Разница между мечетью и молитвенной комнатой. Иконы для моленной комнаты Значение семейного алтаря

/ Молельная комната

Молельная комната

В середине марта (15.04.2004г.) в Липецком Центре антиСПИД состоялось освящение молельной комнаты, открытой по инициативе сотрудников Центра и больных ВИЧ-инфекцией.

Это начинание нашло поддержку со стороны Русской Православной Церкви Московского Патриархата Липецко-Елецкой Епархии. Было решено заключить Соглашение о взаимодействии по проведению совместных мероприятий в противостоянии такому тяжелому заболеванию как СПИД. С благословения Епископа Липецкого и Елецкого Владыки Никона священник Храма Святого Николая Чудотворца Андрей Суриков принял на себя окрамление Центра СПИД.

После освящения состоялась пресс-конференция для местных СМИ с участием отца Андрея, главного врача Центра СПИД - Кирилловой Л.Д. и автора иконописных работ Ольги Некрасовой, любезно представившей свои произведения для организации молельной комнаты.

По понедельникам или вторникам, еженедельно, отец Андрей спешит на службу в молельную комнату, где ВИЧ+, сотрудники Центра и все желающие принимают участие в богослужениях, исповедуются, совершают совместные молитвы, обсуждают насущные проблемы, также совершаются молебны о здравии ВИЧ-положительных и сотрудников Центра.

Владыка Никон одобрил, и благословил это доброе начинание, обещал молитвенную и духовную поддержку.

23 и 30 марта, 13 апреля в молельной комнате уже состоялись молебны «За болящих и нуждающихся», «Благодарственный» и «Пасхальный».

Для сотрудников Центра создание молельной комнаты, как и для ВИЧ-инфицированных, явилось очень важным событием. Ведь они подвержены эмоциональному истощению. Для них характерен «синдром сгорания». Постоянно сообщать больным о смертельной диагнозе - тяжелая ноша, да и для обладателей тяжелого диагноза, по большому счету, ничего кроме надежды, не остается. Страшное осознание собственной болезни, от которой до сих пор не найдено действенного средства, способно сломить кого угодно.

В молельной комнате всем, кому нужно доброе, наставительное слово церкви, ждет отец Андрей. Как утверждают побывавшие там, атмосфера, царящая здесь, успокаивает, умиротворяет, настраивает на позитивный лад.

Как утверждает отец Андрей - «Православная церковь стремится помочь каждому человеку духовно. Часто люди болеющие СПИДом, впадают в отчаянье и уныние, а это грех. Чтобы духовно поддержать человека, нужна совместная молитва, разговор, общение. Господь милостив, и прощает все. Главное - оплакать свой грех и иметь твердое желание исправить его».

Возможность получить сочувствие, понимание и моральную поддержку особенно важно для ВИЧ-инфицированных.

И очень важно, чтобы человек с ВИЧ-инфекцией понял, что это не «конец жизни», что у него есть будущее, что есть возможность жить с любимым человеком, рожать здоровых детей и найти свое место в жизни, строить планы на будущее, каким бы коротким оно ни казалось.

Так, Марине немногим за тридцать. Уже прошло два года после того, как ей был поставлен страшный диагноз, и выяснилось, что заразилась она от любимого человека, который когда-то кололся героином. И как ни парадоксально, только после того, как духовный наставник объяснил ей, что болезнь - не расплата за грехи, она поняла, что жизнь продолжается, встретила настоящую любовь, научилась радоваться жизни и вскоре будет мамой.

В молельной комнате теперь пахнет ладаном, и горят свечи. Атмосфера самая, что ни на есть духовная: на стенах и столах - иконы. Автор всех икон - липецкая художница Ольга Некрасова, она любезно предоставила для благого начинания более 15 своих работ выполненных на дереве (Владимирская, Казанская, Игоревская, Смоленская Богоматери и др.). Есть также икона «Неупиваемая Чаша», которая помогает людям, страдающим от пьянства и наркомании, а ведь проблема СПИДа и наркомании очень тесно взаимосвязаны.

Уже поступили первые дары от посетителей комнаты. Врач- стоматолог (Степанова Г.Н.) подарила икону Боголюбской Божьей матери, Святое распятие - сотрудник Центра СПИД (Двуреченская М.Т.), один из ВИЧ-инфицированных, лидер группы взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ/СПИД - резную икону, выполненную на дереве.

Приход Храма Святого Николая Чудотворца передал в дар Липецкому Центру СПИД часть своих книг для создания при молельной комнате библиотеки духовно-религиозной литературы.

Нуждающиеся в духовной поддержки могут и в отсутствии духовного наставника приобщиться к истинам Православной веры.

Широкий спектр книг позволит найти ответы на такие вопросы:

Как правильно молиться богу;

Как жить перед лицом смерти;

Что означает слово Церковь и ее основные свойства;

Семейная жизнь в Церкви;

О таинствах Церкви;

Жизнь и болезнь;

и многие другие темы, интересующие сегодняшнее поколение.

Полученная литература поможет людям, живущим с ВИЧ/СПИДом в комфортных психологических условиях удовлетворить свои религиозные потребности, не опасаясь раскрытия тайны своего диагноза.

Это стало возможным в результате реализации на базе Липецкого областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД "Программы поддержки групп взаимопомощи людей живущих с ВИЧ/СПИДом" Российского Представительства Британского благотворительного Фонда (CAF Россия).

Моленная комната – помещение для молитвенного сосредоточения, для совершения христианского богослужения. В отличие от храма не имеет алтаря, поэтому в моленной не совершается Литургия, однако иногда моленные комнаты называют домашними церквями. Моленные обустраиваются в частных домах, особняках, квартирах, а иногда и в общественных учреждениях. Моленная в современном восприятии часто воспринимается как место, где христианину не мешают суетные мирские звуки, запахи, визуальные отвлечения.

В русском языке название «моленная» устоялось для православных и старообрядческих комнат, в то время как «молельня» или «молельная» – обозначение помещений для собраний адептов других вероисповеданий, а также сектантов. Прилагательное «молитвенная» в отношении комнат не вполне корректно, хотя тоже иногда встречается в тех или иных текстах.

Создание моленных комнат – весьма древняя традиция, восходящая к первым сборам христианских общин в катакомбах. Богослужения проводились в пещерах-убежищах, украшенных фресками на стенах – прообразами будущих икон. В эти же пещеры приходили первые христиане для уединённых молитв, здесь же проходили первые христианские праздники. И если православные храмы как архитектурно-художественные комплексы развили идею коллективных праздников и общественных молитв, частные моленные комнаты остались местом индивидуальных и семейных обращений к духовным идеалам и ценностям.

В дворцах русской императорской фамилии было принято оборудование домашних церквей, которые являлись полноценными православными храмами. Но в то же время существовала и традиция создания Крестовых комнат – моленных для членов царской семьи, причём у царя, царицы и детей были свои моленные.

Моленные создавались и в пышных дворцах аристократов. В помещичьих усадьбах часто выстраивались отдельные церкви, но вместе с тем в барских особняках существовала и моленные комнаты, в которых проводились богослужения только для семьи помещика.

Моленные часто становились местом скоплений икон и различных предметов религиозного обихода – крестов, ковчегов, предметов мелкой пластики и текстильных произведений христианского искусства. Существовавший обычай дарить иконы приводил к пополнению таких собраний, и хотя многие из этих несистематизированных «коллекций» представляли собой весьма пёстрые группы разнородных икон и предметов, именно там сохранялись те артефакты, которые теперь признаны историко-культурным и духовным достоянием.

Особенно часто моленные комнаты встречались в домах старообрядцев, гонения на которых привели к укрыванию всех признаков религиозной жизни от посторонних глаз. Невозможность посещения храма способствовала появлению общинных моленных комнат, в которых проводили не только богослужения, но и все церковные обряды и таинства.

К сожалению, в годы революционного лихолетья и гражданской войны моленные в первую очередь пострадали от грабежей и разбоя. Именно из моленных растаскивали ценную утварь и иконы, именно они первыми оставались пустыми, впоследствии становясь скромными «комнатами хозяйственного назначения» в интерпретации советских искусствоведов, замалчивавших существование традиций семейного и домашнего православия.

В современных реалиях моленные комнаты создаются обычно в достаточно больших частных усадьбах, где есть возможность выделения отдельного помещения.

Иконостас для моленной комнаты

Внутреннее убранство моленной комнаты предполагает наличие хотя бы одной иконы, но, как правило, в моленных устраивают небольшой иконостас. Иногда предпочтение в выборе икон для иконостаса отдаётся в пользу новых и специально написанных для этого икон, иногда иконостас подбирается из старинных икон, и в этом требуется весьма деликатный и грамотный подход.

На ряде сайтов встречаются предложения по «компетентному подбору икон для комплектования моленных комнат», однако представляется, что в этом есть некоторое лукавство. Создание моленной комнаты по принципу шаблонного интерьерного проектирования, как если бы речь шла о кухне или прихожей, нивелирует саму идею пространства для духовных устремлений.

Разумеется, и авторы этого проекта, иконоведы с опытом и знаниями в области христианских традиций, иконографии и православной истории способны создать гармоничное пространство, проникнутое общей художественной идеей и православным настроением. Но мы чураемся плоско-коммерческого подхода и сугубо делового отношения к таким проектам.

В создании моленных комнат и подборе икон для них мы всегда предполагаем сотворчество, коллективное и осмысленное воплощение устремлений, в которых присутствует высокая нота чистых помыслов и искренности веры.

Икона в подарок для моленной комнаты

В большинстве случаев уже созданные моленные комнаты располагают иконами с основными и распространёнными сюжетами, поэтому дарить икону для моленной комнаты следует с определённым тактом: незачем преподносить десятый по счёту образ Спаса Нерукотворного или Казанской. Если даритель видел моленную, для которой предполагается подарок, или хотя бы наслышан о ней, то примерно знает, какие иконы в ней уже есть, и какая стилистика художественного исполнения икон отвечает вкусам хозяев дома. Если же знаний об этой стороне жизни получателя подарка недостаточно, лучше ориентироваться на простые, и в то же время логичные иконные сюжеты и мотивы.

В подарок для моленной комнаты можно преподнести:
. икону тезоименитого святого
. икону святого с «профессиональным» акцентом
. икону из определённого географического региона (например, откуда родом хозяин или хозяйка дома)
. икону, написанную в определённой художественной стилистике, если именно этот стиль отвечает предпочтениям получателя подарка
. икону с каким-либо интересным сюжетом
. икону, подходящую для той коллекции, которую собирает получатель подарка.


МОЛЕЛЬНЯ, и, род. мн. лен, жен. Помещение для религиозных собраний, служб и молитв (преимущ. у сектантов, нехристиан), молитвенный (молельный) дом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

молельня - молельня, род. мн. молелен и устаревающее молельней … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Ж.; = молельная, = моленная Комната, помещение для религиозных собраний и служб (обычно у сектантов и нехристиан). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Молельня, молельни, молельни, молелен, молельне, молельням, молельню, молельни, молельней, молельнею, молельнями, молельне, молельнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Моленная в Оленевском скиту (фотография конца XIX века) Моленная в России (особенно у старообрядцев) помещение для совершения богослужения, домашняя церковь. В царских хоромах моленная также называлась Крестовая комната. Не имеет алтаря и не… … Википедия

Молельня - небольшая церковь, частная часовня (часто в доме). (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь

молельня - мол ельня, и, род. п. мн. ч. лен … Русский орфографический словарь

молельня - (1 ж); мн. моле/льни, Р. моле/лен … Орфографический словарь русского языка

молельня - і, ж. Будинок, кімната для релігійних зборів, відправ і моління (перев. в сектантів і нехристиян) … Український тлумачний словник

Книги

  • Жизнь на работе
  • Жизнь на работе , Мур Томас. Всего триста лет назад алхимики, такие как англичанин Джон Ди, следили за небольшой печью в своей дымной загромождённой лаборатории, терпеливо и внимательно наблюдая за признаками прогресса.…

Молитвенные комнаты

Значение

Бог невидим; Он может являть Себя нам независимо от обстоятельств. Чтобы создать атмосферу, более подходящую для общения с Ним, лучше всего выделить для молитвы особое место; оно может быть как красиво оформленным, так и очень простым.

Расположение

По возможности выделите в помещении Церкви или дома одну комнату для молитвы; при необходимости ее можно использовать и как гостиную. Это поможет нам научиться служить другим так же, как мы хотим служить Богу и Истинным Родителям.

Если не получается выделить специальную комнату, освободите часть самой большой комнаты под основное место для молитвы.

Назначение

Проведение служб и ежедневное использование

Службы можно проводить в месте, специально отведенном для молитвы.

Хорошо, если прихожане ежедневно по возвращении в церковь или домой и перед уходом из церкви или из дома будут молиться в отведенном для молитвы месте, однако это необязательно.

При желании эту традицию можно применить к любой повседневной деятельности - к примеру, молиться даже перед тем, как выбежать в магазин. Таким образом вы покажете Небесному Отцу свое желание жить в смирении и чистоте жертвенной жизни, почитая Его даже в самых простых, будничных ситуациях. Благодаря этому вы сможете почувствовать сильную духовную поддержку.

Уход за молитвенной комнатой

Делайте ежедневную уборку в месте, отведенном для молитвы, чтобы воспитать в себе святое отношение к нему. Пусть это место будет особенным, как Освящённая земля.

Необходимо уделять больше внимания уходу за молитвенной комнатой. Красивые портьеры или занавески, свежие цветы и комнатные растения, особые стулья с подушками помогут вам создать атмосферу святости.

Украшения для молитвенной комнаты

Молитвенную комнату можно украсить панно с текстом «Обета семьи» на корейском или родном языке, а также символом или флагом Церкви Объединения.

Этикет в молитвенной комнате

Поклон при входе и выходе из молитвенной комнаты

На самом деле традиции, предписывающей кланяться при входе и выходе из молитвенной комнаты, не существует. При желании вы можете сделать поклон (или почтительно склонить голову, или же поклониться в пояс). Однако гораздо важнее любых внешних ритуалов воспитать в себе сердце служения и почтения во время молитвы.

Положение во время молитвы

В первой главе, раскрывающей этикет служения, можно найти детальное описание того, как правильно делать полный поклон. Во время молитвы почтительнее всего будет сесть на колени, однако можно молиться и сидя, и стоя. Прихожане должны помнить о том, что сидеть перед лицом Небесного Отца и Истинных Родителей с вытянутыми вперед ногами непочтительно и неприлично.

Алтари

Значение семейного алтаря

15 августа 1985 года Истинные Родители победно завершили свой 40-летний путь в пустыне. Этот день Истинный Отец провозгласил Днем полной победы.

В 2002 году Истинные Родители провозгласили следующий девиз года: «Мансей в честь успешного установления свободной, бесконфликтной и счастливой страны Вселенского мира и единства, идеала Родителей небес и земли!». Таким образом было провозглашено мирное установление эпохи Чхонильгук.

5 мая 2004 года стал Днем единства двух начал и победы числа «десять» (Ссанхап Щипсын Иль). В этот день Истинные Родители провозгласили окончание эпохи до наступления Небес и начало эпохи после наступления Царства Небесного. В этот день была основана традиция дней анщииль.

Мирное установление эпохи Чхонильгук означает, что вечный Бог отныне может жить с центральными благословленными семьями у них дома. Это даровало настоящее освобождение сердцу Небесного Отца.

Для мирного установления эпохи Чхонильгук мы должны следовать семейной традиции хундокхве. Поставив дома фотографию Истинных Родителей, мы выражаем готовность служить им. Ежедневно следуя традиции семейного хундокхве перед семейным алтарем, мы провозглашаем и утверждаем мирное установление эпохи Чхонильгук.

Исторически семейный алтарь представляет собой скинию - прообраз Храма и место встречи иудейского народа с Богом. Поэтому для нас семейный алтарь должен быть самым святым местом в доме. На алтарь мы помещаем вещи, дарованные нам Богом.

Перед тем как установить семейный алтарь, нужно принять во внимание несколько моментов. Не беспокойтесь слишком сильно о том, красивый он или слишком простой. Конечно, алтарь помогает создать определенную атмосферу, но важнее всего отношение, с которым мы произносим молитву. Мы говорим с Небесным Отцом перед алтарем, и для Него наибольшее значение имеет чистота нашей души во время молитвы.

Если возникают трудности с установкой алтаря

Прихожанам или миссионерам, которым приходится часто переезжать с места на место, может быть непросто установить постоянный алтарь. Конечно, и молитвы, и службы можно проводить и без алтаря, и без фотографии Истинных Родителей. Самое главное при этом - ваше отношение; важно помнить о том, что эту службу или молитву вы посвящаете Богу и что это не просто внешний ритуал.

Временный алтарь

Если обстоятельства позволяют, носите с собой небольшую фотографию Истинных Родителей или любые другие упомянутые ниже предметы; при желании все это можно использовать для установки временного алтаря перед молитвой или службой.

Порядок установки семейного алтаря

Если вы хотите установить постоянный алтарь, сначала нужно хорошо убрать предназначенное для него место, а затем освятить его Святой солью (см. главу 17 «Святая соль», раздел «Практическое применение Святой соли: комнаты и другие помещения»).

Постелите чистую скатерть или отрез светлой ткани на «алтарь» (это может быть небольшой столик, тумбочка и т.п.). Сверху поставьте фотографию Истинных Родителей. На алтарь нужно поставить свечу Чхонильгук, коробочку с особой Святой солью (к примеру, изготовленной старшими прихожанами или полученной кем-то из прихожан в первый раз, а не с той, которая предназначена для повседневного использования), сосуд со Святым вином, Божественный Принцип и Чхонсонгён.

Раньше на алтарь также могли по желанию ставиться небольшие фотографии Хын Джин нима и Тэмоним.

На алтарь можно поставить цветы (желательно свежие).

Атрибуты семейного алтаря

  • Фотография Истинных Родителей - символ скрижалей, которые олицетворяли для иудеев Мессию и Святой Дух и находились в святом святых скинии.
  • Божественный Принцип и Чхонсонгён - Божье Слово, направляющее людей.
  • Свеча Чхонильгук - символ жертвенности. Сгорая ради других, она защищает нас от сатаны и помогает создать святую атмосферу.
  • Святое вино и Святая соль - атрибуты Чхонильгук, которые должны быть у всех центральных благословленных семей.
  • Святое вино - символ готовности всегда передавать Благословение Истинных Родителей всем людям.

Практические вопросы организации семейного алтаря

Для алтаря желательно выбрать особое место в комнате. Лучше всего устанавливать алтарь около северной стены. Однако если расположение дверей или окон не позволяет это сделать, алтарь можно разместить около любой стены. Если возможно, пусть он находится там постоянно.

Если размеры комнаты позволяют, то лучше сделать отдельный алтарь. В противном случае можно использовать отдельную полку в шкафу или другое место, соответствующее цели алтаря. Также вы сами можете решить, накрывать алтарь белой скатертью или нет.

Коробочка для Святой соли должна быть небольшой. Желательно, чтобы на ней был изображен символ Церкви.

В качестве сосуда для Святого вина можно использовать маленькую затемненную бутылочку. В нее нужно налить небольшое количество Святого вина Чхонильгук, которое нужно взять у лидеров Церкви. Оставшуюся часть вина можно хранить в холодильнике.

Хундокхве перед семейным алтарем

Каждое утро при свете зажженной свечи Чхонильгук центральная благословленная семья участвует в традиции хундокхве перед семейным алтарем, таким образом служа Истинным Родителям и утверждая мирное установление эпохи Чхонильгук.

Стол приношения на Святые дни

В Святые дни прихожане накрывают «стол приношения», помещая на алтарь блюда и корзины с фруктами, орехами, конфетами и т.д. (см. главу 6 «Святые дни и праздники», раздел «Святые дни: рекомендации по празднованию Святых дней на уровне местного отделения Церкви, округа или страны»).