Воцерковленный человек - это что такое? Что значит быть воцерковленным человеком, что такое воцерковление.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Воцерковле́ние – особый обряд в богослужебной практике исторических церквей, совершаемый в 40-й день после рождения младенца. Чин воцерковления включает благодарственные молитвы и предполагает благословение матери и младенца, вхождение их в ряды членов Церкви, если ребёнок уже был крещён. Пресвитер молится над матерью в притворе, прочитывает так называемые «очистительные» молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и участвовать в Евхаристии.

В современной практике воцерковле́нием иногда называют также постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения или уже крещённого ранее (например, в детстве).

История

Еврейская практика была основана на книге Левит (Лев. 12:1-8), в которой описывается, церемониальный обряд, который должен выполняться для того, чтобы восстановить ритуальную чистоту женщины. Считалось, что роженица остаётся нечистой из-за истечения крови или других жидкостей при родах. Этот обряд был частью церемониала, а не морального закона.

Обычай благословлять женщину после родов имеет основанием описание очищения Пресвятой Девы Марии, упомянутое в Евангелии от Луки (Лк. 2:22): «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу.» Принесение младенца Иисуса Христа в Иерусалимский Храм его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Католической церкви чин воцерковления был исключён из практики в 1960-е годы после решений Второго Ватиканского Собора. В Англиканской церкви чин «воцерковления женщин» используется и в настоящее время. В Епископальной церкви чин «воцерковления женщин» после родов совмещается с презентацией ребёнка церковной общине.

Воцерковленные в современности

В наше время обряд воцерковления носит несколько иной характер. Современная традиция описывает это действо как помощь человеку в единении с Господом и религиозной общиной. Священник или искренне верующий прихожанин, воцерковляя другого, научает, дает представление и понимание об основных канонах, установлениях и принципах христианства, о правилах пребывания в храмах и святых местах, о том, как начать новую жизнь согласно Закону Божьему и Святому Писанию. Прежде всего эти действия направлены на то, чтобы показать единство Церкви и ее прихожан, донести до человека важность и ценность общения верующих с Господом и, конечно же, друг с другом.

Однако воцерковленным называют не просто новообращенного православного христианина. Такой человек, прежде всего, понимает смысл и цель своего пребывания в Церкви, он выстраивает свою жизнь в соответствии со Священным Писанием.

Прихожане считаются воцерковленными, только если они:

  • искренне считают себя неотъемлемой частью Церкви, а христианство – нормой жизни;
  • стремятся жить, придерживаясь заповедей Божьих и принципов, заложенных в учениях Отцов Церкви;
  • твердо знают и понимают все изложенное в Писании и происходящее в храме во время богослужений;
  • посещают храмовые службы и мероприятия не реже одного раза в месяц;
  • принимают активное участие в жизни Церкви и церковной общины;
  • соблюдают и чтут пост, принимая его как возможность очиститься не только телесно, но и духовно;
  • принимают участие в таинствах исповеди и причащения, находя в них утешение, успокоение и лекарство для исцеления души и тела;
  • не забывают о ежедневных утренних и вечерних молитвах;
  • поддерживают общение с другими прихожанами, разделяя с ними все то, что наполняет их жизнь.

Конечно же, вышеперечисленные признаки нельзя считать жизненно необходимыми и обязательными, ведь в современном мире, с его темпом и ритмом, далеко не каждый человек, который живет с верой в сердце, может посещать все храмовые службы и мероприятия, регулярно исповедоваться и причащаться, но все они характеризуют прихожанина, готового всегда найти время для Бога и общения с ним.

Воцерковленный человек – это тот человек, который сознательно, искренне верит в Господа, испытывает необходимость участвовать в жизни Церкви, поддерживать общение с прихожанами, делить с ними радости и горести. Он стремится воспитать своих детей в православной семье, в любви и уважении к Создателю. Но прежде всего – это человек, который не хочет провести свою жизнь впустую, он находит спасение в вере, поэтому стремится к духовному просвещению, порядочности, вежливости и целомудрию, живя в соответствии со Словом Божьим.

Что говорят об этом служители церкви?

Протоиерей Андрей Милкин, начальник службы протокола архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия:

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пище и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам исповеди и причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично.

Невоцерковленному же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.

Священник Дмитрий Шишкин

Воцерковление – это труд преодоления препятствий, путешествие к Богу, совершаемое зачастую не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Это сознательная и мучительная борьба со своими грехами, терпеливое восхождение к высшей Цели, достойной всех трудов и усилий.

Господь учит нас искать Царствие Божие, то есть оно не явлено, скрыто от нас и нужно приложить немало терпения и труда, чтобы это сокровище обрести, открыть для себя и усвоить. Но Царствие Божье – это не что-то, что будет потом, когда-нибудь, после смерти. Царствие Божие – это состояние духа, которое делает человека причастником жизни Бога уже здесь, в земной жизни.

«Царствие Божье не пища и не питие» , – говорит Апостол Павел. То есть не то, что относится к плотской, чувственной жизни. – «Но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это очень важные слова! Когда человек начинает сознательно жить по правде Божией, жить полноценной церковной жизнью, он обретает мир с Богом, с людьми, с собственной совестью, и из этого мира рождается совершенно необъяснимое чувство радости о Духе Святом. Вот эта радость и есть преддверие той совершенной радости, к которой всех нас призывает Господь.

Священник

Человек тогда является воцерковленным, когда он любит Церковь, хочет быть с Церковью и в Церкви, независимо от того, пользуется она в данный момент благорасположением властей и общества или подвергается гонениям и покрывается хулой; когда сознает себя членом Церкви и действительно является и остается таковым, а если в силу каких-то внешних или внутренних причин связь его с Церковью ослабевает или даже прерывается, то всеми силами стремится эту связь восстановить. Эта связь — не юридическая, не формальная и не идеальная, а реальная – духовная и материальная. Она устанавливается через таинство Крещения, а затем поддерживается и восстанавливается в таинстве Покаяния.

Основой этой связи и центром всей церковной жизни является таинство Евхаристии, которое совершается на Божественной Литургии. Поэтому, если человек регулярно участвует в таинстве Евхаристии и причащается Святых Христовых Таин, то такого человека и можно считать воцерковленным.

Кроме того, бывая регулярно в храме на Божественной Литургии, такой человек участвует в совместной молитве, слушает проповеди священника, узнает о текущих событиях церковной и приходской жизни, материально поддерживает храм, приход и Церковь своими пожертвованиями, может, если желает, заводить дружеские связи с православными людьми, оказывать помощь нуждающимся, испрашивать и получать ее в случае нужды, участвовать в благотворительной и миссионерской деятельности прихода, и многое другое.

Воцерковленный человек, как правило, и в планировании своего труда и отдыха не забывает учитывать церковный календарь. Все это важные, хотя и не необходимые составляющие церковной жизни, главной же и ничем не заменимой на все времена остается Божественная Литургия и таинство Евхаристии.

Я пытался Вам сказать, что Священное писание, Библию, всякие тексты вроде кумранских, писали люди, переводили люди, издавали и переиздавали тоже люди церковные, переиначивая и убирая целые главы. Не говорите, что об этом Вы не знаете.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Знаете, Антон, я тут подумала...
Ах, как не хотелось бы думать, что весь наш с вами диалог может быть сведен к одной только вашей попытке услышать, что православному христианину совершенно не обязательно для спасения что-либо делать (посещать храм, исповедоваться, причащаться и пр.) И что, возможно, обвиняя церковный уклад, выказывая свое недоверие священноначалию, вы просто ищете оправдания для объяснения своего нежелания трудиться, стяжать Божие прощение и Божественную благодать.
Надеюсь, что это, все-таки не так, что я ошибаюсь, а вы ищете истину. И в таком случае, я рада нашему диалогу. :bq:
Значит, продолжим...
Что вы хотели сказать, упоминая о том, что все тексты Священного писания и т.д. писали люди? Это знают все. Как и то, что Библия, Церковные каноны, устав Церкви - все это основано на Божьем Слове и передано на бумаге с Господнего благословения.

Вы сказали: "Каноны". Канон - это нечто незыблемое, вечное, если я правильно понимаю. Разве каноны меняются?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Где я сказала, что каноны меняются? Перечитайте, пожалуйста, внимательно мое сообщение, из которого ясно видно, что после высказанного вами недовольства, я же вас (лично) спрашивала с недоумением: "Не собираетесь ли вы менять каноны и закон Божий?"

Осуждая такую церковь с ее интригами, политиканством, я зарабатываю смертный грех и занимаюсь празднословием? Умеете обижать, право слово. Ну да так нужно,видимо.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Антон, если мое высказывание вас чем-то обидело, то я сразу хочу извиниться перед вами! Потому что я ни в коем случае не собиралась никого обижать. :bn: Напротив! Я всего лишь хотела и вас и себя предостеречь от греха. Извините, если вам показалось мое сообщение резким. Видимо чтение сообщение в инете не отображает истинного настроения между людьми. :ax:
А осуждение Церкви и священноначалия - это безусловно смертный грех.
Прочитайте, пожалуйста, притчу , в ней как раз очень ярко описывается грех осуждения.

Церковь, как и любое другое собщество людей, объединенных одной идеей, доктриной - это структура. Упорядоченной структуре не нужны прогрессивные люди, новаторы - она от этого может разрушиться. Нужны удобные.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Вы снова говорите о каком-то новаторстве? Возлагаете надежды на какие-то непонятные изменения, хотя сами знаете, что это, мягко говоря, некорректно? Вынуждена снова повториться... Бог совершенен, вечен, неизменен, как и Его Заповеди, а соответственно, и церковные каноны, основанные на Божием слове. Что же вы конкретно хотели бы изменить? Что мешает лично вам? Что конкретно вас не устраивает и почему? О какой камень вы споткнулись на пути к спасению?
Задумайтесь, не ищете ли как раз вы удобную для себя церковную структуру? :bw:

Поэтому "новаторы" уходят, вокруг них собирается толпа сторонников-поклонников - возникает новая структура. Повторяю - так везде; в любом коллективе (обратите внимание!) количеством 10 и более человек всегда есть свои (один-два) аутсайдера - мальчики для битья, объекты насмешек; один-два фаворита - любимцы фортуны и начальства, парочка безбашенных агрессоров, пара умников, остальные - масса серая, стадо. Так было всегда и есть сейчас!

Нажмите, чтобы раскрыть...

Извините, но я не разделяю вашего желания проводить кощунственные аналогии между Божественным и греховным мирским.
Мир грязен и переменчив, а Церковь - это духовная чистота, любовь и вечность.
Как же можно сравнивать отображение облаков в грязной луже с чистым небом? :ai:
Да еще и пытаться делать какие-то выводы после этого?

Начинаем переделывать созданный Им мир так, как постановили на совете кучки.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Антон, Вы меня, уже просто пугаете:bk:. Что или кого вы подразумеваете под "советом кучки"? О ком это вы так оскорбительно отзываетесь? Даже не хочется дальше писать о своих догадках.
Господи, прости нас грешных за это!
А мир надо переделывать и без всякого промедления. А то мы скоро просто захлебнемся в своей греховности.:bm:

А призовет, спросит:" Душа, что делала ты в жизни телесной, которую Я давал тебе? Что ты Мне сейчас принесла, какой новый опыт? "
Что отвечу? - Славил Тебя, Отче, ежеминутно, в храм ходил еженедельно, чтобы через посредников покаяться Тебе в прегрешениях своих, по святым местам ездил ежегодно, чтобы поклониться мощам людей, нетленным Благодаря тебе. - Понятно ли тебе для чего ты была в теле? Ты Меня здесь славить будешь, а там что ты сделала?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Да-а-а... А вот это уже для меня неожиданность. Кажется, мы с вами вообще говорим на разных языках...:(А может быть я не верно вас поняла?
Можно я вас спрошу?
Что по вашему мнению человек должен делать на земле? В чем смысл нашей жизни?

Воцерковление, воцерковленность – что это такое? Это сознательная и мучительная борьба со своими грехами. О том, как она происходит – читайте в статье!

Воцерковление – что это?

По данным опроса, проведённого , примерно 75% населения России считает себя православными, но из них крещены только 84%, в общих чертах знакомы с содержанием Священного писания 54%, посещают храм 17%, соблюдают посты и религиозные праздники 11%, исповедуются и причащаются 8%, носят нательные кресты 3%.

Священник Димитрий Шишкин

Словом, прибегая к актуальной терминологии, «переаттестацию» прошли бы не многие. Но в чём же причины такой беспечности?

В житейском плане мы все понимаем, что нужно соответствовать своему званию, доказывать состоятельность. Не случайно при приёме на ответственную работу требуют резюме. И всякий трезвомыслящий человек старается это резюме наполнить реальным, выигрышным для себя содержанием, особенно важным в условиях рыночной экономики и конкуренции. Цена вопроса высока – жизнь земная, достаток и благополучие семьи, стабильность и благоденствие.

А теперь представьте, что приходит устраиваться, ну, скажем, архитектором этакий разболтай в помятом костюме, небритый. И на вопрос о его резюме отвечает с ухмылкой: «Да на что оно вам? Какая разница… Просто я когда-то в детстве любил складывать кубики и у меня получалось…. вот я и подумал: может, мне в архитекторы податься?»

Комментарии, как говорится, излишни.

Если так важно соответствовать профессиональным требованиям, если мы столько уделяем внимания своей работе, понимая, что от этого зависит наша земная жизнь, то как же истово мы должны стараться соответствовать своему званию христианина, если цена этого вопроса – !

Почему-то многим кажется, что духовная жизнь – это только метафора, что-то само собой разумеющееся и туманное, некое естественное продолжение обычной, земной жизни. Что нет в этой духовной жизни ни особых задач, ни правил, ни требований. Однако это не так.

Для беспечности, для мнения о том, что спасение происходит само собой, естественным образом у нас нет никаких оснований. Более того, апостол Петр говорит: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? » (1 Пет. 4, 18).

Духовная жизнь созидается в нас благодатью при нашем добром расположении и усердии в соблюдении Божьих Заповедей. Конечно, Дух дышит где хочет (Ин. 3, 8). И в людях далёких от Церкви действует Дух Божий, призывая человека к покаянию и святости. Но, кроме этой «предваряющей» благодати, существует особая духовная жизнь, путь сознательного и постепенного восхождения к Богу, и этот путь возможен только в Церкви. Больше того, Церковь и создана Господом для нас – людей, для нашего спасения.

Пренебрежение благодатным опытом Церкви – это не только , но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь » (Мф. 18, 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.

Воцерковленный человек – это…

Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие , то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям, которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.

Источник: OrthPhoto.net, Toma Barton

Церковь – это Тело Христово, непостижимое и таинственное продолжение, распространение Господа во времени, пространстве и в вечности… Тут великая тайна! Мы все, православные, хотя и части от целого, но части полновластные, разумные и свободные, вот почему ещё Церковь в целокупности своей именуют Невестой Христовой! Что может быть теснее и вместе с тем свободнее, чем единство жениха и невесты, связанных взаимной любовью.

Но в обычном, житейском смысле, между женихом и невестой ещё присутствует чувственность, то, что греки именуют эросом. В жизни же духовной действует любовь иная, высшая. Греки вообще хитрецы премудрые, у них ведь для каждого оттенка любви есть своё слово, и высшее из них – чистейшая агапа – означает Божественную любовь Высшего Жениха – Христа и Его Божественной Невесты – Церкви. И это единство так неразрывно и всеобъемлюще, что Церковь действительно есть Тело Христово, а Господь, если так можно сказать, – Душа Церкви, её Жизнь.

Больше того, Тело Христово созидается и по сей день обретением, приобщением к высшей жизни новых и новых душ. Такова теснота общения, единство нерасторжимое в Духе, которое Бог благоволил нам даровать… и если бы мы только понимали величие и высоту этого единства!

Ту благодать, ту святость, которая как талант, нам всем надлежит умножить, подвизаясь законно, то есть не так, как нам кажется правильно и хорошо, а как учит Церковь. Апостол Павел так и говорит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться » (2 Тим. 2, 5).

Святитель Иннокентий (Борисов) поясняет: «Подвизается не законно тот, кто не хочет подвизаться, как велит Господь. Как узаконила Святая Церковь, как определили и показали своим примером святые отцы». То есть нам нужно не доверять своим представлениям и фантазиям о духовной жизни, а сердцем, душой вникать, вслушиваться в дыхание Духа Святого, животворящего Церковь, действовать в полном согласии и единстве с ней.

Да, можно посещать храм, исповедоваться и причащаться формально и не жить духовной жизнью. Это так. Больше того, можно за внешним соблюдением церковных обрядов утратить живое общение с Богом и перестать быть членом Церкви. Но также верно и то, что нельзя пренебрегать исполнением Заповедей, посещением храма, исповедью, причастием и думать, что ты живёшь духовной жизнью, потому что церковная жизнь – это единственно возможный путь воссоединения человека с Богом.

Но почему же то, что мы обыкновенно называем Церковью, столь очевидно несовершенно?!

Дело в том, что Церковь представляется многим не тем, чем является на самом деле. Если можно так сказать, вокруг Церкви Христовой мы строим какую-то иную, «ветхую» церковь, по образу ветхого, падшего человека и так «преуспеваем» в этом занятии, что подлинную Церковь разглядеть бывает совсем непросто.

«Воцерковленный» человек - что это такое? Что означает это слово, откуда оно взялось в нынешнем значении и чем воцерковленный отличается от просто христианина? По мнению Андрея ДЕСНИЦКОГО, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни. А что же служит?

На фронтах Великой Отечественной было такое понятие: «рядовой обученный, обстрелянный». То есть настоящий боец, который и портянку намотать сможет, и под свистом пуль не запаникует. А то бывают ведь еще и призывники, которые только по названию солдаты, а на самом деле - сопливые пацаны с гражданки.

Вот так примерно употребляется сегодня слово «воцерковленный». Дескать, православных у нас подавляющее большинство, и с каждым годом оно только растет, да только большинство от этого большинства в церкви раз или два в год появляется: крещенской воды набрать и куличи освятить. Ну и, конечно, когда крестины, венчание или отпевание, это святое. Сбрасывать таковых со счетов тоже не годится, но и рассчитывать на них не приходится. А то бывает еще, что человек говорит: «я православный, но в Бога не верю» - в смысле, он признает свои русские корни, но для него эта идентичность - как бабушкин самовар на полке. Любоваться, а не пользоваться.

Не помню, чтобы о «воцерковленности» говорили в советские времена. Тогда тоже были «номинальные православные», но вот о тех, кто всерьез, говорили: «он в церковь ходит, она верующая, они посты соблюдают». И всё было понятно. Откуда же взялось, зачем понадобилось это понятие - «воцерковленный»? Сегодня уже без него никак, сегодня, принимая пополнение, так и оценят практически в любом приходе: кто воцерковлен и насколько. И определят ближайшей задачей для недовоцерковленных - поскорее довоцерковиться.

И параллель с солдатами тут не случайна. Как от них командир и товарищи ждут, что каждый займет место в общем строю и будет действовать слаженно, грамотно и с полным пониманием обстановки, так и воцерковленность понимается обычно как осознанное вхождение в ритм приходской жизни, прежде всего богослужебной. Регулярно бываешь на литургии (в идеале - каждое воскресенье и каждый двунадесятый праздник, плюс престол и именины), при этом постоянно исповедуешься и причащаешься - вот и первый, главный признак воцерковления.

Но, конечно, распространяется оно и на частную жизнь. Предполагается, что человек будет жить по-православному и у себя дома, и на работе, и в общении с друзьями. А значит, и работа, и друзья подбираются соответственные, да и дом приводится в надлежащий вид. Подбирается соответственная одежда и прическа, да и манеры, и выражение лица, и речевые обороты…

Не правда ли, всем знакома эта картина: входит в автобус юноша или девушка, ни слова никому не говорит, никакого «Добротолюбия» в руках не держит - но всё настолько ясно про их духовную жизнь, как если бы на лбу у них светилась надпись: «православный, воцерковленный, постящийся». И работы такие бывают, и квартиры, разумеется.

Вот только… как бы это помягче выразить, чтобы никого не обидеть? Скажу вот что: после встречи с таким человеком, после визита в такую контору почему-то не всегда хочется прославить Бога и порадоваться вместе с этими людьми. Напротив, часто возникает несколько иное чувство: они настолько озабочены своим воцерковлением, что ты им просто мешаешь, отвлекаешь от насущных духовных вопросов со своими житейскими мелочами. А что они бывают ленивы, необязательны, грубы - так это ведь они сами каждый вечер перед иконами исповедуют, каясь и во многих других неведомых грехах вроде мшелоимства. А какой спрос с величайшего в мире грешника?

И возникает тогда ощущение, что «воцерковленностью» во многих случаях называется принадлежность к некоей субкультуре со своим кодексом поведения. Ну вот бывают, скажем, хипстеры, бывают фанаты Спартака или творчества Толкина, бывают фа и антифа - а бывают еще и православные. И каждая субкультура самодостаточна, каждая видит значительную, если не высшую ценность в соблюдении норм и правил, принятых именно в этой среде. Мы такие, потому что мы такие, и точка.

Разумеется, не всегда так, и слово «воцерковленный» может быть синонимом слова «настоящий христианин», то есть, по сути, «святой». И таких людей я тоже знаю.

А может оно быть просто социологическим понятием, отличающим тех, кто лишь идентифицирует себя как православных, от тех, кто старается жить в соответствии с этим званием. Словом, это не обязательно ярлык для субкультуры… но всё-таки нередко именно он. И когда человек устает в этой субкультуре жить, а ничего более глубокого не находит - у него начинается обратный процесс расцерковления, о котором говорить стали только в последнее время, да и то вполголоса. Выходит, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни.

«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Так когда-то писал христианам Рима апостол Павел.

отвечает протоиерей Андрей Милкин

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – . Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам исповеди и причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, Воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.