Феноменология переживания. Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего возраста

Некоторые тезисы из работы по теме Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего возраста
ВВЕДЕНИЕ

Стресс и ребенок на первый взгляд, понятия несовместимые. Ну, какой стресс может быть у человека, лишенного необходимости просиживать часами в автомобильной пробке, ругаться с продавщицей в магазине, отчитываться за свои, а порой и чужие промахи перед начальством и биться, как рыба об лед, в попытке урезонить подчиненных. И, тем не менее, этот маленький человек также ведет свою общественную жизнь, сталкиваясь с интересами и желаниями других людей, а значит, попадая в стрессовую ситуацию.
Суть стресса в том, чтобы организм быстрее приспосабливался к новой ситуации, находил единственно верное решение. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом. У малыша, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать оный может любая, самая пустяковая ситуация дома, в школе, в детском саду.
Детство – период необычайно бурного развития. За это время ребёнок учится многим вещам, овладевает некоторыми способностями, приобретает навыки во многих сферах деятельности. В этот период качество многих новообразований определяет то, насколько удачно происходит развитие, насколько благополучно ребёнок научается переживать неудачи и стрессовые ситуации. Конечно, во многом, это зависит не от самого ребёнка, но скорее от тех близких взрослых людей, которые его окружают, прежде всего это родители и воспитатели в дошкольных учреждениях, учителя. Часто, даже замечая то, что с ребёнок испытывает неприятности, неудачи, не каждый взрослый найдёт приемлемый способ, чтобы помочь ему выйти из неблагоприятной ситуации.
Стресс – ситуация очень тяжелая даже для взрослого, а для неокрепшего и еще неопытного ребенка – это ситуация тяжелая вдвойне.
В течение очень долгого времени в России вопросы борьбы со стрессом замалчивались, а о стрессе у ребенка даже не упоминалось. В настоящее время начали появляться публикации о стрессах у детей, однако в большинстве случаев они касаются стрессовых расстройств у детей школьного возраста. Причины, особенности протекания и помощь младшим детям при стрессе является в настоящее время вопросом малоизученным.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только необходимостью четкого понимания структуры и течения процесса стрессовых переживаний у детей, но и необходимостью разработки методик их преодоления.
Целью данной дипломной работы является анализ феноменологии и динамики стрессовых переживаний у детей младшего возраста.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. определены особенности возникновения, протекания стрессовых процессов у детей младшего возраста;
2. проанализированы основные причины появления стресса у детей;
3. охарактеризованы основные методы борьбы со стрессом;
4. проведено исследование, характеризующее возможности борьбы со стрессом у детей младшего возраста.
Дипломная работа написана на 40 листах и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Феноменология представляет собой одно из направлений в философии 20-го века, задачей которого является описание феномена (явления, события, опыта) на основе первичного опыта познающего сознания (трансцендентальное Я). Его основателем является Гуссерль, хотя у него были предшественники: Франц Бертано и Карл Штумпф.

Книга Гуссерля "Логические исследования" является отправной точкой возникновения этого направления, которое оказало огромное влияние на появление и развитие феноменологической психологии, феноменологической социалогии, философии религии, онтологии, философии математики и естествознания, метафизику, герменевтику, экзистенциализм и персонализм.

Ядром этого направления является понятие интенциональности — свойство человеческого сознания направленности на определённый предмет, то есть заинтересованность человека в рассмотрении философского аспекта конкретного объекта.

Феноменология ставит своей целью создание универсальной науки, которая служила бы обоснованием всем остальным наукам и познанию вообще, имела строгое обоснование. Феноменология стремится описать интенциональность жизни сознания, бытие личности, а также фундаментальные основы человеческого существования.

Характерной чертой данного метода является отказ от любых сомнительных предпосылок. Данное направление утверждает одновременную неразрывность и в то же время несводимость воедино сознания, человеческого существования, личности, психофизической природы человека, духовной культуры и социума.

Гуссерль выдвинул лозунг " Назад к самим вещам!", который ориентирует человека на отстранение от функциональных и причинных связей между предметным миром и нашим сознанием. То есть, его призыв — это восстановление связи между сознанием и предметами, когда предмет не превращается в сознание, а воспринимается сознанием, как предмет, обладающий определённым свойствами без изучения его функций, строения и т.д. Он отстаивал чистое сознание, свободное от догм, навязываемых шаблонов мышления.

В качестве методов исследования предлагалось 2 основных:

  • Очевидность — непосредственное созерцание,
  • Феноменологическая редукция — освобождение сознания от естественных (натуралистических) установок.

Феноменологическая редукция не является наивным погружением в окружающий мир, а концентрирует внимание на том, что переживает сознание в том мире, который нам даётся. Затем эти переживания используются просто, как некие конкретные факты, а как идеальные сущности. Затем это редуцируется к чистому сознанию нашего трансцендентного Я.

"…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоёв в трансцендентально чистом сознании", — Гуссерль, "Идеи".

Используя метод феноменологической редукции, человек постепенно приходит к пониманию того, что бытию предшествует чистое эго или чистое сознание с переживаемыми им сущностями.

Феноменология охватывает, таким образом, огромное поле от простого созерцания предмета до философского размышления об основе его смысловых культур.

Гуссерль стремился не только к осознанию мира, но и конструированию, к созданию истинного мира, в центре которого находится сам человек. Он писал: "Философское познание создаёт не только особые результаты, но и человеческую установку, которая тотчас же вторгается во всю остальную практическую жизнь… Оно формирует новое задушевное сообщество между людьми, мы могли бы сказать сообщество чисто идеальных интересов между людьми, которые живут философией, связаны незабвенно идеями, которые не только полезны всем, но идентично освоены всеми".

В настоящее время методы исследования феноменологии используют в психиатрии, социологии, литературоведении и эстетике. Крупнейшие центры феноменологии расположены в Бельгии и Германии. В 90-х годах 20-го века центры были созданы в Москве и Праге. В США расположен Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования.

Во множестве определений понятия «переживание» чаще всего акцентируется внимание на связи их с эмоциональными процессами. Кроме этого, подчеркивается, что переживания направлены на преодоление или видоизменение проблемных, конфликтных, стрессовых ситуаций, которые обусловливают тяжелые, с отрицательным знаком эмоциональные состояния.

Понятие «переживание» в современной психологии получило очень широкое распространение в связи с чрезвычайной значимостью его в описаниях психотерапевтической практики. Однако место переживаний как целостного акта в структуре психологических реальностей в полной мере еще не представлено. Некоторые авторы считают, что переживания полностью относятся только к внутреннему миру человека. Например, Л.М. Веккер пишет: переживания это «непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов» .

В работах К. К. Платонова переживание - это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения .

Единодушно всеми авторами признается исключительная их роль в становлении субъектности личности и развитии ее самосознания. Например, Л.С. Выготский рассматривал переживания как особую интегральную единицу сознания. Многие авторы отмечают, что переживания выполняют системообразующую функцию в развитии ценностно-смысловой сферы личности. В контексте обсуждении механизмов психологии разрушения особую значимость имеет выявление в экспериментальных исследованиях связи переживания и рефлексии (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Л.Ф. Шестопалова и др.).

Рассматривая переживание как процесс смыслообразования с позиций регулятивного подхода, важно отметить, что именно рефлексивные механизмы (аффективный и когнитивный) задают переживанию внутреннюю логику. В процессе переживания, за счет рефлексивных механизмов содержание переживаемого осознается, и благодаря этому выстраиваются границы ценностно-смысловой сферы человека .

Таким образом, в процессе переживания, которое является многомерным, осуществляется смыслообразование, смыслопорождение, смыслоосознание, смыслостроительство, которые возникают за счет аффективного и когнитивного рефлексивных механизмов. Все эти личностные конструкты и составляют основу саморегуляции, фазовой динамики и результативной, конструктивной продуктивности переживания. При отсутствии их происходит утрата позитивности переживания. Оно превращается в механизм, усугубляющий начавшиеся разрушительные тенденции психики человека, оказавшегося в тяжелых жизненных обстоятельствах. Убедительным примером этого могут служить результаты, представленные в статье Филиппом Г. Зимбардо «Уроки, вынесенные из Стэндфордского тюремного эксперимента» . Он писал: «Тюрьмы - это места, которые унижают человеческое достоинство, разрушают благородство человеческой натуры и выставляют напоказ худшее в социальных отношениях между людьми. Они так же плохи для охранников, как для заключенных в отношении их деструктивного влияния на самооценку, чувство справедливости и человеческого сострадания» .

Анализ феноменологии переживания позволяет говорить о том, что они представляют внутреннюю «переработку» значимых для человека событий (тревогу ожидания, вспышку ярости или радости, терзание сомнениями, страдание, например по поводу потери близкого человека или разрушения, надежд). Переживания присущи каждому человеку, но их динамические характеристики индивидуализированы. Есть люди, более и менее склонные к переживаниям.

Одной из особенностей проявления переживаний является то, что возникшее переживания уже «живет своей жизнью» и с трудом подчиняется произвольной регулировке. То есть происходит уже непроизвольное визуальное, аудиальное и кинестетическое «прокручивание» одного и того же эмоционально заряженного события несколько раз, многократное возвращение к тому, что уже произошло. Как результат этого, переживание - это длящееся эмоционально окрашенное состояние. В нем выделяют несколько этапов: рефлексия, осознавание, непосредственное переживание.

Переживание может носить диффузный эмоциональный характер (чувственный тон ощущений) как форму отклика на воспринимаемые или воображаемые признаки предмета. Именно эта особенность переживания часто используется в рекламных целях, для того чтобы притупить сознательную саморегуляцию, например при принятии решения о выборе товара. Возникновение этого вида переживаний обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы (П.В. Симонов).

Могут быть особые эмоциональные переживания высокой субъективной интенсивности, доводящие человека до экстаза. Например, это могут быть переживания человека, связанные с его личностным принятием религиозных воззрений. Такого рода переживания разрушают прежние представления человека, и свое поведение с разрушительными тенденциями человек может воспринимать как «поворот к истине». Эту форму переживаний широко используют в психотехнологиях с террористическими целями, в использовании фанатически настроенных людей для организации разрушительных беспорядков во время спортивных, концертных и т.п. мероприятий. Эти формы поведения могут носить явно патологический характер, чаще всего проявляются под воздействием «феномена толпы»; при этом происходит деиндивидуализация прежних личностных позиций, убеждений .

Категория переживания как форма единства телесного и духовного, внутреннего и внешнего мира человека является формой субъективного бытия, которая через предметное сознание сливается с объективным бытием в «некоторое производное единство». Доступ к сокровенным глубинам бытия открывает знание-переживание как единство жизни и знания. Л.С. Выготский развил идею о переживании как о единице изучения единства личности и среды.

Вопрос о том, как возникает способность к переживанию в онтогенезе, не имеет однозначного ответа. Но большинство авторов считают, что оно формируется прижизненно, так как «переживание социально по своему происхождению и семиотически опосредовано, что позволяет отнести его к высшим психическим функциям» .

Наиболее полно теория переживания в отечественной психологии представлена в работах Ф.Е. Василюка. Он определяет переживание как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни .

В.П. Зинченко в предисловии к его книге «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)» указывает, что в этой работе выражен принципиально новый подход к категории переживания. «Проблема переживания, так как она поставлена в книге, не вписывается в традиционную проблематику эмоциональных процессов... В качестве объекта своего исследования автор избрал процессы, с помощью которых человек преодолевает критические жизненные ситуации... Что человек делает, когда сделать уже ничего нельзя, когда он попадает в ситуацию невозможности реализации своих потребностей, установок, ценностей и т.д.» .

В синергийной теории психологии переживаний Ф.Е. Василюка отмечается, что фрустрация значимых мотивов личности, разрушение прежних ее идеалов, резкая ломка жизненных ценностей создают необходимость существенного изменения смысловых ориентаций. Эту функцию и выполняет переживание. Причем позитивная результативность процесса переживания может достигаться различными способами - от использования различных психологических защит до творческих, конструктивных, преобразующих психотехнологий.

Ф.Е. Василюк рассматривает переживание не как «отблеск в сознании» субъекта тех или иных его состояний, не как особую форму созерцания, а как особую форму деятельности, направленную на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, на «производство» нового смысла. Сравнивая механизмы психологической защиты и механизм переживания, он отмечает, что переживание - это гораздо более сложный, творческий, многоэтапный, эмоционально насыщенный процесс, ведущий к развитию и трансформации внутреннего мира и жизни человека. В процессе переживания изменяются ценностная структура, отношения с миром и другими, происходит гармонизация личности и личностный рост. Так как переживание - многоэтапный процесс, то психологическая защита также может присутствовать на каких-то его этапах в виде временного вспомогательного явления. То есть в теории переживания Ф.Е. Василюк переходит от «схемы отдельной деятельности к схеме жизненного мира» .

Практическая значимость теоретических положений психологии переживаний, разработанных на анализе огромного опыта наблюдений и экспериментальных исследований Ф.Е. Василюка, заключается в том, что на их основе созданы технологии преодоления многих психологических нарушений и патологий. Особенно важны доказательства того, что человек «всегда сам, и только сам, может пережить события, обстоятельства и изменения в своей жизни, породившие кризис». Именно переживания направлены, при соответствующих обстоятельствах, на восстановление психологической возможности жить дальше полноценной жизнью. «Если уподобить критическую ситуацию падению бегущего человека, то переживанию будут соответствовать усилия, потраченные им на то, чтобы встать на ноги и получить тем самым возможность снова продолжить бег» .

Ф.Е. Василюк при разработке технологии понимающей психотерапии за методологическую основу принимает теории переживания. «Психотехническая система понимающей психотерапии основана на теории переживания и полагает процесс переживания как свое главное “упование”, т.е. как главный продуктивный процесс, который обеспечивает эффект психотерапии. Поэтому единицы анализа в понимающей психотерапии должны включать в себя элемент, который описывает тот или другой аспект процесса переживания...» . «В качестве базовой схемы, дифференцирующей процесс переживания, выбрана схема уровней, или режимов функционирования сознания, различающая в системе сознания уровни рефлексии, сознавания, непосредственного переживания и бессознательного. Каждому из этих уровней соответствует психотерапевтический метод. Результатом сопоставления уровней переживания и адекватных им методов является выделение четырех базовых психотехнических единиц: “рефлексия - майевтика”, “сознание - классификация”, “непосредственное переживание - эмпатия” и “бессознательное - интерпретация”» .

Представляет значительный интерес для работы в области психологии разрушения на практике доказанное положение о возможностях психологов включаться в процесс переживания людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях. Ф.Е. Василюк пишет: «Процессом переживания можно в какой-то мере управлять - стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Переживание, таким образом, составляет основной предмет приложения усилий практического психолога, помогающего личности в ситуации жизненного кризиса» .

В заключение краткого обзора теоретических положений о сущности переживаний в контексте выявления механизмов психологии разрушения следует отметить, что субъективная ткань переживания актов психологии разрушения - это еще почти не разработанная область, а потому в разговоре о ней более уместны гипотетические, нежели обобщающе-результативные выводы.

Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.

Прежде чем начать обсуждение самих закономерностей развития, обратимся к возрастной периодизации. С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.

Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.

Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. «Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности» 1 .

В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности 2 .

Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) 3 . Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям - сензитивность. Л. С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.

Объективные, исторически обусловленные реальности существования человека по-своему влияют на него на разных этапах онтогенеза в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психические функции они преломляются. При этом ребенок «заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что превышает уровень его мышления» 4 .

Известно, что паспортный возраст и возраст «актуального развития» необязательно совпадают. Ребенок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это следует считать его индивидуальной особенностью.

В рамках учебника следует определить периоды, которые представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах. Мы будем ориентироваться на следующую возрастную периодизацию:

I. Детство.

Младенчество (от 0 до 12-14 мес).

Ранний возраст (1 до 3 лет).

Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет).

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).

II. Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет).

Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.

Прежде чем мы перейдем к описанию возрастных особенностей психического развития, следует обсудить все составляющие, определяющие это развитие: условия и предпосылки психического развития, а также значение внутренней позиции самого развивающегося человека. В этом же разделе следует специально рассмотреть двойную природу человека как социальной единицы и уникальной личности, а также механизмы, определяющие развитие психики и собственно личности человека.