Приобщение к воинству христову 7 букв. Воинство Христово: Сказки, рассказанные перед сном профессором Зельеварения Северусом Снейпом

21 ноября 2010 года, вся Русская Православная церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.

Архангел Михаил в Писании именуется «вождём воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла.

Издавна на Руси, Архангел Михаил являлся покровителем Русского воинства – воинства Христова. Вознося молитвы о Русском воинстве, сражающемся “за веру, царя и Отечество”, Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.

В этот знаменательный день в городе Клин, состоялось удивительное событие, оставившее неизгладимое впечатление у всех его участников – Воинский Крестный ход с Иконой Божией Матери «Донская».

20 ноября, за день до Крестного хода, Донская икона, в сопровождении почётного караула из казаков Московского Казачьего Стана, была торжественно внесена в Храм Успения Божией Матери в усадьбе Демьяново . Встречали икону священники во главе с настоятелем протоиереем Олегом Денисюком и прихожане храма. Во время всенощного бдения был прочитан Акафист Божией Матери…

Усадьба Демьяново одно из старейших и красивейших мест Клинского края. Каменная церковь Успения Божией Матери была построена в 1746 г. на месте сгоревшей во время пожара в 1742 г. деревянной. В разное время церковь посещали императрица Екатерина II, император Александр I , великий князь Николай Павлович, вдовствующая императрица Мария Феодоровна. Жители и гости усадьбы в разное время – это целая плеяда ученых, художников и музыкантов. Художник А.Васнецов с семьей, музыканты – сестры Гнессины, Скрябин, ученый Тимирязев с семьей и учениками, поэт А.Белый, философ Соловьев, климатолог Воейков, доктор Гааз, композитор П.И.Чайковский, А.С.Пушкин, Т. Пассек и многие, многие другие. Это было обусловлено нахождением усадьбы на тракте Москва – Петербург и гостеприимством ее владельцев.

31 марта 1941 г. храм был закрыт. Восстановление началось в 1996 году. С тех пор в храме регулярно проходят богослужения. При храме работает воскресная школа для детей и взрослых, военно-патриотический клуб имени Александра Невского, клуб трезвости в честь иконы «Неупиваемая Чаша», светелка «Марьи-искусницы», молодежный хор. Есть библиотека, созданы видео – и аудиотеки, собран музей-ризница «Церковная старина».

…..В воскресение 21 ноября 2010 года, народ начал собираться задолго до начала службы. По благословению благочинного церквей Клинского округа иерея Евгения Малькова, по окончании Божественной Литургии, крестоходцы – церковнослужители и простые миряне направились Крестным ходом по усадьбе Демьяново. Как и положено, святыню несли на своих богатырских плечах казаки. Стяг Димитрия Донского с древним изображением Нерукотворного Спаса, несомый майором Павлом Безукладичным, гордо развевался на ветру, символизируя победу над всяким злом и неправдой.

Беззвучно и тихо падал снег на непокрытые головы крестоходцев, словно благословение свыше. Отец Олег после кратких молебнов, окроплял святой водой Христовых воинов, словно благословляя на нелёгкий ратный путь защиты Веры Православной и земного Отечества. Нелёгкая ноша на плечах тех, кто нёс икону, радовала и придавала сил и ответственности.

Возвращаясь вновь в Успенскую Церковь, мы с удивлением обнаружили, что выходило на Крестный ход нас гораздо меньше, чем пришло. Большое количество людей с радостью и надеждой присоединялись и следовали за Божией Матерью с молитвой на устах…

По Божьему Промыслу, данный образ Небесной Заступницы, написанный иконописным мастером Димитрием Винокуровым, появился именно в этом 2010 году, в годовщину 630-ти летия битвы на Куликовом поле и 660 летия Святого благоверного князя Димитрия Донского.

25 августа ,по благословению наместника Свято-Донского ставропигиального мужского монастыря, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, Владыки Кирилла, икону Божией Матери «Донская», освятил благочинный Свято-Донского монастыря, игумен Лука (Ионов).

Походная Донская икона Пресвятой Богородицы в сентябре 2010 года прошла Крестным ходом на Куликово Поле, по пути следования войска Димитрия Донского.

От Свято-Донского мужского монастыря г. Москвы до места сражения на Куликовом Поле, на протяжении всего пути с 11 по 21 сентября, крестоходцы поклонились Свято-Троицкой Сергиевой Лавре , где был отслужен торжественный молебен у мощей преподобного игумена Сергия Радонежского; Николо-Угрешскому мужскому монастырю , где было явление иконы Святителя Николая Чудотворца святому князю Димитрию Иоанновичу; Юго-восточному форпосту древней Руси, городу Коломна, где после Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе , был отслужен торжественный молебен Донской иконе Божией Матери; поклонному кресту на Девичье Поле, где состоялся основной сбор и смотр дружины князя Димитрия Донского. И наконец, полю Русской славы – Куликову Полю 21 сентября в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы и Победы в Куликовской Битве.

Божия Матерь с древних времён является покровительницей Русского Воинства, защитника Святой Руси.
Донская икона Пресвятой Богородицы чудотворная икона, много раз помогавшая Русским воинам.

Впервые – в битве на Куликовом поле. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363-1389), который перенес ее в Москву. В память победы на берегах Дона, она получила наименование Донской. Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн Грозный молился в Успенском соборе Коломны перед святым образом и поход оказался победным.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен Крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и татары, устрашенные какой-то невидимой силой, покинули поле битвы. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа.

….По окончании Крестного хода, хлебосольные прихожане – клинчане, пригласили всех желающих и гостей на праздничную трапезу. После сытного угощения и ароматного чая, состоялось собрание местной общины, где было принято решение о создании первого в Клинском районе казачьего куреня с выбранным казаками атаманом. На собрании с докладом выступил казачий генерал-адъютант Афанасьев Андриан Афанасьевич, который поддержал инициативу местной общины и помог провести собрание, соблюдая все необходимые протоколы.

Примечательно то, что в основу созданной казачьей общины легла установка на трезвый образ жизни казаков и членов их семей ! Достойная цель и доброе начало! Любо казакам!

Провожала икону Божьей Матери и нас, крепкая и сплочённая Верой Православной дружина, во главе с духовником – священником и новоизбранным атаманом. Тепло проводили, но не разошлись. Пошли дальше совещаться, как сделать свой город светлее и радостнее, как детишек своих и Русь спасти…

Воинский Крестный Ход – особое служение, благодаря которому происходит осознание важности и необходимости в защите своей Родной Земли и Веры Православной, как основы будущей России.













Кинохроника времен Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся... Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, - и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?

Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру... Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду...

И, однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти - в конечном счете, во имя Христа.

Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.

Дело даже не в том, что в 1941 году Православная Церковь, истерзанная бесконечными гонениями, собрав последние силы, постаралась и словом, и делом помочь Родине. Не надо преувеличивать значение этой помощи: в те годы сил у Церкви почти не осталось, а противодействие государственного атеизма, несмотря на ряд послаблений, было всё ещё велико.

Сила русского Православия была в другом: в те годы она хранилась в сердцах человеческих, в душах русских людей. Что это были за люди? Это - пехотинцы, которые своими телами закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы. Это - лётчики, которые, имея возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны вражеских войск, - и не мести ради, а чтобы эти колонны не дошли до Москвы, до Ленинграда, чтобы они не расстреливали там наших матерей и детей. Это - солдаты, которые сами едва живые от голода, готовы были делиться с блокадниками - и делились! - последним куском хлеба.

Помню рассказ настоятеля храма Кулич и Пасха протоиерея Виктора Голубева. Он был блокадным мальчишкой, его ранило во время артобстрела; чуть живого Витю принесли в госпиталь, и там солдаты - сами раненые, сами стоящие на грани смерти, - дали незнакомому ребёнку свою кровь.

Это были те, кто стоял на крышах блокадного Ленинграда , тушил зажигалки, не давал врагу сжечь город св. Петра. Как четко и чеканно определила Ольга Федоровна Берггольц:

Каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.

Добавим к этому, что пламенные раны - это образ, связанный со страданием Христа, но и Его прославлением. Он связан с уверением апостола Фомы, который осязал, как говорит Церковь, огненные ребра Вседержителя. Для нас, верующих, война - тайна народного страдания, тайна креста и воскресения. Это чувствовали лучшие люди эпохи. Вспоминаются стихи Ольги Федоровны Берггольц о блокадниках

Вот женщина стоит с доской в объятьях;
Угрюмо сомкнуты ее уста,
Доска в гвоздях - как будто часть распятья,
Большой обломок русского креста.

И всё это было Православие! Оно жило в сердцах наших воинов, оно двигало ими. Пусть оно не было выражено в дорогих всем нам чеканных формулах Никео-Цареградского Символа веры; наши солдаты по большей части не могли, не умели исповедать своё Православие словами, - но они исповедовали его делами. И пусть сегодня тот, кто умеет красиво говорить о своей вере, повторит дела этих людей!

Есть расхожее выражение: «Красная армия стояла насмерть». Попробуйте вдуматься в него. Попробуйте представить себя на месте наших бойцов, - и вы поймёте, что стоять насмерть, просто повинуясь приказу командира, невозможно. Нужно нечто большее, чем приказ: нужно, чтобы в душе жила вера. Но вера во что? В передовые производительные силы и прогрессивные производственные отношения? В грядущее далёкое царство коммунизма? Нет... Наших дедов поддерживала твёрдая вера в то, что они стоят за дело поистине правое, отражают наступление вселенского зла.

Я бы сказал так: негоже нам, людям Церкви, величаться без меры, приписывать себе всю славу этой войны и утверждать, будто бы мы шли впереди войск с хоругвями. Чего не было, того не было. Но с другой стороны, братья и сёстры, - нам нечего стыдиться народной Победы! Не надо отворачиваться от великого подвига русского народа, русского духа, от Победы, проникнутой Духом Христовым, выстроенной на христианском понимании правды. Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии - есть несомненный результат тысячелетней православной истории русского народа. Я уж не говорю о том, что наши воины вполне исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, чем кто положит душу свою за други своя».

Эту великую, небесную диалектику, которую мы постоянно встречаем в истории Великой Отечественной войны, я однажды попытался выразить в таком стихотворении:

Знали бы, где правда, а где правит грех,
Кто креститься мог, а кто не мог,
Но во имя Божье вы разбили тех,
Кто носил на пряжке «С нами Бог».

Что сейчас судьи нам мерить мантию?
Не такой была ли наша жизнь?
«Мама, я сейчас вступаю в партию -
За меня ты Богу помолись».

Воины - отважные, сердечные -
Кто из вас и не носил креста,
Мы помянем вас во веки вечные,
Ибо вы сражались за Христа.

Уже 68-й раз приходит для нас великий, славный и святой День Победы. По Промыслу Божьему он всегда приходит в пасхальные дни. В этом году он всего лишь на один день отличается от дня Пасхи Победы, которая пришлась на 6 мая 1945 года, день святого великомученика Георгия Победоносца.

Это совпадение неслучайно. Маршала Победы - человека верующего - также звали Георгий. Память Георгия Константиновича Жукова глубоко чтит ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны старец архимандрит Кирилл (Павлов). Победа нам досталась великой болью, страданием и скорбью, мученическим подвигом 27 миллионов наших людей, тех, кто до последнего защищали Брестскую крепость, остановили врага на подступах к Ленинграду и Москве, освободили Россию и Европу от фашистской чумы, тех, кто брал Берлин, кто горел в танках и самолетах. А также всех, кто страдал в оккупации, умирал от голода. Все они душу свою положили за сродников своих. Как написала в 1944 году Анна Андреевна Ахматова:

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!

Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.

Ещё в 1942 году митрополит Сергий говорил, что тьме не победить свет. Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел, и теперь они наследуют землю. За эти наглые безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «"Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение". Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству».

Непобедимо воинство Христово

«В последнее время стало модным представлять христианство в виде этакого расплывчатого и безформенного мировоззрения, безвольно смиряющегося со всем происходящим вокруг. Сказано де: “Любите врагов своих”, “не противьтесь злому”, – а посему христианин должен якобы безмолвно мириться с любым беззаконием и святотатством. Подобные утверждения есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, Православной Церкви и нашего Отечества», – пишет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Учитывая актуальность слов Владыки, мы решили побеседовать на эту тему с кандидатом в мастера спорта по самбо есаулом Дмитрием Новоселовым.

В святоотеческих писаниях часто встречается понятие «Воинствующая Церковь». Как Вы его понимаете?
Церковь – это войско Божие в борьбе с силами зла. А каждый христианин должен как воин Христа неустанно сражаться на Его стороне. А что значит сражаться? Это значит бороться с помыслами и страстями внутри собственного сердца, а также противостоять диаволу и на деле, то есть когда помысел уже сразил христианина, но он из последних сил бьется, стараясь избежать падения, греха.
Кроме того, христианин обязан воевать с врагами Церкви Божией – различными лжеучениями, ересями и расколами. Исторически Церковь всегда обличала еретиков, боролась с арианами, монофизитами, латинянами, отстаивая чистоту Православия. Полемизировала с раскольниками, например, донатистами, кафарами, с так называемыми старообрядцами. Эта борьба продолжается и по сей день.
Воинствующей ратью Христовой назывались еще воины земного Православного Царя. Когда святой равноапостольный Константин, Царь благочестивый, пошел справедливой войной на зловерного тирана Максенция, Бог явил ему Свою чудесную помощь. Видя, что сила его войска невелика, Константин засомневался в успехе своего похода. На стороне Максенция же была бесовская сила, потому что много он проливал человеческой крови для совершения языческих обрядов, приносил в жертву бесам отроков, девиц и жен.
Зная это, Константин стал молиться Единому истинному Богу, Которого почитал весь род христианский. И в полдень, во время его усердной молитвы, явилось на небе изображение Креста Господня, сиявшее сильнее солнечного света, на котором была надпись: «Сим побеждай». Так Константин с помощью Божией одержал блестящую победу.

Слово редактора

Верность Истине

Приснопамятный владыка Иоанн (Снычев) в одной из своих проповедей рассказывал о древних подвижниках, которые иногда собирались, чтобы побеседовать на духовные темы. Однажды они сошлись и стали рассуждать, какая добродетель является наиболее важной для иночествующих и вообще для всех христиан. Выслушав всех, они решили, что таковой является рассудительность.
Во время той беседы преподобный Антоний Великий сказал, что не имея рассудительности, даже преуспевающий подвижник может пасть. При этих словах старцы вспомнили пустынника Ирона, собрата своего, который, подвизался в пустыне более 50 лет, но принял один тщеславный помысел и пал.
Как известно, в последние времена диавол особо изощренной хитростью и коварством попытается сбить с истинного пути и избранных. Он воздвигнет лжепророков, распространит ереси и расколы, будет цепляться за малейшее проявление страсти в душе человеческой, за каждый помысел, чтобы только оторвать человека от Бога, увести его со спасительного пути.
Святые Отцы говорили, что в последние времена устоявшие в Истине, не имея других добродетелей, окажутся выше в Царствии Небесном, чем многие древние подвижники. Современному христианину приходится выстаивать перед лицом страшных искушений, поэтому в наше время одно исповедание неповрежденного Православия уже является подвигом.
Преподобный Макарий Великий утверждал, что диавола можно победить только смирением. А смирение, в первую очередь, заключается в том, чтобы хранить неповрежденную веру, не взирая на совершающуюся на наших глазах апостасию. Главная наша цель – спасение, главное оружие – исповедание, а непобедимость наша – в верности Христу!


- Рудники Нуэва-Арагона требуют людей, брат Мануэль! Они работают днём и ночью, для блага Церкви и христианнейшего короля добыча серебра не должна останавливаться! А вы чините мне препоны...

Помилуйте, брат Франциск, какие препоны? Мы по первому требованию выделяем вашей миссии индейцев, но в прошлом месяце вы уже забрали у нас три сотни!

Пожилой священник кротко вздыхает. На лице его, обветренном, но ещё не очень заметно изрезанном морщинами, ясно написано: Господь посылает мне это испытание ради моего же блага, но сколь тяжка чаша сия! Благодарю тебя, Господи, что считаешь меня способным испить её!

Брат Мануэль, вы представляете себе серебряный рудник? Перекрытия деревянные, сделанные наспех и неумело, потому что индейцы плохо работают с деревом. В земле щедро намешаны песок и глина, глина слипается в пласты, песок осыпается. В рудниках то и дело происходят обвалы, чтобы расчищать их, нужно больше людей, чем для добычи серебра. Если обвалов не случается, потери составляют от трёх до пяти человек в день - на каждом руднике, а в Нуэва-Арагоне их четыре. Это около пятисот душ ежемесячно, а вы говорите о жалких трёх сотнях! А ещё лесоповал, поля...

Но брат Франциск, вот в миссии Сан-Хуан тоже четыре рудника, но людей им нужно не в пример меньше!

Брат Франциск поднимается со стула с высокой спинкой, подходит к окну, смотрит, как индейцы работают на маисовом поле. Потом начинает негромко говорить:

Брат Мануэль, я не стану напоминать вам, что в миссии Сан-Хуан нет леса и мало полей. Я лишь повторю предписание Святой Матери нашей Церкви, хорошо вам известное: мы - воинство Христово, и наша цель - утвердить истинную веру и подавить неверие. Если вместо того, чтобы подавлять неверие, иные из нас бережно лелеют его и вскармливают у своей груди, то мне страшно подумать, что же они делают вместо утверждения истинной веры. Разводят орхидеи диковинной формы, надо полагать. Земля Нового Света должна принадлежать христианам, в этом нет никаких сомнений. Для этого её надо очистить от языческой скверны. Не вы ли говорили мне десять лет назад именно те слова, какие говорю сейчас я? Если в миссии Сан-Хуан мало работают и много отдыхают, я не вижу причин поступать так же. А если настоятель миссии отбирает себе самых выносливых индейцев...

Да, вот в это я, пожалуй, могу поверить, - кивает брат Мануэль, высокий сухопарый мужчина, живой, цепкий взгляд которого не даёт назвать его стариком. - Брат Эрнандо предпочитает сильных мужчин. Я понял вас, брат Франциск. У меня остался только один вопрос: женщины и дети-то вам зачем?

А какая разница? - безразлично пожимает плечами его собеседник. - Пред Господом нашим все равны.

Под лучами палящего солнца, прямо на земле, сидят люди. Вперемешку мужчины, женщины, дети. У них обед. Им раздали по куску маисового хлеба и по полмиски какой-то бурды, которую они черпают ложками. Тихо плачет ребёнок, мать утешает его, подсовывает свой кусок хлеба.

Между сидящими людьми с безучастным видом идёт пожилой священник. Почти не разбирая, показывает рукой - кажется, на всех подряд. Трое солдат, сопровождающих его, поднимают тех, на кого он показал, оттаскивают в сторону. Там уже стоит довольно много индейцев.

Солдатам жарко, по их лицам течёт пот. Индейцы послушны и в большинстве равнодушны.

Брат Франциск идёт, почти ни на кого не глядя, и читает Pater Noster. Раз за разом, доходит до конца и тут же начинает с начала. Ему нельзя сейчас думать ни о чём другом, кроме слов молитвы. Он должен быть спокоен и бесстрастен.

Женщина поднимается с земли недостаточно быстро, и озверевший от жары солдат наотмашь бьёт её по лицу. Брат Франциск даже не оборачивается. Среди воинства Христова нельзя проявлять милосердие. Иначе никого из этих несчастных не удастся спасти.

Спасти. В устах священника это слово приобретает особенный смысл. Те, кто согнал индейцев с их земель и отправил умирать на тяжёлых работах, считают, что уже спасены. Брат Франциск не уверен в этом. По его мнению, скорее мученики, принявшие смерть на рудниках и полях, исхлёстанные кнутами, заваленные камнями, голодные и больные, окажутся в раю.

Святая Церковь с братом Франциском не согласна. Святая Церковь говорит о смирении и милосердии, но не имеет в виду детей здешней земли, не понимающих, за что их лишили всего.

Утвердить веру и подавить неверие. Разве так надо это делать?

Отобранных братом Франциском индейцев сажают на телеги и отправляют в Нуэва-Арагон. Часа три едут молча. Потом останавливаются у лесного ручья, индейцы много и жадно пьют, рвут дикие фрукты. Брат Франциск раздаёт хлеб.

Конечно, в миссии им будет хуже, чем дома. Но их дома больше не существует.

Этим вечером в миссии говорят о любви. Сидят все вместе во дворе, отдыхают, занимаются мелкой, несложной работой. Только что подошла очередная смена с рудников: там каждый отрабатывает по три часа. Оглушительно трещат цикады, огромная луна смотрит на Нуэва-Арагон в упор.

Господь сказал: легко любить того, кто любит тебя, легко улыбаться тому, кто улыбается тебе, - говорит священник. - Но ведь это делают и самые дурные люди на свете! Чем же тогда хорошие люди отличаются от них? Чтобы стать лучше, сказал Господь, надо сделать над собой усилие, сделать то, что трудно сделать, преодолеть желание причинять зло обидевшим тебя. И если ты полюбишь всех - и друзей своих, и врагов, - тогда любовь твоя будет уже не любовью к человеку, а любовью ко всем людям, к миру.

Отец Франциск, - спрашивает один из индейцев, в крещении он Пабло, - Господь часто говорит: надо делать над собой усилие, чтобы стать лучше. Но почему? Что мы преодолеваем? Разве в каждом из нас есть зло, с которым надо бороться?

Конечно, чадо, - отвечает священник, - в каждом. Это может быть совсем маленькое зло, но оно всякий раз мешает нам делать добро, останавливает нас, шепчет: да ну, зачем? Так делает дьявол, искушая нас, пытаясь отвратить от Бога.

А и правда, - кивает весельчак Фелипе; он живёт в миссии скоро два месяца, совсем немного, но про Господа всегда слушает очень внимательно, - вот, например, Ивовая Ветвь, ну то есть Анна, она ленится. Даже сейчас, поглядите: все женщины сидят с рукоделием, а она ничего не делает!

Девушка, на которую показал Фелипе, встрепенулась, пытаясь ответить, но заговорил старик, до сих пор отказывающийся креститься, но неизменно приходящий послушать, о чём они говорят:

А Молодой Буйвол вчера подрался с Белым Орлом. Из зависти подрался. Я им сказал, что нет славы в такой драке, но они меня не слушали. Это тоже зло, белый человек?

Конечно, Серое Перо. Зависть и гнев - большое зло. Насилие - тоже зло. Но разве эти юноши, о которых ты говоришь, - плохие люди? Нет, они просто совершили нехороший поступок. Видите, и в хороших людях всегда гнездится зло. Его надо искоренять, это трудно.

И в вас тоже? - с недоверием спросил Пабло.

И во мне, конечно.

Но какое зло может быть в вас, отец Франциск? - горячо воскликнул Фелипе.

Я вынужден много лгать, дитя моё, - священник осёкся. - Вот видишь? Видите, чада? Я хотел сказать - я не могу найти способа, как делать то, что велит мне Господь, не совершая греха лжи. Но зло внутри меня подняло голову - и что говорят мои уста? Это не я, говорят они, меня вынудили.

Индейцы смеются. В их лицах, освещаемых пламенем костра, брат Франциск видит радость понимания, готовность бороться со злом в себе... Он видит Бога в сверкающих тёмных глазах.

В эту минуту ему кажется, что истинное воинство Христово - те, кто будет защищать добро в последней битве на поле Мегидо - сидит вокруг него. Они верят наивно, молятся неумело, но в этом лишь его вина, это он ещё не научил их. А души их много чище душ тех, кто носит на рясе крест и каждый месяц уменьшает дневные порции хлеба для индейцев - ведь этих язычников набралось так много.

Брат Франциск поднимает глаза к небу и молится. Луна внимательно смотрит на него сверху.

Часто приходится слышать: «Церковь это воинство Христово, кругом идет духовная война и мы на ней солдаты». Не менее часто говорят и обратное: «Церковь не армия, командовать в ней нельзя». Так армия или нет?

Протоиерей Максим Первозванский , клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

Церковь сама себя называет «воинствующей». Мы уподобляем себя воинству, и в священном предании есть достаточно много эпитетов, говорящих о том, что мы воюем. Апостол Павел говорит: «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Христианин – это воин Христов, и об этом прямо говорится в молитвах чина крещения. Эта война ведется как на личностном фронте, так и организованно. Поэтому вполне можно сказать, что церковь подобна армии в духовном смысле.

И так же Церковь подобна армии своей достаточно жесткой иерархической структурой. Хотя само подчинение иерархии - это свободный выбор людей, которые самостоятельно решили принять Православие. Правда, миряне сегодня, в отличие от дореволюционных времен, в меньшей степени подчинены священноначалию. Миряне могут ходить в любой храм, свободно выбирать себе священника и самостоятельно выбирать степень связи с ним – насколько они будут слушаться или не слушаться своего духовника. И все равно при этом будут оставаться членами Церкви. А священнику, например, чтобы поучаствовать в Литургии в другом храме, нужно разрешение от своего епископа.

Хорошего священника и хорошего военного также объединяет идея служения. Нормальные военные люди объединены идеей служения Отечеству. Военные также сознают себя своего рода отдельной кастой или орденом, и это выражается во внешнем виде и поведении – форма, ритуалы, воинское приветствие. И когда они видят подобное в Церкви, видят что это тоже определенное общество людей, объединенных идеей служения, имеющее свою внешнюю атрибутику и свою дисциплину, то конечно они быстро находят с ним общий язык. Наверное поэтому так хорошо всегда складываются отношения на личном уровне у большинства военных с духовенством.

Особенно в силу того, что для Руси идея служения, совместного общего тягла, была движущей идеей развития страны. Служили все - от царя до последнего казака. Постепенно эта идея разрушалась. Сначала с освобождением дворянства, потом с отменой крепостного права.

В советском обществе идея служения ненадолго вернулась в общество, но последние 20 лет она снова размывается. Сохранилась идея служения в очень немногих видах деятельности: в Церкви, в армии, ну и еще, пожалуй, в медицине и в педагогике.