Тропари праздничные. Тропари двунадесятым и богородичным праздникам

Молитвы /

ТРОПАРИ ДВУНАДЕСЯТЫМ ПРАЗДНИКАМ

Тропарь. Благовещению Пресвятой Богородицы.
Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Тропарь предпразднству.
Днесь всемирныя радости начатки / предпразднственное воспети повелевают:/се бо Гавриил приходит, / Деве нося благовестие, / и к Ней вопиет: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Величание. Благовещению Пресвятой Богородицы.
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Тропарь. Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божий ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Тропарь предпразднству.
Радость предобручает всем Анна ныне, / печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, / Юже и приводит, молитвы исполняющи, / днесь веселящися, в храм Господень, / яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Величание. Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, / и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Тропарь. Воздвижению Креста Господня.
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным Христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь предпразднству.
Животворящий Крест Твоея благости, / Егоже даровал еси нам недостойным Господи, / Тебе приносим в молитву, / спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, / Едине Человеколюбче.

Величание. Воздвижению Креста Господня.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем Крест Твой Святый, / имже нас спасл еси от работы вражия.

Тропарь. Вознесению Господню.
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание. Вознесению Господню.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плбтию, / Божественное Вознесение.

Тропарь. Входу Господню в Иерусалим.
Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвйгл есй Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко бтроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

Величание. Входу Господню в Иерусалим.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Тропарь. В Неделю Пятидесятницы (День Святой Троицы).
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Величание. Пятидесятнице.
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.

Тропарь. Крещению Господню.
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Тропарь предпразднству.
Предпразднству (Навечерие), глас 4:Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознёсшуся Илий, / и разделяхуся воды сюду и сюду / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

Величание. Крещению Господню.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.

Тропарь. Преображению Господню.
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

Тропарь предпразднству.
Христово преображение предусрящем, / светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: / приспе день Божественнаго веселия: / восходит на гору Фаворскую Владыка, / Божества Своего облистати красоту.

Величание. Преображению Господню.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем пречистыя плоти Твоея / преславное Преображение.

Тропарь. Рождеству Пресвятой Богородицы.
Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Тропарь предпразднству.
От корене Иессеева и от чресл Давидовых, / Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: / радостию бо радуются всяческая и обновляются. / Срадуйтеся купно, небо и земля, / восхвалите Ю отечествия языков. / Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: / неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

Величание. Рождеству Пресвятой Богородицы.
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтем святых твоих родителей, / и всеславное славим / Рождество Твое.

Тропарь. Рождеству Христову.
Рождество Твоё, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.

Тропарь предпразднству.
Готовися, Вифлееме, / отверзися всем, Едеме, / красуйся, Евфрафо, / яко древо живота в вертепе процвете от Девы: / рай бо Оноя чрево явися мысленный, / в немже Божественный сад, / от негоже ядше, живи будем, / не якоже Адам умрем. / Христос раждается прежде падший возставити образ.
Предпразднству (Навечерие), глас 4:Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресйти образ.

Величание. Рождеству Христову.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь. Сретению Господню.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Тропарь предпразднству.
Небесный лик Небесных Ангел, / приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, / носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, / предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Величание. Сретению Господню.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем. Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.

Тропарь. Успению Пресвятой Богородицы.
В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Тропарь предпразднству.
Людие, предыграйте, / руками плещуще верно, / и любовию соберитеся, / днесь радующеся / и светло восклицающе вси веселием: / Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, / Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Величание. Успению Пресвятой Богородицы.
Величаем Тя, / Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим / Успение Твое.

В православной традиции многое не полностью понятно и в принципе не известно современному человеку. Вызвана эта безграмотность вовсе не отсутствием духовности как таковой, а долгими десятилетиями, в течение которых православие не было частью обыденной жизни людей, не участвовало в их воспитании и не оказывало влияние на формирование личностных качеств.

Если о таких праздниках, как Пасха или Рождество, представление есть у всех без исключения. То о многих других - нет. Например, на вопрос о том, что такое двунадесятые праздники, тропари и кондаки, не ответит практически никто, кроме людей, посещающих какие-либо специальные занятия, или же близких к церкви. Разумеется таких людей не особо много.

Что такое двунадесятые праздники?

Между тем двунадесятые праздники, тропари и кондаки которых занимают особое место среди текстов церковных служб, это не что иное, как двенадцать важнейших для христиан торжеств после Пасхи.

Посвящены эти праздники определенным событиям и вехам земных жизней Иисуса и девы Марии, или же, как принято говорить в православии, Богородицы. Эти дни входят в число особо почитаемых, великих праздников. Каждая дата имеет собственные пред- и попразднства, а также отдаяния. Иными словами, каждое празднование является многодневным, имеет завязку, начало, кульминацию и окончание.

Какие даты в них входят?

Тропари, кондаки величания двунадесятых праздников посвящены самым важным событиям земной жизни Иисуса и, конечно же, Богоматери.

Открывают перечень такие торжества:

  • Рождество Пресвятой Богородицы.
  • Воздвижение Креста Господня.

Продолжают перечень почитаемых дат:

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • Рождество Христово.
  • Крещение Господне.

Вслед за Крещением празднуется Сретение Господа. За ним следуют:

  • Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • Вход Господень в Иерусалим.

Этот праздник в народе на Руси называют Вербным воскресеньем. Вслед за ним отмечается Вознесение Господне. Завершают праздники:

  • День Святой Троицы.
  • Преображение Господне.
  • Успение Пресвятой Богородицы.

Именно эти события и есть - двунадесятые праздники, тропари и кондаки к которым несложно найти в любой церковной торговой лавке.

Про типы празднеств

Все двунадесятые торжества подразделяются на два типа:

  • Господские - прославляющие самого Иисуса.
  • Богородичные - посвященные Богоматери.

Господские праздники являются более важными. Иными словами, служения, когда используются тропари двунадесятых праздников, текст которых прославляет и описывает события жизни в миру Иисуса, являются главными, господствующими. Богородичные служения в сравнении с Господскими вторичны.

На практике это выражается в следующем. Если Господское торжество выпадает на воскресный день, то в богослужении используются сборник нот, тропари кондаки величания двунадесятых праздников. Обычные тексты и хоры Воскресной службы не используются вообще. В том же случае, если на воскресный день приходится празднество Богородичное, то служения объединяются воедино. Иными словами, дается и Богородичная и воскресная службы одновременно.

Самым же почитаемым, главным празднеством в православии является Воскресение Христово. Этот день чтится превыше всех прочих.

Что составляет структуру празднеств?

Тропари и кондаки двунадесятых праздников с переводом с церковнославянского на обычный современный разговорный язык, продающиеся в торговых киосках при храмах, понятно и доступно разъяснят каждому прихожанину порядок богослужений. Прочитав их, вполне можно разобраться, что именно происходит на служении, а не оглядываться на остальных, в ожидании мгновения, в которое требуется перекреститься и поклониться.

Структура же каждого из великих празднеств включает в себя несколько дней. Открывает их предпразднство - период подготовки к торжественной дате. Кроме него существуют:

  • попразднство - время развития и начала поминаний события;
  • отдание - кульминация с торжественным богослужением.

Отдание может сочетаться с субботами или же неделями, воскресениями. Предпразднство, то есть период подготовительный, может продолжаться от одного дня до восьми. Попразднство - это развитие торжества. То есть, если празднование в целом длится неделю, то до последней, самой величественной службы, этот период и идет. Отдание - последний день празднования и завершающая, величественная торжественная служба, ему посвященная.

Меняются ли их даты?

Тропари двунадесятых праздников на церковнославянском языке посвящены двум типам торжеств:

  • Первый - непереходящие празднования, то есть имеющие постоянную дату.
  • Второй - праздники переходящие, соответственно, не имеющие постоянного календарного числа для проведения торжеств.

К непереходящим Господским празднествам, то есть имеющим фиксированную привязку к календарю, относятся:

  • Воздвижение Креста Господня.
  • Рождество Христово.
  • Крещение.
  • Преображение.

Господские переходящие праздники это:

  • Вход Господень в Иерусалим.
  • Вознесение.
  • Пятидесятница.

Все пять Богородичных торжеств относят к недвижимым (непереходящим), иными словами, они привязаны к календарным датам.

О служении в Господские праздники

В Господские двунадесятые праздники тропари и кондаки читаются и поются тематические. То есть, вне зависимости от того, на какой день недели или же иной христианский праздник выпадает торжество, оно пользуется приоритетом.

  • при служении в воскресный день, либо в понедельник поется гимн «Блажен муж» в вечерню, а в другое время - нет;
  • антифоны обязательно входят в литургии;
  • при выполнении Малого входа диаконы читают молельный стих пред после чего приходит время для тропаря и кондака конкретного празднования;
  • вечерня совершается с обстоятельным торжественным входом и прокимном;
  • в отдание в ходе литургии служится лишь один Апостол и читается одно дневное Евангелие.

Разумеется, к особенностям можно отнести и внешний вид служащих церковников, и убранство храмов, соответствующее тематике празднования.

О служении в Богородичные праздники

В эти дни читаются тематические тропари двунадесятых праздников на церковнославянском. Служение при выпадении на воскресный день совмещается с выходным. Однако если празднование приходится на субботу, совершается исключительно торжественное служение.

Особенностью данных празднований является совершение Всенощных бдений. К отличительным моментам непосредственно в ходе самих богослужений можно отнести:

  • исполнение тематических стихир;
  • по завершении прокимна вечерни совершается чтение праздничных паремий;
  • тропарь в ходе Благословения хлебов поется трижды, а воскресный - дважды, при соединении служб.

Где размещены праздничные иконы?

Тропари и величания двунадесятых праздников в православной традиции неразделимы с иконописными образами. Иконопись, касающаяся тематики двунадесятых праздников, как правило, бывает размещена в храмах во втором ряду, если вести отсчет с нижнего.

То есть образы нужно разыскивать промеж деисусного и местного рядов. Разумеется, это размещение актуально исключительно для тех храмов, которые располагают полным иконостасом.

Как установились двунадесятые праздники?

Выделить особо важные торжественные дни, в которые вспоминаются определяющие для становления всего христианства в целом, пытались еще в начале формирования религии. Соответственно, у каждого из двунадесятых празднеств своя особенная история установления.

История данных торжеств неразрывно связана со становлением церковного календарного распорядка в целом. Все выделенные в христианстве двенадцать праздников своими корнями уходят во времена Воскрешения Иисуса. Именно Воскрешение стало самым первым и наиболее значимым событием для верующих. Оно и явилось своего рода основоположником календаря церковных празднеств.

Именно со светлого Воскресения Господня и начинаются все остальные события, которым посвящены тропари двунадесятых праздников. Разумеется, хронологически события начинаются с явления Деве Марии Ангела, принесшего благую весть. Однако во времена становления христианства наиболее значимым являлось чудо Воскрешения. Таким образом, именно это событие и стало самым главным в религиозных обрядах.

Остальные же праздники присоединялись по мере изучения верующими людьми жизни Иисуса. Конечно же, важную роль в этом сыграли тексты Евангелий. Вполне естественно, что наибольшее любопытство вызывали подробности появления в этом мире Христа, события его жизни. Женщин же, которых среди первых христиан было также не мало, волновали проблемы материнства и, конечно же, им было более важно все, что случилось с Девой Марией.

Апостолы и прочие первые последователи не вызывали столь живого интереса у верующих. Предположительно, что именно благодаря этому и выделились в отдельные, особо почитаемые даты в церковном служении двунадесятые праздники.

Первое же документальное закрепление праздников произошло при правлении Константина Великого Багрянородного, римского императора и христианина, немало сделавшего для становления веры и оформления ее канонов.

Почему эти праздники важны?

Важность двенадцати основных праздников в православной традиции заключается не в том, что они служат своего рода основополагающим стержнем церковного календаря, его образующим кругом.

Важны эти дни для формирования духовности прихожан, их просвещения. Ведь чем больше верующие люди знают о мирской жизни тех, кого почитают в храмах, тем трепетнее и искреннее они воспринимают служение. Это особенность человеческого восприятия. Соответственно, важны праздники для укрепления веры прихожан и в этом их основное значение.

Что делают в эти праздники?

Впервые правила поведения в быту, так сказать, житейские предписания, были задокументированы при правлении Константина Великого. Самое первое из появившихся правил поведения в праздники - это запрет на торговлю. До нашего времени это предписание не дошло, оно было упразднено.

Многие правила и предписания касались воскресного дня. В разные исторические эпохи церковными правилами запрещались выступления артистов, судопроизводство, общественные работы. Но с течением времени ограничения спадали, суть понимания празднеств менялась.

В праздничный день не рекомендуется трудиться, в том числе и по дому. Разумеется, неотложные дела совершать не возбраняется. Например, приготовить завтрак или же подобрать упавший на пол сор церковь не запрещает, утрировать предписания не нужно. Однако, генеральную уборку, стирку или же иные хлопоты, которые вполне можно отложить, совершать не рекомендуется.

Конечно же, в дни празднований необходимо посещать храмы, а не только бездельничать. Эти дни отдаются не безделью, а духовной работе человека над собой, размышлениям и молитвам.

Тропарь, глас 4

Аудио:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Перевод: Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах.

Кондак, глас 4

Аудио:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

Тропарь, глас 1

Аудио:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови верных Тебе, даруя им победы над противниками (видимым и невидимым злом) и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.

Кондак, глас 4

Аудио:

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щу Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Тропарь, глас 4

Аудио:

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Перевод: Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.

Кондак, глас 4

Аудио:

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.

Перевод: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.

Тропарь, глас 4

Аудио:

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ восто́ка:// Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Рождество Твое, Христос Бог наш, осветило мир истиной, потому что тогда волхвы, кланявшиеся звездам, со звездой пришли к Тебе, как к настоящему солнцу, и узнали Тебя, как настоящий восход. Господи, Слава Тебе.

Кондак, глас 3

Аудио:

Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют:/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.

Перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, предвечный Бог!

Тропарь, глас 1

Аудио:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, люди узнали Святую Троицу, потому что голос Бога Отца называл Тебя любимым Сыном, а Дух Святой, в виде голубя, эти слова подтверждал. Ты, Господи, пришел на землю и дал людям свет, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Аудио:

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// свет непристу́пный.

Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»

Тропарь, глас 1

Аудио:

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды – Христо́с, Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Перевод: Радуйся, получившая милость Божию, Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас темных людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ.

Кондак, глас 1

Аудио:

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м,/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жи́тельство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Тропарь, глас 4

Аудио:

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8

Аудио:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице./ Но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

(воскресенье перед Пасхой)

Тропарь, глас 1

Аудио:

О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Перевод: Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией.

Ин тропарь, глас 4

Аудио:

Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Перевод: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим, и в песнях восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»

Кондак, самогласен, глас 6

Аудио:

На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти.

Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

(40-й день по Пасхе, четверг)

Тропарь, глас 4

Аудио:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод: Ты, Христе Боже, обрадовал своих учеников, когда вознесся на небо и обещал послать им Святого Духа, Ты их благословил, и они верно узнали, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.

Кондак, глас 6

Аудио:

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Тропарь, глас 7

Аудио:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Перевод: Ты, Христе Боже, преобразился на горе и показал апостолам Твою Божию славу. По молитвам Богородицы и нам грешным покажи Свой свет вечный. Слава Тебе.

Кондак, глас 7

Аудио:

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Тропарь, глас 1

Аудио:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Перевод: Ты, Богородица, девой родила Христа и после смерти не забыла людей. Ты опять стала жить, потому что Ты Мать самой Жизни; Ты молишься за нас и спасаешь нас от смерти.

Кондак, глас 2

Аудио:

В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.

Предпразднству, глас 4

От корене Иессеева и от чресл Давидовых, Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: радостию бо радуются всяческая и обновляются. Срадуйтеся купно, небо и земля, восхвалите Ю отечествия языков. Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

Празднику, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства,и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,во святем рождестве Твоем.То празднуют и людие Твои,вины прегрешений избавльшеся,внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Тропарь и кондак Воздвижению Креста Господня

Предпразднству, глас 4

Животворящий Крест Твоея благости, Егоже даровал еси нам недостойным Господи, Тебе приносим в молитву, спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, Едине Человеколюбче.

Празднику, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным
христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,тезоименитому Твоему новому жительству,щедроты Твоя даруй, Христе Боже,возвесели нас силою Твоею,победы дая нам на сопостаты,пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Тропарь и кондак Введению во храм Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

Радость предобручает всем Анна ныне, печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, Юже и приводит, молитвы исполняющи, днесь веселящися, в храм Господень, яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Празднику, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Кондак, глас 4

Пречистый Храм Спасов,многоценный Чертог и Дева,священное Сокровище славы Божия,днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,яже в Дусе Божественном,Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Тропарь и кондак Рождеству Христову

Предпразднству, глас 4

Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ.

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший
воскресити образ.

Празднику, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Кондак, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает,и земля вертеп Неприступному приносит,Ангели с пастырьми славословят,волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.

Тропарь и кондак Крещению Господню

Предпразднству, глас 4

Готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматерию, не крыита себе, якоже в рай прежде, ибо, наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Предпразднству (Навечерие), глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознёсшуся Илий, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.

Празднику, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней,и свет Твой, Господи, знаменася на нас,в разуме поющих Тя:пришел еси, и явился еси, свет неприступный.

Тропарь и кондак Сретению Господню

Предпразднству, глас 1

Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Празднику, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем, Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Кондак, глас 1

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,и руце Симеоне благословивый,якоже подобаше, предварив,и ныне спасл еси нас Христе Боже,но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Тропарь и кондак Благовещению Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают:/се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Празднику, глас 4

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8

Взбранной воеводе победительная,яко избавльшеся от злых,благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,но яко имущая державу непобедимую,от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь и кондак Входу Господню в Иерусалим, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых
воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко
отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,и воспевающе зовем:осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак, глас 6-й

На престоле на небеси,на жребяти на земли носимый, Христе Боже,Ангелов хваление и детей воспеваниеприял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Вознесению Господню, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею
плотию, Божественное Вознесение.

Кондак, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение,и яже на земли соединив небесным,вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,никакоже отлучаяся,но пребывая неотступный,и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Тропарь и кондак В Неделю Пятидесятницы (День Святой Троицы), глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.

Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия,разделяше языки Вышний,егда же огненныя языки раздаяше,в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

Тропарь и кондак Преображению Господню

Предпразднству, глас 4

Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту.

Празднику, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Кондак, глас 7

На горе преобразился еси,и якоже вмещаху ученицы Твоиславу Твою, Христе Боже, видеша:да егда Тя узрят распинаема,страдание убо уразумеют вольное,мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Тропарь и кондак Успению Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

Людие, предыграйте, руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Празднику, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу,и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста:якоже бо Живота Матерь,к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Тропари двунадесятых праздников

(в порядке церковного года, начинающегося с сентября месяца) .

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы

Рождение Твоё, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной (всему населённому миру); ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Господь наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твои, и благослови достояние Твоё, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твоё сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Ныне день благоволения (к нам) Божия и предвестия о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. К Ней и взываем мы во весь голос: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Тропарь Рождества Христова

Твоё рождение, Христос Господь наш, озарило мир светом Богопознания, ибо тогда служившие звёздам, как Богу, звездою научены (были) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты. Господь, слава Тебе.

Тропарь Крещения Господня

Когда Ты, Господь, крестился во Иордане, открылось поклонение (прославление) Святой Троицы: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину (сего) слова. Христос Господь, явившийся в мир, слава Тебе.

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Господь наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь Входа Господня в Иерусалим

(Праздник за неделю до Пасхи)

Общее воскресение прежде Своего страдания утверждая, воскресил Ты из мёртвых, Христос Господь, Лазаря. Поэтому и мы, как дети (еврейские ), носящие знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: спасение с неба, благословен Идущий во имя Господне.

Тропарь Пасхи

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав

Тропарь Вознесения Господня

(Праздник через 40 дней после Пасхи)

Христос Господь наш! Ты вознёсся во славе, исполнив радостью учеников Своих через обещание им Духа Святого, Своим благословением уверил их в том, что Ты Сын Божий, Избавитель мiра.

Тропарь Пятидесятницы

(Праздник через 50 дней после Пасхи)

Благословен Ты, Христос Господь наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), ниспослав им Святого Духа, и ими уловивший вселенную. Слава Тебе, Человеколюбивый.

Тропарь Преображения Господня

Христос Господь, Ты преобразился на горе, показав ученикам Своим славу Свою, насколько они могли (её видеть). По молитвам Богородицы да воссияет нам грешным вечный Твой свет. Дарующий свет, слава Тебе.

Тропарь Успения Пресвятой Богородицы

Ныне начало нашего спасения и открытие бывшей от века тайны. Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородица: радуйся. Благодатная, Господь с Тобою.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Тропари на Бог Господь Перейдя от грустно-покаянного настроения в празднично-радостное и от ветхозаветных чувств к тому живому предощущению спасения, какое дается подбором мест из 117 пс, песни утрени теперь переходят на прямой христианский язык. Это делается чрез

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Воскресные тропари Заменяя собою на некоторых службах все другие песни, тропарь в сжатом виде изображает самую суть празднуемого события. Это делают и воскресные тропари, поемые на Бог Господь, часах и литургии. Но тогда как одни из них рисуют более картину, внешнюю

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

Ирмос и тропари Более, чем библейские песни, значительную по объему часть канона составляют присоединяемые к стихам их песнопения позднейшего составления, в которых различаются два вида: ирмос и тропари канона. Ирмос (?????? - связь, ряд), как показывает самое название его,

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Тропари и кондаки В мысли, что на входе священнослужителей в алтарь происходит вход туда и святых, Церковь, естественно, в этот момент воспевает святых, назначая после входа тропари и кондаки им. На литургии иногда (в будни) это единственное место, посвящаемое памяти дня.

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Причина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие этих дней от праздников. Говоря о днях богослужения в порядке более историческом, переходим от непреходящих праздников к постам, потому что учреждение их зависело от установления праздников, перед

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

ПРЕДПРАЗДНСТВА И ПОПРАЗДНСТВА ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ В предпразднство и попразднство двунадесятых праздников, кроме Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы, содержание богослужения принимает уже исключительно праздничный характер, и октоих в будничные дни

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Из книги Таинство смерти автора Василиадис Николаос

«Бог Господь» и Тропари Сразу после Великой ектении диакон возглашает, а лик громко и радостно поет славословие в честь Господа, пришедшего на землю для спасения мiра: Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне (Пс. 117, 26-27), то есть: «Господь есть Бог, и Он

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Тропари по входе Здесь бывает много разного рода ошибок. Обычно yстав об этих тропарях излагается весьма громоздко и маловразyмительно.Постараюсь по возможности кратко его изложить.Тропари по входе (понятное дело, что по Малом входе) на седмичной литyргии без красного

Из книги автора

Тропари Троичные Восставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети

Из книги автора

Тропари Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и

Из книги автора

Тропари по «Непорочных» Вслед за «Непорочными» торжественно поются глубокие по своему богословскому содержанию «Благословенны», называемые так по словам 12–го стиха псалма 118, {стр. 355} которые исполняются в конце каждого тропаря: «Благословен еси, Господи, научи мя

Из книги автора

Тропари Троичны Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.Слава: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи; ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: свят, свят,

Из книги автора

Тропари за упокой, гл. 5 Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Благословен еси…Агнца Божия проповедавше, и заклани

Из книги автора

Тропари воскресные С Богородичными, кондаками, догматиками, прокимнами и

Из книги автора

Тропари дневные С кондаками, прокимнами, аллилуиа и