Основной тип православного храма. Православный храм: внешнее и внутреннее устройство


Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг - знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест - во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы - три Лица Святой Троицы, пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Самая важная часть храма - алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня - престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю - из белого полотна и верхнюю - из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери - северную и южную - называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой - полукруглый выступ перед царскими вратами - именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную - Римскую и восточную - Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Типы православных храмов

Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов , но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.

1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа

3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.

4. Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля - самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

5. Храмы смешанных типов : по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Схема храма в форме круга

Схема храма в виде корабля

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Византийская храмовая архитектура

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух - а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Византийский храм

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это к лассический тип белокаменного прямоугольного храма , или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Софийский собор в Новгороде

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм "Утоли мои печали". Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения . Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни. Неслучайно это место называют «Божиим домом» , ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.

Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.

К слову, первый храм-палатку (скинию ) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова . Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.


- в форме Креста , так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;

- восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду. Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;

- круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;

- четверик – в основе простой четырехугольник - символ полноты мира, собранного в Церкви.
Также встречаются храмы смешанных типов.

Архитектурное устройство православного храма.

Итак, перед нашими глазами храм. Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.


Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница , башня, на которой висят колокола. Испокон веков благовестом , совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях. Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.

Трапезная - часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.

Куб - основной объем храма.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Неф - часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.


Фронтон (фриз) - завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.


Апсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).
Купол - церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.

Купола бывают различными по форме.


Также купола могут быть разного количества :

один купол знаменует единство Бога;

две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

три главы - в честь Святой Троицы;

пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;

семь глав - семь таинств и семь Вселенских Соборов;

девять глав - девять ангельских чинов;

тринадцат ь глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три - по количеству земных лет Иисуса Христа.


Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.

познакомить воспитанников с внешним строением храма и его символикой

Задачи:

  • обратить внимание детей на главное, общее в устройстве всех храмов
  • показать, что нет ничего случайного в устройстве храма, всё символично
  • объяснить символику разного количества куполов
  • объяснить назначение колокольного звона
  • объяснить важность благоговейного отношения к храму

Использованная литература:

  1. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009.
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.

Ключевые понятия:

  • Купол

Словарь урока:

  • Алтарь
  • Придел
  • Благочестие
  • Благоговение
  • Крестное знамение

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Объясни слово «благоговение».
  2. Для чего нужна колокольня?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождающийся иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Повторение пройденного с помощью проверочных вопросов.

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации .

Практическая работа детей: лепка или рисунок в тетради «Мой храм».

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 71 «Храм и его устройство. Часть 2»:

  1. Фильм «Азбука православия»:

  1. Аудио. Монах Варнава. «Православная энциклопедия для самых маленьких в стихах» «Как красиво в нашем храме».
  2. Часть «Архитектура храма».
  3. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Колокола. Колокольный звон».

Как мы уже узнали в прошлый раз, православные люди собираются для молитвы в храмы. Храм – это не обычное здание. Вместо крыши у него купол или несколько куполов, а на каждом куполе установлен крест, чтобы все знали, что храм посвящён Богу. Это – дом Божий. Там хозяин – Господь.

1) Происхождение храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает – Царство Небесное. В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. И только первосвященник входил туда один раз в год. Сейчас в алтарь православного храма могут входить священники и лица, им помогающие (алтарники), так как Христос открыл врата Царства Небесного для тех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые только готовились стать христианами и еще не были крещены. Лишь иногда тяжело согрешивших людей теперь временно посылают стоять в притворе для исправления.

2) Ориентация храма

Православные храмы всегда строятся алтарем на восток, так как восток, откуда восходит солнце, символически напоминает Царство Божие, Царство Добра и Любви. Сам Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. Не зря Иисус Христос называется в рождественском тропаре (короткой главной праздничной молитве) «Солнцем Правды» и «Высотой Востока», а в других молитвах говорится «Восток имя Ему».

3) Освящение храма

Храмы освящаются в честь одного или всех Лиц Святой Троицы, Божией Матери, ангелов и святых и носят соответствующие названия, например: Троицкий собор (то есть освящённый в честь Трёх Лиц Святой Троицы), церковь в честь Рождества Христова, церковь в честь Успения Божией Матери, Казанский собор (в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери), Никольский собор (в честь святителя и чудотворца Николая) и так далее. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храмы могут строиться в виде креста, так как Иисус Христос, страдая на кресте, искупил грехи людей. Либо в виде корабля – в напоминание того, что Церковь уподобляют большому кораблю, плывущему в бурном море. Море – это жизнь человеческая, в которой неизбежно бывают скорби, испытания, болезни. Поэтому её и называют бурной. В Церкви же, как в надёжном корабле, человек может безопасно достичь тихой пристани – вечного блаженства. Также строят храмы в виде круга, который напоминает о вечности, поскольку круг не имеет ни начала, ни конца. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.


5) Купол храма

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол церкви также символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление человека к Богу. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества в Иисусе Христе (то, что Он является и Богом, и человеком); три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов (написавших Евангелия), семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.


Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, и ещё для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, например, по поводу торжественного праздника, называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

7) Отношение к храму

Когда нам нужно идти в гости к какому-нибудь важному человеку, мы стараемся получше одеться и привести себя в порядок – быть красивыми и аккуратными. Так же делают и православные люди, когда идут в церковь. Но это не самое главное. Православные люди верят, что Бог видит людей не только снаружи, но и внутри – их мысли и чувства. Поэтому для них самое главное – это привести в порядок свои мысли и чувства. Входя в храм, они стараются сосредоточиться, успокоиться, не думать ни о чём постороннем, ни на кого не сердиться. Если человек вспоминает, что он с кем-то находится в ссоре, то, прежде чем идти в храм, старается помириться, попросить прощения.

При самом входе в храм положено перекреститься (совершить крестное знамение) и прочитать молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. Также и вообще, отношение к богослужению, к иконам, ко всем предметам, связанным с христианством, и к самому себе, как к участнику церковных богослужений, должно быть благочестивым, то есть соответствовать традициям, принятым Православной Церковью. Конечно, церковное благочестие начинается с отношения к храму. Если человек приходит в храм с благоговением, уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой, и он не будет чувствовать себя здесь чужим.

Проверочные вопросы:

  1. Объясни слово «благоговение».
  2. Какой формы может быть православный храм?
  3. Какие части храма ты запомнил?
  4. Для чего нужна колокольня?
  5. Как правильно нужно совершать крестное знамение?

Ковчег, лодка, парус давно стали поэтическими и культурными символами. Высокие волны, полёт чайки, бескрайний синий простор… Что может быть прекраснее? Меж тем, образ корабля двояк. С одной стороны, он символизирует непрерывность человеческих скитаний, беспомощность в житейском море. Но это и метафора Ноева ковчега, Корабля Спасения и Веры.

Церковь как корабль

Храмы в форме корабля – один из самых древних типов. Эта архитектурная метафора выражает ту идею, что Церковь, словно корабль, спасает верующих, ведёт их к Царствию Божию. Например, римский теолог Ипполит, живший в III веке, определял церковь как «корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий».

Свт. Ипполит Римский:
«Церковь — корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий»

Большое количество православных храмов может быть отнесено к типу «корабля» ввиду популярности расположения храма, трапезной и колокольни в одну линию. В таком архитектурном стиле выполнены и некоторые московские храмы. Например, церковь Архангела Михаила в Тропарёве и церковь Воскресения Христова в Кадашах .

А идея создать Храм-корабль в Запорожье принадлежит известному путешественнику, писателю, художнику, протоиерею Фёдору Конюхову. Так утверждение о том, что церковь – это корабль в житейском море, обретает зримое воплощение.

Из гавани с кремовыми шторами

Образ корабля часто встречается в произведениях христианской литературы, в том числе, и в древнерусских памятниках: «Исповедь» святого Августина (400 г.), «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) и др. В «Житии» протопопа Аввакума (ХVII в.) корабль символизирует его жизнь, в которой были и счастье, и горе. Во время продолжающегося сейчас Года литературы очень важно проследить книжные аллюзии этого образа: от кораблей из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера с их неповторимой силой, мощью, энергетикой, путешествий Гулливера и Робинзона Крузо до ХХ века. Михаил Булгаков не случайно называет дом Турбиных «гаванью с кремовыми шторами». Так, в сознании булгаковских героев пространство дома связано с образом корабля. Алексей Турбин произносит: «Дом наш – корабль». И слова эти надо трактовать шире: речь идет о всей России.

Лев Лагорио. Вид на Академию художеств с Невы

Архетип корабля широко используется и в живописи. Например, русский маринист Иван Айвазовский чаще всего изображает море как необузданную стихию и борющиеся с волнами корабли. Это придаёт его произведениям сильную эмоциональность, героико-романтическую ноту. А вот изображающее тонущих людей масштабное полотно современного художника Константина Худякова «Омут» выглядит грозным предзнаменованием.

Храмы в форме корабля —
один из самых древних типов

Удивительным художественным чутьём обладал голландский живописец Иероним Босх. Символична его работа «Корабль дураков», где он изобразил людей, погрязших в своих грехах, не понимающих даже, что их корабль давно остановился. Как точно отмечает искусствовед Паола Волкова: «Герои картины дураки только по той причине, что они перестали слышать что-то ещё, им интересно только прожигание жизни, им интересен только самый низовой уровень». Ведь, по сути, художник нарисовал антикорабль, застывшее время и пространство (для людей, не устремляющих взгляды на небо, оно таково). Это ещё одно предзнаменование, связавшее XV и XXI столетия.

И корабль плывёт…

Прошлый век с гибелью «Титаника», хаос и калейдоскопичность современной жизни актуализируют в первую очередь трагическое восприятие. Всплывают и кинематографические аллюзии – например, фильм-притча Федерико Феллини «И корабль плывёт…». После сложных сюжетных переплетений, исполненных весьма странной символики, оба корабля в фильме идут ко дну, олицетворяя гибель мировой культуры.

Да, корабли иногда тонут, но ведь истинные моряки никогда не сдаются, обращаясь с молитвой к святителю Николаю Чудотворцу. Именно он считается их покровителем и первым помощником. В жизнеописании рассказывается, как в одном из своих морских путешествий святой воскресил моряка, попавшего в шторм. «Человек таков, каковы его корабли. Его стремления, его подсознательные драйвы материализуются в кораблях», – справедливо считает доктор искусствоведения Александр Якимович.

А ещё корабль – это образ будущего, пространство мифологическое и фантастическое. Вспомним космический корабль, великие полёты-подвиги наших космонавтов. И, пожалуй, самое главное: корабль – это непрерывное движение вперёд, к Мечте, к своим Алым парусам. Это сила и несгибаемость человеческой воли и вера в промысел Божий.

Алина Бурмистрова