Кто такие евреи их традиционные предметы быта. Повседневная жизнь еврейской семьи

Иудаизм как образ жизни нуждается в ритуале. Для евреев любой обряд напоминает о том, какое место Бог занимает в его жизни. Религиозная практика рассматривается как дисциплина, способствующая совершенствованию характера каждого, как форма наставления. Она дает еврею возможность пережить заново опыт своего народа и тем самым усиливает его преданность; это способ выживания народа и сохранения веры.

Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Молитва должна твориться в глубокой сосредоточенности, погруженности в себя. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна.

Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу. Они не рассматриваются как желательные или обязательные для всего человечества.

Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах(Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Обряды рождения и совершеннолетия. Когда рождается младенец мужского пола, ему обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществляется на тридцатый день после рождения. В связи с началом обучения детей совершают посвятительные обряды. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторых реформистских общинах также девочки) участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки. В 19 в. в консервативных и реформистских общинах для юношей и девушек была введена церемония конфирмации, совершаемая обычно в день праздника Шавуот.

Брачная церемония. Сначала происходит торжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно не практикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой – балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистов одно). В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительное благословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемонии также зачитывается брачный контракт (кетубба).

Погребальный ритуал. Перед смертью умирающий исповедуется. Родственники покойного надрывают на себе одежду (этот обычай распространен среди ортодоксов). В память умершего зажигают свечу. Тело умершего облачают в белый саван (у ортодоксов). Во время погребения читают «Каддиш», молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность принять его волю. Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому (у реформистов этот период короче). Скорбящие читают «Каддиш» в синагоге в течение одиннадцати месяцев. По истечении года на могиле устанавливают надгробие. Годовщину смерти («Йорцайт») отмечают зажиганием поминальной свечи и чтением «Каддиша». На праздникиЙом-киппур, Суккот,Песах иШавуот совершают поминальную службу, во время которой читают поминальную молитву «Йизкор».

Представить себе образ жизни наших праотцов, Авраама, Ицхака и Яакова, не так уж и сложно – достаточно посетить лагерь бедуинов где-нибудь в Иудейской пустыне. Надо только предварительно попросить их спрятать генератор и тарелку спутникового телевидения. Жизнь евреев эпохи Второго Храма мы тоже знаем неплохо: быт этого по преимуществу земледельческого населения во множестве подробностей описан в Талмуде. Но как был устроен быт наших предков после исхода из Египта и во время завоевания Святой земли? Когда не было еще городов и царей, а историю творили библейские пророки.

Однако в книгах пророков Иегошуа и Шмуэля, равно как и в книге Судей бытовых подробностей совсем немного. Может ли нам помочь археология? И археологи, и текст Священного Писания едины: сначала евреи поселились в трех гористых районах страны – в Иудее, Самарии и в долине реки Иордан. Политики, называющие эти земли «оккупированными территориями», наверное, имеют в виду, что оккупировали их евреи 35 веков тому назад.

Раскопки показывают, что около XV в. до н.э. большинство поселков и городов в этих горах были разрушены, а население их исчезло, хотя ханаанейцы в долинах и филистимляне у моря продолжали жить еще веками. По прошествии ста лет на месте разрушенных поселений или вблизи с ними стали возникать поселки нового народа. И про народ этот известно, что он не ел свинины – обычно в ханаанейских раскопках свиные кости составляют около пятой части всех костей, в этих раскопках не обнаружено ни одной. А найденные остатки посуды были практически идентичны тем, что спустя несколько веков распространятся в городах и поселках еврейского царства. Так что, по всему судя, это и были наши предки.

Устройство их домов было практически стандартным во всех новых поселениях. При входе в дом ты попадал в длинный открытый двор. Во дворе были обычно два длинных помещения. Одно – закрытое, служило кухней, там же изготавливали керамическую посуду для домашних нужд. Другое – крытый двор, в котором женщины пряли и ткали. Печь для хлеба и очаг для приготовления еды стояли иногда в открытом, но чаще в крытом дворе. А в глубине шло четвертое помещение, служившее спальней.

Археологи подметили, что это отсутствие внутренних и проходных комнат давало возможность мгновенно попасть из центрального двора в любое помещение и отличало еврейские дома от других домов той эпохи. Можно увидеть в этом иллюстрацию большего равноправия, заложенного в иудаизме.

Пол в домах был всегда земляным, и обязательным орудием в доме был каменный ручной каток, которым регулярно утрамбовывали пол. Крыша дома тоже не пропадала даром – на ней сушили фрукты, хранили бочки с вином и маслом. Иногда на ней устраивали и небольшой чердак.

Поселения первых веков имеют и обычный общий план – группа домов, подобных описанному, обращены входом к центру. Вокруг группы домов, как правило, была стена, но совсем невысокая. Судя по ее виду, это была не столько оборонительная стена, сколько загон, в который можно было собрать на ночь скот.

Интересно, что описанный план дома был почему-то настолько важен нашим предкам, что они продолжали его использовать даже по прошествии нескольких веков – до самого вавилонского пленения. Однако вначале все дома были на одно лицо, и совершенно невозможно опознать дома вождей или правителей, а во времена царства мы уже видим дома большие и маленькие, богатые и бедные.

Произошли со временем, естественно, и другие изменения. Например, первые несколько сотен лет мы не находим у евреев никакой письменности – в отличие от многих соседей. Только с установлением твердой центральной власти грамота начинает распространяться в народе. Для изготовления орудий труда и оружия в первые века евреи пользовались почти исключительно бронзой, и лишь семь процентов найденных орудий были железными. Ко времени создания царства железные орудия уже вытесняют бронзовые.

Я уже начал писать эту статью, когда на территории нашего поселка Нокдим, находящегося на краю Иудейской пустыни, археологи раскопали небольшую ферму практически тех времен – 8 или 7 века до н.э. И обнаружили всё тот же план дома со складом и загоном для скота. Археологи уверены, что это было единственное поселение на этом холме – от зари времен и до основания нашего поселка около сорока лет назад.

Стояли мы на холме и представляли себе их жизнь: несколько домов, овцы в загоне, огонь в очаге. А вокруг – безлюдная пустыня на многие километры, лишь к западу стоял небольшой город тех времен – Ткоа. Похоже, что такими одинокими фермами и жили наши предки в описанные времена.

Пророк Амос в первых словах своей книги представляется: «Слова Амоса, что был одним из пастухов в Ткоа». Если не прямо на этой, то на точно такой же ферме вырос великий пророк, сначала предсказавший страшные наказания за несправедливость, но закончивший словами, которые так хорошо звучат сейчас на холмах Иудеи и Самарии: «“И возвращу Я изгнанников народа моего, Израиля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут пить вино из них, и разведут сады, и будут есть плоды их. И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им”, – сказал Господь Б-г твой».

является одной из главных ценностей. Брак считается нормальным состоянием человека, а его отсутствие скорее свидетельствует о духовной и физической ущербности. В отличие от христианства иудаизм не связывает безбрачие со святостью, наоборот, брак - это идеал, заповеданный Торой.

Браки в еврейском обществе до сих пор играются согласно установленным традициям. Заключению брака предшествует сватовство (шидух), которое заключается в знакомстве молодых и их семей. Очень часто сватовство поручают профессионалу (шахдану), инициаторами сватовства часто выступают родители одной из сторон. Если сватовство прошло удачно, то оформляется документ (тнаим), в котором указывается день свадьбы и перечисляются все материальные обязательства, которые принимают на себя родители новобрачных для организации и обеспечения свадьбы. Сам день свадьбы имеет название "хупа" или "день хупы" (так называется свадебный балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания). Свадьба начинается с подписания ктубы - документа, в котором перечисляются права и обязанности мужа и жены, и в том числе материальные обязательства мужчины на случай развода. Документ по традиции составляется на арамейском языке, на котором в древности разговаривали евреи, но также переводится и на иврит.

В семьях Израиля права женщины довольно серьезно защищены: уже более тысячи лет существует запрет разводиться с женщиной, если она не согласна; более двух тысяч лет существует обычай выдавать женщине на свадьбе ктубу - документ, который защищает ее интересы в случае развода. В ктубе детально перечисляется приданое, которое дается за невестой. Муж имеет право пользоваться приданым, однако в случае развода он обязан вернуть его целиком, прибавив к нему еще треть его стоимости (так называемая "прибавка трети"). Ктуба должна быть подписана свидетелями (не родственниками молодых, а третьими лицами), также ее подписывают новобрачные. Ктубу зачитывает раввин после того, как жених надел невесте на палец обручальное кольцо и далее ктуба передается невесте.

В случае, если семья не складывается и дело доходит до развода, мужчина должен передать жене или ее представителю особый документ о разводе (гет). Даже в случае, если развод инициирован супругой, мужчина все равно должен передать ей данный документ, в противном случае жена не сможет выйти замуж вторично. Помимо этого, женщина не имеет право заключать повторный брак, если муж пропал, в этом случае она получает статус "агуна" (связанная).

Семьи в Израиле считаются одними из наиболее спокойных и благополучных в мире. Как правило, в израильских семьях не принято повышать голос и излишне эмоционально решать проблемы. Считается, что любой конфликт можно решить спокойным дипломатическим путем. Родители являются неоспоримым авторитетом, они передают детям все национальные и семейные традиции, прививают навыки правильного поведения и воспитания.

Что касается отношений между мужчиной и женщиной в семьях Израиля , то они основаны на определенной доле равноправия. Хотя женщина и уступает мужчине право первого и главного в семье, но израильская семейная система ценностей держится на том, что у каждого из них есть свои обязанности, которые не смог бы выполнить другой, и все обязанности являются одинаково важными для полноценного функционирования семьи.

Согласно израильским традициям, в отношениях между супругами должна быть абсолютная духовная и физическая чистота. К примеру, в тот момент, когда у женщины начинается менструальный цикл, она считается нечистой и муж не должен к ней прикасаться. Этот период, исключающий возможность интимной близости, начинается с первого дня менструации и заканчивается особым обрядом очищения. Женщина должна следить за временем начала менструации и точно знать день, когда цикл начнется. После окончания менструации необходимо отсчитать семь дней, по истечении которых женщина проходит обряд очищения. После этого вновь возможна близость между супругами. Кроме этого, считается, что если ребенок зачат во время менструального цикла или до момента очистительного обряда, что он будет иметь очень дерзкий и грубый характер. Если же ребенок был зачат в чистые дни, то он обязательно вырастет добрым и прекрасным человеком.


Существует собое отношение в семьях Израиля к воспитанию детей. Как и любые другие родители, израильтяне хотят для своих детей только самого лучшего. Помимо собственно воспитания положительных и хороших качеств в ребенке, помимо развития его ума и стремления к успеху, в израильских семьях также прививают любовь и почитание к религии и к многочисленным национальным традициям, большинство из которых имеет очень древнюю историю. Дети должны искренне и с настоящей любовью чтить не только родственников, но и историю, религию и культуру своего народа. Израильтяне не относятся к той категории родителей, которые позволяют свои детям абсолютно все. Напротив, в семьях Израиля детей держат в строгости и с ранних лет четко объясняют, что правильно и допустимо, а что непозволительно.

Израильское общество неоднородно. В целом его можно разделить на две категории: светское и религиозное. Подходы к
жизни и к воспитанию детей у данных двух категорий существенно различаются. Если светская часть еврейского народа больше похода на европейцев в жизненных ориентирах и в организации жизненного пространства, то религиозная часть общества - хасиды очень сильно ориентированы на религию, на соблюдение всех религиозных канонов и обрядов, которых в иудаизме великое множество. Для светских семей в Израиле среднее число детей примерно двое, для религиозных семей, как правило, пять или шесть. Средняя рождаемость в стране - где-то порядка трех детей на одну женщину.

В Израиле в соответствии с запросами такого неоднородного общества создана достаточно сложная система образования. Общеобразовательные школы бывают трех типов: религиозные, госудаственно-религиозные и светские. В религиозных школах светские предметы отданы на усмотрение администрации, доминирует религиозное образование, министерство образования такие школы не курирует и дипломы не выдает. Государственно-религиозные школы отличаются от первых тем, что в них присутствуют и религиозные, и светские предметы в одинаковом количестве, министерство образования осуществляет контроль за деятельностью таких школ, аттестаты в них выдаются. Светские, соответственно, ориентированы большей частью на светское образование, религиозные предметы представлены по минимуму и не являются обязательными, аттестаты также выдаются. Школы, кроме этого, подразделяются по системе оплаты. Есть полностью бесплатные школы - государственные, есть полугосударственные (родители частично участвуют в оплате), а также частные, оплата обучения в которых полностью осуществляется родителями учеников. Самое лучшее образование дается в платных школах. Для дополнительного образования также существуют вечерние частные школы с различным уклоном.

Детские сады являются бесплатными для детей с трех лет, ребенок там может находится до 13:00 - 13:30, то есть до обеда. Также в таких детских садиках существует продленка до 16:00, но за дополнительную оплату. Детские сады до трех лет - платные, также есть частные детские сады, где ребенок может оставаться на полный рабочий день. Размер оплаты муниципального детского садика составляет в среднем 9% от средней зарплаты, а частного может доходить до 30% от средней зарплаты.

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а). "Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89). "Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса

Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)

""Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

"Никто не порезался?"
Хана Сара Редклиф пишет:
"... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков". Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

"У нас болит нога"
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
"Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.

Согласие и благословение родителей на брак своих детей
Вот пример из Писания, когда дети просили согласие родителей на их брак:
«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.» (Суд. 14:1-2)

Как поступали, если родители не соглашались?
«Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам.» (Исх. 22:16-17)
"Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова "были в тягость" в Быт.26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей)."" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.107).
«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:34-35)

Еще о родительском благословении:
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.» (Быт. 24:2-4)
«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;» (Быт. 28:1-2)
«И сказал Халев: кто поразит Кириаф - Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.» (Иис. 15:16-19)

«Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Цар. 18:27)

Введение

История иудаизма , История еврейского народа - история религии и культуры . Она охватывает почти четыре тысячи лет и сотни других различных народов, их религию и культуру, с которыми на протяжении всей своей истории взаимодействовал еврейский народ. Существенная часть еврейской истории связана с территорией, которая в настоящее время называется государством . Согласно еврейской традиции, евреи ведут своё происхождение от библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которые жили в земле Ханаан с XVIII века до нашей эры.

Во время римского периода, евреи были рассеяны и распространились по всему миру в так называемой . После во время Второй мировой войны было создано государство Израиль. (Современная история Израиля рассматриваются в отдельной статье ).

Географическое положение

Израиль, это уникальная страна, любима всеми евреями, и являющаяся лакомым кусочком для многих народов, расположился на юго-западной части Азии. Его территорию омывают три моря. На западе он омывается водами Средиземного моря, а с южной стороны – водами Красного моря. Восточные проходят по реке Иордан и по Зеленой линии, установленной в 1949 году. На его землях имеется и еще одно уникальное море – Мертвое. О его волшебно-целебных свойствах знают далеко за пределами израильского государства.

Сегодня площадь составляет почти 27 тысяч квадратных километров, из них площадь Израиля 20 тысяч квадратных километров, а площадь Сектора Газа и Западного берега реки Иордан – 6,2 квадратных километра. Если говорить о географическом положении Израиля, то на севере Израиль соседствует с такими государствами, как Ливан, с северо-восточной стороны с Сирией, с Иорданией с востока, а с государством Египет – на юго-западе страны.

Государство Израиль имеет самый разнообразный рельеф – на западе страны вдоль берегов всего побережья Средиземного моря протянулись плодородные земли Прибрежной равнины, а на северо-востоке страны расположился совсем другой рельеф – Голанские высоты. Восток страны также гористый – здесь раскинулись Галилейские горы, здесь же расположились и горы Самарии, восток Израиля – это и знаменитые впадины – где раскинулась Иорданская долина, и где расположился самый уникальный в мире водоем – Мертвое море. На юге Израиля большая часть его территории занята песчаными пустынями – Негев и Арава. Рельефы всей территории Израиля резко меняю одна другую.

Самой высшей точкой страны является гора Хермон, она находиться над уровнем моря на 2224 метра, тогда как самая низшая точка Израиля находиться ниже уровня мирового океана на 418 метров, и это самая низкая точка во всем мире.

официально является город его Иерусалим. Это Святой город не только для евреев. Он является колыбелью для самых могущественных мировых религий, здесь сосредоточены основные их святыни. Но вследствие некоторых событий, в частности после того, как Израиль аннексировал Восточный Иерусалим и издал Закон об Иерусалиме, многие страны мира соблюдают статус-кво, признавая столицей государства Израиль город Тель-Авив. Но, в тоже время город Иерусалим выполняет все функции, которые нужно выполнять городу, имеющему статус столицы государства. Здесь расположены все правительственные учреждения, работает израильский парламент – Кнессет, здесь в Иерусалиме расположен израильский Верховный суд, министерства, работают Президент и премьер–министр государства, словом идет политическая жизнь и формируется внутренняя и внешняя политика государства. Иерусалим – это внутренняя столица израильского государства, а Тель-Авив же признан международной столицей.

Географическое положении Израиля способствует и развитию такого перспективного направления, как туризм. Расположение страны на Ближнем востоке, где с запада земли страны омываются волнами Средиземного моря, а на юге – кристально чистыми волнами Красного моря – делает Израиль привлекательным курортным местечком. Береговая линия Средиземного моря простирается на 230 километров вдоль запада Израиля, а береговая линия Красного моря – на 12 километров вдоль юга страны. На востоке Израиль ограничен горами – Сирийско-африканским разломом. Северные границы государства Израиль проходят рядом с границами Сирии, а северо-восточные – с Сирией, Израиль соседствует на востоке с Иорданией, а на юго-западе с Египтом. И хотя официально границы Израиля так до конца не приняты, общая их протяженность составляет около 1125 километров.

Что качается географического положения Израиля, то естественно большая часть всего проживает на равнинных территориях, в частности на Прибрежной равнине. Прибрежная равнина протянулась вглубь страны на 40 километров вдоль побережья Средиземного моря. Почти половину всех земель Израиля занимает пустыня – это пустыня Негев, раскинувшая свои пески на юге страны. Но на этих территориях проживает всего 8% всего населения Израиля.

На территории страны имеется один единственный пресноводный водоем – озеро Кинерет, известное также под именем Голанского моря. Голанское море очень древний водоем, не раз упоминаемый в Библии. Многие библейские сюжеты и истории связаны именно с этим морем. Озеро Кинерет расположено на территории Иорданской долины, самой плодородной долины Израиля. Географическое положение в Израиле Иорданской долины – от границ Иордании и до самых пустынных земель Аравы, что расположены южнее Мертвого моря.

Самая значительная и полноводная река Израиля – река Иордан. Она проходит практически через всю территорию Израиля, беря свое начало у подножия горы Хермон, наполняясь водой горных ручьев, проходит по долине Хула, впадает в Голанское море – озеро Кинерет, что самое интересное – выходит из него и, проходя через Иорданскую долину, впадает в Мертвое море.

И географическое положение Израиля, и климатические данные этой страны способствуют развитию курортных зон на ее территории. Главным и самым знаменитым курортным городом страны считается город Эйлат, расположенный на побережье Красного моря, у Эйлатского залива. Эйлат является самой южной точкой Израиля. Климат в Эйлате позволяет работать и принимать гостей на курортах города круглый год.

Температура воды Красного моря у берегов Эйлата никогда не опускается ниже +23 градусов Цельсия, а потому купальный сезон может быть в течение всего года.

Что касается географического положения Израиля, то оно довольно часто имеет искаженный вид, так как многие считают, что государство политически принадлежит к Европе. Наблюдательные люди не раз замечали, что израильские спортсмены берут участие только в чемпионатах Европы, и никогда не принимают участие в соревнованиях на азиатских площадках. К такому хитрому шагу Международное сообщество прибегло для того, чтобы не раздувать и без того острый конфликт между арабами и израильтянами. Кроме того, можно сегодня довольно долго спорить о том, что же все-таки делало земли Израиля столь желанными для многих народов: благоприятное географическое положение Израиля или все-таки повышенный интерес к этим местам божественных сил. Но, как бы там ни было, вот уже на протяжении многих сотен лет этот небольшой участок земли, где воедино соединились история и география, притягивает к себе усиленное внимание многих народов.


В Израиле есть и горы Государство Израиль имеет самый Израиль омывают три моря. разнообразный рельеф (Средиземное, Красное и Мертвое)

Государственная символика

Флаг Государства Израиль представляет собой две голубые полосы на белом фоне, со звездой Давида между ними. Полотнище флага напоминает «талит» - белый с синим полосами еврейский молельный платок. Утвержден как символ государства 28 октября 1949 года.

Государственный герб Израиля представляет собой семисвечник (менора), обрамленный двумя оливковыми ветвями (символ мира), исходящими из расположенного внизу написанного на иврите названия государства. Золотой семисвечник был одним из главных культовых предметов в иерусалимском Первом Храме времен царя Соломона. Утвержден Временным государственным Советом.

Гимн Израиля

Иврит Транслитерация кириллицей Русский перевод

כָּל עוד בַּלֵּבָב פנימה Коль од балевав пэнима Пока внутри сердца всё ещё
נפש יהודי הומיה , Нэфэш йеуди омия Бьётся душа еврея,
וּלְפַאֲתֵי מזרח קדימה Ульфаатэй мизрах кадима И в края Востока, вперёд,
עין לציון צופיה , Айн ле-Цийон цофия На Сион устремлён взгляд, -

עוד לא אָבְדָה תקוותנו , Од ло авда тикватэйну Ещё не погибла наша надежда,
התקווה בת שנות אלפים , ха-тиква бат шнот альпаим Надежда, которой две тысячи лет:
להיות עם חופשי בארצנו , Лийот ам хофши бэ-арцэйну Быть свободным народом на своей земле
ארץ ציון וירוּשָׁלַיִם . Эрэц Цийон вэ-Ирушалаим Стране Сиона и Иерусалима.

Природа Израиля

Израиль – земля контрастов. Здесь есть горы, долины, пустыни. Внутри страны находится самая низкая точка на земном шаре – Мертвое море (394 м ниже уровня моря). Самая высокая точка в Израиле – гора Хермон (2294 м над уровнем моря). Две горные цепи делят Израиль на три совершенно разные по рельефу области:

    Приморскую (или Прибрежную) равнину;

    Горную область;

    Иорданскую впадину.

1. Приморская равнина. Приморская равнина имеет протяженность 190км и ширину до 40 км. В ее составе различаются долина Зевулун к северу от Хайфы, равнина Хашарон к югу от Хайфы до Тель-Авива и Иудейская равнина к югу от Тель-Авива. За узким песчаным берегом расположена полоса плодородных обрабатываемых земель. На Приморской равнине обитает большинство населения, сосредоточена основная часть промышленного и аграрного потенциала Израиля и находятся главные портовые города Хайфа, Ашдод, и Тель-Авив, ведущий промышленный и торговый центр страны.

2. Горная область простирается от Ливанских гор на севере до Эйлатского залива на юге. На юге она поднимается полого, образуя цепи холмов в 200 – 400 м высотой. На востоке горы крутые и обрывистые. Высота гор достигает 1280 м. Горная область тоже делится на три части: Галилео – на севере, Центральное нагорье (Иудею, Самарию и Шфелу) – в центре и нагорье пустыни Негев – на юге.

3. Рифтовая долина . Эта уникальная впадина, нередко именуемая Иорданской по названию текущей здесь реки, является частью крупного геологического разлома – Сирийско-Африканской рифтовой зоны и включает долину р. Иордан, зажатую между горами Иудеи и Самарии на западе, и горами Иордании на востоке; долину Хула между горами Галилеи и Голанским высотами; Израильскую долину между горами Галилеи и Самари, впадину Мертвого моря и продольную впадину Вади-эль-Араба, соединяющую его с Красным морем.

Флора и фауна

Небольшой по площади Израиль отличается невероятным разнообразием физических и климатических условий и поразительным богатством растительного и животного мира. Протяженность страны с севера на юг составляет всего 470 км, но при этом, она являет такое разнообразие ландшафтов, какое в других странах возможно лишь на расстояниях в тысячи километров. На севере вздымается гора Хермон с ее снежными склонами и альпийской фауной и флорой, а на юге раскинулся Эйлатский залив с его потрясающей красоты коралловыми рифами и рыбами фантастических расцветок, представляющими тропическую фауну. Между двумя этими точками лежат зона пустынь, цветущие оазисы, среднеземноморские лесные массивы и впадина Мертвого моря – самая низкая точка на земной поверхности.

Это богатство выражается в 2600 видах растений (150 их которых встречаются исключительно в Израиле), 7 видах амфибий, почти 100 видах рептилий, 500 видах птиц и приблизительно 100 видах млекопитающих. Израиль служит местом встречи трех растительных поясов: среднеземноморского, ирано-туранского и сахаро-синдского и демонстрирует исключительное по своему разнообразию собрание трав, особенно однолетних и геофитных, типичных для всех трех поясов. Земля Израиля – самый северный предел для таких растений, как египетский папирус, и самый южный для других, подобных ярко-красному коралловому пиону.

Н Праздники, религия, нравы, быт ыт.

Израильтяне - удивительный народ . Это единственный этнос в мире, который на протяжении 2000 лет не имел своей территории, но сумел сохранить свой язык и культуру. Лишь только в 20 в., решением ООН евреи наконец-то обрели собственное государство.

Израильтяне имеют многоликую и многогранную культуру, отточенную главным инструментом – временем. Культура Израиля представляет собой творческий альянс множества субкультур разных общин, живущих на территории Израиля, их традиций и достижений многих поколений. Это многонациональная страна, где проживают не только евреи, но и палестинские арабы, армяне, грузины, бедуины, черкесы, самаритяне и даже русские.

Нет в мире другой культуры, хоть чем-то похожей на еврейскую. Она колоритна, самобытна, своеобразна. И не смотря на весь этот культурный слоёный пирог, самым большим и вкусным «коржом» является еврейская культура. Её влияние крайне велико не только внутри своей страны, но на весь мир в целом, так как она является прямым и неоспоримым свидетелем событий древнейших времён Христа и стояла практически у самых истоков зарождения мира.

Израиль единственная страна в мире, где жизнь вращается вокруг еврейского календаря.

Это свой «личный» национальный календарь наряду с григорианским. Именно от него зависит работа государственных и частных предприятий, время школьных каникул, по нему отмечают праздники и проставляют подписи в документах, именно еврейский лунный календарь решает – можно ли сегодня веселиться, мыть дома посуду или принимать гостей.

Суббота для евреев – священный день, когда всё в городах «вымирает»: в субботу вы ни то, что ни купите продуктов на рынке, но и не доедете куда нужно на общественном транспорте. В этот день истинные евреи не выполняют никакой физической работы, не веселятся, не смотрят телевизор и не отвечают на телефонные звонки. Шаббат – время отдыха, время для семьи и дружбы. В Шаббат нельзя включать свет, вечером в пятницу женщина зажигает свечи. Их ставят на праздничный стол. Перед трапезой читаются молитвы над вином и хлебом. Вино наливают всем присутствующим.

Одним из самых интересных праздников является Еврейский Новый Год или «Рош-ха-Шана» , который по нашему привычному календарю приходится в период с 5 сентября по 5 октября.

На новогоднем еврейском столе обязательно присутствует мёд, в котором макают первый кусок хлеба и дольку яблока на сладкую жизнь

Йом-Кипур – самый святой день в году. Двадцать пять часов верующие евреи постятся, не моются, не надевают кожаную обувь. Молятся в синагоге. «День искупления» завершается протяжным звуком бараньего рога – шофара.
В ноябре – декабре в Израиле Ханука. Когда наступает вечер, зажигают светильники (ханукие) над входом в дом или на подоконнике. Каждый день добавляют новый огонек, пока их не станет восемь.
По обычаю в это время готовят пончики и картофельные оладьи. У детей каникулы.

Самый веселый праздник – Пурим - отмечают в конце февраля. Устраивают карнавалы, танцуют, веселятся. На праздничном столе сладости, вина, торты и самое главное блюдо Пурима – гоменташен (треугольные пирожки с маком иизюмом).

В марте – апреле у евреев Песах (Пасха). К празднику готовятся заранее: из дома выносятся все кушанья из квашенного теста. На стол подают мацу (пресные лепешки), которую едят семь дней.


Свадьба в Израиле носит название кидушин, что означает посвящение. Невеста посвящает себя жениху. Празднуют свадьбу обычно на свежем воздухе. Над головами жениха и невесты держат специальный навес – хулу. Он символизирует их общий дом. Гости и хозяева пируют семь дней.

Историческая справка

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит – еврейский народ. Несмотря на то, что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания. Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится сыном Ною), он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах: библейском; древнем; античном; средневековом; новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет . В землях Ханаана Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф – новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений. История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой. Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в столицу Египта выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта История еврейского народа в Ветхом Завете показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями. Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из Египта. История еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как: десять казней Египта; расход реки перед Моисеем; выпадение манны небесной; раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом. Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери земли обетованной, как и нет ни одной страны в наше время, где не существовало бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» – Израиль

Национальная одежда

Традиционная одежда евреев достаточно колоритная, что позволяет им выделяться из толпы, облачаясь в вещи в национальном стиле.


Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю. Создавался он с расчетом на то, чтобы евреи могли ассимилироваться в любой стране. Причиной такого желания была нелюбовь представителей многих стран к лицам еврейской национальности. Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободившись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс .

Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.

Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине .

Еврейская культура всегда была исключительно городской . Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.

Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки .

Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник черного цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.

Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника . Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.

Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.

Каждый еврей свой традиционный наряд дополняет головным убором . Иногда их бывает даже несколько сразу – ермолка и поверх нее «каскет» или же «дашек». «Каскеты» внешним видом напоминают кепки старого фасона и широко распространены среди евреев, проживающих на территории России и Польши.

В повседневной жизни частью традиционного еврейского костюма является черная шляпа. Этот лаконичный головной убор, несмотря на кажущуюся простоту, очень много может рассказать о своем владельце.

В современном мире традиционный еврейский костюм все еще достаточно популярен . Религиозные евреи также используют ермолки и традиционные накидки. Полноценный костюм используется для различных торжественных мероприятий и собраний.

Традиционный еврейский костюм – это отражение всех особенностей мировоззрения этой нации. Каким бы переменчивым ни был мир вокруг, евреи успешно подстраиваются под изменения в нем. Так и их национальная одежда, меняясь в зависимости от эпохи и места обитания, остается уникальной и не похожей на костюмы других народностей.

Национальное блюдо

Блюда, созданные еврейской кухней, могут рассказать об истории, образе жизни, национальных вкусах народа. Определенный след оставили в еврейской кухне религиозные обычаи, которые наложили специфические ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах ни в меню нельзя сочетать мясо и молоко. Не разрешается к употреблению кровь и свинина.

В еврейской кухне отчетливо видны и элементы рационального питания. Из продуктов животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической ценности.

В еврейской кулинарии ограниченно применение пряностей как по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, гвоздика, корица), так и по количеству. Все направлено на сохранение нерезкого, естественного вкуса блюд. Вообще же, своеобразие еврейской кухни состоит в несложном составе блюд и быстром их приготовлении.

Вот рецепт одного из них:

Традиционное еврейское блюдо – Латкес

Латкес - это одно из множества традиционных блюд, которые чаще всего готовятся именно на Хануку. В этот день обилие , на кото готовят все , совершенно не ограничено.

В чём же заключается суть этого праздника? Согласно преданиям, когда евреи поднялись на Храмовую гору и очистили Храм, они должны были освятить его зажженной особым маслом лампадой. Но когда они стали искать масло, то обнаружился всего один кувшин, которого с натяжкой хватило бы на один единственный день горения лампады. Но делать было нечего, менору все-таки зажгли, так как Храм нужно было освятить. И произошло чудо! Золотая менора горела на протяжении восьми дней! Именно столько времени нужно для того, чтобы приготовить новое масло. И теперь светлый праздник Ханука празднуется именно восемь дней, ровно столько, сколько длилось чудо.

Во время этого праздника люди зажигают большое количество свечей и готовят разнообразнейшие угощения, используя большое количество растительного масла, о чем мы упоминали ранее. Одним из таких угощений как раз и является латкес, или по-нашему драники. Как приготовить классический еврейский латкес вы узнаете из нашего рецепта, а пошаговые фото помогут вам визуализировать процесс приготовления.

Ингредиенты:

Картофель (3 средних клубня);

Лук (1/4 шт.);

Куриное яйцо (1 шт.);

Мука (1 ст.л.);

Сыр пармезан (1 ст. л.);

Перец черный молотый по вкусу;

Соль (по вкусу);

Масло для жарки.

1. Для начала берем все ингредиенты и выкладываем их перед собой на стол, чтобы убедиться, что мы ничего не забыли. Если здесь все в порядке, то можете смело переходить к следующему шагу.

2. Возьмите картошку и измельчите на крупной терке. Лук можно измельчить с помощью блендера. Затем отожмите из картофеля лишний сок. Чем суше она будет - тем лучше. Смешайте в удобной миске те ингредиенты, что изображены на фото ниже.

3. Сковороду обильно поливаем растительным маслом. Не переборщите, латкес не должны утопать в масле! Прогреваем сковороду, затем берем картофельную массу (1-2 столовых ложки) и выкладываем на сковороду. С помощью лопатки сплющиваем массу и ждем, пока она не обжарится до золотистой корочки.

5. Теперь можем снимать наше блюдо с огня, раскладывать по тарелкам и подавать к столу, приправив сметаной и не дожидаясь, пока латкес остынут.