Что означает сансара. Значение слова сансара


- это такая своеобразная, затмевающая, вуалирующая сила, сбивающая прана, заставляющая наше истинное Я потерять память о своей бесконечной природе. При этом потеря памяти естественно сопровождается утратой адекватной самоидентификации.

Утрата верной самоидентификации ведет к искаженному, ложному, иначе говорят к «нечистому» кармическому видению, когда тело, обстоятельства, видимые и не видимые объекты внешнего мира, время, причины и следствия не контролируются, не управляются человеком. Личность, будучи воплощением Творца, не владеет тем уровнем управления реальностью, что изначальная «отцовская» сущность.

Сансару легко представить в виде компьютерной игры, где играющий в нее забыл кто он и превратился в персонаж этой игры.

Очевидно, что Сансара пользуется бешеной популярностью у всех категорий и возрастов. В игре - сансаре есть абсолютно все жанры. Иногда Сансару называют Матрицей.

С самого рождения нас учат правильно играть в эту игру, достигать в ней успехов, опасаться терпеть неудачи и потери.

Что же такое Сансара, Матрица?

Известны несколько определений.

Сансара это смысловая и энергетическая ловушка для души.

Это онтологический Тупик Мироздания.

Это гигантская область искаженных смыслов, воронка энтропии, затягивающая в себя мириады слабых, незрелых душ, по неосторожности выпавших из Универсума, утративших чувство единства с ним.

Это тоннель реальности, наподобие бесконечного лабиринта, замкнутого на себя, из которого нет выхода.

Сансара есть своего рода "смысловая черная дыра", а душа (Атман) попавшая в него - это вывернутое наизнанку внутреннее пространство Абсолюта.

Попав в Матрицу эго начало бесконтрольно грезить, мысленно создавая каскады новых отраженных и ветвящихся псевдореальностей и окончательно запуталось. Запутавшись, душа - джива утратила всякое понимание реальности, векторы своих смыслов и целей и вошла в неконтролируемую повторяющуюся историю.

Постепенно бесконечная, бессмертная, божественная душа (Атман) превратилась в беспомощное, смертное, уязвимое, узкое и примитивное эго (ахамкару).

утратив внутреннюю сложность, глубину и многомерность, породило собственную область ложных ценностей и целей, основанных на неверной оценке реальности типа "Я есть тело", "Мир существует независимо от меня" и т.д.

Такое видение, чтобы существовать, создало и поддерживает грубое, плотское физическое тело с его ограничениями.

- "дурная бесконечность", особая неконтролируемая реальность Универсума с пониженной самоорганизацией.

Это замкнутое пространство искаженных и упрощенных смыслов.

В пространстве сансары установился линейный ход вектора времени, трехмерная структура пространства и свои законы.

Некоторые основные

законы сансары:

~ цикличность,

~ причины-следствия (детерминизм, карма),

~ реинкарнация и т.д.

1) Сансара - (санскр. - странствование) - в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансмиграция, метемпсихоз. Душа может пребывать в теле человека, животного, растения, а ее переселение происходит в соответствии с законом кармы (воздаяния). Цель спасения человека - освобождение от перерождений и достижение мокши (осознания душой того, что она - часть божеств, души) и нирваны. Выход из перерождений обеспечивает дхарма, т. е. выполнение обязанностей, налагаемых на человека религией. Только она может дать лучшее перерождение и спасение. С., возлагая ответственность за соц. зло на самого человека, оправдывает условия его существования.

2) Сансара - (санскр.-блуждание, круговорот): одна из основных концепций индийской философии и религии индуизма, буддизма, джайнизма, означающая безначальную и бесконечную цепь (колесо) перерождений живых существ, которые воплощаются в зависимости от своей кармы то в более низкие, то в более высокие состояния. Согласно идее сансары смерть не противостоит жизни, она лишь переход к новому воплощению. Все живое едино, так как меняются только его внешние формы, и вчерашний человек может стать животным или наоборот. Сансара это бытие, связанное со страданием, ее антиподом выступает нирвана как вечное успокоение и независимость от мира.

3) Сансара - (Санскр.) Букв., "вращение", океан рождений и смертей. Человеческие перевоплощения, представленные в виде непрерывного круга, колеса, которое всегда в движении.

4) Сансара - (санскр. - перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто) - одно из базовых понятий индийской религии и философии (аналогично - " реинкарнация "), обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание. Идея С. о родственности всего живого и возможности перехода между его формами становится главенствующей в текстах Упанишад. Потенциальное завершение течения С. - состояние нирваны, находящейся вне С. и не связанной с ней какими-либо отношениями каузального типа. Достичь состояния нирваны способны только люди. Все остальные существа должны перед этим в них перевоплотиться. Смерть, согласно идее С, не является антиподом жизни, являя собой лишь многократный переход к ее воспроизведению. А.А. Грицанов

Сансара

(санскр. - странствование) - в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансмиграция, метемпсихоз. Душа может пребывать в теле человека, животного, растения, а ее переселение происходит в соответствии с законом кармы (воздаяния). Цель спасения человека - освобождение от перерождений и достижение мокши (осознания душой того, что она - часть божеств, души) и нирваны. Выход из перерождений обеспечивает дхарма, т. е. выполнение обязанностей, налагаемых на человека религией. Только она может дать лучшее перерождение и спасение. С., возлагая ответственность за соц. зло на самого человека, оправдывает условия его существования.

(санскр.-блуждание, круговорот): одна из основных концепций индийской философии и религии индуизма, буддизма, джайнизма, означающая безначальную и бесконечную цепь (колесо) перерождений живых существ, которые воплощаются в зависимости от своей кармы то в более низкие, то в более высокие состояния. Согласно идее сансары смерть не противостоит жизни, она лишь переход к новому воплощению. Все живое едино, так как меняются только его внешние формы, и вчерашний человек может стать животным или наоборот. Сансара это бытие, связанное со страданием, ее антиподом выступает нирвана как вечное успокоение и независимость от мира.

(Санскр.) Букв., "вращение", океан рождений и смертей. Человеческие перевоплощения, представленные в виде непрерывного круга, колеса, которое всегда в движении.

(санскр. - перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто) - одно из базовых понятий индийской религии и философии (аналогично - " реинкарнация "), обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание. Идея С. о родственности всего живого и возможности перехода между его формами становится главенствующей в текстах Упанишад. Потенциальное завершение течения С. - состояние нирваны, находящейся вне С. и не связанной с ней какими-либо отношениями каузального типа. Достичь состояния нирваны способны только люди. Все остальные существа должны перед этим в них перевоплотиться. Смерть, согласно идее С, не является антиподом жизни, являя собой лишь многократный переход к ее воспроизведению. А.А. Грицанов

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...

Дословный перевод слова «сансара» - это скитание, которое будет длиться бесконечно. Под этим высказыванием подразумевают живую сущность, которая постоянно, то расправляет крылья и взлетает, то падает камнем на землю. Так символически обозначаются вечные процессы, рождения, последующего старения и, в завершение, смерти.

Сансара - что это?

Одна жизнь - это лишь маленький фрагмент большого пазла. Сансара – это комбинации неразрывной цепи, состоящая из пяти совокупностей. Цепочка этих изменений постоянно изменяется, и нет возможности понять, где же ее начало. Одна прожитая жизнь из такой цепи - это лишь мизерная составляющая сансары. Для того что бы оценить масштаб и увидеть истину, надо увидеть не маленький фрагмент, а значимую часть.

Что такое сансара в философии?

Душа человека умеет перерождаться, она может перевоплощаться в другой жизни в разные образы, такой круговорот перевоплощений и есть сансара. Сансара в философии является центральным понятием, она представляет собой некий закон вселенной. Различные философские школы и традиции, основанные на религии, рассматривают сансару, как место неблагоприятное. Предполагают, что душа там будет пребывать в невежестве. Она будет путешествовать по замкнутому кругу, состоящему из смерти и рождения. Что значит сансара – это препятствие, которое будет мешать осознать истинность природы.

Что такое сансара в буддизме?

Понимание всей концепции является одним из самых важных элементов. Сансара в буддизме - это знания не только о цикличности, это, своего рода, просвещение. Разрабатывалась идея о том, что между смертью и рождением есть еще некое промежуточное состояние. И подобно, как от одной свечи, можно зажечь другую, так момент нового существования, будет последним после промежуточного. Так возникла теория о странствиях после смерти.


Что такое закон сансары?

Учения Будды основываются на том, что сущность людей изменить не возможно, от поступков, которые они совершают, может измениться бытие и мировосприятие:

  1. Если человек совершает плохие поступки, то результатом их обязательно послужат лишь унижение, болезнь и боль.
  2. Если хорошие, то в награду получит умиротворение и радость души.

Закон сансары (круговорот людей) - это по большому счету также и , который определяет не только, как будет жить человек в этой жизни, но и что ему стоит ждать в перевоплощениях. Механизм такой называется бхавачакра. В его состав входят 12 звеньев.

  • авидья – это кармические импульсы;
  • виджняна – сознание, сформированное этими импульсами;
  • намарупы – физический и психический облик, которое сформировало сознание;
  • нама-рупа – формирует шесть чувств;
  • аятана - зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение вкуса и воспринимающего ума, сформировано напа-рупа;
  • спарша – восприятие мира;
  • ведана – чувства, порожденные восприятием;
  • тришна – желания, возникшие в результате чувств;
  • упадана – привязанность к чувствам и мыслям;
  • бхава – существование, возникшее из-за привязанности;
  • джати – рождение, возникшее вследствие всего;
  • смерть.

Цикл существования подразумевает, что мысли, слова и дела, будь они хорошие или плохие в любом случае оставляют след на карме. Кармический след приведет человека к его следующему перевоплощению. Основная цель буддизма прожить свою жизнь так, что бы не оставить следов на карме. Поэтому поведение буддиста не может зависть от того, что он хочет или чувствует. Закон сансары должен обойти его стороной.

Колесо сансары - что это такое?

Вход в любой буддийский храм обязательно украшен этим символом. Все учения Будды отразились в колосе сансары и стали самым популярным сюжетом буддизма. Колесо сансары представляет круговорот сансарического бытия:

  1. Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня – неведения, привязанности и гнева.
  2. Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы. Благой и не благой.
  3. Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров.
  4. Драгоценное человеческое тело – человек находится по середине между живыми существами.
  5. Внешний ободок колеса изображает учение. Это этапы, ведущие людей от рождения до самой смерти.
  6. Яма – бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары.
  7. Будда свободный от круговорота изображается вне колеса в верхнем углу.

Что значит колесо сансары дало оборот?

Каждая спица колеса - одно воплощение души, всего восемь воплощений. Каждая жизнь представляет собой спицу, человек живет и копит карму. За все восемь жизней это может быть как положительная, так и негативная. В конце каждой жизни каждая спица набирает свой процент кармы, которая влияет на последующие жизни. С каждой жизнью кармы становится больше. Если к концу последнего перевоплощения карма отработана, человек может воспользоваться выбором и стать свободным. Что значит колесо сансары дало оборот? Значит за все восемь перевоплощений положенная карма набрана и отработана.

Как выйти из колеса сансары?

Цель религии буддизма освободиться от своей кармы. Как выйти из сансары, на протяжении многих веков беспокоит не одно поколение буддистов. Удается им это или нет, проследить не предоставляется возможности. Есть правила, соблюдение которых может помочь прервать замкнутый круг.

В данной статье мы подробно рассмотрим понятия «колесо сансары», «реинкарнация» и «карма», а также возможности выхода из этой бесконечной цепи перерождений.

Что такое колесо сансары?

Жизнь – это путь по дороге страданий и свершений, и мы должны идти по нему безропотно и следовать всем законам, определенным богами. Так гласит древневосточная философия, да и у славян жизнь часто сравнивают с дорогой. Но как мы движемся по этому жизненному пути? Вот здесь нам на помощь и приходит понятие, пришедшее к нам из самой древней из мировых религий, – колесо сансары.

Дело в том, что учение о сансаре на полуострове Индостан существовало задолго до рождения Гаутамы – Просветленного Будды и до появления буддизма. Первое упоминание о ней мы встречаем в Ведах Упанишадах, где разъясняются законы мироздания. Здесь рассказывается о высших существах, которые пребывают в вечной нирване, а все остальные живущие на земле, отравленные ядами греховности и неверия, пребывают в бесконечном вращении перерождений, подчиняясь безжалостному закону кармы.

Поскольку сансара приносит лишь страдания, то главная цель всего сущего – это найти выход из нее и вновь впасть в состояние вечного блаженства. Многие великие умы бились над вопросом: возможно ли разорвать бесконечное вращение сансары? Как это можно сделать? Но ответил на этот вопрос лишь Великий Будда, достигший просветленного знания.

Только в буддизме были разработаны точные причинно-следственные связи между сансарой и реинкарнацией по законам кармы. Понятие сансара можно объяснить как бесконечную цепь перерождений и смертей, причем во всех проявлениях живых существ, представленных во Вселенной.

Если перевести слово «сансара» с санскрита, самого древнего письменного языка, то оно будет звучать как «вечное, бесконечное скитание».

Буддистская философия утверждает, что наш мир не единственный, существующий во Вселенной, миров великое множество, и перерождений может быть несколько. Все они действуют только согласно кармическим законам всемирной справедливости.

До сих пор колесо сансары прочно ассоциируется с цикличностью событий, непрерывно происходящих во Вселенной.

По легенде, Будда выложил рисом упрощенную схему колеса сансары — обод и восемь спиц, соединенных со ступицей.

Характеристика сансары

Индийский философ 11-го века Лама Гампопа выделил три основных характерных признака сансары.

  • Первый признак – это природа. Все существующие миры нереальны, эфемерны, в них нет основы, они только кажутся существующими, на самом деле это великая пустота, которая может принимать любые формы и любые воплощения.
  • Второй признак – иллюзорность. Все, что существует внутри сансары, – обман, фантазия, мираж. Именно поэтому она и может принимать любые проявления и формы, поскольку только фантазия может легко меняться под воздействием внешних и внутренних факторов.
  • Третий признак – страдание. Не следует понимать его в прямом смысле слова, буддисты считают, что любое неудовлетворенное желание – это страдание.

Страдание у них вовсе не понятие, противоположное счастью и удовольствию. Буддисты называют этим термином любую нестабильность, любые переживания духа, любые всплески эмоций. Противопоставлено ему понятие вечного умиротворения, блаженства без чувств, без эмоций, внутренней свободы, подчиненной только законам гармонии Вселенной.

Мирская реальная жизнь для буддистов не может дать счастья. Она слишком суетна, она заставляет человека думать о хлебе насущном, он находится в постоянной тревоге за близких, он должен трудиться и мучиться. Именно поэтому абсолютно все переживания и эмоции связаны с сансарой, т.е. страданием. Даже радуясь чему-то в этой жизни, мы боимся потерять свое счастье, имея семью или детей, мы страшимся за будущее, имея достаток и здоровье, боимся их потерять. Любые наши достижения ведут к желанию подняться еще выше, достигнуть еще большего. И наконец, самый основополагающий страх – это страх смерти, мы всегда страшимся потерять свою, на первый взгляд единственную жизнь, и поэтому она не может доставить нам полного умиротворения и удовольствия.

Движение сансары

Колесо сансары постоянно вращается, и момент его соприкосновение с землей – это и есть наше сегодняшнее земное воплощение. Один полный оборот колеса равен одной кальпе, одному дню из жизни Великого бога Брахмы. Так считают древние индийские .

Но согласно буддистской версии Брахма не имеет к этому никакого отношения, сансара появляется в результате разрушения предыдущих миров. Любое живое существо рождается, расцветает, а затем умирает, согласуясь с законами природы и нравственности, так и все миры рождаются, развиваются и умирают так же, согласно законам Вселенной. Один полный цикл движения колеса называется Махакальпа и равен четырем частям, каждая из которых состоит из двадцати кальп.

В первой части мир рождается и развивается, во второй – он находится в полной гармонии и стабильности, в третьей – начинает деградировать, а в пятой – умирает. Или находится в состоянии, называемом бардо, которое является только предпосылкой для следующего воплощения.

Когда мы говорим о том, что судьбоносное колесо сансары сделало полный оборот, мы подразумеваем смену эпох или цивилизаций.

Роль сансары в буддизме

В философско-этическом учении буддизма понятие о сансаре играет огромную роль. Именно оно раскрывает сущность идей перевоплощения и освобождения из цикличности перевоплощений.

Будда Шакьямуни после того, как стал Просветленным, раскрыл смертным четыре истины, позволяющие жить в гармонии со Вселенной и достичь желанного положения нирваны.

Открытия, сделанные Буддой во время медитации, назвали Благородными истинами, и звучат они так:

  • Если мы живем, мы страдаем, вся наша жизнь пронизана только постоянными страданиями.
  • Поскольку мы живем в физическом теле, то мы испытываем постоянные желания, которые не всегда можем утолить.
  • Наши страдания прекратятся с окончанием наших желаний.
  • Если научить себя не желать, то можно научиться и не страдать.

Дукха (первая истина – боль) указывает на то, что наш ум еще не знаком с законами и правилами, учрежденными Вселенной и богами. Ум в этот момент можно сравнить с глазом человека, который видит все вокруг, но не может увидеть и познать самого себя. Можно преодолеть восьмеричный путь, который поможет познать себя в круговороте мира, для этого нужно преодолеть пять препятствий:

  • Привязанности – они возбуждают в нас желание обладания и страх потерять любимых людей и вещи.
  • Гнев – разрушает наш внутренний покой и отторгает нас от гармонии мира.
  • Ревность, зависть – заставляют ненавидеть людей, прятать от них свое имущество, мы не хотим, чтобы они были так же счастливы, как и мы.
  • Гордыня – мы в своих мыслях и мечтах возвышаемся над всеми другими и не признаем за ними прав, подобных нашим.
  • Невежество, заблуждения – мы и сами не знаем, что нам полезно, а что уничтожает нас, мы придумываем отговорки, чтобы не творить добро, и сами запутываем себя в дебрях недобрых умозаключений.

Желание (самудая) указывает на то, что мы постоянно полны эмоциями, чувствами, причем они меняются и противоречат друг другу, они толкают человека из крайности в крайность, не дают ему пребывать в блаженном покое.

Страдание (ниродха) утверждает, что если избавить человека от заблуждений, то его ум вернется в блаженное состояние умиротворения и созерцания.

Путь (магга) точно указывает на пути, ведущие к совершенству.

Восьмеричный благородный путь, также названный Срединным путем к совершенству, можно пройти только посредством избавления от желаний и страданий.

Закон кармы – вселенской справедливости

Понятие «колесо сансары» неразрывно связано с понятиями кармы – закона высшей вселенской справедливости и реинкарнации, перевоплощения из одной жизненной сущности в другую.

Каждое живое существо (не только человек, но и животные, и насекомые, и растения) имеет два тела: телесное или физическое, смертное и духовное, бестелесное, бессмертное. Согласно этому закону все живое переходит из одного воплощения в другое, отрабатывая определенные умения, выполняя наложенную на него высшими силами миссию, после этого покидает свое физическое тело и уходит в иной мир, чтобы вернуться в новом воплощении с новым заданием.

О понятии реинкарнация ведется много рассуждений в индуизме – национальной религии Древней Индии. Буддизм развивался на основе индуизма, но развил и дополнил учение о сансаре понятиями кармы и раскрытием возможностей выхода из бесконечного вращения колеса судьбы.

Учение о сансаре в других религиях

По философии буддизма никто не приходит в мир только однажды, цепь наших перевоплощений бесконечна и непрерывна, она позволяет человеку, переходя из одного состояния в другое, очистить свой ум и совесть от ненужных заблуждений и познать истину.

В даосизме – национальной китайской религии – также принято учение о реинкарнации. Основатель даосизма Лао Цзы (Вечный старик) приходил на землю несколько раз в различных воплощениях, В одном из своих постулатов он говорит, что рождение – это не начало жизни, а смерть – это не конец ее, нет рождения и нет смерти, а есть только вечная цепь перехода из одного состояния в другое.

Древнее учение каббала считает также, что смерть приходит к любому человеку раз за разом, чтобы он в период нахождения на земле сумел воспитать в себе высшие качества, соответствующие требованиям абсолюта. А главное его требование – это полюбить все живое больше, чем самого себя, полностью отречься от всех эгоистических помыслов и принять единение с космосом. Пока душа человека не отречется от себялюбия, она будет приходить в этот мир, и смерть будет приходить к человеку вновь и вновь.

В христианской религии запрещено любое упоминание о реинкарнации, поскольку оно противоречит учению Христа о вечной душе и единственной жизни, а также о Страшном суде, который ожидает всех без исключения. После этого судилища душа человека будет пребывать или в аду, или в раю без права покинуть это место, то есть христианство не дает своим адептам возможности изменить будущее и раскаяться. Но некоторые известные теологи считают, что сам Иисус рождался много раз, пока не явился в мир в образе Мессии.

Ислам, самая молодая из мировых религий, также не признает закон реинкарнации, считая, что после кончины человек попадает или в райский сад или в ад, но в Коране, главной книге мусульман, есть упоминания о воскрешении и возвращении на землю в другом образе. Эти суры предлагают не бояться смерти, поскольку ее нет, а есть только бесконечная цепь рождений и перевоплощений.

Древние цивилизации майя и ацтеков, последователи учения манихейства и зороастризма, великие Сократ, Платон и Пифагор также считали идеи реинкарнации достоверными и доказанными. Представители эпохи Просвещения Вольтер, Гете, Бальзак и Конан-Дойль, а также великие еретики Джордано Бруно и Коперник также считали, что в идеях перехода души в разные воплощения нет ничего необычного.

Что происходит между рождениями?

В перерыве между двумя рождениями душа человека находится в положении, которое называется бардо.

  • Первое бардо процесса умирания – это момент агонии, перехода в мир иной. Обычно этот процесс дает человеку много физических страданий, но если человек накопил много духовной силы, то у него есть поддержка извне.
  • Бардо Драхматы – вневременной природы, после того как физическое тело прекратило свою жизнь, ум и душа человека переходят в состояние покоя и блаженства, поскольку истинное состояние ума дается от природы каждому живущему существу.
  • Бардо рождения – время от зачатия до рождения, когда формируется тело будущего человека и его миссия, с которой он явится в мир.
  • Бардо жизни в промежутке между рождением и смертью – это период нашей земной жизни от момента рождения до момента смерти.

Кроме этого, выделяют два дополнительных состояния: бардо глубокого сна, при котором человека не посещают сновидения, и бардо медитации, при котором человек путем приобщения к вселенской гармонии впадает в состояние нирваны.

Виды кармы

Карма, о которой мы сегодня так много говорим, – это деятельность человека, имеющая практический результат. Причем понятие «деятельность» включает не только прямое действие, но и мысль, слово, чувство, эмоцию.

Кроме этого, карма – это закон вселенской справедливости, по которому каждое действие имеет свое последствие. И за плохие, и за хорошие поступки мы должны отвечать своими последующими перерождениями.

Буддисты понятие «карма» делят на три группы: карма, викарма и акарма.

Карма это все наши положительные поступки, совершенные для блага других без эгоистических побуждений. Накапливая карму, мы действуем по законам космоса и переходим в высшие миры, уменьшаем свои страдания и находим больше возможностей для саморазвития.

– это действия, направленные на нарушение законов Вселенной, в целях только личного обогащения. Викарма, накапливаясь, отправляет нашу душу в низшие миры. В современном мире понятие «викарма» соотносится с понятием «греховность».

– это деятельность без прогресса и без регресса. Может быть, на первый взгляд это звучит странно, но если человек не грешит открыто и не движется к саморазвитию, то зависает в акарме. В то же время в этом состоянии человек является инструментом в руках высших сил, он может творить подвиги во славу Господа и ради спасения грешников, но не по собственному желанию.

Считается, что этот последний вид кармического состояния связан с просветлением, поскольку позволяет не думать, но действовать по законам космическим.

Возможно ли выйти из бесконечности сансары?

Единственная причина, заставляющая человека бесконечно вращаться в колесе сансары, – это три греха: невежество, страсть и гнев. Только если искоренить в своей душе эти греховные помыслы, можно разорвать цепь и достичь нирваны. Буддизм называет негативные и позитивные поступки, которые помогут или, наоборот, помешают вырваться из цепи вечных перерождений.

Положительные поступки, ведущие к спасению:

  • Спасти жизнь любого живого существа.
  • Щедрость души.
  • Верность единственной раз и навсегда избранной возлюбленной.
  • Правдолюбие.
  • Выступать в роли миротворца.
  • Мудрая и справедливая речь без бранных и грубых слов.
  • Не желать большего, чем имеешь.
  • Сострадание к окружающим и людям, и животным, и птицам.
  • Знание учения Будды, саморазвитие и самосовершенствование.

По законам кармы мы все отвечаем за свои поступки. За плохие дела нас ждут наказания, за хорошие – награда.

В разных учениях колесо сансары имеет примерно одинаковое толкование. Одной фразой можно сказать, что колесо сансары – это бесконечная цепь рождений и умираний в соответствии с реинкарнацией по законам кармы. Проходя свой жизненный цикл, все живые существа накапливают определенный опыт знаний, страданий и перевоплощений. Это превращение может длиться бесконечно долго, если человек не постарается избавиться от грехов и достичь совершенства.

Люди всегда искали смысл своей жизни в разных делах, странствованиях, природных явлениях. В философии этот поиск называется по-разному. Одно из понятий, раскрывающих проблемы поиска смысла жизни - сансара. Сансара в философии - это постоянное скитание человека, длящееся бесконечно.

Сансара - определение в философии

Это направление относится к индийскому верованию. Его определение подразумевает перевоплощение человека (личности) в определенной цепочке последующих рождений. Основой этих перерождений является карма. Звенья в цепочке постоянно изменяются, невозможно понять, где начало этого странствования. По этой причине оно без начала и конца.

Философский смысл понятия

Несколько философских школ углубленно занимались изучением проблемы сансары. В них это явление занимало центральное место, так как определяло место человека после окончания жизни. Многие склонялись к мнению, что сансара неподходящее место для нахождения души. Бесконечное странствование по кругу в постоянном перерождении мешает осознать истинный смысл человеческого существования. Многие философы представляли сансару, как препятствие для понимания своего предназначения.

Сансара - ключевой момент верования в буддизме. Буддисты понимают сансару, как цикличное и просвещающее явление. Им принадлежит мнение о том, что в периоде между перерождениями есть определенное промежуточное состояние, куда душа попадает. Затем она перерождается, тем самым странствуя после первой смерти. Переселение души из одного предмета (живого существа) в другой происходит не хаотично, но по конкретному принципу:

  1. Определяющую роль играет закон кармы, то есть воздаяния.
  2. Выйти из замкнутого круга возможно только после достижения мокши - состояние осознания своего равенства с божественной душой, нирваной.

Для страдающих от сансары людей есть выход - от этого состояния можно освободиться с помощью дхармы. Человеку поручаются обязанности, продиктованные особенностями религии. Чтобы освободиться от странствования, нужно полностью выполнить все задачи.

Выйти из замкнутого круга можно также с помощью некоторых элементов йоги. К этому приводит любовь к Ишваре (богу индусов), некоторыми методами медитации, а также использую карма-йогу - правильное выполнение предписания религии, но действия в этом пути не связаны с их последствиями. То есть человеку говорят выполнить конкретные поручения, за которые он потом ответственности не несет.

Закон сансары: основные постулаты

Индейцы внесли в свою философскую теорию перерождения элементы учения Будды - китайского верования. В это философское направление внедрили идеи буддистов о том, что сущность людей в перерождениях не изменяется. Изменяется их мировоззрение, восприятие мира и существование, если они будут делать правильные поступки. Когда человек делает людям подлые и плохие действия, в результате получит болезни, боль, унижение. Если поступает по отношению к другим правильно, делает добрые дела, получает радость, умиротворение.

Основные правила закона сансары (кармического закона):

  • человек своими поступками определяет себе качество жизни;
  • от добрых и плохих дел зависит дальнейшее перерождение - механизм бхавачакра.

Этот механизм имеет 12 основных звеньев, определяющих составляющие в понимании мира. Эти звенья имеют названия и обозначают структуру личности:

  1. Авидья - импульсы от кармы, которым человек должен следовать для выполнения своего предназначения.
  2. Виджаняна - у человека изменяется сознание в результате воздействия импульсов.
  3. Намарупы - внешность или психический облик, которые формируют сознание человека.
  4. Нама-рупа - субстанция, помогающая формировать шесть основных чувств.
  5. Аятана - ощущение сформированных чувств. К ним относят зрение, осязание, слух, вкус и ум человека.
  6. Спарша - научение человека в восприятии мира.
  7. Ведана - чувства человека, возникающие в ответ на ощущения.
  8. Тришана - желания, формирующиеся на основе уже возникших чувств.
  9. Упадана - человек становится привязанным к чувствам, он уже зависит от мыслей.
  10. Бхава - существование личности, появившееся на основе привязанности.
  11. Джати - перерождение человека, возникающее на основании перечисленных этапов.
  12. Смерть.

Закон показывает циклы, с которыми человек сталкивается, согласно этому философскому направлению. Любой поступок по сансаре, любая мысль или слово, обязательно оставят на карме свой след. Именно кармический след определяет, каким будет следующее перерождение.

Буддисты в ощущениях и мировосприятии пошли дальше - они отрицают любой след на карме для счастливого окончания жизни. По их мнению, настоящий буддист не должен «запятнать» свою карму следами. Человеку должно быть чуждо любое желание, чувство. При этом закон сансары обходит его, что приведет к нирване и вечному покою.

Описание колеса сансары

Древние храмы буддистов были украшены интересным цветным колесом. Это колесо сансары - символ круговорота бытия, не имеющего начала и конца.

Расшифровка символа:

  1. В центре находится небольшой круг - это окружность с изображением коня и его трех голов. Они обозначают гнев, привязанность, неведение.
  2. Вторая окружность побольше. Она разделена цветом: одна половина светлого тона, другая - темного. Обозначает круг карму благую (светлый тон) и не благую.
  3. Дальше круг из 6 частей. Обозначает несколько рождений.
  4. В центре тело человека - расположение среди живых существ.
  5. Внешняя окружность - учение сансары. На ней изображены основные этапы жизни человека.
  6. Яма, крепко держащий колесо сансары - бог смерти.
  7. В верхнем углу расположен Будда - идеал человеческого существования, так как он находится в свободе.

Оборот колеса

Понятие сансары философы объяснили, но как быть со значениями колеса и его расшифровкой. Есть выражение: «колесо сансары дает оборот». В колесе есть 8 спиц, отвечающих за каждую жизнь новом теле, в течение которой накапливается карма. Каждая последующая жизнь копит все больше кармы. Когда карма накоплена, отработана, человек становится свободным. Дает оборот колесо в том случае, когда карма накопилась, а человек ее отработал.

Что значит состояние бардо?

Слово «бардо» означает промежуточное состояние между жизнью и перерождением в буддизме. Ранние философы считали, что по своему неведению человек постоянно находится в сансаре. Пока он не понял своего предназначения, не достиг просветления, он останется в состоянии бардо.

Как преодолеть колесо сансары?

Индия и Китай полны философских течений на тему перевоплощения, перерождения. Основной мыслью этих течений является избавление от кармы. Философы выдвинули рекомендации, как избавиться от постоянно текущего замкнутого круга. Для этого нужно многое осознать и переосмыслить:

  1. Природа - предназначение человека.
  2. Спокойно делать доброе дело без эмоциональной привязки.
  3. Делать то, что получается без усилий.
  4. Находиться в уединении.
  5. Знать меру в еде, речи, мышлении, похотях.
  6. Не проявлять эмоций.
  7. Видящий действия Природы, видит все.

Восьмеричный путь освобождения

Философские взгляды Индии и Китая сходятся еще в одном аспекте. Существует «восьмеричный, то есть срединный путь освобождения». Этот путь указал Будда, он ведет к прекращению всякого страдания. В результате его прохождения человек освобождается от страданий в сансаре. Этот путь пролегает между самоистязанием и следованием мирским удовольствиям. Будда сам испытал его на себе, и призывал к следованию пути и других монахов, мирян. Он состоит из таких благ: мудрости, нравственности, духовной дисциплины.