Свято-Успенский Елецкий женский монастырь. Елецкий свято-успенский монастырь и его мифы Черниговский успенский елецкий монастырь

Еле́цкий Успе́нский монасты́рь (укр. Єлецький Успенський монастир ) - православный мужской монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове.

Один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Возведение соборного Успенского храма связано с именем родоначальника династии Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича (ум. 1115). Этот памятник почти целиком дошёл до нашего времени, хотя и с позднейшими наслоениями в стиле украинского барокко.

Местоположение и архитектура

Елецкий Успенский монастырь расположен на правом, высоком берегу реки Десна, между территорией бывшего черниговского детинца и находившимся поблизости Троице-Ильинским монастырём. Елецкий монастырь входит в число историко-архитектурных достопримечательностей Чернигова. К архитектурному ансамблю монастыря относятся:

  • Успенский собор строился на рубеже XI и XII веков (точная дата неизвестна) по образцу одноимённого храма Печерского монастыря в Киеве. Это один из первых на Руси храмов, при строительстве которых применялась равнослойная кладка. Чтобы компенсировать потерю декоративности фасадов, зодчие провели их затирку с последующей разбивкой поверхности на манер белокаменных квадров. Отличие от киевского храма в том, что с трёх сторон имелись небольшие притворы, а в юго-западном углу была устроена часовенка с апсидкой - наподобие тех, что известны по памятникам Старой Рязани. Фресковая живопись XII века отличается высокой художественностью, но сохранилась очень фрагментарно. В XVII веке собор был обновлён в стиле барокко, купола переложены.
  • Придельная церковь св. апостола Иакова - усыпальница Якова Кондратьевича Лизогуба, 1689 года постройки (освящена 14 сентября 1701 г.). Находится с южной стороны собора
  • Надвратная колокольня высотой в 36 метров (1670-75 годов). Возведена на месте более ранней, деревянной колокольни
  • Трапезная и Петропавловская церковь XVIII века, построенная над Елецкими пещерами (1069 года) и кельи того же периода (наиболее раннее кирпичное жилое строение на Левобережной Украине)
  • Каменные защитные стены
  • Руины дома игумена XVIII века
  • Деревянный дом святителя Феодосия Черниговского (1688) - старейшая деревянная постройка Левобережной Украины.

Гора, на которой стоит Елецкий Успенский монастырь, изрыта и пронизана множеством подземных ходов, пещерами и катакомбами. Так, подземная галерея длиной в 70 метров соединяет Успенский собор и Петропавловскую церковь. На территории монастыря похоронены выдающиеся деятели российской и украинской истории и культуры - А.С.Милорадович, Леонтий Полуботок, Яков Лизогуб. Рядом с монастырским комплексом находится археологический памятник середины X века, курган Чёрная могила.

История

Согласно изложенному в летописях преданию, Елецкий Успенский монастырь был основан на месте чудесно найденной на одной из елей 3 февраля (или 3 ноября) 1060 иконы Пресвятой Богородицы. От этих елей получили название и икона и обитель. Основателем монастыря считается киевский князь Святослав Ярославич. В 1069 в этом монастыре жил «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский. В середине XII столетия на том месте, где нашли святую икону, строится 25-метровый Успенский собор.

В 1239, в ходе монголо-татарского нашествия монастырь был разграблен и разорён. С 1445 года Черниговом владел князь Иван Можайский, который начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был отремонтирован и Елецкий монастырь В начале XVI века, по итогам русско-литовской войны, Чернигов входит в состав Московского княжества. После того, как в 1618 Чернигов оказывается «под Польшей», монастырь вновь разоряется, монахи бегут, а Успенский собор разрушается. После 1623 польские власти передают монастырь униатам, которые его ремонтируют и восстанавливают. Униатский игумен Елецкого монастыря Кирилл Транквиллион-Ставровецкий печатает в 1646 первую в Чернигове книгу - своё сочинение Перло многоценное .

В 1649 поляки были из Чернигова окончательно изгнаны, и монастырь вновь становится православным. Среди его игуменов были такие церковные и культурные деятели, как Димитрий Ростовский, Лазарь Баранович, Феодосий Черниговский, Иоанникий Галятовский, и другие. Последний реконструировал Успенский собор, построил трапезную Петропавловскую церковь, устроил в монастыре библиотеку и заказал пышный иконостас (погиб от зажигательной бомбы в 1941 году). В первой половине XVII столетия иноком монастыря Сергием составлено «Слово о некоем старце», рассказывающее о паломничестве в Святую землю.

Монастырь был богатым собственником. До 1786, когда по указу Екатерины II, была проведена секуляризация, Елецкому монастырю принадлежали почти 2,5 тысячи крепостных душ, 8 трактиров, винокурня, 9 мельниц, 7 пекарен и т.д.

В 1921 монастырь был закрыт. Вновь передан церкви в 1992. Сейчас на его территории существует женский монастырь.

Елецкий монастырь Чернигова (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Юго-западные склоны Болдиных гор в Чернигове украшают белоснежные стены и зеленые купола Елецкого Успенского монастыря. Поэтичное предание о его основании рассказывает, что однажды в сумерках путники заметили необычный свет из глубины еловой чащи у дороги в Чернигов . Как выяснилось, сияние исходило от стоящей на ветке иконы Пресвятой Богородицы. Тогдашний владетель князь Святослав Ярославич почел это добрым предзнаменованием и приказал на месте находки построить церковь, впоследствии ставшую престольным храмом новой обители.

Монастырь во многом повторил судьбу других черниговских святынь. Сначала его дотла сожгли монголы, в 15 веке восстановили. Через 200 лет Чернигов стал польским, собор - униатским, но спустя всего четверть века город вернулся к Москве, а обитель - в православие. Благоденствие продолжалось до 1921 г., когда Советская власть храм закрыла. Во время Великой Отечественной войны в Елецких пещерах скрывался подпольный обком. Служение возобновилось только в 1992 г. женской религиозной общиной.

Что посмотреть

В самом центре монастырской усадьбы высится Успенский собор - великолепный памятник древнерусской архитектуры. Несмотря на более поздние переделки, он сохранил ее основные черты - величественность, гармоничность всех элементов и высочайшее качество строительства. После восстановления в 17 веке здание исключительно удачно сочетает русский, романский и барочный стили. Внутреннее пространство разделено колоннами на три нефа с алтарными нишами. Опорные столбы плавно переходят в поддерживающие центральный купол арки.

Фасад Успенского собора украшают солнечные часы.

От первоначального убранства храма сбереглось немногое. В крещальне над апсидой обнаружена фреска «Три отрока в пещи Вавилонской», повторяющая сюжет в Софии Киевской . Элементы росписи сохранились в барабане центрального купола. На юго-западной стене часовни проступает фреска 12 века, изображающая Богоматерь-Оранту с воздетыми к небу руками. На ее лице видна отметина от копья, оставленная неведомым богохульником.

Загадочна судьба чудотворного образа Елецкой иконы Божией Матери. Ради спасения от поляков он был вывезен в Россию , где сделано множество копий. Характерная их особенность - фоном для изображения служит раскидистая ель. Один из образов в конце 17 века был привезен в Чернигов и подарен Елецкому монастырю. Впоследствии он также прославился многочисленными исцелениями. Нынешнее нахождение подлинника достоверно не установлено.

Невдалеке от собора высится восьмиугольная надвратная 36-метровая колокольня, а рядом с ней - старейший на Левобережной Украине деревянный жилой дом, где некогда жил святой игумен Феодосий Углицкий. Ежегодно Елецкий монастырь посещают тысячи паломников и туристов, привлеченных чудодейственными реликвиями и общей умиротворяющей атмосферой обители.

Практическая информация

Адрес: Чернигов , улица Князя Черного, 1.

Как добраться: с ж/д вокзала до Елецкого Успенского монастыря можно доехать на троллейбусе № 11.

Постройка собора Елецкого монастыря никак не отражена в летописях. Здание дошло до нас почти целиком, хотя и в сильно перестроенном виде. Особенно заметные искажения относятся к XVII в. Изучение памятника проводилось в 1924-1925 (И. В. Моргилевский), 1947-1948 (Д. С. Вероцкий) и 1949-1954 гг. (Н. В. Холостенко).

Собор представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами и тремя притворами (табл. 6). Его размеры (без притворов): ширина 19.2 м, длина 29.6 м, высота до вершины купола 26.3 м, азимут 86°. Столбы храма крестчатые; на внутренних стенах им отвечают лопатки. Размер подкупольного пространства вдоль храма 6.9 м, поперек - 6.2 м. Притворы собора не сохранились, но остатки северного и западного выявлены раскопками. На углах притворов были плоские пилястры, а порталы их оформлены уступами. Также двумя уступами обрамлены и порталы самого храма. К плоским наружным пилястрам храма примыкают мощные полуколонны (диаметром около 90 см), кроме угловых пилястр и пилястр западного фасада, не имеющих полуколонн. Несколько ниже основания закомар по фасадам проходит аркатурный пояс. Такой же аркатурный поясок украшает карниз апсид, а на барабане главы к этому пояску добавлена лента «городков».

Западная часть храма - нартекс, полностью отделенный от основного помещения и соединяющийся с ним только проемом по оси среднего нефа. Южная часть нартекса оформлена в виде самостоятельной часовни с полукруглой апсидой. В южной стене часовни размещена аркосольная ниша, а в апсиде найдены обломки купели. Вход в часовню из среднего нефа нартекса вел через тройную аркаду, опиравшуюся на 2 промежуточные опоры. В северном членении нартекса также имеется аркосольная ниша. Еще в XVII в. в обеих аркосольных нишах стояли саркофаги из красного шифера. В западном членении храма есть хоры, вход на которые ведет по лестнице в толще северной стены. Хоры полностью отделены от основного помещения храма и открываются в него лишь центральным проемом в виде двух арок со столбом посередине. С южной стороны к хорам примыкает небольшая часовня, занимающая прилегающий к востоку отсек южного нефа. В толще восточной стены этой часовни размещена апсида. Под хорами в центральном членении находится цилиндрический свод с осью, направленной по линии С-К), а под угловыми членениями хор и под часовней второго яруса - крестовые своды. Подбарабанное кольцо и барабан имеют в плане слегка овальную форму. Все своды угловых членений цилиндрические, повернутые осями по линии С-Ю. Над часовней второго яруса обнаружены основания парусов, свидетельствующие, что здесь некогда располагался купол. На этом основании Н. В. Холостенко пришел к выводу, что собор был трехглавым: кроме центральной главы он, по-видимому, имел две меньшие над западными членениями главного помещения. Однако паруса над часовней могли поддерживать купол без барабана; в таком случае предположение о боковых главах храма отпадает (рис. 11).

Здание возведено целиком из кирпичей в равнослойной технике. Размер кирпичей 2.2-3X26-28X35-36 см, хотя встречаются и узкие, а также лекальные: трапециевидные, в виде сегмента, фигурные - для аркатурного пояса. В арках и подкупольных столбах использованы более толстые кирпичи - 4-4.5 см. Все кирпичи хорошего обжига, светло-желтого цвета. На многих кирпичах обнаружены знаки и метки на постелистой стороне. Раствор с цемянкой. Толщина швов раствора 2.2-2.7 см. Наружные ряды кладки выведены преимущественно ложковыми рядами с косой подрезкой швов. Отмечено, что поверхность фасадов была покрыта тонким слоем шероховатой затирки с заглаженными полосками, имитирующими разделение на каменные квадры. Внутренняя часть стен исполнена с применением кирпичного боя и камней. В кладке сохранились отверстия от деревянных связей, проходивших в несколько ярусов по всему периметру здания, а также соединявших между собой стены и столбы. В качестве карнизов в кладке использованы шиферные плиты.

Фундамент храма сложен из камней (плитняк) на растворе. Глубина фундамента 1.6 м. В основании выявлены следы деревянных лежней. Сверху фундамент прикрыт слоем раствора, слегка выступающим наружу и закрывающим края котлована. Ширина фундамента равна ширине стен. Поверх фундамента по всему периметру здания уложены деревянные лежни и выведен цоколь из квадров тесаного камня. Под пилястрами и полуколоннами в фундаменте и цоколе сделаны прямоугольные раскреповки. Вокруг здания была устроена отмостка: у западного фасада - из шиферных плит, а с остальных сторон - из мелких камней. Фундамент притворов исполнен в такой же технике; глубина его 1 м. Фундамент северного притвора оказался перевязанным с фундаментом собора, а фундамент западного притвора приложен встык.

Своды храма сложены толщиной в 1 кирпич, а подпружные арки - в 2 кирпича. В парусах отмечено наличие голосников. По сведениям XVII в., кровля храма была свинцовой. Полы храма покрыты поливными керамическими плитками, но в боковых нефах полы, видимо, были кирпичными. В западном притворе найдены остатки пола из шиферных плит. В соборе сохранились фрагменты фресковой росписи; особенно значительные остатки - в нижней часовне. В подкупольном пространстве обнаружено большое количество обломков оконных стекол разной формы: круглых, треугольных, шестиугольных и др. Стекла цветные, с росписью. Вместе с ними встречены кусочки красной меди. Возможно, это остатки древних витражей.

Время возведения собора не установлено. Большинство исследователей относит его к первой половине XII в. Е. В. Воробьева и А. А. Тиц предложили более точную дату - 1110-1120 гг. П. В. Холостенко полагал, что собор был построен в 90-х гг. XI в.

Моргилевсъкий І. Успенська церква Елецького манастиря в Чернигові. - В кн.: Черпигів і північне лівобережжя. Київ, 1928, с. 197-204; Холостенко Н. В. Архитектурно-археологическое исследование Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове. - В кн.: Памятники культуры. М., 1961, т. 3, с. 51-67; Шевелев И. Ш. Пропорции и композиция Успенской Елецкой церкви в Чернигове. - АН, 1972, № 19, с. 32-42; Воробьева Е. В., Тиц А. А. О датировке Успенского и Борисоглебского соборов…, с. 98.

21.06.2013 2007

Деревянная Успенская церковь была построена вместе с Елецкой крепостью в 1592 г., и её причт упомянут в Отводной книге земель елецким служилым людям 1593-1594 гг. в связи с выделением священнослужителям этого храма «земли Дикого поля». Причт «церкви Успения Пречистыя Богородицы, что на посаде», и количество полученного им хлеба значатся в грамоте от 26 декабря 1592 г.: «на Елец, городскому голове И.Н. Мясному» о раздаче хлебного жалования: попу «большому — пять чети ржи, овса тож, другому попу, что в пределе, — 4 чети ржи, овса тож. Дьячку, пономарю да проскурнице по 3 чети ржи, овса тож….». Из текста становится ясно, что в Успенском храме изначально было два престола, что подтверждается и грамотой царя Фёдора Иоанновича елецкому воеводе князю А.Д. Звенигородскому и строителю Елецкой крепости И.Н. Мясному от 15 ноября 1592 г.: «…Послали есми (с сотником) стрелецким с Осипом с Ковериным (в при)дел великомученицы Ирины Двери ца(рские), да Деисус, да к Успенью Пречистой и к великой мученицы Ирине колокола … а книги бы есте в придел к великомученицы Ирине священнику вели имать…». Следовательно, придел в Успенском храме был посвящен «великомученице Ирине» и, вероятно, в честь Ирины Годуновой — царицы, сестры всесильного в то время Бориса Годунова.

Причт храма получал ружное жалование деньгами, о чём упомянуто в грамоте 12 февраля 1593 г.: «Успенья Пречистые Богородицы одному попу рубль, а другому попу Семёну рубль дан в Москве, успенскому дьячку, да пономарю, да проскурнице по полтине». Священник Семён, по всей вероятности, был в Москве с целью получения церковной утвари для Успенского храма и придельного алтаря св. Ирины.

Упоминание храма и краткое описание Успенского прихода встречаются во всех известных документах XVII столетия. В 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Церкви Успения Пресвятые Богородицы, что в городе в Пушкарской слободе за попом за Ортемьем Васильевым двор бобыля Азарки Кумантьева…». В 1676 г. «Успения Пресвятыя Богородицы… у тое церкви двор попа Митрофана, двор Пономарёв. Церковные земли 10 четвертей, сенного покосу на 10 копен. Рыбных ловлей нет. В приходе 14 дворов пушкарских, 14 дворов посадских. Всего 37 дворов». В 1678 г.: «А по переписи и по досмотру в городе на Ельце. Церковь Успения Пресвятые Богородицы. У той церкви дворы попа Митрофана, пономаря Лунки Иванова, да на церковной земле один двор. Крестьян и бобылей нету…».

Фрагмент плана города Ельца ок. 1809 г. 1 — Вознесенская соборная церковь, 2 — Успенская церковь,3 — Воскресенская церковь, 4 — Преображенская церковь, 5 — Введенская церковь

Писцовая книга стольника Тихона Камынина за 1691-1693 гг. содержит более обширные сведения: «Внутри города … церковь Успения Пресвятой Богородицы и колокольня деревянная. Царские врата, ризы, иконы … строение мирское. А по скаске той церкви … Прежде та церковь бывала первая соборная. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезой и с папертью восемь сажен бес трети, поперег четыре сажени. И круг той церкви огорожено вновь кладбище. По наезду в переднем конце по восточной стороне шестнадцать сажен с полусаженью, и по той стороне построено на церковной земле на кладбище пять лавок посацких людей. А в заднем конце по заподной стороне шестнадцать сажен длина того кладбища, по южной стороне одиннадцать сажен, по северной стороне осмнадцать сажен. А под лавками земли мерою поперег 3 сажени бес трети, а от церкви мерою от олтаря на восток к лавочным онбарам четыре сажени с полусаженью. От паперти на юг восмь сажен, на север три, на запад две с половиною. А у той церкви на церковной земли поп, дьякон и понамарь». Любопытно, что в последнем документе Успенская церковь названа как «первая соборная». Вряд ли храм был построен во время основания Елецкой крепости в 1591 г., ранее Воскресенского, который принято считать первым собором города. Скорее всего, Успенская церковь неко­торое время выполняла функцию елецкого собора в середине XVII столетия, что было связано с уничтожением Воскресенского храма одним из частых в то время пожаров. В пользу этого говорят отсутствие соборного храма Воскресения Христова в списке елецких церквей переписной книги 1646 г. , и указание на дату постройки Воскресенской соборной церкви в 1691 г.: «Строено по указу великих государей о прошлых недавних годех…».

Ещё одним интересным фактом служит отсутствие во всех приведённых документах XVII в. об Успенской церкви упоминания её придельного престола в честь св. Ирины и второго священника в штате храма. Видимо, после кончины Бориса Годунова и воцарения династии Романовых этот придел, посвященный небесной покровительнице сестры, царицы Ирины «царя Бориса», был ликвидирован.

Неизвестно, был ли заменён первый деревянный храм в XVII — первой половине XVIII в. новым, или он просуществовал почти полторы сотни лет, но в 1743 г. прихожане Успенской церкви приступили к строительству нового каменного храма на прежнем месте, которое находилось в непосредственной близости от нынешнего Вознесенского собора, на месте перекрестка ул. Коммунаров и Маяковского. Окончена церковь постройкой в 1753 г. и 25 января т. г. освящена в прежнее храмонаименование. По некоторым сведениям, чин освящения главного престола Успенского храма совершил в 1757 г. епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт (Губанов). В 1793 г. в трапезной Успенской церкви был устроен придельный алтарь во имя Богоявления Господня.

Каменная Успенская церковь стояла в 40 саж. восточнее Воскресенской церкви («старого собора») и почти до начала строительства Вознесенского собора находилась на его месте — в 3 саж. от колокольни нового собора. Узнав о намерениях прихожан соборного храма, поддержанных ельчанами, воздвигнуть на Красной площади «обширный по размерам и красивый по архитектуре новый соборный храм», прихожане Успенской церкви задумались о постройке нового храма в другом месте. А в 1815 г., когда была выдана шнуровая книга для сбора доброхотных пожертвований на новый елецкий собор, состоялась закладка новой Успенской церкви «за Хлебной площадью» на углу Воронежской и Успенской улиц (ныне Маркса и Советской).

Успенская церковь. Фото начала XX в.

Древний Успенский храм был постепенно разобран на материал для строительства нового. Колокольня сломана и материал для бута новой церкви перевезён осенью 1815 г., сама же церковь разобрана в октябре 1821 — январе 1822 г., а трапезная часть её — в 1823-1824 гг.

Строительство нового каменного двухэтажного храма велось в 1815-1829 гг. старанием священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 г. закончен первый этаж и освящены престолы: центральный — Богоявления Господня и придельные — св. Георгия Победоносца (правый), св. Григория Богослова и св. мученицы Дарии (левый). Из-за недостатка средств верхний этаж величественного храма с престолами Успения Пресвятой Богородицы (главный), Входа Господня в Иерусалим (правый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня (левый) был отстроен и освящён только в 1829 г.»

Колокольня была начата постройкой в 1833 г. и закончена в 1841 г.

Успенская церковь — один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Являясь, по упоминаниям историков Ельца, памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., активное участие в которой принимали и жители Ельца, храм своими размерами и ампирными формами выражает величие этой победы. Автор проекта на постройку Успенской церкви в настоящее время пока не установлен, но это, без сомнения, выдающийся столичный архитектор-классицист круга Шарлеманя, Руско и др. Пятиглавие храма является своего рода возвращением к древнерусским традициям, получившим развитие лишь спустя 20 лет в тоновских постройках. Основная восьмигранная храмовая глава продолжает ещё традиции XVIII столетия, происходящие конструктивно из восьмериковых каменных храмов, строившихся до этого в Ельце на протяжении полутора столетий. Однако маленькие световые главки, прорезанные по сторонам света круглыми оконцами, имеют совершенно другую форму — цилиндрическую. 79-метровая колокольня, выстроенная в лучших традициях русского позднего классицизма, и до настоящего времени является непревзойдённым по высоте архитектурным сооружением Ельца. Во второй половине ХIХ в. во время одного из ремонтов Успенская церковь претерпела незначительные изменения: с юга и севера к трапезной были пристроены небольшие притворы, прямые перемычки окон первого яруса получили полуциркульное завершение, но в целом это не повлияло на облик здания.

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов). Литография середины XIX в.

Из древней церкви в новый храм были перенесены иконостасы для алтарей верхнего этажа и большинство древних икон. В 1861, 1867, 1872 и 1881 гг. соответственно Успенский, Богоявленский, Воздвиженский и Георгиевский иконостасы были заменены новыми на средства прихожан и старанием ктиторов Назаровых. Староста храма купец второй гильдии Никанор Назаров в 1875 г. был «Высочайше» награждён золотой медалью на Станиславской ленте за заслуги по духовному ведомству.

Иконостас алтаря Успения Божией Матери имел высоту 16 арш. и ширину 14 3/4 арш. Иконостасы приделов Входа Господня в Иерусалим и Воздвижения Креста Господня — высоту 7,5 арш. и ширину 9 3/4 арш. каждый. По страховой оценке 1910 г. иконостасы летнего храма стоили 10 тыс. руб. В нижнем храме Богоявленский иконостас имел высоту 7 арш. и ширину 13 арш. Во имя св. Георгия Победоносца и Григория Богослова — высоту 7 арш. и ширину — 9 арш. каждый. Иконостасы нижнего храма оценены были в 9 тыс. руб.

Стены в нижнем тёплом храме расписаны были клеевыми красками, в верхнем холодном — масляными. Наружные рамы тёплой церкви были витражными. Нижний храм отапливался «камерной печью», расположенной под храмовой частью. От неё под полом шли каменные сводчатые каналы, по которым поступал теплый воздух.

Вид на Успенскую церковь с Успенской улицы. Фото начала XX в.

К достопримечательностям Успенской церкви относились местночтимые древние иконы Богоявления Господня, Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца «русского письма», перенесённые из древнего храма. По преданию старожилов, две первые иконы были издревле местными иконами старого Успенского храма. В сохранявшейся церковной описи 1791 г. они были означены в иконостасе. Икона св, Николая Чудотворца находилась в Богоявленском приделе, по описи 1791 г. вне иконостаса. Когда и как они появились в храме — неизвестно. Икона Успения имела надпись на окладе: «Риза сия сооружена в 1740 году, сентября 5 дня, при священнике Михаиле Иванове, весу в ней 2 фунта 41 золотник». В новом храме все эти иконы помещались в позолоченных столярной работы рамах вне иконостасов. Оклад на иконе Успения был обновлен в 1822 г.: «Риза сия усердием прихожан обновлена при протоиерее Георгии Ключареве в 1822 году в феврале, весу в ней 8 фунтов 24 золотника». Серебряный оклад на иконе Богоявления возобновлён в 1800-х гг., что было видно из описи 1808 г. На иконе святителя Николая ранее был медный оклад, сделанный неизвестно когда и замененный новым медным позолоченным в декабре 1822 г.

Успенская церковь. Фото 1960-х гг.

Штат священно- и церковнослужителей Успенского храма составляли один священник и один диакон, состоявший в конце XIX — начале XX вв. на псаломщической вакансии. Из духовенства его наиболее известен настоятель Древне-Успенского храма, служивший в конце XVIII — начале XIX вв., — Алексий Борисович Борисов, отец знаменитого церковного деятеля, богослова и проповедника архиепископа Херсонского Иннокентия (в миру Иоанна Алексеевича). Именно в Успенской церкви был крещён будущий Святитель, и там он мальчиком помогал во время службы о. Алексию, который скончался в 1811 г., оставив «о себе в народе добрую память». Могила его и матери архиепископа Иннокентия — Акилины Гавриловны — сохраняется ельчанами до сегодняшнего дня слева от главной аллеи, ведущей к Казанскому храму на старом городском кладбище. На скромном чугунном памятнике, установленном на средства, присланные Владыкой Иннокентием, ныне находится доска с надписью: «Здесь покоятся священник о. Алексий и Акилина Борисовы. Родители св. Иннокентия, архиепископа Херсонского».

В 1876 г. в Успенском храме совершал литургию уроженец с. Стрелец Елецкого уезда, настоятель посольской церкви св. Александра Невского в Париже, а впоследствии — председатель духовно-учебного комитета Св. Синода протоиерей Иосиф Васильевич Васильев.

В начале XX столетия в приходе Успенского храма числился 1231 житель города и Пушкарской слободы. Церкви принадлежало 31,5 дес. земли.

К Успенской церкви было приписано 3 часовни. Одна, кирпичная, стояла возле храма с его юго-восточной стороны и была построена одновременно с ним. Вторая — с литыми чугунными стенами, на высоком каменном фундаменте — находилась на Архангельской площади в Рыбном ряду. Третья — в Мясных рядах на Успенской улице. По рассказам старожилов, построены обе часовни были торговцами при основании торговых площадей в 1796 г.

Успенская церковь. Фото 2006 г.

Две последние часовни, как и внутреннее убранство Успенского храма, не пережили катаклизмов XX столетия. Уже 14 марта 1922 г. в ещё не открывшийся елецкий музей из Успенской церкви было передано «три шестикрылых ангела, два ангела двукрылых … скульптура не выясненной святой … изображение Иоанна Богослова и Матери Божией … скульптура, изображающая одного из евангелистов…». 4 декабря 1922 г. дополнительно было передано в музей резное изображение Христа, сидящего в темнице, датированное XVIII в. В том же году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из Успенского храма была взята серебряная утварь общим весом 1 пуд б фунт. 79 золот.

Закрытие храма произошло в начале 1930-х гг., после чего он был переведён в разряд складских помещений и использовался в этом качестве, по крайней мере, до 1962 г. По рассказам старожилов во время войны в трапезную храма попала бомба, в результате был разрушен свод.

Возвращение Успенского храма Русской Православной Церкви было оформлено постановлением главы администрации г. Ельца «О застройке города», № 409 от 09.09.1993 г., и распоряжением Государственного комитета РФ по управлению госимуществом «О передаче памятников истории и культуры Воронежской епархии», № 114/580-р от 09.07. 1997 г.

Успенская церковь. Фото 2006 г.

К празднику Успения Божией Матери в 1995 г. силами общины Вознесенского собора и ельчан был частично восстановлен Богоявленский престол нижнего храма, в котором с благословения епархиального начальства в тёплое время года иногда совершаются богослужения. Ежегодно вечером 27 августа на праздник Успения Пресвятой Богородицы из Вознесенского собора в Успенский храм устраивается крестный ход с плащаницею. Торжественное шествие со свечами в руках и с иконами всегда привлекает большое количество ельчан.

В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Культура России» на памятнике истории культуры федерального значения, каковой является Успенская церковь города Ельца, ведутся реставрационные работы. Хочется верить, что двухсотлетие своей закладки один из самых замечательных храмов древнего города встретит в своём прежнем величии и благолепии.

Священно- и церковнослужители храма Успения Пресвятой Богородицы:

Священники:

Симеон — уп. 1591-1593
Васильев Артемий — уп. 1646
Митрофан — уп. 1676-1678
Иванов Михаил — уп. 1740
Степанов Козьма — 1781
Баженов Иоаким — 1782
Баженов Василий Акимович — 1783-1788
Устинов Иаков — 1792
Родионов Григорий — 1794
Борисов Алексей Борисович – 1797-1811
Ключарев Георгий — 1811-1829
Борисов Константин — 1818-1819
Ефремов Лука Васильевич — 1830-1832
Аотарингский Иоанн Сидорович — 1833-1841
Горохов Георгий Данилович — 1842
Вознесенский Симеон Борисович — 1853-1854
Лисицын Николай — 1854-1860
Васильев Пётр – 1861-1864
Колпенский Георгий — 1865-1867
Колпенский Василий Васильевич — 1867-1912
Говоров Пётр — 1912-1918

Диаконы:

Петров Андрей — 1784-1796
Абрамов Иоанн — 1794
Андреев Пётр — 1807-1854
Цветов Иоанн — 1854-1860
Андреевский Павел — 1861-1882
Говоров Каллистрат Ефимович — 1861-1869
Третьяков Поликарп Фёдорович — 1871-1872
Грядихин Иоанн — 1882-1917

Дьячки:

Фёдоров Яков — 1810-1811
Автономов Пётр Михайлович — 1815-1829
Раевский Пётр — 1836
Воскресенский Дмитрий — 1837-1870
Говоров Каллистрат Ефимович — 1854
Пятин Иван — 1854-1860

Пономари:

Герасимов Иван — 1782-1792
Афанасьев Кирилл — 1786-1819
Глаголев Кирилл – 1794
Воскресенский Михаил — 1823-1842
Третьяков Егор — 1854-1860
Воскресенский Павел — 1873-1874

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

Примечания:

1. РГАДА. Ф. 129. Д. 26. Л. 24.
2. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. — Елец, 2001. С. 127.
3. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. Елец, 2001. С. 152-153.
4. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. Елец, 2001. С. 92.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 45.
6. Воронежская старина. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С. 127-129.
7. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 8830. Л. 19.
8. РГАДА. Ф. 1209. Oп 1. Кн. 137. Л. 3, 4.
9. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135.
10. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 2.
11. Уклеин И.Н. Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное елецким купцом Иваном И. Уклеиным 1846-го и 1847-го годов -в кн.: Елецкая быль. Вып. 1. — Липецк, 1994. С. 36; Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 99.
12. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 262; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С. 171.
13. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 20 об.-21; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С.171-172.
14. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 20 об.-21.
15. ОЕВ. 1875. № 8. С. 476.
16. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 53-55.
17. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 4331. Л. 10-10 об.
18. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 167-168.
19. Справочная книжка по Орловской епархии на 1903 год. — Орёл, 1903. С. 50.
20. ГАЛО. Ф. Р687. Oп. 1. Д. 112. Л. 40, 125.
21. ГАЛО. Ф. 143. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
22. ГАЛО Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 15.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Выйдя из Троицкого монастыря, можно спуститься по ул. Толстого до перекрестка с ул. Князя Черного (воспользуйтесь маршруткой — они бегают часто). Слева на пригорке видны зеленые соборные главы Елецкого Свято-Успенского женского монастыря (открыт для посещения с 10.00 до 19.00) — это наша следующая остановка.

Название монастыря не имеет к старинному русскому городу Елец никакого отношения. Оно происходит от слова «ель»: именно на этом дереве в середине XI в. князю Святославу Ярославичу явилась чудотворная икона Божией Матери. В честь этого события окаю 1060 г. был построен деревянный храм, а вскоре при нем возник мужской монастырь. В конце XI — начале XII в. соборный храм монастыря был перестроен в камне, а в 1159 г. все ветхие постройки здесь были полностью обновлены тщанием князя Андрея Боголюбского.

В 1239 г. обитель подверглась разгрому от монголов и смогла возродиться только в XV в. После перехода Чернигова под власть Москвы в монастыре началось большое строительство, однако близость границы делала существование братии непростым делом. В 1579 г. обитель разорили воины князя Константина Острожского, а в 1611 г. она вновь была предана огню и опустела. Елецкий образ Пресвятой Богородицы был чудом спасен и впоследствии оказался в Харьковском Успенском монастыре.

В 1624 г. в обители поселились монахи доминиканского ордена, однако Богдан Хмельницкий в 1649 г. возвратил монастырь в лоно православия. В 1657 г. обитель начала отстраиваться, а спустя 130 лет уже входила в число богатейших монастырей России. В 1920 г. новые власти разогнали иноков и передали монастырское подворье в распоряжение Черниговского ГубЧК. Только в 1992 г. Елецкая обитель возродилась — на этот раз как женская. Ныне здесь живет около 50 сестер.

Весной 1999 г. в монастырь был торжественно возвращен образ Богородицы Елецкой. Кроме того, здесь хранится чудотворный образ Черниговской Ильинской Божией Матери, написанный в 1658 г. в Антониевых пещерах иноком Геннадием (Дубенским).

Первый памятник, который гости монастыря видят справа от его засадных врат — это крест, установленный в честь 2000-летия Рождества Христова. За ним раскинулся зеленый лужок, на котором пасутся монастырские коровы. Широкая дорожка ведет к главному зданию подворья — Успенскому собору. Когда-то это был одноглавый храм, чей строгий облик оживляли только изящные полуколонны с романскими капителями Интерьер собора был украшен фресками, напоминавшими росписи Софии Киевской.

В 1239 г. храм выгорел, однако в 1445-1449 гг. был восстановлен в прежнем виде. В 1611 г. Успенский собор был вновь подожжен поляками, на этот раз обветшавшие своды не выдержали и рухнули. В 1671-1679 гг. владыка Лазарь начал реставрацию собора, в ходе которой он стал четырехглавым храмом с куполами типичной украинской формы. При этом фасады здания почти не подверглись переделке. По своей сохранности Успенский собор Елецкого монастыря — один из лучших древнерусских памятников Украины. Высота храма — около 27 м. Внутри уцелела часть росписей XII в. — они находятся в основном в западной части храма.

В 1892 г. их обнаружил профессор Адриан Прахов, а расчистка древних фресок началась в 1924 г. Остальные росписи собора были выполнены в 1876-1882 гг. Иконостас храма был выполнен в конце XVII в. по образцу Успенского собора Киево-Печерской лавры. К сожалению, этот шедевр барочной резьбы сгорел в 1941 г. Небольшой совет: при посещении храма старайтесь не наступать на ковровую дорожку, расстеленную вдать его центрального нефа.

К южному фасаду собора в 1698-1701 гг. была пристроена двуглавая барочная церковь Святого апостола Иакова. Она воздвигнута нал могилой козачьего полковника Якова Лизогуба. Еще один храм находится чуть дальше к югу — эго трапезная церковь Святых Петра и Павла (XVII в.). В 1992 г. именно здесь проходили первые богослужения возрожденного монастыря.

В монастыре сохранились три келийных корпуса, построенных в XVI-XVII вв. Лучше всего сохранились барочные кельи, вытянувшиеся вдоль восточного фасада Успенского собора более чем на 70 м. Северный, так называемый палатный корпус — самый древний. Именно здесь находятся покои настоятельницы монастыря. К палатному корпусу примыкают монастырская колокольня и маленький деревянный дом Феодосия Углицкого. окруженный залом. Надпись на одной из потолочных балок датирует постройку дома 1688 годом -это единственный деревянный памятник XVII в. в Восточной Украине.

Двухъярусная восьмигранная колокольня была построена из кирпича в 1670-1675 гг. Высота сооружения — 34 метра. В нижнем ярусе расположены северные ворота монастыря — именно они в прошлом служили главным входом на подворье. Лучше всего колокольня видна с улицы Тихая, которая огибает монастырскую ограду с севера. Колокольня служила еще и оборонительной башней: удачно расположенный монастырь мог подвергнуться нападению врага только с северной стороны.

В юго-западной части обители находится корпус казначейских келий (XVII в.). Когда-то здесь располагались богатые монастырские кладовые — недаром толщина стен корпуса достигает 117 см! Руины кирпичного здания по соседству с казначейскими кельями — это остатки дома архимандрита, построенного в конце XVII столетия.

Черниговский Дракула

С Елецким монастырем связана история человека, которого величают ни много ни мало «черниговским Дракулой». Василий Дунин-Борковский (1640-1702) происходил из знатного шляхетского рода, владевшего на Черниговщине селом Борковка — отсюда вторая часть фамилии. После того как Левобережная Украина вошла в состав России, шляхтич принял православие и вступил в ряды козачества. Он был одним из богатейших людей страны, а при гетмане Мазепе сделал завидную карьеру, дослужившись до генерального обозного Войска Запорожского и черниговского полковника. После смерти его тело было погребено в Успенском соборе Елецкого монастыря.

Много лет спустя в Чернигове стали рассказывать леденящие душу предания о посмертном бытии Дунина-Борковского. Говорили, что вскоре после его похорон люди, оказавшиеся в полночь у ворот Елецкого монастыря, стали свидетелями следующей картины. Из собора вылетела черная карета, запряженная шестеркой вороных коней. С адским грохотом экипаж умчался в направлении поместья Дуниных-Борковских. Выезды призрачной кареты стали повторяться едва ли не каждую ночь. Говорили, что дух магната приезжал в Борковку, раздавал некие приказания призрачным слугам и исчезал у старого колодца в саду.

Какое-то время спустя в Чернигове якобы начали находить на улицах обескровленные трупы людей с прокушенным горлом. Молва немедленно связала эти страшные находки с ночными прогулками мертвого полковника. Собравшаяся толпа потребовала от елецкого игумена вскрыть могилу Дунина-Борковского. Тело полковника оказалось совершенно нетронутым тлением. Помолясь Богу, участники эксгумации вбили в грудь покойника хороший осиновый кол.

После этого был раскопан таинственный колодец в магнатском саду. Под ним обнаружился тайный ход, ведущий в пещеру. Там стоял открытый гроб и стол, на котором лежала истлевшая книга в черном переплете. Книга была сожжена, после чего нападения упыря на ночных прохожих прекратились… В этой истории непонятно одно: почему ее героем стал именно Василий Дунин-Борковский — благочестивый человек, женатый на дочери священника (!) и жертвовавший огромные суммы на украшение Спасо-Преображенского собора и Елецкой обители? Кстати, именно этим объясняется факт погребения полковника в притворе главного монастырского храма.

Завершая наш рассказ, хотелось бы пригласить Вас в семейный отель Абаго, что в Республике Адыгея. Свежий воздух, горы — приезжайте и всё увидите сами!