Что такое знание определение по обществознанию. Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно

Знание - достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и знания было разработано в др.-греч. философии Парменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивно, либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами. Проблема веры и знания одна из центральных в ср.-век. теологии и философии. Введённое схоластикой различение априорного и опытного (апостериорного) знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени.

Знание -- проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

Помимо научного, современная теория познания выделяет обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знание, рассматривая их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности.

Обыденное или житейское знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов. По мере расширения универсума фактов, о которых знает человек, т.е. по мере развития науки, философии, искусства и т.п., сфера обыденного знания также расширяется и изменяется. Житейское знание выступает основой всех других видов знания, поэтому его значимость не следует преуменьшать.

Художественное знание формируется в сфере искусства и, в отличие от научного или философского знания, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания - художественный образ. Главная особенность художественных образов - самоочевидность и убедительность вне и независимо от любого доказательства. В искусстве в отличие от науки и философии допускается и даже приветствуется вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Но вымысел существует именно для того, чтобы яснее и выразительнее выявить какое-то знание о реальности. Безусловно, познание - не главная функция искусства, поэтому художественное знание существует как своего рода побочный продукт. Тем не менее, совершенно отрицать гносеологическую ценность искусства было бы неверно.

Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. В мифологическом знании собственно знание и переживание существуют в нерасчленимом единстве, наблюдения об окружающем мире не осмысливаются рационально. Мифологическое знание это не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживаний людей по поводу действительности. В первобытных обществах мифологическое знание играло очень существенную роль, обеспечивая стабильность первобытного социума и трансляцию значимой информации от одних поколений к другим. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т.е., в конечном итоге, познавал ее. Эта первоначальная мифологическая структуризация мира послужила основой возникновения в дальнейшем рациональных форм знания. Сущностная характеристика религиозного знания - связь с верой в сверхъестественное и эмоционально-образным

отражением действительности. В религиозном знании акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы, предлагает абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Но любая развитая религиозная система, так же как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Религия, будучи одним из вариантов ответа на мировоззренческие вопросы, представляет собственную версию картины мира.

Главной особенностью философского знания является его рационально-теоретическая форма. Взгляд философии на человека и мир это взгляд объективности и достоверности, точка зрения разума. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории. В ранней философии причудливым образом переплетаются начала нового теоретического, объективного знания и мифологические представления.

Помимо уже перечисленных, существует еще один особый вид знания, которое объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного - квазинаучное . При этом квазинаучное знание - самостоятельное культурное явление, несводимое ни к науке, ни к философии, ни к религии, ни к искусству. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, эзотерических учениях и т.п. Квазинаучное знание выполняет в культуре специфические компенсаторные функции, позволяя человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся, трудно предсказуемой реальности.

Все перечисленные виды знания отличаются друг от друга по форме и содержанию, т.е. существуют относительно независимо друг от друга. Теория познания выявляет специфические особенности каждого из них, соотносит с другими культурными формами и определяет их место в культурном универсуме.

Трудно, может быть даже невозможно, дать четкое и исчерпывающее определение того, что есть "знание": во-первых, это понятие является одним из самых общих, а таковым всегда сложно дать однозначное определение; во-вторых, существует достаточно много различных видов знания, и их невозможно уложить в один ряд.

Прежде всего, нужно различать знание-умение (практическое знание) и знание-информацию. Знание-умение еще называют "знанием как". В этом смысле можно говорить о том, что я знаю, как играть на гитаре, как ездить на велосипеде и т.п. "Знание как" отличается от знания-информации, или "знания что". Когда я говорю "я знаю, что сумма углов треугольника равна двум прямым углам", "я знаю, что кит - млекопитающее", я утверждаю, что обладаю некоторой информацией. "Знание что" выражает и характеризует некое состояние дел: наличие у предметов определенных свойств, отношений, закономерностей и пр.

Нетрудно видеть, что к "знанию как" неприменимы понятия истинности и обоснованности. Можно хорошо или плохо ездить на велосипеде, но можно ли делать это истинно или ложно?

В эпистемологии главное внимание уделяется анализу знания-информации, ибо только его можно недвусмысленно оценивать как обоснованное и необоснованное, достоверное и недостоверное, истинное или ложное. А именно поиски способов обоснования знания, критериев его достоверности, истинности издавна были основным мотивом философского анализа знания.

Еще античные философы считали, что знание не может быть ложным, поскольку оно есть непогрешимое состояние разума. Как истинное рассматривает знание и современная эпистемология, хотя она и не апеллирует к таким непогрешимым, абсолютно достоверным состояниям сознания. Просто слово "знание" по своему значению не может относиться к заблуждению или лжи.

Приняв все сказанное во внимание, попробуем прояснить, что же такое знание. Обычно, когда мы говорим, что знаем нечто, то полагаем, что имеем об этом "нечто" правильное и достоверное представление. Мы также убеждены в том, что наше представление не является заблуждением, иллюзией или только нашим личным мнением. Наконец, мы можем привести какие-то обоснования и аргументы, подкрепляющие это убеждение. Таким образом, в обычной жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют реальному положению дел и которые имеют определенные основания.

Общий дух этого характерного для здравого смысла понимания знания сохраняется и в эпистемологии, которая вместе с тем уточняет и проясняет заложенные в этом понимании моменты. Стандартная эпистемологическая трактовка того, что "субъект S знает некий предмет Р" включает в себя следующие три условия:

(1) истинности (адекватности) - "S знает Р, если истинно, что Р" Я знаю, что Санкт-Петербург расположен севернее Москвы, если

Санкт-Петербург действительно расположен севернее Москвы. Если же я утверждаю, что Волга впадает в Тихий океан, то это мое утверждение будет не знанием, а ошибочным мнением, заблуждением.

(2) убежденности (веры, приемлемости) - "если S знает Р, то S убежден (верит) в Р"

Когда я говорю, например, что знаю, что в России есть президент, то я верю, что он действительно существует. В обычных случаях знание, собственно, и есть такое убеждение или такая вера, их невозможно разделить. Представьте себе ситуацию: вы подходите к окну и видите, что идет дождь. Вы говорите: "Идет дождь, но я в это не верю". Абсурдность этой фразы показывает, что наше знание должно включать убеждение.

(3) обоснованности - "S знает Р, когда может обосновать свое убеждение в Р" Это условие позволяет отграничить знание от счастливых догадок или случайных совпадений. Положим, вы спросили шестилетнего малыша: "Сколько планет в Солнечной системе?" - и услышали в ответ - "Девять". Скорее всего, вы решите, что он лишь случайно угадал верное число. И если ребенок никак не сможет обосновать свой ответ, хотя бы ссылкой на то, что слышал это от папы, то вы будете считать, что у него нет настоящего знания этого факта.

Итак, в соответствии с этой "трехчастной" трактовкой можно дать такое краткое определение: знание есть адекватное и обоснованное убеждение.

Но даже с таким стандартным определением знания дела обстоят непросто. Около 30 лет назад эпистемологи придумали примеры, в которых убеждения обладают всеми тремя характеристиками знания, но все же не являются знанием. Приведем один из таких простейших примеров.

Предположим, что преподаватель института увидел, что студент Иванов приехал в институт на очень красивом белом "Запорожце". Преподаватель решил на семинаре узнать, у кого в группе есть машины этой марки. Иванов заявил, что у него есть "Запорожец", а никто из остальных студентов не сказал, что имеет такую же вещь. На основании своего предшествующего наблюдения и заявления Иванова преподаватель сформулировал убеждение: "По крайней мере один человек в группе имеет "Запорожец"". Он вполне убежден в этом и относится к своему убеждению как к обоснованному и достоверному знанию. Но представим теперь, что на самом деле Иванов не хозяин машины и что он, приврав, решил таким образом привлечь к себе внимание одной симпатичной студентки. Однако у другого студента, Петрова, есть "Запорожец", но он по тем или иным причинам решил об этом не говорить. В результате у преподавателя сложится обоснованное (с его точки зрения) и соответствующее реальности убеждение, когда он будет считать, что в этой группе по крайней мере у одного студента есть "Запорожец". Но это убеждение нельзя считать знанием, поскольку его истинность покоится лишь на случайном совпадении.

Во избежание подобных контрпримеров, можно сделать наше определение знания более строгим: потребовать, например, чтобы убеждения, претендующие на роль знания, опирались только на такие посылки и данные, которые можно рассматривать как достоверные и безошибочные. Давайте рассмотрим такую позицию.

Когда мы говорим о знаниях, все - от мала до велика - понимают, о чем идет речь. Но если попросить кого-либо дать четкую формулировку, охарактеризовать сущность понятия «знания», справится далеко не каждый. В чем же она состоит? О понятии и структуре знаний мы и поговорим сегодня.

Слово в словаре

Определения понятия «знание» в словаре выглядят следующим образом:

  1. Обладание определенными сведениями, осведомленность в одной или нескольких областях. (Чтобы быть хорошим педагогом нужно обладать знанием жизни).
  2. Результат познавательной деятельности, который проверен практикой, ее адекватное отражение в людском сознании. (Знание основ предмета – вот конек этого студента).
  3. Набор сведений в области какой-либо науки или ее отрасли. (Знания, полученные на уроках английского, очень помогают Егору в путешествиях за границу).

Рассмотрим эти толкования более подробно.

Истинное знание


Как указано выше, в одном из значений слово «знание» - это итог такого вида человеческой деятельности, как познание мира. Как правило, под знанием подразумевается лишь такой результат познания, которому присуща неизменная истинность. Этот результат должен быть обоснован либо фактически, либо логически и подразумевает проверку чувствами или практикой.

Таким образом, при рассуждении о знаниях чаще всего имеются в виду знания, являющиеся истинными. Истинным знанием считается правильное отражение окружающей действительности в мышлении конкретного человека или в общественном мышлении. То есть оно является идеей, описанием или же сообщением о том, что существует на самом деле.

Получение истинных знаний, представлений о глубинной структуре явлений и предметов, об их значимых взаимосвязях является целью науки, для осуществления которой она применяет научные методы.

Узкий и широкий смысл

Знание отдельного человека или группы людей – это владение информацией, которая проверена тем или иным способом и дает возможность решать какие-либо практические задачи. Знанию противопоставляется незнание (то есть дефицит проверенных сведений о чем-либо), а также и вера.

Такое понятие о знании является более упрощенным, более узким толкованием знания. Если говорить о более широкой, философской интерпретации, то, согласно ей, знание является образом реальности субъекта, существующим в виде понятий и представлений. Широкий подход к пониманию знания делает его ближе, приравнивает к понятию информации. А это приводит к постановке сложного вопроса о видах знания, таких как:

  • Истинное и ложное (дезинформация).
  • Обыденное.
  • Знание, понимаемое как мнение.
  • Знание в виде оценки.
  • В виде подражания.

Как правило, знание фиксируют, придают ему объективность, выражают с помощью языковой или другой знаковой системы или формы. Но исходя из того, что понимать под знанием, возможен и вариант утверждения, что оно также может фиксироваться в чувственных образах, получаться через непосредственное восприятие.

Многообразие форм


Процесс познания не ограничивается только научной сферой. Знание в различных его формах присутствует и за рамками науки. При этом всем формам общественного сознания присущи специфические, характерные только для них формы знания. Здесь имеются в виду, например, такие виды сознания, как наука, философия, политика, религия, мифология.

Кроме этого, различаются еще и формы знаний, которые имеют такие основы, как понятийная, символическая, художественно-образцовая.

К первым в истории формам знания относится игровое познание. Оно построено на правилах и целях, которые условно принимаются участниками действия. Эта форма дает возможность возвыситься над повседневной жизнью, не задумываться о получении выгоды, вести себя свободно, насколько это позволяют нормы, установленные в игре. При этом допускается обман партнеров и утаивание истины.

Данный вид познания окружающего мира носит характер обучающе-развивающего. В процессе его осуществления выявляются возможности и способности человека, раздвигаются психологические границы при общении.

Какие виды знаний бывают?

Существуют самые разные виды знаний. К ним относятся, например, такие, как:

  • Научные знания.
  • Вненаучные.
  • Обыденно-практические (здравый смысл).
  • Интуитивные.
  • Религиозные.

Обыденно-практическое


Это знание, которое появилось в самые ранние исторические периоды. Сведения, которые оно содержало, были элементарными данными о природе и обо всем окружающем мире. Они, в частности, включали в себя:

  • Простой здравый смысл.
  • Различные приметы.
  • Назидания старших младшим.
  • Рецепты приготовления пищи и снадобий.
  • Личный опыт отдельных людей и их групп.
  • Сложившиеся традиции.

Обыденно-практическому знанию присущ характер устности, несистемности, бездоказательности. Оно служит основой, на которой зиждется ориентация людей в окружающей среде, основывается их каждодневное поведение и предвидение событий. Как правило, в нем присутствует множество ошибок и противоречий. Оно относится к вненучным.

Научное и вненаучное знание


Научное - это знание, которое в отличие от обыденно-практического, основывается на рационализме, объективности и универсальности. Оно претендует на всеобщую значимость. Научное познание является действием, в процессе которого добывается истинное, объективное знание. В его задачу входят описание, объяснение, а также предсказание процессов и явлений, присущих действительности.

В ходе развития такого вида познания случаются научные революции, в процессе которых происходит смена теорий и принципов. Их сменяют периоды нормального научного развития, когда идет углубление знаний и их детализация.

Характерными чертами научного знания являются его:

  • Основанность на логическом мышлении.
  • Наличие доказательств.
  • Повторяемость результатов.
  • Стремление к избавлению от ошибок и к снятию противоречий.

Форма научного знания является самой младшей среди прочих форм, относящихся к вненаучному знанию. Существует мнение, что последнее не является чьей-либо выдумкой, оно генерируется определенными интеллектуальными сообществами по другим нормам и эталонам, отличающимся от рационалистических. У них есть свои собственные источники и инструменты познания. В истории культуры эти формы знания, относимые к области вненаучного, объединяются в таком понятии, как эзотеризм.

Какими бывают научные знания?

Научные знания по способу их получения подразделяются на два вида. Они могут быть:

  • Эмпирические, получаемые на основе чувственного опыта или методом наблюдения.
  • Теоретические, добываемые с помощью анализа абстрактных моделей.

Нужно отметить, что научные знания в любой ситуации должны опираться на доказательства, будь они эмпирическими или теоретическими. Теоретические знания основываются на абстракциях и аналогиях, схемах, отражающих природу и структуру объектов. А также процессы их изменения, которые протекают в предметной области. Эти знания помогают в объяснении различных явлений и могут быть использованы для прогнозов, касающихся поведения объектов.

Виды вненаучных знаний


Кроме уже рассмотренных обыденно-практических, существуют и другие виды вненаучных знаний, это:

  • Паранаучные – несовместимы с имеющимся познавательным стандартом, включают мысли или учения о различных феноменах, не объясняя их с точки зрения критериев, присущих науке.
  • Лженаучные – это знания, с помощью донесения которых сознательно эксплуатируются предрассудки и домыслы. Их характеризует нетерпимость к доводам их опровергающим, претенциозность, малограмотный пафос. Не обладают универсальностью, систематичностью, обнаруживают себя через квазинаучность.
  • Квазинаучные – ищут приверженцев через опору на принуждение и насилие. Обнаруживают свой расцвет в условиях, когда наука имеет строго иерархическую структуру, когда пресекается критика, жестко проявляется идеология. Например, шельмование кибернетики, «лысенковщина».
  • Антинаучные – сознательно искажающие научные представления об окружающем мире. Связываются с вечной потребностью человека найти простое лекарство от всех недугов. Возникают во времена нестабильности в обществе.
  • Псевдонаучные – проявляются в интеллектуальной активности, которая спекулирует на популярных теориях (о снежном человеке, лох-несском чудовище).

Когда мы были еще детьми, нам часто приходилось слышать фразу родителей: «Иди в школу за знаниями»! Еще тогда, будучи малолетними, мы не понимали, что такое знание и для чего же оно нам нужны. Мы думали, что знания, в большей степени, нужны родителям, а не нам самим. Идя дальше по жизненному пути, мы выросли с чувством, что знания необходимы. И они нам действительно помогают, хотя на самом деле мы очень редко задумываемся, что за знания мы имеем.

Знание невозможно ограничить. Познание и знание существует за горизонтом любой науки. Но у каждой конкретной науки есть знание. Мудрая философия, жаждущая религия, амбициозная политика, загадочная мифология… все они заключают в себе знание Также есть знания, в основе которых есть понятия, символика, художество, образы.

Исторически принято считать, что в истоках знания у человека было игровое познание окружающего мира. Это знание строилось на понятии правил и поставленных целей, и оно помогало приподнимать завесу прекрасного, как бы возвыситься человеку над бытием, не думать о собственной наживе, чествовать себя и вести себя как нового человека, имеющего, что-то, что нельзя осязать, но это «что-то» давало больше людям, чем материальные ценности. Это помогло психологически вырасти, помогло стать более восприимчивым к понятиям «прекрасного» и «ужасного». Это раскрыло границы взаимоотношений наших предков. Еще в то время знания подразделили на: вненаучное (повседневное), научное, обыденно-практическое (имеется обычный человеческий здравый смысл), религиозное (не зависимо от вероисповедания), интуитивное (присущее всем народам, всему человеческому роду вцелом).

Знание и его формулировка

Исследуя словари можно найти несколько формулировок этого термина.

  • Знания - это сформулированная информация, на которую опираются или пользуются в процессе нахождения ответа на задачу.
  • Знания - это определенность предметной области (связи, принципы, закономерности), которые получаются в итоге практики и профессионального(качественного) опыта, они позволяют знатокам своего дела ставить задачи и решать их в определенной стезе.
  • Знания - это качественно скомпонованные материалы, или данные о материалах, или метаданные.
  • Знание (предметная область) - это описание чего либо, окружение объектов, нужных фактов, событий, а также взаимоотношений между ними.
  • Знания (искусственный интеллект) - это групповые взаимоотношения чего-либо, показанные посредством качественного определения объекта. Научные работы в отрасли баз данных дают качественный доступ к огромному количеству наименований типов объекта.

Что такое знание? Знание, утверждают мудрецы - это организованное и понятое, то, что помогает нам не делать ошибок, то, что делает нашу жизнь более комфортной и безопасной. Но стоит отметить, что знания понимаются субъективно. Это означает, что Вы, как читатель поймете информацию, приходящую извне, по-своему, и примените ее позже по-своему. Из этого правила вытекает такое выражение: «Знание не так важны, как интерес, именно интерес заставляет человека получить истинные знания». Но даже как бы ни применяли свои знания, мы должны их максимально адаптировать к своей жизни.

Вот человек повзрослел и тогда приходит вопрос: «Что дают знания?». Ответ очень прост. Знания преображают, ветхие знания просят обновления. Реалии современной жизни просят последних открытий. Наилучшим открытием любого человека станет познание самого себя. Знание может освободить человека от вериг невежественной жизни, дать понимание того, что действительно происходит в современном мире и того, что происходило еще до его рождения. Знание делает из человека, как живого существа, того кого нам приятно слушать, произведения которого мы читаем, делает из нас человека разумного. Только приобретая знания, мы задумываемся над истоками мироздания, ищем ответы на, казалось бы, безответные вопросы. И находим эти ответы! Сколько всего человек уже узнал! Мы научились летать, научились предугадывать стихии, открыли пенициллин! И этого не было бы, если бы человек не развивался и не приобретал знания. Знания катализирует самого человека, делая его более мудрым и приспособленным к жизни и разным обстоятельствам.

Что такое научное знание

Научные знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.

Научные знания делятся на:

  • эмпирические (полученные в последствии опыта самого человека, в результате его наблюдений)
  • Теоретические (эти знания получены только в результате анализа любых, возможно абстрактных моделей).

Научные знания в том или ином случае всегда должны опираться на эмпирическую или теоретическую платформу.

Знания теоретические – это все то, что показывает нам, как происходят определенные процессы в жизни. Эти знания люди используют как прогноз для поведения объектов.

А для чего же нам нужны знания в нашей, казалось бы, рутинной повседневной жизни? Вроде бы, все прекрасное открыто, все звезды посчитаны, все открытия сделаны. Но это не так - всегда есть лазейка, где мы можем что-то определить сами. Примером может служить такая яркая личность как Билл Гейтс. Он открыл нам безграничные возможности использования персонального компьютера! И мы современники этих открытий. Мы тоже можем, что-то привнести, мы можем что-то изменить. Мы должны только желать этого!

Результатом процесса познания являются знания. Знания – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаковых системах. Знание, с одной стороны, представляет собой отражение действительности в сознании человека в виде идеальных образов - представлений, понятий, теорий, а с другой – является основой для социальной практики.

Элементарные представления о мире, обусловленные биологическими закономерностями, присущи и высшим животным, для которых они являются необходимым фактором формирования их поведения. Человеческое знание носит принципиально иной характер, оно социально по своей природе.

Знания могут выступать в различных формах.

Исторически первыми его формами было знание мифологическое ирелигиозное , которые отражали мир в эмоционально-образной форме.

Обыденное знание основано на жизненном опыте. Оно является ориентиром повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с окружающим миром и выступает в качестве основы всех остальных форм знания. Обыденное знание выражается в повседневной речи людей.

Научное знание отличается объективностью, достоверностью, обоснованностью и системностью. Научное знание выражается в системе понятий (терминов) той или иной науки и включаются в состав научных теорий.

Философское знание основано на теоретических построениях, его отличительными чертами являются обобщенность, логичность, наличие альтернативных точек зрения. Философское знание выражается в системе философских категорий.

Художественное знание характеризуется эмоционально-образным отображением действительности, оно направлено на удовлетворение эстетических потребностей людей. Художественное знание отражает способность человека к образному мышлению и творческому воображению; оно выражается в художественных образах и наиболее ярко проявляется в искусстве.

3. Структура познания. Субъект и объект познания.

Познание как форма активного отношения человека к миру представляет собой сложное, структурно организованное явление. Основные структурные элементы познания:

Объект познания (что познается?);

Субъект познания (кто познает?);

Механизм, средства познания (как происходит процесс познания?);

Цель познания (зачем познаем?).

Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности этих составляющих необходимо для определения сущности познавательного процесса.

В основе познавательной деятельности – взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.Объект познания – это та часть объективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Субъект и объект познания – это парные категории, диалектически взаимосвязанные между собой. Познавательная деятельность и ее результат представляют собой единство объективного и субъективного: познание объективно по своему содержанию, т.к. отражает процессы и явления, существующие независимо от человеческого мышления, и субъективно по своей форме, т.к. его носителем является только человек, т.е. субъект.

В разных философских учениях субъект и объект познания понимаются по-разному. В объективном идеализме признается существование мышления вне человека и до человека; субъектом познания здесь признается высшее объективное духовное начало, творящее и познающее действительность, а познавательная деятельность человека подчинена этому подлинному субъекту. Например, в учении Гегеляабсолютная идея оказывается и субъектом, и объектом познания (…).В субъективном идеализме сознание человека рассматривается как единственная реальность, выступает субъектом и объектом мышления и познания, т.е. является субъектом самого себя.В механистическом материализме XVII–XVIIIвв. (Дж. Локк, Т.Гоббс) объект рассматривался как нечто существующее независимо от субъекта, а субъект – как отдельный человек, обладающий способностью созерцания и мышления и пассивно воспринимающий объект.

В диалектическом материализме познание рассматривается как общественное явление. Знание не является результатом деятельности отдельного человека, изолированного от общества, оно невозможно без опоры на знания, накопленные в общественном опыте и вне общественной практики.Гносеологический субъект имеет социальную природу, это человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры общества. История науки приводит примеры гениальных ученых и их учений, но они в своих научных построениях опирались на опыт и знания многих предшествующих поколений. Поэтому в гносеологии субъект рассматривается в безличной форме – это человек не как отдельно взятый индивид, а как обобществленное человечество, как общество в целом. Гносеологию интересуют не личностные характеристики ученого, а содержание знания, его отношение к действительности, процесс его развития.