Древнеиндийский миф творение краткое содержание. Древнеиндийские легенды о сотворении мира

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель . Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей вселенной; и ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: «Как мне сотворить потомство?», И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь — , богу луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов.

Древние мифы Индии ни в чём не уступают сказаниям Греции, Египта и Рима. Их столь же тщательно копили и систематизировали, чтобы сохранить для следующего поколения. Этот процесс не обрывался очень долгое время, за счёт чего мифы крепко вплелись в религию, культуру и повседневную жизнь страны.

И только благодаря бережливому отношению к своей истории индусов сегодня мы можем наслаждаться их преданиями.

Индийская мифология

Если рассматривать легенды разных народов о богах, природных явлениях и сотворении мира, можно легко провести между ними параллель, чтобы понять, сколь они похожи. Заменены лишь имена и незначительные факты для более удобного восприятия.

Мифология крепко связана с и учениями о той цивилизации, на которой взращивалась философия жителей этой страны. В давние времена эти сведения передавались только из уст в уста, причём считалось недопустимым опускать какой-либо элемент или переделывать его на свой лад. Всё должно было сохранять первозданный смысл.

Индийская мифология часто выступает в качестве основы для духовных практик и даже этической стороны жизни. Она уходит корнями в учения индуизма, которые создавали опираясь на трактаты о ведической религии. Что удивительно: в некоторых из них приводились механизмы, описывающие научные теории современности касательно зарождения человеческой жизни.

И тем не менее древние мифы Индии повествуют о множестве различных вариаций происхождения того или иного явления, о которых будет рассказано ниже.

Кратко о сотворении мира

Согласно самой распространённой версии, жизнь зародилась из Золотого яйца. Его половины стали небом и землёй, а из нутра на свет появился Брахма - Прародитель. Он положил начало течению времени, создал страны и других богов, чтобы не испытывать более одиночества.

Те же, в свою очередь, внесли лепту в сотворение мироздания: заселили землю существами различной природы, стали прародителями людских мудрецов и даже позволили появиться на свет асурам.

Рудра и жертвоприношение Дакши

Шива - одно из самых древних порождений Брахмы. Он несёт в себе пламя гнева и жестокости, но помогает тем, кто исправно возносит к нему молитвы.

Ранее этот бог носил другое имя - Рудра - и пребывал в облике охотника, которому подчинялись все звери. Он же не обходил ни одну из людских войн, насылая на человеческий род различные напасти. Зятем ему проходился Дакши - властелин и родитель всех созданий на земле.

Однако союз сей так и не связал богов дружескими узами, поэтому Рудра отказывался почитать отца своей жены. Это и привело к событиям, которые по-разному описывают древние мифы Индии.

Но наиболее популярная версия такова: Дакша по велению богов впервые сотворил очищающее жертвоприношение, на которое созвал всех, кромы Рудры, тая на него обиду. Жена гневливого Шивы, узнав о столь вопиющем неуважении к мужу, бросилась от отчаяния в костёр. Рудра же был вне себя от ярости и явился на место проведения обряда, чтобы вершить месть.

Ритуальную жертву грозный охотник пронзил стрелой, и та взвилась в небо, навеки запечатлевшись созвездием в облике антилопы. Несколько богов также попались под горячую руку Рудры и были серьёзно изувечены. Только после уговоров мудрого жреца Шива согласился отпустить гнев свой и исцелить раненных.

Однако с тех пор по велению Брахмы все боги и асуры должны почитать Рудру и приносить ему жертвы.

Враги детей Адити

Изначально асуры - старшие братья богов - были чисты и добродетельны. Они ведали тайны мира, славились мудростью и могуществом и умели изменять свои обличия. В те времена асуры были покорны воле Брахмы и тщательно исполняли все ритуалы, а потому не знали бед и горя.

Но возгордились могущественные существа и решили соперничать с богами - сыновьями Адити. Из-за этого они потеряли не только счастливую жизнь, но и лишились своего дома. Теперь слово "асура" является чем-то сродни понятию "демон" и обозначает кровожадное безумное существо, способное лишь убивать.

Вечная жизнь

Ранее на свете никто не знал о том, что жизнь способна обрываться. Люди были бессмертны, жили безгрешно, поэтому на земле царил мир и порядок. Но поток рождаемости не снижался, а места становилось всё меньше и меньше.

Когда люди заполонили каждый уголок мира, Земля, как гласят древние мифы Индии, обратилась к Брахме с просьбой, чтобы помог он ей и снял с неё ношу столь тяжёлую. Но не знал Великий прародитель, чем подсобить. Воспылал он гневом, и вырвались чувства из него уничтожающим огнём, обрушились на всё живое. Так и не стало бы мира, если Рудра не подсказал решения. А было оно таково...

Конец бессмертию

Увещевал Рудра Брахму, просил не губить мир, что создан с таким трудом, и не винить своих созданий за то, как они устроены. Предложил Шива сделать людей смертными, и Прародитель послушался его слов. Забрал он гнев назад, в своё сердце, чтобы из него появилась на свет Смерть.

Она воплотилась в облике юной девушки с чёрными очами и венком из лотосов на голове, одетой в тёмно-красное платье. Как гласит сказание о происхождении Смерти, не была эта женщина ни жестока, ни бессердечна. Не переняла она гнев, из которого была создана, и не по душе приходилась ей такая ноша.

Смерть в слезах молила Брахму не взваливать на неё эту ношу, но тот остался непреклонен. И лишь в награду за её переживания позволил он не убивать людей своими руками, а забирать жизни тех, кого настигла неизлечимая болезнь, губительные пороки и застилающие взор страсти.

Так Смерть осталась за пределами человеческой ненависти, что хоть немного скрашивает её тяжкое бремя.

Первая "жатва"

Все люди являются потомками Вивасвата. Поскольку сам он от рождения был смертен, то и старшие его дети появились на свет обыкновенными людьми. Двое из них - разнополые близнецы, им дали почти одинаковые имена: Ями и Яма.

Они были первыми людьми, поэтому их предназначение состояло в заселении земли. Однако, согласно одной из версий, Яма отказался от греховного кровосмесительного брака со своей сестрой. Чтобы избежать этой участи, юноша отправился в путешествие, где по прошествии некоторого времени его и настигла Смерть.

Так он стал первым "урожаем", который удалось собрать порождению Брахмы. Тем не менее на этом его история не закончилась. Поскольку отец Ямы к тому времени стал богом Солнца, сын его также получил место в индийском пантеоне.

Впрочем, его судьба оказалась незавидной - ему было суждено стать аналогом греческого Аида, т. е. повелевать миром мёртвых. С тех пор Яма считается тем, кто собирает души и судит по земным деяниям, решая куда отправится человек. Позже к нему присоединилась и Ями - она воплощает тёмную энергию мира и заведует той частью преисподней, где своё наказание отбывают женщины.

Откуда появилась ночь

"Сказание о создании ночи" - очень короткий в русском изложении миф. Он повествует о том, как сестра первого человека, которого забрала Смерть, никак не могла справиться со своей скорбью.

Поскольку времени суток не существовало, день тянулся бесконечно. На все уговоры и попытки облегчить её горе девушка всегда отвечала одинаково, что Яма умер только сегодня и негоже так рано забывать о нём.

И тогда, чтобы день наконец кончился, боги создали ночь. На следующий день скорбь девушки стихла, и Ями смогла отпустить брата. С пор тех появилось выражение, смысл которого идентичен с привычным для нас "время лечит".

Воды, огонь, Золотое яйцо, Брахма. Когда-то не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звезд; не было смерти и не было бессмертия; тьма наполняла Вселенную, которая была как бы погружена в глубокий сон. И вот в этой тьме прежде всего остального возникли воды, они породили огонь, а затем под действием его тепла в водах было рождено Золотое яйцо, с чьим блеском мог бы сравниться лишь солнечный блеск, если бы Солнце тогда было.

Тогда еще никто не отсчитывал время, да и некому было это делать, но известно, что целый год плавало это Яйцо по беспредельным и бездонным водам. Когда же год прошел, из Золотого Зародыша внутри яйца возник Брахма - прародитель всего мира. Велико было могущество Прародителя: одной только силой своей мысли, не пошевелив ни рукой, ни ногой, разделил он Яйцо на две половины. Верхняя часть Яйца стала небом, нижняя - землей, а между ними Брахма расположил воздушное пространство.

Брахма творит потомство. Но Брахма был один в этом мире, и ему стало страшно, ведь нет для живого существа ничего страшнее полного одиночества. Тогда он решил сотворить себе потомство - других богов, которые будут ведать делами сотворенного им мира. И вот из души своей, из глаз своих, из ушей своих и ноздрей своих и из большого пальца правой ноги своей прародитель Брахма породил семерых сыновей, семерых Владык созданий. От них произошли боги и люди, животные и птицы, чудовища, великаны, мудрецы - словом, все живые существа, заселившие три мира - подземный, земной и небесный.

Великие боги и асуры. Но не только сыновья появились на свет у Брахмы: из большого пальца левой ноги родилась у него дочь Вирини - Ночь. Она стала женой седьмого сына Брахмы - Дакши, и родила пятьдесят дочерей, которые стали женами богов. Но вот беда: дети двух старших дочерей, рожденных Дакши и Вириной, появились на свет раньше, чем дети третьей дочери, Адити. Старшие дочери породили могучих асуров, обладавших мудростью и мощью; Адити родила двенадцать великих богов. Асуры гордились своей силой и тем, что они приходятся богам старшими братьями, и потому считали, что править Вселенной должны они. Из-за этого между богами и асурами шла война, которая длилась много столетий.

Гора Меру и небо Брахмы. Когда творение Вселенной было завершено, Брахма почувствовал, что этот труд утомил его и отправился отдыхать в место, именуемое Брахмалока. В самом центре мира находится великая золотая гора Меру. Вокруг ее вершины вращаются Солнце, Луна и планеты, а на вершине находится седьмое небо - самое высокое из небес, небо Брахмы. Здесь Творец Мира пребывает в полном покое и блаженстве в тени священного дерева шалмали (шелковицы).

«День Брахмы». Брахма почти не вмешивается в то, что происходит в мире. Находясь в покое, он погружен в глубокие размышления. Сколько они будут длиться? Для самого Брахмы недолго - один «день Брахмы». Ведь один день этого бога равен 360000 человеческих лет! А когда «день Брахмы» закончится и наступит «ночь Брахмы», исчезнет существующий мир, и вновь всю Вселенную заполнит тьма, а потом Брахма создаст новую Вселенную, которая тоже будет существовать лишь один «день Брахмы», и так дни и ночи Брахмы будут чередоваться вечно.

Облик и символы Брахмы. Тысяче солнц подобен великий Брахма. Он сияющ, могуч, непобедим. У него четыре тела, восемь рук и четыре лица, которые обращены в разные стороны. Эти лица Брахма сотворил себе, чтобы, не отрываясь ни на мгновение, любоваться красотой своей жены - богини Савитари. В руках Брахма держит четыре священные книги - Веды, жезл, сосуд с водой из великой священной реки Ганги, цветок лотоса и лук.

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».

В ведической мифологии почитались главным образом космические боги и боги стихийных сил.

Древнейшие из них - бог неба Дьяус и богиня земли Притхиви. Первоначально они были слиты воедино и представляли собой первобытный хаос, но бог Индра разделил их и создал Вселенную.

Индра, бог-громовержец - верховное божество ведического пантеона. Его называют «царь богов», «царь всей Вселенной».

Сурья - бог солнца. К нему обращались с молитвами о здоровье, богатстве, процветании. Сурья представлялся в разных образах: в образе прекрасного юноши, разъезжающего по небу на золотой колеснице, в образе всевидящего небесного ока или в образе птицы.

В одном из мифов рассказывается, что Сурья родился в виде гладкого шара. Его братья-боги решили придать ему человекообразную форму - и отсекли все лишнее. Сурья стал прародителем людей, а из отсеченных частей его тела были созданы слоны.

Вишну, Брахма, Лакшми на змее Шеше. Средневековый рисунок Богом луны был Сома. Он покровительствовал растениям, поскольку считалось, что их рост происходит под воздействием лунного света.

У Сомы было двадцать семь жен - созвездий лунного неба. Но он всем предпочитал одну - прекрасную Рохини, а остальными пренебрегал. Обиженные жены пожаловались своему отцу, богу Дакши, и он предал Сому проклятью. Сома начал худеть и чахнуть, пока совсем не исчез. Без лунного света стали сохнуть на земле растения, голодать травоядные животные.

Обеспокоенные боги попросили Дакши снять с Сомы проклятие. Тот послушался, и Сома постепенно обрел свой прежний вид. Этот миф объясняет ежемесячное убывание и пребывание луны.

Сома был также божеством священного напитка, приготовляемого из травы, которая тоже называлась «сома». Благодаря этому напитку боги обретали бессмертие.

Агни - бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Он был посредником между людьми и богами. Агни имел множество воплощений и ипостасей, иногда выступал в качестве всеобъемлющего начала, пронизывающего все мироздание.

Одним из величайших богов ведического пантеона был Варуна-хранитель космических вод, божество истины и справедливости. Он обладал таинственной колдовской силой - майей. Варуна олицетворял собой мировой порядок и незыблемость высшего закона.

Ваю - бог ветра. Тысячеглазый и быстрый, как мысль, он заполнял собой все воздушное пространство. С Ваю отождествлялось жизненное дыхание - прана.

Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре - богу разрушительных сил. Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев. Его представляли в виде дикого охотника, одетого в шкуры. Он был повелителем диких зверей. Рудра связан с разрушением и смертью, но в то же время может даровать долгую жизнь, исцелять болезни, способствовать плодородию. В гимне, ему посвященном, поется: «Да подаст он здоровье коням и быкам, баранам и овцам, мужчинам и женщинам!» Бог смерти Яма в отличие от других богов был смертен. Его смерть была первой от сотворения мира, и, первым вступив в царство мертвых, Яма стал его царем.

Сестра Ямы Ями оплакивала брата, причитая: «Ах, сегодня умер возлюбленный брат мой!» В то время дни еще не отделялись один от другого, «сегодня» длилось вечно, и Ями продолжала рыдать. Тогда боги создали ночь. Дни пошли один за другим, и Ями утешилась.

В середине I тысячелетия до н. э. значительную власть в Индии приобретают жрецы- брахманы. Начинается новый период развития индийской религии и мифологии, называемый индуистским. Индра на трехголовом слоне. Индуистская мифология по-прежнему признавала Веды как высший источник знания. Большинство ведических богов перешли в индуистский пантеон, но значение и функции многих из них изменились.

Вместо Индры главным божеством становится Брахма - создатель мира, «подобный тысяче солнц».

Индра из стихийного бога-громовержца превращается в покровителя царской власти и военного дела.

Один из самых почитаемых индуистских богов - Вишну. «Вишну» - значит «проникающий во всё», «всеобъемлющий». Один из его эпитетов - «тот, чье тело нельзя описать». Иногда он представляется воплощением всего мироздания. Он мог воплощаться в самые разные образы и поэтому имел «тысячу имен». Наиболее известные воплощения Вишну - Кришна и Рама.

Супругой Вишну была Лакшми - богиня красоты, счастья и богатства, появившаяся из вод океана.

Однажды боги решили добыть из океана чудесный напиток бессмертия - амриту (соответствующий ведической соме). Для того чтобы получить чудесный напиток, нужно было сбить в масло океанскую воду.

Боги принялись за работу. Вместо мутовки они взяли священную гору Мандару, поставили ее на спину великой черепахи, что покоится на дне океана и держит на себе весь мир. Огромный змей Васуки обвился вокруг горы, как веревка вокруг мутовки, и боги стали попеременно тянуть его то за хвост, то за голову, вращая гору в воде. Постепенно вода превратилась в молоко и начала сбиваться в масло.

Тогда из океана вышел бог врачевания Дханвантари и вынес богам чашу с напитком бессмертия.

Но кроме чудесного напитка из океана появилось еще много замечательных даров: белый слон, подобный облаку, волшебный конь, быстрый, как мысль, дерево, наполняющее весь мир благоуханием своих цветов, обольстительные девы-апсары, ставшие небесными танцовщицами, и - прекрасная богиня Лакшми с цветком лотоса в руках. Ее имя означает «красота» и «счастье».

Став супругой Вишну, Лакшми сопровождала его во всех его воплощениях, сама принимая различные образы.

Богам противопоставлялись демоны - асуры. Они были порождением Брахмы и первоначально обладали божественной сущностью. Но потом асуры возгордились перед богами, и боги низвергли их с неба. Асуры враждебны и богам, и людям. Многие индийские мифы повествуют о сражениях богов с асурами.

О сотворении человека существуют несколько индийских мифов. В одном из них рассказывается, что бог солнца Сурья до того, как стать богом, был смертным. За него выдали замуж Саранью, дочь бога Твишара, небесного мастера, выковавшего оружие для Индры. Саранья не захотела быть женой смертного. Колдовством она оживила свою тень и оставила ее в доме мужа, а сама вернулась к отцу. Тень Сараньи родила сына Ману, от которого произошел человеческий род.

В другом мифе первочеловеком назван Пуруша. Его имя означает «человек», но облик Пуруши достаточно абстрактен и трудно постижим. Он всеобъемлющ и вездесущ, смертен, но бессмертие является его частью, он - отец своих родителей. Боги принесли Пурушу в жертву, и из его тела возникла Вселенная, из глаз - солнце, издыхания - ветер; кроме того, из тела Пуруши появились люди, причем разделенные на социальные группы: из головы - жрецы, из рук - воины, из ног - крестьяне и низшие сословия.

Со временем глава индуистского пантеона Брахма оттесняется на второй план, его заменяют два бога - Вишну и Шива.

Шива, божество разрушительных сил, в значительной степени напоминает ведического Рудру. Шива также обитает в полном одиночестве в горах, погруженный в медитацию. Его называют «совершенным йогом».

Поклонение Вишну и Шиве развилось в два религиозных течения - вишнуизм и шиваизм, существовавших параллельно в рамках индуизма.

В более позднее время Брахма, Вишну и Шива объединяются в триаду, называемую «тримурти», что значит «обладающий тремя обликами». Брахма - творец мира, Вишну- его хранитель, Шива-разрушитель. В своем единении они олицетворяют идею постоянного перетекания этих понятий одно в другое, что обеспечивает миру устойчивость и гармонию.

Наряду с индуизмом в VI веке до н. э. в Индии возникает новая религия - буддизм.

Основателем буддизма был царевич Сиддхаратха Гаутама. При его рождении было предсказано, что он станет или великим царем, или религиозным подвижником. Отец царевича, не желая, чтобы сын удалился от мира, поселил его в великолепием дворце, окружил всевозможными удовольствиями и постарался оградить от любых неблагоприятных впечатлений.

Но однажды царевич вышел из своего дворца и оказался в городе. Первое, что он увидел, были нищий калека, дряхлый старик и гроб с покойником, которого несли хоронить. Так Гаутама впервые узнал, что в мире есть болезни, нищета, старость и смерть. Его охватили глубокая скорбь и страх перед жизнью. Но тут ему встретился монах. Царевич принял это как знамение, указывающее путь преодоления скорби и страха. Он покинул дворец и стал монахом.

Несколько лет вел царевич строгую, аскетическую жизнь. После того как он сорок восемь дней неподвижно просидел под священным деревом, на него снизошло просветление и он стал Буддой.

Учение буддизма заимствовало из ведической и индуистской мифологий ряд сюжетов и персонажей, но боги в буддизме занимают второстепенное место. Будда - это не бог, а человек, смиривший свои страсти и достигший полного просветления духа. Путем праведной жизни каждый, исповедующий буддизм, может стать Буддой.

Буддийская традиция называет разное число Будд. По одному мнению, их было трое, по другому - пятеро, по третьему - «столько, сколько песчинок в Ганге».

Зародившись как секта буддизм со временем стал одной из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».Веды содержат в себе повествования о богах, об устройстве Вселенной, о

Из книги Омоложение [Краткая энциклопедия] автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Индийская диета Эта диета построена на вегетарианских принципах, позволяет сбросить лишние килограммы и перестроить свои пищевые привычки. Итак, каждый день нужно употреблять следующие продукты: 2-3 сырых или сушеных фрукта до, во время и после еды; сырые овощи,

Из книги Индийская мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Составитель: Кирилл Королев ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ Предисловие «Царство же таково: в одну сторону нужно идти десять месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землею встречаются. И живут в одной области немые люди, а в другой - люди рогатые, а в иной земле -

Из книги Официальная и народная медицина. Самая подробная энциклопедия автора Ужегов Генрих Николаевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Индийская школа живописи Придворной живописи была свойственна персидская манера в исполнении могольских миниатюр, отличавшаяся такими чертами, как реалистичность (по сравнению с иранской школой миниатюры) и отсутствие всяческой манерности.Как раджпутская, так и

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Anne of the Indies Анна Индийская 1951 - США (87 мин)· Произв. Fox (Джордж Джессел)· Реж. ЖАК ТУРНЁР? Сцен. Филип Данн и Артур Сизар по сюжету Герберта Рэвенела Сасса· Опер. Гарри Джексон (Technicolor)· Муз. Франц Уэксмен· В ролях Джин Питерз (капитан Анна Провиденс), Луи Журдан (капитан Пьер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

автора Дюма Александр

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Секрет № 228 Индийская маска Если у тебя жирная, пористая кожа, эта маска тебе поможет.Следует взять по 1 чайной ложке меда, теплого молока, картофельного крахмала, поваренной соли и перемешать до образования кашицы. Смесь наносят на лицо ватным тампоном, слой за слоем, пока

Из книги Числа Судьбы: пифагорейская, индийская и китайская нумерология автора Костенко Андрей

II. Индийская (ведическая) нумерология

Мифы Древней Индии

Мифы индийцев дошли до нас в составе Ригведы (собрании религиозных гимнов). В Ригведе насчитывается более 3000 богов, которые представляли собой одухотворенные природные силы и явления. Индийцы представляли богов подобно людям, однако боги еще не приобрели выраженные индивидуальные отличия. Это было связано отчасти и с тем, что божества, как и природные явления, имели общее. К примеру, сходны такие боги, как Индра (главный бог Вед, представлявший собой бурю и грозу), Рудра (бог грозы), Агни (бог огня), Парджанья (дождевое облако), Маруты (боги ветра и бури).

Боги вели борьбу с демонами, главным из которых был Вритра (злое божество, олицетворявшее засуху). Главным среди всех богов считался Варуна, которого люди отождествляли с небом. В более позднее время он олицетворял стихию воды и сохранял порядок и справедливость. Сыном неба и Земли был бог Индра. Он являлся грозным воином и сумел победить Вритру и стать главным из богов. В соответствии с мифами, из живота убитого Вритры полились мировые воды, которые сотворили Солнце. Воды падали с неба дождем на Землю и поливали ее, а Солнце пригревало. Таким образом, Земля стала плодородной. Солнце олицетворяли несколько божеств – Савитар, Сурья, Пушан, Митра, Вишну.

В индийских мифах символ времени – колесо с 12-ю спицами, которые соответствуют 12 месяцам года. Время для богов и людей бесконечно, но идет по-разному. Боги могут охватить взглядом сразу всю жизнь человека.

В одном из индийских мифов рассказывается о том, что сначала был Асат (небытие), затем из него появился Сат (бытие). Сат состоит из земли, воздушного пространства и твердого неба. Появился он во время рождения Индры. Увеличивавшийся Индра разделил породивших его небо и землю. Воздушное пространство стало обителью для Индры и других богов.

В нем боги рождались и жили, наслаждаясь всеми благами, которые бывают у богатых людей. Между богами и людьми существовал посредник – Агни. Он передавал богам от людей жертвы.

Еще одним великим богом был Сома. Ему приписывалось действие ритуального пьянящего напитка и Луны.

Согласно мифам, Асат расположен ниже поверхности земли. В нем обитают демоны, которые могу принимать любые обличья. Эти демоны подобны злым духам и повсюду подстерегают людей.

Согласно мифам, древние индийцы полагали, что Вселенная располагается на спинах слонов. Земля по их представлениям была подобна цветку лотоса, который плавает в океане. Семь лепестков этого цветка – это семь континентов, одним из которых является Индия. В центральной части земли, по их мнению, размещалась гора Меру и солнце движется вокруг нее.

В начале первого тысячелетия до н. э. в Индии возник брахманизм. С этого времени у индийцев стало три главных бога: создатель, олицетворяющий и сотворивший Вселенную – Брахма, а также Шива и Вишну. Два последних представляли собой вечную жизнь в природе и плодородие. Шива при этом описывался как грозный и устрашающий, а Вишну – как доброжелательный к людям. Индра по-прежнему оставался могущественным богом, но был отнесен к разряду второстепенных. Некоторые важные ведические боги утратили свое значение.

Мифология в период брахманизма отличалась многообразием и во многом была противоречивой. Это связано с тем, что божества различных племен и общин сохранялись и входили в подчинение культу главных богов.

Большое количество мифов посвящено Вишну, который много раз оказывался на Земле, перевоплотившись в различные существа. Делал он это для того, чтобы уничтожить злые силы и помочь людям и богам. В мифах рассказывается о 10 крупных и 22 менее существенных перевоплощениях Вишну. В период Средневековья Вишну приобрел образ Рамы и Кришны.

Шиву часто описывали в виде аскета, который пляшет в состоянии религиозного экстаза или занимается созерцанием. Среди главных богов присутствовала богиня Ума (Дурга, Кали). Она являлась супругой Шивы и воплощала собой образ Великой матери.

В брахманистской мифологии существовало учение о сансаре (перевоплощении души) и карме (воздаянии, возмездии). Люди в Древней Индии были уверены в том, что возможно перевоплощение души. Перед этим душа человека, в зависимости от его земной жизни, попадает в рай или ад. Считалось, что существует более двадцати адов.

Владыкой подземного царства мертвых считался Яма. Он вместе с сестрой-близнецом был рожден Солнцем (богом Сурьи). С самого рождения Яма никогда не расставался с сестрой Ями. Достигнув определенного возраста, они стали мужем и женой. Они были безмерно счастливы, никогда не разлучались и все боги радовались их любви.

В то время, когда боги почитали супружество и считали его смыслом жизни, возможностью продолжить род, один из них неожиданно изменил праведному делу. За это он получил имя Беззаконный – Адхарма. В его семье были сыновья, к которым перешла греховность отца. Сыновей звали Великий Страх и Смерть (Мритью). Мритью взял секиру и решил убивать всех, кто проявляет признаки жизни.

Яма и Ями были детьми бога, но сами не являлись божествами и не были бессмертными. Сурьи создал их как первых людей, а своего третьего сына, Ману, как прародителя всех людей.

Мритью лишил Яму жизни. Те самым он показал людям их смертность на много поколений вперед. Яма навсегда покинул царство бессмертных и при этом лишил людей вечной жизни, он способствовал расставанию их души с телом в определенный час.

Любящая мужа и брата Ями оказалась в тоске, она лила горькие слезы и искала Яму. Все боги утешали Ями, советовали ей забыть мужа, но ничто не могло помочь ее горю. На небесах по-прежнему было светло, а боги без остановки вершили свои дела.

Тогда бог небесного света решил временно остановить небесное сияние и успокоить Ями. Таким образом он сотворил ночь, которая приходит на смену дню. Горе Ями немного утихло от удивления после наступления тьмы. С тех пор на смену дню всегда приходит ночь, чтобы подарить людям сон и уменьшить их тревоги.

Яма ожил и стал бессмертным. Однако его жизнь продолжалась не на небесах, а в подземных глубинах. Он стал царем обители мертвых душ. Он сидит на троне во дворце в подземном городе Ямапура, являющемся столицей в царстве смерти. Во власть Ямы попали и души живых людей, которые находятся в предсмертном состоянии из-за старости, болезни или боевых ранений. Яма также следит за тем, какие дела совершают люди в земной жизни.

Души умерших с покорностью стали являться к Яме на суд. Все, содеянное каждым человеком, записано помощником Ямы писцом Читрагуптой, который является Мастером Тайнописи. По земле также бродят четырехглазые пятнистые собаки, являющиеся подданными Ямы. Они следят за людьми, по запаху находят грешников и лишают их жизни. Души смиренно встают перед Ямой, который определяет для них меру похвалы или наказания. Достойные похвалы души после суда возносятся в небесный мир и навеки там поселяются в качестве духов предков, которым поклоняются потомки на Земле. Грешные души подвергаются наказаниям. В двадцать первом аду подземного царства претерпевают эти души мучения. Их терзают подданные Ямы, не знающие сострадания, за земные неправедные поступки.

Иногда сам Яма в колеснице проносится по Земле. Возницей у него является Мритью, который сеет среди людей смерть. В одной руке у него жезл, из которого извергается смертельный огонь, а в другой петля для ловли душ. Появляется Яма на черном буйволе. Он выглядит устрашающе в своей красной одежде и с огненным взором, который все видит. Никто не может избежать его приговора. Только он овладевает душами умерших.

Великого и страшного Яму люди пытаются умилостивить молитвами и жертвоприношениями. В царство Ямы попадают не только души умерших, но и тех, чье тело сожжено на костре. Туда же отправляются и души животных, которые были принесены в жертву богу. Два бога, Яма (пожиратель душ, блюститель порядка) и Агни (бог огня и пожиратель плоти), почти неразлучны.

В древние времена, когда боги только создали Время, человеческая жизнь была долгой – до 100 лет. Однако Мритью настигал людей петлей раньше времени, иногда еще в юности. Часть умерших люди закапывали в землю, а часть сжигали на костре. Милосердные боги разрешили людям проводить оба погребальных обряда.

Тела умерших сначала омывали водой или кислым молоком (священным продуктом). Затем покойников заворачивали в ткань, клали рядом драгоценные украшения и оружие. Люди верили, что эти вещи пригодятся умершим в жизни после смерти. Могилу сбрызгивали маслом и при этом молились, прося землю гостеприимно принять умершего.

Погружая тела в могилу, люди читали молитвы и пели гимны. Таким образом они обращались к богам и просили продлить их жизнь на Земле.

Если покойника готовили к сжиганию на костре, то его тело обмазывали жиром. Считалось, что это будет приятно для Агни и поможет быстрее разделить душу и мертвое тело.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.