Теория и практика общественного развития. Что такое ревизионизм: определение, персоналии Что такое ревизионизм охарактеризуйте взгляды его представителей

Ревизионизм — Политическое течение, утверждающее необходимость пересмотра — ревизии (2) — основных положений какой-л. теории, какого-л. учения, чьих-л. взглядов.

Значение слова Ревизионизм по Ожегову:

Ревизионизм — Враждебное марксизму-ленинизму оппортунистическое течение в рабочем движении, к -рое под видом ревизии марксизма-ленинизма извращает его, отвергая руководящую роль марксистско-ленинской партии и гегемонию рабочего класса в освободительном движении (правый ревизионизм) или прикрываясь ультрареволюционными фразами, основываясь на неверной оценке реальной действительности, приводит к политическому сектантству (левый ревизионизм)

Ревизионизм в Энциклопедическом словаре:

Определение слова «Ревизионизм» по БСЭ:

Ревизионизм — антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма. оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, которое под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории (см. Оппортунизм).
Различают Р. справа, который заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами, и Р. «слева», подменяющий их анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. По своему происхождению Р. — результат мелкобуржуазного и буржуазного воздействия на революционное рабочее движение, а по классовой природе — одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает общественное положение этих двойственных по своей природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революционном рабочем движении. Методологическую основу Р. составляют эклектическая смесь Субъективизма, догматизма, механистического материализма, а также схематизм и односторонность.
Р. возник в конце 70-х гг. 19 в. в германской социал-демократической партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хёхберг, Э. Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром основных положений революционной теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в специальном письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.
(«Циркулярное письмо»), дали решительный отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению (см. Бернштейнианство) . В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
В конце 19 — начале 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектического материализма, пытались соединить научный социализм с кантианством, берклианством и Махизмом. В экономической теории, ссылаясь на новые данные хозяйственного развития, они утверждали, будто вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому расчёты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий . В политической области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её цели — свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли, что политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма.
«…Конечная цель — ничто, движение — всё, это крылатое словечко Бернштейна, — писал Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24). В начале 20 в. наряду с правым Р. в революционном рабочем движении проявил себя и Р.
«слева», который в то время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и который, как отмечал В. И. Ленин, «… тоже приспособляется к марксизму, исправляя его…» (там же, с. 25).
Научно обоснованную, глубокую критику Р. дал В. И. Ленин. Обстоятельная критика Р. содержится также в ряде работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в международное коммунистическое движение. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в международном коммунистическом движении в 20-40-е гг. проявил себя правый (правый уклон в некоторых компартиях) и
«левый» («левый коммунизм») Р. Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-ленинизм была предпринята внутри коммунистического движения в 50-х гг. Спекулируя на новых послевоенных явлениях и процессах, не получивших ещё научного марксистского объяснения, и некоторых трудностях развития коммунистического движения, в конце 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революционное рабочее движение на социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла ревизионистская группа И. Надя — Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюционному мятежу 1956 в Венгрии.
«Современный ревизионизм, — говорилось в Декларации 1957 Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, — пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его устаревшим и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба»
(«Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм», М., 1961, с. 15). Международное коммунистическое движение осудило правый Р. как главную опасность, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.
На протяжении 60 — начала 70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя Р. «слева». Особенно широко леворевизионистскую идеологию использует Маоизм — мелкобуржуазное шовинистическое антисоветское учение. В теоретическом плане маоизм осуществляет пересмотр всех составных частей марксизма-ленинизма. он представляет собой беспринципное эклектическое сочетание ряда вульгаризированных марксистских положений с троцкизмом и национализмом. С праворевизионистских позиций в конце 60 — начале 70-х гг. выступали О. Шик, Н. Свитак и др.

История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) Коллектив авторов

Возникновение ревизионизма

Возникновение ревизионизма

На рубеже XIX – XX веков капитализм вступил в стадию империализма. Наступало время острых социальных конфликтов, интенсивной дифференциации пролетариата, поляризации различных направлений внутри рабочего движения. Вместе с тем уже в конце XIX века стали формироваться предпосылки и основы тех интеграционных социально-экономических процессов, которые приобрели доминирующий характер в современном капиталистическом обществе. Тенденция к стабилизации системы капиталистических общественных отношений, к интегрированию пролетариата в буржуазное общество, охватывающая различные аспекты функционирования базисных и надстроечных структур, органически вытекала из требований научно-технического прогресса, предъявлявшего все более высокие требования к качеству рабочей силы – ее образовательному, культурному, профессиональному уровню, ее социальной мобильности и ответственности. Необходимость выработки эффективных и гибких форм стимулирования труда, приводящих в движение дорогостоящую технику, предполагала ориентацию не только на материальное поощрение, но и на удовлетворение возрастающих социальных потребностей работников, стремящихся к большей свободе и самореализации личности в общественной и политической жизни, к обеспеченности определенными социальными гарантиями. Реализуя эти требования технического и общественного прогресса, зачастую используя при этом и механизмы классовой борьбы в различных ее формах, буржуазия связывала их с нормами и ценностями буржуазного образа жизни, с идеологической защитой основ капиталистического строя.

Однако в контексте диалектических взаимосвязей общественного развития интеграционные тенденции оказывали противоречивое и в значительной степени парадоксальное воздействие на характер отношений капиталистического общества. Содействуя его экономической и политической стабилизации, они в то же время объективно способствовали вызреванию в его недрах предпосылок и элементов социалистического общества, положив начало реализации ряда принципов, которые традиционно рассматривались как прерогатива социалистического общественного строя (социализация собственности, изменения в уровне материальной обеспеченности и социальной защищенности большинства трудящихся, развитие условий совершенствования личности и т.д.).

Анализ социально-экономического развития стран Запада, в частности Германии, показывает конкретное проявление данных тенденций. Экономический подъем конца XIX века, позволивший Германии вырваться на первое место в Европе по уровню промышленного производства, сопровождался бурным развитием производительных сил, глубокой структурной перестройкой народного хозяйства, существенно возросшим качеством рабочей силы. И не случайно рабочее движение этого периода вступило в новый исторический этап своего развития, характеризующийся ориентацией на реализацию своих целей и идеалов средствами политической борьбы и существенным расширением спектра социальной активности пролетариата, усилением его роли в буржуазном государстве.

В 80 – 90-х годах XIX столетия во многих социалистических западноевропейских партиях шли острые дискуссии о путях движения общества к социализму, вошедшие в историю марксизма как полемика между оппортунистами, реформистами, ревизионистами с «ортодоксальными» продолжателями идей Маркса и Энгельса. В центре внимания социал-демократических теоретиков в те годы находился вопрос о том, могут ли капиталистические общественные отношения в ходе осуществления реформ постепенно трансформироваться в социалистические (точка зрения реформистов), или создание социалистической альтернативы начинается лишь после «всеобщего краха» капитализма как общественного строя (позиция марксистов-ортодоксов).

Хотя оппортунистические настроения имели довольно широкое хождение в социалистических партиях уже с конца 80-х годов, вначале они не получили последовательного мировоззренческого оформления, не приобрели форму теоретической ревизии учения Маркса и Энгельса. Публикация Э. Бернштейном в 1896 году в «Die Neue Zeit» серии статей под названием «Проблемы социализма» стала первой попыткой такого рода. Вышедшая в 1899 году книга Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» стала катехизисом ревизионизма 90-х годов. В течение трех лет она выдержала десять изданий, была переведена на все европейские и японский языки.

Ленин отмечал, что впервые в социал-демократической литературе «бывший ортодоксальный марксист» выступил с «наиболее цельным выражением поправок к Марксу, пересмотра Маркса, ревизионизма». Свое требование о превращении социал-демократической партии из партии социальной революции в партию социальных реформ «Бернштейн обставил целой батареей довольно стройно согласованных „новых“ аргументов и соображений. Отрицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт… обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о „конечной цели “ и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы , неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства, и т.д.».

Отмечая непоследовательность теоретической позиции Бернштейна, его отступление от позиций Маркса и Энгельса, Ленин не придал значения тому факту, что Бернштейн поставил в повестку дня марксистских теоретических дискуссий реальные вопросы, которыми фактически не задавались убежденные в близком крахе капитализма тогдашние лидеры социал-демократии.

Бернштейн поставил под сомнение главный тезис тогдашней концепции перехода к социализму – об обострении и углублении противоречий в процессе развития капитализма, о разрешении конфликта путем ликвидации буржуазии в ходе классовой борьбы и социальной революции. За распространенной широко формулой об углублении противоречий капитализма и неизбежной его гибели он попытался разглядеть суть происходящих в буржуазном способе производства изменений: возникновение средств адаптации капитализма к новым, более высоким экономическим условиям, прогрессирующее обобществление производства и т.п.

Бернштейн был одним из первых, кто под влиянием порождаемой и углубляемой империализмом дифференциации рабочего класса подверг критике общее, нерасчлененное понятие «пролетариат», выявив рост разнородности его элементов с развитием капитализма. Поскольку большинство рабочего класса еще не возвысилось до социализма, постольку историческая задача социал-демократии, по Бернштейну, заключается в длительной кропотливой работе по повышению и выравниванию жизненного уровня рабочих, развитию самодеятельности всех элементов, составляющих рабочий класс, росту их просвещения, сплоченности, организованности и т.п. Захват политической власти социал-демократией, считал Бернштейн, при существующей дифференциации пролетариата не может привести к социализму: различия в рядах рабочего класса обернутся после завоевания власти непримиримыми противоречиями. Отсюда и его программа: переход к социализму несовместим с применением политического насилия, он осуществим лишь как результат долгого предварительного развития пролетариата на почве буржуазного общества.

В постановке всех этих вопросов и состояла историческая заслуга Бернштейна. Он зафиксировал явное несоответствие между тем, что следовало бы ожидать исходя из основных посылок теории Маркса, и тем, что реально совершалось, вызревало в современном ему общественном процессе. Однако решения, предлагаемые Бернштейном, оказывались сплошь и рядом неконструктивными. Не случайно его критика и поправки к теории марксизма были встречены с негодованием большинством лидеров социал-демократии, а имя Бернштейна стало нарицательным для обозначения искажения, «ревизии» марксизма. Однако моральное осуждение его взглядов и политическое неприятие доктрины реформизма сплошь и рядом перевешивало соображения по существу: в пылу полемики отрицались сами вопросы, поставленные Бернштейном, они еще не встали перед большинством социал-демократических идеологов тех лет, ожидавших революционного краха капитализма.

Бернштейнианская критика марксистской теории органически была связана с критикой марксизма в буржуазной литературе. Сам Бернштейн подчеркивал, что большая часть того, что излагается в форме возражений Марксу, «если не все, было по существу уже сказано другими или, по крайней мере, намечено».

Бернштейн обосновывал свой реформизм, ссылаясь непосредственно на работы Маркса и Энгельса. Он противопоставлял теоретические взгляды Маркса идеям Энгельса, стремился представить Энгельса сторонником оппортунизма, а Маркса – представителем утопического революционаризма в традициях О. Бланки. Бернштейн использовал элементы буржуазной критики марксистской диалектики и, в частности, ложную идею о тождественности марксистского и гегелевского диалектического метода. По его убеждению «проникновение» диалектики в марксизм обусловило «чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития», привело марксистов к заблуждениям волюнтаристского толка о перспективах социалистической революции, путях и формах политической борьбы, которые-де не соответствуют фактам экономических исследований Маркса.

Обосновывая идею политического союза с буржуазией, Бернштейн исходил из того, что не существует принципиальных различий между социал-демократической и буржуазной идеологией, представлял марксизм как прямое продолжение традиций мелкобуржуазного утопизма. Он утверждал, что основные идеи научный социализм заимствовал из буржуазной философии XVII – XIX веков и Маркс-де только «очистил основные идеи… от умозрительно-идеалистического сора… объединил их в общей теории и углубил ее». Бернштейн превратно истолковывал высказывания о государстве, содержащиеся в «Анти-Дюринге», в предисловии к третьему изданию «Гражданской войны во Франции», во Введении к «Классовой борьбе во Франции» Энгельса, с тем чтобы представить разъяснения о возможности мирного установления диктатуры пролетариата как доказательство его верности идеалам буржуазного демократизма.

С осуждением всего комплекса идей Бернштейна и его единомышленников выступили Г.В. Плеханов, вожди французских социалистов Ж. Гед, П. Лафарг, деятели Социал-демократической федерации Великобритании, видный итальянский марксист А. Лабриола, болгарские социал-демократы Д. Благоев, Г. Георгиев. С критикой реформистов выступили марксисты Сербии Д. Туцович и Р. Драгович, Румынии – А. Ионеску, Ш. Георгиу и К. Фриму, лидер Социалистической рабочей партии США Д. Де Леон, Социалистической партии США – Ю. Дебс и др.

Особенно острый характер приобрела полемика с ревизионистами в германской социал-демократии. Многие органы партийной печати, рядовые члены партии на многочисленных собраниях решительно высказывались против ревизионизма, требовали исключить Бернштейна и его сторонников из партии. Вместе с тем в этой полемике отчетливо выявились самые различные подходы к идеям Бернштейна – от последовательного неприятия, отрицания их до апологетического восхваления.

Бернштейн и его сторонники, выступив с требованием обновления марксизма, по существу, поставили перед его идеологами задачу творческого развития марксистского учения применительно к новой социально-экономической ситуации. В дискуссиях с последователями бернштейнианства марксистские лидеры международной социал-демократии сделали значительный шаг в этом направлении. В их работах конца XIX – начала XX века сформулированы идеи, имевшие важное теоретическое и практическое значение для политической практики пролетарских партий, их ориентации на социализм.

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

Возникновение философии оракулов

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Возникновение Христианства Согласно традиционной исторической концепции происхождение религий связано со страхом человека перед силами природы, которые он начинал обожествлять и поклоняться им. У меня такая модель вызывает, по крайней мере, два принципиальных

Из книги Человечество - для чего оно? автора Забелин Игорь Михайлович

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Подобное словосочетание пока звучит непривычно. Иное дело - происхождение и возникновение человека: эта великая проблема давно стала традиционной (не перестав притом быть мучительной). Но человек и человечество - не одно и то же.На вопрос,

Из книги Феномен человека автора де Шарден Пьер Тейяр

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЫСЛИ Предварительное замечаниеПарадокс человекаС чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

Возникновение дуккхи «А что, монахи, есть благородная истина о возникновении дуккхи? Это жажда, источник повторного рождения и повторного становления, связанная с страстным желанием, ищущая удовлетворения то в одном, то в другом. То есть жажда чувственных удовольствий,

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

Возникновение дуккхи Сравним дуккху со страданием в иудео-христианстианской традиции. Во-первых, в этой традиции страдание трактуется как наказание за грехи (в христианстве - первородный грех: злоупотребление свободой, дарованной Богом), одновременно считаясь

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

Возникновение махаяны Тенденций, развитие которых привело к возникновению махаяны, зародились в разных школах-сектах хинаяны - прежде всего в махасангхике. Именно ее сторонники ратовали за открытую обшину. т.е. за принятие в сангху мирян и смягчение суровой дисциплины.

Из книги Эрос и цивилизация. Одномерный человек автора Маркузе Герберт

Возникновение йогачары История буддийских школ и сект является прекрасной иллюстрацией того, что идея, доведенная до крайности, неизбежно порождает себе противоположную. Любую буддийскую школу или направление можно рассматривать как реакцию на идеи какой-то другой

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

5.4. Возникновение времени В некоммутативной геометрии не существует понятия времени как последовательности моментов (поскольку моменты - понятия локальные), но понятие состояния физической системы остается валидным. Это вызвано тем, что понятие состояния нелокально:

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

1. Возникновение эпохального сознания Критика времени так же стара, как сознающий самого себя человек. Наша - коренится в христианском представлении об истории как некоем упорядоченном согласно замыслу спасения процессе. Это представление уже не разделяется нами, но

Из книги Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма» автора Стёпин Вячеслав Семенович

Эпилог. Критика неофрейдистского ревизионизма В результате фундаментальных социальных изменений, происшедших в первой половине столетия, функция психоанализа в культуре изменилась. Крах эпохи либерализма и ее обещаний, разворачивание тоталитарного движения и попытки

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении Теоретическая деятельность Плеханова не ограничивалась рамками России, он был активным деятелем международного рабочего движения,

Из книги автора

27. Возникновение софистики В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не

Из книги автора

ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ Т.И. ОЙЗЕРМАНА «ОПРАВДАНИЕ РЕВИЗИОНИЗМА» От редакции. Наш журнал провел обсуждение новой книги академика РАН Теодора Ильича Ойзермана «Оправдание ревизионизма» (Ойзерман Т.И. Оправдание ревизионизма. М.: «Канон плюс», РООИ «Реабилитация», 2005, 688 с.).

РЕВИЗИОНИЗМ — враждебное марксизму тече­ние в рабочем движении, возникло в период перехода домонополистического капитализма в его империалистическую стадию, когда марксизм становится общепризнанным учением пролета­риата и побеждает все прочие идеологии рабо­чего движения.

Как оформленное течение ревизионизм сложился в конце 90-х гг. в Германии, где быв­ший марксист Бернштейн дал имя этому тече­нию, выступив с рядом «поправок» к Марксу, с «ревизией» марксизма. В статьях в «Neue Zeit» в 1896 г., а затем в изданной им в 1899 г. книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» Бернштейн отказывается от марк­сизма, «ревизует» Маркса в основных вопросах философии, политэкономии и политики марк­сизма.

В области политэкономии ревизионизм ополчил­ся против марксовой теории концентрации, в частности, в области аграрных отношений про­тив теории обнищания пролетариата. Ревизионизм пы­тался утверждать, что монополистический капитализм несет с собой демократизацию капита­листической собственности (акционерные общества), уничтожает капиталистическую конкуренцию, ослаб­ляет кризисы, притупляет и смягчает классо­вые противоречия. Тем самым отвергалась марксова теория кризисов и краха капита­лизма.

В области политики ревизионизм отбрасывает тео­рию революции, насильственного захвата вла­сти пролетариатом, теорию диктатуры пролетариата, противопоставляя им путь мирного развития, врастания капитализма в социализм, затухания классовой борьбы. Ревизионизм представлял собой течение, «требовавшее отка­за от революции, от социализма, от диктатуры пролетариата». [История ВКП(б). Под редак­цией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 37]

Социально-экономической базой ревизионизма является рабочая аристократия, подкармливаемая буржуазией, мелкобуржуазные попутчики, пар­тийные и профсоюзные бонзы. Ревизионизм опирался и на более отсталые элементы рабочего класса, на новых «рекрутов» движения, еще не отор­вавшихся от мелкобуржуазной идеологии.

Ревизионизм - интернациональное явление, проявившееся с большей или меньшей силой во всех партиях 2-го Интернационала, принимавшее в связи с различной исторической обстановкой различные формы. Во Франции идеологом ревизионизма выступал Жорес, его практическим выразителем - Мильеран, осуществивший на деле теорию классового сотрудничества с буржуазией. «В чем состоит «новое» направление, которое «критически» относится к «старому, догматическому», мар­ксизму, это с достаточной определенностью сказал Бернштейн и показал Мильеран». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 367) «Французский мильеранизм, - указывает Ленин, - самый крупный опыт, применения ревизионистской политической тактики в широком, дей­ствительно-национальном масштабе». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188)

Своеобразные формы принял ревизионизм в Австрии, где он носил характер так называемого австромарксизма, наиболее тонкой и завуалированной формы ревизии марксизма.

В России ревизионизм, меняя свое обличие, прошел тот же путь, что и в Западной Европе. «Легаль­ный марксизм» (Струве, Булгаков), «экономизм» (Прокопович, Кускова, Мартынов) отстаива­ли те же взгляды, что и бернштейнианство, являясь его русской разновидностью. Мень­шевизм, троцкизм были дальнейшим этапом развития ревизионизма на русской почве; они подвергли пересмотру идеологические, тактические и организационные принципы марксизма. Годы реакции в России породили и усилили новые попытки ревизии марксизма. Знамя ревизионизма было подхвачено и теми течениями, которые долгие годы открыто вели борьбу с марксизмом, и которые в условиях гегемонии марксизма в рабо­чем движении пытались приспособиться к мар­ксизму, «исправляя» его. «Революционные синдикалисты» (Лагардель, Сорель, Лабриола) «сплошь да рядом апеллируют от Маркса, неверно понятого, к Марксу, верно понимае­мому». (Ленин, там же, стр. 189)

Отношение к ревизионизму, как идейно-теоретическому при­крытию оппортунизма, было той лакмусовой бумажкой, которая выявила подлинный харак­тер различных течений в рабочем движении, исторически проверила их. Борьба Плеханова, Р. Люксембург, Фр. Меринга против бернштейнианства принадлежит к лучшим страницам их деятельности. Плеханов отстаивал материалистическую диалектику против идеалистической похлебки Бернштейна, К. Шмидта и др. Роза Люксембург и левые германские социал-демократы вскрыли буржуазный характер ревизионизма. Но и Пле­ханов, и Роза Люксембург обошли важнейшие вопросы, поднятые Бернштейном. Плеханов обошел молчанием проблему государства и дик­татуры пролетариата, ничего не сделал, чтобы вскрыть фальсификацию Бернштейном взгля­дов Маркса по этим вопросам.

В блестящих и острых по форме статьях Р. Люксембург ска­зались ее собственные ошибки, теория автоматического краха капитализма, теория стихийности. Она также обошла вопрос о диктатуре пролета­риата, уступила ревизионизму в вопросе о на­сильственном захвате власти пролетариатом. Люксембург и другие не смогли вскрыть клас­совые корни ревизионизма, не вели подлинной борьбы за полное и окончательное размежевание с ним.

Бебель на Ганноверском съезде 1899 г. и Дрезденском 1903 г. отстаивал марксистские взгляды, заявив, что партия останется на прежних пози­циях, будет держаться старой испытанной так­тики, но борьба с ревизионизмом не была поднята им на должную идейно-политическую высоту. Осудив ревизионизм, германская социал-демократия не только не сделала ника­ких организационных выводов, но предоста­вила Бернштейну полную возможность пропаганды своих взглядов. Ревизионизм становится законным течением в рядах социалистических партий, примиренческое отношение к ревизионизму стало характерным явлением для всего 2-го Интернационала. Наи­более ярким выразителем его явился Каутский. Начав полемику с Бернштейном против своей воли, под давлением Бебеля и Р. Люксембург, Каутский, отстаивая на словах марксизм, на деле сдавал ревизионизму одну позицию за другой. Как показал Ленин, Каутский в полемике с Берн­штейном прямо обошел вопрос о пролетарской диктатуре, не разоблачая бернштейнианского извращения Маркса в вопросе о том, что про­летариат не может просто овладеть готовой государственной машиной. Он обошел этот вопрос и в своей работе «Путь к власти» (1909). Ярко сказалось примиренчество Каут­ского в резолюции, внесенной им на Париж­ском конгрессе 2-го Интернационала по поводу «казуса Мильерана». «Каучуковая» резолюция по сути дела оправдывала мильеранизм, оставляя лазейку для всех ревизионистов.

Последовательно революционную борьбу про­тив ревизионизма повел Ленин и возглавленная им пар­тия большевиков. Уже с первых шагов своей революционной деятельности Ленин задолго до Плеханова начинает борьбу с русской разновидностью ревизионизма, с «легальным марксизмом», со Струве. В знаменитом «Проте­сте», направленном против программного до­кумента русского «экономизма» «Credo», Ленин дает политическую оценку ревизионизма «Пресловутая Бернштейниада… означает попытку сузить теорию марксизма, попытку превратить революцион­ную рабочую партию в реформаторскую». (Ленин, Соч., т. II, стр. 481)

В «Что делать?» Ленин развернул борьбу с ревизионизмом, как русским, так и международным, показал его единство, его интернациональный характер. «В настоящее время (теперь это уже явственно видно) анг­лийские фабианцы, французские министериа­листы, немецкие бернштейнианцы, русские критики, - все это одна семья, все они друг друга хвалят, друг у друга учатся и сообща ополчаются против «догматического» марксиз­ма». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 366) Ленин проводил борьбу с ревизионизмом и при обсуждении программы «Искры». Благодаря настоянию Ленина, впервые после Маркса и Энгельса был в программу РСДРП включен вопрос о дикта­туре пролетариата. «Вопрос о диктатуре проле­тариата поставлен в этой программе ясно и определенно, притом поставлен именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппорту­низма». (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 431) Ленин показал недостаточность борьбы с ревизионизмом со сто­роны лидеров 2-го Интернационала. Он пока­зал лицо ревизионизма как замаскированного буржуаз­ного либерализма, вскрыл его классовые кор­ни. Ленин настойчиво и систематически вел линию на раскол с ревизионизмом и примиренцами к нему как внутри РСДРП, так и во 2-м Интернацио­нале. Идейно-политическую борьбу с ревизиониз­мом Ленин тесно увязывал с классовой борь­бой пролетариата.

Одновременно с Лениным ведет борьбу с ревизионизмом Сталин. «В реши­тельной и непримиримой борьбе против гру­зинского «легального марксизма», против большинства «Месаме-даси», возглавляемого Н. Жордания, зародилась, оформилась и вы­росла под руководством товарища Сталина революционная ленинско-искровская социал-демократиче­ская большевистская организация в Закавказье ». (Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закав­казье, 5 изд., 1939, стр. 23) Наряду с «легаль­ным марксизмом» Сталин ведет борьбу с «экономизмом», меньшевизмом. Борьбе против ревизионизма, как и против анархизма, посвящен ряд замечатель­ных статей Сталина «Анархизм или социализм».

В борьбе с ревизионизмом как русским (меньшевизм, троцкизм, отзовизм, ликвидаторство), так и международным, с примиренчеством к нему, с центризмом Ленин и Сталин выковали партию нового типа, вооруженную теорией революци­онного марксизма. В процессе этой борьбы Ленин и Сталин подняли теорию Маркса на новую высоту. Гениально, пророчески Ленин предвидел, что «идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце 19 ве­ка есть лишь преддверие великих революци­онных битв пролетариата, идущего вперед к полной победе своего дела вопреки всем шата­ниям и слабостям мещанства». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 189) Это ленинское положение блестяще оправдалось. В период всеобщего кри­зиса капитализма, победы Великой Октябрь­ской социалистической революции ревизионизм, ставший официальной идеологией 2-го Интернацио­нала, выступает, как открыто враждебное мар­ксизму течение, отвергающее идейно-теорети­ческие и программно-политические основы марксизма.

Ревизионизм выступил не только против политических и экономических взглядов Маркса и Энгельса, но под флагом пересмотра и «исправления» вы­ступил против философской основы марксизма-ленинизма - против диалектического мате­риализма.

Наиболее распространенными течениями фи­лософского ревизионизма являлись: неокантианство (Берн­штейн, Макс Адлер, Форлендер, Каутский и др.), махизм (Фридрих Адлер, Отто Бауэр и др.), в последнее время - неогегельянство (Зигфрид Марк) в Западной Европе, а в России - «легальный марксизм», неокантианство (Струве, Булгаков, Бердяев), махизм-эмпириокрити­цизм (Богданов, Базаров, Юшкевич и др.) и, наконец, меньшевиствующий идеализм и меха­ницизм. По-разному, но с единых позиций выступали ревизионисты против марксизма. Это единство заключалось в том, чтобы философию марксизма превратить в кантианство, махизм, идеализм, мистику и поповщину, чтобы теоре­тически разоружить рабочий класс и отравить его сознание буржуазными «теориями» прими­рения с капитализмом.

Поход против филосо­фии марксизма оформился в 90-х годах прош­лого века, когда марксизм и диалектический материализм завершили свою победу над всеми враждебными рабочему классу идеологиями. Остатки этих враждебных марксизму идео­логий продолжали борьбу против марксиз­ма, изменив методы и формы этой борьбы. Враги марксизма под видом его исправле­ния и дополнения пытались выхолостить его революционное содержание. Те элементы, которые раньше занимали явную антимарксистскую позицию, теперь выступали на почве победив­шего марксизма как его ревизионисты. Ревизионизм был удобной формой прикрытия, маскировки для врагов марксизма. В 1913 г. в статье «Историче­ские судьбы учения Карла Маркса» Ленин писал: «Диалектика истории такова, что теоре­тическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами». (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 332)

Ревизионисты «призна­вали» марксизм и философский материализм Маркса, но это признание имело целью подо­рвать марксизм изнутри, чтобы, используя его авторитет, под флагом марксизма, протаскивать реакционные и враждебные пролетар­скому движению теории. Они являлись провод­никами буржуазного влияния на пролетариат. В своей борьбе с марксизмом ревизионисты, заявляя «о согласии» с философскими основами марксизма, так «поправляли» марксизм, что это приводило к отказу от марксизма, к извраще­нию его в угоду идеализму, поповщине, в уго­ду реакционным классам. Пересмотр теорети­ческих основ марксизма начал Эд. Бернштейн. Свою ревизию марксизма он начал с обвине­ния марксистов в гегельянстве, с доказатель­ства несостоятельности диалектики. «Диалектика, - писал он, - предательница, она - заса­да на пути к правильному суждению о вещах».

Диалектика как развитие на основе борьбы противоположностей, как развитие со скачка­ми, катастрофами, переходами от старого к новому, революциями в природе и обществе вы­зывает дикую злобу и ненависть со стороны ревизионистов. Диалектика у ревизионистов за­меняется вульгарной теорией эволюции, рас­сматривающей движение как простой процесс роста, где медленное, постепенное развитие и количественное изменение не ведут к каче­ственным изменениям, к скачкам. ««Конечная цель - ничто, движение - все», это крылатое сло­вечко Бернштейна, - писал Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длин­ных рассуждений». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188) Учение об эволюции является теоре­тическим обоснованием отрицания революции пролетариата, обоснованием мирного сотрудни­чества классов - буржуазии и пролетариата. Общее стремление философских ревизионистов заключается в уничтожении материалистической диалектики, так как это мировоззрение дает объективное реальное представление о ходе развития природы и человеческого общества, так как это мировоззрение способствует осозна­нию исторической роли пролетариата. Эти лакеи буржуазии пытались отвлечь массы от мате­риализма и отравить их сознание идеализ­мом и религией. Все ревизионисты апелли­руют к Канту, утверждая необходимость со­единения Маркса с Кантом. Форлендер разви­вает ту мысль, что марксизму недостает этиче­ского обоснования социализма, якобы обоснованного и развитого Кантом. Он считает, что «категорический императив Канта оживляет Маркса в наше время».

Другой кантианец, Макс Адлер, доказывал, что у Маркса нет своей философии, а есть лишь материалистическое понимание истории. Кантовскую теорию чи­стого разума и ее априорных форм, о которой сам Кант говорил, что в ней он ограничил разум, чтобы дать место вере, Адлер считает необходи­мым объединить с материалистическим пониманием истории. В угоду буржуазии все философские ревизионисты клевещут на материализм, назы­вая его метафизикой и мистикой.

Ленин разоблачил реакционную, буржуазную сущ­ность ревизионистов, которые «отвергают некото­рые более или менее существенные стороны уче­ния Маркса, становятся, например, в философии не на сторону диалектического материализ­ма, а на сторону неокантианства». (Ленин, Соч., т. III, стр. 499) Почти все ревизионисты в своей критике марксизма примыкали к нео­кантианству, этой официальной философии социал-демократии. В России в качестве прямого лозунга борьбы с марксизмом и революционным рабо­чим движением лозунг «назад к Канту» был вы­двинут в 1890-900-х гг. тогдашними «легаль­ными марксистами» Струве, Булгаковым, Бер­дяевым. Весь политический смысл «легального марксизма» и его философии заключался в том, чтобы выхолостить революционное содержание марксизма и приспособить его к полицейскому режиму русского самодержавия. Ленин вскрыл кантианские основы «легального марксизма» (струвизма), показав сплошную реакционность этого течения. После поражения революции 1905 г. «наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали револю­цию, издевались над ней, воспевали предатель­ство, воспевали половой разврат под видом «культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 96-97]

Богданов, Базаров, Юшкевич, Луначарский и другие выступили с критикой марксизма. «Кри­тика эта отличалась от обычной критики тем, что она велась, не открыто и честно, а завуали­рованно и лицемерно под флагом «защиты» основных позиций марксизма. Мы, говорили они, в основном марксисты, но хотели бы «улучшить» марксизм, освободить его от неко­торых основных положений. На самом деле они были враждебны марксизму, ибо стара­лись подорвать теоретические основы марксизма, хотя на словах лицемерно отрицали свою враждебность к марксизму и продолжали двурушнически называть себя марксистами». (там же, стр. 97)

Ленин и большевики рассчитывали, что про­тив «нового» ревизионизма выступит Плеханов, но эти ожидания не оправдались. Плеханов больше отделывался от эмпириокритиков, чем разделывался с ними. Он написал ряд статей фельетонного порядка, но не дал критики по существу. Эту задачу выполнил Ленин в своей знаменитой книге «Материализм и эмпирио­критицизм». Вскрыв классовые и гносеологические корни эмпириокритицизма, Ленин показал, что представители его, «объединен­ные - несмотря на резкие различия политиче­ских взглядов - враждой против диалектиче­ского материализма, претендуют в то же вре­мя на то, что они в философии марксисты! Энгельсовская диалектика есть «мистика», - говорит Берман, взгляды Энгельса «устаре­ли», - мимоходом, как нечто само собою разу­меющееся, бросает Базаров, - материализм ока­зывается опровергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссылаются на «современ­ную теорию познания», на «новейшую фило­софию» (или «новейший позитивизм»), на «фило­софию современного естествознания» или даже «философию естествознания 20 века»». (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 11)

В 1906-09 гг., в связи с ростом философской реакции, Сталин написал ряд теоретических статей, где разоблачил ревизионистов и пока­зал всю их враждебность марксизму. (см. Берия Л., К вопросу об истории больше­вистских организаций в Закавказье). В этих статьях Сталин дает глубокое изложение основ диалектического материализма, дает их в единстве с насущными задачами революционной клас­совой борьбы пролетариата. Философскую, тео­ретическую борьбу Ленин и Сталин всегда свя­зывали с политическими течениями в партии и рабо­чем классе, с основными вопросами революции. Все же формы философского ревизионизма, так или иначе, характеризуются отрывом теории от практики, отрывом политических идей марксизма от философ­ской основы, эклектизмом, софистикой и т. п. Партийность философии отвергается всеми. Бернштейн настаивал на строгом отграничении области науки от практики. Каутский противо­поставляет научный социализм Маркса «чистой науке». Не понят принцип партийности в фило­софии и Плехановым. Отрицание партийности в философии характерно и для разновидностей современного философского ревизионизма - механицизма и меньшевиствующего идеализма.

Наиболее полную и глубокую характери­стику ревизионизма дал Ленин. «В области философии, - писал он, - ревизионизм шел в хвосте буржуаз­ной профессорской «науки». Профессора шли «назад к Канту», - и ревизионизм тащился за неокантианцами, профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского материализма, - и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали…, что материализм давно «опровергнут»; профессора третировали Гегеля, как «мертвую собаку», и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый, чем гегелевский, през­рительно пожимали плечами по поводу диалек­тики, - и ревизионисты лезли за ними в болото философского опошления науки, заменяя «хит­рую» (и революционную) диалектику «простой» (и спокойной) «эволюцией»; профессора отраба­тывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и «критические» свои системы к господствовавшей средневековой «философии» (т.е. к теологии), - и ревизионисты пододвига­лись к ним, стараясь сделать религию «частным делом» не по отношению к современному госу­дарству, а по отношению к партии передового класса.

Какое действительное классовое зна­чение имели подобные «поправки» к Марксу, об этом не приходится говорить - дело ясно само собой». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 184- 185) Ленин показывает, что все виды философ­ского ревизионизма питаются враждебными марксизму буржуазными и мелкобуржуазными идеологиями.

Философия диалектического материализма как неразрывная составная часть единого цело­стного мировоззрения марксизма-ленинизма, как теоретический фундамент коммунизма вы­ковывалась в борьбе против ревизионизма - против идеа­лизма и против вульгарного, механического матери­ализма. Маркс и Энгельс боролись как с идеалистическими взглядами Прудона и т. д., так и с механическим материализмом и эклектиз­мом Дюринга и других, и вульгаризаторством школы Бюхнера-Фогта-Молешотта. Ленин показал нам классические образцы последо­вательной непримиримой борьбы с ревизио­низмом против субъективного метода в социо­логии народников, против кантианства и объек­тивизма Струве, против махизма Богданова и др., против механистических тенденций в лагере материалистов, против отступлений Плеханова от философии марксизма.

Товарищ Сталин повседневно показывает нам классические образцы борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом за линию партии на философ­ском фронте, за очищение и оттачивание тео­ретического оружия пролетариата, строящего, коммунизм. «История партии учит…, что без непримиримой борьбы с оппортунистами в своих собственных рядах, без разгрома капиту­лянтов в своей собственной среде партия рабочего класса не может сохранить единство, и дисциплину своих рядов, не может выпол­нить свою роль организатора и руководителя пролетарской революции, не может выполнить свою роль строителя нового, социалистиче­ского общества. История развития внутрен­ней жизни нашей партии есть история борьбы и разгрома оппортунистических групп внутри партии - «экономистов», меньшевиков, троцки­стов, бухаринцев, национал-уклонистов». [Исто­рия ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 343]

Лит.: Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. I (Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, гл. II); т. II (Еще к вопросу о теории реализа­ции, стр. 411); т. III (Некритическая критика, стр. 500- 501); т. IV (Что делать? [раздел] I); т. XII (Марксизм и ревизионизм); т. XIII (Материализм и эмпириокри­тицизм, стр. 11-12); т. XV (Разногласия в европейском, рабочем движении, О некоторых особенностях истории развития марксизма); т. XXI (Государство и револю­ция, стр. 382-383); т. XXVIII ([Письма], стр. 20, 25, 39-40); т. XXX ; Сталин И., Вопросы ленинизма II изд., [М.], 1939; Берия Л., К вопросу об исто­рии большевистских организаций в Закавказье, [М.], 1939; Плеханов Г., Соч., 3 изд., т. XI, М.-Л., 1928 (см. статьи против Бернштейна, статьи против К. Шмидта, статьи против П. Струве); Люксем­бург Р., Избранные сочинения, т. I - Против рефор­мизма, ч. 1, М.-Л., 1928, ч. 2, М., 1930.

БСЭ, 1 изд., т.48 , к.363-370

Ревизионизм - антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма. Зародился в конце XIX в., в эпоху перерастания домонополистического капитализма в империализм , внутри социал-демократических партий II Интернационала. Теоретически оправдывал оппортунизм , реформистскую, социал-шовинистскую, националистическую политику и тактику, проводимую правыми лидерами этих партий. Основоположником ревизионизма был Э. Бернштейн.

В начале XX в. ревизионизм распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и других стран (Р. Гильфердинг, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, Л. Троцкий и др.). Абсолютизируя и ошибочно истолковывая такие факторы, как парламентаризм, реформы, усиление профсоюзов, рост кооперации, расширение прав муниципалитетов, рост производства и образование акционерных обществ, ревизионисты под видом творческого развития марксизма отрицали необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата, экспроприации средств производства у буржуазии. Они выступали за «исправление» теории стоимости Маркса, против марксистской теории прибавочной стоимости, утверждали, что мелкое производство имеет преимущества и не вытесняется или вытесняется крайне медленно крупным, что экономические кризисы вполне устранимы и т. п. Теория империализма и ультраимпериализма (см. «Ультраимпериализма» теория), выдвинутая К. Каутским в годы первой мировой войны, гильфердинговская теория «организованного капитализма» подменяли конкретно-исторический анализ далекими от реальной действительности, надуманными схемами, игнорировали существенные черты и процессы монополистического капитализма и сеяли иллюзии о возможности врастания капитализма в социализм.

Будучи мелкобуржуазной идеологией, ревизионизм дискредитирует в глазах трудящихся идеи марксизма-ленинизма, реально существующего социалистического общества и направлен на подрыв и раскол мировой системы социализма и международного коммунистического движения изнутри. В своем развитии современным ревизионизм прошел три этапа, соответствующих основным этапам общего кризиса капитализма . Коммунистический Интернационал в 20-е и 30-е годы вел борьбу с антиленинскими течениями, представленными Троцким, Зиновьевым, Преображенским, Бухариным в ВКП(б), Масловым, Рут Фишер, Брандлером в Компартии Германии, с ревизионистскими группами в компартиях Чехословакии (Бубника), Италии (Бордиги), Франции (Суварина), Китая (Ли Лисяна) и т. д. Это была борьба по коренным вопросам о возможности и путях построения социализма в одной стране - Советском Союзе, о диктатуре пролетариата, нэпе, характере стабилизации капитализма в 20-е годы, по колониальному и другим вопросам.

После второй мировой войны коммунистическое движение столкнулось с двумя большими волнами выступлений ревизионизма в международном масштабе. В 50-е годы были раскритикованы и организационно разбиты ревизионистские группировки в компартиях Венгрии (И. Надь, Г. Лошонци), США (Дж. Гейтс), Канады (Солсберг, Смит), Италии (А. Джолитти), Дании (Ларсен), Франции (А. Лефевр, П. Эрве), Польши (Р. Зиманд, Л. Колаковский). Всесторонней критике были подвергнуты ревизионистские концепции, получившие распространение в Союзе коммунистов Югославии (М. Джилас и др.). В конце 50-х и в 60-х годах с позиций ревизионизма выступили «слева» маоисты (см. Маоизм), правые в Компартии Чехословакии (О. Шик, Н. Свитак и др.), ренегаты типа Р. Гароди во Франции, Э. Фишера, Ф. Марека в Австрии, деятелей группировки «Манифеста» в Италии и др. Основным идейно-теоретическим звеном современного ревизионизма является концепция множественности «моделей социализма». Она отрицает общие закономерности (в том числе экономические) пролетарской революции, строительства социализма и коммунизма.

Экономическое обоснование той или иной ревизионистской «модели социализма» неизменно выливается в мелкобуржуазное отрицание, вульгаризацию политической экономии в духе «рыночного социализма» (см. «Рыночного социализма» теория), «казарменного коммунизма». Государственно-монополистический капитализм трактуется ревизионизмом в социал-реформистском духе (см. Реформизм) , Ревизионизм в прошлом (Гильфердинг) отрицал самую возможность и необходимость политической экономии социализма, включая в предмет политэкономии лишь производственные отношения товарно-капиталистического хозяйства, где экономические законы действуют стихийно и налицо товарный фетишизм.

Современный ревизионизм, подменяя марксистско-ленинский анализ экономической структуры социалистического общества мелкобуржуазными представлениями, нигилистически относится к сложившейся и развивающейся политэкономии социализма. Его представители отрицают решающую роль теоретического наследия К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина в развитии политэкономии социализма; полностью игнорируют опыт многомиллионных масс, создавших социалистическое общество; отрицают общие черты и закономерности развития социалистического (коммунистического) способа производства в разных странах. Старый ревизионизм опирался на вульгарную буржуазную политэкономию второй половины XIX в., современный - на вульгарную буржуазную политэкономию XX в. Ревизионизм извращает сущность государственной собственности в условиях социализма, отрицает ее общенародный характер,-отождествляет государственно-монополистическую, и социалистическую государственную собственность.

Правые ревизионисты принижают действенность присущих социализму стимулов к труду и ратуют за так называемую «социалистическую конкуренцию». По их мнению, социалистическое общество не может непосредственно регулировать расширенное воспроизводство и планомерно устанавливать его объем и пропорции. Они трактуют социалистическое производство как разновидность товарного, рыночного хозяйства, видят в получении предприятием прибыли главную цель производства. «Левые» ревизионисты игнорируют объективные причины существования товарно-денежных отношений в социалистической экономике, их новое содержание, не понимают значения их использования в интересах коммунистического строительства. Праворевизионистские концепции отрицают принцип равной оплаты за равный труд. «Левые» ревизионисты недооценивают личную материальную заинтересованность работников, проповедуют уравниловку в оплате труда.

Предлагаемые ревизионизмом экономическая политика и система управления общественным производством противоречат интересам рабочего класса, потребностям развития производительных сил и социалистических производственных отношений. Различаясь по форме, «право»- и «лево»-ревизионистские концепции однотипны по существу. И те и другие в формировании социалистического хозяйственного механизма на первый план выдвигают не существенные характеристики нового способа производства, а неверно понятые исторические (в том числе национальные) особенности развития своих стран. Попытки реализовать на практике «право»- и «лево»-ревизионистские установки терпят провал и неизбежно приводят к альтернативе: или реставрация капитализма, или осуществление ленинских принципов социалистического хозяйствования.

Все концепции ревизионизма направлены против интернационального единства и международного сотрудничества социалистических стран, коммунистических партий. В плане идеологическом они означают распространение среди трудящихся непролетарского, мелкобуржуазного мировоззрения, оживление и раздувание частнособственнических, мещанских, местнических интересов, националистических и великодержавно-шовинистических устремлений. Марксистско-ленинская экономическая теория развивается в непримиримой борьбе с экономическим ревизионизмом. КПСС и братские партии решительно выступают против правого и «левого» ревизионизма, пытающегося столкнуть международное революционное рабочее и коммунистическое движение на позиции оппортунизма, привить ему идеологию реформизма или анархистские, авантюристические взгляды.

РЕВИЗИОНИЗМ

(от позднелат. revisio - пересмотр) - политич. течения в междунар. рабочем движении, стремящиеся под видом "развития", "исправления" и "уточнения" марксистской теории лишить ее революц. содержания.

Р. сложился в кон. 19 в. в условиях, когда марксизм утвердился как господствующая идеология рабочего движения. "Диалектика истории такова, - писал В. И. Ленин, - что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 3 (т. 18, с. 546)).

В Социал-демократич. партии Германии нек-рые существенные стороны Р. получили отражение уже в кон. 1870-х гг. в выступлениях И. Хёхберга, К. Шрамма и Э. Бернштейна ("цюрихская тройка"), требовавших от партии отказа от революц. клас. борьбы и приспособления к исключит. законам против социалистов. Линия "цюрихской тройки" была подвергнута резкой критике в "Циркулярном письме" К. Маркса и Ф. Энгельса А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17-18 сент. 1879 (см. Соч., 2 изд., т. 19, с. 161-75). В 1899 Э. Бернштейном была опубликована книга "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (рус. пер., М., 1901), к-рая стала своеобразным "манифестом" междунар. ревизионизма. В своей работе Бернштейн, оппортунистически интерпретируя политич. и экономич. развитие передовых капиталистич. стран в кон. 19 в., призвал к пересмотру коренных принципов марксизма. Р. в форме бернштейнианства, впитавшего в себя нек-рые черты англ. фабианства (см. "Фабианское общество") и прочих реформистских концепций, получил в той или иной мере распространение в партиях 2-го Интернационала всех стран. Появление Р. отражало влияние бурж. идеологии и политики на рабочий класс. Социальной базой Р. явилась рабочая аристократия и вливающаяся в ряды рабочего класса мелкая буржуазия.

В нач. 20 в. междунар. Р. (несмотря на нек-рые особенности концепций его отд. носителей) приобрел общее для всех стран идейное содержание. В области философии ревизионисты выступали (одни "стыдливо", другие - более явно) против диалектич. материализма, призывая "до нек-рой степени" вернуться к Канту (Э. Бернштейн) или взять на вооружение подправленный махизм, модифицированное берклеанство (А. А. Богданов, В. А. Базаров и др. филос. ревизионисты в России). Революц. диалектику они подменяли эволюционизмом. В области политич. экономии ревизионисты, ссылаясь на "новые данные хоз. развития", утверждали, что, вопреки Марксу, концентрация и вытеснение крупным произ-вом мелкого в пром-сти и торговле происходит крайне медленно, а в с. х-ве не происходит вовсе; что развитие картелей и трестов смягчает экономич. кризисы и позволяет устранить их совсем; что клас. противоречия, присущие капиталистич. строю, притупляются и смягчаются; что теорию стоимости Маркса следует "исправить" по Бём-Баверку (один из основателей т.н. австр. школы политэкономии), т. е. по существу отказаться от трудовой теории стоимости. В области политики ревизионисты выступили с пересмотром марксистского учения о клас. борьбе; бурж.-демократич. свободы, согласно их концепциям, уничтожают будто бы почву для клас. борьбы и меняют характер бурж. гос-ва, к-рое, по их мнению, перестает быть органом клас. господства.

Теоретич. воззрения ревизионистов предопределили их отношение к конечной цели социалистич. движения. Это отношение с предельной краткостью и ясностью было сформулировано крылатой фразой Бернштейна: "Конечная цель - ничто, движение - все". В. И. Ленин следующим образом определил существо политич. платформы Р.: "От случая к случаю определять свое поведение, приспособляться к событиям дня, к поворотам политических мелочей, забывать коренные интересы пролетариата и основные черты всего капиталистического строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать этими коренными интересами ради действительных или предполагаемых выгод минуты, - такова ревизионистская политика" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24 (т. 15, с. 23)).

Особой, утонченной формой ревизионизма в междунар. рабочем движении стал центризм, вожди и идеологи к-рого (К. Каутский и др.) первоначально выступали, хотя и непоследовательно, с критикой взглядов Бернштейна. В России носителями Р. выступили в 90-х гг. 19 в. "легальные марксисты", "экономисты", позднее - меньшевики, троцкисты.

Р. привел к утрате большинством партий 2-го Интернационала боевого пролетарского характера, вызвал крах 2-го Интернационала в период 1-й мировой войны.

В кон. 19 - нач. 20 вв. против Р. выступал А. Бебель. Ревизионистские взгляды подвергались критике со стороны таких представителей революц. направления социалистич. движения, как П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Цеткин и др. Значит. вклад в борьбу против филос. Р. внес Г. В. Плеханов. Однако решающая роль в раскрытии социальных корней и политич. сущности Р., как русского, так и международного, принадлежит В. И. Ленину. В борьбе с ревизионистами, с оппортунистами всех мастей Ленин провел исторически необходимую работу по сплочению всех подлинно революционных, выступающих против Р. сил междунар. рабочего движения, отстоял чистоту марксизма, теоретич., идеологич. и организац. принципы построения и политики партии рабочего класса, обогатил марксизм открытиями всемирно-ист. значения (см. в ст. Марксизм-ленинизм).

После Вел. Окт. социалистич. революции К. Каутский, Р. Гильфердинг и мн. др. теоретики междунар. социал-демократии выступили против Сов. республики, выявив тем самым контрреволюц. сущность своих взглядов. Извращая характер развивавшихся в ряде стран во время и после 1-й мировой войны гос.-монополистич. тенденций, используя ревизионистские теории "ультраимпериализма", "организованного капитализма", "демо- кратического социализма" и др., они пытались обосновать возможность врастания капитализма в социализм. Они догматически отвергали также то новое, что было внесено в марксистскую теорию всемирно-ист. опытом партии большевиков, В. И. Лениным.

Коммунистич. Интернационал вел постоянную борьбу против проникновения различных форм ревизионизма в коммунистич. движение. Двадцать одно условие приема в Коминтерн было направлено на ограждение коммунистич. партий от центристских, ревизионистских элементов. Важнейшим фактором в борьбе коммунистич. движения против междунар. ревизионизма был идейный и политич. разгром троцкистов, правых уклонистов и бурж. националистов в рядах компартии Советского Союза. Тем не менее проникновение в коммунистич. партии бурж. влияний, приток в ряды компартий особенно подверженных этим влияниям выходцев из мелкобурж. среды и недостаточная теоретич. подготовка части коммунистов создавали почву для оживления в компартиях ревизионистских веяний.

В кон. 2-й мировой войны (1944) в Коммунистич. партии США сложилась ревизионистская группа. Э. Браудера, к-рая выступила за отказ от самостоятельной, независимой пролетарской партии и добилась реорганизации компартии в "Коммунистическую политич. ассоциацию", именовавшуюся в своем уставе "беспартийной орг-цией". В результате идейного и организац. разгрома браудеризма компартия США была восстановлена в 1945.

В 50-х гг. в коммунистич. партиях ряда стран отмечалось возникновение ревизионистских групп, к-рые пытались использовать благоприятную экономич. конъюнктуру, повышение заработной платы рабочих в ряде капиталистич. стран, еще не преодоленные среди части рабочих реформистские настроения для "обоснования" ревизии важнейших принципов марксизма-ленинизма. Дальнейшее развитие после 2-й мировой войны процесса перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистич. капитализм, а также новые явления в развитии монополистич. капитализма, связанные с научно-технич. революцией, к-рые получали в работах бурж. и правосоциалистич. авторов реформистскую интерпретацию, не всегда находили своевременное и всестороннее объяснение; это порождало путаницу среди части членов отдельных коммунистич. партий.

В сер. 50-х гг. с ревизионистскими платформами выступили Дж. Гейтс, Дж. Кларк, У. Норман и др. в США, А. Джолитти в Италии, П. Эрве и А. Лефевр во Франции, А. Ларсен в Дании, Дж. Солсберг в Канаде и др. Ревизионистские взгляды проявились в тот период и в нек-рых социалистич. странах.

Теоретич. концепции совр. ревизионистов представляют собой по существу развитие оппортунистич. концепций Вернштейна, Каутского, Гильфердинга и др. теоретиков 2-го Интернационала (хотя многие ревизионисты отрицают, что реформистские лидеры 2-го Интернационала были их ист. предшественниками), "обогащенных" послед- ними экономико-политич. (кейнсианство, теории "народного капитализма" и "индустриального об-ва", концепции "государства всеобщего благоденствия", "этич. социализма" и др.) и философскими (неореализм, неопозитивизм, операционализм, семантич. философия, экзистенциализм и др.) теориями бурж. и правосоциалистич. реформизма. При этом одни из них маскируют реформистскую сущность своих взглядов обильными ссылками на Маркса, Энгельса, Ленина; другие предлагают отказаться от самого слова "марксизм", третьи пытаются представить ленинизм как нац. учение, не применимое к зап. странам (напр., Джолитти (Италия)). Рядясь в одежды "противников догматизма", ревизионисты затушевывают главное противоречие совр. эпохи - противоречие между мировыми системами социализма и капитализма, игнорируют ведущую роль социалистич. гос-в в мировом революц. процессе, пытаются представить гос.-монополистич. капитализм как социализм. Так, напр., амер. ревизионист Биттелмен повторяет высказывания открытых апологетов амер. империализма об образовании в США "гос-ва всеобщего благосостояния", в к-ром якобы исчезли клас. противоречия, прекратилась клас. борьба; амер. капитализм, по Биттелмену, вступил в полосу "перехода к социализму". Ссылаясь на новые социально-экономич. процессы, ревизионисты требуют внесения поправок в принципиальные положения марксистской теории и, подвергая пересмотру ее коренные принципы, идут по стопам тех правосоциалистич. лидеров, к-рые после 2-й мировой войны завершают переход к открытому отречению от марксизма (см. в ст. Реформизм).

При всем внешнем многообразии теоретич. концепций совр. ревизионистов их политич. направленность более или менее однородна. "Современный ревизионизм, - указывает Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957, - пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Р., выступающий в теории и на практике как правый оппортунизм, зачастую переплетается и действует заодно с "левым" оппортунизмом - догматизмом и сектантством. История развития совр. коммунистич. и рабочего движения показывает, что попытки ревизии марксизма-ленинизма и пересмотра ген. линии коммунистич. движения "слева" приводят к не менее пагубным для революц. дела результатам, чем ревизионизм "справа". Отклонения от марксистско-ленинской линии как "вправо", так и "влево" становятся особенно опасными, когда они сочетаются с проявлениями национализма, великодержавного шовинизма и гегемонизма, с игнорированием принципов пролетарского интернационализма, с призывами к расколу междунар. коммунистич. движения и разобщению мировых революц. сил. Подобного рода практика стала проводиться с нач. 60-х гг. группой Мао Цзэ-дуна в Китае. Она получает решительный отпор со стороны подавляющего большинства коммунистич. и рабочих партий.

Марксистско-ленинские партии рассмат- ривают борьбу с Р. как свой важнейший долг. Большое внимание вопросам борьбы с Р. было уделено на Московских совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960. Отмечая, что практика борьбы рабочего класса, весь ход обществ. развития дали новое блестящее подтверждение великой всепобеждающей силы и жизненности марксизма-ленинизма и решительно опровергли все "теории" совр. ревизионистов, Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957 и Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 подчеркнули вместе с тем необходимость продолжать, в интересах дальнейшего развития коммунистич. и рабочего движения, решительную борьбу на два фронта - как против правого оппортунизма, так и против догматизма и сектантства. Коммунистич. партия Советского Союза вместе с другими коммунистич. партиями постоянно выступала и выступает против любых оппортунистических извращений марксизма-ленинизма.

Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, гл. 2 (т. 1); его же, Некритическая критика, там же, т. 3 (т. 3); его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4 (т. 4); его же, Протест российских социал-демократов, там же; его же, Рецензия. К. Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm, там же; его же, Что делать?, там же, т. 6, гл. 1 (т. 5); его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18 (т. 14); его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17 (т. 15); его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20 (т. 16); его же, О некоторых особенностях исторического развития марксизма, там же, т. 20 (т. 17); его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23 (т. 18); его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27 (т. 22); его же, Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); Резолюция XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Ревизионизм - главная опасность, M., 1958; Против современного ревизионизма, под ред. проф. Г. С. Васецкого и А. П. Бутенко, M., 1958; Зарубежные марксисты в борьбе против реформизма и ревизионизма, сб. переводов, М., 1960.

В. Г. Толстиков. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .