Понятие деизм. Деизм, материализм и атеизм Французского Просвещения

Деизм . Этот термин употреблялся в весьма различных, значениях и доселе за ним не утвердилось точного и общепринятого смысла. Впервые он был введен, в сфере религиозной, а не философской. Деистами в XVI ст. стали называть социниан, отвергавших, догмат, Троичности и Божество Иисуса Христа. В XVII-XVIII стол. целый ряд английских мыслителей получил наименование деистов, но объединяющим, началом между ними является только признание безграничных прав разума, причем одних разум приводил к вере в сверхразумные тайны откровения (Локк), других к отрицанию чудес, (Тиндаль), третьих, к чистому пантеизму (Толанд). Самуил Кларк (1675–1729) в рассуждении о бытии и свойствах Божиих (т. II, гл. II) пытался установить четыре типа деистов: 1) признающие Бога, но отрицающие провидение; 2) признающие Бога и провидение, но отрицающие существование всяких иных законов и обязанностей, кроме установленных самими людьми; 3) признающие Бога, провидение и обязанности, но отрицающие возмездие; 4) признающие и возмездие, но отрицающие принцип, авторитета и Откровение. Кант (в Критике чистого разума) совершенно произвольно определил деиста, как мыслителя, который под первым принципом всего мыслит бесконечную силу, имманентную материи и слепую причину всех явлений. В новое время некоторые термин Д. стали сближать с теизмом. В Книге премудрости Соломона, в Сивиллиных книгах (иудейской сивиллы) хотели видеть Д. Но преимущественно под Д. понимают: 1) признание естественной религии с отрицанием необходимости или действительного существования религии сверхъестественной (откровенной) и 2) признание Бога, сотворившего мир, но не промышляющего о нем. Представителем первой формы Д. может быть назван, Герберт Чербери (1581–1646). Он изложил свои религиозные воззрения в двух сочинениях: De veritate и De religione gentilium. Всем людям, по Герберту, прирождены некоторые положения, содержащие в себя непререкаемую истину. Это – notitiae communes. Они характеризуются следующими чертами: 1) общепризнанностью, – то, что в здравом, уме всеми людьми и всегда считалось и считается истинным, не может быть ложным,: 2) первичностью или, так сказать, непосредственностью, – так, например, нас поражает, красота чего-нибудь при нервом впечатлении, независимо от анализа изящного предмета: 3) независимостью и непроизводностью: 4) непосредственной убедительностью. В сфере религиозной Гербертом, признаны следующие notitiae communes: 1) Есть высшее существо (nuпеп supremum). Ему всеми приписываются вечность, всемогущество, премудрость, благость, блаженство и т. д. 2) Это высшее существо все обязаны почитать за получаемые от Него благодеяния. Это почитание – мысленное или выраженное в обрядах – и есть религия. 3) Лучшее богопочитание состоит в добродетели в связи с благочестием. 4) Человеку врождено отвращение ко злу и отсюда вытекающее убеждение, что всякое совершенное прегрешение нужно исправлять раскаянием. Утверждать, что человек лишен возможности умилостивить божество, если он разгневал его своими пороками и преступлениями, значит богохульствовать, потому что, таким образом, отрицается его благость. 5) Существование наше не кончается земною жизнью, за нею наступает справедливое возмездие за наши действия. В этом не только согласны все религии, но убеждает и непосредственное сознание и голос совести. Атеизм Герберт рассматривает или как вид безумия, или как протест против недостойного представления божества. Подобные представления, по его мнению, возникли вследствие постепенного смешения создания с создателем, каковому смешению много содействовали жрецы, законодатели и философы. Возможности откровения Герберт не отрицает (он дает понять, что сам напечатал свою книгу De veritate лишь после получения одобрительного божественного знамения), но откровение, полученное одним, по его взгляду, никогда не может быть обязательно для другого. Другая форма Д. является очень распространенной с XVIII в., но она никем не изложена в виде строгой и последовательной системы. Д. XVIII в. во Франции был некоторым посредствующим началом между атеизмом и теизмом. Д. признавал, как и теизм, бытие Божие, но помещал Бога, как Эпикур, в какую-то трансцендентную пустоту и вместе с атеизмом стремился все происходящее в мире объяснять исключительно из естественных причин. Деистами (но не в строгом смысле) называли Вольтера и Руссо. Деистом (опять-таки с ограничениями) может быть назван Кант. Порою, может быть, Д. был лицемерящим атеизмом. Дарвин говорил, что он не поднимает вопроса о бытии Божием, – вопроса, решенного столькими великими умами, но что из того, что существует Бог, не следует, чтобы он вмешивался в земные дела. Деистами в сущности являются богословы рационалистического направления. Они говорят о Боге, Христе, божественной любви, но они отрицают откровение, чудеса, пророчества. Они отрицают сверхъестественный промысл, но это значит, что они отрицают всякий промысл, потому что промысл вообще состоит или в сверхъестественном улучшены бытия, или в сверхъестественном исправлении расстроенного конечными тварями мирового порядка. Иногда и теперь именем Д. называют учения пантеистические и близкие к атеизму. Критика Д. Поскольку Д. сближают и отождествляют с другими учениями (пантеизмом, теизмом), постольку все, что говорят против или за эти учения, направляется против или за Д. Самостоятельным философским направлением является Д., как учение, отрицающее историческое откровение и – еще шире – промысл вообще. Доводы, утверждающие неосновательность такого отрицания, и направляются против Д. в собственном смысле. Д. отрицает значение исторического откровения. Но мы имеем перед собою несомненный факт, что человек обыкновенно оказывается неспособным выработать своими единоличными усилиями возвышенные нравственные понятия и монотеистические. представления. Следовательно, ему нужна помощь, откровение. С другой стороны непосредственное откровение и по существу не должно быть доступно грешникам и затем, если сверхъестественное средство может быть заменено естественным, то мы обыкновенно и мыслим, что должно быть употреблено средство последнего рода. Историческое откровение сообщается людям из поколения в поколение естественным образом. Сверхъестественное поражает и устрашает. Естественное всегда может быть предметом спокойного и хладнокровного исследования. Так, люди спокойно могут размышлять о содержании исторического откровения и решать своей совестью и разумом, имеет ли оно сверхъестественное или естественное происхождение. Поэтому должно признать, что нужно именно историческое откровение. И тот, кто верит в возможность откровения вообще, в возможность промысла, тот должен признать и факт существования исторического откровения. Но радикальный Д. отрицает и промысл. Это отрицание, если его проводить последовательно, должно вести и к отрицанию прогресса, и к отрицанию надежды на торжество добра. На чей счет совершается духовный подъем человечества? Прогресс противоречил бы закону причинности, если бы не было провидения. Затем, если бы человеческая свобода не регулировалась божественным провидением, то зло разрасталось бы и разрасталось бы в мире. Естественный факт есть тот, что каждое совершенное зло должно расти и развиваться естественным порядком. Это давно подметили поэты. Неприглашение Эриды на свадьбу Пелея влечет за собою споры богинь, похищение Елены, троянскую войну. Убиение Макбетом Дункана влечет за собою со стороны первого новый ряд ужаснейших злодеяний и побуждаете его всю Шотландию наполнять кровью. Сердце человека должно бы было наполниться отчаянием при представлении, что не существует никакой высшей силы, противоборствующей росту зла. Но действие этой благой силы открывается везде в истории, и человек живет верою в торжество добра, т. е, верою в провидение, Величайшее благо человека состоит в любви к тому и в общении с тем, кто наиболее вызывает любовь, в богообщении. Д. удаляет человека от Бога, отнимает создание от Создателя, сына лишаете Отца, Не молись Богу, не проси Его, говорите Д., но молиться можно только Богу, и только и данная свыше, а не самоизмышленная, религия могут дать истинное успокоение и усладу страждущему сердцу.

ДЕИЗМ [дэ], -а; м. [от лат. deus - бог] Религиозно-философское воззрение (17 - 18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий. ◁ Деистический (см.). Толковый словарь Кузнецова

  • деизм - Де/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  • ДЕИЗМ - (от лат. deus - бог) - религ.-филос. течение, сочетающее материалистич. тенденции с уступками религии и идеализму; возникло в 17-18 вв. в Англии и др. странах Зап. Европы. Предшественником англ. деистов был Жан Боден. Родоначальником... Советская историческая энциклопедия
  • деизм - деизм м. Религиозно-философское учение (XVII - XVIII вв.), признающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества и человека. Толковый словарь Ефремовой
  • деизм - сущ., кол-во синонимов: 1 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  • деизм - ДЕ’ИЗМ, деизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. deus - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Толковый словарь Ушакова
  • ДЕИЗМ - ДЕИЗМ (лат. deus - бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру... Новейший философский словарь
  • деизм - ДЕИЗМ а, м. déisme m. <, англ. deism. филос. Мнение признавающих только единаго Бога, или отвержение всех церковных учреждений. Жд. 123. Деизм.. Словарь галлицизмов русского языка
  • Деизм - (от лат. deus - бог) религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о. Большая советская энциклопедия
  • деизм - -а, м. Религиозно-философское воззрение (17-18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий. [От лат. deus - бог] Малый академический словарь
  • Деизм - (лат. dеus – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Словарь по культурологии
  • Деизм - Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума Краткий религиозный словарь
  • Деизм - Термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • деизм - орф. деизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • деизм - Деизм, деизмы, деизма, деизмов, деизму, деизмам, деизм, деизмы, деизмом, деизмами, деизме, деизмах Грамматический словарь Зализняка
  • деизм - Деизма, мн. нет, м. [от латин. deus – бог] (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Большой словарь иностранных слов
  • - Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение и вообще богословское, догматическое учение Деист - последователь этого учения См. индифферентный. Фразеологический словарь Михельсона
  • Ключевое понятие западного рационализма (конец XVII - XVIII вв.), который признает существование Бога, но крайне скептически относится в религиозным обрядам, потустороннему миру и божественному вмешательству в мирские дела. Деистами были все величайшие мыслители XVIII в.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ДЕИЗМ

    от лат. deus – бог) – религ.-филос. направление, отвергающее идею личного бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества. Д. рассматривал бога лишь как первопричину, как творца мира – безличное начало, сообщившее миру его законы, к-рые со времени творения действуют самостоятельно. У ранних бурж. идеологов Д. был компромиссной формой борьбы с офиц. религ. идеологией феодализма, "буржуазной разновидностью" христианства (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 85). Возникновение деистич. мировоззрения было связано, по выражению Плеханова, со стремлением буржуазии "к ограничению королевской власти". Многие прогрессивные философы 16–17 вв. обнаруживают склонность "к такой системе представлений, в которой власть бога со всех сторон ограничивается з а к о н а м и природы. Деизм есть небесный парламентаризм" (Плеханов Г. В., О религии и церкви, 1957, с. 290). Выдвигая разум (или чувства) в качестве критерия истинности знания, философы-деисты требовали разумной веры, отрицали "положительную" религию с ее мистич. учением об откровении, выступали против многих догматов и обрядов, отстаивали свободу совести и мысли и стремились к созданию "естественной религии", "религии Разума". Доказательство существования бога как первопричины мира Д. усматривал в гармоничности и целесообразности "удивительной машины" природы (т.н. "физико-теологическое" доказательство бытия бога). Т.о., выступая против чудес и идеи повседневного вмешательства бога в жизнь Вселенной, Д. допускал первоначальное чудо. Родоначальником Д. считается Чербери ("Трактат об истине..." – Herbert ?. of Cherbury, De Veritate..., 1624). Д. не являлся по филос. воззрениям его представителей единым течением: под его флагом выступали материалисты, идеалисты, мыслители с эклектич. мировоззрением. К Д. примыкали нек-рые философы-идеалисты – Лейбниц, Юм, Кант ("Религия в пределах только разума", 1793, рус. пер. 1908). Сторонники Д. в его прогрессивном варианте склонялись в трактовке важнейших явлений природы либо к метафизич. материализму, считая материю инертной массой, приводимой в движение "первотолчком", либо к дуализму; многие из них основывали свои представления о мире на новых открытиях естествознания, отстаивали независимость от религии науки, разума и основанной на нем морали. Объяснения явлений обществ. жизни они искали в законах природы, частью к-рой считали и человека (см. Общественный договор). Для материалистов, по выражению Маркса, Д. "есть не более как удобный и легкий способ отделаться от религии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144), поскольку он давал возможность, прикрываясь признанием бога, рассматривать закономерности природы и общества вне божеств. предопределенности, как самостоятельные и к тому же постигаемые естеств. познават. средствами человека. К числу деистов-материалистов относились в Англии – Толанд ("Письма к Серене", 1704, рус. пер. 1927; "Пантеистикон", 1720, рус. пер. 1927), Коллинз ("Исследование о человеческой свободе" – "A philosophical inquiry concerning human liberty", 1717), Пристли и др., в Германии – Эдельман, в России – Ломоносов и Радищев (о наличии деистич. непоследовательности, в материализме к-рого идет полемика, см. "Вопр. философии", 1958, No 5). Деистами были такие прогрессивные мыслители, как Ньютон ("Письмо к Бентли от 11 февр. 1693 года"), Локк ("Четыре письма о веротерпимости" – "А letter concerning toleration", etc., 1685–1704, изд. 1689–1706; "Опыт о человеческом разуме", 1690, рус. пер. 1898, с. 312; 625–30; 702–09), Вольтер ("Кандид", 1759, рус. пер. см. вего кн.: Избр. произв., 1947, с. 45–58, 124–26; "Разговоры между А, В и С", 1768, рус. пер. см. там же, с. 457–99), Джефферсон, Франклин ("Первоначала" – "First principles", в его кн.: Works, v. 2, 1840, р. 1–3). Деистами были также "вольнодумцы" Шефтсбери ("Письмо об энтузиазме" – "A Letter concerning Enthusiasm", 1708), Тиндаль ("Христианство без тайн" – "Christianity not as old as Creation", 1730), Болингброк, Руссо ("Исповедание веры савойского викария", 1762, см. вкн.: "Эмиль, или о воспитании", СПБ, 1912, с. 265–79; 298–309), Лессинг. Широкое распространение получил Д. в среде рус. прогрессивных мыслителей конца 18 – нач. 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, нек-рые декабристы). Однако уже к концу 18 в. во Франции Д. был подвергнут критике со стороны франц. метафизич. материалистов и атеистов – Гольбаха ("Система природы", М., 1940, с. 321–43), Дидро ("Племянник Рамо" и др. работы, см. Собр. соч., т. 1, М.–Л., 1935, с. 91–122; 142–77; 292–98; 367–82). В России 20-х гг. 19 в. Д. критиковали Н. Крюков, А. П. Барятинский (Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, 1951, с. 400–01; 437–40). К сер. 19 в. Д. превратился в реакц. систему, используемую сторонниками теологич. взгляда на мир для ограждения религии от критики атеистов и материалистов. В совр. бурж. идеалистич. философии, возрождающей идеи ср.-век. схоластики, Д. не играет самостоят. роли, но его придерживаются мн. естествоиспытатели, к-рые в упорядоченности мира видят доказательство бытия безличного создателя (см. Е. Long, Religious beliefs of American scientists, Phil., 1952; Ю. А. Левада, Современный фидеизм и наука, "Вопросы философии", 1957, No 3, с. 77; автор приводит материал, характеризующий деистич. тенденции в мировоззрении нек-рых совр. естествоиспытателей). Лит.: Отличное определение

    Неполное определение ↓


    Ярослав Левченко

    Деизм: что это такое?

    Деизм – это способ познания Бога и построения с Ним отношений на основе того, что Он Сам создал и дал нам в свое распоряжение. Это, прежде всего наш разум, вся наша жизнь, а также окружающая нас действительность – природа. Сотворенное Богом является самым надежным свидетельством о Его существовании, Е го свойствах и Е го отношении к нам и ко всему миру. Ведь что является наилучшим свидетельством о таланте художника: его произведение или отзывы вторых лиц, которые являются зачастую противоречивыми или даже взаимоисключающими? Что нам лучше передаст величие египетских пирамид или Великой китайской стены: многотомные описания, фотографии или даже видеосъемки сделанные другими людьми или же наш собственный взгляд на эти искусстные сооружения?

    Деистические взгляды и мировоззрение существовали с самого зарождения человечества. Представление о Высшей силе, Первопричине, Боге было и остается сейчас у всех народов. Истории и этнологии неизвестны атеистические, т.е. отрицающие Бога, народы. Деистические взгляды просматриваются у греческих и римских философов, а также у мыслителей остальных народов – индусов, китайцев, персов и других, – чьи произведения дошли до наших дней. Сократ, беседы которого дошли до нас через Ксенофонта и Платона, учит своих собеседников думать самостоятельно и своими собственными силами постигать житейские истины. Сенека делится своим опытом упорядоченной жизни в гармонии с природой и самим собой. Стихотворения Омара Хайяма воспевают жизненные радости, данные нам Богом и природой, а также умение жить своим умом.

    Сам термин “деизм” появился в Эпоху Возрождения, когда многие ученые и мыслители пришли к выводу, что единственный надежный источник знаний о Боге – это природа, которую мы познаем посредством данного нам Богом разума. Такой подход они и назвали “деизмом”, от латинского “ Deus ” , т.е. Бог. Их взгляды разбросаны по многим произведениям, перечисление которых заняло бы много места. Одним из самых значительных произведений, посвященных деизму, является “Век разума” Томаса Пейна и “Принципы природы” Элигу Палмера. Великий украинский философ Григорий Сковорода может быть также назван деистом в полном смысле этого слова. В произведениях Тараса Шевченко, Ивана Франко, Александра Пушкина и других видных поэтов и писателей также содержится много идей деизма.

    Итак, какова же главная разница между деизмом и традиционными религиями , которые, по словам их основателей и приверженцев, даны через откровение?

    Во-первых, для деистов единственной “книгой” о Боге является Его Творение, которую мы “читаем” с помощью нашего разума, также созданного Богом. Других источников для нас не существует. Что же с религиями “откровения”? Одно перечисление их источников – книг, преданий, житий святых, решений соборов и т.д. – займет не одну сотню страниц. Возьмем православие: сколько писаний святых отцов, сколько решений соборов, которые отменяют то, что раньше запрещалось, и запрещают то, что раньше разрешалось! Будет ли предвечный Бог издавать временные законы? В католицизме, протестантизме, а также иудаизме и мусульманстве положение сходное. Или заглянем в Библию: наряду с заповедью любить ближнего нам заповедано убить нашего брата, сына, дочь, жену или друга, которые тайно уговаривают нас “служить богам иным” (Второзаконие 13, 6 – 10). В одной и той же книге великий принцип любви и повеление убить близкого человека, который агитирует нас в другую религию. Только наш разум подскажет, что ОТ Бога, а что НЕТ.

    Во-вторых, деист никогда не вручит свою жизнь – свою душу и свое тело – в руки “духовного отца”, гуру, провидца, пророка, ребе и т.п. Православие велит нам беспрекословно исполнять волю “духовного отца”, индусы – гуру, иудеи – ребе. Сколько покалеченных жизней и судеб из-за безумной практики всецело вручать себя в руки другому человеку! Или вспомним события начала 90-х, когда секта “ Белое братство ” призвала своих членов – в подавляющем большинстве своем молодежь – к акту самосожжения. И только вмешательство милиции и прокуратуры предотвратило это чудовищное событие. Деисты же застрахованы от такой опасности, держась убеждения, что каждый человек во всяком месте и во всякое время должен распоряжаться собой САМ .

    Чем отличается деизм от атеизма ?

    Деисты признают, что Бог существует. Наблюдения за небесными телами, за жизнью на земле показывают, что наш микро- и макромир построены на четких законах; сложность и упорядоченность их структуры нельзя объяснить случайностью или результатом хаотичного процесса мирообразования. За всем этим, безусловно, стоит великий художник, Архитектор, Строитель, Создатель, которого мы называем Богом. Каждое новое открытие в области естественных наук открывает новые грани нашей вселенной со своими совершенными и непреложными закономерностями. Деист не может, видя все это сказать, что Бога нет.

    В чем различие между деизмом и агностицизмом ?

    Агностики говорят: доказать или опровергнуть существование Высшей силы невозможно. Если отнести это утверждение к человеку, мы отчасти согласиться можем. Человек действительно может и доказывать и опровергать все что угодно. Но ведь Сам Бог через творение, наш разум и нашу жизнь являет свое существование. И не мы – деисты – доказываем, что Бог есть; а Он Сам показывает людям через природу и ее законы, что Он существует.

    Каковы же практические результаты применения принципов деизма в жизни?

    Прежде всего – это гармония с природой, с людьми и с самим собой. Деизм не несет меч (как Христос) или джихад (как Мухаммед). Наблюдая за природой, мы приходим к выводу, что гармонию в общество и в душу каждого человека способны принести взаимопомощь, любовь, сострадание и взаимопонимание.

    Деизм призывает каждого человека быть самостоятельным и полностью нести ответственность за свою жизнь, за свои поступки, не оправдывая их заповедями, законами, запрещениями. Какая наша заслуга в том, что мы спасли жизнь человеку руководствуясь исключительно заповедью, а не состраданием и следованием велению своей совести. Наша вина не уменьшится, если мы принесем кому-нибудь ущерб, поступая по заповеди: помимо самого результата такого поступка нас обвиняет еще и тот факт, что мы переступили через веление разума, и таким образом вина еще и усугубляется; подобно тому, как преступление, совершенное в нетрезвом состоянии является отягчающим обстоятельством.

    Человек, живущий принципами деизма, становится свободным от манипуляций и контроля всевозможных религиозных вождей, от влияния абсурдных идей, появившихся в далеком прошлом. Он не нуждается в подтверждении авторитетом своих жизненных поступков и решений.

    Среди деистов не возможна иная форма отношений как на равных. Деисты считают других людей ничем не хуже, но и не лучше себя. Превозноситься, равно, как и унижаться перед другим недостойно свободного и независимого человека.

    В одном из произведений Станислава Лема персонаж говорит, что люди часто смешивают совершенное и сложное. Чем сложнее какая-либо вещь или явление, тем совершеннее их считают. Истина же состоит в том, что все наоборот: чем совершеннее, тем проще. Большинство религий признают, что Бог одновременно и самый совершенный и самый простой. Мы же зададим им вопрос, почему их “божественные” религии настолько сложны. И согласившись или не согласившись с их ответом, скажем: “деизм самая простая и таким образом самая совершенная религия, а значит она и ближе всего к Богу”.

    Деисты не верят в чудеса, священные писания и посланников свыше. Нет ангелов или демонов. Нет лидеров и нет церквей. Итак, деизм — это что такое? Как он возник? Каково его влияние на современные религии? Подробнее в материале.

    Деизм эпохи Просвещения: исторические сведения

    Идея мысли восходит к XVII веку, когда некоторые представители английской церкви выразили недоверие к ряду принципов христианской веры, которые, казалось, противоречили здравому смыслу и законам природы. Деизм возник и достиг пика развития в эпоху Просвещения.

    В то время в Европе наблюдалась атмосфера религиозной свободы, что способствовало распространению научных знаний. Именно тогда был заложен основной принцип этого верования: классический деизм в философии — это вера в то, что Бог создал Вселенную и с тех пор не вмешивался в ее развитие.

    Развитие верования

    Деизм пользовался популярностью среди лидеров американской революции. Так, поклонником деизма был Бенджамин Франклин. Он писал: «Мне было около 15, когда в мои руки попали книги против деизма. Случилось так, что они повлияли на меня в противоположном от предполагаемого смысле. Аргументы деистов казались мне намного сильнее, чем опровержения (аргументы анти-деистов)».

    Философский деизм повлиял на континентальную Европу во время Французской революции. В то время собор Нотр-Дам был переименован в «Храм Разума».

    Со временем были созданы другие школы мышления, сформировавшиеся под эгидой деизма, включая христианский деизм, веру в деистические принципы в сочетании с нравственными учениями Иисуса из Назарета и пандеизм - веру в то, что Бог стал всей Вселенной и больше не существует как отдельное существо.

    Влияние этого течения уменьшилось в XIX и XX веке. Вероятно, это было связано с развитием науки и гуманистической мысли, которая ставила под сомнение веру в бога.

    В последнее время увеличивается влияние деизма. Одной из причин является растущий интерес к науке и свободный доступ к сети Интернет.

    Влияние деизма

    Со второй половины XVIII века деизм использовал науку для оправдания своей позиции. Например, Исаак Ньютон смог объяснить, как Вселенная и все вокруг нас работает, без опоры на веру. Многим явлениям, которым ранее человек приписывал божественное происхождение, было дано простое механическое объяснение. Развитие науки способствовало снижению религиозной веры среди интеллектуальной элиты. Будучи философом и математиком, Декарт сводил бога к «математической абстракции». Разум оттолкнул веру в мифологию и суеверия, и деизм как следствие быстро перерос в атеизм. Наука, казалось, участвовала в вековой битве с религией.

    Работы деистов

    Классическим текстом для деизма является, вероятно, работа Томаса Пейна «Век разума», где он утверждает: «Я верю в одного Бога, и не больше; и я надеюсь на счастье за ​пределами этой жизни. Я верю в равенство человека; и я верю, что религиозные обязанности состоят в том, чтобы добиваться справедливости, быть милосердными и пытаться сделать наших соотечественников счастливыми».

    «Я не верю в вероучение, исповедуемое еврейской церковью, римской церковью, греческой церковью, турецкой церковью, протестантской церковью и какой-либо другой церковью, о существовании которой я знаю. Мой собственный разум — это моя собственная церковь».

    Верят ли деисты в бога

    Деизм — это, как было указано выше, вера, которая определяет бога через природу и разум, а не через откровения. Деисты, которые верят в бога, или, по крайней мере, божественный промысел, могут следовать некоторым принципам и практикам христианства, иудаизма или любой другой религии.

    Итак, почему некоторые деисты верят в бога вообще? Отчасти потому, что их воспитывали в христианской среде, а отчасти потому, что они думали о боге как о естественном творце и владыке, который смог упорядочить Вселенную.

    Религиозные взгляды некоторых деистов специфичны. Многие из них считают, что большой взрыв был инициирован богом, а все произошедшее с тех пор является следствием того, что в этот же момент были созданы и научные законы, по которым работает современный мир. Иногда деисты верят, что бог не только положил начало всем событиям, делающим жизнь на Земле неизбежной, но и по-прежнему несет ответственность за них. Они имеют право верить и не верить в загробную жизнь. Деистические убеждения, как правило, отличаются от обычной религии тем, что бог - создатель либо не достоин поклонения, либо поклонение совершенно не нужно. В этом свободомыслии деизм по сравнению с другими религиями больше походит на атеизм.

    Основополагающие принципы

    Деизм — это вера в высшее существо, которое остается непознаваемым и неприкосновенным. Бога рассматривают как первопричину и основополагающий принцип рациональности во Вселенной. Деисты верят в бога природы — создателя, который завещал Вселенной действовать по естественным законам. Подобно «часовому богу», инициирующему космический процесс, Вселенная движется вперед, не нуждаясь в наблюдении. Вот несколько примеров рассуждений деистов:

    • Некоторые деисты верят в Иисуса Христа, а другие — нет. Большинство уделяет внимание нравственным учениям Иисуса.
    • Библия не воспринимается как непогрешимое Слово Божье. Деисты опровергают доказательства воплощения Иисуса Христа на земле. Они отрицают писания от Апостолов и любые другие «вдохновленные духом» писания.
    • Таким образом, в деизме отсутствуют предметы веры или священные книги. Они не верят в сатану, ад или символы зла.
    • Деизм в философии — это вера в то, что человек имеет право решать, какой путь разумный. Деисты называют себя «вольнодумцами».
    • Они отвергают откровения и видения. В жизни просвещенного деиста нет места для бессмыслицы, чудес и пророчеств.

    Основной принцип деизма Просвещения: все, что требуется индивидууму — это собственный здравый смысл и способность созерцать их человеческое состояние. Деизм полагает, что точные и неизменные законы определяют Вселенную как самостоятельную и самоочевидную. Эти законы раскрываются через «свет разума и природы». Опора на силу рассуждений обменивает веру на человеческую логику.

    Деизм, пантеизм, атеизм, христианство: различия

    Бог деистов совершенно отличается от того бога, какого рассматривают традиционные авраамические религии: бог не имеет личности и не общается с людьми. Деисты склонны воспринимать его как абстрактный логический принцип, а не антропоморфное существо с потребностями и горячим желанием контролировать человечество.

    В отличие от религий Авраама, атеизм имеет общую почву с деизмом. Это проявляется хотя бы в том, что и деисты и атеисты считают, что Библия и другие религиозные произведения являются скорее работами политического характера, чем святым словом бога. Оба верования утверждают, что почти для каждого явления вокруг нас есть натуралистическое объяснение. Фактически единственное реальное различие между атеизмом и деизмом — это объяснение истоков времени и пространства. Деисты утверждают, что бог создал Вселенную и ее правила, но не сделал и не будет делать ничего другого. Атеизм же отрицает существование какого-либо бога и, следовательно, его вовлечение в создание Вселенной. Таким образом, атеизм можно рассматривать как деизм нового времени.

    Пантеизм по своей духовной сущности тоже близок к деизму. Его история развития внушительна. В пантеизме бога не представляют отдельно от мира, самого по себе, так как он имманентен, то есть присущ чему-либо. Наиболее точно в этом плане выразился Спиноза: «Бог - это природа». Пантеизм наиболее характерен для индийских философских систем.

    Деистические убеждения

    Аналогией, часто используемой для объяснения философского деизма, является часовой мастер: часовщик создает часы и разрабатывает механизм, но в итоге устройство работает самостоятельно.

    Вместо того чтобы верить Библии, деисты обычно рассматривают Ветхий Завет в лучшем случае как исторический роман с добавленными сверхъестественными атрибутами, а Новый Завет - как настоящий способ промывания мозгов. Они рассматривают Иисуса и Павла как философов, не имеющих ничего от Всемогущего.

    В отличие от представителей известных религий, многие деисты не поклоняются богу, поскольку не видят никаких доказательств того, что он хочет того, чтобы ему поклонялись. Тем не менее деисты, которые все еще желают пользоваться атрибутами церковных служб, могут посещать унитарные универсалистские общины, где недостаток веры в Библию обычно не подвергается стигматизации.