта, Змееборец, покровитель свадеб и семейного союза, к которому обращены народные свадебные песни:

Идёт кузнец из кузницы
Слава!
Несёт кузнец три молота
Слава!
Скуй, кузнец, мне злат венец
Слава!
Из обрезочков мне злат перстень
Слава!
Из остаточков мне булавочку
Слава!
Тем венцом мне венчатися
Слава!
Тем кольцом мне обручатися
Слава!
Той булавочкой мне убрус притыкать
Слава!

Как уже говорилось, скотоводческие функции Велеса были перенесены на св. Власия. Однако помимо покровительства скоту народная традиция приписывает ему ещё и власть над Иным Миром – есть множество народных песен, в которых говорится о том, что Власий вхож в «Инший Свет». Встречаются также и заговоры с подобным мотивом. Другие функции Велеса были приписаны Николаю Мирликийскому («Николаю Чудотворцу») – он Волшебник, Податель богатств (в том числе и урожая – «Бороду» в поле завивали ему и, в ряде случаев – Перуну («Илье-пророку»)), Проводник душ умерших. Характерно, что самим именем «Велес» или «Волос», а также производными от него «Волосень», «Ёлос» после крещения стали называть лешего, водяного или даже чёрта. Это связано с тем, что такие функции древнего Велеса, как покровительство дикой Природе и Тёмное Колдовство никак не вмещались в рамки христианского мировидения.

Функции Перуна были перенесены на Илью-пророка, однако народное сознание приписало этому имени ещё и покровительство охоте – известная «Ильинская охота», которая проводилась примерно в то же время, когда чествовался Перун (в конце июля – начале августа), наглядно об этом свидетельствует. Кроме того, черты Перуна в большей или меньшей степени просматриваются в образе былинного Ильи Муромца. Воинские функции Перуна были перенесены на Архистратига Михаила. Ему же народное сознание приписало и функции, по сути дублирующие функции «Ильи-пророка» - он также разит нечисть с Неба своими Грозовыми Стрелами. Данный список можно продолжать сколько угодно долго, однако полагаем, что основной принцип уже понятен.

Таким образом когда-то единая и гармоничная система, ныне именуемая «Славянским язычеством» стараниями чужеземных «просветителей» была разбита на многочисленные «осколки», осевшие в разных слоях Русской и – шире – Славянской Культуры. Собрать эти «осколки», вернуть исконные Имена Богов, почитая Велеса – Велесом, а не «Власием» и не «Николой», Перуна – Перуном, а не «Ильёй» или «Михаилом», Сварога – Сварогом, а не «Кузьмодемьяном», вернуть на своё место то, что было забыто - одна из задач современных последователей Древней Традиции.

В соответствии со всем вышеописанным тексты заговоров настоящего Изборника содержат исконные имена Родных Богов. Так «Богородица» именуется своим исконным именем - Лада, «Николай Угодник» – Велесом, «Илья Пророк» – Перуном и т.д. В тоже время тексты, содержащие столь характерные для заговоров обращения непосредственно к Природным Стихиям (Огню, Воде, Земле и т.д.) остались без сколько нибудь значительного изменения. Мы посчитали нужным снабдить часть заговорных текстов краткими практическими рекомендациями, также известными по этнографическим сборникам.

На том – Удачи да Здравы добрым людям.
Слава Роду!

Константин Маковский (1839-1915). Святочное гадание (1900-е)

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников - Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) «Светлана» (1808-1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник - «крещенский вечерок» , а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов - обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий - молодым, а густой - вдовцом.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный - зануду, нетрезвый - мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» - смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру - смерть.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой») , накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799-1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг ; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание ) Светлане было необходимо взять с собой петуха , пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу - голубя .

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет» , «та ж любовь в его очах» . Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.

Выйти на утренней заре на улицу, стать лицом на восток и три раза сказать:

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Господи, благослови! Встану благословясь, пойду перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, погляжу в подвосточную сторону: с подвосточной стороны встает заря утренняя, выкатывается красно солнышко. Пусть же я раба Божья (имя), буду краше красного солнышка, белее светлого месяца, румянее зари утренней и заката вечернего, краше всего света белого, всего миру православного. Как глядят все православные христиане на красное солнышко, на белый свет, так смотрели бы все добрые молодцы на меня рабу Божью (имя), и почитали бы меня, и возносили бы в глазах своих; не могли бы все добрые молодцы без меня ни жить, ни быть, ни игры заводить. Будьте мои слова крепки и прочны. Ключ и замок словом моим. Аминь. Аминь. Аминь ".

№2

Увидев новолуние, вертеться на пятке правой ноги, приговаривая:

"Млад месяц, увивай вокруг меня женихов, как я увиваюсь около тебя ".

№3

Для девушки. Сказать три раза на утренней заре:

"Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец три молота.

Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец,

Ты скуй мне венец и золот, и нов;

Из остаточков - золот перстень,

Из обрезков - булавочку.

Мне в этом венце венчаться

Мне тем перстнем обручаться,

Мне той булавкой убрус притыкать ."

№4

Тайком от всех замести сор с улицы в избу (квартиру) в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая:

"Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов ".

№5

Помыть ноги в воде, в которой выстирали свадебную вещь (перчатки, фату) и при этом сказать.