История смоленщины. История и культура Д

Вид города Смоленска. 1814 г. Неизв. худ. I пол. XIX в.

История города

Смоленск, центр Смоленской обл. и Смоленского р-на. Расположен в верховьях Днепра (пристань), между Духовщинской и Краснинско-Смоленской возвышенностями. Население 356 тыс. чел.

Впервые упоминается в летописном своде под 862-865. Был центром славянского племени кривичей, крупным торговым и ремесленным поселением на древнем торговом пути из варяг в греки”. С 882 в составе Киевской Руси, с XII в. центр Смоленского княжества. В 1404-1514 входил в состав Великого княжества Литовского, затем - в Московское государство; после сооружения в 1596-1602 каменной крепостной стены - важнейшая русская крепость на западной границе. После Смоленской обороны 1609-11 захвачен Польшей, возвращен России по Андрусовскому перемирию 1667. С 1708 центр Смоленской губ., в 1719-26 - Смоленской провинции Рижской губ., с 1776 - Смоленского наместничества (с 1796 - губернии). Во время Отечественной войны 1812 в районе Смоленска произошло Смоленское сражение.

Во время Великой Отечественной войны здесь же произошло Смоленское сражение 1941, задержавшее на 3 месяца наступление немецко-фашистских войск на Москву.

Исторический центр Смоленска окружен мощными крепостными стенами с башнями (1596-1600), В ансамбле Соборной горы - соборы Успенский (1677-1740) и Богоявленский (1787), Иоанно-Предтеченская церковь (1703-80; восстанавливается), архиерейский дом (1770) и др. Сохранились также: церкви - Петра и Павла (1146), Михаила Архангела (Свирская, 1194), Иоанна Богослова (1160, перестроена в XVIII в.), Георгиевская (1782), Воскресения (1765), Спаса Преображения (1766); ансамбль Троицкого монастыря с собором (1738-40), Спасо-Преображенский собор Спасо-Авраамиева монастыря (1755), церкви Вознесения (1700) и Ахтырская (1830) Вознесенского монастыря.

Смоленское княжество

СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, древнерусское княжество, занимавшее территории по верхнему течению Днепра. Из городов в Смоленском княжестве, помимо Смоленска, крупное значение имели Торопец, Орша, позднее - Мстиславль, Можайск. Политическое обособление Смоленска началось с 1030-х. Самостоятельным Смоленское княжество стало при кн. Ростиславе Мстиславиче (1127 - 59), внуке Владимира Мономаха. При нем оно значительно расширилось и достигло наибольшего расцвета и могущества. В 1136 в Смоленском княжестве была учреждена епархия, получившая позднее земли и привилегии. При преемниках Романа Ростиславича (1160 - 80) началось дробление Смоленского княжества на уделы и уменьшение его влияния на общерусские дела. Одновременно Смоленское княжество подверглось нападению со стороны немецких крестоносцев и литовских князей. Во 2-й пол. XIII в. из Смоленского княжества выделились Можайский и Вяземский уделы. Это ослабило Смоленское княжество в борьбе с литовскими князьями. Кн. Святослав Иванович (1358 - 86) вел энергичную борьбу с Литвой за независимость Смоленского княжества, однако потерпел поражение и погиб в битве на р. Вехре. Смоленское княжество было захвачено литовским кн. Витовтом. В 1401 в Смоленском княжестве произошло восстание против власти литовцев. Смоляне посадили на смоленский стол Юрия Святославича. Но в 1404 Смоленск вновь был взят Витовтом. Смоленское княжество утратило политическую самостоятельность. Оно стало частью Польско-Литовского государства. Смоленская земля была возвращена России в 1514, захвачена Польшей в 1618 и вновь возвращена в 1667.

Г. Горелов

Фотоальбом

Смоленский кремль XVI-XVII веков. Современный вид.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Стена смоленского кремля. Башня Орел (Городецкая).
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленский кремль, Копытенские (Копытицкие, Копычинские) ворота.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленск. Церковь Петра и Павла XII века (справа). И церковь Варвары XVIII века.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленск. Церковь Михаила Архангела XII века.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленск. Успенский собор XVIII века.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленские князья:

Глеб Константинович (кол. 12). Из рода Смоленских кн. Родоначальник Фоминских князей. Сын Константина Давыдовича

Андрей Владимирович Долгая Рука (кол. 12). Родоначальник Вяземских князей. Сын Владимира Рюриковича. + 1223 г. Андрей был взят в плен татарами после битвы на Калке и задавлен под досками вместе с другими князьями.

Ростислав Мстиславич (ок. 1110 - 17.03.1168) (IX колено) - князь Смоленский (1125 - 1160), князь Новгородский (1153), Великий князь Киевский (1154, 1159 - 1168)

Елена жена с 1163 года Казимежа II (Казимир II Справедливого) (1138 - 5.05.1194), князя Кракова (см. Польша. Пясты)

Мстислав Ростиславич Храбрый (? - 11.07.1180) (X колено) - князь Смоленский (1175 - 1177), князь Новгородский (1179 - 1180), князь Белгородский (1161, 1171 - 1173) женат первый раз на дочери Глеба Ростиславича (см. Рязанские князья) , второй раз на неизвестной

Роман Ростиславич (? - 1180) (XI колено) - князь Смоленский (1160 - 1172, 1177 - 1180), Великий князь Киевский (1171 - 1173, 1175 - 1177), князь Новгородский (1178 - 1179) женат с 9.01.1148 на дочери Святослава Ольговича (кол. VIII)

Давыд Ростиславич (1140 - 23.04.1197) (XI колено) - князь Новгородский (1154), князь Торжский (1158 - 1161), князь Витебский (1165 - 1167), князь Вышгородский (1167 - 1180), князь Смоленский (1180 - 1197)

Святослав Ростиславич (? - 1169) (X колено) - князь Новгородский (1158 - 1160, 1162 - 1168)

Агафья Ростиславна (X колено) - вторая жена с 1165 года Олега Святославича (кол. IX) (см. Новгород - Северские князья)

Рюрик Ростиславич (? - 1214) (X колено) - князь Новгородский (1170 - 1171), князь Белгородский (1173 - 1194), Великий князь Киевский (1173, 1180 - 1182, 1194 - 1202, 1203 - 1205, 1206, 1207 - 1210), князь Черниговский (1210 - 1214) женат первый раз с 1163 года на дочери половецкого хана Белгука, второй раз на кж. Анне, дочери Юрия Ярославича (см. Туровские князья) . У Татищева есть упоминание под 1211 год третьей жене Анне Всеволодовне

Мстислав - Борис Давыдович Старший (? - 1189) (XI колено) - князь Новгородский (1184 - 1187), Вышгородский (1187 - 1189)

Ростислав Давыдович (XI колено) - упомянут под 1219 год

Предслава Рюриковна (XI колено) - жена до 1203 года Романа Мстиславовича Храброго Великого (кол. XI) (см. Князья Владимиро-Волынские)

Всеслава Рюриковна (XI колено) - жена с 1198 года Ярослава Глебовича (кол. X) (см. Рязанские князья)

Мстислав - Фёдор Давыдович Младший (1193 - 1230) (XI колено) - князь Смоленский (1219 - 1230)

Константин Давыдович (? - 1218) (XI колено)

Владимир Рюрикович (осень 1187 - 3.03.1239) (XI колено) - князь Переяславский (1206 - 1213), Великий князь Киевский (1224 - 1235), князь Смоленский (1213 - 1219). Сын Анны

Ростислав Рюрикович (1173 - ок. 1218) (XI колено) - князь Торческий (1195 - 1205), Великий князь Киевский (1205), князь Вышгородский (1205 - 1210), князь Галицкий (1207) женат с 26.09.1189 на кж. Верхуславе, дочери Всеволода Большое Гнездо . Сын Анны

Анастасия Рюриковна (XI колено) - жена с 1183 года Глеба Святославича (кол. X) (см. Князья Черниговские)

Измарагда - Ефросиния Ростиславна (1198 - ?) (XI колено)

Андрей Долгая Рука (? - 6.1223) (XII колено) женат на дочери Мстислава Романовича Старого (см. Потомки Романа Ростиславовича) . В битве на Калке в 1223 году, попал в плен вместе с другими князьями. Раздавлен досками, на которых уселись пировать татары. Ещё один вариант происхождения представлен (см. Смоленские князья (продолжение))

Марина (XII колено) - жена Всеволода Юрьевича (см. Князья Владимиро-Суздальские)

Александр Глебович (кол. 14) Сын Глеба Ростиславича. Кн. Смоленский в 1297 - 1313 гг. + 1313 г. Александр отнял Смоленск у своего дяди Федора Ростиславича Черного. В 1298 году Федор с большим войском ходил на Александра, долго стоял под Смоленском и бился крепко, но взять города не мог и возвратился в Ярославль без успеха. В 1301 году Александр с братом Романом осаждал Дорогобуж и сделал много зла его жителям, отнявши у них воду. На помощь осажденным пришел князь Андрей Афанасьевич Вяземский, и Александр, раненый, потеряв сына, должен был с большим уроном отступить от города

Василий Иванович (кол. 16) Из рода Смоленских кн. Сын Ивана Александровича. Кн. Селеховский + 1397 г. В 1396 году Василий был изгнан из своей волости литовцами и нашел убежище в Новгороде

Василий Александрович (кол. 15) Из рода Смоленских кн. Сын Александра Глебовича. Кн. Брянский до 1309 г. и в 1310 - 1314 гг. + 1314 г. В 1309 году Василий был изгнан из Брянска своим дядей Святославом Глебовичем . Василий ушел в Орду жаловаться хану и в следующем году пришел под Брянск с татарским войском. В сражении брянцы были разбиты, а Святослав погиб. Василий овладел вновь Брянском и в том же году ходил с татарами к Карачеву и убил тамошнего князя Святослава Мстиславича

Глеб Святославич (кол. 15) Из рода Смоленских кн. Сын Святослава Глебовича. Кн. Брянский. + 6 дек. 1340 г. По словам летописца, брянцы, злые крамольники, сошлись вечем и убили Глеба, несмотря на увещания митрополита Феогноста

Глеб Ростиславич (кол. 13) Из рода Смоленских кн. Сын Ростислава Мстиславича. Кн. Смоленский в 1249-1278 гг. + 1278 г.

Далее читайте:

Смоленские Князья (генеалогическая таблица).

Страница 12 из 12

Искусство Смоленского княжества

Смоленская земля имела свою длительную историю, определившую и границы княжества, и его раннее обособление, и круг его культурных и экономических связей. Здесь, где сходятся своими верховьями Днепр и Западная Двина, лежали важнейшие волоки, связывавшие Днепр с Волгой и реками Ильменского бассейна: Смоленская земля была узлом великого пути «из варяг в греки». Смоленск был известен уже византийскому императору Константину Багрянородному как важный городской центр. В это время Смоленск, как предполагают, лежал не на теперешнем месте, но в районе городищ, связанных с огромным некрополем – Гнездовским могильником. По-видимому, лишь в конце XI века Смоленск был перенесен на высокие холмы днепровского берега, где Владимир Мономах в 1101 г. возвел первый каменный храм – городской Успенский собор. Это был большой кирпичный храм, построенный, вероятно, в подражание собору Киево-Печерского монастыря, к которому восходили и другие городские соборы XII века. В 40-х годах XII века Смоленское княжество приобрело самостоятельность, и силу смоленских князей почувствовали Киев и Новгород. Крупный торговый и ремесленный центр, расположенный по обоим берегам Днепра, Смоленск был во многом похож по своей топографии на Новгород. На одной стороне реки, на высоком холме, находился детинец с городским собором Мономаха; на противоположном низменном берегу, хорошо защищенном болотами и речками, лежал торгово-ремесленный район города. Городское население оседало и у подножия детинца (как и в Киеве, этот участок города назывался Подолом); здесь, в левобережной части, было расположено подавляющее большинство каменных построек XII-XIII вв. Источники упоминают также о концах и сотнях, на которые делилась городская территория (известны Пятницкий и Крылошовский концы, а в заречной низменной части – «Петровское сто»). Вече было в Смоленске не менее действенной силой, чем в Новгороде; оно ограничивало власть князя, решительно вмешивалось в политические и церковные дела, утверждало или изгоняло князей, участвовало в замещении высших церковных должностей. Даже дела Церкви не раз подвергались нападкам горожан, так что смоленский епископ Лазарь должен был покинуть кафедру. Смоленский князь Давид Ростиславич «многие досады принял от Смольнян»; в 1186 году дело дошло до восстания, «и много голов пало лучших мужей...». Видимо в связи с этим княжеская резиденция оказалась вынесенной из детинца на окраину города, за речку Чурилку, подобно тому, как в Новгороде князь вынужден был покинуть детинец и обосноваться на Городище. Со всем этим были связаны быстрый рост городской культуры, развитие грамотности и общественной мысли. Известный смоленский проповедник Авраамий, живший на рубеже XII-XIII веков, своим вольномыслием привлекал к себе городские низы и подвергался гонениям со стороны князя и епископа.

Наряду с различными ремеслами в Смоленске XII века процветало и каменное строительство. Его сохранившиеся памятники составляют лишь незначительную долю того, что было создано смоленскими зодчими; многие здания (их насчитывается до двадцати) еще лежат в земле и ожидают археологического исследования.

С 40-х годов XII века начинается большое строительство смоленских князей, которые, по словам летописца, имели «любовь ненасытную о зданиях» и, обстраивая свою резиденцию, хотели сделать ее «вторым Вышгородом». В этом выражалась не только приверженность смоленских князей к киевской художественной традиции, но и желание поднять значение своей столицы ее связью с культом первых русских святых Бориса и Глеба. Смоленск был местом гибели одного из братьев – Глеба, и Смядынь, урочище на берегу речки Смядыни, стала местом княжеской резиденции и вновь выстроенного Борисоглебского княжеского монастыря.

Смядынь имела и определенное экономическое значение: она являлась «Торговой стороной» Смоленска; здесь был центр внешней и внутренней торговли княжества; по соседству находился поселок немецких купцов, в котором стояла их церковь Девы Марии.

Сохранившиеся в развалинах храмы Борисоглебского монастыря сооружены в 40-х годах
XII века согласно двум каноническим типам крестово-купольного здания. Малая церковь (Василия?) была небольшим четырехстолпным храмом; полуколонны средней пары лопаток выделяли центральное членение фасада, имевшего, судя по старым рисункам, трехлопастное завершение; эта форма, использованная полоцким зодчим Иоанном для обработки постамента под барабаном, здесь была перенесена на фасад самого здания.

В 1145-1146 годах был построен большой шестистолпный монастырский собор – «великая церковь» Бориса и Глеба. В западной части собора были хоры с лестницей, вероятно, внутри западной стены. Фасады членились плоскими лопатками с полуколоннами, а полукружия апсид были оживлены тонкими тягами. Обстроенный в 80-х годах XII века с трех сторон галереями, предназначавшимися под усыпальницу смоленских князей, Борисоглебский собор приобрел облик пятинефного храма. Он имел нарядные майоликовые полы и был украшен фресками.

Две другие церкви XII века – Петра и Павла середины XII в. и храм Иоанна Богослова, возведенный князем Романом Ростиславичем в 1173 году, – представляют собой варианты типа малого храма на Смядыни.

Церковь Петра и Павла – самое древнее из сохранившихся каменных сооружений Смоленска, датируется 40-50-ми годами XII в. К западу от храма стоял дворец князя, соединенный с ним деревянным переходом. Храм Петра и Павла – прекрасный образец крестово-купольной одноглавой четырехстолпной постройки. Фасады его членятся лопатками, полуциркульные проемы обрамлены строгой двухступенчатой нишей, храм имеет перспективные порталы и фасадные аркатуры, на промежуточных пилястрах – мощные полуколонны и двенадцатигранный барабан главы. На широких плоскостях угловых лопаток западного фасада проходит лента бегунка и выложены из плинфы рельефные кресты. Фасады церкви были обмазаны розовато-белым раствором с оставлением открытыми кирпичных деталей декора. Интерьер Петропавлов-ской церкви был роскошным, стены его покрывала фресковая роспись, полы выложены поливными керамическими плитками.

Церковь Иоанна Богослова располагалась при въезде в княжескую резиденцию – Смядынь. Храм имеет много общих черт с церковью Петра и Павла, интересно применение в убранстве фасадов, выложенных из кирпича, крестов и устройство наружных приделов-усыпальниц у восточных углов церкви.

Князья делали в эти храмы богатые вклады. Так, о Богословской церкви летопись говорит: князь Роман «создал церковь каменную святого Иоанна и украсил ее всяким строением церковным, и иконами золотом и финифтью украшенными, память создавая роду своему, также и душе своей оставление грехов прося».

Наиболее выдающимся произведением смоленских зодчих является построенный ими в
1191-1194 гг. в резиденции князя Давида придворный княжеский храм Михаила архангела (так называемая Свирская), в известной мере вторящий традиции полоцкого зодчего Иоанна. Центральная часть четырехстолпного храма значительно вытянута вверх, подобно мощной башне; ее динамику подчеркивает трехлопастное завершение фасадов и применение сложных пучковых пилястр, с их уходящими ввысь вертикалями. С трех сторон к храму примыкают высокие открытые внутрь притворы, образующие вместе со значительно выступающей вперед центральной апсидой как бы контрфорсы, усиливающие напряженность архитектурного образа. Особенность храма составляют его прямоугольные боковые апсиды. План церкви и композиция его объемов отличаются четко выраженной центричностью. Система завершения храма сближает его с передовым национальным течением в зодчестве XII века – Спасским собором в Полоцке и храмом Пятницы в Чернигове. Ниши фасадов были украшены росписями, часть наружных росписей Свирской церкви сохранились, внутри храм также имел стенопись, сохранившуюся фрагментарно. Михайло-Архангельский храм принадлежит к числу подлинных шедевров древнерусского искусства. Галицко-волынская летопись, внимательная к выдающимся памятникам архитектуры, в некрологе о строителе храма Давиде Ростиславиче пишет: князь «во все дни ходил к церкви святаго архистратига Божия Михаила, ее же сам создал во княжении своем, такой же нет в полунощной стране, и все приходящие к ней дивились изрядной красоте ее, иконами, золотом и серебром, и жемчугом, и каменьями дорогими украшенной, и всей благодатью исполненной».

Для большого строительства смоленских купцов и князей работали специальные корпорации кирпичников, знаки и клейма которых часто встречаются на кирпичах смоленских зданий. Кирпичная кладка скрывалась под побелкой или обмазкой, сообщавшей фасадам гладь и монолитность, напоминающую в известной мере памятники Новгорода. Общий облик храма был также прост и монументален. Полуколонны лопаток, глубокие теневые пятна порталов усиливали мощь и пластичность фасада, скромно украшенного строгим пояском аркатуры или выложенными из кирпича крестами.

Западноевропейские торговые связи смоленских купцов и большой приток иноземцев, для которых смоленские мастера возводили в городе храмы, помогают объяснить наличие в смолен-ских памятниках романских деталей, каковы отмечавшиеся выше аркатурные пояса, пучковые пилястры, лопатки с полуколоннами, перспективные порталы, которые прослежены также и в развалинах ряда храмов XII века, например, безымянной церкви, открытой раскопками на Воскресенском взгорке. Использование романских деталей обогащало художественный опыт смоленских зодчих. Венцом их творчества был храм Михаила Архангела, которому не было равного по «изрядной красоте» на всем русском Севере – «в полунощной стране». Напоминая здесь сказанное выше о поразительной по смелости и новизне композиции церкви Пятницы в Чернигове, связываемой с заказом князя смоленской династии Рюрика Ростиславича и его зодчим Петром Милонегом, можно оценить по достоинству вклад смоленского архитектурного искусства в сокровищницу русского зодчества. По-видимому, этим объясняются и широкая популярность смоленских зодчих, и влияние их приемов на архитектуру смежных областей.

Все древние храмы Смоленска были расписаны, к сожалению, от смоленской монументальной живописи осталось очень немного. В церквах Петра и Павла и Иоанна Богослова сохранились орнаментальные росписи в откосах окон, в Петропавловском храме в камере на хорах еще в
30-40-е гг. XX в. существовала большая композиция «Руно Гедеоново», в настоящее время практически утраченная и известная по воспроизведениям. Небольшие фрагменты росписи конца XII в. сохранились и церкви Михаила Архангела, часть их была недавно раскрыта при разборке поздних закладок в нишах и арках. Неоценимым для изучения домонгольской монументальной живописи открытием стало обнаружение при археологических раскопках большого монастыр-ского собора на Протоке фрагментов его росписи. При работах в 1962-1963 гг. был раскопан храм, стены которого местами сохранились на высоту до трех метров, но росписи сохранились в основном в нижних частях стен, это росписи декоративного характера – полилитии и полотенца , а также немногие лицевые изображения, располагавшиеся над декоративными панелями – фигуры трех мучеников в белых одеждах и св. Параскевы, изображение святителя Николая в жертвеннике, нижняя часть росписи центральной апсиды. Кроме того, существуют собранные из осколков части ликов. Работы по снятию со стен и монтировке на новую основу этих росписей выполняла реставрационная лаборатория Государственного Эрмитажа, сейчас они хранятся в Эрмитаже и в Смоленском музее. Росписи храма на Протоке датируются концом XII – началом XIII вв., они отличаются свободой и живописностью, в ликах мало использована моделировка при помощи белильных линий и бликов, как в новгородской стенописи этого времени, они отличаются более спокойной светотеневой лепкой. Стилистически они ближе киевским памятникам. Очень интересны смоленские росписи в технологическом отношении: в технике фресковой живописи выполнена только подготовка, доработка по уже сухой штукатурке красками на связующем играет гораздо большую роль при написании изображений, чем в монументальной живописи Киева, Новгорода или северо-восточной Руси.

При фрагментарности остатков монументальной живописи и отсутствии икон, связанных с полоцко-смоленским краем рассматриваемого времени, особого внимания заслуживают сохранив-шиеся миниатюры.

К полоцко-смоленской культуре принадлежит «Хутынский Служебник» (ныне в Государст-венном Историческом музее), датируемый XIII веком. Миниатюры этой рукописи представляют значительный интерес. Изображения Иоанна Златоуста и Василия Великого, отличающиеся точными пропорциями и хорошим рисунком, даны на Золотом фоне; они кажутся как бы парящими в воздухе, благодаря абстрактности фона. Орнаментика обрамлений во многом перекликается с мотивами народного искусства. К той же художественной традиции принадлежит «Евангелие» XIII века, хранящееся в Библиотеке Московского государственного университета. Плохо сохранившееся изображение евангелиста Иоанна близко по стилю к миниатюрам «Хутынского Служебника».

Подытоживая наблюдения над архитектурными памятниками XI-XIII веков в Галицко-Волынской земле, Полоцком и Смоленском княжествах, можно сделать следующие выводы.

Зодчество начального этапа периода феодальной раздробленности вступает в полосу быстрого подъема. Этот расцвет во многом обусловлен традициями и достижениями искусства Киевской Руси X-XI веков. Но традиции воспринимаются не механически, а глубоко творчески: архитектура XII-XIII веков разрабатывает новые темы и наполняет архитектурный образ новым содержанием. С неизбежной последовательностью и закономерностью рождается новый архитек-турный стиль, полностью отвечающий своему времени. Киев первоначально идет во главе художественного развития, поставляя первые образцы новых зданий, а затем уступает ведущую роль зодчеству других областей, которые, исходя из общего источника, создают местные варианты стиля. Теперь архитектурное творчество целиком сосредоточено в руках русских мастеров. Последние совершенствуют свое искусство, изучая древние и новые памятники Поднепровья и внимательно присматриваясь к работе своих русских и западноевропейских собратьев. Господ-ствующим типом культового здания остается крестово-купольный храм. Однако русские зодчие не оставляют неприкосновенной и эту основу византийского наследия: они подвергают ее коренной переработке, всячески подчеркивая пирамидальную, башнеобразную композицию храма. Эти смелые архитектурные искания увлекают зодчих многих областных школ и усиливают черты общности в их искусстве. В церкви Пятницы в Чернигове и в церкви Михаила Архангела в Смоленске дано наиболее острое и смелое решение этой задачи, как бы предвосхищающее позднейшие искания московских зодчих XIV-XV веков.

Обращаясь по очереди ко всем русским князьям, автор "Слова о полкуИгореве" очень сдержанно и несколько загадочно выражает свой призыв ксмоленским князьям, двум братьям Ростиславичам: Ты, буй Рюриче и Давыде! Не ваю ли вой злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина Рыкают акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаеме? Вступита, господина, в злат стремень За обиду сего времени, за землю Рускую, За раны Игоревы, буего Святославлича! Рюрик в это время был, как мы знаем, соправителем и потенциальнымсоперником киевского князя. Певец умолчал и о том и о другом, он простоотнес Рюрика в один раздел со смоленским князем, вероломным, эгоистичнымДавидом. Не входя во все тонкости межкняжеской вражды, то прорывавшейсябезудержной яростью, как было в 1180 году, то затаенной, как в 1185 году,автор "Слова" напоминает смоленским князьям, что и они оба когда-то тяжелопострадали от половецких стальных сабель. В 1177 году летом, "на русальной неделе", то есть в июне, половцыворвались на Русь; Рюрик и Давыд были посланы против них, но "Давыд же бяшене притяги и бывше распре межи братьею", -- вот когда начали их копья "рознопеть". Половцы нанесли всем русским войскам страшное поражение. СвятославВсеволодич требовал суда над Давыдом, лишения его княжества. Об этих далекихи не очень приятных событиях и напомнил автор "Слова" князю Давыду, а заоднои Рюрику, как бы делая его ответственным за брата. Десятилетняя вражда Святослава и Давыда сделала строки "Слова",посвященные смоленскому князю, слишком скупыми и вежливо-неприязненными. Изних очень трудно выяснить, что представлял собою в то время Смоленск. Смоленское княжество -- древняя земля кривичей -- занимало срединноеположение, было окружено со всех сторон русскими областями. Через Смоленскпроходили важные магистральные дороги в Западную Европу и Византию: путьвверх по Днепру завершался у Смоленска; далее через систему волоков он могвывести и в Западную Двину (к Полоцку и в Балтику), и в Ловать, и затем вНовгород. Торговое значение Смоленска отражено в договоре Смоленска с Ригой иГотландом 1229 года. Смоленское княжество, выделявшееся время от времени в удел еще в XIвеке, обособилось от Руси при Ростиславе Мстиславиче (1127--1159), внукеМономаха и отце упоминавшихся выше Рюрика и Давыда. Смоленск имел очень удобную связь с Киевом -- вниз по Днепру можно былопустить флотилию любых размеров, и всего лишь через восемь дней она была ужепод стенами столицы. Единственным препятствием на этом пути был Любеч,принадлежавший черниговским князьям, но и оно было устранено. В 1147 годуРостислав, воспользовавшись отсутствием черниговских войск, сжег Любеч и,как он сам писал брату, "Ольговичам много зла сотворил". После этого вЛюбече жили только "псари да половцы", а смоленские ладьи беспрепятственномогли плыть в Киев. Быть может, эта важная стратегическая близость к Киеву (в сочетании сполной безопасностью самого Смоленского княжества от половцев) и былапричиной того, что почти все смоленские князья побывали на киевскомпрестоле: Ростислав Мстиславич и его сыновья Роман и Рюрик, внук МстиславРоманович и сын Мстислава -- Роман. От времени Ростислава до нас дошел интереснейший документ, подробновводящий нас в княжеское феодальное хозяйство. Это грамота РостиславаМстиславича епископу Мануилу, данная по случаю учреждения в Смоленскеепархии около 1137 года. Здесь перечислены статьи княжеского дохода с разныхгородов Смоленского княжества, десятая часть которого (десятина)передавалась церкви. В 36 пунктах собралось различных поборов на 4 тысячигривен; здесь были и виры, и продажи, и полюдье, торговые пошлины, мыт(таможенные сборы), гостевые и др. Епископ получал, кроме того, земельныевладения с феодально зависимым населением (изгои, бортники и др.) и доходы сцерковных судов по особым видам преступлений. В то время во всех выкристаллизовывавшихся княжествах учреждалисьсамостоятельные епархии и оформлялись имущественные права епископов.Происходило это по инициативе князей, закрепившихся в определенных землях ихотевших усилить свои позиции поддержкой церкви. Рост церковных богатств и имений в 1130-е годы вызвал резкую критику.Климент Смолятич, известный писатель середины XII века, ставший по волекиевского князя митрополитом, писал, что он, Климент, не относится к тем,"ижи прилагают дом к дому и села к селам, изгои же и сябры и борти и пожни,ляди же и старины". Возможно, что Климент, отвечая смоленскому священнику,имел в виду прежде всего смоленского епископа, своего политического врага,Мануила. Самому Клименту было предъявлено любопытное обвинение в том, чтоон, христианин, слишком увлекается такими языческими "философами", какГомер, Аристотель и Платон. В княжение Давыда Ростиславича (1180--1197), уже известного нам посвоим бесславным делам на юге, происходили конфликты между князем игорожанами Смоленска. У князя Давыда еще в молодости было многонеприятностей с новгородцами, которые не один раз "показывали путь" ему. В1186 году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленскепромежи князем Давыдом и Смолняны. И много голов паде луцьших муж". В чемсостояли противоречия между князем и боярством, летопись не сообщает. Смоленское княжество не было исключением -- борьба боярства с князьямив очень резкой форме шла и в других землях. К началу XIII века относится интереснейшее событие в Смоленске,приоткрывающее частично завесу над внутренней социально-идеологическойжизнью русских средневековых городов: игумены и попы устроили всенародныйсуд над неким попом Авраамием. Одни хотели его заточить, другие -- "к стенету пригвоздить и зажещи", а третьи -- утопить. Игумены и попы, "яко волырыкающие", хотели, "аще бо мощно, жива его пожрети". Чем же так разъярил Авраамий смоленских церковников? Оказывается,находясь в одном из окраинных монастырей Смоленска, Авраамий читал населениюкниги и "протолковывал" их всем -- "малым и великим, рабам же и свободным ирукодельным". В Смоленске везде говорили, что "он уже весь град к собеобратил есть". Его обвиняли в чтении "глубинных книг", из которых однаупомянута в его житии. Это так называемая "Златая цепь", сборник изречений ислов, направленных иногда против "плохих пастухов" -- попов и монахов. Втаких сборниках появлялись антиклерикальные идеи, близкие учениюзападноевропейских вальденсов, преследовавшихся католической церковью. Всходных условиях на Руси возникли сходные идеи. Открытая проповедь таких опасных для церкви идей, проповедь, обращеннаяк рабам и рукодельным, вызвала ненависть духовенства. Князь спас Авраамия отказни, но еретику-проповеднику церковь придавала такое значение, что по всемдорогам, ведущим в Смоленск, были поставлены воины (очевидно, владычные,епископские), преграждавшие путь сторонникам Авраамия; они действовали такрешительно, что некоторые люди, шедшие к Авраамию, "разграблены быша". Смоленское княжество, укрытое внутри русских земель от всех внешнихврагов, долго, до начала XV века, сохраняло самостоятельность. Батый вовремя похода 1237--1238 годов направился было к Смоленску, но затем обошелего стороной. Очевидно, богатый торговый город, украшенный десяткамивеликолепных зданий и обнесенный крепкими стенами, представлял непреодолимуюпреграду для войска, измотанного сопротивлением русских городов, икровожадный завоеватель не посмел показаться под его стенами.

Замечание 1

Культура Смоленского княжества формировалась под воздействием различных народов и государств. Влияние различных культур обусловлено местоположением самого княжества. Княжество было своеобразным «узлом» на пути перемещения товаров и людей. На его территории сходились важнейшие торговые пути средневековой европейской торговли: Балтийско-Черноморский и Балтийско-Волжский. Через торговлю смоляне знакомились с остальной планетой и формировали собственный неповторимый мир.

Архитектура

Первоначально город Смоленск размещался в районе современного Гнездиловского могильника. Из-за постоянных угроз разлива Днепра в конце XI века город был перенесен на современное место. Как и положено на новом месте в первую очередь стали возводить крепостные стены и храмы.

Опираясь на работы современных археологов можно с полной уверенностью сказать, что на территории города к моменту прихода монгол существовало двадцать шесть каменных храмов, другие считают сорок шесть, и еще четыре вне его пределов. К сегодняшнему дню их осталось три.

Один из сохранившихся храмов – это Свято-Успенский кафедральный Собор (храм Успения Пресвятой Богородицы или Успенский Собор). Строительство собора была начато, по приказанию Владимира Мономаха, в 1101 г. во время его поездки в Суздаль. Этот храм был первым каменным культовым сооружением в княжестве. Храм был выстроен в подражание собору Киево-Печерского монастыря.

На берегу реки Сядынь погиб один из первых русских святых – князь Глеб. Смоленские князья, пользуясь эти фактом, хотели поднять значение своей столицы. Поэтому начиная с сороковых годов XII века в городе начинается массовое строительство. По свидетельствам летописцев, князья, обустраивая свою резиденцию хотели из нее сделать второй Вышгород (первый был в Киеве).

В 1145-1146 годах в Смоленске была выстроена «великая церковь» Бориса и Глеба – великолепный шестистолпный монастырский собор. В середине XII века Роман Ростиславович, князь Смоленский, строит церковь Петра и Павла. В 1173 году он же строит храм Иоанна Богослова. В 1191-1194 годах выстроен княжеский храм Михаила Архангела.

Для всех Смоленских церквей характерна крестово-купольная четырех-шестистолповая постройка. Архитектурные сооружения, выполненные в Смоленском княжестве, напоминают сооружения, сделанные в Киеве, но при детальном рассмотрении можно увидеть, что только в общих чертах. Смоленские архитекторы и зодчие, изучая киевскую архитектуру, перекладывали ее произведения с учетом местных особенностей.

Архитектуру этого региона отличает наличие романских элементов – пучковых пилястров, аркатурных поясов, перспективных порталов. Этот вид влияния обусловлен наличием западных мастеров, работавших в Смоленске на строительстве и украшении городских зданий и сооружений.

Живопись

К сожалению, аутентичных произведений смоленской живописной школы сохранилось очень мало. Этому в первую очередь способствовало местоположение региона. За последнюю тысячу лет через территорию, где располагалось княжество, не раз и не два проходили все войны, которые Россия вела в западном направлении.

Сохранились орнаментальные росписи оконных проемов в Петропавловском соборе. Перед началом Великой отечественной войны в этом храме существовала огромная композиция «Руно Гедеоново». Сейчас это произведение известно только по отдельным спискам и воспроизведениям.

В начале 60-х годов 20 века были проведены археологические раскопки монастырского храма на Протоке. В результате раскопок собора, в нижней части стен были открыты росписи декоративного характера. На этих росписях были представлены святитель Николай, святая Параскева и трое мучеников в белых одеждах. Живописные произведения датируются концом 12 – началом 13 веков.

Найденные произведения отличались свободой и живописностью выполнения. По своему стилю исполнения лики святых ближе к киевской школе, чем к новгородской. В росписях мало использованы белильные линии и блики и им присуща спокойная светотеневая лепка.

Смоленские росписи отличаются и по технике исполнения от киевских и новгородских произведений этого же времени. Подготовка пространства для росписи выполнена во фресковой технике, а вот собственно роспись осуществлена по сухой штукатурке при помощи связующего элемента.

Если же говорить о миниатюрных живописных произведениях, созданных в пределах Смоленского княжества, то здесь стоит остановиться на следующих сохранившихся произведениях:

  • Хутынский Служебник – в этой рукописи присутствуют миниатюры с изображениями отцов церкви – Иоанна Златоуста и Василия Великого, этим изображениям присущи правильные пропорции и хорошая техника выполнения рисунка. Изображения святых кажутся парящими в воздухе. Такое свойство достигнуто за счет абстрактности фона. Несмотря на то, что это произведение религиозного характера, обрамление рисунков и орнаментальная часть выполнена по мотивам народного искусства;
  • Смоленское Евангелие 13 века – по стилю художественного исполнения близко к предыдущему произведению;
  • изображение евангелиста Иоанна – несмотря на плохое качество сохранности, в этом произведении угадываются стиль исполнения близкий к «Хутынскому Служебнику».

Литература

Все ныне существующие литературные произведения Смоленского княжества по времени создания относятся к периоду наибольшего расцвета государства – 12-13 векам. К современному читателю пришло три основных смоленских произведения (не считаю отрывочных летописей):

«О великом князе Мстиславе смоленском и церкви» – создан приблизительно около 1167 года с целью прославления деяний князя Ростислава

«О перенесении мощей Бориса и Глеба на Смядынь» – в повести рассказывается о перенесении князем Давидом Смоленским гробниц первых русским святых Бориса и Глеба в Смедынский монастырь в Смоленске. Считается, что работа выполнена по заказу самого князя.

«Житие Авраамия Смоленского» – приводится жизнеописание местночтимого святого Авраамия.


Памятные скрижали на крепостной стене

Смоленск – один из наиболее древних городов России. Первое датированное упоминание о нем встречается в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде под 862-865. Возникнув на древнем торговом пути «из варяг в греки» Смоленск был центром славянского племени кривичей, крупным пунктом торговли и ремесленного производства, военной крепостью. С 882 года – в составе Киевского государства. В XII в. Смоленск – административный и культурный центр Смоленского княжества; Смоленск вел обширную торговлю с Ригой и другими прибалтийскими городами, которая регулировалась договором 1229 года. В 1404-1514 годах входил в состав Великого княжества Литовского. Вместе с польскими и литовскими войсками смоленские полки участвовали в Грюнвальдской битве 1410 года. В 1596-1602 годах Смоленск был обнесен каменной крепостной стеной, которая сооружалась под руководством зодчего Федора Коня (родился близ Смоленска, в Дорогобуже); эту смоленскую крепость называли «каменным ожерельем земли русской». После Смоленской обороны 1609-11 годов город был захвачен польскими войсками; в 1654 году взят русскими войсками, возвращен России по Андрусовскому перемирию 1667 года. С 1708 года – губернский город, в 1719-26 годах – центр Смоленской провинции Рижской губернии, в 1776-96 годах – центр Смоленского наместничества.

Во время Отечественной войны 1812 года под Смоленском соединились армии М.Б. Барклая де Толли и П.И. Багратиона; 4-6 (16-18 августа) произошло Смоленское сражение. В результате ожесточенных боев русское командование вывело свои войска из-под Смоленска на Старую Смоленскую дорогу, сорвав план Наполеона навязать генеральное сражение и разгромить русские армии в невыгодных для них условиях. 4 (16) ноября 1812 года Смоленск, сильно пострадавший от наполеоновского нашествия, освобожден.

Во второй половине XIX в. через Смоленск прошли Рижско-Орловская (1868 г.), Московско-Брестская (1870 г.), Рязано-Уральская (1899 г.) железные дороги, способствовавшие экономическому развитию города; вскоре Смоленск стал узлом пяти железнодорожных направлений. К началу XX в. в Смоленске, чиновничье-мещанском городе, имелось около 20 небольших предприятий (пивоваренные, маслобойные, кирпичные, керамический заводы, шпагатная и катушечная фабрики) с общим числом рабочих около 2 тыс. человек. С 1929 года – центр Западной области, с 1937 года – Смоленской области.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов Смоленск был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 16 июля (Заднепровская часть – с 29 июля) 1941 года по 25 сентября 1943 года. В районе города в 1941 году произошло Смоленское сражение, задержавшее на 2 месяца наступление немецко-фашистских войск на Москву, что стало одной из серьезных причин краха гитлеровского плана молниеносной войны. За время оккупации Смоленску был нанесен огромный ущерб: были уничтожены все промышленные предприятия, железнодорожный узел, разрушены 93% жилого фонда и многие культурно-исторические и архитектурные памятники. К 1955 году хозяйство и промышленность Смоленска были практически заново созданы (Смоленск в 1945 году вошел в число 15 городов России, подлежавших первоочередному восстановлению).

Вообще за свою историю древний город пережил несколько грандиозных проектов в области строительства. Их успешная реализация влекла за собой не только расцвет архитектуры, но и свидетельствовала о роли всего края в жизни страны.

Впервые массовое каменное строительство в Смоленске велось на рубеже XII-XIII веков. Археологи нашли в городе остатки 31 здания, три сохранились до наших дней – церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова и Михаила Архангела. Для сравнения – общее количество памятников этого периода во всех городах Северо-Восточной Руси не превышает тридцати. Закономерный признак расцвета архитектуры – смоленские князья в это время во многом определяли политику в Древней Руси, контролировали власть в Новгороде и несколько раз становились великими киевскими князьями.

Следующий грандиозный проект связан со строительством на рубеже XV–XVII столетий Смоленской крепостной стены. На ее закладке присутствовал царь Борис Годунов, а для реализации проекта были мобилизованы силы и ресурсы всей страны. «Со всея Русския земли» прибывали в Смоленск каменщики и кирпичных дел мастера, из дальних городов везли строительные материалы, царским указом повсеместно запрещалось другое каменное строительство. Итог – всего за семь лет была построена крепость протяженностью около шести километров с 38-ю башнями.

Что касается обывателей, то в течение многих столетий они жили в деревянных домах. Использование дерева в качестве основного строительного материала приводило к тому, что город неоднократно выгорал почти полностью. Так случалось в 1194, 1308, 1340 и 1415 годах. В Отечественную войну 1812 года огонь уничтожил более полутора тысяч обывательских домов и около 300 лавок. «Город весь сквозной; дома без кровли, без окон, без дверей. Пустота пугает, ветер свищет среди обгорелых стен; по ночам кажется, что развалины воют», – описывал Смоленск современник вскоре после ухода неприятеля.

Незадолго до войны с Наполеоном были приняты первые генеральные планы застройки губернского центра и нескольких уездных городов. Генплан Смоленска 1778 года предусматривал регулярную планировку улиц. Ландшафт города не давал возможность выпрямить исторически сложившуюся путаницу кривых улиц и переулков, поэтому вскоре был принят уточняющий план – чтобы «регулированием улиц, новыми площадьми и новым казенным и публичным строением не подвергнуть нынешнего каменного и хорошего строения к ломке». В конце XVIII века была проведена реконструкция административного центра Смоленска – местности под названием «Блонье». Частные дома отсюда перенесли в Солдатскую слободу, само Блонье превратили в площадь для обучения войск, а по периметру в стиле классицизма построили 16 двухэтажных каменных и несколько деревянных зданий административного и общественного назначения. Тогда же была предпринята и первая попытка упорядочить частное строительство. Губернское правление обязывало смолян строить дома одинаковой высоты по трем утвержденным образцам фасадов.

После войны 1812 года в Смоленск был командирован столичный «архитекторский помощник» Корнеев. Полученные им данные о разорении губернского центра послужили основой для нового генерального плана, разработанного архитектором Гесте и утвержденного в 1817 году. Гесте отказался от прежней лучевой схемы застройки города, сохранив в своем проекте исторически сложившуюся сеть улиц с небольшим их выпрямлением внутри крепости. В XIX столетии Смоленск пережил две строительных «лихорадки». Первая, пришедшаяся на 1830-е годы, была связана с именем смоленского губернатора Хмельницкого. Тогда губернский центр «принял приличный вид и украсился мостовыми, каменными зданиями и мостами». Во второй раз город стал активно застраиваться в предреволюционные десятилетия. Богатая каменная застройка того времени в стилях модерна и эклектики частично сохранилась и до наших дней.

Облик Смоленска ощутимо изменился уже в первые годы советской власти. Тогда на окраинах, возле появлявшихся предприятий стали возводиться первые многоэтажные жилые дома. Была предпринята попытка создания нового типа жилого здания, реализованная в Доме-коммуне на Вознесенской горе – первом высотном доме города. Интересна и его планировка: центром коммунальной жизни на каждом этаже была лестница – двери всех комнат выходили прямо на нее.

Очередное массовое строительство развернулось после Великой Отечественной войны. В освобожденном Смоленске люди жили в подвалах, на чердаках, в землянках, нишах крепостной стены. Но уже спустя месяц после изгнания оккупантов 11 тысяч смолян (из почти 20 тысяч) имели квартиры. Город восстанавливался методом народной стройки – жители выходили на субботники, во время которых расчищали завалы, сортировали кирпич, собирали на пепелищах гвозди и кровельное железо. Кстати, многие объекты строились таким способом и после восстановления Смоленска. Таким образом, например, в 1950-е годы был построен стадион «Спартак», впоследствии – многие жилые дома в спальных районах.

В послевоенные годы появился лозунг «каждой советской семье – отдельную квартиру». Сроки реализации этого лозунга постоянно отодвигались, но многое и делалось. Первый большой жилой массив из типовых пятиэтажек был построен в 1960-е годы на юго-восточной окраине Смоленска – Поповке. В «застойное» время здесь ежегодно сдавалось в эксплуатацию свыше 200 тысяч квадратных метров жилья. Строились на Поповке школы, детские сады, библиотеки, был заложен парк 1100-летия Смоленска. В начале 1970-х годов на территории размером около 40 гектаров началось строительство нового жилого района на северо-западной окраине Смоленска. Первая типовая пятиэтажка в Ситниках была сдана в 1972 году. Большое строительство в это время развернулось и на Киселевке.

В современном Смоленске: театры: драматический, кукол. Филармония. Планетарий. Смоленский объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник. Музей скульптуры им. С.Т. Коненкова. Художественная галерея (здание 1904-05, проект С.В. Малютина; коллекция древнерусских икон XIV-XVI вв., русского и западноевропейского искусства). Музей Великой Отечественной войны 1941-45. Музей смоленского льна.

Днепр разделяет Смоленск на северную и южную части. Центральная часть со старой застройкой расположена на холмах, разделенных протяженными глубокими оврагами, за ней – современные кварталы жилых домов. Современная планировка сложилась в начале XIX в. по плану, утвержденному в 1818, сочетавшему прямоугольную планировку центра с системой радиальных, спускающихся к Днепру улиц древней части города. По генеральному плану, предложенному в 1926 году А.В. Щусевым и разработанному в 1930-х гг. Н.Г. Кондратенко, построены жилые комплексы. По послевоенному плану восстановления и развития Смоленска. (1944-46 годы, архитектор Г.П. Гольц и др.) был сохранен исторический центр, проведена коренная реконструкция магистралей. Памятники архитектуры XII в.: 4-столпные одноглавые 3-апсидные церкви Петра и Павла на Городянке (1146 или конец XII в., реставрирована в 1962-67 годах, рядом с ней – палаты униатского епископа, 1632) и Иоанна Богослова на Варяжках, на противоположном берегу Днепра (1173-76, сильно перестроена); на западной окраине Смоленска, на высоком холме над Днепром, – церковь Михаила Архангела (Свирская; 1191-94 годы), одноглавая, одноапсидная, высота внутри – 35 м. Крепостные стены Смоленска (1595-1602 годы, строитель Федор Конь) – одно из крупнейших русских оборонительных сооружений (длина около 6,5 км, высота около 10-12 м, толщина около 5 м), завершены каменными зубцами (высота около 3 м), имели 38 башен (сохранились частично). На Соборной горе возвышается барочный 5-главый Успенский собор (1677-79, архитектор А. Корольков, перестроен в 1732-40 годах А.И. Шеделем; в интерьере – роскошный деревянный резной иконостас, 1730-40 гг., художник С.М. Трусицкий и др., шитая пелена с «Оплакиванием Христа» XVI в.) с колокольней (1767-72 гг.), белокаменной соборной лестницей (1766-67 гг., перестроена в 1784 году М.Н. Слепневым) и оградой (1767 год); в ансамбль Соборной горы входят также бывшее здание консистории (ныне областной архив; 1790 год, классицизм) и надвратный Богоявленский собор (1784 год, архитектор Слепнев). Перед Соборной горой в 1954 году установлен памятник М.И. Кутузову (скульптор Г.И. Мотовилов). Вверх по улице к центру города – ансамбль Троицкого монастыря с собором (1738-40 годы, архитектор И. Калиник) и колокольней (1770-е гг.), Вознесенская церковь (1694-98 годы, архитектор Г. Вахромеев, по чертежам Петра I; северный придел – 1764 год, архитектор М.Ф. Казаков), барочный Преображенский собор Авраамиева монастыря (1755). Не утрачены Нижненикольская церковь (1748 год) и Спасская церковь (1766 год). «Митрополичьи палаты» (XVIII в., раннее барокко). В стиле классицизма выстроены бывший дом губернатора, Георгиевская церковь (оба – 1781 год), Дворянское собрание (1825 год, архитектор А.И. Мельников). В городском сквере – памятник М.И. Глинке (1885 год, скульптор А.Р. Бок, ажурная решетка с нотными знаками по произведениям Глинки, по проекту И.С. Богомолова). Монументы Отечественной войны 1812 года: «Героическим защитникам Смоленска от французских полчищ 4-5 августа 1812 года» (чугун, общая высота около 46 м, 1842 год, скульптор А. Адамини), «Героям 1812 г.» (1912, скульптор С.Р. Надольский, архитектор Н.С. Шуцман), памятники В.И. Ленину (1967 год), М.О. Микешину (1990 год), Федору Коню (1991 год).